Отчаяние и уныние. Чем полезно отчаяние? Не советы психологов, а опыт реальных людей

Начинается все стандартно: грусть-печаль, обида, страх одиночества…

А затем разгораются страсти, приходят неприятные мысли, и вот уже наша гостья – затяжная .

Чем более человек мнителен и зациклен на своих переживаниях, тем труднее ему бороться с чувством отчаяния.

А бороться просто необходимо, иначе жизнь, расцвеченная только черными и серыми красками, пройдет мимо.

Как это сделать и почему у некоторых это получается лучше, чем у остальных?

Вы, вероятно, удивитесь, но к унынию, отчаянию и печали у людей бывает наследственная склонность.

И если вы замечали за своими родителями моменты депрессий, то, скорее всего, и сами готовы в них впасть.

Кроме того, семейные схемы поведения, реакции мамы и папы на неудачи и обиды впитываются в нас с молоком и манной кашей.

Если старшие дают правильный пример решения проблем, то из детей вырастают сильные, волевые личности .

Если же родители сами склонны к отчаянию и опусканию рук по любому поводу (безработица, развод, вынужденный переезд, частые ссоры), то и отпрыски выйдут такими же.

Когда ребенок растет в семье, где популярна страдальческая модель поведения, неудивительно, что, повзрослев, он и сам начинает бороться с чувством отчаяния.

Более всего унынию подвержены натуры мнительные и, как ни странно, мечтательные. Те, кто склонен переживать вновь и вновь как прекрасные моменты, так и не слишком. Кто по вечерам заново прокручивает в голове пластинку прошедшего дня.

Усугубляющие факторы – неуверенность в себе, сниженная самооценка, желание жалеть себя, а не действовать, приобретенный или врожденный пессимизм.

Причин для тоски и уныния может быть масса, и серьезных, и не очень-то.

Разрыв с возлюбленным, потеря близких, неудачи на работе, финансовая несостоятельность, творческий кризис, старение, проблемы со здоровьем… Все они, действительно, стоят того, чтобы поплакать и попереживать.

Для серьезных бед недаром придуман траур – время, отведенное на грусть, переосмысление и смирение с потерей. Однако, между скорбью и депрессией – большая разница .

Важно, выплакав ведро слез и утешившись на груди друзей, снова встать и вернуться к жизни. Но некоторые застревают в отчаянии, уверенные, что больше ничего хорошего с ними уже не случится, что потеря невосполнима, а жизнь утратила смысл.

Серьезнейший провокатор отчаяния – усталость, отсутствие сил и энергии . Это знакомо молодым мамам, недосыпающим ночами.

Это знают трудоголики, работающие в трех местах и зарабатывающие копейки. Это известно пациентам больниц, все силы отдавшим на борьбу с болезнями, когда даже долгожданное исцеление не воспринимается как праздник.

Если вы утомились, измотались и не выспались, вы особенно уязвимы для душевных страданий и пессимизма. В этот момент важно сделать паузу. Остановку.

Отдать детей бабушке и уехать на море, взять отпуск и купить путевку в санаторий, прочесть снова любимую оптимистичную книжку, встретиться с самыми дорогими людьми, почувствовать их объятия.

Только так, напитавшись жизненной энергией, зарядившись от ценных сердцу вещей и людей, вы сможете продуктивно бороться с отчаянием.

Усугубляет ситуацию отсутствие конкретного и понятного выхода. Вы не знаете, как решить проблему, как вылезать из долговой ямы, как наладить отношения с родителями, как вернуть любимого и так далее.

Вы не понимаете, как жить без бросившего вас мужа – возможно, вы впервые за 10-15 лет остались одни.

Те, кто разучился быть самостоятельными и полагаться только на себя, кто долгое время пребывал в счастливом состоянии семейного и жизненного комфорта, страдают особенно сильно.

Вам придется учиться этому заново – самостоятельности, уверенности в себе и внутренней силе. А решение обязательно найдется: стоит обратиться за советом к тем, кто «в теме» – родным или коллегам.

Не стесняйтесь попросить протекции на работе, понимая, что достигли крайней стадии отчаяния. Вам действительно нужна помощь! И нужно поторопиться, пока эта помощь – обычная человеческая, а не психологическая.

Осознайте, что корень проблемы сидит внутри вас. Внешние факторы, проблемы и неудачи – лишь оболочка.

А вот то, что вы не можете справиться с собственным унынием, говорит о внутреннем дисбалансе, расшатанности нервной системы, неверии в себя и хроническом стрессе.

Есть несколько шагов, которые непременно облегчат ситуацию:

1. Примите себя . Как Бриджит Джонс, которая вдруг осознала, что ее любят такой, какая она есть. Долой мнительность и закомплексованность, пора уже себя полюбить со всеми тараканами. У вас получится!

2. Притормозите . Ритм большого города – не лучший антидепрессант. Возьмите паузу во всех делах и разберитесь с внутренними терзаниями спокойно.

3. Попросите о помощи . Иногда сложный вопрос решается одним звонком или советом!

4. Отпустите ситуацию в свободное плавание . Очень часто дела решаются сами собой, стоит лишь перестать о них волноваться. Поднимите руку и махните ей: «Будь, как будет!»

(по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)

Вначале приведем цитату из известной книги “О молитве”: “Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно - чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое - благословенное. О нем я не перестаю говорить” .

