Сферы психики человека мотивационно потребностная волевая эмоциональная. Потребностно мотивационная сфера личности. Теория мотивации А. Маслоу

В переводе с английского мотив означает материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности. В англоязычном смысле это понятие означает нечто более широкое: потребность, идею, органическое состояние или эмоцию. Поэтому во избежание смысловых ошибок слово мотив, в переводе с английского следует понимать как «побуждение», «состояние побуждения», «стремление», «импульс», «мотивация» и др.

Теория деятельностного подхода, разработанная А.Н.Леонтьевым включает в себя учение о мотивационно-потребностной сфере человека. Ученый выстраивает триаду «потребность-мотив-деятельность». Он доказывает, что источником побудительной силы мотива и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. Мотив определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет мотив, который либо наблюдается и осознается индивидом, либо скрыт от самого субъекта и внешнего наблюдателя. Однако между мотивом и потребностью, между мотивом и деятельностью, потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности.

Нередко деятельность имеет сразу несколько мотивов (то есть является полимотивированной; точно также она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой мотивов.. Но окончательное решение «что и как делать?» принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентаций) . При этом, как тонко заметил Леонтьев, в ситуации полимотивированности один из мотивов становится основным, ведущим, а другие – подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь мотиво-комплекс, как правило, не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, то есть в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности, в форме общего эмоционального настроения субъекта.

Формирование ведущего мотива , согласно теории деятельностного подхода А.Н.Леонтьева, происходит как осмысленное, осознанное «оправдание» деятельности, как возникновение определенного личностного смысла данной деятельности. У зрелой личности существует значительный ресурс произвольного и разумного управления своими мотивами. Личность способна не только специально формировать смысл тех или иных мотивов деятельности, но и придавать ситуации и деятельности определенный смысл на основе собственного понимания актуальности и значимости потребностей. Особое значение данная теория приобретает в процессе изучения мотивов поведения, мотивов проступков, мотивов преступления как в социальной, так и в юридической психологии. Мотивокомплексы в данном случае рассматриваются как сложные образования, имеющие объективную и субъективную природу.

Таким образом, мотивация рассматривается как компонент деятельности. То есть мотив в данном случае выступает причиной деятельности. Мотивация понимается в современной психологической литературе как совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и направленность.

Когда речь идет о мотивационно-потребностной сфере, имеются ввиду мотивы (отвечающие на вопрос «зачем, ради чего?») и потребности личности (отвечающие на вопрос «почему?»).

В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают также побуждения, влечения, склонности, интересы, идеалы, намерения, установки, социальные нормы и роли, стереотипы и др. Потребность в переводе с английского, означает форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности). Так, например, потребности животных имеют форму инстинкта Потребности человека способны трансформироваться в зависимости от высших, специфически человеческих форм жизнедеятельности, в подчинение которым они вступают.

Специфика человеческих потребностей заключается в том, что он противостоит миру не как индивид, а как элемент различных социальных систем. Вопрос о человеческих потребностях остается дискуссионным. Некоторые исследователи считают их врожденными (А.Маслоу, З.Фрейд). Другие считают, что социальность всех без исключения человеческих потребностей проявляется в их содержании. Происхождении и способах реализации. С развитием общества и индивида происходит возникновение общественных потребностей, которые присваиваются индивидом в процессе социализации, вхождения в мир общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человека.

Потребность в переводе с английского, означает форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности). Так, например, потребности животных имеют форму инстинкта Потребности человека способны трансформироваться в зависимости от высших, специфически человеческих форм жизнедеятельности, в подчинение которым они вступают.

Специфика человеческих потребностей заключается в том, что он противостоит миру не как индивид, а как элемент различных социальных систем. Вопрос о человеческих потребностях остается дискуссионным. Некоторые исследователи считают их врожденными (А.Маслоу, З.Фрейд). Другие считают, что социальность всех без исключения человеческих потребностей проявляется в их содержании, происхождении и способах реализации. С развитием общества и индивида происходит возникновение общественных потребностей, которые присваиваются индивидом в процессе социализации, вхождения в мир общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человека.

