Крестьянская реформа 1861 была необходима. Известные политики, которые выступали против рабства

ВВЕДЕНИЕ

Отмена крепостного права в России была вызвана экономическими и социальными условиями, сложившимися в 40-50-х гг. 19 века.

Развитие нового капиталистического производства и начавшееся еще в конце 18 века разложение натурального крепостного хозяйства привели в 50-х гг. к глубочайшему кризису всей феодально-крепостнической системы России.

Крепостное право в России просуществовало дольше, чем в любой европейской стране, и приобрело такие формы, что практически не отличалось от рабства.

Новые, капиталистические по характеру явления в экономике вступили в конфликт с крепостничеством, которое стало серьезным тормозом для развития промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства. Помещичье хозяйство, базировавшееся на подневольном крепостном труде, всё более приходило в упадок. Кризис в первую очередь поразил барщинные имения (в них к середине 19 в. находилось 71% крепостных крестьян), выразившийся в прогрессирующем падении производительности барщинного труда. Крестьянин всё более тяготился барской работой, стараясь как можно меньше тратить на нее свои силы.

Серьезные трудности переживали и оброчные имения. С 20-х гг. 19 века росли недоимки в уплате оброков.

Показателем упадка помещичьих хозяйств был и рост задолженности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам. Помещики всё больше стали закладывать и перезакладывать свои "крепостные души" в этих учреждениях.

Другой важной причиной, заставившей помещиков пойти на отмену крепостного права, был социальный фактор - нарастание из десятилетия в десятилетие крестьянских бунтов.

Актуальность данной темы заключается в том, что с какой бы точки зрения мы ни смотрели на процесс внутреннего социально-политического развития России в XIX веке, 1861 год, несомненно, является переломным. В советской историографии этот год был условно принят за границу, отделяющую историю феодальной России от России капиталистической.

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть крестьянскую реформу 1861 г.

Задачами данной работы являются:

    Рассмотреть предпосылки крестьянской реформы 1861 г.

    Рассмотреть суть реформы 1861г. и ее влияние на дальнейшее развитие России.

Отмена крепостного права в России и буржуазные реформы 60-х годов XIX века – одна из наиболее популярных в советской историографии тем. Это связано с тем исключительным историческим значениям, которое приписывалось реформам 60-х годов. Отмене крепостного права посвящено огромное количество научных работ как общего, так и специального характера.

В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия российских авторов по изучению крестьянской реформы 1861 года в России. Это работы таких авторов, как Захарова Л.Г., Корнилов А.А., Зайончковский П.А., Горинова И.М., Эйдельмана Н.Я. В книгах и статьях упомянутых авторов исследуются и анализируются экономические и политические предпосылки и сам процесс проведения крестьянской реформы 1861 года в России, изучаются последствия проведенной реформы, большое место отводится изучению политике государства по претворению в жизнь данной реформы.

ГЛАВА 1. Предпосылки проведения крестьянской реформы 1861 г.

Крепостническая система организации сельского хозяйства на рубеже 18-19 вв. переживала период разложения и кризиса. Производительные силы в сельском хозяйстве к этому времени достигли относительно высокого развития, мануфактурная промышленность России не уступала западноевропейской.

Новые производительные силы в сельском хозяйстве не могли получить в первой половине 19 столетия сколько-нибудь большого развития в силу господства феодально-крепостнических отношений. Окончательное утверждение новых производственных отношений было невозможно в условиях сохранения крепостнических форм хозяйства, являвшихся непреодолимой преградой всякого прогресса.

Формы эксплуатации крепостных определялись местными хозяйственными условиями, дававшими помещику возможность получить наибольший доход либо в виде барщины, либо в виде оброка. В более развитых в промышленном отношении районах преобладал оброк в форме денежной ренты. Оброчная система создавала большие возможности для расслоения крестьянства, что означало включение его в орбиту капиталистических отношений. Однако сама по себе оброчная система отнюдь не являлась показателем капиталистического хозяйства, хотя и создавала для этого определенные предпосылки вследствие той относительной свободы, которой пользовался оброчный крестьянин по сравнению с крестьянином, находившимся на барщине. Оброк преобладал в центральных промышленных нечерноземных губерниях, барщина - в непромышленных районах черноземных и нечерноземных губерний. В Белоруссии, Литве и на Украине господствовала почти исключительно барщина.

На Барщине было занято около 70% всех крепостных крестьян. В таких помещичьих хозяйствах кризисные явления проявлялись в низкой производительности труда подневольных крестьян. Работник не был заинтересован экономически в своем труде.

В нечерноземной полосе России преобладала оброчная система в виде денежной и натуральной платы. Высокие оброки были там, где крестьяне могли хорошо заработать: около столиц и крупных городов, в промысловых селах, в районах огородничества, садоводства, птицеводства и т.п.

В помещичьи хозяйства проникали элементы капитализма, что проявлялось в усилении товарно-денежных отношений, связей с рынком, в отдельных попытках применения машин, наемных рабочих, улучшения агротехники. Однако в целом хозяйство развивалось не за счет вложения капитала, а за счет усиления эксплуатации крестьян и расширения реализации юридического права собственности на земли.

Чтобы заплатить налоги, барщинные крестьяне должны были продать в среднем не менее четверти собранного хлеба. В зажиточных крестьянских хозяйствах излишки хлебов составляли более 30% валового сбора. Именно эти крестьяне применяли наемный труд и машины, теснее были связаны с рынком, из их среды выходили торговцы, ростовщики, владельцы мастерских и фабрик. Значительно шире и быстрее все эти процессы протекали в государственной деревне. Среди государственных крестьян было много хозяев, которые засевали десятки, а некоторые - на Юге, в Сибири и на Урале - сотни десятин земли, имели образцовые хозяйства с применением машин, наемных рабочих, улучшенных пород скота и пр. Сами крестьяне изобретали улучшенные орудия и машины.

