Откуда произошли уйгуры. Народы россии - уйгуры. Хронические жертвы геополитики

По данным последней переписи населения, состоявшейся в 2010 году, в России проживают около 4 тысяч уйгуров. В основном, их предки попали в нашу страну в конце XIX – первой половине XX века при весьма драматичных обстоятельствах.

Они были вынуждены бежать с родной земли в соседние государства. Этот народ оказался разменной монетой в большой геополитической игре, которую ведут на Евразийском континенте две супердержавы: Россия и Китай. Все попытки уйгуров самостоятельно строить свое будущее разбились об интересы более влиятельных государств.

Кто они такие?

Уйгуры – тюркоязычный народ, основная часть которого проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Эту территорию, расположенную на западе КНР, также называют Восточным Туркестаном (Западным Туркестаном раньше именовали Среднюю Азию).

Согласно официальным данным, в Китае насчитывается около 11 миллионов уйгуров. Еще примерно 400 тысяч представителей этого народа населяют другие государства. Из них порядка 238 тысяч человек живут в Казахстане, еще 50 тысяч – в Киргизии. Есть они в Узбекистане, Туркмении, Турции, Саудовской Аравии и России.

Уйгуры являются национальными меньшинствами во всех вышеперечисленных странах. А ведь так было не всегда. Этот древний народ за свою долгую историю создал десять государств, одно из которых – Уйгурский каганат (VIII-IX века) – занимало огромную территорию, простиравшуюся от степей современного Казахстана до Кореи.

В различных исторических памятниках этноним «уйгур» встречается с начала нашей эры. Этот народ образовался в результате смешения и ассимиляции различных тюркских и монгольских племен, осевших в оазисах пустыни Такла-Макан.

Древняя история не могла не отразиться на культуре. Уже в VI веке уйгуры имели собственную письменность, которую заимствовали многие соседние тюркские племена, а также монголы и маньчжуры. Именно уйгурский алфавит использовали в Золотой Орде при составлении различных документов, так поступали и в государстве Тимуридов.

Первоначально религией уйгуров был шаманизм, затем среди них распространилось манихейство – синкретическое учение, которое сочетает в себе традиции раннего христианства и зороастризма. Некоторые представители этого народа переняли буддизм от соседей, но в X веке среди уйгуров началось распространение ислама, который быстро вытеснил все остальные религии.

Искусство и традиции уйгуров

Живя в оазисах пустыни Такла-Макан, через которые проходил Великий шелковый путь из Китая в Европу, уйгуры занимались торговлей, земледелием и животноводством. Несмотря на то, что представители этого народа создали монументальные памятники архитектуры, талантливые литературные произведения, внесли свой вклад в музыкальную культуру Азии, особый интерес вызывает традиционная миниатюрная живопись уйгуров.

Эту уникальную технику изобразительного искусства переняли многие соседние этносы. Даже Тебризская школа миниатюры, расположенная в Иране, возникла на основе традиционной уйгурской живописи.

Непростые условия жизни в пустыне заставили людей создавать своеобразные общины, которые называются «оттуз огул», что переводится как «тридцать джигитов». Их не обязательно 30. Просто изначально примерно столько семей проживало в каждом оазисе. Члены такой общины должны заботиться друг о друге, помогать и поддерживать в любых ситуациях.

Длинными осенними и зимними вечерами участники «оттуз огул» традиционно собирались вместе на вечерах отдыха, которые назывались «мяшряп». Люди веселились, пели, танцевали. Такое совместное времяпрепровождение сплачивало членов общины.

После трагических событий 1997 года в Кульдже китайские власти официально запретили проведение мяшряпов, поскольку заподозрили участников этих собраний в сепаратизме.

Заложники «большой игры»

Практически вся история уйгуров – это противостояние грозным соседям, наиболее воинственными из которых были китайцы, маньчжуры и монголы. Еще две тысячи лет назад представители империи Хань захватили территорию Восточного Туркестана, чтобы обеспечить безопасность своих караванов, направлявшихся по Великому шелковому пути.

Китайские гарнизоны в оазисах Такла-Макана появились в I веке нашей эры. И в настоящее время уйгуры стремятся обрести государственную независимость, их не устраивает статус автономии в составе КНР.

Однако большинство государств, не желая ссориться с Китаем, предпочитают не упоминать об этой проблеме. Не исключено, что уйгурский вопрос специально поднимают западные СМИ, чтобы рассорить Россию с влиятельным восточным соседом. Это крайне навредит геополитическим интересам нашей страны в Азии, особенно если учесть то значение, которое придается Шанхайской организации сотрудничества, созданной в 2001 году.

В процессе борьбы уйгуры то обретали независимость, то снова ее теряли. В 1760 году территорию Восточного Туркестана захватили войска империи Цин. Они создали здесь провинцию Синьцзян, которую постоянно тревожили народные бунты и волнения. Официальный Пекин не только направил на земли мятежных уйгуров внушительные войска, но и активно поощрял переселение в Синьцзян китайцев, а также солонов и представителей народности сибо – родственных маньчжурам племен.

Тактика китайского правительства проста: власти КНР стремятся ассимилировать уйгуров, со временем превратив их в часть большого этноса Поднебесной, объединившего множество народов. Понимая это, коренные жители Восточного Туркестана отчаянно держатся за свою религию и традиции – все, что отличает их от китайцев. Поэтому браки с иноверцами среди уйгуров часто порицаются и в XXI веке.

Бежали в Среднюю Азию и Россию

Очередное антикитайское восстание вспыхнуло в Синьцзяне в 1864 году. Следующие 10 лет на территории провинции, народ которой объявил о национальном суверенитете, существовало исламское государство Йеттишар. Поддержку уйгурам в их стремлении к независимости оказали Британия и Турция – активные участники большой геополитической игры, развернувшейся на просторах Евразии в XVIII-XIX веках.

Однако Россия, боровшаяся с Британией за влияние в Азии всеми возможными способами, решила, что хорошие отношения с Китаем важнее национального самоопределения уйгурских племен. Русские даже снабдили зерном наступавшие войска генерала Цзо Цзунтана, тем самым помогли китайцам совершить непростой переход через пустынные земли.

Армия Поднебесной жестоко покарала уйгурских бунтовщиков, вырезая их целыми семьями. Некоторые повстанцы смогли бежать в соседние государства Средней Азии и Россию, спасаясь от китайцев. Так, в конце XIX века первые уйгуры оказались в нашей стране.

Но этот народ не оставил попытки бороться за независимость. В 1932 году в Синьцзяне снова вспыхнуло восстание, в результате которого была создана Восточно-Туркестанская исламская республика. Власти СССР даже планировали официально признать это государство, но опять геополитические интересы взяли верх. А китайцы сумели вернуть контроль над мятежной провинцией.

Еще одной попыткой обрести независимость была Восточно-Туркестанская революционная республика, возникшая в 1944 году. Китайцы даже были вынуждены признать автономию уйгуров под давлением мировой общественности. После создания в Синьцзяне коммунистической партии Москва планировала поддержать единомышленников в их стремлении к национальному самоопределению. Но все изменилось в 1949 году, когда всем стала очевидна победа коммунистов в борьбе за власть в Поднебесной. Власти СССР в очередной раз решили, что союз с Китаем важнее.

В первой половине XX века многие уйгуры также вынуждены были бежать из родных мест, спасаясь от гонений. Часть из них оказалась в России.

