Правила организованности и самодисциплины. Не забывайте о позитивном мышлении. Какие приемы помогут контролировать самодисциплину

Время является ценностью особого рода. Его нельзя накапливать и сберегать, оно течет беспрерывно и ежесекундно ускользает от нас. Неиспользованное время уходит безвозвратно. Чтобы успевать делать больше дел за меньшее время, жить интереснее, а также испытывать удовлетворение от жизни, требуются всего два качества: организованность и самодисциплина. Вот некоторые правила, которые помогут вам развить эти навыки.

«Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай» - таков шутливый тезис А.П. Чехова. Видный теоретик управления П.М. Керженцев подчеркивал, что время является ценностью особого рода. Его нельзя накапливать и сберегать, оно течет беспрерывно и ежесекундно ускользает от нас. Неиспользованное время уходит безвозвратно.

Например, работа во многих учреждениях часто начинается лишь после 30-минутной «раскачки». Много времени уходит на перекуры, личные телефонные разговоры. Заседания и совещания нередко начинаются и заканчиваются с запозданием. Таковы некоторые реалии организации труда во многих фирмах. Однако можно организовать и использовать свое время более эффективно, нужно только стараться избегать достаточно типичных ошибок в организации личного труда.

1. Перенос принятия решения на завтра. Это самая распространенная ошибка. Главные причины такой ситуации - несобранность, нерешительность, неуверенность. Проблему необходимо по возможности решать сразу, не откладывая ее на потом. Самое трудное здесь - начать, преодолеть сомнения, боязнь перед безотлагательным решением. Как правило, руководители-женщины прибегают к оттягиванию решения в том случае, когда стоящие перед ними задачи, проблемы или цели туманны, если у них нет ясного представления о том, чего же они хотят добиться. Почти всегда в такой ситуации помогает:

  • письменная формулировка ближайших задач, определение сути проблемы. Письменное изложение помогает сформулировать свои мысли и более отчетливо увидеть проблему;
  • построение «дерева целей».

2. Выполнение работы не до конца. С точки зрения результативности труда и охраны собственной нервной системы куда полезнее ограничиться окончательным решением только нескольких проблем, чем одновременно начинать множество дел, которые все равно не удастся довести до конца. К тому же нерешенные проблемы тяжелым грузом ложатся на психику. Зато каждое законченное дело дает чувство удовлетворения и душевной свободы.

3. Стремление сделать все сразу. Попытки одновременно решать несколько проблем - путь к стрессам и неврозам. У многих руководителей-женщин стол завален папками с бумагами. На столе должно находиться лишь то, что непосредственно относится к рассматриваемому вопросу. Если имеете дело с трудной, многогранной проблемой, то очень полезно написать на специальной карточке главную цель, к которой вы должны стремиться. Такая карточка должна постоянно находиться на столе руководителя на самом видном месте. Это позволит сконцентрировать свои усилия на решении главного вопроса.

4. Желание сделать все самой. Очень часто руководители тратят время и силы на выполнение той работы, которую они вполне могли бы поручить своим подчиненным. Из-за этого неизбежно затягивается решение проблемы, которая требует компетентности и участия самого руководителя. Задача руководителя состоит не в том, чтобы загрузить себя работой, а в том, чтобы планировать, организовывать, координировать, направлять и контролировать работу других, обеспечить на этой основе решение главных задач.

5. Неумение правильно разграничить функции между подчиненными. Отсутствие четкого разграничения задач, ответственности и служебных функций, беспорядок в системе управления отрицательно сказываются на работе организации. В результате не только затрудняется решение многих проблем, но и возникает ненужное личное соперничество. Самым эффективным средством борьбы с дублированием функций является наличие четких и детализированных должностных инструкций, увязанных со структурной схемой организации и меняющимися целями ее деятельности. Такие инструкции должны однозначно определять права, обязанности и ответственность каждой службы и каждого работника в организации.

6. Желание в случае неудачи переложить вину на подчиненных. Ценная энергия руководителя в этом случае направляется в прошлое, хотя исправить уже практически ничего нельзя. Куда полезнее вместо всего этого нацелить свою деятельность в будущее - на то, что необходимо сделать незамедлительно. Задача руководителя - установить объективные причины неудачи, а не искать виновного.