К середине 19 в. старые производственные отношения в России пришли в явное несоответствие с развитием экономики не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности.

В России происходили одновременно два процесса: кризис феодализма и рост капитализма. Развитие этих процессов в течение первой половины 19 в. вызвало непримиримый конфликт между ними и в области базиса - производственных отношений, и в области политической надстройки.

Отмена крепостного права произошла не в результате массового крестьянского движения или революции, а мирно, «сверху», после 100 лет обсуждений и попыток решения крестьянского вопроса в различных комиссиях и комитетах, главным образом секретных. Объективные социально-экономические, демографические, общественно-политические причины вызревали постепенно, однако непосредственным толчком к реформе «сверху», силой самодержавной власти послужила тяжелая и бесславная для России Крымская война 1853-56. В ходе войны обнажилась отсталость России: парусный флот не мог противостоять паровому; рекрутская система комплектования армии, основанная на крепостном праве, устарела и не соответствовала новой организации вооруженных сил в Европе; отсутствие железных дорог задерживало переброску войск, доставку боеприпасов и продовольствия. Одиннадцатимесячная осада Севастополя, закончившаяся его падением в августе 1855, подвела черту поединку России с Западом - Англией и Францией, воевавшими на стороне Турции. Это показало, насколько увеличилось отставание крепостной России от капиталистических стран.

Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Восточной войны, как император и самодержец.

ГЛАВА 2. Крестьянская реформа 1861 г.

Подготовка крестьянской реформы заняла 4 года. Сначала она велась тайно. Затем к ней были привлечены широкие круги дворянства: в 1858 году во всех губерниях (кроме Архангельской, где не было крепостных крестьян) были созданы выборные дворянские комитеты для составления проектов реформы. Центральное руководство подготовкой реформы сосредоточилось в созданном в 1858 году Главном комитете по крестьянскому делу.

Главным вопросом реформы был вопрос о том, освобождать крестьян с землей или без земли. По этому вопросу шли споры между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально- бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых базировалось на отработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: и крепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранении помещичьего землевладения и самодержавия, но либералы хотели несколько ограничить царский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли.

Существовала также классовая борьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских комитетах и комиссиях не представлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась не между дворянскими группировками, а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством – с другой. Интересы крестьян выражали революционные демократы, в своих выступлениях они призывали к полной ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения, к передаче всей земли крестьянам без всякого выкупа. Борьба революционных демократов, непрекращающиеся крестьянские волнения заставили царское правительство отказаться от наиболее реакционных вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было принято компромиссное, примирившее всех помещиков решение освободить крестьян с минимальным наделом земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков, как рабочими руками, так и капиталом.

19 февраля 1861 г. " Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день был подписан и Манифест, возвещавший об освобождении крестьян.

По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу, но ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулось на 20 лет. По закону, после получения личной свободы, крестьяне в течение 2-х лет должны были отбывать практически те же повинности, что при крепостном праве, лишь несколько уменьшалась барщина и отменялись натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились на временнообязанном положении, т.е. обязаны за предоставленные им наделы по установленным законом нормам нести барщину или платить оброк. Никакого срока окончания временнообязанного положения крестьян закон не устанавливал.

Важное место в реформе 1861 г. занимало решение аграрного вопроса. Освобождение крестьян без земли провести было нельзя, это было экономически невыгодно и могло вызвать социальный взрыв. Наделение их достаточным количеством земли было невыгодно помещикам. Поэтому ставилась задача предоставить такое количество земли, чтобы они были привязаны к своему наделу, а если этого недостаточно, то к помещичьему хозяйству. Закон исходил из принципа признания собственности помещика на всю землю его имении, в том числе и на крестьянскую, надельную. Крестьяне получали свой надел не в собственность, а в пользование, за установленную законом повинность в виде оброка или барщины. Чтобы стать собственником надельной земли, крестьянин должен выкупить ее у помещика, уплатив весь выкуп сразу, что было практически невозможно. Дело выкупа взяло на себя государство. Оно сразу выплатило помещикам выкупную сумму, а затем взыскивало ее в виде выкупных платежей с крестьян. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет.

Таким образом, реформа об освобождении крепостных крестьян была проведена в интересах помещиков.

Дворянский характер реформы проявился во многих чертах: в порядке исчисления выкупных платежей, в процедуре выкупной операции, в привилегиях при обмене земельных участков и пр. При выкупе в черноземных районах проявилась явная тенденция превратить крестьян в арендаторов их собственных наделов (земля там была дорогой), а в нечерноземных - фантастический рост цен за выкупаемую усадьбу.

При выкупе выявилась определенная картина: чем меньше был выкупаемый надел, тем больше за него приходилось платить. Здесь явно проявилась скрытая форма выкупа не земли, а личности крестьянина. Помещик хотел получить с него за его свободу. Вместе с тем, введение принципа обязательного выкупа было победой государственного интереса над интересом помещика.

Обманутые надежды крестьян на "полную волю" вызвали взрыв крестьянского протеста весной - летом 1861 г. В течение года по стране прокатилось около 2-х тысяч волнений, при этом больше половины были подавлены с применением военной силы. В течение последующего года вновь возникали волнения, но правительство подавило крестьянское недовольство. С 1863 г. крестьянское движение резко пошло на убыль.

Особенностью реформы 1861 было сохранение общины, надельная земля передавалась крестьянам на правах коллективной формы общинного пользования, а после выкупа - общинной собственности. Выход из общины не был закрыт, но очень затруднен. Законодатели не были сторонниками сохранения общины, однако пошли на ее сохранение, как им тогда казалось, временно. Они исходили из того, что община поможет крестьянам, не привыкшими быть хозяевами своей собственности, сохранить самостоятельность. Кроме того, община представлялась мощным препятствием процессу пролетаризации крестьянства и назреванию социальных взрывов. Были и фискальные соображения - облегчение для власти в сборе повинностей и платежей. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой: уйти из нее можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. Можно было уйти "общества", найдя заместителя. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход разрешал семейные разделы земли.

