Личность на лице. Как определить форму лица в домашних условиях. Визуальная диагностика психологического типа

Первый физиогномический трактат, описанный Аристотелем, дошел до нас от древних греков. В нем высказываются суждения о ненадежности физиогномических методов, таких, как сопоставление форм и "характеров" животных и людей, изучение расовых различий в строении тела и соответст-вующих особенностей психики, установление специфики поведения и эмоционального реагирования в зависимости от внешности человека. Существует множество физиогномических систем, наиболее распространенными из которых были системы Галля, Порты, Ламброзо, Лафатера и др. (см., например, А.А.Бодалев, 1983, Э.Ледо,1895).

Культурные традиции в визуальной диагностике

Наиболее известные труды (персоналии)

Ч.Дарвин в книге «О выражении эмоций у человека и животных»

Ч.Дарвин в книге «О выражении эмоций у человека и животных» писал о соотношении привычного выражения лица и склада характера. Именно его идеи и легли в основу различных справочников по психологическим истолкованиям мимики. Дарвин выдвинул гипотезу, что мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение (например, расслабление мышц лица - улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным распознавание эмоций по мимическому выражению.

Дюрвиль "О физиогномике" (1866 г.)

Лицо - это та часть тела, по которой легче всего прочесть мысль. Оно несет на себе отпечаток интеллекта человека. Мимика наиболее выразительна. Вот почему на страницах этой книги мы будем рассматривать только физиогномические черты человека. "Чем культурнее становятся люди,- говорит Делестр,- тем выразительнее их лицо в своих подробностях" ("О физиогномике"). Вы можете возразить, что лицо иногда лжет, притворяется. Верно, люди часто стараются изменить лицо, чтобы замаскировать свои мысли (Дюрвиль).

Все, в большей или меньшей степени, занимаются физиогномикой, не осознавая этого: "Я не боюсь румяных и светлых лиц Антония и Долабелы,- говорит Цезарь.- Но боюсь худых, бледных и мрачных лиц Брута и Кассия" (слова цитированы по Ижену Лидо). Врожденная способность римского императора к физиогномике его не обманула, история его смерти доказала это (Дюрвиль,)Но только сформировал истинно научную физиогномику.

Его книга "О физиогномике" - это прекрасный труд, который демонстрирует ясное понимание природы. Начиная с Делестра, физиогномика стала истинным искусством. У него мы находим конкретизированные, здоровые идеи предшественников.

И.Лидо "Трактат о человеческом лице"

И.Лидо ("Трактат о человеческом лице") в трех больших томах своего труда многое усложняет, но мало прибавляет к уже приобретенному. Заслуживает внимания только его классификация человеческих лиц по восьми планетным типам.

Обобщая, мы классифицируем человеческие формы в следующие восемь типов:

1. Квадратная форма с двумя основными разновидностями, которые мы назвали Марс и Земля.

2. Овальная форма с тремя основными разновидностями, названные нами Солнце, Меркурий, Венера.

3. Три существенные дегенеративные формы, две из которых указывают на утолщение и большую или меньшую степень округленности,- Юпитер, Луна, а третья указывает на худобу - Сатурн.

Эти восемь человеческих форм можно назвать чистыми типами. В принципе всех людей можно было бы свести к одному из этих чистых типов. Но дело, однако, не всегда так: люди с классически простой морфологией - это исключительное явление: в силу долгой истории нашей наследственности все мы представляем собой смесь этих типов. (Дюрвиль, стр.7)

Каждый из этих авторов занимался изучением не всего лица, а только отдельной части. По сути физиогномика и была одной из первых попыток соотнесения с личностными психологическими особенностями не целого лица, а его частей.

Физиогномика

Топографический рельеф лица и профиля

Физиогно́мика (от греч. φύσις - природа, γνώμων - знающий) - система знаний, которая позволяет определить тип личности человека и его душевные качества (как прирожденные, так и приобретённые) исходя из анализа характерных особенностей лица и выражения.

Физиогномика разрабатывала систему корреляции между чертами лица человека и основными свойствами его характера, способностями и талантами в раннем детстве ребенка. Сторонники физиогномики считали, что ее начало находится у истоков искусства. Ссылались даже на предполагаемые генетически обусловленные способности человека считывать внутреннее состояние по мимике и выражению лица. Признавалось, что в повседневной жизни эти способности используются подсознательно и что особенной восприимчивостью в этом отношении обладают дети.

Основная мысль Лафатера касается связи внутренней природы человека с мышцами лица, предметом его наблюдений была нижняя часть лица и лицевой профиль.

Суть учения Галля состоит в том, что по форме и местонахождению выпуклостей и вдавлений на черепе человека можно как бы обнаружить его характер, наклонности, умственные способности.

Ламброзо посвятил свои исследования изучению и описанию так называемого «преступного человека».

В России горячим сторонником физиогномики был профессор И. А. Сикорский. Наибольшее физиогномическое значение И. А. Сикорский отводил «переменам в лице» зависящих от работы многочисленных мышц, придающих лицу необычную подвижность и изменчивость. Он считал, что в этом смысле лицевая мимика, а также движения рук и пальцев имеют большое диагностическое значение. Второе место в этом отношении принадлежит движениям глаз, часто выражающих субъективные состояния. Следующая ступень по значимости отводилась выразительным движениям тела (поза).

Фотопортрет

В исследовании физического облика человека многие авторы уделяют внимание изучению мимики в различных зонах лица, составлению схем и классификаций эмоциональных состояний по проявлениям экспрессии, изучению степени информативности различных элементов внешности.

Большинство исследований посвящено выяснению, насколько правильно способен человек распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного выражения эмоций.

Ч. Белл (см. Bruce, Young,2000) выдвинул несколько гипотез, касающихся роли мышц лица в выражении эмоций. Его исследования основывались в основном на методе наблюдения и дедукции. Результаты его экспериментов затрагивают только часть такой сложной системы как выражение лица.

Систематические эксперименты, касающиеся движений мышц лица, были осуществлены французским ученым Дюшеном. Он изучал конкретного пациента, потерявшего чувствительность лицевых мышц в результате повреждения лицевых нервов. Воздействуя током на различные лицевые мышцы, Дюшен заставлял их двигаться независимо. В результате было составлено несколько графических изображений лица. Как показали последующие исследования I.Eibl-Eibesfeld (1989) и Р. Ekman (1973, 1978) наиболее распознаваемые эмоции человеческого лица возникали в результате одновременного воздействия на не-сколько мышечных групп лица.

Восприятие выражения лица является многомерным процессом, в котором распознавание эмоции оказывается лишь одной из его сторон. Существует большой эмпирический материал, демонстрирующий различные аспекты изучения восприятия человеческого лица.

В дальнейших исследованиях, особенно в зарубежной психологической науке, ставились многочисленные эксперименты и велись научно-теоретические разработки, связанные с попытками установить влияет ли лицо человека, отдельные его части или скомбинированная (искусственная) их совокупность на формирование впечатления о нем. Следует сразу оговориться, что основным направлением данных исследований имело сугубо прикладной характер, ориентированный на потребности криминалистики, рекламного и PR-бизнеса. Тем не менее проведенные исследования, в частности Л.И.Иванской, Б.Умаром, Ю.В. Гранской, V.Bruce, A.Young, J.Shephered и других, имеют также теоретическое значение для психологической науки.

Приведем примеры некоторых экспериментов.

V.Bruce, A.Young, (2000) провели ряд экспериментов, посвященных влиянию светотени и контрастности на восприятие лица, и выяснили, что наше восприятие лиц основывается на информации, которая содержится в паттернах относительной светотени, однако контрастность играет не столь существенную роль, как могло бы показаться. Испытуемым предъявлялись фотографии людей, потом предъявлялись контурные изображения тех же самых людей. В первом случае 90% испытуемых узнали изображенного человека, во втором – только 47%. Предполагается, что это можно объяснить отсутствием светотеней на контурном изо-бражении.

