Повозка алеко и земфиры. Цыганы

Ответы (2 )

    В кочующем цыганском таборе вечер, старый цыган ждёт свою дочь, которая отправилась гулять по полям. Земфира возвращаетсяне одна, а с молодым человеком по имени Алеко. Она сообщает отцу, что он решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом. Старик тепло приветствует Алеко в таборе.

    Начинается кочевая жизнь юноши, он полюбил Земфиру и привык к цыганской жизни. Но спустя два года молодой человек слышит песню своей цыганки и понимает, что Земфира разлюбила его. Ночью молодая цыганка слышит рыдания и стоны Алеко, но она уходит к отцу и рассказывает ему, что её сердце по отношению к Алеко остыло, что она хочет воли.

    Позже молодой человек, беседуя с отцом Земфиры, узнаёт, что её мать сбежала от него с любовником в другой табор. Алеко поражён тем, что старик не захотел мстить обидчикам.

    Одной лунной ночью Земфира условилась о свидании со своим тайным возлюбленным, молодым цыганом. Но их выследил ревнивец. В приступе злости он лишает жизни цыгана и свою любимую. И остаётся сидеть над их окровавленными телами до утра.

    Утром цыгане находят их, хоронят убитых. Отец Земфиры изгоняет Алеко из табора. Он обвиняет его в том, что он гордый человек, и жаждет воли исключительно для себя.

    Табор снимается с места и уходит. Остаётся лишь повозка Алеко.

    Далеко раскинулась степь Бессарабии. Здесь по степям привольно кочует многоголосый цыганский табор. Вот у костра расположилась цыганская семья, которая готовит ужин. Невдалеке пасётся табун лошадей, а за шатром лежит ручной медведь. Понемногу утихают голоса. Всё умолкает и погружается в сон. Лишь в одном шатре не спит старик, ожидающий свою дочь Земфиру, которая гуляет в поле.

    Появляется Земфира с молодым человеком, которого она встретила за курганом. Его преследует закон, и он хочет быть цыганом, а зовут его Алеко. Старик долго думает, а потом разрешает остаться в таборе и соглашается разделить с ним хлеб и кров.

    Утром старик будит дочь и Алеко. Табор уже проснулся и отправляется в путь. Издалека кажется, что по равнине плывут разноцветные ленты, вместо цыганского обоза. По дороге Алеко рассказывает Земфире о той жизни, которую он бросил, так как в ней нет места для любви и нет веселья. А теперь его желание быть всегда с Земфирой.

    Два года пролетело, как Алеко кочует с цыганами. Теперь он вольный, как и они. Он не жалеет о прошлой жизни совсем. По деревне Алеко водит медведя, зарабатывая на хлеб. Иногда он слышит цыганскую песню, которую поёт Земфира. В ней Земфира признаётся, что разлюбила Алеко. Он понимает, что девушка уж неверна ему.

    Ночь опустилась на табор. Земфира говорит отцу, что ей надоела любовь Алеко, а сердце просит воли, ведь она свободная девушка. Старик утешает юношу и просит не печалиться, ведь тоска может погубить его. Земфира ещё дитя, и никто не волен приказать сердцу любить одного. Алеко жаждет отомстить своему сопернику.

    У Алеко тревожно на душе. Проснувшись, он не видит Земфиры. Он встаёт и бродит вокруг шатра, а потом по тропе, ведущей за курганы. Он слышит голоса двух влюблённых, которые не могут расстаться. Она просит его бежать, но Алеко вонзает нож в соперника. В ужасе Земфира проклинает его. Тогда Алеко убивает и Земфиру.

    На рассвете цыгане прощаются с убитыми и хоронят их. Старик просит Алеко покинуть их табор, так как цыгане не хотят жить с убийцей рядом. Табор скрылся в степной дали. Настала ночь. Но никто не разложил костра и не предложил переночевать под крышей.

