Парки и сады проекты. Основные объекты ландшафтного проектирования: парки, сады, скверы. Анализ существующих стилей в организации парков и садов на приусадебных территориях

Шумный и суетливый город даёт своим жителям минимум времени и пространства для комфортного отдыха на природе. Хотя бы отчасти, эту проблему смогут решить городские парки. Эта территория должна гармонично вливаться в структуру современного мегаполиса, а для этого придётся ещё перед началом строительства провести тщательное ландшафтное проектирование.

Для проведения такой процедуры придётся учесть множество факторов, в числе которых анализ окружающей местности, её рельеф, наличие естественных или искусственных водоёмов, а так же чёткое соответствие с генеральным планом развития города. Разумеется, основным фактором при ландшафтном проектировании парка является рельеф местности, на которой будет организовано строительство.


Именно рельеф в итоге и станет основополагающим фактором для выбора наиболее оптимального стилистического решения. Например, равнинный рельеф местности позволит воссоздать довольно богатый растительный мир средней полосы, в то время как скалистый или наклонный ландшафт позволит создать целый каскад террас, разбитый на несколько функциональных зон. Надо заметить что проектирование и строительство парка, выполненного с помощью террасирования займет значительно больше времени и потребует для постройки больше средств чем для создания парка в равнинной местности.

Эти же условия приемлемы и для парков, разбитых на овражной территории. При строительстве придётся заняться укреплением довольно крутых склонов. Их можно оформить в виде террас, склоны которых придётся так же укреплять. Однако результат такой работы без сомнения превзойдёт все ожидания, так как на дне оврага зачастую будет располагаться естественный или искусственный водоём, который будет решать проблему орошения посаженной на склонах или террасах растительности.


Кстати, водоём на территории парка так же является важным фактором при ландшафтном проектировании парка. Водоём позволит создать на парковой территории максимально эффективную экосистему, которая будет удачно гармонировать с окружающей природой, а так же служить повышению эстетического вида территории. Если парковая территория примыкает к водоёму, такой парк получил название прибрежного. Если на поверхности пруда или водохранилища имеются один или несколько островов, то такой парк называется островной.

Оборудованный водоём на территории парка позволяет создать на прибрежной зоне эффективную зону отдыха для жителей города, где можно с комфортом скоротать жаркие летние дни. В зависимости от размера водоёма, можно создать обширную, оборудованную прибрежную зону, или тихий и уютный уголок дикой природы для водоёмов небольшого размера. Так же дизайнеру придётся озаботиться выбором соответствующей растительности для строящегося парка.



Именно она придаёт необходимый облик окружающей территории, а многочисленными разновидностями зелёных насаждений можно оформить парковую территорию в любом климате нашей необъятной страны. Так, для укрепления берега водоёма потребуются растения с обширной корневой системой, а цветущие кусты и деревья достойно украсят аллеи и тропинки парка. Разновидности зелёных насаждений насчитывают сотни видов, а значит каждая функциональная зона может быть оформлена с применением соответствующих групп насаждений.

В зависимости от выбранного стиля парка выбирают растительные сообщества пейзажные композиции. На этапе возведения парка, рекомендуется применять быстрорастущие деревья, так как взросления основных древесных насаждений парка придётся ждать десятки лет. Вообще, для скорейшего формирования внешнего вида парка, работы по его озеленению проводятся поэтапно. При проведении процедуры ландшафтного проектирования, дизайнеру придётся учитывать множество разнообразных нюансов и неожиданных трудностей.

Очень эффектно выглядят отдельные виды деревьев, растущие по отдельности. Например, плакучая ива украсит берега пруда или другого водоёма, а виды фактурных деревьев типа клёна или дуба не только украсят собой окружающую местность, но и дадут необходимую тень. Очень эффектно будут выглядеть различные виды вьющихся растений, из которых в последствии можно создать эффектную живую изгородь или живую стену из зелёных насаждений.

С давних времен оформление и правильная организация садов имела очень большое значение. Сегодня все чаще для создания на территории своей усадьбы красивого парка для отдыха и эстетического наслаждения обращаются к специалистам в этой области.

Проектирование ландшафтного дизайна – это целое искусство, которое совмещает в себе основы инженерии и архитектуры, растениеводства, а также теорию философии, культурологии и истории.

При планировании архитектуры и дизайна новых парков еще древние мастера пытались совместить красоту природы и функциональность объекта, но при этом строго следовали основным философским взглядам и традициям своего народа. Различные стили садово-паркового искусства стали ярким отражением разнообразных культур и временных эпох тех наций, которые воплощали их в жизнь. Кроме того, методология ландшафтного проектирования отражает не только национальные и религиозные ценности своего времени, но тесное гармоничное слияние с природой. На протяжении многих веков парк на территории собственного земельного участка был доступен только богатым особам из высшего общества. Довольно часто красота оформления собственного сада свидетельствовала о размерах финансового достатка его хозяина.


Теория дизайна парков и садов европейской и азиатской цивилизации такая же разная, как и основы их философских взглядов и восприятие мира. Сегодня в современном ландшафтном дизайне архитекторы постоянно делают анализ существующего опыта и ищут свежие идеи, при этом довольно часто пытаются совмещать основы различных стилей, присущие восточным и западным культурам. Не всегда такая работа бывает удачной. Без знания базовых принципов планирования садово-паркового объекта, без внутреннего ощущения тонкой философии в стилях достичь хорошего результата просто невозможно.

Анализ существующих стилей в организации парков и садов на приусадебных территориях

Регулярный (геометрический или французский) стиль – такой сад или парк имеют четкие симметрические линии, геометрически правильный план размещения всех объектов. Планирование такого парка начинается с определения основной центральной линии, которая несет основную смысловую нагрузку. Все аллеи имеют в своей основе ровные линии, цветники и бассейны правильной формы. Кустарники и деревья подстригаются.


Английский (пейзажный парк) парк – разбивается с учетом естественного местоположения всех объектов. Стиль возник в Англии в 18 столетии после выхода из моды эпохи барокко. Основы этого стиля отличаются красивыми плавными природными линиями, вымощенными брусчаткой или камнем дорожками. Все объекты максимально сохраняют свой естественный вид, чего нет во французских парках. Также отличительной чертой таких садов является ярусный подход при высадке растений.


Китайский стиль – основы этого стиля отличаются полной гармонизацией при размещении садовых композиций. Все подчинено законам восточной философии и имеет глубокий сакральный смысл, чего нет в европейских культурах.


Японские сады – это небольшая демонстрация мировоззрения японской нации. Все имеет свое истинное назначение и занимает строго определенное место. Первые принципы и основы организации японских паков были разработаны еще буддийскими монахами. Они отражают совершенство природного мира, а иногда и всей вселенной.


Мусульманский (мавританский сад) – отражение восточной мудрости и неспешности. Ароматы экзотических цветов, пение птиц, тихое журчание водоемов полностью способствуют расслаблению и умиротворению. В восточных странах парки и садовые территории всегда были кусочком рая на земле. При обустройстве архитектуры парка строго чтятся все законы ислама. Именно при дворцах восточных правителей садово-парковое искусство получило свое активное развитие.


Гармоничность и красота природных островков сада хорошо влияют на физическую форму и душевное равновесие. Научными исследованиями давно установлены факты положительного влияния природы и правильной организации окружающей среды на эмоциональное состояние человека. Хорошо продуманный и утонченный дизайн приусадебной территории будет приносить радость и удовольствие своему владельцу. Это возможно только в том случае, если при составлении программы работ были проанализированы и учтены все пожелания заказчика. Нередко бывает так, что даже самые дорогие и модные работы дизайнеров вызывают неприятные чувства. И наоборот, созданные собственными руками простые и незамысловатые пейзажи радуют глаза и душу, вселяя спокойствие и умиротворение.

Для того, чтобы человек мог отдыхать в своём саду и избавляться от повседневных хлопот, проектирование должно проводится в соответствии с определенными правилами и включать анализ всех факторов влияния на окружающую природную среду и имеющуюся на участке архитектуру.

Теория разработки ландшафтных проектов участка своими руками

Основным этапом в работе над дизайном ландшафта является разработка художественного проекта и программы действий по его реализации. Для этого создается набросок плана размещения композиций, архитектуры и основных объектов парка или сада.


