Воображение и фантазия по станиславскому. Элементы системы станиславского и их действенная природа. Как надо понимать «фантазию» и «воображение» в сценическом искусстве

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Раздел программы : Актерское мастерство

Цель занятия : развитие творческих элементов актерского мастерства

Обучающие задачи:

  • Практическое освоение элементов актерского мастерства
  • Обучение действенному поведению в предлагаемых обстоятельствах
  • Обобщение понятия “Фантазия”, “Воображение”
  • Формирование навыка публичного выступления на сцене

Развивающие задачи:

  • Развитие творческой фантазии и непроизвольности приспособления к сценической условности
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения.
  • Развитие максимальной органики поведения в условиях вымысла
  • Развитие познавательно-поискового интереса, кругозора детей
  • Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике

Воспитывающие задачи:

  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, сценические постановки
  • Воспитание нравственного отношения к окружающему миру
  • Мотивирование на дальнейшие занятия театральным творчеством

Средства обучения: ноутбук, презентация, фонограмма для заданий, карточки с заданиями, реквизит для заданий

Методы обучения:

  • Словесный: беседа, диалог
  • Практический: тренинг, упражнения, импровизация
  • Наглядный: презентация
  • Метод усложнения заданий

Приемы: творческие задания; создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, обобщение и систематизация теоретических знаний через практическую работу.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся приобретают практический навык органичного сценического поведения в условиях вымысла, предлагаемых обстоятельств, навыки коллективного взаимодействия и сотрудничества.

План занятия:

I. Организационный момент

Приветствие. Настрой и мотивация обучающихся.

II. Основная часть

  1. Сообщение темы и цели занятия
  2. Актерский тренинг
  3. Беседа по теме занятия
  4. Практическая часть по освоению темы:

Творческие задания: упражнения, импровизация

III. Подведение итогов занятия

Рефлексия

Ход занятия

I. Организационный момент:

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада нашей встрече и хочу пригласить вас в удивительный мир театра, который находится... совсем рядом (педагог открывает воображаемую дверь, которая открывается со “скрипом” - фонограмма) . Пожалуйста, проходите через эту волшебную дверь и рассаживайтесь в нашем театральном зале. (Обучающиеся проходят, рассаживаются).

Слайд 2, 3 – “Волшебный мир”, “Театр”

Волшебный мир, прекрасный мир театра!
Он верить заставляет в чудеса!
Лягушка превращается в царевну,
Плывет хрустальный город в небесах!
Здесь все прекрасно: жесты, маски.
Костюмы, музыка, слова.
Здесь оживают наши сказки.
И с ними светлый мир добра.

II. Основная часть.

1. Объявление темы занятия.

Слайд 4 “Знак вопроса”

Педагог: Ребята, сейчас я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить, кто же создает этот прекрасный мир театра:

Слайд 5 “Театральные профессии”

Загадываются загадки (Приложение 1 ), при правильном ответе появляется фото профессии.

Слайд 6-9 “Сцены из спектаклей”- 4 слайда

Скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать актер? Что заставляет нас верить актерскому перевоплощению в разных героев? (Дети перечисляют). Правильно, хорошая речь, пластика, костюмы, грим, музыка помогают актеру играть на сцене самые разные роли. Но есть качества, без которых не может обойтись ни один актер. Без них невозможно творчество. Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Это фантазия и воображение. Вы согласны?

Слайд 10 “Тема занятия”

Секретам актерского мастерства и будет посвящено наше занятие. Тема нашего занятия: “Фантазия и воображение как элементы актерского мастерства”.

2. Актерский тренинг. Игры на эмоциональный настрой, внимание.

Педагог: А сейчас я прошу всех встать с мест и образовать круг.

Игра “Здравствуйте”

Когда зазвучит музыка, вы все начнете перемещаться поэтой площадкев самых разных направлениях. Надо поприветствовать того, кто попадет вам навстречу любым, даже самым необычным способом. Поприветствовать надо обязательно всех. Готовы?

Проводится игра под музыку “Веселая мышка”.

