Общее понятие об ощущении. Понятие об ощущении. Генетическая классификация ощущений

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью органов чувств, в виде ощущений.

Ощущения – это познавательный процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней среды.

Для возникновения ощущения необходимо воздействие раздражителя на органы чувств. В качестве раздражителя выступают материальные агенты различной природы (физические, химические). Возникновение ощущений обеспечивается работой анализаторов, которых у человека пять: зрительный, слуховой, тактильно-кинестетический (обеспечивает различение прикосновений и движения), обонятельный, вкусовой.

Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей:

· рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

· проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;

· корковых зон головного мозга.

В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук и др.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают.

Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике) выделяют:

· зрительные ощущения – вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, которые излучаются или отражаются различными физическими телами. Рецептором является сетчатка оболочки глаза. Световые волны различаются по длине, амплитуде колебаний и форме. Длина – это число колебаний световой волны в секунду.Чем число колебаний больше, тем длина волны меньше, и, наоборот, чем меньше число колебаний, тем больше длина волны. Длина световой волны обусловливает цветовой тон. Цвета имеют разное психологическое значение. Амплитуда колебаний световой волны определяет яркость цвета. Форма световой волны, получающаяся в результате смешения между собой световых волн различных длин, обусловливает насыщенность цвета.



· слуховые ощущения – вызываются звуковыми волнами, т.е. ритмичным колебанием воздуха. Существует специальная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду – герц – численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду. Чем больше частота колебаний воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. В среднем, человек слышит звуки в диапазоне частот от 16 Гц до 20 кГц. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком; от 20 кГц до 1 ГГц – ультразвуком, от 1 ГГц и выше – гиперзвуком. Громкость воспринимаемого звука зависит от его силы или интенсивности, т.е. амплитуды и частоты колебаний воздуха. Для оценки громкости воспринимаемого звука принята единица – децибел. Средние величины громкости различных звуков представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

Средние величины громкости различных звуков

· обонятельные ощущения являются отражением запахов. Они возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.



· вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи. Вкусовые ощущения имеют четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные разновидности вкусовых ощущений представляют собой разнообразное сочетание четырех основных. В возникновении определенных вкусовых ощущений большую роль играет обонятельный анализатор.

· осязательные ощущения или кожная чувствительность – это наиболее распространенный вид чувствительности. Знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, есть результат сложного комбинирования 4-х других: давления, боли, тепла и холода. Для каждого из них существует специфический ряд рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках поверхности кожи. Сила и качество ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается по-разному, в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи. Если она холодная, то на первом участке кожи возникает ощущение тепла, а если горячая, то ощущение холода. Температурные рецепторы имеют, как правило, два пороговых значения: они реагируют на высокие и низкие по величине воздействия, но не отзываются на средние.

Указанные ощущения называются экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, рецепторы которых расположены на поверхности тела или вблизи нее. Экстероцептивные ощущения подразделяются на контактные и дистантные. Контактные ощущения вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязание), дистантные – раздражителями, действующие на органы чувств на некотором расстоянии (зрение, слух). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между ними.

К проприоцептивным ощущениям относятся ощущение равновесия, обеспечивающееся работой вестибулярного аппарата, и кинестетическое ощущение, несущее информацию о состоянии мышечной системы. Кинестетические ощущения (от греч. kinesis – «движение») поступают от мышц, связок и сухожилий; позволяют выполнять и координировать движения. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, называются висцеральными ощущениями и являются интероцептивными. К ним относятся чувство голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения.

Кроме того, у человека есть несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации. Вибрационные ощущения занимают промежуточное место между тактильной и слуховой чувствительностью.

Свойства ощущений. Ощущения обладают следующими свойствами.

1. Модальность – качественная характеристика ощущений – это свойство, позволяющее отличить один вид ощущения от другого.

2. Интенсивность – это количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность – это временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью.

4. Чувствительность – это способность нервной системы реагировать на раздражители. Чувствительность характеризуется двумя порогами – нижним и верхним. Нижний порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение. Верхний – это максимальная величина раздражителя, при которой возникает болевое ощущение. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот, низкой чувствительности – высокие. Порог возникновения ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога меняется с возрастом и зависит от состояния здоровья и психического состояния человека. Чувствительность может быть повышена или понижена с помощью фармакологических средств. Важную роль в изменении чувствительности играет тренированность анализатора. Так, у музыкантов развивается слуховая чувствительность («музыкальный слух»), у дегустаторов – обонятельная и вкусовая чувствительность.