Пример схемы ландшафтного проекта

При составлении программы высадки растений архитектор обязательно должен анализировать и учитывать в своей работе следующее:

  • При высадке растений нужно учитывать групповой характер этого процесса. Растения одного вида или родственных родов должны высаживаться рядом. Иначе территория приобретет пустой и незаконченный вид.
  • В работе по посадке растений не нужно использовать прямые линии, поскольку это не дает возможности для формирования кустов. Такое расположение создает неестественный вид, чего следует избегать. Но при этом не нужно нарушать сбалансированность общей композиции. Все должно быть гармонично.

Грамотная организация пространства позволяет разместить на территории парка или сада отдельные участки, где можно отдохнуть в кругу близких и друзей, и участки, дающие возможность провести время в одиночестве наедине со своими мыслями.


Пример визуализации дизайн-проекта сада

Элементы, которые используются при декоративном оформлении территории парка или сада своими руками, подразделяются на основные группы:

  • Здания или сооружения усадьбы, которые, как правило, являются центром всего проекта. В таком случае основной задачей дизайнера становится анализ имеющихся объектов и последующее сглаживание, смягчение резких и строгих геометрических форм постройки. При этом это могут быть целые комплексы зданий, выполненные в различных стилях и имеющие самое различное предназначение. Тогда работа специалиста значительно осложняется.
  • Травяное покрытие для формирования газонов.
  • Зеленые посадки деревьев и кустарников, а также цветов. Это могут быть отдельные растения, так и целые композиции.
  • Большие декоративные элементы:
    • водные объекты (ручьи, рукотворные озера, фонтаны, акведуки);
    • каменные объекты (большие камни или композиции из груды камней, скульптуры).
  • Небольшие элементы декора садовой архитектуры (светильники, маленькие композиции).

Разработка ландшафтного проекта участка своими руками начинается со следующих работ:

  1. Планирование мероприятий по озеленению территории усадьбы
  2. Создание проектов для размещения водных объектов;
  3. Размещение садовой дорожки;
  4. Анализ и составление плана ландшафтного освещения;
  5. Разработка программы и построение дренажной системы объекта.

Программы по озеленению территории парка или сада своими руками

Начинается планирование дизайна и архитектуры будущего сада с анализа имеющейся растительности и составления программы озеленения.

Озеленение территории усадьбы подразумевает процесс заполнения территории участка растительностью. Но специализированные организации могут включать дополнительно большой перечень услуг.

Программа работ по озеленению парка или сада охватывает следующие пункты:

  • Выезд дизайнера для ознакомления с участком, сбор и анализ пожеланий хозяев.
  • Разработка проекта. При этом создается несколько рабочих эскизов. Заказчики имеют возможность в процессе подготовительных работ выбрать наиболее подходящий вариант.
  • Подготовка участка парка или сада к проведению работ. Завоз необходимых инструментов и материалов на территорию.
  • Анализ и определение зон на участке, внесение информации в чертежи.
  • Полное снятие слоя почвы, непригодной для высадки растений.
  • Создание декоративных водоёмов, заложение котлованов для озер и фонтанов, выкладка декоративных камней.


  • Завоз плодородной почвы.
  • Анализ размещения растительных композиций и сооружение системы полива и освещения на территории объекта.
  • Формирование аллей и дорожек, постройка беседок или других декоративных помещений, если они запланированы.
  • Выбор и завоз различных видов растений.
  • Формирование границ для растительных композиций.
  • Выкладывание на дно специального агроволокна.
  • Закладка труб для дальнейшего полива композиции.
  • Засыпание специального мульчирующего материала.
  • Высадка растений и газонов, проверка системы полива.
  • Чистовая уборка сада после проведения работ.

Программы создания растительных композиций подразумевают использование самых разных видов растений. При этом цели высадки и функции, которые они должны выполнять на участке, также могут быть самыми разными. Для этого используют лиственные и хвойные многолетние растения. Из них формируют бордюры, аллеи и живые изгороди.

Деревья на приусадебных участках используют редко. Чаще это элементы большого садово-паркового объекта. Если на территории уже есть растительность, то ее, как правило, пытаются сохранить и гармонично вписать в новый ландшафт.

Обычно при декорировании архитектуры участка правила дизайна предусматривают групповые высадки растений. Они могут иметь различный состав. Как правило, такие композиции помогают избежать резкого перехода от насаждений к открытому пространству объекта. В группе делается акцент на одно растение, а остальные являются просто фоновым сопровождением. При этом очень важно учитывать природные характеристики того или иного вида, его форму и размер.

В центре декоративного объекта размещаются высокие растения. И по мере приближения к открытому участку высота растений уменьшается. Дизайнеру следует учесть, что композиция не должна терять свой внешний вид на протяжении всего периода активного развития растений.


Формирование газонов своими руками также имеет немаловажное значение. Ухоженные газоны являются прекрасным фоном для основной группы растений, выгодно оттеняя цвет деревьев и кустарников, а также близлежащие объекты архитектуры. Это своего рода объединяющий элемент, который делает композицию целостной. Кроме того, он прекрасно выполняет функции по снижению температуры в летний период, задерживает влагу в засушливый период.

Чтобы сад не стал хаотичным скоплением растений, программы озеленения обязательно предусматривают свободные участки с насыпью гальки или песка. Такое сочетание позволяет гармонизировать пространство объекта и придать ему свой стиль и очарование.

Гармоничный подбор цветов составляет основы теории проектирования садово-парковых зон. Правила выбора палитры для сада ничем не отличаются от общепринятых при оформлении интерьеров.

Ландшафтное проектирование участка должно предусматривать размещение на территории интересного объекта, который будет привлекать внимание посетителей. Кроме того, анализ опыта разбивки парка говорит о том, что проект должен отличаться простотой и удобством. Иначе за объектом будет достаточно сложно ухаживать в дальнейшем.


Создание водоемов

Ничто так не украшает природный ландшафт объекта, как водоем. Он хорошо дополнит растительные композиции, придаст определенный шарм и создает необходимый микроклимат.

Создать его своими руками не так уж и сложно, но гарантию качества вы можете получить, только заказав услуги профессионалов.

Водоемы можно сделать самые разные:

  • Пруды;
  • Ручьи и каскады (водопады);
  • Фонтаны;
  • Садовые аквариумы.


При строительстве водоема на территории усадьбы своими руками необходимо учесть основные правила:

  1. Анализ размера сооружения . Здесь важно не переусердствовать. Оптимальным вариантом для участка в десять – пятнадцать соток будет водоем с водным зеркалом от четырех до пяти квадратных метров.
  2. Расположение водного объекта . Очень важно чтобы вода хотя бы шесть часов в день прогревалась солнечными лучами. Поэтому нельзя размещать водоем в тени деревьев.
  3. Материалы, используемые для постройки водоемов своими руками . Чтобы водоем прослужил долго, нужно использовать современные высокопрочные материалы и соблюдать правила их эксплуатации.
  4. Технические сооружения для обслуживания водоема. Вам необходимо позаботиться о качественной системе труб и насосов. Найти подходящие материалы и технику вы можете в онлайн-магазинах.
  5. Также нужно отдельное внимание уделить флоре пруда для поддержания микроклимата и баланса природных условий. Вы можете поселить в водоеме и обитателей, развести различные виды рыб или лягушек.
  6. Программа ухода. Искусственные водоемы подлежат обязательной чистке, иначе на месте прекрасного пруда рано или поздно образуется болото. Если вы не любите проводить эти работы, то всегда можно обратиться к специалистам, которые сделают это грамотно и качественно. Заказать услугу по очистке водоема можно на специализированных сайтах в режиме онлайн.

Ландшафтное проектирование многофункциональных парков

Процесс ландшафтного проектирования многофункционального парка неразрывно связан с природными условиями, генеральным планом развития, города, диктующим характер его общей пространственной концепции, основой для которой служит взаимодействие элементов архитектуры и ландшафтного дизайна. Образное решение ландшафтного проектирования одних парков основано на сочетании и выявлении основных черт существующего ландшафтного дизайна, других - существенно отличается от исходных данных, особенно при строительстве парка на неудобных, нарушенных территориях. На основании ландшафтно-генетических признаков территории, с учетом градостроительного значения (городской, районный парк), величины парка выявляются закономерности построения планировочной композиции ландшафтного дизайна, озеленения и благоустройства территорий.

