Кто такой царь ирод кратко. Ирод Великий – величественный тиран. Приход к власти и царствование

Ирод - имя нескольких иудейский царей или царьков идумейского происхождения. Главный из них - 1) Ирод Великий, основатель идумейской династии на иудейском престоле. Сын идумейского князя Антипатра, он обладал выдающимися военными и политическими дарованиями, которые выдвинули его в глазах римского правительства, доверившего ему еще в молодости управление Галилеей. Он оказал римскому правительству важные услуги подавлением разбойничества и своими ловкими интригами настолько сумел зарекомендовать себя перед Антонием и Октавием, что по их указанию назначен был царем всей Иудеи (в 40 г. до Р. Хр.). Во время последовавшей между Антонием и Октавием войны он умел так искусно лавировать между соперниками, что хотя в общем держал сторону Антония, однако после поражения последнего при Акциуме сумел вовремя заявить свое верноподданничество Октавию, который расширил его владения, присоединив к ним сев.-вост. обл. Палестины - Трахонитиду, Ватанею и Авранитиду, и сделал его вообще главой Сирии. Почувствовав под собой твердую почву, И. начал разыгрывать роль великого восточного монарха. Отличаясь любовью к строительству и некоторым архитектурным вкусом, И. восстановил из развалин и украсил великолепными зданиями несколько городов своей страны, придав им новые имена в честь своего верховного покровителя-властелина, кесаря Августа (Самарию он переименовал в Севастию - от греч. слова σεβαστός = Augustus, Стратонову Башню - в Кесарию). В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией, а также построил великолепные дворцы, сделавшиеся лучшим украшением города. Несмотря на это великолепие, евреи не любили И., так как видели в нем иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова. В народе, отягощенном двойными налогами - в пользу римлян и в пользу пышного, любящего роскошь царя, - начался глухой ропот. Чтобы примирить с собой подданных, И. задумал удовлетворить их религиозному чувству и порешил построить новый храм, который бы своим величием превосходил даже храм Соломонов. Постройка действительно началась в самых грандиозных размерах, и храм был великолепен. С той же целью И. женился на Мариамне, внуке первосвященника Гиркана II, чтобы тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Давидовым. Но все было напрасно. Еврейский народ был непреклонен в своей ненависти к узурпатору, чему способствовали многие его меры. Так, он в возобновленных им городах строил театры и амфитеатры, заводил римские и греческие игры, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще вводил такие обычаи, которые, отличаясь совершенно языческим характером, могли внушать евреям лишь чувство ужаса и отвращения. Дело дошло до того, что сильная партия ревнителей закона, именно фарисеи, в числе 6000 чел., отказались принести ему присягу в верноподданстве и устроили заговор, грозивший И. низвержением. Эти факты ясно показали И. настроение народа, и он, видя невозможность примирения, задумал сломить оппозицию крутыми и жестокими м-рами. Он превратился в жестокого и кровожадного деспота, который беспощадно истреблял всех и все, в чем только его подозрительный взгляд видел признак крамолы. Так, он истребил почти весь дом Асмонеев, как потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его собственного сына Антипатра. При таком настроении И. вполне понятен тот ужас, с которым он выслушал, по свидетельству св. Матфея (гл. II), от восточных волхвов весть о том, что родился истинный царь иудейский, поклониться которому они и пришли с далекого Востока. Первой мыслью И., по этому свидетельству, было умертвить новорожденного царя, а когда ему не удалось найти его, то он не остановился перед поголовным избиением грудных младенцев в Вифлееме (см.). Пораженный тяжкой болезнью, заживо съедаемый червями, он неистовствовал даже на одре смерти и дал приказ в самый день его смерти истребить всю еврейскую знать, собранную для того в цирк; но распоряжение его не было исполнено. Он умер через несколько месяцев после рождения Христа. Главный источник сведений о его жизни - Иосиф Флавий, воспользовавшийся трудами его придворного историографа Николая Дамасского («Иуд. древн.» кн. XV-XVII). Подробное изложение истории его царствования см. у Гретца, «Geschichte der Juden» (т. 3-е); на русск. языке у Лопухина, «Библ. история» (т. II, гл. LXVII и LXVIII), a также в блестящем посмертном этюде Э. Ренана, перев. в «Восходе» (апр. и май 1894 г.). 2) Имя И. сделалось родовым в его династии и его носили ближайшие его преемники. Сыну его И. Антипе, или Антипатру, досталась по завещанию четвертая часть его владений, именно Галилея и Перея. Подобно своему отцу, это был страстный строитель, основавший, между прочим, новый город Тивериаду (в честь имп. Тиверия), куда перенес свою резиденцию. Не обладая средствами отца и получая только 200 талантов дохода, он, однако, любил чисто языческую пышность, задавал великолепные пиры, о которых писали даже римские поэты. О связи его с женой своего брата Филиппа см.

