Зверски убит и обезглавлен народный поэт осетии шамиль джигкаев. Шамиль Джикаев. Биографическая справка

Вчера днем на окраине Владикавказа было обнаружено тело народного поэта и декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского государственного университета Шамиля Джигкаева. Преступники практически отрезали 71-летнему поэту голову. Господин Джигкаев не раз заявлял, что ему поступали угрозы расправы за написанное им стихотворение. Причем неизвестные грозились именно обезглавить его.

Как стало известно "Ъ", тело Шамиля Джигкаева около 15:00 недалеко от поселка Редант нашли полицейские, выехавшие на место, указанное неизвестным, позвонившим в дежурную часть. Труп с отрезанной головой, которая едва держалась на шее, лежал возле опоры канатной дороги. По словам участников осмотра, на месте обнаружения тела не было никаких следов борьбы. Скорее всего, труп привезли туда на машине и выбросили. В следственном управлении СКР по Северной Осетии добавили, что тело имело признаки "волочения по земле".

Известно, что вчера утром господин Джигкаев работал в университете, откуда ушел около двух часов дня. Представители управления СКР сообщили, что возбуждено уголовное дело по ст. 105 УК РФ ("Убийство") и уже выдвинуто несколько версий о мотивах происшедшего.

Шамиль Джигкаев - пожалуй, самый известный из современных осетинских поэтов, три года назад оказался в центре скандала, который, в свою очередь, стал продолжением другого. Осенью 2008 года несколько автобусов с совершающими хадж жителями Чечни и Ингушетии остановились у мемориала жертв теракта в бесланской школе N 1 "Город ангелов". По словам сотрудников администрации Правобережного района, паломники вышли из автобусов, чтобы справить естественную нужду. Замечания находившихся недалеко местных подростков они проигнорировали. Тогда те забросали автобусы камнями. Сами молитвенники утверждали, что сделали остановку для совершения намаза. Через месяц после этого в журнале "Мах дуг", издающемся на осетинском языке, появилось стихотворение Шамиля Джигкаева "Отправляются волчата совершать хадж" - о его отношении к этому инциденту, в котором, как показалось местным мусульманам, были оскорбления их религии. Произведение было переведено ими на русский язык и разослано во все северокавказские мусульманские общины. Тогда же в прокуратуру поступило обращение с требованием признать стихотворение экстремистским. Однако проведенная проверка ничего подобного не обнаружила.

Вот это стихотворение:

Фæцæуынц бирæгъы цот хадзы,
Кæрон сæ тæригъæдтæн нæй.
Йæ кæнон тугдзых сырд нæ уадзы,
Лæбуры хурмæ дæр зыдæй.

Сæ хъуыран бирæгътæн - ыссыртæ,
Вæййы сæ ламаз дæр фыдвæнд;
Хуытау нæ уæлмæрдты цъæх сырдтæ
Кæнынц Хуыцауы раз фыдгæнд.

Гъей, сихтæ! Зæхх уæ быны ризæд,
Кæнут уæ ингæнтæ хуылыдз!
Æлгъыст фæут, æлгъыст! - фæмизæд
Уæ кувæн сау дурыл мæ куыдз.

Едут волчата на Хадж
Нет конца их преступлениям
Не угомонятся кровожадные хищники
Даже кидаются на солнце.

Святая книга этих волков - клыки
Даже молитва - с преступным умыслом
Как свиньи на нашем кладбище зёлёные звери
Совершают перед Богом злодеяние.

Эй, шейхи! Пусть земля дрожит под вами,
Увлажняйте свои могилы!
Проклятые, будьте прокляты! - пусть помочится
На вашем молитвенном чёрном камне моя собака.

Перевод с североосетинского: alansalbiev

Как следует из текста, Шамиль Джигкаев не считает варваров, которые осквернили Город Ангелов своими нечистотами ни людьми, ни, тем более мусульманами. Следовательно, под фразой "молитвенный чёрный камень" не подразумевается что-то святое для мусульман, как это пытались раздуть всякие проходимцы. Ингушские и чеченские спортсмены-подростки ехали на автобусе в аэропорт, по дороге остановились возле мемориального кладбища, на котором покоятся жертвы бесланской трагедии и под одобрительные возгласы сопровождающих их старших, начали мочиться на ограду этого кладбища. Только вмешательство органов правопорядка спасло их от жестокой расправы со стороны местного населения.

