Личные и профессиональные качества учителя. Профессионально важные качества педагога. Список использованной литературы

Личностные качества учителя:

В педагогической психологии личностные качества учителя рассматриваются не изолированно друг от друга, а как целостная система взаимообусловленных качеств, состоящая из общих личностных качеств, интегрирующих другие качества (системообразующие) и частных качеств.

Начнем рассмотрение качеств личности учителя с системообразующего качества.

Системообразующим качеством является гуманистическая направленность личности учителя и воспитателя.

Большинство психологов и педагогов сходится на мысли о том, что наиболее важным для учителя личностным качеством является гуманистическая направленность. Это качество ярко и сильно проявлялось у многих выдающихся педагогов прошлого и настоящего: ЯА.Коменского, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, A-С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака, педагога Ш.Амонашвили и др.

Гуманистическая направленность зависит от ряда факторов: а) усвоения личностью гуманистической идеи, б) наличия гуманистического идеала, в) сформированности потребности в гуманистической деятельности, в совершении гуманных поступков, г) воспитанности чувства гуманизма.

Гуманистическая направленность интегрирует такие моральные качества педагога, как любовь к детям, уважение к личности ребенка, чувство долга и ответственности перед обществом и детьми за воспитание последних, желание общаться и работать с детьми, а также вера в будущее ребенка.

Данные морально-личностные качества являются конкретным проявлением гуманистической направленности личности педагога в той или иной ситуации общения и работы с детьми. Однако формируются и проявляются эти качества у отдельных педагогов по-разному и в различной степени. У одних сильнее проявляются понимание и чувство долга и ответственности за воспитание детей, уважение к личности ребенка, у других - любовь и интерес к детям, потребность в общении с детьми и других и то и другое.

Обязательным личностным качеством учителя является вера в будущее каждого ребенка, оптимистический взгляд на возможности воспитания из каждого ребенка полноценной личности (педагогический оптимизм).

Следующим обязательным для учителя и воспитателя личностным качеством является моральная чистота, честность педагога перед детьми. На нравственной честности педагога основывается доверие детей к своему учителю, к его словам. Дети очень чувствительны к моральным качествам своих учителей и если учитель сам не следует тем моральным нормам, которые он разъясняет, т.е. говорит одно, а сам делает другое, то доверие к такому учителю теряется.

Важнейшим личностным качеством для учителя и воспитателя является способность завоевать доверие детей. Д оверие детей к учителю зависит от моральной честности последнего, его нравственной чистоты, а также от справедливости учителя, от умения глубоко понимать ребенка, его мысли и переживания.

"Справедливость, - писал В.А. Сухомлинский, - это основа доверия ребенка к воспитателю... Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир ребенка". Каждый педагог, работающий в школе, хорошо знает, что особенно сильно реагируют на справедливость или несправедливость педагогов подростки . В школах нередко возникают конфликты между подростками и каким-либо учителем именно из-за того, что этот учитель допустил несправедливость по отношению к ученику-подростку.

Психологи выделяют такое важное личностное качество, как эмпатийная направленность, имея в виду стремление личности глубоко понять другую личность, разделить с ней ее взгляды, мысли, переживания и оказать содействие ей.

Чем лучше понимает и чувствует учитель каждого своего ученика, его мысли, интересы и переживания, чем более способен поставить себя на место ученика, т.е. идентифицировать себя о учеником, и сопереживать с ним, тем скорее появится и укрепится взаимное доверие учителя и учащихся. Такое подлинно гуманистическое понимание одним человеком другого человека не только умом, но и чувствами получило название "эмпатийное понимание".Эмпатийное понимание, как указывается в психологических словарях, это "способность личности понимать переживания другой личности (в частности по мимике) и сопереживать их в процессе межличностных отношений" 1 .

Эмпатийное понимание - это не просто понимание другого человека, но и стремление эмоционально откликнуться на его мысли, переживания, поведение. "Эмпатия есть аффективное "понимание", т.е. понимание в большей мере чувствами", - пишет психолог Г.М.Андреева.

Проведенными исследованиями (И.М.Юсупов) установлено, что эмпатийная направленность является одним из наиболее профессионально необходимых личностных качеств современного учителя и воспитателя. Это личностное качество тесно связано с гуманистической направленностью личности педагога, зависит от типа его личности, типа характера, воспитанности нравственных потребностей и чувств, а также от наличия педагогического призвания.

Доказано, студентам педвуза и молодым учителям можно добиться определенных успехов в развитии у себя эмпатии как профессионально-личностного качества путем участия в специальных групповых психологических тренингах (Юсупов).

Исключительно важным профессионально-личностным качеством у современного учителя и воспитателя является общительность, потребность в общении с детьми. Существует две причины, не позволяющие в полной мере и эффективно реализовать воспитательные и образовательные возможности общения, работая с детьми. Во-первых, индивидуальные врожденные особенности – замкнутость, необщительность (меланхолический или флегматический тип темперамента). Во-вторых, мастерству общения, в том числе и педагогического, надо учиться специально, ибо это сложный процесс.

Как известно, общение людей состоит из трех взаимосвязанных сторон:

1. Коммуникативная сторона, предполагающая обмен информацией и переживаниями.

2. Перцептивная сторона, связанная с восприятием людьми друг друга, т.е. с социальным восприятием, и взаимопониманием.

3. Интерактивная сторона, предполагающая взаимодействие людей в процессе совместной деятельности и исполнения тех или иных социальных ролей.

Например, коммуникативная сторона общения предполагает овладение как вербальными, так и невербальными способами общения педагога с учащимися. К числу невербальных способов относятся:

а) эмоциональное общение, б) визуальное общение (визуальный контакт), в) общение с помощью мимики, г) общение с помощью пантомимики (иначе "язык жестов"). Большую роль в процессе общения играют вокализация голоса, паузы, темп речи, смех.