1824 год. Россия. Александр Пушкин находится в кишиневской ссылке и именно в этот период своего творчества пишет «Цыганы». Суть сюжета «Цыган» в том, что главный герой Алеко молод и глубоко несчастен. Он попадает в цыганский табор, чтобы получить свободу. В таборе он встречает Земфиру и влюбляется в нее. В скором времени чувство Земфиры угасает, она увлечена другим. Алеко ревнует и в порыве страсти убивает любовников.

Главная мысль бессмертного текста «Цыганы» в том, что Пушкин Александр Сергеевич заостряет внимание читателя на таких чертах как самодовольство и эгоизм, для того, чтобы стало понятно, что подобные качества не заслуживают одобрения.

Очень кратко рассказ Цыганы Пушкина

В кочующем цыганском таборе вечер, старый цыган ждёт свою дочь, которая отправилась гулять по полям. Земфира возвращаетсяне одна, а с молодым человеком по имени Алеко. Она сообщает отцу, что он решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом. Старик тепло приветствует Алеко в таборе.

Начинается кочевая жизнь юноши, он полюбил Земфиру и привык к цыганской жизни. Но спустя два года молодой человек слышит песню своей цыганки и понимает, что Земфира разлюбила его. Ночью молодая цыганка слышит рыдания и стоны Алеко, но она уходит к отцу и рассказывает ему, что её сердце по отношению к Алеко остыло, что она хочет воли.

Позже молодой человек, беседуя с отцом Земфиры, узнаёт, что её мать сбежала от него с любовником в другой табор. Алеко поражён тем, что старик не захотел мстить обидчикам.

Одной лунной ночью Земфира условилась о свидании со своим тайным возлюбленным, молодым цыганом. Но их выследил ревнивец. В приступе злости он лишает жизни цыгана и свою любимую. И остаётся сидеть над их окровавленными телами до утра.

Утром цыгане находят их, хоронят убитых. Отец Земфиры изгоняет Алеко из табора. Он обвиняет его в том, что он гордый человек, и жаждет воли исключительно для себя.

Табор снимается с места и уходит. Остаётся лишь повозка Алеко.

Перед читателем простираются бескрайние степи Бессарабии. По этим степям кочует табор цыган. Вечер. Горит костер. Пасутся кони. За шатром лежит ручной медведь. Близится ночь. Почти все засыпают. Только старик не спит: он ждет свою дочь Земфиру, гуляющую в поле. Наконец Земфира возвращается, но не одна, а с юношей. Земфира объясняет отцу, что этого молодого человека встретила она на прогулке, что он хочет жить по законам цыган. Старик-отец радушен и приглашает юношу пожить в таборе, сколько тот захочет.

Наступает утро. Все просыпаются и отправляются в путь. Юноше почему-то тоскливо. Он не может понять причину грусти. Земфира пытается понять причину угнетенного состояния своего спутника. Она разговаривают. Земфира думает, что ее спутник тоскует об оставленной жизни. Но Алеко успокаивает девушку. Он говорит, что главное в его жизни – это она, Земфира.

Старик-отец слышит разговор молодых и рассказывает им предание о поэте, который был изгнан из Родины, но постоянно тосковал по ней. Алеко невольно узнает в поэте себя.

Проходит два года. Алеко кочует с цыганским табором. Он ощущает волю, чувствует единение с табором. Однажды он слышит, как Земфира поет песню, в которой речь идет об очень неприятном событии для Алеко. Оказывается, девушка его разлюбила. Алеко пытается прервать пение возлюбленной, но она упорно продолжает пение. Алеко осознает, что в их отношениях появился некто третий. Земфира, не таясь, подтверждает это.

Наступает ночь. Земфира будит своего отца и рассказывает ему о том, что Алеко во сне бредит ею. Алеко проснулся, и Земфира уходит к нему. Алеко подозревает Земфиру в измене. На что Земфира говорит, что беседовала со своим отцом. Тогда Алеко рассказывает девушке свои сны и подчеркивает, что в стране грез Земфира изменила ему. Земфира пытается убедить Алеко, что нет смысла верить во сны.

