Психологические особенности здорового образа жизни. Психология здоровья - наука о том, как не болеть

В последнее время особую популярность приобрело стремление к здоровому образу жизни. Многие люди с неподдельным рвением загорелись идеей поддержания своего физического здоровья: кого-то начала заботить эта проблема из-за ухудшения собственного состояния, кто-то желает обрести красоту тела благодаря здоровому образу жизни, а кто-то просто захотел оказаться «на гребне моды» на здоровье.

Так или иначе, решая для себя важность соблюдения здорового образа жизни, люди задумываются лишь об улучшении своего физического состояние, и никогда – психологического здоровья. А ведь проблема позитивного влияния здорового образа жизни на психологическое и психическое состояние заслуживает особого внимания!

Связь тела и психического состояния: как здоровое тело помогает сохранить психологическое здоровье

Психические расстройства, психосоматические заболевания, эмоциональное выгорание и другие разлады психического функционирования являются одной из главнейших проблем современности . У каждого отдельного расстройства могут быть свои специфические причины и патогенные механизмы возникновения, а у каждого больного – специфическая картина болезни. Есть все же нечто общее для всех этих больных, то, что отличает их от людей, не имеющих психических расстройств, психосоматических заболеваний и прочих подобных проблем, и это – декомпенсация, которая наступает вдруг, и человек не может как раньше быть социально адаптированным.

В обычном состоянии у человека должны функционировать его компенсаторные механизмы: они помогают нам приспосабливаться к изменениям в окружающей реальности, бороться с воздействием патогенных факторов и т.д.

Декомпенсация же означает нарушение функционирования органов, систем или гомеостаза организма в целом вследствие недостаточности компенсаторных механизмов. Понятие компенсаторных механизмов и декомпенсации используется и в рамках психиатрии и психологии. Если наступила стадия декомпенсации, это значит, что организм или психика уже не в силах самостоятельно справляться с всевозможными нагрузками и воздействием вредоносных факторов, так как компенсаторные механизмы больше не выполняют свои функции.

Как же избежать наступления стадии декомпенсации и сберечь свое здоровье и психологическое благополучие? В этом как раз может помочь соблюдение правил здорового образа жизни.

Обоюдная связь психической сферы и тела уже ни для кого не является секретом. Хороший настрой и оптимизм помогает скорее выздоравливать, а то, что приносит пользу телу, способно улучшить эмоциональное состояние и психологическое здоровье: «в здоровом теле – здоровый дух», как гласит народная мудрость. Именно поэтому, здоровый образ жизни может стать действенным средством достижения психологического здоровья. Физические нагрузки, здоровое питание, оздоровление своего тела – все это можно считать мощным ресурсом для человека.

В этом смысле, здоровый образ жизни и правда является для человека ресурсом. Здоровое питание и умеренные физические нагрузки улучшают телесное здоровье, а это уменьшает риск возникновения психосоматических заболеваний (ведь, как известно, психосоматические симптомы проявляются в месте уязвимости, а здоровый образ жизни позволяет уменьшить число этих «уязвимостей»). А массажи, занятия йогой, бегом, СПА процедуры и другие умеренные физические нагрузки, а также расслабляющие мероприятия, которые направлены на укрепление здоровья, в свою очередь, не только улучшают самочувствие и даруют красоту, но и вызывают массу приятных эмоций, помогают человеку ощутить состояние благополучия и счастья.

Таким образом, здоровый образ жизни может стать для человека значимым ресурсом, служащим превенцией от декомпенсаций, способствующий поддержания здоровью тела и психики, а в некоторых случаях – даже заменяющий поход к психологу.

Методы профилактики психических заболеваний

Как известно, многие заболевания требуют профилактических мер, и психические расстройства в этом не являются исключением из правил. Здоровье психической сферы является важным компонентом общего переживания человеком своего благополучия, поэтому поддержание психологичесокй стабильности является важной задачей. Какими могут быть профилактические методы психических расстройств и как они связаны со здоровым образом жизни?

Итак, к основным превентивным методам, связанным со здоровым образом жизни, можно отнести:

Здоровый сон (7-8 часов в сутки) и полноценный ежедневный отдых

Это – основные «заветы» как превенции психологической декомпенсации и психических расстройств, так и соблюдения здорового образа жизни. Качество и глубина сна определяет восстановление организма, улучшение функционирования нервной системы.

Умеренные физические нагрузки, занятия спортом и другие виды активности также улучшают психическое здоровье

Физическая активность способствует «сжиганию» излишков адреналина в организме, что оказывает профилактическое действие на психическое здоровье . Также физические нагрузки способствуют снижению уровня тревоги и повышению стрессоустойчивости. Так, в психологическом исследовании, проведенном учеными из университета Колорадо на крысах было доказано позитивное влияние постоянных физических нагрузок на психическую деятельность. В ходе исследования экспериментальных крыс разделили на две группы: одну из групп принуждали к физическим нагрузкам на протяжении шести недель, а вторую группу – нет. По истечении шести недель обе группы крыс подвергли стрессу, и оказалось, что у физически закаленных крыс уровень стрессоустойчивости был выше: они подверглись влиянию стресса в меньшей мере, чем их физически нетренированные собратья.

Хобби, активность «по интересам» также помогает снять лишнее напряжение, помогает расслабиться

Выбирая себе в качестве увлечения занятия танцами, рисование или что-то еще, человек самореализуется как неповторимая индивидуальность, развивает собственный потенциал – благодаря такому творчеству у человека повышается самооценка, улучшается эмоциональный фон и повышается уровень гармоничности личности.

СПА и массаж

Польза этих мероприятий многогранна. Они активизируют обменные процессы в организме, улучшают кровоснабжение органов и тканей, а, кроме того, вызывают выброс эндорфинов и окситоцина в кровь, а эти гормоны «отвечают» за положительные эмоции.

Таким образом, какими бы «избитыми» не казались призывы к поддержанию здорового образа жизни, всегда следует помнить, что они оправдывают себя на практике. В современном обществе, где человеку постоянно приходиться бороться с последствиями хронической усталости, истощения психических ресурсов и эмоционального выгорания, соблюдение здорового образа может стать настоящим «спасательным кругом для утопающих».

Чтобы предотвратить наступление состояния абсолютного истощения, когда компенсаторные механизмы «отказываются работать» и обеспечивать адаптацию к постоянным изменениям окружающей среды, стоит заняться собой, своим здоровьем.
Проявляя по отношению к себе и собственному телу регулярную заботу, придерживаясь принципов здорового образа жизни и устраивая время от времени для себя полезный «релакс» (при помощи массажа или других расслабляющих процедур), Вы сможете улучшить эмоциональное состояние, физическое и психическое здоровье, ощутить состояние психологического благополучия и удовлетворенности от жизни.

Отношение к здоровью на протяжении многих веков остается фундаментальной характеристикой человеческого бытия.

В Древней Греции врачи и философы связывали здоровье индивидуума не только с физиологическими параметрами и средой проживания, но и с образом жизни, привычками. Демокрит писал: «Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит не плохо жить, но медленно умирать».Психологические школы по-разному объясняют деятельность, поступки, намеренья, желания человека, но психокоррекционные программы построенные на их базовых принципах обязательно направлены на сохранение и восстановление здоровья человека.

Из отраслей современной психологии изучающих психологию здоровья следует выделить: социальную, педагоги­ческую, медицинскую, клиническую психологию, патопсихологию, психодиагностику, генетическая психологию.

