Связь религии и расовой теорией. Рас теория. Научный расизм, расовой биологии, расовая теория или расология - королевство швеция

Содержание статьи

РАС ТЕОРИЯ. Единого определения расы не существует, некоторые ученые вообще считают, что понятие «раса» не имеет научной ценности. Попытки найти основание для объединения людей в расы упираются в расплывчатость критериев. Физические признаки даже в пределах одной расы могут сильно различаться, генетического стандарта пока не обнаружено. Предлагаемая ниже статья американского ученого Стивена Молнара посвящена истории возникновения генетического подхода к проблеме.

Раса

– это группа организмов, которая составляет подразделение вида и существенно отличается по одной или более физическим характеристикам от других расовых групп этого вида. В соответствии с генетической терминологией раса – это крупная популяция индивидуумов, имеющих совокупно значительное число одних и тех же генов, и которая по генетическому набору отличается от других рас этого же вида. Сам набор и компоновка рас зависит от того, какие гены выбраны для сравнения. В настоящее время у Homo sapiens идентифицировано большое количество различных генов, которые пополняются все новыми и новыми, что затрудняет определение особенностей любой расы. Частые миграции, завоевания и заселение новых территорий нашими далекими предками приводили к взаимосмешению различных народов, что постоянно размывало расовые рамки.Несмотря на то, что традиционно человечество подразделяется на три или пять основных рас (они также имеют название «большие расы»), было бы неправильно считать их естественными, устойчивыми и неизменными видами рас. Концепция расы – это не просто одна из таксономических проблем, которая заключается в определении принадлежности группы индивидуумов к определенной классификации. Вопрос относится именно к методам с точки зрения времени и пространства, применяемым при исследовании Homo sapiens .
Скорее всего не существовало бы такого понятия как раса – если бы не свойство нашего разума классифицировать все явления вселенной на категории.

Расовая классификация.

Люди, а их количество более 6 млрд. человек, – разные, и имеют вполне наглядные внешние различия, как форма и размер тела, цвет кожи, тип волос. Все эти внешние признаки антропологи прошлых столетий использовали как критерий при классификации групп населения, объединяя их в разные новые категории, которые и были названы расами. Так как некоторые признаки варьируются и зависят от географического положения, эти первые попытки определить группы рас увенчались некоторым успехом. Народы арктической зоны, такие, как эскимосы (инуиты), значительно отличаются строением тела и цветом кожи от австралийских аборигенов; таким образом, те и другие причислялись к разным расам. Согласно этой классификации европейцы отличаются от африканцев, китайцы от полинезийцев, малазийские народы тихоокеанского региона контрастируют по многим признакам с коренными американцами (индейцами, или американоидами). Ранее существовало мнение, что каждая из этих групп обладает достаточным количеством отличий, и только поэтому их можно отнести к разным группам. В результате увеличилось число основных рас, к которым относились европеоиды (или по западной классификации – кавказоиды), монголоиды, негроиды. Так, полинезийцы, американские индейцы и аборигены Австралии были выделены в отдельные, или вторичные, расы. Несмотря на дальнейшее развитие классификации, многие народы обладали такими комбинациями характерных черт, которые не позволяли включить их в какую-либо расовую категорию. Чем больше ученые имели информации о Homo sapiens , тем больше новых категорий создавалось, и число вторичных рас вскоре перевалило за десяток.

Подобная классификация человека на первичные и вторичные расы широко распространена и сегодня. Она часто применяется в исследованиях по биологии человека. Несмотря на то, что большинство людей точно не соответствует тем расам, которые были сконструированы методами 19 в., мы все еще продолжаем использовать слово «раса» как средство идентификации как в социальных, так и научных целях. И это несмотря на громадное увеличение числа параметров, по которым регистрируется биологическое разнообразие человечества.

Термин «раса» слишком часто применяется в обществе, начиная от политических единиц (британская «раса») и до лингвистических групп (арийская «раса» или семитская «раса»). Подобное обозначение может быть оправданным, если имеется в виду существование общих культурных, лингвистических и политических признаков, хотя сейчас для того, чтобы обозначить какие-либо религиозные, культурные и языковые общности, применяется термин – «этнический». На фоне роста генетических знаний дальнейшее использование термина «раса» для обозначения происхождения или распределения биологических характеристик резко снижает достижение предполагаемой цели.

