Страницы жизни тютчева. Краткая биография Тютчева Ф.И. Возвращение на русские земли

«Для Тютчева жить — значит мыслить».

И. Аксаков

«Только талантам сильным и самобытным предоставлена возможность касаться таких струн в человеческом сердце».

Н. Некрасов

Федор Тютчев — один из крупнейших русских поэтов-лириков, поэт-мыслитель. Его лучшие поэзии и до сих пор волнуют читателя художественной дальновидностью, глубиной и силой мысли.

Если вокруг поэзии Некрасова и Фета разворачивалась политическая борьба и сейчас литературоведы делятся на сторонников или «некрасовского» или «фетивського» направления, то о творчестве Тютчева мысли были единодушны: высоко ценили и воспринимали как демократы, так и эстетики.

В чем же неисчерпаемое богатство Тютчева лирики?

Федор Тютчев родился 23 ноября 1803 года в семье дворянина в имении Овстуг Орловской губернии. Родители будущего поэта, люди образованные и состоятельные, дали сыну основательное и разностороннее образование.

Гувернером к нему был приглашен известный в свое время поэт и переводчик С.Е.Раич, знаток классической древности и итальянской литературы. На его уроках Тютчев черпал глубокие знания по истории древней и новой литературы. Еще подростком Федор начинает писать и сам. Его ранние стихи несколько устаревшие и «тяжелые», однако свидетельствуют о таланте юноши.

В 14 лет Тютчев становится членом Союза любителей российской словесности. В 1819-м впервые появляется свет его вольный перевод «Послания Горация к Меценату». В течение 1819-1821 гг Тютчев учился на словесном отделении Московского университета.

Письма, дневники этого периода свидетельствуют его литературные вкусы. Он восхищался Пушкиным, Жуковским, немецкими романтиками, читал произведения французских просветителей, поэтов и философов Древней Греции и Рима. Круг его интеллектуальных интересов был достаточно широким и охватывало не только литературу, но и историю, философию, математику, естественные науки.

Московский университет начале 20-х гг становится центром политической и общественной мысли. И хотя Тютчев не интересовался политикой, мать, боясь вредного влияния на него революционных идей, настояла на досрочном завершении обучения и вступлению сына на дипломатическую службу.

Тютчев был зачислен в Коллегию иностранных дел. Вскоре он уезжает в Европу, где прожил почти 22 года, представляя российскую дипломатическую миссию в Мюнхене, затем в Турине и при дворе сардинского короля. Мюнхен (столица Баварского королевства) был одним из крупнейших центров европейской культуры.

Тютчев знакомится там с учеными, литераторами, художниками, погружается в изучение немецкой романтической философии и поэзии. Он сближается с выдающимся философом-идеалистом Ф.Шеллингом, дружит с Гейне, первым начинает переводить его произведения ^ Осийский языке, переводит также Ф.Шиллера, И.В. Гетета других европейских поэтов. Это помогло Тютчеву оттачивать и совершенствовать свое поэтическое мастерство.

В большую поэзию его имя вошло в 20-е гг Стихи Тютчева периодически появлялись в различных московских журналах и альманахах, и зачастую подписаны были только инициалами поэта. Сам Тютчев не очень высоко оценивал собственные наработки. Большинство из написанного или исчезло, или были уничтожены.

Удивительно скромный и требовательный к себе, во время одного из переездов Тютчев, сжигая ненужные бумаги, бросил в огонь и несколько тетрадей своей поэзии.

Четыре сотни стихотворений Тютчева позволяют проследить становление его мировоззрения, ознакомиться с выдающимися событиями его жизни.

В студенческую пору и в начале пребывания за границей поэт находился под влиянием свободолюбивых идей. Его стихотворение «К оде Пушкина« Вольность »по идейной направленности близок к произведениям романтизма, но уже в нем грешат отличие от социальной лирики Пушкина декабристского периода.

Тютчев использует лексику, характерную для поэзии декабристов («огонь свободы», «звук цепей», «пыль рабства» и др.), но видит смысл поэзии не в призыве к борьбе, а в призыве к миру и душевного покоя. В его оде есть строки, обращенные к поэту с просьбой волшебной струной «смягчать, а не тревожить сердца» читателей.

Отношение к России у Тютчева было противоречивым. Он глубоко любил свою родину, верил в ее будущее, но понимал ее экономическую и культурную отсталость, заброс, не мог мириться с политическим режимом «канцелярии и казармы», «кнута и чина», которые олицетворяли самодержавную Россию.

Для Тютчева всегда оставались неприйнятливимы любые насильственные формы борьбы. Отсюда — противоречивое отношение к декабристских событий, на которые он откликнулся стихотворением «14-е декабря 1825 года».

Поэт с уважением отнесся к смелым действиям дворян ради идей общественной свободы, перешагнувших через собственные интересы, однако одновременно он считал их «жертвами глупых намерений», утверждал, что поступок их лишен смысла, потому и не оставит следа в памяти потомков.

Ежегодно мастерство поэта совершенствовалась. К середине 30-х годов он напечатал такие жемчужины, как «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Летний вечер», «Silentium!», Однако имя поэта оставалось неизвестным рядовому читателю, поскольку отдельные стихи Тютчева (и часть без авторского подписи) появлялись в различных журналах и альманахах разрозненно и «терялись» в море стихов низкого сорта.

Только 1836 по инициативе своего друга И. Гагарина Тютчев собрал свои стихи в отдельную рукопись с целью опубликования. Работы были переданы П. Вяземскому, тот показал его Жуковского и Пушкина.

Три корифеи русской поэзии были в восторге, и в «Современнику» (а журнал в эту пору принадлежал его основателю А.Пушкину) были опубликованы 24 стихотворения под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью Ф.Т.

Тютчев был горд вниманием к нему первого поэта России и мечтал о личной встрече. Однако встретиться им не суждено. На смерть Пушкина Тютчев откликнулся стихотворением «29 января 1837 года».

Как и М. Лермонтов, Тютчев обвинял в смерти Пушкина светскую верхушку, но считал, что поэт глубоко ошибался, отвлекаясь от чистой поэзии. В конце стихотворения он утверждает бессмертие поэта: «Тебя, как первую любовь, сердце России не забудет».

С годами усиливается ощущение социальных сдвигов, которые происходят в мире, понимание того, что Европа стоит на пороге эпохи революций. Тютчев убежден Россия пойдет другим путем. Оторванный от родины, он создает своим поэтическим воображением идеализированный образ Николаевской Руси. В 40-е гг Тютчев почти не занимается поэзией, его больше интересует политика.

Свои политические убеждения он толкует в ряде статей, в которых пропагандирует идею панславизма, отстаивает православие, считая религиозность специфической чертой русского характера. В стихах «Русская география», «Предсказание» звучат призывы к объединению всех славян под скипетром русского самодержавия, осуждения революционных движений, которые распространились в Европе и угрожали Российской империи.

Тютчев считает, что славяне должны объединиться вокруг России, а революциям противопоставить просвета. Однако, идеалистические настроения относительно русского самодержавия были разрушены позорным поражением России в Крымской войне.

Тютчев пишет острые, хлесткие эпиграммы на Николая I, министра Шувалова, цензурный аппарат.

Интерес к политике постоянно спадал. Поэт приходит к пониманию неизбежности перемен в основе общественно-политического строя России, и это тревожит и одновременно волнует его.

«Я осознаю, — пишет Тютчев, — безрезультатность всех отчаянных усилий нашей бедной человеческой мысли разобраться в ужасном вихре, в котором погибает мир … Да, действительно, мир рушится, и как не потеряться в этой страшной круговерти ».

Страх перед разрушением и радость от осознания уверенной походки нового теперь живут вместе в сердце поэта. Именно ему принадлежат слова, ставшие крылатыми: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые …»

Не случайно он употребляет слово «роковые» («Цицерон»). Тютчев по своим убеждениям был фаталистом, считал, что и судьба человека, и судьбы мира предопределены. Однако это не вызвало у него чувство обреченности и пессимизма, наоборот — заточенные желание жить, двигаться вперед, чтобы увидеть, наконец, будущее.

К сожалению, себя поэт относил к «обломков старого поколения», остро чувствуя отстраненность, отчужденность от «нового молодого племени» и невозможность идти рядом с ним навстречу солнцу и движению («Бессонница»).

В статье «Наш век» он утверждает, что ведущей чертой современника есть раздвоенность. Эту «двуличность» мироощущение поэта мы четко видим в его лирике. Он влюблен в тему бури, грозы, ливни.