В другом месте, в книге “Старец Силуан” отец Софроний добавляет: “Иначе действует враг-дьявол с теми, кто принимает его, и иначе по отношению к тем, которые борются. Иное - страдание гордого отчаяния, и иное - души благочестивой, когда Бог позволяет сатане сотворить брань с душою. Это последнее искушение чрезвычайно тяжело и попускается редко” . Об этом последнем состоянии писалось не очень много; хотелось бы обратить внимание на связь такого состояния со страданиями библейского Иова.

Многолетний опыт подвижничества, духовный авторитет отца Софрония, которого многие почитают старцем, и глубина его творений не позволяют просто отмахнуться от этих слов о благословенном отчаянии, нелегких для восприятия, но требуют серьезно задуматься.

Губительное отчаяние

Когда в Православии говорят об отчаянии, чаще всего имеют в виду первый из указанных отцом Софронием родов отчаяния - “чисто негативное и губящее человека” отчаяние как один из наиболее тяжких грехов (согласно “Словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, отчаяние - это безнадежность, лишение последней веры и надежды.

Рассмотрим подробнее сначала именно этот, губящий человека род отчаяния. Как отмечает епископ Варнава (Беляев), у людей, ведущих духовную жизнь, это губительное отчаяние также бывает двух родов: “Отчаяние первого рода происходит от отягчения совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежия.

Другого рода отчаяние бывает от гордости, когда человек, впадший в какой-либо грех, никак не хочет смириться и признать, что он заслужил падение От первого вида исцеляют воздержание и теплая надежда на Бога, а от последнего - смирение и то, чтобы никого не осуждать” .

А вот как описывает это состояние отец Софроний: “Доколе в человеке сильна гордость, дотоле он может подвергаться приступам особо мучительного, адского отчаяния, которое извращает все представления о Боге и о путях Его промысла. Гордая душа, пребывая в тягостном страдании и мраке ада, виновником своих мучений считает Бога и мыслит Его как безмерно жестокого. Лишенная подлинного бытия в Боге, она все оценивает из своего болезненно-страдальческого состояния и начинает ненавидеть и свою жизнь, и вообще все бытие мира.

Пребывая вне Божественного света, в своем отчаянии она доходит до того, что и бытие Самого Бога начинает ей представляться как безнадежная бессмыслица, в силу чего ее отталкивание от Бога и ненависть ко всякому бытию становятся все большими и большими” .

Основные причины такого отчаяния - оскорбленное самолюбие, страх перед общественным позором в случае, если узнают о совершенном преступлении, боязнь наказания, крушение идеалов или задуманных предприятий, безнадежная любовь и прочее. В наиболее тяжких случаях отчаяние может довести человека до самоубийства.

Необходимо также отметить, что многие Святые Отцы говорили о необходимости борьбы со страстями (духовной брани) и о том, что страсти могут посылаться нам для духовного совершенствования. Господу более угодна наша борьба со страстями, нежели полное отсутствие страстей, бесстрастие. Известно, например, свидетельство о преподобном Иоанне Колове, который вначале умолил Бога, чтобы ему было даровано бесстрастие, а затем, по совету старца, испросил у Господа возвращение браней и терпение, ибо, как сказал старец, “по причине браней душа приходит в преуспеяние”.

Дает весьма поучительный комментарий на этот важный для православной духовной практики эпизод, нашедший отражение в Священном Предании. также указывает: “Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали, но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя виды и свойства каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению” .

Нельзя не упомянуть здесь также и поучительный случай, о котором свидетельствуют “Троицкие листки с луга духовного”. Речь идет о явлении человеку, находившемуся в отчаянии и собиравшемуся покончить жизнь самоубийством. Человек этот был так потрясен видением, что отбросил пояс, на котором только что хотел повеситься, и направился в , где получил утешение от отца Анфима. Молитвой у раки преподобного Сергия он был окончательно утешен и вышел из обители, как новорожденный младенец. Он смотрел на мир другими глазами, и душа его совершенно успокоилась.

Переживание губительного отчаяния опасно, но еще не фатально. Человек, впавший в губительное отчаяние, еще может (и должен) обратиться к Богу с горячей покаянной молитвой, и Господь непременно даст ему исцеление и новые силы для продолжения духовной брани. Вот как пишет об этом преподобный Исаак Сирин: “Если приключится человеку впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестанет радеть о добре, да не останавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими противниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего” .

В заключение этой части статьи необходимо отметить, что, согласно учению православных отцов-аскетов, состояние отчаяния самым тесным образом связано с печалью и унынием.

Отчаяние “по Богу”

Существует и состояние духа, внешне, по своим психологическим характеристикам, схожее с описанным выше, но принципиально иное. Вот как описывает его отец Софроний: “Когда впервые промыслительно Богом оставленный человек испытывает приближение сатаны, тогда все его существо, и душа и тело, подавляется великим страданием и страхом, который нельзя сравнить со страхом от преступников и убийц, потому что в нем есть мрак вечной гибели.

