Кризис и периоды зрелости. Задача развития личного «Я». Вопросы к экзамену

Период взрослости - наиболее продолжительный период онтогенеза. Выделяют три стадии взрослости:
- ранняя взрослость (молодость - от 20-23 до 30 лет)
- средняя взрослость (зрелость - от 30 до 60-70 лет)
- поздняя взрослость (старость - после 60-70 лет)

Признаки взрослости (по Г. Крайг):
- новый развития, в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;
- способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
- преодоление зависимости и способность брать ответственность;
- некоторые черты (твердость, надежность, честность и т.д.)
- социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Молодость (от 20-23 до 30 лет) - примерно это период жизни от окончания юности до 30 лет. Молодость - это время создания семьи. Для этого возраста характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. Молодость можно считать возрастом сензитивным к созданию семьи. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее - его духовный рост, развитие .

Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Вторая сторона социальной ситуации развития - это овладение выбранной профессией.

Центральными возрастными новообразованиями молодости можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Дружба и любовь в этот период выходят на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость.

Главные стороны жизни в молодости по-разному развиваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза.

При эгоистической направленности личности в создании семьи доминирует эгоистический мотив (материальный достаток, престиж, власть и т.д.) Профессия, как правило, не является ценностью сама по себе, а выступает средством реализации этого эгоистического . В связи с отсутствием глубокого интереса к своему делу становятся невозможными проявления .

При духовно-нравственной и сущностной направленности личности проявляется стремление к сущностному содержанию главных сторон жизни. В дружбе, например, определяющим является именно созвучие двух людей, сущность их отношений.

Кризис 30 лет называют кризисом смысла жизни, который возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Он выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным; происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности. Весь кризис в целом знаменует переход от молодости к зрелости.

Зрелость (от 30 до 60-70 лет) - самый длительный для большинства людей период жизни. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает вершина, высшая ступень.

В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет. Главные линии развития - это генеративность, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей, идей) и неуспокоенность - стремление стать лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

Работа и забота - добродетели зрелых людей. В ( , ) центральное значение придавалось процессу самоактуализации взрослого человека. По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных потребностей, но привержены высшим ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот.

Для ранней взрослости свойственно усиленное развитие психических функций. Стабилизация наблюдается в период 33-35 лет. Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации. Установка на совершенствование своей , поиск информации способствует развитию образного, практического, вербально-логического мышления.

Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования, вид и характер профессиональной деятельности.

Каждый переход на следующую ступень развития заставляет человека разрушать существующую защитную структуру. Этот переход может продолжаться несколько лет. Преодолев его, мы попадаем в продолжительный период стабильности и относительного спокойствия и обретаем чувство равновесия.
Все что происходит с нами: окончание учебного заведения, брак, рождение ребенка, развод, получение или потеря работы,-все влияет на нас. Эти события являются вехами в нашей жизни. Однако степень развития определяется изменениями личности в эти переходные моменты. Личность обладает скрытой тенденцией к изменению, которая реализуется под воздействием знаменательных событий.
Жизнь личности включает в себя внешние и внутренние аспекты. Внешние аспекты состоят из определенных ценностей:работа, положение в обществе, семья и социальные роли.
Внутренний аспект состоит из определенных моментов, важных для каждого из нас. Каким образом цели и стремления подкрепляются или нарушаются нашей системой жизни? Какие черты собственной личности мы можем изжить, а какие подавляем? Как мы себя ощущаем в мире в данный момент?
Внутренний аспект появляется там, где разрушающие силы начинают выводить человека из равновесия, сигнализируя о необходимости изменения и продвигая его к новой опоре на следующей ступени развития.

В переходные моменты наш образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях:
Первое измерение: внутреннее ощущение себя по отношению к другим. Второе измерение: чувство безопасности и опасности. Третье измерение: наше восприятие времени-достаточно ли у нас времени или мы чувствуем его нехватку? Четвертое измерение: ощущение физического спада. Все эти ощущения задают тон жизни и подталкивают нас к тем или иным решениям.
Анализ жизни взрослого человека достаточно сложен. Как в детстве, каждый шаг не только ставит перед нами новые задачи развития, но и требует отказа от тех способов решения, которыми мы пользовались до сих пор. Вот так можно кратко описать пути развития.

Ранняя зрелость.

Психолог Левинсон выделил 4 задачи развития человека в возрасте от 17 до 35 лет:

1) увязать мечту с реальностью (часто мечта разорвана с реальностью);

2) обрести наставника, который поможет продвижению в карьере, передаст мастерство, перейти от отношений типа "родитель-ребенок" к отношениям типа "взрослый-взрослый";

3) научиться строить близкие отношения с людьми, научиться общаться;

4) построить карьеру. Если говорить о карьере, то выделяют два этапа:

1. этап начинаний, примерно до 25 лет, характеризуется выбором и освоением профессии, частой сменой работы.

2. этап упрочения карьеры. Человек пытается утвердиться. Считается, что в течении 7-10 лет он кардинально не меняет вид деятельности. В современном мире ситуация меняется, в связи с изменением мотивации (условия работы, зарплата встает как главная задача).