5. Адаптация – это приспособление органа чувств к внешним условиям. Благодаря адаптации рецептор привыкает к ощущению. Например, при переходе от яркого света в темноту мы сначала не видим предметы, но постепенно начинаем различать их очертания (адаптация к темноте).

6. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Например, у некоторых людей звуки музыки способны вызывать ощущение цвета (так называемый «цветной слух») или сочетание красок порождает музыкальные ассоциации.

7. Компенсация – это свойство ощущений к увеличению какой-либо чувствительной системы при нарушении другой (например, при потере зрения обостряется слух).

Тема 3

ОЩУЩЕНИЯ

Общее понятие об ощущении

Виды ощущений

Нарушения ощущений

Общее понятие об ощущении

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений ощущения, дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений и состояние внутренних органов (рис. 1) .

Основные функции ощущений

Основа более сложных познавательных процессов

Превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания

Обеспечение чувственной основы психологической деятельности (предоставление сенсорного материала для построения психических образов) и др.

Рис. 1. Функции ощущений

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов (рис. 2) . Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела, называемого рецептором;

2) проводящих нервных путей;

3) корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Орган
ощущений
(рецептор)

Ощущение

Центр

в коре
головного мозга

Физический процесс

Физиологический процесс

Психический процесс

Возбуждение

Проводящие пути

Здесь происходит трансфор-мация определенного вида энергии в нервный процесс

По афферентным, или центро-стремительным, путям возбужде-ние передается в центральный отдел анализатора

Анализатор – анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения

Раздражители

Рис. 2. Возникновение ощущений

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным.

Виды ощущений

Ощущения можно классифицировать следующим образом (рис. 3, 4) .

Виды ощущений

По взаимодействию рецепторов с раздражителями

По расположению рецепторов

По ведущему анализатору

Вкусовое

Обонятельное

Слуховое

Зрительное

Органическое

Осязательное

Болевое

Температурное

Дистантное

Контактное

Проприоцептивное

Интерорецептивное

Экстерорецептивное

Рис. 3. Классификация ощущений

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия звуковой волны на слуховой анализатор. Зрительные ощущения служат для отражения света, цвета, тьмы. Цвет возникает при воздействии на рецептор глаза волн разной длины из этого диапазона. Ощущаемые цвета делятся на хроматические (цветовой спектр) и ахроматические (от белого до черного). С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.

Основные виды ощущений

Интерорецептивные – сигнализируют о внутренних процессах организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов, других внутренних органов

Проприоцептивные – передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции

Контактные – вызыва-ются непосредственным воздействием на органы чувств

Дистантные – отражают качества объектов, нахо-дящихся на некотором расстоянии от органов чувств

Вкусовые

Температурные

Тактильные Осязательные

Зрительные

Слуховые

Обонятельные

Ощущения

равновесия

Ощущения движения

Органические ощущения

Ощущения боли

Экстерорецептивные – доводят до человека ин-формацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой

Рис. 4. Систематическая классификация основных видов ощущений

Слуховые ощущения возникают в результате воздействия звуковой волны на слуховой анализатор.

Человек способен ощущать звуковые колебания частотой от 20 до 20 000 Гц. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (скрипы, шорохи, стуки и т.д.). Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать речь других людей, контролировать многие виды работ, наслаждаться музыкой и т.д.

Обонятельные ощущения возникают в результате воздействия расположенных в воздухе пахучих веществ на обонятельные рецепторы, расположенные в верхней части носовой полости.

Обонятельные ощущения помогают человеку различать распро-страненные в воздухе летучие вещества и запахи. Они обеспечивают индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ и действуют на подсознание.

Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике.

Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому, наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – его края, к горькому – область корня языка, к соленому – края языка и середина. Вкусовые ощущения позволяют определять качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в зависимости от чувства голода.

