Тема родины в творчестве А. Блока

ТЕМА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА
По циклу стихов «На поле Куликовом»
Минко К.О., СО-08
(Ухтинский Государственный Технический Университет)

Теме России я сознательно и
бесповоротно посвящаю жизнь.
А.А.Блок.

Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой.

Тема России является центральной в творчестве многих поэтов и писателей. Каждый из них по-своему относится к стране: одни восхваляют ее бескрайние просторы, другие жалеют за ее непростую судьбу, третьи относятся к ней с сыновней теплотой. А Александр Блок испытывал к Родине особое чувство – он любил ее так, как любят девушку, даже «жену»…

Творчество Александра Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков, наполнено неиссякаемым любовным чувством к Родине. Россия для поэта – особая страна, не принадлежащая ни западу, ни востоку, со своим особым путем. А.Блок не пытается идеализировать черты родной ему страны. Любовь поэта к Родине подобна той «странной любви» М.Ю.Лермонтова, которую «не победит рассудок».

Обращение к Родине, к жизни как к путеводной звезде, пусть порой скрывающейся за туманом, проходит через все творчество А.Блока. Этот образ в душе поэта «был…светел навсегда», он укорял и призывал, рождал волю к преодолению «праздности» души, выводил из жизненных тупиков.


Особенно мощно патриотическая тема начинает звучать в его лирике во время революционных событий начала века.
Подъем освободительного движения в России не прошел бесследно для А.Блока. В обстановке 1905 года его прежнее равнодушие сменилось жадным интересом к развернувшейся политической борьбе. Его стихи о России с наибольшей отчетливостью выявляют его путь к революции. А.Блок был уверен в том, что его Родине предстоит сыграть решающую роль в истории человечества.
Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. В это время его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты. Символичен образ нового единения России, ее возрождения из пепла. А.Блок видит черты России в образе несчастной женщины. Она так же несчастна. Ее юность также бесполезна. А она также надеется, верит в какие-то пустые мечты. Что же случилось с ней? Кто надругался над Россией? На эти вечные, больные вопросы Блок ищет ответ в истории и своем восприятии прошлого. Этому посвящен цикл «На поле Куликовом» (1907-1916 г.г.), включающий в себя 5 стихотворений.

"Куликовская битва, - скажет Блок, - принадлежит: к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". При совмещении прошлого и будущего осознавалось трагическое настоящее стороны. В стихах сливаются память о реально происходившем с субъективными ощущениями поэта. Первое стихотворение - обобщающее, за ним два стихотворения, связанные в основном с прошлым, и два заключительных стихотворения, которые переносят действие из истории в современность и придают Куликовской битве символический и вечный смысл.
В первом стихотворении этого цикла «Река раскинулась» А.Блок переосмысливает отношение к Родине как к матери, идущее из глубин народной культуры. Он обращается к Руси:

О, Русь моя! Жена моя!

В этом откровении поэт ставит себя вровень с Россией, а его любовь к ней – есть результат сознательного выбора, родство душ, а не крови.
А.Блок утверждает, что Россия – страна громадной мощи и энергии. Она ведет на «вечный бой», в будущее.
Куликово поле для А.Блока – это место, где произошло величайшее событие прошлого, определившее настоящее и будущее…Описывая Куликовскую битву, поэт стремится передать движение, драматизм и величие исторического пути России.

В третьем стихотворении цикла возникает символический образ - "Ты". Кто эта загадочная "Ты"? Возможно, что это Любимая женщина, но это и сама Россия? Может быть, это Божья Матерь. Обращение с большой буквы сближает нас с образом Прекрасной Дамы, которую Блок обожествлял. Но бесспорно то, что это воплощение светлого идеала, который помогает выстоять в самых суровых испытаниях времени.

В прошлом Блок искал соответствия настоящему, а в настоящем - прошлому. Куликовская битва закончилась победой русского войска. Но стихи Блока звучат трагически. В чем же причины, вызвавшие трагическое звучание цикла стихов о победоносном сражении? Победа не всегда несет гармонию в мир. Блок принял революцию, но не принял насилие и крови, через которые наступает победа. Это пошло отражение в цикле «На поле Куликовом».