) - царь Иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Н.З. Он управлял Иудеею, тогда Римскою провинциею, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском. Впрочем хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинен Римскому императору. Он отличался своею дикою свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34-х-летнее царствование, - он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода, как мы уже заметили выше, в Вифлееме родился Спас мира, Господь Иисус Христос. Узнав о новорожденном Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, Ирод избил 14 тыс. Вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить и Богомладенца Иисуса; впрочем вскоре после того он сам погиб ужасною смертью в Иерихоне, - именно был съеден живой червями. Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеею, Самариею и Идумеею он поставил правителем Архелая; над Галилеею и Переею сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните (Лук.3:1). Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе Вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном! прямо доказывает, что слух об избиении Вифлеемских младенцев, в том или другом виде, проникнул даже в самый Рим.

б) Ирод Архелай . см. .

в) Ирод Агриппа II . см. .

г) Ирод Антипа . см. .

е) Ирод Филипп I (Мар.6:17) - сын Ирода Великого и Мариамны, дочери первосвященника Симона. Его не должно смешивать с четверовластником Филиппом. Он был женат на Иродиаде, сестре Агриппы I, от которой имел дочь Саломию. Впрочем, Иродиада оставила Филиппа и вступила в кровосмесительный брак со сводным братом Филиппа Иродом Антипою (Мат.14:3 , Мар.6:17 , Лук.3:19). Ирод лишил его наследства, и Филипп всю жизнь провел частным человеком.

ж) Ирод Филипп II - сын Ирода Великого и Иерусалимлянки Клеопатры. Управлял Ватанеею, Трахонитою и Авранитою, с титулом четверовластника (Лук.3:1). Правление его отличалось умеренностью и правосудием. Им выстроен на месте древней Панеи новый город, наименованный Кесариею (Мат.16:13); им возобновлен г. Вифсаида в нижней Гавлоните, с переименованием оного Юлиею, в котором он и умер в 34 году по Р.Х. женат был на Саломии, дочери Филиппа I и Иродиады. Династия Иродов царствовала в Иудее 140 лет.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ирод" в других словарях:

    Великий ивр. הוֹרדוֹס‎, лат. Herodus Ирод I Великий захватывает Иерусалим … Википедия

    Ирод Халкидский ивр. הורדוס‎ … Википедия

    - ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 в. по РХ. В 47 г. до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием Цезарем… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ирод - ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 ·в. ·по РХ. В 47 ·г. ·до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Злодей, кровопивец, кровопийца, живорез, инквизитор, живодер, истязатель, аспид, лиходей, мучитель, изувер, зверь, палач, изверг Словарь русских синонимов. ирод см. мучитель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… … Словарь синонимов

    - (Великий) (греч. потомок героя), второй сын идумея, прокуратора Иудеи, Антипатра и его жены аравитянки Кипры. И. лишь формально принадлежал к иудеям, но по своей приверженности к греч. культуре, в т.ч. к ее архитектуре, и любви к роскоши он был… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - (Herodes). 1) Сын Антипатра, царя иудеев, называемый Великим. В последний год его управления родился Спаситель. 2) Ирод Антиппа, сын предыдущего, тетрарх Галилеи и Переи. Он был женат на Иродиаде и казнил Иоанна Крестителя. Калигула лишил его… … Энциклопедия мифологии

    Из Библии. Имя царя Иудеи Ирода стало нарицательным потому, что авторы Евангелий приписывают ему «избиение младенцев» (см. Избиение младенцев), что, однако, не сообразуется с реальной хронологией, поскольку царь Иудеи Ирод I (73 4 до н. э.) умер… … Словарь крылатых слов и выражений

    Имя нескольких Иудейских царей или царьков, идумейскогопроисхождения. Главный из них: 1) Ирод Великий, основатель идумейскойдинастии на Иудейском престоле. Сын идумейского князя Антипатра, онобладал выдающимися военными и политическими… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Иудея при Хасмонеях и религиозное распадение народа израильского

(окончание)

