«Неолитическая цивилизация. Неолитическая революция. Неолитическая революция – медленный процесс созревания цивилизации

Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир Коллектив авторов

НЕОЛИТ И НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

НЕОЛИТ И НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Неолит - эпоха, охватывающая в областях динамического развития древних культур примерно три тысячелетия (VII–V тыс. лет до н. э.) и знаменующая начало принципиально нового этапа эволюции человеческой культуры. Изменения, произошедшие в эту эпоху в материальной культуре, хозяйстве, быту, этносоциальной и демографической сферах, были столь значительны, что получили в науке название «неолитическая революция». В это время уже окончательно утверждается оседлость. Происходят решающие перемены во всей стратегии жизнеобеспечения, связанные с переходом от простого присвоения природных пищевых ресурсов к их активному «искусственному» воспроизводству. Возникшая производящая экономика положила начало культурно-хозяйственной дивергенции земледельческого tf скотоводческого направлений развития. Новые возможности стабильного самообеспечения, основывавшиеся на земледелии и скотоводстве, вызывали ускорение темпов роста народонаселения. Производящая экономика и связанная с нею оседлость и хозяйственная дивергенция приводили к формированию этнокультурных общностей, имеющих значительно большую пространственную стабильность, чем в предшествующие эпохи. На характер этой стабильности стал оказывать влияние не только природный, как прежде, но и демографический фактор, значение которого с наступлением неолита неизмеримо возросло. Коренные изменения в хозяйственной деятельности стали во многом определять социальные отношения во всех основных сферах жизни общин - в системе брака и семьи, в родственных, экономических и общественных регламентациях. Утвердившийся в неолите хозяйственный механизм, по существу, уже предопределял возникновение частной собственности, имущественного расслоения, разрушение социального эгалитаризма и появление государства. Таковы наиболее показательные характеристики неолита, если рассматривать эту эпоху максимально обобщенно - как этап в усредненной схеме эволюции человеческой культуры. Конкретные проявления эпохи, разумеется, многообразны и порой даже трудно сопоставимы при рассмотрении различных территорий.

Орудия и утварь эпохи неолита: 1 - каменный топор в деревянной муфте (стоянка Воймежное, Русская равнина); 2 - зернотерка (Телль Гихейю, Южная Аравия); 3 - каменные сосуды и песты (Телль Гихейю, Южная Аравия); 4 - расписные сосуды (поселение Хаджилар, Юго-Западная Анатолия).

Приведенные выше общесоциологические признаки базируются на конкретном археологическом и палеоэкономическом содержании неолита. С собственно археологической точки зрения, эта эпоха характеризуется появлением новых технологий: регулируемого обжига глины, шлифовки каменных орудий, ткачества. Принципиально важным является первое из этих достижений. Благодаря ему в быт широко внедрилась керамическая посуда - кухонная, столовая, тарная. Использование шлифовки было вызвано необходимостью изготовления крупных утилитарных каменных орудий (топоры, тесла, навершия булав и др.) и престижных изделий (жезлы и т. п.), потребность в которых именно в это время возрастает. Указанные предметы не могли быть изготовлены в требуемом совершенстве при использовании только существовавших прежде способов и приемов обработки камня. Некоторые из этих орудий требовались для разнообразных работ по дереву (строительные работы, изготовление деревянной утвари, саней-волокуш, лыж и т. д.). Общий набор орудий в рассматриваемое время дополнился прежде всего еще довольно простым земледельческим инструментарием (специализированные мотыги, серпы).

В неолите получили дальнейшее развитие и бытовавшие ранее технологии. Археологически неолит остается все-таки эпохой камня. Обработка камня традиционными способами достигает в нем полного расцвета, а состав сложных и комбинированных орудий становится максимально разнообразным. Наконечники стрел, копий и дротиков настолько совершенны, что в последующем эти же изделия из металла только повторяли форму и размеры существовавших ранее каменных. В неолитическую эпоху подверглись одомашниванию животные и окультурации растения.

Выдающийся вклад в решение проблемы происхождения культурных растений был сделан академиком Н.И. Вавиловым после более сотни экспедиций, охвативших десятки стран мира и практически все регионы СССР. Первый вариант схемы центров культивирования растений был опубликован Н.И. Вавиловым в 1926 г. Наибольшую стройность эта схема получила в последней работе ученого в 1940 г. В этом, четвертом, варианте она содержит семь основных географических центров происхождения культурных растений. Наиболее значительным среди них является юго-западноазиатский центр, включающий Анатолию, Кавказ, Иран, Афганистан, Среднюю Азию и Северо-Западную Индию. В пределах этого центра выделены три очага, имеющие самостоятельное значение: кавказский, переднеазиатский (с территориями внутренней Сирии, Анатолии, Палестины, Иордании, Ирана, Северного Афганистана и Средней Азии) и северо-западноиндийский (охватывает Пенджаб, Северную Индию, Белуджистан, Южный Афганистан и Кашмир).

Работы Н.И. Вавилова, основывавшиеся на сформулированном им «дифференциальном ботанико-географическом» методе, во многом гениально предвосхитили последующие открытия археологов. В частности, именно в пределах юго-западноазиатского центра были открыты памятники, содержащие наиболее ранние находки культурных злаков (пшеница, ячмень, просо). Подтвердились и предположения о самостоятельности в рамках этого центра кавказского и других очагов. Н.И. Вавилов, по существу, положил основу для нового - палеоэтно-ботанического подхода к изучению древности. В частности, он писал по этому поводу: «Невольно исследователь растительных культур подходит вплотную к проблеме автономии и взаимоотношения человеческих культур. Мы не сомневаемся в том, что, детально изучив очаги формообразования важнейших культурных растений, ботаник в состоянии внести существенные поправки в представления историков и археологов. Автономные очаги генов культурных растений являются и вероятными автономными очагами человеческой культуры» (Избр. труды. М., 1965. Т. 5. С. 119).

Раннеземледельческое неолитическое население вело, как правило, комплексное хозяйство. Первые следы доместикации животных (овцы, козы) отмечаются в материалах переднеазиатских памятников, относимых к VIII тысячелетию до н. э. Этот процесс зависел от биологических ресурсов конкретных территорий, этологии животных и прежде всего их способности поддаваться одомашниванию, а также от уровня культуры, исторического и социального опыта человеческих коллективов. Так, овцы и козы были одомашнены в Передней Азии и на Кавказе, так как именно там располагался естественный ареал того единственного вида дикого барана (переднеазиатский муфлон), который оказался оптимальным для этих целей. Значительно позже подошло к доместикации животных население пустынных районов Юго-Западной Азии (например, Аравийского полуострова). Здесь, по всей видимости, был одомашнен верблюд, но уже много тысячелетий спустя после овец, коз и начала разведения коров на территории соседнего Восточного Средиземноморья. Еще более масштабны различия механизмов этого процесса, если сопоставлять его проявления на различных континентах. Однако при всех различиях того, какие виды животных приручались и когда это происходило, последствия перехода к скотоводству, так же как и к земледелию, везде были однонаправленными.

