Признаки общества как динамической системы. Современные проблемы науки и образования. Общество как социальная система

Общество как социальная система может быть представлено в трех аспектах: 1) как множество взаимодействующих на основе над биологических социальных связей и общих обстоятельств индивидов (социальные общности и группы); 2) как иерархия социальных позиций (статусы) и социальных функций (роли); 3) как совокупность норм и ценностей (культура).

Общество – это совокупность людей, обособившаяся от природы. Общество – это достаточно большая, постоянно развивающаяся форма социальной организации более мелких общностей. Понятие «общество», как объект социологии пришло из обыденной речи. Общество может обозначать научное сообщество, педагогическое сообщество, сообщество студентов «прохладной жизни», клубное сообщество (вроде «общества охотников и рыболовов»), группу людей обладающих высоким престижем и привилегиями (типа депутаты государственной думы) и т.д. В конечном итоге, общество – это люди (то есть не один человек, а группа, много). Люди эти чем-то связаны, объединены, и это нечто позволяет отличать одних людей от других. Людей хороших от людей плохих, богатых от бедных, начальников от подчиненных, порядочных от бесчестных, умных от глупых. Питер Бергер определяет «общество», в одном случае, как комплекс человеческих отношений, в другом, как систему взаимодействий, а в третьем, как сеть социальных ролей. По Т. Парсонсу, общество – это система отношений между людьми, связующим началом которых являются нормы и ценности.

В социологической литературе существует масса определений общества. Под обществом понимают и большую группу людей, сформировавших общую культуру, и сложную социальную систему с населяющими ее людьми, и социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией. Кроме того, под обществом понимают: определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Разные формы деятельности социально и физиологически вынуждены. Человек должен иметь возможность спать, есть, пить, отправлять свои естественные надобности, одеваться, защищать себя от природных и социальных опасностей. Каждый человек занят своими делами – трудом, познанием, общением, общественными проявлениями, которых являются социальные роли, профессии, занятия. Разделение и кооперация труда – основа развития общества, а труд во всех типах культуры рассматривается как основополагающий фактор существования и сущности личности, возникновения сознания, речи, морали, делающих человека способным к взаимодействию и сотрудничеству, отличному от происходящего в мире природы.

Общество это сложно организованная система взаимодействия людей, имеющая свою структуру и институты. Общество «существует там, – говорит Г. Зиммель, – где несколько индивидов состоят во взаимодействии». По мнению Э. Дюркгейма: «Всякий агрегат (соединение) индивидов, находящийся в постоянном соприкосновении, составляет общество». Л. Гумплович в качестве элемента взаимодействия берет не индивида, а группу. То есть, общество можно представить как совокупность взаимодейсвующих социальных групп и индивидов. Другими словами, общество находится исключительно в сфере взаимодействующих людей и продуктов их взаимодействия (П. Сорокин).

Общество можно свести или к совокупности материальной и духовной культуры (высший, философский уровень абстракции), или к совокупности социальных институтов: семья, экономика, государство, религия, образование, наука и культура, или к совокупности сфер жизнедеятельности: экономическая, политическая, духовная, социальная. Социальная сфера описывает социально-демографический и профессиональный состав населения, взаимоотношения между социальными группами. Она отвечает за благосостояние населения, в том числе за социально незащищенные слои и заинтересована в максимизации стабильности и порядка в обществе.

Общество характеризуется рядом признаков (Э. Шилз):

общество не является частью какой-либо более крупной социальной системы;

браки заключаются «не на небесах», а внутри данного общества;

общество пополняется преимущественно за счет детей тех взрослых, детородных людей, которые уже являются его признанными представителями;

собственная территория, то есть определенное географическое положение (территориальная организация общества);

общество имеет историю и название;

обладает автономной системой управления, а не управляется из вне;

общая система ценностей, которую называют культурой.

Существует множество способов классификации обществ. Например, на основе религии, скажем, мусульманское общество или на основе языка, скажем, франкоязычное общество. Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные и письменные. По другим классификациям общества бывают простые и сложные, закрытые и открытые, тоталитарные и демократические и др.