Интеллект человека достигает психофизиологического пика, большую роль оказывают социальные и культурные аспекты.

Выделяют два фактора, влияющие на интеллект:

1) одаренность человека долго сохранять интеллектуальную способность;

2) образование, особенно высшее и дополнительное. Когда человек учится, развивается высокоинтеллектуальная деятельность.

Качественные особенности интеллекта:

1. интеграция разных типов мышления (у взрослого объединяются все виды мышления: логическое, теоретическое, практическое). У каждого человека более развит тип мышления, соответствующий его роду деятельности.

2. неравномерное развитие вербальных и невербальных функций. Невербальные функции: образное мышление, образная память ухудшается после 35 лет. Вербальные функции (логическое мышление, память) продолжают развиваться, достигают своего максимума после 40-45 лет.

3. интеллектуальная мудрость-человек отходит от жестких логических схем, начинает рассматривать ситуацию разносторонне.

В период ранней зрелости человек проходит кризис 30 лет (усл.)

Он анализирует свои достижения, сопоставляет с задачами, которые ставил перед собой ранее. Может быть приходит к выводу, что его достижения не соответствуют потребностям. В этот период часто распадаются браки, возникает переживания по поводу ухода молодости, ускоряется субъективный темп времени. В детстве и юности время как бы растянуто, в зрелости возникает страх не успеть что-то сделать, ощущение ограниченности времени. Человек пытается что-то изменить: получить новую профессию, завести новую семью и т.д.- меняются ценности.

Кризис как бы заставляет взглянуть назад, он связан с противоречивостью развития.

Средняя зрелость (усл. 30-35 лет)

Этот возраст характеризуется изменением в личностном плане: самооценка реалистична, рациональна, человек избавляется от иллюзий. Самооценка обобщена и менее противоречива, могут быть личностные конфликты, выполняется много различных ролей на работе, дома и т.д. Эти роли различны, происходит примирение конфликтов различных ролей.

Основные потребности в этот период: творческая реализация, совершенствование профессиональной деятельности, потребность в хороших отношениях с родными и близкими, желание подготовиться к старости. Потребность учить других охватывает все сферы жизни. Человек идентифицируется со своей профессией.

Деформацией профессиональной деятельности является трудоголизм. Термин эмоционального сгорания введен в 1974 г. Фреденбергером -психическое состояние людей, которые в сфере своей профессии общаются с клиентами в эмоционально напряженной атмосфере (врачи, учителя, менеджеры и т.д.)

Признаки эмоционального сгорания:

1) эмоциональное истощение (усталость). Работник чувствует, что не может отдаться своей профессии.

2) деперсонализация -циничное, негативное отношение к клиенту.

3) низкая оценка себя как профессионала, чувство разочарования.

Если симптомы не уходят после отдыха, то говорят об эмоциональной усталости. Выход в этой ситуации-смена работы, если это невозможно, то включаются механизмы психологической защиты. Работник уходит в болезни, семью, строительство, политику, общественную деятельность и т.д., т.е происходит смещение центра тяжести.

Профессия способствует развитию творческого потенциала. Период акме- период взлета творческой энергии.

Кризис середины жизни (усл. около 40 лет).

С одной стороны чувство стабильности, с другой, правильно ли понято основное предназначение в жизни (ключевой смысл кризиса).

Человек оценивает и анализирует свою жизнь: к чему пришел, чего достиг, хотел ли этого.

Если человек не состоялся, нет результатов, то как правило, возникают отрицательные эмоции. Человек чувствует убывание сил, замедляется темп. Мужчины и люди творческих профессий острее переживают кризис. Женщины более рассредоточены (работа, семья, карьера).

В этом возрасте возникает страх старости. Последняя возможность что-то изменить, прожить жизнь заново. Человек может бросить семью, поменять работу, переехать в другой город и т.д.

Позитивным выходом из кризиса считается изменение сферы деятельности, постановка новых целей.

Любой кризис сопровождается изменением ценностей. Позитивная сторона кризиса-человек становится более свободным, как бы отбрасывается лишнее.

Психология поздней зрелости (55-60 лет)

Старость -понятие абсолютное, генетически определенное. С другой стороны, относительное, как человек считает и понимает старость.

Считается, что в старости ухудшается интеллект, пожилые люди забывчивые. Это не так, механическая память ухудшается, но смысловая память сохраняется хорошо.

Закономерность вербального и невербального мышления углубляется.

Интеллект: критерием является увеличение времени реакции (между стимулом и ответом). Скорость и пластичность психических процессов ниже, медленнее думает и обрабатывает информацию.

Развиваются компенсаторные возможности, например, организация деятельности (что-то записывается на память, вспомогательные средства).

В понятие кризис пожилого возраста добавляются свои моменты-сокращается временная перспектива, человеку кажется, что все кончено. Неопределенность жизненной перспективы-основной момент кризиса.

Человек, уходя на пенсию, не знает, что будет делать, чувствует себя некомфортно.

Появляется много свободного времени, позитивное влияние оказывает посещение театра, общение с природой. Люди в этом возрасте становятся чувствительнее и эмоциональнее.