7. Полное пренебрежение к вопросам организации и планирования личной работы. Эта ошибка, возможно, самая основная. Причина ее в том, что многие руководители считают, что эффективная организация своего личного времени в принципе невозможна, так как руководитель зависит не от себя, а от других людей и обстоятельств. Главная же задача - не управление собственно временем, а управление собой. Планируются не действия и время, а достижение результатов. Другими словами, руководителям необходимо не только пытаться быть более организованными и лучше распределять время, но и следует начать по-новому мыслить о времени.

Правила личной организованности и самодисциплины

Чтобы успевать делать больше дел за меньшее время, жить интереснее, а также испытывать удовлетворение от жизни, требуются всего два качества: организованность и самодисциплина. Вот некоторые правила, которые помогут вам развить эти навыки.

1. Точно определите свою цель. Зачастую руководители попусту тратят время и энергию из-за того, что отчетливо не представляют себе, что же они собираются делать. Не зная точно, к чему они идут, они сбиваются еще на старте, теряют дорогу, падают духом и сворачивают на тропинку. Необходимо определить с самого начала хотя бы «пункт назначения», и уже поэтому можно достичь его гораздо быстрее. Это - решающее условие.

2. Составьте план достижения цели. Помните слова Сенеки: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра». План помогает четко знать, когда произойдут те или иные события. В конце рабочего дня составьте список дел на будущий день. Сделайте такой список и для дома. Он освобождает от необходимости запоминать мелочи, позволяет заниматься наиболее важными делами.

3. Сосредоточьтесь на главном. Запишите на листке в порядке убывания важности самые срочные дела. Завтра примитесь за дело № 1 и не отступайте от него, пока не закончите. Затем так же поступите с делом № 2, далее с делом № 3 и т.д. (конечно, речь идет о делах, которые целиком зависят лишь от вас). Не переживайте, если к концу дня вы разделаетесь только с одним или двумя делами, завтра вы снова сосредоточитесь на самом главном.

4. Придумывайте себе стимулы. Мы лучше делаем то, что нам хочется делать. Такие дела мы, как правило, выдвигаем вперед тех, которые нам необходимо сделать. Отсюда задача - превратить свои занятия из «надо» в «хочется», и продуктивность нашей деятельности повысится почти автоматически.

5. Установите твердые сроки. Один из способов связать себя обязательством - назначить для выполнения определенного задания твердый срок. Но здесь есть два момента: а) сроки должны быть реальными. Иначе вам не удастся выполнить свои обязательства; б) твердо держитесь срока. Будьте непреклонны к себе, как были бы непреклонны к тому подчиненному, который пообещал что-то сделать к определенному дню.

6. Научитесь быть решительной. Не откладывайте дело со дня на день. Располагая определенными фактами, основаниями для принятия решений, решайте и действуйте. Если вы что-то сделали, то не теряйте времени на бесплодные размышления о мудрости принятого решения. Двигайтесь дальше.

7. Научитесь говорить «нет», соизмерять свои дела и цели. Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченной в такие дела, которыми никогда не занялись бы по своей воле. Часть вашей программы самодисциплины и экономии времени именно и должна состоять из того, чтобы отделять второстепенное от главного.

8. Приобретите привычку пользоваться записной книжкой. Возьмите за правило записывать все предстоящие дела, яркие мимолетные мысли, номера телефонов и т.д. Можно размещать заметки на письменном столе, у зеркала, за автомобильным козырьком от солнца и т.п. Они помогут вам всегда быть наготове относительно всяких мелких дел, о которых можно забыть. Карандаш с бумагой может сберечь даже время, затрачиваемое на обдумывание проблем. Надо что-то решить? Набросайте относящиеся к этому данные, и перед вами раскроются разнообразные возможные решения.

9. Ликвидируйте досадные помехи. Добрые друзья и коллеги по работе, любящие поболтать, могут начисто провалить самые лучшие ваши намерения выдержать сроки. Вы можете сохранить их дружбу (и ваш график), тактично дав понять, что вы в цейтноте.

10. Учитесь слушать. Вы избежите серьезных ошибок, повторений и переделок, если с первого раза будете стремиться получить исчерпывающие указания и сведения. Являясь на совещание к 14.30, когда оно на самом деле назначено на три часа, вы потеряете ценное время. Поэтому, прежде чем что-то сделать, уточните: где, когда, как, что, почему? Если что-то останется неясным, сразу же выясните.