Масштабы последствий при переходе к производящему хозяйству на различных территориях оказывались различными. В плодородных долинах крупных рек этот процесс потенциально приводил к созданию раннегородских цивилизаций, развившихся уже в посленеолитическое время. А в районах с экстремальными природными условиями он не получал своего полного завершения. Но и здесь последствия перехода к производящему хозяйству имели принципиальное значение для будущей социальной эволюции тех или иных обществ. Наиболее существенным здесь явилось то, что новая форма хозяйства позволяла получать избыточный продукт.

Труд при оседлом земледельческом хозяйстве индивидуализировался в несравненно большей степени, чем прежде. Соответственно персонифицировались и результаты труда. Иным становилось отношение к экономической территории, эксплуатируемой общинами. Подготовка разрозненных участков земли к посеву, долгий уход за ними, включавший иногда и искусственное орошение, неизбежно приводили к закреплению конкретных участков земли за минимальными социальными ячейками - семьями. Земли, не требовавшие приложения дополнительных усилий по их использованию, оставались одинаково доступными для всех членов коллектива, но и они находились во владении определенной общины или рода. Таким образом, прежняя достаточно аморфная система племенных территориальных приоритетов в неолитическое время постепенно конкретизировалась в понятиях дифференцированной собственности племени, общины, рода и семьи.

В областях своего интенсивного развития земледелие приводило к разрушению племенной структуры и замене ее на относительно небольшие союзы общин, объединенных экономическими интересами и не предполагающих жестких регламентаций. Экономический фактор приобретал все большее значение и во внутриобщинной жизни. При этом родовые связи не утрачивали своей роли. Трудовая кооперация, различные виды взаимопомощи, семейно-брачные отношения - все это находило свое выражение, прежде всего в сфере родовых структур. Однако по мере утверждения отношений собственности и появления новых ценностей социального престижа и тут происходили определенные трансформации. Они особенно проявлялись в сегментации родов и сосредоточении норм родовых отношений в большей мере на круге лиц, объединенных относительно узким родством (большая семья, братская семья, патронимия и т. п.).

В ходе указанных перемен укреплялась социальная и экономическая роль семьи. Появление избыточного продукта и возможность его наследования привносили в семейно-брачные отношения фактор прямой экономической зависимости членов семьи друг от друга, главным образом, жены от мужа и детей от отца. Усложнились брачные обряды и церемонии. Они стали сопровождаться различными формами выкупа в виде дарений родителям невесты. Дарение стало практиковаться и в других сферах внутриобщинной и межобщинной жизни. Смысл его состоял в утверждении отдельными членами общины своего социального статуса и налаживании дружеских отношений между соседними общинами.

Появление элементов частной собственности и разрушение эгалитарного общества не могло не сказаться на формах общественной регламентации и организации власти. Регламентации расширялись за счет экономической сферы, особенно в отношениях землепользования и взаимных экономических обязательств как между членами общины, так и между общинами в целом. Решения по важным вопросам жизни, вероятно, принимались по-прежнему еще собранием всех взрослых членов. Однако вес голосов участников собраний не был одинаковым. Традиционно признавалось первенство мнений авторитетных представителей родов, знахарей и колдунов. С появлением имущественных различий этот круг пополнялся лицами, владевшими относительно большой собственностью, которая использовалась хозяином частично на нужды рода и общины. Потомки таких лиц имели больше возможностей играть впоследствии важную роль в жизни общины, так как вместе с имуществом отца они наследовали и атрибуты социального престижа.

Наследственной власти в эпоху позднеродовой общины еще не существовало. Но уже появились элементы представительской власти, которые передавали право решения межобщинного или племенного уровня конкретным лицам, представляющим отдельные общины и роды.

Происшедшие в неолитическую эпоху изменения в хозяйстве и образе жизни людей привели к значительным переменам в мировоззрении, религиозных представлениях, культах и обрядах. Более эффективным стало накопление позитивных знаний, прежде всего в областях, имеющих практическое значение - в селекции животных и растений, в агро- и зоотехнике. Более детализованным стал счет времени. С утверждением земледельческих производственных циклов вырабатывался земледельческий календарь, с которым увязывались новые общинные праздники и обряды. Видоизменилась иерархия культов. Появилась тенденция к персонификации природных явлений и зародились умилостивительные обряды. Отражением наметившихся перемен в социальной сфере жизни явилось усиление культа предков, служившего, в частности, освящению общинных и родовых норм обычного права. Изменились характер и акценты религиозного отношения к животным. Объектом почитания наряду с дикими становятся и домашние животные, и их место в верованиях определяется реальным местом, занимаемым ими в хозяйственной жизни людей. Одной из основных мировоззренческих идей становится идея единства всех природных стихий, цикличности происходящих в мире перемен, круговорота жизни и смерти в виде умирания и воскрешения.

Как уже отмечалось выше, развитие неолитических производств имело окончательным результатом возникновение городской цивилизации и становление государств. Это произошло, например, в долинах крупных рек - Нила, Тигра, Евфрата. Сложившееся поливное земледелие, водообеспеченность и наличие пригодных для возделывания земельных ресурсов делали возможным здесь непрерывный и поступательный характер исторического процесса.

Иначе обстояло дело на обширных пространствах степей и гор Евразии, в пустынных областях Африки и Азии. В середине IV тысячелетия до н. э. в этих регионах происходят грандиозные по масштабам культурные катаклизмы. Начавшееся в это время резкое изменение климата в сторону иссушения привело к подвижкам целых культурных массивов, их перемещениям и внутренним трансформациям на огромной территории от окраин Центральной Азии до Карпат и Балкан.

Цветущие оседло-земледельческие культуры Средней Азии и Ирана, Кавказа, Причерноморья и Балкано-Карпатского региона прекращают свое существование. Дальнейшие судьбы некоторых из них, олицетворявших в свое время высшие достижения тех или иных регионов, зачастую даже не фиксируются археологически.

На историческую арену выходят новые динамичные культуры, приведенные в движение теми же климатическими изменениями, которые захватывают небывало широкие пространства. Так, например, ареал древнеямной культуры охватывает территорию между Волгой и Дунаем, а куро-аракская культура распространяется от Северного Кавказа до Сирии и Палестины. Масштаб миграций и культурных трансформаций этого периода столь велик, что определяет собой перелом эпох. На смену неолиту-энеолиту приходит эра металла.

Указанные перемены не коснулись территорий экстенсивного развития неолит-энеолитических культур. Конечно, климатические изменения IV тысячелетия до н. э. коснулись также пустынных и лесных культур, развивавшихся более или менее изолированно от внешнего мира. Но здесь перемены ограничились сужением их ареалов соответственно изменению границ лесного пояса или скоплением населения в природных убежищах в виде водообеспеченных долин и оазисов Евразии. В этих своеобразных культурных «рефугиумах» развитие культур, как правило, происходило без кардинальных сдвигов или даже перемен.