Температурные ощущения – это ощущения тепла и холода. На поверхности кожи холодовых клеток больше (8–23 на 1 кв. см), чем тепловых (0–3 на 1 кв. см), и они находятся ближе к поверхности на 0,17 мм, чем тепловые (0,3 мм). Поэтому организм быстрее реагирует на холод, чем на тепло.

Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов – их гладкость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, взаимном расположении всех его частей, движении тела и его частей, сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.д.

Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях, раздражителях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

Осязательные ощущения представляют собой комбинацию, сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки.

Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении трудовых операций, требующих большой точности. У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важнейших средств ориентировки и познания.

Органические ощущения – ощущения, связанные с интеро-рецепторами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты, боли и т.д. Интерорецепторы связаны с корой через подкорковые образования – гипоталамус. Органические ощущения не дают точной локализации, а иногда носят подсознательный характер. Сильные отрицательные органические ощущения могут дезорганизовать сознание человека.

Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение тела человека. Они возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного аппарата. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота и рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). Однако при регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

Ощущения движения – это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы. Рецепторы двигательного анализатора расположены в мышцах, связках и сухожилиях, суставных поверхностях. Двигательные ощущения сигна-лизируют о степени сокращения мышц и о положении частей нашего тела.

Человеку все время необходимо получать информацию об окру-жающем мире. Приспособление организма к окружающей среде пред-полагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом.

Информационному балансу противостоит информационная недогрузка – сенсорная изоляция, которая приводит к серьезным функциональным нарушениям организма. При сенсорной депривации у человека актуа-лизируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода.

Основные свойства и характеристики ощущений

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств (рис. 5).

Свойства ощущений

Качество

Интенсивность

Длительность

Последователь-ный образ

Пространствен-ная локализация раздражителей

Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью и т.п.

Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора

Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью

Это зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя. Различаются положительный и отри-цательный последовательный образ. Положительный окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным. Отрицательный последовательный образ сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя. Знание данной закономерности может пригодиться, например, при оценке действия водителя, не справившегося с управлением машины в темное время суток в условиях интенсивного встречного движения транспорта

Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения)

Рис. 5. Общие свойства ощущений

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не меньшее значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений – степень (пороги) чувствительности (рис. 6) .

Нижний порог
абсолютной
чувствительности

Верхний порог
абсолютной
чувствительности

Разностный порог

Минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущений

Максимальная величина доболевой интенсив-ности воздействия

Минимальное различение в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения

Рис. 6. Пороги чувствительности

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности.

Минимальная величина (сила) раздражителя, способная вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения, который характеризует уровень абсолютной чувствительности анализатора к раздражителю. Способность ощущать эти слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв. мм поверхности кожи.

Верхний абсолютный порог ощущений – это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения. Так, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20 000 Гц) – вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление свыше 300 г/ кв. мм вызывает боль.

Величина порога ощущений меняется с возрастом. На величину абсолютного порога могут влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и т.д.

Наряду с абсолютной различается относительная чувствительность – чувствительность к изменению интенсивности воздействия. Относительная чувствительность измеряется порогом различения (разностным порогом).

Разностный порог – минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей, необходимое для изменения интенсивности ощущения. Порог различения измеряется относительной величиной (дробью), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Следует помнить, что один и тот же раздражитель для одного человека может оказаться ниже, а для другого – выше порога ощущения. Чем слабее раздражители, которые способен ощущать человек, тем выше его чувствительность. Иными словами, чем ниже абсолютный порог ощущений, тем выше абсолютная чувствительность, и наоборот.

У людей пороги чувствительности (нижний, верхний, разностный) индивидуальны и меняются в зависимости от возраста и от ряда обстоятельств. Отклонение (временное) чувствительности от обычной нормы может быть вызвано рядом факторов: временем суток, психическим состоянием, утомлением, болезнью и т.д.

Во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений у свидетелей и подозреваемых, необходимо выяснить, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко притупляют чувствительность анализатора.

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Изменение чувствительности, происходящее вследствие прис-пособления органа чувств к действующим на него раздражителям, получило название сенсорной адаптации. Различают три модальности сенсорной адаптации:

1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д.

2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, временное снижение чувствительности зри-тельного анализатора, после того как человек попадает из полутемного помещения в условия яркой освещенности (световая адаптация). Данная мо-дальность называется негативной, так как приводит к снижению чувствительности анализатора.

Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темноте, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водителей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудшается локализация движущихся объектов, что часто приводит к возникновению аварийных ситуаций на дорогах.

3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, при воздействии слабого раздражителя на слуховой анализатор в условиях полной тишины (слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражителя – слуховая адаптация).

Данную закономерность следует учитывать в следственной (судебной) практике при оценке свидетельских показаний. Например, известно, что полная адаптация к темноте наступает через 30 – 40 мин. Иногда следователь может проявить необоснованное недоверие к разным показаниям двух свидетелей одного и того же события. Если один свидетель был полностью адаптирован к темноте, а другой находился в этих условиях лишь несколько минут, то показания последнего будут неточными и неполными. Однако это не должно явиться основанием проявления к нему недоверия со стороны следователя.

Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому их интенсивность зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений (рис. 7).

Взаимодействие ощущений

Взаимодействие между ощущениями одного вида. Так, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета – светлее

Взаимодействие между ощущениями различных видов. Так, звуковое раздражение может обострить работу зрительного анализатора, повысив его чувствительность к световым раздражителям

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения (сенсибилизация)

Возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов (синестезия)

Рис. 7. Взаимодействие ощущений

Сенсибилизация (от лат. sensibilis – чувствительный) – это повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация или обострение чувствительности, может быть вызвана:

  1. взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность). Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой;
  2. физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А);
  3. ожиданием того или иного воздействия, его значимостью , специальной установкой на различение определенных раздражителей;
  4. упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт).

Этот механизм взаимодействия ощущений может влиять на качество следственного эксперимента, на полноту и объективность свидетельских показаний. Например , известно, что зрительная чувствительность значительно понижается при воздействии на обонятельный рецептор неприятного запаха. Данное обстоятельство необходимо учитывать при осмотре места происшествия, трупа со значительными трупными изменениями, во время эксгумации. В подобных случаях для того, чтобы выполнить на должном уровне весь объем работы, следственной бригаде необходимо делать перерывы в работе.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация.

Синестезия (от гр. synaisthesis – совместное ощущение) – ассоциативное иномодальное ощущение, сопутствующее реальному. Например, у некоторых лиц под воздействием звуковых раздражителей могут возникать яркие зрительные образы, различные вкусовые ощущения и т.д.

При взаимодействии ощущений может иметь место явление, называемое контрастом ощущений. Это происходит в тех случаях, когда один и тот же раздражитель ощущается анализатором в зависимости от качественных характеристик другого раздражителя, действовавшего на этот же анализатор одновременно с ним или последовательно (например, последовательный контраст вкусовых ощущений). Контрастные явления нередко приводят к ошибкам в ощущениях, что, в свою очередь, ведет к ошибкам в свидетельских показаниях. Например, свидетели одного преступления утверждали, что преступник был одет в белый костюм и был очень высоким, в действительности они видели человека среднего роста, в сером костюме на черном фоне. Знание закономерностей ощущений содействует более квалифицированному раскрытию преступлений.

В работе юриста ощущения составляют основу более сложного процесса восприятия объектов и явлений, непосредственно связаны с выполнением профессиональной деятельности и оказывают на нее существенное влияние.

Нарушения ощущений

Среди нарушений выделяют количественные и качественные изменения. К количественным нарушениям относятся: утрата или снижение способности ощущать различные виды раздражителей и повышение этой способности. Потеря чувствительности распространяется, как правило, на тактильную, болевую, температурную чувствительность, но может охватывать и все виды чувствительности.

Обычно это связано с различными заболеваниями индивида. К качественным расстройствам ощущений относят синестезию. Еще один вид патологии ощущений проявляется в различных неприятных ощущениях: онемении, покалывании, жжении, ползанию мурашек и др. При различных патологических заболеваниях могут быть изменения болевой чувствительности. Они заключаются в разной болевой чувствительности и выносливости к боли.

Тема 8

ОЩУЩЕНИЯ

Общее понятие об ощущении

Виды ощущений

Основные свойства и характеристики ощущений

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Нарушения ощущений

Общее понятие об ощущении

Ощущениеявляется самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений ощущения, дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств – это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений и состояние внутренних органов (рис. 1).