При распознании незнакомого лица доминируют внешние характеристики лица (прическа, размер головы и т.д.), при распознании знакомых лиц – психологические характеристики. Для незнакомых лиц развернутое на ¾ лицо и запоминается и распознается легче, чем анфас. Для знакомых лиц нет разницы. V.Bruce объясняет это тем, что развернутое на ¾ лицо на изображении выглядит более объемным (очень хорошо, например, видна длинна и форма носа). Хотя эффект восприятия лица с определенной точки и под определенным углом предполагает наличие некоторого воздействия на восприятие объемного трехмерного очертания, в действительности определить кто изображен все равно трудно. В другом своем эксперименте V.Bruce показал, что внешние характеристики (светотени, пигментация, цветовая гамма) очень важны для нормального процесса восприятия. Он предложил некоторым своим сотрудникам сканировать их лица. На полученных картинках соединил точки соответст-вующих черт лица и предложил эти изображения для опознания этим же и другим сотрудникам. Никто никого не узнал.

Ph. Schyns и A. Oliva (см. V.Bruce, A.Young ,2000) с целью показать как информация о лице может быть обусловлена пространственными параметрами, провели такой эксперимент: наложили фотографию мужчины – премьер-министра Великобритании Тони Блэйера (на изображении бюст в костюме и галстуке) на фотографию женщины – бывшего премьер-министра Маргарет Тэтчер. Полученное изображение предъявлялось испытуемым для опознания. При восприятии с близкого расстояния однозначно видно изображение Блэйера. При восприятии этого же изображения с расстояния 1,5-2 метра отчетливо видно изображение Тэтчер. Ph. Schyns и A. Oliva объясняют это, в первую очередь, спецификой нашей зрительной системы, которая в зависимости от пространственного положения объекта, по-разному воспринимает фоновые и детальные составляющие изображения (способность человека различать в пространстве высоко- /лицо Блэйера/ и низко- /лицо Тэтчер/ частотные параметры.

Нередко в исследованиях используются детали лица в различных контекстах с целью выяснения какую нагрузку они несут, насколько они опознаваемы. Young и его коллеги (1987) создали «комбинированные» изображения (к верхней половине изображения одного человека приложили нижнюю половину изображения другого) и предъявили их испытуемым. Испытуемым было крайне трудно определить, кому принадлежит верхняя половина лица. Оказалось, что выражение верхней части лица (глаза и лоб) подвержено влиянию других черт лица (рот, подбородок, часть носа). Однако, этот эффект имел место только при условии очень точного соединения двух половинок (по чертам лица и по овалу лица). Если же соединение было некорректным, эффект пропадал.

A.W.Young, D.J.Hellawell, and D.C. Hay разделили горизонтально по центру фотографии нескольких известных лиц. Испытуемые смогли опознать эти лица по половинкам. Когда же половинки разных лиц были соединены, для испытуемых стало затруднительно назвать имена людей, чьи половинки были соединены (например, верхняя половина фотографии Маргарет Тэтчер, нижняя половина – принцессы Дианы). Однако, способность испытуемых к распознаванию увеличилась, когда соединенные лица перевернули.

Отдельные элементы лица отличаются различной степенью информативности и значимости.

Экспрессивность каждого отдельного элемента зависит от индивидуальной структуры лица. Элементы лица характеризуются рядом признаков: контуром, величиной и формой. Наиболее информативным считается общее выражение лица, далее волосы, глаза, брови, губы, уши, нос, лоб. Основная гипотеза о взаимовлиянии отдельных частей человеческого лица проверялась в экспериментальных исследованиях A. Young и его коллег. Они провели серию экспериментов, применив так называемую «композиционную технику». Испытуемым предъявлялись несколько фотоизображений лиц, разрезанные пополам горизонтально. Испытуемые с высокой степенью точности идентифицировали половинки, представленные изолированно. Ученые пришли к выводу, что мы не воспринимаем черты лица независимо друг от друга.

Эксперимены J.W. Tonaka и M.J. Fara (1993) позволили им сделать заключение, что целое лицо воспринимается информативнее, чем совокупность его отдельных частей. Они провели эксперимент с условным названием «Где нос Лари?». Испытуемым предъявлялись изображения целого лица, изолированные части лица и лицо, составленное из произвольно расположенных частей. Надо было определить, где нос Лари. Оказалось, что когда нос помещается в нормальное лицо – идентифицировать легче, чем в остальных вариантах.

Можно сказать, что взаимосвязь между различными чертами лица так же важна, как сами эти черты. H.D.Ellis (1986) назвал несколько основных характеристик лица, которые регулярно и надежно используются людьми для описания и категоризации человеческих лиц. Это форма лица, волосы, возраст и все основные размеры черт лица.

Опознание лица (характеристики, этапы или процесс опознания и вероятность того, что опознается) изучалось многими учеными – А.Young, J.Shephered, K. N. McWeeny , R.A. Johnston, V. Bruce, Л.Н. Иванская, Б.Умар, Ю.В.Гранская и др.

Художественный портрет

Макияж

Макия́ж - нанесение на кожу лица различных видов декоративной косметики с целью украшения, а также камуфлирования существующих изъянов. Макияж - это не только рисование, а так же моделирование, подправка(коррекция) формы и цвета лица. С помощью применения декоративных препаратов ставится цель подчеркнуть привлекательные черты лица или создание какого-то характерного образа.

Косметологи и визажисты накопили огромный практический опыт, позволяющий создавать разного рода иллюзии, связанные с формой черт лица, выражением глаз и рта. Визуальная диагностика загримированного лица может быть осложнена из-за этих иллюзий восприятия.

Физиогномические школы

В настоящий момент существует несколько научных коллективов, которые изучают особенности строения, выражения лица и его восприятия в связи с оценкой психологических характеристик человека и его эмоционального состояния.

Научная школа Пола Экмана

Пол Экман

Пол Экман (англ. Paul Ekman, родился 15 февраля 1934(19340215) года) - выдающийся американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, крупнейший специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и распознавания лжи. Профессор Экман известен во всем мире и как вдохновитель и консультант популярного телесериала «Обмани меня» («Lie to me»), а также прототип его главного героя, доктора Лайтмана. На данный момент Пол Экман возглавляет «Paul Ekman Group» - небольшую компанию, которая занимается разработкой методик и учебных устройств в сфере изучения эмоций и микровыражений.

П.Экман создал методику для измерения лица, в которой перечислил все лицевые мышцы шести эмоций. Затем были составлены фотомодели, которые включали три области лица. Лицо, представляемое испытуемым в этих экспериментах, как бы разделялось на три части по горизонтали: брови-лоб; глаза-веки и основание носа; нижняя часть лица и щеки. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений лица - FAST».

Научная школа В.А. Барабанщикова

Барабащиков Владимир Александрович

В.А.Барабанщиков - член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, зав. лаборатории системных исследований психики ИПРАН, опираясь на большой теоретический и эмпирический материал, предпринял попытку раскрыть общепсихологическую природу межличностного восприятия, описать закономерности восприятия экспрессивных состояний и индивидуально-психологических особенностей незнакомого человека по фотоизображению его лица.

Межличностное общени рассматривается В.А. Барабанщиковым в терминах когнитивно-коммуникативного процесса, в котором складываются и развиваются представления об индивидуальности коммуниканта, его оценка и отношение к нему (ОН-концепция).

Диагностика невербального общения

Мимика

Под мимикой понимают движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). Существует довольно много различного рода литературы (от строго научной до примитивно-популярной), интерпретирующей все виды мимики (см. Лабунская,1999).

Один из основных параметров оценки мимика - подвижность.

  • Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.
  • Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.
  • Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из ут-рированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Глаза как «зеркало души», «залог верности», «кратер ненависти», «символ жизненной силы» и «сияющие звезды» особенно часто соотносятся с психическими состояниями. Глаз действительно очень важный орган. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом. Мы инстинктивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд может возбуждать, приковывать, восхищать. Взгляд может «выражать больше, чем слова», но может и «убивать». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения.