11. Откажитесь от шаблона. Любое дело можно сделать лучше. Выполняя работу одним определенным образом, руководители подчас считают, что это-то и есть самый лучший из возможных способов. Между тем всякую работу можно усовершенствовать, стоит только немного подумать. Можно передать другим часть простейших функций, не требующих особой квалификации. Можно воспользоваться какой-либо оргтехникой, чтобы сберечь время. Следует поинтересоваться, как другие экономят время.

12. Не упускайте из вида мелочи. Можно избежать небольших, но растрачивающих время задержек, стремясь по возможности предупреждать наступление внезапных мелких кризисов. Это означает, что необходимо всегда иметь под рукой достаточный запас предметов, наиболее часто употребляемых в вашей работе, в быту: какие-то запасные детали или канцелярские принадлежности, мелкие предметы туалета или даже денежная мелочь. Если надо, приобретите вторые ключи, очки, перчатки, зонт. Решайте с вечера, что наденете утром.

13. Приступайте к делу сразу же. Прежде чем приступить к работе, можно привести в порядок свой стол, починить все карандаши, задумчиво поглядеть в окно, выпить чашку кофе и т.п., а потом удивиться - куда девалось время? Раз вы знаете, что надо делать, беритесь за дело сразу же. Никто, кроме вас самих, не сможет помочь вам избавиться от вредной привычки тянуть с делами. Принимайтесь за них сразу же!

14. Используйте время полностью. Всегда есть возможность немного увеличить свое производительное время, полнее используя его. Это значит, что время поездок, ожиданий, завтрака можно занять такими делами, как планирование своего дня, обдумывание предстоящих задач, просматривание записок, которые пригодятся в дальнейшей работе.

15. Меняйте занятия. Наше тело никогда не устает все сразу. Обыкновенно устают лишь отдельные группы мышц. Меняя занятия, вы сможете побороть ощущение усталости и сделать больше. Так, если несколько часов вы работали сидя, переключитесь на работу, которую можно сделать стоя или при выполнении которой надо двигаться. Вы весь день на ногах? Займитесь сидячей работой. Вы не только увидите, что ваш организм способен на большее, но такая перемена сделает вас бодрее, более заинтересованной в работе.

16. Начинайте раньше. Начиная день всего на 15-20 мин раньше того, к чему вы обычно привыкли, вы зададите тон всему дню.

17. Ежедневно контролируйте выполнение намеченных дел. Сначала подведите итоги тому, что сделано за день, а затем составьте список дел на очередной день.

18. Воспитывайте уважение к своему времени. Приобретите привычку мысленно давать вашему времени какую-то оценку, и вы станете по-новому относиться к нему. Такой подход поможет вам судить о том, стоит ли именно вам заниматься не очень важными делами, которые, может быть, появляются в ваше рабочее время. Существует немало способов делать больше в имеющееся у вас время.

Свeтлaна Никoлaeвна Макapoва - кандидат экономических наук, доцент Пензeнcкого госудapcтвенного университета аpxитектуры и стpoительства, эксперт центра дистанционного образования « Элитариум »

Доброго времени суток, дорогие друзья и все те, кто на минуту заглянул ко мне в блог! В этой статье я решил продолжить недавно начатую тему и сегодня речь пойдет о том, что нужно для того, чтобы сформировать навыки самодисциплины и умение реализовать их. Ранее я упоминал, почему для меня так важно раскрыть именно эту тему. Вкратце отмечу, что проверил на себе, каково это, когда ты развиваешь свою самодисциплину, как круто после этого меняется твоя жизнь.

В предыдущей статье под названием « » я рассказывал более подробно о том, что эта за способность и, что она даст каждому человеку, какова ее ценность и прочее. Поэтому, если есть желаете расширить кругозор, улучшить свою жизнь в лучшую сторону или просто заниматься саморазвитием, загляните в предыдущий пост.

Итак, поехали. Из чего состоит самодисциплина и что, следовательно, стоит совершенствовать:

1.Ответственность

Всем известно, что за любым действием стоит определенное утверждение, фундаментом которого является конкретная мысль. Эта цепочка вследствие порождает то, кем сейчас является человек, какими привычками он обладает и, какой жизнью он живет. Не верится?

А вы попробуйте взять под личную ответственность все то, что происходит с вами каждый день. Конечно, невозможно держать под контролем абсолютно все, например, мы не виноваты, что стоим в пробке, что застрял лифт или то, что начальник ни за что вам сделал выговор, который на весь день испортил настроение.

