Внимание как познавательный процесс. Презентация "Внимание" по психологии – проект, доклад Скачать презентацию внимание

«Внимание – единственные ворота к сознанию человека».

К. Д. Ушинский.


Что такое внимание?

  • Внимание – сложный физиологический процесс, который является главным условием осуществления познавательного процесса.

Внимание – это направленность нашего сознания на определенный объект.

Внимание, часто проявляясь, превращается у конкретного человека в его очень важную способность – внимательность.


  • Быть внимательным – значит

следить за какими-то движениями; развивать внимательность – значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, в природе, в науке, в людях.


Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно.

Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими.

Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков, но и от характера воспитания в семье, в школе, от собственной деятельности ребенка по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.


Свойства внимания

Внимание характеризуется

  • устойчивостью
  • переключаемостью
  • распределяемостью
  • объемом
  • концентрацией
  • колебанием
  • избирательностью



Виды внимания

Внимание бывает произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.

Произвольное - это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Произвольное развивается из непроизвольного. В то же время произвольное переходит в непроизвольное, уже не требуя специальных усилий.



Влияние внимания на успеваемость

Дети значительно различаются по показателям объема, устойчивости и распределения внимания.

В целом внимательные дети учатся лучше, однако у невнимательных детей успеваемость связана с показателями произвольного внимания, особенно с его распределенностью.

Низкий уровень развития этого свойства внимания ограничивает возможности детей при выполнении учебных задач.

Поэтому тренировка распределенности внимания может способствовать улучшению успеваемости.


Высокий уровень развития произвольного внимания является необходимым условием реализации других факторов успешности обучения, в частности индивидуального моторного темпа.

При этом, чем выше индивидуальный темп у внимательных детей, тем лучше они учатся. А у невнимательных обучающихся высокий темп может сочетаться с низкой успеваемостью.


  • На успеваемость по математике особое влияние оказывает объем внимания и индивидуальный темп.
  • На успеваемость по русскому языку большое внимание оказывает уровень развития распределенности внимания и меньше – объем внимания.
  • Успешность чтения связана больше всего с устойчивостью внимания, обеспечивающей точность воссоздания звуковой формы слова.

  • Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
  • Нарушение каждого из вешеперечисленных свойств внимания приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Нарушения свойств внимания

  • Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
  • Недостаточная избирательность – ребенок не может сконцентрироваться на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
  • Недостаточная произвольность – ребенок затрудняется сосредотачивать внимание по требованию.

Актуальность изучения темы

  • Выбор внимания в качестве объекта исследования не случаен. Обстановка учебных занятий в малокомплектной школе требует от учеников большой устойчивости внимания, чтобы не отвлекаться от самостоятельного выполнения задания, когда учитель, работая с другим классом, ведет оживленную беседу. Особенностью малокомплектных школ является наличие постоянных, в течение дня, факторов отвлекающих внимание обучающихся, обусловленных учебной работой двух классов одновременно.

  • 40 – 45 минут работы распределяется между малым числом обучающихся, тем самым возрастает нагрузка на каждого ученика. Это сказывается на утомляемости детей, на снижении внимания.
  • Ограниченность времени работы с учителем требует от детей быстрого переключения внимания от самостоятельной работы на другой вид работы. От скорости переключения зависит в целом темп урока. Если же учитель в течение1 -2 ух минут завершения работы отдельных учеников, то снижение темпа урока ведет к снижению внимания всего класса.

В данной ситуации это влечет следующее:

  • Невнимательный ученик при получении дальнейшего задания может пропустить часть информации. Начав работу, он не сможет обратиться с появившимися вопросами к учителю, занятому уже с другим классом.
  • Следовательно, задание будет выполнено не полностью или ученик допустит ошибку, исправить которую на данном уроке будет сложно. В результате теряется смысл выполнения упражнения, а в знаниях образуется пробел.

  • Хорошо развитое внимание позволяет ученику оптимально организовать свою деятельность, поддерживая ровный и стабильный темп работы.
  • В реальном учебном процессе учащиеся устойчиво отстающие от задаваемого учителем темпа работы или опережающие его, нарушают синхронную работу класса, создают дополнительные трудности для учителя, которые перерастают в серьезную проблему в условиях малокомплектной школы.


