Вагоны северо кавказской железной дороги. История северо-кавказской железной дороги

Глава 5. Особенности Северо-Кавказской железной дороги,обусловленные территориально- отраслевой структурой хозяйства Северо-Кавказского экономического района

Северо-Кавказская дорога расположена на территории от Азовского до Черного моря на западе и Каспийского на востоке, от Восточно-Донской гряды на севере до Кавказского хребта на юге. Район тяготения дороги почти полностью совпадает с Северо-Кавказским экономическим районом. Дорога находится в пределах Северного Кавказа, и лишь незначительно район тяготения дороги включает небольшую часть Волгоградской и Астраханской областей, а также Калмыкскую Республику.

Северо-Кавказская железная дорога (см. схему дороги)граничит: на севере - с Юго-Восточной (станция Чертково), на северо-востоке с Приволжской (станции Морозовская, Котельниково, Олейниково), на юге с железными дорогами стран Закавказья (станции Самур, Веселое), на западе с дорогами Украины (по станциям: Кавказ, Успенская, Закордонный, Плешаково, Гуково, Ольховая).


Схема дороги

Главная магистраль железной дороги протянулась с северо-запада на юго-восток: Миллерово - Ростов-на-Дону - Тихорецкая - Кавказская -Армавир - Прохладная - Гудермес - Махачкала - Дербент. Это двухпутная электрифицированная магистраль.

В Тихорецкой она пересечена линией Новороссийск - Краснодар -Тихорецкая – Куберле -Котельниково и далее на Волгоград, которая соединяет Поволжье с Новороссийском. Железнодорожная линия Марцево - Ростов -Армавир - Туапсе - Сочи является частью главной курортной магистралью страны. Выход на Нижнию Волгу и далее на восток обеспечивают два участка: Тихорецкая - Сальск – Котельниково и далее на Волгоград и Кизляр - Олейниково.
Наиболее развита сеть железных дорог в Республике Адыгее, Краснодарском крае, Ростовской области. В Ростовской области дорога обслуживает восточное крыло Донбасса с его развитой угольной промышленностью, машиностроением. В республике Адыгея густота железнодорожной сети связана не только с развитой промышленностью, но и с большой плотностью населения. В Краснодарском крае дорога обеспечивает взаимодействие с морским и речным транспортом.

Дальнейшему развитию Северо-Кавказской дороги препятствуют горы Большого Кавказа. В некоторых местах строительство дороги просто невозможно, но и там, где оно возможно, горы «заставляют» значительно удлинять трассы из-за большого количества криволинейных участков, которые огибают горные отроги, и пересекают долины бурных горных рек.

Свыше 30 тыс. тяжеловесных поездов в год проводится по Северо-Кавказской железной дороге. Больше всего их формируется на Лиховском, Краснодарском и Махачкалинском отделениях дороги.

В настоящее время на Северо-Кавказской дороге осуществляется проект модернизации пути из Сибири к черноморским портам Новороссийск и Туапсе: электрифицирована линия Сальск-Котельниково, электрифицируются линии Гуково-Замчалово с выходом на Украину и Лихая - Морозовская.

Общая длина всех путей Северо-Кавказской дороги (более 6 тыс. км) составляет примерно 7% от сетевой. Это хорошо технически оснащённая магистраль, у которой электрифицированы все основные направления (948 км.). Более 84% грузооборота дороги выполняется электротягой.

Дорога оснащена цифровой связью (линиями ВОЛС), на базе которой сейчас успешно внедряются новые информационные технологии. В Ростове создан региональный центр управления перевозками, модернизируется информационно-вычислительный комплекс дороги. Развивается локомотивное хозяйство, которое насчитывает 14 основных, 2 моторвагонных и 7 оборотных депо, а также вагонное хозяйство, насчитывающее 11 вагонных депо, 27 пунктов технического обслуживания вагонов.

Грузооборот дороги составляет 69 млрд. т-км (2005 г.), это 4% от сетевого. Эта доля значительно меньше, чем доля в сети (см. приложения 1, 2, 3), поэтому грузонапряженность дороги довольно мала и составляет всего половину от средней по сети.

Прибытие грузов здесь в 2 раза больше, чем отправление. Это значит, что дорога имеет пассивный транспортный баланс и большую долю местных перевозок. Доля перевозимых здесь грузов выше, чем доля грузооборота. Это говорит о наличии транзитных грузов, которые вывозятся не столько в другие районы страны, сколько зарубеж через морские порты района.

