Тайм менеджмент в учебной деятельности студента. Управление временем, или тайм-менеджмент студента. Техники личной эффективности в академической среде

Технологическая карта занятия дана в Приложении Приложении 1.

2. Упражнение “Ассоциации”

Цель : введение в тему, активизация группы.

Студентам предлагается назвать свои ассоциации со словом “Время” Выполняется по кругу.

3. Работа с метафорическими картами “Огонь, мерцающий в сосуде”

Цель : осознание проблем в организации своего времени.

Время : 15 минут

На столе раскладываются карточки с изображениями сосудов.

1 этап. Инструкция: слышали ли вы выражение “сосуд времени”? Представьте себе свою жизнь, свое время в виде сосуда. Подойдите к столу и выберите такой сосуд, который вам покажется ближе всего, про который вы можете сказать “Это я”.

Обсуждение по кругу:

Какие эмоции испытывали, когда выбирали сосуд?

Чем он похож на вас?

2 этап. Инструкция: а теперь снова подойдите к столу. На нем разложено множество карточек с картинками. Молча посмотрите на них. Выберите одну или несколько карточек, которые могли бы заполнить сосуд вашего времени.

Поместите выбранную картинку (или несколько картинок) под карточку с сосудом. Таким образом, ваш сосуд времени оказался заполненным.

Обсуждение:

Чем заполнено твое время?

Как такое наполнение сосуда проявляется в твоей жизни?

Расскажи, как ты себя чувствуешь с таким наполнением твоего сосуда времени?

Гармонично ли наполнение сосуда твоего времени?

Чего не хватает для гармонии?

3 этап. Снова подойдите к столу и найдите такую карточку, которая могла бы внести гармонию в ваш сосуд?

Как это может проявиться в распределении твоих дел в течение дня, недели, года? Что для этого нужно сделать?

Какие эмоции испытываешь теперь?

4. Упражнение “Купец и время”

Студентам предлагается послушать сказку:

“Было это давным-давно...

Жил-был один купец. Он очень много работал, у него не было ни минуты свободного времени. Ездил купец по разным городам, в которых вел торговлю, но не было у него времени ни посмотреть на красивые здания в этих городах, ни поговорить с горожанами. Была у купца семья, но, озабоченный важными делами, не играл купец с маленькими сыновьями, не воспитывал их, когда те подросли. Были у купца друзья, но с годами все куда-то растерялись, а остались лишь деловые партнеры.

Зато накопил купец огромное многомиллионное состояние. И вот, решил он, наконец, что может позволить себе взять отпуск на год и прожить этот год в роскоши со своей семьей. Только он об этом подумал, как к нему спустился ангел смерти.

Купец был очень хорошим торговцем, поэтому решил выторговать у ангела немного времени, решил купить его за любую цену:

Я дам тебе третью часть моего состояния, если ты позволишь прожить мне еще хотя бы три дня.

Однако ангел стоял на своем.

Хорошо, я дам тебе целых три миллиона всего за один день моей жизни. Мне нужен этот день, чтобы я мог навестить свою семью, которую постоянно не вижу из-за вечной занятости. А еще я хочу насладиться в последний раз красотой Земли.

Однако ангел не соглашался.

Тогда купец стал умолять дать ему одну минутку, он хотел написать своему сыну прощальные слова...”

(а теперь за две минуты каждый должен придумать окончание этой сказки).

Далее участники по очереди рассказывают свои варианты. Тренер делает записи. Проводится обсуждение участниками. Тренер даёт обратную связь об индивидуальных стратегиях участников, выступая в качестве эксперта.

На самом деле сказка заканчивается так:

“...Это желание купца ангел решил удовлетворить.

Предприниматель написал своему сыну: Дорожи своим бесценным временем, я не смог купить даже час за все свои заработанные миллионы.”

5. Упражнение “Распределение времени”

Цель : анализ затрат времени.

Время : 7 минут

Следующая диаграмма представляет собой отрезок времени, равный одним суткам. Бланк дан в Приложении 3 .

Закрась цветными карандашами сектора диаграммы в соответствии с затратами своего времени. Циферблат отражает время суток. Что ты обычно делаешь в течение одного дня? Советую для примера взять не учебный, а выходной день.

А теперь посчитай и запиши, сколько времени ты посвящаешь различным сферам жизни. Сколько часов в день, т.е. из 24 часов ты обычно посвящаешь каждой из областей деятельности? В каждом случае проставь в конце примерное количество часов:

  1. отношения и семья___________ часов
  2. здоровье и спорт___________ часов
  3. деньги___________ часов
  4. учеба, карьера___________ часов
  5. личностный рост___________ часов
  6. друзья и окружение___________ часов
  7. яркость жизни___________ часов
  8. духовный рост и творчество___________ часов

Итого = 24 часа

Теперь спокойно посмотри на получившуюся диаграмму.

  • Доволен ли ты тем, как ты распределяешь собственное время?
  • Для чего бы ты хотел иметь больше времени?
  • На что ты хотел бы тратить меньше времени?
  • Что ты можешь реально предпринять, чтобы достичь соответствующих перемен?

6. Упражнение “Хронофаги”.

Цель : поиск личных хронофагов.

Время : 4 минуты.

Но есть такие дела, которые не приносят никакой пользы человеку, а только зря “пожирают” его время. Это так называемые хронофаги. Например: неумение вовремя закончить телефонный разговор, сидение “просто так” в “Контакте”, откладывание дел на потом и др.

Используется мягкая игрушка. Она передается по кругу, каждый студент при получении игрушки называет “свой хронофаг”.

7. Завершающее упражнение.

Цель : рефлексия

Время : 5 минут.

Что сейчас чувствуете? Что удивило? Что запомнилось? Что понравилось? Какие были трудности? Что будете применять в жизни?

Завершающее слово психолога.

Технологическая карта занятия дана в Приложении 1 .

1. Организационный момент. Вступительное слово психолога. Озвучивание темы.

Напоминание правил работы в режиме тренинга. Снятие ожиданий.