Все указанные выше способы коммуникативного общения оказываются совершенно необходимыми в процессе передачи учителем различного рода информации школьникам. Скажем, чтобы эмоционально, образно и убедительно изложить материал по теме урока, учитель должен использовать способы не только вербального, но и невербального общения: визуальный контакт, мимику, пантомимику ("язык жестов"). Описание какого-либо события на уроке, например исторического события, или характеристика литературного персонажа всегда окажутся более конкретными и убедительными, если учитель в ходе рассказа будет умело использовать различные жесты: коммуникативные, описательно-изобразительные и модальные, т.е. выражающие отношение учителя к описываемым событиям.

Перцептивная сторона общения связана с восприятием людьми друг друга и пониманием друг друга. Психологи обнаружили, что в процессе восприятия друг друга у людей нередко формируются ошибочные представления, обусловленные субъективными установками или стереотипными взглядами и оценками, распространенными в данном обществе ("эффект ореола", эффект инерционности и т.т. см. факторы социально-перцептивных искажений в педагогическом процессе).

Подлинно творческий учитель - это учитель, увлеченный своей профессией, преподаваемой им наукой. Важнейшим личностным качеством является стремление к творческому претворению каких-либо общественно значимых целей и идей. Учитель, увлеченный преподаваемой им наукой, творчеством, передает эту увлеченность своим воспитанникам и влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Психологические аспекты компьютеризации обучения:

В сегодняшнее время роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно важна, они занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Система образования и наука являются одним из объектов процесса информатизации общества. Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знания требует тщательной отработки используемых технологий информатизации (ТИ) и возможности их широкого тиражирования. Кроме того, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов.

Существуют психолого-педагогические аспекты,влияющие на развитие компьютеризации учебного процесса

Основные факторы, влияющие на эффективность использования

информационных ресурсов в образовательном процессе

На эффективность информационных ресурсов в образовательном процессе влияют следующие факторы:

Информационная перегрузка - это реальность. Избыток данных служит причиной снижения качества мышления прежде всего среди образованных членов современного общества;

Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях:

доступ к большому объему учебной информации;

образная наглядная форма представления изучаемого материала;

поддержка активных методов обучения;

возможность вложенного модульного представления информации.

Выполнение следующих дидактических требований:

целесообразность представления учебного материала;

достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;

многослойность представления учебного материала по уровню сложности;

своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов;

протоколирование действий во время работы;

интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом;

наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться.

Компьютерная поддержка каждого изучаемого предмета, и этот процесс нельзя подменить изучением единственного курса информатики.

Положительным при использовании информационных технологий в образовании является повышение качества обучения за счет:

большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;

возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;

регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

самоконтроля;

доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;

поддержки активных методов обучения;

образной наглядной формы представления изучаемого материала;

модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;

развития самостоятельного обучения.

Отрицательными последствиями использования информационных технологий в образовании являются следующие:

психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;

культурные, угрожающие самобытности обучаемых;

социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования;

политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах;

этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.

В этих условиях информатизация образования должна быть управляемой.

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра социальной и прикладной психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология профессионального образования»

на тему: «Личностные качества педагога»

Выполнил: Студентка гр. ЗПИ-215

Викторова

Проверил:

Екатеринбург 2004

1. Введение. ……………………………………………………………………2 2. Требования к личностным качествам педагога. ………………………….3

3. Профессиональная компетентность. ……………………………………....5

4. Педагогическая центрация. ………………………………………………...6

5. Анализ результатов диагностического исследования. ……………………7

6. Заключение. …………………………………………………………………15

7. Список литературы. ………………………………………………………...17

Введение.

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

Анализ общей ситуации педагогического труда в настоящее время, показывающий подвижническую работу учителя, его включенность в улучшение образования, к сожалению, не дает оснований для оптимизма. Это, в частности связано с тем, что многими из требуемых качеств (тем более их собственностью) обладают не все педагоги и, что очень серьезно, с исходным нежеланием некоторых педагогов работать «учителем» и случайностью выбора этой профессии. Такими же «случайными» они остаются и в профессиональной деятельности.

Следовательно, возникает вопрос проведения целенаправленной, профессиональной постоянной подготовки и самоподготовки педагогов к учительской деятельности, прежде всего в плане осознания себя в качестве ее субъекта, формирования педагогического самосознания. Педагогическое самосознание включает образ – «Я»: идеальный и реальный, и постоянное соотнесение как процесс приближение к идеальному объекту педагогической деятельности.

Требования к личностным качествам педагога.

Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притя­заний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.

Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

Способность делать учебный материал доступным;

Творчество в работе;

Педагогически-волевое влияние на учащихся;

Способность организовать коллектив учащихся;

Интерес и любовь к детям;

Педагогический такт;

Способность связать учебный предмет с жизнью;

Наблюдательность;

Педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Профессиональная компетентность.

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.

Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность»? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.
Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Педагогическая центрация.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является тип педагогической центрации.
Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса. Выделяются 6 типов центрации:

Конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;

Эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я

Гуманистическая - центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся;

Центрация на интересах, требованиях администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;

Центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников.

Методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания.

Анализ результатов диагностического исследования.

Рассмотрим результаты диагностического исследования современной проблемы сформированности профессиональной направленности личности, проведенного Зеером Э. Ф. и Шахматовой О. Н.

Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.

1.Социально-психологическая направленность.
Тип педагогической центрации:

Конформная,

Эгоцентрическая,

На интересах родителей,

Методическая.

2.Профессиональная компетентность.
2.1.Педагогическая компетентность.
2.2.Психологическая компетентность.

2.3. Социально-коммуникативная компетентность:

Социально-коммуникативная адаптивность,

Стремление к согласию,

Нетерпимость к неопределенности,

Избегание неудач,

Фрустрационная толерантность.

3.Педагогически значимые качества.
3.1.Логическое мышление.

3.2.Творческий потенциал.
3.3. Эмпатия.

Сопереживание,

Действенная эмпатия.
З.4.Субъективный контроль:

Интернальность,

Экстернальность.

3.5. Социальный интеллект.

4.Педагогически нежелательные качества.
4.1.Ригидность.

4.3.Демонстративность.

5. Педантичность.

Основой диагностики профессиональной компетентности стали профессиональные типовые задачи и ситуации, а также профессионально-педагогические умения.