Термин «раса» для обозначения происхождения или общих биологических характеристик часто является явно недостаточным и не полностью раскрывает заложенный смысл в связи с большим количеством информации по генетике.
Поскольку существует проблема классификации, в настоящее время при дефиниции понятия «расы» применяется термин генная концентрация (или частота гена). В своей работе Генетика человека (Human Genetics ), написанной в 1986, Ф.Фогель и А.Г.Мотульский определили расу как «большую популяцию индивидов, которые имеют значительную долю общих генов и отличаются от других рас общим генофондом». Акцент здесь сделан не только на общности генной частотности, но и на смешивающейся популяции. Еще в 1960 антрополог Стенли Гарн в своей работе Человеческие расы (Human Races ) признал важность изучения человеческого многообразия на популяционном уровне: «В настоящее время общепринято, что раса есть смешивающаяся популяция, в значительной мере, если не полностью, репродуктивно изолированная от других смешивающихся популяций. Мерой расы является, таким образом, репродуктивная изоляция, возникающая обычно, но не исключительно, по причине изоляции географической». Он предложил классификационную систему, которая сочетала в себе признание важности как географического фактора, так и изменения в генной концентрации. Он выделили 9 т.н. географических рас. Каждая из девяти рас включала в себя большое множество локальных рас. Они отличались друг от друга частотой всего нескольких генов.

Количество локальных рас менялось, и от поколения к поколению сами локальные расы видоизменялись, т.к. численность популяции менялась, народы мигрировали и смешивались. Иногда, когда на географических территориях возникали новые границы, то локальные расы оказывались по разные стороны границ, а это приводило к дополнительному дроблению рас на еще более мелкие. Такая разъединенная общность назвалась микрорасой. Микрорасы можно обнаружить в Европе и других регионах мира.

Какие бы трудности не возникали в процессе включения генетических знаний в изучение человеческого вида, уже к 1960-м стало ясно, что характерные черты как простое наглядное восприятие, как размер, форма и цвет, никогда не могут быть полностью адекватными критериями для установления степени родства и общности происхождения. Известны, например, давние попытки приписать происхождение темнокожих меланезийцев западной части Тихого океана к предполагаемым древним африканским корням. Или существуют предположения, что чернокожие низкорослые пигмеоидные народы Юго-Восточной Азии и Филиппин («негритосы») каким-то образом оказались потомками мбути, или пигмеев леса Итури, в Центральной Африке. На самом деле эти четыре группы объединяла лишь темная пигментация кожи. Что касается пигмеоидных народов, то их объединял низкий рост, что и доказывается многочисленными исследованиями признаков, наследуемых по одному-единственному гену. Объединения популяций, вытекающие из их генетического анализа, подменялись старыми антропологическими методами 19 в., в которых сравнивались лишь наглядные признаки, такие как форма, размер и цвет.

Характерные черты простого наследования: генетика человеческого многообразия.

Антропологи все чаще и чаще ставят под вопрос биологическую целесообразность расовой типологии, т.к. генетика как наука развивается. Изучение человеческого многообразия теперь уже не ограничивается простой фиксацией размеров тела, формы головы или лица, а также пигментации кожи. В настоящее время результат действия различных генов фиксируется. Идентификация по наследственным характеристикам, таких, как группы крови, тип гемоглобинов, белков крови и ферментов, получала все более широкое распространение в прошлые десятилетия, и продолжалась до тех пор, пока эти характеристики не были зафиксированы у миллионов людей во всем мире. Эти результаты показали такое разнообразие внутри вида, которое не могли даже предполагать антропологи прошлого века. Получалось, что многие из этих новых вариаций идут вразрез с классическим представлением о рамках расовых классификаций, дискредитируя само понятие «расовых типов».

Группы крови были среди тех первых характеристик простого наследования, которые показывали степень вариаций человеческих популяций. Были проведены исследования основных групп крови по системам АВ0, Rh (резус фактор), MNS, Duffy и Diego. У миллионов людей во всем мире были зафиксированы типы крови в каждой из этих групп. Каждый человек имеет свой тип крови: А, B, 0 или АВ и это является важной медицинской информацией, в случае необходимости переливания крови, например. Хотя в целом тип крови 0 является самым распространенным в мире, но каждый тип крови имеет существенные отличия среди популяции по признаку частотности. Среди большинства коренного населения Америки (индейцев) доминирует тип крови 0, и в некоторых случаях именно он встречается в 100% случаев исследованного населения. Более редкой среди этого населения является тип крови А, и совсем отсутствует тип В. Напротив, большинство населения Азии в любой из популяций имеет наиболее низкую частоту типа крови 0 и наиболее высокую частоту типа крови В. Подобные же различия частот типов крови существуют между африканцами и европейцами.

