Я был тогда твёрдо убеждён(1) что всех волновал вопрос(2) о том(3) выдержу ли я экзамен (4) и хорошо ли я его выдержу


Хорош голубчик! - сказал молодой профессор, - своекоштный!

Я подвинулся ближе к столу, но профессора продолжали почти шепотом говорить между собой, как будто никто из них и не подозревал моего присутствия. Я был тогда твердо убежден, что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том, выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу, но что они так только, для важности, притворялись, что это им совершенно все равно и что они будто бы меня не замечают.

Когда профессор в очках равнодушно обратился ко мне, приглашая отвечать на вопрос, то, взглянув ему в глаза, мне немножко совестно было за него, что он так лицемерил передо мной, и я несколько замялся в начале ответа; но потом пошло легче и легче, и так как вопрос был из русской истории, которую я знал отлично, то я кончил блистательно и даже до того расходился, что, желая дать почувствовать профессорам, что я не Иконин и что меня смешивать с ним нельзя, предложил взять еще билет; но профессор, кивнув головой, сказал: «Хорошо-с», - и отметил что-то в журнале. Возвратившись к лавкам, я тотчас же узнал от гимназистов, которые, Бог их знает как, все узнавали, что мне было поставлено пять.

ЭКЗАМЕН МАТЕМАТИКИ

На следующих экзаменах, кроме Грапа, которого я считал недостойным своего знакомства, и Ивина, который почему-то дичился меня, я уже имел много новых знакомых. Некоторые уже здоровались со мной. Иконин даже обрадовался, увидав меня, и сообщил мне, что он будет переэкзаменовываться из истории, что профессор истории зол на него еще с прошлогоднего экзамена, на котором он будто бы тоже сбил его. Семенов, который поступал в один факультет со мной, в математический, до конца экзаменов все-таки дичился всех, сидел молча один, облокотясь на руки и засунув пальцы в свои седые волосы, и экзаменовался отлично. Он был вторым; первым же был гимназист первой гимназии. Это был высокий худощавый брюнет, весьма бледный, с подвязанной черным галстуком щекой и покрытым прыщами лбом. Руки у него были худые, красные, с чрезвычайно длинными пальцами, и ногти обкусаны так, что концы пальцев его казались перевязаны ниточками. Все это мне казалось прекрасным и таким, каким должно было быть у первого гимназиста . Он говорил со всеми так же, как и все, даже и я с ним познакомился, но все-таки, как мне казалось, в его походке, движениях губ и черных глазах было заметно что-то необыкновенное, магнетическое .

На экзамен математики я пришел раньше обыкновенного. Я знал предмет порядочно, но было два вопроса из алгебры, которые я как-то утаил от учителя и которые мне были совершенно неизвестны. Это были, как теперь помню: теории сочетаний и бином Ньютона. Я сел на заднюю лавку и просматривал два незнакомые вопроса; но непривычка заниматься в шумной комнате и недостаточность времени, которую я предчувствовал, мешали мне вникнуть в то, что я читал.

Вот он, поди сюда, Нехлюдов, - послышался за мной знакомый голос Володи.

Я обернулся и увидал брата и Дмитрия, которые в расстегнутых сюртуках, размахивая руками, проходили ко мне между лавок. Сейчас видны были студенты второго курса, которые в университете как дома. Один вид их расстегнутых сюртуков выражал презрение к нашему брату поступающему и нашему брату поступающему внушал зависть и уважение. Мне было весьма лестно думать, что все окружающие могли видеть, что я знаком с двумя студентами второго курса, и я поскорее встал им навстречу.

Володя даже не мог удержаться, чтоб не выразить чувства своего превосходства.

Эх, ты, горемычный! - сказал он. - Что, не экзаменовался еще?

Что ты читаешь? Разве не приготовил?

Да, два вопроса не совсем. Тут не понимаю.

Что? Вот это? - сказал Володя и начал мне объяснять бином Ньютона, но так скоро и неясно, что, в моих глазах прочтя недоверие к своему знанию, он взглянул на Дмитрия и, в его глазах, должно быть, прочтя то же, покраснел, но все-таки продолжал говорить что-то, чего я не понимал.


