Павловск. Убежище подводных лодок. Укрытие подводных лодок "Павловское" (29 фото)

 /   / 42.86750; 132.51917 (G) (Я) Координаты : 42°52′03″ с. ш. 132°31′09″ в. д.  /  42.86750° с. ш. 132.51917° в. д.  / 42.86750; 132.51917 (G) (Я)

К:Водные объекты по алфавиту

История

Бухта получила своё название в 1892 году по имени командира канонерской лодки «Горностай » капитана П. С. Павловского.

Во времена Советского Союза бухта Павловского использовалась в качестве основного места базирования дизельных, а затем и атомных подводных лодок Тихоокеанского флота . С распадом СССР бухта превратилась в «кладбище» атомных подводных лодок, которые ожидают здесь своей утилизации.

Источники

Напишите отзыв о статье "Бухта Павловского"

Отрывок, характеризующий Бухта Павловского

Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело. Один из солдат сердито, злобно и болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся. Но Пьер не понял его и стоял у столба, и никто не отгонял его.
Когда уже яма была вся засыпана, послышалась команда. Пьера отвели на его место, и французские войска, стоявшие фронтами по обеим сторонам столба, сделали полуоборот и стали проходить мерным шагом мимо столба. Двадцать четыре человека стрелков с разряженными ружьями, стоявшие в середине круга, примыкали бегом к своим местам, в то время как роты проходили мимо них.
Пьер смотрел теперь бессмысленными глазами на этих стрелков, которые попарно выбегали из круга. Все, кроме одного, присоединились к ротам. Молодой солдат с мертво бледным лицом, в кивере, свалившемся назад, спустив ружье, все еще стоял против ямы на том месте, с которого он стрелял. Он, как пьяный, шатался, делая то вперед, то назад несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело. Старый солдат, унтер офицер, выбежал из рядов и, схватив за плечо молодого солдата, втащил его в роту. Толпа русских и французов стала расходиться. Все шли молча, с опущенными головами.
– Ca leur apprendra a incendier, [Это их научит поджигать.] – сказал кто то из французов. Пьер оглянулся на говорившего и увидал, что это был солдат, который хотел утешиться чем нибудь в том, что было сделано, но не мог. Не договорив начатого, он махнул рукою и пошел прочь.

"Я с ним списался во "ВКонтакте", его зовут Андрей. Я ему написал: "Привет, я где-то тебя видел". Он написал: "Где ты мог меня видеть, скинь фотографию". Я не стал ему скидывать фотографию", – рассказал москвич.

ПО ТЕМЕ

Пообщавшись всего один вечер военный признался в симпатии к молодому парню. Более того, офицера ничуть не смутило, что его новый знакомый несовершеннолетний. "После того как он узнал, что мне 15 лет, я попросил его фотографию интимную, чтобы он скинул. Он мне скинул в итоге", – заявил разоблачитель.

Во время переписки офицер рассказывал о своей жизни. Так удалось узнать, что он живет в Мурманске один, имеет детей, но те уже выросли, работает в Министерстве обороны. Разоткровенничавшись военный признался, что у него уже были связи с подростками.

На следующий день мужчина созвонился с новым знакомым по скайпу и признался, что хочет близости с ним. В разговоре офицер начал перечислять, куда бы хотел поцеловать подростка и заявил, что хочет приехать к нему в Москву.

По данным Life, москвич переписывался с Андреем Павловским, который служит в ВМФ в звании капитана 1-го ранга. Офицер командовал атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами К-117 "Брянск", подлодкой "Екатеринбург", головным ракетоносцем четвертого поколения "Юрий Долгорукий" в составе второго экипажа. Павловскому 50 лет, он живет в Мурманске. Однако на просьбу журналистов прокомментировать происходящее офицер назвал все подставой и прекратил разговор.

На Тихоокеанском флоте противоатомный тоннель для субмарин хотели первоначально соорудить по образу и подобию балаклавского (Севастополь), т.е. в виде судоремонтного завода-арсенала. Но потом из-за нехватки средств решили построить просто подземную гавань-укрытие для лодок.

Место выбрали глухое, в режимной зоне на берегу бухты Павловского, в которой базировались дизельные, а затем и атомные подлодки. В одной из прилегающих к бухте скал и закипела работа, которая велась круглосуточно. Работы выполняли специалисты Министерства специальных монтажных работ, доставленные из Москвы мастера-метростроевцы и военные строители.