Основными грузами вывоза на дороге являются строительные материалы, флюсы, комбикорма и руды цветных металлов. Большую долю в отправлении грузов имеют также нефтяные грузы, каменный уголь, зерно, цемент, химические удобрения, черные металлы.

Главными грузами прибытия на дороге являются нефтяные грузы, строительные материалы черные металлы, каменный уголь, зерно, продукция обрабатывающих отраслей (в том числе машиностроения), химические удобрения, цемент, лесные грузы.

Северо-Кавказская железная дорога перевозит больше других дорог-филиалов ОАО «РЖД» флюсов (28% сетевых) и большое количество строительных материалов. Эти грузы производятся внутри района и перевозятся как внутри района, так и идут на вывоз в другие районы страны и зарубеж.

Зерно и продукты перемола в большом количестве производятся внутри района. Северный Кавказ – это житница нашей страны. Дорога перевозит 17% всех зерновых грузов сети, это наибольшая доля из всех дорог-филиалов ОАО «РЖД».

Станциями, обслуживающими элеваторы в районе являются Сальск и Ставрополь. Северо-Кавказская дорога обслуживает и сельское хозяйство района. Например, Сальский участок дороги (Тихорецкая - Сальск - Котельниково) проходит по территории сельских районов Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области, для которых именно железная дорога обеспечивает перевозки минеральных удобрений, ГСМ, различной сельхозтехники, урожая зерновых и овощных культур.

Уголь добывается в восточном крыле Донецкого каменноугольного бассейна и используется, в основном, внутри района. Однако транзитом сюда поступает уголь Кузбасса и Печорского угольного бассейна, который используется и внутри района, и отправляется на экспорт. Превышение прибытия над отправлением угольных грузов на дороге составляет примерно 1,5 раза.

Крупнейшими грузообразующими точками дороги являются углепогрузочные станции Ростовской области Зверево, Горная, Юбилейная и др.

Нефтяные грузы образуются как внутри Северо-Кавказского района (добыча нефти и ее переработка), так и завозятся из Поволжья и Западной Сибири по трубопроводной системе. Они используются внутри района и отправляются транзитом на экспорт через порты Черного моря.

Пунктами слива нефти с трубопроводов на железную дорогу и станциями, обслуживающими нефтеперерабатывающие заводы являются Краснодар и Новороссийск.

Черные металлы и лесные грузы – это грузы, которые, в основном, ввозятся в район. Прибытие черных металлов на дороге в 10 раз превышает их отправление, а лесных грузов – в 26 раз. Но эти грузы не только используются в районе, но и вывозятся транзитом за границу.

Основными узловыми станциями района являются: Ростов-на-Дону, Таганрог, Лихая, Тихорецкая, Кавказская, Минеральные Воды, Краснодар; Туапсе, Новороссийск и другие.

Особое место среди транспортных узлов Северо-Кавказского района занимают южные морские порты Новороссийск и Туапсе.

Новороссийск - крупнейший транспортный узел на юге России. Через него проходит основной поток экспортных грузов страны, поэтому коренная реконструкция Новороссийского железнодорожного узла является, важнейшей общегосударственной задачей. Здесь на базе современных технологий создаётся логистический центр, который решает вопросы приёма и отправления составов в адрес порта со всех железнодорожных станций страны. Здесь работает мощный нефтеналивной терминал, отправляется множество генеральных грузов.

Вторым по величине и значимости морским портом является Туапсе. Здесь ведётся наращивание мощностей по перевалке генеральных и нефтеналивных грузов, поэтому железной дорогой ведутся большие работы по развитию припортовой станции Туапсе.

Пассажирооборот дороги составляет почти 12 млрд. пасс-км в год. В 2005 году на дороге отправлено 44 млн. чел пассажиров. Она занимает 3 место в стране по количеству пассажиров дальнего следования.

Пассажирские перевозки являются одним из главных направлений работы дороги. На протяжении многих лет магистраль традиционно занимает одно из ведущих мест в общем объёме пассажирских перевозок в стране и характеризуется интенсивным пассажирским движением. Это прежде всего связано со специализацией района на курортном хозяйстве. В Ростове-на-Дону сходятся пассажирские потоки, следующие на курорты Минераловодской группы и на Черноморское побережье Кавказа. Линии Ростов - Армавир - Минеральные Воды и Ростов - Новороссийск, относятся к числу важнейших магистралей, осуществляющих пассажирские перевозки.

