Когда возникла римская империя? империя римский государственный совет. Оборонительные стены Римской империи

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРОПЫ И АЗИИ

ГЛАВА 1=-

РАННЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

ПРАВЛЕНИЕ АВГУСТА. ПРИНЦИПАТ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ИТАЛИИ

ЖИЗНЬ ПРОВИНЦИЙ

ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АВГУСТА

ЛИЧНОСТЬ ОКТАВИАНА АВГУСТА

КУЛЬТУРА В ПЕРИОД СМЕНЫ ЭПОХ

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В I В. Н. Э.

ВОССТАНИЕ ГЕРМАНСКИХ И ПАННОНСКИХ ЛЕГИОНОВ

ПОЛИТИКА ЮЛИЕВ КЛАВДИЕВ

ЖИЗНЬ ИМПЕРИИ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРОВ ДИНАСТИИ ЮЛИЕВ-КЛАВДИЕВ

КУЛЬТУРА ИМПЕРИИ ПЕРИОДА ПРИНЦИПАТА

ГЛАВА 2=-

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД ВЫСШЕГО МОГУЩЕСТВА

УСИЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ

ПРАВЛЕНИЕ АНТОНИНОВ.

ЖИЗНЬ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ I В. - НАЧАЛЕ II В.

ЗАПАДНЫЕ И ВОСТОЧНЫЕ ПРОВИНЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ I В. И ВО II В. Н.Э.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ I B. - II В. Н.Э.

КУЛЬТУРА

ЗАРОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

ГЛАВА 3=-

ПАРФИЯ В БОРЬБЕ С РИМОМ

АРМЕНИЯ В БОРЬБЕ С РИМОМ

КОЛХИДА ПОД ВЛАСТЬЮ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГЕРМАНЦЕВ С РИМСКОЙ ИМПЕРИЕЙ

ЦАРСТВО ДЕЦЕБАЛА

ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА

ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

ГЛАВА 1=-

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ III ВЕКА НОВОЙ ЭРЫ

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 193 - 197 ГГ. Н.Э.

ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ ИМПЕРИИ

СЕПТИМИЙ СЕВЕР

ДИНАСТИЯ СЕВЕРОВ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС ИМПЕРИИ III ВЕКА Н.Э.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

УСТАНОВЛЕНИЕ ДОМИНАТА. ИМПЕРАТОР ДИОКЛЕТИАН

КУЛЬТУРА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ III ВЕКА

ГЛАВА 2=-

ГОСУДАРСТВА АЗИИ И ЕВРОПЫ В III ВЕКЕ Н. Э.

СРЕДНЯЯ АЗИЯ

САСАНИДСКИЙ ИРАН

КАРТЛИ И АЛБАНИЯ

СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

КОЧЕВНИКИ АЗИАТСКИХ СТЕПЕЙ

ПЛЕМЕНА ЕВРОПЫ

ГЛАВА 3=-

РАЗДЕЛ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН

УПАДОК ГОРОДОВ. ВАРВАРИЗАЦИЯ АРМИИ

КОНСТАНЦИЙ И ЮЛИАН

РАЗДЕЛЕНИЕ ИМПЕРИИ НА ЗАПАДНУЮ И ВОСТОЧНУЮ

ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

*ЧАСТЬ I*

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРОПЫ И АЗИИ

-=ГЛАВА 1=-

РАННЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

Историю Древнего Рима принято делить на два этапа. Первый начинает свой отсчет от завоевания Римом Апеннинского полуострова и образования римско-италийского союза (VI - III вв. до н. э.). Он включает в себя создание Римской Средиземноморской державы (III - I вв. до н.э.), которую принято называть Римской республикой.

Второй этап в истории Древнего Рима начинается со времени падения республиканского строя в тридцатых годах I в. до н. э. и образования Римской Империи.

В этом томе энциклопедии мы рассмотрим второй этап в истории Древнего Рима.

Римская Империя возникла не на пустом месте. Почву для образования создал Гай Юлий Цезарь (род. в 100 г. до н. э.), который сумел в рамках республиканского строя фактически воздвигнуть военную монархию.

В период непрестанных гражданских войн и внутренних распрей, которые буквально раздирали государство на части, он сумел, «победив своих противников, не только удержат гигантское государство от развала, но и укрепить его границы.

Приведем цитату крупнейшего немецкого историка, филолога и юриста Теодора Моммзена (1817 - 1903), чей научный труд «История Рима» имеет всемирную славу. В нем он дал блистательный анализ событий, свершившихся в важнейший период европейской истории и впервые сформулировал фундаментальные выводы. Они и сегодня поражают своей глубиной, точностью и универсальностью:

«Вот самый краткий очерк того, что сделал Цезарь. Недолгий срок был дан ему судьбой, но этот необыкновенный человек с гениальными дарованиями соединил и небывалую энергию в труде и работал беспрерывно, неустанно, словно у него не было завтрашнего дня. За двести лет до его времени социальные и экономические затруднения дошли в Риме до крайнего предела и угрожали гибелью народу. Тогда Рим был спасен тем, что он объединил под своей властью всю Италию и на более обширном поприще сгладились, исчезли внутренние противоречия, от которых невыносимо страдала община небольшая. Теперь снова в Римском государстве назрел до кризиса социальный вопрос. Государство изнывало во внутренних неурядицах и, казалось, нет уже из них выхода. Но гений Цезаря нашел путь спасения: слив в одно огромное целое все страны кругом Средиземного моря, Цезарь направил их к внутреннему объединению и на этом огромном, когда-то казавшимся беспредельном поле та борьба богатых и бедных, которая не находила себе разрешения в пределах одной Италии, могла разрешиться естественно и без труда.