Наиболее сформированными по результатам оценки являются гностические умения - познавательные умения в области приобретения профессионально-педагогических знаний, получения новой информации, выделения в ней главного, обобщения и систематизации передового педагогического и собственного опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства.

Высокий уровень сформированности этих умений отмечают у себя 78,5 %
исследуемых.

73 % педагогов отмечают у себя достаточную сформированность организационно-методических умений по реализации учебно-воспитательного процесса: формированию мотивации учения, организации учебно- профессиональной деятельности учащихся.

66,7 % исследуемых оценивают высокую выраженность у себя дидактических умений. Это общепедагогические умения по определению конкретных целей обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, конструированию педагогических ситуаций, объяснению учебного материала.

Следующей по уровню сформированности (64 %) является группа коммуникативно-режиссерских умений, включающих перцептивые, экспрессивные, суггестивные, речевые умения, а также умения по педагогической режиссуре. Среди них наиболее сформированными у педагогов являются культура речи (умение пользоваться словарным запасом, устанавливать оптимальный темп речи) - 82 %; умение вызывать и поддерживать внимание учащихся - 78 %.

Более 50 % педагогов отмечают у себя несформированность таких умений, как способность по внешнему облику, мимике, пантомимике понять душевное состояние учащихся; способность эмоционально-волевого воздействия; умения в области педагогической режиссуры.

Сформированными у себя организационно-воспитательные умения считают 60 % исследуемых. К наименее сформированным умениям в этой группе относятся диагностика уровня воспитанности учащихся, индивидуализация воспитательных воздействий, анализ эффективности учебно-воспитательного процесса, профилактика и коррекция отклоняющегося поведения.

Только половина педагогов обнаруживает у себя профессионально-технологические умения, необходимые для успешной реализации педагогической деятельности.

Особо следует отметить низкий уровень производственно-операционных умений по рабочим специальностям у преподавателей.

Сформированы в минимальной степени или практически отсутствуют прогностические умения по планированию успешности учебно-воспитательного процесса, анализу педагогических ситуаций, построению альтернативных способов реализации педагогической деятельности, проектированию развития личности и коллектива.

Анализ подтвердил полученные данные о недостаточном уровне профессиональной компетентности педагогов. Предлагаемые ситуации были подобраны таким образом, что позволяли диагностировать умения по решению дидактических, воспитательных, а также связанных с развитием личности профессиональных типовых задач.

С первыми из них успешно справились около 80 % педагогов. Решение воспитательных задач вызвало затруднение у 43 %. Задачи, для решения которых требовались знания и умения по развитию личности учащегося, прогнозированию результатов учебно-воспитательного процесса, педагогами практически не были решены.

Таким образом, говоря о профессиональной компетентности исследуемой группы профессионально-педагогических работников, можно отметить:

1) высокий уровень компетентности и стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;

2) сформированность знаний и умений, необходимых для решения дидактических и методических задач;

3) недостаточный уровень профессионально-технологической подготовленности (в том числе производственно-операционных умений по рабочим профессиям);

4) низкий уровень психолого-педагогических знаний и умений, необходимых для реализации развивающей функции педагога профессиональной школы.

Следующим компонентом личности педагога являются профессионально важные качества. Обработка результатов показала, что профессионально важные качества выражены в основном достаточно, что характеризует средний уровень их сформированности.

Наиболее ярко выражено у педагогов такое качество, как социальный интеллект (75,5 %), позволяющее личности ориентироваться в межличностных отношениях, в изменяющихся ситуациях общения, устанавливать общее и особенное в поведении людей, адекватно реагировать на их поступки, прогнозировать поведение и поступки окружающих, «прочитывать» человека по
его внешнему облику, мимике, поведению, манере держаться. Социальный интеллект характеризует также способность человека ставить стратегические и тактические цели, добиваться их реализации, умение принимать оптимальные решения в условиях неопределенности.

На втором месте по степени сформированности стоит эмоциональная отзывчивость (69 %). Данное качество характеризует степень эмоционального отклика, способность педагога приобщаться к эмоциональным переживаниям учащегося, сочувствовать ему, прийти в нужный момент на помощь, создать необходимый эмоциональный фон, соответствующий настроению учащегося и ситуации.

Следующее, наиболее выраженное качество педагога – это требовательность (67 %). Шкала измеряет отношение личности к себе и другим людям. Требовательный педагог придерживается правил, которые считает для себя важными. Он способен к целее направленной деятельности и умеет побудить других к достижению поставленных целей и задач. Его отличают строгость, умение настоять на своем, решительность и неспособность идти на компромисс в ущерб учебно-воспитательному процессу.

Далее по степени сформированности выступает качество реального педагогического гуманизма (66,7 %), которое характеризует способность личности на основании психологических и педагогических знаний подходить к воспитанию растущего человека, учитывая его индивидуальные способности и особенности его развития и характера, если они не соответствуют общепринятым педагогическим нормам.

Следующий ранг по степени убывания сформированности имеет качество «совестливость» (65 %), которое характеризует способность личности к нравственному самоконтролю, проявляющемуся в виде осознания, переживания личностью своего отношения к моральным нормам своей социальной среды, всего общества, соответствия своих поступков требованиям этих норм, в виде внутреннего контроля над своим поведением. Для лиц с высоким значением этого фактора характерны такие черты, как ответственность, добросовестность, строгое соблюдение этических стандартов, невозможность компромисса со своими нравственными убеждениями.

Далее по степени выраженности следует социально-профессиональная ответственность (64 %), характеризующая стремление и умение оценивать свое поведение и деятельность с точки зрения пользы или вреда для общества, учебно-педагогического коллектива или отдельной личности, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами и законами, осознавать свой долг и исполнять его, разумно использовать права и обязанности, рассчитывать свои силы, оценивать профессиональную компетентность и не обвинять в своих неудачах других людей или стечение обстоятельств.

Отчетливо выражена у педагогов способность к волевому воздействию (63 %). Это качество включает в себя осознание цели, действий, принятие взвешенных решений, практическое действие по их реализации, критическую оценку достигнутых результатов.