История края

(Уйгурия, Восточный Туркестан, Синьцзян, СУАР)

В исторической литературе интересующий нас район известен под названием "Восточный Туркестан". Он всего 200 лет назад был покорен Цинской империей и присоединен к Китаю в состав Чжун-го ("срединное государство") как его западная провинция под названием "Синьцзян", что означает "Новая территория" или "новая граница". История края связана с рождением и становлением уйгурской народности.

Уйгуры - один из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии с многовековой историей и богатой самобытной культурой, сыгравшей важную роль в ее исторических судьбах.

Родословная этого народа уходит вглубь веков и тысячелетий. Первые упоминания о ней встречаются в древнетюркских надписях, в старинных китайских летописях еще задолго до нашей эры под названием "Ойхорды", "Гунны", "Хуэйгу", "Гавгюй" (БСЭМ, 1956, т.44, с.59).

Историки прослеживают долгий и сложный процесс этногенеза этого народа, протекавшего в двух географических регионах - первоначально на ранее занимаемой уйгурскими племенами территории в долинах рек Орхона, Селенги и в местах его нынешнего обитания - в Восточном Туркестане. По китайским источникам до VIII в. до н.э. в верховьях желтой реки жили древние кочевые племена Ди, в южной Сибири обитали племена Динлины, а от Ордоса до Шаньдуна были племена "Жун". Эти племена являлись предками хуннов - (он-уйгуров), гавгуйцев (тогуз-уйгуров) и карлуков (уч-уйгуров).

Уйгуры в Восточном Туркестане издревле вели оседлый земледельческий образ жизни, южно-сибирские занимались рыболовством и охотой, алтайские кочевые уйгурские племена занимались скотоводством. В III в. до н.э. уйгурские племена создали кочевую державу - государство "Хунну". В IV-II в. до н.э. "Хунны" - в период правления империи Цзинъ и Хань вели неоднократно войны против Китая в результате чего последний оказался в зависимости от государства хуннов и был вынужден платить им дань.

В середине I в. н.э. хунны распадаются на северные и южные. Первые терпят поражение от сяньбийцев и жужан, а вторые - государство южных хуннов - просуществовало еще два века и распалось в III в. н.э.

Китайские источники указывают, что за указанный период главная масса хуннов (он-уйгуров) постепенно двигались на запад и получили название гуннов. Они в IV в. дошли до берегов Дуная и в V в. при Атилле достигли своего наивысшего могущества, угрожая даже Римской империи. После смерти Атиллы гуннский союз распадается.

Как сообщает В.Г. Марков (Древние Тюрки, М. 1976. с.69), в середине VI в. древние уйгуры вошли в состав могущественной империи - Тюрский каганат, включающий территорию от Прикаспия до Дальнего Востока. В начале VII в. некоторые уйгурские племена, объединившись под руководством Яглагара разбивают Восточно-Тюрский каганат и на развалинах этой империи возникает новый - Уйгурский каганат (Л.Н. Гумелев, М. 1976 г.). Последний существовал почти столетие (744-840). В него входил Турфанский оазис (Гавчан), Восточный - Туркестан, а также обширное пространство между Енисеем и Орхоном, где проживали киргизы.

Во время господства уйгурского каганата получила быстрое развитие культура, появилась письменность - уйгурский алфавит, усилилась культурная связь народов: культура уйгуров оказала сильное влияние на северных (Якутские племена) западных (Монголия) и южных (Семиречье) соседей. Однако в результате 20 летней войны с енисейскими киргизами, междоусобия и недружественной политики Китайской империи уйгурский каганат в 840 г. потерпел полное поражение. Затем в районе Восточного Туркестана возникли два княжества - Турфанское и Ганьчжоу, которые переросли в средневековое Уйгурско-Идикутское государство, просуществовавшее, как пишет Л.Н. Гумелев 5 веков (874-1369 гг.), которое также известно под названием государства Арсланханов.

В Х в. на юге-западе названного Уйгурского государства в Восточном Притяньшане возникает крупное царство - Караханидов. С этого времени уйгурский язык становится общим для населения обоих государств и усиленно протекает консолидация и этногенез уйгурских племен в единую народность. Появление в эту эпоху таких выдающихся литературных произведений средневековья как "Кутадку-билик" Юсуфа Баласагуна, "Диван лугат ат-тюрк" Махмуда Кашгари и других исторических памятников свидетельствует о высоком уровне культуры, искусства и науки государства Караханидов и Идикутов. До VIII в. уйгуры исповедовали буддизм и христианство; позже (X век) к ним стали проникать ислам, который окончательно утвердился в XIV веке. С проникновением исламской религии резко затормозилось развитие культуры и искусства. Поэтому расцвет музыкального и изобразительного искусства древних уйгуров приходится именно на эпоху господства буддизма и христианства. Об этом свидетельствуют прекрасные образцы архитектуры и живописи, хорошо сохранившиеся в уникальных настенных росписях пещерного ансамбля "мин-уй" ("1000 пещер") во многих районах южного Синьцзяна, а также в наскальных изображениях в отрогах Тянь-Шанских гор имеющих мировое культурное значение. Исторические памятники свидетельствуют, что именно в эту эпоху происходит проникновение музыкальных инструментов в Китай, где на торжества императоров в царский двор приглашались уйгурские музыканты.

В связи с нашествием монголов в XIV в. просуществовавшее 5 веков уйгурское государство распадается на ряд мелких княжеств в составе Чагатайского улуса. В XVI в. в Кашгарии власть перешла от Чагатайского хана к ходжам, потомкам шейха Махмуд Азима под флагом исламской религии. Во второй половине XVII в. при ходже Аппаке Джунгарский Хан Галдан захватывает Восточный Туркестан.

Таким образом, исламская религиозная борьба между сторонниками "белогорцев" и "черногорцев" (два течения ислама в Восточном Туркестане) создали благоприятные условия для захвата внешними врагами этого края Джунгарским ханом Галданом, а затем маньжурской империей (Цинская династия), которая окончательно покорила Восточный Туркестан в 1759 г. Весь XIX век для Восточного Туркестана характеризуется многочисленными национально-освободительными восстаниями (1825-1828, 1857, 1862-1872 гг), продолжавшимися в первой половине XX века (1931-1933, 1945-1949 гг.). В южном Синьцзяне в 1933 г. была провозглашена исламская республика Восточный Туркестан, которая просуществовала всего 3 месяца, а на севере в результате победы революции трех округов против гоминдана в 1945 г. была провозглашена Восточно-Туркестанская республика, существовавшая до 1949 г.

Новая, современная, история Синьцзяна открывается со времени мирного освобождения его 7 округов от гоминдана и победой китайской революции в 1949 г.

1октября 1949г. была провозглашена Китайская Народная республика, а через 6 лет (в 1955 г.) была создана национально-территориальная автономия СУАР, 35-летие которой отмечалась I октября 1990 года.

