Михалков все произведения для детей. Как бы жили мы без книг

Начиная изучать творчество писателя - уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки - вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Сергея Михалкова.

    В книгу «Стихи» серии «Всё для детского сада» вошли произведения С. В. Михалкова проиллюстрированные тульским художником И. Цыганковым. «Лесная академия», «Поломанное крыло», «Бараны» и многие другие стихотворения известного детского поэта подскажут ребёнку, почему так важно бережно и по-доброму относиться не только к людям, но и к животным, и насекомым, и всему, что окружает его, а цветные иллюстрации и интересные сюжеты легко отложатся в памяти. Для подготовительной группы детского сада. Рекомендовано для родителей, воспитателей и руководителей детского чтения. ... Далее

  • В книгу «Стихи» вошли главные поэтические произведения С. В. Михалкова для детей «Тридцать шесть и пять», «Песенка друзей», «Прививка», «А что у вас?» и многие другие. Эти смешные и поучительные истории про младших школьников никогда не устареют, поскольку отличаются удивительной психологической точностью, юмором и лёгким, почти детским языком. А современные, подробные иллюстрации художницы Надежды Бугославской великолепно дополняют стихи С. В. Михалкова, наделяя их забавными деталями. Для младшего школьного возраста. ... Далее

  • В книгу «Стихи для любознательных малышей» вошли четыре весёлых и интересных стихотворения С.В. Михалкова: «Цирк», «От кареты до ракеты», «Поиграем – угадаем!» и «Про мимозу». Сходить в цирк, попутешествовать во времени, познакомиться с мальчиком Витей, очень похожим на мимозу, и ещё много чего можно сделать, прочитав эту книгу! Для старшей группы детского сада. ... Далее

  • В книгу С. Михалкова «Стихи о войне» включены стихотворения, написанные автором во время войны, в тылу и действующей армии. Они обращены к читателям всех возрастов и социальных групп – солдатам и офицерам, труженикам тыла и угнанным в плен, матерям, женам и детям бойцов… Герой военной лирики С. Михалкова – вставший на защиту Родины народ, объединенный истинным, природным и мощным чувством патриотизма. Именно эта интонация делает книгу такой искренней и проникновенной. Вторая часть книги составлена из малоизвестных лирических стихотворений поэта, созданных в период с 1934 по двухтысячные годы. Для широкого круга читателей. ... Далее

  • Сборник стихотворений С. Михалкова «А что у вас?» с большими буквами и словами с ударениями станет отличным подарком начинающим маленьким читателям! Дети смогут сами прочесть знаменитые произведения классика детской литературы с иллюстрациями Н. Бугославской, а потом уже будут вас просить купить им ещё книг для чтения. Ведь самим читать так интересно! Книги из серии «Я читаю сам!» прививают любовь к чтению, обогащают словарный запас и становятся лучшими друзьями детей на многие годы! Для дошкольного возраста. ... Далее

  • В книгу «А что у вас?» вошли самые известные и популярные стихи замечательного детского поэта С. В. Михалкова. Очень важно читать детям хорошие стихи с раннего возраста. «Трезор», «Песенка друзей», «А что у вас?», «Мы с приятелем», «Фома» и другие стихи классика детской литературы входят в круг чтения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Иллюстрации известного художника Н. Бугославской. Для младшего школьного возраста. В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн. ... Далее

  • Книга с яркими иллюстрациями Владимира Сутеева знакомит детей со стихотворением Сергея Михалкова «Мой щенок». Для дошкольного возраста.

  • Веселое стихотворение С. Михалкова о приключениях веселой, немножко избалованной, но очень обаятельной собачки по кличке Чебурашка. Для чтения взрослыми детям. ... Далее

  • В книгу вошли стихи классика детской литературы С. Михалкова. Стихи про ребят, про их насущные дела и проблемы, про разные характеры… А ещё о любви к братьям нашим меньшим – домашним животным, да и просто весёлые стихи и песенки. Иллюстрации художника Н. Бугославской. Для детей до 3-х лет. ... Далее

  • Сергей Михалков написал много-много стихотворений и сказок в стихах, из которых малыши узнают про то, как весело живется сбежавшим собачкам, пекарю с его лучшим другом псом, мальчику, который всего боялся… Особенно книжка пригодится, если сесть читать ее вечером, когда делать станет нечего! А еще можно рассматривать красивые, веселые, впервые нарисованные картинки к этим замечательным стихам и сказкам! ... Далее

  • В книгу вошли известные считалочки С.В. Михалкова: «Пальчики», «Котята», «Словечки-калечки» и многие другие. Считалочки верные помощники любой игры. Дети любят их и с радостью запоминают. В книге представлены считалочки и стихи с рисунками известных детских иллюстраторов В. Чижикова, О. Ионайтис, И. Глазова и других. Для детей до 3 лет. ... Далее

  • В сборник вошли стихотворения Сергея Михалкова для детей с яркими иллюстрациями и делением слов в тексте на слоги.

  • Для детей младшего школьного возраста предлагается красочно иллюстрированный сборник стихотворений С. В. Михалкова.

  • «Все начинается с детства…» – утверждал классик детской литературы С.В.Михалков. Все его творчество подтверждает эту неоспоримую истину. И неудивительно, что поэт за свое творчество удостоился наивысшей награды. И награда эта – искренняя любовь маленьких читателей разных поколений. Эта книга, подготовленная к 100-летнему юбилею замечательного, талантливого детского поэта, проиллюстрирована известным художником В.А.Чижиковым, который, однажды прочитав стихотворение С.В.Михалкова про Фому, полюбил его стихи и стал одним из лучших иллюстраторов его произведений. ... Далее

  • Замечательный, талантливый поэт, классик детской литературы Сергей Владимирович Михалков заслужил своим творчеством любовь миллионов читателей разных поколений. Его «Песенку друзей» напевали наши мамы и папы и будут петь наши внуки. А кто хоть раз посмотрел в театре «Зайку-Зазнайку», тот обязательно, когда вырастет, поведёт в театр своих детей… В нашей книге собраны лучшие произведения С. Михалкова для детей – стихи, сказки, басни, пьесы. ... Далее

  • Любимый писатель всех малышей Сергей Михалков придумал очень веселую игру, которая начинается так: Дело было вечером… Делать было нечего. Тут и выяснилось, что у каждого малыша произошло столько всего интересного! Еще он придумал много-много смешных стихов и даже сочинил поэму про доброго и смелого человека «по прозванью Каланча». А «карандаш с бумагой взял» и нарисовал очень красивые картинки к этой книжке знаменитый художник Фёдор Лемкуль. ... Далее

  • «Хорошо летом в лесу, на солнечной полянке с пригорком! Пригрело солнышко землю. Высохла утренняя роса на траве и на двух братьях-мухоморах возле старого пня, поросшего густым зелёным мхом. Вышла на полянку Рыжая Лиса. Присела, прислушалась: трещат в траве кузнечики, на все лады певчие птицы перекликаются, где-то кукует кукушка: „Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!“…» Иллюстрации – Чижикова Виктора Александровича. ... Далее

  • «Жили-были на свете три поросёнка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми весёлыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Всё лето они кувыркались в зелёной траве, грелись на солнышке, нежились в лужах. Но вот наступила осень…» Иллюстрации – Чижикова Виктора Александровича. ... Далее

  • В книге «Самые лучшие стихи и сказки» собраны знаменитые произведения С. Михалкова, которые входят в круг детского чтения. Дети с удовольствием прочтут про Дядю Стёпу, непослушного щенка Трезора, узнают, какие бывают профессии, познакомятся с тремя поросятами и другими героями этого классика детской литературы. А потом ответят на вопросы, которые даны в конце книги. Это поможет детям лучше понять текст произведений, развить речь и подготовиться к аналогичным заданиям в школе. Умение отвечать на вопросы – важный навык для будущих медалистов. Родителям эти вопросы помогут построить беседу с детьми о книге. Для дошкольного возраста. ... Далее

  • Книга С. Михалкова «Три поросёнка» отлично подойдёт для первого самостоятельного чтения. Три розовых поросёночка и другие герои сказок научат детей бегло читать, ведь в книге большие буквы, слова с ударениями и много цветных иллюстраций. Книжки серии «Читаем сами без мамы» можно взять с собой в дорогу, на прогулку и читать вместе с друзьями! Для дошкольного возраста. ... Далее

  • Красочно иллюстрированная считалочка «Котята» классика детской литературы Сергея Михалкова.

