Сценарии мероприятий по жизни и творчеству маршака. Сценарий литературного праздника «Наш Маршак» для детей подготовительной группы. Описание игрового путешествия

Сценарий досуга посвященный творчеству С . Я . Маршака .

Цель : В игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;

Пробудить интерес к его творчеству.

Задачи:

1. Закреплять умение воспринимать содержание произведений; прививать интерес к чтению книг;

2. Развивать воображение мышление, культуру общения, выразительное чтение, актерски способности.

Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Сегодняшний вечер мне хотелось бы начать со слов:


Я думал, чувствовал, я жил

И всё, что мог, постиг.

И этим право заслужил

На свой бессмертный миг…

Прозвучал отрывок одного из его последних стихотворений Самуила Яковлевича Маршака. Да, его имя действительно стало бессмертным. Каждому человеку это имя знакомо и близко с детства, его стихи поучительны и содержательны, они расширяют кругозор, воспитывают любовь к родной земле, природе, стремление к миру, уважение к народам земли, справедливости.

И сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве этого замечательного человека, читать и инсценировать его стихи.

Маршак родился 3 ноября(22 октября) 1887 года в городе Острогожске под Воронежем. Семья была большая и дружная. Будущий поэт рано полюбил стихи и уже с четырёх лет пытался сам сочинять их. А в 11 лет, когда он начал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация...

Стихотворения Маршака написаны просто, понятно и увлекательно. Нельзя не заметить, что многие из них схожи с детским дразнилками, считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших образцов детского фольклора.

Вот одни из его самых известных стихотворений прочтут нам дети («Мяч», «Феечки», «Где обедал воробей?», «Ванька-Встанька», «Кузнец», «Дремота и Зевота»).

«Маленькие феи»

Три очень милых феечки

Сидели на скамеечке

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечек

Из трёх садовых леечек.

«Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь,

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

И уже не возвратился,

Закатился в огород,

Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул, вот и все.

«Где обедал, воробей?»

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у нoсорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил

Чуть меня не проглотил.

« Кузнец»

Эй кузнец,

Молодец!

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять!

Отчего не подковать!

Вот гвоздь,

Вот подкова.

Раз, два-

И готово!

«Дремота и зевота»

Бродили по дороге Дремота и Зевота.

Дремота забегала в калитки и ворота,

Заглядывала в окна

И щелочки дверей

И детям говорила:

Ложитесь поскорей!

Зевота говорила: кто спать скорее ляжет,

Тому она,

Зевота, спокойной ночи скажет,

А если кто не ляжет

Сейчас же на кровать,

Тому она прикажет

Зевать,

Зевать,

Зевать.

Во время войны Маршак организовал в Краснодаре «Детский городок», где были классы, мастерские, кружки и даже детский театр, для которого он сам писал пьесы-сказки. Особой популярностью пользуются драматические пьесы- сказки «12 месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи».

Наши ребята подготовили инсценировку « Сказки о глупом мышонке»

Вед: Пела ночью мышка в норке:

Мышка: Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Вед: Отвечает ей мышонок:

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Вед: Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

Мышка: Приходи к нам, тетка утка,

Нашу детку покачать.

Вед: Стала петь мышонку утка:

Утка: Кря-кря-кря, усни, малютка!

После дождичка в саду

Червяка тебе найду.

Отвечает ей спросонок.

Слишком громко ты поешь!

Вед: Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать.

Мышка: Приходи к нам тетя-жаба,

Нашу детку покачать.

Вед: Стала жаба важно квакать

Жаба: Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

Вед: Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок

Очень скучно ты поешь!

Вед: Побежала мышкка-мать

Тетю лошадь в няньки звать.

Мышка: Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

Лошадь: И-го-го, спи мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок.

Вед: Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок.

Очень страшно ты поешь!

Вед: Побежала мышка-мать

Тетю свинку в няньки звать.

Мышка: Приходи к нам, тетя-свинка,

Нашу детку покачать.

Вед: Стала свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать

Свинка: Баю-баюшки, хрю-хрю.

Успокойся, говорю.

Вед: Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок

Очень грубо ты поешь.

Вед: Стала думать мышка-мать

Мышка: Надо курицу позвать

Приходи к нам, тетя клуша,

Нашу детку покачать.

Вед: Закудахтала наседка

Курица: Куд-куда, не бойся, детка!