Из книги Чаша и клинок автора Айслер Риан

Неолит Примерно в то самое время, когда Леруа-Гуран писал о своих находках, наши знания о доисторических временах продвинулись намного вперед благодаря впечатляющим результатам раскопок двух поселений времен неолита: Чатал-Хююка и Хаджилара. Они были найдены в древней

автора Берчу Думитру

Глава 4 НЕОЛИТ АКЕРАМИЧЕСКИЙ ГОРИЗОНТ Первые земледельцы и скотоводыВот на этом фоне и из этих элементов и должен был сложиться неолит - эпоха, когда человек поднялся на новую ступень развития и научился производить для себя средства существования. В Румынии проблему

Из книги Даки [Древний народ Карпат и Дуная] автора Берчу Думитру

РАННИЙ НЕОЛИТ: 5500–3500 ГГ. ДО Н. Э Происхождение и источники Рис. 7. Ранний неолит в Румынии.I - культура хаманджия; II - культура дудешти; III - культура криш; IV - культура линейно-ленточной керамики; V - культура Нижнего Буга1 - Молдова-Векь; 2 - Вэршанд; 3 - Чумешти; 4 - Беря

Из книги Япония до буддизма [Острова, заселенные богами] автора Киддер Джейн Э.

Глава 2 НЕОЛИТ Деление эпохи Дзёмон на периоды было произведено в соответствии с типами керамики, которые С. Яманучи соотносит с пятью стадиями эволюции гончарного мастерства. Эти периоды довольно продолжительны и потому не требуют наличия специальных знаний типологии

автора Бадак Александр Николаевич

Неолит Неолит - высшая и последняя стадия каменного века. О его общих хронологических рамках говорить сложно, поскольку с усилившейся неравномерностью исторического развития неолитическую эпоху первобытные племена проходили в разное время.Так, например, на ближнем

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Неолит на юге и западе Европы Процесс перехода от охотничье-собирательского и рыболовческого хозяйства к земледелию и скотоводству, от мезолитических орудий труда к неолитическим был своеобразным в различных областях и совершался в несравненно более сложных и

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Неолит в восточной Европе Восточное побережье Балтийского моря в неолитический период было населено рыболовческо-охотничьими племенами.Следы их обитания обнаружены в нескольких местах, в том числе в верхних наслоениях островной стоянки в торфянике Кунды и в стоянке

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Неолит в средней Азии У разных племен Средней Азии в период неолита культура находилась на разных ступенях развития.Так, например, если в южных районах современной Туркмении и Таджикистана еще в V тысячелетии до н. э. возникли центры древнейшего земледелия, то в Приаралье

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Неолит в северной Азии На сегодняшний день несколько ранних неолитических памятников IV тысячелетия до н. э. открыты и на Урале и к востоку от него.Стоянки древних племен, населяющих в древности эту территорию, тоже принадлежали охотникам и рыболовам, которые только что

Из книги От тайны к знанию автора Кондратов Александр Михайлович

Неолитическая революция Около 12 тысяч лет назад заканчивается последний ледниковый период. В это же время первые племена делают следующий шаг в своем развитии - от древнекаменного века к среднекаменному (мезолиту). Изобретен лук и стрелы, появляются новые орудия труда,

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Неолитическая путешественница На север Европы неолит приходит гораздо позже. В тот период здесь не было больших городов, подобных азиатским, однако неолитические европейцы создали не менее поразительные памятники культуры.В 1990-х гг. фермер Мартин Грин из Дорчестера в

Из книги Прародина Русов автора Рассоха Игорь Николаевич

P.P.S. Ностратики, Y-хромосомы и неолитическая революция Данное дополнение, как и несколько небольших вставок в основном тексте, сделано уже после выхода книги в свет, для ее второго издания.Первый вопрос, который здесь следует разобрать, касается переживаемого сегодня бума

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Неолит Собиратели растений должны были наблюдать, что в некоторых условиях зерна, брошенные в почву, прорастали и превращались в растения. От наблюдения природного явления до его намеренной реализации был только один шаг, и возможно, что многие собиратели начали то, что

Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Карта-схема 1. Неолит в Китае Карта. Неолит в Китае

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

«Неолитическая революция» 6600 год до н. э. (?) Специалисты по древнейшей истории разделили ее на эпохи в зависимости от «индустрии» - обработки камня нашими предками. Технику оббитой гальки сменила более совершенная техника расщепленного камня, а затем - шлифованного

Из книги История Европы. Том 1. Древняя Европа автора Чубарьян Александр Оганович

Глава II НЕОЛИТ И ЭНЕОЛИТ 1. «НЕОЛИТИЗАЦИЯ» ЕВРОПЫ В VI-V ТЫС. ДО Н.Э.Новый каменный век, или неолит, начинается на крайнем юго-востоке Европы, на юге Балкан, на рубеже VII и VI тыс. и примерно в то же время - в Северо-Западном Средиземноморье. Определенный промежуток времени он

На рубеже 4-3 тыс. до н.э. начинается знаменитая неолитическая революция. «Неолит» означает «новый каменный век» («неос» по-гречески означает «новый»).

Прежде всего, новый шаг вперед сделала обработка каменных орудий . Люди научились сверлить камень, стали полировать его поверхность. Изготовлением массивных полированных острых топоров с отверстиями для насаживания их на деревянную рукоятку, скребков, ножей, наконечников, копий, стрел занимались целые мастерские. Замечательные камнетесы тех лет обменивали продукты своего труда на пищу, одежду. Начался первый обмен товарами. Это было преддверие будущей торговли . В качестве оружия появились булавы - огромные деревянные дубины, которые при ударе могли сокрушить даже сильного и большого зверя. Новые орудия труда помогали рубить деревья, вязать из них плоты, долбить из стволов лодки, челноки, строить бревенчатые хижины.

Широкое распространение лодок способствовало появлению рыболовства при помощи не только удочек и костяных крючков, но и сетей, которые делали из лыка и стеблей крапивы. Был изобретен в век неолита гончарный круг , в результате стало возможным изготавливать глиняную посуду, которую позднее стали обжигать. Сосуды стали ровными и удобными для питания, хранения продуктов, воды. В то же время зародилось прядение шерсти и ткачество , как из шерстяных, так и из растительных волокон. Это позволило человеку использовать более удобную одежду по сравнению с прежней, изготовленной из шкур животных, шить различного рода мягкие и теплые настилы и покровы. В период неолита люди изобрели колесо , что произвело подлинную революцию в средствах передвижения, в строительной технике, в быту.

На исходе неолита в человеческом обществе окончательно сформировались такие новые отрасли хозяйства, как скотоводство и земледелие . Это были отрасли производящего хозяйства, означающего, что человек не просто брал то, что ему давала природа - ягоды, орехи, дикий мед, коренья, злаки, не только то, что он брал у нее с боя, убивая диких животных, но и создавал, производил, выращивал сам.

Во многом это произошло потому, что люди стали использовать наряду с каменными орудиями труда и оружием металл. Сначала они научились выплавлять медь, которая, однако, была мягким металлом и не могла еще конкурировать с камнем. Позднее в мир камня, кости, дерева прочно вошла бронза - сплав меди и олова, что позволило в более короткие сроки делать твердые и острые орудия труда и оружие. Появились бронзовые мотыги, топоры, кинжалы, серпы, ножи, шила, а еще позднее мечи. Из бронзы стали делать и украшения. Постепенно каменный век стал уступать свое место веку бронзовому.