Несомненно, эти раздражающие внешние факторы не стали результатом наших мыслей, но это не говорит о том, что во всех неудачах следует винить все и вся, но только не себя любимого.

В этом и есть смысл успеха личности:

Чтобы развить в себе навыки самодисциплины, важно взять над собой, своими мыслями и сознанием контроль.

2.Концентрация

Вы когда-нибудь наблюдали за своим ходом мыслей со стороны? Чтобы это осуществить, не нужно обладать какими-то сверхъестественными способностями. Достаточно небольшой практики:

Садитесь удобнее, закройте глаза и старайтесь сконцентрироваться на чем-то одном. В этот момент срабатывают все законы Мерфи и мысли, как по свистку, создают в голове хаос. Сейчас нужно задействовать свою силу воли: как только отвлекаетесь, снова фокусируйтесь на чем-то одном.

Это упражнение помогает не только развить контроль над сознанием, но и личную ответственность, о которой я упомянул чуть выше. Это поможет взглянуть со стороны на вашу собственную жизнь. Покажет ваши сильные стороны, привычки, от которых давно следовало бы избавиться, токсичных поступков, отравляющих вам жизнь и много чего другого.

3.Режим дня


Теперь пришло время пересмотреть свой распорядок дня. Задайтесь вопросом: «Действительно ли я доволен тем, во сколько встаю и ложусь спать, в котором часу начинается мой день?».

Пора внедрить в свою жизнь полезные привычки, коими является вставать и засыпать в одно и то же время, делать зарядку по утрам и прочие простейшие вещи.

Казалось бы, это элементарные вещи, которых придерживаются даже школьники. Вот, чтобы прокачать свою дисциплинированность, важно достичь успеха даже в таких мелочных вещах. Они станут своего рода опорными точками, помогающими перейти на новый уровень, открыть в своей личности новые стороны, развить и в дальнейшем улучшить их, стать таким человеком, которым давно мечтаешь быть.

4.Эмоциональная сторона


Также навыки дисциплины помогут сформировать эмоции. Да-да, именно они, те, что способны быть и друзьями и врагами человека. Для жизненного успеха необходимо подружиться с ними, сделать их своими союзниками. Для этого, в первую очередь:

Необходимо контролировать свой рабочий настрой.

Для каждого существуют свои действенные методы того, как этого можно добиться. Так, настроить себя на нужный лад кому-то помогает утренняя пробежка, которая и морально, и физически готовит к новому дню, достижению запланированного, новым открытиям и покорению новых вершин. А кому-то для этого достаточно утренней 10-минутной медитации. Здесь все сугубо индивидуально. Важно прислушаться к своему внутреннему «Я» и понять, что в вашей жизни запускает счастливые эмоции и позитивный настрой на весь день.

5.Цели и ценности


В этом пункте хочу рассказать о том, насколько важны внутренние обязательства. Да, вы каждый день заполняете свой ежедневник, планируете поминутно рабочее время, но, если вы постоянно откладываете на потом жизненно необходимые дела, то в конечном итоге это не приведет ни к какому успеху, да и о дисциплинированности здесь не может идти речь. Что нужно, дабы исправить ситуацию?

Важно научиться не отступать, зная, что перед тобой есть определенные обязательства. Обязательно завершайте начатые дела.

Пора успокоить ребенка внутри себя и дать бразды правления взрослому человеку.

Заключение

Напоследок хочется сказать огромное спасибо за то, что свое драгоценное время вы инвестировали в прочтение этой статьи, которая, я надеюсь, помогла вам ответить на некоторые интересующие вопросы.

Самодисциплина – способность предпринимать действия независимо от желания и эмоционального состояния человека. Представьте себе, сколько всего мы бы смогли сделать и достичь, применяя правила личной организованности и самодисциплины в повседневных делах. Скажем, к примеру, вы хотите избавиться от пары килограммов и говорите своему телу: «Сбрось 5 килограммов, а то что-то ты слишком много весишь». Разве это возможно без самодисциплины? Конечно же, нет!

Самодисциплина является одним из самых легких и доступных инструментов развития личности. Она может дать вам силы и помочь преодолеть зависимость любого характера, в том числе и проблему присущую каждому человеку – привычку откладывать дела на завтра. В решении проблем самодисциплине нет равных.

Как развить самодисциплину?