Педагог: Ребята, с кем вам было интереснее всего поздороваться? Почему? (Дети отвечают). Молодцы, было здорово. Мы снова образуем творческий круг.

Игра “Точь-в-точь”

Сейчас каждый из вас должен представить себя любыми словами и любыми, даже неожиданными жестами. Так, чтобы было интересно. Для этого по очереди надо будет сделать шаг в центр круга, и представить себя. А все остальные повторяют представление участника “точь - в точь”. Задание понятно? Начнем движение по часовой стрелке.

Проводится игра, педагог представляется последним.

Педагог: Как вы думаете, чье представление было самым необычным? Почему? (Ответы) Спасибо, молодцы. Теперь мы точно познакомились. Прошу вас сесть в творческий полукруг.

2. Беседа по теме занятия.

Педагог: Ребята, а что вы использовали при приветствии и представлении себя? Что вам пришлось делать, чтобы это было интересно и необычно? (Ответы детей)

Она встречается каждому из нас, начиная с детства. Замечательным примером ее является сказка. (Ответы ) Конечно, это фантазия. Что же такое фантазия?

Слайд 11 “Фантазия”

Фантазия – создание новых, нереальных, сказочных ситуаций.

Слайд 12 “Воображение”

А что же такое воображение? Как говорится в толковом словаре русского языка Ожегова, воображение – это способность воображать, творчески мыслить, фантазировать.

Слайд 13 “Воображение-2”

А в актерском творчестве Воображение – это когда ты ставишь себя на место какого-то героя и думаешь, как бы ты поступил и что бы делал, если бы был им. Герой в театре может быть человеком, предметом, животным, растением.

Слайд 14 “Если бы”

А помогает актеру магическое слово “Если бы”, которое часто любил повторять

Слайд 15 “Станиславский”

великий режиссер, актер Константин Сергеевич Станиславский, говоривший своим актерам: “Не верю”, если они не умели воображать и фантазировать, играя на сцене.

Слайд 16 “Если бы”

Давайте с вами проверим, помогает ли в актерской игре магическое “Если бы”.

3. Практическая часть по освоению темы.

Слайд 17 “ Предметы”

Педагог: Пожалуйста, посмотрите на слайд. Что мы здесь видим? (Ответы детей) Правильно, обычные школьные принадлежности. А я предлагаю вам, используя магическое “Если бы” превратить их в совершенно новые предметы. Вот, например, эту обычную шариковую ручку. Вы должны передавать друг другу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. (Если необходимо, педагог на примере демонстрирует, что можно сделать с ручкой)

Упражнение “Превращение предметов”

Педагог: Молодцы, получилось очень здорово. А сейчас, пожалуйста, просмотрите небольшой фильм.

Слайд 18 “Фильм”

Просмотр фильма “Как растут цветы”

Что вы увидели? (Ответы)

Как вы думаете, трудно показать, как из зернышка появляется и растет цветок? (Ответы детей) А если он растет в разных местах? (Ответы детей) Давайте попробуем прожить этот этап жизни цветка.

Слайд 19 “Цветы”

Мы сейчас с вами поделимся на 2 группы. Одна - актеры, другая - зрители. Потом меняемся. Внимательно послушайте задание. На карточке, которую вы сейчас получите, написано, где будет расти ваш цветок. (Приложение 2 )Никому карточку не показывать. Каждый из вас будет расти в своем предлагаемом месте (раздает карточки) А зрители будут угадывать, где вы растете. Пожалуйста, 1 группа встаньте со своих мест и расположитесь там, где вам удобно, присев на корточки. Представьте себе, что вы - маленькое зернышко, которое хочет вырасти в большой красивый цветок. (Звучит музыка).

Упражнение “Зернышко”

Просмотр задания. Группы меняются местами. Обсуждение упражнения.

Педагог: На примере этого упражнения я думаю, вы уже догадались, какую роль играет воображение и фантазия в творчестве актера.

А теперь давайте вместе посмотрим на фотографию летнего леса и послушаем музыку. И попытаемся представить себе - это место, что, где и с кем здесь происходит. Какое у вас возникает настроение? Хотели бы вы попасть туда прямо сейчас?