2. Упражнение “Белка в колесе”

Цель : разогрев группы

Время : 3 минуты.

Ведущий вызывает добровольца. Расспрашивает его, много ли у участника в жизни рутинных дел, которые не очень приятны, скучны, но обязательны. По мере того, как участник называет эти дела, ведущий записывает их на отдельных листочках. Закончив список рутинных дел, ведущий раскладывает листочки в разные углы аудитории надписями вверх. Далее ведущий поднимает участников и предлагает их “пожить жизнью” этого добровольца. Ведущий в случайном порядке называет дела, а участники должны все вместе двинуться к карточке, на которой написано дело, встать рядом с ней. Как только все участники сгруппируются возле этого места, ведущий называет другое дело, постепенно ускоряя темп упражнения.

Набегавшись, участники усаживаются по местам. Карточки убираются.

Упражнение повторяется с другим добровольцем.

Обсуждение :

Удалось и вам хоть немного почувствовать себя “в шкуре” другого человека?

Какие у вас были эмоции во время беготни?

Какие эмоции сейчас?

Как лучше жить, чтобы не напоминать себе “белку в колесе”?

Упражнение № 2 “Секундомер”

Цель: индивидуальные особенности восприятия времени.

Выполнение. Упражнение выполнятся всей группой. Студенты должны закрыть глаза. Считать про себя секунды нельзя. По истечении минуты открыть глаза и сразу посмотреть на экран. На экране – секундомер (Приложение 4). Необходимо запомнить время на секундомере.

Комментарии преподавателя:

Если вы открыли глаза раньше, чем через 55 секунд, это означает, что вы слишком спешите, есть опасность быстрого истощения. Время движется на самом деле медленнее, чем вам кажется.

Если более 66 секунд – вы предпочитаете не торопиться, но иногда все-таки следует ускорять восприятие времени, иначе вы можете не успеть что-либо сделать.

3. Упражнение "Золотая рыбка"

Цель : демонстрация ошибок при постановке целей.

Время : 5 минут

Инструкция

Вызывается доброволец. Ведущий начинает говорить с ним в быстром темпе, чтобы создать момент растерянности. Как бы между делом нужно обратиться к аудитории: “Смотрите внимательнее, что сейчас будет происходить”.

Примерный текст для добровольца: “Вы поймали золотую рыбку. У вас есть 15 секунд, чтобы загадать ей три желания.”

Если участник загадал, но не произнес желания, то как Рыбка догадается о них? Если произнес, ведущий повторяет их так, как было сказано. Например:

Участник : Дом...

Ведущий : (рисует дом).

Вот тебе дом. Получи! Или: Хорошо, у меня в следующем году будет дом. Ты же не сказал, кому ты загадал дом?

Участник : кучу денег.

Ведущий : Скиньтесь по рублю! Вот куча монет. Получи.

Участник : Хочу быть счастливым!

Ведущий : обязательно: в следующем месяце будешь счастлив, даже несколько раз. Или будешь всегда счастлив, начиная с 2050 года.

Можно повторить игру еще с одним-двумя участниками.

Следует подвести участников к постановке целей по схеме SMART.

Информационный блок. SMART.

Итак, необходимо уметь правильно ставить цели. Еще древнеримский мыслитель Луций Анней Сенека говорил, что “для корабля, не имеющего пристани, ни один ветер не бывает попутным”, в старинные мореплаватели говорили: “Плыву не как ветер дует, а как парус поставлю”.Ставить перед собой цель – значит смотреть в будущее. Четко, ясно, конкретно, реалистично сформулированные цели побуждают к действиям, направленным на их достижение. Свои цели необходимо не только продумывать и придавать им максимально реалистичный вид, но и записывать. (Слайд 6. Приложение 2).

В науке управления разработана специальная технология, помогающая правильно ставить цели. Это технология SMART. SMART – это аббревиатура:

  • Specific - конкретные
  • Measurable - измеримые
  • Agreed - согласованные (с целями более высокого уровня)
  • Realistic - реалистичные
  • Timed - определенные во времени

Для того, чтобы лучше запомнить, можно использовать отечественную версию теории SMART. Это принцип КРОВИ (Слайд 7. Приложение 2). . Цели должны быть:

  • К – конкретными
  • Р – реалистичными
  • О – ограниченными по времени
  • В – важными
  • И – измеряемыми

4. Упражнение на постановку целей

Цель : научиться целеполаганию

Время : 15 минут.

Работа по заполнению таблицы. Задание: сформулируйте цели, которые бы отвечали принципу “КРОВИ”. Время на работу: 5 минут. (Приложение 5 ).

Через 5 минут желающие зачитывают свои цели. Группа анализирует, удалось ли участникам выполнить упражнение.

5. Информационный блок. Правило Парето и матрица Эйзенхауэра.

Существует, так называемый, закон Парето, который гласит примерно следующее: 20% всего, что мы делаем, приносит нам 80% результата. Все остальные 80% наших усилий создают всего лишь 20% результата (Слайд 8. Приложение 2). Другими словами, результативна лишь 1/5 часть нашей деятельности, лишь 1/5 времени мы тратим оправданно. На что же уходят остальные 4/5 наших ресурсов и времени? А вот на что:

На поддержание текущего уровня комфорта;

На выполнение неважных и несрочных дел;

На выполнение задач, которые в принципе может выполнить кто-то другой;

На выполнение задач, от которых вообще можно отказаться.

Как же организовать свое время, чтобы повысить свою эффективность?

В своей книге “Главное внимание – главным вещам” Стивен Кови описал метод Эйзенхауэра, помогающий в потоке дел, выявить самые важные, на которые должны быть направлены наши силы. Сама идея этого метода принадлежит 34-му президенту США Д.Д.Эйзенхауэру. В результате опыта организации своего времени он сделал вывод, что срочные дела редко бывают важными и в то же время, важные дела редко бывают срочными. Эйзенхауэр предложил инструмент для управления временем, который получил название “Матрица Эйзенхауэра” (Слайд 10. Приложение 2).

