Ст.м. Новокузнецкая

Вопреки известному мнению, название станции "Новокузнецкая" не имеет никакого отношения к городу Новокузнецк, ибо тот в то время назывался Сталинск. В проекте станция носила название "Климентовский переулок", а "на выходе" станцию "окрестили" по Новокузнецкой улице. Изначально название писалось через дефис — "Ново-Кузнецкая", но потом упростили и получилось то, что мы имеем сейчас.


1. Итак, Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне "Площадь Свердлова" ("Театральная") — "Павелецкая".

2. Имеется наземный вестибюль в форме ротонды, облицованный изнутри мрамором «уфалей» (авторы — И. Г. Таранов, Н. А. Быкова). Внутреннюю отделку вестибюля украшают барельефы работы Г. И. Мотовилова, а также мозаика В. А. Фролова "Парад физкультурников". Выход из вестибюля на Пятницкую улицу.

3. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 37,5 метров). Авторы проекта — И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Отделка из чугунных тюбингов.

4. Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления. Тема оформления — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Из центра зала по эскалаторным наклонам можно осуществить пересадку в оба зала станции "Третьяковская" Калужско-Рижской и Калининской линий.

5. Переход в южный зал сооружён в 1970 году, в этих целях центральный зал "Новокузнецкой" был удлинён. Построенные при этом пилоны заметно отличаются от старых. Переход в северный зал из центральной части станции открыт в 1985 году. В 1996 году был сооружён дополнительный переход в южный зал станции "Третьяковская". В переходе в южный зал станции «Третьяковская» находится мозаичное панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор — Б. В. Покровский); до удлинения центрального зала в 1970 году (в связи со строительством перехода) панно находилось в его южном торце.

6. Пилоны и свод станции облицованы прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами, изображающими эпизоды боевых операций.

7. На потолке, напротив каждого из проходов к платформам, расположены мозаичные панно, выполненные В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии) и посвящённых героическому труду советских людей в тылу.

8. Панно с мирными сюжетами были задуманы ещё до войны и предназначались первоначально для станции "Павелецкая". Зал пересекает ряд торшеров, расположенных под панно.

9. Путевые стены покрыты чёрным мрамором (внизу).

10. Потолочный фриз средней части посадочного зала изображает эпизоды боевых операций. Скульпторы — А. Е. Зеленский, Н. В. Томский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм.

16. Особое место занимают великолепные скамьи из белого сибирского мрамора, которые ошибочно приписываются храму Христа Спасителя.

17. Боковые залы станции освещаются подвесными люстрами, а центральный зал бронзовыми торшерами.

18. Бронзовые скульптурные вставки работы скульптора Н.В.Томского. В центре - щит в обрамлении знамен, оружия и лавровых венков.

Проект станции в 1946 году году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Станции Московского метрополитена отснятые мной в разное время в рамках проекта "". Кто еще не видел, заходите.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Станция метро "Новокузнецкая" - станция открытая во время войны. Станция открыта на действующем перегоне вместе с соседней ст.м. "Павелецкая". Строительство станции во время войны повлияло и на сроки постройки. Эскалаторы должны были производиться в Ленинграде. В итоги их выполняли московские специалисты и сроки открытия станции сдвинулись. Также в блокадном Ленинграде набирали панно по эскизам А.А.Дайнеки. Посмотрим, что еще интересного можно тут увидеть.

ТТХ станции. Станция глубокого залегания, пилонная, имеет один наземный вестибюль.

Начнем с эскизов. Очень это интересное дело.
Вариант архитекторов В.Г. Гельфрейха и И.Е. Рожина. Этот вариант в дело не пошел, однако этот тандем авторов работал над павильоном наземного вестибюля. Тематика оформления станции - героическая борьба советского народа с захватчиками во время Великой Отечественной войны. Интересно, что на тот момент война еще вовсю шла.

А вот проект И.Г. Таранова и Н.А. Быковой. Проект 1937 года. Интересно,что тут предполагалось оставить на своде тюбинги без какой либо обработки. Интересный вариант. Путевую стену также предполагалось украсить. В итоге воплощенный вариант очень похож на этот эскиз. Основной элемент - шикарнейшие лавочки в итоге заняли свое место на станции.

Теперь немного архивных фото. Вот павильон вестибюля. Интересно что подобные круглые павильоны с колоннадой по периметру позже, пусть и в упрощенном виде, получили станции "ВДНХ ", "Алексеевская ", "Рижская ". Обратите внимание на светильники, висящие в проемах.