Ирод Великий

Римляне и Ирод

Во время этих событий оказывал большие услуги римлянам хитрый и храбрый Антипатр, по происхождению идумеянин; он умел входить в милость ко всем римским полководцам, от Помпея до Цезаря. Римляне наконец поручили ему управление Иудеею, Самариею и Галилеею,так что за Гирканом остался только сан первосвященника. Римляне предоставили иудеям право жить по национальным законам, освободили их от военной службы, и брали дань с них в умеренном, необременительном размере. Народ иудейский был обязан этим отчасти Антипатру, потому любил его, так что он пользовался почти царским уважением, хотя и не назывался царем. Своего смелого и честолюбивого сына, Ирода, он назначил своим наместником в Галилее. В ущельях и пещерах галилейских гор держались шайки разбойников, которые скорее были недовольные патриоты, чем грабители по ремеслу. Ирод преследовал, одолел и жестоко наказал их; это навлекло на него ненависть Синедриона. Но первосвященник был так расположен, к энергическому молодому человеку, что обещал выдать за него свою внуку Мариамну. Фарисеи опасались его властолюбия, негодовали на него за то, что он казнил разбойников сам, а не отдал их на суд Синедриона, которому по закону принадлежало исключительное право постановлять смертные приговоры, вообще были сильно недовольны самовластием, с каким действовал он, уверенный в покровительстве римлян. Они обвинили его перед Синедрионом в нарушении закона; но он явился на суд с отрядом войска, и Синедрион не осмелился объявить его виновным. Однако ж он уехал из Иудеи в Дамаск. Это было по смерти Цезаря; Кассий собирал в Сирии деньги на войну с противниками, и потребовал от Иудеи 700 талантов серебра . Ирод быстро взнес свою долю этой суммы, и тем приобрел расположение Кассия. Вскоре после того умер Антипатр, отравленный одним из своих приближенных; Ирод стал хлопотать о том, чтобы занять место отца. Когда после битвы при Филиппах приехал в Сирию Антоний , Ирод умел подделаться к нему и, наперекор жалобам иудеев, приобрел такую благосклонность его, что он назначил его тетрархом (областным правителем) Иудеи, а многих из его обвинителей велел казнить. Но прежде, чем упрочил Ирод свою власть, ему пришлось выдержать опасную борьбу. Антигон, племянник первосвященника Гиркана, хотел стать правителем государства, деньгами и обещаниями призвал парфян, при их помощи овладел Иерусалимом, отрезал уши своему дяде, чтобы сделать его неспособным занимать сан первосвященника, посадил в темницу Фазаила, брата Ирода; пленник в отчаянии убил себя. Усердные к вере иудеи ненавидели идумейскую династию, как иноплеменную, хотя она и приняла закон Моисеев; потому они с радостью признали власть Антигона. Ирод бежал в Египет, оттуда поехал в Рим; Антоний и Октавиан признали его царем иудейским, он с большим войском высадился в Птолемаиде и начал войну с Антигоном, который был объявлен врагом римского народа. Война длилась три года; она была свирепая: фанатизм иудеев соперничал с яростью буйных наемников Ирода в делах убийства и разрушения. Ирод был человек энергический, храбрый, и воевал успешно, покорил всю Иудею; но еще сопротивлялся Иерусалим, в котором масса народа, фанатизированная фарисеями, и многие знатные люди твердо стояли за Антигона, потомка Хасмонеев . В городе владычествовал ужасный голод, но жители с презрением отвергли требования, чтоб они сдались. Наконец город был взят приступом ; буйные воины Ирода неистовствовали, не щадя ни пола, ни возраста. С трудом успел Ирод спасти храм от осквернения и грабежа, Антигон трусливо сдался в плен и был по приказанию Антония предан в Антиохии позорной казни. Он был последний государь из геройского рода Маккавеев .