Матрица помогает быстро сориентироваться в потоке дел и определиться какие задачи важные и какие требуют срочности.

Важными можно назвать те дела, от которых зависит успешная, здоровая, эмоционально насыщенная жизнь. Срочными - дела, которые нельзя отложить.

Эйзенхауэр для наглядности разработал матрицу. Смысл её в том, что в начале, нужно каждое дело или задачу оценить по приоритетности в одну из четырех групп:

A - Важное и срочное, это А врал !

B - В ажное и не срочное

C - С рочное , но не важное

Д - Не срочное и не важное. Д – “дурацкие” дела .

Для наглядности обозначим их буквами: A, B, C, D.

А - Важное и срочное.

Только незапланированные, форсмажорные, внезапно возникшие дела. Часто они появляются в результате кризиса или аврала. Эти дела очень важные и откладывать их не получится. Если человек правильно организован, то эта часть дел минимальна.

В - Важное, но не срочное.

Дела и задачи, которые мы относим к этой категории и выполняем, чаще всего результативны. Отсутствие спешки помогает спланировать дела: наметить сроки и способы выполнения задачи. Это самые большие по времени дела. Если человек сосредоточивает свое внимание на этих задачах, то он чаще всего добивается успеха. Но если такие дела постоянно откладывать, то они могут перейти в разряд авральных!

С - Не важное, но срочное.

Чаще всего это незапланированные второстепенные дела, никак не влияющие на нашу жизнь, но требующие срочного внимания. Многие причисляют их ошибочно к важным. Поэтому нужно научиться понимать действительно ли это для вас важное дело или нет.

D (Д) - Не важные и не срочные.

Это поглотители времени. Они забирают много времени, но не приносят никакого результата. Часто советуют, что от них просто нужно избавляться. Но так как они легки и интересны, то отказаться от них бывает сложно. И поэтому можно выделять на них время по остаточному принципу.

Упражнение на распределение задач по принципу матрицы Эйзенхауэра.

Время : 15 минут.

Индивидуально: распределить предложенные в списке дела в соответствии с матрицей Эйзенхауэра (4 минуты). Список задач в Приложении 3.

Студенты объединяются в группы по 4 человека. Задача: прийти к общему решению за 3 минуты.

Обсуждение . Каждая группа представляет результаты по одному из четырех квадрантом матрицы.

Давайте посмотрим, можно было бы избежать возникновения этих дел и попадания их в список важных и срочных.

Защита диплома – сроки поджимают, а проект не готов. – Правильное планирование и организация работы над проектом обеспечили бы своевременную подготовку проекта без аврала.

Приступ аппендицита – вызов скорой помощи. - Никто не застрахован. Но, регулярное медицинское обследование и здоровый образ жизни, возможно, помогли бы избежать этой проблемы.

Болезнь из-за переутомления. – Организация отдыха и проведения свободного времени имеет большое значение в сохранении здоровья.

Как видим, многое зависит от организованности человека, его умения предвидеть неприятности и планировать профилактические мероприятия. А это уже относится к задачам важным, но не срочным (Приложение 6 ).

В заключение следует сказать, что такое распределение дел работает. Когда мы научимся выделять важные дела, отдавать им всю свою энергию, то наша жизнь будет наполненной. Умение планировать и предвидеть поможет избегать авральных дел. И не важные и несрочные дела не будут мешать нам жить. (Слайд 11. Приложение 2).

Завершающее упражнение

Цель : рефлексия

Время : 5 минут.

Группа делится на 3 подгруппы по 4–6 человек. Каждая подгруппа получает листы формата А3, цветные карандаши и фломастеры.

Задание : изобразить с помощью рисунков то, что вы узнали на занятии. Можно отразить свое настроение. Можно использовать записи, но не больше 7 слов.

Упражнение проводится вместо рефлексии.

Завершающее слово психолога.

Список литературы.

  1. Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать. – М., 2016. – 272с.
  2. Копейкина И., Меркулова Т. Управление временем [электронный ресурс] / Классное руководство и воспитание школьников. - № 2. – 2016. URL:// http://ruk.1september.ru/view_article.php?ID=200900207 (дата обращения: 18.09.2016)
  3. Обучение тайм-менеджменту Олега Лялика. Видео уроки. URL: // http://androidmafia.ru/video/Vobn467pwh8 (дата обращения: 12.09.2016)
  4. Упражнения для тренинга Тайм-менеджмент / Технология тренинга [электронный ресурс]. URL: // http://trainingtechnology.ru/category/tajm-menedzhment/ (дата обращения: 18.09.2016)
  5. Ушакова Т. Метафорические карты “Огонь, мерцающий в сосуде...” - М.: Генезис. - 2016

Цель тренинга : Научить подростков более эффективно использовать время. Повысить личную эффективность, позволяющую добиваться больших результатов и достигать значимых целей при меньших затратах времени и энергии.

Содержание тренинга

«Искусство успевать», тайм-менеджмент, управление временем – одно из самых необходимых искусств для современного человека. Разнообразной информации все больше. События происходят все быстрее. Нужно вовремя реагировать, укладываться во все более жесткие сроки. При этом как-то находить время для отдыха, увлечений, семьи, друзей… Если мы потеряем 1000 рублей, то это восполним, так как сможем заработать. Если мы потеряем 10-20 часов, то эту потерю мы не сможем восполнить никогда.

Упражнение 1 .Упражнения на персональное ощущение времени

Цель: определение индивидуальных особенностей восприятия времени.

Выполнение. Все участники закрывают глаза. После команды тренера им необходимо мысленно отметить тот момент, когда пройдет минута. Отсчитывать мысленно секунды нельзя. Каждый открывает глаза и поднимает руку после того, как, по его мнению, истекла минута.

Упражнение демонстрирует широкий разброс результатов. Адекватность восприятия времени индивидуальна. Оптимальными считаются результаты, попадающие в интервал от 55 до 65 секунд.

Если получилось меньше, это означает, что вы слишком спешите, есть опасность быстрого истощения. Время движется на самом деле медленнее, чем вам кажется.

