Владимир великий - биография, информация, личная жизнь. Крещение Руси Святым князем Владимиром. Тропарь и кондак святому князю Владимиру

Этим исторически значимым событием страна обязана святому князю Владимиру. Историки прозвали его Великим, церковь причислила к лику святых, равных апостолам, а народ прозвал его не иначе как князь Владимир Красно Солнышко.

Биография до прихода к власти

Точная дата рождения князя не известна. В летописях упоминается только, что его отец Святослав появился на свет в 942 году, а старший сын Вышеслав - в 977 году. Исходя из этих данных историки называют приблизительную дату - 960 год.

Как гласит история, будущий великий князь Владимир Красное Солнышко появился на свет в захолустном местечке под названием Будутино, что находилось где-то под Псковом. По легендам, именно туда разгневанная княгиня Ольга сослала свою бывшую ключницу Маклушу из города Любеч, которая понесла от ее сына Святослава Игоревича. Обычаи язычников позволяли сыну наследовать от отца, несмотря на то, кем была его мать. Поэтому, как только Владимир подрос, его тут же забрала княгиня Ольга. Его опекуном был дядя по матери - дружинник Добрыня.

Князь Владимир Красное Солнышко был младшим из сыновей Святослава Игоревича. Перед смертью тот всю Русскую землю поделил между своими детьми. Так, Ярополку (как старшему) достался Киев, Олегу (среднему) - земля Древлянская, а Владимиру (младшему) - Новгород. Существует мнение, что Владимир был средним по возрасту, так как Новгород куда значительнее земли Древлянской.

Междоусобицы

В 972 году, когда князь Святослав умер, Киев перешел во власть его старшего сына Ярополка. И между братьями разгорелась нешуточная война. Владимир и Олег объединили свои силы и двинулись на земли Киевские. Однако в 977 году их постигла неудача. Отступая во время боя с Ярополком, князь Олег свалился в ров и был раздавлен лошадьми. Владимир с остатками войска сбежал в Норвегию к своему покровителю королю Хакону Могучему. Так Русью стал править князь Ярополк.

Однако князь Владимир вместе со своим верным помощником Добрыней набрал войска в Скандинавии и вернулся на родину. Первоначально он сверг наместника Ярополка и воцарился в Новгороде. Затем покорил Полоцк, который поддерживал в то время Киев. Владимир убил правителя Рогволода и двух его сыновей, а его дочь Рогнеду, которая считалась невестой Ярополка, насильно сделал своей женой. А затем с большим варяжским войском он двинул на Киев и подчинил его. Теперь уже Киевский князь, Владимир Красное Солнышко обманом заманил, а затем и убил своего брата Ярополка. Его беременную жену сделал своей наложницей.

До крещения

Согласно летописям, воцарился в 980 году в Киеве князь Владимир Красно Солнышко. Биография правителя того периода полна жестокости и прелюбодеяний. Так, началось с того, что государь распустил свое варяжское войско, отправив часть солдат на службу в Константинополь, а остальную оставив в своей дружине.

Князь Владимир Красное Солнышко (фото в статье) сразу же после воцарения в Киеве начал реформацию языческого культа. По приказу правителя в городе было воздвигнуто огромное капище, в котором находились шесть статуй, изображавших главных славянских идолов - Перуна, Стрибога, Мокоши, Семаргла, Даждьбога и Хорса. Кроме того, есть сведения, что в те времена вовсю практиковались людские жертвоприношения и языческие обряды.

Ходили предания, что предыдущий киевский князь Ярополк симпатизировал христианству. А Владимир противопоставил ему язычество. Шла своеобразная борьба города с остатками христианства. Так, археологами найдены остатки фресковой живописи в полуразрушенном строении (наверное, бывшая церковь, построенная при Ярополке) на месте пантеона, воздвигнутого Владимиром. Именно во времена христианских гонений в Киеве погибли первые на Руси мученики за веру - варяги Иоанн и Федор.

Образ язычника

Согласно древнему летописному своду «Повесть временных лет», во времена своего языческого правления князь Владимир Красное Солнышко был жестоким, властным и себялюбивым повелителем. У него было несколько жен и огромный гарем практически в каждом большом городе. Он приводил к себе замужних женщин и растлил малолетних.

Он присутствовал на языческих ритуалах, где в жертву приносили людей. А кроме похоти, его интересовала только война. В те годы он совершил успешные походы против Польши (отвоевал червенские города), волжских булгар, ятвягов, а также вятичей и радимичей.

Необычное крещение

Как гласят летописи, христианство появилось на Руси в результате сознательного «выбора вер». Так, ко двору Владимира прибыли проповедники таких религий, как ислам, иудаизм, западное «латинское» христианство. Все происходило до тех пор, пока после разговора с философом из Греции князь не отдал предпочтение христианству византийского обряда. Правда это или вымысел, достоверно сказать нельзя. Однако сказания Владимира о том, чтобы немецкие послы убирались, так как «Русь не приняла их религию», отражают события 960 года, когда к княгине Ольге германский император присылал своего епископа вместе со священниками. Согласно западным источникам, «они еле уцелели». Таким образом, можно сделать вывод, что князь Владимир Красное Солнышко проводил на Руси какие-то переговоры с западными христианами касательно будущей религии.

В 987 году на совете бояр киевский князь объявил о своем решении «крещения Руси по греческому закону». В тот же год Владимир штурмом взял византийский город Херсонес и, угрожая захватом Константинополя, потребовал себе в жены сестру правителей Византийской Империи - царевну Анну. Константин и Василий согласились на брак их сестры с Владимиром только под условием, что он примет их веру. Князь дал добро. Согласно легенде, пока царевна добиралась до Херсонеса, Владимир внезапно ослеп. Анна решила, что это кара небесная, и посоветовала своему нареченному скорее креститься. А во время церемонии князь внезапно с криком «Я узрел Истинного Бога!» открыл глаза. Пораженные бояре тут же кинулись креститься следом.

Во крещении Владимиру дали новое имя - Василий - в честь святого апостола. В тот же год в Херсонесе прошла церемония венчания русского князя с византийской принцессой. В знак своего расположения и признания князь Владимир Красное Солнышко вернул Херсонес обратно его законным владельцам. Однако просил возвести в городе в честь святого Иоанна Предтечи великий храм.

Крещение Руси

Князь Владимир Красное Солнышко (фото выше) возвратился на родину не только вместе со своей новой княгиней, но и привез константинопольских священнослужителей, которые начали распространять христианство по округе. Князь взял из Византии иконы, книги, церковную утварь, а также святые останки Римского епископа, Фивы и Климента. Владимир всячески пытался укрепить межгосударственные связи между Византией и Русью.

Приняли христианство двенадцать сыновей князя, весь его дом, а также многие бояре. А затем князь Владимир Красное Солнышко занялся полным искоренением язычества. Он приказал истреблять идолов и сжигать неверных. И если в Киеве распространение христианства прошло мирно и спокойно, то в Новгороде, где наместником князя был Добрыня, народ восстал, и его пришлось подавлять силой. Владимир приказал, чтобы на местах, где раньше стояли каменные идолы язычников, начали возводить православные храмы.