Душа тогда познает, что есть дьявол; познает силу его жестокости; и пораженная колоссальностью стоящего перед нею зла - вся сжимается. От ужаса, отчаяния и трепета она приходит в такое изнеможение, что не находит в себе силы молиться. Она не чувствует с собою Бога-Заступника, а враг говорит: «Ты в моей власти… А на Бога не надейся и забудь Его; Он неумолим»”. В эти минуты душа, не желая принять дьявола, или безмолвно, без слов замирает с мыслью о Боге, или же, в лучшем случае, находит в себе силы призвать имя Божие. После уже она познает, что именно в этой борьбе Бог исключительно внимает ей” .

Как отмечали многие отцы Церкви (в частности, преподобные Иоанн Кассиан, Нил Синайский, Исаак Сирин, святители , Григорий Нисский и др.), греховные страсти извращают спасительные “настроения человека, психологическая основа которых напечатлена в природе человека как несомненно полезное средство, условие, благоприятствующее в деле осуществления человеком его религиозно-нравственного назначения”.

Эти настроения, как справедливо подчеркивает С. М. Зарин, возникают в связи с познанием истинного блага, с одной стороны, и из-за сознания порочности нашей жизни, с другой. Они поддерживаются созерцанием блаженства Жизни Вечной и стремлением к совершенству. Созерцая бесконечный идеал, человек не только глубже чувствует и яснее осознает несовершенство человеческого естества вообще, но вместе с тем - и это принципиально важно - начинает ощущать несовершенство своей собственной личности. В этом случае указанное чувство становится активным стимулом религиозно-нравственного развития человека.

Описываемое выше состояние в православной аскетике именуется печалью “по Бозе” (по Богу, ради Бога).

По свидетельству преподобного Исаака Сирина, печаль только в одном случае становится полезной для нас, когда она является печалью “по Богу”. Печаль “по Богу” “возникает от покаяния в грехах или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все эти телесные дела” .

Печаль “по Богу” является одним из существенных и исходных моментов христианской веры, необходимой для спасения. Ее отличие состоит в том, что она находит свое религиозно-нравственное основание, опору и главную цель именно в Боге. Человек испытывает острую неудовлетворенность своим состоянием (и при этом ощущает невозможность изменить это положение собственными силами) именно постольку, поскольку это состояние становится существенным препятствием для достижения единственно ценной для него цели - стремления к Богу.

Таким образом, печаль в этом “добром” направлении помогает поддерживать в человеке активность, побуждает его на аскетический подвиг. Этот подвиг всестороннего совершенствования выражается как в очищении человека от страстей, так и в приобретении им важнейших христианских добродетелей. Преподобный Исаак Сирин называл такую “печаль ума” драгоценным Божиим даром.

Состояние печали “по Богу” отличается от описанной нами выше губительной страсти тем, что человек с болью ощущает в себе несоответствие между стремлением души к Богу и желанием достичь этого собственными силами. Основной целью его жизнедеятельности становится Бог, а не удовлетворение собственных помыслов, желаний и страстей и не заботы о своем земном существовании. Находясь в состоянии “обычной” печали, человек замыкается на самом себе, но печаль “по Богу” чаще всего приводит к обретению Божественной благодати (ибо сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф 7:7), а губительные страсти печали и отчаяния без покаяния могут вызвать безысходную тоску, апатию и бездеятельность, паралич воли и способностей.

То духовное состояние, о котором пишет архимандрит Софроний и которое психологически близко к состоянию отчаяния, обладает, однако, своими существенными особенностями. Такое отчаяние имеет своим основанием не боязнь раскрытия тайных грехов и не гордыню, а неутолимую ревность по Богу. Это более интенсивное и острое проявление печали “по Богу”. Для удобства изложения мы будем далее называть это состояние отчаянием “по Богу”.

О близком по содержанию духовном состоянии человека свидетельствует , говоря о таинстве покаяния: “Больше всего характеризует его (таинство покаяния - А. Г.) болезненный перелом воли. Человек оскорблял Бога; надобно теперь гореть в огне суда неумытного. Кающийся испытывает болезни рождающих, и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада В кающемся то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими” .

Отец Софроний использует страшное слово “отчаяние” для того, чтобы описать то предельное страдание, которое ощущает душа, почувствовавшая благодать Божию и затем потерявшая ее, чтобы подчеркнуть ту силу, которой может достигать эта печаль “по Богу”.

Преподобный Силуан Афонский по этому поводу пишет об “унынии сердца”: “Когда Господь посетит, то душа знает, что был милый Гость и ушел, и скучает душа по Нему, и слезно ищет Его: «Где Ты, Свете мой, где Ты, Радость моя? Следы Твои благоухают в душе моей, но Тебя нет, и скучает душа моя по Тебе, и сердце мое уныло и болит, и ничто более не веселит меня, потому, что я оскорбил Господа, и Он скрылся от меня»” . Преподобный Силуан отмечает, что ощущение любви и благодати Господней теряется нами “за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам” и др.

Как уже отмечалось, подобное искушение попускается Богом нечасто. Не всем православным верующим доводится испытывать такие интенсивные страдания, такую ревностную печаль “по Богу”. Это подтверждают и другие духовные писатели. Так, святитель Феофан Затворник отмечает, что искание Бога происходит у различных людей по-разному: если у одних оно “совершается ретиво, быстро, огненно”, то у других, напротив, “дело идет холодно, неспешно, многотрудно”. Архимандрит Софроний, очевидно, относится к первой группе.