Основными природными компонентами садово-паркового ландшафтного дизайна парка являются рельеф, водоемы, растительность.

Рельеф . Рельеф территории парка создает основу архитектуры и пейзажа ландшафтного дизайна, делит пространство, замыкая или раскрывая его, обеспечивает создание живописных планов, видовых перспектив. При ландшафтном проектировании парков следует учитывать особенности местности:

Наличие террас и мелких контуров рельефа ландшафта;

Неоднородность геологических и гидрологических условий;

Разнотипность почв, рельефа и растительности.

Пересеченный рельеф ландшафта усложняет и удорожает строительство сооружений и площадей, требующих ровной поверхности и устойчивых грунтов, поэтому преимущественно используется для организации прогулочных форм отдыха. Парки проектируют и создают как на равнинном, так и на сложном рельефе. Особое место при ландшафтном проектировании занимают парки на нарушенных территориях. При ландшафтном проектирование и создании парков на равнинном рельефе используются малозаметные неровности земной поверхности, небольшие всхолмления, замкнутые понижения, которые компонуются на ритме горизонтальных плоскостей, на усилении перепадов поверхностей, с включением водоема, нарушающего однообразие земной поверхности.

При ландшафтном проектировании парков большую роль играет подчеркивание иллюзорного восприятия форм микрорельефа путем насыпи или выемки грунта методами вертикальной планировки (геопластики). Например, водоемы проектируются в выемках, понижениях; деревья и кустарники, сооружения - в насыпях, на искусственных возвышениях рельефа. Можно намеренно усложнить трассы дорог, создать многоплановость панорам из разновысотных кулис зеленых насаждений.

При ландшафтном проектировании парков в сложных условиях следует использовать естественные формы рельефа: склоны и надпойменные террасы, гористые участки (территории), горные долины, овражные территории. Для усиления выразительности парковых пейзажей следует продумать ступенчатую ландшафтную композицию системы террас. Верхние террасы можно расположить широкими перспективами, нижние - более ограниченными видами. Сооружения можно разместить на широких террасах, а крутые участки склонов - оставить свободными от застройки.

Для горных участков характерно спиральное развитие ландшафтной композиции, ее постепенное раскрытие на окружающие ландшафтные дизайны территорий. Вершина горы используется как видовая терраса с площадкой для сооружения. Парковый пейзаж горной долины формируется как продольная ось композиции ландшафта и строится с учетом визуального воздействия горных склонов, членения пространства на зоны, использования инсолируемых склонов для устройства мест отдыха.

На овражной территории необходимо разрабатывать большую или малую визуальную ось, зависящую от формы оврага. Формы оврага диктуют преобладание замкнутых ландшафтных композиций. При этом приемлема и эффективна организация верхних видовых точек на бровках и может быть выразителен выход из заниженной части парка.

В зависимости от общей планировочной системы обработка склонов оврагов осуществляется путем сглаживания бугров, засыпки впадин, закрепления откосов травами и посадкой кустарников. При большой высоте откос можно разделять на уступы с использованием террас, подпорных стен, оформленных гротами, каскадами, естественным камнем, лианами; лестниц связывающих террасы между собой.

Характер дорожно-тропиночной сети на рельефе зависит от степени изрезанности, его расчлененности, оправдывающего крутые повороты дорог. При трассировке дорог следует допускать наибольшие продольные уклоны (до 60 %). В этих случаях следует предусматривать устройство лестниц. Прямые подъемы при уклонах 10…15% обычно следует заменить на диагональные. Дороги типа «серпантин» с диагональными направлениями устраивают на крутых склонах. При ландшафтном проектировании на территориях, расположенных на холмистой местности, склонах гор, в оврагах, можно использовать прием создания каменистых садов регулярной или пейзажной планировки ландшафтного дизайна, включающих в себя водоем, ручей. Ландшафтная композиция такого сада определяется его функцией, рельефом, подбором растений, камней.

Водоемы . Водные поверхности в парках могут быть представлены водоемами и водными устройствами как естественного, так и искусственного происхождения. Вода эффективно используется как средство оздоровления природной среды, эстетического обогащения ландшафтного дизайна территорий и создания полноценных мест отдыха. Значительные по величине водоемы (естественного или искусственного происхождения) являются композиционным центром ландшафтного дизайна, своеобразным «экологическим ядром» парка, влияющим на ландшафтно-планировочное решение в целом. Анализ планировки ряда городских многофункциональных парков России, Украины и других стран позволяет выделить следующие типы парков по характеру и размещению водоемов, площади водной поверхности:

Прибрежные ландшафтные парки - парковая территория примыкает к водоему (море, озеро, река, водохранилище). Они подразделяются на три подтипа: материковые, полуостровные и островные (один-два острова и более);

Ландшафтные парки с крупными по размерам водоемами - площадь водной поверхности составляет более 30% по отношению к общей территории парка. Наличие больших водных поверхностей способствует созданию спортивных парков, которые иногда рассматривают как гидропарки;

Ландшафтные парки со средними по размерам водоемами (водохранилище, озеро, река) - площадь водных поверхностей составляет 15…30%;

Ландшафтные парки с малыми по размерам водоемами (ручей, пруд, озеро, водное устройство) - площадь водных поверхностей составляет до 15%.

Водные поверхности, включенные в парковые территории, обосновывают ландшафтную композицию пейзажей, размещение сооружений и трассировку дорог. К водоемам относятся реки, каналы, водохранилища, пруды; к водным устройствам - бассейны, фонтаны, быстротоки, водопады.

Парковые водоемы, как естественные, так и искусственные, можно классифицировать следующим образом:

По величине - на большие (главные реки, реки 1-11 порядка, озера, водохранилища площадью более 100 га); средние (реки 111 порядка, водохранилища и пруды площадью 10…100 га); малые (реки 1V порядка, ручьи, озера, пруды площадью менее 10 га);

По глубине - на глубокие (более 3 м); средней глубины (1…3 м); мелкие (до 1 м);

По протяженности - на протяженные (реки, каналы); компактные (озера, водохранилища, пруды, бассейны).

Различают также текучие (реки, ручьи, каналы) и стоячие (озера, водохранилища, пруды) водоемы.

При ландшафтном проектировании парков на пойменных территориях следует учитывать ширину поймы (она должна быть не менее 400 м). При этом необходимо выделить заторфованные участки. Допускается затопление парковых зеленых насаждений один раз в 10 лет (10% вероятности) и затопление капитальных объектов паводками один раз в 100 лет (1% вероятности). При ландшафтном проектировании парков в поймах рек возможны следующие варианты инженерной подготовки территории:

Частичная подсыпка пляжей и площадок под здания;

Устройство польдеров с самотечным сбросом вод в нижние части водохранилища;

Сплошная или частичная подсыпка территории, обвалование, осушение, а также создание новых акваторий и искусственных форм рельефа.

При ландшафтном проектировании водоемов в парках следует учитывать, что различное состояние воды влияет на настроение у человека. Движущаяся вода (водопад, каскад, река) вызывает у человека ощущение бодрости, радости. Вода замкнутого водоема (пруда, бассейна), ее отражающее водное зеркало, способствует мечтательности, спокойствию. Быстрота течения, направление русла рек определяются рельефом, слагаемыми породами (например, бурная шумящая горная река или спокойное течение, плавные изгибы равнинных рек). Бегущие в парке среди россыпи камней, трав, деревьев ручьи очень эффектны (они сверкают на солнце, журчат). Фонтаны в парках создают обстановку парадности, завершенности композиции ландшафтного дизайна.

При ландшафтном проектировании парков на берегу морей и озер следует учитывать ориентацию водного пространства на оси аллей, трассируя эспланады и набережные. С видовых площадок, террас следует открывать водные поверхности с развернутой панорамой противоположного берега, русла реки с меняющимися картинами берегов.

При искусственном обводнении парка для создания водоемов целесообразно использовать овраги, балки, выработанные карьеры, естественные понижения рельефа, заболоченные участки. Такие формы земной поверхности наполняются водой:

Малых рек и водотоков путем их перегораживания;

Крупных рек, озер и водохранилищ путем отвода воды;

Выходящих на поверхность и высоко стоящих грунтовых вод путем мелиорации земель и расчистки заболоченных участков.

