Сурдопедагогика где учиться. Профессиональная подготовка сурдопедагогов в россии

Сурдопедагог - педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантантами.

Сурдопедагог (от лат. surdus — глухой.) - педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантантами. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Сурдопедагогика - это раздел специальной педагогики (раньше её называли коррекционной педагогикой и дефектологией). Но суть сурдопедагогики - не исправление недостатка слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром. Сотни тысяч людей по всему миру не слышат звуков музыки, человеческих голосов, звуков природы и работающих машин. Этим людям сложно адаптироваться в мире. Не все из них глухи с рождения, и трудно сказать, кому приходится тяжелее: тем, кто оглох, будучи взрослым, или тем, кто не слышал никогда.

Если глохнет взрослый человек, у него есть одно важное преимущество: он умеет говорить, читать и писать, а порой он уже владеет профессией, при которой глухота - дополнительная трудность, но не катастрофа. И самое главное - он уже умеет учиться, целенаправленно нарабатывая новые умения, облегчающие жизнь.

У ребёнка - всё иначе. Глухой ребёнок должен осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные школьные занятия, сказки по телевизору, непринуждённые разговоры с ребятами во дворе.

В России обучать людей с нарушением слуха начали XVIII - начале XIX века. В это же время появились и первые учителя для глухих и слабослышащих детей.

И таким детям нужна помощь сурдопедагога. Он учит малыша, который не слышит ничего или слышат плохо, правильно произносить слова, читать книги, «считывать» чужую речь по губам, обучает его азбуке жестов и дактильной азбуке (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах).

Слабослышащему человеку может помочь слуховой аппарат. Но иногда и он уже бессилен, и тогда требуется другая помощь - кохлеарная имплантация (в ухо вживляется устройство, стимулирующее слуховой нерв).

В последнее воскресенье сентября отмечается Международный День глухих. Он учрежден по инициативе ООН в 1951 г. В России День глухих отмечается с 1998 г.

Но даже если кохлеарный имплантат установлен, человек может остаться глухим: ему ещё нужно научиться слышать. Без привычки мозг воспринимает окружающие звуки как сплошной поток шумов, не различая ни звуков речи, ни весенней капели, ни шума автомобиля. И на этом этапе ребёнку тоже нужен сурдопедагог.

Высококвалифицированный сурдопедагог выполняет ряд профессиональных задач:

  • выявляет снижение слуха у детей;
  • проводит углубленное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха;
  • разрабатывает индивидуальные программы по тренировке остаточного слуха и по компенсации нарушений (обучение жестовой речи и пр.)
  • создает условия для всестороннего развития детей с нарушением слуха с учетом их индивидуальных особенностей;
  • консультирует детей и их родителей и т.д.

Рабочее место

Сурдопедагоги работают в школах и детских садах для детей с нарушенным слухом. В специальных классах для слабослышащих детей в обычных школах.
Также они нужны в медицинских учреждениях, в консультационно-реабилитационных центрах.

Подходящие образовательные специальности: «Дефектологическое образование»
Ключевые предметы: Математика, Русский язык, Биология

Стоимость обучения (средняя по России): 300000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 4 года на очном отделении.

Педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантантами.

Особенности профессии

Сурдопедагогика - это раздел специальной педагогики (раньше её называли коррекционной педагогикой и дефектологией). Но суть сурдопедагогики - не исправление недостатка слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром.
Сотни тысяч людей по всему миру не слышат звуков музыки, человеческих голосов, звуков природы и работающих машин. Этим людям сложно адаптироваться в мире.
Не все из них глухи с рождения, и трудно сказать, кому приходится тяжелее: тем, кто оглох, будучи взрослым, или тем, кто не слышал никогда.

Если глохнет взрослый человек, у него есть одно важное преимущество: он умеет говорить, читать и писать, а порой он уже владеет профессией, при которой глухота - дополнительная трудность, но не катастрофа. И самое главное - он уже умеет учиться, целенаправленно нарабатывая новые умения, облегчающие жизнь.

У ребёнка - всё иначе. Глухой ребёнок должен осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные школьные занятия, сказки по телевизору, непринуждённые разговоры с ребятами во дворе.
И таким детям нужна помощь сурдопедагога. Он учит малыша, который не слышит ничего или слышат плохо, правильно произносить слова, читать книги, «считывать» чужую речь по губам, обучает его азбуке жестов и дактильной азбуке (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах).
Слабослышащему человеку может помочь слуховой аппарат. Но иногда и он уже бессилен, и тогда требуется другая помощь - кохлеарная имплантация (в ухо вживляется устройство, стимулирующее слуховой нерв).
Но даже если кохлеарный имплантат установлен, человек может остаться глухим: ему ещё нужно научиться слышать. Без привычки мозг воспринимает окружающие звуки как сплошной поток шумов, не различая ни звуков речи, ни весенней капели, ни шума автомобиля. И на этом этапе ребёнку тоже нужен сурдопедагог.