Отец Земфиры разговаривает с Алеко. Убеждает его не тосковать, потому что печаль может привести к смерти. Также он говорит о ветреной женской натуре Земфиры. Алеко непреклонен: он вспоминает «мгновения любви», проведенные с Земфирой и терзает свое сердце больше и больше.

Чтобы утешить Алеко старый цыган рассказывает историю о себе и красавице Мариуле. Что эта история любви несчастна. А плод этой страсти – Земфира. С той поры женщины для старика «умерли». Алеко не понимает, как старик мог простить измену любимой. Сам он говорит, что обязательно отомстил бы в подобной ситуации.

В это время Земфира идет на свидание.

Ночь. Алеко просыпается и не находит Земфиры рядом. Тогда он выходит на улицу и в свете звезд угадывает след Земфиры. Он идет по следу. Внезапно видит два силуэта – это Земфира и ее новый возлюбленный. Алеко захлестывает ревность, и он убивает ножом молодого цыгана. Земфира проклинает Алеко, а он убивает и ее.

Рассвет. Алеко сидит за курганом и передним «два хладных тела». В его руках окровавленный нож. Цыгане прощаются с убиенными и хоронят их. После похорон отец Земфиры просит Алеко, чтобы тот оставил их табор. Цыгане не хотят быть рядом с убийцей.

Финал поэмы: табор ушел. В поле осталась лишь одна телега. Никто не разложил ее на ночь и не развел перед ней костра.

Картинка или рисунок Цыганы

Сегодня даже совершенно далекие от религии люди знают историю двух братьев Каина и Авеля. Оно и неудивительно - данный библейский сюжет не раз экранизировался в художественных фильмах, упоминался

  • Краткое содержание Лем Солярис

    Где-то в далеком будущем, когда будет хорошо развит космос. Мужчина по имени Кельвин вдалеке от земного шара перелается с космолета на при планетную станцию. Станция с виду пуста, чем-то грязна, психолога никто не встретил

  • Истории любви и свободы – вечная и бездонная тема для многих романов и стихов. Кто не любил или не страдал, кто не искал сладкого плена или свободы от общественных оков? Из поэмы, которую написал Пушкин, «Цыганы» можно будет узнать все об этих бурных чувствах и эмоциях.

    Вконтакте

    История создания

    История создания поэмы «Цыганы» Пушкина начинается со ссылки под Кишинев, где он впервые так близко узнал быт цыган, и отразил его в своих стихах. Его удивила свобода в отношениях между мужчинами и женщинами и философское понятие цыган о свободе , ведь цивилизованный человек вкладывает в понятие любви столько ограничений и требований. У поэмы «Цыганы» Пушкина год написания совпадает с временем ссылки – 1823 – 1824 годы.

    Для того времени сюжет «Цыганы» Пушкина не совсем традиционен. Сначала все обычно – в кочующий стан цыган приходит молодой человек, он напоминает Печорина или , пресыщенный светом и его уловками, ищущий свободы и отдыха, чистой любви и настоящих людей.

    Земфира, дочь старого цыгана, влюбляется в Алеко и становится его женой. Отец не мешает влюбленным, не учит и не запрещает.

    Несколько счастливых лет проходят в любви, путешествии, заботе о хлебе. Но именно в этот момент меняется привычная линия романтических поэм.

    В поэзию кочевой жизни врывается реальная жизнь и проверяет героя на прочность. Гениальность Пушкина в том, что его герои Алеко и Земфира не остались картонными образами романтиков, а превратились в живых и трагических персонажей.

    После того, как юная жена признается сначала в песне, а потом открыто, что полюбила другого, герой из Манфреда превращается в Отелло при цыганке Земфире. Он забывает, что сам провозглашал свободу и честность, не слышит грустной истории любви отца жены о том, как он остался с брошенной ветреной матерью маленькой дочкой, но сохранил любовь в своем сердце.

    В финале Алеко подстерегает любовников и убивает сначала мужчину, затем неверную жену. Цыгане в лице отца Земфиры обвиняют его в гордости и эгоизме, а также желании воли только для себя. Они бросают его с телегой и уходят по своему пути. Но и Алеко исчезает.