В отдельных случаях для питания крупных спортивно-плавательных и декоративных бассейнов, фонтанов и других водных устройств целесообразно использовать воду из специально предусмотренных скважин. Воду из питьевого водопровода допускается использовать только для питания небольших водных устройств (декоративные, детские плескательные бассейны, малые фонтаны).

Декоративные бассейны разнообразны по форме, величине, глубине (0,4…0,5 м). Они имеют низкие борта, позволяющие полностью использовать красоту зеркальной поверхности воды в пейзаже парка. Для нормального зрительного восприятия площадь бассейна не должна превышать 1/3 окружающего пространства. В декоративных целях в парках используются фонтаны различного типа с бассейном или без него (поглощение воды дренирующей поверхностью, покрытой гравием или галькой):

Высокие многоструйные и одноструйные (2…5 м высотой);

Фонтаны-завесы;

Фонтаны-тарелки (40…50 см высотой;

Фонтаны - линзы разного цвета и высоты, обволакиваемые пленкой воды, и др.

Рекомендуется соотношение между высотой струи Н и диаметром бассейна D :

0,5D < H < D .

На прибрежных и мелководных участках, а также в некоторых местах декоративных бассейнов устраивают переходы из бетонных блоков, камней.

Для получения наибольшего гигиенического и микроклиматического эффекта на больших территориях ландшафтно-проектируемых парков следует предусматривать крупные водоемы. Следует учитывать, что водоемы с большими водными поверхностями имеют обширную зону влияния - 400…500 м, при воздействии бризов - до 2 км. Воздух очищается от пыли и газа, смягчаются колебания температур, повышается относительная влажность воздуха. Характер формирования паркового ландшафтного дизайна с водными поверхностями зависит от происхождения водоемов, их размещения на территории парка и функционального использования (рекреационные, спортивные, декоративные), величины, формы водного зеркала и обзора с береговой линии и с водной поверхности.

Большое значение приобретают построение панорам прибрежных пейзажей у водоемов компактной и протяженной формы, а также организация видов при последовательности обзора у водоемов сложной конфигурации. При ландшафтном проектировании береговой линии следует учитывать ориентацию, господствующие ветры, рельеф, очертания берегов и увязывать их с задачами композиции ландшафтного дизайна. При достаточной площади водоема (10…15 га) рекомендуется формирование береговых зеленых насаждений в виде чистых по составу групп деревьев, контрастных по высоте, фактуре, цвету крон. Включение отдельно стоящих деревьев обогащает пейзаж.

При решении водоемов удлиненной формы северный берег должен быть хорошо освещен, иметь зеленые насаждения с яркой цветовой гаммой, хорошо развитыми кронами деревьев; в ассортименте используется красивоцветущие растения. Для восприятия затененного южного берега вводятся деревья со светлыми кронами (ивы, березы, тополя). Восточный берег водоема особенно эффектен во второй половине дня, поэтому здесь высаживают компактные группы деревьев. На западном берегу рекомендуется редко стоящие небольшие группы деревьев и солитеры в чередовании с просветами.

Кроме древесных растений используются и травянистые растения:

Прибрежные - ирис сибирский, незабудка болотная, кипрей болотный и др.;

Мелководные (0,45…0,60 м глубины) - рис болотный, касатик золотистый, белокрыльник, трилистник горький и др.;

Глубоководные (1,5…1,8 м глубины) - ломонос орехоносный, лилия водяная, кувшинка желтая и др.

Ландшафтную композицию парка обогащают острова. Острова могут быть различными по конфигурации, рельефу; на них размещают один или два вида деревьев (сосна, ель, береза, лиственница, ива). В ряде случаев на островах предусматривают беседки, павильоны, монументы и мостики. При площади острова 0,1…0,6 га поверхность воды должна составлять 10…12 га.

Берега водоемов могут быть оформлены в виде откоса:

Укрепленного дерном, с каменным бортиком;

Без бортика, укрепленного дерном;

С каменной облицовкой;

С облицовкой сетчатыми габионами;

С подпорной стенкой с балюстрадой.

Для обработки берегов ручейка может применяться дикий необработанный (естественный) камень.

Наибольший оздоровительный эффект достигается при использовании парковых водоемов для купания, принятия солнечных и воздушных ванн, катания на лодках, любительского и спортивного рыболовства. По наблюдениям в парковых водоемах для купания в летние дни водоемы привлекают к себе примерно до 70% посетителей парка. Из них до 50…60% отдыхают на пляжах (четвертая часть из них купается), до 6% - на лодках, до 4% занимаются рыболовством и совершают прогулки вдоль берега.

Пляжи для отдыха при ландшафтном проектировании необходимо размещать на южных, юго-восточных и юго-западных склонах, достаточно защищенных от холодных потоков воздуха, на сухой песчаной или травяной прибрежной полосе шириной более 50 м, не менее 30% которой может быть использовано под пляж. Места купания (реки протяженностью более 10 км и шириной более 50 м; пруды, озера площадью не менее 10 га (средняя глубина - 1,5…2,5 м) следует размещать вдали от пристаней, мест рыбной ловли, а также вне участков выходов обильных грунтовых вод и родников, на 100 м выше мест сброса очищенных сточных вод.

При ландшафтном проектировании следует учитывать примерные нормы в соответствии со СНиП 2.07.01-89 * . Так, площадь водной поверхности для купания должна составлять 14 м 2 на одного взрослого и менее 10 м 2 на одного ребенка. Купальную акваторию ограничивают предупредительными буйками высотой 1,7 м. Общеоздоровительный пляж проектируется из расчета 5…7 м 2 на одного посетителя, лечебной - 8…12 м 2 на одного посетителя. Вместимость пляжа не должна превышать 1500…2000 посетителей.

На пляжах необходимо предусмотреть следующее оборудование: одна раздевалка на 20 отдыхающих, один питьевой фонтанчик на 200 м 2 пляжа, 50 м 2 теневых площадок на 1 га пляжа, две волейбольные площадки на 1,5 га пляжа, одноместная уборная на 150 отдыхающих на пляже и в воде.

При разработке проекта ландшафтного дизайна необходимо предусмотреть ветрозащитные полосы зеленых насаждений шириной 25…50 м (в зависимости от направления, скорости и частоты ветра). Возможно членение пляжа кулисами зеленых насаждений, что обеспечит рациональное использование территории.

Лодочные станции следует размещать вдали от пристаней, пляжей, мест купания и любительской рыбной ловли. Вместимость лодочных станций и причалов: минимальная - 10 лодок, максимальная - 50 лодок. Длина причала должна быть не менее двухкратной длины самой длинной лодки; ширина - 5 м; высота над водой - 0,15 м.

Длина причала на одну лодку должна составлять 1…2 м. Для катания на лодках могут быть использованы протекающие по территории парка реки, искусственные каналы, существующие озера и водохранилища, а также пруды (шириной 50 м и более; глубиной - не менее 0,8 м). Нормы на одну лодку и протяженность водного участка пруда должна быть 0,3…0,5 км, площадь - 0,2…0,5 га.

При ландшафтном проектировании необходимо предусмотреть систему прудов, при которой несколько прудов, соединяясь друг с другом, образуют интересный маршрут для катания на лодках.

При эксплуатации парусных лодок протяженность водного участка на одну лодку должна составлять 0,3…0,5 км при площади водоема до 10 га и более. На реках лодки можно использовать при протяженности реки более 1,5 км, ширине не менее 300 м и глубиной более 1,2 м.

Для моторных лодок используются водоемы, каналы, реки с протяженностью водного участка не менее 5 км, шириной не менее 100 м, глубиной 1,5 м и площадью водоема не менее 40 га. Озера и пруды для моторных лодок должны иметь площадь не менее 200 га и глубину более 2 м.

Растительность . Растительность является одним из главных компонентов многофункционального парка. На территории парков предусматривается растительность различных типов: массивы, рощи, куртины, группы, солитеры, пространства полян и лужаек с травянистым покровом.

Типы садово-парковых зеленых насаждений являются основой типа пространственной структуры (ТПС) парка и устойчивости создаваемого культурного садово-паркового ландшафтного дизайна в условиях городской среды. При ландшафтном проектировании парков в городах Средней полосы России применяется более 200 видов деревьев и кустарников и около 200 видов травянистых растений. При подборе растения разделяют на основной (местные растения или растения, находящиеся в длительной культуре) и дополнительный ассортимент.