Близка по степени выраженности к вышеуказанному качеству и профессиональная активность личности (62,3 %). Это качество проявляется в решении задач, интегрирует в себе социальную инициативу, стремление достичь поставленных целей, интерес ко всему новому и необычному.

В меньшей степени выражена сверхнормативная активность (51,5 %). Она предполагает осуществление деятельности, которая не является строго обязательной, не входит в должностные обязанности. Стремление во все вникнуть, принять участие, попробовать себя на самых трудных участках работы, не сулящих наград или материальной выгоды, свидетельствует о готовности личности к инновационной деятельности. Это становится фактором, сдерживающим инновации в профессиональном образовании.

Качество «доминантность» имеет выраженность 44 %, что характеризует слабую склонность к лидерству. Низкий показатель свидетельствует об отсутствии у педагогов стремления к профессиональной карьере, об их неуверенности в правильности своих педагогических воздействий. Доминантность относится к потенциальной характеристике личности, и ее недостаточная выраженность позволяет предположить, что ныне существующая педагогическая система не позволяет личности себя реализовать.

Педагогически значимое качество «эмоциональная устойчивость» имеет выраженность 43,5 %. Данное качество характеризует степень противостояния личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности. Внешне оно выражается в выдержке, самообладании, способности длительно переносить неблагоприятные психические воздействия. Выделенный показатель эмоционального неблагополучия педагогов говорит об их постоянной психической напряженности, что, конечно, отрицательно сказывается на продуктивности их работы, взаимоотношениях с учащимися и коллегами, порождает синдром «эмоционального выгорания».

Таким образом, диагностика показала, что степень выраженности социально и профессионально важных качеств исследуемых педагогических работников неоднородна, многие профессионально значимые характеристики недостаточно выражены. Естественно, это негативно сказывается на продуктивности деятельности педагогов, а также на их профессиональном самочувствии. Профессиональная дисгармоничность испытуемых отражает психологическое состояние педагогов профессиональной школы в целом, невостребованность социально и профессионально важных качеств личности, что порождает неудовлетворенность своей работой.

Обобщенный анализ результатов диагностики степени удовлетворенности основных потребностей показал, что 42 % педагогов не удовлетворяют свои физиологические потребности; у 78,5% частично не удовлетворены потребности в безопасности и защищенности. Благоприятные показатели удовлетворенности социальных потребностей (62 %) являются следствием социономического характера педагогической профессии. Частичная неудовлетворенность (69,6 %) потребности в признании, возможно, является следствием невысокого престижа профессии педагога. Положительной оценки заслуживает преобладание у ряда педагогов (34,8%) потребности в самовыражении, самоосуществлении и самоактуализации. (Эти показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях педагогов в совершенствовании и обновлении профессионального начального образования, об их готовности к инновационной деятельности.)

Эти негативные показатели отражают социально-экономическую ситуацию в стране, сложившуюся в последние годы. И конечно, субъективное состояние нужды и беззащитности негативно сказывается на педагогической деятельности, порождает психическую напряженность во взаимоотношениях с учащимися и коллегами.
В ходе исследования установлены следующие характеристики по четырем подструктурам личности профессионально успешных педагогов:

· гуманистическая и методическая центрация, потребности в самоосуществлении и самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью;

· профессиональная компетентность: психологическая компетентность и социально-коммуникативная адаптивность;

· профессионально важные качества: социальный интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия;

· психофизиологические свойства: эмоциональная устойчивость и экстравертированность.

Какие же выводы можно сделать, основываясь на результатах исследования личности и деятельности педагога профессиональной школы?

1. Важным условием достижения социально-экономических целей обновления общества является опережающее профессиональное образование. Обеспечение опережающего характера образования возможно при условии перехода к личностно ориентированному обучению.

2. Психологическая структура деятельности включает деятельность, направляемую мотивами и стратегическими целями; педагогическое взаимодействие, определяемое тактическими и операциональными целями; способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий и операций. Тематическим ядром (центральным звеном) деятельности педагога является личностно ориентированное педагогическое общение.

3. Профессиональные функции, содержание деятельности педагога детерминируют его профессионально важные характеристики, ключевые квалификации и ключевые компетенции.

5 Утверждение личностно ориентированного обучения в системе профессионального образования предъявляет к педагогу новые требования. Важным условием становления педагога-фасилитатора и инноватора становится развитие ключевых квалификаций и компетенций.

Заключение.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с «живым материалом», порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влия­ние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогичес­кая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнем также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специ­альности, но и в области политики, искусства, общей культу­ры, должен быть для своих воспитанников высоким приме­ром нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Что же должно быть объектом осознания педагога в плане его психологической профессионально-педагогической подготовки? Во-первых: его профессиональные знания и качества («свойства») и их соответствие тем функциям, которые должен реализовать учитель в педагогическом сотрудничестве с учениками, во вторых: его личностные качества, как субъекта этой деятельности, и, в-третьих: его собственное восприятие себя как взрослого – человека, хорошо понимающего и любящего ребенка.

Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только лю­бовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет толь­ко любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учите­ля, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Список литературы.

1. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.

2. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.

3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. – М.: Педагокика, 1982.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1986.

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

«Детский сад № 189 «Солнышко»

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА, ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение

Глава 1

Требования к личности современного педагога

Глава 2

Личностные качества педагога

Глава 3

Саморегуляция педагога, методы его работы над собой

Заключение

Введение

«Только тот, кто владеет собой, может повелевать миром».

Франсуа Вольтер

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания.

1. Требования к личности современного педагога

Педагогическая теория оценивает учителя, прежде всего, как руководителя учебно-воспитательного процесса, значит, педагог для правильного выполнения этой функции должен обладать большим мастерством и определенными качествами личности.

Каким требованиям современного общества должен отвечать современный учитель, в том числе - учитель начальной школы?

Он должен быть:

– всесторонне развитым, творческим, деловым;

– владеющим национальными и общечеловеческими ценностями;

– духовно развитым, имеющим представление о религиях, уважающий чувства верующих;

– быть настоящим гражданином - патриотом;

– в совершенстве владеющим научными знаниями в области своей специальности, а также педагогики, психологии, частных методик и др.;

– любящим детей и свою профессию, доверяющим своим ученикам, стремящимся сформировать в каждом из них всесторонне развитую личность;

– свободно и творчески мыслящим, требовательным и справедливым.