В его поэзии человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой с жизнью, судьбой, самим собой. Однако эти пессимистические мотивы сочетаются с мужественными нотами, которые прославляют подвиг несокрушимых сердец, сильных духом человек.

В стихотворении «Два голоса» Тютчев воспевает тех, кто преодолевает жизненные трудности и общественные несогласия и может быть взломан только разве что рок. На таких людей с завистью смотрят даже олимпийцы (т.е. боги). В стихотворении «Фонтан» также прославляется тот, кто стремится вверх — к солнцу, к небу.

Философско-социальная лирика Тютчева часто построена на основе композиционного приема параллелизма. В 1-й части изображается привычная для нас картина или явление природы, во II-й строфе автор делает философский вывод, спроектированный на человеческую жизнь и судьбу.

Тематически стихотворения Тютчева разделяем на три цикла: социально-философская лирика (о ней уже говорилось), пейзажная лирика и интимная лирика (о любви).

Мы ценят Тютчева прежде всего как непревзойденного певца природы. В русской литературе не было раньше поэта, в творчестве которого природа весила бы так много. Она выступает главным объектом художественных ощущений.

К тому же сами по себе явления природы переданы немногословное, основная же внимание сосредотачивается на чувствах, ассоциациях, которые вызывают они у человека. Тютчев — весьма наблюдательный поэт, уже с помощью нескольких слов может воспроизвести незабываемый образ.

Природа у поэта переменная, динамичная. Она не знает покоя, находясь изначально в состоянии борьбы противоречий, столкновений стихий, в непрерывной смене времен года, дня и ночи. Она имеет много «лиц», насыщенная красками и запахами (стихотворения «Какое ведь хорошее ты, ночное море», «Весенняя гроза», «Какой веселый шум летней бури» и др.).

Эпитет и метафора имеют неожиданной характер, они по своему значению основном являются такими, которые взаимоисключают друг друга.

Именно это помогает создать картину борьбы противоположностей, постоянных изменений, поэтому особенно привлекают поэта переходные мгновения в природе: весна, осень, вечер, утро («Есть в осени …», «Осенний вечер»). Но чаще Тютчев обращается к весне:

Зиме пришел мука,

Поэтому она печальна —

Ей в окошко стучит,

Жене ее весна.

Перевод М. Рыльского

Бури, метели стремятся остановить прогресс весны, однако закон жизни неумолим:

Зима уходить не хочет,

Весной все ворчит,

Но весна хохочет

И молодо шумит!

Перевод М. Рыльского

Природа в стихах Тютчева очеловеченная. Она близка человеку. И хотя в стихах не встречаем непосредственный образ человека или какие-то признаки ее присутствия (помещение, орудия труда, предметы быта и др.)., Мы внутренне чувствуем, что речь идет именно о человеке, его жизни, чувствах, о том, что на смену старому поколению приходит молодое. Возникает мысль о вечный праздник жизни на земле:

Зима бедствия услышала

Конец своей жизни,

Последнее снег швырнула

В волшебное дитя.

Но что вражья сила!

Снежком умылась тем

И лишь порозовела Весна в цвету своим.

Перевод М. Рыльского

Творчески усвоив учение Шеллинга о господстве в мире единой «мировой душе», поэт убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутреннем мире отдельного человека. Поэтому природа и человек органически слиты в лирике Тютчева и образуют неразрывное целое. «Дума за думой, волна за волной — два проявления одной стихии» («Волна и дума»).

Чувство оптимизма, утверждения праздника жизни является сущностью тютчевской поэзии. Именно поэтому Толстой каждую весну встречал строками стихотворения Тютчева «Весна». Н. Некрасов писал по поводу стихотворения «Весенние воды»: «Читая стихи, чувствуя весну, откуда, сам не знаю, становится весело и легко на сердце, будто на несколько лет моложе».

Традиции пейзажной лирики Тютчева имеют истоки из поэзии Жуковского и Батюшкова. Для стиля этих поэтов характерно, так сказать, преобразование качественных характеристик объективного мира в эмоциональные.

Однако Тютчева отличает философская направленность мысли и яркая, живописная речь, придает стихам благозвучия. Он использует особенно нежные эпитеты: «блаженный», «светлый», «волшебный», «сладкий», «голубой» и другие. В пейзажной лирике Тютчев выступает как поэт-романтик, а в отдельных его стихотворениях ощутимы тенденции символизма («Дни и ночи», «Тени сизые»).

Высокого мастерства достигает Тютчев и в интимной лирике. Он поднимает ее до высоты такого же обобщения, как это наблюдаем и в пейзажной лирике.

Однако, когда пейзажная — проникнута философскими мыслями, то интимная — психологизмом в раскрытии внутреннего мира влюбленного человека. Впервые в русской лирике внимание автора сместилась от лирических страданий мужчины к женщине. Образ любимой уже не является абстрактным, он приобретает живых, конкретно-психологических форм. Мы видим ее движения («Она сидела на полу …»), узнаем о ее переживаниях.

У поэта есть даже стихи, написанные непосредственно от имени женщины («Не говори: меня он любит, как раньше …»).

В 40-50-е гг женский вопрос в России становится проблемным. Еще живым остается романтический идеал, согласно которому женщина представлялась феей, царицей, но никак не реальным земным созданиям.

Жорж Санд в мировой литературе начинает борьбу за эмансипацию женщины. В России опубликовано множество работ, в которых определяется характер, интеллектуальные возможности женщины: является полноценным она по сравнению с мужчиной? В чем ее предназначение на земле?

Революционно-демократическая критика и литература рассматривали женщину как равноценную мужчине существо, но бесправное (роман Чернышевского «Что делать», поэма Н. Некрасова «Русские женщины»). Тютчев разделял некрасовскую («Панаевський цикл») позицию. Однако, в отличие от демократов, зовет не к социальному, а к духовному раскрепощению женщины.

Жемчужиной поэзии Тютчева является «денисьевским цикл».

В 1850-м, когда поэту исполнилось 47 лет, он принимает гражданский брак с Еленой Денисьевой, 24-летней племянницей и воспитанницей инспектрисы Смольного института благородных девиц, в котором учились и дочери (!) Поэта, их связь длилась 14 лет (за это время родилось трое детей). Высшее общество не признавало и осуждало Денисьевой. Деликатная ситуация угнетала молодую женщину, что и повлекло его болезни туберкулезом и раннюю смерть.

«Денисьевський цикл» — поистине роман в стихах о любви. Мы узнаем о радости первой встречи, счастье взаимной любви, неумолимое приближение трагедии (возлюбленная поэта, которую осуждает окружения, не имеет возможности жить с любимым одной жизнью, сомневается в верности и силы его чувства), а затем смерть любимой и «горький боль и отчаяние »по поводу потери, которые не оставляют поэта до конца жизни (« Чему молилась ты с любовью »,« И я один … »).

В интимной цикле много личного, пережитого самим автором, однако здесь нет места субъективизму. Стихи волнуют читателя, ассоциируются с собственными чувствами.

Многие литературоведы отмечает близость в раскрытии темы любви Ф. Тютчева и И. Тургенева. В обоих любовь женщины трагическое, ибо тот, кто ее любит, не в состоянии ответить ей взаимностью такой степени, как чувствует она.

Причина страданий заключается в различиях в женском и мужском характерах. Женщина может жить одним любовью, а у мужчины чувства всегда сосуществует с потребностями социальной или интеллектуальной деятельности. Поэтому лирический герой раскаивается в том, что не способен любить с такой же силой, как его избранница. («Ой, не тревожь меня …»).

Любовь лирического героя Тютчева бессильно, такое, как и любовь героев «тургеневских романов. И это было типичным для того времени.

Тютчев по своему мировоззрению был либерал. И его жизненная судьба похожа на судьбу героев тургеневских романов. Тургенев-реалист видит причину неспособности героев любить в их социальной сущности, социальной бессилии. Тютчев-романтик пытается найти причину в невозможности понять до конца человеческую природу, в ограниченности человеческого «я». Любовь приобретает разрушительную силу, оно нарушает обособленность и целостность внутреннего мира человека. Стремление самовыражения идти, достичь полного взаимопонимания делает лицо уязвимой. Даже взаимное чувство, желание обоих влюбленных «раствориться» в новом единстве — на смену «я» — «мы» — не в состоянии предупредить, как приостановить разрушительный вспышка индивидуальности, «особенности», отчужденности, которая фатально сопровождает влюбленных и традиционно «представляется »за мгновение гармонии душ (« О, как же убийственное мы любим … »).