Комплекс системы резус (Rh) показывает большее разнообразие типов и часто используется для расчета уровня смешения популяций. Самый известный тип – резус отрицательный – довольно часто встречается у европейцев, и наиболее часто – у басков северной Испании. Немного реже, но все равно часто он встречается среди многочисленных африканских популяций, но практически отсутствует у большинства азиатских популяций и коренных американцев (индейцев).

Другая система, которая применяется для генетического сравнения – это система MNS. Типы M и N этой системы встречаются в мире почти с одинаковой частотой, за исключением западного полушария и Австралии. Коренные американцы (индейцы) имеют высокую частоту встречаемости группы М (ок. 75%), а аборигены Австралии имеют практически ту же частоту типа N.

Это многообразие типов различных групп крови является полезным инструментом для генетических и антропологических исследований. В 1950 иммунолог В.С.Бойд сравнил генные частоты этих трех групп крови и разделил человечество на шесть рас, которые практически совпали с традиционной классификацией. Эти классификации были сгруппированы по признаку основных географических регионов Земли, за исключением территории Индии, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. В 1963 число рас было увеличено до 13 благодаря данным, которые были собраны на вышеупомянутых территориях. Можно было бы и далее совершенствовать классификацию в свете интерпретации новых исследований по межпопуляционному многообразию. Однако к концу 1960-х годов классификация человеческого многообразия как цель исследования постепенно сходит на нет, и все большее значение придается изучению конкретных популяций и адаптивного значения генетических комбинаций внутри них.

Приблизительно в это же время наследственные типы былых кровяных телец, являясь частью иммунной системы организма, стали центром научных исследований наряду с другими данными по биологическому разнообразию человечества, например, такими как белки сыворотки крови (serum proteins), гаммаглобулины и трансферрины. Популяции в различных частях мира характеризуются большими или меньшими частотами определенных вариантов каждого из этих типов.

Дополнительно были изучены многочисленные ферменты , которые существуют в человеке в альтернативных формах, или полиморфизмы. Так, например, глюкозо-6-фосфат-дегидрогеназа (G6PD) стал предметом тщательного изучения в связи с поиском средств борьбы малярией . Наличие некоторых типов G6PD дают человеку возможность оказывать сопротивление организма к тяжелой малярийной инфекции. Более двухсот форм фермента G6PG были генетически изучены, и эти гены c разным уровнем частотности присутствуют в каждом человеке. Большинство представителей Homo sapiens имеет единственный вариационный тип (Gd B). Поразительное количество других типов с высокой частотностью наблюдается среди народов, проживающих в районах Средиземноморья и Ближнего Востока. Вместе с тем, другие типы G6PD, которые были обнаружены в Юго-Восточной Азии, Южном Китае и др., добавляются новые варианты этого же маркера в растущем списке популяционных исследований разнообразия человечества.

Сравнительные изучения огромных молекул ДНК, которые обеспечивают хранение и передачу генетического кода, сильно расширили наши знания о человеческом многообразии. Местоположение хромосом и точная структура многих генов описаны. Описаны также отдельные большие участки молекул ДНК, функция которых неизвестна, но которые существенно отличаются у разных индивидуумов. Это привело к развитию того, что обычно называют «ДНК-идентификацией». Из молекулы ДНК бóльшего размера в определенном месте вырезаются небольшие сегменты при помощи специальных ферментов. Поскольку эти сегменты отличаются по длине и молекулярному коду, сравнительный анализ может определить отцовство или материнство и помочь в идентификации подозреваемых. Кроме применения в судебном деле, эти маленькие фрагменты ДНК, точнее – полиморфизм длин рестрикционных фрагментов (ПДРФ), – используются для изучения родственных связей популяций и реконструкции их происхождений. Кровь, волосы и образцы тканей брались во многих небольших туземных популяциях по всему миру, чтобы создать банк генов для сохранения данных человеческого разнообразия.