Если более 66 секунд – вы предпочитаете не торопиться, но иногда все-таки следует ускорять восприятие времени, иначе вы можете не успеть что-либо сделать.

Упражнение 2.«Пирог времени» (20 минут)

Цель: Осознание понятия «капитал времени» через визуальную технику.
- Рассмотрим еще одну картинку (см. схема «Пирог времени»). Попробуем заштриховать пирог времени в соответствии с нашими временными ресурсами, который у нас еще есть. Итак, поставьте на окружности точку и от этой точки.
Отсчитайте количество секторов, равное вашему возрасту. Заштрихуйте. Это то, что вы уже прожили. В этом круге 60 секторов (средняя продолжительность энергичности человека до пенсионного возраста). А теперь давайте посмотрим на то, что у нас еще впереди. Если мы тратим на сон – 8 часов. Это треть суток. Не правда ли? В сутках 24 часа, 8 часов это 1/3часть. Итак, треть нашей жизни мы тратим на сон.
Отсчитайте и заштрихуйте 1/3часть секторов на сон. А теперь давайте посмотрим, сколько мы примерно потратим нашего времени на какие-то бесцельные ожидания, в течение которых нельзя ни почитать, ни послушать музыку. Это, к сожалению, могут быть периоды болезни.
Отсчитайте на это еще 3 года. Тоже заштрихуйте.(Обсуждение в круге.)
Посмотрите сколько остается. Весьма и весьма небольшой кусок пирога. На пару чашек чая. Наша задача растянуть этот пирог. Сделать его максимально вкусным, максимально питательным и полезным. Максимально нужным нам и вот эти мы будем сейчас заниматься.
Схема «Пирог времени»

Упражнение 3. «Поглотители времени» (25 минут)

Цель: Выявление поглотителей времени
Подумайте и выпишите все занятия, которые можно определить как «поглотители» времени. Посчитайте, сколько времени они отняли у вас в течение недели? Кто больше всех отвлекал вас? Что мешало вам завершить начатое за один прием?
Теперь, когда перед вами список основных «поглотителей» вашего времени, подумайте, какие меры вы можете предпринять для их устранения?
Вам будет легче справиться с этим заданием, если вы определите причины, которые приводят к потере времени. Предлагаю вам перечень наиболее распространенных причин. Отметьте те, которые характерны для вас.
Причины потерь времени:
не умею отделить важные дела от второстепенных;
не планирую предварительно свой день;
личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и т.п.);
не всегда знаю, что нужно делать;
отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго) ;
не умею сказать «нет» ;
моя личная недисциплинированность;
не довожу начатое до конца;
долго раскачиваюсь в начале каждого дела;
много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не доходят;
не знаю своего личного ритма физической и умственной активности;
очень легко отвлекаюсь (например, на шум).
Пусть вас не смущает большое количество отмеченных вами слабых мест. Определите «свои» 3 наиболее дорогостоящие и придумайте способ, как их устранить. Одолев три важнейших «поглотителя» времени, вы сможете значительно сократить потери времени.
Упражнение 4 « Жесткие и гибкие»

Цель: научить определять гибкие и жесткие дела.

Необходимый материал: зеленые и синие карточки, список дел.

Инструкция для участников: Для того чтобы эффективно спланировать свой день нужно познакомиться еще с такими понятиями как жесткие и гибкие дела.

Жесткие дела в дне – это дела, у которых четко определено время начала. Какие примеры вы можете назвать? (школьные уроки, классные часы, кружки и секции, начало сеанса в кино и т.д.)

Помимо этого у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют «гибкими».

У вас есть зеленый круг (гибкие дела) и синий квадрат (жесткие дела). Я буду произносить по 1-му делу. Если это «жесткое дело», поднимайте синий квадрат, а если «гибкое» - зеленый круг.

Рефлексия

    Тайм-менеджмент: Представьте, что сегодня Ваш последний день.

    Возможно Вам покажется это правило нелепым, но все же…

От этого вопроса я каждое утро бодренько просыпаюсь и начинаю с умом управлять своим временем.

А вот и мой вопрос: «Если бы я знала, что сегодня последний день моей жизни - что бы я сделала и как себя вела в этот день?»Мой Вам совет, прям сейчас возьмите листочек бумаги и сами для себя откровенно ответьте на поставленный вопрос.

Я думаю Вам это будет интересно!

    1. Тайм-менеджмент: Занимайтесь планированием.

Те люди, которые смогли добиться признания и успеха в жизни – постоянно планируют.

Каждодневное планирование НЕОБХОДИМО для повышения Вашей эффективности на протяжении всего дня.

Постоянно планируйте конкретные задания в тетрадке!

Запомните, если на бумаге нет вашей цели – тогда она просто не существует!

Когда Вы работаете с составленным списком запланированных заданий – Вы сразу же увеличиваете производительность и продуктивность своего времени на 25%. Возьмите себе за привычку с вечера (перед тем как ложиться спать) записать свой план заданий на завтра!

Как только Вы придете на работу – Вы уже будете четко знать с чего надо начинать.

Работайте с этим списком на протяжении всего дня: как только появиться какое-то новое задание – включите его в этот же список учитывая его приоритетность по сравнению с ранее записанными делами.

Как только Вы успешно справитесь с конкретной задачей – обязательно ее вычеркивайте со списка!

Таким образом Вы будете довольны проделанной работой, а также будете гордиться собой, что не впустую использовали время!

Сложное задание нужно разделить на несколько подзадач – не хвататься за нее целиком (так поступают только неразумные люди, проще говоря - неудачники).

    Тайм-менеджмент: Фильтруйте информацию.
    Для того, чтобы не перенасыщать свой мозг огромным количеством ненужной информации, а также не тратить на нее свое драгоценное время – учитесь выбирать самое нужное, полезное и отсеивать ненужное!Учитесь бегло изучать и пробегать глазами по страницам всемирной интернет-паутины не читая все подряд от начала и до конца.

Останавливайтесь и запоминайте только важное.