Волостной сход решал квалифицированным большинством вопросы: о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов.

Староста являлся фактическим помощником помещика (в период временнообязанного существования), мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту.

Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал за незначительные проступки.

Крестьянская реформа 60-х гг. послужила основным поводом для создания в России всеохватывающей системы должностных знаков. Ранее страна почти не имела должностей, которые располагали бы соответствующей форменной одеждой. Крестьянская реформа вызвала к жизни множество выборных постов, держатели которых должны были постоянно сталкиваться с людьми, судить их, поощрять или наказывать. А в России для того, чтобы выполнять такую работу, надо было иметь формальный признак права на должность.

Был предусмотрен широкий набор мер, применяемых к недоимщикам: отобрание доходов с недвижимости, отдача в работу или в опеку, принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника, отобрание части или всего надела. Крестьянская реформа 1861 предусматривала упразднение вотчинной власти, а также устройство крестьянского выборного самоуправления, которое рассматривалось как основа для участия крестьян в новом местном всесословном самоуправлении. Таким образом, сословность, как и община, представлялась институтом временным, неизбежным и оправданным только для переходного периода. «Положение» и Манифест об отмене крепостного права были опубликованы великим постом - с 7 марта по 2 апреля; в Петербурге и Москве - 5 марта. Крестьянская реформа 1861 распространялась на помещичьих крестьян Европейской части России. Для национальных окраин были разработаны аналогичные законодательные акты в последующие десятилетия.

Неблагоприятными последствиями реформы стали следующие:

а) наделы крестьян уменьшились по сравнению с дореформенными, а платежи, в сравнении со старым оброком возросли;

б) община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами;

в) крестьяне оставались обособленным сословием.

Таким образом, основные положения реформы заключались в следующем:

1. Упразднение личной зависимости - реформа предоставила крестьянам личную свободу и право распоряжаться своим имуществом, покупать и продавать движимость и недвижимость, заниматься торгово-промышленной деятельностью. Однако, освободив крестьян от крепостной зависимости, реформа сделала их зависимыми от сельской общины.

2. Наделы и повинности крестьян - при определении норм наделов формально исходили из степени плодородия земли в различных районах страны, а фактически - из интересов помещиков. Наделялись землей только мужчины. Размеры душевых наделов колебались в зависимости от плодородия почвы и хозяйственных особенностей различных регионов.

3. Выкуп крестьянских наделов - выкуп усадьбы был обязательным, а выкуп надела зависел от желания помещика. Величина выкупа определялась размером капитализированного оброка.

После реформы усилилось и расслоение крестьянства. Некоторые крестьяне богатели, покупали землю у помещиков, нанимали работников. Из них впоследствии сформировался слой кулачества – деревенской буржуазии. Многие крестьяне разорялись и отдавали свои наделы за долги кулакам, а сами нанимались в батраки или уходили в город, где становились добычей алчных заводчиков и фабрикантов.

И все-таки, крестьянская реформа 1861 г. явилась актом прогрессивного значения. Освобождение крестьян дало толчок к интенсивному росту рынка рабочей силы. Предоставление крестьянам имущественных и определенных гражданских прав способствовало развитию сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реформы 1861 г., связанные с социально-экономическими и политическими процессами первой половины 19 в., являлись вместе с тем переломом, поворотным пунктом в истории России. Не предусматривая и не обеспечивая одномоментного переворота во всех сферах государственной жизни, они закладывали для этого переворота фундамент и исключали возможность реставрации дореформенных порядков.

Модернизация России продолжалась на новой основе - освобожденного от крепостного права труда, развития частной инициативы, зарождения гражданского общества. В этом контексте 1861 г. - рубеж, точка отсчета, с которых начинается «новая история России».

Отмена крепостного права сыграла важную роль в деле превращения России в буржуазную монархию. Проведенная дворянством, хотя и буржуазная по своему содержанию, реформа 1861 года открыла широкие возможности для развития капитализма, но не уничтожила до конца феодальные социально-экономические отношения.

Реформа изменила положение помещичьих, государственных и удельных крестьян, а также рабочих посессионных и вотчинных мануфактур.

Крестьянская реформа 1861 года явилась началом важных изменений и в социально-политической жизни страны, которые можно отметить. Так, в обстановке революционной ситуации царское правительство вынуждено было вслед за отменой крепостного права пойти на ряд других буржуазных реформ - ввести элементы самоуправления на местах, суд присяжных, отменить телесные наказания, ввести всеобщую воинскую повинность вместо рекрутских наборов, провести реорганизацию просвещения и финансов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х гг. М., 1964

    Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. 19 века в России// Вопросы истории, 1989, №10

    История России ч.2. Расцвет и закат российской империи/Горинов И.М., Лященко Л.М., М., 1994

    Корнилов А.А. Курс истории России 19 в. М., 1993

    Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1991

« Крестьянская реформа 1861 года».(8 класс)

Тип урока: изучения нового материала

Цель урока: анализ положений Манифеста 19 февраля 1861 г.

Задачи:

обучающая

  • на основе изученных исторических источников выяснить основные положения реформы 1861г.

развивающая

  • развивать мыслительную деятельность учащихся
  • отрабатывать навыки работы с исторической документацией

воспитывающая

  • формировать интерес к истории, к своему прошлому путем изучения исторических документов
  • воспитывать уважение к истории своего Отечества

Средства обучения:

Учебник А.Н. Боханов «История России XIX в.» ,Москва, «Русское слово» 2009.