Высококвалифицированный сурдопедагог выполняет ряд профессиональных задач:

Выявляет снижение слуха у детей;
. проводит углубленное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха;
. разрабатывает индивидуальные программы по тренировке остаточного слуха и по компенсации нарушений (обучение жестовой речи и пр.)
. создает условия для всестороннего развития детей с нарушением слуха с учетом их индивидуальных особенностей;
. консультирует детей и их родителей и т.д.

Рабочее место

Сурдопедагоги работают в школах и детских садах для детей с нарушенным слухом. В специальных классах для слабослышащих детей в обычных школах.
Также они нужны в медицинских учреждениях, в консультационно-реабилитационных центрах.

Важные качества

Терпение, выдержка, чувство долга, артистизм, любовь к детям, уверенность в победе, хороший интеллект, стремление к постоянному самосовершенствованию.

Знания и умения

Сурдопедагог должен знать особенности психологии глухого ребёнка (как он воспринимает мир, как трактует те или иные понятия и т.д.), знать основы физиологии слуха, владеть методиками работы с глухими детьми, в совершенстве владеть жестовой речью и дактильной азбукой.

Где учат

Московский педагогический государственный университет
Дефектологический факультет

Московский городской педагогический университет
Факультет специальной педагогики
Специальность «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль обучения «Сурдопедагогика»

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова
Дефектологический факультет
Специальность «Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль обучения «Сурдопедагогика»

И др. педагогические вузы.

Обеспечить быструю, качественную, разностороннюю подготовку специалистов в области судрдопедагогики и сурдопсихологии. Данное направление обучения сегодня является одним из наиболее популярных в специальной педагогике. Если вы желаете реализовать себя в многообещающей области, развиваться вместе с нашей системой образования, работать в сфере, которой сегодня уделяется максимальное внимание со стороны государства и общества - добро пожаловать на курсы профпереподготовки по специальности «Сурдопедагогика и сурдопсихология».

Основные задачи программы

Программа реализуется на основе высоких принципов: в специальной педагогике не должно быть малокомпетентных работников, эта сфера - не для случайных людей. Поэтому задачи программы:

  • Дать полное представление о деятельности специалиста в области сурдопедагогики и сурдопсихологии;
  • Сформировать у выпускников профессиональное представление о психологических особенностях детей с сурдопатологией, их возможностях и индивидуальных потребностях в процессе обучения;
  • Обучить действенным приёмам и методикам работы со слабослышащими и глухими детьми;
  • Выдать диплом, дающий право на работу в специальной педагогике.

Описание программы

Благодаря современным технологиям сегодня у нас появляется возможность дистанционно обучать даже таких ответственных специалистов, как дефектологи. Программа - уникальная, очень насыщенная, концентрированная, яркая и интересная. Онлайн вы познакомитесь с опытными педагогами-психологами, посвятившими свою жизнь работе с глухими детьми, овладеете методиками и приёмами, о которых даже не подозревали, разработаете собственные планы работы, зарядитесь энтузиазмом и желанием помогать.

Весь процесс проходит на специальной платформе дистанционного обучения в интернете, организован предельно просто и доступно. Экзамены проходят в удобной форме тестирования.

Методы обучения

  • Учебники . При всей динамичности E-Learning, изучению фундаментальных трудов придётся уделить некоторое время. Все учебники в электронном формате уже находятся в базе данных.
  • Лекционный материал . Превосходное дополнение к чтению учебной литературы. Лекции можно читать, прослушивать аудиозаписи, просматривать видеосъёмки.
  • Самое интересное . Но без живого общения дистанционное обучение очень напоминало бы самообразование. Общаться с преподавателями вы сможете на вебинарах, в чате, на специальных онлайн-конференциях и прочих мероприятиях, которые проводятся довольно часто. Это очень полезно с точки зрения практического опыта.

Результат обучения

Логическим завершением процесса обучения выступает контроль. Никаких волнительных экзаменов, билетов и ответов у доски! Вы просто отвечаете на вопросы онлайн-теста. Несколько кликов - и вы дипломированный специалист. Итак,

  • Вы готовы приступать к работе;
  • Вы уверены в своём профессионализме;
  • Вы - квалифицированный специалист в узкой и востребованной сфере.

