Понятие обособления в русском языке. Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. Средства обособления. Условия обособления. Предложения с полупредикативными обособленными членами. Частные случаи обособления

  • Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  • Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  • Амнистия: понятие и признаки. Помилование: понятие, правовые последствия, отличие от амнистии.
  • Аппарат государства. Понятие органа аппарата государства.
  • В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.
  • Возникновение и прогнозирование зон АВПД, понятие о D-экспоненте.
  • Вопрос 1 Административно-правовой статус: понятие, особенности, структура, виды
  • Лекция № 20-21

    Обособленные члены предложения

    План

    1. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении

    2. Общие условия обособления.

    3. Обособленные согласованные определения.

    4. Обособленные несогласованные определения.

    5. Обособленные приложения.

    6. Обособленные обстоятельства.

    а) Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными

    оборотам.

    б) Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными и

    наречиями.

    7. Уточняющие и пояснительные члены предложения.

    8. Присоединительные члены предложения.

    9. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения.

    10. Сравнительные обороты

    Предложения с обособленными членами.

    Понятие об обособлении

    Обособление – это намеренное ритмико-интонационное и смысловое вычленение в составе конкретного предложе­ния второстепенных членов для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. Цель обособления – выражение с помощью выделяемого члена некоего добавочного сообщения по поводу одного из слов или всего предложения. На письме обособленный член предложения выделяется знаками препинания.

    Средствами обособления являются изменения высоты тона произнесения, ритма, паузы, а также изменение расположе­ния членов, в частности вынесение обособляемого второсте­пенного члена в абсолютное начало или в конец предложения. Знаки препинания не являются средствами обособления, а лишь передают его в письменной форме речи.

    Приобретя относительную самостоятельность, эти члены получают большую, по сравнению с обычными членами, смысловую значимость. Обособляться могут только второстепенные члены предложения. С помощью добавочного характера сообщения оформляются полупредикативные отношения , которые возникают в предложении в дополнение к предикативным, передаваемым главными членами.

    Обособленные члены выполняют по отношению к предложению или к отдельным словам разнообразные функции. Основными из них можно считать следующие:

    1) выражение добавочного высказывания: Над бухтами стоял безмолвный штиль, затянутый вечерним дымом (Пауст.);

    2) пояснение, уточнение: Вдали налево, в углу садового вала , чернел ельник (Б.);

    3) выделение, ограничение: На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарём (Пауст.);

    4) присоединение: Минутами я был близок к обмороку от счастья (Ст.);

    5) сравнение, уподобление: Скажу по правде, никогда мне не было так весело, как в этот вечер (Купр.).

    Группа обособленных членов предложения не однородна по степени проявления добавочной предикативности , которую называют также потенциальной, скрытой, свернутой и т. д. предикатив­ностью . В большей части случаев обороты с потенциальной преди­кативностью можно «развернуть» в предложения (заменить предло­жениями), и наоборот.

    По семантике обособленные члены предложения делятся на две группы: предложения с полупредикативными обособленными членами и предложения с уточняющими обособленными членами.

    В предложении Мой отец, тракторист , работает сегодня в поле. по смыслу и потому интонационно выделено слово тракторист , которое несет в себе дополнительный сообщительный смысл. Основное сообщение передано предикативной основой Мой отец работает сегодня в поле , но это основное сообщение осложняется другим: Мой отец тракторист. Когда оба сообщения объединяются в одно в пределах простого предложения, естественно, что одно из них становится основным, ведущим (рождаются предикативные отношения), а второе – дополнительным, осложняющим основное (рождаются полупредикативные отношения).

    В предложении На небе задумчиво замерли легкие облака, еще розовые от заката (М. Г.) также содержится два сообщения: одно основное – На небе задумчиво замерли легкие облака и дополнительное – еще розовые от заката . Ср. сложные предложения с двумя предикативными единицами: На небе задумчиво замерли легкие облака, они были еще розовые от заката; На небе задумчиво замерли легкие облака, которые были еще розовые (розовыми).