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ УЙГУРСКОГО НАРОДА Уйгуры по сути своей это кочевники жившие в степных просторах современной монголии алтая и джунгарии, и происходят из телесцев в последующим телеутов. Итак: на заре своей истории, т. е. в III в. до и. э., телесцы жили в степи к западу от Ордоса. В 338 г. они подчинялись тобасскому хану и в конце IV в. перекочевали на север, в Джунгарию и распространились по Западной Монголии, вплоть до Селенги. Будучи разрозненны, они не могли оказать сопротивление жужаням и принуждены были платить им дань. Телеские племена были очень нужны жужаням, но жужаньская орда была совсем не нужна телесцам. Жужани сложились из тех людей, которые избегали изнурительного труда, дети их предпочли вообще заменить труд добыванием дани. Телесцы же занимались скотоводством, они хотели пасти свой скот и никому ничего не платить. Сообразно этим склонностям сложились политические системы обоих народов: жужани слились в орду, чтобы с помощью военной мощи жить за счет соседей; теле оставались слабо связанной конфедерацией племен, но всеми силами отстаивали свою независимость. Теле жили рядом с жужанями, но ничем не походили на них. Они рано вышли из состава империи Хунну, сохранив примитивный патриархальный строй и кочевой быт. Китаизация также не коснулась скромных кочевников, населявших глухие степи, где для китайцев не было ничего привлекательного. Теле не имели общей организации; каждый из 12 родов управлялся старейшиной - главой рода, причем "родственники живут в согласии". Эти устои сыграют немаловажную роль в будущем, когда будет сформировано первое Уйгурское государство, с первыми законами – примитивным демократическим строем. Теле кочевали в степи, передвигаясь на телегах с высокими колесами, были воинственны, вольнолюбивы и не склонны ни к какой организованности. Самоназвание их было "теле"; оно до сих пор живет в алтайском этнониме - телеут. Потомки теле - якуты, теленгиты, уйгуры и др. Многие из них не сохранились до нашего времени. Телеский старейшина Афучжило настоятельно советовал хану жужжан не начинать войны с Китаем, но, убедившись, что его доводы не действуют, восстал со всем телеским народом. Количество теле в то время было немалым (по китайским данным, 100 тыс. кибиток). Тогда Афучжило откочевал на запад, в долину Иртыша. Там он принял титул "Великий сын Неба", чем отразил претензию на равное место с жужаньским ханом, и война вспыхнула, как полымя. В 490 г. китайские войска вступили в степь с востока и вместе с телесцами зажали Жужань в клещи. Жужаньские вельможи возложили всю ответственность на незадачливого хана и убили его (492 г.). Переход теле на запад был событием чрезвычайной важности: на западе эти разрозненные кочевники образовали свою державу. В Азии снова начался процесс этногенеза. В это самое время в Алтайских горах сложились в народ тюрки, в долине Брахмапутры - тибетцы, а в Китае началось возрождение, давшее великолепную средневековую культуру династий Суй и Тан. Античный период истории Восточной Азии заканчивался, и уродливый пережиток его - Жужань - должна была погибнуть. Телеуты освоились на новоселье и уничтожили Юэбань, последний остаток хуннской эпохи. На новом месте телеуты попытались создать свое государство. Для этого они разделили народ на две половины: северный правитель Афучжило принял титул "Великий император", а южный - титул "Наследный государь". Как они сами называли свое государство - неизвестно, но китайцы называли его Гаогюй, что в переводе значит "высокая телега". Под этим наименованием оно и, вошло в историю. В политическом отношении Гаогюй держалось китайской ориентации, рассчитывая получить шелк на одежды, но этот шелк не пошел ему на пользу. В 494 г. эфталиты расправились с Ираном и, обеспечив себе тыл, повернули на север. Южная часть Гаогюйской державы была молниеносно разбита, "Наследный государь" убит, его семья взята в плен, а народ разбежался: часть подчинилась жужаням, часть ушла в китайские владения. В следующем, 496 г. так же быстро была завоевана и северная держава. Эфталиты выбрали из числа пленных князя Мивоту и поставили его над оставшимися телеутами. Итак, Гаогюй превратилось в вассала эфталитов, врага жужаней и союзника китайцев, которые заплатили ему за союз 60 кусков шелковых тканей. В 520 гг. в правящих кругах жужаней начались внутренние распри. Распрями жужжан воспользовались телеуты: младший брат замученного Мивоту, Ифу, восстановил государство Гаогюй и разбил в 521 г. жужаней Поломыня, загнав их в Китай. Осенью того же года бежал в Китай от гаогюйцев Синифа, брат Анахуаня, замещавший его. В последующем Ифу был убит своим младшим братом Юегюем, который попытался продолжать войну, но в 534-537 гг. был также разбит. Сын Ифу, Биди, убил своего дядю и возглавил сопротивление. В 540 г. Биди был разбит жужанями, и держава Гаогюй перестала существовать. В 545 году полностью встали на ноги тюркюты – объединенные Алтайские племена, говорящие на тюркском языке, возглавляемые 50-ю родами Ашина – говорящими на одном из диалектов монгольского языка. Однако количество Ашинцев прибывших в Алтай было столь мало, что они просто за 100 с лишним лет просто отюречились. Так же хочется отметить, что тюркский язык сформировался намного лет раньше, и тюркюты не являются народом, распространившим Тюкский язык, и не являются родителями этого языка. Тюркюты объединившись с телеутами окончательно разгромили жужжань, и создали великий Тюркский каганат. История распорядилась так, что великий тюркский каганат пал, и правопреемниками каганата стали голубые тюрки и уйгуры, по сути это племена – теленгиты, то есть «тележники» жившие на предгорьях Алтая. Однако выделяется обособленная группа племен теленгитов - «токуз Огузы» - то есть 9- ть племен (этот момент мы рассмотрим позже) уйгуры. С этого времени этнос «уйгур» будет существовать до сегодняшних дней. Численность уйгуров в то время исчислялось всего 30 тысячами человек. Когда в 688 г. уйгуры выступали против тюрок, за свою независимость, то они выставили всего 6 тыс. воинов. Надо думать, что в такой ответственный момент на войну поднялись все боеспособные мужчины, т. е. 20 часть населения. Значит, численность всего населения была около 30 тыс. человек. Но ведь это было самое крупное племя, другие были значительно меньше. Следовательно, надо полагать, что были племена по несколько тысяч и даже по несколько сот человек. Вернемся к уйгурам. Указанные 30 тыс. человек составляли девять подразделений. Таким образом, на каждое подразделение приходилось около 3,5 тыс. человек. При наличии экстенсивного скотоводческого хозяйства это количество людей вполне могло составить хозяйственно-организационную единицу - огуз. Такой трактовке противоречат только китайские сообщения о 50 тыс. всадников, выставляемых уйгурами, но необходимо помнить о китайской традиционной любви к преувеличениям. Любопытно, однако, что в 628 г. уйгуры выставили против тюркютов всего 5 тыс. воинов (видимо, без преувеличения), на 1 тыс. меньше, чем в 688 г. Это объединенная группа племен теленгитов и «токуз Огузов» возглавила Второй каганат. Правящими родами стали голубые тюрки, токуз-огузы равными им родами. Каганат был вассальным государством Танской империи, хотя и вел несколько агрессивную политику по отношению к Китаю. Тюркские каганы восстали против Танской империи. Борьба шла с переменным успехом. В конце концов каганат и империя заключили перемирие. Трехлетнее перемирие 703-706 гг. принесло больше пользы Империи, нежели Каганату. Убедившись в бесцельности оборонительных и наступательных мероприятий, китайцы стали действовать при помощи подкупов. Объектом подкупа оказались токуз-огузы (уйгуры), которые, несмотря на все заигрывания хана, не забывали о счастливой поре, когда они, спокойно кочуя по степи, получали щедрые подарки императора. Во время перемирия сын убитого на Толе Баз-кагана (кит. Били), Дугяйчжи, с уйгурами и племенами киби, сыге и хунь дезертировал от хана, перешел Гоби и поддался Империи. Его поселили около Лянчжоу, в Алашане и в Таньсу и брали "сильных конников на пополнение". Для тюрок отпадение уйгуров было большим ударом, так как указывало на порочность их внутренней политики, тем более что движение среди токуз-огузов было шире, чем изображают это китайцы. В то же примерно время тюркские царевичи Могилянь и Кюль- тегин подавили восстание племени байырку, обитавшего в Восточном Забайкалье. Байырку были разбиты у оз. Тюргияргун (оз. Торей между Ононом и Керуленом), но их вождь Улуг Иркин отбился и бежал, очевидно в Китай, - больше было некуда. Внутренние дворцовые интриги в Танской империи не смоги окончательно сломить мятеж тюков. Все перенесенные Империей неудачи не заставили нового императора, Сюаньцзуна, отказаться от борьбы за гегемонию в Азии. У него появился весьма полезный помощник - сам Капаган-хан (каган). Со свойственным китайцам прагматизмом "Таншу" объясняет изменение ситуации личными особенностями хана: "бесчеловечно