Забирайся под крыло

Там и тихо и тепло.

Вед: Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок

Этак вовсе не уснешь!

Вед: Побежала мышка-мать

Стала щуку в няньки звать.

Мышка: Приходи к нам тетя щука

Нашу детку покачать.

Вед: Стала петь мышонку щука

Не услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поет…

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок.

Слишком тихо ты поешь!

Вед: Побежала мышка-мать

Стала кошку в няньки звать.

Мышка: Приходи к нам, тетя кошка

Нашу детку покачать.

Вед: Стала петь мышонку кошка

Кошка: Мяу-мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Вед: Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок.

Очень сладко ты поешь!

Вед: Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать….

«Багаж»

Вед:

Дама сдавала в багаж

Дама:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Вед:

Вещи везут на перон.

Кидают в открытый вагон.

Носильщик:

Готово. Уложен багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

Вед:

Но только раздался звонок,

Удрал из вагона щенок.

Приехали в город Житомир.

Носильщик пятнадцатый номер

Везет на тележке багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Корзину,

Картину,

Картонку,

А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,

А барыня как закричит:

Дама:

Разбойники! Воры! Нахалы!

Собака не той породы!

Вед:

Швырнула она чемодан,

Ногой отпихнула диван,

Картину,

Корзину,

Картонку…

Дама:

Отдайте мою собачонку!

Носильщик:

Позвольте, мамаша! На станции,

Согласно багажной квитанции,

От вас получили багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

Однако за время пути

Собака могла подрасти!

На стихи Маршака написаны песни, сняты мультфильмы. Его пьесы идут в детских театрах. Самуил Яковлевич Маршак прожил большую и славную жизнь. Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня. В последние часы жизни писал и исправлял, заботясь о том, чтобы с честью отвечать за каждое своё слово. Его книги отмечены государственными премиями. В конце жизни он получил премию за стихи для детей и книгу лирики.

«Усатый-полосатый».

Вед:

Жила-была девочка. Как её звали?

Кто звал, тот и знал.

А вы не знаете.

Сколько ей было лет?

Девочка:

Сколько зим, столько лет,-сорока ещё нет.

А всего четыре года.

Вед:

И был у неё…Кто у неё был?

Серый, усатый, весь полосатый?

Дети:

Котёнок.

Вед:

Стала девочка котенка спать укладывать.

Девочка:

Вот тебе под спинку мягкую перинку.

Сверху на перинку чистую простынку.

Вот тебе под ушки белую подушку.

Одеяльце на пуху и платочек наверху.

Вед:

Уложила котенка, а сама пошла ужинать.

Приходит назад, Что такое?

Девочка:

Хвостик на подушке, на простынке ушки.

Разве так спят?

Под спинку-перинку

На перинку-простынку

Под ушки-подушки.

Вед:

А сама пошла ужинать. Приходит опять, что такое?

Девочка:

Ни перинки, ни простынки, ни подушки не видать,

А усатый, полосатый перебрался под кровать.

Разве так спят? Вот какой глупый котенок!

Вед:

Стала девочка учить котенка говорить.

Девочка:

Котик, скажи: мя-чик.

Котик:

Мяу!

Девочка:

Скажи: Ло-шадь.

Котик:

Мяу!

Девочка:

Скажи: э-лек-три-че-ство.

Котик:

Мяу-мяу!

Девочка:

Все мяу и мяу! Вот какой глупый котенок!

Вед:

А потом, а потом станет умным он котом.

А девочка тоже вырастет и пойдет в школу!

Наш праздник подходит к концу.

И в заключение послушайте стихотворение Генриха Гейне в переводе Самуила Маршака:

Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути – главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умный будет.

Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья, даётся нам недёшево!


Разделы: Внеклассная работа

Ведущий: Здравствуйте дети! Здравствуйте гости! Мы начинаем наш праздник. И по традиции открываем его гимном школы (исполняется гимн школы)

После исполнения гимна в зал вбегает опоздавший мальчик (одет неаккуратно, растрепан).

Мальчик: Извините, я опоздал.
Ведущий: Почему ты так одет?
Мальчик: Я очень торопился.

Ведущий: Какой же ты рассеянный. Ребята, а где вы еще встречали такого рассеянного человека? (ответы детей). Правильно, в произведении С.Я.Маршака. И сегодня наш праздник посвящается этому замечательному писателю. Слово предоставляется библиотекарю школы. (небольшое выступление о биографии, о творчестве Маршака, обзор книг на выставке).