Тексты документов для урока

«Речь Александра II в Государственном Совете.» (28 января 1861)

2.«Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости

3. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

План урока:

причины отмены крепостного права

основные положения реформы

значение реформы

закрепление

I . Вступительное слово:

Отмена крепостного права является важным событием в истории России. В этом году исполняется 155 лет принятия крестьянской реформы. Она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последующих за ней реформ.

Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права мы разберем на основе документов и текста учебника

Давайте обсудим причины отмены крепостного права

Какое внешнеполитическое событие показало экономическую отсталость России? Поражение в Крымской войне продемонстрировало обществу несоответствие требований времени общественно-политической и экономической системы.

Была ли заинтересованность крестьян в результатах своего труда?

Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика. Поэтому уровень с/х производства был низким. Отсутствие рабочих рук мешало развитию производства. Наёмными рабочими выступали крестьяне- отходники.

В 1 половине 19 века страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовали необходимость усиления международного престижа России.-

На рубеже 50-60-х годов 19 века усиливается крестьянское движение в крепостной деревне:1857г.-192 выступления, 1858-528, 1859-938.

В тетрадях запись:

Причины отмены крепостного права

экономические причины (кризис крепостного хозяйства)

внешнеполитические (поражение России в Крымской войне)

внутриполитические причины (рост напряженности в обществе, угроза стабильности в стране)

Была проделана большая подготовительная работа по подготовке документа.

Работа с документом «Из речи Александра II в Государственном Совете.» (28 января 1861)Текст приведён в учебнике с.164

ДОКУМЕНТ

ИЗ РЕЧИ АЛЕКСАНДРА II В ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ

Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотре-ние Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества.

Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеж-дение, а именно, что откладывать это дело нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первой поло-вине февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возла-гаю это на прямую обязанность председательствующего в Государст-венном совете.

Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает раз-личные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Вся-кое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства.

Ответьте на вопросы к документу.

1. Что повлияло на решимость Александра II освободить крестьян?

2. Чем объясняет император необходимость проведения реформы в кратчайшие сроки?

3. Какова роль Александра II в отмене крепостного права?

4. О каких особенностях подготовки и проведения крестьянской реформы можно узнать из документа?

Таким образом Александр II «считал дело освобождения крестьян жизненно важным»

Подумайте, какие другие документы могут понадобиться для изучения темы?

1.«Манифест об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости»

2. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

II .Основные положения реформы 1861г

Положение 19 февраля 1861г. включает в себя 17 законодательных актов, в которых подробно описана вся процедура освобождения.

Работа с текстом документа.

Фрагмент документа из «Манифеста об освобождении помещичьих крестьян от крепостной зависимости » из «Положения о выкупе» 19 февраля 1861г.

Манифест о Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей

Мы начали сие дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.
2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.
4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика, как за землю, так и за другие от него выгоды.
6. До истечения срока 2 - ух лет крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками.

На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволения помещиков.

Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими:

1) производить свободную торговлю,

2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения;

3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах;

4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряд. <...>

1. Определите тип документа.

2. Выпишите из документа новые понятия и термины.

3. Разбор фактов и событий, содержащихся в документе

охарактеризуйте правовое положение крестьян после отмены крепостного права;

выделите главные положения Манифеста;

определите, интересы каких общественных сил выражал данный документ

2. Работа с выписанными понятиями

Как вы поняли значение новых понятий? Учитель выслушивает ответы. Проверьте правильность, соотнеся с определениями в учебнике. Запись в тетрадь

Временнообязаннные крестьяне - крестьяне, освобожденные по реформе 1861г от крепостной зависимости, платившие помещику 20% выкупа.

Свободные сельские обыватели- крестьяне, освобожденные по реформе 1861г от крепостной зависимости и выкупившие свои наделы.

Выкупные платежи - плата крестьян за землю после отмены крепостного права

Мировые посредники - должностные лица, назначаемые для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиком.

Уставная грамота - договор помещика с крестьянами о размере надела и условии выкупной операции.

Положения реформы. Запись в тетрадь

Личное освобождение крестьян.

Наделение землёй.

Выкупная операция.

Наделение крестьян землей обставлялось рядом условий. По закону помещик сохранял право собственности на землю, но должен был предоставить крестьянину надел за выкуп

В соответствии с законодательными документами об отмене крепостного права Россия условно была поделена на три полосы — черноземную, нечерноземную и степную,— в каждой из которых устанавливался минимальный и максимальный размер крестьянского земельного надела. Минимальный размер — это тот, меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину, а максимальный — тот, больше которого крестьянин не должен был требовать у помещика. В каждом конкретном случае размер надела определялся соглашением помещика и крестьянина, оформленным в виде уставной грамоты. В целом крестьяне получили на 10—40 % меньше земли, чем то ее количество, которым они пользовались до реформы. Отторгнутые у крестьян участки земли получили название «отрезки». «Отрезки» переходили помещику.

Давайте посмотрим, как была организована выкупная операция. Работа с текстом документа.

«Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости»

64. При приобретении крестьянами в собственность их надела по взаимному добровольному соглашению с помещиком, величина платежа за приобретаемые земли зависит единственно от усмотрения договаривающихся сторон, но не менее 20% выкупной суммы: содействие же, оказываемое при сем правительством, заключается лишь в выдаче под приобретаемые земли определенной выкупной ссуды.

65. Для определения размера выкупной ссуды принимается денежный оброк, назначенный с крестьян в пользу помещика по уставной грамоте за предоставленный крестьянам в постоянное пользование усадебный и полевой надел.

66.Сумма оброка за приобретаемую землю составляет 80% и выплачивается государственной казной.

113. Крестьяне, приобретшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными.

114. Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды.

Задания к документу: 1.