Для развития самодисциплины необходимо придерживаться следующих правил:

1. Научитесь действовать несмотря ни на что. Это правило включает в себя следующие основные аспекты:

  • живите сегодняшним днем. Прошлое и будущее нам не подвластно, зато настоящее мы можем изменить, так пользуйтесь этим;
  • воплощайте идеи. Не бойтесь, одна, пусть даже не до конца выполненная идея, всегда лучше сотни гениальных замыслов;
  • делайте больше, а говорите меньше. Ни кому не рассказывайте о своих планах. Обсуждайте только то, что вы уже сделали;
  • действуйте, не дайте страху победить. Как говорится: глаза боятся, а руки делают. И это правильно, действие – лучшее лекарство в борьбе со страхами и неуверенностью в себе;
  • не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Помните, действовать нужно здесь и сейчас, а не «потом, когда-нибудь»!

2. Отключайте эмоции, когда в этом есть необходимость. В нашей жизни существует огромное множество ситуаций, независящих от нас. Например: попали в пробку, пошел дождь, опоздали на поезд, все эти ситуации от нас не зависят, так уж произошло и при помощи эмоций вы ничего изменить не сможете, вот и отключите их. Зачем тратить здоровье и нервы, когда вы бессильны? А если вы можете изменить обстоятельства, то опять-таки, зачем тратить эмоции? Берите и делайте!

3. Отслеживайте ваше время, ведите его хронометраж. Это, пожалуй, самый лучший способ . Чем поможет это скучное занятие? Хотя бы тем, что вы научитесь запоминать, на что вы тратите свое драгоценное время, определите, сколько вам нужно времени на семью, работу, досуг, легко избавитесь от ненужных «пожирателей времени» и выкроите несколько свободных минуток для любимого дела.

Финансовая самодисциплина – точный и строгий порядок поведения в вопросах, касающихся денег. Она затрагивает все аспекты нашей жизни, ведь то, на что мы тратим все заработанные деньги, зависит только от наших внутренних установок, принципов и, конечно же, самодисциплины.

Для чего нужна финансовая самодисциплина?

Конечно, заковывать себя в цепи самодисциплины, отнимая у себя все радости жизни, не выход. Едва ли вы сможете долго продержаться в таком состоянии. Лучше поверните развитие самодисциплины в сторону заботы о себе любимом. Как научиться самодисциплине? Начните с простых вещей: вовремя ложитесь спать, отрывайтесь на определенное время от сложной или сидячей работы, делайте зарядку и ежедневно прогуливайтесь по свежему воздуху. В общем, организуйте свой досуг, а после возьмитесь за работу.

Задумываясь над повышением результативности своего управленческого труда, нужно исходить из того, что многое зависит от нас самих. Чтобы жить таким образом, требуются всего два качества: организованность и самодисциплина, иными словами, нужно уметь «держать себя в руках».

Вот некоторые правила, которые помогут этого добиться.

1. Точно определите свою цель

2. Составь план операции. «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра» (Сенека).

3. Сосредоточьтесь на главном

4. Придумывайте себе стимулы. Мы лучше делаем то, что нам хочется делать. Такие дела мы, как правило, выдвигаем впереди тех, которые нам нужно сделать. Отсюда задача - как-то превратить свои занятия из «надо» в «хочется», и продуктивность нашей деятельности повысится почти автоматически.

5. Устанавливайте твердые сроки

а) сроки должны быть реальными. Иначе вам не удастся выполнить свои обязательства, вы остынете и откажетесь от самого дела;

б) твердо держитесь срока.

6. Научитесь быть решительным. Не откладывайте дело со дня на день.

7. Научитесь говорить «нет», соизмерять свои дела и цели

8. Не увязайте в телефонных разговорах

9. Приобретите привычку к записной книжке. Не загружайте память там, где это не нужно.

10. Ликвидируйте досадные помехи

11. Учитесь слушать

12. Откажитесь от шаблона (Любое дело можно сделать лучше)

13. Не упускайте из вида мелочи

14. Приступайте к делу сразу же

15. Используйте время полностью. Это значит, что время поездок, ожиданий, завтрака можно занять такими делами, как планирование своего дня, обдумывание предстоящих задач, просматривание записок, которые пригодятся в дальнейшей работе.

16. Следите за тем, на что тратите свободное время

17. Меняйте занятия. Почти никогда тело не устает все сразу. Обыкновенно устают лишь отдельные группы мышц. Меняя род занятий, вы сможете побороть ощущение усталости и сделать больше.

18.Начинайте раньше. Начиная день всего на 15-20 минут раньше того, к чему вы обычно привыкли, вы зададите тон всему дню.