Ведущий: И мы отправляемся в путешествие по страницам произведений Маршака. (исполняется песня на слова Маршака "Плывет, плывет кораблик...")

Ведущий: И вот наша первая остановка. Посмотрите, какая большая красивая книга. Сколько в ней страниц! А написал ее С.Я.Маршак. Сейчас мы ее полистаем. А помогут нам ребята из 2"В" класса. (дети читают стихи Маршака "Разноцветная книга"и одновременно демонстрируют свою страничку, оформленную на формате А2).

Ведущий: Все дети любят веселиться, шутить, смеяться. И не только в нашей стране. Английские ребята сочинили про себя веселую песенку. А С.Я.Маршак перевел ее для нас. Предлагаю вам послушать, что из этого получилось (исполняется веселая песня на слова Маршака "Из чего только сделаны мальчики").

Ведущий: А еще все дети любят играть. Да и взрослые тоже. Маршак был большим фантазером и умел придумывать увлекательные игры. Даже многие его стихи похожи на игру. Например, стихотворение "Веселые Чижи", которое Маршак написал вместе с поэтом Даниилом Хармсом. И сейчас мы попробуем с вами поиграть. А проведут эту игру ученики 6"В" класса (проводится игра с залом "Чижи")

После игры между ведущими происходит диалог:
- Какое интересное стихотворение "Жили в квартире 44, 44 веселых чижа..."
- А еще у Маршака есть сказка про 12 месяцев.
- А я читала стихотворение про одного ученика и 6 единиц.
- А я читала у Маршака удивительную историю про ноль.
- А что можно интересного рассказать про ноль. Про ноль и говорить нечего, он ведь ничего не значит.

Ведущий: А вот и нет. Послушайте и посмотрите. Ребята 2"А" класса покажут вам сценку (инсценировка сказки Маршака про ноль).

В зал входит почтальон: Здесь проходит праздник по творчеству Маршака? (Да). Значит я правильно пришел. Я принес для вас телеграммы. Только они не подписаны. И я не могу понять, кто их отправил. Вы мне поможете? (Да)

Проходит викторина (почтальон зачитывает телеграммы, дети отгадывают герой какого произведения Маршака отправил данную телеграмму).
Почтальон: И осталась последняя телеграмма. Какая-то она необычная. Смотрите, она пришла из-за границы от чешских ребят. Помните, мы говорили, что Самуил Яковлевич переводил с разных языков, и с чешского тоже. (читается стихотворение "Хоровод" на телеграмме, после чего мальчики приглашают девочек на хороводный танец)

Ведущий: А сейчас ребята 5 класса приготовили для нас сюрприз - песню про далекую и загадочную Амазонку. Сочинил эту песню английский поэт и писатель Киплинг. А перевел ее для нас С.Я.Маршак (исполняется песня "На далекой Амазонке")

Ведущий: А сейчас с берегов таинственной Амазонки мы отправимся в страну знаков препинания. И помогут нам в этом ученики 2"Б" класса (инсценирование стихов Маршака про знаки препинания).

Ведущий: Думаю, ребята, что вы никогда не будете обижать знаки препинания и всегда будете их ставить на свои места. А чтобы грамотно писать, правильно считать, много знать, надо много читать. Сегодня наш праздник был посвящен творчеству замечательного писателя - С.Я.Маршака. Вы прочтете еще много его книг и узнаете еще больше интересного и увлекательного.
Исполняется финальная песня

Ведущий: А закончить я хочу наш праздник "Пожеланием друзьям", которое написал С.Я.Маршак в 1958 году:

Желаю Вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути - главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у Вас, а сердце умным будет.
Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья, дается нам недешево!

Участвуют по 5 человек из класса (параллель 3-х или 4-их классов).

Цели:

  • 1.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
  • 2.Прививать интерес к чтению.
  • 3.Развивать память, внимание, мышление уч-ся.

Украшение зала:

Портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям, воздушные шары, цитаты:

  • 1.С книгой жить - век не тужить.
  • 2.Испокон века книга растит человека.
  • 3.Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
  • 4.Хорошая книга - лучший друг.
  • 5.Кто много читает, тот много и знает.
  • 6.Ум без книги - что птица без крыльев.
  • 7.Книга - книгой, а своим умом двигай.
  • 8.Больше узнаешь - сильнее станешь.
  • 9.Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
  • 10.Легко забыть то, чего не знаешь.