Определите порядок совершения выкупной сделки (80% выкупной суммы казна сразу выплачивала помещикам, это выкупная ссуда государства крестьянам; возместить ее крестьянин должен был в течение 49 лет, платя по ссуде 6% годовых; остаток выкупной суммы — 20% — крестьяне выплачивали самостоятельно; если крестьянин выплачивал эту сумму сразу, то становился свободным, если нет — временнообязанным)

Задачи . (Предлагаю решить только в сильном классе)

Сумма выкупа определялась путём капитализации оброка. Каждый крестьянин ежегодно платил помещику оброк. После освобождения крестьян помещик переставал получать данную сумму. В то время можно было поместить в банк под 6% годовых. За выкупаемую землю крестьянин был должен заплатить столько, чтобы, положив эти деньги в банк под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме оброка, которую до реформы платил крестьянин .

- Посчитайте, сколько должен заплатить за землю помещику крестьянин, который ежегодно платил оброк 10 рублей?

(10р. × 100%:6% = 166 р.67 коп.)

Известно, что рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы 19 века в нечернозёмных губерниях - 14,5 р., а средняя величина выкупного надела-8 десятин. Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю? (14,5х8=116р.-сумма, за которую на рынке можно было купить 8 десятин земли. 166,67 − 116 = 50 р.67 коп.-сумма, которую переплачивал крестьянин за землю в результате установленной выкупной операции).

- Была ли сумма выкупа справедлива?

III . Значение отмены крепостного права.

Работа с текстом учебника с 162-163

Выписать в тетрадь историческое значение отмены крепостного права.

1.Ликвидировано право собственности на людей.

2.Созданы условия для интенсивного экономического развития страны.

Реформа вызвала недовольство и помещиков и крестьян. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все россияне стали свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений. Александр II за эту историческую реформу получил почетное звание царь-освободитель.

IV . Закрепление. Тест

1.Отметьте права, приобретённые крестьянами по Положению 19 февраля 1861 года

а. крестьяне получили право собственности на землю

б.крестьяне могли вступать в брак без разрешения помещика

в.крестьяне могли избирать земства

2.После реформы количество земли.

а. увеличилось

б. уменьшилось

в.не изменилось

3. Отрезки -это часть

а. крестьянских наделов

б.помещичьих земель

в.земель крестьян, отбираемых в пользу помещика

4. Крестьяне должны были заплатить выкуп для того, чтобы

стать лично свободными

б. стать собственниками

в. уйти от помещика

5. Размер выкупа

превосходил стоимость земли

б. отражал реальную стоимость

в. был меньше стоимости земли

6. Крестьяне считались временнообязанными

до заключения выкупной сделки

б. после уплаты выкупа

в. до уплаты долга государству

7.Временнообязанные крестьяне

а. работали на земле помещика

б. принадлежали помещику

в. платили оброк и исполняли барщину

8.Размер повинностей

а. произвольно устанавливался помещиком

б. утверждался крестьянским сходом

в. твёрдо регламентировался законом

Критерии оценивания: правильных ответов 8- оценка «5»,7,6- - оценка «4»,5-«3»,4-«2».

Подготовка реформы

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.

В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения

Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года . Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет».

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:

* получение крестьянами личной свободы

* обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит)

* утверждение переходного («срочнообязанного») состояния

В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.

19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов.

Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года , в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах; в остальных местах - в течение марта того же года.

Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Основные положения реформы

Основной акт - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:

* Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям – членству в сельском обществе и владению надельной землей.

* Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

* Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей - волость.

* Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.

* За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

* Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

* Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.

* Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Размер наделов

Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах - половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина - 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.

Повинности временнообязанных крестьян

Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года . Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912-1913 гг.

Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8-12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Освобождение дворовых крестьян

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.

Выкупные платежи

Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время.

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 10 апреля (в Петербурге и Москве - 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.

Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г. в 15 раз превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. Восстания не утихали и в 1862 году, и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах.

Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. «Мир» представлял собой общество крестьян, находившихся в собственности отдельного помещика. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот.

Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2-2,5 раза (в 1854-1855 гг. цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов). В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Переход из «временнообязанных» в «выкупные» не давал крестьянам права покинуть свой участок (то есть обещанной свободы), но значительно увеличивал бремя платежей. Выкуп земли по условиям реформы 1861 г. для подавляющего большинства крестьян растянулся на 45 лет и представлял для них настоящую кабалу, поскольку они не были в состоянии выплачивать такие суммы. Так, к 1902 году общая сумма недоимок по крестьянским выкупным платежам составляла 420% от суммы ежегодных выплат, а в ряде губерний превышала 500%. Лишь в 1906 г., после того как крестьяне в течение 1905 года сожгли порядка 15% помещичьих имений в стране, выкупные платежи и накопившиеся недоимки были отменены, и «выкупные» крестьяне, наконец, получили свободу, обещанную им 45 лет назад.

Законом 24 ноября 1866 года началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.

Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками – явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 года, система законодательных актов, в результате которых в Российской империи отменено крепостное право и введено крестьянское самоуправление. Крестьянская реформа - ключевое звено так называемых Великих реформ 1860-70-х годов. Социально-экономические и общественно-политические предпосылки реформы, а также осознание необходимости её проведения складывались постепенно (в историографии принято считать, что непосредственным поводом к проведению крестьянской реформы стало поражение России в Крымской войне 1853-56). Идея отмены крепостного права разрабатывалась в Секретных комитетах (первый учреждён в 1826), два из которых (в 1846 и 1848) возглавлял наследник престола великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II).

Подготовка реформы. Впервые о необходимости аграрных преобразований император Александр II открыто заявил в своей речи перед представителями дворянства Московской губернии 30.3(11.4).1856. По его словам, «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ожидать времени, когда оно начнёт само уничтожаться снизу». В 1857 Александр II возглавил последний Секретный комитет по крестьянскому делу [образован 3(15) января; преобразован императорским указом от 21.2(5.3).1858 в Главный комитет по крестьянскому делу, в отсутствие императора возглавлялся А. Ф. Орловым, с 25.9(7.10).1860 - великим князем Константином Николаевичем]. При подготовке и проведении крестьянской реформы император Александр II опирался на группу «либеральных бюрократов», которым покровительствовали великий князь Константин Николаевич и великая княгиня Елена Павловна, предоставившая императору в октябре 1856 проект освобождения крестьян в её имении Карловка в Полтавской губернии, специально разработанный Н. А. Милютиным.

