Развитие абстрактно логического мышления. Развитие абстрактно – логического мышления. Зачем это нам

Мышлением в психологии называют познавательный процесс, при котором обобщённо и опосредованно отражается действительность. Опосредованно – значит, познавая одни свойства через другие, неведомое – через известное.

В процессе развития психики человек проходит сложный путь, продвигаясь от конкретного мышления ко все более абстрактному, от предметного ко внутреннему, классифицируя мышление по форме. В психологии различают:

— Наглядно-действенное

— Наглядно-образное

— Образное

— Абстрактно-логическое мышление.

Это своего рода ступени развития человека.

Ребёнок познаёт мир, исследуя предметы на ощупь, на вкус, разбирая, ломая, рассыпая, бросая, наблюдая и т.д., то есть через практические действия. Это – проявления наглядно-действенного мышления, его период примерно от 1 года и до 3 лет.

В дальнейшем подключается наглядно-образное мышление, которое все ещё основано на практическом исследовании реальности, но уже использует образы, которые и создаёт, и хранит. Эти образы могут не опираться на конкретные ощущения (например, сказочные герои). Это – мышление, представленное в виде образов и представлений, основанных на зрительном, тактильном, слуховом восприятии. Пик наглядно-образного мышления приходится на возраст примерно от 4 до 7 лет, но сохраняется он и у взрослых людей.

Следующая ступень – образное мышление. На этом этапе образы рождаются с помощью воображения или извлекаются из памяти. В случае использования образного мышления задействуется правое полушарие мозга. В отличие от наглядно-образного мышления, в образном широко используются словесные конструкции и отвлечённые понятия.

Наконец, при абстрактно-логическом мышлении используются символы, цифры и отвлечённые понятия, которые не воспринимаются органами наших чувств.

Абстрактное мышление

Абстрактное мышление занимается поиском и установлением общих закономерностей, присущих природе и человеческому обществу. Его цель – отражение через понятия и широкие категории неких общих связей и отношений. В этом процессе образы и представления второстепенны, они лишь помогают более точному отражению.

Благодаря развитию абстрактного мышления мы можем воспринимать общую, целостную картину явлений и событий, не зацикливаясь на деталях, абстрагируясь от них. Идя этим путём, можно выйти за границы привычных правил и совершить прорыв, открыв нечто новое.

Развитию абстрактного мышления во многом способствовало создание языковой системы. Слова закреплялись за предметами, абстракциями и явлениями. Смысл, заложенный в словах, становилось возможным воспроизводить независимо от ситуаций, связанных с этими предметами и их свойствами. Речь позволяла включать воображение, представлять в сознании то или иное и закреплять навыки воспроизведения.

Абстрактное мышление отражает реальность в форме понятий, суждений и умозаключений.

Понятие отражает и объединяет предметы, явления и процессы через какие-либо существенные признаки. Оно стало первичной и преобладающей формой мысленного абстрактного отображения событий. Примеры понятий: «волк», «студент 1 курса», «высокий юноша».

Суждения либо отрицают, либо подтверждают явления, предметы, ситуации и т.д., раскрывают наличие или отсутствие между ними каких-либо связей, взаимодействий. Они бывают простыми и сложными. Пример простого: «девочка играет в мяч», сложного – «луна вышла из-за туч, поляна осветилась».

Умозаключения – мыслительный процесс, позволяющий сделать совершенно новые выводы из существующего суждения (или из суждений). Например: «Всё березы осенью сбрасывают листву, я посадил березу, следовательно, она тоже осенью будет сбрасывать листву». Или классическое: «Все люди умирают, я – человек, следовательно, я тоже умру».

Абстрактно-логическое мышление через логические операции с понятиями отражает взаимосвязи, отношения между предметами и явлениями в мире, который нас окружает. Оно благоприятствует поиску необычных решений самых разных задач, адаптации к постоянно меняющимся условиям.

