Социальные изменения и развитие общества

Философы выделяют два основных пути прогрессивного развития человеческого общества - эволюцию и революцию.

Эволюция - это медленное, постепенное количественное изменение существующих общественных отношений, экономического и социаль­но-политического строя, приводящее, в конечном счёте, к их качест­венному преобразованию.

Эволюционное развитие общества может осуществляться созна­тельно. Тогда они приобретают форму социальных реформ.

Реформа - это преобразование какой-либо стороны общественной жизни или общественных институтов при сохранении основ сущест­вующего социального строя, осуществляемое государством.

Реформы направлены на усовершенствование различных сфер общественной жизни, на улучшение экономического, социального, политического положения населения и расширяют возможности для удовлетворения их основных потребностей.

Направления реформ в современной России:

^ социальные - пенсионная реформа, реализация националь­ных проектов: «Здоровье нации», «Материнский капитал», «Жильё молодой семье», «Образование» и т.д.;

^ политические - изменения в политической сфере обществен­ной жизни, в Конституции, в избирательной системе, борьба с коррупцией и т.д.;

^ экономические - приватизация, меры по преодолению фи­нансового кризиса, денежные реформы;

^ в духовной сфере - реформа образования, попытка создать национальную идею, интегрирующую россиян, возрождение исторических традиций, пропаганда гражданственности, пат­риотизма и т.д.

Степень реформистских преобразований может быть очень су­щественной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в на­чале 90-х гг. XX в.

Эволюция может осуществляться стихийно, например, в резуль­тате разделения труда происходило разграничение обязанностей и ро­лей между людьми, это породило процесс дифференциации в обще­стве.

Другим примером является постоянный процесс повышения среднего уровня жизни населения планеты. В данном случае значи­мую роль играют инновации.

Инновация - рядовое, однократное улучшение, связанное с повыше­нием адаптационных возможностей социального организма в опреде­лённых условиях.

Таким образом, механизм эволюции вытекает из самой природы человеческого общества - потребности в самореализации и улучше­нии общества, повышении качества жизни.

Однако социальная эволюция при определённых обстоятельствах иногда наталкивается на такие преграды, устранить которые с помо­щью реформ оказывается невозможно, и тогда общество становится на путь социальной революции.

Революция - коренное, качественное изменение всех или большин­ства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существую­щего социального строя.

Признаки революции:

  • это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
  • носят общий, фундаментальный характер;
  • как правило, опираются на насилие;
  • организуются сознательно;
  • вызывают необычайно сильные эмоции и массовую актив­ность.

Революция - захват насильственными методами государствен­ной власти лидерами массовых движений и последующее использо­вание её для крупномасштабного реформирования всех сфер обще­ственной жизни.

Г. Гегель не считал революцию нарушением нормального хода истории. Напротив, революция есть закономерный перерыв в не­прерывности исторического процесса, скачок в развитии общества. Но революция, по его мнению, играет в истории преимущественно разрушительную роль, освобождая общество от преград, мешающих его свободному развитию. Положительное творчество реализуется только путём постепенного развития.

Наиболее обстоятельно теория революции разработана в марк­сизме. Карл Маркс утверждает, что социальная революция сметает все преграды с пути исторического прогресса и открывает перед ним новые горизонты. Она означает гигантский скачок в общественном развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социаль­ной жизни. Поэтому революции - это «локомотивы истории».

Экономической основой социальной революции является кон­фликт между производительными силами и производственными от­ношениями.

Противники марксизма активно разрабатывали идею неэффек­тивности социальных революций. Революции, по их мнению, могут превращаться в свою противоположность и вместо освобождения нести народам новые формы насилия и угнетения.

По мнению П. Сорокина, революция есть худший способ улучше­ния материальных и духовных условий жизни народных масс, потому что она не увеличивает, а сокращает все базовые свободы, не улуч­шает, а скорее ухудшает экономическое и культурное положение ра­бочего класса. Философ отдаёт предпочтение эволюционному пути развития общества.