Деятельностью Цезаря завершилась история эллинов и латинов. После того, как греки и италики разделились, одна из этих народностей обнаружила дивные дарования в области индивидуального творчества, в области культуры. Другая выработала самое огромное и мощное государственное тело. В своей области каждое из этих племен достигло высшего возможного для человечества предела и вследствие односторонности своего развития клонилась уже к упадку. В это время и явился Цезарь. Он слил в одно народность, создавшую государство, но не имевшую культуры, с народностью, которая имела высшую культуру, но не имела государства. Два даровитейших племени древнего мира вновь сошлись теперь, в своем объединении почерпнули новые духовные силы, достойно заполнили всю обширную сферу человеческой деятельности и совместным трудом создали ту основу, на которой человеческий гений может работать, кажется, безгранично. Других путей для человеческого развития не найдено. На новом поприще работы безгранично много, и до сих работает на нем все человечество в том же духе и направлении, что и Цезарь, который в представлении всех народов остается единственным императором, олицетворением власти.»

Начало второго периода римской империи, а именно образование римской империи, связано с именем Гая Октавия, который был объявлен в завещании Гая Юлия Цезаря наследником его имущества и приходился ему внучатым племянником. В момент убийства Цезаря, Гай Октавий находился в Аполлонии Иллирийской.

Узнав о преступном заговоре, вследствие которого погиб его великий родственник, он тут же прибыл в Рим и потребовал от Марка Антония, который в то время возглавлял цезарианцев, передачи ему, согласно завещанию Цезаря, больших денежных средств, которые к этому времени Антоний успел присвоить себе.

Антоний ему отказал и Гай Октавий стал искать поддержки у Марка Туллия Цицерона, который в то время был предводителем республиканцев в сенате.

Цицерон, посчитав это для себя большой удачей и пытаясь ослабить цезарианцев, провел через сенат постановление, которым Гай Октавий признавался приемным сыном и законным наследником Гая Юлия Цезаря. С этого момента Октавий стал именоваться Гаем Юлием Цезарем Октавианом.

Став наследником огромных богатств и выполняя волю Гая Юлия Цезаря, Октавиан раздал беднейшим гражданам Рима ту сумму денег, которую завещал им Цезарь, и этим приобрел популярность в среде плебса и ветеранов.

Увидев, что его влияние в городе с каждым днем ослабевает, Марк Антоний уехал в Цизальпинскую Галлию. После его отъезда сенат объявил Антония врагом Республики. Цицерон, который был известен как непревзойденный оратор, стал произносить против него речи, которым он сам дал название «филиппики». Но он прекрасно понимал, что дальше этих речей дело пойти не может, так как на самом деле сенат бороться против Марка Антония не мог - он не имел войск.

Роковою силою вещей Рим из республики был превращен в монархию (империю). Когда римская гражданская община подчинила себе полмира, её устройство перестало соответствовать её положению. И народное собрание, состоявшее из римской черни, и сенат, как орган римской аристократии, выражали собою волю той или другой части столичного населения, но не волю, всего государства. Государственное хозяйство приняло ненормальный характер эксплуатации всего государства в пользу столицы. Ни попытка Гракхов передать политическую власть комициям , ни сходная попытка Суллы с сенатом не имели, да и не могли иметь успеха. Было лишь одно средство сохранить в Риме республику – устройство представительного правления, – но идея представительства была чужда древнему миру, Здесь сказался и другой истории, закон, в силу которого преобладание внешней политики над внутренней неминуемо ведет к единовластию. Жизнеспособность Рима выразилась в том, что, когда в его устройстве сказалось несоответствие с вновь открывшимися задачами, он создал для новых потребностей новый орган, давший ему возможность продолжать великое дело объединения народов и культур. Этим органом была империя, восстановившая равновесие между Римом и провинциями, более, чем комиции или сенат, способная руководить военными действиями и сложными дипломатическими сношениями. Идея единовластия, смутно выражавшаяся уже в деятельности Мария , Суллы и Помпея , сознала себя в Юлии Цезаре и была окончательно осуществлена Августом .

Римский император Октавиан Август ("Август из Прима Порта"). Статуя I в. по Р. Х.

Но переход Рима от республики к империи совершился не сразу, а посредством целого ряда постепенных, более или менее законных изменений. В этом отношении всю пятивековую историю Римской империи можно разделить на два периода – до и после Диоклетиана. Первый период обнимает первые три века христианской эры; империя этого времени была не монархией, а особого рода республиканской магистратурой , подобной консульству или трибунату , и носившей особое название принципата . Римский император , или princeps был должностным лицом, избираемым пожизненно, и только эта пожизненность отличала его от прежних республиканских магистратов. Мало того, сама его власть представляла соединение двух чисто республиканских магистратур: проконсульства и трибуната. Он был ограничен в своем полновластии дуализмом учреждений, так как рядом с ним стоял сенат: под властью римского императора тогда находились лишь те провинции, которые лежали на границах или были на военном положении, – в мирных провинциях распоряжался сенат. Отличительной чертою принципата является формальное отсутствие наследственности; как всякая магистратура, он каждому лицу вручался по народному выбору (фактически народ играл здесь ничтожную роль – выбор зависел от сената, а еще чаще от войска).

Такова была государственно-правовая основа римского принципата; если на практике император был полновластным хозяином в государстве, если фактически сенат был его послушным орудием, и власть большею частью переходила от отца к сыну, то в теории не было ни полновластия, ни наследственности. И эта ограниченная власть сложилась в Риме не сразу, а постепенно, в эпоху правления Августа и Тиберия . Начиная с Калигулы и до Диоклетиана эта теоретическая основа императорской власти не расширяется, хотя фактически принципат, опираясь на войско и массу, мало-помалу проникает во все отрасли управления. Коренным образом изменяется характер Римской империи во втором периоде – в последние два века её существования (284 – 476 гг.). Чтобы освободить ее от влияния солдат и сената, Диоклетиан внешним образом придал ей характер самодержавия и посредством искусственной формы усыновления положил начало наследственности, а Константин, внесением в нее христианского элемента, обратил ее в монархию «Божьей милостью».