А вот уже светильники другие, зато входные группы еще деревянные - очень круто смотрятся. Кстати, отчего то при последующей замене входных групп совершенно не учитывали оригинальную раскладку витража, а ведь это тоже часть архитектурного облика. Хотя такое у нас везде. Во многих зданиях при замене окон на современные пластиковые или алюминиевые совершенно не учитывают оригинальную раскладку - от это фасад многое теряет.

Интерьер станции. Изначальный вариант. В 70-е годы центральный зал удлинили, для организации пересадки на Калужско-Рижскую линию. Однако панно, которое видно на фото, сохранили и разместили его в торце уже удлиненного центрального зала. Естественно с панно исчез образ Сталина, его заменил Ленин. Интересна форма стеклянных плафонов торшеров. Тут она плоская.

А позже плафоны установили другие. Интересно почему.

Еще одно фото. Пассажиры приехали на станцию "Новокузнецкая". Скорее всего постановочное фото, снятое ночью, как и многие фото из метро того периода.

1. Ну а теперь вернемся в настоящее. Станция метро "Новокузнецкая" имеет, как уже говорилось, один вестибюль, который расположен в наземном павильоне в виде ротонды. По периметру идут 8 массивных колонн, образуя колоннаду. Сейчас павильон выкрашен в желтый цвет. Есть подозрение, что это не родной цвет. Смотрится не очень.

2. Входные группы тоже в какой-то момент заменили на алюминиевые. Поменяли в том числе и раскладку витража, что конечно не здорово. А вот здорово было бы, если реконструкция докатилась и это этого павильона и ему вернули бы исторический облик.

3. Внутри проходы на вход и на выход идут вдоль центрального "стакана" эскалаторного зала. Отделка стен тут из черного с белыми прожилками камня, входные группы красиво обрамлены светлым камнем.

4. Внутренний "стакан" обрамлен светопрозрачными витражами с симпатичными металлическими решетками в которых такие вот медальоны с буквой "М".

5. Смотрите какие крутые решетки. Кроме того тут присутствуют еще и декоративные медальоны авторства Г.И. Мотовилова. Немного жаль, что они так высоко, многие их вообще не замечают., и не видели их ни разу. Тут же справа окошки касс.

6. А вот и эскалаторный зал. По периметру витражи. Нижняя часть глухая, насколько я понял там как раз служебные помещения, там же кассы.

7. В центре купол. Интересно, что внутри него нет никакой мозаики или другого декора.

8. На платформу ведут 3 нитки эскалатора.

9. А вообще отделка купола довольно симпатичная в классическом таком стиле. Вполне мог бы украшать интерьер какого-нибудь собора или дворца.

10. А вот в перед эскалаторным залом на потолке мозаика "Парад физкультурников". Мозаики изготовлены В.А. Фроловым по эскизам А.А. Дайнеки в блокадном Ленинграде. Изначально эти декоративные элементы предназначались для станции метро "Павелецкая", однако после изменения проекта на двухсводчатую без центрального зала, мозаики оказались не востребованными и их решили установить на "Новокузнецкой". Всего мозаик было изготовлено по одним данным 11 или 12 штук... по другим данным - все 14. На "Новокузнецкой" удалось разместить не все, 7 штук в центральном зале, и одну вот тут в вестибюле. Куда делись остальные, не удалось найти информацию. Кроме того, после установки гермозатворов со свода центрального зала было снято и тоже исчезло еще одно панно. Вскоре после завершения работы над этими мозаиками Фролов умер - это была его последняя работа. Также последней работой, но уже для метро, это стало и для Дайнеки, после эскизов этих мозаик для метро он больше ничего не делал.

11. Спускаемся по эскалатору. Тут даже своды украшены орнаментом. Обычно эскалаторный наклон никак не декорируется, тут все иначе.

12. Арка украшена литым барельефом работы Н. В. Томского.

13. Гермозатвор, установлен после войны. Поверху, вдоль всего центрального зала станции идет гипсовый фриз, изображающий бойцов Красной армии. Было много споров тут недавно, так как его выкрасили в более светлый цвет, чем он был раньше. А судя по архивным фото он был одного оттенка со сводом (фиг поймешь по черно-белому фото), то есть возможно тоже белым.

14. Также на станцию можно попасть со станции "Третьяковская". В переходе все без изысков.

15. Обычный унылый свод, светильник с торчащими лампами.

16. Стены тут облицованы светлым камнем.

17. Сверху можно поразглядывать светильники.

18. В торце центрального зала спуск вниз, там находятся служебные помещения.

19. Вообще на кросс-платформенную "Третьяковскую" идут два перехода, один, тот что в центре зала в северный зал, а вот этот вот в торце, соответственно в южный.