19. Ежедневно контролируйте выполнение намеченных дел

20. Обязательно перенесите на другой день то, что не успели сделать сегодня

21. Воспитывайте уважение к своему времени. Приобретите привычку мысленно давать оценку своему времени и Вы станете по-другому к нему относиться.

Система планирования личного труда руководителя

А.К. Гастев: «Режим времени - первый шаг, составление плана - второй. Борьба за выполнение плана - третий и решающий на пути действенной рационализации расходования своего и чужого времени». Наука управления временем основана на умелом его планировании и привычке выполнять запланированное. Планирование личного труда представляет собой проект размещения процессов труда во времени на предстоящий период.

Систему планирования личного труда руководителя можно представить как закрытую систему, в которой отчётливо видны взаимосвязи между отдельными видами планов (долгосрочные планы конкретизируются в соответствующих средне- и краткосрочных, а также в планах текущего периода, которые в свою очередь воплощаются в планах дня). Для непредвиденных работ, а также оперативного решения текущих вопросов планируется резерв времени.

Чтобы стать успешным в каком-либо деле, человеку необходимо развить определенные навыки. Например, если вы хотите стать прославленным спортсменом, вам необходимо в совершенстве освоить технику, научиться выполнять различные упражнения, возможно, работать в команде и так далее. Вы можете взять любую другую сферу и придумать, какие навыки необходимо для достижения успеха.

Однако на ряду с этим выделяется определенный навык, который является общим практически для любого занятия: начиная от написания музыки и заканчивая работе за станком. Речь идет о самодисциплине . В жизни я не встречал ни одного человека, который мог бы с достаточно долей уверенности сказать, что у него нет проблем с данным навыком. Однако для того, чтобы понять, как ее развить, необходимо уяснить, что она собой представляет.

Самодисциплина это способность делать, что нужно, когда это нужно.

Казалось бы, что тут сложного? Просто берешь и делаешь. Однако если вы хоть раз пытались , вы знаете, насколько это бывает тяжело. Низкая самодисциплина является причиной , лени, апатии и других негативных психологических явлений. Готов поспорить, вы и сами знаете, насколько полезно уметь заставлять себя делать что-либо, когда это действительно необходимо.

Самодисциплина и сила воли

К счастью, у вас всегда есть возможность развить этот навык самостоятельно. Причем не важно, на каком уровне он находится у вас сейчас, так как всегда есть возможность сделать его еще лучше. Сразу же стоит отметить, что самодисциплина и сила воли хоть и являются сильно похожими явлениями, но они не совсем совпадают. Хотя, возможно, соприкасаются на 90% или даже больше.

И в том и в другом случае речь идет о том, чтобы противостоять желаниям делать что-то или наоборот, чего-то не делать. Но если сила воли – это исчерпаемый ресурс или, как говорится, психологическая мышца, то самодисциплина – это образ жизни или модель поведения, как вам будет угодно. Конечно, некоторые читатели могут со мной не согласиться. Приводите свои аргументы в комментариях, с радостью подискутируем.

В связи с этим методы, применяемый для развития самодисциплины будут немного отличаться. Если хотите, сила воли – это спринт, принятия конкретных решений, а самодисциплина – это кросс, то есть возможность долго находится в выбранном векторе развития. Если вы стремитесь достичь каких-то сложных, по-настоящему трудных целей, то без этого навыка вам просто-напросто не обойтись.

Главная задача, которую необходимо решить при развитии самодисциплины заключается в том, чтобы для вас стало привычным состояние полного самоконтроля. То есть, чтобы вам больше не приходилось заставлять себя что-либо делать. Вы четко осознавали, что именно и когда именно вам нужно и делали это без лишних промедлений или психологического сопротивления. Согласитесь, неплохая перспектива?

Итак, чтобы этого достичь, вам, во-первых, необходимо иметь хоть какие-то цели или задачи. Чем более глобальными и сложными они будут, тем лучше. Во-вторых, лучше комбинировать развитие самодисциплины с какими-либо навыками. Так вы сможете убить двух зайцев одновременно. Сила самодисциплины заключается еще и в том, что развивая ее, вам не придется отказывать от других задач. Наоборот, вы сможете справляться с ними более эффективно и достигнете лучших результатов.