    Краткая и емкая характеристика Алеко

    Пушкину захотелось поселить ставшего уже популярным, благодаря Байрону и прочим романтикам, героя, уставшего от и его ограничений в чистую среду. Алеко, будущий муж Земфиры, попав к детям степей провозглашает, что связи с прошлым и миром городов порваны. Он не хочет врать себе и другим, ищет простоты чувств и свободы от суеты наук и толпы. Цыгане привлекают его именно внутренней свободой и детской искренностью. Герой хочет любить открыто и жить без условностей.

    Внимание! Но как только мечты сталкиваются с реальными проявлениями этой нравственной свободы и призывами к чувственным порывам, герой вспоминает все надоевшие ему идеал

    Земфира

    Юная красавица Земфира – настоящее дитя любви и природы. Она непосредственна в своих привязанностях. Едва увидев Алеко, цыганка приводит его в семью и в свой дом, а потом вообще отдает ему сердце.

    Если иногда ее тревожит страх, что возлюбленный покинет ее ради прошлой жизни, и она тут же делится своими переживаниями. Гневные проповеди Алеко о низости и грязи городов успокаивают ее.

    И едва девушка почувствовала в сердце другую любовь, то и об этом не смогла молчать — сначала поет о своих новых чувствах, потом признается в желании уйти к другому, и отправляется, не таясь на свидание. От непонимания того, как может быть иначе, девушка ведет себя, как мать , бросившая ее ради новой любви. Земфира видит, что отец признал право любимой уйти, если все прошло, и сама уходит так же легко.

    Анализ произведения

    Итак, ревнивец из поэмы «Цыганы», губящий сразу две молодые жизни поступает так только из-за чувства оскорбленной гордости, ведь его посмели бросить. Он написан словно в пику всем романтическим героям, и в частности Байрону. Эти персонажи горели от ненависти и презрения к обществу и его обманчивым идеалам. Они убегали в горы и поля, слали небесам проклятия с призывами излить свою ярость на эти прибежища порока.

    Герои-романтики искали у природы истины и естественности, она примиряла их с миром, давала идеал. Алеко также скучает и тоскует от того, что все познал и перечувствовал. Он много страдал и теперь хочет покоя. Но когда мужчина попадает в тот мир, который считал идеальным, открывается его истинное лицо .

    Гений автора выше романтических условностей, однобоких характеристик и обманов. Он рисует ситуацию, показывающую, что человек не умеющий построить отношения в своем круге, не нашедший друзей и любовь в своем мире, не способен делать это в новом.

    Все то демоническое, косное и низменное, в котором Алеко обвиняет окружающее общество, находится в нем самом и проявляется при первых трудностях . Как только любимая хочет уйти он сразу же вспоминает о праве собственности мужчины на отдавшуюся ему женщину, о гордости мужской, поруганной .

    Внимание! Именно гордость, а не несчастная любовь и приводит к трагедии, и цыгане, сохранившие детские черты характера видят истинную причину и не смиряются с ней.

    Особенности цыганской души

    Вообще у Пушкина цыганы главные герои сильны, свободны, щедры и доверчивы, как дети. И вместе с тем, люди до краев наполнены мудростью, собирая ее по крупинкам ото всех, с кем встречаются на своем пути, и перерабатывая под свои идеалы.

    Показательна история старика об Овидии, который в этих краях, обласканный любовью и заботой, горько страдал в тоске по . Мудрый цыган видит Алеко насквозь и говорит о том, что от себя сбежать невозможно – человек везде приносит свой внутренний мир с его кошмарами и проблемами.

    В противовес Алеко, Земфира и ее отец не видят зла в других и не бегут от мира. Они живо реагируют на людей, радостно ищут встречи и доверчиво слушают чужие истории . Законы общества, частной собственности, брака не интересуют их и им не понятны. Цыгане принимают пришлого человека, как родного и равного, его метания не затрагивают героев. Удивлена и очарована только Земфира, но и она скоро разлюбила и променяла Алеко на своего.