Последовательное подчинение, при ко­тором каждая последующая часть предложения зави­сит от предыдущей. Обобщённая схема таких предло­жений такова:


однородное соподчинение:

придаточные одного вида относятся к одному и то­му же слову главной час­ти предложения или ко всей главной части

неоднородное соподчинение:

придаточные одного или разных видов поясняют разные слова главной части предложения



Пример неоднородного соподчинения:

Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кис- тенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки. (А. Пуш­кин)


жения, соединённых таким же образом. Перед второй придаточной частью может отсутствовать подчини­тельный союз:

Слышно было, как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка. (А. Чехов)


2. Последовательное подчинение - подчине­ние, при котором придаточные части располагаются цепочкой: придаточное 1-й степени зависит от глав­ной части сложноподчинённого предложения; прида­точное 2-й степени зависит от придаточного 1-й сте­пени; придаточное 3-й - от придаточного 2-й степени и т. д.:

(чтобы

1)Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А. Сурков)

1-й степени

как ^ 2-й степени

2) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца, который тоже был несколько смущён, хотя старался этого не показы­вать. (Н. Гоголь)

(так как ^ 1-й степени (который^ 2-й степени хотя ^ 3-й степени

3. Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении - разные комбина­ции подчинительной связи в пределах одного сложно­подчинённого предложения:



однородное + последовательное подчинение; неоднородное + последовательное подчинение; однородное + неоднородное соподчинение и т. д.:

1) Когда Вронский смотрел на часы на балконе Ка­рениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час. (JI. Толстой)


2) Я был тогда твёрдо убеждён, что всех трёх профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том, вы­держу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу. (JI. Толстой)

(последовательное +

однородное

соподчинение)

Если при последовательном подчинении придаточ­ных рядом оказываются два союза (что + когда, так что + хотя, что + если и др.), то между союзами ставится запятая: Сосед знал, что, если он протянет руку, с кустов посыплется роса.

Если же после придаточной части главная начинает­ся с то или так, то запятая не ставится: Сосед знал, что если он протянет руку, то с кустов посып­лется роса.

©> 235. 1. Из текста § 28 о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными выпишите все примеры, подчерк­ните в предложениях грамматические основы, союзы и союзные слова.

2. По схемам предложений, использованных в тексте § 28 (с. 166-170), составьте и запишите свои предложения.

©> 236. Спишите предложения, расставляя пропущенные зна­ки препинания. Составьте схему каждого предложения. Какой вид подчинительной связи использован в этих примерах?



Добавьте два своих примера предложений, иллюстрирую­щих данный вид подчинительной связи.

1) Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин) 2) Скажи мне ветка Палестины где ты росла где ты цвела? (М.Лермонтов) 3) Ребёнок был так умори­тельно мал как будто всё это картинное было как будто бы в детский театр я попал. (Н. Некрасов) 4) Пока я хо­дить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперёд. (Л. Ошанин)


2. Разберите по составу выделенные слова; охарактеризуйте их морфологические признаки.

Д

©> 237. Ответьте на вопросы в форме сложноподчинённых пред­ложений с однородным соподчинением, используя 2-3 прида­точных. Запишите предложения, составьте их схемы.

1) Зачем мы изучаем родной язык?

2) О чём нужно помнить, когда пишешь сочинение?

3) Когда ставится запятая при однородных членах?

Схема разбора

сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1. Определить вид предложения по цели высказыва­ния; восклицательное или невосклицательное.

2. Выделить грамматические основы предложения, указать главную и придаточные части предложения.

3. Определить вид подчинения:

а) соподчинение (однородное или неоднородное);

б) последовательное подчинение;

в) сочетание соподчинения и последовательного под­чинения.

4. Выяснить, к чему относится каждая придаточная часть, чем прикрепляется (союзом или союзным сло­вом); определить вид придаточных.

5. Составить графическую схему предложения (вер­тикальную или горизонтальную).

6. Объяснить знаки препинания.

7. Главную и придаточные части разобрать как простые предложения.

Удивительно отозвался я. У тебя должно быть фантастический слух.

Да нет. Все зависит от того на что ты настроен объяснил он.

Мне трудно в это поверить сказал я.

Ну смотри предложил мне мой мудрый друг и рассыпал по обочине тротуара пригоршню монет. Тут же прохожие завертели головами и полезли в свои карманы проверить не у них ли просыпались деньги. Видишь блеснули глаза индейца все зависит от того на что ты настроен.

