Синтаксическая роль порядковых числительных в предложении примеры. Структура дробных числительных. §5. Порядковые числительные. Морфологические особенности

Имя числительное как часть речи.

Синтаксическая роль имен числительных в предложении. (6 класс)

- ознакомление с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении),

Отличать числительные от других частей речи с числовым значением;

Уметь находить числительные в тексте;

Развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность учащихся;

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

1.Орг. момент.

2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию новой темы.

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Морфология», продолжаем знакомиться с частями речи.

Обратимся к загадке. Подумайте, как она может быть связана с темой урока:

(чтение эпиграфа, нахождение отгадки Слайд 1)

С какой частью речи мы будем знакомиться сегодня? – попробуйте догадаться сами.

О ком и о чем идет речь?

Многоногая загадка

Две ноги на трех ногах,

А четвертая в зубах.

Вдруг четыре прибежали

И с одною убежали.

Подскочили две ноги,

Ухватили три ноги,

Закричали три ноги,

Закричали на весь дом, -

Да тремя по четырем!

Но четыре завизжали

И с одною убежали. (К.Чуковский) ответ: две ноги – мальчик, три ноги – табуретка, четыре ноги – собака, одна нога – куриная)

Знаете отгадку? А какие слова помогли найти отгадку? Это же числа. Или слова?

(отвечают: две ноги, три ноги, четыре ноги, одна нога)

Один, два, три, четыре – это слова новой части речи, название которой, как вы верно заметили, связано с словом «число» (записываем на доске и в тетради)

Итак, вы будете изучать имена числительные.

Мы должны знать ……

научиться…

(- познакомиться с частью речи,

Узнать, что обозначает имя числительное,

На какой вопрос отвечает, как изменяется, синтаксическую роль, в каких стилях речи используется.)

Да, сегодня мы познакомимся с этой частью речи, её значением и синтаксической ролью в предложение, коснемся* вопроса о том, в каких стилях языка чаще всего она используется. Остальные вопросы более подробно рассмотрим на следующих уроках.

В конце урока вы должны знать определение числительного и уметь находить его в тексе.

3. Изучение нового материала. (по ходу изучения темы составляем схему, доска, тетради)

Числительное

Количество Порядок

Сколько? Какой?

Пять Пятый

Синтаксическая роль


Работа над определением имени числительного.

Обращаемся к теме урока: мы с вами уже знакомы с именными частями речи. Какими? (существительное, прилагательное. Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). – по ходу работы над термином, заполняем правило с пропусками

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ________________ ПРЕДМЕТОВ, __________________, А ТАКЖЕ _____________ ПРЕДМЕТОВ_________. ИИМЕНА ЯЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ_________ И _____________.

ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МОГУТ БЫТЬ ____________________.

Дайте определение этих частей речи. А числительному? (самостоятельная часть речи, которая обозначает….)

Что же обозначают имена числительные?

Работа с предложением. Списать, расставить знаки препинания, раскрыть скобки. (записано на доске) – задаем вопросы к числительным, выясняем, что обозначают, даем определение числительному, работаем над синтаксической ролью в предложении)

Три братца пошли купаться*, два купаются*, а третий на берегу валяется*. (объяснить орфограммы и пунктограммы, сложное предложение, схема.)

Вывод: отвечают на вопрос сколько? Какой? Обозначают количество и порядок предметов при счете. (проверяем себя по учебнику) – работа над определением… спросить 3-4 человека

Давайте посмотрим, каким же членом предложения может быть числительное (подлежащее, определение)

Выполним упражнение 83из Р.Т.

Вывод: любым членом предложения (повторяем синтаксический разбор предложения).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видеоролик)

5. Отличие числительных от других частей речи. Наблюдение.

Какие же части речи могут выражать числовое значение? Для этого….

Образуйте от данных числительных следующие части речи: глагол, прилагательное, существительное. (работа в парах)

Два – удвоить, двойной, двоечник

Три – троечник, утроить, тройной

Вывод: -Какие же части речи могут выражать числовое значение? (существительные, прилагательные, глагол)

А в чем же заключается основное отличие числительных от других частей речи?

(можно записать и цифрами, и словами) – выполнение упражнения 82 из Р.т.

с последующей проверкой)

6. Закрепление теоретического материала.

Дать определение числительного. Каким членом предложения может быть числительное.

7. Работа с текстом (распечатан для каждого учащегося). Умение находить числительные в тексте. Определить роль числительных в тексте (точность).