Современная практическая психология вплотную приблизилась к пониманию необходимости и готова решать задачи психологического сопровождения человека на протяжении всего жизненного пути. Одна из таких первостепенных задач – здоровье человека.

Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Ее объектом с известной долей условности является «здоровая», но не «больная» личность.

Творогова Н. Д. считает, что Психологию здоровья можно рассматривать с различных позиций, например:

1. Раздел клинической психологии, изучающий психологическую составляющую индивидуального здоровья (здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, Устав ВОЗ, 1946); психологические аспекты общественного здоровья; акцент делается на профилактике, ориентированной на модели здоровья;

2. Отрасль психологии, изучающая связи психических аспектов поведения со здоровьем и болезнью, т.е. роль поведения в сохранении здоровья и обретении болезни. Психология здоровья, по мнению автора, больше занимается "нормальным", обычным поведением и "нормальными" психическими процессами в связи со здоровьем и болезнью, чем патологическим поведением и психопатологией;



3. Междисциплинарную область психологических знаний, включающую изучение и описание этиологии заболеваний, факторов благоприятных для здоровья и условий развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека (Б. Ф. Ломов, 1984);

4. Объединение конкретных достижений теоретической и практической психологии в целях совершенствования и поддержания здоровья, профилактики и лечения болезней, определения этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ними дисфункций, а также совершенствования системы здравоохранения и его политики в области охраны здоровья.

В рамках первого подходаПсихология здоровья большое внимание уделяет понятию "субъективное благополучие", изучает его психологическое наполнение.

Проблемы здоровья и болезни рассматриваются в рамках медицинского, личностного и социального подходов. В термине болезнь (Б) лучше всего отражается медицинская точка зрения, которая описывает Б как состояние организма, характеризуемое отклонениями от нормы по измеримым биологическим и соматическим переменным. Недуг (Н) определяется как состояние нездоровья главным образом с психологической стороны: кроме соматических проблем в определении Н существенную роль играют субъективные психологические симптомы. Заболевание (З) также является субъективным понятием, отражающим социальные аспекты и последствия, нарушения здоровья (заболеваемость – показатель распространения болезней, выявленных и зарегистрированных в течение года среди населения в целом или в отдельных специально выделенных группах). Лица, имеющие недуг (Н) или не имеющие недуга (НН), могут оказаться, с точки зрения врача, носителями болезни (Б) или не имеющими ее (НБ) и при этом являться заболевшими (З) или не заболевшими (НЗ) с субъективной точки зрения. Проблема адекватного определения здоровья и болезни снимается полностью только в случае совпадения всех трех параметров (например, Н+Б+З - для случая терминальной стадии рака; или НН+НБ+НЗ – для абсолютно здорового человека)

Специалистов, занимающихся психологией здоровья, больше интересуют вопросы восприятия проблем, связанных со здоровьем, и субъективного отражения недуга, чем относительно более объективные биологические, социальные и экологические аспекты здоровья.

Г С. Никифоров раскрывая становление, развитие, критерии и составляющие психологии здоровья ставит акцент на отечественной школе и в первую очередь на трудах Бехтерева. Автор считает, что программным для развития отечественной психологии здоровья стал доклад Бехтерева на тему «Личность и условия ее развития и здоровья» (1905 г. Киев. 2-м съезд российских психиатров). В целом XX в., как отмечает автор, был отмечен возрастающей ролью в психологии изменения взглядов на соотношение между психикой и сомой. В 1930-е гг. многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом направлении привели к появлению новой научной области: психосоматической медицины. В 1938 г. начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Создается «Американское психосоматическое общество». В течение первых 25 лет его существования трактовка заболеваний велась преимущественно с психоаналитических позиций. Психосоматическая медицина опирается главным образом на медицинские дисциплины и особенно на психиатрию. В 1960-е гг. в положениях психосоматической медицины формируются подходы и теории, предполагающие взаимосвязь психологических, социальных факторов и физиологических функций организма. И как следствие формируются новые гипотезы развития и течения заболеваний. В начале 1970-х гг. появляется научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболеваний – поведенческая (бихевиоральная) медицина . Доказывается тесная взаимосвязь между психикой и сомой. Поведенческая медицина сосредотачивается не только на лечении, но и на предупреждении болезней. Помимо медицины она опирается на такие науки, как психология, педагогика, социология. В ней используются методы поведенческой терапии, модификации поведения (например, при лечении гипертонии, ожирения, наркомании). В рамках данного направления разработана и терапевтическая техника «биологическая обратная связь», эффективность которой подтвердилась при лечении гипертонии, головной боли и других заболеваний. В конце 1970-х гг. учрежден «Журнал бихевиоральной медицины» и соответствующее общество. Отделение «Психология здоровья» открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».

Психосоматическая и поведенческая медицина, психология здоровья при всей специфичности собственных подходов сходятся на том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Эта идея получила отражение в «биопсихосоциальной модели», предложенной в 1977 году Д. Энджелом.

Биопсихосоциальная модель

Что вызывает болезнь? Человек – сложная система, и болезнь может быть вызвана множеством факторов:

Биологическим (например, вирусы, бактерии, структурные дефекты, генетика); Е. P. Sarafino. Health Psychology. Biopsychosocial interaction. N.Y., 1998; J. Ogden. Health Psychology. Buckingham-Philadelphia, 1998.

Психологическими (представления, эмоции, поведение);

Социальными (нормы поведения, семья, референтные группы, работа, принадлежность к социальному классу, принадлежность к этнической группе и др.).

Кто ответствен за болезнь? Человек не рассматривается как пассивная жертва. Осознание, например, роли поведения в возникновении болезни означает то, что на людей может быть возложена ответственность за их здоровье и болезни.

Как лечить болезни? Лечение должно быть целостным (холистический подход), а не касаться только отдельных биологических изменений, которые имели место при заболевании. Это может найти отражение в изменении поведения, коррекции в сфере представлений, формировании стратегии согласия с медицинскими рекомендациями.

Кто ответствен за лечение? Поскольку лечат человека, а не только конкретные заболевания его организма, следовательно, пациент тоже несет часть ответственности за свое излечение, изменение собственных представлений и поведения.

Какое взаимодействие между здоровьем и болезнью? Понятия «здоровье» и «болезнь» следует рассматривать как полюсы континуума, в котором их соотношение представлено в разной степени. На полюсе благополучия доминирующим состоянием является здоровье. На противоположном полюсе преобладает болезнь, в пределе переходящая в летальный исход. Приближение к этому полюсу сопровождается нарастанием деструктивных процессов, которые порождают характерные признаки, симптомы и недомогания. Люди перемещаются по этому континууму от здоровья к болезни и наоборот.

Какая Связь между психикой и телом? Психика и тело взаимодействуют.

