Становление абсолютизма в странах Западной Европы в период позднего Средневековья. Формирование абсолютной монархии во франции. Особенности абсолютной монархии в странах западной европы

Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] Дмитриева Ольга Владимировна

Возникновение абсолютизма в Западной Европе

В эпоху раннего Нового времени страны Западной Европы вступили в новую фазу своего политического развития. К началу XVI в. в основном было завершено «собирание» королями французских, английских, испанских земель. Даже в тех регионах, где не сложились крупные централизованные государства (Германия, Италия), была заметна консолидация земель вокруг местных политических центров.

Институционное развитие государства привело к образованию его новой формы – абсолютной монархии, характерными признаками которой были практически неограниченное личное правление государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на новые бюрократические органы и разветвленный чиновничий аппарат, регулярную армию и более совершенную финансовую систему. В рамках абсолютной монархии был преодолен многовековой дуализм церковной и светской власти, и церковь была интегрирована в систему государства. Абсолютизм XVI–XVII вв. нашел идейное обоснование в политической теории, провозглашавшей божественную природу королевской власти, верховный суверенитет государя и недопустимость сопротивления ему.

Причины усиления королевской власти коренились в специфических социально-политических условиях, сложившихся в западноевропейских странах на рубеже XV -

XVI вв. Деформация средневековых сословий и прежних форм их организации привела к тому, что дворянство, духовенство и бюргерство (т. е. социальные группы, в той или иной мере причастные к политической власти) оказались в большей, чем прежде, зависимости от короны. Дворянство в условиях падения его доходов видело в королевской власти источник финансовой поддержки и устремлялось к монаршим дворам в поисках придворных синекур, постов в армии и государственном управлении. Оно ожидало от короны активной внешней политики, гарантировавшей участие в военных кампаниях, и социальной политики, обеспечивающей дворянству доминирующее положение в обществе. Позиция духовенства определялась ослаблением римско-католической церкви и утратой ее автономии от светских властей, как в регионах победившей Реформации, так и в католических странах. Таким образом, ведущие феодальные сословия, нередко составлявшие в прошлом оппозицию королевской власти, в силу обстоятельств склонялись к союзу с ней. Третье сословие, в особенности предпринимательские элементы, традиционно поддерживающие сильную королевскую власть, видели в ней залог своего процветания, нуждаясь в протекционизме – экономическом регулировании, поощряющем национальное производство и торговлю.

Используя заинтересованность сословий и их противоречия, монархии удается возвыситься до положения почти надсословной силы и обрести невиданную ранее самостоятельность. Лавирование между старым дворянством, сохранявшим большое политическое влияние, и раннебуржуазными элементами, которые не обладали политическим весом, но располагали финансовыми средствами, – характерная черта политики абсолютистских государств. При этом забота о дворянстве была продиктована самой сущностью феодальной монархии: оно оставалось доминирующим сословием, плотью от плоти которого был сам государь. Поощрение же предпринимательских элементов было делом дальновидности монарха и его готовности заботиться о процветании национальной экономики. В этих условиях личность самого монарха и его склонности приобретали огромное значение для судеб страны.

При абсолютизме утвердились новые принципы управления: на смену средневековому подходу к государству как к королевской вотчине пришла административная система, методы работы которой приобрели публично-правовой, общенациональный характер. Это нашло отражение в политической теории XVI–XVII вв., оперирующей такими понятиями, как «благо нации» и «государственный интерес». Возникновение абсолютизма было важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, самодовлеющего суверенного государства.

Именно в такой форме – в рамках крупного централизованного национального образования – сложился абсолютизм во Франции, Англии, Испании; в том же направлении развивались Дания и Швеция, где, однако, формирование абсолютизма шло замедленными темпами и прерывалось рецидивами феодальной вольницы. Европа XVI–XVII вв. знала и иную модель развития – «региональный» или «княжеский» абсолютизм, характерный для итальянских и германских земель с присущим им полицентризмом. Но и здесь в рамках небольших государств шел процесс укрепления монархической власти, формирования бюрократического аппарата, реформирования армии и включения церкви в систему светской власти.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

8. 3. Как воспринимали Библию в Западной Европе Сегодня мы думаем, будто в средневековой Западной Европе Библия воспринималась примерно так же, как и сегодня, то есть – как сборник священных текстов, окруженных ореолом безграничного пиитета, публичное озвучивание и

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Его отношение к западной Европе Как относился Петр к Западной Европе? Предшественники поставили Петру, между прочим, и такую задачу - «все делать с примеру сторонних чужих земель», именно земель западноевропейских. В этой задаче было много уныния, отчаяния в

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Глава 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ В ЗАПАДНОЙ

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

4. История Библии в Западной Европе Как мы уже говорили, считается, что Библия переведена на латинский язык блаженным Иеронимом в IV веке н. э. непосредственно с еврейского языка. Этот перевод называют Вульгатой. Оказывается, это был не единственный «Латинский» перевод

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Естествознание в Западной Европе На латинском Западе, еще до того как завязались его сношения с арабами, существовали сборники правил к изучению ряда ремесел. Сборники эти имели некоторое общее сходство: это были собрания рецептов, нечто похожее на самодельные книжки