Доброе дерево

Кого берёзой удивишь? Выгляни из окна в городе ли, в деревне, всюду берёзу увидишь о в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей.

Ещё берёза к людям добра. В стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утишать, четвёртое – больных исцелять. Самая светлая – берёзовая лучина. Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал». Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек.

Какое родное, тёплое, верное дерево!

Ю. Крутогоров

Анализ текста:

На что указывает заглавие: на тему или на основную мысль?

Определите тип речи, стиль (рассуждение, публицистический)

Есть ли в тексте имена числительные? Назовите их.

(мы узнаём, сколько полезных свойств у берёзы!)

Запишите предложение «В стародавние времена…»

Определите синтаксическую роль имен числительных.

. Выпишите предложения, в которых есть числительные, подчеркните числительные как члены предложения.

Пернатые часы

(По. М. Деменюк)

8*. Самостоятельная работа (тест) – распечатка. Обвести в кружок правильный ответ.

Тест предлагает вам 5 заданий, в каждом по 4 варианта ответов, вам необходимо обвести кружочком правильный ответ.

1. Укажите верное утверждение

А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте.

Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

В) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

2. Каким членом предложения может быть числительное?

А) подлежащим и сказуемым

Б) второстепенным членом предложения

В) обстоятельством и дополнением

Г) разным членом предложения

3. Укажите строчку, в которой только числительные, отвечающие на вопрос сколько?

А) шестьсот, сорок два, три

Б) второй, двадцать два, девять

В) пятый, шестого, сороковой

Г) сто, пятнадцать, пятидесятый

4. Укажите строчку, где записаны только числительные

А) семилетний, шестиструнный, удвоить

Б) первый, восемь, тридцать

В) шестиклассник, пятеро, семёрка

Г) десять, двадцать три, трижды

Произведём самопроверку, исправьте ошибки, если они есть, поставьте отметку: если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше не ставьте себе ничего, вам нужно ещё потренироваться. Жду в четверг тех, кто допустил ошибки(много)

Я вижу, что вы сегодня узнали многое об имени числительном. Достигли мы с вами цели урока?

Рефлексия

- Что я узнал…. Запомнил…

Конечно, с цифрами и числами вы, ребята, давно уже знакомы. Каждый день вы сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. И дома, когда, например, смотрите телевизор (первый канал, второй канал, третий и так далее), и в школе, а особенно на уроках математики, и даже на улице нас всех окружают цифры и числа. Мы можем найти человека, если знаем адрес (номер дома и номер квартиры), в большом городе на остановке мы будем ждать автобус именно того номера, который нам нужен.

А представьте, что было бы, если бы в нашем мире не было бы ни одной цифры…

(не знали бы, какой сегодня год и какое число, сколько каждому из нас лет, не смогли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы цен, денег, да и магазинов бы тоже не было. Мы потеряли бы такое понятие как время: не знали бы истории, событий, когда произошли открытия)

Как видим, люди без цифр не смогли бы нормально жить и работать.

Счёт возник в глубокой древности, и люди считали по пальцам рук. Было время, когда счёт достигал только четырёх – по числу протянутых четырёх пальцев рук. Потом возник счёт пятёрками. С развитием жизни счёт совершенствовался, и возник, наконец, современный счёт – десятками.

8.Домашнее задание: лингвистическая сказка (творческое, тексты распечатаны) или 5-6 пословиц, в которых есть числительные, объяснить смысл 2-3 пословиц, определить синтаксическую роль в предложения.

Лингвистическая сказка.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:

Товарищ Председатель, - вступился Глагол, - существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

В. Волина

На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи…».

Тема: Синтаксическая роль числительных в предложении.

Цели: выяснить развитие умений правильно употреблять числительные в устной речи, склонять числительные, а также для совершенствования навыков правописания имен числительных; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков; развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

    осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

    стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    выражать положительное отношение к процессу познания;

    проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

    оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Метапредметные –

Регулятивные:

п ринимать и сохранять учебную задачу,

п ланировать необходимые действия, действовать по плану ,

выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

выяснить синтаксическую роль числительных в предложении; знать разряды количественных числительных; повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; повторить особенности склонений числительных ; .

Коммуникативные:

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Предметные : выяснить синтаксическую роль числительных в предложении; знать разряды количественных числительных; повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; повторить особенности склонений числительных; развитие умений правильно употреблять числительные в устной речи, склонять числительные, а также для совершенствования навыков правописания имен числительных .