Торжественное начало строительства объекта состоялось 1977 году. Конструктивно, объект представляет из себя два основных блока построенных стандартными горными методами, и ряда дополнительных выработок, также построенных раскрытием опорных штолен.

Глубина подводного канала составляет около 7 м, ширина около 20 м, высота до арочного свода - 14 м, общая площадь подземной гавани примерно 4 тыс. м².

В укрытии одновременно могли разместиться не менее трех современных ракетоносца. Была также сооружена вертикальная шахта (6–8 м шириной), закрывавшаяся подвижной крышкой. Она позволяла подлодке производить пуски своих ракет по целям через вертикальную шахту, оставаясь неуязвимой.

Объект состоит из двух основных блоков. «Сооружение-1» – канал для швартовки и размещения атомных подводных лодок, оснащенный средствами осушения для капитальных ремонтов.
«Сооружение-2» – основной трехэтажный блок для размещения основных жилых и рабочих помещений.
Объект полностью автономен, оснащен собственной дизельной электростанцией, фильтровентиляционной установкой, холодильным центром, помещениям для жизни экипажей.
Защищенность комплекса от ядерного оружия низкая, особенно при ударах со стороны порталов Сооружения-1. Защищенность от обычного оружия высокая – если удары наносились не со стороны порталов, где возможны обрушения конструкции.

В разные годы на секретном объекте побывали главком ВМФ СССР С.Горшков, министр обороны А. Гречко, а затем и его преемник на этом посту Д. Устинов. Строительство в бухте Павловского велось под контролем первых лиц ВМФ и Министерства обороны.

Строительство было практически завершено (оставалось соорудить бетонные гидрозатворы, провести некоторые внутренние работы), когда его внезапно остановили.

Существует две версии этого: пока шло строительство, появились новые дизельные субмарины, более крупные, которые не смогли бы войти в уже сооруженный подводный тоннель. И вторая: у США появилось новое оружие сводившее на нет всю затею с подземным укрытием для субмарин.

Строительство было прекращено по договорам СНВ, в конце 1980-х годов.
На момент прекращения строительства, были выполнены все основные горнопроходческие работы по сооружениям и вспомогательным блокам. Незаконченной оставалась доводка донной части сооружения-1, и обустройство внутреннего пространства комплекса. После заморозки работы была принята идея конверсии части блоков комплекса в склады, для чего были выполнены минимальные работы по переустройству. После 1991 года конверсия так и осталась незавершенной.
Секретный объект законсервировали, выставив охрану. В таком недостроенном состоянии он находится по сей день.

Бухта Павловского находится в восточной акватории залива Стрелок в заливе Петра Великого. Это потрясающе живописное место, окруженное туманными таежными сопками, интересно не только своими пейзажами. Пру десятилетий назад оно было таинственным и неприступным «секретным объектом № 6», одним из самых крайних защитных рубежей огромной советской империи.

История

Названа бухта в честь капитана П.С. Павловского, командира канонирской лодки «Горностай».

Во времена СССР бухта Павловского была местом базирования сначала дизельных, а позже – атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Здесь же было и противотанковое убежище для субмарин, выходы которого сегодня надежно заложены кирпичом. После распада Союза она превратилась в «кладбище» подводных лодок, ожидающих утилизации.

Природа

Берега бухты крутые и скалистые, поросшие травой и кустарником. По левой стороне скалы, по правой – море. Добраться до бухты можно разве что по извилистому серпантину. Климат по-особому, по дальневосточному мягкий и ласковый. Влажный воздух оседает на губах привкусом соли и йода. Настоящий райский уголок, приморское блаженство.

Впрочем, туристам бухта Павловского интересна не только как уединенный пляж у моря, а именно военными объектами, все еще сохранившими остатки своего чудовищного, угрожающего величия. И хотя от воинственной мощи остались только обломки, любопытных путешественников не покидает ощущение, что империя, возможно, не погибла – она просто спит и готова в любой момент восстать из руин.