Определите основную проблему текста, прокомментируйте ее. Спишите, расставляя знаки препинания и графически объясняя их. Из последней реплики выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Найдите в тексте слова, образованные путем перехода из одной части речи в другую. Подчеркните приложение.

Задание 22

Пунктуация

1.

Долгое время (1) киты (2) наблюдать (3) которых (4) удавалось раньше немногим (5) считались рыбами.

1)1,3 2)2,4 3)2,3,4 4)2,5

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление животных (1) обеспечивает способность сразу правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового решения.

1)1,2 2)2 3)3 4)2,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В "Мертвых душах" (1) Гоголь следовал принципам того критического направления (2) характеристику (3) которого (4) он дал сам в одной из глав поэмы.

1)1,2 2)2 3)3 4)2,4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определенную группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

1)1 2)1,2 3)1,3 4)2,3

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Любое растение или садовая скульптура (1) необычная форма (2) которых (3) поражает воображение (4) притягивают внимание посетителей.

1) 1,3 2)2 3) 1,4 4)2,4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.

1)1 2)2 3)1,3 4)2,3

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Енисей вился белой лентой (1) среди высоких берегов (2) вдоль (3) которых (4) шел густой лес.

1)1 2)2 3)3 4)1,4

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) известно всему городу.

1)1,3 2)2 3)2,4 4)1,3,4

9.

Школа (1) на первом этаже (2) которой (3) разместилась выставка конкурсных работ (4) находилась на окраине города.

1)1,4 2)2,4 3)3,4 4)1,3

10. На месте каких цифр в предложении должны быть запятые?

Мы давно забыли (1) что слова "секунда" и "минута" (2) западноевропейского происхождения (3) и считаем их русскими.

1)1 2)1,2,3 3)3 4)1,3

11. На месте каких цифр в предложении должны быть запятые?

Следовало установить (1) сколько типов у того или иного сорта пшеницы (2) и выяснить (3) меняется ли их количество (4) если изменяются климатические условия 1)1,3 2)2,3 3)1,2,3,4 4)2,3,4

12. На месте каких цифр в предложении должны быть запятые?

Чтобы избежать неприятностей в дороге (1) проверьте электрооборудование автомобиля (2) и (3) если обнаружится неисправность (4) немедленно устраните её .

1)1,4 2)2,4 3)3, 4 4)1,3,4

13. На месте каких цифр в предложении должны быть запятые?

Там (1) где воздух сухой (2) и нет ветра (3) морозы переносятся легче.

1)1,3 2)1,2,3 3)3 4)2,3

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему красивой.

1)1,2,4 2)1,2,3,4 3)1,3 4)3,4

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Полина вышла к гостям на открытую веранду (1) и (2) пока дамы восторженно выражали восхищение её изящным нарядом (3) она думала о том (4) как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты.

1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)2,3 4)3,4

16. В каком предложении перед и ставится запятая? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Эти мысли не давали покоя и днем и ночью и преследовали меня.

2) И стар и млад понимали тогда значение происходящего.

3) Казалось ливни никогда не прекратятся и отдых будет окончательно испорчен.

4) Во взгляде моего собеседника была уверенность в себе и у меня появилось желание доказать свою правоту.

17.

Прошел короткий ливень (...) и на улицах запахло горькой сладостью каких-то цветов.

1) Запятая не нужна, так как в этом сложном предложении есть общий член предложения.

3) Запятая нужна, так как это сложное предложение.

4) Запятая нужна, потому что это простое предложение с однородными членами.

18. Нужна ли запятая на месте пропуска?

Рябина шуршала листвой по стеклам, загораживая от глаз все остальное (...) и создавая в комнате полумрак.

1) Запятая нужна, потому что это сложи предложение.

2) Запятая не нужна, так как это простое предложение с однородными членами.

3) Запятая не нужна, так как в сложное предложении есть общий член предложения.

4) Запятая нужна, потому что это простое предложение с обособленным обстоятельством.

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе и казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1)1,2,3,4 2)1,3 3)1,3,4 4)2,3,4

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) но (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) и в природе ещё везде царил зелёный цвет .

1)1,2,3 2)1,2,3,4 3)1,3,4 4)1,4

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)1,4 4)2,4

22. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Выражение "сизифов труд" происходит от имени героя древнегреческого мифа, который был наказан за оскорбление богов.

2) Наказание состояло в том, что он должен был вкатывать на гору огромный камень.