Социальная революция - это крайняя форма разрешения соци­альных противоречий. Она возникает не по желанию или произво­лу отдельных лиц или партий, а является необходимым следствием предшествующего развития общества и становится исторически не­обходимой только при наличии определённых объективных условий и обстоятельств. Сейчас только крайние экстремисты рассматривают революцию как единственное средство преобразования общества. Современные марксисты отказались от революционных методов борьбы за власть и в основном опираются на демократические и пар­ламентские формы.

Революцию можно рассматривать как коренное преобразова­ние в любой области человеческой деятельности, влекущее за собой радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, связанное с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Различают революции:

  • неолитические (переход от добывающего к производящему хо­зяйству, т. е. рождение земледелия и скотоводства);
  • промышленные (переход от ручного труда к машинному, от ма­нуфактуры к фабрике);
  • культурные (коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни);
  • «зелёные» (процесс внедрения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, пути, методы и средства резкого повышения продуктивности растениеводства, его предпосылкой

стало выведение в середине 1950-х гг. новых гибридных высоко­урожайных сортов продовольственных зерновых культур; демографические (коренные изменения в воспроизводстве насе­ления в процессе его исторического развития); научные (радикальное изменение процесса и содержания науч­ного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фунда­ментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материаль­ных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организа­ции знания).

В обществе, чаще всего, употребляется такой термин, как социальное развитие. Он обозначает какие-либо улучшения, несущие за собой положительные результаты. Однако также существуют и социальные изменения, обладающие в целом нейтральным эффектом. Они не содержат оценочного компонента. То есть, социальное развитие - это определенные процессы, имеющие положительный результат. Изменения же достаточно нейтральны. Они просто происходят вследствие каких-либо исторических процессов.

Социальные изменения можно подразделить на несколько уровней. Рассмотрим их все. Краткосрочные изменения протекают в сжатые временные сроки. К примеру, это может быть организационная перестройка органов власти. Долгосрочные изменения требуют на свое осуществление большой объем времени. К примеру, это может быть перестройка нравов, норм или традиций людей.

Выделяются также частичные социальные изменения. Их отличительной особенностью является то, что они затрагивают лишь отдельные сегменты действительности. К примеру, это может быть перестройка промышленностью или системы высшего образования. Также существуют изменения, касающиеся большинства

Рассматриваемые изменения затрагивают, прежде всего, различные В частности, группы и общности, определенные процессы, организации. Социальные изменения могут происходить на уровне межличностных отношений. К примеру, видоизменяются функции и структура семьи. Перестройка может происходить и на уровне различных институтов и организаций. К примеру, социальное изменение может затронуть образование и науку. Перестройка происходит и на уровне малых и больших групп. В частности, видоизменяется структура рабочего класса, появляются новые Перестройка может происходить на глобальном уровне. К примеру, сюда можно отнести экологические угрозы, миграционные процессы.

Социальные изменения можно подразделить на четыре категории. Определяются они, исходя из того, какая именно сфера подвергается перестройке. Рассмотрим все четыре категории.

Существуют структурные социальные изменения. К примеру, они могут касаться семейного института. Межличностные отношения могут изменяться в сторону моногамии или полигамии, многодетности или малодетности. Перестройка может касаться и профессиональных групп, нации, структуры власти и управления, общества в целом. Сюда можно отнести изменения, затрагивающие науку, систему образование, религию.

Перестройка может происходить и в каких-либо То есть, касающиеся взаимоотношений между различными обществами, личностями, институтами и структурами. К примеру, в области равноправия, солидарности, подчиненности, толерантности и так далее.

Функциональные изменения затрагивают функции различных организаций, систем и институтов. Так могут возникнуть новые функции, либо совершенствуются прежние. Рассмотрим простой пример. В связи с новой Конституций РФ существенно изменились функции законодательной и исполнительной власти.