    Как видим, обособленные определения легко переходят в сказуемые, т.к. получают дополнительную предикативность. То же наблюдается и в обстоятельственных обособленных членах предложения. Особенно наглядно эта осложненность значения передается деепричастиями и деепричастными оборотами. Например: Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны (Л. Т.). Ср.: Фазаны встречали утро и перекликались со всех сторон. Обстоятельства, имеющие иной способ выражения, в обособленной позиции тоже передают полупредикативные значения: Не без усилия над собой, Фома продолжал (М. Г.); ср.: Фома сделал усилие над собой и продолжал . Даже одиночные обстоятельства, выраженные словоформами, не способными прямо переходить в сказуемые, будучи обособленными, явно тяготеют к сказуемому, осложняя его основное значение: Тогда, медленными шагами, мальчик, оглядываясь на сапожника, пошел по панели (М. Г.); ср.: Тогда мальчик, оглядываясь на сапожника, пошел по панели, пошел медленными шагами.

    Выясняя специфику обособления, нужно разграничивать условия и причину обособления, которые нередко отождествляются.


    1 | | | | | | |

    МБОУ СОШ с.Хондергей

    Урок русского языка в 8 классе

    Учитель-предметник Артседи М.В

    Тема: Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

    Цель урока : дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, интонационно правильно произносить их.

    Ход урока.

    1. Организация класса.
    2. Актуализация опорных знаний.

    Ребята, мы продолжаем путешествие по разделу «Синтаксис. Пунктуация простого предложения», а также «Простое осложненное предложение».

    Вспомним, чем может быть осложнено простое предложение?

    Однородными членами предложения, обращением, вводными словами и др.

    Верно. Поработаем с предложением, записанным на доске. Выполним синтаксический и пунктуационный разборы.

    1. Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие , тонкие , низкие тучки .

    Комментарий учащихся: предложение простое, повествовательное, невосклицательное. Между однородными сказуемыми выбралась и освещала запятая не ставится, так как они соединены неповторяющемся соединительным союзом И.

    Между определениями маленькие , тонкие , низкие ставятся разделительные запятые, так как это однородные определения, связь между ними бессоюзная.

    Какие члены предложения называются однородными?

    Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

    Когда определения считаются однородными? Определение является однородными, если характеризуют предмет с одной стороны. Знания, которые мы повторили, пригодятся при рассмотрении нового материала.

    II. Определение темы, цели урока.

    Попробуем определить тему урока, прослушав грамматическую сказку. Переведите её на язык науки.

    Из жизни Обособленных членов предложения

    Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связывают между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси из без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.

    Итак, тему определили и записали. А какую цель мы поставим перед собой?

    Научиться распознавать обособленные члены, ставить правильно знаки препинания.

    III. Объяснение нового материала.

    Ребята, вспомните, что такое обособление?

    (Выделение по смыслу членов предложения. В речи интонационно, а на письме – знаками препинаниями).

    С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты).

    Обратимся к словарю.

    Обособить – определить особо, выделить, выгородить, исключить из общего.

    В. Даль

    Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ.

    Краткий справочник по современному русскому языку.

    Ребята, термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный ученый-лингвист Плешковский.

    Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.

    II. Работа с учебником.

    Чтение параграфа 47, разбор предложений.

    1. Наконец выплыл тусклый и красный месяц.
    2. Наконец выплыл месяц,/ тусклый и красный .

    Задание. В каком из предложений определения только характеризуют месяц? А в каком предложении определения имеют большую смысловую нагрузку? Во втором. С помощью каких языковых средств выражены эти определения?

    Запись предложений (работа с текстом).

    Задания. Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения.

    Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.

    Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе(н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе.

    (По А. Перегудову).

    Что такое обособление?

    С помощью каких языковых средств обособляются члены предложения?

    IV. Домашнее задание.

    V. Закрепление изученного.

    Задание. Из двух предложений постройте одно с обособленным членом.

    1. На вершине гор лежали густые облака. Они не позволят различать верхние их очертания.

    На вершине гор лежали густые облака, / не позволяющие различать верхние их очертания /.

    1. Свежий ветер подгонял лодку рыбака. Дующий ветер подгонял лодку. Свежий ветер,/ дувший с моря /, подгонял лодку.