В данный момент я учусь рисовать. У меня есть конкретная цель – начать зарабатывать на фотостоках до определенной даты. Для этого мне необходимо много учиться и практиковаться. Однако вместо того, чтобы просто развиваться в данном направлении, я решил еще и практиковаться в самодисциплине, применяя методы и приемы, описанные ниже. Все это позволяет мне достигать гораздо больших результатов и чувствовать себя гораздо более уверенным, сильным и по-настоящему целеустремленным.

Планирование

Отвечая на вопрос, как развить самодисциплину, обязательно необходимо затронуть вопрос планирования. Я часто говорю, что 5 минут, потраченные на планирование, экономят до 15-30 минут при выполнении задачи. Это работает даже при написании статей – по готовому плану они пишутся гораздо быстрее. Что уж говорить про реальную жизнь. Возможно, на начальных этапах это не так заметно, однако если вы сравните свою результативность с планом и без него, вы заметите серьезную разницу.

Но вернемся к вопросам самодисциплины, как ее связать с планированием:

  1. Вы можете задавать конкретное время выполнения задач и стараться справляться с ними именно в намеченный промежуток времени;
  2. Вы можете просто задавать список из задач, которые необходимо выполнить в течение дня, а затем выбирать наиболее подходящие, в зависимости от контекста ситуации;
  3. Можно использовать планирование блоками. Например, с утра необходимо выполнить то-то и то-то, а вечером сделать это и это;
  4. Ставьте долгосрочные цели, чтобы иметь возможность правильно соотносить их с краткосрочными;
  5. Составление плана необходимо проводить вечером на следующий день, но не с утра.

Помните, что для развития самодисциплины у вас обязательно должен быть план . И вы обязательно должны следовать ему. Если у вас написано, что подъем в 06:00, то и вставать нужно в это время. Не в 05:55, не в 06:10, а именно в 06:00. В противном случае у вас может сбиться весь остальной график. Да, в первое время будет достаточно проблематично придерживаться всего этого, но вскоре вы заметите, что правильно составленное расписание позволяет вам быстрее справляться с намеченными целями и значительно повышает вашу эффективность.

Штрафы, штрафы и еще раз штрафы

Перед написанием данной статьи и проштудировал множество литературы и выбрал по-настоящему ценные приемы и методы. Один из них – это система штрафов. Для того, чтобы приучить себя выполнять все вовремя и так, как надо, необходимо использовать кнут. А лучшим кнутом являются различные штрафы. Что беспокоит современного человека чаще всего? Правильно, деньги. Именно поэтому они и будут являться наказанием.

Самодисциплина и самоконтроль будут развиваться гораздо быстрее, если вы будете знать, что невыполнение задач приведет к негативным последствиям. Я рекомендую назначить в виде штрафа один процент от вашего среднего прихода. Грубо говоря, если вы получаете в месяц 30 000 рублей, то в качестве штрафа будет выступать 300 рублей.

Например, вы пообещали себе, что будете ежедневно заниматься йогой. Если в какой-то из дней вы решили ничего не делать, то будьте добры заплатить 300 рублей. Можно даже усложнить задачу и платить штрафы, если вы приступили к задаче позже намеченного срока или раньше. Например, если вы занимаетесь по утрам, но вам было лень, и вы перенесли занятие на вечер.

А кому платить? Кому-нибудь, кто точно не вернет вам эти деньги или не потратит их на вас. Как пример, если у вас есть дети, то на эти деньги вы можете приобрести им игрушки или сводить куда-нибудь. Отдавайте их на благотворительность, перечислите родителям или другим родственникам. В общем, они должны уйти от вас, и чем больше пользы они принесут, тем лучше.

1% кажется не такой большой суммой, но несколько штрафов, и вы поймете, что лучше соблюдать правила самодисциплины, чем жертвовать деньгами. Это также послужит дополнительной мотивацией и позволит вам на короткое время привести себя в норму, особенно, если у вас сейчас спад эмоциональных сил.

Еще лучше, если у вас будет человек, способный контролировать выполнение. Однако это будет уже самодисциплина, а просто дисциплина, как в армии. На первых порах сгодиться и она, но не затягивайте. Лучше, если на это у вас уйдет не больше 1-2 месяцев, а затем переходите к самостоятельному контролю.

А как же пряник

Самодисциплина и самоконтроль просто невозможны без стимулирования. В противном случае вы рано или поздно откажитесь выполнения задачи. Каким же может быть стимулирование? Все зависит от вас, но старайтесь, чтобы это сильно не влияло на ваши планы. Например, мне очень нравится массаж, однако я редко могу его себе позволить. Поэтому награда в качестве нескольких сеансов будет меня вполне устраивать.