Раньше всего скотоводство, земледелие, выплавка металла появились там, где природные условия жизни людей были наиболее благоприятными. Этими районами стали Египет, Междуречье, Индия, Китай.

Основоположником производящего хозяйства явилась женщина . Именно она, собирая злаки, обратила внимание на то, что, оброненные в землю семена дают всходы. Именно она первая в своем домашнем хозяйстве приручила детенышей убитых животных, а потом стала использовать этот опыт для создания постоянного стада, которое давало пищу, молоко, кожу. Женщина полностью оправдала отведенную ей историей роль в период матриархата, создав основу для будущего взлета человеческой цивилизации.

Тем самым она подготовила почву, чтобы уступить ведущую роль в обществе мужчине - земледельцу, запахивающему обширные поля и вырубающему и выжигающему лес для новых посевов; скотоводу, пасущему тысячи голов скота и находящемуся долгое время в седле; охотнику, воину. В новых хозяйственных условиях требовалась мужская сила, ловкость и мужская доблесть. Наступило время патриархата, когда ведущее место в семье, роде, племени заняли мужчины. Женщина с этого времени подчинилась мужчине. Появилась даже традиция вместе с умершим главой семьи хоронить его жену, чтобы ему было не одиноко в загробном мире.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремесел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек стал активно преобразовывать природу. Он начал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Появились люди, управлявшие другими людьми.

Примерно в середине 4 тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.

Показателями этого перехода было возникновение первых государств, развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни.

Слово "цивилизация " происходит от латинского слова "цивилис", означающего "гражданский, городской, государственный".

Древние народы создали на своих землях большие организованные сообщества с высокоразвитой культурой и религией, которые называют цивилизациями.

Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизация зародились в долинах крупнейших рек. В плодородные долины Нила, Евфрата, Тигра, Инда и Хуанхэ устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.

Несмотря на большие расстояния и различия в развитии, древние цивилизации были связаны между собой.

В течение позднего неолита, а также на различных стадиях эпохи раннего металла в разных регионах мира начали проявляться симптомы разложения первобытного общества. Это были не единичные мимолетные явления, а сложные длительные процессы, которые затрагивали различные аспекты действительности. В ряде случаев эволюция прерывалась и словно возвращалась назад. Суть разложения первобытного общества и формирования основных механизмов классообразования заключается в том, что общинно-родовой строй, как утверждал Ф. Энгельс, "был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на классы". Если классические первобытные общества основываются на коллективном характере единого нерасчлененного производства, то позже "в этот производственный процесс медленно проникает разделение труда. Он подрывает коллективный характер производства и присвоения, делает определяющим правилом присвоения отдельными лицами и вместе с тем порождает обмен продуктами производства между ними. Постепенно товарное производство становится господствующей формой ". Таким образом, в основе классообразования лежали процессы (обмен, имущественное неравенство, эксплуатация), обусловленные прогрессом производительных сил и развитием общественного разделения труда. При этом определенную роль играли природно-климатические, демографические, ритуально-религиозные, социологические, технико-эко-номических и другие факторы.

неолитическая революция

Основные предпосылки

В Х-их тыс. До н.э. начался переход к качественно новому этапу в развитии каменного века, получивший название неолита - нового каменного века. Неолит характеризуется, прежде всего, значительным усовершенствованием техники обработки камня. Благодаря этому обстоятельству были созданы новые специализированные и высокопроизводительные виды каменных орудий, а также орудия из дерева и костей. Было изобретено технологии производства тканей и глиняной посуды. Появились и совершенствовались первобытные транспортные средства (сани, лыжи, лодки). Значительно возросла производительность труда. В то же время охоты и собирательство постепенно вычерпывали свои возможности - им на смену пришли раннеземледельческих культуры. Все эти и другие связанные с ними изменения, включая и такой важный фактор, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальному перевороту в системе материального производства, получивший название неолитической революции.

Переход от присваивающей экономики к воспроизводящей (продуктивной ")

Содержание этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к воспроизводящей (продуктивной), то есть произошел переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди научились выращивать хлеб - это обеспечивало бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно давала мясо, молоко, кожу, шерсть и др. Жизнь родовой общины стало более обеспеченным, стабильным: зависимость людей от природной среды стала меньше, значительно повысился уровень общественного благосостояния. Неолитическая революция была первым звеном в очереди последовательных преобразований системы общественной жизни, в результате которых, в конечном итоге, возникла цивилизация, а вместе с ней - и наука.

Первичными очагами земледелия и скотоводства были (в разное время), кроме государств Древнего Востока, Центральная Америка и индейский регион Южной Америки. Наиболее древний из них - Передняя Азия, ее лесостепные и предгорные области. Первым окультуренные злаком был ячмень. В X-VIIИ тыс. До н.э. его уже сеяли в Малой Азии, на западных склонах Иранского нагорья и в Палестине. Кроме того, культивировали пшеницу, горох и другие виды растений (около 14 наименований). Но в горных условиях земледелие малопродуктивно. Только в результате миграции в речные долины субтропического пояса земледелие получило простор для своего победного развития. Основным орудием древних земледельцев была сначала палка-копалка для рыхления почвы. Позже (хотя и не везде) появилась мотыга (палочной-мотыжное земледелие).

Становление скотоводства произошло на два тысячелетия позже. Однако земледелие, несомненно, никогда не было единственной формой хозяйствования. На ранних этапах своего становления оно комбинировалось с охотой. Помощником человека на охоте был одомашненный еще в верхнем палеолите собака. В VII-VI тыс. До н.э. в Средней Азии, Северной Америке и на Балканах были одомашнены продуктовые животные - поставщики мяса (мелкий рогатый скот, свиньи, козы, овцы и др.). Чуть позже было одомашнены крупный рогатый скот, тягловых животных (осла, верблюда, северного оленя, лошади), ставших основным источником механической энергии до появления первых машин. Переход первобытных общин к земледелию и скотоводству - достаточно длительный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни - речь идет о переходе к оседлости. Понятно, что сначала новые формы хозяйствования (земледелие и скотоводство) сочетались со старыми (охотой и собирательством), играя второстепенную роль как вспомогательный уклад.

В разных районах земледелие развивалось в неодинаковых природных и социально-культурных условиях. Поэтому и первоначальные системы земледелия были разными. Наиболее продуктивным было лиманное земледелие, развитие которого обусловил в VII в. до н.э.

возникновения традиционного земледелия. Кроме лиманного, развивалось также богарное земледелие (когда сев проводили накануне дождей). В некоторых регионах для повышения плодородия почвы травы и кустарники предварительно выжигали - так закладывались основы палов земледелия, впоследствии в лесистых зонах превратилось в подсечно-огневое земледелие.

Дальнейшее развитие земледелия было связано с его интенсификацией - появлением новых приемов земледелия (чередование посевов разных культур, применение удобрений, совершенствование рыхление почвы, возникновение огородничества, садоводства и т.п.), переходом от палочной-мотыжного земледелия к пахотного (V- IV тыс. до н.э.). Мжладнення земледельческой техники и всего земледельческого производства обусловило более широкое привлечение к земледелию мужской части населения общины. Более интенсивно начала использоваться детский труд.