Римский император Марк Ульпий Траян (98-117)

Несмотря на слабость или низость своих отдельных членов, первые четыре династии (Юлии 31 г. до Р. X. – 68 г. по Р. X., Флавии 68 – 96 гг., Траян 98 – 117 гг., Адриан 117 – 138 гг., Антонины 138 – 192 гг., Северы 193 – 235 гг.), в общем, удовлетворяли тем потребностям, которыми империя была призвана к жизни. Главное внимание лучших из них было направлено во внутренней политике на поддержание власти Рима в покоренных странах, на умиротворение и романизацию провинций, а во внешней – на защиту границ от вторжения варваров. Особенно много в том и другом отношении сделал Август: установлением «римского мира» (рах romana), проведением дорог, строгим надзором за наместниками он много способствовал экономическому и культурному развитию провинций , а покорением придунайских стран и борьбою с германцами – безопасности границ. Такое же внимание к нуждам провинций обнаруживал и Тиберий. Флавии восстановили порядок в империи, расшатанный предыдущею смутой, довершили покорение Палестины, смирили восстание галлов и германцев и романизировали Британию, как Август романизировал Галлию. Траян романизировал придунайский край, успешно боролся против даков и парфян , а Адриан, напротив, всецело сосредоточил свое внимание на делах внутреннего управления, беспрестанно объезжал провинции, следил за деятельностью администрации и усовершенствовал бюрократию, начало которой положил Клавдий . Правление Марка Аврелия прошло в обороне Римской империи против парфян и германцев и в усмирении Сирии. после смут водворил порядок и докончил романизацию Британии, а сын его, жестокий Каракалла , завершил великое дело, начатое Цезарем, – даровал римское гражданство всем свободным жителям провинций.

Римский император Адриан (117-138)

Первая половина III века является переходною эпохою между первым и вторым периодами в истории Римской империи; смуты этого времени резко обнаружили шаткость всего государств, строя. Избирательность принципата сделала его игрушкой в руках армии, из которой он вышел. Со смерти Коммода (192 г. по P. X.) начинается господство солдат , которые из выгоды или по капризу ставят и свергают императоров. Притом все более сказывается перевес провинциальных войск над римскими, объясняющийся упадком воинственности и политического духа в римлянах и италиках. Этот перевес обнаружился в том, что, начиная с Септимия Севера, на престол возводятся исключительно провинциалы, не-римляне. В связи с этим явлением стоит и другое – ослабление единства Римской империи, стремление провинций к главенству в государстве или к самостоятельности. В середине III в. Рим окончательно подпадает влиянию провинций: каждая провинциальная армия выдвигает своего императора, число императоров достигает 20 – наступает так называемая «эпоха 30 тиранов». Следствием такого положения дел была ужасная смута, которою не замедлили воспользоваться внешние враги: персы, готы, аллеманы со всех сторон нападают на империю, наносят поражения войскам, грабят города и села, и каждая провинция, со своим императором во главе, действует на свой страх и в своих интересах, нисколько не заботясь о целом. Великому полководцу Аврелиану удалось в 270 г. на короткое время восстановить единство Римской империи и отразить внешних врагов, но необходимость для сохранения государства обширной реформы была очевидна.

Римский император Септимий Север (193-211). Античный бюст из Мюнхенской глиптотеки

Две тысячи лет назад римляне создали огромную и мощную империю, просуществовавшую пять веков.

Она объединяла много разных народов.

Империя образовалась около 250 г. до н. э. и просуществовала до 476 г. н. э. Римляне отличались прекрасными организаторскими способностями, а их мощная армия и флот наводили страх на врагов. Целостности империи способствовали единый язык, единая экономика и единая власть.

Что такое Римская империя?

Согласно легенде, Рим был основан в 753 г. до н.э. В 509 г. до н. э. он стал республикой. Главным соперником Рима был Карфаген в Северной Африке, и в 218 г. до н. э. между ними вспыхнула очередная война. В 216 г. до н. э. карфагенский полководец Ганнибал наголову разбил римскую армию в битве при Каннах, но взять Рим не сумел. Позднее Карфаген был побежден. К 44 г. до н. э. Рим завоевал Грецию, Галлию, Испанию, большие территории на Ближнем Востоке и в Север-поп Африке,.

Век августа

С ростом Рима патриции, римская знать обогащались, а простые граждане, или плебеи, теряли политическое влияние. Армия же хранила верность удачливым полководцам, предпочитая их гражданским правителям. Возникшая из-за этого напряженность привела к гражданским войнам, длившимся с 49 по 31 г. до п. э. Победивший в них, внучатый племянник Юлия Цезаря, принял титул Августа, что означает «возвеличенный богами», и установил новый тип правления, при котором вся власть фактически перешла к императору.

Граждане Рима

Римское гражданство давало человеку целый ряд преимуществ. Гражданин имел право избирать и быть избранным в органы государственного управления. Обладали только жители Рима, но со временем его начали предоставлять и другим, прослужившим в армии не меньше 30 лет. Наконец, в 212 г. гражданство было предоставлено всем свободным жителям империи без исключения.

Римская армия

Римская армия была разбита на легионы. Каждый из них состоял примерно из 6 тыс. латников, а также небольшого числа лучников и конных воинов. Легионеров обучали сражаться в тесном строю, образуя так называемую «черепаху». Армия строила дороги и укрепления на границах. Каждый легионер должен был сам нести свое снаряжение, в том числе оружие, котелок, одеяло и инструменты.

Жилище римлян

Большинство римлян жили за городом или в многоквартирных домах, называвшихся, но богачи могли себе позволить завести городской дом, или. Передние комнаты сдавали в аренду ремесленникам и торговцам, а семья проживала в комнатах вокруг атрия (зал с бассейном) или перистиля (дворика, окруженного колоннами). Триклиний (столовая) и гостиные располагались неподалеку от кухни.

Хлеб и зрелища

Большинство римских подданных жили в сельской местности, занимаясь земледелием. Города были центрами торговли и управления. Для развлечения публики устраивались бои гладиаторов друге другом или с дикими животными. Иногда приговоренных к смерти преступников прилюдно бросали на растерзание львам. Не меньшей популярностью пользовались гонки колесниц на круглых аренах-«цирках». А для беднейших жителей Рима проводили бесплатную раздачу хлеба.