Теперь, когда продукты деятельности гена (группы крови, белки крови и ферменты) и подлинные генетические структуры идентифицированы у многих миллионов людей, мы понимаем, что наше многообразие не может быть разделено на всего несколько первичных и вторичных рас. Генетики особо отмечают то, что среди отдельных людей внутри этих «рас» существует большее генетическое многообразие, чем между самими расами. Такое мнение высказал Ричард К.Левонтин в своей работе Человеческое многообразие (Human Diversity , 1982). Тогда верно и то, что отличия между разновидностями Homo sapiens весьма поверхностны, поскольку большинство классификаций, созданных в прошлом, и до сих пор часто используемых, основаны на сильном акцентировании внешних различий, таких как цвет, форма и размер, при слабом внимании к более важному фактору – генетической структуре, которую мы наследуем при зачатии. Тем не менее, понятие «раса» все еще применяется в социальных, политических, психологических и других целях, игнорируя обширные и растущие с каждым днем знания о человеческом геноме. Продолжается путаница биологической реальности с фольклором и социальным вымыслом. Это можно проследить на многочисленных примерах использования данных переписи и попыток использования этнической идентификации.

Расы и этнические группы: социально-политический взгляд на проблему.

Мы часто и небрежно относим отдельных людей и группы к каким-либо категориям. В результате нам кажется, что придуманные нами этнические и расовые обозначения обоснованы и правильны в биологическом понимании (смысле), т.е. наша категория отождествляется с определенным генетическим типом. Это неправильно, поскольку этнические группы и расы часто определяются совокупностью поведенческих, лингвистических и биологических особенностей. Например, люди, проживающие в странах Латинской Америки и некоторых регионах США символически классифицируются как Hispanics (люди, признающие свое родство с народом, языком и культурой Испании). Хотя в этом случае подразумевается то, что все представители этой общности имеют общее генетическое происхождение, а реально их объединяет язык, на котором они говорят. Их генетические корни могут быть прослежены от европейских, коренных американских (индейских) и африканских предков и др. Популяции в Пуэрто-Рико по своей наследственной структуре отличаются между собой более существенно, чем популяции Гватемалы, Мексики и юго-западной части США. Самая большая латиноамериканская популяция, составляющая Бразилию, не входит в категорию Hispanic из-за своего португальского происхождения с сильной примесью коренных американцев (индейцев) и африканцев. Путаница генетического и социального многообразия становится наиболее очевидной, когда этническое и расовое деление отражается в официальных правительственных документах. Пытаясь объединить данные переписи и статистику естественного движения населения (рождаемости, смертности, браков) правительственные регистраторы полагаются на самоидентификацию отдельных лиц. Вопросы анкеты относительно расы или этнической группы могут содержать или не отражать взаимосвязи опрашиваемых с их генетическим происхождением. Эта практика вводит в употребление вредный и возможно опасный элемент, когда статистика естественного движения населения используется для медицинских исследований.

Предполагалось, что идентификация расовой и этнической группы поможет установить степень риска здоровья любого человека. Это возможно установить путем определения частоты разных заболеваний у популяционных групп, которые больше или меньше были восприимчивыми к одинаковым проблемам здоровья из-за того, что они имели общий геном. Некоторые представители коренного населения Америки (индейцы) имеют высокий процент заболеваний диабетом; афро-американцы более чем остальные группы страдают от кровяного давления. Среди азиатского населения чаще встречается рак желудка, а среди европейцев рак кишечника, и т.д. Для изучения этих и многих других болезней, которые, по мнению специалистов, находятся под влиянием определенных генов, необходимо тщательно определить генетическое происхождение находящихся под наблюдением пациентов. В случае поверхностного, внешнего подхода к расовой и этнической классификации ценность такой информации становится бесполезной и может даже ввести в заблуждение.

Итак, классифицировать на различные расы возможно разными способами путем нахождения большого количества характерных признаков. Результатом таких классификаций стало появление разного количества рас с рамками, которые устанавливались в соответствии с целями исследователя, изучающего многообразие видов. Такие классификации в отношении большинства видов не вызывают особых возражений Однако, что касается людей, то необъективность и разнообразные цели исследователей при определении человеческих рас приводят к путанице и конфликту. Если имеется цель провести различие между человеческими популяциями в биологическом смысле, тогда генетический критерий должен быть избран с акцентом на историю и генеалогию. Когда же в основе лежат социальные или политические цели, то тогда применяются другие стандарты и производится иной отбор характерных черт, но результаты одного метода классификации не должны применяться к другому методу классификации. Невозможно установить точное количество основных рас, как и нельзя говорить о точном количестве последующих подразделений человечества более низкого или более высокого уровня.