Параллельно и в тесной связи с земледелием развивалось скотоводство. На ранних этапах уход за скотом был минимальным, скот находилась преимущественно на свободном выпасе. Позже появилось стойловое содержание скота, и уже относительно поздно - кочевничество (номадизм). Доместикация животных способствовала развитию транспортных средств. Уже на ранних стадиях скотоводства стихийно возникает искусственный отбор лучших особей на племя.

Настоящий переворот в транспортных средствах состоялся только с появлением колесных повозок. Считают, что их родиной является Передняя Азия, возможно Месопотамия (III тыс. До н.э.). Кроме того, глиняные модели колес было найдено в энеолитических поселениях карпато-дунайской ареала, причем самые древние из них датируются концом V тыс. До н.э. Сначала в повозки запрягали быков, а иногда и ослов. Но уже в III тыс. До н.э. на юге Средней Азии их постепенно заменили верблюды-бактрианы. Со второй половины II тыс. До н.э. начала широко применяться конная упряжка. Древнейшим видом телег были колиснищ, попавшие в Египет вместе с "народами моря" в XIII в. до н.э. Согласно традиции пришельцев, эти колесницы использовались здесь во время войны, охоты, в них запрягали прежде всего лошадей. Цивилизация Нового Света колесного транспорта не знала. Обмен продуктами труда в Тропической Африке осуществлялся благодаря особому виду транспорта - это были караваны людей, нагруженных поклажей. С изобретением колесного транспорта скорость передвижения больших коллективов людей увеличилось почти в 10 раз. Возникли предпосылки для дальних миграций значительных масс людей и даже этносов. В этот период наблюдается возникновение развитых форм номадизма.

Образ жизни и быт земледельцев претерпели значительные изменения: сложилась оседлость, совершенствовалось жилье, появились первые письменные памятники, например, "Авеста" (II тыс. До н.э.) - священная книга древнеперсидского религии зороастризму.и "

Важнейшим экономическим следствием перехода к системе воспроизводящего хозяйства было возникновение постоянного избыточного продукта. Первобытная родовая община была способна производить продукт, который только минимально обеспечивал жизнедеятельность людей, то есть необходим для поддержания такого существования членов коллектива, при котором человеческий организм не испытывал патологических изменений, а коллектив не вымирал. Избыточный продукт превышает минимально необходимые потребности человека и поэтому может свободно отчуждаться, а не обрекая общину на гибель. Появление избыточного продукта была крупнейшим революционным актом в развитии производительных сил; она создала предпосылки для конкретного преобразования всей системы общественной жизни, для перехода к цивилизации, основанной на общественном разделении труда, эксплуатации. Важнейшими последствиями этого революционного акта были возникновения частной собственности, классов, отделения духовного производства от материального, становления основных форм духовной культуры, в том числе и науки, в частности естествознания. Появление избыточного продукта, рост обмена и т.п. привели к значительному увеличению народонаселения. Этот рост народонаселения получило название первой демографической революции.


Неолит завершающий этап каменного века и начало истории цивилизации. В эпоху неолита произошел грандиозный переворот, названный английским ученым Гордоном Чайльдом неолитической революцией. Неолитическая революция это переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства, рыболовства) к хозяйству производящему (земледелию и скотоводству). Этот период фундаментальных преобразований занял от 2 до 4 тыс. лет и привел к целенаправленному воспроизводству главных продуктов питания на основе развития земледелия и скотоводства. До настоящего времени человечество продолжает жить за счет выделившиеся в неолите в отдельные виды деятельности земледелия и скотоводства. Уже 6-7 тыс. лет назад начали выращивать все те злаки, овощи и фрукты, которые кормят нас и сегодня. В дальнейшем число их увеличилось не намного, но лишь шло их распространение на новые территории. Так, пшеницу, ячмень, просо и чечевицу, освоенные человеком неолита, выращивают ныне в разных районах земного шара. Пшеница была царицей неолита, и хлеб на нашем столе изобретен тогда же. Предполагают, что именно неолитический человек освоил большинство полезных растений. Труд первых земледельцев был весьма тяжелым. Сколько физических усилий требовалось, чтобы вскопать землю простой палкой-копалкой, костяной или роговой мотыгой, чтобы роговым серпом или кремниевым лезвием колосок за колоском срезать жесткие стебли злаков и, наконец, растереть зерна на каменной плите зернотерке. Но труд земледельца возмещался, ибо появился более устойчивый источник обеспечения, нежели собирательство.

Неолит период бури и натиска в доместикации. Все те животные, которых начал одомашнивать неолитический человек корова, бык, овца, коза, свинья, разные породы птиц разводят и сегодня. В наши дни, как 7 тыс. лет назад, эти животные дают человеку мясо, молоко, масло и сыр. Однако, первые земледельцы вначале использовали только мясо, шкуры и шерсть и лишь спустя некоторое время по достоинству оценили и включили в свой рацион питания молоко. Одомашненные лошади и крупный рогатый скот имели еще одно преимущество. Кроме мяса, шерсти, шкуры и молока, они давали человеку свою энергию, став рабочим скотом и транспортным средством. Приручив лошадь, человек получил возможность стремительного преодоления огромных пространств. Без лошади трудно представить процесс развития цивилизации. К концу неолита в доместикации наступило некоторое затишье. Был уже создан своего рода грандиозный золотой фонд домашних животных и началось их распространение по Земле.

Таким образом, в эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. Скотоводство отделилось от земледелия, и появились оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. Усилилась неравномерность в историческом развитии, и человечество пошло в цивилизацию разными путями и разными темпами.

В неолите сам процесс перехода к земледелию скотоводству был куда более сложным, чем, к примеру, переход от палеолита к мезолиту. Земледелие и скотоводство, выделившись в отдельные виды деятельности, пока еще не стали ведущими и основными отраслями хозяйства, а носили только подсобный характер. Так, где природные условия не способствовали возникновению и развитию земледелия и скотоводства, неолитический человек вел образ жизни своих предков палеолитических и мезолитических охотников и рыболовов. Высокоорганизованная охота и рыболовство еще долго были основным или даже единственным видом хозяйства. Многие охотники и рыболовы не знали земледелия даже как вспомогательного вида хозяйствования. Если к конце неолита в Месопотамии, Египте, в Индии и Китае преобладало земледелие, то в Европе оно было развито значительно меньше, а в остальных областях земного шара вообще находилось в зачаточном состоянии. На первых порах производящее хозяйство сочеталось с присваивающим. Но каждая последующая эпоха способствовала развитию земледелия, скотоводство и рыболовства, а охоту и собирательство все более и более сводила на нет.