Слайд 20 “Летний лес”

Звучит музыка.

А сейчас вы можете выйти на площадку и совершить то действие, которое вы бы совершили, находясь в этом месте в образе человека, животного, птицы, насекомого, растения. “Если бы...”

Упражнение “Оживи картину”

Просмотр работы. Во время выполнения работы педагог помогает, спрашивает: “Что вы делаете, кто вы?”

Слайд 21 “Театр-экспромт”

Молодцы. Спасибо, ребята. Занимаем места в творческом полукруге. Мы с вами проделали большую работу по тренировке актерского мастерства. Теперь, я думаю, вы готовы разыграть небольшой спектакль, как самые настоящие артисты. Это будет необычный спектакль, экспромт, т.е. без подготовки, с импровизацией. (Приложение 3 ) Пожалуйста, выберите любую карточку, на которой написана ваша роль в будущем спектакле. Возьмите атрибут сказочного персонажа. А теперь попытайтесь сыграть вашего героя, включая ваше воображение, фантазию, эмоции. Слова автора буду читать я. Итак, прошу актеров занять свои места.

Объявляется название спектакля.

Уважаемые зрители, только сегодня, только здесь, и только сейчас премьера спектакля “Долгожданный снег”.

Слайд 22 “Долгожданный снег”

Разыгрывается театр – экспромт.

Педагог: Спасибо, ребята. Было очень интересно. Прошу вас занять места в творческом полукруге.

III. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Педагог: По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Я думаю, вы их заслужили. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника коллектива. Пожалуйста, оцените, как прошло наше занятие. (Аплодисменты) . А теперь оцените работу ваших товарищей. (Аплодисменты) . Оцените свой вклад в работу. (Аплодисменты) .

Слайд 23 Подведение итогов

Подводя итоги нашего занятия, я прошу вас закончить предложение: “Я понял (а), что...”

Ответы детей. Педагог произносит фразу последним.

Я поняла, что сегодня познакомилась с очень талантливыми ребятами.

А сейчас я прошу вас свои впечатления от занятия записать на одной из “ладошек” (Приложение 4 ), лучше в виде смайлика. (Дети рисуют смайлик) Вторую “ладошку” вы можете оставить у себя.

Педагог: Ребята, большое вам спасибо за занятие! Мне было приятно работать с таким творческим коллективом. А чтобы ваш интерес к театру не угасал, я хочу подарить вам буклеты с кроссвордами и загадками о театре (Приложение 5 ), которые, надеюсь, вызовут у вас желание узнать о театре ВСЕ!

Слайд 24 Спасибо за творчество и фантазию!

Спасибо, ребята, до скорых встреч!

Список использованной литературы:

  1. К.С.Станиславский “Работа актера над собой” Собр. соч.в 8 т, М., “Искусство”, 1954-1961
  2. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе // Я вхожу в мир искусства. – 2001. - №6(46) – 144с

Дополнительные источники.

  1. http://www.stihi.ru/2010/11/23/4090
  2. http://belebey-teatr.ru/index.php/magic-world-melipomeny
  3. http://www.e-reading.club/bookreader.php/42594/Ozhegov%2C_Shvedova_-_Tolkovyii_slovar%27_russkogo_yazyka.html
  4. https://www.youtube.com/watch?v=xaYNH016cwA