    VI. Подведение итогов.

    Какие члены предложения называются обособленными?

    Как выделяются обособленные члены в речи и на письме?

    В каких случаях обособляются определения?


    Можно просто сказать, что это - выделение на письме участков текста. Но, как и везде, здесь существует множество нюансов. В частности, есть разные виды обособления.

    Обособление второстепенных членов предложения

    На письме выделяться может практически любая часть речи, включая второстепенные.
    В первую очередь выделение обстоятельств запятыми зависит от того, чем они выражены. Возможны следующие случаи.

    Обстоятельство выражено деепричастием

    Обстоятельство обособляется независимо от места, которое оно занимает по отношению к сказуемому, выраженному глаголом. То есть обособление оборотов, в том числе деепричастных, происходит совместно с обособлением обстоятельства.

    Например: Испугавшись грозы, он вернулся в дом.

    Если обстоятельство расположено в середине предложения, то его необходимо с двух сторон выделить запятыми. Это еще раз подтверждает, что ответ на вопрос, что такое обособление, просто. Это выделение куска фразы на письме.

    Осенью, покинув дом, он чувствовал тоску по родным краям.

    Обстоятельство, которое выражается деепричастием или деепричастным оборотом, можно заменять придаточным предложением или сказуемым, так как оно приближено по значению к второстепенному сказуемому.

    Ср.: Осенью, покинув дом, он чувствовал тоску по родным краям.- Осенью он покинул дом и чувствовал тоску по родным краям.

    1. Частицы только, лишь включаются в обособляемую конструкцию и также выделяются:

    Зажегся свет, лишь на мгновение озарив все вокруг, и снова погас.

    То есть это пример обособления второстепенных членов предложения, к которым относятся частицы.

    2. Если деепричастная конструкция стоит после сочинительного / или союзного слова, то его нужно отделить от союза запятой.

    Ср.: Она распахнула окно и, высунувшись на воздух, стала наблюдать за восходящим солнцем. - Она распахнула окно и стала наблюдать за восходящим солнцем, высунувшись на воздух.

    3. Союз, не требует разделения при помощи запятой с деепричастием или деепричастным оборотом в том случае, если деепричастная конструкция неотделима от союза или союзного слова, т. е. ее нельзя убрать, не нарушив структуру предложения.

    Ср.: Он любил делать необычные подарки, а поздравив друга, расплывался в улыбке от удовлетворения (невозможно: Он любил делать необычные подарки, а поздравил друга…). Но! Учитель не огласил оценки за контрольную, а, собрав дневники, выставил их туда. - Учитель не огласил оценки за контрольную, а выставил их в дневники.

    Однородные деепричастия и деепричастные обороты, которые соединяются одиночными сочинительными или разделительными союзами и, или, либо, запятой разделять не нужно.

    Лингвист работал над переводом, читая текст и слушая его запись.

    Но в случае, если союз соединяет не два деепричастия, а другие конструкции, запятые ставятся:

    Я взял письмо и, распечатав его, начал читать.

    Когда эта часть речи не обособляется?

    1. Деепричастная конструкция представлена фразеологизмом:

    Он сидел сложа руки.

    Но если фразеологизм является в предложении вводным словом, он выделяется при помощи запятых.

    2. Перед деепричастной конструкцией стоит усилительная частица и:

    Можно достичь успеха и не обладая богатством.

    3. Деепричастие входит в и имеет зависимое союзное слово который (запятая обособляет главное предложение от придаточного):

    Перед государством стоят важнейшие вопросы, не разобравшись в которых оно не сможет выйти на новый уровень в экономике.

    4. Деепричастный оборот включает в себя подлежащее (запятая отделяет весь оборот от сказуемого):

    На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было собралась.

    5. Деепричастие - однородный член с необособленным обстоятельством и связано с ним при помощи союза и:

    Он бежал быстро и не осматриваясь по сторонам.

    Когда еще обособление оборотов не требуется?

    Не требуют и одиночные деепричастия, которые:

    1. Окончательно потеряв свое глагольное значение, перешли в категорию наречий:

    Мы шли не спеша. (Нельзя: Мы шли и не спешили).

