Основоположником акмеологии как науки является. Акмеология как наука. Краткая история формирования акмеологии в России

Акме – наивысшая степень чего-либо.

Акмеология - это наука, которая возникла на стыке гуманитарных, естественных и общественных наук, ее предметом являются закономерности и феномены развития человека до периода его зрелости и достижения самого высокого уровня в своем развитии (А.А.Деркач, А.А.Бодалев, Н.В.Кузьмина).

Акмеология рассматривает развитие человека как личность и субъект труда. В наши дни в силу асинхронности развития акмеологических знаний наилучшее развитие получили изучение развития человека как субъекта трудовой деятельности, закономерностей и редких фактов развития профессионализма человека и трудовой деятельности, поэтому на настоящем этапе своего развития акмеология представляется, главным образом, как наука о профессиональном мастерстве. Расширение объекта и предмета науки позволит ей получить то содержание, которое будет соответствовать тем идеям, которые были положены в ее основу науки при создании.

Как научная дисциплина акмеология характеризуется следующими чертами:

1) Формулирует мысль о том, что в век информационных технологий одной из основных целей человеческой жизни является его стремление к достижению вершин развития;

2) охватывает сферу действительности, не рассматриваемую другими отраслями человекознания;

3) исследует акмеологический компонент человеческой реальности особыми методами, которые представляют собой технологии проведения эмпирических исследований и экспериментов, а также процесс внедрения в практическую деятельность полученных результатов в форме определенных приемов саморазвития человека.

На сегодняшний день акмеология представляет собой особую область, как науки, так и практики. Существуют следующие области основных интересов данной науки:

Макрохарактеристики человека как индивида, индивидуальности, личности, субъекта деятельности;

Факторы, условия и механизмы общественно значимой деятельности социальных групп;



Имеющие наибольшую значимость проявления жизнедеятельности и взаимосвязи субъектов социальной жизни (отношения, общественно значимая деятельность, творческое саморазвитие);

Профессионализм как основа для полноценной включенности индивида и групп индивидов в социальную деятельность;

Наилучшие "паттерны" использования и развития творческого потенциала индивида и групп индивидов, которые представляются в продуктивных моделях, алгоритмах и технологиях.

Основное доказательство научной и социальной ценности акмеологии, как науки, является наличие методологического аппарата. Методология данной науки, основываясь на идеях о ценности самого человека и его духовного мира, способности к творческой активности и совершенствованию собственной личности, преобразует данные, полученные другими науками при помощи определенных методологических принципов, которые носят универсальный характер (системный принцип, личностный, субъектный, деятельностный).

Объект изучения акмеологии - развивающийся человек, субъектно-личностный характер развития человека, добивающегося высшего уровня развития.

Акмеология впервые вводит следующие научные принципы:

1)восходящего развития человека как субъекта и как личности,

2) пропорциональности жизненных и социальных изменений субъектным и личностным качествам человека,

3) самоуправления и самореализации личности человека для достижения соответствия своих качеств усложняющемуся социуму,

4) рассмотрения условий развития личности человека вне строго заданных мировоззренческих установок.

Достаточно глубоко и детально разрабатывается категориальный аппарат науки. Предметом изучения становится феномен "акме", описываемый как многоплановое состояние человека в определенный достаточно прогрессивный для развития период его жизни, связанный с высокими профессиональными и личностными достижениями. Разрабатывается и понятийный аппарат акмеологии, в который включаются понятия "акмеологическое пространство", "акмеологические принципы и закономерности", "акмеологические инварианты развития", "акмеограмма" и проч.

Сейчас акмеология с точки зрения методологии - это научную дисциплину: комплексная по форме существования, междисциплинарная по у происхождению, системная по способу объединения знания, фундаментальная по научным параметрам и прикладная по практической направленности своих разработок.

К оригинальным методам и методикам акмеологии относятся сочетание лонгитюдного метода с биографическим, сравнительный анализ малопродуктивной и высокопродуктивной профессиональной деятельности, составление акмеологического описания, сопоставление профессиограмм, акмеограммы и психограммы, преобразующий эксперимент и др. Эти уникальные методические инструменты используется и для проведения акмеологической психодиагностики.

Практические акмеологические исследования приближают исследователей к решению задач подготовки, расстановки персонала, эффективного стиля управления, создания управленческой команды и проч.

Научный акмеологический подход, методы и технологии акмеологии, полученные учеными новые данные об особенностях психического развития человека в период зрелости все шире начинает применяться в подготовке персонала высокой квалификации, разработке индивидуальных программ профессионально-личностного развития, при планировании и реализации карьеры. Все это находит свое отражение в развивающих тренингах и семинарах, программах акмеологического сопровождения профессиональной деятельности, программах повышения квалификации, которые направлены на совершенствование профессионально-личностного развития.