Основу ТСПН, проектируемых на больших площадях многофункциональных парков в Средней полосе России, должны составлять главные лесообразующие породы, ель, сосна, дуб, береза. Применение дополнительного ассортимента растений зависит от величины, функций объекта и преимущественно используется для создания акцентов по форме, цвету, фактуре. Применение дополнительного ассортимента растений зависит от величины, функций объекта и преимущественно используется для создания акцентов по форме, цвету, фактуре. Зеленые насаждения должны быть биологически устойчивыми, по сочетанию растений близкими к природным.

Массивы используются для воссоздания естественного ландшафта в крупных городских парках и лесопарках. Площадь массива зеленых насаждений в городских парках принимается равной 1….4 га и более. По господствующим древесным видам растений массивы подразделяются на хвойные (темно- и светлохвойные) и лиственные (широко- и мелколиственные); по составу - на чистые (составленные из одной породы) и смешанные; по структуре - на одноярусные и многоярусные (когда полы крон расположены на разной высоте).

Выбор главных видов, образующих массив массива, определяет его облик: ель, пихта, бук, граб с темными стволами и густым облиствлением образуют тенистые зеленые насаждения; сосна, береза, лиственница, ясень, акация с прозрачными кронами образуют солнечные и светлые зеленые насаждения. Сопутствующие породы улучшают и обогащают лесную среду, подчеркивают декоративные качества основной породы путем контраста или нюансных отношений. Например, ели оттеняют белизну ствола, светлость крон и подвижность листьев берез.

Массивы и куртины зеленые насаждений, проектируемые в парке вдоль его границы, примыкающей застройки и магистрали, выполняют важную защитную, санирующую функцию (шумо- и пылезащита от городских магистралей).

В городских парках с ограниченной площадью создаются небольшие древесные массивы площадью не более 1,0 га, состоящие большей частью из одного вида древесных растений, что придает им своеобразный облик (примером может служить березовая роща).

Группа деревьев и кустарников - это своеобразные растительные группировки, широко применяемые в парках и на других объектах озеленения, которые образуют промежуточное звено между массивами, рощами и открытыми пространствами. Для групп уместны виды растений с наиболее привлекательными по форме кронами, рисунку ветвей, облиствению, совместимые друг с другом в экологическом и декоративном отношениях. Группы из деревьев могут быть чистыми, составленными из одного вида растений, смешанными и окруженными опушкой из кустарников. Группы из кустарников по возможности располагаются на фоне массивов из деревьев.

Количество экземпляров в группе кустарников и расстояния между ними зависят от видового состава растений и обычно определяются их размерами, например:

Крупные кустарники (сирень, боярышник, жимолость, лох и др.) - 3…4 м друг от друга;

Средние кустарники (барбарис, смородина золотистая, сирень, роза краснолистная) - 1…2 м;

Мелкие кустарники (магнолия, ракитник двухцветковый, лапчатка) - 0,5…1,0 м.

Наиболее высокие кустарники, а также деревья размещают обычно в центре и на заднем плане группы.

При формировании растительных группировок и пейзажных композиций ландшафтного дизайна необходимо учитывать такие эстетические закономерности, как пропорциональность и единство частей, ритм, масштаб, пропорции, контраст. Так, контрасты возникают при сопоставлении деревьев с противоположными свойствами крон. Плакучая крона березы выгодно оттеняется плотной пирамидальной формой пихты или ели, крупнолистные деревья хорошо контрастируют с деревьями, покрытыми мелкой листвой, темная зеленая листва растений выделяется на фоне светло-зеленой листвы и т.д. При образовании контрастов может быть принята во внимание окраска не только листьев, но и ветвей, стволов, цветков. Сопоставление ярусов различных зеленых насаждений также образует контраст (например, подлесок из можжевельника противопоставляется по форме и окраске верхнему пологу березы). При этом один из видов растений должен быть в господствующем положении, а другой - в подчиненном первому виду.

Группы древесных растений в парках формируются поэтапно. На первых этапах «работают» деревья и кустарники быстрорастущих видов растений. Группы приобретают декоративность и привлекательность в основном через 15 лет. На последующих этапах в результате ландшафтно-планировочных рубок и удаления, быстро растущих видов формируются основные породы из березы, ели, клена, ивы и др. При формировании групп следует учитывать экологические особенности произрастания тех или иных видов и с этой целью осуществлять подбор растений.

Солитеры - это одиночные экземпляры деревьев и крупных кустарников. Их рекомендуется предусматривать отдельно, на открытых обзору местах, на полянах. Солитеры формируются путем посадки саженцев в составе однородной группы растений. Путем постепенного отбора в такой группе оставляется наиболее жизнеспособный и красивый экземпляр. На фоне газона предпочтительны деревья с правильными конусовидными и шаровидными формами; на фоне естественного лесного массива уместнее раскидистая крона; у воды - плакучая крона.

Аллеи - тип зеленых насаждений, формируемых вдоль парковых дорог, по их границам и образующих тенистых свод, что обеспечивает хорошие условия для прогулок, особенно в местностях с жарким летним солнцем. В местностях с прохладным и влажным климатом аллеи формируют в виде разреженных посадок деревьев, что способствует лучшему развитию деревьев и создает эффектное сочетание света и теней. Чем шире и длиннее аллея, тем более мощно растущие виды деревьев с широкой кроной применяются для ее создания, тем больше расстояние между ними как по длине, так и по ширине аллеи.

Деревья для создания аллей должны иметь прямые стволы и кроны примерно одинаковой формы, например шаровидные или пирамидальные. При создании затененных аллей используют липу, клен остролистный, дуб, каштан и др. Аллеи светлые формируются из деревьев с прозрачными кронами (лиственницы, березы, ясеня и др.). Расстояния между деревьями в рядах аллей зависят от видового состава растений. Расстояния между посадками липы крупнолистной составляет не менее 6…7 м; тополя берлинского - 5…6 м; каштана конского - 8…9 м.

Живые изгороди создаются из деревьев и кустарников и используются для плотного обрамления или разграничения каких-либо парковых участков, площадок, для устройства зеленых кулис у летних театров и эстрад, создания четкой перспективы ландшафтного дизайна на какой-либо предмет или вид, маскировки отдельных сооружений, оформления фона монумента и т.д. Для создания живых изгородей и «зеленых стен» используют линейное размещение растений в один ряд, в два или три ряда. В качестве ассортимента растений используют виды деревьев (туя, можжевельник, липа, вяз, граб, бук, клен полевой) и кустарников (бирючина, боярышник, ирга, кизильник, разновидности сирени), хорошо переносящих обрезку.

Важную роль при ландшафтном проектировании зеленых насаждений играет плотность (густота) парковых посадок на единицу территории. Норма размещения деревьев и кустарников определяется в зависимости от ландшафтно-композиционных особенностей тех или иных участков. В центральных частях парков, в зонах массовых посещений норма размещения деревьев составляет в среднем 90…100 шт. на 1 га, а кустарников - 1000…1500 шт. на 1 га. Здесь преобладают линейные посадки деревьев в виде аллей, бордюров, живых изгородей.

В прогулочных частях парков характерно преобладание плотных групп, куртин, массивов. Плотность размещения растений в среднем составляет на 1 га: деревьев - 170…200 шт.; кустарников - 800…1200 шт. В массивах предусматривается посадка саженцев 2-й группы (8…11 лет) с размещением их на расстоянии 5 м друг от друга, или 400 шт. на 1 га. Для изреженных (рыхлых) посадок используются саженцы 3-й группы (12…16 лет) с размещением их на расстоянии до 6…8 м друг от друга, или 230 шт. на 1 га. Открытые ландшафты формируются одиночными экземплярами деревьев из расчета 50 шт. на 1 га, причем растениями 3-й группы (крупномерные саженцы). Соотношение деревьев и кустарников принимается (1:4)…(1:10).

Средняя норма плотности растений на территории защитных зон должна составлять: до 400 шт. деревьев и 1200 шт. кустарников. В массивах может быть предусмотрена плотность посадок до 500 шт. деревьев (саженцы 1-й группы) и до 1200 шт. кустарников.

Вертикальное озеленение вьющимися растениями применяется для создания теневых и ветровых экранов, оформления фасадов зданий, декорирования глухих торцевых стен, пергол, беседок, теннисных кортов и т.д. Некоторые виды вьющихся растений (виноград девичий, трехконечный, пятилисточковый, настоящий, амурский; актинидия крупная; глициния китайская; древогубец; кирказон манчжурский и др.) достигают высоты 15…20 м.