Поразительно точные слова есть в статье «Интеллигенция и Революция», которые были адресованы другим авторам, но обернулись пророчеством по отношению к его собственной судьбе: «Горе тем, кто думает найти в Революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозный вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных…». А.Блоку самому пришлось испытать эту «жестокость», увидеть, как будут обмануты многие его лучшие надежды.
Но даже в эти тяжелые годы Блок своим редким чутьем угадывает движение жизни и не теряет веры в будущее России. Предчувствие надвигающихся серьезных перемен в судьбе Родины очень ярко выражено в чудесном поэтическом цикле стихов о России "На поле Куликовом". Главной мыслью этого цикла являются слова:

И вечный бой!
Покой нам только снится!
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.

Автор верит в будущее Родины. Наша Родина всегда характеризовалась многими неординарными вещами, но главное… – народом. Именно народ на своих плечах вынес тяготы татаро-монгольского ига, и, набрав сил… – сверг его! Это был поистине общенародный подвиг! Писатель прочувствовал его всем своим существом и посчитал необходимым поставить в пример будущим поколениям. И знаете почему? Именно потому, что трезво оценивал шансы России на ближайшее счастливое будущее. Он, как никто другой, понимал, что в сложившейся ситуации … – нужен подобный подвиг для обеспечения будущего, достойного русского народа! Вот в этом патриотическом призыве и заключается основная мысль цикла.

1. Общественно-политическая обстановка.
2. Переживания за судьбу России.
3. Тема родины в творчестве Блока.
4. Новый образ России.
5. Россия — «живое существо».
6. Главная задача писателя.

Русь!Русь! Какая непостижимая тайная сила влечет к тебе и почему слышится и раздается постоянно в ушах твоя тоскливая, несущая по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет и рыдает, и хватает за сердце? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?.
Н. В. Гоголь.

Конец XIX — начало XX века в России — время значительных перемен, это и разочарования и ожидания свержения существующего общественно-политического строя, период ожидания чего-то лучшего в жизни страны. Все эти события, несомненно, не могли не отразиться в русской литературе. Вечная тема в творчестве каждого поэта и писателя — это тема родины. Художники слова очень часто и во все времена с упоением обращались к этой важной теме. Сам А. А. Блок и его творчество является великим явлением русской национальной художественной культуры. Стихи и поэмы А. А. Блока стали вершиной русской поэзии начала XX века. В творчестве поэта тема родины приобретает особое значение, ведь он жил в то сложное время — на рубеже веков. Писатель в своем творчестве очень сильно переживал за прошлое, настоящее и будущее России. События февраля 1917 года Блоком были встречены с восторгом. Поэт стал свидетелем двух революций, он видел их предпосылки и последствия. В этот тяжелый период времени он не бросил свою страну, не эмигрировал, как это сделали многие его соратники. Блок остался здесь и душевно переживал все события, взлеты и падения страны. Сам поэт так говорил о том сложном и противоречивом времени: «Мы — дети страшных лет России — Забыть не в силах ничего! Испепеляющие годы!». Именно в эти моменты жизни возникает главный вопрос — это дальнейшее развитие нашей страны.

С 1907 года в творчестве А. А. Блока на первый план выходит тема России, ее настоящее и будущее. С 1907 по 1916 год у поэта на эту тему появляются такие замечательные произведения, как цикл «Родина», пьеса «Песня Судьбы», публицистические статьи «Солнце над Россией», «Дитя Гоголя», «Памяти Врубеля». В одной незавершенной статье сам Блок так писал о России — «огромное, родное, дышащее существо».

Предчувствие поэта грядущих перемен, необычайных мятежей — все это особенно подчеркивало любовь поэта к великой России, делало ее более обостренной и противоречивой. В конце 1908 года Блок отправляет очень важное по своему значению письмо К. С. Станиславскому, где поэт указывает о необычайной связи, возникшей у него с темой о России: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни... Недаром, может быть, только внешне неловко, внешне бессвязно, произношу я имя: Россия. Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель...».