В середине ХIХ века К. Маркс предложил свою типологию обществ, где основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Согласно этой типологии, основанные на формационном подходе общества делятся на первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические.

Социология выделяет два исторических типа общества: традиционное прошлое общество и современное общество, в котором мы живем. Традиционное или доиндустриальное общество: а) живущее охотой и собирательством; б) огородническое; в) аграрное (земледельческое или скотоводческое). Современное общество: а) промышленное или индустриальное; б) постиндустриальное или информационное (информационно-технологическое).

В социологии известны три подхода в определении сущности общества. На основании первого подхода общество – это живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует ассоциацию (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.). Суть данного подхода состоит в интерпретации общества как системы согласованно действующих людей, структурированной, то есть разделенной на социальные группы в соответствии с набором функций, необходимых для поддержания целостности общества.

Исходя из второго подхода содержание понятия «общество» как объединения людей выводится главным образом не только из определения «люди», а из складывающихся отношений, взаимосвязей между ними. На вопрос: «Что же такое общество?» К. Маркс отвечает: «Продукт взаимодействия людей… исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. «Общество существует не «вне» и независимо от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц. Без которых, вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без составляющих его элементов», считает П. Сорокин. Р. Дарендорф представляет общество в конфликтологической перспективе – это конкуренция социальных «субъектов», конфронтация групп и классов, которая фактически, по мнению М. Вебера, разыгрывается в области социальных оценок, престижа положения и статусных ценностей, и которые К. Маркс доводит до классовой борьбы и революции.

В третьем подходе (А. Щюц, Д. Мид, Н. Луман, П. Бурдье) определение сущности общества выводится методом сепарации (разбивка на фракции). Под воздействием чего человек становится общественным существом? В чем качественное отличие общества людей от сообществ животных, которые нередко строятся и на «взаимодействиях», и на «отношениях» (данные социобиологических исследований)? Что лежит в основе действия, социальных связей, смыслов, верований и идеалов? То есть, последовательно перебирая все фракции, выделяется какая-то одна, в данном подходе – культура как автономное пространство социальной жизни отдельное от человеческого существования.

Таким образом, на основании первого подхода общество – определяют люди, второго подхода – отношения, третьего подхода – культура. Вместе с тем, в современной социологии преобладает системный подход в определении сущности общества. Оно рассматривается как целостная система элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. То есть, общество как социальная система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, которое выступает как органическое единство трех сторон – социальной организации, культуры и социальной общности (группы).

1

Абдуллаева Р.А.

Мир, который окружает человека, является системой исходя из современного её понимания. В свою очередь, он весь без исключения состоит из систем различного рода. Абстрактную характеристику, общую дефиницию системы дает «Философский Словарь»: «Система (от греч. σύστημα – целое, составленное из частей; соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство». Понятие «система», как заметил Л. фон Берталанфи, не является «чем-то преходящим или неким итогом последних технических достижений…понятие системы также старо, как стара европейская философия…и может быть прослежена еще у Аристотеля». Система обладает определенными атрибутивными качествами, которые в максимально обобщенном виде представляют совокупность или множество взаимосвязанных элементов. Система – это совокупность частей или компонентов, связанных между собой организационно. Можно выделить следующие наиболее значимые черты системы: Комплексность; Целостность; Иерархичность; Многоуровневость; Взаимосвязь и взаимоотношения элементов; Структурность; Зависимость элементов от целого; Взаимозависимость системы и среды; Противостояние, отличие от среды; Интеграция.

типы систем

прогрессивное развитие

интеграция системных элементов

системное качество

кризис системы

Главный смысл бытия любой системы, и социальной в том числе - выживание. Данная цель осуществляется несколькими способами, наиважнейшими из которых выступают самоорганизация и саморазвитие. Необходимо отметить, что развитие есть категория широкая и многозначная. Развитие системы можно представить в виде следующей схемы: развитие системы (прогресс) - достижение высшей точки развития (расцвет) - кризис системы - посткризисное развитие системы (регресс). При этом все эти этапы никоим образом не связаны с какими-то конкретными временными рамками.