В переводе с английского мотив означает материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности. В англоязычном смысле это понятие означает нечто более широкое: потребность, идею, органическое состояние или эмоцию. Поэтому во избежание смысловых ошибок слово мотив, в переводе с английского следует понимать как «побуждение», «состояние побуждения», «стремление», «импульс», «мотивация» и др.

Теория деятельностного подхода, разработанная А.Н.Леонтьевым включает в себя учение о мотивационно-потребностной сфере человека. Ученый выстраивает триаду «потребность-мотив-деятельность». Он доказывает, что источником побудительной силы мотива и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. Мотив определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет мотив, который либо наблюдается и осознается индивидом, либо скрыт от самого субъекта и внешнего наблюдателя. Однако между мотивом и потребностью, между мотивом и деятельностью, потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Иначе говоря, один и тот же предмет может служить удовлетворению разных потребностей, побуждать и направлять разные деятельности.

Нередко деятельность имеет сразу несколько мотивов (то есть является полимотивированной; точно также она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой мотивов.. Но окончательное решение «что и как делать?» принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентаций) . При этом, как тонко заметил Леонтьев, в ситуации полимотивированности один из мотивов становится основным, ведущим, а другие – подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь мотиво-комплекс, как правило, не осознается, но он непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, то есть в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности, в форме общего эмоционального настроения субъекта.

19. В социальной психологии существует множество типологий общения, использующих самые разные основания, - длительность, позиции участников, особенности их взаимодействия и т.д. Поскольку единой универсальной типологии до сих пор не существует, представляется, что оптимальным для нас будет выделение наиболее часто встречающихся обыденных ситуаций. К их числу мы отнесем: 1) деловое общение, 2) воспитательное воздействие, 3) диагностическую беседу и 4) интимно-личностное общение.

Деловое общение - это ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т.д.), и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен, то есть существуют общепризнанные нормы и представления, характеризующие то, что каждый из них может требовать и ждать от другого, и нарушение таких правил будет рассматриваться как нечто необычное и, скорее всего мешающее общению. В такого рода ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которого деловая беседа вообще состояться не может.

Под воспитательным общением мы будем иметь в виду ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляя себе желаемый результат, т.е. зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить и т.д. Обычно такого рода беседы возможны, когда один из партнеров по общению (обучающий) обладает ситуационно илипостоянно большим авторитетом и знаниями, чем другой. Или же, что иногда делает такие ситуации особенно трудными, обучающему партнеру приходится добиваться необходимого авторитета в глазах другого в ходе самого воздействия.

Диагностическим будет общение, цель которого - сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую-либо информацию. Таково общение начальника отдела кадров с оформляющимся на работу, врача с пациентом и т.п. Здесь, как и в предыдущем случае, партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой - отвечает. Конечно же, чтобы получить полноценный ответ, спрашивающий должен уметь правильно задавать вопросы, учитывая свой собственный статус и статус отвечающего, его готовность и умение давать соответствующие ответы и т.д.

Интимно-личностное общение во многом уникально и специфично. Оно возможно только тогда, когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

20.Стратегия поведения в конфликте - это ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

· Настойчивость (принуждение) , когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.

· Уход (уклонение) , когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.

· Приспособление (уступчивость) , когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.

· Компромисс . Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.

Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.

· Сотрудничество , когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

Дополнительные вопросы.

1. С точки зрения современных представлений психическая реальность существует в виде многообразия психических механизмов, носителями которых выступают отдельные живые существа, и их сообщества.

Психические механизмы продуцируются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Они возникают как надорганизменный компонент бытия живого существа и могут быть, в частности, охарактеризованы через те функции, которые они выполняют по отношению к своему носителю. Можно выделить, по крайней мере, четыре вида таких наиболее общих функций: отражение - воспроизведение объектов экстрапсихической реальности, аккумулирование опыта жизнедеятельности, трансформация и прогнозирование внешних воздействий.

Открытие психической реальности происходит через противопоставление – спецификацию свойств объективной и субъективной действительности в форме обнаружения в составе человеческого бытия особой инстанции, свойства которой резко контрастируют со свойствами человеческого тела и свойствами окружающей его среды. Это справедливо как в историческом, так и в онтогенетическом планах. Исследования, проведенные современными этнографами по изучению мира человека архаичных культур и психологами по изучению процесса формирования детских представлений о мире, обнаруживают в обоих случаях существование особой стадии синкретического антропоморфизма. Для человека, находящегося на этой стадии, еще нет четкой границы между ним и окружающим его миром. Мир мыслится аналогично тому, как мыслится сам человек, мысли и чувства человека, его сновидения и фантазии не дифференцированы от предметов и событий окружающего мира, их вызывающих, и наделяются теми же свойствами.