По Маслоу потребность в безопасности встает на первый план, люди живут сиюминутными желаниями.

Ш. Бюлер выделила четыре типа отношения к старости:

1) старость как продолжение активной жизни;

2) желание отдохнуть, расслабиться, получить удовольствие.

3) недовольство своей жизнью -депрессия.

4) недовольство жизнью -фрустрация (невозможность удовлетворения значимой потребности, препятствие, которое невозможно преодолеть).

Как средство профилактики-творческая деятельность: стихи, пение и т.д., обращение к религии.

130. Для периода зрелости характерно:

а) неравномерность и гетерохронность развития;

б) самореализация в активной деятельности;

в) неспособность к активной деятельности;

г) прекращение личностного развития;

131. В период ранней зрелости преобладает:

а) активное формирование профессионального статуса, создания семьи и определения своего пути в жизни;

б) жизненное самоопределение;

в) максимальная самореализация сущностных сил человека;

г) человек подводит итоги того, чего уже добился.

132. Продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего раз­вития духовных, интеллектуальных и физических способ­ностей человеческой личности, - это:

а) подростковый период;

б) юношеский период;

в) период зрелости;

г) период старости (геронтогенез).

133. Эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с переоценкой и осмыслением прожитых
лет, наиболее характерен для периода:

а) старости;

б) кризиса 30 лет;

в) средней взрослости;

г) подросткового возраста.

134. Максимум творческой активности для многих специальностей приходится на возраст:

а) 35-40 лет;

б) 20-35 лет;

в) 40-55 лет;

г) 20-30 лет.

135. В каком случае старость сопровождается ощущением безысходности, ненужности и отчаяния:

а) были осуществлены только фундаментальные задачи предыдущих возрастов;

б) сопровождается всегда;

в) при достижении полной интеграции;

г) у людей с проблемами в детстве.

136. Центральным новообразованием человека пожилого возраста является:

А) изменение социального статуса;

Б) жизненная мудрость;

В) ускоряющееся биологическое старение;

Г) все ответы верны

Психодиагностика и психокоррекция, психоконсультирование и психотерапия

137. Специфические черты психокоррекционного процесса:

а) ориентация на здоровую личность

б) ориентация на личность с психическими заболеваниями

в) ориентация на личность с соматическими нарушениями

г) все ответы верны

138. Основные направления психокоррекции психического развития:

а) оптимизация социальной ситуации развития

б) развитие видов деятельности

в) формирование возрастно-психологических новообразований

г) все ответы верны

139. Виды психокоррекции психического развития по форме работы с клиентом:

а) групповая

б) смешанная

в) программированная

г) все ответы верны

140. Психокоррекция психического развития по масштабу решаемых задач:

б) частная

в) специальная



г) все ответы верны

141. Виды психокоррекции психического развития по характеру направленности:

а) симптоматическая

б) индивидуальная

в) групповая

г) все ответы верны

а) личности

б) познавательной сферы

в) межличностных отношений

г) все ответы верны

143. Виды психокоррекции психического развития по продолжительности:

а) короткая,

б) сверхкороткая,

в) серхдлительная,

г) все ответы верны

144. Одним из основных элементов коррекционной ситуации является:

а) пациенты

б) клиенты

в) группа

145. Оценка эффективности психокоррекции психического развития зависит от позиций

а) клиента

б) психолога

в) лиц из окружения клиента

г) все ответы верны

146. Первая монография «Диагностика психического развития» была написана коллективом под руководством:

а) Л.С. Выготского

б) И.П. Павлова

в) И. Шванцары

г) Ж. Пиаже

147. Психотерапия – это

а) лечение

б) воздействие

в) содействие изменениям

г) все ответы верны

148. Психоконсультирование в мире насчитывает

а) более 400 подходов

149. Психологическое консультирование – это

а) запрет

б) совет специалиста по какому-либо вопросу

в) давление

г) лечение

150. Качества эффективного консультанта:

а) способность выслушать

б) толерантность

в) эмпатия

г) все ответы верны

Правильные ответы на тестовые задания

В А В Г Б Б В В Б А Б
Б Б Б Б Б А А В А Г В
А В А А А В В Б В В Б
А А Б А Б В А Б А Б Б
В Б Б В Г А А Б Г Б А
В В А Б В А А Г В А Б
Г Б В В Б Г Г Г В А А
А В А Б А Г Б А А А А
Г А Б Б А А В А В Б Б
А А б Б Б А В А Б А А


А Б В А
А В В Г
Г А А Г
А Г Б Б
В В Г Г
Б В Г В
Б В А Г
А А Г А
А Б А Б
Г Б Г Г

Составитель: Прудникова И.И.

Вопросы к экзамену

СР (СМПД), ОЗО, 3 курс

1. Возрастная психология как практико-ориентированная наука

2. Предмет и цели возрастной психологии.

3. Теоретические и практические задачи возрастной психологии

4. Методы исследования возрастной психологии

5. Значение возрастной психологии в практике социальной работы.

6. Проблема соотношения обучения и развития.

7. Периодизация психического развития.

8. Кризисы в развитии личности человека.