Перестройка затрагивает и духовные сферы. В частности, может измениться структура мотивации коллективной и индивидуальной деятельности. Перестройка затрагивает ценности, нормы, цели, идеалы людей. К примеру, при переходе к рыночной экономике значительно изменилась мотивационная структура общества. Сигналом к деятельности служит личный денежный заработок, обогащение, восхождение по карьерной лестнице. Подобные изменения влияют на мысли, ценности, мировоззрение и нормы больших общественных групп.

Прежде чем рассмотреть механизм изменения социальных отношений, необходимо вкратце затронуть вопрос о структуре социального отношения - клеточки общественных связей. Минимально оно состоит из двух субъектов, потенциального или реального взаимодействия между ними, а также объекта, на который направлены их интересы (рис. 8). Если раскрыть содержание взаимодействия между субъектами, то оно сведется к статусам (положениям) субъектов относительно друг друга или (и) действиям одного из них или обоих, направленным на удовлетворение интереса. Действие (поведение) распадается на элементы объективного (внешнего, физического) и субъективного (внутреннего, психологического) характера.

Рис. 8.

Возьмем, например, трудовые отношения в условиях рыночного хозяйства. Субъекты - наемный работник и предприниматель. Взаимодействие между ними - права и обязанности каждого, касающиеся трудового процесса, оплаты труда, социальных гарантий и т. п. Объект интересов - труд и его эквивалент (оплата труда). Все эти элементы весьма значимы для названных двух индивидов, а еще большее значение они приобретают в социальном масштабе, когда речь идет не о двух субъектах, а об «армии наемных рабочих» и «армии предпринимателей».

Здесь впору обратиться к марксову «Капиталу», но мы ограничимся более скромной задачей анализа механизмов возникающего конфликта.

В какой части этой конструкции может начаться ее деформация? По какой причине? На эти вопросы нельзя дать однозначный ответ. По оуществу, изменение отношений между двумя субъектами может начаться с любого элемента: целей, мотивов поведения, внешних действий, интересов, а также и с привходящих обстоятельств (таких, например, как обстановка взаимодействия субъектов, действия третьих сил). Тем более сложно определить в теоретическом рассуждении начальный момент деформации общественных отношений как массового, социального явления, особенно если учесть, что в разных сферах жизни эти изменения могут иметь различные причины.

Так, трудовые отношения могут быть нарушены из-за невыполнения одним из субъектов своих обязанностей. Распространенной причиной трудовых конфликтов в наше время являются и внешние для производства факторы: рост цен, плохие жилищные условия, национальная напряженность и др. Все они способны вызвать изменение требований к работодателям, повлечь забастовки и другие действия. Вместо гармоничных трудовых отношений прошлых лет, хотя и скрывавших под собой глубокое социальное неблагополучие, мы теперь имеем дело с прямыми конфликтами на производстве, чреватыми дальнейшим развалом экономики.

И все же о механизме деформации социальных отношений в целом можно сказать следующее. Во-первых социальные отношения более устойчивы, чем социальные ценности, и для того чтобы их изменить, нужны гораздо более веские объективные причины. Этим объясняется относительная устойчивость социальных (классовых, национальных, групповых и т. д.) связей в обществе по сравнению, например, с социальными предпочтениями, настроениями, модой и др.

Во-вторых, изменения в социальных отношениях, как мы увидим далее, чаще всего следуют за изменениями в других элементах общественной жизни. Забастовки, межнациональные конфликты, вооруженные столкновения не начинают, а завершают процесс социальной напряженности в городе, области, регионе. Да и сама интенсивность изменений в социальных отношениях отражает характер и глубину деформаций в элементах, рассмотренных выше: ценностных ориентациях, институтах, нормах. Можно, видимо, сказать, что общественные отношения деформируются тем сильнее, чем более серьезно искажены ценностные ориентации в тех или иных слоях населения, чем менее эффективны социальные нормы и институты, действующие в сфере взаимоотношений людей.