Большинство стихов Тютчева были положены на музыку и стали популярными романсами.

Однако признали поэта лишь на закате его жизни. 1850 года в журнале «Современник» была опубликована статья Н. Некрасова «Русские второстепенные поэты», которая, в основном, была посвящена Ф. Тютчеву. Критик поднимает его до уровня А. Пушкина и М. Лермонтова: видит в нем поэта «первой величины», поскольку главная ценность его поэзии — в «живом, грациозном, пластически-точном изображении природы». Позже в виде приложения к одному из следующих номеров журнала было опубликовано 92 стихотворения Тютчева.

1854 году за редакцией И. Тургенева увидел свет первый сборник стихов Тютчева. В статье «Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева »Тургенев ставит его выше всех современных русских поэтов.

Творчество Тютчева оказывала немалое влияние на русскую литературу II пол. XIX в. — Нач. XX в. Русский романтизм в его творчестве достиг вершины своего развития в XIX в., Однако не утратил своей жизненной силы, поскольку традиции тютчевской поэтики мы прослеживаем в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Блока, М. Пришвина, М. Цветаевой, М. Гумилева и многих других.

На украинский язык переведены только несколько стихотворений Тютчева (переводчики: М. Рыльский, П.Вороний), однако эти переводы нельзя назвать совершенными. Во-первых, очень сложно переводить ассоциативные стихотворения, поскольку они не имеют конкретного содержания, а во-вторых, препятствием является и поэтический словарь Тютчева, в котором имеются такие смысловые оттенки слов, которые невозможно дословно передать на другом языке. Поэтому в переводах отсутствует неповторимое звучание именно Тютчева речь в стихах.

«Silentium» (1830)

Стихотворение имеет латинское название, которое в переводе означает «Молчание» В нем словно скрестились две темы: традиционная для литературы тема поэта и поэзии и тема любви. По форме и содержанию стихотворение декларативный, т.е. автор пытается убедить читателя в правильности суждений, которые задекларированы в нем.

В первой строфе на основе собственных мировоззренческих убеждений Тютчев предостерегает нас от попытки рассказать миру о своих чувствах и мысли:

Молчи, закрой от жизни

И мечты, и свои чувства.

Перевод П.Вороного

Человек и природа живут по одним законам. Как не могут понять звезды того, чем они блестеть и угасать в вышине, так и человек не может и не должна пытаться понять, почему чувство внезапно возникают и так же внезапно исчезают:

Пусть в пучине глубины

И сходят, и зайдут они,

Как звезды ясные ночью:

Любуйся ими и молчи.

Тютчев считал, что чувство выше разума, поскольку они являются порождением вечной души, а не бренной материи. И поэтому пытаться выразить то, что происходит в душе человека, не имеет смысла, и не возможно вообще:

Как сердцу выразит себя?

Ли поймет кто тебя?

Не поймет слова он,

Потому мысль выражена — тлен.

Человек — это «вещь в себе», каждая личность неповторима и «загерметизированы» в своем собственном духовном мире. Именно в нем человек и имеет почерпнуть животворные силы, а не пытаться найти поддержку среди материального среды:

В себе самом жить умей!

Есть целый мир в душе твоей

Секретно-чарующих дум,

Заглушить их обыденный шум,

И исчезнут, в сиянии дня мручы,

Ты слушай пение их и молчи!

И снова в последних строках стихотворения поэт сопоставляет мир человеческой души и мир природы. Это подчеркивается рифмовкой слов, которые имеют основную смысловую нагрузку — «дум — шум», «мручы — молчи».

Рефреном звучит слово «молчи». Оно употребляется в стихотворении 4 раза, и это фокусирует наше воображение на основной мысли стихотворения: почему и о чем нужно молчать.

Стихотворение дает нам некоторое представление и о предмете поэзии. Прекрасное свойственно человеческой душе, именно для ее характеристики поэт использует единственный в этой поэзии (в целом не характерно для его поэтики и отличается от других богатством экспрессивно выразительной лексики), величественно-поэтический эпитет — «секретно-чарующих дум». И это тогда, когда окружающий мир получает прозаическое определение — «обыденный шум».

Мир человеческой души — живой и опредмеченный, он существует как бы вне человека («Любуйся ими»-то есть своими чувствами — и молчи »). Ця.авторська идея подчеркивается насыщенной метафоричностью речи («чувство сходят», «чувство зайдут», «сердце выражает себя»).

Автор использует двустопный ямб, который способствует усилению смыслового звучания речи. Усиливают его ораторское направленность и риторические вопросы и восклицания. В вопросах прослеживается тема («Как сердцу выразит себя?», «Поймет кто тебя?»), В ответах — идея («Молчи, закрой от жизни и мечты, и свои чувства!», «В себе самом жить умей!» , «Ты слушай пение их (почуттив. — Н.М.) и молчи!».

Это стихотворение является важным для понимания сути поэзии Ф.И.Тютчева, особенно его интимной лирики.

«Последняя любовь»

(1852 или 1854)

Стихотворение относится к «денисьевским цикла» и посвящен сильному вспышки последней любви поэта. Стихотворение романтический по звучанию. В центре произведения — образ-чувство, образ-переживание. Нет никаких ссылок на то лицо, которому он посвящен, лирическая героиня — вне контекста повествования. И поэтому поэзия приобретает не конкретно-личностного, а общечеловеческое звучание. Это не рассказ о любви пожилого человека Тютчева к молодой девушки Елены Денисьевой, это рассказ о последнем ярко чувство, которое может вспыхнуть в душе человека, — «о последней любви».

Стихотворение имеет форму развернутой метафоры: картины природы перемежаются с описаниями чувств лирического героя. Последняя любовь ассоциируется в сознании поэта с «прощальным сиянием зари вечерней». Автор понимает, что его жизнь подходит к концу («уже полнеба охватила тень» и «стынет в жилах кровь»), и тем дороже для него это странное и прекрасное чувство, которое можно сравнивать только с «сияние» среди темной ночи.

Стихотворение отличается эмоциональностью, задушевностью, такого ощущения автору удалось достичь с помощью междометий «Ой», звучащие в начале и конце стихотворения, повторением отдельных, наиболее значимых для лирического героя слов («подожди», «по-жди-ка». «Вечерний день »,« продовжуйся »,« продолжается »,« чудо »), удачным подбором благозвучных слов (нежность, обаяние, блаженство и др.).. Неповторимость этой поэзии предоставляют метафоричность эпитетов и словосочетаний («прощальное сияние», «стынет кровь» и др.), оригинальное сочетание конце произведения совершенно разных по лексическим значением слов «блаженство» и «безнадежность», использование неожиданных грамматических вариантов одного слова («нежнее» и «нежность»).

Мелодичность, напевность стиха способствовали тому, что к нему неоднократно обращались композиторы как XIX, так и XX вв.

«Фонтан» (1836)

Стихотворение построено по принципу параллелизма. Первая строфа описывает явление природы, второе — проецирует его на человеческую жизнь. По содержанию это поэзия философская, в ней автор рассуждает о предопределенности человеческой жизни. И одновременно он в восторге от тех смельчаков, пытающихся вырваться за пределы этого рокового круга.

Лирический герой с удивлением рассматривает брызги фонтана, которые, сверкая в лучах солнца, хлынут вверх, к небу. Однако, как бы высоко не взлетали они «пылью огнецвитним», им «суждено» упасть на землю. Далее в сознании автора это ассоциируется с человеческой жизнью. Как бы человек не старался добиться на своем жизненном пути чего-то необычного, яркого и выдающегося, она обречена, как обреченные брызги фонтана упасть с высоты. Несмотря на, казалось бы, пессимистичный содержание, стихотворение не вызывает чувство безнадежности. Наоборот — оптимизм, ведь он воспевает и превозносит тех, кто не желает мириться с серой обыденностью.

«Фонтан», как и большинство стихов Тютчева на философские темы, написанный в форме эмоционально насыщенного монолога. Начинается он обращением к незримо присутствующего собеседника: «смотри», в текст введены местоимения «тебя», «ты», использованы риторические восклицания. Однако избыток чисто «эстетической», «экзотической» лексики (например, «длань») в стихотворении вызывает затруднения у переводчиков.

