Кто написал элегию море. Анализ стихотворения «Море» (Жуковский)

Василий Жуковский
Море


Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Элегия была написана в 1822 году и явилась для русского читательского общества глотком свежего воздуха. Романтические произведения определяли отношение людей к жизни, поэтому можно сказать, что элегия имела народное, просветительское значение и что проводником всех новшеств и чудес романтизма в России явился Жуковский. Его лирика 1815-1824 годов подразумевает преобладание религиозных мотивов (море в этом произведении тянется к небу, то есть к Богу). Скорбь и страдание трактуются как неотъемлемые атрибуты земного бытия («Когда же сбираются темные тучи…» - море смирилось с этим явлением и во время испытаний стремится ввысь и уповает на бога), а упование на загробное воздаяние сопряжено с идеалами жертвенности и самоотречения.

В произведении Жуковского море олицетворяется и становится собеседником лирического героя. Размышляя о невзгодах моря, герой приоткрывает читателю завесу тайны своей собственной души. Лирического героя волнуют взаимоотношения двух бездн (морской и небесной), то есть взаимоотношения людей с Богом. Используя приём метафоры, Жуковский размышляет на философские темы о жизни моря, на самом деле, имея в виду людей и их жизни. Для поэта бесспорно: люди неразрывно связаны с Богом, в немалой степени зависимы от него. Море томится в «земной неволе» и имеет возможность лишь стремиться к нему своей душой, по мнению Жуковского, это путь каждого верующего человека - стремление к воссоединению с Богом, к высокому идеалу загробной жизни. В этой элегии лирический герой одновременно является и автором произведения, поэтому все чувства и волнения поэта могут быть перенесены на лирического героя.

В романтизме существует и наблюдается особое отношение к природе, благоговейный трепет перед ней. Это можно заметить в стихотворении «Море». Для Жуковского мир природы - тайна, и цель стихотворения - разгадать её. Все романтики, в том числе и Жуковский, сходились во мнении, что в природе, и только в ней, растворяется божественное начало, через общение с ней можно соприкоснуться с загробным миром, то есть со своим идеалом, с пределом своих мечтаний; проникнув в недра природы, можно познать тайну бытия. Образ природы, как и образ неба, является отражением Бога в земном мире.

Общее настроение всего стихотворения можно назвать грустным, но Жуковский не жалеет море, или людей, он пытается донести до них своё, пришедшее к нему с опытом понимание жизни. Поэт, как и лирический герой, преклоняется, трепещет перед могуществом природы. Он проник в её недра, понял тайну мироздания, но ничего, кроме разочарования, глубокого и неискоренимого, ему это не дало.

Даже современники Жуковского понимали его значение для русской литературы, и В.Г.Белинский писал о его романтических произведениях и о нём самом: «От торжественных од у публики уже заложило уши, и она сделалась глуха для них. Все ждали чего-то нового. Тогда явился Жуковский».

Элегия В.А. Жуковского «Море»

(восприятие, истолкование, оценка)

В жанре элегии существует особая система ценностей. Вечность безграничного бытия предполагает пантеистическую тайну, на фоне которой жизнь приобретает личную целостность благодаря своей предельной сконцентрированности во времени и пространстве. Элегическая красота - это «прощальная кpaca» невозвратного мгновения, а элегическое переживание есть чувство живой грусти об исчезнувшем.

Элегия «Mope» написана В.А. Жуковским в 1822 году. Это стихотворение выражает грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией воды. «Глубокая тайна» хранится в бездне лазурного моря. Именно она привлекает лирического героя и своим драматическим напряжением, и своей безмятежностью, неподвижностью. Поэта волнует взаимоотношение двух бездн - морской и небесной. Море у Жуковского несвободно в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в земной неволе, оно может лишь наслаждаться видом. «Далёкого», «светлого» неба. Кажется, будто два существа, ощущая своё родство, духовно тяготеют друг к другу. Любовь к небу - это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом. В тоже время море, небо и буря - это символические образы. У Жуковского небо - символ безмятежности, покоя, кpacoты. Когда море побеждает враждебные тучи, торжествует «сладостный» блеск возвращённых небес,», тишина, неподвижность. Но небо символизирует ещё и душу, летящую ввысь, - стремление. неземному совершенству. В свою очередь, море тоже является символом переменчивой человеческой души.