20. Здесь тоже все просто и лаконично.

21. Хотя тут, в отличие от лестничного схода в центре зала, ограждение не сплошное, а в виде такой вот металлической решетки.

22. Станция очень богато декорирована, но все же основной фишкой платформенной части стали эти вот роскошные скамейки. Хотя это слово тут как то даже не уместно. Это целое произведение искусства.

23. Даже ходит легенда, что эти скамейки были вывезены из взорванного храма Христа Спасителя. Очевидно, что такая легенда появилась от того, что скамейки выглядят очень богато и помпезно, словно бы из какого-то дворца или даже возможно храма. Роскошные высоченные спинки, подлокотники и резной декор - все это смотрится шикарно до сих пор. Скамейки находятся между пилонами как в боковых, так и в центральном зале. В боковых залах над ними металлические щиты с изображением великих полководцев прошлого. Обратите внимание, тут часть спинки - деревянная.

24. А в центральном зале вся спинка из камня. И вообще, если приглядеться, то скамейки разные, отличается орнамент в отделке подлокотников и свитка на спинке. Поверху тоже щиты но уже с надписями "Слава героическим защитникам города Сталинграда" Еще есть таблички с Севастополем и Одессой.

25. Лавочки эти наверное самые красивые в нашем Московском метро. В моем личном лавочковом рейтинге - эти, номер один!

26. В последнее время очень любят закрывать у нас центральные участки внутри кольца, в какой-то момент даже "Новокузнецкая" побывала конечной =). в торцевых частях боковых залов стены отделаны таким вот камнем со множеством прожилок, не знаю почему, но мне такой камень совершенно не нравится, выглядит очень грязно и неухожено, как будто бы потрескавшаяся эмаль на керамике.

27. А вот своды и путевая стена ничем не декорирована - просто штукатурка и краска. Интересно, что на эскизах вообще хотели оставить голые тюбинги. Однако совсем без водоотводящих зонтов конечно делать нельзя.

28. Светильники довольно простые, но выглядит все равно симпатично. Наряду с растительным орнаментом обязательный серп и молот. И эти проволочки на плафоне... =)

29. Порталы между пилонами тоже богато украшены. А перед лавочками на полу каменный коврик - как мило.

30. Панно, как уже говорилось выше, было перемещено в связи с удлинением центрального зала для организации пересадки, но сохранено - это прекрасно.

31. В 2013 году, в год 50-летия открытия станции, тут появилась гранитная доска, напоминающая о труде В. А. Фролова в блокадном Ленинграде. Очень грустная история. Хотя подобных историй в блокадном Ленинграде было много, героизм и преданность своему делу до конца конечно поражает.

32. Посмотрим на центральный зал. На потолке орнамент, позаимствованный из древнего Рима, из одной из гробниц. Действительно очень похоже. Но тоже ничего удивительного тут нет. Применение классических орнаментов и форм для такого помпезного интерьера - закономерно.

Кстати видно, что в таком случае мозаики выглядят несколько инородно. Без них свод имел бы более классический вид. Но с ними станция приобрела ту нарядность и торжественность, которую она сейчас имеет.

33. Мозаики выполнены в том же стиле, что и на ст.м. "Маяковская". Тут они вписаны в восьмиугольные рамки. Это отдельные произведения искусства, ради которых вполне можно приехать на "Новокузнецкую" и посмотреть.

34. Кроме того в центральном зале стоят торшеры. Это тоже такое очень помпезное решение. причем подсветка сводов идет из за спинок лавочек и вполне возможно, что этого освещения вполне бы хватило. Но со светильниками интерьер стал поистине дворцовым.

35. Ножки торшеров отделаны камнем и металлическими элементами.

36. Станция "Новокузнецкая" - объект культурного наследия. Это действительно

Театральная <- Новокузнецкая ->

Новокузнецкая — уникальная станция Московского метро. Строилась во время войны и была открыта в 1943 году, что не могло не отразиться на внешнем облике станции.
Внимательный человек может запросто провести час на станции, читая и перечитывая ее как старую идеологическую, но мастерски написанную книгу.

Открытая во время войны станция должна была показать преемственность и единую историю СССР и прошлой России. Удивительно, но русские князья и царские полководцы вдруг изображались героями на барельефах станции. Стоит вспомнить, что в 1920-30-е гг. на волне призыва «Отречемся от старого мира» многие дореволюционные герои ушли в небытие. В частности, те же Александр Невский и Дмитрий Донской стали просто удельными князьями, а про царских военноначальников и вообще в школе могли не упоминать. В частности, мощи Александра Невского какое-то время даже выставлялись в бывшем Страстном монастыре, тогдашнем Антирелигиозном музее на всеобщее обозрение и призваны были наглядно демонстрировать тленность остатков святых. В преддверие войны старых героев стали робко воскрешать. Эйзенштейн, например, снял фильм «Александр Невский» (правда, фильм сразу же перестали демонстрировать после подписания пакта с Германией в 1939 г.).