Изменение в образе

Согласно летописцам, после принятия христианства Владимир изменился. После возвращения из Византии он тут же освободил своих прежних жен от их супружеского долга. Православные источники утверждают, что даже Рогнеде, пытавшейся его некогда убить, князь предложил самой выбрать будущего супруга. Но женщина отказалась и ушла в монастырь.

Изменился и характер князя. Он стал добрым, мягким, милостивым. Начал проявлять заботу и щедрость к нищим и обездоленным. Стал интересоваться книгописанием и церковным учением.

Русский князь Владимир Красное Солнышко в лице Византии нашел верного и надежного союзника, который помог ему в укреплении государства. В течение всей дальнейшей жизни правитель заботился о своем народе, боролся за его безопасность и единство. Владимир совершил еще множество походов и завоевал огромные территории на Северном Кавказе, по берегам Волги и Каспийского моря. Князь во многом превзошел даже своего великого отца Святослава Игоревича.

Семья и личная жизнь

Как уже говорилось раньше, Владимир до своего крещения прослыл как «великий распутник». У него было больше сотни наложниц и несколько официальных жен. Так, первой была Рогнеда, от которой у него родился сын Изяслав. Также были жены «чехиня», от которой имел сына Вышеслава, и «болгарыня».

Одной из наложниц была бывшая жена его брата Ярополка, которая родила ему сына Святополка Окаянного.

После принятия христианства у Владимира было две жены. Первая - византийская принцесса Анна, которая умерла в 1011 году. После ее смерти князь взял другую жену, имя которой нам, к сожалению, не известно.

Всего у князя было двенадцать сыновей, сколько было дочерей, история умалчивает. Все дети князя Владимира Красное Солнышко вслед за отцом приняли христианство.

Откуда же такое прозвище?

Итак, в народе князя называли и Крестителем, и Святым, и Великим. Здесь все более-менее понятно. А вот почему «князь Владимир Красное Солнышко»?

На это есть две вариации. Согласно первой версии, его так прозвали потому, что он открыл новую эру в истории всех восточных славян, он заложил новый фундамент духовенства для народов (и белорусов, и россиян, и украинцев).

Согласно второй версии, Владимир решил устроить пир, на который были приглашены простые люди из ближайших городов. Нищие и бедные приходили в княжеские покои и брали еду. Таким образом, князь завоевал любовь и расположение народа, который прозвал его «солнышком».

От преданий до кинематографа

Народ почитал и любил своего князя. О нем слагали песни и сказания. Также в песнях говорится и о его дядюшке Добрыне Никитиче, и о других богатырях и дружинниках князя. Самая известная былина - князь Владимир Красное Солнышко и трое богатырей сражаются против Змея Горыныча. Ее, наверное, знает каждый. В фольклоре князя называют «ласковым», «светлым» и «славным».

В 2012 году был снят фильм «Князь Владимир Красное Солнышко». Картина рассказывает о русском правителе, о периоде его возмужания и становления, о крещении Руси, о гибели Бориса и Глеба и многом другом. Фильм «Князь Владимир Красное Солнышко» - документальная картина, которая позволит зрителю своими глазами увидеть знаменитые фрески, иконы и картины того периода.

Святой равноапостольный князь ВЛАДИМИР, креститель Руси (†1015)

Жизнь князя Владимира делится на два периода - до и после крещения. Первый период был очень коротким (до 25-летнего возраста). Это время Владимир жил, как язычник. Но он быстро духовно зрел. Во второй период (до самой старости) он, как отец, заботится о духовном и материальном благе своего отечества.

Владимир - внук святой равноапостольной Ольги - родился около 962 года. Отцом его был князь Святослав Игоревич - внук Рюрика (но он был внебрачным сыном Святослава). Матерью была Малуша Малковна, дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.


Добрыня Никитич и Малуша - наложница Святослава Игоревича, мать будущего князя Владимира (Крестителя Руси)

Малуша - христианка, сохранившая однако в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов, - полюбилась суровому воину Святославу. Она стала ключницей княгини Ольги, т.е. хранительницей мехов, серебра, монет и прочих драгоценностей. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабыню, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь . Там и родился мальчик, названный русским языческим именем Владимир - владеющий миром, владеющий особым даром мира. Вскоре Владимира отобрали у матери.

Сергей Ефошкин. Мать с сыном. Малуша прощается с Владимиром

Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк , в Овруче, центре Древлянской земли, — Олег , в Новгороде — Владимир .

По смерти Святослава между детьми его началось междоусобие. Шестнадцатилетний Ярополк в 975 г. двинулся походом на своего брата Олега и в сражении у города Овруча Олег погиб. Тогда Ярополк двинулся на Новгород. Совершенно ясно, что он хотел княжить единолично, без конкурентов. Владимиру в это время исполнилось всего 12 лет, и Добрыня увез его "за море" (в теперешнюю Швецию). Через три года он возвратился в Новгород с чужеземной ратью.

Так началась война между Владимиром и его братом Ярополком. Он возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, "давшего великую волю христианам". Кроме того, вражда между братьями обострилась еще из-за того, что дочь князя полоцкого Рогнеда, руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: "Не хочу разуть (разуть жениха - обряд свадебный; разуть вместо - выйти замуж) сына рабы" , попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка. Оскорбленный Владимир захватил Полоцк, обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Вслед за этим, летом 978 года он осадил Киев. Ярополк запирается в городке Родня. После почти двухлетней осады голод заставил Ярополка сдаться на милость брата. Но когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху».

Сергей Ефошкин. Князь Владимир и князь Ярополк

С этого злодейского убийства и начинается единовластное княжение Владимира на Руси, которое продолжалось долгих 37 лет.

Летописцы намеренно не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства, с тем чтобы ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представив того же князя в самом светлом виде. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одна из них - упомянутая уже полоцкая княжна Рогнеда (мать Ярослава Мудрого) .


Владимир и Рогнеда с сыном. РОГНЕДА Полоцкая (ок. 960 - ок. 1000) - дочь князя Рогволода из города Полоцка. Была очень красива. Собиралась выйти замуж за Ярополка Святославовича. Отказала князю Владимиру Святославовичу и оскорбила его, назвав сыном рабыни. В 979 году Владимир захватил Полоцк, убил ее родственников, и сделал своей женой. В 981 году родила сына Изяслава. Около 987 года совершила покушение на мужа. За это Владимир приказал ей нарядно одеться и ждать в комнате. Она поняла, что ей грозит, позвала сына и спрятала его. Когда князь вошел с мечом в руке, маленький Изяслав заступился за мать. Владимир не стал убивать Рогнеду. Он отправил ее с сыном в город Свислочь (Изяславль). Сейчас это город Заславль недалеко от Минска. Всего она родила Владимиру 4 сыновей (среди них Ярослав Мудрый) и 3 дочерей. В 1000 году незадолго до смерти приняла монашество под именем Анастасии.

Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. От нее, между прочим, родился потом Святополк Окаянный — убийца святых братьев Бориса и Глеба. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец. Как говорится «жил на всю катушку».


Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.


«И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот» , рассказывает летопись.


Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.

Сергей Ефошкин. Первые русские мученики Федор и Иоанн перед гибелью

Введение единого для всей страны государственного культа Перуна должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.


Языческий храм. Проводится обряд в храме. В центре храма 4-х главый Световит

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т.н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде. Он "пас свою землю правдою, мужеством и разумом", как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.

Васнецов. Владимир-язычник

Однако языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.

Филатов. Выбор Веры князем Владимиром

Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы.

В мусульманстве Владимиру, как будто нравилась воз-мож-ность многоженства и в этой жизни, и в будущей. Магометане не случайно упирали именно на этот пункт своего вероучения: они явно пытались приспосо-биться к нравам Владимира-язычника. Но они не знали, что от язычества Вла-димир в глубине души уже отвратился. К тому же «предаваться всякому блуду» он мог и не переходя в иную веру...
Но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.


Выбор веры

По летописи, князь Владимир, призванный Промыслом Божиим быть крестителем Руси, был уже готов принять православную веру от греков, но, будучи мудрым руко-водите-лем, подготавливал народ к крещению путем частых бесед о вере на княжеском дворе, путем испытания вер и посылки посольства в другие страны. И было решено послать послов и испытать каждую веру на месте, и избрали для этого десять мужей, «добрых и смышленых». Отправляя посольство, он знакомил руссов с верою, состоянием торговли, армии, бытия, жизни народов.

И вот эти послы наблюдали в Болгарии, как мусульмане молятся в мечети: «Став там без пояса, сделав поклон, (человек) сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их». У немцев «видали в храмах различную службу, но красоты не видели никакой». В Византии же в Константинопольском храме во имя Софии Премуд-рости Божией они созер-цали праздничное патриаршее богослужение при полном свете паникадил, с пением соборных хоров.

Послы киевского князя были ошеломлены увиденным

«Не знали, на небе или на земле мы, — рас-сказывали послы по возвращении в Киев, — ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пре-бывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей».

В 987 году на совете бояр Владимир принял решение о крещении «по закону греческому».

По преданию, в обмен на это решение, ему даже обещали руку сестры правящего византийского императора Василия II Анны, которой к этому времени было уже 26 лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой.

Согласно летописи, в следующем 988 году князь Владимир 6-тысячным войском захватил Корсунь (Херсонес в Крыму, принадлежавший тогда Византии) и потребовал в жёны византийскую принцессу Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Император Василий II вынужден был согласится, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира принять святое крещение, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Но добившись своего, Владимир забыл своё обещание. И тут с ним случилось то, что перевернуло всю его жизнь. Он внезапно ослеп!!! Несколько дней ходил и стонал Владимир. Ужасны были крики князя, когда он понял, что может остаться инвалидом навсегда. Принцесса Анна тогда напомнила о его обещании и посоветовала ему поскорее принять святое крещение. В страхе перед христианским Богом, Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. Чудо возврата зрения свершилось после крещения. Мир для него преобразился.

Сергей Ефошкин. Князь Владимир. Крещение

У князя Владимира явилась разитель-ная перемена его собственной жизни, его духовно-нравственного сос-тояния. Из страстного, гордого язычника он переродился в целомудренного, кроткого, необычайно милосердного и доброго человека. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.

До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен. Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Сам Владимир, после крещения сочетался браком по христианскому обряду с византийской принцессой Анной (+1011) . Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Возрос и династический престиж киевских князей. В дальнейшем, Анна активно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». Её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя.

Крещение в Корсуни (Херсонес) князя Владимира с боярами и дружиной было началом крещения всей Русской земли! В сопро-вождении дружины, бояр, духовенства князь Владимир двинулся к Киеву. Впереди несли кресты, иконы, святые мощи.


По возвращении в Киев князь Владимир собрал 12 своих сыновей и, подготовив их к принятию святой веры Христовой, крестил в источнике, навсегда получившим название Крещатик . Вместе с ними крестился и весь дом его, и некоторые бояре, вероятно, из тех, кто не был в Херсонесе.

Перов В.Г. Крещение Руси. (вторая половина 1870-х - начало 1880-х)

Потом Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).


Князь Владимир повелел везде сокрушать языческих идолов: одни были сожжены, другие изрублены. А главного же идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту лошади, стащить в Днепр, молотя палками для публичного поругания, а затем провожать до порогов, чтобы никто не мог вытащить и взять его. Там идолу привязали камень на шею и утопили. Кануло в воду русское язычество...


Его милостыни бедным не знали меры. «Красным солнышком» прозвал Владимира русский народ. Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира; по воскресеньям и большим церковным праздником после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, сла-вословили хоры, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных.

При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, муд-рым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета и ее влияние рас-пространилось далеко за ее пределы.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир (990г.), Белгород (991г.), Переяславль (992г.) и многие другие.

Владимир стал возводить Божьи храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на раз-валинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жер-твенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Де-сятинная церковь) на месте мученической кончины святых варягов-муче-ников.

Сергей Ефошкин. У Десятинной церкви

Строили церковь мастера из Византии. Десятинная церковь строилась, скорее всего, по образцу Фаросской церкви при Большом императорском дворце в Константинополе, куда любила ходить на молебны Анна. И хотя ни Фаросская, ни Десятинная церкви не сохранились, археологам удалось воссоздать их внешний вид. Церковь длиной 27 метров и шириной 18 была увенчана пятью большими куполами. Ее украшали фрески и мозаики из разноцветного стекла, а также яшмы. Из-за обилия мрамора на полу и возносящихся ввысь колонн с резными капителями современники именовали Десятинную церковь "мраморяной". Мрамором же были отделаны парапеты у хор, алтарная преграда и карнизы у главных окон. Пол алтаря, помимо разноцветных мраморных плиток, выложен был из муравленого кафеля. Само здание было сложено из плоских тонких кирпичей, замазанных белой штукатуркой.

В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой рав-но-апостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребе-на его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно. Первыми учителями на Руси были как византийцы, так и болгары, в том числе учившиеся на Афоне.

Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира - Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но тяжело заболел и умер 15 июля 1015 года . Он правил Русским государством 37 лет (978—1015), из них 28 лет прожил во святом крещении.

Святые мощи Владимира были по-ложены в мраморной раке, постав-ленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны.

Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обре-тены, честная глава святого князя Владимира покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, малые частицы святых мощей — в разных местах. Во второй половине XIX века в Киеве был построен храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, являющийся в настоящее время кафед-раль-ным собором. А в 1853 году был поставлен памятник.

Имя и дело святого равноапостольного князя Владимира связано со всей после-ду-ю-щей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», — засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продол-жили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому су-ществованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоан-новича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым са-мостоя-тельным Патриархатом.


Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (схизмы 1054), он почитается и католиками.

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

«ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР»

Из цикла "История государства Российского".

Хотя по языческим обычаям социальный статус определялся по отцу, и династические права не ущемлялись, прозвище «робичич» (сын рабы) долго преследовал его.