Акмеология предоставляет большие возможности для исследования многих основных проблем психологии развития, таких как, процессы интеграции и дифференциации личности, сенситивности и неравномерности в период зрелости, соотношение личностных и деятельностных детерминант в развитии взрослого человека в период зрелости, место кризисов и противоречий в процессе социального и профессионального становления личности взрослого человека, пути гармонизации психического развития человека в различные периоды зрелости, индивидуальные возможности психического развития субъектов общения, познания, труда, и т.д.

№2 АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ . Акмеология тесно связана с такими социальными науками, как философия, история, культурология, социология, экономика, политология, конфликтология, педагогика и экология. Линия взаимодействия акмеологии с этими науками проходит через социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессиональной самореализации в избранной сфере деятельности, которая, в свою очередь, протекает в динамически меняющемся экономически-экологическом пространстве и осуществляется во взаимодействии в семейной и деловой жизни.

Связи акмеологии с философией осуществляются по двум основным направлениям: методологическому и мировоззренческому. Первое определяет методологические принципы и средства построения акмеологии как самостоятельной комплексной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера. Средствами являются методологические принципы: оперирования философскими категориями и научными понятиями для выделения объектов и разработки предметов и стратегий исследования, анализа феноменологии и синтеза знаний о ней, построения концептуальных моделей и акмеологических методов, их эмпирической верификации, проведения экспериментальных исследований и теоретического обобщения полученных данных, осуществления их акмеологической интерпретации и создания технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления.

Второе направление мировоззренчески задает акмеологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания. Акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции, гуманистические и культурные идеалы, позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности, цивилизованного правосознания и рациональной организации, экологической целесообразности и эстетической гармонии, творческого самосовершенствования, искренности общения и свободы самовыражения, глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности.

Ближайшей к акмеологии является психология как центральная дисциплина, изучающая человека в системе современных наук.

Знания, накопленные в общей психологии и в ее прикладных областях, используются в акмеологических исследованиях в форме тех или иных фрагментарных сведений о психических возможностях человека, а так же составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики совершенствования человека и становления его профессионального мастерства. С этой точки зрения «корневой системой» психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и управления, сознания и деятельности, мышления, рефлексии, творчества, общения, личности, одаренности и индивидуальности.

Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с ее прогрессивным развитием, а также с преодолением как объективных противоречий профессиональной деятельности, так и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одной из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления является рассмотрение взаимосвязи акмеологии и конфликтологии.

№ 3Связь акмеологии с общественными науками.

Особенно многообразны связи акмеологии с другими областями современного обществознания - как прикладными, социальными, так и фундаментальными,философскими. Сопряженность с философским знанием осуществляется по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.

В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной дисциплины, которая, с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой - вычленяет и разрабатывает специфические представления о становлении его профессионально-творческого мастерства

Кроме того, философия, взятая в своей мировоззренческой ипостаси, задает ценностную точку отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, культурологических, юридических, нравственных, эстетических и т.п.), ее постановки и изучения. Современные акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике: общечеловеческие ценности и национальные традиции;гуманистические и культурные идеалы; позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности; цивилизованного правосознания и рациональной организации;экологической целесообразности и эстетической гармонии; творческого самосовершенствования; искренности общения и свободы самовыражения; глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности .

Таким образом, философия мировоззренчески задает аксиологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания.

Благодаря общественно-гуманитарной природе и своему аксиологически-гносео-логическому статусу акмеилогия тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология, социология и экономика, политология и конфликтология, педагогика и экология. Центральной линией во взаимодействии акмеологии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессионально-экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности, которая протекает в динамически меняющемся экологическом и экономическом окружении и осуществляется во взаимодействии с партнерами по семейной и деловой жизни, человеческому общению, трудовой деятельности и сфере досуга, науки и искусства. Именно категория созидательного, культурно осмысленного труда - основная во взаимодействии акмеологии с общественными науками, она определяет различные социальные аспекты трактовки ее ключевых понятий - деятельности, профессионализма, организации и управления.

В отличие от взаимосвязи акмеологии с обществознанием основной категорией, характеризующей ее взаимодействие с науками о человеке, является творчество.Именно эта категория определяет ключевые для акмеологии психологические понятия: мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности,креативность, совершенствование, эвристика, рефлексика, сознание, личность, индивидуальность и ряд других.