Педагогическая деятельность в силу своей сложности и многогранности требует от учителей большой ответственности, ведь они отвечают не только за знания учащихся, но и за их подготовленность к дальнейшей учёбе, к труду и жизни в обществе.

Человек, избравший профессию педагога, должен быть здоровым, уравновешенным, спокойным, его речь должна быть правильной и понятной всем. Педагог должен уметь находить общий язык с каждым учеником, быть справедливым и требовательным ко всем одинаково, в том числе и к себе. Он должен уметь сотрудничать с коллегами по работе, психологами, медиками, а также с родителями учащихся.

Известный педагог Л.Н.Узнадзе, оценивая значение личности учителя в обучении детей, подчёркивал: даже если ребёнок не осознаёт значения учения, через процесс познания он развивает свои способности и возможности.

Педагогическая деятельность в силу своей интенсивности требует от человека постоянного поиска новых технологий, методов и средств, отвечающих современным требованиям.

Педагогом-мастером может быть только тот, кто посвятил свою жизнь детям, кто сам обладает теми качествами, которые он прививает своим ученикам. Новое поколение может воспитать только по-новому мыслящий и творчески работающий педагог. В процессе освоения педмастерства учитель должен постоянно общаться с боле опытными коллегами, изучать и творчески применять их опыт.

2. Личностные качества педагога

Личность участвует в системе подготовки кадров в качестве потребителя и в качестве исполнителя образовательных функций. С этой точки зрения педагог должен быть всесторонне развитой личностью, обладающей помимо профессионально необходимых знаний, умений, навыков и способностей определёнными личностными качествами.

В начальную школу приходят дети 6-7 лет, а это особая группа детей со своим специфическим духовным миром, со своими интересами и возможностями.

Каким же человеком должен быть педагог, обучающий и воспитывающий младших школьников?

Во-первых, учитель должен воспринимать детей такими, какие они есть, со всеми их недостатками, а не выбирать лучших. Делать добро детям - это не желание, а назначением педагога нести людям добро и милосердие.

Во - вторых, учитель должен понимать детей.

В - третьих, он должен заботиться об их будущем.

Обучая и воспитывая детей, учитель должен заботиться о формировании у них уважения к национальным и общечеловеческим ценностям. Для младших школьников первый учитель является основным источником сведений об этих ценностях, через него дети познают окружающий мир и усваивают его ценности.

Учитель должен быть настоящим патриотом, так как только истинный патриот сможет воспитать в детях любовь к Родине.

Деятельность учителя-воспитателя требует от него большой социальной ответственности, идейной стойкости, сознательности, политической надёжности, духовной культуры и высокой нравственности. Эти и многие другие качества педагога должны быть ориентиром для учащихся, так как в младшем школьном возрасте одним из мощных средств воспитания является пример взрослых, в том числе - личность первого учителя.

Педагог должен хорошо знать каждого ребёнка, его интересы и потребности, его способности и возможности. Осознание значимости национальных ценностей в нравственном становлении личности младшего школьника, его мировоззрении и духовности - неотъемлемая часть личности самого учителя и залог его успешной деятельности.

К основным личностным качествам педагога относятся также стойкая убеждённость, высокая мораль, гражданская ответственность, гуманизм - словом, он должен быть идеалом для своих учеников.

Важное значение имеет также способность педагога быстро сближаться с людьми, общаться с ними, не допуская конфликтов, поскольку общение - основа педагогической деятельности.

Поведение учителя, его общение с коллегами, учениками и их родителями должны быть подчинены не только национальным, но и общечеловеческим нормам морали. Свою деятельность он должен строить на основе норм (правил) педагогического такта и этики, подчиняя им своё поведение и мировоззрение. Профессиональная этика помогает педагогу в сложнейших ситуациях сохранять спокойствие, выдержку, что обеспечивает успешную деятельность и повышает его авторитет в коллективе.

Можно выделить следующие особенности личности педагога:

1. Скромность - одно из важнейших качеств педагога, необходимых как руководителю, так и рядовому учителю. Это качество помогает ему сохранять свой авторитет, быть объективным при оценке каких - либо ситуаций и решении проблем.

2. Великодушие - традиционно всегда было присуще учителям, оно отражает, независимо от пола и возраста, гуманный характер педагогической деятельности.

3. Открытость - характеризует поведение и отношение педагога к людям на работе, дома, в общественных местах.

4. Личный положительный пример - для этого педагог должен стараться:

– быть естественным и современным;

– быть тактичным в поведении;

– в совершенстве владеть культурой межличностного общения;

– быть интеллектуальным, независимым и творчески мыслящим;

– быть убеждённым, обладать широким мировоззрением.

5. Терпимость - проявляется в следующих ситуациях:

– в отношениях с нарушителями дисциплины, неуспевающими;

– в выражении своего мнения по поводу различных конфликтных ситуаций;

– в процессе преодоления трудностей, связанных с внутренним распорядком учебного заведения.

6. Душевность - проявляется в следующих ситуациях:

– в формировании человеческих идеалов, потребностей;

– в культуре межличностного общения;

– в повседневном поведения;

– в доброжелательном отношении к людям.

7. Высокая нравственность педагога:

– позволяет строго придерживаться нравственных норм, независимо от эмоционального состояния, стресса;

– в реализации навыков поведения;

– в культуре речи, требующей избегать обидных слов, грубостей и нецензурных выражений, хвастовства и высокомерия.

Кроме того, молодые учителя должны стараться овладеть такими качествами, как высокая духовность, преданность профессии, общественная активность, предприимчивость, организованность и другими, поскольку они действительно помогают повысить эффективность педагогического труда.

2. Саморегуляция педагога, методы его работы над собой

Труд учителя почётен, но очень сложен, поскольку его деятельность состоит из множества разнообразных и быстроменяющихся ситуаций, а это требует от педагога большого самообладания, способности регулировать своё эмоциональное состояние.

Саморегуляция - высший уровень самосовершенствования человека, его способности управлять своим психическим и эмоциональным состоянием.