На Северо-Кавказской ж/д формируется 6 фирменных пассажирских поездов. На линии Белореченская - Туапсе - Адлер курсирует скоростной электропоезд повышенной комфортности ЭД 4 М. За 1 месяц он перевозит более 4 тыс. пассажиров.

Железная дорога тесно взаимодействует с другими видами транспорта.

Так, район тяготения дороги пересекается многими реками, стекающими в Азовское и Каспийское моря. Транспортное значение имеют Дон и Кубань.

Длина судоходной части Дона 1600 км, это позволяет использовать его в хозяйственных целях района. Его транспортное значение особенно возросло после постройки Волго-Донского канала и образования Цимлянского водохранилища, связавших Поволжье с морем. В грузообороте Дона 70% составляет хлеб и уголь. Кроме этого по Дону перевозится лес, нефть, строительные материалы, каменный уголь и др. грузы. В пределах дороги, а именно, района ее тяготения, крупными портами на Дону являются Ростов и Цимлянская. Немаловажное значение имеет взаимодействие железной дороги с речными портами Азов, Волгодонск, Усть-Донецк.

Приморское положение дороги делает важным взаимодействие Северо-Кавказской дороги с морским транспортом. На дороге идет активное развитие припортовых станций, железнодорожных подходов к морским портам. Это обусловлено тем, что в последнее время существенно увеличились объемы экспортно-импортных перевозок в смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Дорога взаимодействует с такими портами, как Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Кавказ, Азов, Махачкала, Ейск. Главные грузы отправления из этих портов: цемент, нефть, зерно (Новороссийск, Туапсе), уголь, металл (Ростов, Таганрог). Через морские порты проходит значительный поток пассажиров.

В ближайшей перспективе в районе мыса Железный Рог на Таманском п-ове будет построен новый порт в составе специализированных комплексов по перевалке аммиака, нефти и нефтепродуктов. Мощность нового порта к 2015 г составит более 30 млн т грузов.

Большое значение имеет трубопроводный транспорт. Нефть от нефтяных месторождений поступает к нефтеперерабатывающим заводам. Наиболее крупные нефтепроводы в районе это: Грозный - Туапсе; Махачкала -Грозный; Майкоп - Краснодар; Тихорецкая - Новороссийск - Туапсе. На базе богатейших Северо-Кавказских месторождений сооружены газопроводы для снабжения газом других районов страны. Крупнейшие из них: Ставрополь - Москва; Краснодар -Новороссийск; Ставрополь - Невинномыск - Минеральные Воды - Грозный.

Район тяготения дороги пересечён также рядом автомобильных дорог. Важная роль автомобильного транспорта определяется здесь многими факторами: курортной специализацией района, высокой степенью интенсивности сельского хозяйства. Район пересекают такие крупные автомагистрали, как Ростов-на-Дону - Минеральные Воды - Владикавказ, Ростов-на-Дону – Краснодар – Туапсе - Сочи. Через Кавказский хребет построены три перевальные дороги: Владикавказ - Тбилиси, Алагир - Кутаиси, Черкесск - Сухуми. Эти дороги обеспечивают международные импортно-экспортные связи с Грузией и другими странами Закавказья.

Велика роль автомобильного транспорта и в обслуживании железной дороги по доставке грузов непосредственным получателям.

Над районом тяготения дороги пролегают воздушные трассы Москва - Ростов - Краснодар - Адлер; Ростов - Минеральные Воды - Грозный -Махачкала и др.

Данная статья требует обновления. Вы можете помочь, если добавите свежую информацию.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - входит в Российские железные дороги и пролегает по территории от Азовского до Черного моря на западе и Каспийского моря на востоке, от Восточно-Донской гряды на севере до Кавказского хребта на юге. Управление дороги в Ростове-на-Дону. В состав дороги входят отделения: Ростовское, Краснодарское, Минераловодское, Махачкалинское, Лиховское. Эксплуатационная длина дороги (01.01.2001 г.) 6427 км. Дорога обслуживает перевозками Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края, Дагестан, Северную Осетию, Ингушетию, Чечню, Карачаево-Черкесию, Адыгею, Кабардино-Балкарию, связывает их с Северным, Центральным и Поволжским регионами России, прибалтийскими странами, Белоруссией, Украиной, Закавказьем. Через крупные порты по дороге Северный Кавказ сообщается с южными районами страны и странами Средиземноморского бассейна, а через Волго-Донской судоходный канал - с районами Поволжья и Центра. С морским транспортом Азово-Черноморского бассейна дорога взаимодействует через порты Таганрог, Ейск, Новороссийск и Туапсе, а с Каспийским бассейном через порт Махачкала; с речным транспортом по Дону и Северскому Донцу - через порты Азов, Волгодонский, Ростов, Усть-Донецкий, по р. Кубань - с портами Краснодар и Темрюк.