ТИП УРОКА: урок комбинированный (УК)

Карта урока

Приветствие, выявление отсутствующих в классе.

Здравствуйте, ребята!

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)

Проверка домашнего задания (упражнения, взаимопроверка).

Приветствие, дежурный называет отсутствующих

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

    Отгадайте ребусы.

7я (семья) о5(опять) 40а (сорока) (росток)

2. В самой глубокой древности люди почти ничем не владели. Вещей у доисторического человека было ничтожно мало, то ему считать-то было нечего.

Жители части Месопотамии научились собирать урожаи, создали систему законов и возвели исполинские здания. Часть Месопотамии, где жил этот процветающий народ, называется Шумер. Именно процветание шумеров и создало проблему, которая никогда раньше перед людьми не вставала. Им понадобилось вести счет своему богатству и как-то это отмечать. Так появились слова для счета – числительные.

Числа в жизни человека очень важны. Люди постоянно что-нибудь считают: дни, месяцы, годы, числа, секунды… Числа окружают нас везде. А между тем, имя числительное – самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов. Огромную роль играют числа первого десятка: из них возникло многообразие числительных. По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место. Какую роль играют числительные в предложении?

Как будет звучать тема нашего урока?

Какие цели поставим перед собой? Что нужно знать и уметь? 5мин.

Отвечают на вопрос.

Называют тему урока.

Записывают в тетради дату, тему урока.

3. Актуализация знаний.

    Орфографическая разминка «Склонение числительных» (с. 52). 10 мин.

Работа у доски: 55, 83, сто, сорок, двадцать седьмой. Взаимопроверка.

2. Графический диктант.

А что вы знаете об имени числительном как части речи? На этот вопрос мы ответим в виде записи знаков «+» и «- «.

1. Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов при счёте. +,

2. Примером числительных могут быть такие слова, как двойка, тройка, пятерня. -,

3. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и собирательные. -,

4. Простые числительные состоят из одного слова. Например, пятнадцать, пятьдесят. -,

5. Числительные от 5до 30 склоняются по образцу существительных 3 склонения. +,

6. В предложении числительное может быть только сказуемым. -,

7. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. +,

8. В середине числительных мягкий знак никогда не пишется. -,

9. В составных количественных числительных склоняется каждая часть. +

Работают у доски, взаимопроверка.

4. Первичное усвоение новых знаний

    Открытие нового материала. 10 мин.

Сегодня на уроке мы должны определить роль числительных в предложении. Для этого нужно провести эксперимент. Вы любите цветы? Сегодня мы вырастим 2 цветка: количественное числительное и порядковое. А вот сколько лепестков будет у каждого из них, зависит от того, как мы поработаем.

Наша цель: создать схемы- цветы. (Рисунок на доске).

    РАБОТА В ГРУППАХ: определить синтаксическую роль числительного.

1: Порядковые.

2: Количественные.

Определяют роль числительных.

Формулируют правило.

Оценивают свою работу

5. Первичная проверка понимания

    Рисование цветка-схемы.

    Работа с учебником.

Создают схему.

Читают правила в учебнике, сравнивая с ответом

6.Первичное закрепление.

РАБОТА В ГРУППАХ: 10 мин.

    Карточка №1.

2. Карточка №2. Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

3. Творческое задание.

Записывают предложения в исправленном виде , определяют роль числительных, выполняют задания в соответствии с учебной задачей.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

    Тест. 5 мин.

А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном.

1. Найдите правильное определение количественного числительного.

А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.

В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?

2. Закончите определение.

А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…

Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…

В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…

2. РАБОТА В ГРУППАХ: За следующее задание можно получить хорошую отметку.

В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна.

выполняют задания в соответствии с учебной задачей.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Д.З.: пар. 56, упр. 419 или упр. 421

Записывают в дневники д.з.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Интеллектуальная разминка. 5 мин.

Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора , полтораста, Какие у вас получились слова?

Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые

Одна целая и пять десятых – дробное числительное.

Игра «Интервью».

Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

Оценивают результаты своей работы

1: Порядковые. Два умножить на два. Дважды два – четыре. Нужно решить 2 задачи. В 8 часов я иду в школу. Мне нравится число «пять».

2: Количественные. Я живу на третьем этаже. Мальчиков мы будем поздравлять двадцать третьего февраля. Я была первой в классе. Восьмое марта – Международный женский день.