Святитель Феофан с сожалением отмечает, что эта первая группа очень мала и редка, и такая предельная ревность по Богу, которая позднее была описана в творениях отца Софрония, нечасто встречается у христиан. Более часто человек, перестав чувствовать возбуждение благодати Божией, напротив, привыкает к этому, и снова происходит его падение в обычные его смертные грехи. “Чем чаще происходят сии отпадения, - пишет святитель Феофан, - тем слабее становится возбуждение, потому что к нему сердце как бы привыкает, и оно переходит в ряд обычных явлений душевной жизни.

Вместе с таким умалением, оно из чувства энергического все более и более приближается к мысли, и, наконец, переходит в одно простое помышление и воспоминание. Это помышление до поры до времени принимается с согласием, потом только терпится, хоть без неудовольствия, но холодно, без особого внимания; а затем уже становится докучливым, его спешат скорее сбыть, и, наконец, от него чувствуют неприятность и отвращение; его уже не любят, а ненавидят, преследуют, гонят. Соответственно сему, падает убеждение в необходимости лучшей духовной жизни…”

Исходя из этого, святитель Феофан настоятельно рекомендует всем верующим совершать усилия для стяжания дара благодати Божией и использовать для этого малейшие мысли о необходимости “переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях” .

Возможно, такое состояние “последнего отчаяния по Богу” подается некоторым подвижникам для большего стяжания благодати Божией. В любом случае мы не вправе отрицать того, что мы не познали.

Необходимо подчеркнуть, что отец Софроний никого не призывает пережить состояние отчаяния “по Богу”. Он лишь делится своим опытом, который ему с Божией помощью удалось пережить. При этом, хотя такая ревность по Богу, которая нашла отражение в творениях отца Софрония, и не типична для современного мира, она вдохновила немало православных христиан на продолжение своего духовного совершенствования и тем самым принесла многочисленные плоды.

Невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами

У отчаяния, о котором пишет отец Софроний, кроме постоянной ревности по Богу и непрестанного стремления к Нему, имеется и иная причина - невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами. “Много раз, - отмечает отец Софроний, - приходил я в отчаяние от самого себя вследствие неспособности моей пребывать постоянно в духе заповедей Христовых” .

“Видя себя не могущим преодолеть сию смерть нашими усилиями, мы впадаем в некое отчаяние о нашем спасении. Как это ни странно, но нам необходимо пережить это тягостное состояние, - переживать его сотни раз, чтобы оно глубоко врезалось в наше сознание. Нам полезен этот опыт ада. Когда мы носим в себе сию муку годами, десятилетиями, то она становится постоянным содержанием нашего духа, неизгладимою язвою на теле жизни нашей. И Христос сохранил раны от гвоздей распятия на теле Своем даже по Воскресении…”

Отчаяние, о котором говорит здесь отец Софроний, - это не отчаяние в уповании на милость и благодать Божию, характерное для губительных страстей, а отчаяние в ревностном, неодолимом стремлении достичь идеала собственными силами. Отец Софроний именует это состояние отчаянием “от самого себя” .

Каждому из нас знакомо то страдание, которое возникает от невозможности решить неразрешимое, достичь недостижимого, сделать невозможное. Само по себе это стремление не несет в себе нравственной определенности. Нравственная оценка этого стремления зависит лишь от направления нашей воли.

Прийдя к этой ситуации, мы некоторое время продолжаем делать попытки реализовать наши устремления собственными силами, но вскоре теряем их и осознаем невозможность достигнуть планируемого результата. Вот это чувство, которое обычно тоже называется отчаянием, по-видимому переживал отец Софроний.

Как отмечает С. М. Зарин, “за бурными порывами, по законам психической жизни, должна следовать реакция в виде ослабления, упадка душевной энергии. И этот упадок, действительно, наступает, выражаясь в новых аффективных состояниях печали и уныния” (а последнее, как мы уже отмечали, - родственно отчаянию).

Господь дал человеку свободную волю, и Он ожидает от нас наших собственных усилий в духовном совершенствовании. Такие усилия человека являются, в частности, одним из важнейших условий духовной брани. Поэтому в самих этих усилиях нет ничего греховного. Но эти собственные человеческие усилия имеют свои пределы. Невозможное человекам возможно Богу (Лк 18:27). Человек в процессе своего духовного возрастания рано или поздно начинает это ощущать. И особенно сильно и остро ощущали это Святые Отцы. Возникает серьезное внутреннее противоречие, которое требует своего разрешения.

Разрешение противоречия отчаяния от самого себя “по Богу”

“Благодатное отчаяние”, о котором пишет отец Софроний, отчаяние от самого себя “по Богу” находит свое разрешение в стяжании благодати Божией. Проходя через жестокое духовное страдание, через изнеможение, человек становится духовно чище, “прозрачней” для Бога.

Разрешение “благодатного отчаяния”, духовное очищение - это дар Божий. Именно Господь посылает Свой свет, Свое избавление, которого так жаждет, так истово молит душа подвижника, ощутившая невозможность стяжания благодати собственными силами и подвигами: “Далеко не радостно увидеть себя «нищим», осознать свою слепоту, - свидетельствует отец Софроний. - До великой боли страшно услышать смертный приговор себе за то, что я такой - как я есмь. Однако в глазах своего Создателя я блажен именно за познание своего ничтожества (ср. Мф 5:3).