3) Как только Сизиф достигал вершины горы, камень скатывался вниз, и так повторялось каждый раз.

4) Поэтому когда мы говорим об утомительной и безрезуль­татной работе, мы вспоминаем о Сизифе.

23. Нужна ли запятая на месте пропуска?

В это время прогремел взрыв (...) и из окопов донеслись крики.

1) Сложное предложение, запятая нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, запятая не нужна.

3) Сложное предложение, запятая не нужна, есть общий член предложения.

4) Простое предложение с однородными членами, запятая нужна.

24.

Я был тогда твердо убежден (1) что всех волновал вопрос (2) о том (3) выдержу ли я экзамен (4) и хорошо ли я его выдержу.

1)1,3 2)1,2 3)1,3,4 4)1,2,3,4

25. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Все было мокро (1) все таяло (2) с домов капали капели (3) с тротуаров сбрасывали липкий (4) мокрый снег.

1)1 2)2,3 3)1,2,3 4)1,2,3,4

26. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Да (1) в самом деле (2) я знал довольно близко (3) вашего брата (4) который был способным (5) и хорошим человеком.

1)1,2 2)1,2,3 3)1,2,4 4)1,2,4,5

27. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Многие историки говорят (1) что Бородинское сражение не выиграно французами (2) потому (3) что у Наполеона был насморк (4) что (5) ежели бы у него не было насморка (6) распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее (7) и Россия бы погибла.

1)1,2,4,6 2)1,3,4,5,6, 3)1,3,4,5,6 4)1,3,4,6,7

28. В каком предложении постановка знаков препинания определяется не тем пунктуационным правилом, что в трех других примерах?

1) Впереди, в тумане, уже можно было различить очертания идущих навстречу людей.

2) Меня поразило такое, отчасти резкое, замечание.

3) Вдруг принеслись издали какие-то странные, ритмичные звуки.

4) После грозы по пестрому - розовому, синему, пепельному - небу уносились облака.

29. В каком предложении постановка знаков препинания определяется не тем пунктуационным правилом, что в трех других примерах?

1) Будет дождик - будут и грибки.

3) Поднимаю глаза - передо мной стоит Петька.

4) Путевой очерк должен содержать личные впечатления - таково требование жанра.

30. В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?

1) Я приду и, если вы чего-нибудь не поняли, объясню.

2) Он был занят, и пока я ждал его, мне становилось все страшнее.

3) Ему пришлось идти пешком в самый конец города, и когда он подходил к невзрачной хатёнке, то насилу держался на ногах от усталости.