Домашнее задание (было дано заранее):

  • "Почта"
  • "Кошкин дом"
  • "Теремок"
  • "Двенадцать месяцев"
  • "Сказка о глупом мышонке"
  • "Сказка об умном мышонке"
  • "Пожар"
  • "Багаж"
  • "Вот какой рассеянный"
  • "Усатый - полосатый"

2.Выучить наизусть отрывок из стихотворения (20-30 строк по выбору (1 уч-ся).

Ход праздника:

Ведущий: Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.

Мы предлагаем вашему вниманию праздник-викторину, посвящённый С.Я.Маршаку и его творчеству. Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

Биографическая справка.

Учащийся 1 (мальчик держит портрет). Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, я уже переводил древнеримского поэта Горация.

Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.

Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.

Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.

В 1920 году в городе Краснодаре я создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.

Меня считают одним из основоположников детской литературы.

Учащийся 2.

Самуил Маршак

Исчезнет мир в тот самый миг. Исчезнет мир в тот самый час, Когда исчезну я, Как он угас для ваших глаз, Ушедшие друзья. Не станет солнца и луны, Поблекнут все цветы. Не будет даже тишины, Не станет темноты… Нет, будет мир существовать, И пусть меня в нём нет, Но я успел весь мир обнять, Все миллионы лет. Я думал, чувствовал и жил И всё, что мог, постиг. И этим право заслужил На свой бессмертный миг.

Ведущий: Маршак для многих детей и взрослых действительно бессмертен благодаря своему творчеству. А сейчас начинается викторина по произведениям С.Я. Маршака.

Представление команд (названия, капитан).

Ведущий:

1. Разминка. Слово - отгадку написать на листике и по сигналу поднять. Правильная отгадка - 1 балл. Максимально можно заработать 7 баллов (7 отгадок).

1)Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь). 2)Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И сегодня на носу? (Очки). 3)Всегда шагаем мы вдвоём, Похожие, как братья. Мы за обедом - под столом, А ночью - под кроватью. (Сапоги, ботинки, туфли, тапки). 4)Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч). 5)Мы ходим ночью, Ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно Каждый час, А вы, друзья, Не бейте нас! (Часы). 6)В Полотняной стране По реке Простыне Плывёт пароход То назад, то вперёд. А за ним такая гладь - Ни морщинки не видать! (Утюг). 7)Под Новый год пришёл он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днём терял он вес И наконец, совсем исчез. (Календарь).

2. Конкурс капитанов. Капитаны становятся в линейку. Если ответ "да", то поднять карточку зелёного цвета, если "нет" - красного (поднять по сигналу одновременно) . Правильный ответ - 1 балл, возможно заработать 5 баллов.

1) Коту - герою стихотворения "Кот и лодыри", которое вы читали в нашем учебнике по чтению, скоро исполнится один год. Это верно или неверно?

Ответ: верно.

"Замяукал жалобно Серый кот: - Мне, коту усатому, Скоро год". 2) Говорит мышонок Мурке: - Ну, тогда сыграем в жмурки! Завяжи глаза платком И лови меня потом.

Ведущий: Я утверждаю, что это строки из "Сказки о глупом мышонке".

Ответ: неверно, это "Сказка об умном мышонке".

3) Главного героя - пожарного из стихотворения "Пожар" зовут Кузьма.

Ответ: да.

4) Кузьма подарил Лене на память кошку, которую тоже спас.

Ответ: верно.

"Плачет девочка навзрыд, А Кузьма ей говорит: - Не зальёшь огня слезами, Мы водой потушим пламя. Будешь жить да поживать. Только чур - не поджигать! Вот тебе на память кошка. Посуши её немножко! 5) Борода твоя долга, Да не выросли рога. У меня длиннее вдвое - Живо справлюсь я с тобою.

Ведущий: эти слова принадлежат козлу, "Кошкин дом".

Ответ: неверно, это коза.

3. Задание "Фейс - контроль". Даётся карточка каждой команде. Написать имя героя, угадав его по словесному портрету, и определить, из какого он произведения. (3 мин). Возможно получить 7 баллов за 7 ответов.

1) Принесла овсяной кашки, Отвернулся он от чашки. Принесла ему редиску, Отвернулся он от миски.

Герой: котёнок.

Произведение: "Усатый - полосатый".