Известно, что процесс фантазирования в каждом искусстве имеет свою специфику, зависящую от особенностей данного искусства. Существует воображение, необходимое для работы писателя; оно отличается от воображения, свойственного художнику-живописцу, а оба они отличаются от воображения, необходимого музыканту. Существует также и специфически актерское воображение. Актер, разумеется, может обладать не только актерским, но и другими видами воображения, и даже очень хорошо, если он ими обладает; искусство актера - сложное, и всякое воображение ему пригодится, но без специфически актерского воображения он в своей работе обойтись никак не может. Тот, у кого актерское воображение начисто отсутствует, не должен быть актером. Но что же такое актерское воображение? В чем его отличие от всех других видов художественного воображения? В том что для актера фантазировать - значит внутренне проигрывать. Воображая, актер не вне себя рисует предмет своего воображения (как это стал бы делать живописец или скульптор), а самого себя ощущает действующим в качестве образа. Мы не забыли, что материалом в искусстве актера являются его действия. Поэтому для актера фантазировать - значит действовать, но не на самом деле, а пока еще только в воображении, в своих творческих мечтах. Воображая что-либо из жизни своего образа, актер не отделяет себя от образа; он думает об образе не в третьем лице - «он», - а всегда в первом лице - «я». Фантазируя, актер вне себя видит только то, что в данных обстоятельствах (создаваемых воображением актера) должен видеть образ. Например, если актер, работающий над ролью Чацкого, фантазируя о прошлом во взаимоотношениях Чацкого и Софьи, начнет рисовать в своем воображении сцену их прощания перед отъездом Чацкого за границу, то «видеть» в своем воображении актер будет только Софью (и при этом не своими глазами, а глазами Чацкого), самого же Чацкого он будет ощущать в самом себе и, ощущая себя Чацким, будет действовать в своем воображении в качестве Чацкого. Исходя из сказанного, мы можем установить следующий закон: для того чтобы в будущем слиться со своим образом на сцене, актер должен предварительно много раз «сливаться» с ним в своем воображении. Мы видим, что актерское воображение напоминает собою ту его разновидность, которая особенно свойственна человеку в детстве и в ранней юности, когда он склонен подолгу мечтать, воображая себя то великим полководцем, то полярным исследователем, то летчиком. Но нужно сказать, что ведь творческая вера актера, которую он добывает при помощи своей фантазии, тоже дает все основания сравнивать его с ребенком. Недаром работа актера называется игрой, а его самое драгоценное профессиональное качество, проявляющее себя в способности верить в правду вымысла, очень часто называют актерской наивностью. Чтобы до конца понять специфику актерской фантазии, следует обратить внимание еще на одну ее особенность. Как известно, воображение человека может воспроизводить представления, создаваемые всеми пятью органами чувств, то есть зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Причем значение представлений, связанных с различными органами чувств, в различных искусствах неодинаково. Так, в искусстве живописи первостепенное значение имеют зрительные впечатления, в скульптуре - осязательные, в музыке - слуховые, в работе литератора участвуют представления, связанные со всеми пятью органами чувств. Как же обстоит дело в этом отношении в актерском искусстве? Несомненно, что творческое воображение актера, так же как и воображение писателя, имеет дело с представлениями всех пяти видов. Однако не эти представления являются доминирующими в актерском воображении, а те, которые связаны с выполнением действий. Всякое же действие, как мы знаем, есть акт психофизический. Поэтому ни одно действие не может быть выполнено без участия мускулатуры нашего тела. И если мы в нашем воображении воспроизводим какое-нибудь действие, мы непременно приводим в деятельное состояние нашу мускульную память. Когда человек в своем воображении выполняет какое-нибудь действие - объясняется в любви, приказывает, просит, отвергает, утешает и т. п., - он непременно ощущает себя совершающим ряд движений, необходимых для выполнения данного действия, - он мысленно подходит к партнеру, берет его за руку, усаживает в кресло или, наоборот, отстраняет партнера, сам от него отходит и т.п., произнося при этом мысленно всевозможные речи - нежные, страстные, гневные - и сопровождая эти речи различными жестами. Однако мечтающий таким образом человек фактически остается безмолвным и неподвижным. Но это так выглядит только со стороны. На самом деле мышцы человека в это время работают, но то, что они осуществляют, по своим размерам столь незначительно, что правильнее это называть не движениями, а зародышами движений (или мускульными представлениями). Соответственно все, что возникает при этом в психике актера, правильнее назвать не чувствами, а зародышами чувств (или эмоциональными представлениями). Актер, если можно так выразиться, фантазирует главным образом своими мышцами. Заметим, кстати, что он не только фантазирует, но и «наблюдает» мышцами, почему так важно для актера развивать свою мускульную память.