Шестнадцатого апреля я в первый раз под покровительством St.-Jérôme"а вошел в большую университетскую залу. Мы приехали с ним в нашем довольно щегольском фаэтоне. Я был во фраке в первый раз в моей жизни, и все платье, даже белье, чулки, было на мне самое новое и лучшее. Когда швейцар снял с меня внизу шинель и я предстал пред ним во всей красоте своей одежды, мне даже стало несколько совестно за то, что я так ослепителен. Однако, едва только я вступил в светлую паркетную залу, наполненную народом, и увидел сотни молодых людей в гимназических мундирах и во фраках, из которых некоторые равнодушно взглянули на меня, и в дальнем конце важных профессоров, свободно ходивших около столов и сидевших в больших креслах, как я в ту же минуту разочаровался в надежде обратить на себя общее внимание, и выражение моего лица, означавшее дома и еще в сенях как бы сожаление в том, что я против моей воли имею вид такой благородный и значительный, заменилось выражением сильнейшей робости и некоторого уныния. Я даже впал в другую крайность и обрадовался весьма, увидав на ближайшей лавке одного чрезвычайно дурно, нечистоплотно одетого господина, еще не старого, но почти совсем седого, который, в отдалении от других, сидел на задней лавке. Я тотчас же подсел к нему и стал рассматривать экзаменующихся и делать о них своих заключения. Много тут было разнообразных фигур и лиц, но все они, по моим тогдашним понятиям, легко распределялись на три рода. Были такие же, как я, явившиеся на экзамен с гувернерами или родителями, и в числе их меньшой Ивин с знакомым мне Фростом и Иленька Грап с своим старым отцом. Все таковые были с пушистыми подбородками, имели выпущенное белье и сидели смирно, не раскрывая книг и тетрадей, принесенных с собою, и с видимой робостью смотрели на профессоров и экзаменные столы. Второго рода экзаменующиеся были молодые люди в гимназических мундирах, из которых многие уже брили бороды. Эти были большей частью знакомы между собой, говорили громко, по имени и отчеству называли профессоров, тут же готовили вопросы, передавали друг другу тетради, шагали через скамейки, из сеней приносили пирожки и бутерброды, которые тут же съедали, только немного наклонив голову на уровень лавки. И, наконец, третьего рода экзаменующиеся, которых, впрочем, было немного, были совсем старые, во фраках, но большей частью в сюртуках, и без видимого белья. Эти держали себя весьма серьезно, сидели уединенно и имели вид очень мрачный. Тот, который утешил меня тем, что наверно был одет хуже меня, принадлежал к этому последнему роду. Он, облокотившись на обе руки, сквозь пальцы которых торчали всклокоченные полуседые волосы, читал в книге и, только на мгновенье взглянув на меня не совсем доброжелательно своими блестящими глазами, мрачно нахмурился и еще выставил в мою сторону глянцевитый локоть, чтоб я не мог подвинуться к нему ближе. Гимназисты, напротив, были слишком общительны, и я их немножко боялся. Один, сунув мне в руку книгу, сказал: «Передайте вон ему»; другой, проходя мимо меня, сказал: «Пустите-ка, батюшка»; третий, перелезая через лавку, уперся на мое плечо, как на скамейку. Все это мне было дико и неприятно; я считал себя гораздо выше этих гимназистов и полагал, что они не должны были позволять себе со мною такой фамильярности. Наконец начали вызывать фамилии; гимназисты выходили смело и отвечали большей частью хорошо, возвращались весело; наша братья робела гораздо более, да и, как кажется, отвечала хуже. Из старых некоторые отвечали превосходно, другие очень плохо. Когда вызвали Семенова, то мой сосед с седыми волосами и блестящими глазами, грубо толкнув меня, перелез через мои ноги и пошел к столу. Как было заметно по виду профессоров, он отвечал отлично и смело. Возвратившись к своему месту, он, не узнавая о том, сколько ему поставили, спокойно взял свои тетрадки и вышел. Уж несколько раз я содрогался при звуке голоса, вызывающего фамилии, но еще до меня не доходила очередь по алфавитному списку, хотя уже вызывали фамилии, начинающиеся с К. «Иконин и Теньев», — вдруг прокричал кто-то из профессорского угла. Мороз пробежал у меня по спине и в волосах. — Кого звали? Кто Бартеньев? — заговорили вокруг меня. — Иконин, иди, тебя зовут; да кто же Бартеньев, Морденьев? я не знаю, признавайся, — говорил высокий румяный гимназист, стоявший за мной. — Вам, — сказал St.