В стихотворении изменяется и развивается только образ моря. Глазами лирического героя мы с высоты наблюдаем его движение. Жуковский удивительно точно выбрал стиль стихотворения: элегия представляет собой поэтическое обращение лирического героя к рекой стихии. Возможно, она напоминает ему его собственное душевное состояние:

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты...

Движение моря сходно с необратимостью человеческой жизни.

Поэтому сквозь призму центрального образа элегии лирический герой говорит о собственных переживаниях и чувствах.

Важной особенностью стихотворения является соединение статики и динамики. Красочные описания, которые рисует Жуковский, сочетаются в элегии с элементами повествования: лирический субъект рассказывает о море, как о живом существе, которое любит, мыслит, борется с тёмными тучами за небо:

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

Важно отметить, что конфликт моря и противостоящих ему сил к концу стихотворения разрешается. Однако полной внутренней гармонии и внешней безмятежности образ моря не достигает:

И мгла исчезает, и тучи уходят;

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает...

Лирический герой чувствует обманчивость неподвижного моря. Не случайно последние строки стихотворения раскрывают главную идею элегии:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Истинная жизнь состоит в вечном движении, в вечной борьбе. Создаётся впечатление, что лирический герой видит счастье и радость в сражении за любовь. Нельзя успокаиваться, нельзя смиряться. Победа над «тёмными тучами». Жизни может быть одержана только в напряженной борьбе. Видимая безмолвность и внутренний драматизм моря отображают душевное состояние лирического героя.

В данном стихотворении раскрывается романтическая тема извечной тоски по идеалу, беспокойного стремления к далёкой мечте:

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое, светлое небо к себе?...

Для того чтобы как можно ярче показать постоянное движение моря, Жуковский использует множество глаголов. Почти в каждой строке стихотворения лирический герой описывает изменения моря: море дышит, наполнено «сметенной любовью» и «тревожною думой». С самого начала элегии Жуковский даёт нам понять, что у моря есть душа. Дух, по Жуковскому, - основа жизни. Динамика развития образа моря происходит в противопоставлении статичному небу. Лирический герой описывает блеск небес в тёплых и светлых тонах. Изобилие эпитетов помогает поэту усилить контраст света и тьмы. В раскрытии взаимоотношения двух стихий применяется антитеза. Существительные «любовь», «жизнь», «свет», «тишина» противопоставляются другим: «тайна», «неволя», «тучи», «тревога», «смятенье».

По-особому звучат в романтическом контексте славянизмы, архаизмы, придающие элегии окраску высокого поэтического стиля. Повторы усиливают мелодичность и музыкальность произведения.

Элегию «Море» можно разделить на две смысловые части.

Первая часть (начало элегии) - лирическое обращение к морской стихии. Мы узнаём о том, что «безмолвное море» наполнено тревожною думой. Во второй части поэт раскрывает читателю «глубокую тайну». Важно отметить, что, несмотря на большой объём, стихотворение стройно и соразмерено. Эти качества стиху придает рифма и ритм. Элегия написана четырёхстопным амфибрахием. Нейтральность этого размера сочетается с несомненной напевностью, поэтому отсутствие рифмовки не замечается. По звучанию элегия напоминает движение и шум волны, ощущаются приливы и отливы моря. Если в начале оно безмолвно и спокойно, затем «свободная стихия» всё сильнее волнуется. Когда же небо зарывают тучи, море, боясь разлуки с ним, «терзает враждебную мглу...»Поэт использует такой синтаксический приём, как градация: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / / Ты рвешь, терзаешь враждебную мглу...» Это кульминация элегии. Затем море успокаивается, но лирический герой говорит о том, что эта безмятежность обманчива.

Элегия «Море» по праву считается манифестом Жуковского романтика. Главное в ней - изображение чувств человека, его эмоций и переживаний. Обращение к пейзажной лирике, точнее морской стихии, необходимо поэту, чтобы глубже и ярче понять изменения души человека. Море в стихотворении олицетворено. Одновременно оно является символом тоски и несвободы. Морская стихия ассоциируется с бездной человеческого «Я».

Стихотворение «Море» было написано В.А. Жуковским в 1822 году. Это одна из лучших элегий поэта. Причем образ моря был новым для его творчества. Стихотворение было опубликовано в альманахе «Северные цветы» на 1829 год. Жанр был обозначен в последнем прижизненном издании произведений Жуковского.