План: 1. Введение 2. Воображение и фантазия 2.1 Определение воображения 2.2 Воображение в творчестве 2.3 Условия работы актерского воображения 3. Заключение 1. Введение Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Проще сказать - лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Воображение и фантазия Воображение вообще, а творческое воображение в частности, играет важную роль во всех областях человеческой деятельности. Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения, (сценическая жизнь создается фантазией, художественным вымыслом). «Пьеса, роль, - пишет К. С. Станиславский, - это вымысел автора, это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств», придуманных им...». Они-то и переносят, как на крыльях, артиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль». Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том, что было с действующим лицом до начала пьесы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало действующее лицо между актами. Ремарки автор тоже дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше развиты фантазия и воображение у артиста, утверждал Станиславский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творчество. 2.1 Определение воображения Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что «именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет. Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли. Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов». Л.С. Выгодский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привносит новое в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ. Составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением». Согласно Е.И. Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление». А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений». Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли. 2.2 Воображение в творчестве М. Чехов пишет о воображении следующее: «Продукты творческого воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором... ваши собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые воображения более занимают вас, чем факты. Эти чарующие гости, которые появились здесь, теперь живут своими собственными жизнями и будят ваши ответные чувства. Они требуют, чтобы вы смеялись и плакали с ними. Подобно волшебникам, они вызывают в вас непобедимое желание стать одним из них. От пассивного состояния ума воображение поднимает вас к творческому». Чтобы создать существенно новое, проникнуть в суть характера, сохранив то индивидуальное, что делает его живым, актер должен быть способен к обобщению, концентрации, к поэтической метафоре, к преувеличению выразительных средств. И ясно, что воспроизведение в воображении всех предлагаемых обстоятельств роли, пусть самое живое и полное, еще не создаст новую личность. Ведь нужно через пластический и темпо-ритмический рисунок действий, через своеобразие речи увидеть, понять, передать зрителю внутреннюю сущность нового человека, выявить его "зерно", объяснить сверхзадачу. Рано или поздно в период работы над ролью в воображении актера возникает образ человека, которого предстоит играть. Одни, прежде всего «слышат» своего героя, другим представляется его пластический облик - в зависимости от того, какой тип памяти развит у актера лучше и какого рода представления у него богаче. В очищающей игре творческого воображения отсекаются излишние подробности, возникают единственно точные детали, определяется мера достоверности, сопутствующая самому смелому вымыслу, сопоставляются крайности и рождаются те неожиданности, без которых невозможно искусство. Модель образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе работы она развивается, обрастает находками, дополняется все новыми красками. Как уже говорилось, важная особенность работы актера состоит в том, что плоды его фантазии реализуются в действии, приобретая конкретность в выразительных движениях. Актер все время воплощает найденное, и верно сыгранный отрывок, в свою очередь, дает толчок воображению. Образ, созданный воображением, воспринимается самим актером отстранено и живет как бы независимо от своего создателя. М.А. Чехов писал: «...вы не должны думать, что образы будут являться перед вами законченными и завершенными. Они потребуют немало времени на то, чтобы, меняясь и совершенствуясь, достичь нужной вам степени выразительности. Вы должны научиться терпеливо ждать... Но ждать, значит ли это пребывать в пассивном созерцании образов? Нет. Несмотря на способность образов жить своей самостоятельной жизнью, ваша активность является условием их развития». Для того чтобы понять героя, надо, считает М.А. Чехов, задавать ему вопросы, но такие, чтобы внутренним зрением увидеть, как образ проигрывает ответы. Таким способом можно понять все особенности играемой личности. Конечно, для этого необходимо иметь гибкое воображение и высокий уровень внимания. Соотношение двух описанных видов воображения может быть разным у разных актеров. Там, где актер шире использует свои собственные мотивы и характерные для него отношения, больший удельный вес в его творческом процессе занимает воображение предлагаемых обстоятельств и образ собственного «я» в новых условиях существования. Но в этом случае палитра личности актера должна быть особенно богата, а краски своеобразны и ярки, чтобы от роли к роли к ним не ослабевал интерес зрителя. У актеров, владеющих секретом внутренней характерности, склонных к конструированию новой личности, преобладает иной тип воображения - творческое моделирование образа. У Станиславского есть подтверждение этой мысли в дополнениях к главе "Характерность". Станиславский пишет о том, что существуют актеры, которые создают в своем воображении предлагаемые обстоятельства и доводят их до мельчайших подробностей. Они видят мысленно все то, что происходит в воображаемой жизни. Но есть и другой творческий тип актеров, которые видят не то, что вне их, не обстановку и предлагаемые обстоятельства, а тот образ, который они играют в соответствующей обстановке