Рис. 1. Функции ощущений

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов (рис. 2). Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела, называемого рецептором;

2) проводящих нервных путей;

3) корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Температурное
Дистантное
Контактное
Проприоцептивное
Интерорецептивное
Экстерорецептивное

Рис. 3. Классификация ощущений

Зрительные ощущения. Зрительные ощущения служат для отражения света, цвета, тьмы. Цвет возникает при воздействии на рецептор глаза волн разной длины из этого диапазона. Считают, что через зрение человек получает около 90% всей информации. Глаза – это окна психики. В онтогенезе человека они первыми прекращают свой рост (где-то в семилетнем возрасте). Зрительные ощущения – это прежде всего ощущения цвета, так как все, что окружает человека, отражается в его сознании различной цветовой гаммой.

Ощущаемые цвета делятся на хроматические (цветовой спектр) и ахроматические (от белого до черного). С помощью зрительных ощущенийчеловек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.

Слуховые ощущения возникают в результате воздействия звуковой волны на слуховой анализатор.

Человек способен ощущать звуковые колебания частотой от 20 до 20 000 Гц. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (скрипы, шорохи, стуки и т.д.). Слуховые ощущенияпозволяют человеку воспринимать речь других людей, контролировать многие виды работ, наслаждаться музыкой и т.д.

Рис. 4. Систематическая классификация основных видов ощущений

Обонятельные ощущения возникают в результате воздействия расположенных в воздухе пахучих веществ на обонятельные рецепторы,расположенные в верхней части носовой полости.

Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. Они обеспечивают индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ и действуют на подсознание.

Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике.

Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому, наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – его края, к горькому – область корня языка, к соленому – края языка и середина. Вкусовые ощущения позволяют определять качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в зависимости от чувства голода.

Температурные ощущения – это ощущения тепла и холода. На поверхности кожи холодовых клеток больше (8–23 на 1 кв. см), чем тепловых (0–3 на 1 кв. см), и они находятся ближе к поверхности на 0,17 мм, чем тепловые (0,3 мм). Поэтому организм быстрее реагирует на холод, чем на тепло.

Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов – их гладкость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, взаимном расположении всех его частей, движении тела и его частей, сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.д.

Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях, раздражителях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма.

Важно отметить: болевые ощущения защищают организм от опасности физических разрушений. Боль делает человека осторожным, предостерегает его от необдуманных действий, связанных с угрозой для жизни. Вместе с тем исследования показывают, что интенсивность ощущения боли обусловлена не только индивидуальными болевыми порогами, но и психологическим фактором страха самого ожидания боли. На интенсивность ощущений боли влияют: температура (боль усиливается при холоде), свет (чрезмерно яркое освещение усиливает боль), время суток (острее всего боль испытывается около 1 часа ночи), склонность к наркомании (наркоманы, находящиеся не в наркотическом состоянии, весьма мучительно переживают боль), этническая принадлежность (голубоглазые светловолосые европейцы переносят боль хуже, чем, например, цыгане, негры, китайцы). Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

Осязательные ощущения представляют собой комбинацию, сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки.

Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении трудовых операций, требующих большой точности. У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важнейших средств ориентировки и познания.

Органические ощущения – ощущения, связанные с интерорецепторами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты, боли и т.д. Интерорецепторы связаны с корой через подкорковые образования – гипоталамус. Органические ощущения не дают точной локализации, а иногда носят подсознательный характер. Сильные отрицательные органические ощущения могут дезорганизовать сознание человека.

Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение тела человека. Они возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного аппарата.

Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота и рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). Однако при регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

«Потребителем» информации о состоянии равновесия тела может быть и сознание, и сфера бессознательного. Так, например, ощущения привычных положений тела при повседневной ходьбе, сидении на стуле за рабочим столом, как правило, не осознаются человеком. Вместе с тем смешно и грустно наблюдать идущего по синусоиде подвыпившего человека, всей мощью своего сознания старающегося удержаться на ногах, чтобы не упасть.

Ощущения движения – это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы. Рецепторы двигательного анализатора расположены в мышцах, связках и сухожилиях, суставных поверхностях. Двигательные ощущения сигнализируют о степени сокращения мышц и о положении частей нашего тела.

Человеку все время необходимо получать информацию об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом.