В октябре 1857 года императором был получен всеподданнейший адрес от дворянства 3 северо-западных губерний (Виленской, Гродненской и Ковенской) с просьбой отменить крепостное право при условии сохранения всей земельной собственности за помещиками. В ответ был направлен Высочайший рескрипт от 20.11(2.12).1857 на имя виленского, ковенского и гродненского генерал-губернатора В. И. Назимова (активного сторонника крестьянской реформы), в котором излагалась первая правительственная программа реформы - личное освобождение крестьян, их право пользоваться землёй за повинности. Рескрипт носил локальный характер, однако его содержание сразу же было официально предано гласности: текст разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства для ознакомления и опубликован в газете «Le Nord» (Брюссель), специально созданной по инициативе МВД, и в «Журнале Министерства внутренних дел». Аналогичный рескрипт направлен санкт-петербургскому генерал-губернатору П. Н. Игнатьеву . После этого правительством инициированы адреса от дворянства остальных европейских губерний России, в ответ на них даны рескрипты губернаторам (по образцу рескриптов Назимову и Игнатьеву). К обсуждению вопросов правительственной политики впервые были привлечены широкие круги дворянства: открыты 46 губернских комитетов по крестьянскому делу (1858-59) и две Общие комиссии для северо-западной и юго-западной губерний, которые должны были разработать свои проекты реформы. В губернских комитетах сложились два противостоявших лагеря помещиков: консервативное большинство (И. В. Гагарин, Д. Н. Шидловский, П. П. Шувалов и др.; отстаивало право помещиков на землю и вотчинную власть) и либеральное меньшинство (А. И. Кошелёв, А. М. Унковский, В. А. Черкасский, А. Г. Шретер и др.; выступало за упразднение вотчинной власти и выкуп крестьянами надельной земли в собственность).

Разработка реформы . Императором Александром II 18(30).10.1858 были даны «руководящие основы» для разработки реформы - защита интересов помещиков при безусловном «улучшении быта крестьян» и сохранении незыблемости власти. Это помогло либеральному меньшинству в губернских комитетах одержать верх. Главным комитетом 4(16).12.1858 была принята новая правительственная программа отмены крепостного права, которая предусматривала выкуп надельной земли крестьянами в собственность, ликвидацию вотчинной власти помещиков и создание органов крестьянского общественного самоуправления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов 4(16).3.1859 было создано новое вневедомственное учреждение - Редакционные комиссии из представителей бюрократии и общественных деятелей (председатель - Я. И. Ростовцев, с 1860 - В. Н. Панин), большинство которых являлись сторонниками либеральных проектов реформы. Их общепризнанным лидером был Н. А. Милютин, именно его проект освобождения крестьян с землёй за выкуп выдвинут в качестве единого предложения представителями либеральной бюрократии. Он послужил основой официальной модели для общероссийского законодательства. В обсуждении проекта реформы в Редакционных комиссиях участвовали представители губернских комитетов (по 2 от каждого комитета). Они подвергли критике разработанный Редакционными комиссиями проект, но его основные начала остались без изменений. К сентябрю 1859 года подготовлен окончательный проект Редакционных комиссий. Он был принят Главным комитетом по крестьянскому делу и 28.1(9.2).1861 передан в Государственный совет, где он утверждён под нажимом императора Александра II и великого князя Константина Николаевича.

Проведение реформы. Император Александр II 19.2(3.3).1861, в день 6-й годовщины своего пребывания на престоле, подписал Манифест об отмене крепостного права [«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»; обнародован 5(17).3.1861], «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и 17 дополнительных документов. Согласно им, помещичьи крестьяне (около половины всего российского крестьянства) получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на всю принадлежавшую им землю, но были обязаны предоставить крестьянам усадьбу за выкуп (смотри Выкупная операция), а также полевой надел в постоянное пользование (отказаться от него крестьяне не имели права в течение 9 лет). За пользование землёй крестьяне отбывали барщину или платили оброк. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, для составления которых отводился двухлетний срок. Составление уставных грамот поручалось помещикам, их проверка - мировым посредникам. Крестьяне имели право выкупить полевой надел по требованию помещика или по соглашению с ним. Крестьяне, выкупившие свои земли, назывались крестьянами-собственниками, не перешедшие на выкуп, - временнообязанными крестьянами. Крестьяне могли перейти на дарственный надел (1/4 от положенного, но без выкупа), в этом случае они назывались крестьянами-дарственниками. Многие крестьяне так и поступали, так как стоимость земли по выкупу фактически превышала её действительную цену. Крестьянская община сохранялась. Надельная земля передавалась крестьянам на правах общинного пользования, а после выкупа - общинной собственности.