Существуют некоторые особенности, присущие абстрактно-логическому мышлению:

— Знание понятий и критериев, как существующих, так и лишь предположительно существующих в реальном мире и умение ими пользоваться.

— Умение анализировать, обобщать и систематизировать информацию.

— Умение выявлять закономерности окружающего мира даже без непосредственного взаимодействия с ним.

— Умение формировать причинно-следственные связи.

Абстрактно-логическое мышление – основа процесса обучения, и оно применимо в любой осознанной деятельности, как в науке, так и в быту.

Развитие абстрактного мышления происходит в детстве, и очень важно уделять ему должное внимание. В одной из последующих статей мы расскажем о том, как развить абстрактно-логическое мышление у ребёнка-дошкольника.

Гибкий ум и восприимчивость ребёнка в раннем возрасте делают этот период наиболее оптимальным для занятий. Однако, и взрослый человек может развивать свои способности, логические навыки, совершенствовать смекалку и сообразительность. Абстрактно-логическое мышление помогают развивать упражнения на выявление закономерностей, объединение слов на основе общего признака, любые логические задачи.

Доказано, что до глубокой старости мы можем развивать способности своего мозга, улучшая такие его функции как мышление, внимание, память, восприятие. Занятия можно проводить в увлекательной форме, с помощью .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Паланик писал в одной своей книге: "Все родители калечат своих детей".
Да и не только он.

Хочу написать об очень-очень важном, но не знаю с какого конца подойти.
Психологи говорят, что большинство наших проблем из детства и юности. Говорят, что мы подсознательно копируем поведение родителей. Чем меньше оно нам нравится - тем больше копируем.
Например, мой папа во многом по жизни не был прав, а я часто узнаю в себе его и очень этого боюсь. Но оно как-то на подсознании и не контролируется.

Одна моя подруга, Маша, очень не любит свою мать. Её мать деспотичный человек, она всю жизнь ломала Машу. У неё на Машу был свой план: универ, диплом, свадьба с обеспеченным мужчиной, дети, семья. Дочь, конечно, никто ни о чём и не спрашивал.
Маленькую Машу мама одевала в дорогущие брендовые шмотки, а потом ругала, если Маша что-то пачкала.
Не разрешала общаться с "простыми детьми", потому что не тот круг.
Не разрешала есть сладкое. Никогда, потому что девочка должна с трёх лет сидеть на строгой диете, чтобы не вырасти жирной.

Маша поступила на бюджет на экономику, хотя туда не хотела. К тому времени у Маши была булимия.
Пока мамы не было дома, Маша покупала торт, съедала его большой ложкой, а потом блевала в ванной.
Самое страшное воспоминание, она рассказывала: мама пришла с работы раньше, а Маша торт только съела и не успела проблеваться. Ритуал не был закончен. Рвотный позыв подступал, торт ещё был внутри, а мама уже была дома. Ужас, ад и кошмар.

А потом она свалила из дома. Из дома, от мамы, сбежала. Сняла квартиру с друзьями, бросила универ и как-то начала работать.
И чаще всего всё у неё хорошо. Пока в жизни не появляется мама.

К слову, Маша - татуировщик, а её муж - стилист.
И её мама твёрдо уверена, что Маша делает это ей назло. Назло занимается какой-то ху*ней, назло вышла замуж за такого вот - ни машины, ни костюма, голь.
И постоянно её этим тыкает. А она совсем не назло, ни капельки. Она просто кайфует от того, чем занимается. Это прикольнее, чем офис, бухучёт, принтеры и факсы. Это новые люди, искусство, путешествия, общение. Это яркая жизнь. Это сама Маша говорит.
Вот только каждый раз, когда Маше приходится сталкиваться с мамой, Маша впадает в депрессию, она сидит, злится, качается в разные стороны и пытается найти оправдание маминой злости.