Рот также в значительной степени определяет выражение лица. Рот – самая подвижная часть лица. Он – центр любой улыбки и всякой боли. Если рот искажается во время разговора или смеха и чередование движений дисгармонично, то это выражает негативные стремления даже в том случае, если все остальные сигналы носят положительный характер и лицо кажется дружелюбным. Можно допустить, что улыбка возникла из первоначально угрожающего жеста «оскала зубов». Диапазон вариантов охватывает как едва заметное движение уголков рта, открытую улыбку, так и обезоруживающую улыбку. У людей, которые много улыбаются или смеются, со временем лицо вообще приобретает улыбающееся, дружелюбное выражение.

Голове как носителю важнейших органов человека особое значение отводится и в динамичном языке тела. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшенного восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны она отводится назад, при уклонении от чего-то – в сторону, а при сближении – склоняется вперед.

Плечи используются главным образом для выделения и уточнения прочих сигналов.

Если верхняя часть туловища наклонена вперед, то это свидетельствует о сближении, интересе, либо о нападении или запланированной активности.

Если верхняя часть туловища отведена назад, это может свидетельствовать об отступлении, отсутствии интереса (или занятости своими мыслями), бегстве или отсутствии какой бы то ни было активности в отношении своего партнера.

Движения вперед. Свидетельствует об интересе к тому объекту, в направлении которого мы движемся. Этот интерес может быть обусловлен позитивно или негативно, буквально или объективно. Точное значение можно вывести из дополнительно подаваемых сигналов.

Движения назад. Демонстрируют тенденцию к отдалению. Нередко уход предваряет бегство, причем сила раздражителя является определяющей в отношении того, совершается уход (отступление) из-за неприятного ощущения или же он (оно) переходит в бегство. Если уход сопровождается произнесением каких-либо фраз, то тогда в большинстве случаев мы имеем дело с подтверждением слов о том, что «он словно открещивается от того, что сам же и говорит». Язык поз тела уличает лживость речи.

Позы и жесты

Язык мимики и жестов существовал еще задолго до появления разговорного языка. Жесты, мимика и движения человека – это точные индикаторы его внутреннего душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний. Никто не может сказать что-либо без интонации, мимики, жестов. Мы постоянно находимся в какой-то позе, которую можно каким-либо образом истолковать.

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Различают указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

Создание и презентация образа

Визуальная диагностика психологического типа

П. Цыпин осуществил попытку описать внешние характеристики соционических типов. Он выделил ряд, как ему кажется, устойчивых признаков внешности и поведения по каждому типу. Особое внимание он уделяет взгляду. Автор предлагает лишь некоторые умозаключения, которые никак научно не подтверждены. Кроме того, исследования Н.Г. Артемцевой в некотором роде даже опровергают сделанные выводы. К примеру, скажем о том, что логик может выглядеть и так, как предлагают соционики, но также и так же и человек, с доминирующей функцией "сенсорика".

В отличие от социоников, в рамках системы психологических типов Н.Л.Нагибиной (Псикосмология) не описаны внешние характеристики типов. Многолетние исследования автора типологии (Нагибина, 1998-2010) показывают, что среди одного и того же типа могут встретиться и холерики, и сангвиники, и экстраверты, и интроверты, и толстые, и худые, и высокие, и низкие… и т.д. Вероятно, поэтому в трудах Нагибиной Н.Л. и ее соратников в основном очень детально и подробно описаны психологические характеристики каждого типа, их проявления в творчестве и судьбе представителей типов и очень много фотографий персонажей, отнесенных к тому или иному психотипу.

На основании данных, полученных в многолетних исследованиях, авторы (Артемцева, Нагибина)предлагают следующие описания взгляда, свойственные каждому типу:

Тип G. Взгляд спокойный, добрый, располагающий к обще-нию

Тип GН. Взгляд спокойный, внимательный к людям, немного грустный, понимающий теплый, располагающий к знакомству.

Тип Н. Взгляд открытый, спокойный, холодно-приветливый.

Тип А. Взгляд увлеченный, самоуверенный, выражающий энтузиазм владельца, иногда раздраженный.

Тип АВ. Взгляд озорной, веселый, блуждающий, расфокусированный, не слишком заинтересованный, внимательный к окружающей реальности.

Тип В. Взгляд чувственный, самоуверенный, приветливый, располагающий к знакомству.

Тип С. Взгляд несколько высокомерный, властный, внима-тельный, как бы сверлящий, чувственный, иногда как бы «безумный».

Тип СD. Взгляд насмешливо-агрессивный, придирчивый, властный, игриво-утонченный, часто направленный как бы внутрь себя.

Тип D. Взгляд строгий, серьезный, жесткий, неприветливый, часто содержащий угрозу и агрессию.

Тип Е. Взгляд умный, размышляющий, устанавливающий жесткую дистанцию, холодно-отстраненный, без особого интереса к окружающему миру, иногда придирчивый.

Тип ЕF. Взгляд открытый, располагающий, но все же сохраняющий дистанцию, иногда отстраненный, беспристрастный, как будто равнодушный, демонстрирующий некую философскую объективность.

Тип F. Взгляд направленный куда-то вдаль, внимательный, с прищуром, ироничный, часто простоватый, но с лукавинкой.

Конечно, характеристики взгляда только тогда имеют высокую ценность при определении психотипа, когда сочетаются с другими визуальными впечатлениями от «объекта исследования».

Примеры типов псикосмологии с упражнениями для тренировки представлены на странице

Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Издательство Ростовского университета. Ростов-на-Дону 1986.

Пиз Алан. Язык жестов: увлекательное пособие для дело-вых людей. – М., Ай – Кью, 1992.

Барабанщиков В. А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений. // Вопросы психологии. 1988, № 5. С.131-140

Бодалев А. А. Формирование первого впечатления.// Человек и общество. М., 1966.

Гранская Ю.В. Распознание эмоций по выражению лица./ Дисс. …канд психол.. наук. С – Пб, 1998.

Иванская Л.Н. Психологические особенности идентифи-кации лица человека по фотографии. Дисс. …канд. психол. наук, Ленинград, 1981.

Сикорский И.А. Всеобщая психология с физиогномикой. Киев, 1912.

Умар. Б. Индивидуально-типологические особенности и характеристики восприятия (на примере восприятия других людей). С.-Пб, 1998

Bruce V., Green P., Georgeson M.A. Visual perception: Physiology, Psychology and Ecology. Psychology Press. 1997. 431р.

Bruce V., Young A. In the eye of the beholder. The science of face perception. Oxford-N.Y.-Tokyo.: Oxford University Press. 2000. 280р.

Eibl-Eibesfeldt I. Human ethology. New York: de Gruyter, 1989.

Ekman P. Facial expression // Nonverbal behavior and communication. New York. 1978.

Ellis H.D. Face recall: A Psychological perspective. //Human Learning,1986. V.5. p.189-196.

Landis C. The interpretation of facial expression in emotion // In: Recegnition of facial expression. N. Y.: Arnopress. 1975.

McWeeny K.N., Young A.W., Hay D. C. and Ellis A.W. Putting names to face.// British Journal of Psychology? 1987,V.78, p.143-151.

Shepherd J. An interactive computer system for retrieving faces. // Aspects of face processing. Martinus Nijhoff, Dordrecht, 1986. P.398-409.

Tanaka J.W. and Farah M.J. Parts and wholes in face rec-ognition. //Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1993. V.46A. P.225-245.

Woodworth R.S., Schlosberg H. Experimental Psychology. N.Y.: Holt, 1954.

Young L The naked face. The Essential Guide to Reading Faces. New York. St. Martin’s Press. 1994.

безнадежную пациентку, - собираются на телевизионную пресс- конференцию. Как вы считаете, удачно ли они одеты? Представьте, что вы отправляетесь на важную для вас первую деловую встречу с незнакомой женщиной -(мужчиной). Как и в какие цвета вы оденетесь, какие аксессуары подберете, какой макияж, запах духов выберете? Почему? Ответ аргументируйте примерами.