Развитие свойств внимания поможет выровнять индивидуальный темп каждого ученика, что в свою очередь, во-первых, станет источником повышения успеваемости,

во-вторых, организует работу классов в комплекте синхронно и слажено.



Особенности внимания в учебном процессе.

  • Сила раздражителя.
  • Громкий звук, яркий свет и др. привлекают внимание помимо нашей воли. Но главное не в абсолютной силе, а в относительной силе раздражителя.
  • Динамические особенности.
  • Привлекают внимание динамические особенности объектов – мерцающий свет, порывистые ритмически организованные раздражители и др. (смена наглядности)
  • Необычность, новизна предметов и явлений в разумных порциях. Много нового – трудно, мало нового – скучно.
  • Повтор приемов и выражений притупляют внимание.

  • Чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать обратные результаты, так как возрастает напряжение внимания и приводит к увеличению количества ошибок и ошибочных действий.
  • Чередование напряжения и расслабления – обязательное условие устойчивости внимаия. Внимание ребенка может быть устойчивым 25-30 минут, если он занят таким делом, которое требует от него активного действия. Нельзя сохранить внимание, держа класс в напряжении все 45 минут урока.
  • Опорные схемы и план организуют и активируют внимание.
  • Нестандартный вопрос, проблема, загадка – это безотказное средство пробуждения внимания.
  • Внимании ребенка поддерживается его мышлением, умственной, строго направленной работой.

Причины нарушения внимания

  • Организационно-методические ошибки
  • Пустые промежутки, длинные паузы.
  • Резкие, громкие замечания.
  • Ненужные хождения по классу.
  • Утомление.
  • Нарушение режима дня (поздно ложится спать, телевизор, компьютер, гости - перегрузка нервной системы).
  • Помните: желание детей узнать, открыть, понять, решить, поиск нужных путей, проверка найденного решения, отбор доказательств и прочее – все эти виды умственной деятельности держат внимание. Обеспечивая его устойчивость и силу сосредоточения.

  • Приучайте себя внимательно работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.
  • Систематически упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов так, чтобы общее восприятие каждого объекта сохранялось достаточно хорошо, и ВТО же время внимание нужно концентрировать на главном, выделяя его из второстепенного.
  • Развивайте у себя волевые качества – это способствует и развитию устойчивости внимания. Заставляйте себя сосредотачиваться, когда этого не хочется делать. Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные.

  • Почаще прибегайте к играм, направленным на развитие внимания: шашки, шахматы, головоломки, спортивные игры. В прогулках по городу, быстро проходя мимо витрин магазинов, старайтесь заметить, а потом описать возможно большее число предметов.
  • Постоянно тренируйте способность к сосредоточению, концентрации внимания. Поза состояния мускулов связаны с вниманием. Подобран человек, не двигается, напряжен, сдвинуты брови – и внимание его само собой обостряется. Чем более собран и напряжен человек, тем он внимательнее. Значит, если вы хотите быть внимательными, сделайте сначала то, чему вас учили с первого класса, - сядьте прямо, соберитесь, настройтесь.

  • Внимание нужно развивать именно в той деятельности, для которой нам внимание нужно.
  • Но тем не менее, чем больше вам по душе ваша работа, чем более она соответствует вашим интересам, потребностям, способностям, тем быстрее будет развиваться ваше внимание. Никогда не позволяйте себе делать работу невнимательно. Старайтесь делать ее с душой, с радостью, настраивайте себя на это.
  • Лучший способ развивать внимание – научитесь быть внимательными к людям.
  • Управление своим вниманием – шаг к улучшению памяти.

Урок № 7 Урок № 7 Тема урока: Тема урока: Внимание как психический Внимание как психический познавательный процесс познавательный процесс

 "Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира"  (К.Д. Ушинский)

План  1. Понятие внимания.  2. Физиологическая основа внимания  3. Основные виды внимания.  4. Основные свойства внимания.

Актуальность Актуальность Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Внимание делает все наши психические процессы полноценными. Только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.

Исследования внимания: Великие учёные выдвинули множество теорий Ухтомский А.А Бродбент Д.Е Павлов И.П. Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н Лурия А.Р Выготский Л.С Рубинштейн Леонтьев А.Н.