Последний раз она встречалась с мамой два месяца назад. Это была как всегда очень сложная встреча, уже совсем взрослая Маша приняла от мамы очередную порцию яда, вытерла с себя прожигающую слюну, встала и ушла.
И тогда Маша поняла, что оправдания маме - нет. Мама просто дура, мама - злой человек, мама - человек гнилой. И с мамой больше не нужно общаться.
Маша ничего не должна маме. Ничего не должна.
И не потому, что Маша обесценивает чувство долга, нет. Все эти годы она поддерживала общение с мамой, потому что ведь мама. Мама же хоть и плохенькая, но всё-таки её родила.

После последней встречи она отовсюду отключила маму. Переехала, поставила в чёрный список, удалила где смогла и оборвала связи. Она говорит, что опять пытается поднять свою самооценку после их последней встречи.
Но есть и другая проблема.
Маша не хочет детей.
Нет, она не чайлдфри, просто она не хочет детей и пока не очень уверена, что захочет. Инстинктом захочет. Но в Маше есть жажда внутренней свободы и постоянная борьба.
Мы сидим на балконе, и Маша говорит мне, что родила бы только для того, чтобы показать, как надо воспитывать. Что она понимает: ребенок - маленький свободный человек. И что он имеет право на мнение и свои ошибки. Что нет смысла его опекать и что есть смысл принимать и любить.
Она хочет ребёнка не для того, чтобы дать новую жизнь.
Она хочет показать на нём как правильно. Как надо.

Маша такая не одна. И не одна такая у меня.
И более того, где-то в глубине души мне кажется, что я и сама такая.
Я не хочу детей, не хочу прямо сейчас и не знаю, захочу ли когда-то, возможно, если полюблю или что-то такое. Но я уже, прямо сейчас хочу себе абстрактного ребёнка, потому что я хочу, как и Маша, его воспитать. Не родить, но воспитать. Воспитать правильно, потому что от того, как вокруг люди воспитывают своих детей, просто волосы дыбом.

Ещё одна моя знакомая, Лера, никогда не хотела детей, а потом взяла и родила, потому что... потому что вот да, воспитать.
Она делает это неплохо, насколько может, потому что мужа нет, она одна, денег не хватает и... А сейчас она сидит на антидепрессантах. Ребёнок это тяжело и сложно, а материнский инстинкт так и не проснулся. Абстрактный ребёнок стал реальным, а она оказалась не готова.

В общем, я к чему это всё. Да фиг знает, поблотать.
Абстрактный ребенок - это как выраженное нежелание сделать больно своему будущему сыну или дочери. Не делать так больно, как делали тебе.
Это попытка показать родителям, в чём они были неправы. И в этом глупость есть какая-то такая, понимаете... Абстрактный ребёнок - его нет, а когда он будет - он же живой и ты по сути не должен на нём ничего никому показывать.
Вроде бы, просто люби, а нет - уже есть мыслишки, что я-то вот так смогу, в этом я буду лучше родителей...

И получается... получается, что в этом ты их просто повторяешь. Потому что они тоже, наверняка, хотели "лучше" и кому-то что-то доказать.
Абстрактные дети... как-то это ужасно страшно.
________

© Екатерина Безымянная

Что такое абстрактное мышление и зачем оно нужно?

В научном понятии абстракция – это мысленное отделение каких-нибудь свойств и признаков предмета от самого предмета, так написано в толковомсловаре русского языка» (под ред. Д.Н. Ушакова). Помните фильм «Чапаев»: где должен находиться командир во время атаки? Картофелины, разложенные по столу, символизируют расположение войск. Они совершенно не похожи на командира, идущего в атаку, или армию, но тем не менее они благополучно справляются со своей задачей – символизируют свойства и признаки определенных предметов.

Предмет и символы, его обозначающие или определяющие, суть разные вещи, и тем не менее, когда вы слышите слово «корова», то представляете крупное, рогатое, парнокопытное, «молокосодержащее» животное, а не серое, полосатое, когтистое, мяукающее.