Выбор [Сары] остановился на широкой мадрасской юбке, бежевой

хлопчатобумажной блузке и бирюзовом блейзере свободного покроя. На ряд

дополняли пояс из Бирмы ручной выделки и кожаные туфли без каблуков.

Единственное, в чем она уступила, учитывая официальность события, - это

надела колготки, которые так неудобны в июльскую жару.

Она схватила богато украшенные бронзовые сережки, сделанные по

заказу мастером из Акхы, и вдела их в уши, пока спускалась вниз.

Гленн Пэрис встретил ее в приемной своего кабинета... Как всегда, он

был подчеркнуто хорошо одет. Сегодня его коричневый костюм, небесно-

голубая сорочка и красный галстук, казалось, были специально подобраны для телевидения. (М. Палмер).

Задание 8. Прокомментируйте приведенный фрагмент. Какие

Проблемы общения он иллюстрирует? Что вы можете сказать об

Участниках общения?

Коренастая молодая медсестра, на нагрудной нашивке которой было

написано «Джепин Куртас», окликнула их.

Простите. Чем могу вам помочь?

Ничем, - рявкнул через плечо Грейсон. - Мы идем в палату пятьсот

пятнадцать.

Прошу остановиться, - потребовала сестра.

Грейсон застыл на месте. Он остановился, когда ему приказали, но руки,

висевшие по бокам, нервно сжимались в кулаки и разжимались. Догонявший его доктор Бен Харрис громко и облегченно вздохнул.

Настоящее имя Лизы Саммер - Лиза Грейсон, - заявил Грейсон с

преувеличенной терпеливостью. - Я - ее отец, Уиллис Грейсон, а это се личный врач, доктор Бенджамин Харрис. Теперь мы можем войти?

Лицо медсестры отразило смятение, но лишь на мгновение.



Время посещения больных начинается у нас в два часа дня, - объяснила

она. - Но если Лиза согласится, то я сделаю для вас исключение.

Кулаки Грсйсона опять сжались, но на этот раз так и не разжались.

Вы знаете, кто я такой? - заносчиво спросил он.

Знаю, кто вы такой, с ваших слов. Послушайте, мистер Грейсон, не

хочу быть...

Бен, у меня просто нет времени на все эти пререкательства, - выпалил

Грейсон. - Останьтесь здесь и объясните этой женщине, кто я такой и зачем

приехал сюда. Если она будет продолжать путаться под ногами, позвоните

проклятому директору этой так называемой больницы, пусть он поднимется

сюда. А я пошел к Лизе.

Даже не дожидаясь ответа, он важно двинулся вперед. (М. Палмер)

Задание 9. Величина межличностной дистанции зависит от

Культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие

Приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию?

Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных

Различий.

1.Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют

контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость

соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что

азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

2. А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и

беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от

друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же

разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате:

японец наступал, а американец отодвигался - каждый из них стремился

достичь привычного и удобного пространства общения.

3.Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была

приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним».

Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим

поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном

отношении.

4. Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности

населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное

пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку

издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Визуальное общение – это контакт глазами. Многие исследователи

считают, что контакт глаз между партнерами по общению может служить

мерой симпатии между ними. Во многом этот фактор зависит от культурных

традиций: в ряде стран контакта глаз избегают из уважения, у некоторых

народов прямой взгляд глаза в глаза расценивается как вызов и агрессия.

Задание 10. В XVIII в. известный политик граф Честерфилд, готовя сына

к дипломатической карьере, писал ему: «Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза; если ты этого избегаешь, люди начинают думать, что ты считаешь себя в чем-то виноватым; к тому же ты теряешь возможность узнавать по выражению лиц, какое впечатление на них производят твои слова». Как вы считаете, граф дал сыну хороший совет? Какие бы рекомендации дали дипломатам вы?

К такесическим средствам общения относятся динамические

прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что

динамические прикосновения являются необходимой формой стимуляции

общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус

партнера, возраст, пол, степень знакомства.

Задание11. Продолжите фразу: Рукопожатия делятся на три типа:

доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), … () и … ().

Задание 12. Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее

правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений:

1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение

душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток

культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов… а)

более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более

многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы

3. Какая мимика и какие жесты во всем мире значат одно и то же: а)

качание головой из стороны в сторону; б) кивок головой вверх-вниз; в) когда

морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят

лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) ответы верны; и) все ответы неверны.

4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы;

г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб;

б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все

ответы неверны.

6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают в

первую очередь на... а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д)

манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все неверны.

7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод

о его... а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности;

г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у

него... а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза;

д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая

голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.

9. Мужчина сочтет женское поведение призывным и эротическим,

если женщина... а) будет раскачивать на ноге туфельку; б) засунет руки в

передние карманчики тесно облетающих ее джинсов; в) будет посасывать

дужки своих очков; г) обхватит себя обеими руками; д) будет встряхивать

волосами; е) обхватит пальцами свой подбородок; ж) сядет, подобрав одну ногу

под себя; з) станет крутить браслеты на запястье и кольца на пальцах; и) все

ответы верны; к) все ответы неверны.

10. Большинство используемых жестов и поз... а) передаются из

поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у

других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-

культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны.

Задание 13. Используя свои знания о невербальной коммуникации, по

Строго говоря, никаких особенных секретов инет, а человеку осведомленному не составит особого труда считать любую информацию, тщательно скрываемую его собеседником, но выдаваемую характерным движением лицевых мышц.

«Лицо — это зеркало души» говорили древние. Ты будешь удивлена, но «индикатором» твоего внутреннего состояния могут оказаться и рот, и нос, и глаза, и лоб, и брови, точнее, мимические сигналы, которые ты непроизвольно транслируешь на собеседника — Для легкости, восприятия и считывания этих сигналов эксперты условно разделяют лицо на три области или части: верхнюю, среднюю и нижнюю.

1. Верхняя часть лица , в которую входят область лба и бровей, отображает эмоциональное состояние и особенности мыслительной деятельности.

Так, горизонтальные складки на лбу могут отображать пристальное внимание собеседника к чему-либо. Их мимически-смысловое значение варьируется в зависимости от того, что именно можно считать с других частей лица. Например, одновременно с широко раскрытыми глазами горизонтальные складки на лбу отражают ожидание дальнейшего развития событий, тогда как вместе с прищуренными глазами они обозначают настойчивое желание увидеть что-либо или услышать...

Вертикальные складки на лбу могут отображать сосредоточенность собеседника на твоих словах или решении какой-либо личной проблемы. Кроме того, они могут свидетельствовать и о сильной раздражительности, недовольстве или какой-либо другой негативной эмоции.

Что обозначают нахмуренные брови, понятно без особых разъяснений, а вот если одна бровь слегка поднята вверх, а другая — опущена вниз , это может свидетельствовать о том, что собеседник

а) воспринимает твои слова с недоверием;

б) относится к тебе скептически;

в) проявляет высокомерие...

2. Средняя часть лица , в которую входит область носа й глаз, отображает или особенно, сдерживаемые (сильные), или особенно слабые эмоции и чувства.

Трепещущие крылья носа — знак волнения, беспокойства, тревоги, внутреннего переживания или расстройства. Раздувание крыльев носа — свидетельство возбужденного состояния и наличия скрываемых до поры до времени агрессивных намерений.

Что обозначают сверкающие, горящие, равнодушные глаза, а также гневный взгляд или затуманенный взор, ясно и без слов.

3. Нижняя часть лица , в которую входит область рта и подбородка, отображает группу энергетически затратных состояний — физических, интеллектуальных, сексуальных...

Открытый рот (обрати внимание: именно-открытый, а не разинутый!) выдает реакцию собеседника на неожиданность, удивление или испуг, В некоторых случаях этот мимический сигнал может свидетельствовать об особой увлеченности собеседника и его готовности к контакту.