Будущее выпускников

Вас ожидает работа в специализированных учебных заведениях, где обучаются дети с ослабленным слухом, глухотой, глухонемые дети. Также сегодня наблюдается тенденция к инклюзивному образованию, поэтому сурдопедагоги востребованы и в общеобразовательных школах, садах, интернатах. В зависимости от вашего основного профиля образования возможно профессиональное обучение людей с нарушениями слуха.

Специальная педагогика и психология относится к наиболее высокооплачиваемым направлениям педагогической деятельности, поэтому материальная сторона вашей работы будет достойной.

Требования к слушателям

Требования к образованию слушателей:

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

  • Лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование
  • Лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование

Документы, необходимые для зачисления:

  • Диплом с приложением (СПО или ВО) или справка об обучении (для студентов)
  • Документ, удостоверяющий личность и гражданство (паспорт, удостоверение личности и т.п.)
  • Свидетельство об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)
  • Фото 3х4

Остались вопросы? Заполните форму ниже, и специалисты Приёмной комиссии вас проконсультируют.

Логопед-дефектолог, сурдопедагог

Работа с детьми с ОНР, ЗРР, ФНР, ФФНР, дизартрией, дислалией, с неговорящим детьми (в.т.ч с алалией), РАС, ЗПР, УО, нарушениями слуха, а также с дислексией, дисграфией. Развитие речевого дыхания, классический логопедический массаж, постановка и автоматизация звуков, развитие связной речи, развитие лексико-грамматического строя речи, коррекция слоговой структуры слов, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики, развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания), развитие зрительно-моторной координации, коммуникативных навыков.

Образование:

  • МГУ им. А.А. Кулешова — Педагогика и психология детства, педагогика и методика дошкольного образования, квалификация «методист»
  • БГПУ им. М. Танка – специализация «Дефектология», квалификация «учитель-дефектолог»
  • ГУО «Академия последипломного образования» — интенсивный курс повышения квалификации учителей-дефектологов.
  • ГУО «Академия последипломного образования» — «Дифференцированный подход в коррекционно-педагогической работе с детьми с особенностями психофизического развития».

Фомина Наталья Владимировна

Логопед-дефектолог

Основные направления профессиональной деятельности: комплексная логопедическая диагностика, предупреждение и коррекция нарушений в развитии. Общее развитие речи, постановка, автоматизация и дифференциация звуков. Развитие грамматического строя речи и фонематического слуха. Коррекционная логопедическая и дефектологическая работа при ОНР, ФФНР, дизартрии, дислалии, дислексии, дисграфии, алалии, заикании, ЗПР, ЗПРР, РАС, СДВГ, подготовка к школе. Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха. Дактилология.

Образование:

  • МПГУ - Институт специального образования и комплексной реабилитации, квалификация учитель-логопед
  • АНО ДПО «ВГАППССС» - Сурдопедагогика. Коррекционно – развивающее обучение детей с нарушениями слуха в условиях реализации ФГОС, учитель-сурдопедагог.

Курсы повышения квалификации:

  • Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Особенности реабилитации слепоглухих и детей с ТМНР после кохлеарной имплантации.

Савченко Екатерина Алексеевна

Сурдопедагог, логопед-дефектолог

Основные направления профессиональной деятельности : работа с детьми с ОВЗ (нарушения слуха и зрения, задержка развития, умственная отсталость). Логопедическая диагностика и коррекция речевых нарушений (ЗРР, ОНР, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, нарушения чтения и письма). Дактилология и русская жестовая речь.

Образование:

  • МГППУ — кафедра клинической и специальной психологии, специальное (дефектологическое) образование.
  • МГПУ, Институт специального образования и комплексной реабилитации, «Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения».

Курсы повышения квалификации:

  • ЦОГ и ЖЯ – жестовый язык начальный уровень.
  • Фонд «Соединение» — программа помощи семьям с ребенком с тяжелыми и множественными нарушениями.

.^ить обучение в вузе по специальности «Сурдопедагогика» со вто- г0 или третьего курса по специально разработанной сокращен­ной программе.

В рамках программы построения многоступенчатой системы п0 д Г отовки специалистов «школа - педагогический колледж - в уз» ведется обучение будущих учителей - слышащих (лицей- сК ий класс школы № 483 Москвы), глухих и слабослышащих (Университетский педагогический колледж № 4) юношей и де­вушек, которые занимаются по экспериментальному учебному плану, составленному с учетом последних достижений теории и практики сурдопедагогики, в том числе билингвистического под­хода.