1: Порядковые. Два умножить на два. Дважды два – четыре. Нужно решить 2 задачи. В 8 часов я иду в школу. Мне нравится число «пять».

2: Количественные. Я живу на третьем этаже. Мальчиков мы будем поздравлять двадцать третьего февраля. Я была первой в классе. Восьмое марта – Международный женский день.

    Карточка №1.

Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

    Из семьсот пятьдесят вычесть два.

    По обоим сторонам дороги возвышались горы.

3. Обеих братьев приняли в спортивную школу.

4. Двое зайчат, двое девочек, двое ножниц.

2. Карточка №2. Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

1.Трое подруг ехали в трамвае.

2.Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

3. По обоим сторонам дороги тянулся густой лес.

4. Трое учеников, трое саней, трое мастериц.

    Карточка №1.

Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

    Из семьсот пятьдесят вычесть два.

    По обоим сторонам дороги возвышались горы.

3. Обеих братьев приняли в спортивную школу.

4. Двое зайчат, двое девочек, двое ножниц.

2. Карточка №2. Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните как член предложения.

1.Трое подруг ехали в трамвае.

2.Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

3. По обоим сторонам дороги тянулся густой лес.

4. Трое учеников, трое саней, трое мастериц.

3. Творческое задание.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных, определите их синтаксическую роль.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

3. Творческое задание.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных, определите их синтаксическую роль.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

1. Понятие об имени числительном.

Числительное – это самостоятельная часть речи, к которой относятся слова, обозначающие

Числа (дважды два – четыре),

Количество предметов (четыре стола) или

Порядок предметов при счете (пятый дом)

и отвечающие на вопросы сколько ?, который ?

Схема 1. Числительное как часть речи

2. Разряды числительных.

С точки зрения значения и грамматических признаков числительные принято делить на группы, или разряды.

Разряды – группы слов, объединенных общим значением и имеющих одинаковые грамматические характеристики.

Числительные делятся на количественные и порядковые.

К количественным числительным относят слова, обозначающие количество (пять домов),

число (пять не делится на два без остатка), номер предмета (дом номер пять ).

К порядковым числительным относят слова, обозначающие порядок следования предметов при счете (пятый дом).

Схема 2. Разряды числительных

3. Количественные числительные.

Внутри группы количественных числительных с точки зрения значения и грамматических свойств можно выделить следующие подгруппы:

Количественные числительные, обозначающие целые числа,

Количественные числительные, обозначающие дробные числа,

Собирательные числительные.

Количественные числительные, обозначающие целые числа, – это числительные, называющие количество чего-либо в целых единицах: два стола, пять билетов, тридцатьтри корабля. Отметим, что данные слова сочетаются с существительными, которые называют предметы, поддающиеся счету (нельзя сказать два золота или три молодежи).

Эти слова изменяются по падежам (пять, пяти, пятью ) и не имеют категорий рода и числа (кроме числительных один, два ). Слово один может иметь формы мужского, среднего и женского рода: один, одно, одна и форму множественного числа: одни .

Числительное два/две изменяется по родам, сохраняя различия по роду в И.п. и В.п.: две рубашки, два стола.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество (две третьих, ноль целых семь десятых ). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными: две третьих стола, одна десятая молодежи, три пятых золота.

Слова этой подгруппы изменяются по падежам: три четвертых, трёх четвертых и т.д., но не имеют рода и числа.

Исключение составляют числительное полтора , которое имеет две формы: м. и ж. р. (полтора месяца, полторы минуты), а также дробные числительные, в состав которых входят числительные один и два . При этом, сохраняя категорию рода, данные слова в составе дробных числительных по родам не изменяются и всегда используются только в форме ж. р. Одна седьмая стола, две пятых книги .

Последняя подгруппа количественных числительных – собирательные числительные. К этой подгруппе относятся 10 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба/обе .

Все эти слова изменяются по падежам (двое, двоих, двоим и т.д.).

Слово оба/обе изменяется по падежам и по родам, где оба – форма мужского и среднего рода, обе – женского рода.

4. Строение (структура) имен числительных.

По своей структуре числительные могут быть простыми, составными и сложными.

Простые числительные состоят из одного слова (восемь, пять, двадцать ). Составные – из двух и более (восемьдесят два, пятьдесят три, пятьсот двадцать пять ).