-Jérôme. — Моя фамилия Иртеньев, — сказал я румяному гимназисту. — Разве Иртеньева звали? — Ну, да; что ж вы нейдете?.. Вишь, какой франт! — прибавил он не громко, но так, что я слышал его слова, выходя из-за скамейки. Впереди меня шел Иконин, высокий молодой человек лет двадцати пяти, принадлежавший к третьему роду, старых. На нем был оливковый узенький фрак, атласный синий галстук, на котором лежали сзади длинные белокурые волосы, тщательно причесанные à la мужик. Я заметил его наружность еще на лавках. Он был недурен собою, разговорчив; и меня особенно поразили в нем странные рыжие волоса, которые он отпустил себе на горле, и еще более странная привычка, которую он имел, — беспрестанно расстегивать жилет и чесать себе грудь под рубашкой. Три профессора сидели за тем столом, к которому я подошел вместе с Икониным; ни один из них не ответил на наш поклон. Молодой профессор тасовал билеты, как колоду карт, другой профессор, с звездой на фраке, смотрел на гимназиста, говорившего что-то очень скоро про Карла Великого, к каждому слову прибавляя «наконец», и третий, старичок в очках, опустив голову, посмотрел на нас через очки и указал на билеты. Я чувствовал, что взгляд его был совокупно обращен на меня и Иконина и что в нас не понравилось ему что-то (может быть, рыжие волосы Иконина), потому что он сделал, глядя опять-таки на обоих нас вместе, нетерпеливый жест головой, чтоб мы скорее брали билеты. Мне было досадно и оскорбительно, во-первых, то, что никто не ответил на наш поклон, а во-вторых, то, что меня, видимо, соединяли с Икониным в одно понятие экзаменующихся и уже предубеждены против меня за рыжие волосы Иконина. Я взял билет без робости и готовился отвечать; но профессор указал глазами на Иконина. Я прочем свой билет: он был мне знаком, и я, спокойно ожидая своей очереди, наблюдал то, что происходило передо мной. Иконин нисколько не оробел и даже слишком смело, как-то всем боком двинулся, чтоб взять билет, встряхнул волосами и бойко прочел то, что было написано на билете. Он открыл было рот, как мне казалось, чтобы начать отвечать, как вдруг профессор со звездой, с похвалой отпустив гимназиста, посмотрел на него. Иконин как будто что-то вспомнил и остановился. Общее молчание продолжалось минуты две. — Ну, — сказал профессор в очках. Иконин открыл рог и снова замолчал. — Ведь не вы одни; извольте отвечать или нет? — сказал молодой профессор, но Иконин даже не взглянул на него. Он пристально смотрел в билет и не произнес ни одного слова. Профессор в очках смотрел на него и сквозь очки, и через очки, и без очков, потому что успел в это время снять их, тщательно протереть стекла и снова надеть. Иконин не произнес ни одного слова. Вдруг улыбка блеснула на его лице, он встряхнул волосами, опять всем боком развернувшись к столу, положил билет, взглянул на всех профессоров поочередно, потом на меня, повернулся и бодрым шагом, размахивая руками, вернулся к лавкам. Профессора переглянулись между собой. — Хорош голубчик! — сказал молодой профессор, — своекоштный! Я подвинулся ближе к столу, но профессора продолжали почти шепотом говорить между собой, как будто никто из них и не подозревал моего присутствия. Я был тогда твердо убежден, что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос о том, выдержу ли я экзамен и хорошо ли я его выдержу, но что они так только, для важности, притворялись, что это им совершенно все равно и что они будто бы меня не замечают. Когда профессор в очках равнодушно обратился ко мне, приглашая отвечать на вопрос, то, взглянув ему в глаза, мне немножко совестно было за него, что он так лицемерил передо мной, и я несколько замялся в начале ответа; но потом пошло легче и легче, и так как вопрос был из русской истории, которую я знал отлично, то я кончил блистательно и даже до того расходился, что, желая дать почувствовать профессорам, что я не Иконин и что меня смешивать с ним нельзя, предложил взять еще билет; но профессор, кивнув головой, сказал: «Хорошо-с», — и отметил что-то в журнале. Возвратившись к лавкам, я тотчас же узнал от гимназистов, которые, Бог их знает как, все узнавали, что мне было поставлено пять.