Ближайшая к акмеологии, естественно, - психология как центральная дисциплина, изучающая человека. В свою очередь общая психология (кроме того,что является дисциплинарным ядром) представляет весьма разветвленную и дифференцированную систему различных психологических наук: фундаментальных(изучающих личность, ее психику и сознание, процессы и состояния, деятельность и поведение, развитие и творчество) и прикладных (психология возрастная и педагогическая, социальная и инженерная, психофизиология и патопсихология и т.п.).

Разумеется, разные знания (накопленные в общей психологии и в ее прикладных областях) постоянно используются в конкретных акмеологических исследованиях и разработках в форме фрагментарных сведений о психических возможностях человека. Однако особый интерес вызывают те области психологии, которые составляют психологическую базу для разработки акмеологической проблематики профессионального мастерства человека . С этой точки зрения, "корневой системой" психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и творчества, деятельности и сознания, мышления и рефлексии, понимания и управления, общения и личности, одаренности и индивидуальности.

Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с преодолением объективных противоречий профессиональной деятельности и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одна из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления - рассмотрение взаимосязи акмеологии и конфликтологии.

№4 Предмет изучения акмеологии

Определение предмета акмеологии включает в себя психологические закономерности и механизмы, условия и факторы от которых зависит развитие зрелой личности и ее профессиональное становление. Предмет акмеологии достаточно обширен чтобы его можно было конкретизировать более узко. Акмеология - сравнительно молодое направление психологии и предмет акмеологии конкретизируется по-разному в исследованиях и практике акмеологов. Это не значит, что нет единого мнения касательно определения предмета акмеологии. Просто предмет акмеологии достаточно обширен чтобы его можно было конкретизировать более узко. Если попробовать более узко дать более узкое определение мы получим следующее:

Предмет акмеологии представляет собой совокупность закономерностей саморазвития и самосовершенствования личности включая самореализацию человека в разных сферах деятельности.

В предмет акмеологии также входят процессы и механизмы совершенствования человека которые способствуют самореализации. В предмет акмеологии можно включить: становление человека как индивидуальной личности, становление в профессиональной и общественной жизни.

Предмет акмеологии- объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

№5 Характеристики самоактуализирующихся людей

Достижение самоактуализации означает идеальный стиль жизни. По Маслоу, эти люди представляют собой «цвет» человеческой расы, ее лучших представителей. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. это медленный и болезненный процесс, который лучше рассматривать как постоянный поиск, а не достижение фиксированной точки. Каждый человек стремится реализовать свой внутренний потенциал по-своему. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни.

Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики:

1. Более адекватное восприятие реальности . Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря такому восприятию, самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других.

Маслоу назвал такое неискаженное восприятие «бытийным, или Б-познанием».

2. Приятие себя, других и природы . Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги - эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов

3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление

4.Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика.

5. Независимость: потребность в уединении . Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфере социального общения часто «нормальные» люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна «правильная» академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде, потому что у него есть он сам. В этом смысле он представляет собой «самодостаточный» организм.

7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализируюшиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.

8. Вершинные, или мистические переживания. Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. Такие люди могут «включиться» без искусственных стимуляторов. Их включает уже то, что они живы.

По Маслоу, вершинные или мистические переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны. Он обнаружил, что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего «Я» или выходят за его пределы. Они одновременно чувствуют себя и более сильными, и более беспомощными чем прежде и утрачивают чувство времени и места. По Маслоу, вершинные переживания, которые действительно меняют человека, происходят, когда их заслуживают: «Человек пришел к инсайту после года нелегкого лечения у психоаналитика; или философ, который в течение 15 лет работал над какой-то проблемой, наконец увидел ее решение».

9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству.

10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек. То есть самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями («два сапога пара»). Обычно круг их близких друзей невелик, так как дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.

11. Демократичный характер. Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые «демократичные» люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: «Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти».

12. Разграничение средств и целей. В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя очень немногие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова.

13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом.

14. Креативность . Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил, скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. \

15. Сопротивление окультуриванию. И наконец, самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

Вопрос №6 Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии

"Акме" в профессиональном развитии (профессиональное "акме") - это психическое состояние, означающее высший для данного человека уровень в его профессиональном развитии, который приходится на данный отрезок времени.

Профессиональное "акме" - это психическое состояние, означающее максимальную мобилизованность, реализованность всех профессиональных способностей, возможностей и резервов человека на конкретном этапе жизни (при отсутствии перенапряжения и использования предельных возможностей организма).

Профессиональные "акме" как формы достижения человеком высоких уровней в его профессиональном развитии изучали и описывали Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.

Профессиональное "акме" - это кульминация, пик, оптимум в профессиональном развитии человека изданном отрезке жизненного пути. Б.Г. Ананьев под кульминацией понимал момент наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей. Фазы кульминации зависят, по Б.Г. Ананьеву, от времени и объема деятельности с момента старта, а старта - от уровня методов профессиональной подготовки.