Газоны в парках формируют открытые пространства и представляют собой искусственный дерновый покров (рулонный газон ), создаваемый путем посева и выращивания различных видов травянистых растений, многолетних злаков, широколиственных покровных и др. Газоны занимают значительную часть парковой территории и подразделяется на партерные, обыкновенные садово-парковые и луговые.

Партерные газоны (из густых низкорослых трав одноцветной окраски) располагают у парковых монументов, памятников, декоративных водоемов, фонтанов, скульптурных групп. К обыкновенным газонам предъявляются такие требования, как долголетие, устойчивость к механическим повреждениям, теневыносливость. При этом используют смеси из нескольких злаковых многолетних трав с различными типами кущения. Луговые газоны создаются обычно в крупных парках путем улучшения естественных травостоев.

Цветники применяют для украшения территорий отдельных элементов ландшафтного дизайна парков. У входов на территорию, у монументов, скульптурных групп на площадках используют регулярные приемы ландшафтного оформления в виде геометрической формы партеров, клумб, рабаток, различных ваз, вертикальных объемных композиций ландшафтного дизайна. Формируются они преимущественно из летних цветов, двухлетних, коврово-лиственных и лиственно-цветущих культур. В зонах отдыха применение находят ландшафтные типы цветников: массивы, группы, миксбордеры, цветущие лужайки и одиночные посадки из многолетников. Крупномасштабные композиции ландшафтного дизайна в виде цветочных массивов, занимающих площадь 100…1000 м 2 и более, формируют обычно на полянах и опушках рощ преимущественно из многолетников ярких расцветок. Группы свободных живописных очертаний, занимающих площадь от 3…5 до 40…50 м 2 , - наиболее распространенный вид оформления. Бордюры из многолетников в виде полосы шириной 1…3 м, а иногда до 5 м обычно применяются для окаймления дорог и площадок, устраиваются из невысоких растений компактной формы с обильным цветением и размещаются в солнечных местах, защищенных от ветра. Одиночные посадки кустов многолетников подчеркивают ландшафтно-композиционно наиболее важные места газонов (у входов в здание, на поворотах дорожек, на скрещивании дорог и т.д.) и рассчитываются на восприятие с расстояния 2…3 м.


Парк в Богородицке под Тулой занимает особое место в истории русского садово-паркового искусства. Во-первых, из-за того, что создавался в тот переломный период, когда новый пейзажный стиль паркостроения только начинал свое победное шествие по многочисленным усадьбам, разбросанным по центральным и отдаленным провинциям России. В этот момент решался вопрос о том, будут ли они следовать зарубежным образцам или пойдут своими собственными путями, исходя прежде всего из местных природно-климатических условий, сложившихся национальных культурных традиций, богатого отечественного опыта садового зодчества.

Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде. Никольский A.С.

«Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде». Никольский A.С. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936. История ленинградского Центрального парка культуры и отдыха начинается с 3 декабря 1931 г., когда ЦК ВКП(б) и СНК СССР в своем историческом решении о социалистической реконструкции Ленинграда решили создать на Елагином и Крестовском островах парк культуры и отдыха с большим спортивным стадионом. В 1932 г. ленинградский ЦПКиО развернул свою работу только на Елагином острове с его чудесным, хорошо сохранившимся парком. Крестовский же остров, эта голая, заболоченная, обдуваемая ветрами низменность, должен был еще получить свой парк.

Парк им. Кирова в Баку. Ильин Л.А.

«Парк им. Кирова в Баку». Ильин Л.А. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936. Резко выраженные особенности географического положения Баку, сухие припустынные условия, трудные для паркового строительства, делают этот опыт не только интересным с точки зрения преодоления природы и одновременного ее использования, но и поучительным для практики парковой композиции в аналогичных и близких условиях. Парк расположен на склонах холмов и плато - наиболее высоких в пределах города отрогах Кавказского хребта при его выходе к Каспию. На всем побережьи к югу от Махач-Кала нет ни одной точки, где горы так близко и так рельефно подошли бы к морю.

Ансамбль Екатерининского парка Царского Села

Ансамбль Екатерининского парка: Регулярная часть Екатерининского парка (Старый сад). Садовая скульптура. Эрмитаж. Грот. Зал на острове Большого пруда. Гранитная терраса. Верхняя ванна. Нижняя ванна. Эрмитажная кухня. Адмиралтейство. Садовая набережная и Нижние пруды. Пейзажная часть Екатерининского парка. Башня-руина. Чесменская колонна. Кагульскнй обелиск. Морейская колонна. Крымская колонна. Турецкая баня. Палладиев мост. Горка из «дикого камня», «Пудостский мост» и Красный каскад. Гатчинские ворота. Пирамида. Памятник А.Д. Ланскому. Концертный зал. Кухня-руина. Малый каприз. Вечерний зал. Чугунная беседка. Готические ворота. Ворота «Любезным моим сослуживцам». Кадетские ворота. Фонтан «Молочница».

Ансамбль Александровского парка Царского Села

Ансамбль Александровского парка: Регулярная часть Александровского парка (Новый сад). Китайская деревня. Большой каприз. Китайский театр. Крестовый мост. Скрипучая беседка. Китайские мосты. Александровский дворец. Пейзажная часть Александровского парка. Шапель. Белая башня. Ферма. Пенсионерские конюшни. Ламский павильон. Арсенал. Федоровский городок. Египетские ворота. Баболовский дворец и парк. Александровский парк, в силу различия природных ресурсов и исторических особенностей формирования, значительно отличается по своему характеру от Екатерининского парка. Старейшая часть Александровского парка - Новый сад - распланирована в регулярном стиле. Разбивка пейзажной части парка осуществлена лишь в начале XIX столетия.

Летний сад в Санкт-Петербурге

Место для своей летней резиденции Петр I выбрал на левом берегу Невы, в устье р. Ерика (Фонтанки), почти напротив Петропавловской крепости. Сад был заложен в 1704-1706 гг. и занял поначалу лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. Тогда же определились основные контуры той системы прямых перпендикулярных друг к другу аллей, которая в общих чертах дошла до нашего времени. Некоторые исследователи полагают, что владелец сада сам наметил направление аллей, положение первых цветников и фонтанов, но первый известный нам план Летнего сада составлен Я. Роозеном. На этом плане уже показан только что выстроенный по проекту Д. Трезини дворец, занявший не центральное положение на участке, а его северо-восточный угол рядом с маленькой гаванью на Фонтанке...

Исторический очерк развития дворцово-парковых ансамблей Царского Села

Ансамбли дворцов и парков Царского Села складывались на протяжении полутора столетий. В их формировании прослеживаются четыре этапа. Первый из них - 1710-1720 гг. Это время возникновения загородной царской резиденции - Сарской мызы, с небольшим каменным дворцом Екатерины I и регулярным садом. В середине XVIII в., после перестройки дворца, перепланировки и расширения парков, Сарская мыза превратилась в грандиозный ансамбль, превзошедший по своим размерам все другие дворцовые резиденции в России. Следующий период начался в 1760-1770-х гг., одновременно с возникновением в русской архитектуре нового стиля - классицизма. Осуществлявшиеся на этом этапе работы по созданию пейзажных парков на территории, прилегающей к старым регулярным садам, не были полностью закончены в конце XVIII столетия. Они продолжались и в первой половине XIX века.

Фонтаны Петергофа

Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца, расположенный в 29 км от Ленинграда и возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов - все это выражает идею торжества России, «пирующей на морском просторе». Начало строительства Петергофа датируется 1714-м годом. Замысел создания ансамбля (основная схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединение в одно композиционное целое дворца, грота с каскадом и канала) принадлежит Петру I. Нередко, упоминая о желании Петра I видеть здесь в Петергофе резиденцию, которая «первейшим государям приличествует»...

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково является одним из замечательных памятников русского искусства. Созданный в XVIII в., он в полной мере вобрал в себя достижения усадебного строительства эпохи. Своеобразные архитектурные ансамбли под Москвой получают распространение в конце первой трети XVIII в., когда в древние родовые вотчины возвращается знатное дворянство. Из уцелевших подмосковных усадеб Кусково наиболее ранняя, дающая представление о типе елизаветинских усадеб. Она находилась в 7 верстах от Москвы, между Владимирской и Рязанской дорогами. С 1715 г. эти земли принадлежали сподвижнику Петра I - видному военачальнику, герою Полтавской битвы фельдмаршалу Б.П. Шереметеву. Ансамбль Кусково создавался на протяжении нескольких десятилетий. В 1755 г. здесь был вырыт большой пруд, который позволил осушить низменное и болотистое место...