В 970 г. Владимир стал князем Новгородским, а его наставником на время малолетства был поставлен дядя, воевода Добрыня.

После смерти великого киевского князя Святослава в 972 г. Ярополк стал управлять Киевом, а через 3 года между братьями началась междоусобная война, в ходе которой сначала погибает брат Олег, Древлянский князь, а затем и Ярополк .

Таким образом, начало правления Владимира Святославича ознаменовалось братоубийством. В 978 г. он стал киевским князем.

Владимиру немало пришлось вести войны с соседями. Воевал он с поляками и отнял у них несколько городов; два раза ходил на вятичей (981-982 гг.), которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; в 983 г. завладел землею балто-литовского племени ятвагов, тем самым открыв путь к Балтике; в 984 г. покорил радимичей; в 985 г. победил волжских болгар; в 992 г. подчинил себе хорватов.

До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен (одна из них, Рогнеда, была невестой Ярополка) и несколько сот наложниц, среди которых была и беременная вдова Ярополка. Летописцы, описывая Владимира, наделяют его самыми разными пороками, особенно сластолюбием и ненасытностью в блуде, безудержностью в пирах и забавах.

Владимир был сначала ревностным язычником, он воздвиг в Киеве пантеон с шестью главными идолами, перед которыми совершались человеческие жертвоприношения. Но т.к. в Киеве жило много христиан, и в дружине их было немало, Владимир стал колебаться в своей вере. Соседние страны также стали пытаться сделать киевского князя своим единоверцем.

Сказание «Об испытании вер» гласит, что в 986 г. являлись к Владимиру послы разных вероисповеданий. Приходили болгары-мусульмане, хазарские евреи, немцы - представители западного христианства. Затем пришел к Владимиру греческий философ и рассказал ему о сотворении мира, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. Увидев преимущества восточного христианства, князь Владимир Святославич решил принять эту веру.

Осуществлению этого решения поспособствовали события, происходившие в Византийской империи в конце 80-х г.г. X века. Мало того, что Греция была ослаблена поражением в войне с болгарами (986 г.), так на нее еще обрушился мятеж полководца Варды Фоки, который в 987 г. объявил себя императором. Соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю за помощью. Владимир согласился помочь, но потребовал себе в жену царевну Анну, их сестру. Византийские императоры были вынуждены согласиться, но при условии крещения князя Владимира, т.к. не может их сестра выйти замуж за язычника. В конце 987 г. - начале 988 г. Владимир крестился, вероятно, в Киеве, и принял имя Василия.

Шеститысячная армия Владимира разбила войско Варды Фоки, но императоры не торопились выдавать Анну замуж за Владимира. Тогда разгневанный князь выступил с войском на Корсунь, греческий город в Крыму, и подчинил византийцев.

Здесь же прошло бракосочетание Владимира и Анны, а также крещение бояр и дружинников. Русский князь вернулся в Киев, прихватив с собой множество святынь, икон, священников.

По возвращении в Киев Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. Традиционно летописный 988 год считается годом крещения Руси.

Сразу же после крещения великий киевский князь Владимир велит строить церкви. На месте языческого святилища в Киеве была построена церковь святого Василия, позднее появилась церковь Пресвятой Богородицы, получившая название Десятинной и ставшая главным храмом Киевской Руси.

Процесс христианизации на Руси проходил довольно мирно, за исключением некоторых регионов. В Новгороде Добрыне, который руководил здесь крещением, пришлось силой подавлять восстание.

В 992 г. великий князь воевал с Польшей за Червенские земли. После победы он сам с епископами ходил крестить людей и построил здесь город, названный его именем Владимиром.

В более глухих местах язычество держалось крепко, и пришлось немало усилий приложить, чтобы донести до ума народа преимущества веры Христовой. Проблема состояла в том, что проповедников, которые могли бы объяснять святое писание, было очень мало. Корсунские священники были греками и не знали славянского языка. Тогда приказал Владимир брать детей у бояр и лучших мужей и отдавать их в книжное учение.

После принятия христианства у Владимира склонность к войне ослабела. Он больше не предпринимал больших походов, только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу, которая длилась весь период правления Владимира Святославича. Однажды он чудом избежал плена, укрывшись под мостом близ города Василева. Печенеги, не найдя князя, ушли и даже не разорили земли. Это событие произошло в день праздника Преображения Господня, 6 августа 996 г. В честь этого чуда Владимир возвел Спасо-Преображенскую церковь в Василеве.

Еще в начале своего княжения князь Владимир построил несколько городов-крепостей, самым важным по своему значению из которых был Белгород. Укрепление границ Руси было главным делом внутренней политики князя Владимира.

У Владимира было 12 сыновей, всех их он распределил княжить в важных городах Руси.

Все законы и решения киевский князь принимал, согласовав со своим советом, состоящим из дружины и старейшин из разных городов. Князю Владимиру приписывается издание «Церковного устава», который определяет компетенцию церковных судов.

Владимир Святославич первый начал чеканку золотых и серебряных монет.

Результатом внешней политики князя Владимира стало заключение мирных договоров с Польшей, Чехией и Венгрией. Но мир с Польшей был недолгим, в 1013 г. польский князь Болеслав в союзе с печенегами напал на Русь. Русское войско справилось с врагами.

Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира - Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но он был стар и болен и не смог его осуществить.

Незадолго до смерти Владимир призвал к себе любимого сына Бориса, передал ему дружину и отправил на войну с печенегами, которые снова напали на Русь. Но великому князю не суждено было узнать исход войны, 15 июля 1015 г. он умер. Похоронен Владимир Святославич в Десятинной церкви в Киеве.

Хотя русские люди начали чтить память Владимира в XI веке, первые надежные сведения о почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку. Возможно, причтение его к лику святых связано с победой Александра Невского, потомка Владимира Святославича, в битве на Неве. Русские разгромили шведское войско именно в день памяти Владимира Крестителя, 15 июля 1240 г.

Народ очень любил своего князя, воспевал его в песнях и былинах и называл его Владимир Красное Солнышко, «ласковый князь Владимир». Он стал прототипом великого князя в русских былинах, которому служили три доблестных богатыря – Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич, известные своими подвигами. Владимир – идеальный князь, покровитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее.

28 июля (по новому стилю) – день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

(ок. 890 -11.07. 969 гг.), сыном великого князя Святослава Игоревича (942–972 гг.). Матерью Владимира была ключница княгини Ольги Малуша (ок.940/944 г. - ?) - дочь Малка Любечанина (?–946 г.), которого многие историки отождествляют с Древлянским князем Малом.

Годом рождения Владимира Святославича принято считать 960-й. Как сообщают Никоновская и Устюжская летописи, будущий креститель Руси родился в селе Будутине (Будятине).

Информации о дальнейшей судьбе Малуши, матери Владимира, не имеется. В Киеве Владимир находился под присмотром своей бабушки по отцу - княгини Ольги. Вероятно, его воспитанием занимался его дядя по матери Добрыня, поскольку на Руси было принято доверять воспитание наследника старшим дружинникам.