Я должен увидеть Христа «как Он есть», чтобы сопоставить себя с Ним, и из сего сравнения ощутить мое «безобразие». Сильным было и еще остается мое отвращение от самого себя. Но из этого ужаса родилась во мне молитва особого отчаяния, погружавшая меня в море слез. Я никак не видел тогда путей к моему исцелению; мне казалось, что мое уродство не может преложиться в подобие Его красоте. И эта безумная молитва, потрясавшая все мое существо, привлекла ко мне сострадание Бога Всевышнего, и Его Свет воссиял во мраке моего бытия. Через ад моей безнадежности пришло небесное избавление…”

Многие Святые Отцы и подвижники говорили о помощи Божией, которая приходит в самые тяжелые и ответственные минуты жизни, связанные, в частности, с отказом от опоры лишь на собственные силы и с упованием на Бога. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает: “Суетен и бесплоден крест свой, если, чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов” . “Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость” .

Получив помощь Божию и ощутив Его благодать, подвижник не останавливается на этом. Получив передышку в духовной брани и духовный опыт осуждения себя, он, как пишет отец Софроний, “снова идет стоять над пропастью” .

“Держи ум твой во аде и не отчаивайся”

Преподобный Силуан Афонский получил от Господа откровение: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся” . Для обычного человека, в том числе и верующего, держание ума во аде невыносимо. Однако, непрестанно творя молитву за весь мир, подвижник постепенно приобретает способность погружаться во ад, не впадая при этом в состояние отчаяния. Не нужно отчаиваться, свидетельствует об этом преподобный Силуан, “ибо Господь безмерно милостив и любит нас” .

Как отмечает отец Софроний, держать ум свой во аде и не отчаиваться могут лишь немногие. “От постоянного пребывания в этом подвиге, - пишет он, - душа приобретает особую привычку и выносливость, так что память об аде настолько усваивается душе, что становится почти неотходною. Необходимость такого постоянства вызывается тем, что человек «в мире живущий и плоть носящий» непрестанно подвергается влияниям окружающего его греха, от которого, как бронею, защищается душа тем, что смиряется даже до ада преисподнего”.

Подвижник особым внутренним движением сходит душой в ад, и адский огонь попаляет и выжигает в нем страсти.

Поясняя откровение преподобного Силуана “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”, архимандрит Софроний (Сахаров) пишет: “Держать себя во аде для него не было новым. До явления Господа он [старец Силуан] пребывал в нем. Новое в указании Божием - «и не отчаивайся». Прежде он дошел до отчаяния; ныне снова, после многих лет тяжелой борьбы, частых богооставлений, он переживал часы если и не отчаяния, то все же близких к нему страданий. Память о виденном Господе не допускала его до последнего отчаяния, но страдания от потери благодати бывали не менее тяжкими. Вернее, то, что он переживал, тоже было отчаянием, но иного рода, чем первое. В течение стольких лет, несмотря на все труды, предельно доступные его силам, он не достигал желаемого и потому терял надежду когда-нибудь достигнуть его”.

“Блаженный старец Силуан говорил, что многие подвижники, приближаясь к состоянию, необходимому для очищения от страстей, отчаиваются и потому не могут пойти дальше. Но тот, кто знает, что «Господь много нас любит», избегает губительного действия последнего отчаяния и умеет мудро стоять на грани его, так что и силою адского пламени пожигает в себе всякую страсть, а вместе и жертвою отчаяния не становится” . Сам преподобный Силуан, как об этом свидетельствует архимандрит Софроний, иногда, в начале своего духовного подвига, тоже впадал в отчаяние, но, по милости Божией, выходил из него “с пользой” .

По словам отца Софрония, старец Силуан погружался во ад, но, “возвращаясь к памяти любви Божией, он избегал отчаяния” . При этом “совмещаются предельное, выносимое естеством человеческое страдание с предельным, выносимым человеческим естеством блаженством” .

Архимандрит Софроний пишет, что многие подвижники “прошли через болезненность душевных колебаний, - чрез терзание совести от сознания своей порочности и неправды пред Богом, - чрез губительные сомнения и страдальческую борьбу со страстями. Они познали состояния адских мучений, тяжкий мрак отчаяния, неподдающуюся описанию тоску и горестность богооставленности” . И в этой борьбе они породили бесценный опыт духовной брани и смирения. По свидетельству преподобного Силуана Афонского, “Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя” .

В заключение хотелось бы еще раз процитировать слова архимандрита Софрония, которые могут подвести итог всему вышесказанному: “Господь дал мне благодать отчаяния; и даже больше сего: святую ненависть к моему греху, то есть ко мне, к самому себе, сросшемуся с грехом, смрад которого подобен ядовитому газу. Исцелиться своими усилиями - невозможно. При полном отчаянии от самого себя, как я есмь, единственно, что остается, - броситься к Богу с безнадежной надеждой”.

Депрессия, безнадежность и отчаяние - это взаимосвязанные психологические термины со слегка различными значениями. В основном такие негативные состояния возникают при нарушении основных потребностей человека: права на жизнь, любовь и самореализацию.

Безысходность и чувство отчаяния

Что такое отчаяние? Это эмоциональное состояние, при котором человек потерял надежду и смысл жизни, он разочарован и уверен в том, что ничего хорошего уже не будет, что ему никогда не достичь того, чего он хочет в жизни. Чувство безысходности присутствует во всех, кто страдает от депрессии или любого другого психического расстройства.