Первый этап в развитии социальной системы - состояние прогрессивного развития. Под прогрессом понимается усложнение социальной системы через включение в неё новых элементов и объектов, а также возникновение новых связей внутри системы. На этом этапе происходит не изменение системного качества, а изменение его меры, то есть, основное содержание этого периода составляет работа закона перехода количественных изменений в качественные . Система проходит путь от хаоса к ярко выраженному порядку, основанному на системном качестве.
Это своего рода задаток системы, потенциальная способность, максимально раскрывающаяся в процессе развития.

Развитие системы это следствие взаимодействия как минимум двух внутрисистемных пар элементов, причём, если выразить это взаимодействие на языке механики, то его результат есть некая результирующая векторов субъектов взаимодействия. Если эти вектора сонаправлены, то их сумма всегда будет положительна и в количественном выражении больше целого. В противном случае эта сумма будет меньше целого и может принимать отрицательные значения . Таким образом, система прогрессирует в том случае, если её элементы действую более-менее слажено, а это есть показатель уровня интегрированности элементов системы. Следовательно, развитие системы можно представить как постепенное увеличение степени интеграции системных элементов. Более того, прогрессивное развитие напрямую зависит от того, насколько быстро и полно система сможет интегрировать в своё тело новые элементы и от того насколько эта интеграция повлияет на интегрированность внутренней системной среды.

Вторым состоянием системы является достижение максимума развития, расцвета. Данный период - интервал между высшей точкой развития и точкой начала системного кризиса, на котором наиболее ярко представлено системное качество. Накопление количественных изменений не приводит ни к росту интегрированности внутренней среды, ни к повышению уровню организации в связи с тем, что системное качество максимально развито и какое-либо дальнейшее его развитие невозможно. Это предел развития. Система на пике своего развития - есть система, воплощающая в себе абсолютное системное качество. Именно на этом этапе в рамках системы складываются варианты дальнейшего развития, которые похожи на аттракторы.

Возникновение вариативных систем объясняется тем, что система, достигнув максимальной точки развития, продолжает накапливать количественные изменения. Согласно законам социальной организации развитие системы сверх определённой меры ведёт либо к качественному скачку, либо к распаду на родственные системы. Вариативность подобного рода характерна для всех систем, всех уровней. При этом нельзя смешивать понятия «вариант» и «аттрактор», так как в данном случае система имеет дело не с потенциальным вектором, на который случайно падает вектор направления развития, а с конкретным проектом. Проект в данном случае есть ни что иное как «система в системе» - построение новой системы на базе одного и того же системного качества. Выбор варианта развития часто осуществляется в результате борьбы, но присутствует такой выбор только до определённого момента, называемого «точкой возврата». Прохождение такой точки означает, что выбор сделан и возврата нет .

Следующий этап - состояние системного кризиса. Под кризисом системы понимается такое состояние системы, когда её прогрессивное развитие в прежнем качестве невозможно. Кризис системы, это, прежде всего, уклонение от нормы, но такое, которое само является нормой жизни общества, то есть является результатом действия внутренних закономерностей социального организма в условиях нормальной и даже успешной жизнедеятельности этого организма. Это своего рода переход от высшей точки развития системы либо к её распаду, либо качественному изменению через отрицание. Данное состояние является развитием системы от точки начала кризиса до точки начала регресса.

Наконец, четвёртый этап - состояние регрессивного развития. Под регрессом понимают упрощение системы. Это состояние, при котором система теряет своё системное качество, происходит разрушение структуры, и в итоге наступает смерть системы как полное её уничтожение или как диалектное отрицание. Порядок сменяется хаосом, который в свою очередь сменяется порядком через снятие прежнего системного качества либо через возобновление процесса самоорганизации на других основаниях и как следствие построение новой системы .