    Тайм-менеджмент: Исключайте со своей жизни «пожирателей времени»! Наверное – это самая первая проблема, которая мешает нам всем эффективно и продуктивно контролировать свое время!

На проверку почты, на общение в ICQ и в соц.сетях (вконтакте, facebook) – мы КРАДЕМ и УБИВАЕМ у себя время, тратим его впустую!

Вас совесть не мучает? Или лень-матушка делает свое дело?

Мой Вам совет, если Вы все же собрались заняться полезным делом (на благо будущего) – отключите на время все эти побрякушки, чтобы они Вас не отвлекали!

Сконцентрируйтесь на своем важном задании, держите себя в руках и вырабатывайте терпение.

Я уже в одной статье писала об одном очень интересном факте – полезная привычка вырабатывается ровно 66 дней, если Вы ее будете выполнять ЕЖЕДНЕВНО!

Поэтому, выберите время, когда Вы будете заниматься полезными делами, исключите с этого времени все, что Вас отвлекает (телевизор, соц. сети, кофеек с подругой и бесполезные разговоры) – и ВПЕРЕД покорять вершины и автоматизировать полезные привычки!

Также полезно будет, если Вы заведете отдельный дневник, где будете записывать никчемные занятия, которые пожирают Ваше время, не приближают Вас к цели и не приносят никакой пользы!

    Тайм-менеджмент: Концентрируйтесь от начала до конца на одном задании. Чем больше и быстрее Вы будете выполнять несколько задач одновременно – тем хуже Вы их сделаете.

Никогда не переходите к новому заданию, пока полностью не сделаете старое!

    Тайм-менеджмент: Учитесь расставлять приоритеты! Отсортируйте по важности и срочности определенные задачи – запишите их в личный дневник.

Не тратьте большую часть своего времени на мелкие и ненужные дела!

    Тайм-менеджмент: «Съешьте лягушку на завтрак!» Что это значит?

Успешный бизнес-консультант Б. Трейси, «лягушкой» называет самые сложные дела, с которыми нужно справиться на протяжении дня.

Когда Вы их постоянно переносите то на 1 час вперед, то на вечер – Вы сами себе же создаете неприятное эмоциональное напряжение с которым ходите весь день.

Свой день нужно начинать именно с самого трудного – и Ваш день пройдет гладко и не принудительно.

    Тайм-менеджмент: Соблюдайте чистоту на столе. Богатые люди, расчетливые бизнесмены всегда работают за чистым столом. У несобранных людей на столе царит полный беспредел и аврал!

Выработайте в себе полезную привычку во время разбирать со своего стола кучугуру бумаг, выбрасывайте ненужное и работайте в чистоте.

Ученые довели, что более 30% времени мы тратим на то, чтобы найти нужный документ.

Корзинка для ненужного мусора – хороший метод управлять своим временем!

    Тайм-менеджмент: Почаще говорите «НЕТ» ненужным делам. Научитесь отказывать и говорить «НЕТ» конкретным людям (у которых нет ни малейших целей, которые ничего не хотят от жизни, а только умеют жаловаться и нить на проблемы), ненужным заданиям – которые не приносят и не принесут Вам в будущем никакой пользы, а только заберут у Вас время.

    Тайм-менеджмент: У Вас должно быть комфортное рабочее место. Когда Вы работаете дома – у Вас появляется куча возможностей, чтобы отвлечься, особенно это относиться к тем, кто живет не один.

Отдельное рабочее место увеличит Вашу продуктивность в разы и поможет Вам хорошо сконцентрироваться на собственном деле.

    Тайм-менеджмент: Работайте в определенное время. Если Вы внимательно понаблюдаете за собой, то сможете определить свои биологические часы (биоритмы) на которые выпадает Ваш пик активности!

Вот именно в это время Вы должны приложить максимум усилий, чтобы решить самые трудные задачи, так как Вы будете полны сил и эффективны.

Не тратьте это время впустую – пользуйтесь им!

У меня, например, пик активности припадает с 07.00 – 11.00 – и я стараюсь в это время успеть как можно больше, потому что понимаю, что в другое время у меня реакция будет медленная и работоспособность станет ниже.

    Тайм-менеджмент: Возьмите для себя заслуженный выходной день. Когда у Вас есть время отдохнуть – никогда не пренебрегайте им.

Это важный фактор для эффективного управления временем! Когда человек отдыхает – все ресурсы его организма постепенно восстанавливаются.

Когда человек валится с ног от усталости – вряд ли он хорошо и качественно сделает конкретное задание.

Поэтому, когда Вы отдыхаете - Вы активно занимаетесь тайм-менеджментом!

Многие студенты, заинтересованные в развитии своей карьеры, все чаще начинают работать во время учебы. Это правильное решение, поскольку очень важно нарабатывать профессиональный опыт, который пригодится в дальнейшем. Для того чтобы успешно совмещать работу и учебу, помогут навыки организации своего времени.

Алексендр Яныхбаш, бизнес-тренер компании BEST FOR NEXT*

Мы часто говорим: «Мне бы 25 часов в сутки, вот тогда бы я все успел». Но даже если и добавить один час, все равно те, кто не успевал раньше, так и будут не успевать далее. Почему есть люди, у которых те же 24 часа в сутках, но которые успевают значительно больше нас? Личная продуктивность зависит не от количества часов в сутках, а от умения распоряжаться своим временем и делами.

Поскольку современная прогрессивная молодежь часто выбирает девиз по жизни «Бери от жизни все!», одним из самых насущных становится вопрос совмещения учебы и работы. Разумеется, в студенческие годы и про отдых не нужно забывать, поэтому к предыдущему вопросу еще добавляется «как успевать отдыхать».