Нашествие варваров

В V в. голод и эпидемии уменьшили население империи, а непосильные налоги и бездарное управление пагубно сказались на торговле и благосостоянии людей. В 395 г. империя разделилась на дне, со столицами в Риме июле. Восточная-Византийская - империя находилась под сильным влиянием Греции. После 370 г. Западная империя то и дело подвергалась набегам и грабежам со стороны германских племен готов и вандалов. Римская армия некоторое время сдерживала их натиск, но в 410 г. готы захватили Рим. А в 447 г. империю наводнили гунны под предводительством. И хотя в 453 г. они были разбиты, могущество Рима было уже необратимо подорвано император.

Ромул в 476 г. отрекся от престола, и Западная Римская империя распалась на мелкие германские королевства. Византийская империя просуществовала до 1453 г., когда была завоевана турками.

Наследие Рима

Римское право повлияло на законодательство множества стран, а латынь - язык римлян - легла в основу французского, итальянского, испанского и португальского языка. Открытие шедевров римского искусства и архитектуры позднее заложило фундамент Возрождения и всей современной западной культуры.

План

Введение

Глава I . Возникновение государства в Древнем Риме.

      Развитие древнего государства.

      Реформы Сервия Туллия.

Глава II . Становление Римской Республики.

Глава III . Падение республики и переход к империи.

Глава IV . Римская империя.

      Общественный и государственный строй.

      Принципат.

Заключение

Список использованной литературы.

Введение.

История древнего Рима – последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. – традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. – падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные периоды. В VШ – Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. – П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V–V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Наиболее распространена была версия, которую приводит Ливий: основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию.

Изучение истории римского общества – прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт – имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса древней истории (определение своеобразия экономического развития рабовладельческого общества, института рабства, социальной и классовой борьбы, форм рабовладельческих государств) получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время 1 .

История цивилизации, как известно, начинается с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Среди­земного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. - в начале I тыся­челетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие ус­пехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человече­ство обязано многими шедеврами литературы и искусства, дости­жениями науки, права и философии, уникальными образцами демократи­ческой государственности.

Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.

      Развитие древнего государства.

Время основания города Рима, которое историческая тради­ция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения перво­бытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объ­единение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.. Члены старейших римских родов называ­лись патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого ста­новятся войны, а вместе с тем и зачатки классо­вого деления общества.

В родах выделяются богатые ари­стократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участ­ки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появля­ется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, от­пущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограни­ченными в правах, они находились под покровительством патро­нов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатиче­ские условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли геогра­фическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в рим­скую общину 2 .

Оказавшееся вне рим­ской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами об­щины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.

Во главе римской общины стоял выборный вождь - реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным.

Органом управления был совет старейшин родов - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его реше­ния могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог изда­вать общеобязательные постановления.

В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.

Военизированный характер римской родовой организации по­зволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи - богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плеб­са в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой 3 .

Положение осложнялось и тем, что римляне были вынужде­ны привлекать плебеев к участию в военных походах. Развиваю­щееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внут­ренними противоречиями римской родовой общины, представлен­ной ее ведущей силой - патрициями. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и рас­чистившей тем самым путь к образованию государства.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнооб­щинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами рим­ской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима.

Победа пле­беев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.

      Реформы Сервия Туллия.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входи­ли в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа гра­ждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды - тяжеловооружен­ной пехоты, 4-5 разряды - легковооруженной пехоты. Пролета­рии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число цен­турий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий 4 .

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центу­рии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные коми­ции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а приих единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ - деление свободного населения по тер­риториальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских терри­ториальных округов, за которыми сохранили старое название пле­мен - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Не­сколько позднее по территориальным трибам также стали созы­ваться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепен­ной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появ­лении в организации общественной власти в Риме территориаль­ного, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-полити­ческим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном на­родных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных про­летариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важ­нейшему этапу процесса образования государства, но не заверши­ли его. Этот процесс развивался как путем трансформации орга­нов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Ре­формы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социаль­ных их ограничений. Последующие два века в истории Рима ха­рактеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в пра­вах с патрициями.

В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были пат­рициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебея­ми в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распо­ряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев - издание в 451-450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с пат­рициями в гражданских правах - само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.

Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364-337 гг. до н.э.им было предоставле­но право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консо­лидации плебеев и патрициев.

Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебей­ских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

Существуют страны и эпохи, которые остаются не только как память о прошедшем. Они всегда современны, и мы до сих пор не растратили их наследие. Поэтому они волнуют, тревожат, вызывают споры, заставляют тосковать о доблести, вдохновляют на подвиг и бередят сердца.
Императорский Рим - из их числа.
Дело даже не в том, что границы власти Рима на долгие века обозначили пределы влияния европейской и мусульманской цивилизаций. И не в том, что понятия о правильном поведении людей в обществе, которые приняты нынче как сами собой разумеющиеся, были впервые сформулированы римскими юристами. И не в том, что, переезжая границу Дуная и двигаясь на Запад, мы непременно будем идти по римским дорогам и раскатывать на языке названия римских городов.
Нет, просто вместе с Римом мы, люди, прожили несколько самых славных столетий своей истории, когда слова доблесть, слава, порок, преступление, верность и предательство обрели свое современное значение - но не были еще затерты. Вместе с ними не были затерты, заболтаны, а, напротив, были поставлены во главу угла имя и уникальная жизнь отдельного человека.
Имперский Рим не только подарил миру биографию , жизнеописание - как жанр. Он оставил ощущение важности индивидуальной воли и участи, личного выбора - важности для судьбы государства, цивилизации, для всего космического порядка. Повесть о Риме - одна из очень немногих историй людей , - среди бесконечных историй общин, обществ, классов, групп, народов и государств.