Стоит заметить, что бабушка Владимира княгиня Ольга была христианкой - еще в 955 году она приняла святое крещение в Константинополе. Ольга пробовала приобщить к вере и Святослава, но тот и не думал послушать ее.

В 970 году, незадолго до своей гибели, великий князь Святослав поделил Русь между тремя своими сыновьями: Киев был отдан на княжение Ярополку (?- 11.06.978 г.), Овруч, центр Древлянской земли, - Олегу (955–977 гг.), а Новгород - Владимиру.

В 977 году началась братская война между Ярополком и его братьями Олегом и Владимиром. Князь Олег погиб в ходе этой вражды. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему (ок.937–995 гг.). Ярополк стал править всей Русской Землей.

Находясь в Скандинавии, Владимир с Добрыней собрали войско и в 980 году возвратились в Новгород, выгнав оттуда посадника Ярополка. Владимиру удалось захватить перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода (ок. 920 – 978 гг.), а его дочь, княжну Рогнеду (ок.960 - ок. 1000 гг.), взяв в жены. Известно, что ранее Владимир сватался к Рогнеде, но она отказалась стать его женой, назвав его «робичичем»: полоцкая княжна считала недопустимым выйти замуж за сына ключницы Малуши.

Затем Владимир с большим варяжским войском осадил Киев, Ярополк был убит, а жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

В Киеве Владимир вокняжился в 980 году. Летопись сообщает, что в этот период Владимир отличался жестоким языческим нравом, порочностью. Вскоре после восшествия на Киевский престол он на холме близ своего дворца поставил изваяния языческих богов. Однако в то же время Владимир являлся мудрым правителем. Скажем, он совершил несколько удачных военных походов на запад и восток, подчинил племена радимичей и вятичей, присоединил к Руси «Червенские города» (Волынь, Холм, Белз, Броды, Перемышль, Володава, Червен и другие).

Языческая реформа - попытка создать один общий для всех пантеон богов, проводимая князем Владимиром, потерпела поражение, поскольку у каждого племени были свои боги. Вероятно, это поражение, а также пример живших рядом с ним христиан все чаще заставляли молодого князя задуматься о необходимости перемен в жизни Русского государства.

Крещение Руси князем Владимиром

Крещение Руси летопись называет результатом сознательного «выбора вер» князем Владимиром: к его двору приглашались проповедники иудаизма, ислама, западного «латинского» христианства, пока Владимир, как сообщается в летописи, после общения с «греческим философом» не остановился на христианстве византийского обряда.

Немаловажным импульсом к Крещению Руси стало требование Владимира дать ему в жены Анну - сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII, в обмен на поддержку в борьбе с захватчиком Вардой Фокой (? – 13.04.989 г). Византийские правители согласились, но в свою очередь затребовали от киевского князя креститься. Не получив невесты, разгневанный Владимир атаковал византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму и только после этого состоялся брак.

О размере русской военной мощи и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:

Тогда весь народ Рузов (руссов), бывший там (в Армении, около 1000 года) поднялся на бой; их было 6000 человек - пеших, вооруженных копьями и щитами, - которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа .

Датой Крещения Руси считают 988 год. В крещении Владимир взял имя Василий. Известно, что незадолго до крещения Владимир был поражен слепотой, а сразу после того, как крестился, зрение вернулось. Известно, что в Киеве крещение народа проходило сравнительно мирно, в отличие от Новгорода, где крещением руководил Добрыня и оно сопровождалось восстаниями язычников, карательными методами со стороны крестителей. В Ростовской и Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена были не полностью подчинены политически, христиане оставались меньшинством, по-видимому, и после князя Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Во время крещения Руси была учреждена и церковная иерархия. Русь стала Киевской митрополией Константинопольского патриархата, в Новгороде была создана епархия. После крещения Руси князь Владимир состоял в двух последовательных христианских браках: с уже упоминавшейся византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с 1018 года со второй супругой, которая упоминается как «мачеха Ярослава». У князя Владимира было 13 сыновей и 10 дочерей. Наиболее известными среди них были Святополк, Ярослав Мудрый, .

Князь Владимир - мудрый правитель

Русь после Крещения продолжила активную внешнюю политику: борьба с Польшей, с белыми хорватами, война с печенегами, которая продолжалась до 990-х годов. Впоследствии на основе воспоминаний о печенежской войне слагались легенды (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и другие). Для обороны от печенегов были построены несколько крепостей по южному рубежу киевской Руси, а также частокол на земляной насыпи.

Владимиру приписывается авторство «Церковного устава», который определил компетенцию церковных судов. Кроме того, князь Владимир начал чеканку собственной монеты по византийским образцам - золотой («златников») и серебряной («сребреников»). На большинстве монет киевский князь изображен сидящим на престоле, а рядом надпись: «Владимръ на стол, а се его злато (или: сребро)»; есть также варианты с погрудным изображением.

Время правления князя Владимира ознаменовано началом книжной образованности на Руси, что стало следствием крещения Руси. Детей стали брать из семей и отправлять учиться. Вот как об этом сообщает «Повесть временных лет»:

Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.

Учителями выступали не только византийцы, но чаще даже болгары, ранее учившиеся на Афоне. Уже скоро на Руси выросли замечательные риторы, знатоки литературы, такие как, например, один из первых писателей на Руси, автор знаменитого «Слова о Законе и Благодати» митрополит Иларион (990–1055 гг.)

При киевском князе начинается активное каменное строительство на Руси, хотя известные нам первые такого рода постройки относятся уже ко времени правления сына Владимира - Ярослава Мудрого. Закладываются такие города, как Владимир на Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.).

В последние годы жизни князь Владимир, вероятно, решил нарушить принцип престолонаследия и передать власть любимому сыну Борису. Преставился киевский князь Владимир 15 июля 1015 года в Берестове.

Церковное почитание князя Владимира

Точных данных о начале церковного почитания князя Владимира нет. Возможно, Владимир изначально поминался вместе со своими сыновьями святыми князьями Борисом и Глебом.

Почитание князя Владимира святым и по сей день вызывает споры среди историков. Известно, что Византия отказалась признать его святым. Может быть, потому что еще не было забыто его языческое поведение, подробно описанное в летописях. Но для Руси были очевидны заслуги Владимира перед Отечеством: Владимир - креститель Руси, мудрый правитель, полководец, щедрый и милосердный человек.

Еще одним препятствием для церковного почитания князя Владимира называлось отсутствие чудес, связанных с его именем. Точное время канонизации Киевского князя неизвестно. Умер Владимир в 1015 году, а самые ранние сохранившиеся письменные сведения об его официальном почитании относятся к XIV веку. Богослужебные книги отмечают днем памяти Владимира 15 июля (по старому стилю).

Мощам князя Владимира не было дано дара чудотворения, поэтому в Церкви шли споры о его святости. Однако заслуги князя Владимира перед Русским государством были значимы и велики для всех русских людей, и поэтому народное почитание князя Владимира возникло уже в XI веке. После смерти Владимира вокруг его образа сложился целый былинный цикл. Народная память сохранила представление о Владимире как о радушном, милосердном князе, «Красном Солнышко». Князя Владимира Святославича до сих пор почитают как человека, жившего для пользы и славы Отечества.