С точки зрения количества корней в слове также выделяют сложные числительные. К ним относят слова, содержащие более одного корня. Слова пятьдесят, шестьдесят, семьдесят являются сложными, т.к. имеют два корня.

Дробные числительные – составные (три десятых ), числительное полтора – простое, числительное полтораста – сложное.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Схема 3. Структура числительных

5. Синтаксическая функция числительных.

В предложении количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят. Таким образом, они могут быть любым членом предложения, которым может быть существительное.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком (А. Пушкин).

(…) И выбор мой благословляет лишь три любимые лица. (Б. Ахмадулина).

На них он выменял борзые три собаки!!! (А. Грибоедов).

Порядковые числительные являются либо определениями, либо частью сказуемого.

Все повторяю первый стих… (М. Цветаева).

Сто первым я не буду никогда! (Е. Евтушенко).

Домашнее задание (Источник)

Упражнение 1.

Запишите текст, определите разряды числительных.

22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.

Как важно бывает правильно ответить на вопрос сколько?! От правильного ответа могут зависеть и наши потери, и наши приобретения. На данном уроке вы узнаете, как правильно склонять количественные числительные, обозначающие целые числа.

1. Значение дробных числительных и их сочетаемость с именами существительными

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробные количества (две третьих, 0,7 и пр.). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными. Две третьих стола. Одна десятая молодежи. Две пятых золота.

Однако числительные данного разряда не могут сочетаться с одушевленными существительными. Исключение составляет слово полтораста (= полторы сотни = 150). Мы не можем сказать, например, полторы собаки и можем сказать полтораста собак .

Из полу́тораста собак южнорусских овчарок было всего пять.

Слово полтораста хоть и является дробным, поскольку полтораста – это полторы сотни, но называет целое количество, т. к. полторы сотни – это 150. Именно поэтому полтораста является единственным дробным числительным, которое сочетается с одушевлёнными существительными.

2. Структура дробных числительных

По своей структуре все дробные количественные числительные являются составными, т. е. состоят из 2-х и более слов. Три десятых, семь восьмых, три четвёртых. При этом первая часть дробных числительных представлена целым количественным числительным, а вторая часть – порядковым числительным.

Исключение составляют числительные полтора/полторы и полтораста , поскольку они состоят из одного слова, в отличие от остальных дробных числительных. При этом полтора – простое, полтораста – сложное.

3. Морфологические признаки

Все дробные количественные числительные изменяются по падежам.

Числительное полтора изменяется по родам и имеет формы м. и ср. р. и форму ж. р: полтора и полторы . Полтора месяца, полтора яблока, полторы недели.

Как вы помните из предыдущего урока, числительные один и два тоже имеют категорию рода (один – одна – одно, два – две ). Попадая в состав дробного числительного, эти слова сохраняют родовую характеристику, но используются только в форме ж. р.: одна десятая, две десятых, одна восьмая, две восьмых и т. д.

4. Склонение дробных количественных числительных

С точки зрения структуры в группе дробных количественных числительных представлено 2 подгруппы:

§ простые (несоставные) числительные (полтора, полтораста )

§ составные числительные (все остальные, напр. 2/5).

Числительные первой подгруппы полтора/полторы и полтораста имеют 2 формы: И. п. и В. п. (полтора/полторы и полтораста ) и форму для остальных падежей (полу́тора, полу́тораста ).

Таблица 1. Склонение числительных полтора, полторы, полтораста

В числительных второй подгруппы – в составных дробных числительных – склоняются обе части: первая часть склоняется как соответствующее целое числительное, вторая – как порядковое числительное во мн. или ед. ч. (одна седьмая, три седьмых и т. д.).

Таблица 2. Склонение составных дробных числительных

5. Синтаксические характеристики

Существительные, употребляющиеся с дробными количественными числительными, стоят в форме Р. п. ед. или мн. ч. Форма числа существительного зависит от смысла.

Сравните: Одна вторая груши и одна вторая груш , две третьих стакана и две третьих стаканов . Т. е. ед. ч. = часть одного предмета, мн. ч. = часть общего количества предметов.

В предложении дробные количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят.

Мы не виделись полтора года .

Мировой океан занимает три четвертых планеты .

На вопрос имя числительное и его синтаксическая роль заданный автором Ѐуся лучший ответ это





Ответ от роспуск [новичек]
Разве вы это хотите


Ответ от Двутавровый [новичек]
Ответ неполный. Порядковые числительные редко, но бывают обстоятельствами. Пример: Около тысяча двести семьдесят пятого года до новой эры в Трое произошло извержение. (Около) тысяча двести семьдесят пятого (года) - обстоятельство.