Человек настолько перегружен препятствиями и трудностями в его жизни, что он просто не находит в себе сил для их преодоления. Многие отчаявшиеся начинают рассматривать самоубийство в качестве избавления от всех проблем.

Что такое отчаяние: синонимы, определения

Существует множество понятий, которые так или иначе связаны с термином "отчаяние". Вот некоторые из них:

  • Отчуждение - то, что человек чувствует, когда ему кажется, что он отличается от общества. Он чувствует себя отрезанным и недостойным своего окружения.
  • Покинутость - это чувство болезненного одиночества, брошенности и ненужности.
  • Обреченность приходит, когда человек потерял все, что имел в жизни, и думает, что никогда не сможет получить это обратно. Он чувствует, что жизнь закончилась.
  • Ограниченность - означает невозможность бороться с миром, отсутствие возможностей, умственные или физические недостатки.
  • Беспомощность - это то ужасное состояние жертвы, когда попытки противостояния бесполезны.

Депрессия - это не просто плохое настроение

Длительное состояние подавленности, безысходности, грусти, беспокойства оказывает сильное влияние на поведение и мысли человека. Эти люди либо едят много, либо вовсе отказываются от пищи. Они испытывают трудности с принятием решений, страдают от очень низкой концентрации внимания и имеют проблемы с памятью. Эти люди также склонны к самоубийству. Каково значение слова "отчаяние"? Это состояние можно описать как крайнюю безнадежность и безысходность.

Такие внешние факторы, как трудное детство, безнадзорность, наркомания, финансовые проблемы, серьезное заболевание или потеря части тела могут привести к депрессии. Депрессивные состояния преобладают в течение длительного времени и требуют надлежащего психиатрического лечения. Симптомы сильной депрессии влияют на повседневную способность работать, спать или наслаждаться жизнью. Как правило, в комплексе также идут безысходность, отчаяние и бессилие.

Стоит ли бояться отчаяния?

Многие люди боятся этого чувства, но отчаяние - это вполне адекватная реакция на безвыходную ситуацию. Исследования подтверждают, что плач является естественной реакцией на стресс и печали и обладает огромной терапевтической ценностью. Слезы - это не просто соленая вода, в них содержатся лейцин энкефалина, эндорфин, который уменьшает боль, и такие гормоны, как пролактин и адренокортикотропный гормон, продуцируемые во время стресса. Хорошенько поплакав, можно избавить организм от избытка гормонов стресса.

Значение слова "отчаяние" также связано с отрицательной астенической эмоцией, которая связана с ощущением человеком невозможности удовлетворения какой-либо потребности. Как правило, это следствие сильных потрясений в жизни, таких, например, как смерть близкого человека, пожар, потеря имущества, потеря зрения и так далее. В результате возникает ощущение безысходности, бесперспрективности и собственной беспомощности.

Приступы отчаяния

Одним из лучших способов получения контроля над депрессивными состояниями является разделение их на многочисленные слои. Проблемы, которые способствуют разочарованию, безнадежности, апатии, часто четко разделяются. Самым верхним слоем является отчаяние - это эмоциональные и поведенческие реакции на симптомы депрессии. Она поддерживается негативными мыслями о себе, пассивностью, вялостью, жалостью к себе, чувством отверженности.

Верхний слой отчаяния эмоционален, но такие эмоции имеют поведенческие последствия. Они ведут к радражению, апатии, возможно, агрессии. Человек бессознательно, но отчаянно ищет любовь и внимание со стороны других людей.

Внимательность, практика приостановления решений и сосредоточение внимания используются, чтобы помочь абстрагироваться от власти депрессивного мышления. Когнитивная реструктуризация применяется для замены негативных мыслей более разумными, сбалансированными альтернативами, которые поддерживают целый ряд здоровых чувств и действий.

Медитация и сострадание

Отчаяние - это такое негативное состояние, которое может привести к непоправимым последствиям. Загнанный в угол человек способен на то, на что раньше никогда бы не осмелился. Одними из способов освобождения от бесконечного цикла страданий и выхода из темной пещеры отчаяния на ясный дневной свет являются медитация и сострадание, как бы странно это ни звучало. Это метод подключения к внутренней природе нашего ума, который свободен от драмы, не окрашен эмоциями, к чистому сознанию.

Для медитации необходимо просто расслабиться и оставаться в чистом осознании настоящего момента. Попытаться отпустить свою боль и обстрагироваться от личных проблем, признавая, что страдание является неотъемлимой частью жизни многих людей. Принятие этого факта усиливает такое чувство, как сострадание.

Отчаяние - не повод опускать руки

Никогда не стоит преждевременно признаваться в собственном бессилии, даже в самой безвыходной ситуации нужно стараться отыскать выходы. К событиям, на которые повлиять уже невозможно, нужно изменить свое отношение. Так, потеряв родного человека, не стоит замыкаться в себе и забывать обо всем окружающем, наоборот, нужно подумать о людях, которые рядом, которым тоже нужна поддержка и забота.

В зависимости от причин, которые влекут за собой негативные состояния, важно правильно оценивать масштаб бедствия, не впадать в отчаяние, а сохранять душевное равновесие, ведь вокруг еще столько хорошего, ради чего стоит жить...