Одним из главных, толчков к пересмотру истории стала речь Сталина 7 ноября 1941 г. перед уходящими на фронт войсками.

Новокузнецкая, по сути, является иллюстрацией к этой речи.

Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского….


Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского….

Александра Суворова, Михаила Кутузова
[приведены фотографии не всех барельефов, но именно в порядке перечисления Сталиным они представлены на станции]


…. Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сестры в тылу нашего врага, временно попавшие под иго немецких разбойников, наши славные партизаны и партизанки, разрушающие тылы немецких захватчиков!

…Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!
[как видите, все точно по речи, и «знамя Ленина» здесь]

Враг рассчитывал на то, что после первого же удара наша армия будет рассеяна, наша страна будет поставлена на колени. Но враг жестоко просчитался. Несмотря на временные неуспехи, наша армия и наш флот геройски отбивают атаки врага на протяжении всего фронта, нанося ему тяжелый урон, а наша страна, - вся наша страна, - организовалась в единый боевой лагерь, чтобы вместе с нашей армией и нашим флотом осуществить разгром немецких захватчиков.

Помимо героической борьбы советских людей с врагом станция должна была продемонстрировать величие страны и будущую счастливую эпоху мирного созидания. Что хорошо отражено на потолочных мозаиках. Монументальные панно из смальты языком художественной мозаики рассказывают о мирной жизни: люди убирают урожай, строят дома, ведут детей в школу. Эти панно были сделаны в блокадном Ленинграде умиравшим от голода мастером мозаики Владимиром Александровичем Фроловым и с великим риском доставлены в Москву по «дороге жизни» — через Ладогу. В блокадном Ленинграде, голодный и больной, он по эскизам А.Дейнеки выкладывал эти мозаики. Закончил работу совершенно обессиленный. Тем не менее проводил бетонные картуши с мозаикой до Ладоги и проследил за их погрузкой. А после этого умер. Похоронен Фролов в Ленинграде, на Смоленском кладбище, в братской могиле профессоров.

Интересные воспоминания о строительстве станции оставила архитектор Надежда Быкова, жена одного из авторов проекта станции Ивана Таранова.

Третьей моей станцией, которую я опять делала с И. Г. Тарановым, была «Новокузнецкая». Консультировал нас академик Иван Владиславович Жолтовский. Это быд художник с необычайно тонким вкусом. Он мог легко согласиться с мнением молодого автора, умел и тактично, не навязывая своего решения, подсказать очень ценное. По предложению Жолтовского появились на «Новокузнецкой» мраморные скамьи с волютами. Он поддержал нашу идею установки ряда торшеров вдоль центральной линии подземного зала, одобрил рисунок свода, тему которого мы позаимствовали из римской гробницы Валериев.

Мы заканчивали «Новокузнецкую» уже во время войны. Заготовленные для нее архитектурные детали были спрятаны в подвал. Муж вернулся в Москву из эвакуации раньше меня. В письме написал мне, что обнаружил оставшиеся не у дел прекрасные мозаичные плафоны А. А. Дейнеки, предназначавшиеся для «Павелецкой» и что намеревается использовать их в нашей станции. Мне не хотелось отягащать мозаикой легкий свод, но я не успела отговорить мужа. Когда приехала в Москву, плафоны уже были установлены…

Стоит отметить, что упомянутые мраморные скамьи с волютами были изготовлены из мрамора, снятого со взорванного Храма Христа Спасителя (что в общем-то было не худшей судьбой для мрамора в то время как часть мемориальных плит с именами героев войны 1812 г. раскрошили и посыпали дорожки в московских парках).

Новокузнецкая не так проста, как это может показаться в суете дня. Это практически музей, достойный отдельного посещения не в часы пик.

Любите метро! И оно раскроет вам свои страницы, а заодно и ответит вам взаимностью: не кинет вас в толпу и поезда будет подавать свободными =)

Станция «Новокузнецкая»

Станция была открыта для пассажиров 20 ноября 1943 года в составе Замоскворецкой линии метро. За время существования название не менялось.

Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» (ныне - «Театральная») - «Павелецкая». С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Театральная» - «Автозаводская» следовали через «Новокузнецкую» без остановки. Изначально название писалось через дефис - «Ново-Кузнецкая». В проекте носила название «Климентовский переулок».