Ответ от Даниил Кузнецов [новичек]
При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей) .
Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения:
подлежащим (три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба, третий лишний) ;
вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым) ;
быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила) .
Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения) . Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми) .
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок) , но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний.


Ответ от Dfhk hfik [новичек]
При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей) .
Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения:
подлежащим (три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба, третий лишний) ;
вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым) ;
быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила) .
Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения) . Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми) .
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок) , но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний.


Ответ от Анна Крид [новичек]
При анализе синтаксической функции числительного сначала следует определить, употребляется ли числительное изолированно или в составе количественно-именного словосочетания (две сестры, оба друга, трое детей) .
Имена числительные, употребленные изолированно, могут быть разными членами предложения:
подлежащим (три – это число, трое вызвались помочь, виноваты оба, третий лишний) ;
вляться именной частью составного сказуемого (дважды два – четыре, в очереди он был вторым) ;
быть прямым или косвенным дополнением (к четырем прибавили два, двоих она усыновила) .
Количественные числительные в именительном и сходном с ним винительном падежах, сочетаясь с существительным, являются главным словом синтаксически связанного словосочетания, управляя существительным в родительном падеже единственного или множественного числа (Мартышка съела четыре банана (пять бананов) – числительное четыре (пять) входит в состав синтаксически связанного словосочетания, которое в предложении играет роль дополнения) . Выступая в других падежах, количественное числительное является зависимым словом в свободном словосочетании, согласуясь с существительным, играет роль согласованного определения (К нам подошла женщина с двумя детьми) .
Порядковые числительные чаще всего выступают в роли согласованных определений (Второго урока не было. Только с третьей попытки спортсмену удался прыжок) , но могут также входить в состав синтаксически связанных (Первые из идущих уже увидели дом лесника) и фразеологически связанных (Он мне не родственник, а седьмая вода на киселе) словосочетаний.

Предложение является одной из основных единиц синтаксиса. Оно представляет собой законченную мысль и может состоять из одного и более слов. С грамматической точки зрения в предложении есть члены - главные (подлежащее и сказуемое), а также второстепенные (это Какова же синтаксическая роль той или иной части речи в предложении? С этим вопросом постараемся разобраться ниже: мы будем рассматривать только

Синтаксическая роль существительного

Как правило, выступает в роли главного члена предложения или дополнения. Но особенность этой части речи в том, что она может стать любым членом предложения. В своей основной роли существительные могут определяться, например, прилагательными, местоимениями, причастиями, с согласованием в таких категориях, как род, число и падеж. Также существительное может составлять синтаксические конструкции с глаголами, наречиями и предикативными словами.

Синтаксическая роль имя прилагательного

Наиболее частая роль прилагательного в предложении - согласованное определение, но она не единственная. Имя прилагательное также может выступать в качестве подлежащего или именной части составного сказуемого. Для прилагательных в краткой форме характерно выступать только в роли сказуемого.

Синтаксическая роль наречия

Обычной ролью наречия является обстоятельство - образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени. Однако иногда оно может быть сказуемым. Есть также отдельная группа наречий, которые в предложении играют роль союзных слов.

Синтаксическая роль глагола

Глагол обычно выступает в роли сказуемого. Инфинитив (если не помните - это также может входить в составное сказуемое, либо представлять собой подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство.

Синтаксическая роль причастия

Причастие обладает теми же грамматическими свойствами, что и прилагательное, поэтому в предложении нередко выступает в качестве согласованного определения. Однако его родство с глаголом также позволяет причастию в некоторых случаях быть именной частью составного сказуемого, но это характерно только для кратких форм. Кроме того, причастие с зависимыми словами образует так называемый который, являясь неделимой конструкцией, может быть практически любым второстепенным членом.

Синтаксическая роль деепричастия

Деепричастие в предложении выступает только обстоятельством. Однако в составе оно может стать другим второстепенным членом предложения, но важно помнить о том, что оборот рассматривается как единое целое.

Синтаксическая роль местоимения

Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения - в зависимости от контекста.

Синтаксическая роль числительного

Числительные в предложении могут быть как подлежащим и сказуемым, так и определением или обстоятельством времени. Как видим, ничего сложного.