Сейчас многие студенты, заинтересованные в развитии своей карьеры, все чаще стали начинать работать во время учебы . Надо сказать, что это правильное решение, т.к. очень важно нарабатывать опыт, получать специфические знания и навыки, которые пригодятся в дальнейшем. Не секрет, что многие работодатели при приеме на работу даже не смотрят в диплом, свидетельствующий о том, что человек закончил учебное заведение и имеет какие-то знания в определенной области. Начальство интересует, что умеет человек, каким опытом он обладает, что у него есть за плечами, что позволит ему решать встающие перед ним задачи. Поэтому во многих областях очень важно уже на выходе из вуза или колледжа иметь определенный багаж опыта.

Однако если студентам вечерних отделений совмещать работу и учебу сравнительно проще, то для студентов дневных отделений это часто представляет большие сложности, т.к. во многих вузах преподаватели откровенно против работы в период обучения. «Вы сюда не работать пришли, а учиться, поэтому забудьте о том, чтобы оправдывать свою неподготовленность к экзамену тем, что вы работали» (профессор одного из вузов Москвы).

Повезло тем, кто смог договориться с преподавателями о выборочном посещении лекций, семинаров или досрочной сдаче экзаменов. Однако если этого не удалось сделать, а потребность в финансах и желание трудиться только растет, нам помогут знания того, где и как можно работать, а также определенные навыки организации своего времени.

Начнем с того, какие есть варианты для работы во время обучения.

1. Работа дома. Очень удобный формат работы, который отлично подходит для таких профессий как переводчик, репетитор, дизайнер, программист, копирайтер. Работа дома привлекательна тем, что не требует расходов времени и денег на дорогу. Кроме того, многие говорят, что дома им легче сосредоточиться и выполнить задание, чем в шумном окружении офиса. Но есть и минусы, т.к. работая в офисе, ты наблюдаешь за работой целого ряда специалистов и лучше погружаешься в профессиональную среду.

2. Перевод на вечернее отделение. Бывает так, что обстоятельства вынуждают студентов искать работу. При этом часто выбирается не та деятельность, которой хотелось бы заниматься, а первая попавшаяся вакансия. Если у вас не тот случай, то для начала нужно правильно расставить приоритеты. Задайте себе вопрос: «Что для вас представляется на данный момент первостепенным: получение знаний и заложение фундамента или получение опыта и возможность зарекомендовать себя». Если вы на первое место ставите работу и готовы меньше времени уделять учебе, то подумайте над переводом на вечернее отделение. Для многих студентов учеба на «вечерке» является спасением, хотя в плане глубины знаний, дневная форма обучения выходит вперед. Готовьтесь к тому, что ваш день будет насыщен по максимуму. Утром вы едете на работу, после рабочего дня, который наполнен событиями, встречами, конфликтами, эмоциями или физической нагрузкой, вы едете в учебное заведение, где в течение нескольких часов продолжаете впитывать информацию. При этом ваша голова может быть забита рабочими вопросами, а тут еще домашнее задание, чтение литературы по предмету и курсовая работа. Такой график помогает выработать выносливость, умение работать в режиме многозадачности и совмещать несколько дел во времени.

3. Поиск работы с гибким графиком или посменно. Это могут быть профессии продавца-консультанта, помощника менеджера, промоутера, фотографа, бармена, официанта, оператора call-центра и др. Такой вариант удобен тем, что можно составить график работы с учетом занятий, а также всегда можно договориться с коллегами о подмене. В случае работы по гибкому графику придется самому быть очень гибким, поскольку нужно быстро реагировать на происходящие изменения и уметь подстраиваться.

4. Работа в вечернее время. Вы можете договориться с работодателем о работе на половину ставки, например, в вечернее время. Это удобно тем, что днем вы будете посещать лекции, а после учебы - работать в офисе или в полях. Но иногда занятия в университетах заканчиваются и в 17, и в 18 часов, так что подумайте о том, какие лекции вам придется пропускать и стоит ли оно того. Многие студенты после лекций работают в своих же учебных заведениях в качестве лаборантов или помощников профессоров, что позволяет им глубже постигать научные тонкости.

Стажировки

Многие компании и вузы организуют стажировки для студентов. Это отличный шанс поработать в хорошей компании, узнать о работе разных специалистов изнутри, понять, насколько та или иная профессия подходит вам и, наконец, заявить о себе потенциальному работодателю. Обычно вузы не против стажировки своих студентов в компаниях и охотно идут навстречу. Но имейте в виду, что во многих компаниях стажерам не выплачивается заработная плата, в лучшем случае - небольшая стипендия, так что к этому тоже нужно быть готовым.

Как видно, есть ряд способов, позволяющих не забросить учебу и найти компромисс между получением образования и практикой. Однако многих интересует, как совмещать одно с другим, чтобы «везде успеть».

Принцип заблаговременности

Наверняка многим знакома такая ситуация: до экзамена остается 30 дней и вам выдают 30 экзаменационных билетов. Одной из первых в нашей голове проскакивает мысль: по одному билету в день можно спокойно подготовить. Проходит 15 дней, мы еще не садились за подготовку, но понимаем, что 2 билета в день тоже можно выучить без особого труда. На 20-й день у нас уже становится 3 билета в день, на 25-й день - 6 билетов в день. Так постепенно мы приближаемся к последнему дню и всем известной «ночи перед экзаменом». То же самое относится и к написанию курсовых и дипломных работ. Известная проблема, в которой определенное негативное событие мы стараемся отодвинуть от себя и не спешим с ее решением. Иногда даже проще бывает регулярно работать в течение семестра и получить «автомат».

Принцип заблаговременности позволяет нам грамотно организовать подготовку к экзаменам. Главное - это заранее планировать события, связанные с учебой, работой или досугом. Чем плохо постоянно находиться в состоянии, когда «сроки поджимают»? Во-первых, нарастает эмоциональное напряжение, во-вторых, спешка ведет к увеличению количества ошибок, в-третьих, большой объем информации, которую вы пытаетесь «упаковать» в свой мозг за небольшой промежуток времени, быстро забывается.

Старайтесь заранее планировать свой месяц: какие рабочие дни и выходные у вас будут, какие важные события и мероприятия нужно посетить, кого поздравить с днем рождения, когда крайний срок сдачи реферата или статьи. Предстоящую неделю старайтесь планировать с особой тщательностью: распишите, в какой день и во сколько должно произойти то или иное событие; отметьте временные рамки и «окна» в своем ежедневнике.