и предлагаемых обстоятельствах. Они видят его вне себя, копируя действия воображаемого персонажа. Это не значит, конечно, что актер приходит на первую репетицию с уже сложившимся в воображении образом. Мышление актера работает по методу проб и ошибок, особое значение имеют процессы интуиции. Найденное актером как будто случайно, интуитивно оценивается им как единственно верное и служит мощным импульсом дальнейшей работы воображения. Именно в этот период актеру нужно как можно более полное и живое представление себя в предлагаемых обстоятельствах. Только тогда его действия будут непосредственны и органичны. Известно, что воображение себя в предлагаемых обстоятельствах роли есть обязательный начальный этап обучения в театральной школе. У ученика воспитывается умение естественно, органично и последовательно действовать «от себя» в любых вымышленных условиях. И соответственно тренируется воображение «обстоятельств действия». Это азбука актерского дела. Но подлинное мастерство перевоплощения приходит тогда, когда в соответствии с авторскими задачами, режиссерским решением и трактовкой самого актера рождается сценический характер - новая человеческая индивидуальность. Если образ персонажа разработан в воображении художника достаточно подробно, если он, по выражению М. Чехова, «живет самостоятельной жизнью согласно жизненной и художественной правде», он воспринимается самим творцом-актером как живой человек. В процессе работы над ролью постоянно идет общение между художником и созданным в его воображении героем. Подлинное понимание другого человека невозможно без сопереживания. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение» – писал Б.М. Теплов. Сопереживание возникает под воздействием образа «я в предлагаемых обстоятельствах». Этот вид воображения характерен тем, что процесс мысленного воссоздания чужих чувств и намерений развертывается в ходе непосредственного взаимодействия человека с другим лицом. Деятельность воображения в этом случае протекает на основе прямого восприятия поступков, экспрессии, содержания речей, характера действий другого. 2.3 Условия работы актерского воображения Можно предположить, что по той же схеме происходит взаимодействие актера с персонажем во время спектакля. Естественно, что для этого требуется высокий уровень воображения, особая профессиональная культура. Для достижения вершины актерского мастерства необходимы такие условия: . во-первых, роль должна быть разработана в таких подробностях, чтобы жить своею, как бы особой жизнью в воображении художника; . во-вторых, жизнь персонажа должна вызывать сопереживание самого актера и идентификацию с ролью; . в-третьих, актер должен обладать высоким уровнем концентрации внимания, чтобы у него легко возникала творческая доминанта; . в-четвертых, важна способность актера переживать предлагаемые обстоятельства, как реально существующие, жизненные. Чувство веры - профессионально важное свойство, которое помогает актеру сделать жизненные обстоятельства персонажа своими собственными. Сценическое поведение определяется сопереживанием не реальному, как в жизни, партнеру по общению, а тому опорному образу-персонажу, который родился в творческом воображении в процессе освоения роли. Действия актера как эхо повторяют на сцене действия воображаемого лица. «Я» актера и «я» образа сливаются в этом своеобразном процессе общения в единое целое. Уже в работе воссоздающего воображения, как показали исследования О.И. Никифоровой, огромную роль играют интуитивные процессы. Так, по данным исследователя, при восприятии художественных текстов процесс воображения протекает, свернуто и неосознанно Образные представления связываются воображением с накопленными в опыте впечатлениями. При этом возникает эмоциональное переживание образов, они воспринимаются как живые, имеет место предвосхищение дальнейшего и сотворчество с автором. Нечто подобное, вероятно, происходит в процессе сценического действия. Общение с образом по ходу спектакля идет свернуто и неосознанно, оставляя лишь уверенность в правильности рисунка действия. На языке сценического искусства эта интуитивная уверенность называется «чувством правды». Она определяет творческое самочувствие, дает ощущение свободы на сценической площадке, делает возможной импровизацию. Таким образом, перевоплощение достигается в том случае, когда актер достаточно полно разрабатывает предлагаемые обстоятельства роли и зрительно- двигательные представления типа «я в предлагаемых обстоятельствах». Тем самым он как бы вспахивает почву, на которой должно взрасти зерно творческого замысла. Параллельно воссоздающему воображению работает воображение творческое, создающее обобщенный образ персонажа. И только во взаимодействии образа «я в предлагаемых обстоятельствах» и образа роли в процессе сценического действия возникает новая личность, выражающая определенную художественную идею. Следовательно, актер «идет от себя» к образу, но и опорный образ, развиваясь, обрастая подробностями, становится все более «живым» в воображении и действиях на сцене, пока не произойдет слияние этих двух личностей - воображаемой и реальной. 3. Заключение Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны. От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Как надо понимать фантазию и воображение в сценическом искусстве? Фантазия - это мысленные представления, переносящие нас в исключительные обстоятельства и условия, которых мы не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет в действительности. Воображение воскрешает то, что было пережито или видено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления. Как говорил Станиславский: «Воображение необходимо артисту не только для того, чтобы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное, истрепанное. Это делается с помощью введения нового вымысла или отдельных частностей, освежающих его». Ведь в театре придется играть каждую роль в спектакле десятки раз, и чтобы она не теряла своей свежести, трепетности - нужен новый вымысел воображения.