Из книги От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе автора Буассонад Проспер

ГЛАВА 3 Восточная Римская империя и восстановление экономики и общественной жизни в Западной Европе с V по X в. – Заселение новых земель и сельскохозяйственное производство. – Раздел имущества и классовый состав сельского населения в Восточной Европе В продолжение

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Энеолит в Западной Европе Племена Южной и Средней Европы по уровню своего развития были во многом схожи с трипольцами.Для многих из этих племен характерен значительный объем производства изделий из меди. В горах Средней Европы, особенно в Рудных, уже в III тысячелетии до

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 22. Раннефеодальные государства в Западной Европе Предгосударственный строй германских племен В первой половине I тыс. на территории Западной Европы исторически заявили о себе германские племена. Они постепенно распространились из своей прародины (междуречья Рейна и

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

57. Революция в Западной Европе Ноябрьская революция в Германии. Великая пролетарская революция в России разделила весь мир на два лагеря. На одной шестой части земного шара, в России, укрепилась власть пролетариата - строителя социализма.Советская Россия, как маяк,

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

3. История Библии в Западной Европе Считается, что Библию перевел на латинский язык блаженный Иероним в IV веке н. э. непосредственно с еврейского , т. 1, с. 233. Этот перевод называют Вульгатой. Оказывается, это не единственный латинский перевод Библии, употреблявшийся в

Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

17. Расцвет абсолютизма в Западной Европе Экономически крепнущая буржуазия нуждалась в сильном государстве, которое могло бы обеспечить разнообразные интересы богатых людей. Таким государством становится абсолютная монархия. Монархи через систему налогообложения и

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.8.2. Возникновение наций в Западной Европе Этнические общности как более или менее самостоятельные образования начали возникать с переходом от первобытного общества к классовому. Формирование наций связано с возникновением вначале предпосылок капитализма, а затем и

Из книги ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.) автора Семенов Юрий Иванович

4.2. Романо-германский синтез и возникновение феодализма в Западной Европе За нарисованной выше внешней картиной германского завоевания и его результатов скрываются значительно более сложные процессы. Западная Римская империя была геосоциальным организмом. Когда

Из книги Книга II. Новая география древности и «исход евреев» из Египта в Европу автора Саверский Александр Владимирович

Новозаветные персонажи в Западной Европе Теперь посмотрим на местоположение гробниц апостолов.– гробница апостола Луки в Падуе, Италия;– гробница апостола Марка в Венеции, Италия;– гробница апостола Матфея (из двенадцати) в Салерно, Италия;– гробницы Павла и Петра в

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

2. Возникновение наций в Западной Европе Этнические общности как более или менее самостоятельные образования начали возникать с переходом от первобытного общества к классовому. Формирование наций связано с возникновением вначале предпосылок капитализма, а затем и

Из книги Очерк общей истории химии [От древнейших времен до начала XIX в.] автора Фигуровский Николай Александрович

АЛХИМИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ После падения Западной Римской империи в Европе наступил застой в развитии наук и ремесла. Этому способствовали феодальные порядки, установившиеся во всех европейских странах, постоянные войны между феодалами, нашествия полудиких народов с

Монархия как форма управления весьма неоднородна и отражена на протяжении веков собственной гибкость и изменчивость, из-за которым ей и получилось "выжить" в современных развитых демократических государствах. Рассмотрим наиболее древние разновидности монархий.

Патриархальная монархия

Она свойственна для традиционных обществ прямо происходит из становления семейного принципа (стандартный монарх воспринимается как подданный собственных подданных).

Патриархальная монархия, как и сакральная располагает одним древним обычаем - применение царской жертвы. Царь в добровольное форме приносит в жертву для спасения своего народа. Наследие подобного рода отмечено в классическом труде Грейвса "Греческая мифология". Грейвс пишет, что память об жертвоприношении царя достигла греческой, а так же римской цивилизаций, но уже в замененной форме (т.е. сохранились обряды).

Глубина царской жертвы, память об которой сформировалась в сознании людей на протяжении тысячелетий, наилучшим способом подтверждает царская жертва, которая принесена Иисусом Христом - она и используется в христианском богословии.

Сакральная монархия

Сакральная монархия представляет собой монархию, где первенствующие задачи монарха жреческие. Она часто сопряжена с патриархальной монархией. Из библейского, а так же римского материала явствует, что президент патриархальной семьи был, семейным жрецом. Сакральные монархии нередко связаны с типичными обществами. Подобная сакральная монархия в Др. и Среднем царстве Египта, где ключевой функцией фараона выступала жреческая.

Вековая история сакральных монархий способствовала относительной сакрализации каждой монархической власти: формированию принципа священности царя и даже крови короля. В Средневековье у французов королевская кровь называлась настолько священной, что не законнорожденные королевские потомки считались принцами крови. И родили они данных принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, в их числе бывали и очень порядочные люди. Для монархического обычая это не свойственно.