    2. Потеряли связь с глаголом и перешли в категорию служебных слов: начиная с, исходя из, смотря по:

    Документы составлены исходя из результатов исследования. Однако в других контекстных ситуациях обороты могут иногда обособляться.

    1) оборот с начиная с обособляется, если имеет уточняющий характер и не связан со временем:

    Она говорит на многих языках, начиная с английского и немецкого.

    2) оборот с исходя из обособляется в том случае, если по смыслу он соотносится с тем, кто производит действие:

    Мы составили документы, исходя из результатов вашего исследования.

    3) оборот с смотря по обособляется в том случае, если имеет уточняющее или присоединительное значение:

    Пришлось действовать аккуратно, смотря по обстоятельствам.

    Обособление в случае если обстоятельство выражено существительным

    Всегда обособляется обстоятельство уступки, выраженное существительным с предлогом несмотря на / невзирая на (легко заменяется придаточными предложениями уступки с союзным словом хотя ).

    Ср.: Несмотря на плохую погоду, отдых удался на славу. - Хотя погода была плохая, отдых удался на славу.

    Частные случаи обособления

    В следующих случаях обстоятельства могут обособляться запятыми:

    1. Причины с предлогами благодаря, за неимением, вследствие, в силу и др. (легко заменяется придаточным предложением с союзным словом так как ).

    Ср.: Сын, согласно с мнением отца, поступил на юридический факультет. - Так как сын был согласен с мнением отца, он поступил на юридический факультет.

    2. Уступки с предлогами вопреки, при хотя ).

    Ср.: Вопреки советам отца, сын поступил на медицинский факультет. - Хотя отец дал советы, сын поступил на медицинский факультет.

    3. Условия с предложными конструкциями при наличии, при отсутствии, в случае и др. (легко заменяется придаточным с союзом если ).

    Ср.: Работодатели, в случае уменьшения прибыли, решили сократить штаб. - Если у работодателей уменьшится прибыль, они решили сократить штаб.

    4. Цели и предложным сочетанием во избежание (легко заменяется придаточным с союзом чтобы ).

    Ср.: Оплату, во избежание неудобств, произведите по карте. - Чтобы избежать неудобств, оплату произведите по карте.

    5. Сравнения с союзным словом подобно .

    Ср.: Таня закончила школу с отличными оценками, подобно старшей сестре.

    В целом обособление оборотов с вышеперечисленными предлогами и предложными конструкциями является вариативным.

    Что такое обособление при приобретении смысловой нагрузки?

    Обстоятельства, которые выражены существительными без предлогов или с другими предлогами, обособляются только в случае приобретения дополнительной смысловой нагрузки, пояснительного значения или совмещения нескольких обстоятельственных значений.

    Катя, после полученного ею негативного ответа, покинула гостиную.

    Здесь обстоятельство совмещает два значения (время и причина, т. е. когда ушёл? и в связи с чем ушёл?)

    Обратите особое внимание на то, что которые выражаются существительными, всегда следует выделять интонационно. Но присутствие паузы далеко не всегда говорит о присутствии запятой. Таким образом, всегда интонационно необходимо выделять обстоятельства, расположенные в начале предложения с обособлениями.

    Тем не менее, запятую после подобного обстоятельства ставить не требуется.

    Обстоятельство выражено наречием

    Если обстоятельства выражены наречиями (наличие зависимых слов не имеет значения), то они обособляются только тогда, когда автор желает обратить на них больше внимания, когда они обладают значением сопутствующего замечания и прочее:

    Через минуту, неизвестно каким образом, он добрался до деревни.

    В данном предложении при помощи обособления подчеркивается неожиданность и странность произведенного действия. Однако подобные обособления в русском языке всегда носят авторский, факультативный характер.

    Надеемся, что в статье нам удалось раскрыть ответ на вопрос о том, что такое обособление.











    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
    • раскрыть роль обособленных членов в предложении;
    • формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их;
    • развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.