Неолит время новых технологий и материалов. Хотя это и каменный век, но его каменная индустрия достигла совершенства и высокой техники обработки орудий труда. Если палеолит называют эпохой оббитого камня, то в неолите люди научились камень резать, сверлить и полировать . Орудия труда стали не такими грубыми, а в их изготовлении начали использовать новые материалы диорит, яшму, нефрит. Для получения высококачественных сортов камня перешли к его подземной добыче, появились первые кремневые шахты. При помощи новой техники обработки были созданы новые орудия труда, которые человек неолита мог использовать в земледелии: мотыги, песты, ступки, зернотерки, утяжелители для палок-копалок в виде массивных дисков или колец с отверстиями посередине. Характерно появление топоров нового типа, тонких и плоских, имеющих форму трапециевидного клина, т.н. колунов. Их уже можно было использовать для рубки деревьев . Археологи находят многочисленные челны, весла, лыжи и сани, в изготовлении которых топор незаменим.

Все это облегчало и улучшало жизнь неолитического человека. И хотя по физическим данным он не ушел далеко от своих предков, но это был уже человек новой культуры, новых изобретений и открытий. На протяжении сотен тысяч лет всего пять материалов камень, дерево, кость, шкуры животных и глина удовлетворяли человека. Однако, начиная с эпохи неолита, он сам стал создавать необходимые ему материалы. Превращаясь из собирателя и охотника в земледельца и скотовода, он сначала изобрел керамику и текстиль , а в конце неолита сплав металлов .

Появление керамики великое событие в истории человечества и важный шаг его цивилизационного развития. Неолит часто называют керамическим веком. Появившимся не на пустом месте глиняным сосудам неолита предшествовали различные емкости для воды, собранных кореньев, пойманной рыбы и т.д. Ими могли быть тыквы, крупные орехи, плетеные корзины, рога, черепа животных и человека. В эпоху неолита стали изготовлять керамические сосуды для хранения семян, мыса, воды, для приготовления пищи на огне. До появления гончарного круга их делали способом налепа , когда из глиняной массы, куда добавляли песок, толченые раковины или рубленую траву, изготовляли жгуты толщиной 3-4 см и накручивали их по спирали, сглаживая и затирая швы рукой или палочкой. Затем их скромно украшали узором в виде линий, штрихов, зигзагов и ямок, после чего обжигали на костре. Обычно этим трудоемким ремеслом занималась женщина, ибо она вела домашнее хозяйство, а появление такой посуды значительно облегчало домашний труд, улучшая приготовление пищи и ее хранение.

К числу важнейших изобретений эпохи неолита следует отнести и появление текстиля. Уже тогда человек проявил желание найти новые способы изготовления одежды. И это, вероятно, была одна из причин и предпосылок изобретения прядения и ткачества . Для изготовления неолитических тканей использовались в основном растительные волокна лен, крапива, но применяли и полоски кожи, волос, древесное волокно, а в конце неолита овечью шерсть. Неолитические ткани богато орнаментировались цветными нитями. Для своей текстильной индустрии человек неолита придумал различные приспособления: деревянные гребни для чесания волокна, глиняные и деревянные катушки для нитей, веретено, глиняные и каменные пряслица и, значительно позже, прялку.

С появлением прядения и ткачества изменился и внешний вид неолитянина. Грубую одежду из звериных шкур он сменил на более изящную, сшитую из льняных и шерстяных тканей, украшенную тесьмой, кистями и бахромой. Неолитические модницы, как правило, предпочитали ярко окрашенные ткани, преимущественно красного, желтого и синего цвета.

Итак, в эпоху неолита произошло второе общественное разделение труда ремесло стало отделяться от земледелия. Вскоре это выразилось в появлении особых ремесленных поселений городов, что привело к отделению города от деревни.

Неолит возродил и закрепил оседлость, ибо занятие земледелием предполагало оседлый образ жизни. С появлением ремесла улучшились бытовые условия и возникли первые более или менее стационарные поселения, а затем и поселения городского типа. Наряду с землянками и шалашами, свайными постройками и болотными поселками человек неолита начал строить дома из глины, дерева и камня. В таких домах уже был закрытый очаг и первая неолитическая мебель, вокруг дома располагались хозяйственные постройки: амбары, сараи, кладовые. У дома находился огород, который обрабатывали простейшими орудиями. В Малой Азии, Сирии и Палестине появились богатые и развитые поселки, которые иногда окружали стеной. В сфере строительства эпохи неолита распространилось необычное и отчасти загадочное явление мегалиты . Это оригинальные постройки из огромных каменных глыб, среди которых выделяются святилища, родовые усыпальницы. Отдельно стоящие камни воздвигнуты в память о выдающихся членах рода. Назначение многих мегалитических сооружений точно не известно.

Неолит это пик в развитии матриархата, когда еще больше возросла хозяйственная и общественная роль женщины. Домашнее хозяйство (заготовка пищевых припасов, изготовление сосудов, одежды и т.д.), которым управляла женщина, первый и единственный раз в истории человечества воспринималось людьми, как самая ответственная и жизненно важная сфера. В руках женщин эпохи неолита концентрировалась вся действительная власть: земля, поля, урожай. Начала появляться и первая семья , т.н. матриархальная семья, ибо муж переселялся в дом жены и в ее родовой коллектив. Личного имущества у такой семьи не было. Исключение составляло оружие и только потому, что делалось под руку. Взаимобрачующиеся роды, чтобы не потерять друг друга, старались селиться рядом, но не перемешиваясь. Возникали более крупные, чем род, объединения людей племена .

В ходе неолитической революции появились раннеземледельческие комплексы или раннеземледельческие культуры , которые стали исходным пластом первых цивилизаций. В неолите сложилось несколько центров формирования и развития раннеземледельческих культур. Особую культурную зону образовал иордано-палестинский комплекс.К северу от Мертвого моря, в долине р. Иордан, расположен холм Телль-эс-Султан, представляющий собой руины упоминаемого в Библии города Иерихона. Жители Иерихона вели оседлый образ жизни, обустраивая свое поселение, которое занимало 4 гектара и было окружено стеной из камня. К стене, высота которой составляла 4 м, примыкала круглая каменная башня диаметром 7 м и высотой 8 м, являвшаяся сторожевым постом для контроля за окрестностями (значит, было, что защищать!). Жители города особо преуспели в домостроительстве, которое свидетельствует о довольно высоком по меркам неолита уровне благосостояния. Дома строили из сырцового кирпича, пол жилых помещений покрывали известковой штукатуркой, окрашенной в красный или кремовый цвет. Красили и стены дома: до метровой высоты шла красная панель, а выше кремовая окраска. Между домами располагались дворики, где обычно готовили пищу. Видимо качество питания жителей Иерихона было достаточно высоким. Они употребляли в пищу пшеницу, получаемую в результате обмена из более северных областей, и мясо, которое давала охота. Иерихонцы одомашнили козу, собаку и кошку. Иерихон вряд ли можно назвать городом в точном смысле этого слова, видимо он был ближе к поселению городского типа.