Абстрактное мышление неотделимо от математиков и физиков, поэтов и писателей, музыкантов и композиторов. Любое творчество требует абстрактного мышления, то есть – манипуляции с символами. И если вы хотите развивать у ребенка творческие способности, то начинать нужно с развития абстрактного мышления.

Некоторые склонны считать, что абстрактное мышление подобно музыкальному слуху: оно или есть, или нет. Врожденный дар. И развитие его практически невозможно, как невозможно стать композитором тому, кто лишен музыкального слуха.

В крайнем случае, упорные упражнения для развития абстрактного мышления могут дать какой-то временный результат, но стоит их прекратить, как все тут же возвращается на круги своя.

Но вот ведь какая штука: оказывается, все дети рождаются с прекрасным музыкальным слухом. И если у пятилетнего ребенка обнаружено его отсутствие, то это не медведь ему при рождении на ухо наступил, а все пять лет его жизни музыкальное развитие происходило в обратном направлении: от отличного музыкального слуха к «медвежьему». А если сконцентрироваться практически сразу после рождения ребенка на развитии его музыкальных способностей, то к пяти годам это будет потенциальный Шаляпин или Карузо.

Так что абстрактное мышление можно развивать, зародыши его имеются у каждого ребенка, причем – абсолютно жизнеспособные. Но они – как растения. Без должного ухода просто зачахнут. А ведь каждому известно, что если растение полностью высохло, то никакой полив и уход уже не дадут результата.

Простейшая игра, развивающая абстрактное мышление, – придумать, на что похоже облако. Облака, на счастье, абсолютно доступны и бесплатны. И предлагают множество различных картин, не требуя никаких усилий (ну, разве что поднять голову). Облако может быть похоже на дракона, рыцаря, замок, клубы дыма, кусок сахарной ваты, цветок… Форм бесконечное множество. Разглядывая облака с точки зрения символов и манипуляции ими, а не с точки зрения метеорологии (кажется, дождь собирается!), ребенок развивает абстрактное мышление.

Кстати, диалог Винни-Пуха и Пятачка из советского мультфильма – это тоже яркий пример абстрактного мышления. Пчелам была предложена великолепная логическая цепочка из символов: «тучка» в лице Винни-Пуха, зонтик у Пятачка, да еще и соответствующие высказывания («Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь…», «Кажется, дождь собирается!»). Вот только беда – пчелы отказались мыслить символами, а предпочли им конкретику. Но это уже другая история.

Есть игра, которая практически никогда не надоедает детям, а абстрактное мышление при этом развивает великолепно: театр теней. Что такое тень, как не самая настоящая абстракция? Она не предмет, а лишь его символ. Но с этим символом можно играть, в отличие от облаков – за ними можно только наблюдать.

Все, что требуется для такой игры: лампа, простыня и набор картонных фигурок. Изготовить фигурки можно самостоятельно, это не слишком сложно.

Разыгрываются различные пьесы теней. Любая детская сказка – это готовый сценарий, требующий только «актеров». При этом «актеры» могут быть многоплановы. Медведь из сказки про Машу и трех медведей великолепно справится с ролью в сказке о Теремке. Сам теремок прекрасно изобразит избушку в любой другой сказке. Волк – это и Красная Шапочка, и Семеро Козлят, и собака в «Репке».

Еще одно интересное упражнение – тени на стене. Символ и то, что он символизирует. Отбрасываемая руками тень принимает очертания совершенно других предметов. Ребенок видит уже не руки, а летящую птицу, лающую собаку, зайца и так далее.

Такой теневой «театр» можно продолжить и на улице. Какая тень получится, если поднять руки над головой? Как сделать тень-зайца? Тень-дерево? Китайскую пагоду?

Предлагайте ребенку абстракции, предлагайте ему самому создавать абстракции. Играйте с облаками и тенями. Может быть, у вас растет будущий Пушкин. Или Лобачевский. Помогите ему вырасти.

Абстрактное мышление – это мышление при помощи умозрительных суждений. То есть при помощи разнообразных обобщенных терминов как «сознание», «жизнь», «смысл». Такой вид мыслительной деятельности позволяет видеть картину полной.