Название - по Новокузнецкой улице и не имеет никакого отношения к городу Новокузнецк, который в то время назывался Сталинск.

Проект станции в 1946 году году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Имеется наземный вестибюль в форме ротонды, облицованный изнутри мрамором «уфалей» (авторы - И. Г. Таранов, Н. А. Быкова). Внутреннюю отделку вестибюля украшают барельефы работы Г. И. Мотовилова, а также мозаика В. А. Фролова «Парад физкультурников». Выход из вестибюля на Пятницкую улицу.

Из центра зала по эскалаторным наклонам можно осуществить пересадку в оба зала станции «Третьяковская» Калужско-Рижской и Калининской линий. Переход в южный зал сооружён в 1970 году, в этих целях центральной зал «Новокузнецкой» был удлинён. Построенные при этом пилоны заметно отличаются от старых. Переход в северный зал из центральной части станции открыт в 1985 году. В 1996 году был сооружён дополнительный переход в южный зал станции «Третьяковская».

Станция «Новокузнецкая » расположена в районе Замоскворечье на территории Центрального административного округа города Москвы.

Выход в город на улицу

Замоскворецкой линии Московского метрополитена.
Открыта 20 ноября 1943 г. в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на действующем участке «Театральная» – «Автозаводская».
Код станции: 031.
Название - по Новокузнецкой ул. и не имеет никакого отношения к городу Новокузнецку , который в то время назывался Сталинск.

Имеется наземный вестибюль в форме ротонды. Выход из вестибюля на Пятницкую ул.

Из центра зала по эскалаторным наклонам можно осуществить пересадку в оба зала станции «Третьяковская» Калужско-Рижской и Калининско-Солнцевской линий. Переход в южный зал сооружён в 1970 г., в этих целях центральной зал «Новокузнецкой» был удлинён. Переход в северный зал из центральной части станции открыт в 1985 году. В 1996 г. был сооружён дополнительный переход в южный зал станции «Третьяковская».

В 1999 году в рамках реконструкции наземного вестибюля на этой станции был установлен последний в Московском метрополитене эскалатор с отделкой из пластиковых панелей с имитацией под дерево. Все более поздние эскалаторы отделывались панелями из нержавеющей стали.

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого (37,5 м) заложения. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала - 9,5 м, боковых - 8,5 м. Обделка из чугунных тюбингов.
Архитекторы, создавшие проект станции – супруги Н. Быкова и И. Таранов. Консультировал их Иван Жолтовский.
Инженер-конструктор М. Семиз.

Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления. Тема оформления - стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Пилоны и свод станции облицованы прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами, изображающими эпизоды боевых операций (скульпторы - А.Е. Зеленский, Н.В. Томский, С.Л. Рабинович и Н.М. Штамм). Особое место занимают великолепные скамьи из белого сибирского мрамора, которые некоторые ошибочно приписывают к карарскому мрамору из храма Христа Спасителя.

На потолке, напротив каждого из проходов к платформам, расположено шесть мозаичных панно (см. вложенный объект). Эскизы панно изготовил А. А. Дейнека, а собирал их художник В. А. Фролов в Ленинграде. Работа началась перед войной, а завершена была в блокадном городе в 1942 году. Больной, голодный, полуослепший, Владимир Александрович отказался от эвакуации, работал в промёрзшей мастерской и сумел закончить работу. Мозаики были вывезены на Большую землю баржей через Ладожское озеро под обстрелом немцев. Художник нашёл в себе силы дойти до пристани, проводить своё творение, а через несколько дней он умер… Мозаики предназначались для станции метро «Павелецкая», проект которой делали архитекторы Веснины. Из-за войны от строительства станции по проекту Весниных пришлось отказаться и тогда уже готовые мозаики установили на своде станции «Новокузнецкая».

Зал пересекает ряд торшеров, расположенных под панно. На эскалаторном наклоне - скульптурная вставка работы Н.В. Томского в виде щита, обрамлённого знамёнами, оружием и лавровыми венками и имеющего в центре надпись: «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны». В переходе в южный зал станции «Третьяковская» находится мозаичное панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор - Б.В. Покровский). Проект станции в 1946 г. году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Изначально название писалось через дефис - «Ново-Кузнецкая». В проекте носила название «Климентовский переулок».
В 1992 году был предложен проект по переименованию станции в «Замоскворечье».

Объект культурного наследия регионального значения.

Предыдущая станция на линии «Театральная» .
Следующая станция на линии «Павелецкая» .

Информация о станции.