2. Отражение воздействий окружающей действительности.

Психическое отражение действительности имеет свои особенности.
Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
В-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Осознание человеком своего места в окружающем мире.

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ

(от антропо... и греч. morphe - форма), примитивный или религиозный вид мышления, наделяющий животных, различные необъяснимые явления природы свойствами и чувствами человека. На ранних стадиях развития человеческого общества антропоморфизм имел форму анимизма (одушевление природы). В дальнейшем получил распространение как неотъемлемая часть различных религиозных и идеалистических учений.

АНИМИЗМ

(ново-лат., от лат. anima - душа). 1) философское и физиологическое учение, по которому душевная деятельность принимается за принцип, за основную точку всякой другой деятельности в человеческом теле. 2) (этногр.). Мировоззрение первобытных народов, проникнутое антропоморфизмом, по которому все предметы имеют душу, а все явления природы производятся духами и демонами; тесно связано с культом предков.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Поскольку мы подошли к проблеме мотивации, следует отметить, что в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные нами ранее психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними , так и внешними причинами . В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах , исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями . Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) ивнешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение.

С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми . Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Потребности, присущие человеку, можно разделить на базовые, производные и высшие.

1. Базовые потребности – это потребности в материальных условиях и способе жизни, в общении, познании, деятельности и отдыхе.

2. Производные потребности формируются на основе базовых. К ним относятся эстетические потребности, потребности в знаниях.

Высшие потребности включают в, прежде всего, потребности в творчестве и творческом труде.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль человеческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта , гибкость и иерархизированностъ . Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.

Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Следующая характеристика мотивационной сферы - это иерархизированность мотивов . Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Следует отметить, что проблема исследования мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности. Рассмотрим в общих чертах некоторые из них.

Тема ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Потребности как источник активности личности

Мотивы

Направленность личности

Потребности как источник активности личности

Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека являются его потребности. Потреб-ности побуждают человека действовать в определенном направлении и опреде-ленным образом, становятся мощным регулятором его жизни и деятельности, фактором его развития и саморазвития.

Из этого следует то, что формирование, развитие и становление личности – это в определенном смысле слова процесс формирования и развития потребностей человека, прежде всего социальных: процесс развития потреб-ностно-мотивационной сферы личности. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни.

Потребности – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития.

Это своего рода состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимо-действии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Именно потребности вызывают у человека стремление принимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.

В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования. Кроме того, сама обстановка может актуализировать различные потребности в человеческой жизнедеятельности.

Потребности не существуют в виде физиологических или психических устойчивых образований. Они проявляются в форме состояний организма и психики человека. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта.

Потребности имеют ряд особенностей (рис. 1).

Особенности потребностей

Конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение

Более или менее ясное осознание потребности, сопровождаемое характер-ными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, неудовольствие, страдание от неудовлетворения потребности и т.д.)

Наличие эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск и нахождение возможных путей удовлетворения потребностей

Ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний или превра-щение их в противоположные при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения)

Повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее основе, вновь дает о себе знать

Рис. 1. Особенности потребностей

Существуют различные классификаций потребностей. Потребности различают по происхождению и по предмету (рис. 2).

По своему происхождению выделяют потребностиестественные (простые) икультурные (сложные).

Естественные

Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. Регулирующая функция естественных потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей.

Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.

По предмету выделяютматериальные идуховные потребности. Вматериальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).

Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.

Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению – либо материаль-ной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными, групповыми или общества в целом.

Потребности человека могут иметь общественный и личныйхарактер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда.

У человека могут проявляться ведущие (основные) потребности, невоз-можность удовлетворения которых угрожает его существованию (приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности) ивто-ростепенные (нежизненно важные потребности), которые в определенных обстоятельствах могут играть ведущую роль в детерминации поведения человека.