«Весенняя гроза» (1828)

Это один из лучших стихотворений Тютчева, который издавна стал хрестоматийным. Чисто пейзажный, лишен философского дидактизма (который есть в стихах «Зииепииит!» И «Фонтан»), стихотворение доступен не только для взрослого, но и для детского восприятия.

Тютчев любил «переломные моменты» в природе, когда происходит смена времен года, ночь уступает дню, после грозового ливня из числа облаков пробиваются солнечные лучи. Характерным для пейзажной лирики поэта является начало стихотворения, в котором он безапелляционно утверждает: «Люблю я время грозы весной». Далее идет описание природы во время первой майской грозы. Чем же так привлекает лирического героя гроза, явление природы, которое многие просто опасаются? Гроза Тютчева привлекает неуправляемостью стихии, когда все охвачено вспышками молний, когда все находится в состоянии борьбы, в движении. Это определило и выбор автором динамично-го стихотворного размера-двустопного ямба.

Каждая строфа стихотворения посвящена одному из этапов грозы. В первой строфе гроза лишь приближается, напоминая о себе отдаленным громом. Небо все еще ясное и голубое:

Люблю я время грозы весной,

Когда майский первый гром,

Словно упиваясь игрой,

Грохочет в небе голубом.

Перевод М. Рыльского

Во второй — гроза приближается, начинается борьба между солнцем и бурей, гром звучит громко и ощутимо:

А в третьей строфе — гроза в разгаре. Но побеждает не злая сила, а природа, жизнь. Поэтому «все подпевает громом»:

Бегут потоки вод прозрачных,

Птичий не смолкает гам,

И в лесу гам, и шум в горах, —

Все подпевает громам.

Это радостное настроение, веселье звучат и в последней — заключительной строфе, где появляется образ «озорной Гебы» (в греческой мифологии богиня юности, дочь верховного божества — Зевса), которая «обществен-мокипучий кубок с неба на землю со смехом разлила» .

Несмотря на подробный предметный описание грозы (гром, пыль, дождь, поток воды), главным в стихотворении есть не образ грозы, а образ-чувство, то настроение, которое вызывает она в сердце лирического героя. Стихотворение написано романтическим творческим методом: олицетворение природы («гром играет», «гремит Голосистое», природа «подпевает»), величественно поэтическое сравнение («капель прозорчасте ожерелье на солнце золотом горит»), использование античных образов (Геба, Зевс и др. .).

Стихотворение изящный и по своей форме, и по своему содержанию. Зная его, тем повторяешь про себя, а встречая первую весеннюю грозу, чувствуешь радостно-оптимистичное настроение, которое передает нам через века большой мастер поэтического слова.

Использованная литература

Захаркин А.Ф. Русские позтн второй половины XIX в. М., 1975.

Касаткина В.Н. Позтическое мировоззрейие Ф.Й.Тютчева: Саратовский ун-т, 1969.

Со дня смерти Федора Ивановича Тютчева (15июля 1873 года) прошло 137 лет. Несколько поколений россиян привыкли говорить о явлениях природы тютчевскими стихами.

На любое событие природной жизни Федор Иванович способен был откликнуться и красочно его запечатлеть. В этом ему никто не был равен, даже Фет.

Лучшие достижения этого лирика-мыслителя, вдохновенного и вдумчивого певца природы, тонкого выразителя человеческих чувств и переживаний современный читатель хранит в золотом фонде русской классической литературы.

Как сформировалось у Федора Ивановича Тютчева поэтическое чувство природы? Какими приёмами он пользовался, что все написанное им навсегда запало в душу русского человека, стало дорого и близко ему?

Цель данной работы – глубже познакомиться с поэзией природы русского поэта и философа Федора Ивановича Тютчева, с его «творческой кухней».

1. Краткий обзор жизни и творческого пути

Ф. И. Тютчева

Потомок старинной дворянской фамилии Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Детские годы главным образом прошли в деревне, юношеские – связаны с Москвой.

В семье свято хранили русские обычаи, хотя говорили по-французски. У малолетнего сына Фёдора был дядькой вольный крестьянин Н. А. Хлопов, который сыграл ту же роль в жизни будущего поэта, что и Арина Родионовна в судьбе А. С. Пушкина.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с поэтами древней Греции, с современными «стихотворцами». Учитель поощрял первые стихотворные опыты своего ученика. В 12 лет Фёдор уже успешно переводил Горация.

В 1819 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Есть предположение, что профессор поэт и переводчик А. Ф. Мерзляков в обществе Любителей Российской словесности прочитал оду своего ученика «Вельможа» (подражание Горацию). 30 марта 1818 года пятнадцатилетний поэт стал членом общества.

Окончив университет в 1821 году со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 года Федор Иванович Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев он был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени связь будущего известного поэта с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине дипломат провёл двадцать два года, из них двадцать – в Мюнхене. Здесь он женился, познакомился с философом Фридрихом Шеллингом и подружился с Генрихом Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 – 1830 годах в России в журнале С. Раича «Галатея» были опубликовании стихотворения поэта, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта (« Летний вечер», «Видение», « Бессонница», « Сны»), но не принёсшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году, когда в пушкинском «Современнике» были напечатаны его стихотворения. Известно, что поэт не относился серьёзно к своему поэтическому таланту, не издавал своих работ. Князь И. С. Гагарин, сослуживец по Мюнхену, переправил рукописи Тютчева под названием «Стихотворения, присланные из Германии». Читатели так и не узнали, кто был автором «благоухающих строк», так как под ними стояли только две буквы Ф. Т. Великий поэт не был тщеславным.

В 1837 году Тютчева назначили первым секретарём Русской миссии в Турине, где он пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. Через 2 года Фёдор Иванович вступил в новый брак. Для венчания с невестой он самовольно уехал в Швейцарию, после чего ему пришлось уйти в отставку. Пять лет Тютчев с семьёй жил в Мюнхене, не имея никакого официального положения.

В 1844 году Федор Иванович переехал с семьёй в Россию, а через полгода вновь был принят в Государственную коллегию иностранных дел.

Ф. И. Тютчев, как известно, постоянно интересовался политическими событиями в Европе и России. В 1843 – 1850 годах он выступил со статьями «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос», делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.

Продолжая писать удивительные стихи («Неохотно и несмело», «Когда в кругу убийственных забот», «Русской женщине» и др.), поэт по-прежнему не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось об огромном таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений. О поэте заговорили!

В 1854 году вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой.

«Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочерей продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны, так как жену свою Тютчев не бросил и жил на две семьи.

В 1858 году у Фёдора Ивановича Тютчева новая должность: он назначен председателем Комитета иностранной цензуры. Благодаря настойчивости и эстетическому вкусу поэта, многие произведения иностранных авторов «прописались» в России.

С 1864 года Федор Иванович теряет одного близкого человека за другим: умирает от чахотки Елена Денисьева, через год – двое их детей, его мать. Но поэт не может молчать: в творчестве шестидесятых годов преобладают политические стихотворения.

В последние годы у Тютчева умирают старший сын, любимый брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. Вторая жена поэта была рядом с ним до последней минуты. Тяжело больной, Федор Иванович поражал окружающих остротой и живостью ума и неугасающим интересом к событиям литературной и политической жизни.

15 июля (27 июля) 1873 года в Царском Селе перестало биться сердце великого русского поэта и гражданина. «Милый, умный, как день умный, Федор Иванович! Прости – прощай!» - с горечью отозвался на известие об этой смерти И. С. Тургенев.

В сознание любителей поэзии Фёдор Иванович Тютчев вошёл прежде всего как певец природы. Пожалуй, только у одного Тютчева философское восприятие окружающего мира составляло в огромной степени самую основу видения мира.

2. Личность поэта и формирование его взглядов на природу

« молодое поколение писателей успело уже убедиться, какой тонкий и высоко критический ум соединяется в них (стихотворениях) с поэтическим талантом», - так заявлял в «Записках о действительном статском советнике Федоре Ивановиче Тютчеве» академик, поэт и критик, ректор Петербургского университета П. А. Плетнёв.

Современники подчеркивали неординарность личности дипломата и поэта Тютчева.

Зная в совершенстве все европейские языки, Федор Иванович стихи свои писал главным образом по-русски. Почему? Вероятно, он и жил, и чувствовал, и мыслил как истинно русский человек. На звание поэта этот удивительный лирик никогда не претендовал. Свои поэтические труды именовал «бумагомаранием», печатать не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым; их находили забытыми в деловых бумагах, книгах, на счетах и подорожных.