поступал с подданными, а когда состарился, стал глупее и неистовее. Аймаки возроптали и начали отлагаться". Действительно, в конце 714 г. карлуки, хулуву (кит. хуву) и шуниши, воевавшие против Кюль- тегина, предложили Империи принять их в свое лоно. Западные тюрки в Семиречье и Притяньшанье восстали против каганата в пользу Империи. На сторону Империи перешли татабы и вслед за ними кидани. Но хуже всего для хана было то, что токуз-огузы, "его собственный народ", присоединенные, а не покоренные, тоже восстали, а три тюркских наместника - в Гоби, Иньшане и на Алтае - перешли на сторону врага. Попытка тюрок разрушить опорный пункт имперцев в Джунгарии - Бишбалык - закончилась полным разгромом тюрок. При этом один из тюркских полководцев попал в плен и был обезглавлен перед городскими воротами, а другой, не смея вернуться к хану, бежал в Китай. К началу 715 г. верные тюркскому хану войска казались островами среди моря восстания. В Онгинской надписи отражена вся серьезность создавшегося положения, не допускающего отступления. "Снова токуз- огузские беги стали нам врагами. Они были могущественны. Хан пошел... Мы не более чем отребье; мы видели, что нас мало, а их много. Нападем... Я сказал моим бегам: "Мало нас"". В довершение беды третий сын хана, бывший послом в Китае, умер, и, хотя его прилично похоронили, это было слабым утешением. Китайская версия, объясняющая взрыв восстания поглупением хана, явно несостоятельна. Более глубокое понимание вопроса мы находим в орхонских надписях. Правда, там тоже приводится как причина восстания непонимание народом своей пользы и "низость", но наряду с этим излагается идеал государства, который мало кому из подданных и соседей мог нравиться. Лучшее, по мнению автора надписи - Йоллыг-тегина, - это покорить все народы, живущие по четырем углам, склонить их головы и заставить преклонить колени. Так делали предки, но и Капаган-хан от них не отстал. В его правление расширились пределы тюркских поселений, так как тюрки занимали чужие пастбища и увеличили богатства: "В то время наши рабы стали рабовладельцами"». Таким образом, уже второй каганат оказался на грани вымирания. Народ каганата «чернь» сама восстала против своих правителей (в этом не маловажную роль сыграла и имперская политика). Тюрки второго каганата еще в большей степени, чем в период первого, находились в состоянии военной демократии. Внутри дружины иерархия не исключала равенства, но для окружающих это была не демократия, а живодерня. Поэтому основным противоречием в таком обществе было противоречие между господствующими и покоренными племенами. Так как войско нуждается в пополнении, то токуз-огузов приняли, приравняв к собственно тюркам, а все прочие покоренные народы составляли эль, т.е. державу, и считались "невольниками" хана. Хотя от этих "невольников" личная свобода не отнималась, но обдирали их как липку. Казалось бы, что положение токуз-огузов было превосходным, но не о такой жизни мечтали вольнолюбивые уйгуры. Их политическим идеалом была конфедерация племен, основанная на добровольном союзе при слабой ханской власти. Уйгуры умели отстаивать свою свободу, героически сражаться под чужими знаменами "ради добычи", но никогда не составляли крепкого государства и даже не стремились к этому. Та доля награбленной добычи, которую тюрки им уделяли, не вознаграждала их за необходимость соблюдать тягостную дисциплину и хранить унизительную покорность. Так глубоко различны были стремления двух соседних народов, сходных по языку, расе, быту и роду занятий. История Центральной Азии должна была пойти либо по тюркскому, либо по уйгурскому пути. В ходе длительных боевых действий тюрки восстановили свою власть над внутренней Азией. Окончательный разгром мятежников, и уйгуров закончилось к 717 г. Не долго длилось мирная жизнь внутри каганата. Как и было принято в правящих кругах тюркских каганатов, при дворе бродили и плелись интриги, шла реально кровавая борьба за власть. В 741 году в ходе ряда интриг и убийств, престол узурпировал Кут один из Шадов. Это был сигнал к действию мятежников. Возглавили восстание басмылы и токуз-огузы (уйгуры). Восстание шло стремительно, каганы сменяли друг друга, враги, окружающие каганат со всех сторон воспользовались этим. В результате голубые тюрки были окончательно разбиты повстанцами и китайскими войсками. Но остатки различных племен и родов бежавших из своих земель (беженцы), а так же тюрки, служившие и составляющие довольно большую часть приграничных войск империи, остались, и привнесли еще свои коррективы в историю внутренней Азии. Вот как описывает это Гумилев: «Здесь, в надписи, источенной временем и обезображенной врагами, сохранилось сообщение о той доблести, которая бросала голубых тюрок на борьбу с жестоким врагом за свою отчизну. Глубокий старик кидается в сечу, теряет коня, но не мужество. Пусть надпись дефектна, но в ее отрывочных словах, как сквозь - степное марево, сквозят силуэты, на горизонте появляются отовсюду всадники... и это все враги. Карлуки на севере, на юге и на западе; надо отходить, а сзади дом, хан. Но вот хан убит, его семья в плену, и тогда престарелый богатырь, видя, что больше беречь нечего, бросается в свалку и дает врагам растоптать, раздавить его тело. Он, свидетель рождения Второго каганата, не хочет пережить его конец. Именно такие тюрки, как Кули-чур, были страшны соседям, которые потому и пошли на войну, чтобы их больше никогда не тревожили богатыри. Но не все тюрки последовали примеру своего полководца. Уцелевшие войска, преследуемые уйгурами, отступили за черные пески. Союзники использовали победу и быстро создали свое собственное государство. Вождь басмалов стал ханом, вождь уйгуров - восточным, а эльтебер карлуков - западным ябгу. Тюркские вельможи спохватились и выбрали сына Пань-кюля ханом с титулом Озмыш. Вернулись кровавые времена 716 г., но тюрки были уже другими; то, что могло сделать поколение Кюль-тегина, оказалось не под силу его детям, хотя претензии их на господство оставались прежними. Имперское правительство, учитывая стесненность тюрок, предложило Озмыш-хану поддаться Империи. Озмыш-хан отказался, но соединенные силы басмалов, уйгуров и карлуков заставили его покинуть орду и бежать. Некоторые тюрки (пять тысяч кибиток) во главе с ханским сыном предпочли подчинение Империи безнадежной войне. Тюрки должны были расплачиваться за свои прошлые кровавые успехи и за свою гордость. В 744 г. басмалы убили Озмыш-хана и голову его прислали в Чанъань. Однако непримиримая часть тюрок не сложила оружия и возвела на престол брата покойного - Баймэй-хана Кулун-бега. Но далеко не все тюрки согласны были гибнуть за потерянное дело. Среди них открылись великие смятения вельможи избрали ханом басмалского главу. С Баймэй-ханом осталась только часть наиболее упорных ревнителей старой тюркской славы. В 744 г. борьба еще продолжалась.» Тем временем союзники рассорились вождь уйгуров, Пэйло, напал на басмалов и разгромил их. Басмальскому вождю - Седе Иши-кагану отрубили голову и отправили ее в Чанъань с предложением признать за Пэйло титул Кутлуг-Бильге и Кюль-хан. Возглавивший остатки разбитых басмалов старейшина бежал в Бэйтин, но, не видя возможности там удержаться, бросил свой народ, уехал в Китай. Остатки басмалов, теснимые карлуками, подчинились уйгурам. Тюркам эта сумятица была весьма на руку, но воспользоваться ею им не пришлось. Военная реформа в империи уже дала свои плоды, и имперские войска из Ордоса ударили на восточное крыло тюрок у горы Сахэней и разгромили 11 родов, находившихся под командованием апа-тархана. Баймэй-хан пытался закрепиться на западе своих владений, вдали от китайских баз, снабжавших имперскую армию, но карлуки и уйгуры настигли его. Тюрки были окончательно разбиты. Пэйло отослал голову Баймэй-хана в Чанъань и признал себя вассалом императора. Тюрок ловили и убивали всюду, как волков, и знамя с золотой волчьей головой больше никогда не взвилось над степью. Оставшихся в живых тюрок возглавила вдова Бильге-хана, дочь Тоньюкука, По-бег и привела их в Китай, оговорив условия сдачи. Тюрок зачислили в пограничные войска, а По-бег получила титул принцессы и княжеское содержание. Спасая людей, По-бег не спасла народ. Тюрки, как и прочие кочевники, перемешались с табгачами и ассимилировались в их среде. Так погибла второй тюркский каганат. Разъяренные уйгуры, видя, что враги ускользнули от их мщения, срывали свою злобу на памятниках. Они сносили головы каменным изображениям тюркских богатырей, разнесли в щепы памятник Кюль-тегину и так разбили его статую, что ее оказалось невозможным собрать из осколков. Целью было не только разрушение, но и более того - стремление не допустить восстановления тюркского эля и всего, что было с ним связано. И уйгуры достигли своей заветной цели - от древних тюрок осталось только их имя. Разбив окончательно остатки армии голубых тюрок и своих бывших союзников басмалов, уйгуры быстро создали свое государство – самое первое уйгурское