ДЫУУАДÆС ДЗЫРДЫ

Ирон дзырдтæ мын хуртæ сты... Уæддæр
Дыууадæс дзырды - се ‘ппæтæй хуыздæр.

Лæууы сæ сæргъы фарны дзырдтæн ЦАРД,
Йæ фидауц уымæн - арвы стъæлфæн - АРТ.

Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæндæр у МАД,
Цæуы йæ армæй адæмыл БÆРКАД.

Нæ дзыллæйæн йæ рухсдæр бæллиц - ФАРН,
Уæздан лæгæн йæ уæлдæр цин - ÆФСАРМ.

Сыгъдæг удæн йæ мæты сæр - ХÆЛАР,
Ыскæны мах Хуыцауы ‘мсæр ÆХСАР.

Лæджы нысан - СÆРИБАР æмæ КАД.
Сæ сæрвæлтау хъæуы хæцынæн КАРД.

Æппæт хæрзтæн ИРЫСТОН у бындур, -
Æнæ уый мæн нæ тавдзæни сæ хур.

ДВЕНАДЦАТЬ СЛОВ

Как солнце мне родной язык… Но есть
Двенадцать слов–в них мудрость, боль и честь.

В начале ЖИЗНЬ свою возьми в ладонь,
И озарит сиянье звёзд – ОГОНЬ.

Из слов великих нежно шепчем МАТЬ,
Рука её нам дарит БЛАГОДАТЬ.

И светлая мечта народа - МИР
ПРИЛИЧИЕ – для избранных кумир.

Святой души забота в главном – ДРУГ,
ОТВАГА нас поднимет в Божий круг.

СВОБОДА, СЛАВА – не потерпят ложь.
Во имя них в борьбе поможет НОЖ.

ОСЕТИЯ – слова должны блистать, -
Без Родины не будут согревать.

Цитата:

Вчера во Владикавказе было найдено тело декана факультета осетинской филологии, поэта Шамиля Джигкаева. 71-летний пожилой человек был обезглавлен, привезен на окраину города и брошен…

Убийство связывают со стихотворением, которое Шамиль написал после того, как «осенью 2008 года несколько автобусов с совершающими хадж жителями Чечни и Ингушетии остановились у мемориала жертв теракта в бесланской школе N 1 "Город ангелов". По словам сотрудников администрации Правобережного района, паломники вышли из автобусов, чтобы справить «естественную нужду». У паломников другая версия.

Не хочу озвучивать мнение, которое у меня есть по тому инциденту. Оно субъективное. И поэтому я стараюсь держать его при себе. Слишком много жертв, слишком много жизней, а последнее время – уже и детских, загублено только из-за того, что Северная Осетия - «идеальный вариант» для очередной кровавой бойни. Удобный для всякой мрази, которая не остановится для достижения своих целей ни перед чем. На Кавказе воюют, стреляют, убивают. Это не то чтобы привычно, но не в диковинку. Но смерть старого преподавателя меня потрясла. Не то, чтобы мы были близко знакомы, я училась на факультете русской филологии на третьем этаже, он был деканом осетинской – на второй. Известный поэт. Изредка он приходил в институт, где я работала. Но где бы он ни появлялся – в университетском коридоре, у нас в институте, в кафе на улице Мира, где собирались каждый вечер поэты, писатели, студенты и просто люди, которые привыкли вот так запросто посидеть и послушать их споры, веселый смех и шумные разговоры, - ему были рады. Двадцать лет назад он был таким же седовласым, и таким же стройным, удивительно приветливым. Наши университетские преподаватели – вообще отдельная тема. Это светлые люди из другой жизни, не нашей – грязной, злой, кровавой.