Деспотическая монархия

По-гречески, "деспот" обозначает "владыка", "повелитель". Деспотическая монархия формируется в военизированных объединениях. Когда сакральный монарх по возникновению - жрец, в то время деспотический - генерал. В деспотических монархиях мы замечаем реально значительную монархическую власть согласно ограждению чувства собственного преимущество и прав подданных. Как говорилось, подданные в данных монархиях - народ-войско.

Классическими деспотическими монархами являлись ассирийский царь, армянский царь Раннего Средневековья, и хан тюркской либо монгольской орды.

Сословно-представительная монархия

Такая разновидность монархии в истории попадается больше всего. Сословно-представительная монархия функционирует в сословных объединениях, представляет собой правило организации представительных полномочий, где действуют закрытые общественные группы - сословия, от каковых избираются собственно депутаты. В Западной Европе самые ранние сословно-представительные монархии появились ещё в ХII в. В большинстве государств Европы данная монархия просуществовала аж до нач. ХХ века, когда окончательно позаимствовала место государственному представительству.

Для восточно-арийских сообществ характерно записывание царя в сословие, но не в высшее, а во 2-ое - в воинское.

Наоборот, в западном обыкновении сословных обществ монарх считался надсословен. Можно даже думать, что в архейских сообществах аристократия являлась сильнее монархии, но царский род отделялся и обособлялся.

Таким же образом в обыкновении домонгольской Руси князья считались своеобразно отделенным сословием, которое отстранено от аристократии - бояр.

Надо заметить, что сословным сообществам монархия, несомненно, полезна, так как монархический принцип позволяет руководителя государства сделать надсословным, а значит, сделать арбитром в ситуации межсословных конфликтов.

В лучшие моменты времени отечественной истории мы имеем возможность лицезреть у нас сословную монархию. С формированием единой России мы переключились к сословно-представительной монархии (в XVI-XVII веках царь руководил с Боярской думой, а так же сословным представительством - Земским собором).

Популяризировано суждение историков, что представительство сословий и таким образом сословно-представительные монархии складываются в ходе борьбы за группировку государств против феодальной разделенности. Нередко встречаются упоминания (характерно для Западной Европы), что короли соперничали с крупными феодалами, основываясь на парламент незначительного дворянства и горожан.

В истории РФ тоже можно отметить такие тенденции. Формирование сословно-представительской монархии в современной истории пришлось на становление Руси, как общего государства, что только содействовало укреплению. Она уже не функционирует, однако в некоторых странах сохранились ее пережитки, закрепленные государственным правомочием. Сословное представительство - это принцип организации представительных властных полномочий, в соответствии с каковым депутаты представительных учреждений отражают не все население государства или ее отдельные территориальной элементы, а закрытые общественные группы - сословия, от каковых эти депутаты собственно избираются.

Сословное представительство являлось исторически 1-ой системой представительства (в Зап. Европе 1-ые сословно-представительные монархии отмечались ещё в ХII веке) и просуществовало в большинстве государств Европы аж до начала ХХ века, когда окончательно уступило территорию национальному представительству. В наше время рудиментом сословного типа является, к примеру, Палата Лордов парламента Англии, где заседают наследственные, а так же личные духовные, светские лорды, то есть представители духовенства, дворянства.

Отсюда можно сделать вывод, что парламенты зародились в ходе борьбы за общность государства. 1-ый датируемый в Зап. Европе парламент - Кортесы Кастилии (1185 года). 1-ый датируемый опыт парламентаризма в российской истории - Земский собор Всеволода III - Большое Гнездо (1211 года), т.е. наш парламент на 54 г. старше английского, который созван впервые в 1265 году Сословно-представительные монархии доминируют в Зап. Европе XIII-XVI века. В российской истории эта форма управления держится с сер. XVI и до к. XVII века Впрочем, строго изрекая, сословно-представительная монархия - уже составная правовая система.

Абсолютные монархии

Абсолютная монархия - это вариант монархической формы управления, которая характеризуется юридическим и реальными сосредоточением абсолютной полноты гос. власти, и духовной власти во владениях монарха.

Принцип абсолютизма связан с 3-я знаменитыми историческими аспектами: с бюрократизацией, отходом от оснований и этатизмом.

Большой стране свойственна или монархия с аристократией, или монархия с демократией. Когда же они отсутствуют тогда, нельзя избежать монархия с бюрократией. Франция в виде бюрократической страны была лидером Западной Европы. В XVII века столетии она явилась государством классического абсолютизма.

Абсолютная монархия сопряжена с антихристианскими аспектами эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения в целом посвящена дехристианизации западно-европейской культуры. Существовал так именуемый "просвещенный абсолютизм", каковой, подозреваю, обозначает только одно: на троне располагается абсолютный монарх, каковому на ухо нашептывает отличные советы 1 из приближенных "просветителей".

В период Просвещения существовало правило общественного соглашения в варианте Гоббса (принцип Левиафана). Сущность его в том, что для дворянства либо иных сословий полномочия раз навсегда делегируются стране, и подданным остается лишь повиноваться. Именно это правило было сформировано в абсолютизме.