Царствование Ирода

Ирод взошел на престол Давидов и под покровительством римлян правил Иудеею 34 года . Римляне неизменно оставались покровителями его; он был человек энергический, имел много даровитых и верных помощников, одним из которых был оратор и историк Николай Дамасский, еврей, хорошо знакомый с греческою философиею и литературою, искусный государственный человек и усердный защитник действий Ирода. Главною страстью Ирода было властолюбие; но он заботился о развитии материального благосостояния народа и умел поддерживать спокойствие в государстве. Он дал иудейскому царству такой блеск, какого не имело оно со времен Давида, и получил название великого. Он покровительствовал торговле и промышленности, украсил Иерусалим великолепными зданиями, основывал города; на юге от Кармила, где стояло приморское укрепление, называвшееся Башнею Стратона, он устроил прекрасную гавань и портовый город, который назвал в честь Цезаря Августа Кесариею (Цезареею). Но никакими заботами о торговле и промышленности не мог он преодолеть глубокое чувство ненависти; все хорошие качества его омрачались пороками и страстями, все больше и больше вовлекавшими его в злодейства. Он выказывал наружное уважение к религии, не преследовал фарисеев и всячески старался смягчить вражду иудеев к нему, иноплеменнику. Но хотя он и выставлял себя держащимся иудейской религии, в душе он был чужд и ей и народу. Не имея доверия к иудеям, он полагался только на свое наемное войско, состоявшее из разноплеменных иноземцев, и на крепости, которые строил в разных местностях государства; наемники и постройка крепостей требовали больших расходов, и он обременял народ тяжелыми налогами, добывал деньги и злодействами. Так, например, он казнил 45 богатых приверженцев Антигона и конфисковал их имущество. Опасаясь рода Хасмонеев, он истребил всех, происходивших от этой династии. Брат его жены, Аристобул, был по наследственному праву первосвященником; народ шумно выразил свою симпатию этому представителю знаменитого имени Хасмонеев, Ирод велел убить его в бане . Несколько позднее, около времени битвы при Акциуме (Акции), был по его приказанию убит бывший первосвященник Гиркан, дед его жены, освобожденный им из Парфянского плена. Он велел осудить на смерть и казнил свою жену, красавицу Мариамну , от которой имел пятерых детей; предлогом послужило то, что она, как говорила сестра Ирода, Саломея, была неверна мужу. Она умерла с царскою гордостью. Но, казнив ее, злодей, страстно ее любивший, раскаялся в этом; горе его было так велико, что он очень опасно занемог. Выздоровев, он стал опасаться её матери, Александры: убил и Александру . Побочный сын его, Антипатр, возбудил в нем подозрения против его законных сыновей, Александра и Аристобула; он убил и их, чтоб они не отмстили ему за мать. Они были убиты в Самарии на том самом месте, где он праздновал свою свадьбу с их матерью. Чтобы смягчить ненависть народа к нему за его злодейства, он построил новый храм , желая заслужить такую же славу, как Соломон.

Когда был сложен фундамент нового храма, обученные каменной работе священники, облаченные в священные ризы, стали строить стены из больших камней белого мрамора. Храм имел 100 локтей в длину и 120 в вышину. Восточный вход закрывали, как в скинии Моисеевой (I, 583), пестрые завесы, по которым были вышиты пурпурные цветы и другие фигуры. Все было устроено по образцу храпа Соломонова. Новое было только то, что за этими завесами было поставлено золотое изображение большого куста виноградной лозы, эмблема благословенной Богом страны, одно из чудес искусства по драгоценности. Храм окружали великолепные колоннады, особенно красива была южная, образуемая 162 коринфскими колоннами. Перед восточною стороною храма стоял большой жертвенник. На террасе, бывшей несколькими ступенями ниже храма, Ирод построил обнесенный зданиями двор для народа; на этот двор вели с террасы храма трое северных и трое южных ворот, а восточные ворота, самые огромные и великолепные, вели на передний двор и на особый двор для женщин. Надписи над воротами переднего двора воспрещали под страхом смертной казни вход в него иноплеменникам. Кругом его Ирод повесил трофеи своих побед, как приношения храму. Он соперничал с Соломоном и построением великолепного дворца, и сооружением других построек.

Но несмотря на построение великолепного храма, он становился все ненавистнее народу своими злодействами и господствовавшим при его дворе развратом; с годами, он делался все более свирепым; в последние годы его царствования яд и палачи играли большую роль при безбожном дворе иерусалимском. Народ с нетерпением ждал смерти Ирода; в особенности горячо желали ее гонимые им фарисеи.

За пять дней до смерти Ирод велел казнить своего старшего сына, Антипатра, который, перессорив царское семейство и погубив братьев своими клеветами, задумал убить отца, но вместо того, чтобы овладеть престолом, попал в темницу и был убит.

Потомки Ирода и переход Иудеи под власть Рима

По смерти Ирода Иудейское царство быстро стало разрушаться. Он разделил его на четыре части между своими сыновьями и родственниками, постановил, что сын его Архелай, которому он отдал Иерусалим, должен быть старшим над остальными государями. Ненависть народа к его династии была так сильна, что постоянно происходили мятежи, и народ стал считать присоединение страны к сирийской провинции спасением себе. Пятьдесят депутатов, избранных народом, представили правителю Сирии Квинктилию Вару просьбу, чтоб он ходатайствовал у Августа о принятии Иудеи под непосредственное управление Рима. Император согласился. Из уважения к памяти Ирода, он оставлял несколько лет Архелая владетелем Иерусалима; но жалобы иудеев на жестокости Архелая усиливались; после десятилетнего правления, Август сослал его в Галлию; там он и умер . Таким образом, Иудея стала римскою областью. Но народ Божий сохранил свою веру, свои законы, сберегал и под чуждою властью свои вечные надежды, свои национальные особенности.

(40 — 1 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов. Известен масштабными строительными проектами в Иерусалиме и других частях Иудеи, включая строительство Второго Храма.