Есть и другие основания для классификаций потребностей человека. Так, например, потребности могут быть социально полезными ивредными, асоциаль-ными; реальными , соответствующими возможностям данного человека и уровню развития социальной и природной среды его жизнедеятельности; иллюзорными , наделенными фантазиями личности.

Если взять за основу содержание отражаемой в потребностях объектив-ной реальности, то можно выделить следующие потребности: профессио-нальные, политические, правовые, нравственные и др.

По времени существования потребности могут бытьустойчивыми (пери-одически актуализирующиеся, длительные) инеустойчивыми (кратковре-менные, ситуативные).

Потребности, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени, называют доминант-ными потребностями, анедоминантными те, которые косвенно влияют на особенности реализации первых. Следует признать, что в принципе каждая потребность в той или иной ситуации, при определенных обстоятельствах может стать доминантной.

В психологии принято выделять три типа доминантных потребностей человека: ситуативные (кратковременные) потребности;жизненные, опреде-ляющие стратегию жизни, линию поведения человека (потребности длитель-ного существования), ипотребности деятельности (промежуточные между двумя первыми), которые представляют собой потребности текущих дел.

Различают потребности теоретические (в познании) ипрактические (в предметно-практической деятельности).

Потребности человека во многом обусловлены внешними обстоятель-ствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей. Объект, ставший для человека потреб-ностью, преобразуется в ее цель, побуждая и активизируя человека. Объекты потребностей обычно способны удовлетворить несколько различных потреб-ностей человека. Те или иные стороны объекта, которые служат удовлет-ворению конкретных потребностей человека, принято называтьпредметами потребностей.

По мере развития человека (физиологического и психологического), становления его как личности развиваются, видоизменяются и его потребности. Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимо-действием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия, что, в свою очередь, ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Из этого следует – удов-летворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления.

Воспитание и актуализация у человека потребности в труде также явля-ются непременными условиями развития личности. Отсутствие у человека этой потребности (труд является источником материальных и духовных благ, культуры в целом) неминуемо ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу – к ее деградации. Изучая потребностно-мотивационную сферу личности, следует учитывать, что основные ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.

Наиболее популярной как в западной, так и в отечественной психологии является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу. Согласно этой концепции все потребности человека являются врожденными и в мотивационной сфере образуют иерархическую систему приоритетов (рис. 3). Иерархия личных потребностей видоизменяется с разви-тием личности, высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но, будучи сформированными, высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самосовер-шенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потреб-ностей. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличи-тельную особенность личности – ее направленность. В порядке очередности потребности располагаются в следующей последовательности.

Потребности в

самоактуализации

Эстетические потребности

Познавательные потребности

Потребности в самоуважении

Потребности в принадлежности и любви

Потребности в безопасности и защите

Физиологические потребности

Рис. 3. Классификация потребностей («пирамида» А. Маслоу)

Физиологические потребности являются основными, непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены хотя бы на самом минимальном уровне, прежде чем станут актуальными потребностями более высокого порядка. Это базовые, жизненные, основные естественные, природные, физические потребности: в воздухе, пище и другой энергетике, одежде, жилище, в продолжении рода и т.д. Формы и способы реализации этих потребностей имеют социальный, культурно окрашенный характер. Пока человек не удовлетворит базовые (нижние) потребности, более высокие потребности теряют для него мотивационную силу. Когда же физиологические потребности будут удовлетворены, для человека становятся значащими следующие потребности.

К числу других естественных, природных потребностей, имеющих вполне конкретно-содержательное наполнение, формы, средства и способы реализации, относятся: потребности в безопасности и защите и потребности в принадлежности и любви.

Потребности в безопасности и защите (стабильность, чувство защищенности, избавление от страха и неудач, порядок, свобода от хаоса и т.п.). В этих потребностях отражается заинтересованность человека в выжи-вании.

Потребности в принадлежности и любви вступают в действие лишь тогда, когда удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности и защите. Когда эта потребность не удовлетворяется или удовлет-воряется слабо, человек испытывает чувство одиночества, общественного остракизма.

Потребности в самоуважении , по Маслоу, делятся на два основных типа: самоуважение и уважение со стороны других. Самоуважение включает такие понятия, как компетентность, уверенность, независимость, свобода. Уважение другими – это престиж, репутация, признание, статус, принятие.