  • Знаменитая сказка «Три поросёнка» классика детской литературы Сергея Михалкова впервые выходит с новыми картинками! Книга очень подробно проиллюстрирована, что позволит малышам погрузиться в жизнь маленьких и озорных трёх поросят, подружиться с ними и помочь им перехитрить злого волка! А потом вместе с поросятами петь весёлые поросячьи песенки! Для дошкольного возраста. Для старшей группы детского сада. В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн. ... Далее

  • Книжка с забавными иллюстрациями и веселыми стихами для детей дошкольного возраста.

  • Выдающийся художник Ю. Д. Коровин утверждал, что ребёнок инстинктивно тянется к цветному. Его прекрасные иллюстрации к детским книгам подтверждают это. «Может это непедагогично, – писал Коровин, – но для меня в произведении главный герой – автор. Литературные герои – ... Далее

  • Сборник весёлых и поучительных сказочных историй в стихах классика детской литературы Сергея Михалкова в рисунках знаменитого художника В. Сутеева. Малыши прочтут про непослушных и упрямых ребят и зверят, и поймут, как важно слушаться взрослых и быть хорошими мальчиками и девочками. Для дошкольного возраста. ... Далее

  • Книга «Детские стихи» С. Михалкова включает самые читаемые в начальных классах произведения писателя: «Фома», «Тридцать шесть и пять», «Весёлый турист» и другие. Ребёнок узнает о мальчишках и девчонках, которые учатся дружить, хорошо себя вести, не бояться прививок и, конечно, слушаться старших! Иллюстрации художников-графиков Ф. Лемкуля, С. Острова и С. Коротковой. ... Далее

  • «Этого никогда не было, хотя могло бы и быть, но если бы это на самом деле было, то… Одним словом, по главной улице большого города шёл маленький мальчик, вернее, он не шёл, а его тянули и тащили за руку, а он упирался, топал ногами, падал на коленки, рыдал в три ручья и вопил не своим голосом…» Иллюстрации – Чижикова Виктора Александровича. ... Далее

  • Выдающийся художник Ю. Д. Коровин утверждал, что ребёнок инстинктивно тянется к цветному. Его прекрасные иллюстрации к детским книгам подтверждают это. «Может это непедагогично, – писал Коровин, – но для меня в произведении главный герой – автор. Литературные герои – только ответвления его души, ума, фантазии». И с этим тоже нельзя не согласиться, рассматривая картинки к «Дяде Стёпе» С. В. Михалкова. ... Далее

  • Представь себе: ты просыпаешься и видишь, что взрослых вокруг тебя нет… Ни мамы, ни папы, ни даже бабушки с дедушкой… Куда они могли деться и что случилось с ребятами, которые остались без родителей, ты узнаешь, когда прочитаешь эту книжку. ... Далее

  • В сборник вошли самые знаменитые стихотворения, сказки и басни Сергея Владимировича Михалкова.

  • Сброрник стихов, загадок, азбук, считалочек-игралочек классика детской литературы Сергея Михалкова с рисунками знаменитого художника В. Чижикова. Для детей до 3–х лет. ... Далее

  • Сборник любимых всеми стихотворений классика детской литературы Сергея Михалкова, который можно взять с собой в дорогу. В книгу включены произведения, которые входят в круг обязательного чтения для детей – «Дядя Стёпа», «А что у вас?» и другие знаменитые стихи. Для детей до 3-х лет. ... Далее

  • В издание вошли сказки известного писателя С. В. Михалкова. Книга подготовлена к 100-летнему юбилею автора. Для младшего школьного возраста.

  • В сборник включены 2 сказки С.В. Михалкова: «Ссора» и «Упрямый козлёнок». Для детей дошкольного возраста. Подготовительная группа детского сада.

  • Каждый ребенок мечтает о том, чтобы родители водители его в цирк как можно чаще. Ведь так весело и интересно смотреть на артистов, выступающих на арене. С книжкой «Цирк» Сергея Михалкова малыши с удовольствием будут учиться читать по коротеньким стихотворениям про артистов цирка. А когда надоест читать, будут отдыхать во время антрактов, как в самом настоящем цирке, выполняя интересные задания, раскрашивая картинки, решая ребусы и головоломки. После каждого стихотворения идет такой интересный антракт. Но и это еще не все. Когда малыши все узнают про цирковую жизнь, они смогут сами устроить представление для родителей и друзей! В конце книжки идут специальные странички, на которых изображены фигурки главных артистов цирка. Дети вырежут и склеят участников циркового шоу и вперед! – на арену! ... Далее

  • В книгу «Сказки в стихах» классика детской литературы С.В. Михалкова вошли сказки о том, как старик корову продавал; про Мороза и Морозца; о дружбе доброго пекаря и его верного пса и сказка о светофоре. Иллюстрации лучших художников С. Бордюга и Н.Трепенок, М. Фёдорова, И. Глазова, А. Халиловой. Для старшей группы детского сада. Для воспитателей детского сада, руководителей детского чтения и родителей. ... Далее

  • Вашему вниманию представляется красочно иллюстрированная сказка в стихах.

  • «Жил-был обыкновенный Козлёнок. Как все козлята, он был мал, но упрям. Он хотел всё делать по-своему. Однажды ему пришло в голову уйти погулять подальше от дома. – Не ходи далеко! – предупредила его мать. – Собираются тучи. Быть грозе. – Никакой грозы не будет! – ответил Козлёнок и поскакал по тропинке в дальний лес…» Иллюстрации – Чижикова Виктора Александровича. ... Далее

  • В книгу «Мы едем, едем, едем…» вошли самые известные стихи Сергея Михалкова. Поэт разговаривает с ребёнком о дружбе и любви, о щедрости и скупости, о смелости и трусости, и на другие взрослые темы. Но разговор в стихах настолько увлекателен, что ребёнок не замечает, как весело и ненавязчиво поэт объясняет, какой выбор между плохим и хорошим ему нужно сделать. Произведения С. Михалкова «Про мимозу», «Мальчик с девочкой дружил…», «Фома» и многие другие продолжают читать дети в каждом новом поколении. Стихи проиллюстрировала Надежда Бугославская. Для дошкольного возраста. ... Далее

  • В книжку вошло стихотворение Сергея Михалкова «От кареты до ракеты», проиллюстрированное замечательным художником Геннадием Соколовым. Дети с удовольствием рассмотрят яркие картинки и узнают, на чем путешествовали люди в прежние времена и теперь. ... Далее

  • Красочно иллюстрированное издание представляет собой сборник самых лучших стихов детского поэта Сергея Владимировича Михалкова.

  • Хрестоматия «100 стихов, сказок и басен С.Михалкова» – это сборник главных, самых знаменитых произведений писателя. Такие сказки, как «Три поросенка» и «Праздник Непослушания», стихи «А что у вас?», «Мой щенок», «Песенка друзей» и многие-многие другие входят в обязательный круг детского чтения, а басни и стихотворения «Тридцать шесть и пять», «Прививка», «Мы с приятелем», «Фома» и др. включены в программу по литературе в начальной школе. Для младшего школьного возраста ... Далее

  • В книгу С.В. Михалкова «Весёлые стихи» вошли знакомые всем с детства «Стихи друзей», цикл стихотворений «Поиграем-угадаем!» и старинная детская песенка под названием «Лесная академия». Все стихотворения проиллюстрированы известным художником В. Чижиковым. Эти произведения входят в круг обязательного детского чтения. Для младшего школьного возраста. ... Далее

  • С.В. Михалков, поэт небывалой высоты, создавший всем известного героя дядю Стёпу, сумел, даже будучи взрослым, сохранить в себе того самого мальчишку, который в обыденном заметит необычное, который радуется жизни, спешит больше узнать и, конечно, найти друзей, чтобы весело провести время! В нашей книге собраны как раз такие, жизнерадостные и интересные стихи про детей и зверей: «Сладкоежки», «Мальчик с девочкой дружил…», «Лифт и Карандаш», «Лесная академия», «От кареты до ракеты» с рисунками В. Чижикова, Г. Мазурина, Л. Токмакова, Ф. Лемкуля, О. Ионайтис и многих других известных иллюстраторов. Для дошкольного возраста. ... Далее

  • Сергей Михалков, знаменитый папа дяди Степы, щенка Трезора и других известных и любимых героев, написал еще много-много сказок и стихов. И впервые, в одной большой и цветной книжке собраны самые лучшие произведения с новыми, красивыми и веселыми иллюстрациями. ... Далее

  • Стихотворение классика детской литературы Сергея Михалкова с яркими иллюстрациями и делением слов в тексте на слоги. Для дошкольного возраста.

  • Предлагаем вашему вниманию считалочку Сергея Михалкова «Пальчики» из серии «Читаем по слогам». Слова разбиты на слоги для легкого обучения чтению, крупные яркие иллюстрации сделают занятия более увлекательными. ... Далее

  • В иллюстрированную книгу вошла сказка-скороговорка Сергея Михалкова «Пекарь и пес». Для чтения взрослыми детям.