В наши дни в мире сохраняются восемь абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар. В прошлые десятилетия в определенных из данных государств были проведены реформы, однако они пока не поменяли абсолютного характера монархий.

Специфическую разновидность абсолютной монархии отражают абсолютная теократическая монархия - любая форма организации гос. власти, при которой она принадлежит церковной иерархии. Разновидностью данной монархии выступает Ватикан, где законодательная, исполнительная, судебная власть закрепляется за Папой, всегда избираемому коллегией кардиналов.

Ватикан - город-государство, который расположен в Риме, на Монте-Ватикано. Территория 0,44 квадратных км. За пределами страны, в Риме на правилах экстерриториальности располагает тринадцать зданий и замок Гандолфо.

Ватикан представляет собой абсолютную теократическую монархию. Глава страны - избираемый до конца жизни коллегией кардиналов Папа Римский. С 16 октября 1978 года на престоле располагает Иоанн Павел II. Ему характерна законодательная, а так же судебная власть. Задачи премьер-министра реализуют государственный секретарь. Административное руководство территорией производит губернатор, который назначается Папой. Верховный консультативные органы - Собор римско-католической церкви (созывался в 1962 - 1965 годах), коллегия кардиналов, епископский собор. Опытное руководство религиозной, общественно-политической и экономической деятельностью производится римской курией. В её составе - секретариат, комитет по гос. вопросам, десять конгрегаций и иные службы. Защиту резиденции несет папская гвардия Швейцарии. Численность населения - 870 человек, которые в основном служат на государственных учреждений и работники музеев.

Ватиканским гражданством обладают около 400 человек. Государственная религия - это католицизм. Государственные языки такие как латинский и итальянский.

Ватикан обладает огромными капиталами. Его депазиты в итальянские банки образуют около 32 000 миллиардов лир. Ватикан владеет ценными бумагами многих фирм в электронной, химической, пищевой сферах промышленности по миру. Имущество Ватикана в Соединенных Штатах Америки оценивается в 40 миллиардов дол. Ватикан - серьезный земельный собственник. Значительная доля доходов внедряется в Ватикан в форме налогов на церковь, прибыли от импортного туризма, реализации почтовых марок.

До 1870 года под управлением Пап располагалась сфера в центральной Италии, в том числе Рим. В 1870 году войска Итальянского королевства внедрились на территорию папской сферы и присоединили её к остальной Италии. Под властью Пап располагалась лишь западный район столицы Италии - Ватикан. В 1929 году между Италией и Ватиканом подписывались Лактеранские соглашения. В них урегулировались государственные и экономичсекие отношения между сторонами. Договор действуют и поныне.

Конституционные монархии

Конституционная монархия выступает особым видом монархического вида правления, при каковом власть монарха лимитирована конституцией, имеется избранный законодательный орган - парламент, независимые суды. Данная монархия в первый раз появилась в Великобритании в к. ХVII века в итоге буржуазной революции. Свойственными институтами этого типа монархии считаются так называемые контрасигнатура и цивильный лист.

Контрасигнатура - это скрепление акта монархии подписью главы правительства либо министра, которое означает, что юридическую, а так же политическую ответственность за этот акт несет подписавший его министр. Формально трактуется тем, что монарх как руководитель страны неответственен за собственные действия. Контрасигнатура внедрена в Англии в нач. XVIII в. как эффективное средство лимитирование власти короля. Именно возникновение контрасигнатуры можно считать фактором окончательной победы монархии в Англии, как в иных странах.

Цивильный лист - это сумма денежных средств, ежегодно выделяемая на обеспечение монарха в конституционных монархиях. Величина данной суммы формируется законом в начале любого царствования и далее может быть увеличен, однако не уменьшен.

Согласно степени ограничения властных полномочий монарха конституцией выделяют дуалистическую, а так же парламентарную монархии.

Дуалистическая монархия

Дуалистическая монархия считается исторически переходным типом от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха лимитирована конституцией. При дуалистической монархии руководство несет формально 2-ю ответственность перед монархом, парламентом, однако реально подчиняется, чаще всего, воле монарха. Непосредственно как дуалистическую монархию следует охарактеризовать форму правления, которая существовала в Российской империи начиная с 17 октября 1905 года до революции в феврале 1917 года, и в кайзеровской Германии. Сегодня дуалистическая монархия имеется в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

Законодательная власть принадлежит преимущественно парламенту, который избирается подчиненными либо определенной частью (если избирательное право цензовое). Исполнительная власть свойственна монарху, который может осуществлять её непосредственно или через избранное им правительство. Судебные властные полномочия принадлежат монарху, но могут являться более либо менее независимой.

Но разделение властей при этой форме правления обычно обрезанное. Хотя законы утверждаются парламентом, монарх использует право абсолютного вето (от латинского veto -- запрещаю). Данный акт не позволяет законодательству вступить в силу. Монарх в дуалистической монархии владеет неограниченным правом на подписание указов, то есть может издавать определенные указы, которые имеют силу законодательного акта. А главное, может освобождать парламент, заменяя реально дуалистическую монархию абсолютной. К примеру, в Иордании в итоге роспуска парламента в 1974 года очередные парламентские выборы состоялись только в 1989-м.