9. Исследование человеческого развития.

10. Теории развития человека.

11. Наследственность и среда.

12. Новорожденность как кризисный период

18. Ранняя взрослость как психосоциальная категория.

19. Средняя взрослость как психосоциальная категория.

23. Методы исследования в социальной психологии.

24. Самость и «Я-концепция» личности.

25. Личность в социальном мире.

26. Поведение личности и социальная установка.

27. Социализация личности: социально-психологический аспект.

28. Закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция.

29. Сущность и виды деформации социальных отношений и общения.

30. Психология межличностного воздействия.

31. Малая группа как социально-психологический феномен. Динамические характеристики малой группы. Взаимодействие индивида и малой группы.

32. Психология социальных групп.

33. Понятие о психотерапии

34. Связь психотерапии с другими науками.

35. Виды психотерапии.

36. Основные психотерапевтические направления.

37. Методы психотерапии.

38. Факторы, влияющие на эффективность психотерапевтического процесса.

39. Классический психоанализ.

40. Индивидуальная психотерапия А.Адлера.

41. Аналитическая теория К.Г. Юнга

42. Гуманистическое направление в терапии Э. Фромма

43. Психодрама.

44. Логотерапия.

45. Психосинтез Р.Ассаджиоли.

46. Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера

47. Экзистенциальная психотерапия

48. Позитивная терапия (терапия, центрированная на клиенте).

49. Телесно-ориентированная психотерапия.

50. Рационально-эмотивная терапия (А.Бандура).

51. Различия между психологическим консультированием, психологической коррекцией и психотерапией.

52. Основные принципы психологического консультирования и психологической коррекции.

53. Цели и задачи психологического консультирования и психологической коррекции.

54. Области применения психологического консультирования и психологической коррекции.

55. Виды психокоррекционной работы.

56. Виды психокоррекционных программ.

57. Показания к индивидуальной психокоррекции. Особенности индивидуальной психокоррекции.

58. Виды групповой психокоррекции. Применение групповой психокоррекции.

59. Фундаментальные составляющие процесса становления консультанта (самопознание, самонаблюдение, самопонимание).

60. Этические и правовые обязательства специалиста, осуществляющего психокоррекционные и консультативные мероприятия.

61. Факторы, влияющие на процесс консультирования, психокоррекции.

62. Качества и характеристики отношений, оптимизирующих консультационный и психокоррекционный процесс.

Составитель: Прудникова И.И.

Знания, умения и навыки

по дисциплине «Психологические основы социальной работы»

СР (СМПД), ОЗО, 3 курс

В ходе изучения дисциплины «Психологические основы социальной работы» студент должен:

знать:

· Основные понятия и категории возрастной психологии, социальной психологии, психотерапии, психологического консультирования и психокоррекции;

· Основные задачи развития на различных возрастных этапах и закономерности протекания возрастных кризисов;

· Современные теории, объясняющие психосоциальное развитие на различных возрастных этапах;

· Основные методы социально-психологического исследования и психотерапии, психологического консультирования и психокоррекции;

· Особенности познания, общения и взаимодействия людей, а так же факторы, обуславливающие специфику совместной деятельности;

· Этические и правовые аспекты консультирования и психокоррекции;

уметь:

· Уметь ориентироваться в психологических закономерностях развития человека на всех возрастных этапах;

· Уметь определять психологические методы по описаниям;

· Уметь определять нормативные возрастные кризисы в развитии личности;

· Уметь планировать и проводить исследование (анкетирование, тестирование, беседу);

· Уметь делать социально-психологический анализ ситуации из жизни;

· Уметь подбирать психолого-педагогические упражнения, игры для социальной работы.

Задания

Вариант-1

1. Подобрать психодиагностические методики для возрастных периодов: младенчество, младший школьный возраст, молодость.

2. Определить метод исследования по следующему описанию: для изучения отвлекаемости внимания испытуемому предлагают для решения арифметические задачи и одновременно включают интересную передачу (отвлекающий раздражитель).

3. По описанию ситуации межличностных отношений между учителем и неуспевающим учащимся определить факторы, которые оказывают отрицательное влияние на человека, и найти психолого-педагогические упражнения для коррекции взаимоотношений.

Вариант-2

1. Подобрать психодиагностические методики для возрастных периодов: раннее детство, подростковый возраст, зрелость.

2. Определить метод исследования по предложенному описанию. С целью изучения общительности испытуемому ему был задан ряд вопросов о том, как он быстро или медленно знакомиться с новыми людьми, непринужденно или натянуто ведет себя в новой компании, разговорчивый или нет с людьми. На данные вопросы испытуемый дал ответы: быстро, непринужденно, много друзей и достаточно разговорчив.

3. По описанию ситуации межличностных отношений между родителем и недисциплинированным подростком определить факторы, которые оказывают отрицательное влияние на участников, и найти психолого-педагогические упражнения для коррекции взаимоотношений.

Вариант-3

1. Подобрать психодиагностические методики для возрастных периодов: дошкольное детство, юность, старость.