    Трагические персонажи по Пушкину

    Страшный поступок, когда любящий человек хочет лишь мести любимому, а не счастья, пусть и далеко от него. Эти эмоции приписываются Пушкиным большинству, так называемых трагических персонажей, ставшим популярным в годы всеобщего сплина и тоски, покорившим высший свет.

    Эти молодые люди носили трагические маски, томно вздыхали и ругали современное им общество с его не правильными и низкими устоями и правилами . Они стремились вернуться в «золотой век» где жилось смело и дерзко, чувства были настоящими, а люди искренними. Пушкин на примере своего героя показывает, что могут они принести в этот золотой мир – горе и смерть.

    Поэма «Цыганы», краткий анализ

    Пушкин, поэма «Цыганы», краткое содержание

    Вывод

    Все эти мотивы и настроения позволяют сказать,что Цыганы — жанр романтическим поэм , ведь в ней есть все необходимое. Трагические и яркие герои, несчастная история любви, смерть, конфликт общества и героя, любви и неверности, душевные метания и эмоциональный финал.

    По бессарабским степям бродил цыганский табор. Жизнь его проста: днём – бесконечная пыльная дорога, вечером – ужин у костра, песни и смех молодёжи, крепкий сон под бескрайним небом. Поздним вечером шум голосов стих. Лишь в одном шатре не спал старый цыган. Он сидел у затухающего костра и ждал дочь Земфиру, которая ушла прогуляться по степи. Отец привык к таким прогулкам дочери и не беспокоился о ней. Но в этот раз она задерживалась.

    Под утро цыган услышал звук шагов. Это возвращалась его дочь. Вместе с ней пришёл незнакомый юноша, которого Земфира звала Алеко. Девушка рассказала отцу, что у молодого человека проблемы с законом, и она предложила ему остаться в таборе. Старый цыган согласился делить с ним кров и пищу, предложив выбрать занятие по своему желанию.

    Утром цыган разбудил Земфиру и Алеко, спящих в шатре. Табор собирался в дорогу. Слышны были звонкие голоса, смех, лай собак, рычание медведя. В дороге юноша с грустью смотрел на бескрайнюю степь и о чём-то думал. Ни счастливый смех черноглазой Земфиры, ни яркие лучи солнца не могли успокоить сердце молодого человека. Он вспоминал жизнь, проведенную в изгнании, свои желания, мечты, несбывшиеся надежды. Но всё это осталось в прошлом.

    Рядом с юной цыганкой он решил попытаться найти счастье и покой. Земфира поинтересовалась у Алеко, не сожалеет ли он о прошлой жизни, о богатых и шумных городах, о красивых нарядных девушках. Юноша сказал, что чем может быть хороша жизнь, где всё продаётся и всё покупается. А она, Земфира, без украшений лучше любой красавицы, он согласен прожить с ней всю жизнь. Старый цыган слушал и удивлялся таким словам.

    Так пролетели два года. Алеко привык к бродячей жизни, научился управляться с медведем. Воспоминания о прошлой жизни редко тревожили его душу. Вечерами они втроём готовили свой бедный ужин и спокойно засыпали. Но однажды Алеко услышал песню Земфиры, которую она пела над колыбелью. В ней она рассказывала о своей любви к молодому цыгану. Алеко был в отчаянии. Старый цыган тоже слышал песню дочери. Она напомнила ему дни молодости, когда зимними вечерами его жена Мариула пела эту песню над колыбелью Земфиры. Прошли годы, многое стёрлось из памяти старика, но песню эту он не смог забыть.

    Ночью его разбудила испуганная дочь. Она рассказала, что Алеко плакал и стонал во сне, и ей страшно находиться с ним рядом. Цыган предложил посидеть вместе, не разрешив его будить. Он пояснил ей, что у русских людей есть такое придание о ночном домашнем духе, который мучает спящих. Но не ночной дух беспокоил Алеко. Ему не давала покоя ревность, которая тревожила и мучила его.