  • Сергей Михалков наблюдал-наблюдал за малышами и… написал сказки-басни о зверятах, которые капризничают, не помогают друзьям, ругаются друг с другом. Ну точно, как непослушные малыши. Эти сказки научат капризуль вести себя хорошо, не совершать плохих поступков, а быть добрыми и послушными на радость мамам и папам! ... Далее

  • Стихи, которые вошли в эту книгу, знают все. Даже если не помнят, кто их написал, всё равно часто повторяют эти строки: – А у меня в кармане гвоздь. А у вас? – А у нас сегодня гость. А у вас? – А у нас сегодня кошка Родила вчера котят… Или другие: Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Написал эти звонкие, полные оптимизма стихи Сергей Михалков. И вот уже больше полувека они живут: передаются от родителей детям, запоминаются с ходу и самым чудесным образом поднимают всем настроение. Не верите? Убедитесь сами! ... Далее

  • Если ваш маленький упрямый малыш все время проказничает и вас не слушается, то ему надо прочитать сказки про зверюшек Сергея Михалкова. В них он увидит себя со стороны и перестанет себя вести, как приставучий Козленок, хитрый Зайчонок, глупый Попугай и ленивый Грач. Для детей дошкольного возраста. В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн. ... Далее

  • «Люба любила спать. По вечерам её не надо было, как других детей, просить и уговаривать: в десять часов вечера она уже была под одеялом. Стоило ей только положить голову на подушку, свернуться калачиком и закрыть глаза, как она проваливалась в сон. И могла спать сколько угодно! Рядом разговаривали, не умолкали радио и телевизор, но Люба не просыпалась. Даже старый будильник «Трезвон» должен был истратить весь свой завод, для того чтобы утром дозвониться до Любы и разбудить её, – такой был глубокий сон…» Иллюстрации – Чижикова Виктора Александровича. ... Далее

  • Книга «Мамы разные нужны!..» – сборник стихотворений С. Михалкова про мам, бабушек, родителей и детей, где каждый найдёт для себя что-то важное. Так, чрезмерная мамина опека может превратить малыша в лентяя, а злые шутки – разрушить крепкую дружбу. Эти стихи учат уважать и слушать старших, любить родителей и дорожить друзьями. Для детей до 3 лет. ... Далее

  • «Мысль обратиться к басне подал мне один из старейших и замечательных мастеров русской литературы А. Н. Толстой. Прочитав как-то мои новые стихи для детей, он сказал: «Те твои стихи, в которых ты идешь от фольклора, от народного юмора, тебе лучше всего удаются… Попробуй писать басни». Спустя некоторое время я написал свою первую басню. А. Н. Толстому басня понравилась. Я написал еще несколько. Одну из них напечатала газета «Правда». Это была басня «Лиса и Бобер». Затем появились «Заяц во хмелю», «Две подруги», «Дальновидная Сорока» и другие…» ... Далее

  • Самые любимые, самые лучшие произведения классика детской литературы Сергея Михалкова в новом сборнике стихов и сказок не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых. В этом сборнике вы познакомитесь с Дядей Стёпой, тремя поросятами, щенком Трезором. Прочитаете много весёлых стихотворений и сказок, в том числе и очень поучительную сказку «Похождения рубля». Все иллюстрации в сборнике выполнены знаменитыми художниками – классиками детской иллюстрации – Г. Мазуриным, С. Островым, Ф. Лемкулем, А. Савченко и другими. В сборник входят произведения, которые включены в программу детского сада и внеклассного чтения для младших школьников. Для дошкольного и младшего школьного возраста. ... Далее

  • Сборник стихов классика детской литературы Сергея Михалкова с яркими иллюстрациями и делением слов в тексте на слоги. Для дошкольного возраста.

Поэт, баснописец, драматург и публицист, С. В. Михалков (род. 1913) известен и как общественный деятель.

Первое стихотворение поэта увидело свет в 1928 году, в одном из журналов Ростова-на-Дону. В творческом становлении литера­тора сыграло большую роль его увлечение баснями Крылова, сказ­ками Пушкина, стихами Лермонтова и Некрасова, а также стиха­ми Маяковского, Есенина, Демьяна Бедного 1 .

С 1933 года Михалков печатается в московской периодике. От довольно посредственных взрослых стихов Михалков постепенно перешел к стихам для детей. Поддержал его в этом направлении А. Фадеев.

С. Михалков, как и другие советские поэты, живо откликался на события времени, писал стихи о челюскинцах и папанинцах, о перелете Чкалова через Северный полюс, о пограничниках, о войне в Испании и Абиссинии, о зарубежных пионерах. В 1936 году в серии «Библиотека "Огонька"» увидела свет первая книжка сти­хов Михалкова. Вслед за нею стали выходить и другие, в которых все больше было детских стихов.

Народное начало в стихотворениях 30-х годов («А что у вас?», «Мы с приятелем...», «Песенка друзей», «Рисунок», «Фома» и др.) выражается в их песенности, афористической емкости фраз, в жизнеутверждающем пафосе. Например: «Мамы разные нужны, / Мамы всякие важны». Или:

1 См.: Михалков СВ. От и до... - М., 1997.


Красота! Красота! Мы везём с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьянку, попугая - Вот компания какая!

Лирика, юмор и сатира, смешавшись, дали почти все оттенки «михалковской» интонации. Молодой детский поэт придерживался линии Маяковского, говоря с читателем языком живым и совре­менным, без налета книжности, о предметах социально значимых. Михалков был в числе тех детских поэтов, кто активно формиро­вал образ своего читателя - «советского ребенка», не довольству­ясь простым отражением действительной жизни. Многие его сти­хотворения стали массовыми песнями, в которых выразилась эпоха с ее диктатом «мы», наивным оптимизмом и искренним патрио­тизмом. Это «Веселое звено», «Веселые путешественники», «Кто в дружбу верит горячо...», «Веселый турист», «Весенний марш», «Песня пионеров Советского Союза», «Сторонка родная», «Наша сила в деле правом...», «Партия - наш рулевой» и др.

Профессиональное признание С.Михалкова началось с «Дяди Степы» (1936) - небольшой поэмы, привезенной из творческой командировки в пионерский лагерь (вместе с песнями «О Павли­ке Морозове», «О пионере Мите Гордиенко», «О пионерском ба­рабане»). Отказавшись от сказочного чуда как непременного в «ста­рой» детской литературе приема, Михалков использовал прием объективации чуда: дядя Степа живет по указанному адресу, дей­ствует в реальной Москве и совершает поступки, невозможные лишь для людей обычного роста. Древний фольклорный образ доб­рого великана обновлен идеями конкретно-социального, идеоло-го-воспитательного плана. Уже в иные времена Михалков вернет­ся к своему герою в частях-продолжениях «Дядя Степа - мили­ционер» (1954), «Дядя Степа и Егор» (1968), «Дядя Степа - вете­ран» (1981). Долгожительство дяди Степы в детской литературе объясняется тем, что настоящий герой воспринимается «членом семьи», по выражению А.Прокофьева, смена его ролей вторит движению реального времени.

Неожиданный поворот в судьбе Михалкова произошел полу­случайно. Сталин прочел в «Известиях» колыбельную «Светла­на», посвященную автором понравившейся ему девушке, и по-своему принял участие в судьбе молодого поэта: вписал его имя в список писателей, представленных к награждению орденом Ле­нина. Так, в 1939 году поэт получил свою первую награду, послу­жившую ему охранной грамотой в пору репрессий. «Светлана» - произведение этапное не только в смысле житейской биографии: следуя традициям русской классической поэзии - Пушкина, Лер­монтова, Некрасова, автор сочетал глубоко личное чувство и эпи­чески масштабный образ страны, тем самым сделав серьезную заявку на роль государственного поэта.

Почти всю Великую Отечественную войну Михалков служил корреспондентом газеты «Сталинский сокол», побывал почти на всех фронтах, писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки и про­кламации. К детям были обращены стихотворения «Братья», «Да­нила Кузьмич» и др. Создавалась частями поэма «Быль для детей», в которой дан поэтический обзор всех лет войны (работа над по­эмой охватывает 1941 - 1953 годы). Бойцам были адресованы мно­гие стихотворения о детях. Один из заметных фактов газетной пе­риодики 1942 года - сделанный Михалковым обзор детских пи­сем, приходивших на фронт. После войны многие из «взрослых» произведений Михалкова оказались пригодны и для детей - по­эма «Мать», стихотворения «Карта», «Детский ботинок», «Пись­мо домой», «Откуда ты?», «Ты победишь!», «Солдат». Творческое наследие военных лет вошло в сборники «Служу Советскому Со­юзу» (1947) и «Фронтовая муза» (1976).