  • Г) при угрозе чрезвычайной ситуации природного характера
  • Г. Кропивницкий, актерами: Г. Заньковецкая, И. Карпенко-Карый,
  • Задание 1. Обоснование, конспект и анализ воспитательного дела, мероприятия и т.п. (не досугового характера), проведенного по «заказу» классного руководителя
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
  • Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Это умение называется-воображение.

    Воображение:

    Реконструкция того, чего мы не видели, что в реальности не существует, но при определенных предлагаемых обстоятельствах возможно или должно быть.

    Создает то, что есть, что бывает, что мы знаем.

    Реконструкция возможного и необходимого. (из своих же воспоминаний)

    Воображение должно быть последовательно, логично и активно. Непрерывной линией предлагаемых обстоятельств.Основная его задача -представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта, ситуации, условий.Проще сказать - лишите человека фантазии, и прогресс остановится!

    Фантазия:

    Это мысленное конструирование чего-то, в реальности несуществующего или даже невозможного.

    То, чего нет, чего мы не знаем, чего не было и не будет (ковер-самолет/аэроплан)

    Конструкция невозможного.

    Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностьючеловека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

    Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (сценическая жизнь создается фантазией, художественным вымыслом). «Пьеса, роль, - пишет К. С. Станиславский, - это вымысел автора, это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств», придуманных им...» 1 Они-то и переносят, как на крыльях, артиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль» 2 .

    Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том, что было с действующим лицом до начала пьесы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало действующее лицо между актами. Ремарки автор тоже дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше развиты фантазия и воображение у артиста, утверждал Станиславский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творчество 3 .

    Для того, чтобы развивать воображение, необходимо создать линию непрерывных предлагаемых обстоятельств. Оно должно быть последовательно, активно и логично.

    Необходимо задать себе вопросы: кто, когда, где, почему, для кого и как?

    Для развития воображения есть различные тренинги: вспоминать в деталях то что видел, слышал. Конкретно время суток, года, место действия, совершать мысленные путешествия по квартире, вспоминая, где стоит стул, на котором весит халат…, работа с воображаемыми предметами, Создание внутренних зрительных образов – видения внутреннего зрения.