Многоуровневая система ориентирована на подготовку науч­но-педагогических кадров (бакалавр, магистр) не по специально­стям, а по направлениям. Ее преимущества состоят в гибкой орга­низации и быстрой перестройке учебного процесса; создании бла­гоприятных условий для интеграции научных знаний; высоком уровне фундаментальной естественно-научной, общепедагогиче­ской, предметной подготовки, а также общекультурной, гумани­тарной и социально-экономической подготовке выпускников. В РГПУ им. А. И. Герцена в соответствии с Государственным обра­зовательным стандартом высшего профессионального образова­ния, утвержденным Министерством образования РФ, ведется под­готовка бакалавров по профилю «540612 - Образование лиц с нарушением слуха» в направлении «540600 - Педагогика». Про­гнозируется открытие курса подготовки бакалавров в рамках на­правления «Специальное образование», которое объединяет са­мостоятельные области научных знаний, имеющие свои тради­ции и ярко выраженный предмет исследовательской и практиче­ской деятельности.

Известный исследователь и сурдопедагог Г.Л.Зайцева (2001) подчеркивает, что независимо от концепции высшего образова­ния формирование будущих специалистов должно основываться на методологии, отражающей реалии отечественной и мировой сурдопедагогики. В связи с этим следует пересмотреть содержание их предметной подготовки. В нее должны быть включены новей­шие научные данные исследований, выполненных в нашей стра­не и за рубежом в рамках социокультурной концепции глухоты; следует выделить курс «Русский жестовый язык» как самостоя­тельный предмет, разработать и отразить проблемы, связанные с Культурой и историей глухих, ввести курсы, раскрывающие осо­бенности билингвистического обучения.

Новые тенденции, связанные с распространением и практи­ческой реализацией концепции интегрированного обучения, обус­ловливают необходимость знания учителями общеобразователь­ных учреждений основ сурдопедагогики.

ды - в семьях, семьях-пансионах, консультационных пунктах-работать с людьми разных возрастных групп - детьми, подрост! ками и молодежью; умел оказывать помощь взрослым глухим в решении возникающих у них проблем (социальных, психологи­ческих, по трудоустройству, профориентации, профессиональ­ной подготовке, в том числе и в системе высшей школы; по по­вышению профессиональной квалификации, организации быта досуга, по правовой защищенности, проблемам индивидуального обучения и воспитания детей в семье и др.).

Расширение проблематики профессиональной деятельности сурдопедагогов происходит и в условиях интегрированного об-учения, что делает настоятельно необходимым развитие специ­альностей, обеспечивающих раннее выявление, диагностику и коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями слуха, обоснованное увеличение спектра специализаций в рам­ках специальности «050713 - Сурдопедагогика» (Н.М.Назаро­ва, 1999).

Профессиональная подготовка сурдопедагогов в России

В настоящее время получить высшее профессиональное обра­зование по специальности «050713 - Сурдопедагогика» можно в крупнейших педагогических университетах России: в Московском педагогическом государственном университете; в Российском го­сударственном педагогическом университете им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург); в Московском городском педагогическом уни­верситете им. М. А. Шолохова; в Уральском государственном педа­гогическом университете (Екатеринбург); в Челябинском государ­ственном педагогическом университете; в филиале Московского государственного педагогического университета, открытом в Том­ске, и в ряде других высших учебных заведений страны.

За последние годы наметилась тенденция в преодолении узко­утилитарного подхода к педагогическому образованию, что при­вело к существенным структурным изменениям самой системы высшего образования. Характерны три концептуальных подхода.

Моноуровневая (линейная) подготовка является ведущей, тра­диционной и имеет давнюю историю. Ее достоинство - в углуб­ленном предметном и методическом образовании будущих спе­циалистов.

Многоступенчатая подготовка предоставляет возможности по­лучения высшего педагогического образования на основе средне­го профессионального и предусматривает выравнивание учебных планов с однопрофильными средними профессиональными учеб­ными заведениями. Выпускники этих учреждений могут продоЛ-

Профессиональная подготовка сурдопедагогов за рубежом

В начале XIX в. при Берлинском королевском училище для глу хонемых были открыты курсы по подготовке специальных учите­лей. С XX в. центрами такой подготовки становятся высшие учеб­ные заведения или педагогические школы крупнейших городов Европы: Манчестера (Великобритания); Берлина, Гамбурга Мюнхена, Кёльна, Гейдельберга (Германия); Милана (Италия)" Берна (Швейцария); Вены (Австрия) и др.