Анализ изменений в социальных отношениях в последние годы производился социологами неоднократно. Наиболее наглядны изменения в межнациональных отношениях. Известно, что в кризисные периоды некоторые межнациональные процессы принимают социальную окраску. Именно это стало характеризовать положение дел в ряде регионов страны. «Парад суверенитетов-» привел к противопоставлению местного и центрального руководства, людей разных.национальностей и религий, к возбуждению национальной розни и конфликтов. Нечего и говорить о том, что тезис о «дружбе народов СССР» оказался несостоятельным; принципы интернационализма сменились явными проявлениями национализма и великодержавного шовинизма.

Вместе с тем социально-психологические исследования показали, что многие негативные процессы и проявления в сфере межнациональных отношений довольно поверхностны. По итогам выборов в Верховный Совет РСФСР в феврале 1990 г. и народных депутатов СССР в 1989 г. сторонники «национал-патрнотлче-ского блока» в среднем набрали 2-4% голосов избирателей. «Державные» типы массового сознания, по мнению специалистов, оказывают влияние примерно на 20% населения России. По тем же данным, положительное отношение к обществу «Память» высказали около 14% опрошенных . Когда речь идет о бытовых, повседневных связях и отношениях людей на межличностном уровне, то националистические проявления отступают на задний план, верх берут традиционные чувства соседства, землячества, дружбы, знакомства, товарищества. Это говорит о том, что интернационализм, как черта психологии основной массы населения, не утрачен, а только засорен, деформирован.

Если вернуться к перечню видов социальных отношений, приведенному в предыдущем параграфе, то в целом можно сказать, что при деформациях происходит переход от отношений сотрудничества к конфликтам, противостоянию, борьбе. В конечном счете намечается разрыв социальных отношений, их атомизация. А распад социальных связей - это уже верный признак глубокого кризиса в обществе.

  • См.: Углубление социальной дезинтеграции в 1990 году... С. 33 и след.

Социальные объекты и процессы, составляющие общество как социальную систему, непрерывно изменяются: совершенствуются или, наоборот, деградируют, порождая сложные противоречия, которые стимулируют развитие общества в целом, и его относительно самостоятельных частей.

Социальные изменения - это переход общества и составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое.

Отдельные, частные изменения в обществе постепенно, за счет накопления различий и их последующей интеграции превращаются в глобальные изменения. Они отражаются:

В накоплении и передаче опыта предшествующих поколений;

В способах производства товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни членов общества;

В социально-классовой структуре общества;

В характере взаимоотношений между индивидами и социальными группами.

В основе социальных изменений лежат противоречия, связанные с несовпадением интересов и целей индивидов и разных социальных групп. Если противоречия своевременно не устраняются, возникают социальные конфликты, которые ведут к дестабилизации общества в целом. Разрешение противоречий происходит через определенные изменения в структуре и функциях социальных общностей.

Нередко сложности возникают в отношениях между личностью и обществом, связанные с неспособностью людей, воспитанных в иных общественных отношениях, адаптироваться к условиям жизни.

Проблема социального выбора рельефно проявляется в кризисе социальных ролей, т.е. стереотипов поведения, которые соответствуют ожиданиям общества применительно к носителям тех или иных социальных функций.

Социальное развитие - необратимые изменения в обществе, связанные с качественно новым, более высоким состоянием его структуры и функций. Иначе говоря, это поступательное движение общества от низших форм к более совершенному состоянию.

Существуют два пути развития общества: эволюционный и революционный.

Социальная революция в отличие от реформы - это резкое изменение социальной системы, скачкообразный переход к новым общественным отношениям. Сопровождается открытым столкновением сил, находящихся у власти, но теряющих свое привилегированное положение, и социальных групп, которые не устраивает их второстепенное место в обществе.

В противоположность разрушительным социальным, революциям возможен эволюционный (реформистский) путь развития общества. Он предполагает:

Постепенное проведение изменений под контролем властей;

Поэтапное улучшение социальной системы в сторону повышения устойчивости и эффективности функционирования;

Стремление решать острые вопросы демократическим путем (на референдумах или путем всенародных обсуждений);

Законодательный запрет на призывы к насильственному свержению существующего строя.