Результаты исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на психику человека. Информационный стресс, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (снижение уровня социальной поддержки и т. д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к эмоциональному напряжению, которое становится одним из факторов развития различных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за XX в. средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза. Увеличивается не только количество больных в обществе, но и темпы роста этих расстройств. Если раньше в нашей стране регистрировалось от 5 до 10 больных на 1000 человек, то в последние десятилетия эти цифры достигли 29-33. Тесная связь нервно-психических нарушений с психогенными факторами и усложнившимися социальными условиями современной жизни приводит к значительному росту числа неврозов и расстройств личности (при относительной стабильности психозов), в этиологии которых наибольшее значение имеют факторы эндогенной природы. По данным мировой статистики, в настоящее время расстройства личности составляют 40%, неврозы - 47%, а эндогенные психозы - 13% от общего числа нервно-психических заболеваний. Эксперты ВОЗ отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств у детей и подростков. Невротические и неврозоподобные состояния составляют 63 случая на 1000 детей. В России стойкие психические расстройства регистрируются примерно у 15% детей. По данным Института социально-политических исследований РАН, число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3-х классах до 16% в 9-11-х классах. В общем, за период обучения состояние здоровья учащихся, по свидетельству Минздрава РФ, ухудшается в 4-5 раз, а 85% неуспевающих - это больные дети. По мнению Г С. Никифорова и др., от 30% до 50% обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары, - по существу, практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в определенной коррекции эмоционального состояния. Статистика свидетельствует, что лиц, не страдающих какими-либо психическими нарушениями, т. е. ≪абсолютно здоровых≫, в настоящее время насчитывается в среднем лишь 35%. По данным разных авторов, от 22 до 89% населения люди с предболезненными состояниями (донозологические формы психической дезадаптации). Однако половина носителей психической симптоматики, согласно мнению экспертов, не нуждается в психиатрической помощи. Они самостоятельно адаптируются к среде и, возможно, нуждаются только в психологическом консультировании.

В современной России психология здоровья, как новое и самостоятельное научное направление еще только проходит начальную стадию своего становления. В связи с этим уместно отметить вклад кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Санкт-Петербургского госуниверситета (заведующий кафедрой профессор Г. С. Никифоров) выпустивший в 2006 году учебник для вузов «Психология здоровья» Под ред. Г С. Никифорова. – СПб.: Питер.

Гурвич И. Н. в монографии «Психология здоровья», констатирует, что очевидное усиление интереса к проблематике психологии здоровья – и не только со стороны представителей психологической науки – дает все основания полагать, что уже в обозримой перспективе она станет одним из авангардных направлений российской психологии.

В целом за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в обширную область исследований. Так в США за 15 лет (1975-1990гг.) количество внедренных программ по охране психического здоровья увеличилось с 200 до 5000 и более. В настоящее время в США каждый десятый психолог занимается той или иной проблемой психологии здоровья, а каждая третья статья в основных англоязычных психологических журналах посвящена различным аспектам этой области. По этому направлению издаются специальные журналы, выпускаются учебники и монографии. Широкой практической реализации подчинены различные организационные решения. Например, в Великобритании принят документ «Здоровье нации», а в Европе подобная инициатива, нацеленная на улучшение психического и физического здоровья популяции, получила название «Здоровье для всех». Постоянно пополняется перечень уже функционирующих клиник и центров психического здоровья, группы оказания помощи и самопомощи в укреплении собственного здоровья распространяются по всему Западу. Наряду с основательной общепсихологической подготовкой специалисты в области психологии здоровья должны получать углубленные знания вопросах психогигиены, психопрофилактики, а также психосоматики здоровья и психотерапии. Большинство профессиональных психологов здоровья работают в больницах, клиниках, на кафедрах колледжей и университетов, в научных лабораториях, центрах здоровья и психологического консультирования, кабинетах психологической разгрузки, семьи и брака. Дж. Матараццо руководитель созданного в 1978 г. отделения психологии здоровья при Американской психологической ассоциации Понятие психологии здоровья трактует следующим образом. Психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья. В зарубежной психологии можно встретить и более лаконичное определение. Например, под психологией здоровья предлагается понимать всю совокупность базовых знаний по психологии, которые могут найти применение для понимания здоровья и болезни .

Проанализировав в основном зарубежные монографические издания последних двух десятилетий в области психологии здоровья, И. Н. Гурвич делает вывод об их поразительном тематическом разнообразии. Поэтому он считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. И тем не менее автор полагает, что наиболее адекватным современному состоянию психологии здоровья представляется определение ее именно как предметной области, т. е. через раскрытие перечня основных тем, составляющих предмет теоретических и эмпирических исследований:

· задачи исследований, которые входят в сферу интересов психологии здоровья.

· определение базисных понятий психологии здоровья;

· исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;

· методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

· разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;

· факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

· изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;

· психологические механизмы здорового поведения;

· формирование внутренней картины здоровья;

· коррекцию индивидуального развития;

· профилактику психических и психосоматических заболеваний;

· исследование состояний предболезни личности и их профилактику;

· разработку концепции здоровой личности;

· определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;

· психологические механизмы стрессоустойчивости;

· социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);

· тендерные аспекты психического и социального здоровья;

· разработку индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;

· детскую и школьную психологию здоровья;

· психологическое обеспечение профессионального здоровья;

· психологию долголетия, признаки психического старения и их профилактику;

· психологическую помощь при завершении жизненного пути.

Рассматривая Психологию здоровья, на наш взгляд необходимо рассмотреть и понятие "здоровье" и психическое здоровье с позиций Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

Статья 2. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее – охрана здоровья) – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ; органами местного самоуправления; их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи;

Согласно статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации, охрана здоровья граждан (охрана здоровья) – совокупность различного рода мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В эту систему включены методы политического, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера.

Рис. 6. Система основ охраны здоровья

Охрана здоровья в узком смысле приравнивается к здравоохранению.

Здравоохранение – это система социально-экономических мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека в целом.

Медицина это система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление и сохранения здоровья, продления жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека

Для выполнения имеющихся задач медицина изучает:

· Строение и процессы жизнедеятельности организма в норме и патологии;

· Факторы природной и социальной среды, влияющие на состояние здоровья;

· Болезни человека (причины, признаки, механизм возникновения и развития);

· Возможности использования и развития различных физических, химических, технических, биологических и иных факторов и устройств для лечения заболеваний.

Таким образом, Здоровье результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом.

Ведущим социальным институтом, ответственным за здо­ровье человека, является здравоохранение - система госу­дарственных и общественных мероприятий по предупрежде­нию заболеваний и лечению заболевших. Научно-практиче­ской основой здравоохранения является медицина.

Однако при этом следует помнить, что проблема сохранения здоровья человека - прерогатива не только (и не столько) здравоохранения, сколько всего государства.

Современный этап развития цивилизации привел, с од­ной стороны, к резкому изменению условий существования человека, с другой - к развитию сложных технологий, предъявляющих высокие требования к состоянию его здоро­вья. Темпы социальных, технологических, экологических и даже климатических изменений все возрастают, требуя от индивида быстрой адаптации, до- и переадаптации в жизни и деятельности. Все это является большим испытанием для биологического вида Homo Sapiens.

Здоровье является очень сложной категорией, представ­ляя собой результат взаимодействия индивида и окружаю­щей среды - условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом.

Сохранение и укрепление здоровья представляет собой по сути проблему управления здоровьем.

Процесс управле­ния состоит из следующих формальных этапов:

· сбор и ана­лиз информации о состоянии объекта,

· его прогноз;

· форми­рование программы управляющих действий,

· ее реализация;

· анализ адекватности и эффективности управляющей програм­мы (обратная связь).

Создание здо­ровых условий существования и активную по­зицию оздоровления невозможно обеспечить без определе­ния сущности индивидуального здоровья.

Еще Авиценна и Гиппократ выделили несколько градаций здоровья. Гален сформулировал понятие «третьего состоя­ния» - переходного между здоровьем и болезнью.

В той или иной степени этой проблемы касались И.М.Сеченов, С.П.Боткин, И.П.Павлов, И.А.Аршавский, Н.М.Амосов и др.