Усадьба Останкино

Древняя подмосковная усадьба Останкино представляет для нас особый интерес тем, что ее ансамбль сложился в основном за очень короткий срок - 10 лет, хотя существует она с XVI в. Другая особенность - это ее «увеселительное» назначение, что отразилось на специфическом характере садовых композиций. Останкино - уникальный памятник русской культуры XVIII в., удивительный по своему совершенству пример творческого синтеза архитектуры, садово-паркового искусства, театра, живописи, скульптуры, произведений декоративно-прикладных ремесел, которые слились в единое художественное целое. Усадьба, дворец, парк и все, что в них находится, созданы талантом и трудом сотен крестьян, ремесленников и умельцев. Сады Останкина являются неотъемлемой составной частью этого единственного в своем роде ансамбля...

Павловский парк

Когда в Царском Селе уже сиял своим великолепием Большой Екатерининский дворец, на месте будущего Павловска еще стояли глухие леса, тишину которых изредка нарушали лишь придворные охоты. Павловский парк моложе царскосельского и других императорских резиденций в окрестностях Петербурга, он лучше сохранился. В нем в наиболее чистом виде отразился период расцвета русского классицизма, он был создан за довольно короткий срок - 50 лет - и отличается особой художественной цельностью своего ансамбля - садов, архитектуры, скульптуры. Это единственный в своем роде образец русского пейзажного зодчества, прославленный шедевр, в котором нашли самое полное выражение новые направления в садово-парковом искусстве...

Дворцово-парковый комплекс Царского Села

Загородная резиденция жены Петра I Екатерины Алексеевны Царское Село была основана в 1708 г., через 6 лет после освобождения Копорья от шведских войск. Она располагалась на месте бывшей шведской «Сарской мызы» в живописной и обширной местности, на пологом холме, у небольшой речки Вангази. Старые деревянные постройки, плодовый сад, пруд стали на первых порах ядром будущей усадьбы. После 1716 г., когда здесь была построена деревянная Успенская церковь, Сарская мыза («Остров-мыза») получила наименование Царского Села. К этому времени относится и создание здесь первых каменных палат, расширение хозяйственных построек. В отличие от дворцово-парковых комплексов Петра I имение Екатерины долго сохраняло вид русской усадьбы и отражало в своем облике традиционный и простой уклад жизни...

Мемориальный комплекс «Курган Славы» в Минске

Курган Славы увековечил ратный подвиг Советской Армии и партизан. Заложен он 30 сентября 1966 года. Земля Белоруссии смешалась в нем с землей городов-героев, других мест, прославивших себя боевыми и трудовыми свершениями. Воздвигнут мемориал к 25-летию освобождения Белоруссии от гитлеровцев. Торжественное открытие состоялось 5 июля 1969 года. Его авторы - скульпторы А. Бембель, А. Артимович, архитекторы О. Стахович, Л. Мицкевич и инженер В. Лапцевич. Курган высотой 70 метров 60 сантиметров венчают четыре штыка, символизирующие четыре фронта, освобождавшие Белоруссию. У основания штыков, которые скрепляет лента-пояс двухметровой высоты,- мозаичные ордена Славы и Отечественной войны.

Сады Гранады. Альгамбра и Генералиф. Alhambra & Generalife

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада - испано-мавританский. Это небольшой дворик (200-1200 м²) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом. Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650 X 200 м) и Генералифе (площадь 80X100 м). В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47 Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом.

Версаль. Parc de Versailles

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк - 6600 га. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории - осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить.

Во-ле-Виконт. Château de Vaux-le-Vicomte

Во-ле-Виконт - (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) - классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Лево и художником Лебреном. При закладке (1656-1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки. Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов.

Парк Стоу. Stowe Landscape Gardens

Парк Стоу (Stowe Landscape Gardens) находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое - 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный арх. Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает арх. Ч. Бриджмен, а в 1738 г.- У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд - его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма, стилистически связанными с архитектурой дворца.

Вилла Ланте. Villa Lante

Строительство виллы Ланте (Villa Lante) осуществлялось также по проекту арх. Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Баньяйя в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто, Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75X75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль.

Вилла д"Эсте. Вилла Тиволи. Villa d"Este

Вилла д"Эсте, Вилла Тиволи (итал. “villa d"Este”) находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д"Эсте. Построена в 40-х годах XVI в. Автор - арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70X70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты.

Сефтон-парк в Ливерпуле. Sefton Park. Liverpool

Сефтон-парк в Ливерпуле (Sefton Park. Liverpool). Автор - арх. Э. Андре. Строительство парка начато в 1867 г. на площади 156 га. Местность ранее использовалась под хозяйственные угодья и была окружена частной застройкой. С севера на юг она пересекалась протокой, превращенной затем в серию искусственных прудов и ручьев. Парк имеет четкое функциональное зонирование и включает лужайки для спорта, сад, Парк оленей, ресторан, музыкальный павильон и ботанический сад, выделенный в отдельный участок со своей планировкой. Сеть дорог образует в плане эллипсы, круги и плавные кривые, ограничивая контуры открытых пространств. Благодаря крупному масштабу линии дорог не воспринимаются в натуре как геометрические кривые. По периферии проложена дорога для верховой езды и устроены домики-приюты для отдыха.

Вилла Фарнезе. Замок Капрарола. Villa Farnese

Вилла Фарнезе (итал. Villa Farnese), известная также как замок Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов.

Ансамбль императорской виллы Сюгакуин в Киото

На северо-восточной окраине Киото удалившимся от дел императором Гомицуно был распланирован ансамбль Сюгакуин с обширным садом-парком. Первая часть работ была закончена между 1656 и 1659 годами, но затем с перерывом работы продолжались еще несколько лет. Уникальность композиции Сюгакуин среди японских садовых ансамблей связана с его расположением на трех уровнях - террасах, поднимающихся друг над другом по склону горы. Именно это определило общее пространственное построение ансамбля и конкретное решение каждой его части. В отличие от Кацура основной масштаб и основной эмоциональный тонус Сюгакуин был задан дальним планом - видом далеких силуэтов гор и деревьев (что носит название «саккэи»), а все искусственно построенные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

Мемориальный парк Мира в Хиросиме

Один из первых общественных ансамблей послевоенной Японии - Парк Мира в Хиросиме (архитектор Кэндзо Тангэ, 1949-1956), задуманный и осуществленный как синтез национальных и современных пространственных и конструктивно-пластических идей. Парк расположен на территории бывшего округа Накадзима, целиком уничтоженного в результате атомной бомбардировки японского города Хиросимы в 1945 году. На территории в 12,2 гектара находятся Мемориальный музей Мира, множество памятников, ритуальный колокол и кенотаф. Ансамбль состоит из обширной площади для манифестаций (она засыпана белой галькой) с лаконичным и скорбным памятником-аркой (Монумент «Пламя Мира»), легких, поднятых на столбах зданий музея, административного корпуса и библиотеки. Виднеющийся на заднем плане остов одного из немногих строений, уцелевших во время атомной бомбардировки, также визуально включается в ансамбль.

о Сады монастыря Мёсиндзи в Киото

Сады Боболи. Giardino di Boboli

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) - знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город.

Сад монастыря Дзёруридзи в Киото

Сад монастыря Дзёруридзи в предместьях Киото относится к редчайшему типу садов хэйаньской эпохи амидийского типа. Здание храма было построено в 1107 году, на нынешнее место было установлено в 1157 году. Оно считается одним из лучших образцов архитектуры буддистских храмов позднего периода Хэйана. На восточном берегу пруда среди деревьев высится изящная пагода, первоначально возведенная в Киото, и перемещенная сюда в 1178 году. Храм и пагода расположены друг напротив друга, символизируя восточный и западный буддистский рай. Планировка сада у храма - попытка найти и выразить в компонентах живой природы символическое выражение миропорядка, высшая точка которого - «Западный рай Будды Амиды». Подобно тому как не было принципиального различия религиозной и светской архитектуры, так близки по своим особенностям амидийские храмовые сады и сады дворцовые.