    ХОД УРОКА

    1. Целеполагание

    – Знакома ли вам тема урока?
    – Какое место занимает она в разделе «синтаксис»?
    – Сложная ли это тема?

    2. Новая тема (СЛАЙДЫ 1, 2).

    – Что означает слово «Обособление»?
    Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).
    Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный.

    Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ

    3. Продолжение новой темы, теория (СЛАЙДЫ 3-8).

    – Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.
    Были выделены следующие признаки существования обособления в предложении:

    • Наличие слов, зависящих от обособления.
    • Инверсивный порядок слов.
    • Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.

    Обособления выполняют следующие функции:

    • Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
    • Насыщает предложение экспрессивным характером.

    – Какие же нам знакомы виды обособлений ? Вспомним, разберем примеры и запишем их.

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ.

    Выделенные падежные формы с предлогами или предложными сочетаниями (кроме, вместо и др.), имеющие значение включения, исключения, замещения.

    От сытного обеда все гости были веселые, кроме старой барыни. Многие из учеников, помимо лопаток, принесли еще и грабли.

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

    Члены предложения, выступающие в функции обстоятельств (деепричастия и деепричастные обороты, предложно-падежные формы существительных, наречия).

    Лисица, вздрогнув, стала прислушиваться. Поэтому, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от темы. У дома, летом, рано утром всегда кричит молочник.

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

    Члены предложения, выступающие в функции определения (согласованные и несогласованные).

    Петя, задумчивый, направился к отцу. Птицы, щебечущие рано утром, всегда раздражали его. Петр Ильич, без пальто, бежал впереди всех.

    ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ.

    Члены предложения, выступающие в функции приложения.

    Нравилась мне одна девушка, полька. Маленький седой батюшка, в миру Макарий, отличался особенным красноречием.

    4. Закрепление темы (СЛАЙД 9)

    – Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях.
    Муж ее рабочий завода был на все руки мастер. Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека. Запершись в своей комнате он горько плакал. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали. Он выехал из дома надеясь что погода не испортиться. Качающийся от ветра он едва не упал. А немцы дурни думают что мы их боимся. Около леса на поляне росли грибы.

    5. Творческое задание (СЛАЙД 10).

    Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес» с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями.

    6. Итоги урока

    – Что нового вы узнали об обособленных членах предложения?

    6. Домашнее задание: подготовить карточку: 10-12 предложений из худож. текстов с обособленными членами предложения (без знаков препинания).

    Парцелляция

    Эллиптические предложения

    Эллиптические предложения. Явление парцелляции.

    Эллиптические предложения - особый вид неполных предложений. В них всегда отсутствует глагол-сказуемое. Отличаются тем, что они понятны без контекста и без ситуации. В эллиптических предложениях не принято ставить тире на месте пропуска.

    Эллиптироваться могут глаголы:

    глаголы бытия, нахождения в пространстве. что? кто? → где? пример: Книга на столе.(лежит)

    глаголы движения. кто? → куда? откуда? примеры: Мы в школу. Мы из школы. Татьяна в лес, медведь за ней.(идём)

    глаголы речи, мысли. кто? → о чём? о ком? примеры: Кто о чём, а вшивый о бане. (мечтает, думает)

    глаголы энергичного, агрессивного действия. кого? → чем? за что? примеры: А вы бы его за волосы! Доской их, доской! Как пройдёт рыжий, я сразу в глаз ему!(схватите,ударьте)

    Парцелляция - разделение единого в языке предложения с помощью точки на ряд высказываний. Пример: Он обещал приехать. И приехал. (парцеллят, который не является самостоятельным предложением)

    Парцеллироваться могут:

    Однородные члены (в том числе сказуемые)

    Второстепенные члены

    Части сложного предложения

    Цели использования: ритмизация текста; выделение важных фрагментов информации;

    Здесь структура речи максимально приближается к процессу мысли. Мышление человека дискретно (прерывно) и ассоциативно (актуализирующая проза).

    основная причина (общее условие) обособления - это осложненность содержания, передаваемого обособленным членом предложения. Средствами обособления членов предложения являются выделительная интонация и порядок слов (инверсивное или дистантное расположение второстепенного члена предложения).