Нельзя не указать на тот факт, что жил поэт в неспокойную пору революций, политических перемен и войн.

Страстная любовь к жизни, активная жизненная позиция и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием реальной действительности, составляют основу мироощущения Тютчева-поэта. Он никогда не был представителем «чистого искусства», так как не мог оставаться равнодушным к важнейшим вопросам современного мира. Лирика природы его уходила корнями в русскую землю.

Полное собрание сочинений Ф. И. Тютчева – около четырёхсот стихотворений. Но каких!

Как поэт Тютчев сформировался в пушкинскую эпоху, но, как известно, после публикации 24 стихотворений в «Современнике» (ещё при жизни А. С. Пушкина) надолго перестал печататься. Влияние первого учителя и переводчика античных поэтов С. Е. Раича, безусловно, было важным во время формирования творческого лица юноши. Часто его произведение о природе «непроизвольно перекликается с творчеством Эллады: так странно уживаются мифологические отступления Тютчева с описанием русской природы» .

Органически уживаются у поэта мифологические представления с картинами русской природы. Нередко образы природы, как и отвлеченные понятия, выделяются автором прописными буквами: «Чародейкою Зимою», «До восшествия Зари», « Стоим мы слепо пред Судьбою».

Находясь продолжительное время в Германии, Тютчев не мог не воспринять идеи и философию Ф. Шеллинга, с которым сошелся близко.

Г. Гейне писал: «Шеллинг снова утвердил природу в её законных правах, он искал примирения ума с природой, он желал соединить их в вечной душе мира». И у Ф. И. Тютчева тождественны явления внешнего мира и состояние человеческой души.

Сейчас уместно обратить внимание на краткое, в восемь строк, раннее стихотворение «Полдень», написанное в конце двадцатых годов:

Летний южный полдень. Разомлела от солнца природа, жизнь на время замерла. В небе «лениво тают облака». Это содержание первой строфы.

Дремлющий мир наполнен таинственной жизнью. «Великий Пан» с Нимфами покоится в пещере. Хозяин лесов и долин Пан «покойно дремлет», укрывшись от знойного полдня в пещере. Это содержание второй строфы стихотворения.

Как мы видим, «Великий Пан» лишён тут всякого мифологического ореола. Его образ органически уживается с картиной тютчевской природы.

Человек, как сначала нам кажется, отсутствует, но он уже вошёл: если мы не видим его, то перед нами отчетливо нарисована картина его видения, мир под его взглядом изменяется: «Лениво тают облака».

У поэта «дремлющий мир» исполнен таинственной жизни, а образ великого хозяина лесов и долин Пана почти лишён величия и очеловечен.

«Так что тютчевская мифология живет прежде всего не в именах античных богов, а в образном постижении им Природы, прозреваемой во всем разнообразии её бытия: её первоначального и уничтожимого, лишь притаившегося ночного хаоса, её светлого дневного космоса, беспредельного и беспредельно прекрасного».

Так пишет поэт в начале 30-х годов в стихотворении « О чем ты воешь, ветр ночной?» Ночной мир томительно ужасен, а дневной – светится радостью, ликует и смеётся в произведении тех же лет «Утро в горах»:

Итак, у Тютчева нет сравнения природы со смеющимся человеком. Поэт рассматривает её как первоисточник радости, наделяет способностью улыбаться, петь, ликовать.

Поэзия Федора Ивановича Тютчева мужала. Чтобы доказать это, обратимся к стихотворению «В небе тают облака» 1868 года:

Между этими «облаками» и теми, что «лениво» таяли в «тверди пламенной» прошло 40 лет. Поэт не перестал быть романтиком, но в его работах много реализма. Исчезли мифологические имена: не Пан, а тень скрылась от полдневного жара. Автор отказался от мифологии, но мир не сделался «обезбоженным». Жизнь природы ушла в глубь пейзажа. И главное – она отдалилась от человека, который, забывая о себе, по-прежнему готов рассуждать о природе. Можно утверждать, что в русской поэзии фактически совершилось «открытие природы»!

В чем же своеобразие поэзии Тютчева – романтика, философа и реалиста? Федор Иванович остро чувствует противоречивость жизни во всех её проявлениях.

Человек бессилен перед природой: он стареет и умирает, а она вновь возрождается ежегодно.

День и ночь! Сущностью природы философ считал ночь, а день для него – лишь «златотканный покров», наброшенный над бездной.

Подводя итоги, можно утверждать, что философия поэта не мешала ему создавать удивительные, маленькие по объему лирические стихи. Их даже нельзя назвать пейзажами – это внутреннее состояние природы.

Что в существе разумном мы зовём?

Божественной стыдливостью страданья!

Эти две строки из «Осеннего вечера» буквально потрясли поэта Бальмонта, который напишет: «Тютчев поднимается до художественного понимания осени, как душевного состояния природы .

Замечательный писатель Ю. Н. Тынянов знал и любил творчество Федора Ивановича Тютчева. В работе «Вопрос о Тютчеве» он восхищался языком поэта, его умением сказать кратко о многом, заставляя читателя за малым представить огромное и вобрать это огромное в себя. Маленькие по объему, но полные глубокого философского смысла творения Тютчева названы Ю. Тыняновым лирическими фрагментами.

3. «Не то, что мните вы, природа»

В лирике Федора Ивановича Тютчева 30-х годов поэтизация природы доведена до наивысшей точки своего выражения. В апреле 1836 года написано стихотворение «Не то, что мните вы, природа» в форме обращения, где говорится о природе такими словами, какими принято говорить о человеке. Произведение не имеет заглавия, а это читателя всегда заставляет серьезнее вдумываться в смысл поэтических строк.

Стихотворение – как бы важный продолжающийся спор, как можно предположить, с русским собеседником. Оно оказалось переломным, решающим не только для автора, но и для всей традиционной русской поэзии о природе.

Данные строки написаны в полемической запальчивости. В стихотворении должно было быть восемь строф, но цензура изъяла две строфы, и, видимо, они потеряны навсегда. Что крамольного могло содержаться в произведении, написанном на отвлеченную философскую тему? Возможно, автор довольно смело высказался против взглядов служителей церкви на природу?

А. С. Пушкин, печатая в 1836 году в третьем номере журнала «Современник» это стихотворение, настоял на обозначении цензурных купюр. Без них произведение было бы неполным по содержанию.

Какова же главная мысль «Не то, что мните вы, природа»? Тютчев выступает против тех, кто природу недооценивает, он обвиняет людей в глухоте, очерствении души. В этом виновато отдаление человека от природы. У Тютчева она живет, мыслит, чувствует, говорит:

Продолжая свой разговор, автор других оппонентов называет «они». Мы снова не знаем, к кому конкретно обращены слова автора, но сейчас уже перед нами предстает поэт-философ, который отстаивает собственный взгляд на мир. Все в природе представляется ему живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком».

Первые две строфы начинаются с отрицания, так как автор утверждается в своем несогласии с точкой зрения тех, к кому он обращается. И читатель делает вывод: «душа», «свобода», «любовь», «язык» - вот что главное для Тютчева в природе.

В стихотворении « Не то, что мните вы, природа» чувствуется раздражение автора, видимо, раньше с оппонентами он не смог договориться, доказать свою правоту.

Обратим внимание на особенности языка, которым пользуется поэт для доказательства своей точки зрения.

Ассонанс на [и, а, о] придает стихотворению возвышенный тон; мелодичным его делает огромное количество сонорных звуков [м, л, р, н].

Устаревшие слова («лик», «древо», «чрево», «зрите»), употребленные в тексте, придают строкам торжественность.

Они как бы подчеркивают несомненную правоту сказанного Тютчевым.

Красочные и выразительные олицетворения («солнцы не дышат», «не совещалась в беседе дружеской гроза», «леса не говорили»), метафоры («ночь нема была», «весна не цвела»), сравнение («живут всём мире, как впотьмах») придают речи красочность и выразительность, способствуют наиболее полному раскрытию идейного содержания произведения.

У Тютчева встречаются сложные предложения, в конце которых - восклицательные знаки, что ещё более подчеркивает полемический характер стихотворения.

На первый взгляд, произведение заканчивается довольно странно: Тютчев не осуждает тех, к кому только что обращался, с кем спорил. «Глухие» люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для поэта природа – «голос матери самой».