Каждый человек отличается от других как личность, а значит - у всех людей разная степень саморегуляции и внешние признаки выражения эмоций у всех разные. Одни люди открыто выражают свои чувства (мимикой, жестами, речью и т. п.), другие умело скрывают их, а третьи выдают свои чувства голосом, глазами. Для педагога очень важно уметь управлять своими эмоциями - когда нужно скрывать их, а в определённых ситуациях специально выражать своё отношение к происходящему. Если педагог не владеет культурой общения, если не умеет владеть собой, он может усложнить и без того трудную ситуацию. Вместе с тем, если он научится управлять своими чувствами, скрывать их, это поможет ему, сохраняя внешнее спокойствие, найти правильный выход из сложной ситуации и тем самым предупредить конфликт или облегчить его. Необходимо помнить, что отсутствие выдержки, внешние проявления гнева могут привести к стрессовому состоянию, что, естественно, вредит не только здоровью, но и авторитету педагога.

В таких случаях, как говорил римский поэт Гораций, «... в гневе, наспех принятое решение свидетельствует о недостатке ума». Стрессовое состояние можно предупредить или облегчить только в самом начале «взрывной» ситуации - человек должен сам себе внушать «я должен быть спокойным, я должен погасить свои эмоции, я не должен их показывать другим людям» - повторяя эти слова несколько раз, пока не успокоится.

Как верно отмечал Джонатан Свифт, «. злиться на других - всё равно что мстить самому себе». Осознавший правоту этих слов и принявший их за правило своей жизни человек сможет быть оптимистом. Конечно, в сложных ситуациях, когда приходится бороться за правду, защищать слабых, проявление гнева уместно, и тогда педагогу нет необходимости подавлять свои эмоции. Однако, в таких ситуациях человек теряет способность объективно оценивать положение дела и может допустить ошибку.

Чтобы быть жизнерадостным, оптимистом, нужно научиться избегать негативных эмоций, конфликтных ситуаций, вовремя видеть причины конфликтов, своевременно их погашать.

Вспомним слова известного педагога А.С.Макаренко: «... сначала надо быть гражданином, чтобы полностью отдать себя борьбе за справедливость».

Педагог не должен размениваться на мелочи, всё своё внимание он должен посвящать важным делам, иначе повседневные ссоры, скандалы, вызывающие отрицательные эмоции, могут поглотить его. Если он постоянно сердится, портит свои взаимоотношения с окружающими людьми, - то это недопустимо, когда речь идёт об учительской профессии.

Конечно, даже у высоко нравственно развитого педагога могут быть те или иные недостатки. Но каждый человек, в принципе, способен совершенствовать свой духовный мир. Для этого ему необходимо изменить свои нравственные взгляды, прежде всего, расширить круг своих положительных человеческих качеств.

Процесс самовоспитания педагога включает в себя следующие этапы. 1 - самоанализ, 2 - самооценка, 3 - самопрограммирование, 4 - самоконтроль и 5 - самокоррекция.

Успех самовоспитания зависит от способности педагога постоянно работать над собой, в этом практическую помощь ему должен оказывать школьный психолог, однако педагог постепенно должен научиться самостоятельно анализировать свои достоинства и недостатки, определять пути самосовершенствования.

Только систематически работающий над собой педагог может стать настоящим мастером.

Заключение

Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Однако, учитель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.
Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

Мне хотелось бы напомнить нам всем требования кодекса педагогической этики по отношению к детям:

Никогда не наказывать детей;

Не сравнивать детей друг с другом, не ставить др. друга в пример;

Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);

Не укорять детей;

Не жаловаться на них родителям;

Не оскорблять;

Не приказывать, не требовать жестко;

Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;

Хвалить от души;

Верить и доверять безоговорочно;

Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

Прощать искренне

Список использованных источников

- Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. / А.Г. Ковалев - М., "Айрис-пресс", 1993

Л36 Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. - М.: Норма, 2008.

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. –Минск,1990.-С.27

- (http://reihorn.narod.ru/)



ВВЕДЕНИЕ

Личностные критерии успешности учителя

Особенности личностных и индивидуальных качеств учителя

Соответствие учителя педагогической деятельности

Стиль педагогической деятельности

Модель личностно-деловых качеств учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.

Деятельность учителя - это всякий раз втрожение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.

Учитель - одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.

Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Однако разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая, а бывает и так, что кого-то и вспоминать не хочется, а кто-то и просто исчез из памяти…

Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

1. Личностные критерии успешности учителя


Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Такие качества структурировались в работах Бабанского Ю. К., Сластенина В. А., Кузьминой Н. В. и др.

Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

Общение - с хорошей литературой, искусством, природой;

Общение - с интересными людьми, любовь, дружба;

Общение - с самим собой - саморазвитие - время печали, творчества, размышлений.

Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем). Планировать могу, могу и делать.

Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение - то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

Настойчивость, дисциплинированность.

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.

Критерии успешности учителя

Педагогическая деятельность:

Уровень обученности ЗУН.

Уровень сформированности ОУУН.

Инновационная работа.

Самообразование, исследовательская работа.

Образование, квалификация.

Самоанализ, самодиагностика.

Психолого-педагогическое общение:

Интерес, мотивация.

Сознательное обучение.

Отношения «учитель - ученик».

Учет индивидуальных особенностей ученика.

Личность учителя:

Эмоциональность.

Выразительность речи.

Творческое начало личности.

Организаторские способности.

Чувство юмора.

Настойчивость, дисциплинированность.

2. Особенности личностных и индивидуальных качеств учителя


Рассмотрим личностные и индивидуальные качества учителя также и с позиции требований, которые предъявляет сегодня школа к учителю. Полагаем, что учитель должен отвечать одновременно трем уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии и к учителю, в частности. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий учитель вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях сельской, городской школы, преподает ли математику, труд, язык и т. д. Требования второго уровня предъявляются к передовому учителю вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает. И третий уровень - это уровень требований только к учителю. Соответственно, учитель в современной школе должен отвечать всем уровням такой сужающейся пирамиды требований.