    Наряду с общим условием обособления, свойственным всем обособляемым членам предложения (большая смысловая нагрузка, выражающаяся в осложнённости содержания и дополнительной предикативности), существуют и частные условия, обнаруживаемые при обособлении тех или иных членов предложения. К ним относятся следующие.

    1. Уточняющий или поясняющий характер одного члена предложения по отношению к другому может способствовать его выделению. Члены предложения, осложненные значением уточнения или пояснения, стоят всегда непосредственно после уточняемого или поясняемого слова. Уточняющий член конкретизирует уточняемый, т.е. в содержательном плане они не равнозначны и соотносятся как род и вид, общее и частное, а поясняющий член равнозначен поясняемому, но называет поясняемое более понятно для данной ситуации. Например: Я иду к пруду, на свое любимое место, между шиповниковой клумбой и березовой аллеей, и ложусь спать (Л. Т.); Мы быстро собрались и отправились на Павелецкий вокзал, к ночному поезду (Паст.); Лето после государственных экзаменов я провел у родителей на даче в Молодях, близ станции Столбовой по Московско-Курской железной дороге (Паст.); Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой (Чак.); Я... добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, т.е. с колоннами, и обширным господским домом (Т.).



    2. Степень распространенности члена предложения может влиять на обособление обстоятельств, приложений. Ср., например: Она вошла в зал не постучавшись (Шол.). Деепричастие не обособляется, поскольку имеет очень близкое к наречию значение, оно характеризует действие, обозначенное глаголом, - вошла не постучавшись. При распространении этого обстоятельства - Она вошла в зал, даже не постучавшись предварительно, - возникают условия для обособления, так как в таком случае усиливается самостоятельность обозначаемого деепричастием действия: Вошла и не постучалась предварительно. То же осложнение значения может появляться и у приложения. Ср.: Старик сторож дежурил на бахче. - Бодрый еще старик, сторож дежурил на бахче.

    3. Синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов может выступать как дополнительное условие обособления при отнесенности к личному местоимению. Личное местоимение не способно сочетаться с определениями непосредственно, так как оно не обозначает лицо, а лишь указывает на него. Редкие случаи употребления необособленных определений при личных местоимениях лишь подтверждают их необычность и неестественность, например: «Моя „она“» - название одного из рассказов А.П. Чехова. Или: Красный директор и бледные мы глядели в упор на Ивана Петровича (Ч.); И воистину ты - столица для безумных и светлых нас (Ахм.). Лексическая несочетаемость личного местоимения (его бескачественность) и прилагательного приводит к обособлению, так как в таком случае непосредственность связи нарушается и появляется отнесенность к глаголу-сказуемому, например: Утомленный долгой речью, я закрыл глаза (Л. Т.); Бледный, с дрожащей нижней челюстью, он стоял над нею и умолял успокоиться (Л. Т.). Такие определения всегда осложнены дополнительным смыслом, они не способны передавать только определительное значение, так как связаны и со сказуемым: Лишенный природой дара слова, он [кот] ни в чем не мог оправдаться (Булг.) - Не мог оправдаться, так как был лишен дара слова.

    1. Обособление может быть вызвано соседством других обособленных групп слов. Например, в предложении Вправо, в нескольких саженях от меня, стоял какой-то незнакомый шалаш, влево - серый неуклюжий столб с широкою дощатою крышей, с кружкой и с доской (Кор.) несогласованное определение с широкою дощатою крышей, с кружкой и с доской не обособляется. Однако, если его поместить после другого определения - обособленного, оно становится обособленным: ...Влево - серый неуклюжий столб, совсем покосившийся, с широкою дощатою крышей...

    2. Сопутствующим условием обособления может явиться слабая синтаксическая связь той или иной словоформы с управляемым словом. Это обнаруживается, например, при отрыве слабоуправляемых словоформ от глаголов. Например: В кухне молодая женщина, в платочке и калошках на босу ногу, стояла на подоконнике и мыла окно (Пан.). В варианте предложения без обособленного несогласованного определения словоформы в платочке и калошках тяготеют к сказуемому: стояла в платочке и калошках