В соавторстве с Габриэлем Аркадьевичем Урекляном, высту­павшим в печати под псевдонимом Г.Эль-Регистан, С.Михалков написал текст Государственного гимна СССР (1943). На памятни­ке советским воинам в Вене начертана эпитафия из двух четверо­стиший Михалкова. «Имя твое неизвестно, / Подвиг твой бес­смертен» - эти слова, выбитые на граните Вечного огня у Крем­левской стены, также сложены им.

Несмотря на активное участие в жизни Советской страны, Ми­халков только в 1950 году вступил в ряды КПСС. В автобиографии он объясняет этот шаг как единственную возможность для чест­ных людей реализовать свои творческие устремления и «укрепить свои жизненные позиции в обществе, которое развивалось в рам­ках тоталитарной, жесткой идеологической системы». «В 1991 я не вышел, а выпал из КПСС. И в моем преклонном возрасте пред­почитаю оставаться вне какой-либо партии», - добавляет он 1 .

Широко известно басенное творчество Михалкова. Осваивать жанр басни поэт начал по совету А. Н. Толстого. Было это в 1944 го­ду, когда широко отмечался юбилей Крылова. Первые басни «Заяц во хмелю», «Лиса и Бобер» Михалков послал Сталину, и вскоре они появились в «Правде» с рисунками Кукрыниксов. В его сти­хотворных и прозаических баснях отразился советский обыватель в разных своих типажах: власть имущие чины, их прихлебатели, бездари от науки и искусства, наивные простаки и пр. Наиболее частый басенный конфликт - между ограниченной в своем само­довольстве властью и трусливой «чернью». Аллегории зверей и птиц у Михалкова всегда имеют прямое отношение к социальным реа­лиям, к непосредственным впечатлениям («Вот пишешь про зве­рей, про птиц и насекомых, / А попадаешь всё в знакомых...» - «Соловей и Ворона»). Многие его басни, утратив злободневность, сохраняют запас едкого смеха и здравомыслия, обнаруживают новые глубины подтекста. Так, басня «Кирпич и Льдина» ныне может быть прочитана как аллегория ушедшей эпохи:

Михалков СВ. Я был советским писателем. - М., 1995.

Плыл по реке Кирпич на Льдине,

Он у неё лежал на середине

И всё учил её, что не туда плывёт,

Что надо бы прибавить ход,

Что нужно иначе держаться:

Напрасно не трешать и к берегу не жаться!

А Льдина таяла, приветствуя весну...

Пришло мгновение - Кирпич пошёл ко дну.

Кирпич напомнил человека мне,

Что думал про себя: «Я на коне!»

Учил других, командовать пытался,

А сам не на «коне» - на льдине оказался!

С. Михалков написал около двухсот басен, из которых несколько десятков имеют долгую жизнь и входят в круг детского чтения. Этическая идея в таких баснях преобладает над идеологией, а ху­дожественная форма отличается той мерой выверенное™ и сво­боды, что присуща басням Крылова. В 80-х годах поэт вернулся к этому жанру. Во взрослой периодике были опубликованы басни «Лекарь поневоле», «Пес, Конь и Заяц», «Кроты и люди», «Орел и Курица», «Корни», «Дуб и шелкопряд», «Лев на таможне» и др.

Как драматург С. В. Михалков сложился в 30 -40-х годах. Пер­вая его пьеса - «Том Кенти» (1938) - была вольной инсцени­ровкой «Принца и нищего» Марка Твена. Михалков изменил в романе нравственно-социальные акценты: его Принц не спосо­бен усвоить уроки добра из своих испытаний под именем Тома Кенти, зато сам Том Кенти, получив власть, стал лучше, умнее, благороднее; вместе с Майлсом Гентоном они отказываются от близости к трону и выбирают независимость. Эта пьеса и последо­вавшие за нею создали фундамент театрального репертуара, по­священного пионерии («Коньки», 1938; «Особое задание», 1945; «Красный галстук», 1946). Конфликты этих пьес навеяны сгущен­ной атмосферой тех лет, поэтому намеренно обострены; нрав­ственно-этическая идея продиктована общественным велением. Не лишенные схематизма и трафаретной публицистичности, они все же сыграли в целом положительную роль в становлении совет­ской детской драматургии.

Пьеса-сказка «Веселое сновидение» (другое название - «Смех и слезы», 1946) - дань собственному детству: времени, когда в подмосковном поселке ребята поставили «Три апельсина» К.Гоц-ци, а советы им давал Станиславский, отдыхавший неподалеку. Забавное сочетание сказочной «старины» и современных деталей (герои носят часы, говорят по телефону), утверждение власти радости вместо власти уныния и страха, победа света над тьмою, правды над ложью - все это идейно-художественное построение, лишь отчасти напоминающее сказку Гоцци, пришлось по вкусу юному послевоенному зрителю.

Водевиль «Сомбреро» (1957) - история о «закулисных интри­гах» при распределении ролей в дачном детском спектакле о трех мушкетерах. Эта пьеса предшествует более поздней веселой коме­дии «Сон с продолжением» (1982). «Сомбреро» - самая популяр­ная из детских пьес Михалкова.

Целый ряд публицистических пьес создан писателем в 60 - 70-е годы: «Забытый блиндаж» (1962), «Первая тройка, или Год 2001-й» (1970), «Дорогой мальчик» (1973), «Товарищи дети» (1980). Тематически они близки к пьесам 40-50-х годов, в особенности к идеям и мотивам пьесы «Я хочу домой» (1949) - о возвращении советских детей из плена. Великое противостояние социализма и капитализма стало фундаментальной антитезой этих произведе­ний. Если в пьесе «Я хочу домой» это противостояние выражено прямолинейно, в соответствии с ортодоксальными идеологичес­кими постулатами, то в более поздних пьесах отразилось значи­тельное усложнение проблем мира и войны, настоящего и буду­щего юного поколения.

Прозаическая сказка «Праздник непослушания» (1972) вобрала в себя то лучшее, что было наработано прежде: острую актуаль­ность, развлекательный сюжет с серьезным нравственно-социаль­ным подтекстом, яркую зрелищность эпизодов, стихию комичес­кого - юмор, иронию, сатиру.

В репертуар для дошкольников прочно вошла пьеса-сказка С.Михалкова «Зайка-Зазнайка» (1951). Одной из любимых кни­жек малышей стала сказка по мотивам английского оригинала «Три поросенка» (1936). Долгий успех этих произведений во мно­гом связан с ясной этической идеей, свободной от идеологичес­кой нормативности.

Начиная с 1953 года и до конца 80-х годов Сергей Михалков написал много сатирических пьес для взрослых, в том числе по мотивам произведений Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Шук­шина.

С.Михалков всегда подчеркивал, что он в первую очередь дет­ский поэт. В его взрослой лирике, собранной в единственном сбор­нике «Три ветра» (1985), звучат интонации, близкие художественно совершенной «Светлане», - сдержанные, искренние, чуждые красивости или ложного пафоса.

В стихах для детей Михалков делал все больший акцент на по­этическую публицистику (стихотворения «Разговор с сыном», «Служу Советскому Союзу», «В Музее В.И.Ленина», «На родине В.И.Ленина», «Есть Америка такая...» и др.). Если в детской пуб­лицистике военных лет поэт прибегал к форме стихотворного очерка с множеством конкретных деталей (например, «Фашист­ская посылка», «Пионерская посылка»), то позже он отказался от таких проверенных, безотказно работающих в детской аудитории приемов. Без аллегорий или метафор, на едином для взрослого и ребенка языке он заявлял о своей гражданской позиции. Напри­мер, в стихотворении «Будь готов»:

Да! Посмей назвать отсталой Ту великую страну, Что прошла через войну, Столько бедствий испытала, Покорила целину, А теперь такою стала, Что почти до звёзд достала Перед рейсом на Луну!..

Образы страны, советских людей по-плакатному обобщены, монументальны. «Страна-подросток», некогда прославленная Мая­ковским, в стихах Михалкова окрепла, возмужала, стала мировой державой социализма. Мотивы молодой радости, путей-дорог, характерные для его поэзии 30-х годов, в 60 - 70-х годах смени­лись мотивами исторической славы, державной гордости.

Сергей Михалков известен и как переводчик классиков дет­ской поэзии - болгарина А.Босева, еврея Л.Квитко, поляка Ю.Тувима. Есть у него переводы с украинского, чешского, фран­цузского. Выбирая близких себе по духу поэтов, он исходил из собственного впечатления от первоисточника, поэтому перево­ды производят впечатление оригинальных, михалковских про­изведений.