Схема дороги

Дорога обслуживает 2 тыс. подъездных путей предприятий. Перевозится ежегодно порядка 50 млн. т различных грузов, ок. 54 млн. пассажиров. Грузооборот B000 г.) составил 48,2 млн. тарифных т-км. В структуре отправленных грузов: строительные грузы (30%), каменный уголь (15,8%), нефть и нефтепродукты (9,2%), зерно (6,5%). Перевезено ок. 40 млн. пассажиров в пригородном и 14 млн. в дальнем сообщении (1999 г.).

Строительство ж. д. на Северном Кавказе началось с прокладки линий Шахтная- Аксай (1861 г.), Зверево-Шахтная (1871 г.), Аксай-Ростов (1875 г.). В 1872-1875 гг. построена линия Ростов-Владикавказ. К октябрю 1917 г. общая длина дороги составила 5000 верст. Во время Гражданской войны и военной интервенции были разрушены ж.-д. пути, станции и другие ж.-д. объекты, которые после войны были не только восстановлены, но и значительно реконструированы. В 1922 г. дорога получила название Северо-Кавказской железной дороги.

В годы Великой Отечественной войны на ж.д. формировались воинские эшелоны с оружием, боеприпасами, продовольствием; продолжали строится новые участки. Послевоенные годы характеризуются постепенным повышением технологического потенциала дороги, началом электрификации дороги. в 50-60-е гг. построены участки с электрической тягой Минеральные Воды - Кисловодск, и Белореченская - Куринский (1957г.) и далее до Туапсе через Сочи (1958г.). Построена линия к Волго-Донскому каналу и Цимлянскому морю от станции Куберле. важным этапом в развитии дороги явилась постройка линий Дивное - Элиста (1969г.), Зверево - Краснодонская (1971 г.), Анапа - Юровский (1977 г.), Краснодар - Туапсе (1978 г.), обход Ростовского транспортного узла и создание ряда крупных грузовых станций, в т.ч. Ростов-Западный (ст. Казачья) и ст. Красный Сад (1983-1985 гг.).

В конце 80-х - начале 90-х гг. получили развитие направления Благодатное - Буденновск, Песчаножопская - Красная Гвардия. Через дерег дорога прошла по двухпутному мосту на участке Гудермес - Червлёная (1989 г.). Электрифицирована линия Тимашевская - Протожа; введена электрическая централизация на участке Цимлянская - Куберле. Построены западный обход станции Батайск (1990 г.) и восточный обход станции Лихая (1991 г.).

Дорога имеет высокое техническое оснащение: в управлении перевозочным процессом широко применяются автоматизированные системы (ст. Батайск, Краснодар, Ростов-Товарный, Тихорецкая и др.); в пассажирских перевозках действует система "Экспресс-2". В системах диспетчерской централизации используется микропроцессорная техника.

Серьезные изменения произошли на дороге в 90-е гг. с принятием решения о создании Южного регионального центра управления (ЮРЦУП). Основным линейным звеном эксплуатационной работы стали опорные станции: в 2001 г. на дороге работало 34 опорные станции. Концентрация управления позволила улучшить эксплуатационную и грузовую работу. Полнее стали использоваться машины и механизмы; создаются оптико-волоконные линии связи: линия Чертково-Ростов-Новороссийск-Адлер позволит создать дорожную цифровую сеть связи.

На дороге решается задача повышения допускаемых скоростей движения пассажирских поездов до 120-140 км/ч на направлениях Москва-Ростов-Адлер, Москва-Минеральные Воды-Кисловодск. Больших затрат потребовало оздоровление пути, которое осуществляется с применением новых путевых машин РМ-76, ЩОМ6Б, СЧ-600, ВПР-09-32. Машины нового поколения работают в комплексе с динамическим стабилизатором пути и планировщиком балласта.

Очередным этапом в развитии дороги явилось строительство линии Кизляр-Карлан-Юрт (1999 г.); реконструкция и развитие припортовых станций(Новороссийск, Темрюк, Туапсе), реконструкция вокзалов (Сочи, Краснодар).