В раннем творчестве поэта тема родины не является самостоятельной, все происходящие события в жизни неразрывно связаны с русским пейзажем:

Видно, дни золотые пришли,
Все деревья стоят как в сияньи.
Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали
И близка и ясна очертаньем.

Сами стихотворения Блока — это олицетворение искренней любви к своей родине, стремление увидеть ее свободной, счастливой, и уже не имеет значение, что она бедна, унижена и скованна:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!..

Поэт не перестает верить в величие и мощь страны, которая переживает не.лучшие времена. Заслуга поэта заключается в том, что он создал новый, необычный образ России: страна поэта представляется, как женщина, жена и подруга:

О, Русь моя! Жена моя!

Для более полного описания образа России в своих стихах Блок использовал различные символы. Каждый символ у поэта скрывает за собой глубокий смысл простых и обычных вещей. Очень наглядно это видно в стихотворении «Россия».

А ты все та же — лес да поле,
Да плат узорный до бровей...

Читая эти строки, вначале, кажется, что речь идет о земле, стране, о великих русских лесах и полях. Но тут же следующая строка — «плат узорный до бровей» — без какого либо олицетворения рисует женщину. Писатель в своих стихотворениях показывает родину не как мать (именно так русские поэты XIX века изображали Россию), а как тоскующую жену, невесту, возлюбленную. Отношения поэта а с Россией напоминают любовный роман: «О, бедная моя жена», «...невеста, Россия», «И пусть другой тебя ласкает...», «Помяни за раннею обедней мила друга, светлая жена...». Именно так поэт обращается к родине. Перед читателями Россия является то «статной царевной» — она «обнимает рукой» и «оплетает косой», то прекрасной девушкой «разбойной красы», то сказочной красавицей, которую пленил колдун. Поэтический образ России-жены, красавицы у Блока наделен живыми человеческими чертами:

Нет, не старческий лик и не постный
Под московским платочком цветным!
Сквозь земные поклоны да свечи,
Ектеньи, ектеньи, ектеньи —
Шопотливые, тихие речи,
Запылавшие щеки твои...

Сам поэт видит родину, как живое существо, которое «живет и дышит» рядом с человеком: «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм». Живому образу родины свойственны так же и черты женского характера — это и душевное беспокойство, неукротимая и необычайная страсть, возвышенное чувство воли и долга. Это женщина по имени Россия очень сильная, а с другой стороны, она и сама нуждается в защите. Образ родины у поэта связан как с образом верной жены, любимой женщины, так и с неукротимой цыганкой.

В патриотической лирике Блока главная задача — это показать Россию, как громадную страну, которая еще пока не проявила всю свою мощь, энергию и силу, как страну, которая неудержимо рвется к новой жизни. Россия вся обязательно устремиться вперед — в бескрайную «даль веков». Творчество поэта и по сей день является призывом к борьбе за улучшение как жизни людей, так и страны в целом. Россия должна встать перед нами во всей своей красоте, именно к этому и шел в своем творчестве Блок. И недаром А. Белый сказал о поэте, что «А. А. Блок — первый поэт русской земли». Все эти прекрасные стихи прославленного поэта о России являются доказательством его необычайной нежности и преданности к своей родине.

Тема родины в творчестве А. Блока

личность поэта всегда перед читателем.

В. Я. Брюсов

Тема Родины является главной в творчестве А. Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель», - говорил поэт.

Блок начинал свой творческий путь как символист. Основная тема юношеской лирики поэта - ожидание и предчувствие чудесных перемен, идеальный мир мечты и фантазии, где нет общественных конфликтов, человеческих слез, есть только музыка, «улыбки, сказки, сны».

Блок в течение многих лет искал свой поэтический идеал - высокий, святой, общезначимый. Он находит его в образе Родины. Его Прекрасная Дама спустилась с небес на землю, и Блок переходит от мечтаний юности к зрелому творчеству. С приходом к теме России поэзия Блока обретает широкое звучание.