государство (Уйгурия) (744-745 гг.). Уйгурский каганат был самым первым государством с почти светскими – демократическими законами. Именно уйгуры начали строить города взамен шатровых стоянок кочевников. От длительных вековых распрей и войн степняки устали. И уйгуры создали свое государство на более новых принципах. Принципах равенства и мира. Уйгуры не стремились к расширению своих владений. Даже первый государь Пэйло признал себя вассалом империи Тан. Подчинив себе басмалов и восточных карлуков, уйгуры приняли их в свою среду, как равных. Другие шесть телеских племен - бугу, хунь, байырку, тонгра, сыге и киби - в правах и обязанностях были приравнены к токуз- огузам. Ставка хана находилась между Хангаем и р. Орхон, границы их на востоке охватывали Западную Маньчжурию, а на западе - Джунгарию. Граница между карлуками и уйгурам была установлена в 745 г. в результате военного столкновения. После разгрома тюрок карлуки вошли в союз с тюргешами против уйгуров, но были разбиты. Вследствие этого восточные кочевья карлуков на Черном Иртыше оказались в составе Уйгурского каганата. И так территория Уйгурии: Гражданская война. После смерти Пэйло на престол Уйгурии вступил законный наследник царевич Моянчур, шада Моянчура почему-то встретило неожиданное сопротивление народа. Во главе восставших оказался ябгу Тай Бильге-тутук, недавно получивший этот чин из рук ныне покойного хана. "Черный народ передался, но некоторые держали сторону Тай Бильге-тутука и провозгласили его каганом". К повстанцам присоединились кидани и татары; на стороне хана дрались, как можно думать, уйгурские дружины его отца, но многие вельможи оказались его врагами. Восстание было подавлено но не закончилось. Одновременно с этим походом хану пришлось подавлять новую вспышку восстания своего народа. Необходимо отметить, что хан всячески стремился к компромиссу. Он отпустил захваченных в плен повстанцев и обратился к ним с прочувствованным воззванием: "Из-за низости Тай Бильге-тутука, из-за низости одного-двух именитых ты, мой черный народ, попал в смерть и беду, но ты не должен умирать, не должен страдать! - сказал я. - Снова дай мне твои силы и твою поддержку!". Но дальше он грустно констатирует: "Они не пришли". Повстанцы снова были разбиты у оз. Соленый Алтыр (?), и гражданский мир установлен. Причиной данного восстания можно считать кровные отношения, но точной причины этого исторического момента Уйгурского каганата мы так и не узнаем. По окончании гражданской войны Моэнчур был вынужден определять границы государства. С учетом возможности и внутренней ситуацией в государстве Моэнчуру нужно было определить границы в соответствии со своими возможностями. Хан Моянчур встал перед второй политической задачей: какие племена следует включить в свою державу и какие оставить за ее пределами? В условиях степного ландшафта и кочевого быта эта задача приобрела особую сложность, так как нужно было иметь естественные рубежи, например горные хребты, а для этого необходимо было подчинить себе племена, обитавшие к югу от Саян и к западу от Алтая. В противном случае кочевья уйгуров были бы открыты набегам соседей, как показала минувшая война. Моянчур взялся за дело со всей присущей ему энергией. Весной 750 г. он разбил чиков на р. Кем, т. е. в верховьях Енисея, и добился от них изъявления покорности. Осенью того же года он покорил татар в северо-западной Маньчжурии. На следующий 751 г. группа христиан объединилось с кыргызами и чиками для борьбы с уйгурами. Главная опасность была в том, что карлуки собирались поддержать кыргызов и чиков, но, к счастью для уйгуров, они опоздали выступить. Моянчур бросил на чиков тысячный отряд, который быстро усмирил восстание. Немногочисленный заслон уйгуров отогнал летучие отряды кыргызов, а сам хан, с главными силами переправившись на плотах через Черный Иртыш, ударил на карлуков и разбил их у р. Болчу (Урунгу), там, где некогда Кюль-тегин и Тоньюкук нанесли поражение тюргешам. Но этим война не кончилась, так как почитатели троицы (христиане), которым принадлежала инициатива восстания, уничтожена не была. 752 году война возобновилась, в антиуйгурской коалиции оказались басмалы, тюргеши и "три святых" (группа христиан инициаторы прошлогоднего восстания тюргешей чиков и кыргызов). К 755 г. война закончилась полной победой уйгуров, покоривших восточные кочевья карлуков до Саура и Тарбагатая. До 758 г. Уйгуры расширили свои границы на север. Однако, потерпев поражение и покорившись, кыргызы не утратили самоуправления. Их глава получил от уйгурского хана титул "Бильге-тонг-эркин" без приставки "кэхань". Хотя уйгуры и подчинили прилегающие племена и народы, на самом деле они имели довольно много свобод. Некоторые вожди племен даже называли себя ханами, в то время как они являлись вассалами каганата. Везде - на востоке, севере и западе - в VIII в. племена раскалывались, дробились и объединялись в новых комбинациях, потому что культура, вторгшаяся в степь через Иран, ставила новые задачи и выдвигала иной принцип для объединения людей. Этим принципом оказалось вероисповедание. РЕЛИГИЯ И РАССВЕТ УЙГУРИИ Религии это одна из причин, в которой уйгуры оказались не очень разборчивы, именно религия погубила первую КУЛЬТУРНОЕ государство кочевников, достигших таких высоких результатов в науке, письме. Уйгуры были одними из первых степняков, кто создал письменность, сохранившаяся до 20 века. Анализируя указываемые исторические даты летописцев можно сделать вывод, что уйгуры пользовались несторианским календарем. Соответственно можно предположить, что летописец сам был христианином. Христианская пропаганда в тюркском каганате дала ничтожные результаты, так как тюрки возвели свое собственное мировоззрение в государственный принцип, но падение каганата и разочарование в идеологии войны и победы среди уцелевших от резни родов оказались стимулом для успехов христианской проповеди. Наследниками тюрок в степи были карлуки и басмалы, причем последние включали в свой состав наибольшее количество осколков каганата. Именно там наибольшие успехи имело христианство, сохранившееся среди потомков басмалов, аргынов, до XIII в.. Но и на востоке, среди уйгуров, появились христиане, как будет видно далее. Но христиане совершили ошибку выступив против хана Мэнчура, и вместо христианства пришло манихейство. Мое субъективное мнение – принятие манихейства стало для уйгуров больше неудачным событием, нежели обратное. Так как манихейство в основе своей считало свою веру едино правильной, и не принимало других верований, уйгуры стали духовными и политическими врагами почти всех своих соседей, даже бывших союзников. Даже ислам с христианство для манихея считалось дьявольской верой, в то время как буддизм, христианство и ислам считают друг друга как заблудшие – ошибающиеся религиями, но ни как не дьявольскими. И так уйгуры приняли манихейство в 766-767 гг., и сразу начались разрывы с союзниками, с буддийским Китаем, мусульманами карлуками, язычниками кыргызами и т.д. Принятие манихейства считается Дэнли логу Момишисйеду Дэн Миши хэ Гюйлу Внедрение манихейства в Уйгурии повело за собой изменение письменности - появился новый алфавит, называемый, уйгурским. Он происходит от новосогдийской письменности и отличается своей простотой и удобством. Строчки идут сверху вниз и слева направо. Этим алфавитом написаны манихейские, христианские и мусульманские тексты, а также юридические документы из Турфана; наиболее древними являются манихейские, так как фонетика и грамматика их языка ближе к орхоно-енисейским руническим памятникам, чем к буддийско-уйгурским и уйгурско- мусульманским. Самым ранним текстом, поддающимся датировке, являются четыре строки на орхонском китаеязычном памятнике 795 г. Даже простые уйгуры ощутили силу религии, так как по канонам манихеев вкушать в постные дни запрещено есть наиболее распространенные продукты кочевников, люди начали переходить на земледелие (уйгуры стали травоядными). Хотя и Уйгурия и заимела много врагов, она стала кладезью торговцев, согласно раскопок в Минусинской котловине в период первого каганата торговля велась очень активно, в период второго каганата – торговля совсем стихло. Однако в период рассвета манихейства торговля резво возобновилась и даже не в пользу империи, а скорее персов и арабов. Из халифата каждые три года в Минусинскую котловину приходил караван из 20-24 верблюдов, нагруженных узорчатыми тканями. Если столько попадало в одну из областей Уйгурии, то сколько же шло в центр ее! Уйгурская столица была уже не лагерем из войлочных шатров, подобно ставке тюркских ханов. В отличие от тюрок уйгуры начали широкое строительство городов, причем оно поручалось согдийцам и китайцам. Около 758 г. на берегу Селенги был построен г. Байбалык. Близко к этому времени в столице Уйгурии - Каракоруме была воздвигнута стела с китайской надписью. Уйгурия чрезвычайно быстро превращалась в культурную страну. Jeen 2013 Главная страница Информация о сайте Каталог файлов Каталог стате