Правительство, когда таковое есть, за свою работу несет ответственность только перед монархом, однако не перед парламентом. Последний следует влиять на правительство, лишь используя свой принцип устанавливать бюджет государства. Инструмент этот, хотя и достаточно сильный, может использоваться только раз в году, причем, депутаты, вступая в противоречия с правительством либо через него - с монархом, не имеют возможности не ощущать непрерывной угрозы роспуска парламента.

Как для абсолютной монархии, для монархии дуалистической характерен авторитарный политический режим. Национальный же режим может описываться как ограниченный дуализм властных полномочий. Дуалистическая монархия есть отражение компромисса между властвующей верхушкой общества и прочей его частью, в каковой преобладание все же сохраняется за монархом и окружением.

Парламентарная монархия

В сравнении с дуалистической, парламентарная монархия считается довольно популярной формой правления. Она функционирует сегодня во многих государствах мира. Парламентарная монархия описывается тем, что монарх не располагает реальными правам по управлению страной. Полномочия носят преимущественно представительный характер. Причем, он обладает своеобразной задачей государственного нотариуса, скрепляя собственной подписью все важнейшие национальные акты.

Власть монарха может включать и определенные "резервные", так именыемые спящие преимущества на случай вероятных общественно-политических кризисов.

Монарх не получает зарплату. Деньги на обеспечение монарха и семьи каждый год выделяются самостоятельной строкой в национальном бюджете и данная строка называется "цивильным листом".

Выше мною рассмотрены основные типы монархий. Однако в современной действительности существует и нетипичные виды монархии. Например, "избранная" монархия в Малайзии, "коллективная" монархия в ОАЭ и монархия по принципу "личной унии".

В 16 в. во Фр. Появляется мануфактура – это 1-я стадия капиталистического промышленного производства. Бурное развитие капиталистич отношений вызвало важные сдвиги в соц культуре общества. Наряду с феодалами появляется новый класс крупных собственников. С опорой на них и мелкое дворянство королю окончательно удается подавить крупных феодалов и установить абсолютную монархию.

Становление абсолютизма начался с воцарения династии Бурбонов . После победы Генриха 4 им стали проводиться реформы направленные на усиление королевской знати. Убийство Генриха 4 ненадолго приостановило реформы, но затем они были продолжены Кардиналом Ришелье, который подчинил себе сына Генриха 4 – Людовика 13, т. о. мог безраздельно управлять страной. Под его руководством была усилена централизация административного аппарата суда и финансов.Завершил становление абсолютизма Людовик 14. В области гос. Власти и в управлении происходят следующие изменения:

1.Усиливается контроль гос-а над церковью.

2.Гос-енные органы начинают разделяться на две параллельно существующие ветви:

Учреждения наследованные от феодальной эпохи.

Органы созданные абсолютизмом. Данные учреждения назначались правительством, должности не продавались

Гос-енный аппарат получил следующий вид:

Во главе гос-а находился король, который объединял в себе законод-ьную, суд-ную и испол-ельную власти .

В управлении гос-ом королю помогал ГосСовет ранее бывший совещательным органом при короле.

Довольно большое значение имел «Тайный совет» состоящий из приближенных короля.

Функции правительства выполняла канцелярия короля, главным в которой был генеральный контролер финансов.

Канцлеру в управлении помогали 4-е гос. Секретаря.

Центрально–отраслевое управление осуществлялось министерствами.

- Местное управление так же состояло из 2-х органов, которые реальной властью не обладали, а управление осуществлялось феодалами .

Абсол-я монархия во Франции прекратила свое существование в 1710г. в результате начала 2-ого этапа великой французской революции.

ОРДОНАНСЫ.

С усилением королевской власти преобладающее значение переходит к королевским указам – ордонансы. Наряду с ними существовали указы крупных сеньоров. Совместно с обычным правом действовало каноническое право, которое регулировало вопросов организации и деятельности католической церкви, атак же некоторые вопросы гражданского права и все семейное право. В отношении земельной собственности действовал принцип майората, по которому во избежание дробления феода он переходил в наследство только старшему сыну.

В области уг-ных преступлений и наказаний господствовали нормы обычного права, королевские ордонансы лишь дополняли их. Делались попытки разделить преступные деяния по разрядам, так кутюмы Бовэзия различают преступления тяжкие, средние и легкие. Практиковалось деление по объекту преступления. С этой точки зрения суд-я практика различала преступления: против церкви и религии, против гос-а, против частных лиц.



Порядок судопроизводства до 13 в. отличался большим формализмом. Стороны и свидетели должны были произносить формулы, ошибка в которых влекла за собой неудачу в процессе. С 13 в. данное судопроизводство уступает место процессу сложившемуся под влиянием канонического и римского права.

Подготовка к рассмотрению дела производилась лицом назначенным судьей. По уг-ным делам судам постепенно переходят розыскные формы. Суд-ные органы сами возбуждали дела и расследовали, в суд-ном процессе широко применялись письменные доказательства, права обвиняемого были занижены.