Так, преподавателя вообще как учителя, человека, организующего и управляющего учебной деятельностью школьника в любых условиях обучения, должен характеризовать:

а) высокий профессионализм в области преподаваемого языка, который дает ему моральное право и предметную возможность учить других,

б) подлинная объективность оценивания результатов и хода обучения,

в)дидактичность, т. е. владение педагогическими умениями, позволяющими организовать учебный процесс.

Это уровень его профессионализма, которым как само собой разумеющимся должен характеризоваться любой настоящий учитель: Учителя нашей школы должны отличать (в силу тех методологических и общетеоретических принципов, на которых строится передовая педагогическая теория и практика обучения, например, принципа гуманизма, активности, сознательности, принципа развивающего обучения и др.) высокая социальная активность, гуманность, любовь к детям и воспитывающий характер педагогического воздействия. Показательно в этом отношении не только содержание, но даже само название книги В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Руководствуясь этими требованиями, передовой учитель в средней школе относится к ученику как к активному субъекту учебной деятельности, партнеру педагогического общения, которое организуется по схеме: субъект - субъект. Здесь оба субъекта - уважающие друг друга, взаимодействующие стороны общения. Это план социальной характеристики учителя.

Учитель как предметник, характеризуясь всеми чертами, присущими учителю любой другой учебной дисциплины в условиях школы, определяется еще и специфическими чертами. Так, согласно А. А. Алхазишвили, учитель должен уметь найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали его унижающего их превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя. Более того, А. А. Алхазишвили подчеркивает, что учитель, будучи партнером общения, должен быть, заинтересован в процессе и результате этого общения. Если в какой-то момент учебного занятия в силу каких-либо причин у него нет этого интереса, то он должен быть столь артистичным, чтобы уметь не выявить его отсутствия.

Учителю должна быть присуща еще одна особенность, которая достаточно часто проявляется при обучении-умение быть одновременно и партнером, и учителем, направляющим речевое общение и исправляющим его недочеты. Это сложное педагогическое умение не авторитарного, не императивного, а поддерживающего, заинтересованного управления общением с учениками. Такое умение есть профессионально-предметное качество учителя.


3. Соответствие учителя педагогической деятельности

успешность учитель педагогический самопознание

В общепсихологическую характеристику учителя может быть включен и показатель его соответствия (как субъекта) самой педагогической деятельности. Нами выделяются три плана такого соответствия. Первый - это предрасположенность к педагогической деятельности (и пригодность к ней). Она выявляется в отсутствии анатомо-морфологических, физиологических и психологических противопоказаний к профессии, например таких, как тугоухость, косноязычие и др. Предрасположенность к педагогической деятельности предполагает некоторое стабильное единство нормы интеллектуального развития человека, положительного эмоционального тона (стеничность эмоции) и нормальный уровень развития коммуникативных способностей. Учитывая важность правильной организации учителем педагогического общения с учащимися, необходимо особое внимание обратить на наличие или специальное формирование именно этих способностей.

Второй план соответствия учителя своей профессии - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и системную профессиональную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Включаемость в педагогическое общение и обучение ему выявляет третий план соответствия человека деятельности учителя. Она выражается в легкости, правильности установления контакта с собеседником, умении следить за реакцией собеседника и самому адекватно реагировать на нее. В личностном плане «преподаватель, обучающий устной речи, должен относиться к типу людей, с которыми легко и интересно говорить»

Важно также отметить, что сама педагогическая деятельность, обусловливаясь индивидуально-психологическими особенностями человека, формирует некоторый свойственный именно ей стиль поведения, контур коммуникативных действий учителя. «Под влиянием специфики педагогического общения происходит нивелирование отрицательных проявлений таких индивидуально-психологических особенностей, как экстравертированность или интровертированность, в результате, которого оптимизируется способ решения коммуникативных задач преподавателя в педагогическом общении независимо от его принадлежности к одному из двух типов»,- подчеркивает исследователь этой проблемы Л. А. Хараева.


4. Стиль педагогической деятельности


Каждый человек в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, и в частности от типа нервной деятельности, вырабатывает свой индивидуальный стиль педагогической деятельности. На основе комбинации динамических, содержательных и результативных характеристик педагогической деятельности А. К. Маркова, А. Я. Никонова выделили четыре типа таких стилей: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный. Учителю предстоит определить свой стиль и, если есть необходимость, совершенствовать его. Вот какую характеристику эмоционально-импровизационного стиля дают авторы. «Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать учебный материал. Однако вашу деятельность характеризуют и определяют недостатки: отсутствие методичности, недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышение самооценки, повышенная чувствительность, обусловливающие, чашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке и т. д.

На материале приведенной характеристики хорошо видна зависимость учебного процесса от стиля учителя. В результате - у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками...» м рядом его индивидуельно-психологических особенностей.

Существенно, что приведенные выше характеристики учителя соотносятся с теми чертами, которые определяют успех общения вообще, согласно В. Леви, В. А. Кан-Калику. Такими чертами являются; интерес к людям, быстрая и точная реакция на собеседника, артистизм, доброе, оптимистическое, открытое, без агрессии отношение к людям, отсутствие предвзятости и тревожности. Очевидно, что именно учителю в силу специфики учебного предмета, требующего организации педагогического общения как средства (условий) и цели обучения, необходимо целенаправленно формировать у себя эти качества, если они недостаточно выявлены.


5. Модель личностно-деловых качеств учителя


Учитель несёт детям не только знания. От самого порога класса, на котором возникает его фигура, начинается сложное взаимодействие его личности с личностями учеников. Психологический результат этого взаимодействия зависит от личности учителя, от его сознательных установок, от его отношения к людям вообще, к себе, к младшим, от того, как выражается это отношение! То есть, прежде всего, от его характера, личностных качеств. Состояние учителя тоже играет роль, но опять же - в зависимости от его характера и сознательных установок.

Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, которые во многом способствуют успеху в работе. В первую очередь это психолого-педагогические качества, сориентированные на создание эффекта личного обаяния учителя: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость.

Коммуникабельность - умение быстро устанавливать контакт с людьми, «входить» в коллектив. Человек - существо общественное, а к учителю, можно сказать, это вдвойне относится. Его сущность не просто совокупность, а сложный ансамбль общественных отношений, т.е. их слаженность, соподчинённость, содружество, гармоничное единство.