Принцип фиксации событий

Старайтесь не держать все в голове, а фиксировать на носителях информации. Таким носителем может быть обычная тетрадь, ежедневник (которых сейчас на рынке множество и можно подобрать наиболее удобный), планинг, органайзер в мобильном телефоне или специальная программа на компьютере. Ведение планировщиков позволяет вам наглядно представлять свою загруженность событиями и задачами.

Старайтесь планировать в деталях свою неделю и день. Планирование дня начните с составления списка задач - «To Do List». Далее определите, сколько времени займет выполнение того или иного дела, в какой промежуток времени лучше вставить задачу и когда нужно ее завершить.

Принцип параллельности дел

Если вам приходится учиться и работать, то вам просто необходимо освоить технику «сэндвича». Суть этой техники заключается в том, что когда вы заняты каким-то делом, не требующим от вас активной вовлеченности и сильной сосредоточенности, параллельно вы занимаетесь каким-то другими делами, которые можно выполнить здесь и сейчас. К примеру, по пути из университета вы можете читать книгу, переписывать лекции, делать домашнее задание, учить иностранные слова с плеером. Здесь очень важно быть чувствительным к ситуациям, когда время можно заполнить одновременно несколькими делами.

Принцип осознанного отдыха

Помимо работы и учебы нам хочется иметь свободное время, чтобы встречаться с друзьями, ходить в кино, читать книги и т.д. Многие из нас не умеют отдыхать: или просто не могут отключиться от дел и расслабиться, или отдыхают так, что на следующий день чувствуют себя крайне плохо. Как бы то ни было, к отдыху следует подходить вдумчиво: отводите себе время для встреч с друзьями, заранее планируйте совместное времяпрепровождение с семьей. Даже в течение дня нужно делать перерывы в работе, чтобы восполнить внутренние ресурсы. Отдыхом может быть и чтение книг и просмотр телевизора, если вы чувствуете в этом потребность. Также хорошо отвлечься помогают занятия спортом (особенно в компании друзей).

Принцип гибкости

Вы должны быть гибкими и своевременно реагировать на изменения в вашем распорядке дня. Если запланированная встреча с друзьями переносится, то используйте высвободившееся время для саморазвития: почитайте книги, сходите в музей, посетите тренинг по управлению временем, позвоните старым знакомым. Меняйте местами свои планы, если это возможно. Помните, что планирование - это один из вариантов развития событий, который может быть скорректирован вами в нужном направлении. Главное - ценить свое время и наполнять его полезными делами.

Эти принципы позволят вам более эффективно организовать себя и успевать как можно больше. Таким образом, у вас будет зарезервировано место под отдых, грамотно организован учебный процесс и будет находиться время для работы и освоения профессиональных вершин .

*BEST FOR NEXT занимается развитием лидерских и коммуникативных качеств среди молодежи. В рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы, индивидуальное и корпоративное обучение, бизнес-лагерь.

Тяжелая работа, часто просто работа, которая не сделана в свое время. Это о том, как важные задачи откладываются на потом, а затем на потом. Когда студент, в ситуации низкой производительности, значит его жизнь попала под контроль проволочек. Например: ожидание нужного настроения и времени; отсутствие четких целей и недооценка сложности задачи; набор неоднозначных хлопот; страх неудачи или боязнь успеха.
Управление временем это не мастерство, а организованный подход, возможность быть эффективным. Что является ценным ресурсом учебы студента? Конечно, время, которое пролетает с невиданной скоростью. Важно помнить, есть только 24 часа. Ни один студент не имеет ни больше, ни меньше. С хорошей координацией и достигаются результаты. Навык не терять секунды, ценен эффективными последствиями.

Повседневное планирование дает значительную экономию часов для студента. Необходимо расставить приоритеты, позаботится о неотложных делах в первую очередь. Расписание наглядно покажет, как долго выполняются конспекты и другие учебные задания, сколько остается минут на отдых.

Управление временем останавливает медлительность студента, дает стимул к движению, вырабатывает продуктивность. Когда есть план, появляется больше свободы, то есть, студент знает свое предназначение в определенном отрезке времени.

Несобранный студент, часто оказывается завален работой в вечернее время, ничего не успевает совершить днем.

Расписание уменьшает чувство вины у студента за недоделанное. Появляется уверенность в достижении цели, свободные минуты проходят с пользой.
График, помогает отслеживать успехи и неудачи, наглядно показывает долгосрочную перспективу. Самоорганизация снимает неопределенность, сосредоточивает на получении лучших результатов. Дисциплина изнутри — ключ к получению максимальной отдачи от всех родов деятельности. Она же, создает хороший баланс учебы и свободы, приносит пользу во многих областях жизни на долгие годы. Многие из бывших студентов считают, что управление календарем действий, был одним из лучших шагов, которые они предприняли для улучшения результатов в учебе. Чувствовать себя под своим же контролем, это и есть вершина совершенства в студенческие годы.

Организация или «Простой метод»

Организация сделает студента успевающим учащимся. Это звучит легко, но секрет успеха кроется в простоте. Наилучший подход, разрушающий ежедневную рассеянность, это три отметки в планировании: краткая, средняя и долгосрочная перспектива. Отличный способ, чтобы описать ежедневные, еженедельные и долгосрочные цели.

Лучшее время подготовки краткосрочного списка дел на завтра это вечернее время. План скоординирует тесты и задания, которые должны быть достигнуты в течение семи дней.

Удобно использовать календарь для более широкого видения семестра. Помечать предстоящую деятельность наряду с датами. Проверенный простой метод — азбука приоритетов: список А — задача имеет решающее значение для достижения цели, ее необходимо сделать в тот же день (иначе можно столкнуться с серьезными последствиями). Список Б — менее срочное, но все же важное, выполняется после списка А. Список В — это состав из приятных дел, выполняются они, после благополучно выполненных верхних двух. Затем, можно спокойно перебираться в следующий день, расписав новую азбуку.