Тесно связан Михалков с отечественным кинематографом и телевидением. Начиная с 1938 года (с текста к мультфильму «В Африке жарко») по сценариям Михалкова было поставлено более тридцати мультфильмов, художественных и телевизион­ных фильмов, в том числе «Фронтовые подруги» (в соавторстве с М. Розенбергом, 1940), «У них есть Родина» (1949), «Комитет 19-ти» и «Вид на жительство» (в соавторстве с А. Шлепяновым, 1972).

Еще в начале 50-х годов С.Михалков говорил о новых громад­ных потребностях общества, связанных с появлением телевиде­ния. С 1962 года начинает выходить сатирический киножурнал «Фи­тиль», идея которого принадлежит Михалкову; он же много лет был его главным редактором. Найденная им новая форма сатири­ческой публицистики способна была оперативно воздействовать на бюрократический аппарат. Младший брат «Фитиля» - «Ера­лаш» (автор сценариев А.Хмелик) сделался одним из любимых зрелиш не только детей, но и взрослых.

«Русская литература XX века создавалась в Советской России и в лучших своих образцах перешагнула границы всех стран. Эту ли­тературу создавали советские писатели», - подчеркивает Михал­ков в книге «Я был советским писателем».

Борис Владимирович Заходер

Б. В.Заходер (1918 - 2000) известен как детский поэт и пере­водчик зарубежной литературы. Его дорога в детскую литературу лежала через увлечение зоологией (учился на биологических фа­культетах Московского и Казанского университетов) и через две войны - финскую и Великую Отечественную. С отличием окон­чив в 1946 году Литературный институт имени М.Горького, в 1947 году Заходер опубликовал свое первое стихотворение для детей - «Морской бой». В том же году вышел сборник его пе­реводов: «Буква "Я". Веселые стихи польских поэтов». Уже по первым публикациям стало ясно, что Заходер - поэт с бурным темпераментом и особым, игровым отношением к Слову; что он не признает унылых интонаций, серьезных рассуждений. «Весе­лые стихи» - только так можно назвать его поэтическое творче­ство.

Заходер долго печатался в «Мурзилке» и в «Пионерской прав­де», но не издавал книг. Наконец стали один за другим выходить сборники его стихов и переводов: «На задней парте» (1955), «Мар­тышкино завтра» (1956), «Никто и другие» (1958), «Кто на кого похож» (1960), «Товарищам детям» (1966), «Школа для птенцов» (1970), «Считалия» (1979), «Моя Вообразилия» (1980) и др.

«Звери, птицы и рыбы, густо населившие поэтический мир Заходера, подразделяются на тех, что известны решительно всем, на тех, кого знают разве читатели Гржимека и Даррелла (окапи, коати, суринамская пипа), и на тех, кого найдешь только у Захо­дера, в его вотчине, в Вообразилии», - так определил главную тему поэта критик Ст. Рассадин. Заходер в своем цикле стихов «Мохнатая азбука» (впервые под названием «Про мохнатых и пернатых», 1966) совершает прогулку с детьми по зоопарку; сю­жет цикла давний - использован он и Маяковским, и Маршаком. Его зоопарк - это еше и азбука людских пороков: почти каждое животное по ассоциации соотносится с каким-либо человечес­ким типом. Например, кабан «дик и злобен», змея тупая и недо­брая («мало мозга, много яда»), попугай глуп... Одна лишь ехидна вызывает сочувствие у автора:

Эта зверюшка вполне безобидная, Правда, наружность у ней незавидная. Люди бедняжку назвали - «ЕХИДНА». Люди, одумайтесь! Как вам не стыдно?!

Образы животных создаются Заходером иначе, чем привычные всем образы-аллегории в баснях: то или иное качество присваива­ется животному в момент знакомства с ним, тогда как характер аллегорического персонажа закреплен за ним традицией. Спон­танность мышления - вот что отличает поэта Заходера. Ассоциа­ции, каламбуры, перевертыши, логические игры рождаются буд­то на бегу и застывают в стихах:

Под собой не чуя ног, Скачет резвый рапунок.

Этот загадочный поскакун (дальний родственник не то ершов-ского Конька-горбунка, не то мифологического зверя) ведет ро­дословную от пушкинской строки: «И умер бедный раб у ног...» («Анчар»). В речевой памяти ребенка умирает бедный маленький «рапунок»; а есть еще и «большие рапуны» (они «тихо спят и ви­дят сны»).

Игра в слово - основа сказочного вымысла в творчестве Захо­дера - не только в стихах, но и в прозе, и в переводах. В «Моей Вообразилии» (1978; так называется стихотворный цикл) обитают загадочные Кавот и Камут, Чуженица (из «Мухи-Цокотухи» - «На тебе хочу жениться»), Мним, Южный Ктототам. Из-за опе­чатки в словах Кит и Кот меняются местами. Играя в слова-омо­нимы, поэт совершает чудеса: злой Волчок (из колыбельной) пре­вращается в заводную игрушку «волчок» и уже не страшен; живой ежик превращается в ежик-щетку.

Вихрем мчится под водой

Головастик молодой.

А за ним - ещё пяток,

А за ним - сплошной поток...

Темп стиха и напор действия заставляют вспомнить Чуковско­го, у которого тоже все бегут, скачут, на ходу решая важные воп­росы. Чаще других вспоминается комическая зоология Чуковского из сказок «Муха-Цокотуха» и «Краденое Солнце» с их прозрач­ным подтекстом, легким аллегоризмом («А кузнечик, а кузне­чик - / Ну совсем как человечек...»).

Однако в отличие от Чуковского Заходер придавал большое значение познавательной стороне произведения. Он выступает как поэт-анималист, рассказывая занимательные истории о живот­ных, вступая в диалоги с ними. Например, цикл «Пипа Суринам-ская и другие диковинные звери» (1975) посвящен не сказочной, а вполне реальной зоологии. Мораль присутствует в этих произве­дениях, но ее дидактизм растворен в шутке, игре.

Достаточно ощутимо в стихах Заходера влияние Маяковско­го (в особенности его стихов для детей). Это прослеживается не только в поэтике, близкой к агитационным стихам, но прежде всего в интересе к социальной жизни. Герой Заходера, будь то человек или животное, рассматривается в первую очередь в от­ношении своих социальных функций и качеств. Оттого и про­свечивает сквозь зоологический эпос Заходера эпос человеческо­го общества.

Главным же образцом для поэта Заходер называет народное творчество: «Сказка - генотип, генофонд литературы, в ней есть все. Фольклор есть свидетельство единства человеческого рода». Следуя законам устного народного творчества, поэт не записыва­ет сразу новое стихотворение, а много раз вспоминает его; каж­дый раз при этом что-то меняется, слово плотнее становится в строку, и стихотворение наконец отливается в законченную фор­му. По словам Заходера, форма может быть очень простой - слож­ность содержания таится в глубине стиха. Стихотворение подобно красивой решетке: ее хитросплетения можно долго разглядывать, но кусочек простого металла бесконечно сложнее этой решетки, и, если начать его изучать, выйдешь к тайнам микро- и макроми­ра. Стихи не стоит анализировать, разбирать на составляющие, говорит поэт, их надо просто любить, а значит - понимать. Чита­тель легче услышит поэта, если имеет свой запас мыслей, чувств, а также стихов.

Б. Заходер пользуется всей палитрой комического - от мягко­го юмора до иронии и сатиры, - смешивая их во всевозможных пропорциях. Смех его всегда звучит как здоровый и веселый. К тому же речь от лица ребенка сообщает стихотворному повествованию энергию детского оптимизма, а воображению - раскованность.

Разумеется, среди героев Заходера не одни только животные. Есть цикл стихов о школьниках - «На задней парте» (1965). Уже по названию можно судить о тех, кто вызывает авторскую симпа­тию: на задней парте - озорники с добрым сердцем и живым умом.

Прозаические сказки Б.Заходера 60 -70-х годов («Русачок», «Серая Звездочка», «Отшельник и Роза», «Сказка про все на све­те», «Жил-был Фип» и др.) вошли в цикл под многозначитель­ным названием «Сказки для людей». Беря за основу научный факт из зоологии, писатель подводил его под нравственное, т.е. челове­ческое, обобщение (например, симбиоз актинии и рака-отшельни­ка трактуется как проявление долгой дружеской привязанности).

В прозаических сказках также обнаруживает себя фольклор. Так, «Русачок» (1966) - сказка о превращениях Головастика в Лягуш­ку и Зайчонка во взрослого Зайца - построен как типичная на­родная сказка с цепной композицией и обрамлением.