2) Век он в дворниках служил, Дом хозяйский сторожил.

Герой: кот Василий.

Произведение: "Кошкин дом".

3) Кто охранял теремок?

Герой: ёжик.

4)

Герой: Месяц Апрель.

5) Как зовут падчерицу?

Имя: нет имён в сказке.

Карточка для 3 задания.

Класс: 4 " ___"

3. Задание. Написать имя героя, угадав его по словесному портрету, и определить, из какого он произведения.

1) Принесла овсяной кашки,

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиску,

Отвернулся он от миски.

Герой: _________.

Произведение: "_____________________".

2) Век он в дворниках служил,

Дом хозяйский сторожил.

Герой: ______________________.

Произведение: "_________________________".

3)Кто охранял теремок?

Герой: _________________.

4) В сказке "Двенадцать месяцев" кто подарил колечко падчерице?

Герой: ____________________.

5) Как зовут падчерицу?

Имя: ________________________.

4. Задание "Доскажи словечко" . Дописать слова - восстановить строки знаменитых стихотворений. (3 мин) Возможно заработать 6 баллов (6 слов).

1) Кто стучится в дверь ко мне, С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он, Ленинградский почтальон. Маршак С.Я. "Почта". 2) Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки - Оказалось, это брюки. Маршак С.Я. "Вот какой рассеянный".

Карточка для 4 задания.

Класс: 4 " ___"

4. Задание: Дописать слова - восстановить строки знаменитых стихотворений.

1) Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на ____________ ,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной ________________ ,

Ленинградский _____________________ .

2) Жил человек _____________________

На улице Бассейной.

Сел он утром на ________________ ,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это ___________ .

5. Задание "Кто больше". Перечислить определённые предметы, встречающиеся в произведениях. (6 мин) Можно получить максимально 34 балла.

  • 1)лягушка
  • 2)мышка
  • 3)петух
  • 5)волк
  • 6)лиса
  • 7)медведь
  • 1)мышка
  • 2)утка
  • 3)жаба
  • 4)лошадь
  • 5)свинка
  • 6)курица
  • 7)щука
  • 8)кошка
  • 1)свинья
  • 2)петух
  • 3)курица
  • 4)козёл
  • 5)коза

4.Что сдавала дама в багаж:

  • 1)диван
  • 2)чемодан
  • 3)саквояж
  • 4)картина
  • 5)корзина
  • 6)картонка
  • 7)маленькая собачонка
  • 1)корзина золота (в которой принесли подснежники)
  • 2)бархатная шуба на седой лисе
  • 3)участие в королевском новогоднем катании
  • 1)поэт
  • 2)писатель
  • 3)переводчик
  • 4)драматург

Ведущий: Маршак сделал надпись на книге переводов.

"В одно и то же время океан Штурмует скалы севера и юга. Живые волны - люди разных стран - О целом мире знают друг от друга".

Карточка для 5 задания.

Класс: 4 " ___"

5. Задание: перечислить предметы, встречающиеся в произведениях.

1.Назвать животных - героев сказки Маршака "Теремок":

  • 1)__________________
  • 2)__________________
  • 3)__________________
  • 4)_________________
  • 5)__________________
  • 6)__________________
  • 7)__________________

2.Перечислить, кто пел песню мышонку в сказке "О глупом мышонке":

  • 1)__________________
  • 2)__________________
  • 3)__________________
  • 4)__________________
  • 5)__________________
  • 6)__________________
  • 7)__________________
  • 8)__________________

3.Кто пришёл в гости к кошке в сказке "Кошкин дом":

  • 1)__________________
  • 2)__________________
  • 3)__________________
  • 4)__________________
  • 5)__________________

4.Что сдавала дама в багаж:

  • 1)__________________
  • 2)__________________
  • 3)__________________
  • 4)__________________
  • 5)__________________
  • 6)__________________
  • 7)__________________

5.Что пообещала королева за корзину подснежников в пьесе "Двенадцать месяцев":

  • 1)______________________
  • 2)______________________
  • 3)______________________

6.Кто такой Маршак (его профессии в литературе):

  • 1)____________________
  • 2)____________________
  • 3)____________________
  • 4)____________________

Ведущий (во время выполнения командами 5-го задания).

Игра со зрителями

Вам надо ответить, какой месяц говорит эти слова в пьесе "Двенадцать месяцев".