В конце XIX в. И.И.Мечников в своей речи «О целебных си­лах организма» на съезде естествоиспытателей и врачей (1883) противопоставил «этиологической» точке зрения возникно­вения болезней, ставившей по существу знак равенства между причиной (возбудителем) болезни и самой болезнью, дру­гой взгляд. Возникновение заболевания он трактовал как процесс взаимодействия возбудителя (причины) и организма. Однако прогресс и успехи клинической медицины, ос­нованные на этиоцентрическом подходе, затормозили раз­витие учения об этих свойствах организма.

Первую современную попытку сформулировать положе­ния о механизмах здоровья и способах воздействия на них сделали в 60-х годах С.М.Павленко и С.Ф.Олейник. Они обосновали научное направление, получившее впоследствии название «санология». Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит «саногенез» – динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (физиологического или патологическо­го характера), возникающий при воздействии чрезвычайно­го раздражителя и развивающийся на протяжении всего бо­лезненного процесса - от состояния предболезни до выздо­ровления (С.М.Павленко, 1973). Хотя саногенетические механизмы действуют в организме постоянно, авторы концеп­ции сделали акцент на их функционировании при опасности развития заболевания (воздействии чрезвы­чайного раздражителя) и в качестве основных категорий при этом выдвинули «предболезнь» и «выздоровление».

Существенный вклад в развитие проблемы внесли пред­ставители военной медицины в 70-е гг., занимающиеся ме­дицинским обеспечением лиц, работающих в условиях экст­ремальных воздействий (водолазов, космонавтов и т.п.): перед военными медиками всегда стояла задача оценки «качества» здоровья их подопечных (Г.Л.Апанасенко, 1974; Р.М.Баевский, 1972, и др.). Было сформировано понятие «донозологическая диагностика», которое с успехом исполь­зовалось и в гражданском здравоохранении (В.П.Казначеев, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева, 1980, и др.).

Здоровье и болезнь – основные категории научного по­знания в медицине. Общепризнанно, что указанные катего­рии носят медико-социальный и медико-био­логический характер, т.к. специфика человека состоит в том, что природа его биологична, а сущность социальна. Все свои потребности человек реализует через функционирование физиологических систем и социальное не реализуется без биологического субстрата. Таким образом, биологичес­кий субстрат – реализатор социальной сущности человека.

Когда мы говорим о болезни, то четко себе представля­ем, что речь идет, прежде всего, о патологическом процессе, опосредованном через сознание индивида в его социальный статус. Больной человек теряет активную самостоятельность в реализации своей жизненной установки, теряет оптималь­ную связь со средой и окружающим его социумом.

Разработка од­ного лишь учения о болезни не может решить задачу достижения высоких показателей здоровья населения.

Здоровье – абст­рактно-логическая категория, которая может быть описана различными модельными характеристиками. Наиболее распространенная модель характеристики здоровья до настоящего времени в практической медицине основана на альтернативе «здоров-болен». Если при обследовании пациента врач не находит признаков патологического процесса (показатели функций в «норме»), он ставит диагноз «здоров».

При таком подходе невозможно дать ближай­ший и отдаленный прогноз о состоянии будущего здоровья индивида. «Физиологическая норма» как «функциональный оптимум» (наиболее распространенное определение «нормы»), еще не есть объективное отражение процессов здоровья.

Правомернее говорить о здоровье как динамическом со­стоянии, позволяющем осуществить наибольшее количество видоспецифических функций при наиболее экономном рас­ходовании биологического субстрата. При этом адаптацион­ные возможности человека являются мерой его способности сохранить оптимум жизнедеятельности даже в неадекватных условиях среды. Таким образом, не в соотношении патологии и нормы следует искать оценочные критерии здоровья, а в способности индивида осуществлять свои биологические и соци­альные функции.

Н.М.Амосов конкретизировал эти представления, введя понятие «количество здоровья».

По мнению Н.М. Амосова, здоровье – максимальная производительность органов и си­стем при сохранении качественных пределов их функций. Ос­новываясь на этом определении, можно говорить о количе­ственных критериях здоровья.

При рассмотрении категорий «здоровье» и «болезнь», на наш взгляд сле­дует учитывать положение, высказанное одним из основате­лей отечественной патофизиологии В. В. Подвысоцким. Он утверждал, что абсолютная болезнь и абсолютное здоровье немыслимы, между ними существует бесконечное множе­ство форм связей и взаимных переходов (здесь имеется в виду биологический субстрат этих состояний). Эту же мысль подтвердил А.А.Богомолец, еще в 30-е годы сформулиро­вавший положение о единстве нормы и патологии, в кото­ром «первая включает в себя вторую как свое противоречие». Модель сообщаю­щихся сосудов: чем выше уровень здоровья, тем меньше воз­можность развития и манифестации патологического про­цесса, и наоборот: развитие и проявление патологического процесса возможны лишь тогда, когда сказывается недостаточность резервов здоровья вследствие них ослабления или мощности действующего фактора или факторов.

Между состояниями здоровья и болезни выделяют пере­ходное, так называемое третье состояние, которое характе­ризуется «неполным» здоровьем. Из субъективных проявле­ний этого состояния можно отметить периодически повто­ряющиеся недомогания, повышенную утомляемость, неко­торое снижение качественных и количественных показате­лей работоспособности, одышку при умеренной физичес­кой нагрузке, неприятные ощущения в области сердца, склонность к запорам, боль в спине, повышенную нервно-эмоциональную возбудимость и т.п.

Объективно могут быть зарегистрированы тенденция к тахикардии, неустойчивый уровень АД, склонность к гипогликемии или извращению кривой сахарной нагрузки, похолодание конечностей, т.е. отклонения в состоянии здо­ровья, которые еще не укладываются в конкретную нозологическую модель.

Рассматривая более детально «третье состояние», следу­ет указать, что оно неоднородно и включает, в свою оче­редь, два состояния: первое – предболезнь – и второе, ха­рактер которого определяется неманифестированным пато­логическим процессом. Основной признак предболезни – возможность развития патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие сниже­ния резервов здоровья. Границей перехода от состояния здо­ровья к состоянию предболезни является тот уровень здоро­вья, который не может компенсировать происходящие в орга­низме под влиянием негативных факторов изменения и вслед­ствие чего формируется тенденция к саморазвитию процес­са. Совершенно очевидно, что у лиц, находящихся в различ­ных условиях существования, этот «безопасный» уровень здоровья может существенно отличаться: для летчика и шах­тера необходимы большие резервы здоровья, чем бухгалте­ру, чтобы сохранить необходимый оптимум «степеней сво­боды».

В качестве начала болезни принято считать появление признаков манифестации патологического процесса, т.е. мо­мент наступления снижения или утраты способности к вы­полнению функций. Таким образом, границы «третьего со­стояния» очерчены довольно четко. Что же касается возможности определить границу между предболезнью и началом неманифестированного патологического процесса, то на се­годняшний день эта проблема неразрешима. Именно здесь могла бы сыграть ведущую роль нормология (учение о нор­ме), однако показатели «нормы» настолько индивидуаль­ны, что вынести суждение о «нормальности» функций у конкретного индивида невозможно. Например, различия в биохимических показателях (содержание в плазме крови железа, меди, цинка, креатинина и пр.) достигают десят­ков, а иногда и сотен раз (Р.Уильямс). У 5% здоровых людей регистрируется уровень АД ниже 100/60 мм рт.ст., однако нет отклонений ни в самочувствии, ни в работоспособности (так называемая физиологическая гипотония, Н. С. Молчанов).