Познавательные (когнитивные) потребности – это потребность в знаниях, умениях, понимании, в творческом труде, в раскрытии своих способностей.

Потребность в познании жизни, объективного мира реализуется:

    через науку (главная особенность такого познания – объективность знаний), расширяющую возможности человека, делающую его более защищенным, позволяющую принимать более адекватные, правильные решения, успешнее прогнозировать свои действия и поступки;

    искусство, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни;

    религию , дающую человеку научную и религиозную картину мира;

    собственный социальный, этнический, профессиональный и другой опыт;

    через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук.

Эстетические потребности включают в себя понимание человеком канонов красоты, гармонии, восприятие и осуществление поведения, деятельности, жизни в целом по законам красоты, неприятие безобразного, низменного, уродливого, нарушающего естественную и социальную гармонию.

Когда описанные выше потребности удовлетворены, на первый план выступают потребности в самоактуализации , т.е. желание человека стать тем, кем он может стать. Достигая этого уровня иерархии потребностей, человек добивается полного использования потенциала личности, своего таланта и способностей.

Человек, испытывая нужду в чем-то, ищет возможность ее удовлетворить. Удовлетворить потребность можно только в активности, в духовной или физической деятельности. Промежуточным средством удовлетворения потреб-ности, побуждающим человека к конкретной деятельности, выступает мотив.

Мотивы – это те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотив – способ проявления потребности, психологическая форма ее существования.

Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.

В отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение. В нем фиксируется собственно психологическое содержание, а именно тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Мотив характеризуется силой и устойчивостью (рис. 4); выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции (рис. 5).

Основные характеристики мотива

Выступает показателем непреодолимого стремле-ния личности, и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива. Сила мо-тива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым относит-ся сила мотивационного возбуждения, а ко вторым – знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества

Оценивается по наличию мотива во всех видах деятельности человека, по сохранению его влия-ния на поведение в сложных условиях деятель-ности, по сохранению во времени

Устойчивость

Рис. 4. Характеристики мотива

Рис. 5. Функции мотива

Выделяют различные виды мотивов (рис. 6).

Рис. 6. Классификация мотивов

Биологические мотивы – это влечения, желания человека, обычно отражающие его биологические потребности.

Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, кото-рые играют значительную роль в жизни человека.

Мотив достижения проявляется, как устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата в деятельности.

Мотив избегания выражаются в стремлении личности выбрать либо легкие для себя цели, гарантирующие ей успех, либо очень трудные (в этом случае неудача воспринимается не как личный неуспех, а как следствие привхо-дящих и не зависящих от личности обстоятельств).

Мотив аффилиации (стремление к общению) проявляется как стрем-ление личности наладить добрые, эмоциональные отношения с людьми. Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому пове-дению, является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждаю-щемуся в помощи (эмпатия).

Мотив отвергания выражается в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми.

Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их распо-ложения, влиять, направлять, диктовать условия, определять нормы и правила поведения и т.д. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии.

Предметные мотивы являются устойчивыми для личности, прояв-ляются в различных ситуациях и видах деятельности, обеспечивают надситуа-ционную устойчивость и своеобразие поведения личности. В этом качестве они становятся атрибутами личности, т.е. ее сущностными особенностями.

Функциональные мотивы связаны с конкретными видами деятельности человека, например с учебной, профессиональной, общественно-политической и т.д.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными илинеосознаваемыми.

Если мотивы человека осознанные, он отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К осознанным мотивам можно отнести убеждения, идеалы, интересы.

При неосознанных мотивах человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности. К неосознанным мотивам относятся установки, влечения.

Поведение человека полимотивировано. Это значит, что в каждой конкретной ситуации актуализируется и действует не один, а несколько мотивов. Иерархия мотивов образует мотивационную сферу личности, которая в значительной степени определяет индивидуальность, неповторимость ее поведения и деятельности (рис. 7).

Рис. 7. Мотивационные состояния

Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.

По мнению психологов, влечение – первичное проявление потребности, начальная стадия мотивационного процесса, который заканчивается осмысл-нием и в результате этого осмысления либо тормозится личностью, либо пере-ходит в мотив и цель деятельности.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Обеспечивает устойчивый характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека.