Теории внимания Теории внимания Н.Н.Ланге выделил основные подходы к проблеме внимания: результат как результат двигательного ограниченности 1.Внимание приспособления. 2.Внимание как объёма сознания. 3.Внимание как результат эмоции. 4.Внимание как результат апперцепции. 5.Внимание как особая активная способность духа. 6.Внимание раздражителя. 7.Теория нервного подавления как усиление нервного Н.Н.Ланге

Внимание в рамках Внимание в рамках деятельностного подхода деятельностного подхода.. Л.С.Выготский Л.С.Выготский рассматривал внимание, как и другие психические функции, в двух формах – как природное внимание и как продукт культурного развития, то есть высшую психическую функцию. Определение произвольного внимания, данное Л.С.Выготским – обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития. Более поздняя традиция в отечественных психологических исследованиях внимания – это рассмотрение внимания как внутренней деятельности.

Внимание в концепции Внимание в концепции установки Д.Н.Узнадзе установки Д.Н.Узнадзе.. Оригинальным является подход к изучению внимания в концепции установки Д.Н.Узнадзе, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Определение внимания, данное Д.Н.Узнадзе: это процесс объективации, при котором из круга наших первичных восприятий выделяется какое­нибудь из них, становясь наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания. Д.Н.Узнадзе

Понятие внимания.. Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте при одновременном отключении от других. Внимание – это сквозной психический процесс, состоящий в избирательной направленности психической деятельности на объект

Функции внимания Функции внимания

Физиологическая основа Физиологическая основа внимания внимания Доминанта является физиологической основой внимания. Феномен доминанты – то есть принципиальное нарушения равновесия в нервной системе, при котором господствующий очаг возбуждения разгорается, привлекая воны возбуждения из разных источников А.А.Ухтомский.. Ориентировочный рефлекс И.П. Павлов назвал рефлексом “что такое?”

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств.

Произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком- либо объекте восприятия называется вниманием.

Внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние.

Внимание обуславливает избирательность, сознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания

Функции внимания

Отбор значимых

Игнорирование несущественных

Удержание данной деятельности

до тех пор, пока не будет

воздействий

воздействий

достигнута цель

Свойства внимания:

Объем

Сосредоточенность (концентрация)

Распределяемость

Устойчивость

Колебание

Переключаемость

Объем внимания

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

Объединённые по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединённые.

Концентрация внимания

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте.

Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представлении человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Распределение внимания

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими профессиями являются профессии шофёра, лётчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он ещё и пишет что-нибудь на классной доске.

Устойчивость внимания

Под устойчивостью внимания понимается общая направленность внимания в процессе деятельности.

На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Колебание внимания

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость.

Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряжённой работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Однако через 15- 20 минут колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других (Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии).

Внимание – это сосредоточенность деятельности

субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, суждении и т.д.) (Краткий психол. словарь, сост. Карпенко Л.А.).

Внимание – это сосредоточенность и направленность активности человека на что-либо, имеющее то или иное

значение для него (Психология, А.В. Петровский).

Физиология внимания (по А.А. Ухтомскому):

Возбуждение (нейронов) распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создавать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер.

Внимание – это такой оптимальный центр возбуждения, которому подчинена вся активность мозга на данный момент.

Свойства внимания

Объем внимания

Число Ингве-Миллера: 7±2

Объем внимания

Колебания внимания (флуктуации)

ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Кривая развития внимания в детском возрасте (по А.Н.Леонтьеву)

С возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия)

Развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие внимания в целом.

В школьном возрасте наступает перелом в развитии: первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное.

Опосредствованное внимания занимает у взрослого основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают

начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию.

Тенденция уравнивания произвольного и непроизвольного внимания: в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Возрастная динамика внимания

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие

Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с.

Суммарное изменение всех характеристик внимания (С. А. Лукомская), происходит неравномерно и имеет вид логистической кривой.

На протяжении процесса обучения происходит изменение роли отдельных сторон данной функции.

При прогрессивном развитии функции в целом и ее отдельных свойств на протяжении всего школьного онтогенеза имеет место постоянная смена ведущих свойств внимания (С. А. Лукомская):

1. На первом этапе (8-10 лет) прогрессивный характер развития внимания обеспечивается ростом всех его сторон, но в разной степени. (Наибольшие изменения обнаружены в развитии объема и переключения. На данном этапе наблюдается высокая степень интегрированности всех свойств.