Кстати, скоро на моем блоге выйдет МЕГА полезный пост, который сможет повернуть вашу жизнь на 180 градусов. Если вы не хотите пропустить его – подпишитесь на обновления .

Тут многое зависит от того, зачем конкретно вам нужна самодисциплина. Если вы хотите похудеть, то неделя правильного питания может позволить вам один раз съесть что-нибудь вне рамок диеты, но не слишком вредное (не торт, а, например, кусок запеченного мяса). Если вы каждый день растягиваетесь, то можете позволить себе один день отдохнуть и так далее.

Можно вообще не отходить от плана, а мотивировать себя чем-нибудь другим: походом в кинотеатр с девушкой, встречей с друзьями и так далее. Правила самодисциплины, в принципе, могут разниться от случая к случаю. Так что не обязательно придерживаться именно этих рекомендаций. Просто у вас должен быть какой-нибудь «пряник», который позволит вам находить силы, когда станет совсем тяжело. А этот момент обязательно наступит.

Вы можете также использовать технику подсчета звездочек :

  • Каждый раз, справляясь с намеченным делом, добавляйте в свою копилку от 1 до 3 звездочек. Если дело простое, но для его выполнения потребовалось приложить усилия, добавляйте себе 1 звезду. Если вы затратили действительно много сил и потратили несколько часов, то добавьте 2 звезды. А если вам удалось завершить какой-либо сложный проект, то можете смело добавлять 3 звездочки;
  • Назначьте себе определенные уровни награды, которые вы сможете получать, обменивая их на звездочки. Например, за каждые 20 звездочек вы можете скушать что-нибудь вне рамках диеты. За 50 звезд вы сможете скушать что-нибудь вредное. А за 100 звезд вы целый день сможете питаться так, как захотите. Неплохая мотивация, правда?
  • Лучше не упрощать себе задачу, а делать процесс получения звезд действительно сложным. Таким образом вам удастся действительно дисциплинированно подходить к выполнению дел.

Учет

Помните, что самодисциплина само по себе хоть и имеет ценность, не должна противоречить другим вашим целям, а, наоборот, должна их дополнять. Поэтому рекомендуется к предыдущим техникам добавить ведение учета для различных сфер деятельности. Это по-настоящему мощный инструмент, который сможет помочь вам стать гораздо лучше.

Прежде всего, это постоянный контроль над финансами. Сегодня можно найти огромное количество различных приложений, который позволяют вести учет финансов по различным направлениям. В статье, я уже писал о том, что необходимо вести постоянный учет и контролировать деньги. Без этого создать активы достаточно проблематично. Даже если вы прямо сейчас выиграете миллион, это не позволит существенно изменить финансовое положение.

Лично я использую программу iControlMyMoney, поскольку она мне кажется самой удобной. Попробуйте несколько различных приложений и выберите то, что подходит именно вам. Постоянный учет денежных средств не только дисциплинирует, но и позволяет неплохо подтянуть финансовое положение.

Также стоит вести хронометраж времени. То есть, сколько минут у вас уходит на выполнение определенной задачи. Или, например, сколько времени вы тратите на дорогу, на учебу и так далее. Для этого лучше использовать таблицы вроде Excel и округлять значения до 5-15 минут, как вам будет удобнее. С помощью этого мы сможете наглядно видеть, куда уходит ваше время и какие сферы можно оптимизировать, чтобы успевать больше.

Помимо этого, вы можете использовать специальные программы, которые ведут учет времени того, какими приложениями вы пользуетесь. Так вы сможете отследить, сколько времени тратите впустую, просматривая видео с котиками или, наоборот, тратите на работу.

Учет данных позволяет наглядно увидеть, на что вы тратите время. Это очень важный момент при развитии самодисциплины, так как имеет решающее значение. Даже если вам кажется, что вы успеваете многое и можете контролировать себя, без цифровых значений это отследить сложно. Более того, вы будете серьезно удивлены, узнав, сколько времени тратите на самом деле и сколько его уходит впустую.

Надеюсь, данная статья помогла вам понять, как развить самодисциплину. Если у вас остались какие-либо вопросы – задавайте их в комментариях. И обязательно подписывайтесь на обновления блога , чтобы не упустить по-настоящему важные и интересные посты.