Плотно сжатые губы — знак закрытости, несогласия с собеседником и нежелания делиться е ним информацией. Поджатые губы в сочетании с опущенными уголками рта свидетельствуют либо об упрямстве характера собеседника, либо о его крайне пессимистическом настрое. Закушенные губы - первый признак кап купирования собеседника, его нежелания воспринимать внешнюю информацию и делиться ею. Быстрая смена мимических реакций такого рода отсутствие доверительности во взаимоотношениях и готовность к аффективному действию.

Выразительность речи придает и доброжелательная улыбка. Однако во всем нужно знать меру и учитывать русскую ментальность. Американский рот до ушей вызывает у среднестатистического россиянина сомнения в адекватности сверхулыбчивого субъекта. Замечу только, что улыбка Джоконды волнует человечество вот уже несколько веков, а улыбка Буратино... — она улыбка Буратино и есть!

Слегка растянутые губы и приподнятые уголки рта — свидетельство доверия, добрых намерений и симпатии. Если собеседник пытается замаскировать улыбкой презрение, страх, боязнь или опасение, то уголки рта не поднимаются и не опускаются, оставаясь примерно на средней линии губ. Что Касается выражения крайней степени неодобрения, то оно сопровождается ассиметричным опусканием уголков рта.

Подбородок — наименее информативная часть лица. Кроме того, пресловутая волевая челюсть, связанная со строение, черепа и прочими челюстно-лицевыми аспектами, имеет не так уж и много отношения к морально-волевым качествам личности. Вместе с тем подсознательное выдвижение нижней челюсти вперед (в точности, как на картинках с австралопитеками) действительно имеет место, когда собеседник хочет подчеркнуть собственные решимость, решительность и... крутизну.

Центр экспериментальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета больше похож на классическую естественно-научную лабораторию, чем на место, где работают психологи. В каждой из его комнат гудит и подмигивает лампочками какой-нибудь загадочный прибор, вокруг роятся ученые в белых халатах, бестрепетно жмущие на кнопки, словно прожженные технари.

Вы не правы, у вас слишком короткие латентности саккад… - доносятся до меня обрывки спора.

Ну, бог его знает, может, это издержки работы компьютера. Я сделаю аппаратную систему с нулевой латентностью, но мне для этого еще паять и паять. Надо самому спаять оптический тэтээл-датчик и завести его выход на вход ацэпэ-преобразователя.

«Паять и паять» - и это говорит психолог?! Я подхожу ближе. За компьютером сидит человек («испытуемый», как выражаются те, кто экспериментирует на людях) в велосипедном шлеме, украшенном футуристическими деталями: прозрачным экранчиком перед одним глазом и чем-то вроде камеры над вторым. На экране меняются изображения лиц - радостных, испуганных, гневных, печальных…

Модифицированный велошлем - это айтрекер, прибор, отслеживающий все движения глаз. В любом учебнике психологии восприятия есть картинка, полученная полвека назад замечательным советским психологом Альфредом Ярбусом - лицо, состоящее из черточек, прочерченных саккадами - короткими движениями глаз. Когда мы рассматриваем объекты, мы как бы ощупываем их глазами, переходя от одной значимой детали к другой. Восприятие - процесс активный, без этих движений ничего не разглядеть. Когда мы глядим на чье-то лицо, наши глаза обычно бегают по сторонам треугольника, образованного глазами и ртом. Чаще всего взгляд останавливается в углах этого треугольника.

Чтобы получить такие картинки, испытуемым закапывали ледокаин и надевали на глаза какие-то жуткие присоски. Теперь все гуманно: в современных айтрекерах инфракрасный луч создает блик на глазу, и камера его отслеживает.

Но крутой аппаратурой сейчас никого не удивишь - вся сложность в том, чтобы придумать эксперимент, который дал бы результаты сравнимые с теми, которые получали классики вроде того же Ярбуса. Наука жива, пока проводятся красивые эксперименты. А для российской психологии это редкость.

Мы изучаем, как люди, глядя на выражения лиц других людей, делают выводы об их личности и эмоциональном состоянии, - говорит директор центра Владимир Барабанщиков.

Что на лице написано

Как вы думаете, насколько точно мы можем оценить личность незнакомого человека, взглянув на его фотопортрет? - испытующе смотрит на меня Барабанщиков.

Мне кажется, какие-то базовые свойства можно оценить - допустим, волевой человек или слабак. А что же на самом деле ?

На самом деле можно правильно оценить в среднем примерно две трети черт характера. Это очень много. Настолько, что мы обычно не отдаем себе отчет о своих реальных возможностях. Более того, существуют люди, которые способны определять свыше 90% личностных черт, мельком взглянув на фотографию. Мы можем оценить такую интимную вещь, как переживания другого человека, за сверхкороткое время.

Получается , впервые видя человека , мы уже очень многое о нем понимаем , хотя чаще всего не осознаем это . Допустим , входя в помещение , мы сразу видим , кто из присутствующих лидер ?

Да, доминирующую личность и лидерские способности можно определить по лицу. Для этого не нужно долго его рассматривать, достаточно 1/20 секунды, чтобы составить представление об основных характеристиках и эмоциональном состоянии человека. Восприятие и анализ лица проходят через несколько фаз, вместе они занимают максимум две-три секунды. Конечно, осознать за это время мы обычно ничего не успеваем.

Какие черты личности распознаются легче всего ?

Те, что связаны с активностью человека. Вы правильно сказали насчет волевых характеристик, так оно и есть. А вот, скажем, нравственные черты или интеллект распознаются потом. Сначала определяются характеристики, от которых зависит наша жизнь. У этого, конечно, есть эволюционная подоплека. Наша жизнь может зависеть от того, насколько агрессивен человек, стоящий перед нами, насколько он энергичен, насколько способен к активным неожиданным действиям.

Можем ли мы отличить злодея от хорошего человека по лицу ?

Глубинные характеристики личности, такие как ведущие мотивы или интересы, распознаются намного хуже, чем поверхностные, связанные с физиологией черты темперамента. Нравственные качества верно определяются в три раза реже, чем характеристики темперамента.

Есть ли у эмоций национальность?

Что в восприятии лиц наследственное , а что приобретенное ?

В механизмах восприятия лица и эмоций врожденного очень много, но в нашем поведении чаще всего унаследованное и приобретенное выступают в неразрывном единстве. Младенец двух-трех месяцев от роду еще не может выражать эмоции так, как мы, но, глядя на взрослого, постепенно начинает воспроизводить его базовые эмоции. Это основные, общие для всех людей эмоции, из которых строятся все остальные. Пол Экман, крупнейший психолог в нашей области, выделяет шесть базовых эмоций.

Это же человек , научившийся в совершенстве распознавать ложь , прототип героя сериала « Обмани меня »!

Да, но он стал известен благодаря тому, что обнаружил, что эти шесть эмоций - радость, печаль, гнев, страх, удивление и отвращение - являются универсальными, обнаруживаются во всех культурах: и у американцев, и у эстонцев, и у примитивных народов.

Кстати, свои первые исследования, еще в начале восьмидесятых, мы стали проводить как раз благодаря Полу Экману. Он несколько раз приезжал в Союз, бывал в Москве, а чаще в Ленинграде. Встреча с Экманом и его рассказ об экспериментах, которые он проводил в 70-е, вдохновили нас на собственные исследования. Мы и сейчас используем с разрешения Экмана его экспериментальный материал, например эталонные изображения шести базовых эмоций.

Положение Экмана об универсальности некоторых эмоций само по себе очень важно для психологии. Именно эти базовые эмоции быстрее и легче всего читаются на лице. Каждая из них имеет свой уникальный рисунок, мимическую схему, примерно одинаковую для представителей любых культур и рас. Это говорит об их врожденности, но в то же время способы их выражения имеют свою культурную специфику. Допустим, в Японии и Индии одни и те же эмоции переживаются и воспринимаются по-разному.