В этой элегии образ моря сопряжен с образом лирического героя. И эту параллель мы замечаем уже в начале произведения. Поэт использует прием олицетворения, наделяя «безмолвное море» возможностью мыслить и любить:

Безмолвное море, лазурное море,

Стою, очарован над бездной твоей.

Ты живо, ты дышишь, смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Исследователи неоднократно отмечали мотив движения, жизни (в противовес покою), звучащий в этом стихотворении. Море у поэта изображено в состоянии покоя, в бурю и после нее. Все три пейзажа великолепны. Рефрен «безмолвное море, лазурное море» передает спокойствие и умиротворенность природы. В описании бури Жуковский использует аллитерации, благодаря которым создается иллюзия шипения, клокочущих волн:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Но вот буря утихает, но затишье это обманчиво:

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Море у Жуковского тянется к небу, однако единение здесь невозможно. Могучая и непредсказуемая стихия заключает в себе «глубокую тайну», вечную загадку, которая безудержно притягивает к себе человеческую душу:

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земные неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Разгадка же этой тайны заключается в душе лирического героя, через образ которого поэт утверждает свои эстетическо-философские идеалы поэта-романтика. «Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него» . Таким образом, море символизирует у Жуковского человеческую душу. Точно такие же безудержные порывы, страсти таит и душа лирического героя. Точно так же тоскует она по всеобщей гармонии, целостности и единству, устремляясь к небу.

Характерна разница в восприятии образа моря у В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Море у Пушкина ассоциируется со свободой, безудержными порывами души, гениальными, неоднозначными и талантливыми личностями. И общее звучание стихотворения «К морю» оптимистично. Лирический герой Пушкина обращается к морю как к другу, он употребляет местоимение «ты», одновременно раскрывая собственную личность:

Ты ждал, ты звал… я был окован;

Вотще рвалась душа моя;

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

У Жуковского же очень значим мотив тревоги, пессимизма, печали, невозможности достижения идеала. Земная жизнь символизирует у этого поэта вечную борьбу, вселенское столкновение с силами зла, извечное желание и устремленность души к свету, к небесному, к недостижимому. И этот романтический конфликт земного и небесного приобретает космический масштаб: лирический герой отчетливо осознает недостижимость желанной гармонии. Исследователи неоднократно отмечали, что в элегии Жуковского не употребляется местоимение «я» – герой обозначает собственную личность, лишь обращаясь к морю: «Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…», «Ты долго вздымаешь испуганны волны», «Ты в бездне покойной скрываешь смятенье». Но море безмолвно, и разговор этот остается монологом. Чувства героя передаются не от первого лица.

Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе: земное – небесное. Эта антитеза иллюстрируется тремя сменяющими друг друга пейзажами, как мы и отмечали выше. Финальный вывод лирического героя пессимистичен: мир лишен цельности и гармонии, желанный идеал недостижим на земле.

Элегия написана четырехстопным амфибрахием и белым стихом, благодаря чему создается впечатление ритмичности, подвижности, движения волн. «Море» поражает нас своей музыкальностью и мелодичностью. В произведении использованы различные средства художественной выразительности: метафоры («Иль тянет тебя из земные неволи Далекое, светлое небо к себе?..»), олицетворения («Тревожною думой наполнено ты»), эпитеты («лазурное море», «сладостный блеск», «в бездне покойной»), риторические вопросы («Что движет твое необъятное лоно?», «Чем дышит твоя напряженная грудь?»), инверсии («Открой мне глубокую тайну твою»). Анализируя фонетический строй стихотворения, мы можем отметить аллитерации («Что движет твое необъятное лоно?», «Ты чисто в присутствии чистом его…»), ассонансы («Стою очарован над бездной твоей…»).

Таким образом, элегию можно назвать программным произведением В.А. Жуковского как поэта-романтика. Кроме того, здесь он предстает перед нами как подлинный мастер пейзажа, что было отмечено еще В.Г. Белинским. «Мы бы упустили одну из самых характеристических черт поэзии Жуковского, если б не упомянули о дивном искусстве этого поэта живописать картины природы и влагать в них романтическую жизнь. Утро ли, полдень ли, вечер ли, ночь ли, ведро ли, буря ли, или пейзаж – все это дышит в ярких картинах Жуковского какою-то таинственною, исполненною сил жизнию» .