Вибрационные ощущения появляются у человека, когда среда, с которой он контактирует, колеблется в диапазоне частот от 15 до 1500 Гц. Именно такие колебания ощущаются организмом в целом и отдельными его органами. До сих пор не выяснено, что больше порождает это ощущение – информация по слуховому каналу или по тактильному. Большинство ученых не выделяют этот вид ощущений в качестве отдельного, считая его следствием других кожных ощущений, в частности фактора давления, быстро перемещающегося по поверхности кожи.

Вибрационное ощущение нередко оказывает человеку помощь в его практической деятельности. Так, по факту вибрации обнаруживаются неполадки в работе автомобильного двигателя, фиксируется аномальный режим полета самолета летчиком-испытателем (печально известное явление флаттера). Тщательно дозированные и индивидуально выверенные вибрационные процедуры используются в спортивной медицине для снятия психической напряженности и повышения текущей работоспособности человека. Вибрационное ощущение помогает ориентироваться в окружающей среде людям, у которых поражены слух и зрение.

Информационному балансу противостоит информационная недогрузка – сенсорная изоляция, которая приводит к серьезным функциональным нарушениям организма. При сенсорной депривации у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода.

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых, раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т. е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления^ боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептив-ные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознают-ся^нотакже^воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептив-ными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.

Далеко не все существующие виды энергии, даже если они жиз--ненно значимые, человек воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, например радиационной, он психологически нечувствителен вообще. Сюда же можно отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся за пределами диапазона, вызывающего ощущения, незначительные, не воспринимаемые ухом колебания давления воздуха. Следовательно, человек в виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации и энергии, которые воздействуют на его организм.

Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного диапазона - от коротких космических лучей с длиной волны около 4х10 ^ см до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны, которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, ророждают в свою очередь ощущения различного цвета (табл. 7).

Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости. Существует специальная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду,- герц, численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду.

Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек обладает способностью слышать звуки, при которых частота колебаний давления воздуха находится в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц. Приведем пример для сравнения: такой музыкальный инструмент, как фортепиано, спосо-бен порождать звуки с частотой в диапазоне от 27 до 4200 Гц. Размах частоты колебаний воздуха, воспринимаемых разными живыми существами в виде ощущений, весьма различен. Летучие мыши и собаки способны слышать намного более высокие звуки чем человек. "

Заметим, что субъективно воспринимаемая человеком высота звука зависит не только от частоты колебаний давления воздуха. На нее оказывает влияние и сила звука, или его интенсивность, т. е. разность давлений между самой высокой и самой низкой точками отражающими величину давления воздуха (рис. 33, параметр амплитуды) . Более сильный звук иногда воспринимается как более высокий, и наоборот.

Для оценки субъективной громкости воспринимаемого звука так-

Его воспринимаемая громкость в децибелах же предложена специальная шкала, единицей которой является децибел. Чтобы представить себе громкость звука, соответствующего этой единице, обратимся к табл. 8, где в децибелах показана громкость ряда известных нам звуков. Заметим, что длительные и сильные воздействия физических стимулов на наши органы чувств способны вызывать определенные нарушения в их функционировании. Например, глаз, подвергаемый воздействию сильного света в течение длительного времени, слепнет; при воздействии на орган слуха длительных и сильных звуков, амплитуда колебаний которых превышает 90 дб, может наступить временная потеря слуха. Такое нарушение нередко встречается у любителей и исполнителей современных эстрадных молодежных песен и произведений на электромузыкальных инструментах.

Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте- впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и "перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг,

Часть мозга, которая называется обонятельной, также является и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе головного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак-около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двадцатой части. Указанные различия соответствуют развитости других органов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущение имеет для живых существ. Для некоторых видов животных значит ние обоняния выходит за пределы восприятия запахов. У насекомые и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.