В стихотворении «Русь» (1906) поэт изображает сказочную страну. Он и называет свое произведение старым, древним именем России. Читатель погружается в сказочный мир. Здесь и колдуны, и ведуны с ворожеями, и ведьмы с чертями. Стихотворение насыщено образами русского фольклора и преданиями русской старины. Сама же Русь предстает как таинственный волшебный край:

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.

В Руси поэту видится много языческого, древнего, только ей свойственного, отличающего ее от других стран. Сначала кажется, что тайна Руси в ее сказочности, в том, что ведуны «чаруют злаки на полях», метет снежная вьюга, а вихрь «поет преданья старины». Однако затем становится ясно, что загадка России в чем-то ином, и ее можно разгадать только тогда, когда живешь одной жизнью с народом:

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол,
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Значительно позже в стихотворении «Скифы» Блок скажет: «Россия - сфинкс» и будет противопоставлять ее европейским странам. Но уже в этом стихотворении о загадочной Руси поэт говорит об особом пути и особой миссии своей страны, потому что она сумела сохранить «живую душу» своего народа:

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты,
И вот - она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены…

Русь для поэта не просто географическое или историческое понятие. Это живое существо, которое представляется ему русской девушкой - колдуньей из старинных преданий. В этом стихотворении слышатся мотивы преклонения перед любимой женщиной, те самые мотивы, которые характерны для ранней любовной лирики Блока. Он восторженно и почтительно любуется Россией-женщиной и, подчеркивая свое преклонение перед ней, заканчивает стихотворение вариацией его первой строфы:

Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,

Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.

Но, несмотря на восприятие Родины как сказки, как древней песни или легенды, поэт сумел увидеть «страны родимой нищету»: «утлое жилье», «лоскуты» «ее лохмотий», вихрь, «свистящий в голых прутьях», печальную дорогу на погост.

Социальные мотивы, только намеченные в стихотворении «Русь», получают развитие в стихотворении «Россия» (1908). Уже первые строки этого стихотворения напоминают нам стихотворение Лермонтова «Родина». Читая его, мы так же представляем картину движения по проселочной русской дороге:

И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…

«Странная» любовь Блока к отчизне не связана с любовью к ее богатствам. Поэт принимает родину такой, какая она есть: в нищете и унижении. «Нищая Россия» дорога Блоку, потому что это его родина, какая бы неприглядная она ни была. Заметна любовь Блока и к неброской русской природе.

Переосмысливая некрасовские традиции, Блок соединяет образ Руси с обликом почти некрасовской красавицы-крестьянки. У нее «плат узорный до бровей», а на глазах слезы. По-некрасовски также звучит строка: «И лишь забота затуманит твои прекрасные черты…» Фраза о «прекрасных чертах» явно напоминает и блоковскую Прекрасную Даму, но слова «разбойничья краса» несколько снижают небесный бесплотный образ, делая его более близким и родным, так как ассоциируются с русским фольклором. Русь, в понимании Блока, не смиренная кроткая красавица с эфемерными чертами. Она сильная и решительная женщина.

Но Россия предстает в лирике Блока не только прекрасной и загадочной. Здесь и «серые избы», и расхлябанные дороги, и унылая песня ямщика. Вместе с лирическим героем читателя охватывает острое чувство боли за свою Родину, которая дорога поэту, несмотря на все ее беды и страдания:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне слезы ветровые -
Как слезы первыя любви!

Противоречие между поэтическим идеалом Блока и реальной картиной, которую видит поэт, порождает ощущение трагичности. Блок предчувствует, что России грозит время катастроф, а «разбойная краса» ее будет отдана «чародею». Но он готов нести «свой крест», как несет его русский народ, на долю которого выпадают тяжкие испытания. Он верит в будущее России:

Пускай заманит и обманет, -
Не пропадешь, не сгинешь ты…

В стихотворении явно угадывается образ летящей гоголевской Руси-тройки. В последних строках слышится твердая вера поэта, которую он разделяет с Некрасовым, в то, что русский народ вынесет все. «Одной слезой» будет больше, но Россия останется все той же, все теми же будут «лес, да поле, // Да плат узорный до бровей». Таким образом, Блок соединяет прошлое, настоящее и будущее своей Родины. Поэтический образ будущей России настраивает на оптимистический лад. Вслед за поэтом мы верим в особую судьбу своей страны:

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Множество произведений Блока посвящено теме Родины. Он сумел в них, следуя богатой литературной и фольклорной традиции, внести нечто новое, только ему свойственное в освоение этой темы. Основной особенностью патриотической лирики Блока стало то, что любовь к Родине у него - это переживание глубоко личное. Россия с ее историей, традициями, с ее таинственной русской душой, с огромным потенциалом ее народа давала поэту надежду на лучшее будущее.

Живу муками моей Родины
«Куликово поле» Александра Блока

Я - не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.

О Куликовской битве, 625-летие которой отмечает страна, написано огромное количество произведений, начиная с памятников древнерусской литературы «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище», непосредственно, по свежим следам описавших эту страшную в истории Руси битву. Среди этой литературы особое место занимает одна из жемчужин русской патриотической поэзии - стихотворный цикл А.Блока «На поле Куликовом». Свой знаменитый цикл поэт написал не к юбилейной дате; для него «Куликово поле» - это одновременно иносказательная постоянная тема Pоссии, ее трагической судьбы и извечной героической борьбы против внешних и внутренних врагов.
Для Блока время конца 1907 г. - первой половины 1908 г., судя по его дневнику, записным книжкам, письмам и, естественно, творчеству, было временем решительного поворота от «творческого одиночества к общественному служению интересам русского народа, России. Потрясшая Россию первая революция не могла не подействовать на мировоззрение Блока, на его творчество. В деятельности поэта межреволюционного и последующего времени укрепилось страстное желание высказать свою тревогу за судьбу Родины, любовь к ней, предчувствия грядущих потрясений доступными средствами своего творчества - художественным, публицистическим словом. Это было время, когда определились классовые, сословные позиции в народе и в «мыслящей части народа» - интеллигенции. Определилась и позиция Блока-гражданина.
Свое отношение к России, предчувствие грядущих национальных бед Блок выражает в драме с символическим названием «Песня Судьбы», которую он предполагает поставить в Художественном театре К.С. Станиславского для широкого круга зрителей, непосредственно для народа. В своем объяснении замысла пьесы Блок писал: «Моя тема, - я знаю теперь это твердо, без всяких сомнений - живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас; она всеобщая наша тема... В таком виде стоит передо мной моя тема, тема России (вопрос об интеллигенции и народе, в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный».
Драма «Песня Судьбы» была написана в символической, аллегорической форме. Воплотить ее идеи на сцене - задача весьма трудная. Это понимал и К.С.Станиславский, режиссер-реалист, и сам Блок. Важно отметить, что уже в драме мы встречаем отдельные картины, образы, которые затем войдут в цикл «На поле Куликовом». В заключительном монологе главный герой драмы Герман, который жаждет избавить Россию от грядущих бед, говорит: «...Эти дни я живу жизнью всех времен, живу муками моей родины. Помню страшный день Куликовской битвы... Князь встал с дружиной на холме, земля дрожала от скрипа татарских телег... Непрядва убралась туманом, как невеста фатой... Рыдала вдовица, мать билась о стремя сына» и т.д.
Потерпев неудачу со скорой постановкой драмы, Блок решает выступить с докладом перед «мыслящей частью народа», интеллигенцией. Он рассчитывал на понимание интеллигенции, поскольку сам, по его словам, принадлежал к ней. Доклад, считал он, - это «приобщение к народной душе и занятие общественной жизнью», в которой он видел единственно возможное преодоление одиночества.
13 ноября 1908 г. Блок выступает в «Религиозно-философском обществе» с докладом «Народ и интеллигенция», вызвавшим оживленное обсуждение в столичных кругах. Как и следовало ожидать, оценка доклада была, мягко говоря, неоднозначной. Сама форма доклада, высказанные в нем суждения о противопоставлении народа и интеллигенции, о расколе как в народе, так и в самой интеллигенции; образное, символическое выражение узловых моментов содержания, - все это вызвало у многих слушателей неадекватное понимание, а у значительной части слушателей, преимущественно у либеральствующей интеллигенции, - резкое, откровенное неприятие.