Уйгуры народ достаточно древний. Являются коренным населением Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Говорят на своем — уйгурском языке, вероисповедание — ислам суннитского толка. Относится к европеоидам с незначительной монголоидной примесью.

Уйгуры — один из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии с многовековой историей и богатой самобытной культурой, сыгравшей важную роль в ее исторических судьбах.

Родословная этого народа уходит вглубь веков и тысячелетий. Первые упоминания об уйгурах встречаются в древнетюркских надписях, в старинных китайских летописях еще задолго до нашей эры под названием «Ойхорды», «Гунны», «Хуэйгу», «Гавгюй» (БСЭМ, 1956, т.44, с.59).

Предками уйгур были кочевые племена Восточного Туркестана, в III в. до н. э. − III-IV вв. н. э. игравшие важную роль в племенном союзе гуннов. Первые упоминания об уйгурах в письменных источниках относятся к III веку нашей эры.

Расселение в современном мире и численность

Общая численность сейчас приблизительно 10 млн человек. Из них более чем 9 млн проживают в Восточном Туркестане/СУАР, а также в крупных городах восточной части Китая. Небольшой анклав уйгуров численностью около 7 тыс.человек, существует также в провинции Хунань, на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий.

Уйгурская община, за рубежом, общей численностью около 500 тыс., представлена во многих странах, но основная часть проживает в республиках Центральной Азии, численность центральноазиатской общины составляет приблизительно ~ 350 тыс. Из них в Республике Казахстан ~ 250 тыс., в Кыргызской Республике ~ 60 тыс., в Узбекистане ~ 50 тыс., в Туркменистане ~ 3 тыс.

Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике численностью около 40 тыс, а также Королевстве Саудовская Аравия~ 30 тыс. Также уйгурские общины имеются в Пакистане, ОАЭ, Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Канаде, США, Японии, Австралии. Уйгурские анклавы можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней, Пекин, Шанхай, Мекка, Алматы, Бишкек, Мюнхен.

Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля, во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши. Обычно все общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс.

История

В III-IV вв. Уйгуры входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаогюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза - теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были подчинены тюрками и вошли в состав их государства.

Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после предательского избиения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увел племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами).

С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом Яглакар. В V-VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата.

Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko;745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство. В 795 к власти пришло племя эдизов (795-840), которое также приняло название яглакар.

Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии: …в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти.

«Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность». Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.

В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось.

Деление ранее единого

Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы три независимых государства - с центрами в Ганьсу около современного города Чжанъе, в Турфанском оазисе и Кашгаре.

Караханидское государство в Кашгаре и Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочов Турфане просуществовали более 400 лет.

Здесь уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано-итохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых был манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство). В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам, к XVI в. вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана.

С принятием ислама арабской графикой было вытеснено староуйгурское письмо.

К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Политико-административная разобщённость в период 15-16 вв. а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться, и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами», а также по региону происхождения - кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия - таранчи (земледелец).

В XVII-XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против маньчжуро-цинских, а позднее гоминьдановских поработителей. В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.