Происхождение и ранние годы

Дед Ирода Антипатр покорился Хасмонейскому иудейскому государству, принял иудаизм и сохранил за собой власть над Идумеей. Отец Ирода Антипатр Идумеянин активно поддерживал римскую экспансию (кульминацией которой было взятие Иерусалима Помпеем в 63 году до н. э.), надеясь ослабить евреев. В 47 году до н. э. Ирод получил римское гражданство. В 47 г. до н. э. отец назначил сына правителем , и Ирод жестоко подавил там восстание против отца. Опасаясь смертного приговора Синедриона за незаконную казнь повстанцев, Ирод бежал в Сирию, и получил должность римского чиновника, что обеспечило ему иммунитет в Иудее. В 43 г. до н. э. Антипатр II был отравлен, Ирод, заручившись поддержкой Рима, расправился с убийцами отца. В 37 г. до н. э. римский сенат утвердил Ирода царем Иудеи, но своих сил для захвата Иерусалима у Ирода было недостаточно и он обратился за помощью к Марку Антонию, который согласился послать в Иудею войска после окончания Парфянской войны. Пять месяцев длилась осада Иерусалим, после чего город пал под натиском армий Ирода и римлян. Захватив Иерусалим Ирод приказал казнить 45 членов Синедриона, сторонников , и превратил Синедрион в подконтрольный религиозный суд, где он мог сам назначать и смещать первосвященников. Во время правления Ирода процветало и практически вернулось к границам государства при царе Давиде. Ирод осуществлял масштабное строительство по всей стране, дворцы, ипподромы, амфитеатры, но важнейшим объектом было возведение Второго Храма. Другим гигантским проектом был Иродион, крепость, построенная в 23-20 гг. до н.э. на том месте, где Ирод выиграл важную битву. Иродион построили на рукотворной насыпной горе, высота сооружения составляла 8 этажей. Отношение еврейского народа к Ироду было отрицательным, они видели в нем выдвиженца Рима и человека, нарушившего ветвь Давида. Ирод решил жениться на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, чтобы внешне восстановить связь с домом Давидовым. Это не помогло, возникла оппозиция со стороны зелотов. Ирод, не задумываясь, расправился с оппозицией и истребил весь дом Хасмонеев, не пощадив даже свою любимую жену Мариамну. В конце царствования Ирода миру явился Иисус Христос. Согласно Евангелию от Матфея, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не сообщили Ироду местонахождение младенца.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.» (Мф.2:16).

Последние годы правления Ирода отмечены особой жестокостью. Уже смертельно больной Ирод приказал казнить своего наследника, сына от первой жены Дорис, уличенного в заговоре. Известно, что при утверждении приговора, римский император Август сказал:

«Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном!».

Перед смертью Ирод дал приказ в день своей смерти убить многих представителей еврейской знати, но это распоряжение не было выполнено. За четыре дня до смерти Ирод I завещал престол Архелаю, своему сыну от жены-самаритянки Малтаки и назначил при нем тетрархами Ирода Антипу и Ирода Филиппа. Тем не менее, согласно , хоронили Ирода пышно:

«После этого они занялись погребением царя. Архелай сделал все, чтобы погребение было как можно более великолепным: он даже вынес из дворца все царские украшения, чтобы их несли за телом. Погребальные носилки из чистого золота были украшены драгоценными камнями и убраны дорогим пурпуром. Тело Ирода было облачено в виссон, на голове его покоилась диадема, а поверх нее — золотой венец, в правую руку был вложен скипетр. За телом шли сыновья Ирода и все его многочисленные родственники, вслед за ними — телохранители, за ними — колонна фракийцев, германцы и галлы, все в полном боевом облачении. Далее шествовало войско при полном вооружении, сохранявшее боевой строй и ведомое военачальниками, за войском — 500 домашних рабов и вольноотпущенников, воскурявших благовония. Тело было пронесено на расстояние 70 стадиев до Геродиона, где во исполнение воли покойного царя и погребено. Так кончается история Ирода».

Фотогалерея






Годы жизни: 73-74 гг. до н. э–1 г. до н. э. (по другим данным 4 г. н.э.)

Полезная информация

Ирод I, наименование Великий было позже дано историками
в русском языке - Ирод от традиционной среднегреческой передачи
ивр. הוֹרדוֹס‎
транслит. Хо́рдос, Хо́рдус
лат. Herodus
греч. Ἡρῴδης
транслит. «Херодос»

Не путать

Часто Ирода I путают с Иродом Антипой, его сыном от самаритянки Малтаки, который правил Галилеей (1 г. до н.э. - 40 г.) во времена Иоанна Крестителя и Иисуса Христа.

Титул «Великий»

Присвоен историками Ироду после его смерти. Был ими обусловлен ловкостью Ирода-политика, грандиозными свершениями Ирода-строителя, а также роскошью двора Ирода-правителя.