Блок говорил, что между народом и интеллигенцией существует «страшное разделение», которое он сравнивает с противостоянием двух станов в ночь перед Куликовской битвой. Но если между татарским станом и княжеской ратью лежала пропасть, то между народом и интеллигенцией существует некая тонкая соединяющая черта, на которой сходятся и сговариваются те и другие. И здесь, казалось бы, в чисто теоретическом докладе поэт включает элементы картины из своего поэтического цикла: «...Заплакал воевода Боброк, припав ухом к земле: он услышал, как неутешно плачет вдовица, как мать бьется о стремя сына. Над русским станом полыхала далекая и зловещая зарница».
На этой общей тонкой черте между народом и интеллигенцией «вырастают большие люди и большие дела». Блок пишет, что интеллигенты, вышедшие из народа, всегда встречали вражду у интеллигентов, имеющих западные корни, что наблюдалось со времен Ломоносова. «...Прав был Самарин, когда писал Аксакову о «недоступной черте» между славянофилами и западниками. На наших глазах интеллигенция, давшая Достоевскому умереть в нищете, относилась с явной и тайной ненавистью к Менделееву».
Либералы встретили доклад Блока (и последующие его выступления и статьи) в штыки. Бывший легальный марксист, кадет, редактор «Русской мысли» П.Б.Струве, собиравший именно в это время преимущественно либеральный сборник «Вехи» (из нелибералов участниками там были только Н.А.Бердяев и С.Н.Булгаков) о России, интеллигенции и революции, был «совершенно возмущен» рефератом Блока. Поэт в письме к матери 16 ноября 1908 г. передает слова Струве о том, что «он, как редактор, имеет право не пропустить такой «наивной» статьи «только что проснувшегося человека» в «Русскую мысль».
Обычно сдержанный и предельно корректный в отношениях между людьми, в том числе и со своими оппонентами, Блок, хотя и редко, давал волю своим накопившимся, переполнявшим его чувствам, особенно когда это касалось его глубоких убеждений и чувств, в записных книжках. Так, после доклада и выступлений в записной книжке 11 декабря 1908 г. он пишет: «...Стать выше» этих кадетов, этой дряхлой и глубокоуважаемой сволочи. Быть художником... Пусть даже все под разными предлогами отказываются пропечатать мои идеи. Это - доказательство, что идеи - живые. Живое всегда враждебно умирающему».
Предшествующим литературным союзником в своей борьбе Блок избирает почвенника Ап. Григорьева, творчеству которого он посвящает одно из лучших и обширных своих критических исследований - «Судьба Аполлона Григорьева». Ап. Григорьев называл либералов-западников - «тушинцами», т.е. откровенными предателями России. «Так, - пишет Блок, - называл «либералов» вообще». И далее: «[Григорьев] любил свою родину, и за резкие слова об этой любви (а есть любовь, о которой можно говорить только режущими, ядовитыми словами) много потерпел от «теоретиков», или «тушинцев», от людей с побуждениями «интернациональными», «идейными» - мертвыми».
Первоначально в драме, в докладах и выступлениях на тему о России, русском народе и интеллигенции Куликовская битва, ее образы, возникавшие в воображении поэта, приводились как сравнения. Но по мере публичности обсуждения темы России, выяснения отношения к ней «мыслящей части народа», особенно либеральствующей интеллигенции, у Блока укрепляется стремление выразить накопившиеся за это время чувства, образы, отношение к своим идейным, общественным противникам в наиболее свойственной ему форме - в поэзии. «Я - художник» - это собственное признание концентрирует его усилия на решении творческой поэтической задачи.
Первое стихотворение цикла помечено 7 июня 1908 г., заключительное - 28 февраля 1910 г. В истории русской патриотической поэзии - это одно из самых выдающихся произведений - по пронзительной силе любви к России, по выражению боли за ее прошлые и предчувствуемые поэтом трагедии, по высочайшей поэтической культуре, музыкальности, народности образов и глубокому идейному содержанию. Позже, когда уже стала ясна значимость и место этого цикла в русской поэзии, А.Белый, его друг и одновременно соперник, писал Блоку: «Читаю с трепетом Тебя. «Скифы» (стихи) огромны и эпохальны, как «Куликово поле»... По-моему, Ты слишком неосторожно берешь иные ноты. Помни, Тебе не «простят никогда»...