Таким образом, анализ развития социальных систем, проведенный выше позволяет понять, что каждая система нуждается в эффективном управлении, организация которого является основным методом поддержания тех процессов, которые в ней происходят и одним из основных условий совершенствования и развития социальных систем любого типа.

Список литературы

  1. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы: Пер.с англ. / Ред. и вступи-тельная статья д.ф.н. Г.В. Осипова. - М.: Прогресс. 1972. - 395 с.
  2. Егоров В.С. Философский реализм. М., 2001. - 288 с.
  3. Сивиринов Б.С. Социальные системы и социальная перспектива. Строение и динамика. - Новосибирск: Наука. 2000. - 92 с.

Библиографическая ссылка

Абдуллаева Р.А. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4527 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Инструкция

Динамической называют систему, которая постоянно находится в состоянии движения. Она развивается, меняя собственные черты и признаки. Одной из таких систем является общество. Смена состояния общества может быть вызвана влиянием извне. Но в ее основе иногда лежит внутренняя потребность самой системы. Динамическая система отличается сложной структурой. Ее составляет множество подуровней и элементов. В мировом масштабе человеческое общество включает в себя много других обществ в виде государств. Государства составляют общественные группы. Единицей общественной группы является человек.

Общество постоянно взаимодействует с другими системами. Например, с природой. Оно использует ее ресурсы, потенциал и т.д. На протяжении всей истории человечества природная среда и природные катаклизмы не только помогали людям. Иногда они тормозили развитие общества. И даже становились причиной его гибели. Характер взаимодействия с другими системами формируется благодаря человеческому фактору. Под ним обычно понимают совокупность таких явлений, как воля, интерес и сознательная деятельность индивидуумов или социальных групп.

Характерные признаки общества как динамической системы:
- динамизм (изменение всего общества или его элементов);
- комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты и т.д.);
- самодостаточность (система сама создает условия для существования);
- (взаимосвязь всех компонентов системы);
- самоуправляемость (способность проявлять реакцию на события вне системы).

Общество как динамическая система состоит из элементов. Они могут быть материальными (здания, технические системы, учреждения и т.д.). И нематериальными или идеальными (собственно идеи, ценности, традиции, обычаи и т.д.). Так, экономическую подсистему составляют банки, транспорт, товары, услуги, законы и т.п. Особый системообразующий элемент - . Он имеет возможность выбора, обладает свободной волей. В результате деятельности человека или группы людей могут происходить масштабные изменения в обществе или отдельных его группах. Это делает социальную систему более подвижной.

Темпы и качество изменений, происходящих в обществе, могут быть разными. Порой сложившиеся порядки существуют несколько сотен лет, а потом изменения происходят достаточно быстро. Их масштабы и качество могут быть различны. Общество постоянно находится в развитии. Оно является упорядоченной целостностью, в которой все элементы находятся в определенной взаимосвязи. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы. Еще одна особенность общества как динамической системы - самоуправляемость.

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы _______(А) – эволюция и революция. Ученые называют _________(Б) постепенный процесс появления все более сложных социальных образований. В процессе _________(В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.

Важным является вопрос о _________(Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному породило идею _________(Д).

В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального ________ (Е) и духовного развития

направленность

социальные изменения

потребности

эволюция

информация

7 прогресс

8 социальная революция

9 благосостояние

ЛЮДИ ДОБРЫЕ, ПОМОГИТЕ ПЖЛ ЕСЛИ НЕ ТРУДНО, 65ПКТ

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.Социальная мобильность - это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях вертикальном - движение вверх и вниз, горизонтальном - передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.Маргинальность - понятие, характеризующее пограничные, промежуточное, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы... Маргинализция подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал - это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью... Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону. (Минаев В.В., Архипова НИ., С1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?С2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.С3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.С4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите три проявле

Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он – как любой вид материи – подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.

И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями.

(В. Кузнецов, К. Момджян и др.)