Категория «здоровье» базируется на пред­ставление о гармоничности и мощности биоэнергоинформационной системы, каковой является человек. Именно гар­моничность и мощность биосистемы позволяют говорить о жизнеспособности, благополучии индивида с точки зрения его физической, психической и социальной сущности.

«Здо­ровым может считаться человек, – писал еще в 1941 г. американский теоретик медицины Г.Сигерист, - который от­личается гармоничным физическим и умственным развити­ем и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей среде, если они не выходят за пределы нормы, и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье поэтому не оз­начает просто отсутствие болезней: это нечто положитель­ное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязаннос­тей, которые жизнь возлагает на человека».

Определение здоровья, сформулированное в преамбуле Устава ВОЗ в 1948 г., основано на тех положениях, которые выдвинул Г.Сигерист: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

С этих позиций дефиниция здоровья человека выглядит следующим образом: здоровье – это целостное динамическое состояние организма, которое определяется резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций, характеризуется устой­чивостью к воздействию патогенных факторов и способно­стью компенсировать патологический процесс, а также яв­ляется основой осуществления биологических и социальных функций.

Трем уровням личности (соматическому, душевному и духовному) соответствуют и три аспекта здоровья: сомати­ческий, психический и духовный. Было бы неправомерным упускать из виду высшие, специфически человеческие ас­пекты здоровья, особенно если учесть, что возможна взаимная компенсация одних элементов здоровья другими. Одна­ко отклонения как в душевном, так и в духовном аспектах здоровья непременно скажутся на образе жизни индивида и тем самым на состоянии резервов энергетичес­кого, пластического и регуляторного обеспечения функций, т.е. на состоянии сомы. Поэтому вышеприведенная дефини­ция является универсальной для здоровья вообще.

«Третье состояние» – переходное между здоровьем и бо­лезнью состояние, ограничиваемое, с одной стороны, сте­пенью (уровнем) снижения резервов здоровья и возможно­стью развития вследствие этого патологического процесса при неизменных условиях жизнедеятельности, с другой - начальными признаками нарушения функций – манифес­тацией патологического процесса . Указанные границы могут быть количественно охарактеризованы соответствующим уровнем здоровья. Резервы здоровья индивида во многом за­висят от его физического состояния и образа жизни.

Физическое состояние – способность человека произво­дить физическую работу.

Образ жизни – социальная категория, включающая ка­чество, уклад и стиль жизни. Образ жизни может быть также охарактеризован степенью соответствия форм жизнедеятель­ности человека биологическим законам, способствующей (или неспособствующей) сохранению и возрастанию его адаптационных возможностей, а также выполнению им сво­их биологических и социальных функций. По определению ВОЗ, образ жизни – это способ существования, основан­ный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида. Таким образом, «здо­ровая» модель поведения для данных конкретных условий уменьшает риск возникновения заболевания. Очевидно так­же, что разные условия жизни предполагают различные мо­дели «здорового» поведения. Образ жизни формируется об­ществом или группой, в которых живет индивид.

Качество жизни – одна из характеристик образа жизни, которая определяет степень социальной и духовной свободы индивида в самом широком смысле. Для характеристики ка­чества жизни используют индикаторы жизни, описывающие распространение желательных и нежелательных условий, со­провождающих жизнедеятельность индивида (образование, средний доход, обеспеченность жильем, наличие бытовой техники и автотранспорта и т.д.).

Формирование здоровья – комплекс мероприятий по оп­тимизации воспроизводства, роста и развития подрастаю­щего поколения.

Сохранение здоровья – комплекс мероприятий по под­держанию, укреплению и восстановлению здоровья инди­вида.

Саногенез – физиологические механизмы, обеспечиваю­щие формирование и сохранение здоровья индивида. Эти механизмы (гомеостатические, адаптационные, регенератор­ные и т.п.) реализуются как в здоровом, так и больном орга­низме.

Санитарное просвещение (определение ВОЗ) – сознатель­но формируемые возможности для приобретения знаний, которые должны способствовать изменению поведения в со­ответствии со сформированной конечной целью.

Здоровый образ жизни - это не просто правильное питание, режим дня, физическая нагрузка, это и умение поддерживать нормальное психоэмоциональное состояние. Поддерживать отличное здоровье и хорошую физическую форму невозможно при негативном восприятии жизни, даже при соблюдении советов диетологов и врачей. Известно, что любая отрицательная эмоция оказывает влияние на состояние внутренних органов и, соответственно, на внешний вид. Точно так же положительные эмоции благотворно влияют на того, кто их испытывает. И раз наше самочувствие, как физическое, так и психоэмоциональное во многом зависит от наших эмоций, то говоря о здоровом образе жизни нельзя не учитывать умения владеть своими эмоциями. Несмотря на то, что владение этими умениями в совершенстве достигается длительной практикой, все же есть некоторые правила, соблюдение которых уже сегодня помогут Вам справляться с дисгармонией своего психоэмоционального состояния и вести, действительно, здоровый образ жизни.

Психологические правила здорового образа жизни

  • Мир таков, каким я его вижу. И от меня зависит, что я вижу, хорошее или дурное. Я определяю, обманули меня или дали урок. От меня зависит, хочу я знать правду или хочу обманываться. Мир отражает мое внутренне состояние. И если мне кто-то хамит, то это я проявляю в чем-то подобном серьезное недовольство, это меня что-то или кто-то раздражает. И если у меня сложности на работе, то это мне, по каким-то, возможно, не осознаваемым мной, причинам не хочется там работать.
  • Мое решение зависит только от моего выбора. Я выбираю: разгребать мне чужие проблемы или жить своей жизнью. Я выбираю, как мне поступать: как хотят другие или как лучше для меня. Я несу ответственность за все мои решения, даже и в тех случаях, когда какие-то из них мне не нравятся. Так что никто меня не может к чему-то принудить, только от моего выбора зависит, соглашусь я или нет. Поэтому в том, что мною было выбрано нет других виноватых и ответственных, кроме меня. Так, если я даю кому-то взаймы денег и остаюсь без возврата долга, то это результат моего выбора, и не важно почему другие не смогли или не захотели вернуть долг, это было только мое решение: давать или не давать.
  • Я имею право на ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Не все мои действия могут быть правильными, но я всегда могу осознать и исправить ошибки. Лучше что-то сделать и, если что-то не так пойдет, исправить ошибки, чем вовсе ничего не предпринимать. Доходит до цели только идущий к ней, а не тот, кто стоит и не может решиться что-либо сделать, пусть даже с ошибками.
  • Я получаю от жизни только то, что впускаю в свою жизнь и не более того. И если я даже в мыслях не допускаю, что могу быть счастливым человеком, заниматься своим любимым делом, иметь достаточно денег на реализацию своих планов, то все мои претензии к жизни бессмысленны. Если я даже исключаю возможность того, что что-то, до сегодняшнего дня необычное и невозможное, может быть в моей жизни, то вряд ли моя жизнь будет наполнена яркими моментами, ведь я собственноручно не впускаю эти радости в свою жизнь. И чем больше неприятностей я ожидаю, тем в большем количестве я их получаю.
  • Все что я делаю, я делаю только с любовью. Я принимаюсь за любое дело, даже за то, которое мне делать не хочется, только в контексте того, что мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь. На все свои дела я могу себя замотивировать так, что любое из этих дел становится мне в удовольствие. А раз так, то я не жду ни от кого благодарностей. Что-то делая я уже получаю радость от того, что это делаю, а если еще меня за это каким-то образом благодарят, то это уже мои бонусы.
  • Мое настоящее творит мое будущее. Если сегодня у меня хорошее настроение и мои мысли позитивно окрашены, то это - мое завтра, в котором что-то происходит так, что я снова испытываю радостные эмоции. Если сегодня мне тяжело и у меня депрессивное состояние, значит в какие-то прошлые дни мной было сделано все, чтобы сегодня прийти в такое состояние. И если я сейчас буду продолжать «давить печальку», то это отразится на моих завтрашних днях, и мое будущее снова ждут серо-черные тона. Так что, если я хочу свое будущее перекрасить в более радостные цвета, тогда сегодня мне нужно найти хороший способ, чтобы изменить свое настроение в позитивную сторону.
  • Я - это я, ты - это ты. Я разрешаю себе быть особенным человеком, не похожим на других, человеком со своими мыслями, со своими желаниями, со своими особенностями. И я позволяю другим людям быть самими собой. Я не додумываю за других, не принимаю за них решений, не переделываю других, я отвечаю за себя, совершенствуюсь, люблю, радуюсь, общаюсь, проявляю заботу, если мне всего этого хочется.