Тогда, в 2008, месяц спустя после случая с паломниками, Шамиль написал стихотворение. Признаться, я его не читала. Попросила у блогеров дать ссылку, не дождалась, потом забыла. Сейчас снова ищу. Допускаю, что написано оно было под влиянием произошедшего. Иначе, зачем бы мусульмане стали направлять письма – одни в прокуратуру, чтобы возбудили уголовное дело, другие – самому поэту, с угрозами. Но как бы там ни было, страсти кипели. Нешуточные. Мне этого не понять. Никогда не пойму, зачем останавливать 16 автобусов рядом с кладбищем, так же не могу понять, за что старому учителю нужно было отрезать голову, во имя какой идеи?

Росбалт-Кавказ, 01/06/2011, Новости 19:15

ГРОЗНЫЙ, 1 июня. Если бы власти ранее применили к осетинскому поэту Шамилю Джигкаеву меры хотя бы административного характера, возможно, он был бы сейчас жив. Об этом говорится в заявлении уполномоченного по правам человека в Чечне Нурди Нухажиева.
Напомним, несколько лет назад Джигкаев опубликовал стихотворение в журнале «Мах дуг» - «Отправляются волчата совершать хадж». В нем поэт высмеивал паломников из Чечни и Ингушетии, справлявших естественную нужду неподалеку от мемориального кладбища «Город ангелов» в Беслане, чем они спровоцировали конфликт с местными подростками, которые закидали их автобус камнями.
Межд тем, как утверждает Нухажиев, паломники не справляли естественную нужду, а молились, и на них «было организовано нападение местных жителей, вооруженных камнями, битами и даже автоматическим оружием».
«Институт криминалистики Центра специальной техники ФСБ России ничего противозаконного в стихотворении Джигкаева не нашел. И, как знать, дай тогда прокуратура и институт криминалистики Центра специальной техники ФСБ России объективную и честную оценку написанному Джигкаевым, прими органы власти к нему и руководству журнала «Мах дуг», опубликовавшего провокационное стихотворение, меры хотя бы административного характера, как бы все обернулось. Этим самым, возможно, была бы сохранена жизнь известного в Осетии человека, и все это стало бы наглядным примером того, что аналогичные провокации в республике не пройдут, и за них придется отвечать. С другой стороны, организации, обратившиеся в надзорный орган, получили бы моральное удовлетворение, что власть приняла конкретные меры по их обращению, а не просто отписалась. Но этого сделано не было», - заметил Нухажиев.
По его мнению, это перступление не имеет никакой религиозной или национальной подоплеки. «Это сделано с целью нагнетания на Северном Кавказе межнациональной и межрелигиозной нетерпимости и вражды», - считает он.
Напомним, уничтоженный накануне во Владикавказе боевик перед смертью признался в убийстве декана факультета Северо-Осетинского государственного университета, поэта Шамиля Джигкаева. Как передает РИА «Новости», об этом сообщила глава пресс-службы республиканского МВД Алла Ахполова.
Спецоперация по уничтожению Давида Мурашева, подозреваемого в убийстве Джигкаева, прошла накануне. Боевик засел в заброшенном здании и стал отстреливаться. «С ним начали вести переговоры, и он оттуда прокричал, что это он убил Шамиля Джикаева», - рассказала Ахлопова. По ее словам, фраза Мурашева звучала так: «Да, это я убил Джигкаева за то, что он осквернил мою святую веру». В итоге боевик был застрелен.
В ходе спецоперации пострадали два сотрудника ОМОНа. Один из них находится в реанимации.
Тело Шамиля Джигкаева было обнаружено 26 мая. Его голова была практически отделена от туловища. По версии следствия, поэта убили за стихи, которые некоторые мусульмане сочли оскорбительными. Сообщалось, что Джигкаеву неоднократно поступали угрозы расправы.
О розыске Мурашева, 1977 года рождения, Следственный комитет объявил на следующий день после убийства поэта. В арендованной квартире боевика сотрудники правоохранительных органов нашли гранаты, боеприпасы, религиозную литературу и несколько комплектов формы ГИБДД.
По словам главы пресс-службы североосетинского МВД, милиционеры также задержали двух близких Мурашеву людей. «При них были обнаружены наркотики. Таким образом, есть повод предполагать, что вся эта группа молодых людей являлась наркоманами», - сообщила она.