В японской культуре негативные эмоции принято трансформировать в положительные: мне плохо, но я показываю, что мне хорошо, и я улыбаюсь. Я ни при каких условиях не должен показывать негативное отношение к другому. Это жесткое культурное требование.

Но внутри я при этом буду кипеть от ненависти ?

С внутренним отношением дело обстоит не так просто. Потому что, когда мы начинаем улыбаться или демонстрировать какую-то эмоцию понарошку, играючи или воспроизводя какой-то стереотип, спустя очень короткое время мы именно так и начинаем чувствовать.

Точно , еще Уильям Джеймс писал о том , что радость - это состояние , которое автоматически возникает , если мы улыбаемся .

Совершенно верно, как только мы изображаем на лице улыбку, гнев начинает проходить. А вот в индийской культуре иначе: там вы не должны показывать, что вам плохо, и не должны показывать слишком часто, что вам радостно. То есть вы должны культивировать какое-то среднее, спокойное выражение лица, это считается правильным и общепринятым при общении.

Вот откуда эта невозмутимость представителей индийских благородных каст А в русской культуре есть какие - то свои особенности ?

У нас скорее принято открыто проявлять негативные эмоции, которые переживаются человеком. В этом есть и позитивный смысл: снижается напряжение. Возможно, благодаря этой несдержанности мы что-то выигрываем в плане психического здоровья. Человек, который накапливает негативные переживания, нуждается в разрядке. Это как с резиновыми куклами для битья, изображавшими руководителей, которые вводились с конца 1950-х на японских фабриках для разрядки рабочих.

Зеркало души

Мы рассматриваем эталонные изображения лица, разработанные Экманом.

Существуют три зоны лица, которые могут меняться независимо друг от друга, - показывает Барабанщиков, - нижняя, средняя и верхняя. Как вы думаете, в какой области лица больше всего проявляются эмоции человека?

Мне представляется схематический рисунок лица : в кружке две точки , под ними вертикальная и горизонтальная палочки . Если рот - горизонтальную палочку - нарисовать уголками вниз , лицо станет грустным , а если вверх , то радостным .

Совершенно верно. Другие эмоции изобразить сложнее, но и для них самой информативной является нижняя часть лица. Это связано с процессом эволюции, с тем, что именно в этой области находятся клыки - инструменты защиты и нападения. Поэтому подавляющее большинство эмоций ярче всего проявляется в нижней части лица. И если вы хотите определить, что человек чувствует в данный момент, надо смотреть, в каком состоянии нижняя часть его лица.

Вторая по значимости часть - это брови и лоб. Брови активны почти так же, как рот, они все время в движении, они все время на что-то указывают. Но мы обычно не замечаем этой активности, из-за того что не видим собственного лица. А самая неактивная часть лица, как ни странно, это область глаз.

Но ведь глаза - зеркало души !

Глаза - зеркало души в том смысле, что они являются смысловым центром лица. Когда мы общаемся, нам на что-то надо смотреть. И вот это что-то, этот смысловой центр, и есть глаза. Почему? Потому что мы следим за вниманием партнера, постоянно отслеживаем, куда направлен его взгляд. Допустим, вы переводите взгляд на заинтересовавшего вас человека, я слежу за вами и тоже начинаю реагировать на этого человека.

А еще чужой взгляд вызывает острые эмоции - если человек смотрит как - то не по - доброму или , наоборот , с любовью . Даже взгляд в спину легко почувствовать - уж не знаю как , может , каким - то боковым зрением . А уж смотреть прямо в глаза - это совсем не то , что на нос смотреть , это очень эмоционально заряженный и напряженный процесс .

Верно. Но исследования, в том числе и наши, показывают, что глаза сами по себе никакую эмоцию не выражают, что бы вы ни переживали. В действительности все переживания отражаются на нижней и верхней части лица, но зритель проецирует их в область глаз собеседника. Экспериментируя с восприятием лиц на фотографиях, мы оставляли неизменной среднюю часть лица с глазами и изменяли что-то в нижней или верхней части: приподнимали брови, опускали или поднимали уголки губ. В этом случае испытуемые говорили, что что-то произошло во взгляде человека. Вот так хитро устроено наше лицо. Это очень сложный функциональный орган общения.

Как расшифровать язык лица

Лицо говорит на каком - то языке , состоящем из отдельных знаков . Можно ли составить алфавит выражений лица и с его помощью читать , что написано на лице ?

Для языка лица невозможно составить алфавит, потому что нельзя выделить элементы, которые всегда, независимо от целостного выражения лица, будут нести один и тот же смысл. И даже целостные выражения будут зависеть от индивидуальности, национальности и других вещей.

А что показали исследования восприятия лиц у других рас ?

У нас была экспедиция в Тыву, где мы изучали, как люди распознают эмоции и черты характера представителей других рас, в частности монголоидной. Оказалось, мы не просто намного хуже определяем выражения лиц у людей с азиатской внешностью, мы используем другие стратегии при распознавании мимики представителей других рас. При обычной стратегии рассматривания лица взгляд движется по треугольнику - слева направо от одного глаза к другому, потом вниз ко рту. А когда мы обращаем внимание на лицо представителя другой расы, мы можем начать осмотр, допустим, с носа или щеки. Но чем привычнее становится нам лицо другого, тем чаще мы используем привычные для нас стратегии: левый глаз, правый глаз, нос, рот.

Если поначалу кажется, что «все китайцы на одно лицо», то по мере накопления опыта дифференциация представителей иных рас становится более эффективной. Но число дополнительных проб, то есть опыта, который может потребоваться для эффективного распознавания, очень широко варьируется от человека к человеку.

Умение точно определять эмоции по лицу - очень ценная способность .

Конечно, тем более что проблема визуальной диагностики имеет большое практическое значение. Допустим, в службах контроля: таможня, пограничная служба, МВД, при проверке документов у человека. Вот, например, как поставлена визуальная диагностика в аэропорту Бен-Гурион в Израиле. Там специально обученные психологи изучают приходящих людей на мониторах. Они могут увеличивать и уменьшать изображение лиц. По их выражению они делают заключение о намерениях человека, его состоянии, психологических особенностях. Если они замечают что-то, что вызывает у них вопросы, к этому человеку подходит специальная группа и начинает задавать ему вопросы, чтобы поближе с ним познакомиться и понять, не ошиблись ли специалисты по визуальной диагностике.

Людей , способных к точной визуальной диагностике , наверное , как раз по системе Экмана отбирают и обучают ?

Да, совершенно верно. Это люди с высоким эмоциональным интеллектом. Они способны к точному пониманию эмоций, которые переживают другие, они с детства склонны к общению, к пониманию внутреннего мира других людей. Их подбирают сначала по тестам эмоционального интеллекта, а потом готовят по экмановским методикам.

Интересно , женщины способней мужчин в этом плане ?

Женщины в среднем более эмоциональны, чем мужчины. Но это не значит, что они лучше дифференцируют эмоции. Есть эмоции, которые лучше различают мужчины, например страх. Еще мы обнаружили вот какой факт: мужчины и женщины по-разному воспринимают верхнюю и нижнюю половину лица. Женщины лучше определяют личностные особенности по верхней части лица, мужчины - по нижней.

Как это можно объяснить ?

Пока непонятно. С восприятием отдельных частей лица связано еще одно неожиданное и интересное наше открытие: оказалось, что если людям предъявлять только правую или только левую половинку лица, то они лучше определяют характер человека, чем по целому лицу. Я объясняю это тем, что целое лицо содержит слишком много информации, слишком много данных о переживаниях человека, среди которых надо выделить главное.

Может , с этим анализом лучше справится компьютер ? Насколько совершенны современные программы , позволяющие распознавать эмоции по мимике ?

Сейчас ведутся весьма интенсивные работы по созданию и совершенствованию таких систем. К сожалению, не в России. Современные программы распознавания эмоций - это нейросети, способные к самообучению. Допустим, им дают сотни изображений радостных и грустных лиц, и они учатся узнавать радость и горе, выделяя какой-то общий для разных радостных лиц «узор». Но проблема в том, что проявление эмоций имеет очень много стилевых особенностей, вызванных конкретной формой лица, состоянием человека в данный момент, культурными особенностями и так далее. Поэтому все существующие системы несовершенны: слишком много факторов влияет на нашу мимику.