Тень легенды

Близнецы Ромул и Рем основали Рим в 753 г. до Р.Х. Эта дата хорошо запомнилась. В Риме от нее отсчитывали время и каждые сто лет устраивали вековые игры в честь основания города.
О первых днях римской истории рассказывает легенда. Близнецы Ромул и Рем - потомки троянского героя Энея, сыновья бога войны Марса и весталки Реи Сильвии. Их дед Нумитор правил в соседней Альба Лонге, но был свергнут собственным братом Амулием. Амулий приказал связать младенцев и бросить их в Тибр. Однако Ромул и Рем - как того требует будущее - спаслись. Их вскормила волчица и воспитали пастухи Фаустул и Акка Лоренция.
Научившись хорошо сражаться, братья вернули престол деду, а сами утвердились в 25 километрах от моря, в новом городе на семи холмах высокого берега реки Тибр (Капитолий, Палатин, Авентин, Квиринал, Виминал, Эсквилин и Целий).

Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был дик и нем,
Ромул сказал: «Здесь будет город»,
«Город как солнце», - ответил Рем.

Эти строки написал замечательный русский поэт Николай Степанович Гумилев.
Однако идиллия продолжалась недолго. Ромул отгородил себе землю на холме Палатин, а возмущенный Рем перепрыгнул через стену. Братья подрались. Ромул убил Рема.
Рим, - как вздыхали в древности, - был основан на крови.
Римляне часто вспоминали об этом в тяжелые времена. Рем был причислен к сонму божеств. А братоубийство, естественным образом поставленное в самом начале истории, воспринималось причиной всех последующих бед, своего рода первородным грехом.
Но, вместе с тем, у варварских народов еще долго считалось, что на крови должен покоиться всякий великий город. И создатели русской «Повести о граде Москве» в XVI веке с гордостью вспоминали, что Москва не только выстроена, как и Рим, на семи холмах, но и при ее основании пролилась кровь, кровь боярина Кучки.

Люди и государство

Поначалу в Риме, как и во всяком древнем обществе, правили цари. Но в 510 г. до Р.Х. горожане изгнали царя Тарквиния Гордого и установили республику (res publica - общее дело).
Высшая государственная власть оказалась поделена между двумя консулами, которых избирали на год. Право определять законы и вести внешнюю политику (представлять Рим перед иностранцами, объявлять войну, заключать мир) принадлежало Сенату. Сенат составили отцы древнейших семейств города.
Многое решало и народное собрание, объединившее всех свободных римских граждан.
В число граждан сперва входили только патриции - потомки ближайших сподвижников Ромула. Но, помимо патрициев, в Риме жили и другие свободные люди - те, что немного опоздали и пришли на склоны семи холмов, когда город был уже построен. Их называли плебеями .
Еще в царское время плебеи начали борьбу за свои права. Они избирали свою собственную власть - народных трибунов , которые отстаивали их интересы перед Сенатом и обладали правом veto (решительного нет ) на любое консульское или сенатское постановление. Трибуны считались священными и неприкосновенными.
К 300 г. до Р.Х. плебеи добились равенства с патрициями и стали полноправными гражданами Рима.
Равноправие патрициев и плебеев послужило сплочению всех свободных людей города. Они стали воспринимать себя как единое целое. Именно с этого момента можно говорить о возникновении в Риме гражданского общества .
Поначалу Рим представлял собой такой же город-государство, как греческие полисы, Афины или Фивы. Но постепенно проявилось одно существенное отличие, обеспечившее римлянам иную историческую участь.
Как и греки, большинство римских граждан в древности занималось земледелием. Молодые люди, став совершеннолетними, имели право на свой участок. Но участков не хватало. Однако Сенат и консулы никогда не отправляли людей основывать далекие города, предоставив им полную независимость, как это практиковалось в Греции в эпоху колонизации.
Римский полис как бы разрастался, выделяя колонии, жители которых сохраняли все права и обязанности римского гражданина. Греки выводили своих соотечественников далеко за пределы Эллады, на волю судьбы. Регулярные контакты с ними были невозможны. Римские же власти сами основывали и обустраивали поселения в Италии, отбирая часть земли у побежденных народов.
Потом эта практика была перенесена и на колонии, устроенные в далеких землях. Новые поселенцы чувствовали себя всем обязанными государству. Страна росла, население оставалось сплоченным.
Поэтому долгие века Рим сохранял и единство территории, и здоровые территориальные аппетиты. К середине III в. до Р.Х. он собрал под своей властью весь Апеннинский полуостров, а еще через сто лет, после побед в трех Пунических войнах, - и остальные земли, лежащие по берегам Западного Средиземноморья. Римляне называли его Marum nostrum - Наше море , и имели на это полное право...

Императоры Римской республики

Римская империя, - хоть это и может показаться странным уху нашего современника, - началась еще при римской республике.
В республиканскую эпоху слово imperium обозначало полноту власти. Символами imperium ’а были фасции - связанные кожаными ремнями пучки прутьев (отсюда, кстати, произошло слово фашизм ). Ликторы - специальные служители - несли эти фасции перед римскими консулами, когда те торжественно готовились объявить судебное или политическое решение. Если высшие должностные люди выходили за городские стены, в фасции помещали топорики - в знак того, что сопровождаемый ликторами чиновник облечен всей полнотой судебной власти, вплоть до права выносить смертные приговоры.
Консулов именовали императорами Римской республики , - и в таком словосочетании древние римляне не находили никакого противоречия.
В период величайших испытаний Сенат имел право на шесть месяцев передать всю полноту власти в руки одного из консулов. Такой консул назывался не просто императором, но и диктатором , - и в этом слове не было негативного оттенка.
Римская история оказалась бурной, и к услугам диктаторов приходилось прибегать довольно часто. По свидетельству замечательного историка Гая Светония Транквилла, один только патрицианский род Клавдиев удостаивался от начала республики «консульства - двадцать восемь раз, диктатуры - пять раз, шести триумфов и двух оваций».