Сохранение, укрепление и профилактика психического здоровья имеет большое значение для здорового образа жизни. Психоэмоциональное состояние - один из определяющих факторов нашего здоровья, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием.

В этом уроке мы познакомим вас с основами психического и психологического здоровья, рассмотрим особенности психики детей и подростков, а также предложим несколько полезных рекомендаций по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

Что такое психическое здоровье

Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье, от англ. mental health) следующим образом:

Это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Данный термин довольно широк, поэтому для определения психического здоровья обычно выделяют нескольких критериев :

  • осознание непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

В повседневной жизни эти критерии проявляются в степени интегрированности личности в общество, гармоничности их содействия, уравновешенности, духовности, включении в систему жизненных ценностей следования принципам доброты и справедливости, стремлении к саморазвитию. Другими словами, психически здоровый человек адекватно оценивает действительность, проявляет интерес к окружающему миру, согласовывает свое поведение и реакцию на происходящее с условиями среды, способен к самоанализу и рефлексии.

В случае, когда человеку несвойственны эти качества, можно судить о психическом нездоровье. Оно проявляется в дезориентации личности, уходе от ответственности, зависимости от вредных привычек, пассивности, повышенной тревожности, утрате веры в себя, враждебности по отношению к окружающим.

Но к психическому здоровью нельзя подходить только формально, ведь достаточно часто следование тем или иным поведенческим нормам может определяться набором факторов, на основе которых судить о психических расстройствах неуместно. Среди них - социально-культурные особенности, обычаи, традиции и устои разных обществ, особенности профессиональной деятельности.

Психическое и психологическое здоровье

Следует различать психическое и психологическое здоровье. Наиболее обобщенно о психическом здоровье человека можно сказать как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это соответствие субъективных представлений объективной реальности, адекватное восприятие себя, умение мыслить критично и многое другое. Несмотря на частое употребление термина «психологическое здоровье» как синонима к психическому, между ними существуют отличия. Психологическое здоровье в своем определении - более широкое понятие, оно характеризирует личность в целом, учитывает особенности волевой, мотивационной, познавательной, эмоциональной деятельности.

Почему важно уделять внимание своему психическому здоровью?

Многие, наверняка, слышали ставшую крылатой фразу: «Все болезни от нервов». Когда у человека грипп или простуда, он принимает таблетки, микстуры, проходит курс лечения. Однако в состоянии стресса, чувства тревоги он не предпринимает ничего. Бизнес-тренеры и практикующие психологи отмечают, что если сотрудники компании, работающие по напряженному графику в постоянном стрессе, время от времени проходят курсы укрепления стрессоустойчивости и избавления от тревоги, их производительность значительно возрастает. Это позитивно сказывается не только на работе, но и на отношениях всех уровней внутри коллектива, способствует здоровой атмосфере в компании.

Известно, что когда люди получают соответствующую психиатрическую помощь, они не так часто обращаются за медицинской помощью в целом. Например, в США наблюдение за людьми, страдающими тревожными расстройствами, показало, что люди, получившие помощь психиатра стали тратить на 35% меньше денег на лечение от разных болезней, чем те, кто не обращался к специалистам. Существуют и другие данные, согласно которым люди, имеющие нерешенные проблемы с психическим здоровьем, посещают врачей в два раза чаще, чем те, кто получает психиатрическую помощь.

Чрезмерное беспокойство и стресс могут способствовать развитию некоторых болезней сердца, ослабить силы иммунной системы. Психологические проблемы также увеличивают вероятность неправильного поведенческого выбора, что проявляется в пристрастии к курению и наркотикам, злоупотреблению алкоголем. По неофициальным подсчетам, даже в США, стране с развитой психиатрией, примерно каждый 4-ый взрослый страдает от диагностируемых психических расстройств.

Подводя итоги, или почему психическое здоровье важно:

  1. Существует тесная взаимосвязь между психикой и физическим состоянием человека. Чувство тревоги, постоянные стрессы и переживания могут привести к ухудшению здоровья (нарушение сна, ослабление иммунной системы).
  2. Нарколог, психиатр, доктор медицинских наук Д. Сэк отмечает, что люди, которые заботятся о психическом здоровье, как правило, достигают больших успехов в карьере и зарабатывают больше.
  3. Психическое здоровье очень важно в плане коммуникации, в первую очередь, в семье. Оно позволяет поддерживать здоровую атмосферу в среде близких людей, правильно воспитывать детей, давая им необходимую заботу и психологическую модель для подражания.
  4. Психически здоровые люди реже подвержены влиянию негативных социальных факторов, и реже совершают противозаконные действия.
  5. В 2012 г. в «British Medical Journal » были опубликованы результаты исследования, согласно которым средняя продолжительность жизни психически здоровых людей выше, чем у людей с расстройствами. Более того, риск умереть от заболеваний сердечно-сосудистой системы на 94% выше у тех, кто подвержен постоянной депрессии и чувству тревоги и не может с ними справляться.

Таким образом, когда человек свободен от депрессии, тревоги, чрезмерного напряжения и беспокойства, а также вредных привычек, он способен жить полноценно, в полной мере реализовываться и получать удовольствие.

Профилактика и стрессоустойчивость

Темп современной жизни и условия во многих сферах занятости такие, что человек постоянно подвержен стрессам. Если не уметь с ними справляться и нивелировать их негативное влияние, возрастает вероятность возникновения депрессии, чувства тревоги и беспокойства. А они, в свою очередь, чреваты более серьезными психическими расстройствами. Но как определить свое состояние психического здоровья? В отличие от западных стран, у нас походы к психиатрам и психологам не так распространены, а у людей не всегда есть возможность посещать дорогостоящих специалистов. Определить подверженность негативным воздействиям и способность с ними справляться можно по набору некоторых важных симптомов. Если вы постоянно раздражены, тревожно и плохо спите, постоянно испытываете неудовлетворенность или злость, зависите от резких смен настроения, это может свидетельствовать о стрессовом состоянии и его отрицательном воздействии на ваш организм. Первое, что следует сделать в такой ситуации - обратиться за консультацией к врачу-специалисту. Также следует ознакомиться с некоторыми рекомендациями, способствующими сохранению психического здоровья и равновесия.

Большинство из нас знакомы со словом стрессоустойчивость по перечням необходимых качеств из объявлений о приёме на работу. Под этим требованием подразумевается умение в напряженных ситуациях, концентрироваться и переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вреда для себя и своей деятельности. Мы предлагаем посмотреть на это умение немного детальнее с целью определения аспектов, необходимых для развития такого важного качества. Обратимся к популярным методикам, иллюстрирующим данную проблему.