С уничтожением последней уйгурской государственности, в 1949 году, и с образованием в 1955 г. Синьцзянь-Уйгурского автономного района, властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров, прежде всего путем массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения.

В целом, достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры, осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства. Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства. Не любят уйгур не только в Китае, в Казахстане коренное население их также не долюбливает.

Уйгуры – самое известное национальное меньшинство Китая за его пределами. Наряду с курдами и туарегами они входят в тройку самым крупных народов, не имеющих собственного государства.

Уйгуры считаются меньшинством только в масштабах миллиарда китайцев – на территории КНР сейчас живёт свыше десяти миллионов граждан уйгурской национальности. Для сравнения, это в два раза больше, чем всех проживающих в России татар, самого крупного неславянского нацменьшинства.

Подавляющее большинство уйгуров Китая – свыше восьми миллионов – населяют свою историческую родину, ныне официально именуемую Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР) КНР. Синьцзян, что по-китайски означает «новая граница», это огромный четырехугольник на крайнем северо-западе КНР, между Монголией, бывшими советскими республиками Средней Азии, Афганистаном и Тибетом. Две тысячи километров с востока на запад, немногим менее с севера на юг. Перерезанные высокими горными хребтами засушливые равнины и пустыни с оазисами, по которым в древности пролегал знаменитый «Шёлковый путь».

Этнос уйгуров во многом и порождён Великим шёлковым путем из Китая в Средиземноморье, основной экономической артерией древней Евразии. Поэтому среди предков современных уйгур исторический коктейль из исчезнувших тюркских и монгольских народов, смешавшихся с древним населением оазисов Такла-Макан, одной из крупнейших песчаных пустынь мира.

Современный Синьцзян по площади шестая часть всей территории Китая, в которой уместятся три Франции. СУАР граничит с Казахстаном (1718 км), Киргизией (1000 км), Таджикистаном (450 км), Россией (55 км), Монголией (1400 км), а также с Афганистаном, Индией и Пакистаном. Общая протяженность государственной границы СУАР КНР свыше 5600 километров. Каждый третий пограничник Китая служит именно здесь.

Синьцзян – еще этот район именуют Джунгарией и Восточным Туркестаном – издавна населяло множество племен и народностей, в основном тюркоязычные уйгуры, а также другие, исповедующие ислам народы – дунгане (потомки китайцев-мусульман), казахи, киргизы, таджики, узбеки.

Джунгария была последней кочевой империей мира, которую в XVIII веке в кровавой, продолжавшейся десятилетия войне сокрушила китайская империя Цин. Войска пекинского  императора вырезали почти 90% джунгар (западных монголов), недорезанные бежали на запад до Волги, где стали российскими калмыками. К началу XIX века границы китайской империи Цин охватывали и современный Синьцзян и современную Киргизию и южную часть современного Казахстана до озера Балхаш.

Восточный Туркестан – это уже русское наименование родины уйгуров, возникшее в XIX веке. Восточным он стал потому, что существовал Западный Туркестан – регион расселения тюркоязычных народов, который попал в сферу влияния России. Сейчас сюда относятся бывшие среднеазиатские республики СССР.

Уйгуры, придуманные русскими

Удивительный исторический факт, но современное этнические имя уйгурам подарила именно Россия – в 1921 году в Ташкенте проходил съезд (курултай) представителей уйгурской интеллигенции. Там, предложению профессора-востоковеда из Казани Сергея Ефимовича Малова, древнее наименование «уйгур» было восстановлено в качествеэтнонима-самоназвания оседлого тюркоязычного населения Восточного Туркестана. До этого жители уйгурских оазисов именовали себя по месту проживания – «кашгарцами», «илийцами», «турфанцами», «таранчами». Но для противопоставления китайцам все вместе они называли себя «йарлик» – буквально «земляки» или «местные».

Впервые китайцы захватили территорию современного СУАР две тысячи лет назад в эпоху империи Хань, когда древние китайцы пытались установить дипломатические контакты с римским императором Титом Флавием. В первом веке нашей эры здесь появились китайские гарнизоны и первые переселенцы для контроля над «Великим шёлковым путём». Фактически, в наши дни ЦК компартии Китая лишь продолжает традиции империи Хань в этом регионе – совпадение ещё удивительней, если вспомнить, что и КНР и династию Хань основали лидеры победивших крестьянских восстаний, Мао Цзэдун и Лю Бан.

Последние две тысячи лет истории Синьцзяна представляют собой непрерывную череду побед и поражений местной государственности в борьбе с притязаниями китайских императоров – от потомков Лю Бана до «потомков» Мао. В первом тысячелетии нашей эры существовало три уйгурских каганата, крупных раннефеодальных государства. Так называемый «Третий уйгурский каганат», современник легендарного Рюрика, простирался от степей Казахстана до Кореи. Уйгуры тогда исповедовали манихейство, необычную религию, выросшую из смеси раннего христианства и зороастризма.

Удобное географическое расположение уйгуров способствовало как развитию достаточно высокой культуры, где смешивались китайские и средиземноморские веяния, так и распространению новых религий. Уйгуры последовательно побывали буддистами, манихеями, а за первые три-четыре века второго тысячелетия нашей эры приняли ислам.

Русские впервые познакомились с уйгурами в ходе монгольского нашествия – приходившие на Русь приказы Батыя и его наследников, ярлыки и пайцзы, были написаны именно «уйгурским письмом». Уйгурский алфавит распоряжением Чингисхана был официально принят в монгольской империи с первых лет её возникновения. В науке этот уйгурский алфавит ныне называется «староуйгурским» – возник он на Великом шелковом пути ещё в начале первого тысячелетия нашей эры, взяв за основу алфавит античной Согдианы, который в свою очередь через арамейское письмо восходил к первому в истории человечества финикийскому алфавиту…

Война с Китаем, как национальная идентичность

После того как маньчжуры в XVIII веке сокрушили Джунгарское ханство, почти уничтожив исповедовавших буддизм западных монголов-ойратов, созданная на останках погибшего ханства провинция Синьцзян оставалась одной из самых беспокойных в Цинской империи. Здесь с регулярностью вспыхивали восстания и мятежи местного мусульманского, т.е. уйгурского  населения – в 1816, в 1825, в 1830, 1847 и 1857 годах.

Для умиротворения мятежной провинции пекинские власти держали здесь маньчжурские и китайские гарнизоны, поощряли переселение в Синьцзян выходцев из центральных провинций Китая. Были созданы специальные военные поселения из родственных маньчжурам племён сибо и солонов, которых цинские власти переселили с Дальнего Востока в Центральную Азию.

Несмотря на все эти мероприятия, в 1864 году здесь вспыхнуло антипекинское восстание уйгуров и дунган (китайцев-мусульман). Свыше десяти лет почти вся территория Синьцзяна была самостоятельным, отделившимся от Китая исламским государством Йеттишар, во главе которого встал Якуб Бек, объединивший несколько повстанческих ханств и султанатов. Новый хан, получивший титул «Защитник веры», был таджиком по национальности, бывшим военачальником в Кокандском и Хивинском ханствах. Этот факт наглядно подчёркивает близкие родственные связи уйгуров со Средней (Центральной) Азией.