История показывает, что война для человеческого сообщества является таким же естественным состоянием, как и мир. Такая констатация не служит моральным оправданием разжигателям войн. Но не стоит и забывать, что бывают войны справедливые и несправедливые. Достаточно, перехожу к Брусилову. С учётом текущей ситуации события, происходившие перед началом Первой Мировой, достаточно актуальны.

Я был твердо убежден, что всемирная война неизбежна, причем, по моим расчетам, она должна была начаться в 1915 году...
Мои расчеты основывались на том, что хотя все великие державы спешно вооружались, но Германия опередила всех и должна была быть вполне готовой к 1915 году, тогда как Россия с грехом пополам предполагала изготовиться к этому великому экзамену народной мощи к 1917 году, да и Франция далеко не завершила еще своей подготовки.
Было ясно, что Германия не позволит нам развить свои силы до надлежащего предела и поспешит начать войну, которая, по ее убеждению, должна была продлиться от шести до восьми месяцев и дать ей гегемонию над всем миром.

Тут Брусилов делает экскурс в историю и сравнивает отношение к армии Александра III и Николая II.

. Александр III, человек твердый и прямой, не имел склонности к военному делу, не любил парадов и военной мишуры, но понимал, что для сохранения мира в особенности необходимо быть сильным, и поэтому требовал наивозможно большего усиления военной мощи России.
К сожалению, с воцарением Николая II … картина резко переменилась.
Явились по свойству характера молодого царя колебания то в ту, то в другую сторону, а новый военный министр Куропаткин не был достаточно настойчив в своих требованиях, не получал достаточных кредитов и старался лишь угодить великим мира сего, хотя бы и в ущерб делу.
Несбыточные и непродуманные миролюбивые тенденции привели к фатальной для нас Гаагской мирной конференции, которая лишь связала наши руки и затормозила наше военное развитие, тогда как Германия продолжала энергично усиливаться. А затем мы затеяли порт-артурскую чепуху, приведшую к печальной памяти японской войне.
Эта проигранная нами война, закончившаяся революцией 1905-1907 гг., была ужасна для наших вооруженных сил еще в том отношении, что мы готовились упорно к войне на Западном фронте и в то же время неосторожно играли с огнем на Дальнем Востоке, фронт которого нами совершенно не был подготовлен. Только в самое последнее перед японской войной время мы наспех сделали кое-что "на фуфу", рассчитывая лишь попугать Японию, но отнюдь с нею не воевать. Когда же вследствие нашей неумелой, ребяческой политики и при усердном науськивании императора Вильгельма война с Японией разразилась, наше военное министерство оказалось без плана мобилизации и без плана действий на этом фронте.

К военному министру Сухомлинову, пришедшему в 1909 году на смену Куропаткину, у Брусилова отношение неоднозначное: умён, распорядителен, но поверхностен и легкомысленен.

Главный же его недостаток состоял в том, что он был, что называется, очковтиратель и, не углубляясь в дело, довольствовался поверхностным успехом своих действий и распоряжений.

К великому князю Николаю Николаевичу, назначенному Верховным Главнокомандующим, у Брусилова отношение сложилось положительное:

По моему мнению, в это время лучшего Верховного Главнокомандующего найти было нельзя…. Это - человек, несомненно, всецело преданный военному делу и теоретически и практически знавший и любивший военное ремесло. Конечно, как принадлежавший к императорской фамилии, он по условиям своего высокого положения не был усидчив в работе, в особенности в молодости. По натуре своей он был страшно горяч и нетерпелив, но с годами успокоился и уравновесился. Назначение его Верховным Главнокомандующим вызвало глубокое удовлетворение в армии. Войска верили в него и боялись его. Все знали, что отданные им приказания должны быть исполнены, что отмене они не подлежат и никаких колебаний не будет.

Для сравнения дам слово Сухомлинову, который так пишет о великих князьях:

«В характере большинства из них были признаки дегенерации, и у многих умственные способности настолько ограничены, что если бы им пришлось вести борьбу за существование, как простым смертным, то они бы ее не выдержали. Эти непригодные для дела великие князья, подстрекаемые окружающими их людьми или женами, присваивали себе право вмешиваться в дела правительства и управлений, а в особенности в армию. ...В этом я ничего изменить не мог, хотя мне и удалось того или другого из великих князей удалить с занимаемых ими постов. Это были самые умные и благородные из них, которые на мое объяснение приносимого ими вреда там, где они думали быть полезными, просто уходили. С ними я остался в личных, дружеских отношениях и вспоминаю о них с большим уважением. Но главных врагов армии, честолюбивого и грубого Николая Николаевича и Сергея Михайловича я вытеснить не смог».

Вообще, если резюмировать оценки, проставленные Брусиловым армейским командирам самого разного уровня, то большинство из них окажется в районе тройки. Кроме великого князя, могу вспомнить положительную оценку Деникина, "показавшего отличные дарования боевого генерала".

В общем, следует признать, что в техническом отношении мы были подготовлены неудовлетворительно и что если бы военное министерство не занималось преимущественно войной с Государственной думой, а шло бы с ней рука об руку, то результат подготовки получился бы иной. Объяснение, что мы предполагали быть готовыми лишь к 1917 году и что война застала нас врасплох, только усугубляет вину, ибо нам было известно, что немцы подготовляются к 1915 году, а следовательно, мы также должны были, чего бы это ни стоило, подготовиться к этому году, а не к 17-му. И это было хотя и трудно, но возможно; мы же готовились недостаточно энергично, спустя рукава, не желая привлекать к этой работе общественные силы из личных политических соображений внутреннего порядка, и дошли до того, что начали войну, имея только по 950 выстрелов на легкое орудие, а тяжелых орудий почти совсем не имели.
Еще хуже была у нас подготовка умов народа к войне. Она была вполне отрицательная.

О том, как готовил свой народ к войне Германия, я упоминал в предыдущем посте. А о том, как виделись Брусилову отношения России и Германии расскажу в следующем. Точнее, ещё раз процитирую мемуары.