Смуты последнего века

К I в. до Р.Х. Рим стал местом встречи людей самого разного происхождения, культуры, веры. Присоединение Греции привело к плодотворному взаимопроникновению латинской и эллинской культур. Этот диалог придал новое дыхание развитию философии, литературы и других искусств.
Хотя Италия сильно отличалась от провинций, но и в провинциях почувствовалось римское влияние. Его проводниками стали римские граждане, принесшие на Восток и на Север свое представление о свободе и достоинстве индивидуума.
Однако управлять этой необъятной страной как полисом становилось всё труднее. Античная res publica и ее законы были рассчитаны на то, что все граждане знали друг друга в лицо, по меньшей мере - по имени. Теперь такое стало невозможно.
Вместе с патриархальной наивностью уходили в прошлое и старые добрые нравы, которыми так гордились римляне.
Всё большее влияние получала армия. Солдат стали набирать не только из коренных римлян, но и из провинциалов, не связанных судьбой и кровью с историей Города. Легионы, расквартированные вдалеке от Рима, чаще и чаще хотели видеть во главе государства своих прославленных полководцев.
Определенную проблему составляли и невольники, число которых умножалось с каждой победоносной войной.
В 74-71 гг. восстание рабов под водительством Спартака потрясло всю Италию.
На этом фоне в гражданской жизни Римского государства во весь голос заявили о себе две силы.
С одной стороны, удачливые полководцы, порой самого незавидного происхождения, стремились к диктатуре. Достигнув консульства, они часто игнорировали сенаторов, действовали в интересах провинциалов и римского простонародья.
С другой - патриции, природные аристократы, стояли стеной на страже республиканских свобод и власти Сената.
Это противоборство в самом начале I в. до Р.Х. вывело на поле брани прославленного военачальника, грубого и прямолинейного простолюдина Гая Мария. Его смертельным врагом стал изысканный римский юноша, поклонник театра и поэзии Люций Корнелий Сулла.
Началась Первая гражданская война, которая открыла целое столетие междоусобных смут и диктатур, породила невиданные жестокости.
Когда Сулла победил Мария и стал диктатором, он вывесил в Риме проскрипции - перечни неугодных лиц. Человек, попавший в такие списки, мог быть убит кем угодно и где угодно. Убийца не только прощался, но и получал от казны деньги.
После Суллы, который пришел к власти под знаменами свободы и отеческой республики, все политические понятия в Риме перепутались. Старый строй был обречен. Одна за другой стали возникать новые должности.
Вожди получали неслыханные полномочия. Заговоры, смуты, самые темные подозрения сотрясали Рим. В воздухе сгущались мрачные предчувствия. Люди перешептывались, что Италии-де грозит гибель и спасти страну может только сильная и уверенная рука.

Гай Юлий Цезарь

Но до падения Рима было еще очень далеко. В стране явился герой, казалось, специально созданный для того, чтобы действовать в смутное время.
Гай Юлий Цезарь был племянником жены Мария и уже потому стал любимцем римского простонародья. Он избежал проскрипций Суллы и сделал быструю карьеру при его преемнике, Гнее Помпее.
Это был человек феноменальных способностей. Рассказывают, что он мог читать, писать и отдавать распоряжения одновременно.
Блестящий полководец, не менее талантливый литератор, Гай Юлий к тому же оказался наделен фантастическим честолюбием. В тридцать лет, уже занимая крупные республиканские должности, он говорил: «В моем возрасте Александр Македонский покорил весь мир, а я еще ничего не сделал». Проезжая мимо какой-то деревушки, в ответ на сетования приятеля, какая скучная, мол, должна здесь быть жизнь, Цезарь обронил: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме».
В 50-х гг. Цезарь покорил Трансальпинскую Галлию (Галлия, лежащая за Альпами; нынешняя Франция). Он надеялся получить консульство, дабы утвердить свои распоряжения в новой провинции и наградить ветеранов прославленных легионов. Однако Сенат, который опасался прославленного полководца, потребовал, чтобы сперва тот отказался от командования войсками. Цезарь счел такое требование оскорбительным и обратился к своим легионам. Солдаты сказали, что он может вести их, куда хочет.
Во главе своих легионов Цезарь перешел реку Рубикон, отделявшую Галлию от Италии. Он не имел права этого делать. Он нарушал волю Сената и старый римский закон.
С тех самых пор выражение Рубикон перейден означает: участь решена, жребий брошен.
Солдаты, закаленные в Галлии, заняли всю Италию в два месяца. Но ставленник Сената Гней Помпей и не думал сдаваться. Началась новая гражданская война.
Силы противников были неравны. После победы Цезаря Помпей бежал в Египет, где был убит, а вождь сенатской партии Катон Младший бросился на меч. Он не мог пережить падения республики.
Когда Гай Юлий вернулся победителем в Рим, от него ждали проскрипций в духе Суллы. Но он оказался милостив к своим врагам. Тем более цель была достигнута, страна лежала у его ног.
Сенат сделал Цезаря пожизненным диктатором и объявил его особу «священной и неприкосновенной». Он получил imperium во всей полноте и предпочитал звание императора всем остальным своим титулам. Его изображение чеканилось на монетах, и даже само имя Цезарь сделалось символом Рима.
Превратившись в нарицательное, оно стало впоследствии частью титулатуры любого уважающего себя монарха.
При Цезаре совершенно изменилось понимание задач государства. Гай Юлий уже не воспринимал себя лидером старой городской общины, силой оружия распространившей власть на весь обозримый мир. Он хотел быть главой мира; он чувствовал ответственность за судьбы не одних лишь жителей города Рима, но и галлов, африканцев или иберийцев. Он не просто награждал по римской традиции своих солдат, но устраивал им повседневную жизнь, наделял землей в колониях, вникал в тонкости быта.
С одинаковым усердием Цезарь поддерживал бедняков и заботился о культуре. Увлеченный образом Александра Македонского, он мечтал распространить греческое и римское образование до самых дальних границ империи.
Его интересовали и более глубокие вопросы, вопросы коренного значения человеческой участи и отсчета времени. Он проводил долгие ночи в беседах с александрийскими учеными и вместе с ними утвердил тот самый календарь, которым - с некоторыми поправками - мы пользуемся до сих пор (в почти неизмененном виде юлианский календарь принят в православной Церкви).
В 44 г. до Р.Х. Гай Юлий Цезарь погиб. Он пал жертвой заговорщиков-аристократов, мечтавших о восстановлении республики. Рим вновь погрузился в кровавое месиво междоусобицы. И, как пишет Светоний, из убийц Цезаря «никто не прожил больше трех лет и никто не умер своей смертью. Все они были осуждены, и все погибли по-разному: кто в кораблекрушении, кто в битве. А некоторые поразили сами себя тем же кинжалом, которым они убили Цезаря».