Тропарь и кондак святому князю Владимиру

Тропарь, гл. 4.

Уподобивыися купцу, ищущу добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя, матере градом Богоспасеннаго Киева. И испытуя посылаше к Царскому граду, уведети Православную веру. И обрете безценнаго бисера Христа, избравшаго тя яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем ти успение, людие твои суще, моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.

Кондак, гл. 8.

Подобствовав великому во апостолех Павлу, в державных сединах всеславныи Владимире, вся яко младенческая мудрования оставль, и иже о идолех тщание. И яко муж совершен украсися, Божественнаго Крещения багряницею. И Спасителю Христу в веселии предстоя. Моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.

————————

Библиотека Русской веры

Святой князь Владимир. Иконы

Достоверные изображения князя Владимира Святославича домонгольского периода неизвестны, что контрастирует с большим количеством сохранившихся изображений князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, с образами которых уже на ранних этапах развития почти всегда была связана иконография Владимира Святославича. В кон. XIV - 1-й пол. XV века изображения Владимира Святославича получили широкое распространение. К этому времени сформировались основные варианты иконографии Владимира Святославича и наиболее устойчивые признаки, зафиксированные позднейшими иконописными подлинниками: седины, тип прически и кудрявой раздвоенной бороды, отличный и от прижизненных изображений на монетах, и от миниатюр Радзивиловской летописи:

Образом и брадою аки Иоанн Богослов, а власы на главе кудреваты, аки Минины (Большаков. Подлинник иконописный. С. 116; см. также: Иконописный подлинник новгородской редакции кон. XVI в. М., 1873. С. 120).

В ряде произведений XVI и особенно XVII вв. Владимир Святославич изображается с более широкой, лишь слегка раздвоенной бородой. Постоянными атрибутами Владимира Святославича являются меч в левой руке и крест в правой. В некоторых ранних памятниках Владимир Святославич представлен в традиционном для древнейших княжеских изображений плаще-корзне, на воздухе 1389 года он показан в накинутой на плечи шубе.

Совместные изображения Владимира Святославича, Бориса и Глеба в XV–XVI вв. послужили моделью для формирования иконографии древнерусских князей: Феодора, Давыда и Константина Ярославских, Константина, Михаила и Феодора Муромских. В большинстве таких композиций в центре стоит князь-отец, по сторонам - юные сыновья, варианты этой схемы известны на иконах XVI века. Иконы с изображением Владимира Святославича, Бориса и Глеба получили широкое распространение в XVI–XVII вв., часто в сочетании с житийным циклом Бориса и Глеба на полях. Произведения такого типа могли предназначаться как для храмов, освященных во имя святых Бориса и Глеба, так и для немногочисленных храмов и приделов во имя равноапостольного князя Владимира.

Святые Владимир, Борис и Глеб с житием равноапостольного Владимира. Вологда, середина — 3-я четверть XVI в. Из церкви кн. Владимира в Вологде (?). Позднее находилась в Богородицкой Верхнедольской церкви. Вологда, Вологодский музей

Храмы в честь святого князя Владимира

Во имя святого князя Владимира существует церковь в Москве в Старых Садех. Она была построена в 1514-16 гг. предположительно зодчим Алевизом Фрязином (Новым) на месте одноименного старого храма. Придел Кирика и Иулиты был пристроен в 1677 году. В 1670-е гг. главный храм перестроен, в основном изменен весь верх. Второй северный придел в честь святых Бориса и Глеба был пристроен в 1689 году. Храм был закрыт в 1933 году, позже обезглавлен. Богослужения были возобновлены в 1991 году.

Во имя святого князя Владимира освящена церковь Кирилло-Белозерского монастыря, которая была построена в 1554 году.

Также в честь святого Владимира освящен придел (между 1113 и 1125 гг.) Спасо-Преображенской церкви на Берестове в Киеве и придел (1635 г.) церкви Воскресения Словущего в селе Исаиды Рязанской области.

Памятники крестителю Руси

Памятники князю Владимиру есть во Владимире, Великом Новгороде (памятник «Тысячелетие России», где слева от Рюрика изображен Владимир), Белгороде.

Княжеская статуя расположена и в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе. Также скульптуры князя Владимира есть в Киеве, Севастополе, Коростене.

Памятники крестителю Руси установлены в Торонто (Канада), Лондоне (Великобритания), Брисбене (Австралия).

В 2015 году московские власти приняли решение установить на Воробьевых горах памятник князю Владимиру. Однако это заявление вызвало бурную общественную дискуссию. Появились как сторонники, так и противники этого намерения. Противники установки памятника крестителю Руси в качестве причин называли «неудобное» место для скульптуры, которое портит вид Воробьевых гор. Кто-то из представителей общественности высказывался, что из-за слишком большого веса памятник сползет в Москву-реку. Также высказывались сугубо обывательские протесты: скульптура будет мешать фотографировать главное здание МГУ, также памятник будет нарушать освещение ближайшей территории. Однако, как заявил заместитель исполнительного директора Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов: «Если бы мы задались целью собирать подписи за установку памятника, я считаю, счет шел бы на сотни тысяч и на миллионы». В итоге 4 ноября 2016 года, в праздник , в центре Москвы, на Боровицкой площади, прошла церемония открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру.

Озвучте свое мнение!

Владимир Святославович – князь изменивший историю Украины-Руси

Древнерусский князь Владимир Святославович (948-1015 гг.), крещенный Василием, в былинах именуемый Красным Солнышком, вошел в украинскую историю под именем Святой или Великий. За свои колоссальные заслуги перед православной церковью этот неординарный правитель, рожденный язычником, после своей смерти был канонизирован. В истории всех восточнославянских народов трудно найти более значимую личность, чем великий князь Владимир, который своей железной волей сумел превратить огромную территорию в могучую страну, а разрозненные полудикие славянские, тюркские и финно-угорские племена – в единую политическую общность.

1. Князь Владимир действительно по происхождению был украинцем. Он был первым из Рюриковичей, в чьих жилах текла кровь племени полян. Его мать, ключница Малуша, происходила из киевской знати, а дядя Добрыня был киевским боярином. Все прежние князья имели скандинавское происхождение (Аскольд, Олег, Игорь, Святослав), а братья Владимира Ярополк и Олег по материнской линии были венграми. Так что, получается, что первым украинцем на древнерусском троне стал как раз князь Владимир.

2. Несмотря на то что Владимир пришел завоевывать престол из Великого Новгорода, он сделал Киев своей столицей. И именно в годы его правления Киев стал считаться настоящим стольным градом. При Владимире город стал больше в несколько раз, в нем многократно увеличилось количество жителей и приезжих из других стран и земель.

3. Именно князь Владимир присоединил к Киевской Руси современные западноукраинские земли – Волынь и Галичину. Построенный им город Владимир-Волынский – один из многочисленных памятников могущества древнерусского князя.