В 1998-2000 гг. на участках Краснодар- Тихорецкая, Тихорецкая-Сальск и Сальск- Котельниково движение осуществлялось электрической тягой. С ноября 2000 г. на дороге начата эксплуатация локомотивов на удлиненных плечах: Новороссийск-Пенза, Кочетовка-Никольское. Совершенствуется технология обслуживания пассажиров: создана дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении «Севкавэкспресс» (в состав которой входят вагонные депо Ростов, Адлер, Новороссийск), а также «Донэкспресс», «Кубаньэкспресс» и «Кавказэкспресс». Дорога стала инициатором организации скоростного движения пассажирских поездов в дальнем, местном и пригородном сообщениях. Создан Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания, осуществляющий контроль за исполнением заказов, планирование перевозок грузов, маркетинг и рекламное обслуживание, информационно-техническое обеспечение клиентов, тарифную политику и работу с экспедиторами, оперативное управление парком контейнеров и руководство контейнерными перевозками. Созданы три региональных агентства фирменного транспортного обслуживания: Махачкалинское, Краснодарское и Минераловодское.

На дороге с начала ее возникновения зарождались прогрессивные опыты и методы работы; на ж.-д. сети известны: машинист П. Ф. Кривонос - инициатор экономного расхода топлива, диспетчер СВ. Кутафин - организатор движения сборных поездов. Эти начинания продолжают целые коллективы: ст. Батайск - организатор комплексной адаптируемой системы автоматизации административно-хозяйственной деятельности (в 1999- 2000 гг. станция - победитель отраслевого соревнования МПС и ЦК профсоюза), локомотивное депо Тимашевская - базовое предприятие дороги по внедрению средств технической диагностики локомотивов; на дороге внедряются ресурсосберегающие технологии и т.д.

Дорога награждена орденом Ленина (1984 г.) и другими наградами.

История.

С конца XVIII века на месте города находился военный "пост №1 У Горелого Дуба", возле бывшего консервного завода, охранявший брод через Кубань, по которому совершали набеги черкесы, а затем хутор Романовский, входивший в земли станицы Кавказской (центр станицы — в 8 км выше по течению Кубани), названный по имени донской станицы Романовской, откуда на службу прибыли казаки.

После строительства железной дороги в конце XIX века хутор Романовский становится крупным торгово-транспортным центром. Вокруг станции Кавказская селились иногородние, происходил рост промышленности будущего города.

4 февраля 1921 года хутор Романовский получил статус города и был назван Кропоткин в честь теоретика анархизма и географа князя Петра Кропоткина.

2 июня 1924 года город стал центром вновь образованного Кропоткинского района в составе Армавирского округа Юго-Восточной области.

Во время Великой Отечественной войны 4 августа 1942 года был оккупирован немецкими войсками. Освобождён 28 января 1943 года войсками Северо-Кавказского фронта в ходе Северо-Кавказской операции.

6 декабря 1943 года город был отнесен к категории городов краевого подчинения.В связи с этим центр Кропоткинского района 25 января 1944 года был перенесен в станицу Кавказская, а район переименован в Кавказский.

С 1956 года центром района вновь стал город Кропоткин, фактически не входящий в его состав.

8 августа 2008 года город Кропоткин и Кавказский район были объединены в одно муниципальное образование, центром района вновь стал город Кропоткин.

Город Кропоткин изначально представлял собой, два поселения: хутор Кавказский и Романовский, которые являлись военными укрепления на юге России. С течением времени, с изменением геополитической ситуации, военное назначение потеряло свою актуальность. Дальнейшее развитие города связано с началом строительства Владикавказской железной дороги, которое началось в 1872 году.

Датой основания города является 1874 год, в этот же год по станции Кавказская прошёл первый железнодорожный состав. Своё современное название - Кропоткин, город получил в честь революционера - анархиста Кропоткина. Несмотря на единый статус станции и города, станции было оставлено своё исконное название - Кавказская.

В настоящее время станция Кавказская является важнейшим транспортным узлом Кавказа. Вокзал на станции Кавказская по единодушному мнению пассажиров является лучшим, и самым красивым вокзалом Кубани. Здесь наблюдается массовое скопление людей, которые пользуются услугами разнообразных направлений.

Кропоткин - живописный южный город. На его территории расположены 16 курганов бронзового века и средневековья, памятники военных лет, красивый Свято-Покровский собор, историко-краеведческий музей, парки и аллеи. В городе построено два стадиона, плавательный бассейн 50-метровыми дорожками, кинотеатр. Одной из главных архитектурных достопримечательностей Кропоткина является здание железнодорожного вокзала 1903 года постройки.