2. Определить метод исследования по следующему описанию С.Л.Рубинштейна: в возрасте шести с половиной лет Н. хорошо справляется с заданиями, в которых требуется сопоставить предметы. При этом проявляется способность к наблюдению за собственными мыслительными операциями.

3. По описанию ситуации межличностных отношений между воспитателем и пассивным ребенком определить факторы, которые оказывают отрицательное влияние на участников, и найти психолого-педагогические упражнения для коррекции взаимоотношений.

Методика проведения практических знаний, умений и навыков проводится по 3 вариантам, в каждом из которых три задания.

Перечень заданий составила: Прудникова И.И.

Благодаря почти вековому накоплению знаний о детском возрас­те и старости обнаружено важное онтогенетическое обстоятельство: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, осо­бенно в сфере интеллекта и личности современного человека. Глав­ным следствием этих онтогенетических изменений является расши­рение возрастного диапазона периода взрослости, его потенциалов трудоспособности, познавательного и личностного развития. Именно поэтому одним из фундаментальных разделов психологии развития должно стать изучение развития человека на этапе от 30 до 60-65 лет. Впервые эта задача была поставлена в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, предложившим называть этот раздел возрастной психологии «акмеологией» (от греч. «акме», что означает - апогей развития, точка его наивысшего роста, расцвета) - наукой о периоде расцвета всех жиз­ненных сил человека.

Возрастные пределы взрослости определяются комплексом соци­альных и биологических причин в зависимости от конкретных соци­ально-экономических условий индивидуального развития человека. Накопленные данные позволили в какой-то мере отграничить период взрослости от отрочества и юности, с одной стороны, и старости - с другой, а также в самой взрослости выделить отдельные макропериоды - раннюю взрослость, средний возраст, пожилой воз­раст. Но четкие хронологические рамки взрослости задать довольно трудно: в характеристиках и временных границах взрослости много неопределенности.

Б.Г. Ананьев указывал на несовпадение во времени на­ступления зрелости человека как индивида (физической зрелости), как личности (гражданской зрелости), как субъекта познания и труда (умственная зрелость и трудоспособность). Тем не менее любопытно, что, как показывают современные исследования, именно в ранней зрелости происходит известное выравнивание темпов развития отдельных сторон личности (к старости их разновременность будет выражена сильнее всего), поскольку осуществлять полноценную жизнь человек не может, развиваясь только в одном каком-то направлении: во взрослости ему потребуются все ресурсы его личности.

Первый кризис личность переживает при переходе от юности к зрелости (17-22 года) . Он, чаще всего, вызывается двумя факторами. Во-первых , человек заканчивает профессиональное учебное заведение. Ему приходится искать работу, что само по себе не просто в наше время, когда работодатели предпочитают работников с опытом. Устроившись на работу, человек должен адаптироваться к условиям труда и новому коллективу, учиться применять полученные теоретические знания на практике (известно, что обучение в вузе, в основном, теоретическое) при этом выпускник может услышать фразу «Забудь все, чему тебя учили, и учись заново на практике». Часто реальные условия труда не соответствуют представлениям и надеждам человека, в этом случае, чем дальше от реальности были жизненные планы, тем тяжелее будет переживаться кризис. Данный кризисчасто соотносится также с кризисом семейных взаимоотношений.

Второй кризи с часто называют кризисом 30 лет или нормативным кризисом. В тех случаях, когда объективные условия жизни не дают возможности дотянуться до необходимых «культурных высот», часто осмысляемых как «другая (интересная, чистая, новая) жизнь» (материальная необеспеченность, низкий социальный и культурный уровень родителей, бытовое пьянство, семейная психопатизация и т.п.), моло­дой человек ищет любой, пусть даже брутальный, способ вырваться из «неорганичной» среды, поскольку сам возраст предполагает знание наличия разнообразнейших возможностей жизнеутверждения - «сделать жизнь самому», по собственному сценарию. Часто стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество выражается в резком изменении образа жизни, переезде, смене места работы и т.д., обычно осмысляемом как кризис молодости.

Большинство взрослых людей обретают к 40 годам устойчивость в жизни и уверенность в себе.

Но одновременно в этот, казалось бы, надежный и спланированный взрослый мир прокрадывается третий кризис зрелости - сомнение, связанное с оценкой пройденного жизненного пути, с пониманием стабилизации, «сделанности» жизни, переживаниями отсутствия ожиданий новизны и свежести, спонтанности жизни и возможности в ней что-то изменить (так свойственным детству и юности), переживанием краткости жизни для осуществления всего желаемого, необходимости отказаться от явно недостижимых целей.

Одновременно ощущается, что жизнь не во всем реализовалась так, как мечталось в предыдущих возрастах, и создает философское отношение и возможность терпимости к про­счетам и жизненным неудачам, принятия своей жизни такой, как она складывается. Если молодость во многом живет ориентацией на будущее, ожиданием настоящей жизни, которая начнется, как толь­ко... (вырастут дети, закончу институт, защищу диссертацию, получу квартиру, рассчитаюсь с долгами за машину, достигну такой-то дол­жности и т.д.), то взрослость в большей степени ставит цели, касаю­щиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и теперь. Именно поэтому многие, вступая в середину взрослости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации.