Несмотря на то, что ученые до сих пор продолжают использовать различные классификации человеческого многообразия, многие из них признают, что существуют ограничения при попытках систематизации, если использовать только характеристики по внешним признакам, которые применялись в прошлом. Все больше используются генетические методы в популяционных исследованиях, но когда отдельные части генетической составляющей были зафиксированы, то вдруг оказалось, что у людей больше сходств, чем различий. Мы долго шли по неправильному пути, когда приняли за основу классификации поверхностные внешние признаки.

Стивен Молнар

Расизм как общественное понятие представляет собой объединение нескольких концепций, носящих антинаучный характер. Основой расизма является следующее суждение: человеческие расы не одинаковы между собой, если сравнивать их в физическом и психологическом развитии, а, значит, такие различия неизбежно влияют на историю и культуру мировой цивилизации. Проще говоря, люди делятся на лучшие и худшие расы - высшие и низшие. Те, кто составляет численность высшей расы, наделены наилучшими признаками и призваны господствовать над расами, стоящими в иерархии ниже и не обладающими способностью сделать ничего в плане общественной культуры. Низшие расы годятся лишь для эксплуатации в целях «высших» людей. Лучшая раса состоит из создателей цивилизации, основоположников общества и культурных ценностей, а низшая раса – из рабов. Подобные ложные идеи, несущие в себе все признаки человеконенавистничества, характеры для любой разновидности расизма.

Явление расизма возникло достаточно давно, о природном неравенстве заговорили еще во времена рабовладельческого строя. Подобные суждения использовались как обоснование различий на социальном уровне – так оправдывались отношения рабов и их хозяев. В средние века расизм претерпел некоторые изменения: теперь теорию о природном неравенстве людей использовали для прикрытия причин сословного неравенства. В те времена утверждалось, что высшее и низшее сословия – знать и чернь – имеют кровные различия. Затем пришли времена колонизации, и теория расизма получила новый виток развития. Европейцам нужно было оправдывать эксплуатацию, а иногда и массовые убийства целых народов: эта участь постигла африканцев, американских индейцев и другие народы, являющиеся коренным населением колонизированных земель.

Первые труды, где рассматривались теории расизма, вышли в свет в 19 веке. Внимание социологов того времени привлекали два направления: социальный дарвинизм и расовые теории. Объединяет их одна общая мысль о том, что общество ничем не отличается от природы. Получается, что человек – это всего лишь частный случай биологии. В человеческом обществе, также как и в животном мире, существуют свои классы – группы людей, каждая из которых приобрела свои особенности в процессе борьбы за выживание. Кто-то в этой борьбе победил и стал основой высшей расы, а те, кто остался в аутсайдерах естественного отбора теперь принадлежат к низшим расам.

Подобные рассуждения несколько позже стали основой фашистской диктатуры и сыграли в истории Германии особую роль. Следует обратить внимание и на тот факт, что обостряли расовую вражду именно высшие классы господ.

Теории о неравнозначности классов людей существовали во все времена истории человечества. Их отличительная особенность – взгляд на суть человека исключительно с точки зрения биологии. Социал-дарвинисты придерживались теории о том, что в ходе естественного отбора только сильнейшие могут выжить и выйти победителями, а все слабые и не сумевшие приспособиться должны погибнуть. Теории расизма, в свою очередь, рассматривают сущность человека еще уже – только с точки зрения расовых признаков. А затем, исходя из различий человеческих рас, разделяют их на господ и рабов.

Основателем этой теории считается французский социолог и писатель, один из основоположников расизма Ж. Гобино. Большой вклад в эту теорию внес Ф. Ницше, которого считают предтечей идеологии фашизма.

Суть теории. Теория основывается на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той причине, что они выгодно отличаются от других в вышеперечисленных отношениях. Поэтому они могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, навязывать волю остальным группам людей, не относящихся к представителям высшей расы. Государство, по их мнению, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Авторы этой теории напоминали о том, что большой вклад в создание цивилизации сделали представители белой расы и ее роль в развитии цивилизации вообще нельзя переоценить.

Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, вот почему они могут быть объектом господства. Всех же Ницше делил на три типа: 1) гениальные люди - немногие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. Правда, Ницше, пользуясь понятием раса, понимал его как прежде всего социально-политическую, нежели национально-этническую характеристику; сильная раса - это, по существу, особая порода властвующих, аристократические господа, слабая раса - жизненно слабые, угнетенные, подневольные. Всю социально-политическую историю он характеризует как борьбу двух волей к власти - воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Цель человечества состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры. Отвергая различные концепции происхождения государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

Расовая теория имеет долгую историю. Она верно служила ее адептам в средние века. Когда формировалась колониальная система, она вновь была поднята на штык, осовременена и приобрела еще большую аргументацию в первой половине XX в., в период появления фашизма. Всплески расовой теории встречаются и сейчас, но в разряд государственной она теперь не входит ни в одной стране: человечество в целом уже доросло до того, чтобы осознать, что люди рождаются равными и свободными.

Оценка теории. С позиций ценностей сегодняшнего дня нет никаких оснований производить деление рас на высшие и низшие. Изменения в современном мире, воспринявшем такие ценности, как права человека, с рождения приобретаемые каждым из живущих на Земле, дают основание вроде бы с порога заклеймить какое-либо подразделение рас и расовую теорию, хотя и не находящую практического воплощения. Однако здесь не стоит торопиться, а надо постараться выяснить причину появления этой теории.

Справедливо замечено Ницше, что люди разнятся между собой и эта разница носит биологический характер. Устранить биологические законы мы не можем, да и вряд ли это нужно, ведь если бы люди все были одинаковы, то наши потребности могли быть удовлетворены в меньшей мере (это примерно так же, как если бы у нас в гардеробе было несколько рубашек, но ни одного галстука). Однако это отнюдь не способно умалить значимость каждого человека, рожденного на земле, поскольку каждый человек занимает свою нишу в обществе и занимается "своим", т.е. посильным ему делом, принося тем самым пользу другим людям.

Действительно и то, что разные страны развиваются неравномерно, т.е. различные отряды человеческой популяции в разное время проходят исторические этапы. Если в Европе и Северной Америке находятся государства, развитые не только в промышленном, но и в политическом, научном и других отношениях, то такой уровень развития в большинстве стран Азии пока не достигнут. В центре африканского континента существуют еще родоплеменные отношения, позволяющие говорить, что там государственность в полной мере еще не сложилась. И это верно подмечено сторонниками расовой теории.

Далее. Справедливо также указывается на то, что люди разнятся и с точки зрения психологии. Если северные народы характеризуются спокойным, уравновешенным нравом, рациональным отношением к жизни и как бы отстраненным взглядом на окружающий мир, то южным народам в большей мере свойственны импульсивность, эмоциональность, вспыльчивость и т.п. Представляется, что это является также результатом вышеуказанного процесса. Так же как людей можно разделить по возрасту, так же и нации делятся на молодые, средневозрастные и старые. Причем решающим здесь оказывается не время, а социальный опыт, который пришлось "пережить" той или иной расе, народности, и пережитый опыт может буквально "спрессовать" время.

Однако дает ли это основание ставить вопрос о том, что существуют высшие и низшие расы? Этот вопрос можно перефразировать: кто выше (ниже), не в буквальном, конечно, понимании, ребенок или умудренный человек? Ответ однозначный дать нельзя, поскольку ребенок, когда вырастет, может "заткнуть за пояс мудреца", с которым его сравнивают, в интеллектуальном отношении, не говоря уж о физическом.

Разность в уровне исторического развития рас и народов зависит от объективных факторов и прежде всего от природно-климатических. Но с развитием контактов между странами и народами, в результате заимствования опыта у народов развитых стран и взаимообогащения процесс появления и развития государственности у менее развитых народов идет ускоренно. Не надо забывать, что и развитые народы когда-то и сами находились на более низкой ступени развития. Поэтому вопрос должен стоять не кто выше и кто ниже, а иначе, кто дальше прошел по пути исторического прогресса. Разность в историческом развитии - это основание не для безапелляционного командования менее развитыми народами, а для помощи им и поддержки их.

Расистские концепции стали отправной точкой для формирования выводов политического характера, которые появились именно в Германии. Они прекрасно подходили в качестве идеологии милитаристам и колониалистам, которые не скрывали своих агрессивных и империалистических замашек. Уже в конце 19 века среди немецкого населения получило распространение движение за империалистический раздел мира. Страна в погоне за англичанами в ускоренном темпе строила военный флот, захватила колонии на территории Африки и Океании. Очевидно, что представители империалистических кругов, активно заинтересовались расистскими теориями, ведь они отлично годились на роль «научного объяснения» их планов.