2. На втором этапе (10-13 лет), напротив, имеет место замедление роста функции и разнонаправленность изменений ее отдельных характеристик. При этом происходит расструктурирование внимания.

3. На третьем этапе (13-16 лет) вновь наблюдается ускоренный и однонаправленный рост функции главным образом за счет развития ее устойчивости. Данный этап также характеризуется интегрированностью всех свойств внимания.

Расчеты теоретических кривых показали, что изменения в темпах развития и «точка перегиба» кривых падают на 10-12 лет.

–. Вербальное внимание уже в 8-10 лет значительно опережает развитие перцептивного. «Развитие вербального внимания отличается большей сложностью, противоречивостью и более ускоренными темпами роста. Этот вид внимания так же, как и перцептивное, проходит три этапа развития:

ускоренное, замедленное и вновь ускоренное.

–. В возрастной динамике вербального внимания наблюдается борее выраженная иерархия уровней развития различных характеристик, где ведущее значение имеет объем.

1 слайд

2 слайд

1. Что такое внимание Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.

3 слайд

2.Виды внимания В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.

5 слайд

2. Произвольное внимание – возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определённую задачу и вырабатывает программу действий(внимание с участием воли). Указания со стороны, собственная инструкция, намерение (в виде внутренней речи) создают возможность произвольного внимания, которое играет огромную роль в жизни человека. Ведь далеко не все, что необходимо делать человеку, представляет для него непосредственный интерес. Условия поддержания произвольного внимания Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности Большое значение имеет осознание важности, общественной значимости цели деятельности. Благоприятные условия для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум). Привычные условия работы Возникновение затруднений Возникновение косвенных интересов Сама деятельность, которую выполняет индивид, может и не вызывать непосредственного интереса, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности. Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности.

6 слайд

3.Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного внимания, после него. Если в деятельности интересным и значимым для личности становится содержание и сам процесс деятельности, а не только результат, возникает послепроизвольное внимание. Деятельность так захватывает человека, что для поддержания внимания уже не требуется волевых усилий.

7 слайд

3.Свойства внимания 1. Устойчивость внимания 2. Сосредоточенность (концентрация внимания) 3. Переключаемость 4. Распределение внимания 5. Объём внимания Прежде всего, внимание характеризуется тем, насколько оно сильно, напряжённо, насколько сконцентрировано на объекте, насколько человеку удаётся отвлечься от посторонних раздражителей. Соответствующее свойство называют сосредоточенностью внимания. Но ведь важно не только это. Важно и то, как долго человек может поддерживать внимание, т. е. устойчивость внимания. Важно оценить внимание и с точки зрения его широты - насколько широко охватывает оно предметы и явления. Соответственно различают такие два свойства внимания, как его объём и распределение. И наконец, важно знать, насколько гибко внимание, как быстро оно может переключаться с одного объекта на другой.

8 слайд

1. Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете или деятельности (временная характеристика). Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообразной практической деятельности с предметом, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в такой деятельности, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции. 2. Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-нибудь событию или факту. Если человек полностью поглощён делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае говорят о большой силе его сосредоточенного внимания. 3. Переключаемость – перевод внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - некоторые люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие - медленно и с трудом. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии.

9 слайд

4. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве и параллельно выполнять несколько видов деятельности (слушать и писать, писать и говорить). При каких условиях две работы могут успешно выполняться в одно и то же время? Только в том случае, если обе деятельности или, по крайней мере, одна из них настолько освоена, привычна, легка, что не требует сосредоточенного внимания, выполняется человеком очень свободно, лишь незначительно контролируется и регулируется им. В центре внимания человека только одна основная деятельность, другая же занимает относительно малую часть внимания, она находится не в центре внимания, а на его периферии. 5. Объём внимания – количество информации, которое способно одновременно находиться в сфере повышенного внимания. Указание на одномоментность здесь важно, потому что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Важно уметь, объединять предметы в одно целое, воспринимать их целыми комплексами.

10 слайд

4. Функции внимания Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

11 слайд

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности. Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнёре по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

12 слайд

Литература: 1. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: Просвещение, 1980. 2. Немов Р.С. ПСИХОЛОГИЯ Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002. 3. Лекции по психологии в педколледже.