4. Князь Владимир стал первым, кто всерьез задумался об укреплении восточной границы своего государства, начав строить на кордоне со степью сложную сеть оборонных сооружений, получившую название Змеевые валы. Он пригласил в пределы своей державы кочевое племя черных клобуков, которое взяло на себя обязанности охраны южных рубежей Руси.

5. Владимир Святославович создал на Руси настоящее централизованное феодальное государство, раздав своим дружинникам земли в разных концах страны. Именно с них начался процесс зарождения дворянского военного сословия, на много сотен лет ставшего опорой государственной власти.

6. Князь Владимир еще провел и денежную реформу, начав чеканить собственную монету – златники и сребреники. Таким образом, Русь все более становилась независимой, в том числе и в финансовой сфере, от соседних могущественных государств.

7. И, наконец, именно Владимир выбрал своим (а также государственным) гербом известный всем трезубец, который запечатлен на его монетах. Современный герб независимой Украины идентичен владимировскому.

Главный подвиг князя Владимира Святославовича.

Без сомнения, главным подвигом князя Владимира стало принятие христианства с последующим крещением всей Руси. Это судьбоносное событие не только определило дальнейшую историю нашей страны, но и означало цивилизационный выбор, который был сделан в пользу европейской, западной культуры. Русь до Владимира и после него – это, по сути, две разные страны. Приняв под свою руку державу, считавшуюся варварской как на Востоке, так и на Западе, киевский князь передал своим сыновьям самую большую христианскую страну Европы. Однако для этого древнерусскому монарху пришлось пройти долгий и непростой путь.

Владимир считался незаконным сыном князя Святослава, его матерью была жившая при княжеском дворе ключница Малуша. В 969 году отец перед уходом в очередной болгарский поход разделил земли между сыновьями: старшему, Ярополку, оставил Киев, младшему, Олегу, – древлянскую столицу Овруч. Незаконнорожденному Владимиру достался далекий Новгород, куда он и отправился вместе с матерью и родным дядей Добрыней. Князь Святослав из последнего похода уже не вернулся, и страна осталась в распоряжении трех братьев. Какое-то время они жили мирно, но в 975 году Ярополк киевский поссорился с младшим братом Олегом. Через два года между ними началась настоящая война, в ходе которой овручский князь при загадочных обстоятельствах погиб. Ярополк захватил его земли, а когда Владимир, испугавшись перспективы быть убитым, сбежал за море, то и Новгородская земля перешла в подчинение старшему брату. Таким образом, Ярополк стал единоличным правителем Руси.

Через пять лет Владимир вернулся с большим варяжским войском и, вступив в Новгород, сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться». После этого Владимир осадил Киев и, выманив Ярополка на переговоры, подло убил его. С этих пор стал Владимир единолично княжить во всей Руси.

После смерти христианина Ярополка его брат-язычник приказал установить на холме возле княжеского терема идола Перуна с серебряной головой и золотым усами, идолов Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Жители города ходили туда поклоняться этим богам, приносили им жертвы. Отвоевав у поляков волынские и галицкие земли, киевский князь приказал разрушать возведенные там христианские храмы и создавать на их месте языческие капища. Владимир продолжал жить жизнью язычника: у него было пять официальных жен (среди них вдова Ярополка) и 800 наложниц (300 – в Вышгороде, 300 – в Белгороде и 200 – в селе Берестове).

В 986 году князь неожиданно для всех вдруг заинтересовался иными религиями: он пригласил к себе во дворец проповедников христианства, мусульманства и иудаизма. Поговорив с последними, он приказал выгнать их, а грек-христианин сумел его по-настоящему заинтересовать. Он показал Владимиру картину Страшного суда, где слева были изображены грешники, с плачем идущие прямиком в ад, а справа – праведники, которые радостно направляются в рай. «Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева», – сказал с печалью киевский князь. «Если хочешь с праведными справа стать, то крестись», – ответил священник. Но Владимир пока не готов был принять решение, сказав только: «Подожду еще немного».

На следующий год послал князь своих людей к немцам, волжским болгарам, хазарам и грекам посмотреть на их храмы и религиозные церемонии. Вернувшись домой, они рассказали Владимиру об увиденном, при этом раскритиковали все верования, но восхищались лишь византийским христианством: «Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». И бояре стали советовать Владимиру обратиться в новую веру: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшая из всех людей».

Владимир уже всерьез задумался о крещении, но из-за войны с византийцами вынужден был отложить это важное дело. Осаждая греческую колонию в Крыму – город Корсунь (Херсонес), князь дал обет, что примет христианство, если сумеет взять эту крепость. Когда же с помощью перебежчика он захватил Корсунь, то потребовал от византийских императоров Василия и Константина отдать ему в жены их сестру Анну. И те отвечали ему: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников: если крестишься, то и ее получишь, и Царство небесное воспримешь». Владимир же сказал, что и сам давно уже готов к крещению. Перед обрядом крещения русский князь вдруг начал стремительно слепнуть и лишь в церкви во время церемонии он избавился от этого недуга. Все произошедшее суеверный Владимир воспринял не иначе, как знамения, подтверждающие правильность его выбора.

Крестившись в храме древнего Херсонеса, вернулся киевский князь в свою столицу вместе с молодой женой, священниками и дружиною (его воины вслед за предводителем также приняли христианскую веру). В Киеве Владимир первым делом велел опрокинуть идолов, порубить их и сжечь. Главного же из них, Перуна, было приказано привязать к хвосту коня и волочить к Днепру, а потом кинуть в воду. А к изумленным горожанам князь в привычном для себя стиле обратился с неприкрытой угрозой: «Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, то будет мне враг!». На следующее утро тысячи киевлян пришли к Днепру, и там христианские священники крестили их. С этого и началось долгое и кровавое крещение Руси, которое огнем и мечем проводилось в течение последующих двухсот лет. В ходе кровавого насаждения христианства погибли тысячи русичей, не желавших отказываться от веры предков.

Десятки тысяч вынуждены были бежать с насиженных земель, отправляясь в дремучие северные и северо-восточные леса – подальше от владимировых миссионеров. В Новгороде же против христиан было поднято очень крупное восстание, жестоко подавленное дядей киевского князя Добрыней.

Приняв крещение, князь Владимир стал другим человеком: теперь он больше стал беспокоиться о созидании, нежели о разрушении. Сказал он как-то: «Нехорошо, что мало городов около Киева!», и города начали строиться и активно заселяться. По приказу князя на десятую часть его капиталов была возведена в столице церковь Пресвятой Богородицы, названная Десятинною. Щедростью своею желал Владимир превзойти библейского царя Соломона, каждое воскресенье закатывая «пир на весь мир». Столы выставлялись просто на улице, где каждый желающий мог отведать княжеских угощений, а дружинники Владимира в знак особого к ним уважения ели из серебряной посуды. По Киеву ездили возы, наполненные мясом, рыбой, хлебом, медом и всякой другой пищей, и возницы кричали: «Нет ли где больного и нищего, который не может сам идти к князю во двор?». Одно время Владимир даже хотел отказаться от смертной казни в стране, говоря: «Боюсь греха!».