1) Снег теперь уже не тот - Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей, Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Всё чернее с каждым днём Стёжки и дорожки, И на вербах серебром Светятся серёжки. (Март). 2) Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи! Вылезайте, муравьи, После зимней стужи! Пробирается медведь Сквозь лесной валежник, Стали птицы песни петь, И расцвёл подснежник. (Апрель).

5. Конкурс - домашнее задание. Чтение отрывков из стихотворений Маршака наизусть.

Жюри оценивает по пятибалльной системе.

Пример:

Самуил Маршак

Котята.

Два маленьких котёнка поссорились в углу. Сердитая хозяйка взяла свою метлу И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе. Два маленьких котёнка озябли на дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. - Ну что? - она спросила. - Не ссоритесь теперь? Прошли они тихонько в свой угол на ночлег. Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег. И оба перед печкой заснули сладким сном. А вьюга до рассвета шумела за окном.

Жюри подводит итоги.

Ведущий: Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал Маршак в 1962 году:

"Читатель мой особенного рода: Умеет он под стол ходить пешком. Но радостно мне знать, что я знаком С читателем двухтысячного года!"

Учащийся 3.

Самуил Маршак

Пожелание друзьям.

Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Даётся нам недёшево!

Уч-ся раздаёт напечатанные стихи всем участникам и жюри.

Награждение победителей и участников.

Ведущий. Дорогие ребята, спасибо за игру. Желаем вам дальнейших успехов в изучении детской литературы!

Конец

Литература:

  • 1.С.Маршак. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. В начале жизни (Страницы воспоминаний). - М.: "Детская литература", 1981.
  • 2.Журнал "Начальная школа" № 18/2007.
  • 3. Биографии писателей

Конкурсная таблица баллов для жюри

Название конкурса

Разминка

(7 вопросов – максимально 7 баллов)

Конкурс капитанов

(5 вопросов – максимально

5 баллов)

Фейс-контроль

(7 ответов – максимально

7 баллов)

Доскажи словечко

(6 баллов – 6 слов)

Кто больше?

(34 балла максимально –

34 слова)

Конкурс чтецов

(1-5 баллов)

Итого

1 место - класс

2 место - класс

3 место - класс

Благодарность за участие - классы.

Самуил Маршак

Пожелание друзьям.

Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Даётся нам недёшево!

Сценарий утренника по творчеству С.Я. Маршака

"Путешествие по творчеству С.Я. Маршака"

Цель: доставить детям и родителям радость и удовольствие от общения.

Задачи:

1.Закрепить знания о жизни поэта.

2.Осуществление нравственного, эстетического воспитания дошкольников через вовлечения их в игровые коллективные формы деятельности;

3. Развитие коммуникативных навыков дошкольников;

4. Развивать умение отгадывать загадки, закреплять навыки выразительного чтения стихов, развивать слуховое восприятие, память, активизировать и расширять словарь детей.

Предварительная работа: организация выставки и чтение книг С.Я. Маршака, заучивание полюбившегося отрывка произведения, объединение в команду, обсуждение названия и изготовление эмблемы, просмотр мультфильмов, инсценировки по произведениям С.Я. Маршака.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация о жизни поэта, слайды с заданием "Найди лишнее"

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие родители и любознательные дети. Мы рады вас приветствовать на викторине, посвященной творчеству С.Я. Маршака. В нашей викторине участвуют две команды: команда родителей «Кошки» и команда «Мышки».Сейчас я приглашаю Ваши команды на места.

Я вам напомню страницы биографии С.Я.Маршака.

С.Я.Маршак – известный детский писатель. Родился 3 ноября 1887года в городе Воронеже в семье заводского техника. В четыре года Самуил Маршак сочинил своё первое стихотворение. В восемь лет он пошёл в школу, ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А когда закончил обучение, то вернулся в Россию и создал первый детский театр, начал писать произведения для детей. Его книги знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А насколько хорошо знаете их вы, мы посмотрим, играя в викторину «По страницам С.Я.Маршака».

Начинаем нашу викторину с конкурса «Найдите правильный ответ». Команды готовы, начинаем!