Четвертый кризис переживается человеком в связи с выходом на пенсию (55-60 лет ). Существует два типа отношения к выходу на пенсию:

1) Одни люди рассматривают пенсию как освобождение от надоевших ненужных обязанностей, когда наконец-то можно посвятить время себе и своей семье. В данном случае выход на пенсию ждут с нетерпением.

2) Другие люди переживают «шок отставки», сопровождаемый пассивностью, отдалением от окружающих, чувством невостребованности, потерей уважения к себе. Объективными причинами такого отношения являются: отдаление от референтной группы, потеря важной социальной роли, ухудшение материального положения, отделение детей. Субъективными причинами – неготовность перестроить свою жизнь, неумение заполнить время чем-то иным, помимо работы, стереотипное восприятие пожилого возраста как конца жизни, отсутствие в жизненной стратегии приемов активного преодоления трудностей.

Но следует отметить, что и для первого личностного типа, и для второго выход на пенсию означает необходимость перестройки собственной жизни, что создает определенные трудности. Кроме того, кризис усугубляется биологическим климаксом, ухудшением здоровья, появлением возрастных соматических изменений.

Раннюю взрослость или молодость , обладает всей совокупностью прав вести взрослую жизнь (за которую боролась юность), однако, молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя. Двойственность усугубляется одной из известных особенностей этой фазы - выраженным инфантилизмоммолодежи, состоящим в сохранении во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам. Речь идет о распространенном «великовозрастном иждивенчестве», т.е. социальной, нравственной и гражданской неразвитости, незрелости молодого человека. Как про­блема они осознаются тогда, когда закрепляются и превращаются во внутреннюю позицию личности. В такой форме инфантилизм молодежи превращается в социальное явлениесо всеми своими последствиями.

В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигают сво­его оптимума физическое и половое созревание. Б.Г. Ананьев установил, что с 20 до 40 лет активно прогрессируют интеллектуальные и вербальные (второсигнальные) функции, даже после того, как сенсорно-перцептивные функ­ции снижают свой функциональный уровень.

Начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное и ценностное чувство, исчезают сомнения и переживание временности юности; человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода (как это было на всех предыдущих ступенях развития). Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) обнаруживается сильное стремление к личностной экспансии, к выражению.

Поиск партнера для жизни, отделение от родительской семьи, приобретение профессии и начало собственной профессиональной и личностной жизни - условия для выработки собственного индивидуального жизненного стиля.Одновременно это дает возможность обрести и реализовать индивидуальные смыслы жизни.

Жизненный путь, намеченный для себя личностью, представляет собой не просто набор фиксированных желаемых жизненных позиций, но некоторую гибкую линию, связанную с реализацией своих ожиданий во времени, соот­носимую с рефлексией наличных возможностей. В группе лиц до 19 лет в первую очередь намечается решение задач, связанных с получением высшего или среднего специального образования, с выполнением интересной работы, а также с поиском друзей и близкого человека. В группе 20-25-летних в качестве ведущей сохраняется ориентация на получение высшего образования и интересной работы. Актуальными остаются поиск любимого человека, верных друзей, проблема создания семьи.

В этом же возрасте усиливается установка на хорошие жилищные условия, материальную обеспеченность - многие молодые люди приступают к созданию собственной семьи. В возрастной группе от 26 до 30 лет жизненные планы приобретают несколько иной характер, т.к. большинство уже имеет свою семью и детей. Здесь усиливается забота о жилищных условиях, приобретении материальных ценностей, обеспечении и воспитании детей, хотя не утрачивает актуальности и необходимость повышения профессиональной квалификации, образования (с которыми часто напрямую связывают уровень жизни и обеспеченности семьи).

Психологическое содержание стадии ранней зрелости составляет стремление организовать свою жизнь,включающее поиск партнера для жизни, приобретение жилья, освоение профессии и начало профессиональной жизни, стремление к признанию в референтных группах и к близким дружеским связям с другими людьми. Все вместе это определяет характер социальной активностив молодости. На этой возрастной стадии молодой человек не боится утраты «Я» и обезличивания. Достижения предыдущей стадии позволяют ему, как пишет Э. Эриксон, «с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с другими».

Молодой человек психологически готов к близости. Он способен отдать себя сотрудничеству с другими в конкретных социальных груп­пах и обладает достаточной этической силой, чтобы твердо придерживаться такой групповой принадлежности, даже если это требует значительных жертв и компромиссов. Молодость психологически нуж­дается в другом человеке, в социальной взаимности. Поиск партнера и вступление в брак - одно из средств ее достижения и одна из важных задач, решаемых молодостью.

Избегание переживаний и контактов, требующих близости, из-за тревожной боязни утраты собственного «Я» в молодости может при­вести к чувству изоляции («где-то там кипит настоящая жизнь, а я здесь один, никому не нужный...»), глубокого одиночества и после­дующему состоянию полной самопогруженности и дистанцированияот любых попыток сблизиться извне. Вместо чувства близости и откры­тости по отношению к другому возникает стремление сохранить и удлинить дистанцию, не пускать других на свою психологическую «территорию», в свой внутренний мир.