Не менее заметно и литературное, книжное начало, связанное с творчеством Редьярда Киплинга. Например, сказка «Серая Звез­дочка» (1963) построена по-киплинговски, т.е. с системой геро­ев, в которую включен и маленький слушатель сказки. Ежик-сын то и дело перебивает отца вопросами, торопясь все узнать как можно быстрее. А Ежик-папа неторопливо рассказывает сказку о «доброй, хорошей и полезной» жабе с лучистыми глазами, люби­мице цветов и Ученого Скворца. Одной только научной достовер­ности в описании жизни сада писателю мало - и он переключает главное внимание на нравственную проблему. Ему важно убедить читателя, что нет безобразных животных - каждое по-своему кра­сиво; что нет бесполезных - есть вредители, по-своему тоже кра­сивые. Для человека важно знать, что его любят, а животное бес­покоится о том, сочтут ли его другие «полезным» (маленький Ежик задает сокровенный вопрос: «Папа, а мы... полезные?»). «Серую Звездочку» можно сравнить и со «Сказкой о жабе и розе» В. Гар­шина.

В предисловии к «Сказкам для людей» Заходер писал, что эти сказки рассказывают сами звери: «Всем людям - и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее и умнее всех на свете. И хотят, чтобы люди относились к ним хорошо. Чтобы были к ним добрее. И они надеются, что, когда люди их лучше узнают, они станут к ним добрее, именно затем звери и рассказывают о своей жизни, о своих радостях и печалях, о своих веселых приключениях...» Экология и нравственность объе­диняются в миропонимании Заходера.

Переводы (точнее, пересказы) принесли Заходеру, пожалуй, самую большую славу. Дети уже нескольких поколений читают в его пересказе сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (1960), П.Трэверс «Мэри Поппинс» (1968), Дж. Барри «Питер Пэн, или Мальчик, Который Не Хотел Расти» (1971), Л.Кэрролла «При­ключения Алисы в Стране Чудес» (1972; за эту работу переводчик был удостоен международной премии имени X. К.Андерсена), сказки братьев Гримм «Удалой портняжка», «Бабушка Вьюга», «Бременские музыканты» и многие другие произведения детской мировой литературы.

Подчеркивая, что он пишет пересказ, Заходер оставляет за собой право на свободное обращение с подлинником. Взрослым читателям бывает интересно сопоставлять текст заходеровского «Винни-Пуха» с более строгим, «научным» переводом Т.Михай­ловой и В. Руднева или заходеровскую «Алису» с академическим переводом Н.Демуровой.

Некоторые свои сказки и пересказы Заходер переделал в пье­сы для детских театров. Это «Ростик в Дремучем Лесу» (1976), «Мэри Поппинс» (в соавторстве с В. Климовским, 1976), «Крылья Дюймовочки» (в соавторстве с В. Климовским, 1978), «Приклю­чения Алисы в Стране Чудес» (1982). Б. Заходер - автор либретто оперы «Лопушок у Лукоморья» (1977) и мюзикла «Снова Винни-Пух». Написал он несколько пьес и для кукольного театра: «Очень умные игрушки» (1976), «Русачок» (1977), «Песня про всех на свете» (1982). По его сценариям сняты мультфильмы «Жил-был Фип», «Птичка Тари», «Фантик», «Топчумба» и др. Писал Б.За­ходер стихи и для взрослых читателей.

Яков Лазаревич Аким

Я.Л.Аким родился в 1923 году. Он известен как переводчик, поэт и прозаик, пишущий главным образом для детей. Сочинять стихи Я.Аким стал сравнительно поздно - после войны, когда родилась дочка; ей посвящено одно из лучших его стихотворе­ний - «Первый снег». В 1954 году вышел первый сборник его стихов для детей «Всегда готовы!».

Истоком творчества поэта являются воспоминания о детстве, о родном городе Галиче:

Я родился на зелёной улице, В деревянном, тихом городке, -

пишет он в стихотворении «Улица». Образ русской провинции во многом схож для него с образом детства: детство ведь тоже своего рода «провинция» по отношению к взрослому миру. Детство - малая родина каждого человека - является главной темой стихов Акима.

Город, страна, «планета-сад» живы в первую очередь детьми. Соглашаясь с французским писателем А. де Сент-Экзюпери (сказ­ка «Маленький принц»), Аким выводит девиз идеального обще­ства в стихотворении «Дождь на площади»:

Миром править должны Умудрённые опытом дети.

Он и сам, отражаясь в своем лирическом герое, чувствует и мыслит как ребенок, хотя и с опытом взрослого. При этом в нем нет инфантилизма - ни настоящего, ни наигранного.

Я.Аким нередко обращается к сюжетам и мотивам широко из­вестных стихотворений, чтобы в своеобразном заочном соревно­вании явить свое мастерство. Вот он, к примеру, соревнуется с Маршаком в изображении игры в мяч. Маршак под ритм игры складывал стихотворение «Мяч»: «Я / Тебя / Ладонью / Хлопал. / Ты скакал / И звонко / Топал». Аким в стихотворении «Малень­кая Майка» передает ритм более сложных упражнений с мячом; если Маршак создал образ самой игры, то Аким - образ играю­щей девочки:

Хлоп в ладоши - И поймала. Покружилась - И поймала. Через ножку - И поймала.

Заметим, что и В.Берестову удалась стихотворная игра в мяч, затеянная Маршаком (стихотворение «Девочка с мячом»).

Следы «Федорина горя» Чуковского есть в стихотворении Аки­ма «Двери», следы «А что у вас?» Михалкова - в стихотворении «Наш дом». Сюжеты школьных «маленьких комедий», которые так любила А.Барто, пополнились такими стихотворениями Я.Аки­ма, как «В нашем классе ученица...», «Десять на двенадцать», «Митины каникулы». «Тучкины штучки» Маяковского нашли про­должение в стихотворениях «Полдень» и «Облака» (герой наблюда­ет за метаморфозами облаков и заключает: «Небо я перевернул, / В небе чуть не утонул»).

По перекличке с этими поэтами можно определить широту литературных вкусов автора. Он ценит редкостные метафоры и рифмы Маяковского и строгое письмо Михалкова, игру и фанта­зию Маршака и Чуковского и «реализм» Барто. В то же время соб­ственный поэтический голос Акима звучит вполне отчетливо и хорошо различим по особой камерности переживаний, образов и мотивов. Его муза - тихая. Как будто поэту важно лишь то, что лежит в тайниках памяти, что происходит в глубине души - там, где все еще длится детство. Отсюда и психологизм его произведений.

Детские стихи написаны от первого лица. Их герой - ребенок, каким помнит себя поэт в детстве. Герой немного застенчив, сен­тиментален, он щедр на нежность и скуп на громкие декларации. Семья для него - та первая сфера, где можно не таясь объяснить­ся в любви (стихотворения «Мама», «Мой брат Миша», «Моя ро­дина»). Любое внешнее явление существует только как отражен­ная в душе героя картина. Говорит он как будто не вслух, а про себя. Каждое стихотворение звучит как внутренний монолог или негромкий разговор с единственным другом. Аким ищет в читате­ле друга, умеющего слушать и сопереживать. Другу можно дове­рить и радость, и печаль, и сомнение. Можно рассказать о чем-то очень личном. Например, о лошадях - своей заветной мечте. Они воплощают само детство. В стихотворении «Улица» центром дет­ских воспоминаний являются именно лошади - и возница, кото­рый, может быть, даст мальчику подержать вожжи. В другом сти­хотворении, «Уздечка», заболевшему сыну, бредившему о коне, отец приносит уздечку - «сыромятную, с насечкой, / И пахучего ремня», - и сыну сразу делается легче. Любимая игрушка героя - конь на колесиках («Мой конь»). Звонкая детская радость тоже связана с образом коня:

Яблоки-веники, Весело мне, Весело мне, Я скачу на коне!

Из-за насыщенности стихов психологическим содержанием сюжетное действие у Я.Акима ослаблено. Его заменяет яркая эмо­ция, усиленная повтором, игрой слов и рифм, неожиданной сме­ной эмоционального состояния. Так, в стихотворении «Весело мне» чистая, такая понятная в ребенке радость вдруг сменяется неяс­ной тревогой и те же «яблоки-веники», придуманные в минуту веселья, передают уже иное настроение:

Яблоки-веники, Конь мой устал, Конь мой устал

И скакать перестал

Яблоки-веники, Где ж водопой? Где водопой с ключевою водой?

Психологически так понятно, почему после долгой дороги к другу герой вдруг застывает на пороге дома: «Вышел друг, / А я молчу». Стихотворение «Друг» было написано после войны - как письмо Тимуру Гайдару; оно попало в печать и затем много раз издавалось для детей.