Отчаяние - это такое ужасное состояние, когда кажется, что все варианты исчерпаны и ситуация безвыходная, а мне все равно, что будет дальше, потому что все пропало.

С одной стороны хочу проживать это чувство, ведь оно предшествует выходу из сложной ситуации, а с другой не хочу, потому что это неприятно.

Не могу его в себе заглушить, а если появляется какая-то надежда, упираюсь в мысли, что все потеряно и выхода нет.

Я буду учиться проживать отчаяние, начну повторять себе: не все потеряно, успокойся, ведь выход есть. Теперь я понимаю, что отчаяние - это недостаток веры.

Я думаю, что отчаяние - это хороший повод убежать от решения проблем.

Наверное, всё же я не хочу проживать это чувство, так как оно тянет за собой другие чувства, такие как обида, ощущение ущербности и, конечно же, жалость к себе.

В эти моменты я забываю, что есть ВС и чувствую себя безумно одинокой. Обычно мое отчаяние связано с ответственностью или рутиной, или моим эгоцентризмом, когда я не хочу видеть изменения в своей жизни, или же просто начинаю всё обесценивать.

Иногда хочу проживать отчаяние, ведь после него обычно у меня происходит очень сильный прорыв вперед, не могу сказать, что адекватно, но все же в такие моменты я легко могу распрощаться с тем, что мне давно мешало, начиная с отношений и заканчивая работой. Бывает, задаюсь вопросом - почему так происходит, может так проявляется моя болезнь - и сам себе отвечаю, что мне свойственно отчаиваться по любому поводу, это привычные для меня программы, легче отчаяться и купаться в жалости, чем что-то делать, и благо хоть, что я это понимаю.

Отчаяние для меня - это когда я чувствую себя беспомощной, слабой и загнанной в угол. Когда наступает паника, я чувствую безысходность.

Это чувство очень страшно для меня, оно даже может привести меня к суициду. Когда два с половиной года назад я передознулась и, придя в себя, увидела рядом с собой мертвого мужа, то, наверное, большего отчаяния в жизни, чем тогда, я не испытывала. Помню, тогда решила, что мне тоже жить незачем, ведь я несла ответственность за его смерть, потому что он не был наркоманом и в тот день просто попросил попробовать, чтобы, как он сказал, знать, с чем борется. Муж пригрозил, что не выделит мне денег, если не дам ему попробовать. Я его отговаривала, но ломка взяла свое - сделала ему каплю, остальное себе. И мы оба передознулись - вот только я жива, а он нет.

И по сей день это отчаяние меня не покидает, до сих пор не могу простить себе. Я не хочу проживать это чувство - очень оно тяжелое. Вымаливаю прощение у Господа на коленях и в каждой исповеди я говорю об этом. Облегчение приходит, но очень медленно; знаю, что все равно не смогу это забыть. Мне помогает Он - мой Бог. Я чувствую, что он видит мое отчаяние, и, когда я обращаюсь к нему, мне становится легче.

Обновляю страницу в контакте и вижу, что ко мне в друзья кто-то стучится, смотрю и чувствую, как руки моментально холодеют, сбивается ком в горле, мурашки волнами бегут от затылка по спине и, затрагивая всю спину, сходятся на груди. Это она - любовница мужа - интересуется здоровьем моих детей, сообщает, что родила им сестренку. У меня все падает, слезы льются, я не знаю, куда себя деть. Как хочется думать, что это сон или мои галлюцинации, ведь этого не может быть. Изнутри рвется крик: Господи, я пять лет живу по правилам - зачем ты мне даешь эти испытания?

В голове мысли только об одном: он уйдет к ней, теперь он меня точно бросит, ведь она молода, красива, а он мечтал о дочке, сам говорил, что ко мне, как к женщине, больше ничего не испытывает. Где-то в глубине исстрадавшегося сердца рождается желание: хоть бы она умерла со своим новорожденным. И опять этот вопрос: Господи, за что?!

Я считала, что за мужчину всегда можно бороться, сколько бы женщин у него не было, но, если появляется ребенок, то маленькая частичка его сердца все равно будет теперь принадлежать ему. Я не могу смириться, просто не могу.

Вспоминаю, как она говорила, что сделала аборт, а теперь, наверное, будет просить денег. Все - это развод.

Отчаяние перерастает в ядовитую злость, жажда мести рождает разные мысли: теперь муж не дождется, чтобы я заплатила его потерпевшим, пусть лучше сядет - не мой, значит ничей, в лагере смерть и встретит, а дочке его свечку за упокой поставлю. Я пью успокоительные и рыдаю до тех пор, пока вдруг не сяду и не подумаю: и зачем я слезы лью?

Руки опустились. Мысли пребывают в состоянии невозможности принимать решения. Эмоциональный ступор и, только четкое ощущение того, что ситуацию не получится решить никакими способами, сковывает тело.

Очередная выкуренная сигарета не дает выхода и ответ на вопрос – как быть дальше? Спиртное давно закончилось, но и оно не решало никаких поставленных задач, а только приглушало сознание, затуманивало разум, искажало восприятие реальности.

Состояние отчаяния, словно тень, словно второе тело преследовало меня повсюду. Окружающие люди шарахались, пугались моего приближения, будто я прокаженный, будто от меня можно заразиться неизлечимой болезнью под названием безысходность, уныние, отчаяние. Только лучшие друзья, прожившие подобное состояние, могли находиться рядом со мной, будто обладали противоядием, эмуннитетом от этой болезни.