Реалистичное планирование

Слишком требовательный график вызовет стресс и накопление работы у студента. Простой план не перегрузит. Быть гибким и адаптировать расписание. Образовавшиеся вне графика дела, необходимо определить преимущества.
Начать, чтобы закончить — это и есть контроль и успех.
Не нужно быть перфекционистом: что-то не получается, начать снова. Увидеть ошибку со стороны и подходить к делу разными путями.
Не нужно решать объемные проекты сразу, но разбить их на управляемые части. Это облегчит выполнение, а результат удовлетворит. Тем же образом следует разбить учебное время. Не нужно изучать предмет больше одного часа за раз, обязателен перерыв.

Сколько я должен учиться?

Этот вопрос затрагивает каждого студента. Надо помнить, что успех в учебе это не количество времени потраченное на изучение, а качество его планирования. Важно отметить, что не существует одного ответа на всех учащихся. Некоторые студенты эффективнее других. Один, находит предметы сложными, ему приходится тратить больше усилий на их усвоение. Другой же, сделает это быстрее. Лучше сосредоточиться на собственных потребностях и способностях. Цель — улучшить метод расписания так, чтобы максимально видеть результат личного роста.
Часть предметов требуют больше времени и внимания чем другие. Сосредоточиться первым делом на вопросах, которые нравятся и понятны, но не пренебрегать остальными. Трудно держать на чеку все в течение недели, но при гибком графике это возможно. Использовать выходные дни, ведь полезно пополнять знания в других областях.

Приблизительный ориентир для изучения одного предмета в
день:

  • Первый год — 1,5 часа в день.
  • Второй год — 2 часа в день.
  • Третий год — 2,5-3 часа в день.
  • Четвертый год — 3-4 часа в день.
  • Пятый год — 3,5-5 часов в день.

Конечно, количество часов в расписании должно увеличиться, ближе к экзаменам и зачетам.

Специалисты тайм-менеджмента советуют студентам провести первые полчаса вечера для отметок и пересмотра основных тем, затронутых в классе за день. Это выявляет потенциально слабые места, которые в свою очередь должны быть занесены в план, для дополнительного изучения. Такое повышенное внимание к предмету, откроет интерес и понимание.
Должно быть стремление повышать уровень мастерства и в выходные дни. Разбить обучение, например с 9 до 12 утра и с 16 до 18 вечера.
Обсудить расписание с друзьями и семьей, дать им знать о свободном времени и о времени учебы. Они поймут и приложат усилия, чтобы вписаться в свободное время для общения или активного отдыха.

Существует всего 168 часов в неделю и управлять ими есть смысл. Нужно усвоить, что необходимо посвятить эти часы исключительно личному совершенствованию. Не растрачивать драгоценные секунды, не позволять посторонним отнимать время, которое никогда нельзя вернуть вспять.
Наконец, по завершению задачи, можно воспользоваться приятным моментом, чтобы глянуть на результат и почувствовать удовлетворение прогрессом.


Веселые студенческие годы пролетают быстро. Жизнь студента насыщена и разнообразна. Как найти в ней место для учебы? 🙂 Вас не мучит этот вопрос, вы успеваете учиться и работать – прекрасно! И все-таки, даже вам не помешают хорошие советы по тайм-менеджменту для студентов. Этими советами регулярно пользуются студенты Стэнфордского университета — возьмем на заметку лучшее!

Тайм-менеджмент для студентов: опыт Стэнфордского университета

  1. Все записывай. Одну четвертую часть ежедневника используй для записей крупных мероприятий, дат зачетов, консультаций, экзаменов, а также расписания занятий и лекций. Рекомендую приобрести .
  2. Всегда носи с собой ежедневник. Привыкай все заметки делать в одном месте – в твоем ежедневнике. Это гораздо проще, чем вести записи в разных местах, а потом пытаться найти нужную. Береги свое время и нервы.
  3. Выдели время для планирования на неделю вперед. Тебе понадобится для этого всего 20 — 30 минут 1 раз в неделю. Но ты не будешь терять 20 минут перед каждым занятием, чтобы решить, чем заняться.
  4. Планируй свое свободное время. Напиши, чем ты будешь заниматься и в какое время. Делай все вовремя: так же, как если бы это были занятия по расписанию.
  5. Эффективно используй промежутки времени между лекциями и занятиями. 15 минут хватит, чтобы найти и прочитать наиболее важные записи из последней лекции. Полчаса достаточно для того, чтобы начать выполнять новые задания.
  6. Не перекладывай бесконечно листы бумаги (дела) из одной стопки в другую. Реши сразу, что ты будешь делать (с конкретным листом, т.е. частью работы, делом) и больше не возвращайся к нему. Если ты отвел время на чтение электронной почты, сразу же ответь на новые письма. Завершай начатое!
  7. Определи, что тебе мешает. Что является причиной затягиваний и проволочек в делах? Не пытайся сделать все и сразу. Рим был построен не за один день, на обучение выделено несколько лет. Разбивай глобальные дела и сложные задачи на части.
  8. Отделяй учебу от личного. Поболтай с другом по телефону после 4-х часов плодотворной работы с учебниками и конспектами. Это лучше, чем кое-как провести те же 4 часа, смешав учебу со звонками друзьям.
  9. Находи время на себя . Занимайся спортом, отдыхай, заводи отношения и высыпайся.
  10. Если тебя отвлекают, найди время, чтобы ответить. Удели немного внимания, чтобы тебя надолго перестали отвлекать.

Перевод вольный 🙂

Жаль, в студенческие годы я не уделяла должного внимания тайм-менеджменту. Ни такой дисциплины, ни курса, ни даже факультатива у нас не было. Стыдно сказать, ежедневника у меня тоже не было. Пользовалась записными книжками (несколькими сразу). А сколько времени было потрачено бесцельно – страшно даже представить. Но все меняется! Тайм-менеджмент для студентов позволит вам эффективно организовать время, быть успешнее в учебе, работе и личной жизни.