Этот титул главным образом отличает Ирода от его наследников, носивших то же имя, но не содержит нравственной оценки этого правителя - порочного, коварного и жестокого.

Жизнь Ирода Великого, самого могущественного из всех иудейских правителей, проходила в постоянной борьбе за сохранение власти. Ирод знаменит своей беспощадной жестокостью и прекрасными дворцами и храмами, построенными на личные средства. Правителем его сделала бесконечная любовь и верность Риму. В 41 г. до н. э. он был назначен наместником территории, на которой десятки лет не прекращались военные действия и революции. Три года спустя он занял Иерусалим и взошел на трон Иудеи. Ирод понимал, что такая насильственная узурпация трона не прибавит авторитета в глазах местного населения. Иудеи признавали только тех правителей, в жилах которых текла еврейская кровь и которые вели свой род от ветхозаветного царя Давида. Мать же Ирода была набатеянкой, т. е. арабского происхождения, а евреи не терпели арабов. Род Давида, правивший Иудеей долгое время, прекратился со смертью Зоровавеля в 510 г. до н. э. После этого страна претерпела многовековое засилье иностранных правителей: ассирийцев, персов, греков из династии Селеквидов, и, наконец, попала под протекторат Рима. Все это время жители ожидали мессию, царя из рода Давида, который сможет доказать свое происхождение от великого царя. По всей вероятности, именно воодушевленные этой идеей хасмонеи (известные также под именем маккавеев) подняли восстание против греков в 167 г. до н. э. Хасмонейская династия утверждала, что является прямым потомком царя Давида через Хасмона.

Благодаря жестокости, с которой он расправлялся с неугодными Ирод вошел в Библейский канон как инициатор избиения младенцев. Избиение младенцев. Деталь внешней стороны алтаря из слоновой кости. 1090-1130 гг., Епархиальный музей Сан-Маттео, Салерно, Италия

Ирод взошел на трон Иудеи в 37 г. до н. э., положив конец правлению династии Маккавеев. Несмотря на то, что он был женат на одной из дочерей хасмонейского царя - Мариамне, для народа он оставался иноземным узурпатором. Народную любовь и повиновение Ирод заслужил с помощью своей немногочисленной, но эффективной армии, состоявшей из германских и галльских наемников. Он правил и подчинял железной рукой, которую поддерживал имперский Рим. Неудивительно поэтому, что в самом начале своего царствования он не вызывал радости и поклонения у своих подданных. Едва утвердившись на троне, он сразу же создал тайную полицию из верных людей, которая тщательно следила за недовольными, столь многочисленными в Иерусалиме. Результаты работы были впечатляющими - всего за месяц существования охранки около сотни недовольных просто испарились.

Храмовый семисвечник (менора). В правление Ирода был заново отстроен Храм в Иерусалиме, возведенный еще в V в. до н. э. В Храме была помещена новая освященная менора. На фото менора на барельефе арки Тита в Риме.

Дорогая сердцу еврейского народа Хасмонейская династия, по мнению Ирода, мешала населению обратить всю любовь на нового римского правителя. Поэтому он решил ее извести. Ожидая удобного момента, Ирод строил планы по устранению каждого из ее членов.

Первой жертвой стал любимец народа Аристовул III, семнадцатилетний брат второй жены Ирода Мариамны. Вначале царствования Ирод самолично назначил Аристовула великим первосвященником. Это назначение возродило надежду на то, что Хасмонейская династия никуда не делась и все еще остается в Иудее, поскольку в течение сотен лет функции первосвященника и царя были тесно связаны. Однако, вскоре Ирод сменил мнение, и Аристовул по удачной случайности утонул в бассейне. Народ был глубоко потрясен этой внезапной кончиной.

Крепость Масада. Ирод построил укрепления на горе, расположенной недалеко от Мертвого моря. Крепостная стена протянулась на 1300 м, 37 сторожевых башен охраняли роскошный дворец, возвышающийся на трех платформах на самом пике скалы.

Следующим в ужасном списке числился престарелый бывший царь Гиркан II. Хитростью и лестью Ирод выманил его из Вавилона, где тот мирно доживал свой век. В Иудее Ирод поселил бывшего царя в собственном роскошном дворце, а через некоторое время обвинил в измене и предал суду. Совет приговорил Гиркана к смерти. Не сохранилось сведений каким образом приговор был приведен в исполнение, скорее всего узник был повешен. От династии Маккавеев остались жена Ирода - Мариамна, которую по свидетельствам он сильно любил, и ее мать - Александра, жившая вместе с дочерью в царском дворце. Ирод расправился с обеими стразу же после морской битвы при Акциуме (31 г. до н. э.), когда Клеопатра и Марк Антоний потерпели сокрушительное поражение. Ирод направился в Рим для принесения вассальной клятвы новому императору Октавиану Августу. Октавиан подтвердил права Ирода на Иудею, назвав того «царем-союзником и другом римского народа». Вернувшись Ирод тотчас обвинил супругу в неверности в его отсутствие. Он не стал слушать горячие заверения Мариамны в невиновсти и верности супругу и повелел отрубить ей голову. Мать царицы постигла та же участь. Из Хасмонейской династии не осталось более никого, кто мог бы претендовать иудейский престол.