Известный писатель, психолог и педагог Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» предлагает читателям следующие советы:

  1. Ваши заботы должны быть направлены только на сегодняшний день, поскольку мы не можем точно предугадать будущее или изменить прошлое.
  2. «Будьте заняты. Человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в работе, иначе он иссохнет от отчаяния».
  3. «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что «жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки»».
  4. «Изучите факты. Спросите себя: «Каковы шансы по закону больших чисел, что событие, из-за которого я беспокоюсь, когда-либо произойдет?»».
  5. «Считайтесь с неизбежным».
  6. «Пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Не пилите опилки».

Вот несколько современных способов профилактики психического здоровья и уменьшения стресса:

Способ 1

1. Определите природу своего стресса: найдите первопричины. Старайтесь смотреть на проблему глобально. Если вам не хватает денег, то дело, скорее всего, не в маленькой зарплате, а в работе, которую вы не любите. Найдите время побыть наедине с собой и записать в блокнот все, что вызывает у вас беспокойство.

2. Составьте план по уменьшению влияния стресса на вашу жизнь. Это необходимо, чтобы сделать борьбу со стрессом методичной. Включите в свой режим дня обязательный отдых. Выявив источники стресса, старайтесь уделять им меньше времени. Например, если общение с определенными людьми вызывает напряжение, сведите его к минимуму. Не перегружайте свой график работой. Найдите время для занятия хобби, общения с близкими и друзьями. Признайте, что не способны контролировать всё. В жизни вокруг вас всегда будут стрессовые элементы, но их влияние можно минимизировать. Устранив причины стресса, зависящие от вас, можно научиться преодолевать и внешние негативные элементы.

3. Поделитесь своими проблемами с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья или коллеги по работе. Так вам не придется иметь дело с вашим стрессом в одиночку, а взгляд со стороны поможет найти эффективное решение проблемы.

Способ 2

1. Устраняйте стресс, решайте тревожные ситуации сразу. Не таите обиды на друзей и близких - сразу открыто обсуждайте с ними все противоречивые моменты. Точно так же немедленно решайте рабочие конфликты и ссоры. Если стресс вызывают неопределенные события и сценарии, продумайте их детально и примитесь за решение настолько быстро, насколько это возможно.

2. Избегайте общения с людьми, вызывающими у вас стресс. Если вы встречаетесь с человеком, который причиняет вам только боль и обиды, самое время порвать такие отношения. Если стресс вызывают отношения с коллегами по работе, сведите общение с ними к минимуму. В целом, тратьте меньше времени на контакты с негативными людьми и найдите друзей среди позитивных личностей. Они способны сделать вашу жизнь счастливее.

3. Минимизируйте проявление стрессовых ситуаций. Если вы чувствуете себя некомфортно в переполненных клубах, не стоит идти туда с друзьями только «за компанию». Если раздражает дорога на работу, слушайте легкую музыку в пути. Не спешите, отводите себе достаточно времени на подготовку важных событий (свадьбы, отпуска).

4. Учитесь справляться со стрессом. В конфликтных ситуациях всегда думайте прежде, чем говорить. Помните, что другие люди также подвержены влиянию различных негативных факторов, будьте добрее и снисходительнее. Лучше быть счастливым, чем правым, поэтому нужно уметь промолчать в определенный момент и отказаться от критики.

Способ 3

1. Занимайтесь физической активностью. Это поможет быть здоровее и контролировать свою жизнь. Плавание расслабляет мысли, йога учит держать сознание под контролем, командные виды спорта способствуют общению и взаимопониманию, туристические походы сближают, закаляют дух, помогают быть ближе к природе.

2. Размышляйте. Выделите 20 минут в день для медитации. Полностью расслабьтесь в это время, сконцентрируйтесь на вдохе, очистите свой разум от беспокойных, негативных мыслей.

3. Делайте массаж. Это отлично расслабляет после напряженного дня. Разминать шею, плечи можно самому, а можно попросить сделать массаж члена семьи или пойти на сеанс к специалисту.

4. Питайтесь правильно . Приёмы пищи должны быть сбалансированными. Важно получать достаточное количество энергии за завтраком. Стоит избегать чрезмерного потребления кофеина, алкоголя, по возможности лучше вовсе отказаться от вредных привычек.

5. Следуйте графику сна. Ложитесь спать и вставайте в одно и то же время каждый день. Большинству людей спать нужно не меньше 7 часов в день. Не смотрите телевизор перед сном, лучше почитайте хорошую книгу.

Если вы чувствуете, что не в состоянии воспользоваться данными советами и самостоятельно справиться с проблемами в вашей жизни, обязательно обратитесь за профессиональной помощью. Это поможет вам избежать возможных негативных последствий стресса.

Тест на копинг-стратегии

Стресс чаще всего рассматривается многими людьми именно с негативной стороны. Но вы должны понимать, что стресс - это естественная реакция организма, которая помогает ему в короткий период времени мобилизовать все силы (это связано именно с первыми двумя этапами).

Стресс иногда считают полезным. Например, вы наверняка слышали о том, что человек развивается тогда, когда выходит из зоны комфорта. Это и есть своеобразное стрессовое состояние. А экзистенциалисты считают, что человек раскрывается именно в пограничных ситуациях. С этим мы сталкивались в поиске ответа на вопрос о смысле жизни в уроке №6 нашего курса.

Несмотря на все полезные свойства стресса, очень важно уметь не переходить со второй стадии сопротивления на стадию истощения. Для этого существуют разнообразные способы противостояния стрессам, которые в психотерапии называются копинг-стратегиями (от английского «cope» - справиться, выдержать, совладать).

Копинг-стратегия - это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации, это способы, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Чтобы познакомитесь с видами копинг-стратегий, предлагаем вам пройти небольшой тест. Для этого нажмите «Далее».

Этот тест был создан на основе методической разработки ученых Р. Лазаруса (R. Lazarus) и С. Фолкмана (S. Folkman) 1980-го года - опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist - WCC). Тест предназначен для определения способов преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д. В рамках данной концепции преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения), о которых вы узнаете после теста.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Дли описанных утверждений оцените, как часто данные варианты поведения в трудных жизненных ситуациях проявляются у вас.
  • Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

Психическое здоровье детей и подростков

Психика детей и подростков нестабильна и находится на стадии становления, поэтому очень важно постараться уберечь их уязвимое психическое здоровье от негативного воздействия. Переход от позднего детства к подростковому периоду сопровождается эмоциональными взлетами и падениями на фоне гормональных изменений детского организма. Многие подростки не в силах справиться с этим состоянием самостоятельно, поэтому им требуется помощь взрослых.

Школьные психологи ведут образовательную деятельность в данном направлении. Их работа включает в себя профилактику девиантного поведения, сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся через приобретение ими конкретных знаний и навыков. Однако многое также зависит от степени вовлеченности родителей в процесс воспитания, мотивации, формирования психоэмоционального состояния ребенка. Они должны понимать, что подростковая депрессия проявляется не только в плохом настроении, но и иногда может привести к серьезным проблемам: к наркомании и алкоголизму, ненависти к себе и окружающему миру, ранней беременности, насилию и даже самоубийству.