Реформистский путь развития общества - это мягкий и наиболее целесообразный способ устране­ния социальных противоречий, направленный на созидание, а не на разрушение.

3.3 Социальная деятельность и социальное взаимодействие

Социальная деятельность - регулярно повторяющееся вмешательство индивидов или групп людей (субъектов деятельности) в социальные процессы (объекты деятельности) с целью изменить и подчинить их своим интересам. Это форма активного взаимодействия человека с социальной средой, сознательно направленного на преобразование внешних условий его существования, а также изменение взглядов, мировоззрения, ценностных ориентации окружающих людей.

Субъекты социальной деятельности - это исполнители конкретных действий. Среди них могут быть: отдельные личности; социальные группы; социальные организации и социальные институты.

Объекты социальной деятельности в данном контексте не что иное, как социальные процессы на всех структурных уровнях функционирования общества.

Социальную деятельность составляют конкретные социальные действия (поступки, акции, шаги), организованно (преднамеренно) или стихийно (спонтанно) осуществляемые людьми с желанием вызвать те или иные социальные последствия (результаты). Иными словами, социальные действия могут осуществляться индивидами или группами людей намеренно, целенаправленно или, наоборот, спонтанно, под влиянием случайных обстоятельств.

Действие следует отличать от поведения. Поведение - это совокупность действий, совершенных индивидом. Определяя, скажем, поведение школьника учитель дает обобщенную оценку совершенных им действий (поступков). Иначе говоря, поступки характеризуют поведение индивида.

Социальное взаимодействие , или интеракция, предполагает регулярное влияние индивидов друг на друга, в результате чего возобновляются и создаются новые социальные связи внутри общностей или между его элементами. В социальном взаимодействии участвуют не менее двух субъектов, которых называют интерактанты. Их интерактивные действия непременно должны быть направлены друг на друга.

Многообразие форм социального взаимодействия в значительной степени детерминируется разнообразием социальных связей между субъектами взаимодействия.

Социальные связи - это взаимозависимости индивидов друг от друга, сложившиеся в процессе совместной деятельности. Социальные связи могут проявляться как социальные контакты (кратковременная, неглубокая связь) или как социальные отношения (сложная система социального взаимодействия, когда поведение одних является причиной деятельности других).

Социальные отношения - это устойчивые, опосредованные формы социального взаимодействия, которые складываются в рамках деятельности социальных общностей и социальных институтов.

Социальные отношения различаются по своему составу и характеру связей:

Между индивидами, например любовь, вражда, обмен товарами или услугами, совместная трудовая деятельность;

Между группами (классами, этническими группами, социальными институтами и другими общностями) по поводу одинаковых или противоположных интересов, часто связанных с распределением результатов общественного труда. Социальные отношения отличаются от простого взаимодействия тем, что они осознаются индивидами как длительные, повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые.

Ключевые понятия: социальные изменения и социальные революции; уровни и направления развития общества; консервативный, реформистский, революционный подходы к трансформации общества; соотношение реформ и революций, причины социальных революций.

Многочисленные, относительно самостоятельные социальные объекты и процессы, составляющие общество как структурно сложную и динамичную социальную систему, непрерывно изменяются. Социальные изменения – это переход общества или составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое. Выступают неизбежным и обязательным признаком любого общества.

Подталкивают общество к дальнейшему развитию социальные противоречия . Однако если они своевременно не устраняются, может произойти социальная революция , то есть глубокий и продолжительный кризис во всех сферах общественной жизни. После революции обычно наступает болезненный процесс становление новых социальных отношений, которые часто оказываются менее эффективными и, нередко, хуже предыдущих.

Социальные изменения и социальные противоречия

Социальные изменения в обществе имеют разнообразные формы проявления:

● в способах накопления, хранения и передачи опыта предшествующих поколений;

● в методах производства товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни членов общества;

● в социально-классовой и профессиональной структуре общества;

● в динамичности социальных норм и ценностей, регулирующих процессы в обществе;

● в характере взаимоотношений между индивидами и многочисленными социальными группами и социальными институтами.