Следующий вид ощущений - вкусовые - имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные.^ ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих), четырех основных,

Кожная чувствительность, или осязание,- это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

Наличие таких рецепторов можно обнаружить практически на всех участках кожи. Однако специализированность кожных рецепторов до сих пор точно установить не удалось. Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно предназначенные для восприятия одного воздействия, порождающие дифференцированные ощущения давления, боли, холода или тепла, или качество возникающего ощущения может меняться в зависимости от состояния одного и того же рецептора, а также от специфики воздействующего на него свойства. Известно только, что сила и качество кожных ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается по-разному в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи. Если она холодная, то на первом участке кожи возникает ощущение тепла, если она горячая, то ощущение холода. Температурные рецепторы имеют, как правило, два пороговых значения: они реагируют на высокие и низкие по величине воздействия, но не отзываются на средние.

На примерах кинестетических ощущений и ощущений равнове-.-д сия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощущения являр"^ ются осознаваемыми. В повседневной речи, которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокра" щении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же суще" ствуют, обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обозначения в науке принято слово, которое происходит от понятия "движение",- кинетика, и их поэтому называют кинестетическими. Без ощущений подобного рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движений различных частей тела, сохранением позы, равновесия, контролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т. п.), потому что все они включают в себя такие двигательные моменты, которые выполняются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Например, формирование ощущений, которые способствуют поддержанию и сохранению равновесия, происходит благодаря наличию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений.

Существуют данные о том, что и с помощью обычных органов чувств человек воспринимает раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности. Эти раздражители (их называют субсенсорные) способны оказывать влияние даже на осознаваемые ощущения. Это доказывает существование у человека восприимчивости к неощущаемым сознательно раздражителям. С помощью такой чувствительности мы уточняем, например, локализацию звука. Физиолог Г. В. Гершуни, в частности, пишет, что "сразу после контузии, когда слуховые ощущения либо полностью отсутствуют, либо появляются только при воздействии очень сильных звуков, возникают такие ответные реакции организма, как изменение спонтанной электрической активности коры головного мозга - появление ритмов более высоких частот... изменение разности потенциалов кожи (кожно-гальваническая реакция) и улитко-зрачковый рефлекс - изменение диаметра зрачка при действии звука"".

Зона неслышимых звуков, вызывающих улитко-зрачковый рефлекс, была названа Гершуни "субсенсорной областью". На стадиях постепенного восстановления слуха эта зона увеличивается, а при полной нормализации уменьшается. Подобным же образом ведут себя другие непроизвольные реакции, регистрируемые в ходе патологического процесса. В норме пределы субсенсорной области существенно зависят от состояния человека и для улитко-зрачково-го рефлекса колеблются в пределах от 5 до 12 дб.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов-раздражителей на органы чувств. Однако ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время. Оно называется латентным периодом. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем попасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.

Восприятие, его виды и свойства

Внешние явления, воздействуй на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойств-а предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в" его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человечку ским сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы "привязаны" к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает

активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения - ведущего органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина - образ, внесли представители гештальтпсихологии - направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М. Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор "естественного продолжения". Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.

Принципы перцептивной организации зрительного восприятия иллюстрируются рис. 36. Ближе друг к другу расположенные линии в ряду А скорее объединяются друг с другом в нашем восприятии, чем далеко расставленные. Добавление горизонтальных, разно-направленных отрезков к отдельным, стоящим далеко друг от друга вертикальным линиям в ряду Б побуждает нас, напротив, видеть целостные фигуры в них, а не в близко расположенных линиях. В данном случае это квадраты. Соответствующее впечатление усиливается еще больше (ряд В), становится необратимым, если контуры оказываются замкнутыми.

Выяснилось, что восприятие человеком более сложных, осмысленных изображений происходит по-иному. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. Анализ записей движений глаз, проведенный А. Л. Ярбусом", показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию. При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу (рис. 37, 38). Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и многом другом.

Нередко при восприятии контурных и штрихованных изображений, а также соответствующих элементов реальных предметов у человека могут возникать зрительные иллюзии. Таких иллюзий известно множество. Две из них для примера показаны на рис. 39. Это - иллюзии, связанные с искажением контура окружности, представленной на фоне веерообразно расходящихся линий (А), и искажение изображения квадрата на фоне концентрических окружностей (Б).

Наличием иллюзий в сфере восприятия, которые могут быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе "видения" так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе.

Остановимся кратко на механизмах восприятия пространства, времени и движения, которые совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур плоскостного типа

образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека. Восприятие пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов, расстояния между предметами.

В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы факторов:

1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты, изломы на контурных изображениях.