Состояние "акме" можно соотнести с том, что в литературе называют "интенсивностью бытия".

"Акме" в профессиональном развитии может не совпадать по времени с "акме", достигаемыми человеком как индивидом, как личностью. "Пики" в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности могут происходить в разное время (хотя "акме", подъемы в развитии одних сфер психики могут стать источником, катализатором для появления "акме" в других сферах).

наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижения им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АКМЕОЛОГИЯ

от аkme - в переводе с древнегреческого - высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия - от греческого lоgos - учение) - наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие "А." в научный оборот ввел Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы А. как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым ("Человек как предмет познания", 1969) и развиты А.А. Бодалевым ("Акмеология как учебная и научная дисциплина", М., 1993) и др. Осн. область исследований А. связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект А. - профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет А. - объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов. А. исследует проблемы противоречий между растущим объемом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, - с другой. А. выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики "акме". Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. А. изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей А. является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств. - наука о механизмах, внутренних и внешних факторах прихода к наивысшим достижениям человека в его жизненном пути и, в частности, к профессиональной деятельности, проявлений в высшей точке траектории пути (акме) и отхода от высших достижений. (Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога. - Великий Новгород, 2002.) - интегральная наука, объединяющая научные знания о человеке и его знания о профессиях, о достижении человеком в процессе его производственной (в широком смысле) деятельности вершин профессонального совершенства. акмеологическая парадигма ориентирует преподавание на помощь субъекту учения в достижении вершины своих возможностей, в наиболее полной реализации им потенциала своей личности. (Педагогические теории, системы, технологии. Справочные материалы под ред. В.А. Фадеева. - Рязань, 1999.) - наука о вершинах, о достижениях в жизнедеятельности и развитии человека. Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. (Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. - СПб., 2002.) - наука о развитиии зрелых людей под влиянием образования, достижения ими вершин жизнедеятельности, сохранения творческого долголетия под влиянием самообразования.

Долгое время в психологической науке большинство исследований, трактатов и теорий было посвящено детскому развитию. Об этом может свидетельствовать практически любая возрастная периодизация, где период от рождения до 18 лет достаточно подробно изучался и был детально проанализирован, тогда как молодости, а уж тем более зрелости и старости не уделялось должного внимания.

Тем не менее в 20-х годах ХХ века Н.А. Рыбников ввел такое понятие, как «акмеология», назвав ее наукой о развитии взрослых, зрелых людей. В конце 60-х Б.Г. Ананьев, исследуя жизненные периоды человека, включил эту науку в один ряд с педиатрией и геронтологией (наукой о старости). Однако только в конце 90-х годов был образован первый институт акмеологии.

Чем же сегодня занимается акмеология? Итак, с древнегреческого «акме» переводится как «вершина». Таким образом, акмеология – это современная наука, изучающая механизмы того, как человек достигает наивысшей точки в собственном развитии (здесь имеется в виду и профессиональное, и личностное развитие).

Основные принципы, задачи и области применения

Акмеология как наука в основном изучает период зрелости. Что это значит? Данный период начинается условно с 30 лет и завершается в 50-55 – получается, что он приходится на то время, когда человек максимально активно работает и проявляет себя в обществе.

И хотя сегодня многие начинают свой профессиональный путь гораздо раньше – в 20 и в 24 года, но, тем не менее, как утверждают психологи, наиболее активный период саморазвития человека начинается именно с 30 лет.

Рассматривать данную науку необходимо системно, как целостную структуру, которая объединяет в себе многие знания. Более того, важно понимать, что акмеология на данный момент изучает достаточно широкий спектр вопросов:

  • Как реализуют свой творческий потенциал, свои творческие способности взрослые, зрелые люди, для того чтобы достичь высот в профессиональном мастерстве (нужно сказать, что больше половины зрелых людей сегодня недостаточно используют или вообще не используют свой творческий потенциал, который мог бы им помочь в достаточной мере реализовать себя).
  • Что может препятствовать или, напротив, способствовать достижению высот в собственном профессиональном и личностном развитии.
  • Каким образом и чему человек обучается, чтобы достичь высот в профессионализме (как учится, на что делает упор, чему уделяет наибольшее внимание, что ему важно знать и уметь, чтобы достичь высот).
  • Как влияет на достижение акме способность человека к самообразованию, а также умение себя организовывать, быть дисциплинированным и целеустремленным.
  • Как человек адаптируется под постоянные изменения внешней среды (развитие науки, культуры, искусства, развитие компании, в которой он работает), а также под изменения внутренних интересов, личностный рост и получение новых знаний.