Подтекст, «второй слой» содержания, обнаруживается в лю­бом стихотворении Акима. Поводом к его созданию служит не предмет, а сильная эмоция, связанная с ним, и потому описание не становится скучным, слова ложатся в строку плотно, рифмы помогают друг другу - и все стихотворение выходит правдивым и цельным.

Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разделю, Яблоко с другом своим разделю.

Я.Аким умеет видеть явление укрупненным, особенно если это явление положительное. Он выделяет то, на что обращают внима­ние дети, и как бы «пропускает», исключает из поля зрения не­интересное и некрасивое, поэтому в его стихах чаще всего царит атмосфера радости. Однако и грусть - красивое чувство, и поэт отдает ему должное.

В одной из бесед с критиком В.Александровым поэт рассказал о своих творческих принципах: «Для того чтобы детские стихи западали в душу, в них должен быть еше какой-то второй слой. А для того, чтобы он был, необходим внутренний повод: огорче­ние, влюбленность, радость, грусть. И потом это в детях прорас­тает... Праздничность, игровая ритмика, интересный сюжетный ход были и остаются важными компонентами стихов для малень­ких. Важными, но не самодовлеющими. Первостепенное значение имеет авторская личность, наиболее полное и талантливое ее вы­явление».

В небольшой поэме «Неумейка» (1956) поэт нашел еще один способ иносказательного нравоучения для малышей. Почтальон ходит по квартирам и ищет ребенка-неумейку, которому адресо­вано письмо. Дети, застигнутые врасплох почтальоном, тут же принимаются за дело. Так, эпизод за эпизодом, развивается игра, и, разумеется, малыш-слушатель в волнении ждет, когда и до него дойдет очередь отвечать почтальону. «Неумейка» - пример произведения для детей, в котором мгновенно возникает обрат­ная связь: малыш и поэт играют в интересную и полезную игру.

Акимовские стихи легко узнаются по звучанию: поэт любит игровые, в духе народной поэзии, перебивки ритма, последнюю строку делает ударной, в его стихах нередки ассонансы и аллите­рации.

Со временем Я.Аким перешел к «суровой прозе» (выражение Пушкина). Первой появилась прозаическая сказка «Стрекоза и лимонад». За нею последовала повесть-сказка «Учитель Так-Так и его разноцветная школа» (1968) - и сразу нашла широкую ауди­торию маленьких читателей. По признанию автора, в основу вто­рой сказки легли воспоминания об отце, погибшем в 1942 году: «Отца я так любил, что долго не мог ни строчки о нем написать. Так бывает, когда теряешь очень близкого человека. Пожалуй, впер­вые я немного рассказал об отце в повести-сказке "Учитель Так-Так..."». Аким дал здесь полную свободу фантазии и мечте. Он «выстроил» идеальную школу и учителем в ней назначил своей авторской волей героя с разумом взрослого и душою ребенка, дав ему имя Так-Так (любимое присловье отца). Образ учителя рож­ден ностальгией по 60-м годам с их идеально-романтическим па­фосом. Примечательно и появление в первых же главах любимого Акимом персонажа - лошади; происходит даже нечто вроде об­ряда посвящения: первый мальчик-ученик «взял из рук учителя вожжи». Идеальная школа должна и строиться иначе, чем обыч­ная. Первым делом Так-Так огораживает красной ленточкой зеле­ную лужайку и сдувает все одуванчики. Возводится эта школа из разноцветных поющих кирпичей по проекту детей: она будет по­хожа на корабль и на карусель. Изучают в школе главную науку - «быть человеком», т.е. понимать всех, кто рядом. Каждый урок в этой школе нужен для жизни, и само учение есть самая настоя­щая жизнь.

Произведения Михалкова занимают видное место в советской и российской литературе. Его поэмы, детские стихи, басни, пьесы, сценарии к фильмам и, наконец, слова к трем гимнам заслуженно принесли ему всесоюзную и всероссийскую славу и известность.

Краткая биография

Михалков Сергей Владимирович родился в 1913 году в Москве в семье, происходившей из старинного дворянского рода. Его детство прошло в Мальчик получил прекрасное домашнее образование. Уже в раннем детстве он увлекся литературой, поэзией. В детском возрасте он начал писать стихи. Свое первое стихотворение он написал, когда ему было всего девять лет.

Через некоторое время семья переехала в Ставропольский край. В конце 1920-х годов он начал печататься в местных газетах. Потом он переехал в Москву, где вынужден был какое-то время заниматься физической работой. Однако он никогда не бросал свои занятия поэзией. Молодой поэт прославился на всю страну в 1935 году, когда вышла в свет его поэма «Дядя Степа». Затем последовал выход сборника стихов, который укрепил его славу. В годы войны он работал в это же время написал гимн. После победы он продолжил публикации своих произведений, занимался активной общественной деятельностью, основал журнал «Фитиль». сыграл важную роль в развитии отечественной литературы, драматургии, поэзии. Скончался знаменитый поэт в 2009 году.

Ранние сочинения

Первые стихотворения поэта сразу привлекли внимание. Отец заметил талант сына и как-то показал его стихи поэту А. Безыменскому, который одобрил первые опыты юноши. Одно из первых сочинений автора называется «Дорога», в нем он продемонстрировал мастерство владения рифмой и языком.

Произведения Михалкова отличаются краткостью, лаконичностью и необыкновенной выразительностью во многом благодаря тому, что поэт с детства писал в лучших традициях русской классической литературы. Он вырос на стихотворениях Пушкина и баснях Крылова, на сочинениях Маяковского и Есенина. Неудивительно поэтому, что уже первые литературные опыты его были весьма удачны. С 1933 года его произведения регулярно печатались в ведущих отечественных журналах. Одно из наиболее известных произведений данного периода - стихотворение «Светлана».

Успех

Произведения Михалкова пользовались большой популярностью и любовью читателей еще до того, как вышла в свет его самая знаменитая детская поэма. Славу детского писателя укрепил успех нового сочинения - стихотворения «Три гражданина», которое он написал во время своего участия в конкурсе на лучшую пионерскую песню.

После этого автор решил попробовать себя в другом жанре и приступил к созданию своего, наверное, самого известного произведения - поэме «Дядя Степа». Образ доброго, простодушного великана, который в любое время готов прийти на помощь, сразу приобрел всесоюзную любовь.

На создание известной тетралогии у поэта ушло несколько десятков лет. После войны в свет вышла поэма «Дядя Степа - милиционер» и еще две другие. В них главный герой, оставаясь по-прежнему тем же добродушным великаном, постепенно делался более лиричным. Особенно трогательной, пожалуй, является часть «Дядя Степа и Егор», в которую поэт ввел образ сына главного героя.

Другие сочинения

Произведения Михалкова стали популярными во многом благодаря своему оптимизму, живому и веселому языку, а также глубокой житейской мудрости. В довоенное время было опубликовано еще одно его знаменитое стихотворение «А у вас?», которое по форме напоминает считалочку, но тем не менее проникнуто серьезным философским смыслом и звучанием.

Еще одной характерной особенностью творчества Михалкова является то, что он часто создавал героев, которые не всегда могли быть образцом для подражания. Наоборот, довольно часто он в образах своих персонажей высмеивал недостатки, которые присущи детям: лень, изнеженность, грубость, хвастовство. Многие его фразы оказались настолько меткими и остроумными, что превратились в поговорку. Его рифма чрезвычайна проста и запоминается буквально с первого раза (например, его знаменитая «Песенка друзей», которая известна, наверное, каждому ребенку).

Произведения военных лет

В годы войны поэт работал корреспондентом, он побывал на многих передовых, получил ряд высоких наград за храбрость. Его военная лирика, как и произведения Твардовского, отличается простотой и легким языком, напоминает народные песни, что сразу сделало ее популярной. К числу произведений этого периода относятся, например, стихотворения «Боец лежит за хатами…», «Письмо домой» и другие. Примечательно, что именно этому поэту принадлежит эпитафия на

Басни, пьесы, сценарии

В середине 1940-х годов Михалков по совету писателя Толстого решил попробовать себя в новом жанре - в сочинении басен (он с детства любил Крылова). Его первые произведения в данном жанре имели большой успех. Всего он написал около двухсот басен, которые вошли в золотой фонд отечественной литературы. Поэт также выступил автором сценария некоторых известных советских фильмов, один из наиболее значимых - комедия «Три плюс два», снятая по мотивам его пьесы.

Особенностью творчества поэта является то, что он в максимально доступной форме умел выражать очень серьезные и глубокие мысли, при этом развлекая и поучая. Таково, например, его стихотворение «Сашина каша».

Книги Михалкова до сих пор огромными тиражами расходятся в нашей стране.