Сад храма Кинкакудзи (Золотой павильон) в Киото

Довольно значительные по размеру дзэнские пейзажные сады нередко возникали из дворцовых садов типа синдэн. Так, дворец Китаяма, построенный сегуном Асикага Ёсимицу в 1397 году, был затем переделан в храм Рокуондзи (Храм оленьего сада), или Кинкакудзи (Золотой павильон), а сад реконструирован в соответствии с эстетическими канонами дзэн школы риндзай. В отличие от более ранней японской архитектуры смысл такого произведения, как Золотой павильон, его содержательность раскрываются лишь в сопоставлении с природой, единстве с ней. Архитектура и природа становятся равнозначными частями художественного образа. Но природа естественная, художественно не организованная не могла войти в это единство, она должна была быть преобразована в соответствии с теми же принципами, которыми руководствовался и архитектор-строитель.

Сад храма Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото

Серебряный павильон - Гинкакудзи (или Хигасияма-дэн, официальное название храма - Дзисё-дзи), построенный в 1489 году сёгуном Асикагой Ёсимасой под впечатлением Золотого павильона Кинкаку-дзи, который построил его дед Асикага Ёсимицу и позже ставший буддийским храмом. В истории японской архитектуры Серебряный павильон - явление переходное, он соединяет в себе черты стиля синдэн с новыми элементами жилой архитектуры так называемого стиля сёин. Как и Золотой павильон, он стоит на берегу озера, и раздвигающиеся стены (новая деталь стиля сёин) непосредственно отделяют интерьер от пространства сада. Когда стены раздвинуты, это разделение исчезает и природа как бы входит внутрь дома. Такое слияние с природным окружением отразилось на пространственном решении интерьера и более того - на всей концепции архитектуры, ее новой связи с окружающей средой.

Сады монастыря Тофукудзи в Киото

Тофукудзи - буддийский храмовый комплекс на юго-востоке Киото. Ворота храма саммон - самые древние из ворот дзэнских храмов в Японии и являются национальным достоянием. Высота сооружения составляет 22 метра. На территории храмового комплекса расположены множество садов, самые крупные из которых Северный, Южный, Западный, Восточный и сад Ходзё. Мирэи Сигэмори, автор одного из самых известных современных храмовых ансамблей Комё-ин в монастыре Тофукудзи в Киото (1939). Вся «лексика» искусства Мирэи Сигэмори восходит еще к дзэнским символическим садам (типа карэ сан-суй), но само применение общеизвестных символов, их сочетание и контраст в одной композиции отмечают мастера с новым видением и ощущением. Сигэмори, прежде чем стать садовым дизайнером, старательно изучил историю садового дела, провел обмеры и сделал планы более 500 садов.

Парк «Зарядье» расположен в историческом центре рядом с Красной площадью и Кремлем. Авторами проекта выступило бюро Diller Scofidio+Renfro (Нью-Йорк), специалисты ландшафтной мастерской Hargreaves Associates (Нью-Йорк) и урбанисты из Citymakers (Москва). За много веков Зарядье не раз меняло свой облик: в свое время на этом месте основывались посольства, царская резиденция, располагались военные гарнизоны, существовал еврейский квартал и трущобы. В начале XX века здесь был заморожен проект самой масштабной московской высотки, а на заложенном фундаменте возведена гостиница «Россия». После ее разрушения на этом месте долгое время существовал пустырь, огороженный унылым строительным забором. А в сентябре 2017 года всем посетителям распахнуло свои двери новое общественное пространство, изменившее облик современной Москвы.

Фото РИА НОВОСТИ

Главная роль в парке отдана природе, спокойствию и тишине. Все культурно-развлекательные объекты («Ледяная пещера» с постоянной минусовой температурой, концертный зал и большой амфитеатр, подземный музей, медиацентр и др.) интегрированы в существующий ландшафт. На искусственно созданных холмах и низинах раскинулись настоящие леса и луга, которые воссоздают разные природные зоны от тундры – до степи. Завершает общий современный облик парка «Зарядье» уникальный «Парящий мост», с которого открываются самые красивые в городе панорамные виды на Кремль и Москву-реку.

Фото РИА НОВОСТИ

Парк у стадиона «Краснодар» в Краснодаре

Парк у стадиона «Краснодар» в столице Кубани был построен на собственные деньги бизнесмена Сергея Галицкого. Проектом занималось немецкое бюро gmp International. Парк прилегает к стадиону ФК «Краснодар», потому территория была спланирована с учетом наплыва большого количества людей. Пространство в 22 гектара насчитывает 30 тематических зон, среди которых: летний амфитеатр, террасированный сад, веревочный парк, современные детские площадки, скалодром, скейт-парк и многое другое.

Фото РИА НОВОСТИ

Более 2300 взрослых деревьев было высажено в парке для создания средиземноморской атмосферы. Интересно, что территория предназначена для пользования в любое время года: например, на месте летнего фонтана зимой расположится каток. Особенно эффектно сад смотрится с высоты полета квадрокоптера, позволяющего рассмотреть красивые геометрические узоры и обширные пространства. Полностью благоустройство завершится к весне 2018 года, возможно тогда парк обретет официальное название.

Фото РИА НОВОСТИ

Сад Александра Гривко в Этрете

В мае 2017 года во французском городе Этрета на побережье Ла-Манша открылся парк по проекту российского ландшафтного архитектора Александра Гривко. Перед каждым посетителем предстает настоящая страна чудес, фантастический мир, населенный всевозможными скульптурами и инсталляциями. Гигантские каучуковые головы отдыхают на зеленых подушках, из ствола дерева торчит золотой ключик, заводящий музыкальную шкатулку, а на террасе с видом на море рисует свои бессмертные пейзажи плетеная фигура Клода Моне.

На площади в два гектара были восстановлены сорта орхидей, которые в свое время здесь сажала первая хозяйка расположенной в парке исторической виллы – французская актриса Мадам Тибо. Пространство изобилует скульптурными растительными формами: изгороди-водовороты соседствуют со стрижеными деревьями-скалами, постепенно сливаясь с береговой линией.

Сад памяти принцессы Дианы в Лондоне

Весной этого года на территории Кенсингтонского дворца в западной части Лондона расцвел один из самых завораживающих садов мира – «Белый сад», созданный в честь принцессы Дианы. 2017 год был объявлен годом памяти Дианы Спенсер, погибшей ровно 20 лет назад в автокатастрофе. В ее бывшей резиденции, где она жила с детьми, всего на один сезон был разбит сад, достойный памяти принцессы Уэльской.

Садовниками в общей сложности было высажено 12000 луковиц белоснежных тюльпанов сорта «Диана», выведенного специально в ее честь. Непрерывный цветочный покров также составили тысячи лилий, гиацинтов, нарциссов, незабудок и примул, а также свыше ста видов роз. Непрерывное цветение поддерживается весь сезон посадкой все новых белых цветов с небольшими вкраплениями пастельных красок.

парк Skygarden (Seoullo) в Сеуле

Голландское архитектурное бюро MVRDV в 2015 году выиграло конкурс на проект парка в самом центре Сеула. Новое общественное пространство требовалось создать на бывшей эстакаде 1970 года постройки. Перед архитекторами стояла задача сделать район рядом с центральным вокзалом Сеула, где и планировался будущий парк, более экологичным, дружелюбным и привлекательным. Бывшая автомагистраль общей протяженностью 938 метров превратилась в городской парк, засаженный корейскими видами растений и деревьев.

Старая эстакада теперь представляет собой линейный сад с 24 тысячами видов растений, в котором пейзаж меняется, в зависимости от времен года. Город активно подключается к новому общественному пространству, которое ежедневно пересекают жители Сеула – к парку подводятся новые лестницы и мостики от соседствующих офисов, гостиниц и ресторанов.

парк Navy Yards Central Green в Филадельфии

Исторически южный район Филадельфии отличался водно-болотными угодьями и лугами, где ранее располагались городские пристани. В настоящее время эта местность становится одной из самых прогрессивных и корпоративных зон Филадельфии. На площади в два гектара американское бюро James Corner Field Operations разработало проект парка, объединяющего современный городской потенциал района с его родной средой обитания. Так появился совершенно новый тип окружающей среды – экологический и естественный, а также социально-активный.