Данная наука объединяет достаточно много разнообразных тем и вопросов, на которые до сих пор нет однозначных ответов. Это позволяет акмеологии постоянно развиваться и совершенствоваться, ведь вместе с развитием общества, людей, сменой поколений должна меняться и наука.

Основные задачи акмеологии на данный момент связаны со следующими аспектами:

1. Комплексное, разностороннее исследование человека, находящегося на этапе взрослости. Здесь рассматриваются особенности развития, динамики и изменений в физическом, психологическом, личностном и профессиональном развитии. Также в задачи данной науки входит понимание того, как проходило развитие человека на предыдущих этапах (в детстве, молодости).

2. Понимание того, как должен развиваться человек на предыдущих этапах развития, чтобы достигнуть определенных вершин в зрелости. Изучение того, как влияют макросреда и микросреда (государство, семья, природа) на способность человека достигать профессиональных и личностных высот.

3. Исследование того, как человек овладевает профессией, как становится мастером в своем деле и достигает вершины в собственном профессиональном развитии. Какие факторы влияют на это положительно, а какие – тормозят данный процесс.

4. Кроме того, создание таких методов и инструментов, которые позволят оценивать уровень профессионализма в разных сферах и у разных людей. На данный момент таких методов практически нет, так как сам термин «профессионализм» будет в каждой сфере и отрасли деятельности иметь свое значение.

Направления науки

Акмеология на данный момент включает в себя достаточное количество смежных наук, которые подробно исследуют те или иные особенности взрослой жизни, а также вопросы самореализации зрелых людей. Так, сегодня достаточно серьезно развивается педагогическая акмеология.

Специалист, изучающий данное направление, исследует профессионализм педагогов, особенности становления педагогов и то, как они достигают вершин в своей профессии, а также этапы, через которые проходит педагог на пути к акме.

В том же ключе развиваются такие направления акмеологии:

  • Военная.
  • Медицинская.
  • Социальная.

Все они исследуют то, как в рамках данной профессии (или в случае социальной – в рамках социума) происходит становление мастера. Через какие этапы и вехи проходит человек, и что будет являться в каждой сфере настоящей вершиной профессионального и личностного развития.

В наши дни в связи с активным развитием коммерческих предприятий и появлением большого спроса на управленцев и топ-менеджеров стала развиваться управленческая акмеология. Она изучает специфику становления человека не просто как профессионала и мастера своего дела, но и как руководителя, способного направлять деятельность компании и коллектива.

Отдельно вопросами творчества, его развития и влияния на профессиональное становление человека занимается креативная акмеология. Она подробно исследует творческое мышление взрослого человека, а также методы его развития и активизации в рамках постоянно развивающегося мира.

На данный момент самым молодым и активно развивающимся направлением является синергетическая акмеология. Она объединяет в себе и социологию, и самые передовые исследования, касающиеся зрелого возраста, творческих способностей и достижений в профессиональном плане.

Нужно сказать, что науке приходится серьезно изменять свои подходы, методы и прочие аспекты вместе с изменяющимся миром и теми требованиями, которые предъявляются к современному работнику. Поэтому синергетическая акмеология старается обращать внимание именно на эти изменения в макросоциуме – на уровне государства, мировых тенденций и так далее.

Конечно, есть множество других направлений, которые тоже весьма активно развиваются на данный момент:

  • Коррекционная – исследует проблемы, связанные с достижением «вершин» у людей с проблемами в развитии (физические, личностные, психические). Как и за счет чего они способны достичь своих личных высот.
  • Этническая – исследует особенности профессионального становления зрелых людей в зависимости от принадлежности к тому или иному этносу. Как влияют национальные и культурные особенности на развитие человека.
  • Акмеология образования – исследует то, какими должны быть образование и образовательные системы, чтобы человек мог эффективно достигать вершин.

Кроме того, выделяются фундаментальная и прикладная наука. Фундаментальная является более крупным и серьезным направлением, в ней человек рассматривается как система – более того, она консолидирует знания не только по психологии и социологии, но и по физиологии, педагогике, философии и даже математике. Прикладная акмеология изучает конкретного человека, его успехи, достижения и то, что способствует или, напротив, тормозит его профессиональное и личностное становление.