  1. Сколько вылупилось утят у наседки? (12, 10 ,8)
  2. Куда сдавала дама свои вещи? (на почту, в багаж , в магазин)
  3. На какой улице жил человек рассеянный? (на Речной, на Бассейной , на Береговой)
  4. Кого спас неизвестный герой? (девочку, мальчика, собачку)
  5. От кого умный мышонок спрятался под лопух? (от кошки, от совы, от ежа)
  6. Какой породы у старушки была собака? (такса, пудель, овчарка)

Ведущий: Команда победитель в каждом конкурсе вешает свою эмблему на магнитную доску.

Физкультурная минутка «Кошкин дом»

Тили - бом, тили – бом,
Загорелся Кошкин дом. руки вверх
Кошка выскочила - бег на месте
Глаза выпучила. показать ладошки
Бежит курочка с ведром махи руками в стороны
Заливать Кошкин дом, приседания
А лошадка фонарём, подскоки на месте
Серый заюшка с листом. прыжки на месте
Раз, раз, раз, раз - махи руками вперёд – назад

И огонь погас. присесть

Ведущий: А сейчас мы начинаем конкурс «Продолжи словечко».

Вспомним некоторые стихи С.Я. Маршака

Я читаю отрывки, а вы заканчиваете.

1. Собирались лодыри

На каток,

А попали лодыри

На каток

2. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, Это он

Ленинградский почтальон.

3. Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

4. А это веселая птица – синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек

5.Воды обыкновенной

В стаканчик набери.

Пускать из мыльной пены

Мы будем пузыри.

Теперь приглашаем команды поиграть в подвижную игру "Мыши".

Вышли мыши как-то раз дети идут по кругу
Посмотреть который час. остановились лицом в круг
Раз, два, три, четыре - пружинка
Мыши дёрнули за гири. присесть
Вдруг раздался страшный звон, хлопок в ладоши
Убежали мыши вон. прыжок вокруг себя

Конкурс «Назови сказку».

Ведущий: Каждой команде зачитывается по два отрывка из сказок

С. Я. Маршака. Дети и взрослые должны назвать сказку, из которой прочитан отрывок.

1.Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!

(«Двенадцать месяцев»)

2.Мышь – норушка

Там зерно толчёт,

А лягушка пироги печёт.

А петух на подоконнике

Им играет на гармонике.

(«Теремок»)

3. Отвечает ей мышонок:

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

(«Сказка о глупом мышонке»)

4. Тётя, тётя кошка,

Выгляни в окошко!

Есть хотят котята.

Ты живёшь богато.

Обогрей нас, кошка,

Покорми немножко!

(«Кошкин дом»)

Конкурс "Найди лишнее" (слайды презентации, приложение2 )

Конкурс «Угадай загадку».

1.Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда

Мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

(Часы)

2. Из темницы сто сестёр

Выпускают на простор,

Осторожно их берут,

Головой о стенку трут,

Чиркнул ловко раз и два –

Загорится голова.

(Спички)

3. Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду.

(Велосипед)

4. За стеклянной дверцей

Бьётся чьё – то сердце –

Тихо так,

Тихо так.

(Часы)

Конкурс «Чьи это слова?»

  1. Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок. (лошадка)
  2. После дождичка в саду червяка тебе найду. (утка)
  3. Спи мышонок до утра, дам тебе я комара. (лягушка)
  4. Забирайся под крыло! Там и тихо и тепло. (курица)
  5. Спи, мышонок. Замолчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. (мышка)
  6. Баю- баюшки- баю! Две морковки подарю! (свинья)

Ведущий: Обе команды приглашаем на общий танец «Вместе весело шагать».

Ведущий: С ейчас послушаем стихотворения, которые подготовили наши ребята.

Выступления детей. Чтение стихов наизусть.

Ведущий: Наша викторина подходит к концу. Обе команды достойно выступили, побежденных у нас нет. Победила дружба! На память о сегодняшней встрече каждому участнику мы дарим книгу С. Я. Маршака.

Каждая новая встреча со стихами Маршака – это опять радость и удовольствие. А каждое стихотворение, которое ещё не было известно вам – это новый дорогой подарок старого доброго друга. И ещё не раз с уважением и гордостью вспомним о том, что у нас в стране жил и трудился для вас замечательный человек С. Я. Маршак.


Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака в 3-4-х классах. Сценарий

Оборудование . Портрет С.Я. Маршака, иллюстрированные издания его стихов и сказок. Желательно, чтобы произведения были на каждом столе у учащихся. Возможные книги поэта: «Плывет, плывет кораблик», «Усатый-полосатый», «Детки в клетке», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я», «Веселые чижи».