Владикавказ, Май 27 (Новый Регион, Алексей Усов) – На окраине Владикавказа накануне было обнаружено тело 71-летнего Шамиля Джигкаева, декана факультета осетинской филологии Северо-Осетинского университета. Поэту отрезали голову, причем его родственники считают, что это была месть мусульман за сатиру «Отправляются волчата совершать хадж». В стихотворении описывался реальный случай, когда автобусы с чеченскими и ингушскими паломниками остановились в Беслане возле монумента «Город ангелов», паломники вышли справить нужду, а местные подростки закидали их камнями.
Тело Шамиля Джигкаева около 15.00 недалеко от поселка Редант нашли полицейские, выехавшие на место, указанное неизвестным, позвонившим в дежурную часть. Труп с отрезанной головой, которая едва держалась на шее, лежал возле опоры канатной дороги. Последний раз Джигкаева видели в день убийства в университете, откуда он ушел около двух часов дня, сообщает «Коммерсант».
Родственники декана не сомневаются, что убийство было совершено из мести за сатиру, опубликованную три года назад. Осенью 2008 года несколько автобусов с совершающими хадж жителями Чечни и Ингушетии остановились на кладбище, у мемориала жертвам теракта в бесланской школе №1 «Город ангелов». По словам сотрудников администрации Правобережного района, паломники вышли из автобусов, чтобы справить естественную нужду. Замечания находившихся недалеко местных подростков они проигнорировали. Тогда те забросали автобусы камнями, причем к подросткам присоединились и их родители.
Представители Духовного управления мусульман Чечни утверждали, что паломники остановились для совершения вечернего намаза, а в этот момент на них напали местные жители с битами, молотками, камнями и автоматическим оружием.
Через месяц после этого в журнале «Мах дуг», издающемся на осетинском языке, появилось стихотворение Шамиля Джигкаева «Отправляются волчата совершать хадж» – о его отношении к этому инциденту, в котором, как показалось местным мусульманам, были оскорбления их религии. Произведение было переведено ими на русский язык и разослано во все северокавказские мусульманские общины. Тогда же в прокуратуру поступило обращение с требованием признать стихотворение экстремистским.
Муфтий Духовного управления мусульман республики Али-Хаджи Евтеев, подавший заявление, говорил на допросе, что стихотворение Джигкаева вызвало волну негодования не только у мусульман, но и у других представителей религиозных конфессий республики. Тот же Евтеев признавался позднее, что был учеником террориста Хаттаба, мечтает о шариатском государстве, восхвалял джихад и оскорбительно отзывался о православном духовенстве, после чего вскоре ушел в отставку.
Эксперты ФСБ изучили заявление муфтия и пришли к выводу, что автор произведения обличает человеческий порок, а не религиозную группу. Следственный комитет вынес представление об отказе в возбуждении уголовного дела.
В адрес Шамиля Джигкаева все три года продолжали поступать угрозы, в том числе и отрезать поэту голову: «Звонят, звучат угрозы, идут обращения к органам власти и правосудия, остается им только осуществить основное желание – принести меня в жертву своим кумирам, то есть своим интересам. Ради бога, этому «богоугодному делу» ваххабитов учить не надо», – рассказывал сам Джигкаев.
«После того как он опубликовал стихотворение о том кощунстве, которое произошло на нашем кладбище, на ингушских сайтах появились угрозы отрезать ему голову – я склонна думать, что отморозки осуществили свою угрозу», – заявила лидер «Матерей Беслана» Сусанна Дудиева.
В Духовном управлении мусульман Северной Осетии заявили, что у них были «претензии к покойному», но они сожалеют о происшедшем» и надеются, что «у общественности хватит сознательности, чтобы не искать виновных в преступлении среди мусульман».
Осетинский блоггер Алан Салбиев приводит подстрочный перевод стихотворения Джигкаева, приведшего к его гибели:
Едут волчата на Хадж
Нет конца их преступлениям
Не угомонятся кровожадные хищники
Даже кидаются на солнце.
Святая книга этих волков – клыки
Даже молитва – с преступным умыслом
Как свиньи на нашем кладбище зелёные звери
Совершают перед Богом злодеяние.
Эй, шейхи! Пусть земля дрожит под вами,
Увлажняйте свои могилы!
Проклятые, будьте прокляты! – пусть помочится
На вашем молитвенном чёрном камне моя собака.
«Как следует из текста, Шамиль Джигкаев не считает варваров, которые осквернили Город Ангелов своими нечистотами ни людьми, тем более мусульманами. Следовательно, под фразой «молитвенный чёрный камень» не подразумевается что-то святое для мусульман, как это пытались раздуть всякие проходимцы. Насколько я помню, ингушские спортсмены-подростки ехали на автобусе в аэропорт, по дороге остановились возле мемориального кладбища, на котором покоятся жертвы бесланской трагедии и под одобрительные возгласы сопровождающих их старших, начали мочиться на ограду этого кладбища. Только вмешательство органов правопорядка спасло их от жестокой расправы со стороны местного населения», – пишет блоггер.
Шамиль Федорович Джигкаев родился 25 февраля 1940 года в селении Дзомаг Южной Осетии. Осенью 1952 года его родители переселились в село Камбилеевское Северной Осетии, где в 1958 году он окончил среднюю школу, сообщает Оsetins.com. Высшее образование получил в г. Орджоникидзе, окончив филологический факультет Северо-Осетинского государственного пединститута. В Северо-Осетинском госуниверситете работал с 1970 года. С 1990 года – заведующий кафедрой осетинской литературы, а с 1996 года – заведующий кафедрой осетинского литературного творчества. В 2001 году Джигкаев был назначен деканом факультета осетинской филологии и журналистики, а в 2002 году – деканом факультета осетинской филологии.