Особые трудности возникают в отношенияхмежду личностью и обществом, когда происходит динамичнаятрансформация социальных отношений, то есть коренное изменение норм и ценностей во всех сферах жизни общества на протяжении короткого промежутка времени. Такие процессы, например, особенно ярко проявились в новых государствах, созданных на территории бывшего Советского Союза сразу после его распада. Социальные изменения в сложившихся условиях неизбежно сопровождали сложные и трудноразрешимыепротиворечия , которые все еще дают знать о себе и в настоящее время.

Социальные противоречия – это столкновение между собой интересов и целей индивидов, различных социальных групп и общества в целом. Противоречия имеют тенденцию накапливаться и усиливаться, если их своевременно не устранять. В этом случае возникнут социальные конфликты , которые могут привести к дестабилизации общественных отношений.

В социальных системах переходного типа, в условиях интенсивной трансформации социально-экономических и политических преобразований общественных отношений, противоречия носят комплексный характер и отличаются высокой динамичностью.

Например, данные анкетных опросов населения одного из областных городов Беларуси показали, что оценки респондентами основных социальных проблем за последние десятилетия распределяются далеко не однозначно. Ниже изложены результаты сравнительных исследований, которые проводились с участием автора по репрезентативной выборке в 1980, 1985, 1990, 1995, 2000 и 2005 годах.

В 1980 году среди наиболее существенных вопросов, требующих немедленного разрешения, на первом месте респонденты назвали «жилищное строительство». Так считали 62% опрошенных. Далее, нерешенные в городе проблемы ранжировались в следующей очередности: «улучшение снабжение продовольственными товарами» (51%), развитие городского транспорта» (46%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (42%). Другие перечисленные в анкете проблемы оказались для респондентов менее актуальными.

Через пять лет, в 1985 году для жителей города особенно важным стало: «жилищное строительство» (73%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (52%), «улучшение работы лечебных учреждений» (52%), «улучшение снабжения продовольственными товарами» (37%) и «увеличение ассортимента промышленных товаров» (35%).

Характерными для своего периода стали ответы 1990 года. В числе самых приоритетных проблем респонденты назвали: «улучшение снабжения продовольственными товарами» (87%) и увеличение ассортимента промышленных товаров» (79%). Актуальными оставалось «жилищное строительство» (67%), «улучшение работы лечебных учреждений» (48%) и «борьба с пьянством, хулиганством, другими антиобщественными явлениями» (30%).

Резко отличаются от традиционных оценок ответы 1995 года. Проблема «борьбы с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» выходит в общественном мнении населения города на первое место (73%). Причем, акцент, видимо, делался на последней части этого фактора, включающей в себя борьбу с преступностью. Очень беспокоило респондентов в это время «улучшение работы лечебных учреждений» (71%), «жилищное строительство» (70%) и снова – «развитие городского транспорта» (55%). В 1985 и 1990 годах последней проблемой были озабочены только 18 и 15% жителей города, соответственно.

Данные опроса, проведенного в 2000 году, ранжируются в иной последовательности: «улучшение работы лечебных учреждений» (91%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (80%), «жилищное строительство» (74%), «развитие городского транспорта» (64%).

Заметная положительная динамика обнаруживается в ответах 2005 года: «улучшение работы лечебных учреждений» (73%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (44%), «жилищное строительство» (51%), «развитие городского транспорта» (44%).

В условиях непрерывных перемен в обществе усложняется адаптация конкретных индивидов к новым, быстро меняющимся условиям и жизненным принципам. Постоянно возникает проблема социального выбора, которая рельефно проявляется, когда индивид примеряет на себе новые социальные роли, то есть такие стереотипы поведения, которые соответствуют ожиданиям общества применительно к носителям конкретных социальных функций. Большинство населения оказывается неспособным приспособиться к непривычным для них социальным ролям (например, предпринимателя, фермера и т.п.). Чтобы освоить эти роли, а они часто противоположны тем, к которым людей «обучали» с детства, необходима определенная социальная гибкость и ловкость .