Молодость дает опыт способности любить, формирует понимание, что любовь - это не только отношение к какому-то конкретному человеку, но и более общая установка, ориентация характера, определяющая отношение человека к миру в целом, а не только к объекту любви. Однако большинство молодых людей связывают ее только объектом, но не с собственной способностью любить.

Э. Фромм считает, что на этапе молодости и взрослости человеку открывается также содержание братской любви как чувства ответственности, заботы, уважения, знания другого человека, как желание помочь ему в жизни; материнской (отцовской) любви - установок, которые привьют ребенку любовь и вкус к жизни, дадут ему почувствовать, как прекрасно жить; любви к самому себе - не в смысле фрейдовского нарциссизма или эгоизма, а в форме уважительного и бережного отношения к собственной жизни, счастью, развитию свободе; любви к Богу как к жизненному принципу, уважения мирового порядка и гармонии.

Стремление принадлежать другому человеку, жить с ним общей жизнью может стать основой брака и последующего создания семьи. Хотя молодые люди часто демонстрируют довольно широкое и либе­ральное понимание отношений между полами и форм семейно-брачных отношений, для многих (особенно женщин) брак и семья остают­ся важной жизненной ценностью. В основе брачных отношений, по результатам опроса студентов, чаше всего лежит эмоциональное и сек­суальное тяготение друг к другу (40%), дружба и совместимость (20%), жертвенность (20%), спокойствие (17%), реализм/практицизм (3%).

Период молодости с рождением детей привносит в жизнь челове­ка и новые социальные роли, и напрямую сталкивает его с историчес­ким временем. Это не только уже освоенные профессиональные роли, роли мужа и жены, сексуальных партнеров и т.д., а еще и роли мате­ри и отца. Освоение именно этих ролей во многом составляет специ­фику процесса взросления.

Мать и отец для ребенка - это не просто самобытные личности, это еще и представители институтов социализации, носители опре­деленных экзистенциальных ценностей, норм и правил жизни в об­ществе. До рождения ребенка человек мог быть воплотителем преиму­щественно собственных представлений о жизни (интериоризованных от родителей или усвоенных в подростково-юношеских группах), но, став родителем, он уже связан необходимостью представить для ре­бенка модель правильнойжизни, контролировать следование этой модели и доказывать ее истинность. Но для того, чтобы сформировать для ребенка эту модель, молодой человек должен сам для себя ре­шить вопрос, что есть правильная жизнь,и это делает освоение роди­тельской роли одновременно личностной задачей человека.

Эриксон, анализируя среднюю зрелость как седьмую стадию человечес­кой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверж­дает субъективное ощущение своей нужности другим. Двумя сферами, оказывающими наибольшее влияние на личностное развитие и удовлетворенность собой в средней зрелости, являются профессиональная деятельность и семейная жизнь.

Во взрослом возрасте потребность в труде становится основной жизненной потребностью, определяющей круг смежных потребностей - в общественном признании и престиже, в самовыражении, в удовлетворении материальных потребностей и личностных запросов, в утверждении собственной индивидуальности и т.д. К.А. Абульханова-Славская описывает четыре типа идентификации в профессии:

1. идентификация происходит через выбор профессии, максимально отвечающей, близкой к характерис­тикам личности (например, если личность склон­ная к риску, то выбирается профессия, связанная с работой в трудных условиях, опасностью для жизни).

2. идентификация с профессией такова, что она дает возможность движения личности в профессии, по ступеням служебной лестницы и ступеням мас­терства.

3. движение в профессии осуществляется через развертывание, развитие и совершенствование качеств и способностей личности, которые в момент выбора профессии находились в потенциальном состоянии.

4. совпадение с профессией обусловлено не только наличными способностя­ми, но и творческой активностью личности в целом.

В любой профессиональной деятельности для взрослого человека важно ее непрерывное осуществление; особенно это важно для твор­ческих профессий. Сбои и срывы, неуспех, длительные паузы снижают мотивацию, и человек может даже вообще «отучиться» работать.

Выделяют несколько типовых вариантов трудового пути:

1. Горизонтальный тип , когда продвижение работника основывается на постепенном повышении квалификации по одной специальности (например, повышение разряда, квалификации и т.п.);

2. Вертикальный тип , при котором продвижение работника строится по должностному признаку (например, рабочий становится мастером, начальником смены, затем - заместителем начальника цеха, затем – начальником цеха, затем директором завода);

3. Ступенчатый тип , который совмещает горизонтальное и вертикальное продвижение (например, учитель, став завучем, а после – директором школы, продолжает вести уроки; или директор завода, достигнув высшей точки данного направления карьеры, начинает политическую карьеру).

Хотя, как утверждает великий классик литературы Л.Н. Толстой, все несчастливые семьи несчастливы по-своему, можно выделить ряд типичных ситуаций, в которых возможность развития «кризиса семьи» наиболее вероятна. К «нормативным» психосоциальным стрессам, воздействию которых подвергаются на раз­личных этапах своего существования большинство семей, относятся следующие события.

Прежде всего это само вступление в брак . Проза повседневной семейной жизни заставляет молодоженов снять «розовые очки», через которые они видели друг друга в «фазе привлечения».