В структуре установки выделяют три подструктуры:

    когнитивную – совокупность того, что готов познать и воспринять человек;

    эмоционально-оценочную – комплекс симпатий и антипатий к объек-ту установки;

    поведенческую – готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Интересы – это мотивы личности, выражающие ее специальную направ-ленность на познание определенных явлений окружающей жизни и обусловливающие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности. Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания.

Желание – это отражающие потребность переживания, перешедшие в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осущест-вить.

Стремление – это первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к ее объекту.

Направленность личности

Направленность личности – интегральное свойство, включающее потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятель-ности. Выражается в гармоничности и непротиворечивости знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности.

Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, ка-кие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается содержание человека как общественного существа.

В структуре направленности большая роль принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знания объективной действительности, но и признание их, безусловно, правильными, субъективно важными для деятельности личности. Идейная убежденность – это синтез знаний, интеллек-туальных, эмоциональных и волевых проявлений личности.

Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм. Она всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспита-ния. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности (рис. 8).

Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих его моральный, идейно-нравственный облик.

В структуру мировоззрения входят ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические и другие взгляды.

Убеждение выражает единство социальных и профессиональных идеалов личности с соответствующими эмоциональными состояниями и навыками целенаправленной деятельности.

Формы направленности личности

Мировоззрение

Система взглядов на окружающую человека объективную реальность

Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением

Убеждение

Образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания

Интересы

Специфическая познавательная направленность на предметы

Избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься

Склонности

Мотивационное состояние, при котором потреб-ности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных, так и зарубежных авторов.

Вопрос о мотивации деятельности встает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними факторами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. .

Стимулы имеют большое значение в удовлетворении потребностей. Широко бытует мнение, что стимул - это вознаграждение. Это не совсем правильно, так как слово происходит от лат. stimulus (буквально: остроконечная палка, которой кололи зверей и гладиаторов на арене, заставляя их сражаться) и имеет противоположное значение - принуждение. Поэтому более правильно говорить, что стимул - это побуждение к действию или причина поведения человека.

В современном понятии различают четыре основные формы стимулов: принуждение, материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение. .

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. .

Мотив (от лат. moveo - двигаю) - это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. . Термин "Мотив" применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта.

Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Но, несмотря на это, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен. В основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: мотив как на побуждение (В.И. Ковалев и др.); мотив в качестве потребности (Л.И. Божович и др.); мотив как детерминанта цели деятельности (С.Л. Рубинштейн и др.); мотив как опредмеченная потребность А.Н. Леонтьев и др.); мотив как намерение и свойство личности (М. Мадсен, Х. Мюррей, Дж. Атткинсон, К.К. Платонов, В.С. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминови др.); и, наконец, мотив как состояние личности (Е.Р. Хилгард и др.). , , , , , , .

Но каждый из этих феноменов отражает одну из сторон мотива как основания действия, поступка, поведения. Так, принятие в качестве мотива потребности дает возможность получить ответ, почему осуществляется активность человека; принятие за мотив цели позволяет дать ответ, для чего (ради чего) проявляется эта активность; а принятие за мотив устойчивых свойств личности дает ответ, почему выбрана именно эта цель, этот способ ее достижения. Побуждения же и состояния в качестве мотивов раскрывают только их энергетическую сторону. Поэтому очевидно, что решение вопроса о сущности мотива как основания и побудителя активности человека возможно лишь при объединении существующих взглядов в единой и непротиворечивой концепции. .

Д.Н. Узнадзе понимал мотив как сложное психологическое образование, возникающее в результате многоэтапного процесса мотивации. "Мотив, - пишет Д.Н. Узнадзе, - это соображение, заставившее субъекта совершить этот акт, это потребность, для удовлетворения которой данное поведение было признано целесообразным". .

В ряде работ "мотив" рассматривается только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа пишет, что "...мотив" - это соображение, по которому субъект должен действовать. Еще более резко пишет Х. Хекхаузен: "...мотив это лишь "конструкт мышления", т.е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен". .

А.Н. Леонтьев сущность мотива определяет таким образом: "То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности". . А.Н. Леонтьев так же пишет: "Предмет потребности - материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане, мы называем мотивом деятельности". . Т.о. мотив, по А.Н. Леонтьеву, выступает как "опредмеченная потребность".