Немцы признавались носителями арийского типа расы, предназначение которой заключалось в господстве над всеми остальными. После Первой мировой войны в определенных кругах начал распространяться миф о природном превосходстве арийской расы, представители которой отличаются высоким ростом, длинной головой и светлыми волосами. Эти внешние признаки позволяли говорить о генетической связи с германскими народами.

Один из родоначальников антропосоциологии немецкий исследователь О. Аммон занимался необычными измерениями антропометрического характера. Он изучал особенности населения в трех городах и выяснил, что среди городского населения и тех, кто относится к высшему обществу, имеется большая доля длинноголовых. В низшем же классе, среди простых крестьян преобладала доля короткоголовых. Получалось, что обладатели длинной головы от природы имеют дар управления и наделены высоким интеллектом. Это означало, что им самой природой предназначено относиться к высшему классу и занимать господствующее положение над всеми остальными. Аммон пришел к выводу, что любое общество будет развиваться до тех пор, пока не достигнет критически низкого уровня доля длинноголовых – самых талантливых и умных.

Его французский коллега, Ж. Ляпуж, приверженец теории социального дарвинизма, также занимался классификацией людей в зависимости от типа головы. По его мнению, размер головы был фактором и культурных различий между обществами. Длинноголовые представители человечества, несомненно, формировали лучшую расу – арийскую, а остальные относились к низшим расам.

Антропосоциология получила свое развитие в 19 веке и к началу 20 века стала одной из самых влиятельных школ в социологических науках. Основной идеей расово-антропологической школы стало теория о том, что развитие народов в их историческом и культурном аспекте стало следствием действия одного решающего фактора – принадлежности к той или иной расе. Школа формировалась во времена нарастания популярности теории Дарвина и получила необходимую поддержку со стороны биологической науки. В это время биологический подход господствовал в социологии, а расы пытались классифицировать именно по биологическим признакам.

Антропосоциология пыталась выстроить социальное знание о человеческом обществе, ориентируясь на естественные науки. Ее тесная взаимосвязь с социал-дарвинизмом объясняла механистичность и биологизм, присущие этому учению. При отсутствии фактов, расово-антропологическая школа многое додумывала, подменяла научные выводы спекуляциями, построенными таким образом, чтобы их можно было посчитать за научные.

Одним из представителей антропосоциологии стал французский дипломат Ж.-А. де Гобино. Его труд «Опыт о неравенстве человеческих рас» в середине 19 века стал первой научной работой, где систематизировано были изложены рассуждения о том, какое значение имеет расовый фактор на историю человечества. В дальнейшем, его взгляды стали основой всех последующих теорий антропологической школы и существенно повлияли на понимание самого термина «раса».

Расизм как общественное понятие представляет собой объединение нескольких концепций, носящих антинаучный характер. Основой расизма является следующее суждение: человеческие расы не одинаковы между собой, если сравнивать их в физическом и психологическом развитии, а, значит, такие различия неизбежно влияют на историю и культуру мировой цивилизации. Проще говоря, люди делятся на лучшие и худшие расы - высшие и низшие. Те, кто составляет численность высшей расы, наделены наилучшими признаками и призваны господствовать над расами, стоящими в иерархии ниже и не обладающими способностью сделать ничего в плане общественной культуры. Низшие расы годятся лишь для эксплуатации в целях «высших» людей. Лучшая раса состоит из создателей цивилизации, основоположников общества и культурных ценностей, а низшая раса – из рабов. Подобные ложные идеи, несущие в себе все признаки человеконенавистничества, характеры для любой разновидности расизма.

Ж. Гобино, Ф. Ницше, А. Гитлер

Наибольшее развитие эта теория получила в конце XIX - начале XX вв.

Гобино объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими. К низшим расам он относил семитов, славян и др. Высшая цель арийца - сохранение чистоты крови. «Люди гибнут не из-за проигранных войн, - писал Гитлер, - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной расой на земле – плевелы». Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война.

9. Патримониальная теория.

К.Л. Галлер

Патримониальный – наследственный, родовой. Государство, по мнению Галлера, является частной собственностью правителя. Это право возникает из частной собственности на землю. Государство возникает тогда, когда общинная земля становится единоличным владением правителя и право собственности на землю начинает передаваться по наследству. Поэтому правители господствуют в силу своего «исконного» права на собственность. То есть, власть государя проистекает из его права собственности на определённую территорию. Население же – народ, предстаёт в роли арендаторов земли собственника, а чиновники – в виде приказчиков правителей.

10. Ирригационная (гидравлическая) теория.