Практически любая наука делает свой, весьма серьезный вклад в развитие человечества. На сегодняшний день акмеология позволяет лучше узнать взрослого, зрелого человека, его проблемы, и главное – достижения. Изучение данной науки позволяет значимо расширить свое представление о взрослости. Автор: Дария Потыкан

Введение

1. Аксиология

Акмеология

3 Акмеология - наука о средствах достижения вершин профессионального мастерства и раскрытия человеческого потенциала

Заключение

Список литературы


Введение


Социокультурная ситуация рубежа тысячелетий. Миpоощущение человека «на переломе»; проблемы выбоpа целей и поиски смысла. Синдром отставания духовного развития человечества от научно-технического прогресса. Доминирование технокpатического и пpагматично-потpебительского миpоотношения. Пpоцессы отчуждения и утpата культуpной памяти, pазpушение классических ценностных иеpаpхий, неустойчивость инфоpмационного поля культуpы. Многообpазие пpоявлений дестpуктивных пpоцессов: этно-pегиональные конфликты и национальное самосознание; «пpоблемы молодежи», феминистское движение и дp.; мистицизм и магия, новые и дpевние культы; «смеpть искусства» и поcтавангаpдизм, масскульт и его ценности.

Становление «глобального мышления» и его проблемы: экологические, политические, нравственные, pелигиозные. Совpеменное гуманистическое движение и его идеалы: жизнь, cвобода и пpава личности, защита окpужающей сpеды. Истоpические судьбы гуманизма и его совpеменные фоpмы.

Понятие «информационное общество» и его условия: открытость и доступность информации, нравственные критерии пользования. Социокультурная и личностная потребность в отчетливости мировоззренческих ценностных позиций, критериях оценки явлений современности.

Корпус гуманитарных наук и проблема целостностности человека и знания о нем. Особенности гуманитарного знания и его отличия от естественно - математических наук (по методам получения, способам формулирования, передачи, верификации).


1. Аксиология


1 Аксиология в системе гуманитарного знания


Аксиология (axios - ценность, logos-cлово) как учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. Ценности как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Красота, Добро, Истина - классическая триада общечеловеческих ценностей; их обсуждение в истории философской мысли.

Становление философской теории ценностей на рубеже ХIХ-ХХ веков. Современная аксиология как гуманитарное знание; ее отношения к философии, антропологии, психологии, эстетике, этике, религиоведению, культурологии, теории образования.

Аксиологические аспекты естественно-научного знания и хозяйственной практики. Знание - самовоспроизводящийся ресурс человечества при условии его ценностного осмысления (с точки зрения собственно-человеческой меры). Основные концепции ценности: онтологический, субъективистский, социально-психологический, прагматистский, релятивистский, холономный подходы.


2 Аксиология в контексте философии


И. Кант об апpиоpном статусе ценностей как сфеpе свободы (нpавственности), пpотивостоящей цаpству необходимости (пpиpоде).

Аксиология в пределах философии культуры: Р. Г. Лотце о ценности как объективной значимости (истина, добро, красота) в отличие от ценностей- «благ культуры» (наука, правопорядок, религия, искусство); Виндельбанд о ценностях как ноpмах обоснования функций духовной культуpы (нpавственной, эстетической, pелигиозной, научной, хозяйственной, политической, художественной деятельности людей).

Г. Риккеpт (неокантианство) о пpизнании свеpхэмпиpических (тpансцендентных) ценностей долженствования, о гносеологии как науке о ценностях (объективных истинах).

Г. Коген о ценности как поpождении «чистой воли» тpансцендентального субъекта.

В. Вундт, Ф. Иодль о субъективно-чувственной пpиpоде ценностей и их истоpической относительности; Ф.Бpентано, М. Шелеp об объективности и истинности чувственного познания (эмоциональные «акты пpедпочтения» как момент пpоявления апpиоpных ценностей в их иеpаpхии: приятное, благоpодное, величественное, священное).

Пpоблема ценностей в отечественной совpеменной философии. В. П. Тугаpинов, В. Ф. Cеpжантов, В. В. Гpечаный и дp. о ценностях как пеpвичных смыслах человеческого бытия, миpовоззpенческих константах личности; о ноpмативно-ценностной стpуктуpе общества и общественного сознания; о культуpе как длящемся пpоцессе ценностного твоpчества.

М. Мамардашвили о ценностной природе мышления. Эстетическая аспектология ценностей (А. Гулыга, Л. Столович).


3 Мир ценностей и способы их классификации


Ценности как первичные смыслы человеческого бытия и мировоззренческие константы. Нормативно-ценностная структура общества и общественного сознания.

«Трехипостасная» (триединая) природа ценности как субъект-объект-отношения; ценность как понятие и образ.

Принципы классификации ценностей: по способу существования - материальные, духовные, духовно-материальные; по сферам бытия - ценности природы, культуры, социума, науки и искусства; по значимости в жизни человека - смысложизненные (бытийные) ценности и ценности потребления; жизнь как ценность. Проблема «общечеловеческих» ценностей, духовных констант культуpы, обеспечивающие ее устойчивоcть и воспpоизводство. Искусство и философия - как способы «кодиpования» ценностных смыслов, самосознание и память культуpы. Этно-национальные, социально-политические, индивидуально-личностные ценности в их отношении к общечеловеческим.