    Воображение бывает:

    1. С инициативой (самостоятельно)

    2. Лишено инициативы, но легко схватывает то, что ему дают

    3. Выполнит задание, но не развивает

    4. Не говорит само и не схватывает то, что ему дали.

    Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия - то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет. А может, и будет! Как знать? Когда народная фантазия создавала сказочный ковер-самолет, кому могло прийти в голову, что люди будут парить в воздухе на аэропланах? Фантазия все знает и все может. Фантазия, как и воображение, необходима художнику. - (Аркадий Николаевич Торцов)

    Надо развивать его (воображение) или уходить со сцены. Иначе вы попадете в руки режиссеров, которые заменит недостающее вам воображение своим. Это значило бы для вас отказаться от собственного творчества, сделаться пешкой на сцене. Не лучше ли развить собственное воображение? - (Аркадий Николаевич Торцов)

    Есть воображение с инициативой, которое работает самостоятельно. Оно разовьется без особых усилий и будет работать настойчнно, неустанно, наяву и во сне. Есть воображение, которое лишено инициативы, но зато легко схватывает то, что ему подсказывают, и затем продолжает самостоятельно развивать подсказанное. С таким воображением тоже сравнительно легко иметь дело. Если же воображение схватывает, но не развивает подсказанного, тогда работа становится труднее. Но есть люди, которые и сами не творят и не схватывают того, что им дали Если актер воспринимает из показанного лишь внешнюю, формальную сторону - это признак отсутствия воображения, без которою нельзя быть артистом. - (Аркадий Николаевич Торцов)


    1 | | |

    К. С. Станиславский писал: «...задача артиста заключается в том, чтобы превращать замысел пьесы в художественную сценическую быль. В этом процессе огромную роль играет наше воображение».

    Основные обстоятельства и события пьесы, конечно, предложены автором, но режиссер и актер должны развить, обогатить, оживить их своим воображением. Без работы воображения невозможны ни рождение режиссерского замысла спектакля, (см.: Замысел режиссерский), ни создание живых, интересных сценических характеров. Настоящее и прошлое действующих лиц, их устремления, вкусы, привычки, острота и значимость проживаемых ими событий - все это результат работы творческого воображения. Волшебная власть творческого воображения позволяет артисту не просто изучить обстоятельства роли, но и как бы «присвоить» их себе, сделав собственными, личными, т.е. по-настоящему их воспринять. «Только тогда, - пишет Станиславский в «Работе актера над собой», - артист сможет зажить всей полнотой внутренней жизни изобра­жаемого лица и действовать так, как повелевает нам автор, режиссер и наше собственное живое чувство».

    Воображение каждого актера обладает своими особенностями, только этому актеру свойственными причудами. Из широкого круга предлагаемых обстоятельств актер выбирает сначала свои, наиболее близкие манки, возбуждающие его образное мышление.

    Богатое, гибкое воображение и, как следствие этого, эмоциональная возбудимость и подлинный сценический темперамент - это редкий и счастливый дар, которым одни наделены меньше, другие больше. Станиславский писал, что воображение актеров обладает разной степенью инициативы. Инициативное воображение будоражит артиста, легко увлекая его за собой в мир предлагаемых обстоятельств. Воображению, лишенному инициативы, нужны режиссерские подсказки, его надо как бы подстегивать, увлекать. Станиславский предлагал три главных условия, способствующих активизации творческого воображения артиста. Во-первых, воображе­ние нельзя насиловать, его можно только увлекать. Вторым важным условием, необходимым для того, чтобы разбудить воображение, Станиславский считал наличие важной цели для действующего лица, мобилизующей возможности человека, т.е. речь идет о теснейшей связи воображения со сверхзадачей всей роли (см.: Сверхзадача и сквозное действие), уже нашедшей отклик в душе артиста. И наконец, воображение должно быть связано с действием, а значит, направлено на конфликт. Ведь и в жизни именно в ситуации конфликта воображение, часто помимо нашей воли, работает особенно интенсивно. Воображение, направленное на конфликт, рождает у актера эмоциональные стимулы к активным сценическим действиям.