Не всем удается найти себя, свое «Я» в этой ситуации. Особенно трудно приходится поколениям зрелого возраста. Отсюда их стремление реставрировать (реанимировать) прежние социальные нормы , то есть такие правила поведения и такие формы социального контроля , которые бы компенсировали дефицит индивидуальной активности и личных способностей по адаптации к новым ценностям.

Выбор идеалов, приспособление к нетрадиционным социальным ролям, усвоение новых норм и ценностей можно рассматривать как непрерывно продолжающаяся социализации личности или точнее–ее ресоциализация . То есть, этот процесс связан уже не столько с воспитанием личности, сколько с ее «перевоспитанием». Он затрагивает интересы всех членов общества, независимо от возраста и социального положения и требует всестороннего социологического анализа.

Поэтому так важна информаци я о положительных изменениях и проводимых мероприятиях, направленных на устранение противоречий в социальном развитии конкретно каждого населенного пункта. Данные социологических исследований здесь могут занять исключительно важное место.

Уровни социального развития общества

Социальное развитие общества, то есть, необратимые изменения в направлении качественно нового состояния его структуры и функций, или, иначе, это поступательное движение общества от низших форм к более высокому уровню.

В обществе может наблюдаться ускоренное совершенствование или, наоборот, в нем может присутствовать деградация и разрушение . Существуютразличныеуровни (этапы) развития общества

1. Становление социальной системы. Типично после переломных исторических событий, таких как революции, войны, глубокие экономические кризисы. Подобные процессы обычно сопровождаются:

● изменениями социальных норм и ценностей, регулирующих отношения в обществе;

● формированием новых социальных институтов;

● переход к системе иных общественных отношений.

2. Прогресс общества, то есть перевод его в более совершенное состояние. С этой целью используются реформы , направленные на изменение социальной структуры общества и более эффективное взаимодействие между составляющими элементами. Подобные процессы нередко сопровождаются:

● противоречиями между интересами, взглядами, идеями, определяющими возможные пути развития общества;

● сопротивлением социальных групп и слоев общества, интересы которых не учтены в реформах;

● скептицизмом консервативной части общества, у которой все новое всегда вызывает сомнения.

3. Воспроизводство социальных отношений в традиционном состоянии, которое сложилось в предшествующие годы. Ставится главная задача сохранить общество в первоначальном состоянии. Это консервативный подход к социальному процессу, ориентированный на застой в общественных отношениях. Здесь в социальных процессах проявляются две противоположные тенденции:

● стремление к сохранению существующей социальной системы;

● попытки ее изменить, перевести в режим реформ или революций.

Если первая тенденция поддерживается теми, кто в сложившихся социальных условиях уже достиг определенных успехов, то второй вариант инициируется теми слоями общества, для которых нет перспектив улучшения своего положения в рамках действующей системы.

4. Распад социальной системы – это процесс постепенного или революционного разрушения социальной системы, связанные с кризисом власти и ее неспособностью устранять возникающие противоречия :

В таком обществе взаимодействуют социальные группы, у которых различные, часто противоположные интересы. Поэтому всегда существует ситуации, порождающие социальную напряженность. Одних устраивает общество, в котором они живут. Поэтому они стремятся его сохранить. Другие пытаются его усовершенствовать, не меняя основ. Третьи стремятся разрушить социальную систему, заменив ее более выгодной для них.

Соотношение реформ и революций

В соответствии с перечисленными выше позициями в отношениях к обществу складываются три, трудно совместимых друг с другом позиции:

1. Консервативный подход (от лат conserver: сохранять, охранять) – согласие с господствующими общественными отношениями. Общество принимается таким, какое есть. Его не хотят изменять.

2. Реформистский подход (от лат. reformare: преображать, исправлять) – стремление частично изменить общество, слегка его подправить, используя реформы . К реформам склонны правящие группы, делая этим уступки массам, чтобы сохранить свои лидирующее положение в обществе.