Описание игрового путешествия

Игровое путешествие может стать фрагментом урока или внеклассного мероприятия. Возможно проведение библиотечного урока.

Перед началом путешествия учитель кратко рассказывает о стихах С. Я. Маршака.

Учитель : Известный поэт Самуил Маршак — автор замечательных сказок, пьес, загадок, скороговорок и считалок. Самуил Яковлевич очень любил детей. И дети любили его, потому что он умел дружить с ними: придумывал веселые игры, учил писать стихи, разыгрывать пьесы.

Вот как он выглядел. (Показ портрета) Это портрет работы художника Мая Петровича Митурича.

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все четыре! (Ответы ребят)

Учитель: Правильно, «Детки в клетке». Деток в клетках мар- шаковского «Зоопарка» много. Один из них — «Слон». А другой? Пожалуйста, отгадайте:

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Конечно, это «Жираф»!

Кого укачивает нянька в этом отрывке и как называется стихотворение?

Побежала мышка-мать

Тетю лошадь в няньки звать:

— Приходи, к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

Правильно, мышонка, маленького героя «Сказки о глупом мышонке».

А для кого готовится такая постелька?

— Вот тебе под спинку Мягкую перинку,

Сверху на перинку

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки,

Одеяльце на пуху

И платочек наверху. (Ответы учеников)

Учитель : Конечно, для котенка, для «Усатого-полосатого».

Так назвал это стихотворение Самуил Яковлевич Маршак.

А сейчас я вам прочту веселую считалку. Из какой сказки этот фрагмент?

— Что ж, сыграем, но сначала

Посчитаемся, пожалуй:

Я — зверек,

И ты — зверек...

Молодцы! Да, этот отрывок тоже из сказки, но из «Сказки об умном мышонке».

Вы хорошо знаете стихи Самуила Яковлевича Маршака. Они легко запоминаются. Не так ли? Его стихи как песня. Может, вы обратили внимание, что слова в конце строки звучат похоже: «зверек» — «хорек»; «слону» — «одну»; «высок» — «цветок»; «мистер» — «Твистер». Такой подбор, когда два слова или окончания двух слов звучат одинаково или почти одинаково, называют рифмой. Послушаем стихотворение Маршака «Маленькие феи» и вместе найдем в нем рифмы. Но прежде скажите, кого называют феями? Конечно, волшебниц. Итак...

Три очень милых феечки

Сидели на скамеечке

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечек

Из трех садовых леечек.

Как вы думаете, это действительно волшебницы сидят на скамеечке? Да это просто маленькие девочки! Но ищем рифму. Читаю еще раз. Какие слова звучат почти одинаково? (Возможные ответы детей) Правильно, «феечки» — «скамеечке». А еще? «Маслицем» — «замаслиться». Тоже совпадают почти целиком.

Прочту другое стихотворение Маршака — «Разговор». Его, как и стихотворение «Маленькие феи», поэт перевел с английского языка. Попытайтесь самостоятельно найти рифмующиеся слова, т. е. рифму:

Тетя Трот и кошка

Сели у окошка,

Сели рядом вечерком

Поболтать немножко.

Трот спросила: — Кис-кис-кис,

Ты ловить умеешь крыс?

— Мурр, — сказала кошка,

Помолчав немножко.

А здесь где рифма? Ищем! Конечно «кошка» — «окошко» — «немножко»; «кис» — «крыс». Молодцы! Быстро научились находить рифму. Тогда попробуем сами придумать рифмы к словам «детки», «перчатки», «вакса», «близко». (Предполагаемый ответ: «детки» — «в клетке», «перчатки» — «котятки», «вакса» — «клякса», «близко» — «киска».)

И с этим заданием справились. Надо только всегда помнить маленький секрет: слова, которые мы подбираем для рифмы, должны обязательно иметь смысл. Не так, как у Незнайки. Помните, как подбирал он рифму к слову «пакля». И «шмакля» у него была, и «рвакля». А ведь таких слов вообще не существует.

Загадки дедушки Маршака

Учитель : Устали? Нет? Тогда послушаем загадки. Их придумал Самуил Яковлевич Маршак. Я читаю, а вы отгадываете.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами.

На глазах по колесу

И седелка на носу? (Очки)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью. (Сапоги)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь)

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

В заключение можно предложить учащимся сочинить несколько четверостиший, например: «Я по ягоды иду, друга за руку веду».