В «Отечественных записках» автор неподписанной восторженной статьи о Тютчеве говорил: «Этот немного жесткий, по-видимому, упрек поэта непоэтическим душам в сущности исполнен такой любви к природе и к людям! Как хотелось бы автору разделить наполняющее его чувство с другими, которые своею невнимательностью лишают себя одного из самых чистых наслаждений! » .

Да, в глазах Федора Ивановича Тютчева природа одушевлена и жива сама по себе.

Фёдора Ивановича Тютчева называют поэтом-философом, потому что он направляет свою поэзию и мысли на все мироздание и каждый миг бытия соотносит с вечностью. Поэт не описывает природу, а его пейзажи эмоциональны.

4. Времена года

4. 1. Весна

Все времена года отражены в поэзии Тютчева, и человек везде присутствует. Каждый из нас читал или знает наизусть стихи о весне: «Люблю грозу в начале мая», «Весенние воды», «Весна», «Ещё земли печален вид» и другие. Кажется, что об этом времени года лучше сказать, чем Федор Иванович уже сказал, нельзя:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

Так начинается короткое, в три строфы стихотворение «Весенние воды». В первом четверостишии автор говорит, что долгожданная весна наконец-то вступила в свои права, снег начал таять, звенят и бегут ручьи.

Зима кончается! Светлое душевное состояние и чувство восторга перед оживающей природой передается читателю.

В первой строфе воды будто только набирают силу, «шумят», «бегут и будят сонный брег», а просыпающаяся природа начинает вторить и подпевать им. И тогда шум весенних вод превращается в мощный многоголосый хор.

Пика своего он достигает во второй строфе, где звучит ликующая песня талой воды.

Весенние воды названы гонцами весны, потому что они первые дают нам знать о конце зимы: ведь, услышав звон капели, увидев на дороге проталины и ручьи, мы понимаем, что наступает весна. И бегут ручьи не молча, а радостно звеня, пробуждая всех вокруг своей песенкой.

Воспринимается стихотворение легко. Автор использует сложные метафоры: «воды уж весной шумят», «бегут и будят сонный брег», «бегут и блещут, и гласят», « они гласят во все концы». Все эти и другие метафоры, дополняя одна другую новыми подробностями, сливаются в один художественный образ – олицетворение весны.

Характерное для Тютчева обилие эпитетов («молодой весны», «тихих теплых дней», «светлый хоровод»), среди которых один – «румяный» - придает «хороводу майских дней» не только особую теплоту, но и напоминает нам о светлом веселом девичьем хороводе.

Трепет жизни, стремительность весенних вод передается с помощью обилия глаголов (воды «шумят, бегут, будят, блещут, гласят»). В одной только первой строфе их семь.

Звукопись стихотворения прекрасна. Так, гул весенней воды ощущается в звуковой гамме: в первой строфе звук [ у ] повторяется 6 раз, [ б ] и [ г ] – тоже по 6 раз. Как видим, звукопись передает движение весенней воды.

Мелодичность тютчевских строк привлекла внимание Сергея Рахманинова – он создал романс. Голос исполнителя «Весенних вод» всегда взлетает и приобретает торжествующее, почти «фанфарное» звучание, когда он поет: «Она нас выслала вперед!».

«Весенние воды» Федора Ивановича Тютчева принадлежат к тем немногим шедеврам русской лирики, которые несут нас на крыльях радости всякий раз, когда мы внимаем чуду наступающей весны.

В 1828 году русскую поэзию освежила «Весенняя гроза» – первый вариант замечательного стихотворения. Окончательный текст сложился в 1854 году.

Хотя стихотворение написано за границей, мы все же воспринимаем его «грозу в начале мая» как настоящую весеннюю грозу в средней полосе России. В небе рождается звук, вместе с которым впервые прогремело.

Можно повторить сказанное А. С. Пушкиным по другому поводу, но сюда подходящее: «Плохая физика, но какая смелая поэзия!».

«Весной навеяны самые радостные, самые жизнеутверждающие мотивы стихов Тютчева. Таково проникнутое бодрым, мажорным настроением «весеннее приветствие стихотворцам – «Любовь земли и прелесть года» (около 1828 года), таково поэтическое описание пробуждения природы и одновременного пробуждения души человека в стихотворении «Ещё земли печален вид» (до 1836 года), таково изображение победы весны над зимою, нового над старым, настоящего над прошлым в стихотворении «Зима недаром злится» (до 1836 года), таковы, в особенности, торжественные строфы стихотворения «Весна» (не позднее 1838 года)» .

Человек и природа вновь неразрывны. Тут образ природы, заключенный в первой строфе, приобретает черты живого существа, которые перенесены на неё автором.

Весна для Ф. И. Тютчева – полнота бытия, единение с природой и восторг перед возрождением Матери-земли.

За весной приходит теплая пора радости, веселья – лето. Человек, как известно, неразлучен с природой, он восторгается всеми её проявлениями. Федор Иванович пишет жене письмо от 5 августа 1854 года: «Какие дни! Какие ночи! Какое чудное лето! Его чувствуешь, дышишь им, проникаешься им и едва веришь этому сам».

Буря приоткрыла хаос, взметнула «прах летучий», но «сквозь мимолетную тревогу продолжает звучать немолчный птичий свист, предвещающий финал этого действа».

Летняя буря – веселое потрясение природы, но «первый желтый лист» – печальное напоминание и проблеск человеческого сожаления, что лето пройдет.

«Летний вечер» 1828 года. Молодой поэт утверждает, что природа чувствует так же, как и человек:

Стихотворные строки Тютчева о лете идут из глубины души, сливаясь с нашими представлениями об этом времени года.

«Мир природы у Тютчева как бы светится изнутри, внутри его родимый огонь, проникающий во все краски дня Поэт пропел подлинный гимн солнечному сиянию, неодолимому стремлению всего земного к светилу В последней строфе этого стихотворения поэт противопоставил счастье летней природы и измученную душу человека, который тянется к счастью. И человеческая «улыбка умиленья» – это прикосновение души смертного к бессмертному вечно обновляющемуся блаженству цветущего мира» .

4. 3. Осень

Осень – любимое время года Федора Ивановича Тютчева. Особенно его привлекали переходные состояния природы. Это мы наблюдаем в «Весенних водах», «Первом листе», «Есть в осени первоначальной». Интересна история создания последнего произведения.

22 августа 1857 года по пути из Овстуга в Москву Федор Иванович Тютчев написал карандашом на обороте листка с перечнем почтовых станций и дорожных расходов стихотворение «Есть в осени первоначальной». В 1868 году оно вошло в собрание сочинений. Едва ли не самым пленительным из пейзажей, созданных Тютчевым, является согретое мягким лиризмом данное стихотворение. Это подлинно реалистическое изображение ранней осени:

Стихотворение не имеет заглавия, что, конечно, затрудняет возможность сразу до конца раскрыть идейное содержание произведения.

Бегло прочитав три четверостишия, видим, что они о дивном времени – ранней осени. Но не только!

Как утверждает преподаватель Е. Е. Маркина из Ульяновска, «в этом стихотворении поэт рассказал не только о прекрасной поре золотой осени, но и об «осеннем времени в жизни любого человека».

Одним эпитетом «как бы хрустальный» Тютчев в первой строфе передает прозрачную ясность и кратковременность ранних осенних дней, которые называют ещё «бабье лето».

Обращаем внимание на то, что в самом начале стихотворения автор использует длинное слово «первоначальной». Оно многосложное, а рядом с короткими словами звучит более протяженно, медленно, неторопливо, раздумчиво. Первая строка задает торжественный размышляющий тон всему стихотворению.

«Короткая, но дивная пора» – особенное время осени, очень-очень непродолжительное. А значит, дорогое каждому человеку, и ему, конечно, хочется запечатлеть эти мгновения в памяти.

Первую строфу заканчивает многоточие, в которое вложено много смысла. Во-первых, нарисованную поэтом картину читатель может представлять себе ещё подробнее. Во-вторых, пауза подготавливает нас к восприятию следующих строк.

Вторая строфа отличается особенной глубиной включенных в неё мыслей. Читатель представляет осенний пейзаж («пусто все – простор везде»), где недавно весело и бодро убирали хлеб, а на «праздной» борозде блестит «паутины тонкий волос».

Значение слов «тонкий волос паутины» может привести нас к мысли, что поэт написал не только о ранней осени, но ещё и о человеческой жизни, используя при этом олицетворение.

Слово «осень» в первой строфе словно бы перекликается с «тонким волосом паутины», и тут на ум приходят словосочетания: весна жизни, лето жизни, осень жизни.