В особый центр раннеземледельческих культур выделилась Малая Азия . Ее расцвет характеризует поселение Чатал-Хююк, расположенное на 13 гектарах плодородной Конийской долины. В неолите здесь существовало более 20 оседлых поселений и Чатал-Хююк, вероятно, являлся их столицей, центром этой сельскохозяйственной округи, ее организационным и идеологическим лидером. Это довольно богатое поселение насчитывало от 2 до 6 тыс. человек. Люди жили в добротных домах из сырцового кирпича. Внутри дома из глины делали сиденья типа скамьи. Жители Чатал-Хююка занимались скотоводством и земледелием, культивируя 14 видов растений и выращивая крупный и мелкий рогатый скот. Несколько видов пшеницы, ячмень, горох, фисташковое и миндалевое масло, вино из семян крапивного дерева производили в этом земледельческом центре. О высоком уровне благосостояния его жителей свидетельствует и их интерес к своему внешнему виду. Он не ограничивался обилием внешний украшений (ожерелья, бусы, подвески, браслеты), но дополнялся различными видами древнейшей косметики (румяна, охра, жировые вещества). Богатый мир Чатал-Хююка отражают и его святилища с сюжетной стенной росписью и глиняными рельефами. Отличительная особенность Чатал-Хююка наличие, наряду с глиняной, деревянной посуды.

Третьим центром раннеземледельческих культур была Северная Месопотамия с примыкающими к ней областями Западного Ирана. Население этих районов вело оседлый образ жизни, о чем свидетельствуют прочные долговременные глинобитные дома на каменном фундаменте. Отдельные поселения уже имели солидную первобытную фортификацию с башнями и специально оформленными воротами. Их обитатели выращивали, пшеницу, ячмень, горох и чечевицу, а также разводили овец, коз и домашних свиней. Кроме глиняной посуды они пользовались разнообразными каменными сосудами. Здесь же впервые встречается привычный для нас серп изогнутой формы. Вероятно, в эпоху неолита жизнь в этих района было достаточно благополучна. Свободное время люди коротали за игрой в фишки, которые делались из глины.

Особую культурную зону образовал в эпоху неолита раннеземледельческий центр на Балканах. Оседлые земледельцы и скотоводы, позаимствовав ряд сортов пшеницы и ячменя, а также мелкий рогатый скот из Малой Азии, простимулировали распространение земледелия в Европе. Отличительная особенность балканской раннеземледельческой культуры отражена богато орнаментированной керамикой и терракотовой скульптурой. В неолите центры ранних земледельцев и скотоводов появились также на территории Молдавии и юго-западной Украины, на Кавказе, в Средней Азии, в горных областях Белуджистана, в долине Ганга, в среднем течении Хуанхэ (т.н. культура яншао). Именно в зоне раннеземледельческих культур формировались первые цивилизации, но они не вырастали здесь автоматически. Не везде развитие раннеземледельческих обществ завершилось быстрым и самостоятельным формированием первых цивилизаций. Это произошло лишь там, где продуктивность земледелия была особенно значительна, а темпы социального развития высоки.

После перехода от земледелия к скотоводству население земного шара выросло в 15 раз. Такой демографический взрыв соответствует первой в истории человечества демографической революции , которой способствовали высокий жизненный уровень и возросшее благосостояние человека неолита. Он жил в прочном благоустроенном доме, в окружении разнообразных бытовых предметов, которых не знали его предки, ютившиеся в пещерах и шалашах. Человек неолита вел принципиально новый образ жизни, на формировании которого сказались и прочная оседлость, и относительная обеспеченность продуктами питания. Необходимость наладить достойную организацию потребления новых видов питания породила целый ряд бытовых изменений. Сформировалась новая строительная традиция. Своеобразный архитектурный эталон неолита, который получил повсеместное признание. Благоустроенные долговременные жилища, конструкция которых различна в разных экологических зонах, с обмазанными известью, иногда лощеными полами, с окрашенными стенами символ благосостояния эпохи неолита. Другим таким же символом стала богато орнаментированная посуда разнообразной формы. Орнамент появился тогда, когда условия жизни позволили неолитическому человеку видеть в окружающих его предметах не только практическое их предназначение, но и образы прекрасного.

Не только трудолюбие, но и понимание прекрасного характерно для человека неолита. Сложные узоры, украшающие глиняные сосуды, делали их произведениями искусства! Через мир богато орнаментированной керамики шло эстетическое воспитание и развитие, формировались новые идеи и образы. Человек неолита украшал свое жилище фигурками людей и животных, сделанных из бивня мамонта, разнообразными статуэтками из глины, дерева и других материалов. Очень широко было распространено украшение одежды, оружия, утвари резьбой, вышивкой и т.д. При этом декоративные традиции охотничьих, земледельческих и скотоводческих племен имели свои особенности, отражавшие их быт и род занятий. В неолите начал стремительно формироваться вещный мир, культура. Вследствие неолитической революции материальная культура вышла на первый план, тогда как духовная превратилась как бы во второстепенный феномен, испытывая серьезное влияние материальных факторов в культуре. И в то же время изобразительное искусство эпохи неолита как бы свидетельствует о некотором регрессе. В отличие от реалистического изобразительного искусства палеолита, оно становится условно-схематичным. Человек неолита как бы разучился рисовать или умышленно не стремится к сходству с оригиналом. Причина такого странного изменения стиля еще не до конца изучена. Некоторые ученые считают, что это может быть связано с развитием абстрактного мышления.

Специфика труда земледельцев и скотоводов способствовала накоплению и первичной систематизации различного рода знаний о живой и неживой природе. Был создан солидный задел для формирования своего рода преднауки . Накапливались знания в области селекции искусственного отбора наиболее полезных животных. Появились первые счетные приспособления связки соломы, кучки камней, шнуры с узелками или нанизанными на них раковинами.

По мере накопления знаний человек неолита все меньше отождествлял себя с природой и все больше осознавал свою зависимость от неведомых ему сверхъестественных добрых и злых сил, которые определяли его жизнь. Эпоха неолита сформировала простой и понятный для всех принцип, актуальность которого сохранилась и в начале XXI века: в мире идет извечная борьба доброго и злого начал. Неолитический человек старался умилостивить силы зла и поклонялся добрым силам, как своим защитникам и покровителям. В центре религиозных верований находились силы природы, особенно солнца и земли, дальнейшее развитие получил материнско-родовой культ хозяек и хранительниц домашнего очага. Религиозные верования неолита усложнились, создавая и поддерживая множество норм и табу, складывалась магическая практика, которая всецело являлась монополией жрецов и колдунов. Жрецы окончательно взяли на себя установление связи между человеком и богами, причем в особо отведенных для этого местах. Развитие земледелия, скотоводства, ремесла новый уровень благосостояния и образ жизни привели к изменению человека, раскрыли его способности, которые он уже осознавал как свое личное умение, мастерство, искусность. Уже не требовалось на каждом шагу прибегать к помощи богов. Тем более, что и боги, благодаря усилиям жрецов, не позволяли себе терпеть каждодневные просьбы от человека. Со времен неолита боги отдалились от человека, но и сам человек отдалился от богов.

В неолите жреческая корпорация монополизировала не только сферу религиозных верований. Культовые комплексы становились особыми научными центрами, где проводились регулярные научные наблюдения, медицинские манипуляции, а жрецы стали первой интеллектуальной профессией на Земле.