Изменения в правовом положении сословий в XVI-XVIII вв . Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него все большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Как и прежде, первым сословием в государстве было духовенство, насчитывавшее около 130 тыс. человек (при 15 млн. населения страны) и державшее в своих руках 1/5 всех земель. Духовенство, полностью сохраняя свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью. Между верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенство проявляло единство только в своем ревностном стремлении удержать сословные, чисто феодальные привилегии (взимание десятины и др.).

Более тесной стала связь духовенства с королевской властью и дворянством. Согласно конкордату, заключенному в 1516 году Франциском I и римским папой, король получил право назначения на церковные должности. Все высшие церковные посты, связанные с большим богатством и почестями, предоставлялись дворянской знати. Многие младшие сыновья дворян стремились получить тот или иной духовный сан. В свою очередь представители духовенства занимали важные, а иногда и ключевые посты в государственном управлении (Ришелье, Мазарини и др.). Таким образом, между первым и вторым сословиями, имевшими ранее глубокие противоречия, сложились более прочные политические и личные узы.

Господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества занимало сословие дворян, насчитывавшее примерно 400 тыс. человек. Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, а поэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. В целом светские феодалы (вместе с королем и членами его семьи) держали 4/5 земель во Франции. Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобретаемый главным образом по рождению. Требовалось доказывать свое дворянское происхождение до третьего-четвертого колена. В XII в. в связи с участившимися подделками дворянских документов была учреждена специальная администрация, контролировавшая дворянское происхождение.

Дворянство предоставлялось также в результате пожалования специальным королевским актом. Это было связано, как правило, с покупками богатыми буржуа должностей в государственном аппарате, в чем была заинтересована королевская власть, постоянно испытывавшая нужду в деньгах. Такие лица обычно назывались дворянами мантий, в отличие от дворян шпаги (потомственных дворян). Старое родовое дворянство (придворная и титулованная знать, верхушка провинциального дворянства) с презрением относилось к "выскочкам", получившим звание дворянина благодаря своим должностным мантиям. К середине XVIII в. было примерно 4 тыс. дворян мантий. Их дети должны были нести военную службу, но затем, после соответствующей выслуги (25 лет), становились дворянами шпаги.

Несмотря на различия в родовитости и должностях, дворяне имели ряд важных общесословных привилегий: право на титул, на ношение определенной одежды и оружия, в том числе при дворе короля, и т.п. Дворяне были освобождены от уплаты налогов и от всяких личных повинностей. Они имели преимущественное право назначения на придворные, государственные и церковные должности. Некоторые придворные должности, которые давали право на получение высоких окладов и не были обременены какими-либо служебными обязанностями (так называемые синекуры), были зарезервированы за дворянской знатью. Дворяне имели преимущественное право на обучение в университетах, в военной королевской школе. Вместе с тем дворяне в период абсолютизма утратили некоторые свои старые и чисто феодальные привилегии: право на самостоятельное управление, право на дуэль и т.д.

Подавляющую массу населения во Франции в XVI-XVII вв. составляло третье сословие, которое все более становилось неоднородным. В нем усилилась социальная и имущественная дифференциация. В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступенях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

Несмотря на рост городского населения и его увеличивавшийся вес в общественной жизни Франции, значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В связи с развитием капиталистических отношений в его правовом положении произошли изменения. Практически исчезли серваж, формарьяж, "право первой ночи". Менморт по-прежнему предусматривался в правовых обычаях, но применялся редко. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабочие. Однако подавляющее большинство крестьян было цензитариями, т.е. держателями сеньоральной земли с вытекающими отсюда традиционными феодальными обязанностями и повинностями. Цензитарии к этому времени почти полностью были освобождены от барщинных работ, но зато дворянство постоянно стремилось к увеличению ценза и других поземельных поборов. Дополнительными обременениями для крестьян были баналитеты, а также право сеньора охотиться на крестьянской земле.

Исключительно тяжелой и разорительной для крестьянства была система многочисленных прямых налогов и косвенных налогов. Королевские сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам. Откупщики проявляли такое рвение при взимании законных и незаконных сборов, что многие крестьяне были вынуждены продавать свои постройки и инвентарь и уходить в город, пополняя ряды рабочих, безработных и нищих.

Возникновение и развитие абсолютизма. Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.

В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.

Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.

Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.

Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации".

Усиление королевской власти. Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.

В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI-XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение определенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстрация не допускается. В 1668 году король Людовик XIV, явившись в Парижский парламент, собственноручно изъял из его архива все протоколы, относящиеся к периоду Фронды, т.е. к антиабсолютистским выступлениям середины XVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы - опротестовывать и отклонять королевское законодательство.

Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: "король божьей милостью". Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Все чаще государство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людовику XIV: "Государство - это я!".

Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевские прерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что "король трудится для Государства".

Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только ему одному по принципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

Создание централизованного аппарата управления. При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.

В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. Но при Генрихе IV, Людовике XIV, а также при Людовике XV (после 1743 года) король сам осуществлял руководство управлением в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние.

Старые государственные должности ликвидируются (например, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.

Потребность в специализированной центральной администрации привела в конце XVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике XIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников.

Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к его бюрократизации. В XVIII в. вводится должность заместителей государственных секретарей, при них создаются значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делятся на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников.

Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.

Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.

Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Некоторые должности (например, бальи) сохранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определены, что порождало многочисленные жалобы и споры. Особенности местной администрации нередко проистекали из сохранения в некоторых частях королевства старой феодальной структуры (границ бывших сеньорий), церковной земельной собственности. Поэтому политика централизации, которую проводила королевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции.

В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.

Для укрепления своих позиций в провинциях короли, начиная с 1535 года, посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов. Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральные штаты в 1614 году, а затем собрания нотаблей протестовали против действий интендантов. В первой половине XVII в. полномочия последних были несколько ограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена.

В 1653 году система интендантов была вновь восстановлена, и они стали назначаться в специальные финансовые округа. Интенданты имели прямые связи с центральным правительством, прежде всего с Генеральным контролером финансов. Функции интендантов были чрезвычайно широки и не ограничивались финансовой деятельностью. Они осуществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статистические сведения, относящиеся к промышленности и сельскому хозяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспечением их продовольствием и т.д. Наконец, они могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства.

Централизация коснулась и городского управления. Муниципальные советники (эшвены) и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией (обычно за соответствующую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. приходит в упадок.

Государственные финансы. Главным источником поступления денежных средств в казну были налоги, важнейшим из которых оставалась талья. Большое значение имела также капитация - подушная подать, введенная первоначально Людовиком XIV для покрытия военных расходов. Все налоги распределялись между представителями третьего сословия, тогда как высшие сословия, имевшие громадные доходы, были полностью от них освобождены.

Важным источником поступлений в королевскую казну были также и косвенные налоги, число которых постоянно росло. Особенно тяжелым для населения был налог на соль (габель). В казну поступали также сборы от торговых пошлин, доходы от королевских монополий (почтовая, табачная и др.). Широко практиковались государственные займы.

Несмотря на возросшие доходы, государственный бюджет сводился с огромным дефицитом, что было вызвано не только большими расходами на постоянную армию и разбухший бюрократический аппарат. Огромные средства шли на содержание самого короля и его семьи, на проведение королевских охот, пышных приемов, балов и иных увеселений.

Судебная система. Несмотря на усиливающуюся централизацию судебной системы, она также оставалась архаичной и сложной. В некоторых частях Франции вплоть до XVIII в. сохранилась сеньориальная юстиция. Королевские ордонансы лишь регламентировали порядок ее осуществления. Иногда короли выкупали сеньориальное право суда, как, например в 1674 году в сеньориях, примыкающих к Парижу. Самостоятельную систему представляли собой церковные суды, юрисдикция которых уже ограничивалась в основном внутрицерковными делами. Существовали и специализированные трибуналы: коммерческие, банковские, адмиралтейские и др.

Крайне запутанной была и система королевских судов. Низшие суды в превотствах к середине XVIII в. были ликвидированы. Сохранились суды в бальяжах, хотя их состав и компетенция постоянно изменялись. Важную роль, как и прежде, играл Парижский парламент и судебные парламенты в других городах. Для разгрузки парламентов от растущих апелляционных жалоб королевский эдикт в 1552 году предусмотрел создание особых апелляционных судов в ряде наиболее крупных бальяжей по рассмотрению уголовных и гражданских дел.

Армия и полиция. В период абсолютизма завершилось создание централизованно построенной постоянной армии, которая была одной из крупнейших в Европе, а также регулярного королевского флота.

При Людовике XIV была проведена важная военная реформа, суть которой состояла в отказе от найма иностранцев и в переходе к вербовке рекрутов из местного населения (матросов - из прибрежных провинций). Солдаты вербовались из низших слоев третьего сословия, нередко из деклассированных элементов, из "лишних людей", быстрый рост числа которых в связи с процессом первоначального накопления капитала создавал взрывоопасную обстановку. Поскольку условия солдатской службы были крайне тяжелыми, вербовщики часто прибегали к обманам и хитростям. В армии процветала палочная дисциплина. Солдаты воспитывались в духе безусловного выполнения приказов офицеров, что позволяло использовать воинские части для подавления восстаний крестьян и движений городской бедноты.

Высшие командные посты в армии были отведены исключительно представителям титулованной знати. При замещении офицерских постов нередко возникали острые противоречия между потомственным и служилым дворянством. В 1781 году родовое дворянство добилось закрепления за ним исключительного права на занятие офицерских должностей. Такой порядок комплектования офицерства отрицательным образом сказывался на боевой подготовке армии, был причиной некомпетентности значительной части командного состава.

При абсолютизме создается разветвленная полиция: в провинциях, в городах, на крупных дорогах и т.д. В 1667 году была учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, на которого возлагалась обязанность поддерживать порядок в масштабах всего королевства. В его распоряжении находились специализированные полицейские подразделения, конная полицейская гвардия, судебная Полиция, проводившая предварительное расследование.