В 1115 году, когда княжеский сын Ярослав, правивший в Новгороде, отказался прислать отцу положенную дань, Владимир стал собирать поход против него, но внезапно заболел и вскорости умер. Другой его сын, Святополк, пытался скрыть факт смерти князя, но долго хранить тайну не удалось. Узнав про кончину своего покровителя, горько плакали киевляне, а мраморный гроб с телом крестителя Руси был ими поставлен в Десятинной церкви, где и находился вплоть до монгольского нашествия.

Биография князя Владимира.

947 г. – предположительная дата рождения будущего князя Владимира Святославовича.

969 г. – двадцатилетнего княжича Святослав отправляет править от его имени в Новгород. Новгородцы охотно принимают молодого наследника престола, согласно одной из версий, они сами позвали его управлять собственным городом.

972-980 гг. – Владимир ведет междоусобную борьбу с братом Ярополком, в которой побеждает. Однако перед тем ему пришлось на несколько лет покинуть родину, уехав в Скандинавию, где он набрал большое войско.

981 г. – Владимир покоряет червенские города (Галичину).

981-982 гг. – Владимир как Великий князь Киевский покоряет племена вятичей.

983 г. – предпринимает поход на литовское племя ятвягов.

984 г. – совершает поход на радимичей.

987, 994, 997 гг. – совершает походы против волжских булгар.

987 г. – помогает византийскому императору Василию ІІ в его борьбе с самозванцем Вардой Фокой.

988 г. – идет походом на Крым и захватывает Херсонес (Корсунь). Там же принимает крещение.

992-1015 гг. – постоянно воюет с племенем печенегов, которые совершают регулярные набеги на Русь.

1015 г. – умирает в городе Киеве.

  • Свою жену, полоцкую княжну Рогнеду (? - ок. 1000), князь Владимир захватил силой во время войны с ее отцом. Самого полоцкого князя Рогволода и его сыновей он приказал убить на глазах у Рогнеды. Конфликт возник из-за отказа княжны выйти замуж за сына рабыни, поскольку Владимир был незаконнорожденным. Всю жизнь Рогнеда сохраняла ненависть к своему мужу.
  • Однажды ночью она подошла к спящему Владимиру и хотела ударить его мечом. Однако князь проснулся и перехватил ее руку. Разъяренный, он приказал Рогнеде готовиться к смерти. На следующий день Владимир пришел к жене, но дорогу ему преградил вооруженный мечом маленький сын Рогнеды Изяслав. Он сказал князю: «Отец, ты здесь не один!». А Рогнеда сказала: «Хоть ты и убьешь меня, но за меня есть кому отомстить». Владимир отступил и затем решил отпустить Рогнеду в родительскую вотчину, в Полоцк, где она долгое время княжила вместе с сыном.

    Убив же князя Ярополка и завладев Киевом, Владимир сделал своей женой вдову своего брата, прекрасную гречанку. Сын покойного, Святополк (впоследствии известный как Окаянный), был усыновлен Владимиром;

  • как уже было сказано, Владимир Святославович, прозванный в былинах Красным Солнышком, очень часто устраивал большие пиры в Киеве прямо на княжеском дворе. Туда приглашались дружинники, родовитые бояре, а часто и простые киевляне. При Владимире большие праздники в столице стали частым явлением: их устраивали в честь военных побед, новых христианских праздников и по многим другим поводам.
  • Наибольшую честь во время таких торжеств Владимир оказывал своим воинам. Они сидели около князя, за их здоровье всегда были первые тосты. Однажды дружинники начали роптать на своего господина, говоря: «Как же горька наша жизнь, едим мы у нашего князя деревянными ложками, а не серебряными». Тогда Владимир приказал немедленно изготовить серебряные ложки для всего войска, говоря: «Серебром и золотом не найду дружины, а с дружиной найду и серебро, и золото, как нашли его дед мой и отец»;

  • после принятия христианства князь Владимир заметно изменился. Летопись отмечает, что его характер значительно смягчился. Как религиозный человек, князь много времени проводил в молитвах и в общении с духовными лицами. Однажды пришли к Владимиру епископы и сказали ему: «Разбойники умножились, почему не караешь их?». На что князь, воспринимавший христианство как религию милосердия, ответил: «Боюсь греха». Тогда христианские епископы ему объяснили: «Ты поставлен Богом в наказание злым, а добрым на помилование; ты должен наказывать разбойника, но только разобрав дело».
  • Послушался их Владимир и запретил по всей стране брать виру, то есть денежную компенсацию за убийство. А после того, как количество разбоев уменьшилось, хитрые епископы снова обратились к князю: «Рать наша сильная теперь, если вернется вира, то пусть пойдет на оружие и на коней». Владимир сказал им: «Пусть будет так», и снова вернулись на Русь традиционные древнеславянские законы, когда убийство чаще всего каралось просто штрафом;

  • согласно другой легенде, в 992 году, когда печенеги снова напали на Русь, войска Владимира вышли им навстречу. Получилось так, что русские воины стояли на одном берегу реки, печенеги - на другом, и никто не спешил перейти реку. В конце концов печенежский хан предложил решить дело единоборством: если победит русский боец - заключат мир на три года, а если печенег - будут три года воевать. В тот раз богатырь из киевской дружины одолел печенега, и кочевники бежали. Радость Владимира была столь велика, что он приказал заложить на этом месте город и назвал его Переяславлем (потому что русский воин перенял славу у печенежского).
  • Историческая память о князе Владимире.

    Владимир Великий был канонизирован Русской православной церковью. В его честь названы сотни храмов и монастырей.

    В честь киевского князя названы города Владимир-Волынский и Владимир (сейчас областной центр Российской Федерации).

    Памятники князю Владимиру поставлены в Киеве, Коростене, Владимире-Волынском, Ивано-Франковске, Севастополе, Владимире, Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Туле, Белгороде, Астрахани, Лондоне, Торонто, Брисбене, Гданьске, Буэнос-Айресе.

    Именем Владимира названы улицы в Киеве, Львове, Ривном и Днепропетровске. Карта Google:

    Изображение князя Владимира помещено на украинских деньгах номиналом одна гривна.

    В честь князя Владимира были выпущены многочисленные почтовые марки (в УНР, СССР, Украине, РФ).

    В 1782 и 1957 гг. были учреждены ордена в честь князя Владимира.

    Князь Владимир стал героем многочисленных художественных произведений, фильмов и даже мультфильмов.

    Князь Владимир в социальных сетях.

    В «Одноклассниках» найдено 12 тематических групп.

    Во «Вконтакте» найдено 2 группы.

    В Youtube по запросу «князь Володимир» – 5290 результатов.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Владимире Святославовиче?

    Для анализа популярности запроса «князь Володимир» используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого, можно сделать вывод: по состоянию на 25 апреля 2016 г. количество запросов за месяц составило 2 432, что видно на скрине.

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов «князь Володимир» зарегистрировано в ноябре 2016 г. – 5 473 запроса за месяц.