К.А. Виттфогель

Виттфогель связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает и подчиняет. Ирригационные проблемы с неизбежностью приводят к образованию «менеджерско-бюрократического класса», порабощающего общество и формированию «агроменеджерской» цивилизации.

Т.о. все теории происхождения государства ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Лекция №2 Понятие, признаки и функции государства

    Понятие и признаки государства.

    Функции государства.

1. Понятие и признаки государства

Государство - это политико-территориальная организация публичной власти, обладающая суверенитетом, располагающая специальным аппаратом управления и защиты граждан, способная создавать нормы права и существующая в определённый момент времени.

Признаки государства:

    Наличие публичной власти. Под публичной властью понимается государственная власть, а, именно, аппарат власти с «материальными придатками» в виде лагерей, тюрем и другими принудительными учреждениями, а также с особыми отрядами вооруженных людей. Она состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями аппарата власти и управления, являются органы законодательной, исполнительной власти, суда, прокуратуры и др.

    Территория государства , материальная база, без которой оно не может существовать. Под территорией государства понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются: 1) земля и ее недра, образующие сухопутную территорию; 2) реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства); 3) воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория государства); 4) объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, диппредставительства и консульства, действующие под флагом данного государства и другие принадлежащие государству объекты).

Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их назначение и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

    Постоянное население . На территории государства проживает определённое количество населения – граждан или подданных. Своим для государства население становиться либо по факту рождения, либо оно наделяются состоянием гражданства. Это положение подтверждается двумя документами, которые государство выдаёт «своим» гражданам – свидетельством о рождении и паспортом. Именно эти документы и удостоверяют гражданство. Гражданством называют устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

    Наличие суверенитета. Суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене. Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных органов и организаций. В нем же выражается и способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. Наряду с государственным суверенитетом существуют суверенитет народа и суверенитет нации.

Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни - общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

    Собственная правовая система. Государство осуществляет свою власть на основе общеобязательных правил поведения, закрепляемых в различных нормативно-правовых актах. В большинстве развитых государств правовая система основывается на конституции, принимаемой на референдуме после всенародного обсуждения. Иные акты государства принимают на основе и для исполнения конституции.

    Правотворчество, т.е.способность создавать нормы права, по которым живут граждане.

    Сбор налогов, которыенеобходимы в качестве источников пополнения государственного бюджета.

    Символика, традиции, памятные даты и правила официального поведения , которые выполняют определенную идентифицирующую роль государства.

2. Функции государства , т.е. основные направления его деятельности по управлению делами всего общества делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции, т.е. основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества:

    регулятивная . Состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам;

    правоохранительная. Заключается в том, что государство гарантирует равенство всех перед законом, судом, устанавливает правила поведения во всех сферах жизни общества, носящих общеобязательный характер для всех членов общества. Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в сообществе, используя для этого систему правоохранительных институтов. Последние включают армию, суды, тюрьмы, службы безопасности, полицию, прокуратуру, нотариат и другие органы. Правоохранительная деятельность государства направлена на точное и неуклонное осуществление всеми участниками общественных отношений правовых норм, то есть на обеспечение правомерного поведения;

    финансовая . Включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства. Государство также формирует бюджет. Через бюджет осуществляется перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли - науку, образование, здравоохранение, государственную службу. Главный источник формирования бюджетов - налоги и сборы. Налог представляет собой основанное на законе, односторонне-принудительное изъятие государством в свою собственность части имущества, принадлежащего налогоплательщикам. При этом каждый пропорционально своим доходам обязан участвовать в образовании централизованных бюджетных фондов. В нашей стране обязанность по уплате налогов закреплена в Конституции;

    политическая . Предполагает формирование легитимной и эффективной системы управления жизнью общества. Государство направляет свою деятельность на развитие и реформирование общества в целях наиболее полной реализации прав и свобод человека. Оно выступает социально-политическим арбитром, обеспечивая согласование противоречивых групповых и индивидуальных интересов, поиск социального компромисса, урегулирование социальных, религиозных и межнациональных конфликтов

    экономическая. Подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме;

    социальная . Заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Она включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно - пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения;

    экологическая . Реализуется в охране окружающей природной среды. Обязанность всех кто находится на территории РФ беречь окружающую среду закреплена в КРФ. В связи с загрязнением окружающей среды и возникающей угрозой жизни человека эта функция становится одной из основных.