Поддержка друзей, словно глоток воздуха для меня, утопающего. Их поддержка не решало мою ситуацию кординально, но давало надежду и возможность добраться до берега, ухватиться за кустик или маленькое деревце. Было только одно НО, это руки, которые не подчинялись моим желаниям, да каким там желаниям, если их не было. Отчаяние, одно лишь отчаяние.

Чтобы как-то уцелеть, не позволить сознанию полностью развалиться, я искал причины случившегося, и, безусловно, находил их. Не удивительно то, что я находил причины случившегося вне себя, вне своей ответственности. Так проще. Так безопаснее для меня, а это сейчас мне необходимей всего.

Печальная сторона поиска причин и виновных состояла в том, что она не решала моей проблемы. Ситуация продолжала быть не решенной. Это чем-то похоже на то, как если промокнуть под дождем, и винить в этом погоду, вместо того, чтобы предусмотреть возможность случая дождя и взять зонт, а в следующий день, переложив всю надежду на волю случая погоды, вновь промокнуть под дождем, и снова винить в этом погоду. Да, виноват дождь в том, что я промок, но от осознания этого, я сухим не стану.

«Спасение утопающего, дело рук самого утопающего». Я никогда не мог проникнуться в смысл и значение этого выражения, но интуитивно чувствовал, что зерно правды в этом есть. Значит, спасти себя могу только я сам? Но как, как, если виноват не я, а обстоятельства?

Словно бабочка пролетела мимо моих глаз. Словно глоток воздуха, который оказался решающим между жизнью и смертью, промелькнула мысль, что отчаяние, это состояние моего ума, порой, не имеющего ничего общего с реальностью. Почему-то в моей голове возник вопрос – а другие животные, кроме человека, испытывают отчаяние, или это только свойство человеческой натуры?

Если я испытываю уныние и отчаяние, то кто принимает решение переживать эти чувства? Я?! Но…. Воздух стал словно густым, время будто остановилось и появилось ощущение, будто я выпил залпом сто пятьдесят граммов водки на пустой желудок. Подобное состояние наступало тогда, когда происходило действительно что-то важное в моей жизни.

Я заметил, совсем случайно, что если надолго задержать в легких воздух, то через несколько десяток секунд, возникает непреодолимое желание сделать глоток воздуха. Инстинкт самосохранения дает о себе знать, несмотря даже на ощущение безысходности.

Несмотря на отчаяние, рука рефлекторно отдергивалась от горячей кружки. Несмотря на отчаяние, пусть не так сильно, но возникало ощущение голода и потребность утолить его. Тело продолжало жить, тело словно взывало к жизни, в то время как сознание делало попытки свести все к утопии.

Я сам принял на себя ответственность переживать эти чувстви, как бы сильно не пытался это отрицать. Я сам создал ту ситуацию, в которой нахожусь, и это тоже не имело никакого смысла для меня отрицать. Раз это так, значит я единственный, кто способен изменить ситуацию к лучшему, и никакие надежды на время и случай не помогут мне в этом.

Я осознал, что стал рабом привычек. Я прочувствовал всем телом, что отклонив восприятие хотя бы на один градус от привычного, я попадал в странное, неведомое состояние. Именно это чувство возникало каждый раз, когда реальность не совпадала с моими привычками, ожиданиями, не побоюсь этого слова – слайдами. И вместо того, чтобы искать выход, пробовать варианты и возможности, которых раньше не пробовал, я опускал руки и впадал в уныние, словно это решало ситуацию.

Человек привыкает ко всему. Я, как и многие другие люди, привык к одиночеству, боли, дискомфорту и бедности. Другие люди, в чем я точно уверен, ВЫБРАЛИ привычку жить в достатке, комфорте, отличном здоровье, приятном общении…. Именно – ВЫБРАЛИ.

Привычное, скудное мышление, опять предприняло попытки спихнуть ответственность за свою жизнь на ситуации, найти причины и сказать виноватым голосом – «но у меня совсем не так, у меня так получилось…».

Я засучил рукава, налил в тазик теплой воды и насыпал в него моющего средства. Подмел лестничную площадку, потом еще одну, и еще одну. Вымыл тщательно то, что так же тщательно подмел. Не желая больше прислушиваться к мыслительному бреду, навел идеальный порядок в своей квартире. Только половину дня ушло на то, чтоб вынести хлам, не нужные вещи, треснутую посуду, забытые мною давно подарки…

Три дня ушло на то, чтоб привести дом в порядок, отчего, стало значительно легче на душе. – Что ж, пора навести порядок и в своей голове, — подумал я, но не стал наливать в тазик воды, а просто достал блокнот и карандаш, начал записывать все то, что приходило в голову как это можно сделать.

Подходило все, я рассматривал любые варианты, но первое, с чего я начал записи в блокноте, это были записи моих успехов. Всего пять успехов в день, ни больше, и не меньше. С этого, пожалуй, весьма наивного действия, и начались мои кардинальные перемены в жизни.

P.S. Рекомендую! Справа, я выложил превосходное видео с Бодо Шефером, просмотр которого прекрасно помогает при отчаянии и унынии, стимулирует к действию и настраивает на позитив и успех. Статья написана 26.11.2011 года.