В конце неолита начался переход от устного способа хранения и передачи информации к письменному. Появилось рисунчатое письмо пиктография . Это пока еще не письмо в полном смысле этого слова, хотя и оно позволяло делать довольно сложные записи. У некоторых племен из счетных шнуров развились своеобразные эквиваленты пиктографии, передававшие мысль формой, цветом и расположением узелков, т.н. узелковое письмо. Настоящее знаковое иероглифическое письмо появилось позже, став сигналом возникновения цивилизации. Стремительно двигаясь в направлении прогрессивного развития, человек неолита уже встал одной ногой на первые ступеньки цивилизации: появились протогорода, т.н. поселки городского типа, монументальное строительство, начала письменности. Следующий, решающий шаг человек сделал уже в бронзовом веке, пройдя кризис и потрясения эпохи энеолита.

Студент , изучивший раздел I , должен:

  • знать : мирохозяйственные процессы, происходившие в условиях "неолитической революции"; причины и следствия глобального разрыва цивилизации на "Восток" и "Запад"; особенности развития экономики восточных деспотий, античного мира, европейского и российского феодализма; экономики прединдустриальной цивилизации;
  • уметь: определять и находить реликты доиндустриальных цивилизаций в экономической жизни современных стран и народов;
  • владеть : навыками самостоятельного поиска и систематизации историко-экономического материала из литературных, статистических и интернет-источников с целью пополнения собственных знаний истории доиндустриальных цивилизаций.

Расколотый мир "человека производящего"

Неолитическая революция – медленный процесс созревания цивилизации

Мы – экономисты – люди гуманные и предпочитаем говорить и писать о созидании, а не о разрушении. Мы не любим резких движений, так как стремительные процессы зачастую деструктивны. Многие из нас не интересуются войнами и политическими революциями, ибо чем больше люди борются, тем меньше они работают. А ведь только в труде создается богатство обществ.

Экономист, какой бы отраслью науки он ни занимался, так или иначе разрабатывает проблемы производства. Возьмите любой экономический текст, и вы обязательно встретите это хорошо знакомое всем слово – производство.

Однако дать определение процессу производства нелегко. Мало кто задумывался о том, что производство вообще, а тем более производство общественное, очень молодое явление. Поэтому и плохо знакомое большинству из нас.

По мере накопления археологических знаний все далее вглубь веков удаляется от нас период появления человека на земле. Говорят, что предки современного человека появились на территории современной Эфиопии 2,5 млн лет назад. И бо́льшую часть своей истории человек ничего не производил. Как же жили люди, ничего не производя? А так же, как живут некоторые северные народы России до сих пор, потребляя все то, что в готовом виде дает им природа. Охота, рыболовство и собирательство – вот сфера человеческой деятельности в течение многих тысяч лет . Даже огнем человек овладел всего каких-то 500 тыс. лет назад. И лишь 300 тыс. лет назад заговорил и стал строить наземные жилища. И где бы ни появились человеческие сообщества, стада, племена, родовые объединения, всюду человек сосуществовал с природой, не выделяясь из нее, примерно одинаковым способом. С экономической точки зрения бо́льшую часть человеческой истории занимала огромная эпоха потребляющего хозяйства. Нет, не будем преувеличивать и утверждать, что в далекие доцивилизационные времена человек ничего не производил вообще. С тех пор как человек прожарил для себя кусок мяса или соединил два куска шкуры, превратив их в подобие плаща, он уже начал производственную деятельность, но эта деятельность долго носила характер инстинктивных импульсов. Тем не менее человек отличался от животных хотя бы тем, что заботился не только о себе, но и об общине, добычу съедал не на месте охоты, а нес в пещеру для всех. И это уже показывало, что на земле появились, а это произошло около 100 тыс. лет назад, разумные существа, которых мы гордо именуем Homo sapiens .

Так почему мы не можем придать примитивной хозяйственной деятельности человека статус производства?

Потому что производство – это сознательное, постоянно повторяющееся преобразование веществ и сил природы с заранее поставленной целью создать материальные и нематериальные блага, способные удовлетворить возрастающие человеческие потребности .

Такого рода производство появилось совсем недавно – всего каких-то 10–12 тыс. лет назад. Из 2,5 млн лет существования человека на земле! Человеческая цивилизация еще очень молода. Более того, человечество даже еще не расселилось как следует по земле. Большинство людей и сегодня живет там, где оно исторически появилось – в Азии и в некоторых благоприятных зонах Африки.

С легкой руки английского археолога В. Г. Чайлда период перехода человеческих сообществ к производящему хозяйству называется неолитической революцией. Исторические и археологические данные подтверждают, что этот относительно длительный, но революционный процесс произошел в эпоху неолита, когда большинство орудий труда еще оставались каменными, но человек уже научился пользоваться металлическими орудиями, сначала медными, а затем более прочными бронзовыми. И произошло это в различных ареалах расселения людей в период с XII по III тысячелетие до н.э. Наиболее бурно процесс перехода к производящему хозяйству осуществлялся в VI– IV вв. до н.э. Примерная карта неолитических культур выглядит так :

Именно в период неолита появились земледелие и скотоводство, искусственное орошение, гончарный круг и горн, обжиг глиняной посуды, прядение и ткачество. Наконец, именно в эпоху неолита появилась письменность – первая знаковая форма передачи информации . При повсеместном распространении кочевого образа жизни в этот период появляется оседлость и соответствующая ей форма хозяйства, когда человек не просто присваивает предметы потребления, а воспроизводит их. Именно переход к воспроизводству благ, т.е. к постоянному сознательному повторению процесса производства, и придает неолитическим преобразованиям статус революции. Революция – это кардинальное изменение качества социально-экономической жизни. Иной раз в сознании людей слово революция ассоциируется с краткосрочными и взрывными процессами. Однако в экономике понятия "быстро" или "медленно" очень трудно связывать исключительно с астрономическим временем. Здесь главное – понять сущность происходящих процессов. Календарная протяженность изменений не отрицает их кардинальности, революционности.

Неолит принес человечеству возможность сделать первый шаг па пути к свободе. Правда, пока только к свободе от господства сил природы .

  • Уже понятно, что не следует преувеличивать человеческий прогресс. Огромная масса людей на профессиональном или любительском уровне и сегодня занимается охотой, рыболовством и собирательством.
  • В вопросе о разумности человека много спорного. Грубо округленно современный человек живет в среднем около 75 лет. Треть своей жизни, 25 лет, человек просто спит. Еще примерно треть жизни тратит на удовлетворение своих биологических потребностей: готовит пищу, ест, пьет, занимается поиском одежды, приведением в порядок жилища, производит детей, занимается гигиеной своего тела, просто гуляет, разминая затекшее тело. Остается для разумной деятельности всего 25 лет. И чего только мы ни делаем, чтобы сократить это время? Курим, злоупотребляем алкоголем и наркотиками, мучаем ближних своих, бесконечно воюем друг с другом в переносном и, к сожалению, буквальном смысле слова, бездумно тратим время на массу бессмысленных поступков. Вот мы какие, Homos sapiens!
  • Валянский С. И., Калюжный Д. В. Другая история Руси. От Европы до Монголии. М.: Вече, 2001. С. 11; citycat.ru/historycentre/. Легко увидеть, что все эти даты приходятся на период "неолитической революции", с которого и начинается цивилизация.