Многоликая Венера

Не погибнет ли экспериментальная психология на фоне достижений нейрофизиологии ? Сейчас есть много технологий , позволяющих « посмотреть », как работает мозг , и узнать , как он оценивает эмоции по лицу .

Не нравится мне выражение «мозг оценивает», которое вы сейчас применили. Оценивает не мозг, а субъект, то есть конкретный человек, наделенный, конечно же, мозгом. То есть мозг - это инструмент, с помощью которого человек делает те или иные заключения, принимает решения, воспринимает информацию. Отличие психологического исследования от физиологического в том, что мы изучаем не мозг, а субъекта, который взаимодействует с объектами или другим субъектом.

Может , в строгом исследовании проще избавиться от понятия « субъект », как это происходит в биологии или физике ?

Понятие «субъект» нужно, чтобы описать активность человека, ввести в научную модель психики активное начало. Субъект находится совсем в иных отношениях с миром, чем объекты. В психологии разработан целый язык описания активности субъекта, включающий такие слова, как «потребность», «мотив», «намерение», «цель», «ценности». Если у вас меняется потребность или цель, меняется и восприятие лица, и понимание человека, который находится перед вами. Кроме того, субъект формируется конкретной культурой и будет воспринимать и оценивать мир в зависимости от ее стандартов.

Видят - то все одно и то же .

Мы не просто смотрим на мир - наши глаза его активно «ощупывают», применяя разные стратегии, зависящие от культуры, нашего состояния и намерений. Внимание разных людей останавливается на разных вещах, выделяет разные структуры и по-разному их оценивает. В зависимости от культурного стандарта одно и то же лицо или, допустим, женскую фигуру мы будем оценивать положительно или отрицательно. Вы, конечно, знаете, что существуют две Венеры, то есть два типа женской фигуры, которая традиционно изображалась скульпторами. Первая - это, конечно, Венера Милосская, греческий эталон красоты. Но ведь есть и догреческий.

Вы имеете в виду палеолитическую Венеру - страшную , толстую , грудастую и часто без головы ?

Конечно, для нас она выглядит просто ужасно. Но тем не менее это эталон красоты для эпохи, когда главным условием выживаемости было многочисленное потомство. Потомство может воспроизвести женщина, наделенная широким тазом, имеющая короткие ноги, невысокая, но имеющая большую грудь - вот и эталон. Да и на протяжении двадцатого века этот эталон менялся. В нацистской Германии немецкая женщина должна была быть крупной, крепкой, тоже способной много рожать. А современный эталон красоты - это кукла Барби, еще одно лицо Венеры, совершенно иное.

Экспериментаторы

Так значит , хоронить экспериментальную психологию рано ?

Понимаете, в третьем тысячелетии российская экспериментальная психология оказалась на задворках мировой. Экспериментальные исследования отошли на задний план, к тому же они до сих пор финансируются по остаточному принципу. По числу научных публикаций мы пока не можем подняться даже до уровня середины 80-х. Во всех рейтингах экспериментальной психологии мы занимаем самые неприглядные места.

В западных странах ситуация совершенно другая: за последние тридцать лет количество исследований в области экспериментальной психологии выросло в два с половиной раза. Поэтому у нас существует большой дефицит экспериментальных исследований, который наш центр призван ликвидировать. МГППУ выиграл грант федеральной программы «Образование», благодаря которому мы приобрели современное оборудование и смогли переделать помещение бывшего интерната в исследовательский центр.

Насколько я знаю , ваш центр открылся совсем недавно , но вы уже успели написать цикл научных трудов « Инновационные подходы и методы экспериментальной психологии » и даже получить за него премию правительства РФ в области образования .

С технической точки зрения наш центр один из лучших в Европе. Он был открыт всего около двух лет назад, и большая часть времени ушла на обучение сотрудников, на освоение техники. Тот же айтрекер - это же не телевизор, который включил и стал смотреть. Это серьезный инструмент, который надо изучать, прежде чем с ним работать.

Вы только восприятие лиц с его помощью изучаете?

Мы изучаем восприятие самых разных сложных объектов. Одно и то же изображение можно рассматривать по-разному, а айтрекер позволяет отследить вашу глазодвигательную стратегию. Допустим, мы изучаем, чем отличаются движения глаз хорошо читающих детей от тех, кто читает плохо, и видим, что глаза многих детей, испытывающих трудности при чтении, все время совершают возвратные движения.

Еще мы изучаем, как специалисты смотрят на информационные панели, с помощью которых управляют процессами на атомной станции, или как пилот считывает показания приборов в вертолете. Но самый важный для нас сложный объект - лицо другого человека.

Некоторые результаты исследований Центра экспериментальной психологии МГППУ

Как влияет возраст человека, изображенного на фотографии, на оценку его личности?

Оценивая возраст по фотографии, люди склонны завышать его, в среднем на четыре года. Точнее всего возраст определяется, когда человеку на фотографии 50 лет, наименее точно — когда 20 лет. Чем старше человек на снимке, тем чаще его оценивают как более добросовестного, уступчивого, независимого, честного, невозмутимого и спокойного.(1)

Как влияет форма лица на оценку личных качеств?

Если показывали фотографию человека с квадратным типом лица, то он воспринимался как сильный, молчаливый, эгоистичный, независимый, пассивный и несправедливый. С прямоугольным — как обаятельный, сильный, разговорчивый, эгоистичный, независимый, деятельный, неотзывчивый, несправедливый. С круглым — обаятельный, сильный, добрый, деятельный, отзывчивый, справедливый и дружелюбный. С треугольным — непривлекательный, слабый, эгоистичный, независимый и деятельный. С ромбовидным — слабый, эгоистичный, зависимый и несправедливый.(2)

Насколько влияют этнические особенности оцениваемого лица на суждения испытуемого о психологических качествах человека?

Психологи заключают: «Выявлен ряд психологических особенностей, таких как привлекательность, доминантность и самоконтроль, которые адекватнее распознаются по лицам представителей южноазиатской расовой подгруппы. Вместе с тем по лицам представителей северорусской расовой подгруппы более адекватно распознаются те психологические особенности, которые характеризуют нравственные качества оцениваемых индивидов». (3)

Любого незнакомца можно "прочитать" всего с пяти взглядов: первый - на глаза, второй - на нос, третий - на губы, четвертый - на уши, пятый - на овал лица. Древние физиогномисты (специалисты по чтению лиц) верили, что наш характер отражен на нашей физиономии.

Мы тоже почти в этом убедились.
А теперь ваша очередь проверить.

Есть такая теория, что первыми физиогномистами были китайские врачеватели, которые считали, что определенные типы лиц притягивают к себе и определенные болезни. Но, рассматривая десятки физиономий ежедневно, они с удивлением обнаружили, что по чертам лица легко прочитывается характер пациента. Современная наука морфопсихология, родная дочь физиогномики, этого не отрицает.


Считается, что глаза - зеркало души, поэтому им в науке о лицах придается особое значение. Восточные физиогномисты, например, различали несколько десятков видов глаз - глаза волка, овцы, слона, тигра, вепря, льва, феникса... Мы предлагаем вам более упрощенную и проверенную в деле схему.

- Большие глаза бывают у открытых и честных людей, чаще всего у лидеров. Такие люди вспыхивают, как спичка, но, правда, быстро отходят. Если вспышка произошла при свидетелях, потом очень смущаются.

- Маленькие . Ох, не верьте им: они частенько лукавят. Хотя, с другой стороны, говорят о живости характера, невероятной предприимчивости и проницательности.

- Глаза "грустного клоуна" (уголки опущены вниз) свидетельствуют о хронической меланхолии и привычке по любым поводам ныть и отчаиваться.