Михалков
Сергей
Владимирович

Классик отечественной детской литературы, государ-ственный и общественный де-я-тель, первый президент Совета по детской книге России (RBBY) Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве.

Юные годы писателя прошли на Северном Кавказе, в городах Пятигорске и Георгиевске, где в 1928 году и началась его литературная деятельность. Впоследствии, в 1966 и 1981 годах, Сергею Михалкову было присвоено звание почётного гражданина этих городов.

Поэт, баснописец, драматург, сказочник, автор педагогических трудов, верный гражданин Отечества, ветеран Великой Отечественной войны, автор двух гимнов Советского Союза и гимна России, автор эпитафии на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» - всё это о Сергее Владимировиче Михалкове, который почти восемь десятилетий ярко и самоотверженно служил российской многонациональной литературе и культуре.

Первые заметные публикации Сергея Михалкова появились ещё до войны. Его стихи и заметки выходили в журналах «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Вечерняя Москва», «Правда». В 1935 году было опубликовано любимое произведение многих поколений детей – поэма «Дядя Степа». За десятилетия творческой жизни из-под пера Сергея Владимировича вышло немало произведений, принёсших ему славу детского поэта, драматурга, сатирика, сценариста.
Сергея Михалкова знают в нашей стране все, от мала до велика. Его книги есть в каждой семье. Общий тираж книг Михалкова, изданных в мире на разных языках, составляет около пятисот миллионов экземпляров. Его стихи, пьесы, сказки и рассказы строятся на истинных общечеловеческих ценностях: добре и справедливости, братстве и любви. Произведения Михалкова для детей входят в школьные и дошкольные хрестоматии, буквари, звучат по радио, по ним снимают кино, ставят спектакли, рисуют мультфильмы. Литературные герои его произведений для детей – живые и настоящие. Тот же знаменитый дядя Стёпа воспринимается как реальная личность, смелый, добрый и мужественный человек.

Произведения Сергея Михалкова стали частицей национального самосознания российского народа. И это относится не только к литературному творчеству для детей – Сергей Михалков хорошо известен и как сатирик. Он автор более двухсот шестидесяти басен и сатирических стихов. Написанные в разные годы ХХ века, они и сегодня звучат современно и актуально. На всю страну знаменит своеобразный автограф Сергея Владимировича, который выкладывался из мультипликационной бечевы в каждом выпуске сатирического киножурнала «Фитиль». Этот быстро ставший популярным по всей стране сборник кинофельетонов Михалков-сатирик организовал в 1962 году и более сорока лет являлся его бессменным главным редактором. В 2006 году вышла в свет книга Сергея Владимировича Михалкова из серии «Антология сатиры и юмора России XXI века». Перу Михалкова принадлежат сатирические комедии «Всё могут короли...» (1983), «Что написано пером...» (1984), сценарии игровых художественных фильмов «Большое космическое путешествие» (в соавторстве с Валентином Селивановым по пьесе «Первая тройка, или Год 2001», 1974), «Три плюс два» (снят по пьece «Дикapи», 1962) и «Новые похождения Кота в Сапогах» (1958). Как драматург Сергей Михалков написал около сорока пьес для детей и взрослых. Он автор пьес «Особое задание» (1945), «Красный галстук» (1946), «Я хочу домой» (1949). Спектакль по его пьесе «Сомбреро» (1957) шёл в Центральном детском театре (ныне Молодёжный театр) и собирал зал тысячу шестьсот раз. Спектакль по пьесе «Балалайкин и Кo» с успехом шёл в театре «Современник» в течение 20 лет.

Общий тираж книг Михалкова, изданных в мире на разных языках, составляет около пятисот миллионов экземпляров

Сергей Владимирович Михалков хорошо известен не только как писатель, поэт, драматург, но и как общественный деятель. Он был членом Комиссии по Сталинским (1949), а потом Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы и искусства при Совете Министров СССР (1976), с 1988 года – членом комиссии по Государственным премиям РСФСР. С 1997 года С.В. Михалков входил в состав Комиссии при президенте Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства. Также он был членом Коллегии Министерства культуры СССР, академиком Российской Академии образования, возглавлял Московскую писательскую организацию (1965-1970), был председателем правления Союза писателей РСФСР и секретарём правления Союза писателей СССР (1970-1992), председателем исполкома Международного сообщества пи-са-тельских Союзов.

Многолетний труд Сергея Владимировича Михалкова отмечен высокими правительственными наградами Советского Союза, Российской Федерации, престижными званиями, дипломами, премиями, именными медалями отечественных, зарубежных и международных организаций. Сергей Владимирович – Герой Социалистического труда (1973), лауреат Государственных премий (1941, 1942, 1950, 1978), Ленинской премии за стихи для детей младшего возраста (1970), Государственной премии РСФСР (1977). Сергей Михалков награждён двумя боевыми орденами и шестью медалями, четырьмя орденами Ленина (1939, 1963, 1973, 1983), орденом Октябрьской Революции (1971), орденом Отечественной войны I степени (1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1988), орденом Дружбы народов (1993), орденом Почёта (1998), орденом Святого Сергия Радонежского (1993), орденом Святого Благоверного царевича Дмитрия (1998), орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003), орденом Святого апостола Андрея Первозванного (2008), орденами и медалями социалистических стран.

Произведения Сергея Михалкова стали частицей национального самосознания российского народа

Сорок лет Сергей Владимирович Михалков возглавлял Совет по детской книге России (RBBY), созданный по его инициативе в качестве национальной секции России в Международном Совете по детской книге (IBBY). Первый конкурс на лучшее художественное произведение для подростков, организованный Советом, пришёлся на 95-летие писателя, и Сергей Михалков стал почётным председателем жюри конкурса. Сегодня, когда Сергей Владимирович ушёл из жизни, дело его продолжается. Подведены итоги уже Третьего конкурса на лучшее художественное произведение для подростков. Конкурс стал Международным и носит имя Сергея Владимировича Михалкова. В мировой литературе его имя останется навсегда, а его творчество по-прежнему служит для последующих поколений писателей образцом понимания детских душ и умов.


Молодой Сергей Михалков читает поэму Дядя Степа

Четыре года назад, 27 августа 2009 года, умер российский и советский писатель Сергей Михалков. В этом году автор многочисленных стихов для детей и басен мог бы отметить свое столетие.

Несмотря на то, что творчество поэта часто подвергалась критике, вклад Михалкова в отечественную литературу неоспорим. Сегодня "Российская газета” решила вспомнить самые значимые и известные произведения Сергея Михалкова. Многим они знакомы с детства.

Гимн

Текст российского гимна написан Михалковым в 2000 году. Не секрет, что в его основе лежит гимн Советского Союза. Всего же Сергей Владимирович трижды приложил руку к государственному гимну: первый раз в 1943 году, когда руководство страны решило отказаться от "Интернацинала”; второй раз в 1977 году, когда появилась новая Конституция страны; и третий раз в 2000 году уже в новой России.

Дядя Степа

Поэма про Степанова Степана, отличающегося огромным ростом, впервые была опубликована в 1936 году. Стихи "Дядя Степа” рассказывают о советском человеке с положительным характером. Дядя Степа стал героем еще трех поэм-продолжений: "Дядя Степа - милиционер”, "Дядя Степа и Егор” и "Дядя Степа - ветеран”. Стихи про дядю Степу стали настолько популярными, что появились конфеты "Дядя Степа”, а в Москве и Кемеровской области персонажу поставили памятники.

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

Шел трамвай десятый номер (Одна рифма)

Еще одно известное стихотворение Михалкова рассказывает о событиях в трамвае N10, который некогда ходил по Бульварному кольцу столицы. Это сатирическая история про пассажиров заканчивается поучительно: "Старость нужно уважать!” Стихотворение было экранизировано.

Фома

Еще одна сатира, на этот раз о том, что старших надо не только уважать, но слушать и доверять. Пионер Фома не верил на слово тому, что слышал, делал все наперекор советам окружающих. Так продолжалось пока упрямому Фоме не приснился сон, где его съел крокодил. Также как и стихи о трамвае эта история была экранизирована.

Мороз.
Надевают ребята коньки.
Прохожие подняли воротники.
Фоме говорят:
"Наступила зима".
В трусах
На прогулку выходит Фома.

А что у вас?

Стихотворение о хвастовстве в вечернюю пору. Ребята рассказывают друг другу о том, что у них есть: а у нас в квартире газ, а у нас - водопровод, у меня в кармане гвоздь, у кого- то кошка родила котят. Но главный вывод, о чем бы не спорили ребята, - мамы разные нужны, и неважно, кем они работают.

А из нашего окна
Площадь Красная видна!
А из вашего окошка
Только улица немножко.