Осень жизни! Как догадывается читатель, речь идет именно о старости человека, который прошёл длинный жизненный путь. Третья строфа тоже об осени. Перед зимой природа утрачивает все, что украшало её летом. И вдруг во второй строке появляется образ «зимних бурь». Каких бурь? Думается, что речь идет не только об ураганах и метелях, но и о душевном состоянии пожилого человека – «буре в его душе». Поэт говорит: «Но далеко ещё до первых зимних бурь».

«Дивная пора» в природе – это время покоя и тишины, ещё далеко до настоящих метелей, а для человека это время, когда пожилой возраст только начинается. У него ещё много сил для жизни, творчества, нет больших неприятностей.

Исследователи творчества Тютчева пришли к выводу, что образы гроз, бурь, зарниц благодаря поэту обрели философскую значимость в русской поэзии.

«Читаем» последние строки стихотворения. В них наше внимание привлекают слова: «льётся чистая и тёплая лазурь». Это метафоры, но какие! «Чистая и тёплая лазурь» не просто заменитель слова «небо». Здесь и солнечный свет, и тепло, которое как бы проливается сверху. А слово «лазурь» приобретает качество вещи» .

«Отдыхающее поле» – очеловеченная, одухотворенная земля, так как её касались руки человека.

В произведении идет речь не только о прекрасной поре, о ранней осени, но и об «осеннем» времени жизни человека, которое он должен принять смиренно, мудро, спокойно.

Через много лет Лев Николаевич Толстой, прочитав своим гостям стихотворение «Есть в осени первоначальной», сказал, что не знает более точных задушевных и выразительных слов, рисующих «бабье лето», чем эти стихи.

«Осенний вечер» – это не только «предчувствие сходящих бурь» самой природой, но и «кроткое увядание» человеческой жизни:

Итак, поэт словно оживляет осень, образно наделяет её присущими только человеку чертами и свойствами. У Тютчева осенний вечер – это таинственная красота. Это время года воспринимается им как божественное, трогательное, бездонное творение.

Глубокое, необыкновенно насыщенное по своей окраске стихотворение Ф. И. Тютчева переполнено чувством безысходной грусти, искреннего страдания, сожаления. Лирический герой не хочет расставаться даже с мельчайшей, незаметной, но милой для него деталью: «умильная, таинственная прелесть» осенних вечеров, «грустно – сиротеющая» земля, «туманная и тихая лазурь» – все дорого, все необыкновенно, все таинственно!

Конец октября 1849 года. Душа человека несет страшный груз и забот, и тревог. А за окном «поля уж пусты, рощи голы, бледнее небо, пасмурнее долы». Но даже в эти мрачные осенние дни душа может встрепенуться, как весною, и рождаются стоки:

Добрые воспоминания «минувшего» «страшный груз минутно приподнимет», как осеннею порою ветер теплый и сырой «душу обдаст как бы весною». У поэта плохое настроение созвучно осенней поре, но развеивается оно при воспоминании о прекрасных весенних днях, которые Тютчевым были очень любимы.

Загадочную, но неугасающую жизнь природы Федор Иванович различает даже под снежным покровом. В 1852 году он был в имении Овстуг, где и под влиянием окружающей красоты написал дивное стихотворение «Чародейкою Зимою»

Уже отмечалось, что «пониманием природы как одушевленного целого обусловлены многие особенности тютчевской поэтики – прежде всего метафоры Тютчев даже ходячие, стертые метафоры заставляет звучать по-новому, освежая их эпитетами и тем самым как бы внося «душу» в описываемые им картины и явления природы» .

Лес «околдован Зимою-чародейкой» и «блестит чудной жизнью». Он спит, очарованный «сном волшебным», окованный «легкой цепью пуховой». Эти олицетворения, наделяющие лес и зиму чертами живых существ, и создают ощущение волшебной сказки и тайны.

А эпитеты («чудной жизнью», «сном волшебным», «легкой цепью пуховой», «ослепительной красой») делают поэтическую картину колоритной и выразительной.

Единственный архаизм «мещет» использован для придания строке высокой экспрессии. Солнце зимнее не может справиться со снегом, который опутал лес, но под его лучами рождается сказка.

Три строфы стихотворения имеют по пять строк. Рифма не совсем обычная: первая строка рифмуется с третьей и четвертой (Зимою – бахромою – немою), а вторая с пятой (стоит – блестит).

Тире после второй строки во всех строфах – важный знак. Он заставляет читателя остановиться, задуматься над тем, какой же глубокий смысл заключается в последующих строках.

Образ «легкой пуховой цепи» помогает нам представить сонное оцепенение зимнего леса.

О какой «чудной жизни» говорит поэт? Кому она открывается? «Чудная жизнь» леса невидима взору равнодушному, невнимательному, но открыта любознательным людям с поэтической душой

Без солнца лес кажется неподвижным, спящим, заколдованным. Не вздрогнет ни одна ветка: все сковано морозом и льдом. Но стоит выглянуть из-за облаков солнышку, как все «вспыхнет и заблещет ослепительной красой» .

Тютчеву было свойственно иногда рассматривать явления природы «с точки зрения народного чувства». У него Зима – олицетворение живого всемогущего существа, которое в природе – хозяйка-чародейка.

Судя по количеству стихотворений, посвященных лету и зиме, видим, что автор отдавал предпочтение весне и осени, но образ Зимы, которая не хочет освобождать место Весне, запечатлен в ещё одном шедевре Тютчева - «Зима недаром злится».

В замечательной природе Брянщины лежат истоки тютчевской поэзии. Интересен тот факт, что даже в тех стихотворениях, которые написаны Тютчевым в заграничный период его жизни, лежит глубокая печать родной русской природы, горячо любимой им с детства. Вероятно, поэту редко в зрелом возрасте приходилось наблюдать природу зимой, поэтому об этом времени года у него мало произведений.

Если бы Федор Иванович оставил нам в наследство всего одно стихотворение - «Чародейкою Зимою», можно было бы утверждать, что Тютчев - гений.

Заключение

«Кто побывал на холмах Овстуга, тот согласится с моим утверждением, что только рожденный на этой земле смог передать, как весело бегут весенние воды и действительно торжествующе «гласят во все концы» о приходе весны», как «околдованный чародейкою Зимою» стоит русский лес.

У произведений Ф. И. Тютчева малая лирическая форма - миниатюра, фрагмент – вмещает содержание, равное по масштабу обобщений роману

Тютчев завершил целую полосу развития философского течения русского романтизма и дал определенный толчок реалистической лирике.

«Подробно проанализировав ряд стихотворений о природе, можно сказать, что тютчевские пейзажи по своему лиризму и философской насыщенности напоминают живописные полотна Левитана или Рылова».

«Чуткость к конкретным деталям в конце его творческой жизни заметно усиливается в лирике Тютчева, отражая общее движение русской поэзии от романтизма к реализму».

Тютчев вообще тонко различает краски и обладает искусством колорита. Даже в непейзажных стихах поэта часто вкраплены «яркие кусочки» природы.

Тютчев любит краски, как любит все яркое и живое. Природа и человек у него почти в каждом стихотворении.

Когда после смерти поэта вышло очень небольшое по объему издание его стихотворений, А. А. Фет приветствовал его стихотворным посвящением, заканчивающимся строками, которые можно было бы поставить эпиграфом ко всем последующим изданиям тютчевских стихов:

В наше время интерес к Тютчеву неуклонно возрастает не только у нас, но и за рубежом, так как душа природы и душа человека в поэзии Тютчева неразрывно связаны.

Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.

В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.

Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.

Начало литературного пути

Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.
Второй период творчества писателя (20е – 40е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.

Возвращение в Россию

Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в этот период не выходят в печать, а произведения свои он пишет в основном на политическую тематику.
Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.

Смерть и наследие

Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».

Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей тематикой поэта. Буйность чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания, представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта).
Стихотворения Тютчева, написанные для детей, входят в школьную программу и изучаются учащимися разных классов.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Тютчев был очень влюбчивым человеком. В его жизни была связь с графиней Амалией, затем женитьба на Э. Петерсон. После ее смерти второй женой Тютчева стала Эрнестина Дернберг. Но и ей он изменял в течение 14 лет с другой возлюбленной – Еленой Денисьевой.
  • Всем своим любимым женщинам поэт посвящал стихи.
  • Всего у поэта родилось 9 детей от разных браков.
  • Оставаясь всю жизнь на государственной службе, Федор Иванович Тютчев так и не стал профессиональным литератором.
  • Тютчев посвятил два стихотворения

1. Краткая биографическая справка.
2. Философское миросозерцание поэта.
3. Любовь и природа в поэзии Тютчева.