    На следующий день старик спросил Алеко о том, что с ним происходит. Измученный ревностью юноша открыл ему своё сердце. Цыган попытался утешить его. Он говорил, что дочь его слишком юна, что мимолётные чувства проходят и ему нужно смириться. Он рассказал, что тоже когда-то был молод и силён и любил красавицу Мариулу. Но недолго длилось его счастье. Через год Мариула, оставив ему маленькую Земфиру, ушла с другим табором.

    Алеко поразился его словам. Его удивило, что цыган даже не стал преследовать ни жену, ни своего соперника. Цыган был мудрым человеком. Он объяснил Алеко, что молодость даётся один раз в жизни. Как нельзя остановить ход луны в небе, так никто не в силах сдержать чувства, охватившие человека. С тех пор цыган так и не выбрал себе подруги, решил остаться одиноким на всю жизнь. Он не знал, почему так сложилась его судьба. Или оттого, что он уже не мог поверить никому, или так сильно любил Мариулу, что другая женщина не смогла заменить её.

    Глубокой ночью Алеко проснулся от страшных видений и заметил, что Земфиры нет рядом. Он пошёл её искать по еле заметным следам на мокрой траве. За дальним курганом Земфира стояла, обнявшись с молодым красивым цыганом. Через мгновение они оба упали на старый курган, сражённые ножом. Утром цыгане нашли Алеко, сидящим на камне, а у его ног лежали мёртвые влюблённые.

    Цыгане простились с убитыми и похоронили в одной могиле. Позже к Алеко подошёл старый цыган и попросил покинуть их табор, потому что цыгане не хотели жить с убийцей. Табор собрался, и через час его кибитки исчезли вдали, только одна телега осталась стоять посреди степи. Ночью никто не зажёг в ней огня, вокруг было тихо и пусто.

    «Цыганы шумною толпой
    По Бессарабии кочуют...»

    Поэма начинается описанием вольного быта цыган. Затем рисуется картина ночного табора. В одном из шатров не спит старик и «в поле темное глядит»: ждет к ужину свою дочь Земфиру, которая «пошла гулять в пустынном поле», так как «привыкла к резвой воле».

    Ho вот она; за нею следом
    По степи юноша спешит;
    Цыгану вовсе он неведом.
    «Отец мой, - дева говорит, -
    Веду я гостя; за курганом
    Его в пустыне я нашла
    И в табор на ночь зазвала.
    Он хочет быть как мы цыганом;
    Его преследует закон,
    Ho я ему подругой буду.
    Его зовут Алеко - он
    Готов идти за мною всюду».

    Старик принимает юношу. Наутро табор снимается и отправляется в путь:

    И стар и млад вослед идут;
    Крик, шум, цыганские припевы,
    Медведя рев, его цепей

    Нетерпеливое бряцанье,
    Лохмотьев ярких пестрота,

    Детей и старцев нагота,
    Собак и лай и завыванье,
    Волынки говор, скрып телег,
    Всё скудно, дико, всё нестройно,
    Ho всё так живо-неспокойно,
    Так чуждо мертвых наших нег,
    Так чуждо этой жизни праздной,
    Как песнь рабов однообразной!

    Однако несмотря на простор и волю расстилающюся кругом, а также на то, что рядом черноокая красавица Земфира, Алеко печален. Он не видит всех этих красот, великолепие жизни от него скрыто:

    Подобно птичке беззаботной
    И он, изгнанник перелетный,
    Гнезда надежного не знал
    И ни к чему не привыкал.
    Ему везде была дорога,
    Везде была ночлега сень,
    Проснувшись поутру, свой день

    Он отдавал на волю бога,
    И жизни не могла тревога

    Смутить его сердечну лень.
    Его порой волшебной славы

    Манила дальная звезда;
    Нежданно роскошь и забавы
    К нему являлись иногда -
    Над одинокой головою
    И гром нередко грохотал;
    Ho он беспечно под грозою
    И в вёдро ясное дремал. -
    И жил, не признавая власти

    Судьбы коварной и слепой -
    Ho боже! как играли страсти

    Его послушною душой!
    С каким волнением кипели
    В его измученной груди!
    Давно ль, на долго ль усмирели?
    Они проснутся: погоди!