Февральская поездка в один из самых больших подземных объектов Приморского края показала, на сколько все-таки прежде была сильна наша страна. Огромные тоннели, высотой в несколько этажей, просто завораживают. Но все по порядку…

Сначала немного справки: На Тихоокеанском флоте противоатомный тоннель для субмарин хотели первоначально соорудить по образу и подобию балаклавского (Севастополь), т.е. в виде судоремонтного завода-арсенала. Но потом из-за нехватки средств решили построить просто подземную гавань-укрытие для лодок. Начало строительства объекта состоялось 1977 году.
Глубина подводного канала составляет около 7 м, ширина около 20 м, высота до арочного свода — 14 м, общая площадь подземной гавани примерно 4 тыс. м².
Конструктивно, объект представляет из себя два основных блока построенных стандартными горными методами, и ряда дополнительных выработок, также построенных раскрытием опорных штолен. Объект состоит из двух основных блоков. «Сооружение-1» - канал для швартовки и размещения атомных подводных лодок. «Сооружение-2» - основной трехэтажный блок для размещения основных жилых и рабочих помещений.
Строительство было практически завершено (оставалось соорудить бетонные гидрозатворы, провести некоторые внутренние работы), когда его внезапно остановили.
Существует две версии этого: пока шло строительство, появились новые дизельные субмарины, более крупные, которые не смогли бы войти в уже сооруженный подводный тоннель. И вторая: у США появилось новое оружие сводившее на нет всю затею с подземным укрытием для субмарин. Строительство было прекращено по договорам СНВ, в конце 1980-х годов. (так рассказывает wikimapia )

Ну а мы выезжаем рано утром из Владивостока в небольшом составе и без особых приключений достигаем ЗАТО Фокино. Минув поселок, заворачиваем в нужный поворот, и вот уже на горизонте виднеется табличка “Территория МО РФ. Проход, проезд запрещен”. Впереди, через несколько десятков метров КПП. Останавливаемся на несколько минут, пропускаем несколько машин, которые едут в часть и, не привлекая внимания, сворачиваем к побережью. Клиренс машины позволяет проехать искусственное препятствие в виде небольшой насыпи. Дальше по лесной дороге встречаем КОНЯ, привязанного к дереву веревкой. Жеребец расположился на противоположной стороне дерева, создав тем самым заграждение в виде натянутой веревки. Не проехать. Чуть -чуть подождав, лошадка все же “опустила” ограждение и мы продолжили свой путь.
Машину оставили на берегу залива. Дальше небольшой километровый переход вдоль моря и мы попадаем на территорию ВЧ. Следы от машин намекают на то, что этот отдалённый участок все-таки иногда патрулируют. Чуть-чуть ускоряемся и без проблем преодолеваем его. И вот уже видна земляная насыпь и порталы.

Было решено сперва осмотреть большой технический зал. Помещения технического тоннеля внутри покрыты льдом.

Хоть здесь и не глубоко, но провалиться и промокнуть при температуре “за бортом” около -15 желания ни у кого нет. Как только лед начинает трещать под ногами, останавливаемся и решаем зайти с другого входа.

Ну а входов тут несколько.

...и даже вот такой, с дизайнерской отделкой.

Встретили редкое подземное явление-блуждающие огоньки.

Подземные коридоры ведут то верх, то вниз...

Побродив по подземным коридорам и посмотрев на вход в 906 КП, путь к которому преграждает предательски незамерзшая вода в одном из переходов, отправляемся в глубь убежища на перекус.

С перепуга че-т набрали с собой дохрена жрачки, разложив которую на каком то ржавом остатке металлической коробки, приступили к поеданию.

Бутеры nick_stark -а. Это лишь малая часть)

После подкрепления спускаемся в основной зал. Именно сюда и должны были заплывать субмарины. Февральские морозы сковали намертво воду. (пожалел, что не захватил с собой коньки) Длина этого тоннеля около 650 метров и он просматривается на сквозь.

Восточный вход в тоннель-убежище

Выход в море

Побродив по подземному катку, все же решаем попробовать попасть в 906 КП по суше. Еще один вход в командный пункт находится как раз напротив войсковой части и хорошо просматривается оттуда. Опасность быть замеченными все же пересиливает любопытство и мы заходим в коридор, соединяющий улицу с КП.

Здесь повсюду разбросам хлам и целая КУЧА видеокассет.

Такое ощущение, что военные устраивали тут раньше просмотр фильмов в свободное от службы время. Пройдя по коридору упираемся в задраенную гермодверь, ведущую непосредственно в КП. Безрезультатно пытаемся ее открыть и ни с чем возвращаемся обратно к машине.
Правы те, кто говорит, что под землей время летит незаметно. Проведя около 4-х часов под землей, с периодическими выходами наружу, мы благополучно возвращаемся к машине и выдвигаемся обратно во Владивосток.
Спасибо за компанию