Особое внимание уделялось укреплению полицейской службы в Париже. Столица была поделена на кварталы, в каждом из которых действовали особые полицейские группы, возглавляемые комиссарами и сержантами полиции. В функции полиции наряду с поддержанием порядка и розыска преступников входил контроль за нравами, в частности наблюдение за религиозными манифестациями, надзор за ярмарками, театрами, кабаре, трактирами, домами терпимости и т.п. Генерал-лейтенант наряду с общей полицией (полицией безопасности) возглавлял также политическую полицию с разветвленной системой тайного сыска. Был установлен негласный контроль за противниками короля и католической церкви, за всеми лицами, проявляющими свободомыслие.

В период позднего средневековья не осталась неизменной и государственная система европейских стран. На смену сословно-представительной монархии, обеспечивавшей определенное равновесие общественных сил в XVI-XVII вв., после подавления сепаратизма феодальной знати, пришла абсолютная монархия.

С конца XV века в Европе идет переход к абсолютной монархии от сословно-представительной, такой форме правления, при которой верховная государственная власть по закону принадлежит монарху - королю, императору, царю. Юридическое обоснование своей власти монархи находили в восстановлении нормы римского права, которая была зафиксирована в VI веке в Кодексе византийского императора Юстиниана: «Воля императора имеет силу закона».

Характерные черты периода абсолютизма в Европе:

формирование институтов публичной власти - созданный собственный бюрократический аппарат во дворе и на местах;

постоянная наемная армия;

налоговая и фискальная система;

аппарат насилия - полиция;

судебная система;

унифицированное государственное право;

Происходит эволюция органов сословно-представительной монархии, при которой происходит ликвидация привилегий феодальной аристократии, и при которой сословные органы эволюционируют в структуры публичной власти - это Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии, кортесы в Испании, ландтаги и рейхстаг в Германии, ригсдаг в Швеции, сеймы в Речи Посполитой, Земские соборы в России; также происходит изменение отношений государства и церкви - государство деспотично подчиняет себе церковь.

Основные причины перехода к абсолютизму в Анrлии и Франции состояли в следующем.

Bo-пepвых, в условиях Реформации значительно ослабло влияние римско-католической церкви. Чтобы сохранить свои позиции, она нуждалась в поддержке монархов, а не в противоборстве с ними. Peлигиозные протестантские течения сами носили светский характер и первоначально были не настолько влиятельны, чтобы воздействовать на центральную власть.

Bo-втopых, было подорвано влияние местной феодальной знати, традиционно противостоящей власти монархов. В управлении гocyдарством возросла роль чиновничества. В экономической жизни увеличилось значение торгово-предпринимательской городской элиты.

B-тpeтьиx, военная роль тяжелой рыцарской конницы резко уменьшилась, Основу новых армий составили профессиональные, наемные войска, пехотинцы, оснащенные огнестрельным оружием, артиллерией. Их содержание стоило дорого и было по средствам только королевскому двору.



В-четвертых, младшие сыновья феодалов, купцы и промышленники были заинтересованы в существовании сильной центральной власти, способной осуществлять колониальную экспансию, захватывать новые земли и рынки. Развитие мануфактурного производства требовало отмены права местных феодалов на установление таможенных пошлин и введение дополнительных налогов, ущемляющих торгoвлю.

Становление абсолютистской монархии в Англии связано с правлением Генрuxа VII(1485-1509),во Франции - Франциска I(1515- 1547). Реальная власть сконцентрировалась в руках их ближайших приближенных. В Англии это был тайный совет (в eгo состав входили чиновники высшего paнгa, ответственные перед королем) и Звездная палата (она рассматривала дела о государственной измене и искореняла оппозицию местной феодальной знати). В период устaновления абсолютизма в Англии число лордов, заседавших в парламенте, сократил ось более чем наполовину. Большинство из них были казнены или лишены всех привилегий. Французский король опирался на Большой королевский совет.

Формально opгaны сословного представительства не прекращали свoeгo существования. Однако во Франции во время правления Франциска l генеральные штаты не созывались ни разу. В Англии парламентская система сохранилась, однако роль парламента в политической жизни уменьшилась. И на eгo состав, и на принимаемые законы решающее влияние оказывал королевский двор.

В оппозиции абсолютизму находилась местная феодальная знать, стремящаяся сохранить свои привилегии. Во Франции борьба феодальных кланов за влияние на политику двора обострилась в период религиозныx войн (1562-1594) между католиками, сторонниками контрреформации, и протестантами, которые называли себя гyгeнoтами.

Наиболее известным и подробно описанным в художественной литературе эпизодом этих войн была Варфоломеевская ночь, резня, учиненная католиками в Париже. В ходе нее погибло около 2 тыс. гугенотов.



В Англии сопротивление абсолютизму также приняло религиозную форму.

Тенденции к усилению центральной власти проявлялись в Испании, Австрии, небольших государствах Италии, Германии. Однако сопротивление местной знати и религиозное многообразие огpаничили их проявление.

Большую популярность в Европе приобрели труды флорентийца Н. Макиавелли (1469- 1527). Он обосновывал необходимость в интересах государства и eгo народа правления сильной личности - государя, который действует решительно, рационально, переступая, если необходимо, морально-этические нормы.