Направленность профессионального обучения таких специали­стов предусматривала компетентное изучение, диагностику и про­гнозирование развития детей с нарушениями слуха; адекватную оценку их способностей и возможностей в соответствии со свое­образием развития личности; готовность к воспитанию и обуче­нию разных групп лиц, имеющих нарушения слуха (также при возможных осложнениях другими дефектами), в условиях как спе­циального, так и общеобразовательного учреждения и семьи; вла­дение приемами и способами их социального адаптирования и поддержки в условиях современного быстро вцдоизменяющегося мира.

Важнейшей задачей подготовки сурдопедагогов является фор­мирование профессионально детерминированного образа мыс­лей, нового взгляда на положение и место в обществе лиц, име­ющих нарушения слуха, особого склада профессионально-педагогического мышления, творческих способностей. Не менее актуальна и готовность учиться, совершенствоваться на протя­жении всего периода профессиональной деятельности, способ­ность ориентироваться в информационном потоке, отбирать про­фессионально значимую информацию и включать ее в контекст собственной деятельности, нетрадиционно подходить к реше­нию возникающих проблем (М.ОПтапп, 1988). По мнению спе­циалистов (А. МагШев, 1986), также важны интеллектуальный потенциал, высокое качество академического и общенаучного образования.

Новые проблемы перед высшей школой выдвигают тенденции и реализация интегрированного обучения, которое требует от сур­допедагогов определенных умений: владения профессионально зна­чимой информацией и ее преобразованием; планирования педа­гогической деятельности; кооперации с другими специалистами, работающими в учреждении; оказания коррекционно-педагогй-ческой помощи, включающей развитие остаточного слуха и кон­троль за этой работой; консультирования; повышения профессио­нальной квалификации (самообразование, курсы); работы с ро­дителями глухих и слабослышащих учащихся (М.Огипапп, 1986; и др.).

Существование вариативных педагогических систем обучения еТ ей с нарушенным слухом и усиление борьбы глухих за свои права, и в том числе за право обучаться на «родном» - жестовом языке", породили ряд дополнительных проблем, связанных с под­готовкой высококвалифицированных глухих учителей для обуче­ния глухих (К. Schulte, I. Cremer, 1991) и умением сурдопедагогов правильно ориентироваться в вариативном соотношении видов и форм словесной речи в ходе обучения.

Так, в Германии (Берлин, Винненден, Лейпциг, Мюнхен, Нойвид и Нюрн­берг) имеются специальные учебные заведения, готовящие преподавате­лей к обучению глухих по системе билингвизма (их учат организации рече­вой среды на основе словесно-жестового двуязычия). В ряде городов (в основном в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия) работают специальные учебные заведения, где повышают квалификацию практику­ющие сурдопедагоги в овладении словесно-жестовым двуязычием на уров­не языковой компетенции. Среди них есть слабослышащие и глухие учи­теля.

Во многих странах Европы, а также в США и Канаде делаются попытки обучать сурдопедагогов по разработанным национальным стандартам (J.Stoefen-Fisher, K.Mathias, 1985; Д.Нокс, 1987). Так, в Стандарт профессиональной подготовки сурдопедагогов США введены экспертные оценки деятельности, указан перечень необ­ходимых сфер профессиональной компетенции. Наряду с этим создаются международные стандарты, определяющие универсаль­ные требования к объему профессиональной компетенции сурдо­педагога (А. М. Mulholland, 1988).

За рубежом существуют несколько различающихся между со­бой форм подготовки сурдопедагогов.

Первая - исторически более ранняя и в ряде стран тради­ционная. В ее основе распространенная концепция поэтапного фор­мирования профессиональных знаний на базе общепедагогиче­ского образования в системе университета или высшей педагоги­ческой школы.

Вторая - осуществляемая на базе среднего образования в системе педагогических колледжей, вузов, университетов, где со­зданы соответствующие факультеты и отделения.

Третья - в системе среднего специального образования, Не Редко в тех случаях, когда необходим опыт практической дея­тельности в специальном учреждении.

Четвертая - на разного рода курсах, семинарах при специ­альных учреждениях для глухих, а также в системе университе- Тов, педагогических вузов и колледжей, в соответствующих науч- н °-учебно-реабилитационных центрах, благотворительных и ре- л Нгиозных организациях, в том числе и учреждениях системы по- в ЫЩения квалификации учителей.