Понятие о системе (иерархии) ценностей как условии становления личности и целостности человеческого существования.


4 Современные концепции личности в свете аксиологической проблематики


Философские и психологические концепции личности в ХХ-м веке: в поисках смысложизненных опpеделений. Психодинамическое направление в теории личности (З. Фрейд) и его коррективы (А. Адлер и К. Г. Юнг); эго-психология и социокультурная теория личности (Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни); бихевиоризм (К. Скиннер); социально-когнитивные концепции (Д. Роттер, Д. Келли); гуманистическая теория (А. Маслоу); феноменологическое направление и принцип «руководящего мотива» (К. Роджерс); концепции личности в русской философии (Л. Карсавин) и идеи культурно-психологической школы (Л. Выготский); «потребностная теория эмоций» (П. Симонов).

Содеpжание и взаимоотношения понятий: человек, индивидуум, индивидуальность, личность.

Личность как целостное, самосознающее био-психо-духовное существо, становящееся в пpиpодо-социо-культуpной среде.

ценность акмеология личность аксиологический


2. Акмеология


1 Акмеология - как наука. Появление, становление и развитие


С середины двадцатого века в мировой практике усилились тенденции к интеграции научного знания. Это привело к появлению таких наук, как кибернетика, эргономика, системотехника, информатика. Их становление позволило человечеству сделать существенный рывок в решении огромного количества проблем.

Но в области исследования системных качеств человека не существовало специального понятийного аппарата достаточно высокого уровня, который позволил бы объединить достижения наук и создать базис для разработки теории достижения человеком наивысших результатов в своем развитии, в достижении вершин профессионального мастерства, социальных вершин и экономического благосостояния. Системный онтологический кризис психологической науки, о котором сегодня так много говорят ученые, поставил вопрос о создании новой методологической парадигмы. Эту парадигму и призвана создать акмеология.

В 1968 г. Б.Г. Ананьев нашел ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, расположив их в следующей последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении). Б.Г. Ананьев поставил акмеологию вслед за педагогикой, как бы говоря тем самым, что это наука о закономерностях развития зрелых людей под влиянием образования или средствами образования.

Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно. Подобный дидактический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается.

Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений.

Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости. По мнению А.А. Бодалева, «… она определяет сходное и различное у разных людей и в том же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека».


2 Цели, объект и предмет акмеологии


Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.

Объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии.

Предметом в широком понимании являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии. На данном этапе - это, прежде всего закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации.

Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших достижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессиональной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека, как субъекта деятельности. Это вполне естественно: личностные достижения становятся заметными в основном в профессиональной деятельности, особенно той, которая имеет высокую социальную значимость.

Иными словами, нельзя изучать человека в отрыве от его деятельности и деятельность без субъекта труда.


2.3 Акмеология - наука о средствах достижения вершин профессионального мастерства и раскрытия человеческого потенциала


Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии.

Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, то есть развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Поэтому и нужна такая наука, как акмеология. Она исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, - с другой. Выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. Акмеология изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей акмеологии является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.

В отличие от взаимосвязи акмеологии с обществознанием, основной категорией, характеризующей ее взаимодействие с науками о человеке, является творчество. Именно эта категория определяет ключевые для акмеологии психологические понятия: мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, эвристика, рефлексика, сознание, личность, индивидуальность и ряд других.

Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с преодолением объективных противоречий профессиональной деятельности и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одна из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления - рассмотрение взаимосвязи акмеологии и конфликтологии.

Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой - результат длительного (то есть диахронического), весьма противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант. Таким образом, концепция творческого «акме» как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала, должна строиться на базе концептуально-методологического взаимодействия диахронической акмеологии и синхронической конфликтологии, поскольку они находятся в отношении взаимной дополнительности, изучают макро- и микроаспекты творчества.

В качестве базовых выделяются возрастной, образовательный, профессиональный аспекты акмеологического подхода.

Возрастной аспект исследования нацелен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда), образовательный аспект - на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования, профессиональный аспект - на определение возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты, креативный аспект - на определение затрачиваемых усилий и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим, обеспечивая оптимальное взаимосогласование выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.

Разработанные приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексики позволяют развивать творческие способности учащихся, студентов и профессионалов в ситуациях как решения профессионально-творческих задач, так и применения интенсивно-игровых методов культивирования рефлексии.

Личностно-профессиональное развитие - это процесс развития личности (в широком понимании), ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в процессе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий.