Главный смысл общения - достижение духовной общности учителя и учеников, учителя и коллег по работе, что способствует формированию ценностного сознания, его отношения к другим людям и к самому себе. Педагог должен повышать коммуникативную компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, вырабатывать совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих протекание коммуникативного процесса.

Эмпатичность - улавливание настроений людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам. Эмпатия означает понимание любого чувства, гнева, печали, радости, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств.

Благодаря сопереживанию процесс познания чувств другого человека делается полнее, появляется действительное эмоциональное сопереживание, которое становится основной причиной для возникновения внутренней близости.

В.А.Сухомлинский писал: «У личности развивается одна из самых тонких потребностей - потребность в человеке».

Мы стали порой экономны по части добрых и ласковых слов. И в то же время с надеждой ждём их, не обязательно признаваясь себе в этом. Учиться быть сопричастным другому человеку, активно и непрерывно искать соответствующие, адекватные пути и формы - это труд в конечном счёте направленный на сотворение и желанных радостей общения.

Д.И.Писарев писал: «Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя на его положение, надо перечувствовать его горе и радость».

К сожалению не всем это удаётся, особенно, когда дело касается маленького человека. Ежегодно в нашей стране, не дожив до года, умирают 130 тысяч детей, 44 тысячи детей рождаются с больным сердцем. На операцию могут рассчитывать не многие. «Только больная душа может быть глуха к чужой беде», - говорили древние. У нашего государства, судя по тому, каково положение наших детей, действительно, больная душа.

Эмпатичность - качество, особенно необходимое учителю. Без неё парализуется нить, связывающая его с учеником. Уметь почувствовать настроение, состояние ребенка в данный момент и выбрать необходимый педагогический инструментарий - задача нелёгкая, но оптимальная она сторицей - светом лучистых благодарных глаз.

Для развития данного качества учителю будет полезно знакомится с отдельными советами Д.Карнеги, помещенными в его книге.

Вот некоторые из них:

искренне интересуйтесь другими людьми;

улыбайтесь;

помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;

говорите о том, что интересует вашего собеседника;

внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Визуальность - внешняя привлекательность человека. Люди представляют себя через вербальные и невербальные средства общения. Ещё Цицерон считал необходимым обращать внимание не только на то, что каждый говорит, но и на внешнее выражение чувств в мимических движениях.

Учитель обладающий приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей с людьми, повышают возможность влияния на них. Формирование личного обаяния достигается в результате огромной работы учителя над собой, преднамеренного упражнения в развитии психолого-педагогических качеств. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта - это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.

А.П.Чехов, говорил, что в человеке должно быть всё прекрасно, подчёркивал при этом и значение одежды. Внешность учителя должна свидетельствовать о его движении к людям, стремлении быть для них примером во всём.

Красноречивость - умение внушать и убеждать словам. Учителю всегда пригодится овладение приёмами араторского мастерства, знание закономерностей публичной речи, основных требований к речевой культуре, искусства оперирования словом. Подбор языкового стиля общения осуществляется с учётом содержания языкового материала и подготовленности к его восприятию слушающих. Речь должна быть адаптирована к тем, с кем общаешься. Искусство речи - это также ее гибкость, оригинальность, выразительность, умение свободно использовать литературное богатство родного языка, умение говорить художественно ярко, образно, используя элементы, сравнения, метафоры.

Общаясь постоянно, учитель не должен забывать о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. Здесь тоже важно помнить заповедь Геппократа: «Не навреди!» Известно, что люди способны заражаться отрицательными эмоциями быстрее чем положительными. Испортить хорошее настроение человеку можно очень быстро, но как трудно его потом восстановить!

Отрицательные эмоциональные состояния особенно вредны в нашем общении с младшими: снижая уровень жизнедеятельности, они подрывают учебную продуктивность, содержат большую аффективную взрывоопасность и конфликтный потенциал большой разрушительной силы!

Перед тем как войти в класс или учительскую, не забудьте стряхнуть с себя, ещё там, за порогом школы, где никто вас не видит, всё то отрицательное, что налипло по дороге, и включите бдительность самоконтроль: что вы внесёте в учительскую? Пусть это будет светлая приподнятость Добра и Мира. Но она нуждается в защите, чтобы из учительской донести её до детей, чтобы в класс не просочилась «зараза».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.

Личные качества, необходимые учителю:

склонность к работе с детьми;

умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

высокая степень личной ответственности;

самоконтроль и уравновешенность;

терпимость, безоценочное отношение к людям;

интерес и уважение к другому человеку;

стремление к самопознанию, саморазвитию;

оригинальность, находчивость, разносторонность;

тактичность;

целеустремлённость;

артистизм;

требовательность к себе и другим;

наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Профессия учителя требует, как правило, педагогического образования. Его в настоящий момент можно получить в колледжах (чаще это уровень воспитателя дошкольных учреждений или учителя начальных классов) или педагогических или общих университетах (бакалавриат - 4 года - с правом преподавания отдельных учебных дисциплин в школе, магистратура - 2-3 года - дополнительное право занимать руководящие должности и проводить научно-исследовательскую работу, аспирантура - 3 года - право преподавать в высших учебных заведениях).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск. - 2009.

.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. /перевод с английского. М.: Прогресс: 2008.

.Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. /психология значимых отношений. - М.: Мысль. 2009. - с.127.

.Общение и оптимизация совместной деятельности (под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. - М.: МГУ, 2008.

.Писарев Д.И. Чаша Мудрости. - М.: Детская литература. - 2008.

.Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании. Народное образование. - 2010. - №2.

.По Юнгу, методики общепсихологической типологии личности. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 95-96.

.Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрический тест. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 97-103.

.Методика оценки профессиональной направленности личности учителя. В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 123-128.

.Исследование личности с помощью модифицированной формы "В" (И.Фаренберг, X.Зарг, Р.Гампел). В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2009, с. 67-82.

.Наракидзе В.Г. Личностная школа проявления тревоги (MMPI). В кн.: Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2010, с. 83-86.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.