- "Кошачьи" (уголками вверх) выдают темпераментного и "хищного" человека. Особенно в том, что касается охоты за противоположным полом.

- Выпуклые . Их обладатель старается ничего не упустить из виду, чтобы потом растрезвонить по секрету всем)" свету последние новости.

- Глубоко посаженные бывают у интровертов, которые живут исключительно в собственном внутреннем мире. А тут их как бы и нет.

- Идеал . Хотите знать, какие они, идеальные глаза? Тут нельзя не процитировать фразу из старинного манускрипта,- "Они излучают свет и тепло, хорошо защищены веками и имеют выразительную радужную оболочку". Значит, дело все-таки не только в форме!

Разумеется! В деле самопознания очень важен цвет глаз. Даже специалисты по криминалистике признали, что он напрямую связан с темпераментом.

- Карие встречаются у вспыльчивых, властных и... ленивых людей, которые жить не могут без развлечений. Кареглазых характеризуют по-разному: барин, сибарит, гурман.

- Серыми глазами спокойно взирают на мир трудоголики и люди, жаждущие власти. Впрочем, когда надо, эти стальные глаза могут, смягчиться и обаять кого угодно.

- В голубых глазах отражается отнюдь не безоблачное небо. Перед вами не слезливый романтик, а весьма прагматичная натура, которая знает, чего хочет.

- Зеленые глаза бывают у людей, которые жаждут любви и посвящают всю жизнь поискам идеала. Поэтому зеленые глаза - большая редкость в наше время.

О чем говорит форма носа
Физиогномисты считают нос своеобразным генератором жизненной энергии, поэтому на изучение этой выдающейся части лица изведено немало бумаги и чернил. Различают столько форм носов, что нам и не снилось. Хотя, если проанализировать, все они легко укладываются в четыре самых распространенных типа. Остальные - всего лишь "вариации на тему".


- Крупный
. "О человек с выдающимся носом, - вещают старинные трактаты, - ты родился под счастливой звездой!" Ведь массивные носы вырастают у талантливых, ярких, заметных личностей. Есть у них и маленький недостаток - они любят совать его, куда ни попадя.

- Курносый . Разоблачает жуткого упрямца, взбалмошную и своевольную личность. К таким невероятно сложно приспособиться - у них "семь пятниц на неделе".

- Орлиный . Сидит на лице гордого, вспыльчивого и немного высокомерного человека. А в целом это замечательный нос. О таких говорят: "Он не злопамятный, просто у него память хорошая".

- "Картошка" . Любит хорошо провести время - погулять, пропустить по рюмочке с друзьями. Очень разговорчивый сердечный. Хотя о нем иногда за глаза говорят: "Простота хуже воровства".

- Прямой . Он же идеальный. Считается, что обладателям кого носа везет в жизни, как никому другому. Они спокойны, рассудительны, хотя и немного медлительны.

P.S. Что касается длины носа, то особо не обольщайтесь, физиогномисты говорят, что эта часть лица растет в течение всей жизни.


Если глаза говорят о задатках человека, то губы свидетельствуют о том, как он свои задатки реализовал жизни.


- Улыбающиеся (уголками вверх) . Такие губы бывают только у людей, которые вот уже несколько лет подряд не знают проблем. То есть у оптимистов.

- Грустящие (уголками вниз) наводят на смутное подозрение, что почти всю сознательную жизнь их обладатели печалились, разочаровывались и страдали. Хотя, с другое стороны, кто такой пессимист? Информированный оптимист!

- Полные губы . Обожают хорошо покушать, отдохнуть, а любую свободную минутку посвятить поцелуям. Их обладатели жаждут славы, обожания, хлеба и зрелищ. Обидно, что эти весельчаки с возрастом превращаются в рабов своих желаний.

- Узкие . Не верьте, что узкогубый человек зол и коварен. Привычка поджимать губы родилась у него в далеком детстве, когда он по какой-то причине стал прятать свои эмоции. Так что перед вами просто эмоционально зажатый человек. Плюс к этому - педант и жадина.

- Верхняя губа полнее нижней . Человек отличается умом и сообразительностью (по крайней мере, так он считает). Очень любит монологи. И особенно, если говорит он сам. Хотя, в общем и целом, если не считать занудливости, он очень добрый и покладистый человек.

- Нижняя полнее верхней . На вопрос: "Кого вы больше всего любите?", он ответит с придыханием: "Себя..." Такой индивидуум считает, что мир вращается вокруг него и исключительно по его желанию. Эгоист высшей пробы!

- Идеал . Чтобы выяснить, как выглядят идеальные губы, мы решили привести цитату из старинных трактатов: "Если губы пропорциональны, равномерны, одинаково выпуклы и очерк их правилен, они выражают честный, размышляющий, твердый и правдивый характер"


Поразительно, до чего же они все-таки напоминают эмбрион человека. Неудивительно, что физиогномисты не могли не заметить столь очевидного сходства. "Ухо, - говорят они, - это не только аппарат для улавливания звуковых волн, но и показатель интеллекта, сексуальности и таланта". С этим нельзя не согласиться. Итак...



- Уши, расположенные выше уровня бровей
, свидетельствуют о недюжинном интеллекте. С обладателем таких ушей можно часами говорить о квантовой физике, экзистенциалистах, последних разработках в области генетики и прочей "зауми". Однако при всей своей учености этот гений не может разобраться в конструкции крана или утюга.

- На уровне глаз . Ну, это наш с вами размерчик! По крайней, мере, интеллект такой, что кроссворд осилит. Посвятив пару дней наблюдению за ушами окружающих людей, мы единодушно пришли к выводу: уши на уровне глаз расположены практически у всех.

- Ниже уровня глаз . Не задавайте лишних вопросов, дабы не вогнать человека в краску! Может, он не вполне уверен, будет ли дважды два четыре! Хотя давно замечено, что это может быть ярчайшим признаком влюбленности.

- Маленькие ушки говорят не о том, что у их обладателя "хромает" слух. Они буквально "кричат" о высокой чувственности, сексуальности и изобретательности в постели.

- Большие уши встречаются у мудрых людей и доморощенных философов. А если узор ушной раковины четкий и хорошо развитый, то ваш знакомый имеет недюжинные музыкальные способности.

- Идеал . Он описан кратко, но емко: "Твердые розовые уши". Как ни странно, никаких особых черт характера они не демонстрируют. А говорят всего-навсего о крепком здоровье.


По мнению физиогномистов, овал лица - самая информативная часть человеческого тела. Кстати, лица всех людей мира легко поделить на четыре типа.

- Квадратное . Широкое и угловатое, с квадратными скулами и массивной челюстью. Человек с таким лицом обладает огромной физической силой. Чего, увы, нельзя сказать об уме. Эти люди вспыльчивы, грубы и испытывают просто патологическую тягу к власти, деньгам и массивным золотым цепям.

- Круглое . На Востоке луноликие когда-то считались эталоном красоты. "Кругленькие" действительно такие - умные, приветливые, компанейские, общительные. Некоторые из них умеют "делать" деньги. Впрочем, в наше время круглолицым людям живется нелегко - им не хватает жесткости и у них практически отсутствуют честолюбивые устремления.

- Треугольное . Лицо, резко сужающееся от широкого лба к острому подбородку, свидетельствует о высокой чувствительности и одаренности. Люди с такими лицами находят применение своим талантам буквально повсюду. Например, специалисты утверждают, что треугольные лица очень распространены среди шпионов, агентов и резидентов.

- Продолговатое . Удлиненное лицо с узким подбородком говорит об уравновешенности, развитом интеллекте и организаторском таланте. Такие люди обладают удивительной способностью добираться до высших карьерных ступеней. Правда, в повседневной жизни они производят впечатление "горячих финских парней".

- Идеал . Вот какая форма лица, по мнению специалистов, свидетельствует о гармоничной личности: "Лицо в длину должно быть равно утроенной длине носа, а ширина лица должна равняться длине ладони от кончика среднего пальца до запястья".