Ирод восстановил прежний Храм Зоровавеля и сделал из него величественное и прекрасное сооружение. На фото новый Храм изображен на монете, отчеканенной при Бар-Кохбе 133 г. н. э. Еврейский музей. Нью-Йорк, США

И, тем не менее, как бы во искупление своих зверств, Ирод старался добрыми делами загладить вину перед еврейским народом. Иосиф Флавий сообщает, что спустя тринадцать лет после прихода к власти Ирода, на царство обрушился небывалый доселе голод. Стояла ужасная засуха, начиналась эпидемия чумы. В помощь нуждающимся Ирод отдал государственную казну, не оставив себе ничего. В царском дворце была собрана золотая и серебреная утварь, украшения и драгоценности. Золото было переплавлено и отправлено на караванах в Египет, где в обмен на него была закуплена пшеница. Организовывалась бесплатная раздача еды; мясники и булочники в обмен на щедрую плату из царского кармана обязаны были приносить пищу немощным и больным, всем, кто не в состоянии был самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.

Чтобы еще более заслужить народную любовь, Ирод начал реставрацию храма Соломона. Бывшее помещение храма стало слишком мало для верующих, поэтому царь решил построить новое. В течение двух последующих лет не было недостатка в работе ни в щедрой плате за нее. Тысяча повозок была занята на перевозке камней, царские агенты завербовали около 15 000 рабочих. Новый храм стал притчей во языцах: «Кто не видел храма Ирода, не знает, что такое красота!» - говорили в Иудее. Монарх мог гордится своими многочисленными стройками: то тут, то там возводились новые амфитеатры, арки, акведуки, крепости и стены. В Иерусалиме были построены театр, амфитеатр и ипподром; башня Антония была расширена, а царский дворец полностью перестроен. Ирод играл роль Мецената - ко двору съезжались знаменитые философы, художники, богатые торговцы и актеры.

Хронология царствования Ирода Великого

Безусловно, не всем по душе пришлись нововведения царя. Ведь театры и прочая богема считалась проявлением язычества, а многие радикально настроенные евреи не могли без боли смотреть на языческие храмы. Особенно угнетало это фарисеев, известных ревнителей еврейского закона. В кругах священников и приближенных к Храму бродили антиримские настроения, посыпалось множество жалоб на нарушение Закона. Казалось Ироду не было никакого дела до недовольных, в своем новом городе - Кесарии он соорудил два языческих храма: один посвященный Октавиану Августу, новому цезарю, другой - богине Роме. Последняя являлась выразительницей всей мощи Римской империи. Для фарисеев подобные языческие дикости не могли компенсировать «хорошего поведения» царя во время голода, ни тот факт, что фарисеи были фактически назначены им как главенствующая сила на политической арене Иудеи.

Во время правления Ирода вспыхивали и мини-революции. Одна их них была названа «заговор десяти» и случилась примерно в середине царствования. Десять глубоковерующих людей, завербованных в строжайшем секрете вождями фарисеев, принесли торжественную клятву: бороться с царем, попирающим обычаи предков. Благодаря доносу, полиция арестовала заговорщиков до того, как они смогли предпринять что-либо. Царь приговорил их к смерти и они тотчас были казнены.

Ирод задумал построить столицу достойную его величия. Так появилась Кесария, город-порт (в настоящее время частично затопленный), в которой находился прекрасный царский дворец, театр и ипподром. Кесария Палестинская, современный вид.

Спустя несколько дней друзья заговорщиков вычислили предателя, поймали его и забили камнями, затем расчленили труп и бросили останки псам. Множество горожан были свидетелями ужасной сцены, но никто из них не донес властям. Ирод приказал подвергнуть пыткам женщин, наблюдавших за казнью доносчика, так полиции удалось узнать имена линчевавших. Несчастные были приговорены к смерти вместе со всеми своими семействами, в назидании будущим недовольным.