В 4 «Местных положениях» определялись размеры земельных наделов и повинностей за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. «Местное положение о поземельном устройстве крестьян... в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских» распространялось на 29 великорусских губерний, 3 новороссийские (Екатеринославскую, Таврическую, Херсонскую), 2 белорусские (Могилёвскую, часть Витебской) губернии и на часть Харьковской губернии. Размеры душевого надела определялись в зависимости от полос (нечернозёмной, чернозёмной, степной). В нечернозёмной полосе высший размер душевого надела составлял от 3 до 7 десятин (от 3,3 до 7,6 га), низший - 1/3 высшего. В чернозёмной полосе: высший - от 23/4 до 6 десятин (от 2,5 до 6,5 га), низший - менее 1 десятины (1,1 га). В степной полосе: в великорусских губерниях - от 6 до 12 десятин (от 6,5 до 13,1 га), в украинских - от 3 до 6,5 десятин (от 3,3 до 7,1 га). Если надел был больше высшего, излишек мог быть отрезан, если же меньше низшей нормы, то помещик обязан был прирезать недостающее количество земли. Оброк устанавливался от 3 до 12 рублей в год за душевой надел. Барщина за высший душевой надел составляла 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Местное положение о поземельном устройстве крестьян... в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских», но с учётом специфики каждого района. Так, «Местное положение» для Черниговской, Полтавской и части Харьковской губерний, в которых отсутствовало общинное землевладение, предусматривало наделение крестьян землёй на основе наследственно-семейного принципа. Каждая губерния подразделялась на несколько местностей, для которых устанавливалась высшая норма душевого надела: от 23/4 до 41/2 десятин (от 2,5 до 4,9 га). Низшая норма составляла 1/2 высшей. Повинности на Левобережной Украине были меньше, чем в великорусских губерниях (оброк - от 1 рубля 40 копеек до 2 рублей 80 копеек за 1 десятину; барщина - от 12 до 21 мужского рабочего дня за 1 десятину). «Местное положение» для 3 губерний Правобережной Украины (Киевской, Волынской, Подольской) закрепляло за крестьянами всю землю, которой они пользовались по Инвентарным правилам 1847-48. Повинности здесь были несколько ниже, чем на Левобережной Украине. По «Местному положению» для Виленской, Гродненской, Ровенской, Минской и части Витебской губерний за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались до крестьянской реформы. Повинности определялись в несколько уменьшенном размере по сравнению с теми, которые были зафиксированы в инвентариях имений. Под влиянием Польского восстания 1863-64 произошли изменения в условиях крестьянской реформы в западных губерниях и на Правобережной Украине. Здесь вводился обязательный выкуп, выкупные платежи уменьшались на 20%, был пересмотрен размер крестьянского надела (крестьяне, утратившие часть своего землевладения в 1857-61, получили свои наделы обратно полностью, обезземеленные раньше - частично). Наделы крестьян по сравнению с количеством земли, зафиксированным в уставных грамотах, значительно увеличились.

Реализация крестьянской реформы началась с составления уставных грамот. Этот процесс в основном завершился к середине 1863 года. Всего было составлено около 113 тысяч грамот (в целом от крепостной зависимости освобождено 22,5 млн. помещичьих крестьян обоего пола).

«Положение об устройстве дворовых людей» от 19.2(3.3).1861 предусматривало освобождение без земли, но в течение 2 лет дворовые люди оставались в полной зависимости от владельцев. Особенности крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись 8 дополнительными правилами от 19.2(3.3).1861 («Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов» и др.).

Крестьянская реформа коснулась также удельных крестьян, которые по указу от 26.6(8.7).1863 переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Общего положения...». Законом от 24.11(6.12).1866 началась реформа государственных крестьян (составляли 45% российского крестьянства, были лично свободны). За ними сохранялись земли, находившиеся в их пользовании. По закону от 12(24).6.1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп.

Крепостное право было отменено также на национальных окраинах Российской империи: на Кавказе, в Закавказье, в Бессарабии. Условия реформ в этих местах были более тяжёлыми (вся земля оставалась за помещиками, выкуп не только полевого надела, но и усадьбы зависел от их воли).

Крестьянская реформа 1861 года положила начало серии реформ - судебной реформе 1864, земской реформе 1864, военным реформам 1860-70-х годах, получившим название «Великие реформы». Они означали перестройку государственной системы в целом, способствовали развитию капитализма и процессов модернизации в России, создание предпосылок для перехода от сословного к гражданскому обществу. Воспринимались большинством современников как поворотный пункт российский истории, а император Александр II вошёл в историю как «царь-освободитель». Вместе с тем крестьянская реформа 1861 года была подвергнута критике революционными демократами за недостаточный, по их мнению, размер земельных наделов, полученных крестьянами.

Источн.: Крестьянская реформа в России 1861 г. Сб. законодательных актов. М., 1954; Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1989.Т. 7: Документы крестьянской реформы.

Лит.: Материалы для истории упразднения крепостного состояния помещичьих крестьян в России в царствование императора Александра II. Берлин, 1860-1862. Т. 1-3; Иванюков И. Падение крепостного права в России. 2-е изд. СПб., 1903; Корнилов А. А. Крестьянская реформа. СПб., 1905; Джаншиев Г. А. Эпоха великих реформ. 10-е изд. СПб., 1907; Великая реформа. М., 1911. Т. 1-6; Зайончковский П. А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861. М., 1958; он же. Отмена крепостного права в России. 3-е изд. М., 1968; Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе. 1861-1880 годы М., 1978; Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856-1861. М., 1984; Горланов Л. Р. Удельные крестьяне России, 1797-1865. Смоленск, 1986; Литвак Б. Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991; Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992; Долбилов М. Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10; Отмена крепостного права в России. Указатель литературы (1856-1989 годы). Томск, 1993.

Крестья́нская рефо́рма в Росси́и (известная также как отмена крепостного права) - реформа, проведенная в 1861 году, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из реформ императора Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года.

Вместе с тем, ряд современников и историков конца XIX - начала XX вв. называли эту реформу «крепостнической» и утверждали, что она не привела к освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причем ущербный и несправедливый.

Предыстория

На бо́льшей части территории Российской Империи крепостного права не было: во всех сибирских, азиатских и дальневосточных губерниях и областях, в казачьих областях, на Северном Кавказе, на самом Кавказе, в Закавказье, в Финляндии и на Аляске.

Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права были сделаны Павлом I и Александром I в 1797 и 1803 годах подписанием Манифеста о трехдневной барщине об ограничении подневольного труда и Указа о свободных хлебопашцах, в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян.

В 1816-1819 гг. крепостное право было отменено в прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия, остров Эзель).