3. Революционный подход (от лат. revolution: поворот, переворот) – связан со стремлением коренного, радикального изменения общественных отношений с помощью революции . Проявляется в требовании слома старой социальной системы и замены ее на новые общественные отношения, более соответствующие интересам тех социальных групп, которые в прежних условиях относились к числу угнетенных.

Социальная революция, в отличие отреформы – это резкое изменение социальной системы, скачкообразный переход к новым общественным отношениям. Оно сопровождается открытым столкновением сил, находящихся у власти, но теряющих свое привилегированное положение, с социальными группами, которых не устраивает их положение в обществе.

В канун социальных революций противоречия предельно обостряются:

● центробежные тенденции начинают преобладать над интеграционными процессами;

● принятые властями решения саботируются, не выполняются;

● резко усиливается недовольство масс;

● популярными становятся лозунги, направленные на разрушение, а не на созидание;

● появляются новые, харизматические личности, которые используют недовольство масс для собственного прихода к власти.

Социальные революции возникают в результате воздействия сложного комплекса экономических, политических, психологических и т.п. условий и факторов. В науке конкурируют различные точки зрения на причины революций.

К примеру, К. Маркс полагал, что революции происходят в результате обострения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. В. Ленин дополнял этот вывод необходимостью революционной ситуации: кризиса «верхов», которые не могут управлять «по старому» и обнищание «низов», которые не хотят жить «по старому».

Известный социолог П. Сорокин считал причиной социальных революций невозможности удовлетворения «базовых инстинктов» большинства людей. К ним он относил: потребности в пище, одежде, жилье, самосохранении, продолжении рода, а также в свободе, самовыражении, состязательности и творческой деятельности.

Многие современные авторы , причины революций объясняют стремлением людей к равенству и связанных с этим комплексом социальных противоречий, которые нередко приобретают антагонистический характер.

Неизбежные разрушительные последствия социальных революций для общества нежелательны. Наиболее целесообразен эволюционный путь социальных изменений. Он предполагает:

● поэтапное реформирование социальной системы в сторону повышения устойчивости и эффективности функционирования;

● постепенное проведение преобразований в обществе под контролем государственных институтов;

● стремление решать острые вопросы демократическим путем (на референдумах или путем всенародных осуждений;

● конституционный запрет на призывы к насильственному свержению существующего строя.

Все это в совокупности представляется мягким и наиболее эффективным способом устранения социальных противоречий в обществе, направленным на созидание, а не разрушение.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Социальные изменения в обществе и глобальные изменения в мире. Основные формы проявления социальных изменений.

2. Неизбежность социальных противоречий в условиях социальной трансформации общества.

3. Что такое «кризис социальных ролей»? Какими причинами он обусловлен?

4. Признаки и основные черты социального развития общества. Уровни (этапы) развития общества.

5. Какими чертами характеризуется становление социальной системы?

6. Особенности прогрессивного варианта развития общества.

7. Какие тенденции доминируют при воспроизводстве социальных отношений?

8. С какими факторами может быть связан распад социальной системы?

9. Три точки зрения на развитие общества:

9.1. Особенности консервативной позиции. Кто ее сторонник?

9.2. На каких принципах, и каких социальных группах основывается позиция консерватизма?

9.3. В каких случаях проявляется и чем обусловлены революционные изменения общества?

10. Что такое социальная революция? Как она соотносится с реформами?

12. Преимущества эволюционного пути развития общества.

Дополнительная литература к главе 4

Дмитриева Е.В. От социологии медицины к социологии здоровья Социологические исследования, 2003, № 11.

Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности // Социологические исследования, 2003, № 12.

Науменко Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания // Социологические исследования, 2003, № 9.

Нечаев В.Я. Институционализация как феномен и категория социологии // ВМУ, серия 18, 2001, № 3.

Ротман Д.Г., Веремеева Н.П., Левицкая И.В., Правадивец В.В. Белорусский вариант харизмы // Социологические исследования, 2003, № 3.

Самсонова М.Н. Политическая социализация российских школьников // ВМУ, серия 18, 2001, № 3.