    Земфира спрашивает Алеко, не не жалеет ли он об оставленной родине, о близких. Алеко отвечает, что ему не о чем жалеть - ему не по душе «неволя душных городов», где «люди, в кучах за оградой, не дышут утренней прохладой, ни вешним запахом лугов; любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей, главы пред идолами клонят и просят денег да цепей».

    Земфира возражает, что «там огромные палаты, там разноцветные ковры, там игры, шумные пиры, уборы дев там так богаты!» Алеко отвечает, что она лучше всех этих дев, к тому же «где нет любви, там нет веселий».

    Старик, слышащий разговор, замечает, что «но не всегда мила свобода тому, кто к неге приучен », то есть что не каждый человек готов воспринять свободу. Он рассказывает преданье об одном «жителе полудня», который попал к ним в изгнанье. Он был уже не молод, «имел он песен дивный дар», но «слаб и робок был, как дети», «чужие люди за него зверей и рыб ловили в сети», к «заботам жизни бедной» он так никогда и не привык, весь остаток дней он тосковал, да «горьки слезы проливал», а по смерти завещал свои останки увезти на родину (речь идет об Овидии, древнеримском мыслителе и поэте). Алеко думает о преходящести славы, о ее бренности - с одной стороны Рим, «певец любви, певец богов», а с другой - «цыгана дикого рассказ».

    Проходит два года. Цыгане по-прежнему кочуют «мирною толпой»; Алеко постепенно привыкает к «бытью цыганскому». Он даже «с пеньем зверя водит (медведя), Земфира поселян обходит и дань их вольную берет».

    Старик, Алеко и Земфира на ночлеге. Земфира качает люльку п поет песню:

    Старый муж, грозный муж,
    Режь меня, жги меня:
    Я тверда; не боюсь
    Ни ножа, ни огня.

    Ненавижу тебя,
    Презираю тебя;
    Я другого люблю,
    Умираю любя.

    Алеко слышит и прерывает ее, говоря, что он «диких песен не любит». Земфира отвечает, что песню для себя поет, и продолжает:

    Режь меня, жги меня;
    He скажу ничего;
    Старый муж, грозный муж,
    He узнаешь его.

    Он свежее весны,
    Жарче летнего дня;
    Как он молод и смел!
    Как он любит меня!

    Как ласкала его
    Я в ночной тишине
    Как смеялись тогда
    Мы твоей седине!

    Алеко вновь просит Земфиру замолчать и добавляет, что понял ее песню. Земфира отвечает, что песня действительно про него, и уходит.

    Старик говорит, что это старинная песня и что ее «певала Мариула (его жена, мать Земфиры), перед огнем качая дочь».

    Ночью Земфира будит старика, говорит, что Алеко во сне рыдает, кричит, произносит «Земфира».

    Старик замечает: «Тебя он ищет и во сне: ты для него дороже мира». На это Земфира отвечает, что «его любовь постыла мне. Мне скучно; сердце воли просит».

    Земфира будит Алеко, прерывая его кошмары. Алеко говорит, что ему снились страшные вещи, Земфира в ответ советует не верить «лукавым сновиденьям».

    Алеко:
    Ax я не верю ничему:
    Ни снам, ни сладким увереньям,
    Ни даже сердцу твоему.

    Оставшись наедине с Алеко, старик спрашивает:

    О чем, безумец молодой,
    О чем вздыхаешь ты всечасно?
    Здесь люди вольны, небо ясно,
    И жены славятся красой.
    He плачь: тоска тебя погубит.