Таджик Якуб Бек создал в антикитайском Синцзяне достаточно мощную армию, чтобы опираясь на горы и пустыни противостоять войсками китайского императора. Но другая империя, надвигавшаяся с севера Россия, как раз в те годы покорявшая среднеазиатские ханства и эмираты, совсем не горела желанием иметь на своих новых азиатских границах агрессивное мусульманское государство. Ведь Якуб Бек, стремясь найти союзников против Китая, откровенно ориентировался во внешней политике на Турцию и Британскую империю, тогда пытавшуюся из Индийских колоний закрепится в Афганистане.

В рамках этой «большой игры» России и Британии за Центральную Азию, в Петербурге сочли, что для спокойствия Западного Туркестана, ставшего уже российским, Восточный Туркестан лучше вернуть под номинальную власть далёкого и тогда относительно слабого Пекина. Главной проблемой для китайских армий в деле возвращения Синьцзяна были коммуникации, точнее снабжение войск во время тысячекилометрового похода в условиях пустынной и горной местности. Эту проблему за Пекин решила Россия – первый губернатор российского Туркестана, русский немец Кауфман провел целую спецоперацию по снабжению зерном наступавших войск китайского генерала Цзо Цзунтана. Китайцы купили у русских это зерно по самым спекулятивным ценам, заплатив за него свыше 10 млн рублей серебром.

Решив таким образом проблемы с логистикой, войска китайского императора стали вырезать уйгурских и дунганских повстанцев вместе с семьями. Остатки восставших бежали на территорию, контролируемую Россией. Здесь размещением и лечением этих беженцев занимался доктор Василий Фрунзе, отец Михаила Фрунзе, того самого, который через четыре десятилетия уже в ходе нашей гражданской войны вернёт в состав России весь Западный Туркестан.

Вся уйгурская классическая литература возникла из этой национально-освободительной борьбы с Китаем. Так, Назым Билал, поэт и писатель, самый известный уйгурский литературный классик, не только сам участвовал в антикитайских восстаниях, но и большинство своих произведений посвятил именно этой борьбе. Едва ли не все герои и героини уйгурской литературы того времени борются с китайской экспансией.

Хронические жертвы геополитики

Уже в XX веке на территории Синьцзяна дважды будут возникать отколовшиеся от Китая уйгурские государства. В ходе антикитайских восстаний в 1932 году появляется Хотанский эмират, а в следующем году – целая Восточно-Туркестанская Исламская республика во главе которой встал уйгур Ходжа Нияз, принявший вполне современный титул «президент». До этих событий президент Нияз успел поучаствовать в российской гражданской войне на стороне большевиков, будучи активистом «Революционного союза кашгаро-джунгарских рабочих».

Начало уйгурскому восстанию положила попытка китайского офицера местного гарнизона жениться на уйгурской девушке. Факт, наглядно подчеркивающий степень ненависти и отчуждения политически активных уйгуров от Китая. Новое независимое государство имело шансы на успех, пока СССР оставался враждебным правящим в Китае националистам из партии «Гоминьдан». Но во второй половине 30-х годов у советских коммунистов и китайских националистов появился общий опасный враг – начавшая активную экспансию на азиатском континенте самурайская Япония. Опасаясь ее чрезмерного усиления, СССР поддержал официальный Китай, в том числе помог китайцам вернуть контроль над Синьцзяном.

Здесь советские войска, включая авиацию, уже напрямую поучаствовали в боях по возвращению в Синьцзян нового китайского губернатора Шен Шицая. При этом советские части были замаскированы под ранее бежавших на территорию Китая белогвардейцев – выпускники пограничных училищ НКВД направлялись в Синьцзян, где приказом наркома были обязаны носить дореволюционные погоны и именовать друг друга «Ваше благородие».

Новый китайский генерал-губернатор Синьцзяна в конце 30-х годов ориентировался на сталинский СССР больше, чем на центральное правительство гоминьдановского Китая. В 1939 году он даже тайно попросил советского консула принять его в члены ВКП(б) – примечательно, что партбилет китайскому губернатору выписали и тайно передали в столицу Синьцзяна. Советский Союз к тому времени контролировал на территории Восточного Туркестана ключевые объекты по добыче сырья, именно тогда советские специалисты здесь впервые обнаружили залежи урана.

Но после начала войны с гитлеровской Германией, генерал Шэн Шицай слишком поспешно сделал выводы, что дни СССР сочтены. Он уволил советских советников и начал расстреливать уйгурских и китайских коммунистов. Среди расстрелянных оказался и младший брат Мао Цзэдуна, будущего владыки красного Китая.

Летом 1944 года губернатор Шэн окончательно понял, что ошибся с выбором и поспешно бежал со своего поста в центральный Китай. К тому времени прекращение торговли с СССР вызвало в Синьцзяне настоящий экономический кризис и подтолкнуло новые уйгурские восстания. Осенью 1944 года возникла Восточно-Туркестанская революционная республика. Интересно, что это очередное антикитайское восстание возглавили уйгур, казах, калмык и татарин (диаспора казанских татар всегда играла ключевую роль в оживленной торговле России-СССР с Синьцзяном).

Президентом Восточно-Туркестанской республики становится уйгур Ахмеджан Касымов, человек с показательной биографией – школу он закончил в советской Алма-Ате, получил педагогическое образование в советском университете Ташкента, а докторскую диссертацию по истории уйгуров защитил в Московском институте восточных языков уже штатным сотрудником Коминтерна. Главнокомандующим армии новой уйгурской республики стал советский генерал-майор НКВД Иван Полинов, а начальником штаба назначили бывшего белогвардейского генерала, служившего в армии Дутова, казака-старообрядца Варсонофия Можарова.

В сентябре 1945 года, под давлением дипломатов СССР и военных успехов синьцзянских повстанцев, центральное правительство Китая признало «автономию» уйгуров. В Москве в это время, в сталинском Политбюро очень серьёзно рассматривали предложение ЦК Компартии Казахской ССР (в Казахстане издавна жила большая уйгурская диаспора) о создании коммунистической партии Синьцзяна. Как писали казахские коммунисты – «в целях закрепления политических и экономических завоеваний мусульман, восставших против китайцев в северных округах Синьцзяня, и дальнейшего развития национально-освободительного движения некитайских масс в этой провинции».

Но в судьбу уйгурской государственности вновь вмешался фактор большой русско-китайской политики. В 1949 году стало окончательно ясно, что в затяжной гражданской войне, длившейся на территории Китая фактически с 1911 года, побеждают китайские коммунисты. И в Москве сочли, что союз с большим красным Китаем куда важнее запутанных отношений с уйгурами.

В итоге правительство Восточно-Туркестанской революционной республики, летевшее из Синьцзяна на советском самолете в Пекин для переговоров с Мао, никуда не долетело. По официальной версии самолет разбился где-то между Иркутском и Читой. Созданные при помощи СССР вооруженные силы уйгурской республики официально стали 5-м корпусом коммунистической Народно-освободительной армии Китая. Долгие годы, вплоть до ссоры Хрущева с Мао Цзэдуном этим корпусом командовал китайский генерал-лейтенант из русских староверов Фотий Иванович Лескин.

Как видим, уйгурским сепаратистам, имевшим на протяжении последних двух веков немало шансов на успех в своей антикитайской борьбе, просто хронически не повезло оказаться жертвами геополитических комбинаций и компромиссов больших планетарных игроков, в первую очередь Москвы и Пекина. В иных раскладах мы могли бы увидеть очень большое тюркское исламское государство в самом центре Азиатского континента, сразу к северу от Тибета.