Абстрактное мышление: что это такое

Им называют один из видов, благодаря которому есть возможность обобщать ситуацию от незаметных деталей и приглядеться к ней в целом. Такой вид мыслей разрешает совершить шаг вперед, пересекая границы и стандарты.

Развитие абстрактного мышления у людей должно еще с детства занимать важную ступень. Это связано с тем, что такой подход позволяет намного быстрее и проще отыскивать неожиданные заключения и находить выход из любой сложившейся ситуации. Этот тип мыслей выступает вариацией человеческого познания.

Такой вид очень важен в жизни любого индивида, поэтому имеет ряд таких признаков:

  1. Способность воспроизводить внешний мир без влияния на органы чувств . То есть, индивид не требует взаимодействия с объектом для получения новой информации. Исход индивид получает, упираясь на умения.
  2. Суммируются явления для определения правомерности . Каждый индивид желает сделать процесс раздумий более простым.
  3. Есть неоспоримая связь между мыслями и языковыми выражениями . Процесс хода мыслей делится на мышление без языка и внутренний диалог, который протекает наедине с собой.

Формы абстрактного мышления

Можно разделить на три формы. Без их понимания очень трудно понять, что представляет собой данный тип. Формы следующие:

  1. Понятие . Это особая форма мыслей, при которой предмет либо несколько предметов воспроизводятся в качестве одного признака. Этот признак должен быть существенным. Главные понятия могут выражаться и словосочетанием.
  2. Суждение . В момент суждения происходит утверждение либо отрицание какой-либо фразы. Она описывает окружающие предметы. Устанавливается контакт и некоторая закономерность. Но суждение может быть как простым, так и сложным.
  3. Умозаключение . Одно или несколько связанных между собой суждений связывается в одно целое. Из этого уже делается умозаключение. Это выступает основой логически-абстрактного мышления. Абстрактное мышление включает в себя свободные мысли, которые оперируются суждениями, умозаключениями и понятиями.

Мысли не могут быть у каждого индивида одинаковыми. Одни склонны к живописи, другие к музыке, остальные предпочитают поэзию, но некоторые могут абстрактно мыслить. Но такое мышление необходимо формировать и делать это важно с самого раннего детства. Нужно давать возможность ребенку фантазировать, думать и размышлять.

У взрослых оно уже развито и воспринимать новую информацию им крайне сложно. Мысли способны с течением времени терять свою гибкость. Ниже указаны упражнения, которые помогут бороться с таким процессом. Они способны развить внутри себя креативность и широту мыслей:

  1. У себя в голове нужно представить такие эмоции, как страх, радость, восторг либо сомнение . Как будет выглядеть удовольствие? Или, например, каким будет интерес, если не привязывать его к отдельным объектам.
  2. Вообразить какой-либо образ идеи . Как человек может представить гармонию? Будет ли при этом возникать ассоциация либо символ? Рекомендуется потренироваться с такими образами, как бесконечность, испытание, порядок, религиозность.
  3. Перевернуть книгу и читать ее сверху вниз . В этом случае читать нужно в иной последовательности. Нужно установить логическую связь воспроизводимого сюжета.
  4. Закрыть глаза и мысленно представить всех людей, с кем было общение сегодня . Обратить внимание на одежду и выражение лиц, мимику, жесты. Нельзя упустить ни одной детали. Что получает человек при общении.
  5. Заняться рисованием.

Также есть упражнения и для детей:

  1. Придумывать со своим малышом новые необычные наименования. В сети найти интересную картинку и попытаться выбрать к ней не менее 3 наименований.
  2. Попробовать делать инсценировки. Костюмы сделать из подручных средств.
  3. Решать различные головоломки и ребусы.
  4. Взять чистый листок и пролить на него чернила. Вместе с малышом сделать из пятна какую-нибудь рожицу.