Мотив выполняет функции побуждения и направления деятельности, а также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям, структурным единицам деятельности (действиям, операциям), а также обстоятельствам, способствующим или препятствующим реализации мотива. От того, каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависят ее эффективность и качественные особенности протекания. .

Мотивы могут быть осознанными и неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности, согласно деятельностному подходу, принадлежит осознанным мотивам. .

Как правило, мотив не осознается: он может проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Осознание мотива представляет собой специальную задачу. Нередко мотив подменяется мотивировкой - рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека. Чем полнее и точнее человек осознает свои мотивы, тем сильнее власть над собственными поступками. .

Деятельность всегда имеет мотив ("немотивированная" деятельность - та, мотив которой скрыт от самого субъекта или от наблюдателя). Более того, деятельность может иметь сразу несколько мотивов (т.е. быть полимотивированной), тогда она направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Осознанный или неосознанный выбор мотива в данной ситуации - это выбор направленности деятельности, определяемый актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации. Ситуация может способствовать или препятствовать реализации тех или иных мотивов, а в отдельных случаях даже навязать выбор мотива. .

Потребности и интересы - основополагающие понятия, раскрывающие сущность мотива трудового действия. Потребности вызывают заботу индивида о необходимых средствах и условиях собственного существования и самосохранения, мобилизуют стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной).

Потребности - это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Потребности являются внутренним побудителем активности человека. В зависимости от объекта различают материальные, духовные и социальные потребности.

Материальные потребности - это потребности в пище, воде, воздухе, продолжении рода, жилище, одежде, транспорте и др., необходимые для поддержания организма в нормальном жизненном состоянии.

Духовные потребности - потребности в самоактуализации и самовыражении человека через творчество. Они находятся в динамическом развитии и имеют тенденцию к росту для отдельно развивающегося человека или к снижению, когда человек деградирует.

Социальные потребности - это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в современной трудовой деятельности, реализуемые в обществе. .

Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. .

Потребности играют одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации трудового поведения. Они стимулируют поведение, когда осознаются работниками. В этом случае потребности принимают конкретную форму - форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам.

Интерес (от лат. interest - имеет значение) - это конкретное выражение осознанных потребностей.

Источник развития потребностей - взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение элементарных жизненных потребностей ведет к порождению новых потребностей, и это отличает человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к окружающей среде. .

Слово "мотивация" впервые употребил А. Шопенгауэр в статье "Четыре принципа достаточной причины" (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

Мотивация - это процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы, а мотив - это продукт этого процесса, т.е. мотивации. . "Смысл мотивации, - пишет Д.Н. Узнадзе, - заключается именно в том: отыскивается и находится именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности". .

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям.

Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов.

Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и другом случае мотивация выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление.

Ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

Мотивация не сводится лишь к реагированию (безусловно- или условно-рефлекторному), так как подразумевает участие сознания и преднамеренность. В основном поведение человека связано с произвольной регуляцией, а значит и с мотивацией, в которой ведущая роль принадлежит не физиологическим, а психологическим механизмам, так как сознательно осуществляются анализ ситуации, выбор цели и построение плана действия. .

Т.о., мотивация - это динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку. .

В случае выполнения человеком привычных действий процесс мотивации оказывается свернутым. В результате многократных повторений одного и того же действия у человека формируются мотивационные схемы (аттитюды, поведенческие паттерны), т.е. знания о том, какими путями и средствами можно удовлетворить данную потребность, как вести себя в данной ситуации. Репертуар мотивационных схем тем богаче, чем больше опыт человека. Мотивационные схемы являются составляющей мотивационной сферы человека. .

Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов . Мотивационной сферой определяется масштаб и характер личности. .

С точки зрения развитости, мотивационную сферу характеризуют по широте, гибкости и иерархизированности. .

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризуется разнообразием средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность.

Иерархизированность мотивационной сферы - это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии, с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие - подчиненное, второстепенное; одни используются чаще, другие - реже. . Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются полностью. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов. .

Целенаправленное формирование мотивационной сферы личности - это, по существу, формирование самой личности. .

В следующих параграфах мы рассмотрим подробнее мотивы достижения, избегания неудачи и готовность к риску как личностную характеристику.