Важно вовремя выявить проблемы психического характера у детей и уберечь их от нежелательных последствий путем участия, совета, а если нужно - и обращения за квалифицированной помощью. О наличии подобных проблем у подростка могут свидетельствовать следующие симптомы: печаль, безнадежность, раздражительность, гнев, враждебность, плаксивость, потеря друзей, интереса к деятельности, изменения в режиме сна и питания, беспокойство, возбуждение, чувство никчемности и вины, отсутствие энтузиазма и мотивации, усталость или недостаток энергии, трудности с концентрацией. 100 % свидетельства о психическом заболевании наличие этих симптомов не дает. Лучший способ предупредить нежелательные последствия - постоянно наблюдать за подростком и фиксировать проявления симптомов, а также сопоставлять его действия с поведением сверстников. Грань между «болезнями возраста» и психическим расстройством неподготовленным родителям часто неочевидна, поэтому, только уделяя детям должное внимание и участвуя в их жизни, можно выявить подверженность депрессии.

Со многими трудностями подросткового возраста можно и нужно научиться справляться, следуя некоторым советам специалистов:

  1. Постоянно интересуйтесь делами своего ребенка. Будьте для него не наставником, а другом, который не заставляет что-то делать, а советует, как лучше поступить.
  2. Поощряйте физическую активность , при этом учитывайте интересы подростка. Полезными будут как посещения занятий спортивной секции, так и прогулки на велосипеде или с собакой в парке.
  3. Содействуйте социальной активности подростка. Понаблюдайте, достаточно ли времени ваш ребенок общается с друзьями и сверстниками «вживую», а не посредством социальных сетей, занимается ли он внеклассной работой, участвует в олимпиадах или соревнованиях. Компьютерные игры и бесцельный сёрфинг в Интернете нужно свести к минимуму.
  4. С раннего возраста детям следует прививать стремление к здоровому образу жизни, показывая негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), лучше всего на собственном примере.

Вопрос психического здоровья детей и подростков зависит от многих факторов: воспитания, окружения, сферы занятий ребенка. Осознанно контролируя эти элементы подростковой жизни, ответственные родители смогут эффективно способствовать нормальному психологическому развитию своих детей.

Позитивное мышление

Любую ситуацию в жизни можно расценивать по-разному: кто-то ко всему относится критически и подмечает недостатки даже в самом приятном событии, а кто-то, напротив, старается окрасить происходящее в жизнерадостные цвета и находит позитив в самом затруднительном положении. Умение легко и с юмором переживать все возникающие проблемы поможет вам сохранить ваше психическое здоровье, оградит от негативных воздействий стрессов и тревог. Вы научитесь искать положительные моменты в любой ситуации, относиться к случившемуся как к жизненному уроку, а не как к ошибке или невезению, извлекать опыт и новые возможности из происходящего, а не унывать и впадать в депрессию при возникновении преград и затруднений.

Прекрасным примером позитивно мыслящего человека может послужить известный философ Сократ, который с юмором относился к любым ситуациям. Известно, что его жена Ксантиппа была ужасно сварливой женщиной и однажды в приступе гнева плеснула Сократу в лицо горячей водой, после чего у него остался шрам. Позже один из учеников философа, зная о проблемах в личной жизни мудреца, задал ему вопрос о том, стоит ли жениться. Ученый, не думая ни минуты, ответил однозначно: «Стоит. Если вам повезет - вы будете счастливы, а если нет - станете философом».

  1. Избегайте негативных влияний. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не нравится и доставляет дискомфорт. Окружайте себя позитивными людьми.
  2. Смотрите на вещи под разными углами. Научитесь извлекать полезный опыт из любой ситуации и видеть светлые моменты во всем.
  3. Чаще улыбайтесь. Помните, что даже улыбка без повода обязательно поднимает настроение.
  4. Выделяйте время , чтобы заниматься тем, что вас радует, доставляет вам удовольствие. Прогулка, шоппинг, чтение, просмотр фильма помогут поддерживать настрой в позитивном ключе.
  5. Найдите то, что мотивирует вас, поднимает настроение. Например, удачная цитата, которую можно распечатать и вложить в бумажник, или любимая песня, слушая которую, вы сможете веселее и легче шагать по жизни.
  6. Ставьте и достигайте их. Начните с малого, постепенно переключаясь на большее. Это сделает вашу жизнь интересной и наполненной смыслом.
  7. Не бойтесь неудач. Как говорил Ф. Д. Рузвельт: «Единственное, чего стоит бояться - это сам страх».
  8. Не сдавайтесь. Настойчивость непременно способствует достижению положительных результатов.

Конечно, невозможно собрать в одном уроке все принципы и приемы сохранения здорового психического состояния человека, поэтому советуем вам обратить внимание на , посвященный психологии, где вы найдете много полезного и интересного.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Всем известно, что здоровые люди не курят, не употребляют много алкоголя, не принимают наркотики и занимаются спортом, но ведь далеко не все люди такие. Здоровье любого человека зависит не только от его физической активности, но и от психического состояния. Негативные мысли вредят психическому состоянию человека, отсюда могут появляться проблемы со здоровьем. Помочь отвлечься от таких мыслей может занятие спортом. Физическая активность помогает расслабиться. Чтение помогает отвлечься от многих проблем. Времяпрепровождение с близкими людьми также хорошо влияет на наше эмоциональное состояние.

Современная жизнь со своими быстрыми темпами и большой востребованностью требует от человека максимум усилий и здоровья. Психологи считают, что различные проблемы со здоровьем у человека возникают не из-за его физических способностей, а из-за его эмоционального состояния. Вообще существует три типа здоровья: физическое, психическое, социальное. К физическому здоровью относится состояние организма. К психическому — состояние головного мозга.

К социальному здоровью относятся моральные принципы человека. Оно также зависит от окружения человека. Социальное здоровье также делится на подтипы. 1) социально- здоровые — творческие люди. 2) обыватели — люди, толерантные ко всему, что не касается личного. 3) социальные невротики — люди, живущие ради собственной карьеры. 4) социальные психопаты — нормы, выходящие за рамки, являются для них совершенно нормальными. 5) социальные идиоты — их единственная цель — копить денежные средства.

Социальная адаптивность человека зависит от реальных связей, месте и его роли в решении каких-либо социальных задач.

Также существуют отдельные правила здорового образа жизни, созданные психологами.
1) Мир такой, каким я его вижу. Все зависит от человека. Если он хочет видеть правду, он видит правду, а если хочет видеть ложь, то он видит ложь.
2) От моего выбора зависит мое решение. Человек сам несет ответственность за свои поступки, какими бы они не были.
3) Я имею право на ошибки. Человек осознает, что все имеют право на ошибки, как и он сам.
4) Я – это я, а Ты- это Ты. Человек позволяет себе быть самим собой.
5) Мое будущее зависит от моего настоящего. Если человек сегодня счастлив, значит и завтра он будет счастлив, а если сегодня у человека плохое настроение, то и завтра оно будет не лучше.
6) Я получаю от жизни только то, что впускаю в нее и не более. Если человек даже и думать не может о том, что он может быть успешен и богат, то он даже не имеет права жаловаться на свою жизнь.
7) Все что я делаю, я делаю искренне и с любовью. Человек будет браться за любое дело, даже за то, которое ему делать не хочется, но он будет делать его так, как нравится ему.

Опираясь на психологов, можно сказать, что человек будет вести здоровый образ жизни, если будет соблюдать семь вышесказанных правил, но при этом также существует пять типов людей с разными моральными принципами, которые могут противоречить правилам психологов. Отсюда можно сделать вывод, что либо 5 типов людей, либо 7 правил являются мифом.