Империя в эпоху Октавиана Августа.
Золотой век римской культуры

Покой вернулся в Рим только в 30 г. до Р.Х. Внучатый племянник Цезаря Гай Октавиан, принявший имя Август, победил своих противников и добился единоличной власти в государстве.
Как и Гай Юлий, Гай Октавиан сохранил за собой империум и множество республиканских должностей. К тому же он получил титул принцепса (первого сенатора) и взял в непосредственное управление половину провинций государства (в основном самых ответственных, приграничных).
Долгое время историки считали 30 год датой установления монархии в Риме. Но такое строгое разделение очень условно. С одной стороны, Октавиан и все его преемники-принцепсы носили титул императора Римской республики , и, значит, res publica юридически не прекращала существования. С другой - переход к единовластию начался еще во времена Гая Юлия Цезаря, если не во времена Суллы и Мария.
В своей политике Август стремился не столько к завоеваниям, сколько к внутреннему равновесию. Своим наследникам он заповедовал держать пределы империи в Европе по Рейну и по Дунаю, в Азии - по верхнему течению Евфрата. Эти границы оказались, возможно, самыми стабильными в мировой истории. Европейские продержались как минимум три столетия, азиатские - до начала VII в. по Р.Х.
И во внутренних делах Октавиан явил себя достойным продолжателем Цезаря. Он мог с гордостью сказать: «Я принял Рим кирпичным, а оставляю - мраморным».
Повсюду, где только можно, и в столице, и в провинциях, он строил, украшал, устраивал водопроводы, улучшал условия хлебной торговли, заботился о бедняках и ветеранах.
Впервые во времена Октавиана можно говорить о целостной культурной политике государства. Август не только поддерживал писателей и художников - из кружка его друга и сподвижника Мецената вышла почти вся классическая римская поэзия. Само имя меценат стало нарицательным и обозначает с тех пор щедрого покровителя искусств.
Время Августа и Мецената потомки назвали золотым веком римской культуры .
Впрочем, тогда же выяснилось, что пристальное внимание власти к художнику может обернуться и сомнительными решениями. За непристойные стишки о любви Август выслал замечательного поэта Овидия на крайние рубежи империи, в нынешнюю Румынию...
Особое значение имела политика Августа в отношении к провинциям. Если в Риме еще кто-то и мог тосковать о былых республиканских свободах, то для провинциалов империя обернулась настоящим благодеянием. Жители отдаленных от Рима областей стали нужны принцепсу, о них заботились, их нуждами занимались, их ограждали от произвола чиновников и откупщиков.
И, что характерно, самые дурные императоры, которые разоряли столицу, подражали Августу в провинциях. К середине I в. по Р.Х. и в Африке, и в Азии приучились ставить алтари в честь богини-покровительницы Рима.
Но самое интересное, что главным благом для провинциалов стало даже не покровительство высшей власти, а сам по себе римский мир - pax romana . В императорский период римские легионы вели постоянные войны на границах, но сохраняли для гражданской жизни, оберегали от бедствий и разрухи все внутренние территории.
Однако при преемниках Октавиана Августа проявились и вопиющие недостатки нового государственного строя. Он оказался совершенно не защищен от императорского произвола. Калигула, а особенно Нерон, ославили себя такими преступлениями, которые были немыслимы в республиканском Риме.
Но пути назад уже не было. Республика погибла окончательно, погибла вместе с римской аристократией в дни Неронова террора. Оставалось только дожидаться достойных императоров, способных спасти положение.
Ситуация несколько выправилась при династии Флавиев (68-96 гг. по Р.Х.). А во времена Ульпия Траяна (98-117) и его преемников из династии Антонинов управление государством было доведено практически до совершенства.