Ф. И. Тютчев родился в 1803 году в родовитой дворянской семье. Мальчик получил хорошее образование. Интерес к поэзии у Тютчева проявился достаточно рано — уже в 12 лет он успешно переводил древнеримского поэта Горация. Первым опубликованным произведением Тютчева стало вольное переложение «Посланий Горация к Меценату». После окончания Петербургского университета Тютчев поступил на дипломатическую службу. В качестве чиновника русской дипломатической миссии он был направлен в Мюнхен. Нужно отметить, что Тютчев в общей сложности провел за границей более 20 лет. Он дважды женился — по любви, причем и предшествующие браку отношения, и последующая семейная жизнь Тютчева складывались довольно драматично.

Карьерный рост Тютчева, получившего должность дипломатического посланника и звание камергера, прекратился по вине самого поэта, который в период бурного увлечения баронессой Э. Дернгейм, ставшей его второй супругой, он на некоторое время самовольно отставил службу, да еще потерял доверенные ему документы. Получив отставку, Тютчев некоторое время еще жил за границей, но через несколько лет все же вернулся на родину. В 1850 году он познакомился с Е. Денисьевой, которая была в два раза моложе его и которая вскоре стала его возлюбленной. Эта связь продолжалась 14 лет, до самой смерти Денисьевой; в то же время Тютчев сохранил самые нежные чувства к своей жене Элеоноре. Любовь к этим женщинам нашла отражение в творчестве поэта. Тютчев скончался в 1873 году, после того, как потерял нескольких близких людей: брата, старшего сына и одну из своих дочерей.

Что же такого привнес в поэзию этот человек, что его Стихи обессмертили его имя? Литературоведы пришли к выводу, что Тютчев ввел мотивы и образы, которые до него практически не использовались в поэзии XIX века. В первую очередь это вселенский, космический охват мировосприятия поэта:

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Подобный масштаб впоследствии будет нередко находить отражение в творчестве поэтов XX века. Но Тютчев жил в XIX, таким образом, в чем-то он предвосхитил развитие поэтических тенденций, заложил основы новой традиции.

Интересно отметить, что для Тютчева такие философские категории, как бесконечность и вечность, являются близкими и ощутимыми реалиями, а не абстрактными понятиями. Человеческий страх перед ними проистекает от невозможности рационалистически постичь их сущность:

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

Однако Тютчев конечно же является наследником поэтической традиции, сложившейся до него. Например, стихотворения «Цицерон», «Silentium!» написаны в ораторско-дидактическом стиле, который широко применялся в XVIII веке. Нужно отметить, что в этих двух стихотворениях раскрываются некоторые важные элементы философского мировосприятия поэта. В стихотворении «Цицерон» Тютчев обращается к образу древнеримского оратора, чтобы подчеркнуть преемственность исторических эпох и провести идею, что наиболее интересными являются переломные моменты истории:

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Свидетель крупных исторических событий расценивается Тютчевым как собеседник богов. Лишь они могут понять глубокие переживания творческой души. Что касается людей, то передать им свои мысли и чувства крайне сложно, более того, нередко этого не следует делать, о чем поэт пишет в стихотворении «Silentium!»:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.

Использование мифологических образов в поэзии Тютчева также основано на традиции, уже существовавшей в русской литературе. Причудливый мир мифа позволяет поэту абстрагироваться от повседневности, почувствовать сопричастность с некими таинственными силами:

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба
Смеясь, на землю пролила.

Нужно обратить внимание на композицию стихотворений Тютчева. Нередко они состоят из двух взаимосвязанных частей: в одной из них поэт дает что-то а, вроде зарисовки, показывает тот или иной образ, а другая часть посвящена анализу и осмыслению этого образа.

Для поэтического мира Тютчева характерна ярко выраженная двуполюсность, которая является отражением его философских воззрений: день и ночь, вера и безверие, гармония и хаос... Этот список можно было бы продолжать долго. Наиболее выразительно противопоставление двух начал, двух стихий в любовной лирике Тютчева. Любовь в стихах Тютчева предстает то как «поединок роковой» двух любящих сердец, то как смешение, казалось бы, несовместимых понятий:

О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Природа в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренней жизнью лирического героя. Отметим, что Тютчев нередко показывает нам не просто картины природы, но переходные моменты — сумерки, когда еще не совсем погас свет и не наступила полная темнота, осенний день, еще живо передающий очарование минувшего лета, первую весеннюю грозу... Как и в истории, так и в природе, поэту более всего интересны именно эти «пороговые», переломные этапы:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул...

Тема «смешения», взаимопроникновения, нередко звучит и в тех строках, которые посвящены восприятию природы человеком:

Час тоски невыразимой!..
Все во мне и я во всем!..
...Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Для восприятия природы Тютчевым, как и для всей лирики поэта, характерна полярность, двойственность. Природа может представать в одном из двух обличий — божественной гармонии:

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..

или стихийного хаоса:

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..

Природа для Тютчева — это огромное живое существо, наделенное разумом, с которым человек вполне может найти общий язык:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Федор Тютчев – известный русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

Свои произведения Тютчев писал преимущественно в направлении романтизма и пантеизма. Его стихи пользуется большой популярностью, как в России, так и во всем мире.

В юности Тютчев целыми днями читал стихи (см. ) и , восхищаясь их творчеством.

В 1812 г. семейство Тютчевых было вынуждено переехать в Ярославль, по причине начала .

В Ярославле они оставались до тех пор, пока русская армия окончательно не изгнала со своих земель французскую армию, возглавляемую .

Благодаря связям отца, поэта зачисляют в коллегию иностранных дел в качестве губернского секретаря. Позже Федор Тютчев становится внештатным атташе Российской дипломатической миссии.

В данный период биографии он работает в Мюнхене, где знакомится с Гейне и Шеллингом.

Творчество Тютчева

Кроме этого он продолжает сочинять стихи, которые потом публикует в русских изданиях.

В период биографии 1820-1830 гг. им были написаны такие стихотворения, как «Весенняя гроза», «Как океан объемлет шар земной…», «Фонтан», «Зима не даром злится…» и другие.

В 1836 г. в журнале «Современник» печатается 16 произведений Тютчева под общим названием «Стихотворения, присланные из Германии».

Благодаря этому Федор Тютчев приобретает большую популярность у себя на родине и за ее пределами.

В возрасте 45 лет он получает должность старшего цензора. В это время лирик продолжает писать стихи, которые вызывают большой интерес в обществе.


Амалия Лерхенфельд

Однако отношения Тютчева и Лерхенфельд до свадьбы так и не дошли. Девушка предпочла выйти замуж за состоятельного барона Крюднера.

Первой супругой в биографии Тютчева стала Элеонора Федоровна. В этом браке у них родилось 3 дочери: Анна, Дарья и Екатерина.

Стоит заметить, что Тютчева мало интересовала семейная жизнь. Вместо этого он любил проводить свободное время в шумных компаниях в обществе представительниц слабого пола.

В скором времени на одном из светских раутов Тютчев познакомился с баронессой Эрнестиной фон Пфеффель. Между ними начался роман, о котором сразу же все узнали.

Когда супруга поэта услышала об этом, она, не выдержав позора, ударила себя в грудь кинжалом. К счастью дело обошлось легким ранением.


Первая жена Тютчева Элеонора (слева) и его вторая жена Эрнестина фон Пфеффель (справа)

Несмотря на произошедший инцидент и осуждение в обществе, Федор Иванович так и не смог расстаться с баронессой.

После смерти жены он сразу же вступил с Пфеффель в брак.

Однако женившись на баронессе, Тютчев тут же начал изменять и ей. В течение долгих лет он имел близкие отношения с Еленой Денисьевой, о которой мы уже упоминали.

Смерть

В последние годы жизни Тютчев потерял множество родственников и дорогих ему людей.

В 1864 г. из жизни ушла его любовница Елена, которую он считал своей музой. Затем скончались его мать, брат и родная дочь Мария.

Все это негативно отразилась на состоянии Тютчева. За полгода до смерти поэта парализовало, в результате чего он оказался прикованным к постели.

Федор Иванович Тютчев умер 15 июля 1873 года в возрасте 69 лет. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.

Если вам понравилась краткая биография Тютчева – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!