С рождением ребенка во многих молодых семьях возникает ситуация «напряженного треугольника»: мужья нередко воспринимают ситуацию так, как будто ребенок «отнял у них внимание и заботу жены».

С появлением двух и более детей к этому добавляется так называемое «сиблинговое соперничество», когда каж­дый из детей бессознательно или осознанно тянет «одеяло» родительской заботы и внимания на себя.

С помещением ребенка в детский сад и школу возни­кает проблема распределения обязанностей родителей по отношению к ребенку. Если стирка пеленок и уход за младенцем традиционно считается «женским делом», то по мере взросления ребенка возрастает воспитательная роль отца, к чему, однако, не все отцы оказываются мо­рально готовыми.

При вступлении детей в «бунтарский» подростковый возраст группа сверстников как бы оспаривает роди­тельские авторитет и власть, при этом изменение ценно­стных ориентации детей приходится на возраст «пере­оценки ценностей» самих родителей.

Следующим «критическим этапом» в жизни семьи является профессиональная ориентация подростков . Связано это как с увеличением сложности получения образования в условиях экономического спада и возрастания конкуренции в обществе, так и с тем фактом, что родители зачастую представляют будущее своих детей, исходя из собственных чаяний, опасений и несбывшихся надежд. Эти родительские проекции могут оказаться и путеводной нитью, и прокрустовым ложем, в которое молодой человек должен вписаться, исходя из семейной традиции или из соображений «престижности» без учета его личностных особенностей.

Выход супругов на пенсию - один из заключительных этапов развития семейных отношений. Особенно тяжел он для людей с лидерскими наклонностями, привыкших отождествлять себя со своей профессиональной ролью. Если они не находят для себя подходящего замещающего занятия (уход за внуками; дача и т.д.), этот этап чреват возникновением чувства неудовлетворенности жизнью, ощущения собственной бесполезности, что (на фоне осознания, что ничего уже не изменить) приводит к формированию состояния, разно и точно названного известным отечественным психологом

Помимо «нормативных» стрессов, общих для большинства современных семей, многие семьи на различных стадиях своего существования подвергаются воздействию таких психосоциальных стрессоров, как вынужденное переселение, безработица, болезни и т. д.

Производительность (генеративность) и порождение (продолже­ние рода) как главные характеристики личности на этой стадии реа­лизуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в индивидуальном творчестве. По Э. Эриксону, зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нуж­ным; зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны моло­дых, о которых необходимо заботиться. При этом, естественно, речь идет не только о собственных детях.

Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как: 1) умение брать на себя ответственность; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др.

С физиологической и психологической точек зрения, старение менее жестко связано с хронологическим возрастом, чем любой более ранний период жизни вплоть до 60-65 лет. Сложность процесса старения выражается в усилении и специализации действия закона гетерохронии,в результате чего имеют место длительная сохранность и даже улучшение функционирования одних систем и ускоренная, происходящая разными темпами, инволюция других. Дольше всего сохраняются в организме те структуры (и функции), которые тесно связаны с осуществлением основного жизненного процесса в его наиболее общих проявлениях.

Старение (геронтогенез) – это физиологический процесс, сопровождающийся закономерно возникающими в организме возрастными изменениями, характер которых наследственно запрограммирован. Изменения, происходящие в стареющем организме, можно рассматривать на нескольких уровнях.

На молекулярном уровне происходят изменения биохимической структуры организма, снижение интенсивности углеродного, жирового и белкового обмена веществ, уменьшение способности клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы, что в целом приводит к накоплению в организме продуктов неполного распада.

На уровне функциональных систем также отмечаются изменения. Так, в клеточно-тканевой системе наблюдаются увеличение, разрастание соединительной ткани в сосудах, скелетных мышцах, почках и других органах. В состав соединительной ткани входят белки, колла­ген, эластин, которые, изменяясь в старости, становятся химически инертными. Это вызывает кислородное голодание, ухудшение пита­ния и гибель специфических клеток различных органов, что и приво­дит к разрастанию соединительной ткани. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой эндокринной, иммунной, нервнойи других системахв процессе инволю­ции организма.

Адаптация организма к старению достигается за счет мобилиза­ции резервных сил. Исследования памяти показали, что в период после 70 лет в ос­новном страдает механическое запоминание, а лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смыс­ловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Ведущим видом памяти в по­жилом возрасте становится смысловая, логическая память, хотя и эмоциональная память продолжает функционировать.

Выделяют хронологический (число прожитых лет) и биологический (то, как человек выглядит и себя чувствует) возраст. Если хронологический возраст превышает биологический, то говорят о замедленном старении. Если биологический возраст соответствует хронологическому или превышает его, то говорят об ускоренном старении.

Факторы, влияющие на старение:

1. пол (средняя продолжительность жизни женщин выше, чем мужчин)

2. экологическая обстановка в регионе (способствует возникновению определенных заболеваний)

3. условия труда (так называемые вредные производства, многочисленные стрессы)

4. образ жизни

5. личностная позиция (установка на пассивный или активный образ жизни).