«Правь счастливее Августа и лучше Траяна».
Серебряный век римской культуры

Это время историки назовут «счастливейшим периодом империи». Траян максимально раздвинул пределы государства, завоевав Дакию (нынешнюю Румынию), Армению и Месопотамию. И только иудеи, восставшие в тылу, помешали ему дойти до рубежей Индии, - по следам Александра Македонского.
Слава Рима гремела в ту пору по всем долинам Евразии. Отголоски ее можно найти и в китайских исторических хрониках, и в русском «Слове о полку Игореве».
И всё же Траяна больше занимали не внешние успехи, а устроение быта подданных. По всей империи шлифовали мрамор: открывались театры, термы, школы.
Именно Траян придумал и учредил публичную библиотеку, и вскоре от Дуная до Нила появились десятки общедоступных книгохранилищ. Тогда же императорская казна, давая деньги в долг землевладельцам, на полученные средства стала воспитывать детей-сирот. Это первый случай государственной благотворительности в истории.
Эпоха Траяна и Антонинов стала серебряным веком римской литературы и искусств, - и многие ставят его выше века золотого.
Сам император поощрял творчество Тацита и Ювенала, а Плиния Младшего назначил наместником провинции Вифиния. Переписка Плиния с Траяном осталась как один из самых значительных памятников латинской словесности.
Нет сомнения, не напрасно всех последующих императоров приветствовали в Риме напутствием: «Правь счастливее Августа и лучше Траяна!» Увы, мало кому это удавалось...
Впрочем, наследовавший Траяну Адриан оказался во всем достоин своего приемного отца. Человек с широкими духовными и интеллектуальными интересами, больше всего на свете он любил путешествовать и объездил самые дальние провинции.
Адриан, большой любитель искусств, сам скульптор, повсюду наслаждался красотой. Он подолгу жил в Афинах и Александрии, созерцал восход солнца с высоты Этны, отправлялся в египетскую пустыню поглядеть на пирамиды и статую Мемнона, грезил аскетическими пейзажами Великой Антиохии. И всё же основной целью его странствий была политика.
Всюду он усовершенствовал управление и упрочил тем самым гарантии всеобщего мира.
При Адриане греческий язык был окончательно уравнен с латинским. Греки появились в центральном государственном аппарате и в провинциальных учреждениях, особенно на Востоке. Римская и греческая культура на несколько столетий слились окончательно.
Образованное общество стало двуязычным, империя приняла всю духовность западного мира в свои объятия. Но на фоне греческого художественного и интеллектуального наследства несколько забылось собственно римское: гражданская доблесть и подвиги во имя отечества.
В последние свои годы, оставаясь по большей части в Риме, Адриан занялся зодчеством. Он воздвиг Мавзолей для своей семьи (нынче там папский замок Святого Ангела), основал две библиотеки, два театра и устроил в городе уголки, напоминающие о самых чудесных местах мира.
По афинскому образцу была построена Академия, о египетском городе Канопе должен был напоминать длинный канал с храмом бога Сераписа, о Фессалии - искусно воссозданная долина Темпы. Вероятно, государь тосковал по дальним краям, но, что поделать, удел его требовал присутствия монарха в столице...
Антонин Пий, третий император этой династии, сохранил лучшие черты правления Адриана. Он радел прежде всего о спокойном благоденствии подданных и часто повторял: «Лучше сохранить жизнь одного гражданина, чем победить целую тысячу врагов».
Рассказывают, что, когда Антонин Пий умирал, явился трибун охраны. Он приблизился к императору и спросил у него пароль. «Душевное спокойствие», - ответил Антонин и заснул, чтоб уже не проснуться.
В каждом расцвете таятся зерна упадка. Завершал «эпоху римской славы» Марк Аврелий, чуть ли не единственный император-философ в истории. Но, как в насмешку, цезарю-философу пришлось вести много войн. Кажется, сама власть часто бывала ему в тягость.
Марк Аврелий оставил нам пронзительные записки «К самому себе», в которых с грустью говорит, что всякому человеку приходится делать многое из того, что никак не соответствует его желаниям и наклонностям. Что ж, философия стоицизма, которой придерживался император, ни в коем случае не призывала исполнять желания. Напротив, она выстраивала жизнь человека в духе аскетизма и неотменяемого нравственного долга.
Грядущий кризис и смена эпох, вероятно, уже стояли на пороге. Как же отличается эта мудрая сдержанная печаль от юношеского, всё сметающего честолюбия Юлия Цезаря!..
В годы правления Марка Аврелия на Рим обрушилась чума. Император заболел ею во время войны на Дунае, в Виндобоне (современная Вена). Когда он лежал при смерти, его сын и наследник Коммод не дослушал отца и выбежал из палатки, боясь заразиться. Что поделать, дитя философа-стоика пуще всего увлекалось атлетикой и ценило собственное здоровье...
И это был дурной знак. Рим ожидали тяжелые времена.

Римское гражданство и римское право

Среди необъятного интеллектуального наследия, которое оставила нам Римская империя, особое место занимают понятия о гражданстве и о праве. Риму мы обязаны современными представлениями о гражданстве как о единстве обязанностей и преимуществ. В Риме же возникли все основные отрасли права и юридические понятия, без которых нынче не обходится ни один народ, ни одно государство.
Но дело даже в другом. Римское гражданство и право выстраивали совершенно особый образ жизни, особое самоощущение человека.
Знаменитые юристы империи Гай Папиниан, Юлий Павел и Ульпиан учили: «По естественному праву все люди рождаются равными и свободными». Такие представления коренным образом отличались от мнений, господствовавших в варварских и восточных обществах. И до сих пор те области, куда проникли или, по меньшей мере, где были известны римские законы, по образу жизни, по характеру общения людей никак не похожи на те, которых в ранней истории не коснулась цивилизаторская длань великой империи.
В республиканский период римское гражданство имели только коренные обитатели города Рима, и Рим властвовал над миром. В I в. до Р.Х. гражданами стали все жители Италии, чуть позже - греки. Цезарь распространил права гражданства на Цизальпинскую Галлию.
В имперский период подход к гражданству коренным образом изменился. Число граждан постоянно расширялось, пока эдикт императора Каракаллы не включил в него всех свободных жителей страны (212 г. по Р.Х.).
Это был важнейший и окончательный поворот от традиционного государства. Поворот, который определил основные признаки государства современного.
Рим первым сформулировал: когда империя существует веками, она перестает быть орудием господства одной общины над другими общинами. Она объединяет племена и народы в общем историческом движении.
Как показал многообразный опыт прошлого, в том случае, если империи распадаются, люди, только недавно жившие бок о бок, становятся смертельными врагами, и межплеменные распри возобновляются с новой силой...

Уважаемые читатели!

Напоминаем Вам, что 3 апреля этого года в Московском доме учителя в рамках Педагогического марафона, проводимого Издательским домом «Первое сентября», состоится День учителя истории. В этот день у Вас появится возможность встретиться за круглым столом с Андреем Валентиновичем Полонским, известным московским литератором, историком, мыслителем, автором нескольких учебных пособий, многих сотен научных и популярных работ (некоторые из них публиковались в нашей газете).
Возможно, в беседе примет участие и проживающий в Париже русский писатель и философ Станислав Никольский, давно и плодотворно сотрудничающий с А.В.Полонским. Правда, работающий за рубежом коллега еще не дал окончательного согласия приехать в Москву на Педагогический марафон. Но уж встреча с профессором Полонским состоится наверняка!