В примечании к этому циклу Блок пишет: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разрядка еще впереди». И сам цикл «На поле Куликовом» имеет символический характер. Как поэт Блок признавался: «Россия для меня - все та же - лирическая величина». Стихотворный цикл «На поле Куликовом» - итог творческого поиска формы выражения овладевших поэтом чувств, тревог и предчувствий в соответствующих им поэтических образах. Для поэта «Куликово поле» - это протяженное в историческом времени поле ожесточенной, не на жизнь, а на смерть, борьбы за Россию. Одновременно - это и пробуждающаяся вера в ее победу.
Многие современники Блока отмечали его способность предвидения событий, социальных потрясений, войн. Так, и современный исследователь творчества поэта А.Л. Гришунин пишет: «Способность Блока предсказывать события, предчувствия социальных потрясений, революций и войн проявились на страницах дневника неоднократно, хотя, конечно, этот дар Блока основан не на рациональном анализе, а на интуиции».
Блок увидел в Куликовской битве наиболее всем известный и понятный символ накануне великих испытаний России. Мы же теперь определенно можем сказать, что возвращение подобного масштаба трагических событий в истории России, к великому сожалению, состоялось. И более того, каждый истинно русский патриот должен понять, что битва на Куликовом поле России продолжается.
Блок обращается к поэтическому образу, в нем он объединяет в единое целое исторически протяженное время и пространство. Глубинно и растяжимо само чувство поэта, которое также может охватывать разные исторические эпохи, выражаться героями произведений разных эпох. Глубинно - во временном, пространственном, психологическом отношении - и само понятие Родины в человеческом, народном измерении.
Это единство жизни, времени, пространства высказано автором в обращении к Богородице в поэме «Возмездие», где он говорит, что
...в каждом дышит дух народа
Сыны отражены в отцах (курсив наш - В.Г.).
Коротенький отрывок рода-
Два-три звена - и уж ясны
Заветы тайной старины:
Созрела новая порода,-
Угль превращается в алмаз.
Для Блока и ретроспективно, и проспективно Россия-Родина представляет единое целое. Такое восприятие истории России, поворотных, роковых ее событий было характерно для поэта, особенно в зрелый период его творчества. Поэтическая зрелость Блока нерасторжима с его гражданской, мировоззренческой, политической зрелостью.
Как в Куликовской битве решалась судьба Руси - быть ей или не быть, так же глубинно, интуитивно поэт предчувствует, что решается судьба России в послереволюционный и в будущий период ее жизни.
Поэт, как лирический герой, равно чувствует себя и воином Куликовской битвы, и современным участником-бойцом с нынешними недругами России. Воображение поэта расширяет кругозор исторического видения, прошлое готовит вектор движения будущего. Само понятие Родины-России включает духовную, временную, пространственную, историческую преемственность, объединяющую народ, множество его поколений.
Сам цикл по своему исполнению и построению напоминает сложное музыкальное произведение симфонического порядка. Каждое стихотворение цикла имеет свой ритм, свою тему, свою музыку, свой образ и главную мысль. Не все стихотворения цикла образуют законченное целое - в поэтическом, ритмическом, музыкальном, идейном отношении.
Цикл начинается эпически спокойной, типично русской картиной.
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
Эта спокойная эпическая картина взрывается главной мыслью, лейтмотивом цикла, высказанной на предельно эмоциональной ноте - о трагедии Руси, о любви к ней, о тоске и вечной борьбе за ее лучшую судьбу.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Haш путь - стрелой татарской
древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной,
наш путь - в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
Цикл объединяет разные эпохи в единое целое. Предметные планы цикла - временные и пространственные - смещены. Но лирический герой един как во времена Куликовской битвы, так и в современные Блоку дни, - едины чувства, едины ощущения опасности и готовности к самопожертвованию ради Руси-России. Пророчески звучат слова Блока:
Я - не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Как в «Возмездии» и в «Двенадцати», в напряженно-душевном состоянии или в труднейшие моменты жизни России поэт обращается к Высшим небесным силам - Иисусу Христу и Богородице, так и в цикле «На поле Куликовом» Блок пишет о незримом участии и помощи Богородицы. Его лирический герой, как один из тысяч безымянных воинов за Россию, обращается к Ней со словами:
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты
В темном поле были мы с Тобою -
Разве знала Ты?
И когда Богоматерь осеняла своим присутствием воинов княжеской рати, здесь же не могла не провожать на кровавую сечу своего сына и земная мать.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать.
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
С начала битвы Богородица незримо оставалась с воинами княжеской рати.
И когда, на утро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Значительное место в цикле занимает описание бедственного, тревожного положения России и вызванные таким состоянием страны чувства тоски, тревоги, предчувствие новых бед. Эти чувства связаны не только с Куликовской битвой, а навеяны всей историей России.
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли...
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне...
И я с вековою тоскою
Как волк под ущербней луной...
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Поэт готов к высокой жертве ради счастья России, и это воодушевляет его, наполняет его душу и тело силой в предстоящей битве за Россию; поэт узнает такое же состояние воинов перед Куликовской битвой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск, и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. - Молись!
В стихотворении «Россия» и в заключительном стихотворении «Русь моя...» Блок высказывает наиболее заветные мысли о современной ему России. Это не Россия столиц. Поэт обращается к жизни народа на бескрайних просторах страны.
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые
Как слезы первые любви!
Видя эту Россию, поэт не боится обманов и бед, новых чародеев, стремящихся заманить и обмануть Россию. Таких было много в ее истории, и в прошлое, и в настоящее время, когда во власть обманным путем проникли «тушинцы».
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Поэт продолжает верить:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка...
Строки заключительного стихотворения цикла полны вопросов, многоточий, недосказанности. Разумеется, это неслучайно. Стихотворение как бы подытоживает последующую трагическую историю России: после Куликовской битвы Россия вынесла многие сотни вынужденных сражений. Меняются ритм, музыка, интонация, образы стихотворения; по своемy поэтическому исполнению оно становится близким народному песенному складу, напевности, полным чувства боли за нищенское положение русского народа, тревоги за будущее страны, которые поднимаются в душе поэта.
Русь моя, жизнь моя,
вместе ль нам маяться?
Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!
Эх, не пора ль paзлучиться,
раскаяться...
Вольному сердцу на что твоя мгла?..
Тихое, долгое, красное зарево
Каждую ночь над становьем твоим...
Что же маячишь ты, сонное марево?
Вольным играешься духом моим?
Тема любви к России, тема ee извечной борьбы на уготовленном ей историей «Куликовом поле» уже никогда не уходит из последующего творчества поэта. Он навсегда сделал свой выбор. Она прорывается во многих его стихотворениях, присутствует в последних его поэмах - в «Скифах» и «Двенадцати». До последних минут своей жизни поэт не изменил себе, несмотря на личные и общественные невзгоды и трагедии. Во время мировой войны он пишет:
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
Россия и сейчас находится на Куликовом поле. Об этом говорят многие истинные патриоты, болеющие душой за Россию. Россию вновь окружают извечные ее враги; либеральное нашествие «тушинцев», опасность которого Блок сравнивал с нашествием татаро-монголов, продолжается. История России делает понятным, наполненным глубоким историческим смыслом призыв Блока, обращенный к будущим поколениям патриотов русского народа:
И вечный бой! Покой нам
только снится!..
Для поэта уже тогда было ясно, что только в такой борьбе русский народ сможет добиться победы над своими внешними и внутренними недругами.