Оно помогает решать очень многие задачи. Необходимо эффективно и креативно мыслить. Это поможет оперативно принимать решения и делать выводы. Поэтому очень важно самосовершенствоваться и уделять внимание своим абстрактном мыслям. Но упражнения проводить необходимо регулярно. Только приложив усилия и время можно получить хороший результат.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Методы оценки мышления у подростков.

При оценке мышления у подростков следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточны развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку. Первое обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подрастающему возрасту, а именно - умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции. Второе обстоятельство требует обратить особое внимание на те виды мышления, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей. К ним, в частности, могут относиться математические, лингвинические и технические способности, которые легко могут быть оценены у подростков при помощи известных тестов.

2.2.Организация и методы исследования.

В соответствии с поставленными в исследовании задачами нами было разработана программа исследования, состоящая из этапов:

1. Изучаем уровень логической связи построенных на абстрактных связях.

2. Анализ полученных результатов.

Нами было опрошено ровно 35 подростков. Опрашивались подростки и ученики старших классов ТСШ №1.

Для решения заявленной проблемы в психологии используется психологический тест «сложные аналогии» Э.Р. Ахмеджанова.

Цель: диагностика абстрактного мышления в подростковом возрасте.

Возрастной аспект: применяется для исследования подростков.

Содержание методики: обследуемым подросткам предлагается на бланке 20 пар слов, отношение между которыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в «образце» расположены 6 пар слов, каждый из которых присущи определенные отношения. Например, «Овца-стадо» - часть и целое, «Малина- ягода» - определение, «Море- океан» - различается в количественном отношении и т. д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых подростки должны сопоставить с одним из образцов. Например, «Голова-роман» аналогично «Овца-стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава-роман» - 1).

Время выполнения работы 3 мин. Оценка производиться по количеству правильных ответов.

Правильные ответы к методике см. в приложении 2.

1. Овца- стадо.

2. Малина-ягода.

3. Море-океан.

4. Свет-темнота.

5. Отравление-смерть.

6. Враг-неприятель.

Материалы:

1. Испуг-бегство. 6. Пара-два.

2.Физика-наука. 7. Слово-фраза.

3. Правильно-верно. 8. Бодрость-вялость.

4. Грядка-огород. 9. Свобода-независимость.

5. Похвала-брань. 10. Месть-поджог.

11. Десять-число. 16. Прохлада-мороз.

12. Праздность-безделье. 17. Обман-недоверие.

13. Глава-роман. 18. Пение-искусство.

14. Покой-движение. 19. Капля-дождь.

15. Бережливость-скупость. 20. Радость-печаль.

2.3. Анализ и обработка полученных результатов.

Обработка результатов заключается в подсчете правильных ответов.

Результаты исследования в ТСШ № 1 оказались следующими:

11 подростков из 35 опрошенных набрали 5 баллов. Считается, что подростки имеют очень высокий уровень логически-понятийного мышления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях (0 ошибок).

4 балла набрали 9 подростков. Хороший уровень, умеют логически четко выражать свои мысли в понятиях (1 ошибка).

У 7 подростков сумма баллов была 3+. Хорошая норма большинства подростков, иногда бывает неточность в использовании понятий (2 ошибки).

5 подростков набрали 3 балла. Средняя норма, допускаются ошибки, неточность в использовании понятий (3-4 ошибок).

3- балла набрали 3 подростка. Низкая норма, часто «путанно», нечто выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения (5-6 ошибок).

Ниже 3- балла ни у одного подростка не было, то есть это означает, что ниже среднего уровня понятийного мышления нет (7 и более ошибок).

Таким образом, из исследования видно – все подростки справились с заданием. У большинства подростков понятийное мышление на высоком, хорошем и среднем уровне, улавливают логику понятий в своих и чужих рассуждениях. И только у троих подростков низкая норма, они выражают свои мысли путанно и неточно понимают чужие рассуждения. А ниже низкой нормы ни у одного подростка не было.