Согласно данным историков, специально изучавших этот вопрос, процентное отношение помещичьих крепостных крестьян ко всему взрослому мужскому населению империи достигло своего максимума к концу царствования Петра I (55 %), в течение последующего периода XVIII в. составляло около 50 % и опять выросло к началу XIX в., достигнув 57-58 % в 1811-1817 гг. Впервые существенное сокращение этой пропорции произошло при Николае I, к концу царствования которого она, по разным оценкам сократилась до 35-45 %. Так, к 10-й ревизии (1858) доля крепостных во всем населении империи упала до 37 %. Согласно переписи населения 1857-1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек (обоих полов) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю. Из 65 губерний и областей, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх остзейских губерниях (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия), в Земле Черноморского войска, в Приморской области, Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернии (с Прикаспийским краем) и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в 4 административных единицах (Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях) крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей (слуг). В оставшихся 52 губерниях и областях доля помещичьих крепостных в численности населения составляла от 1,17 % (Бессарабская область, в которой вместо крепостных были феодально-зависимые царане) до 69,07 % (Смоленская губерния).



В течение царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об уничтожении крепостного права, но все они оказались безрезультатными ввиду противодействия помещиков. Тем не менее, в течение данного периода произошла существенная трансформация данного института (см. статьюНиколай I) и резко сократилась численность крепостных, что облегчало задачу окончательной ликвидации крепостного права. К 1850-м гг. сложилась ситуация, когда она могла произойти и без согласия помещиков. Как указывал историк В. О. Ключевский, к 1850 году более 2/3 дворянских имений и 2/3 крепостных душ были заложены в обеспечение взятых у государства ссуд. Поэтому освобождение крестьян могло произойти и без единого государственного акта. Для этого государству достаточно было ввести процедуру принудительного выкупа заложенных имений - с уплатой помещикам лишь небольшой разницы между стоимостью имения и накопленной недоимкой по просроченной ссуде. В результате такого выкупа большинство имений перешло бы к государству, а крепостные крестьяне автоматически перешли бы в разряд государственных (то есть фактически лично свободных) крестьян. Именно такой план и вынашивал П. Д. Киселев, отвечавший за управление государственным имуществом в правительстве Николая I.

Однако эти планы вызывали сильное недовольство помещиков. Кроме того, в 1850-е годы усилились восстания крестьян. Поэтому новое правительство, сформированное Александром II, решило ускорить решение крестьянского вопроса. Как сказал сам царь в 1856 г. на приеме у предводителя московского дворянства: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, пока оно само собою начнет отменяться снизу».



Основными причинами реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Крестьяне, к которым царская власть обратилась за помощью, призывая в ополчение, полагали тем самым, что своей службой они заслужат себе свободу от крепостной зависимости. Надежды крестьян не оправдались. Росло число крестьянских выступлений. Если за 10 лет с 1845 по 1854 гг. произошло 348 выступлений, то за последующие 6 лет (1855 по 1860 гг.) - 474 Значительную роль в отмене крепостного права играли нравственный аспект и вопрос государственного престижа.

Как указывают историки, в отличие от комиссий Николая I, где преобладали нейтральные лица или специалисты по аграрному вопросу (в том числе Киселев, Бибиков и др.), теперь подготовка крестьянского вопроса была поручена крупным помещикам-крепостникам (включая министров Ланского, Панина и Муравьева), что во многом предопределило результаты реформы.

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки. Эта программа была узаконена 20 ноября в рескрипте на имя виленского генерал-губернатора В. И. Назимова.

Программа правительства, изложенная в рескрипте императора Александра II от 20 ноября 1857 года виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову, предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков (вотчинная власть над крестьянами также, согласно документу, оставалась за помещиками); предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем - права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). Юридическая зависимость ликвидировалась не сразу, а только по истечении переходного периода (12 лет). Рескрипт был опубликован и разослан всем губернаторам страны.

В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.

Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет».

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:

получение крестьянами личной свободы

обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит)

утверждение переходного («срочнообязанного») состояния

Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы в марте 1859 года при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии (фактически существовала лишь одна комиссия) под председательством Я. И. Ростовцева. Фактически работой Редакционных комиссий руководил Н. А. Милютин. Проект, составленный Редакционными комиссиями к августу 1859 года, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей.

В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. После смерти Ростовцева место председателя Редакционных комиссий занял консерватор и крепостник В. Н. Панин. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте при активном участии Панина были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.

19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов.

Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах; в остальных местах - в течение марта того же года.

19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 17 документов), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

[править]Основные положения реформы

Основной акт - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:

Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям - членству в сельском обществе и владению надельной землей.

Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей - волость.

Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.

За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.

Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

[править]Размер наделов

Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах - половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина - 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.

Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912-1913 гг.

Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8-12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Ещё одним пороком оброка была его градированность, когда первая десятина земли оценивалась дороже остальных. Например, в нечернозёмных землях при полном наделе в 4 десятины и оброке в размере 10 рублей за первую десятину крестьянин платил 5 рублей, что составляло 50 % от суммы оброка (за последние две десятины крестьянин уплачивал по 12,5 % от общей суммы оброка). Это вынуждало крестьян покупать земли, а помещикам давало возможность выгодно сбывать неплодородные земли.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Великороссийское», но с учётом специфики своих районов. Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» - «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области».

Освобождение дворовых крестьян

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.

Основная статья: Выкупная операция

Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. Михаил Покровский указывал, что «выкуп был выгоден не крестьянам, а помещикам». К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму, что составляло предмет критики со стороны наблюдателей, стоявших на народнических позициях (а впоследствии - со стороны советских историков), но было при этом математически нормальным результатом для столь долгосрочного кредита. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время. Так как пени за просроченные платежи неоднократно списывались, а в 1906 году государство простило сельским обществам всю неоплаченную часть задолженности, выкупная операция оказалась для государства убыточной.