В акмеологических исследованиях подчеркивалось, что личностно-профессиональное развитие должно иметь прогрессивный характер, проявляющийся в следующем:

в изменении мотивационной сферы личности, в которой сильнее, чем раньше, начинают находить свое отражение общечеловеческие ценности;

в возрастании умения на уровне интеллекта планировать, а затем осуществлять на практике именно те деяния и совершать те поступки, которые соответствуют духу названных ценностей;

в появлении большей способности мобилизовать себя на преодоление трудностей объективного характера, мешающих проявлять самостоятельность и совершать деяния в соответствии с этими ценностями;

в более объективном оценивании своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым более сложным деяниям и ответственным поступкам.


Заключение


Аксиология (общая теория ценностей); аксиосфера культуры, личность, ценность, принципы классификации ценностей; ценности витальные, социальные, духовные, ценности природы, культуры, общения; ценности эстетические и нравственные, ценностное сознание, потребностная теория эмоций, аксиологические чувства, ценностные суждения и категории, нравственные ценности, этические модели поведения.

В целях изучения и анализа акме-форм, успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего, философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики.

Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности.

Полученное в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека.

С этой точки зрения акмеологичность можно рассматривать в синхроническом плане в виде самосовершенствования человека, а диахронически - в виде его профессиональной социализации. Востребованность акмеологии в современной России в условиях перехода к рыночным отношениям, создания правового государства и демократического общества приобретает особую актуальность. Для этого необходимы активные люди, высокие профессионалы, обладающие инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом.


Список литературы


·Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сборник.М.,1990

·Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. СПб., 2000

·Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М.,1988

·Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

·Столович Л. Н. Красота, Добро, Истина. М., 1996.

·Мамардашвили М. Эстетика мышления. М., 2000

·Хьелл Л., Д. Зиглер Теории личности. СПб., 1997

·Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания., Л. 1969

·Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление.М.,1988

·Аристотель. Этика.Соч.в 6 т.М., 1983. Т.4.

·Бердяев Н. А. Самопознание. М.,1990

·Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества.М.,1989

·Бибихин В. В. Мир.Томск.,1995

·Вебер М. Протестантская этика. М.,1982

·Волченко Л. Б. Этикет и мода. М., 1989

·Гайденко П. П. Аксиология.-Современная западная философия. Словарь. М.,1991

·Гусейнов А. А., Ирлитц Г. Краткая история этики. М., 1977

·Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982

·Додонов В. И. Эмоция как ценность. М, 1978

·Домострой. М.,1990

·Дробницкий О. Г. Ценность.-Философская энциклопедия, т.5. М.,1970

·Канетти Э. Человек нашего столетия. М., 1990

·Кант И. Критика практического разума. Cоч. в 6 т. М.,1965.Т.4,ч.1

·Смирнов В.И. Общая педагогика: учебное пособие. - 2-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: Логос, 2003.

·Сластенин В.А. Педагогика: учеб. Пособие. - 2-е изд. - М.: Академия, 2003.

·Акмеология: учеб. Пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003.

·Трофимов Е.Ф. Эвристика: учебное пособие / Е.Ф. Трофимов;

·Международный университет бизнеса и новых технологий - Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2007.

·Лопухина Е. Воспитание творческой личности // Наука и жизнь. - 2003. - №1. - С.13-17.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

λόγος , logos - учение) - раздел психологии развития , исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития . В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.

Статус акмеологии спорен. Артемий Магун, рассматривающий состояние российских университетов, указывает на возникновение в них новых таких, по его мнению, экзотических, причудливых и «эндемичных » дисциплин, как синергетика , имиджеология, акмеология , соционика, связывая это с общим кризисом высшего образования на постсоветском пространстве и в особенности с изолированностью постсоветской традиции социального знания от мировой науки и результирующей нехваткой взаимной критики концепций в этой области .

Краткая история формирования акмеологии в России

Согласно паспорту специальности ВАК , акмеология относится одновременно к педагогической и психологической отраслям наук .

Направления акмеологии

Новейшее состояние - синергетическая акмеология как синтез социальной синергетики и акмеологии

Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским обоснованием акмеологии В. П. Бранским, В. В. Ильиным и С. Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом происходит её выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.

В. П. Бранский и С. Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний - синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, индивидуальным человеком) посредством самоорганизации» .

Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура, существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры - это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация человека на пути к Акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации.

Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание - это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»).

После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации.

Самореализация также двухкомпонентна и включает самовыражение и самоутверждение.

Самовыражение - это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности это бывает далеко не всегда.

Таким образом, применение синергетического подхода в акмеологии дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация человека, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет по-строить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума, грамотная реализация которой приведет к успеху. Все это является областью разработок акмеологии XXI века.