Еще одной попыткой против власти Ирода был ультиматум Терона, армейского офицера, возмутившегося решением царя устранить двоих своих сыновей от брака с Мариамной - Аристовула и Александра. Терон настаивал, чтобы Ирод оставил в покое своих детей, любимых народом. Очевидно, что Терон пытался наставить Ирода на путь истинный не только словами, но и делами. В скором времени царь узнал, что его новый цирюльник собирается перерезать ему горло во время бритья. Ирод выбрал триста по его мнению партизанов Терона, собрал их на арене одного из театров, а на верхних ступенях расположил отряд лучников. Рассказывают, что море крови растеклось по сцене, оно доходило до первых зрительских скамеек и поднималось все выше и выше. Ирод, увидев это, произнес: «Пусть это будет уроком моим врагам! Они, наверное, решили, что со временем я размяк!?»

Ирод был похоронен в мавзолее, который он приказал построить в своем укрепленном дворце в Иродионе, что в 12 километрах от Иерусалима.

В течение всего царствования фарисеи создавали Ироду много проблем. Эти духовные вожди еврейского народа не хотели принимать такого царя Иудеи, тирана, поклоняющегося Риму и устанавливающему здесь римские порядки, касалось ли это политики или религии.

В конце жизни Ирод, мучимый подозрениями и боясь новых заговоров, решил обязать народ принести ему клятву верности. Так он надеялся укрепить лояльность людей к себе. Большинство поданных принесли подобную клятву, однако, фарисеи решили открыто выразить свое несогласие с таким принуждением, около 6000 из них (среди которых по всей вероятности было и несколько ессев) категорически отказались присягать царю. Ничто не могло изменить их решения, они не собирались клясться в верности кому бы то ни было кроме Яхве, единственного царя Израиля и утверждали, что принесение подобной клятвы означает отрицание власти Бога. Чтобы напугать их Ирод приказал казнить несколько особенно упорствовавших, а затем обязал их выплатить крупный штраф, под угрозой тюремного заключения. Фарисеи платить отказались, и в городе поднялась волна беспорядков. Только вмешательство Деметрии Александры, супруги младшего брата царя Ферораса, смогло успокоить население. Горячая сторонница фарисеев, она самолично внесла необходимую для уплаты штрафа сумму.

Последний инцидент произошел незадолго до смерти монарха. Вдруг распространился слух о смерти царя. Два известных в столице фарисея решили, что пришло время провести серию очистительных акций в стране, начав, само собой, с Храма. Они убедили несколько молодых людей взобраться на главную арку Храма и сбросить с пьедестала массивную золотую статую орла, которую недавно установили по приказу царя. Ирод знал, что еврейские обычаи запрещают устанавливать идолов или статуи животных и хотел досадить священникам, которые постоянно должны были лицезреть языческую статую. Кроме того, в Законе было четко указано только на то, что нельзя воспроизводить лик Бога.

Спустившись с крыши вместе со статуей, молодые люди тут же принялись кромсать ее топорами на глазах у изумленных прохожих. Естественно, практически сразу же и молодые люди и оба фарисея были схвачены и брошены в тюрьму. В общей сложности около сорока человек было заключено под стражу. В результате поверхностного судебного процесса все были приговорены к смерти: два фарисея и трое молодых людей, разбивших статую были сожжены на костре, других просто отвели палачу, и он их обезглавил.

Мания преследования у Ирода прогрессировала: ему кругом мерещились заговоры, он даже начал подозревать членов семьи. Царь поклялся отомстить своему брату Ферорасу за то, что его жена выплатила долг фарисеев. Вначале Ирод удовлетворился тем, что сослал брата в его земли, однако, некоторое время спустя, Ферорас неожиданно скончался. По слухам ему что-то подмешали в пищу.

До настоящего времени не представляется возможным узнать действительно ли трое сыновей Ирода злоумышляли против него. Некоторые обрывочные сведения позволяют утверждать это, однако, Ироду было мало. Он намеренно подтасовывал факты, изыскивая подтверждения заговора и даже перспектива убийства собственных детей не останавливала его. Первыми жертвами стали сыновья от Мариамны - Аристовул и Александр. В общей сложности царь возбудил против них два процесса. Первый проходил в Риме, на нем присутствовал император. Оба царевича постарались хорошо организовать защиту в результате чего были полностью оправданы.

Род Ирода Великого

Примирение отца с сыновьями было недолгим. В ходе многочисленных полицейских рейдов и вылазок, имевших целью следить за царевичами, они вновь были арестованы. Теперь они предстали перед другим судом, состоявшему из именитых граждан. Суд сразу же приговорил их к смерти, и приговор был приведен в исполнении тотчас после казни с лучниками в театре, когда 300 человек были умервщлены одновременно. Старший сын Ирода, носящий имя своего деда - Антипатр, также был обвинен в заговоре с целью захватить трон. Сначала его заключили под стражу, а затем казнили, всего за пять дней до смерти отца.

Новый Храм Ирода. Реконструкция. Израильский музей. Иерусалим. Израиль