    В ответ на жалобы Алеко, что Земфира его не любит, старик отвечает:

    Утешься, друг: она дитя.
    Твое унынье безрассудно:
    Ты любишь горестно и трудно,
    А сердце женское - шутя.
    Взгляни: под отдаленным сводом

    Гуляет вольная луна;
    На всю природу мимоходом
    Равно сиянье льет она.
    Заглянет в облако любое,
    Его так пышно озарит -
    И вот - уж перешла в другое;
    И то недолго посетит.
    Кто место в небе ей укажет,
    Примолвя: там остановись.
    Кто сердцу юной девы скажет:
    Люби одно, не изменись.
    Утешься.

    Алеко продолжает сокрушаться, вспоминать счастливые минуты любви.

    Старик рассказывает ему свою собственную историю. Он в молодости любил девушку, добивался ее и наконец «назвал своею».

    Ах, быстро молодость моя

    Звездой падучею мелькнула!
    Ho ты, пора любви, минула
    Еще быстрее: только год
    Меня любила Мариула.
    Однажды близ Кагульских вод

    Мы чуждый табор повстречали;
    Цыганы те - свои шатры

    Разбив близ наших у горы

    Две ночи вместе ночевали.
    Они ушли на третью ночь, -
    И, брося маленькую дочь,
    Ушла за ними Мариула. -
    Я мирно спал - заря блеснула,
    Проснулся я, подруги нет!
    Ищу, зову - пропал и след -
    Тоскуя, плакала Земфира,
    И я заплакал - с этих пор

    Постыли мне все девы мира;
    Меж ими никогда мой взор

    He выбирал себе подруги -
    И одинокие досуги
    Уже ни с кем я не делил. -

    Алеко:
    Да как же ты не поспешил

    Тот час во след неблагодарной
    И хищникам и ей коварной

    Кинжала в сердце не вонзил?

    Старик:
    К чему? вольнее птицы младость;
    Кто в силах удержать любовь?
    Чредою всем дается радость;
    Что было, то не будет вновь.

    Алеко:
    Я не таков. Нет, я не споря

    От прав моих не откажусь!
    Или хоть мщеньем наслажусь.
    О нет! когда б над бездной моря

    Нашел я спящего врага,
    Клянусь, и тут моя нога
    He пощадила бы злодея;
    Я в волны моря, не бледнея,
    И беззащитного б толкнул;
    Внезапный ужас пробужденья
    Свирепым смехом упрекнул,
    И долго мне его паденья

    Смешон и сладок был бы гул.

    Земфира на свиданье с молодым цыганом. Она торопится домой, так как ее муж «ревнив и зол». Цыган не отпускает, наконец Земфира вырывается, пообещав, что придет следующей ночью.

    Ночью Алеко просыпается и, не найдя рядом Земфиры, идет по следу и натыкается на влюбленных. Земфира кричит цыгану, чтобы он бежал, но Алеко вонзает в него нож со словами, обращенными к Земфире: «Теперь дыши его любовью».

    Земфира:
    Нет, полно, He боюсь тебя! -
    Твои угрозы презираю,
    Твое убийство проклинаю.

    Алеко:
    Умри ж и ты!
    (Поражает ее.)

    Земфира:
    Умру любя...

    Наступает утро. Алеко сидит на камне перед простертыми трупами. Пробудившиеся цыгане окружают его. Потом поднимают мертвых, роют могилы и погребают их, Алеко в отчаянии падает и лежит на земле,

    Тогда старик, приближась, рек:
    «Оставь нас, гордый человек.
    Мы дики; нет у нас законов.
    Мы не терзаем, не казним -
    He нужно крови нам и стонов -
    Ho жить с убийцей не хотим,..
    Ты не рожден для дикой доли,
    Ты для себя лишь хочешь воли;
    Ужасен нам твой будет глас -
    Мы робки и добры душою,
    Ты зол и смел - оставь же нас,
    Прости, да будет мир с тобою».

    Цыгане уходят.

    Эпилог

    Волшебной силой песнопенья
    В туманной памяти моей
    Так оживляются виденья
    И ваши сени кочевые
    В пустынях не спаслись от бед,
    И всюду страсти роковые,
    И от судеб защиты нет.