Убийца декана вуза ликвидирован в Осетии
Силовики уничтожили преступника, который убил Шамиля Джигкаева, известного поэта, филолога, декана факультета филологии осетинского вуза.

В Северной Осетии завершилась спецоперация в доме, где укрывался Давид Мурашев, предполагаемый убийца декана северо-осетинского вуза, известного поэта Шамиля Джигкаева.
По словам следователей, Мурашев жестоко расправился с народным любимцем после публикации ряда его стихотворений на религиозную тему, высмеивающих нравы паломников.
- После убийства Джигкаева Мурашев укрывался во дворе центра для бездомных людей по улице Кошевого во Владикавказе, - комментирует представитель МВД Северной Осетии.
Когда Давид увидел прибывших для его задержания силовиков, он укрылся в будке, где обычно спал сторож. После этого, когда силовики попытались его арестовать, он открыл по ним огонь.
- Мурашева удалось уничтожить после прямого попадания гранатометного выстрела в будку, где он укрывался, - продолжает источник.
В ходе перестрелки были ранены трое сотрудников полиции. Один боец СОБР госпитализирован в тяжелом состоянии.

Народному поэту Северной Осетии (и декану филфака северноосетинского университета) Шамилю Джикаеву 27 мая отрезали голову. Три года назад Джикаев написал стихотворение, клеймящее группу чеченцев и ингушей, которые осквернили Город ангелов - мемориал, где похоронены жертвы бесланской трагедии. Местные жители рассказывают, что неизвестные вышли из автобуса и начали мочиться на кладбищенскую ограду. Сами «осквернители» говорят, что совершали хадж, а остановка была сделана для намаза.

Шамиль Фёдорович Джигкаев

«После того как он опубликовал стихотворение о том кощунстве, которое произошло на нашем кладбище, на ингушских сайтах появились угрозы отрезать ему голову – я склонна думать, что отморозки осуществили свою угрозу», – заявила лидер «Матерей Беслана» Сусанна Дудиева.

Тогда же, в 2008 году, в прокуратуру поступило обращение муфтия Духовного управления мусульман Северной Осетии Али-Хаджи Евтеева с требованием признать стихотворение экстремистским. Евтеев заявил, что стихотворение Джигкаева вызвало волну негодования не только у мусульман, но и у представителей других религиозных конфессий республики. Тот же Евтеев признавался позднее, что был учеником террориста Хаттаба, мечтает о шариатском государстве, восхвалял джихад и оскорбительно отзывался о православном духовенстве, после чего его вынудили уйти в отставку.

Как пишет "КоммерсантЪ", эксперты ФСБ изучили заявление муфтия и пришли к выводу, что автор произведения обличает человеческий порок, а не религиозную группу. Следственный комитет вынес представление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В адрес Шамиля Джигкаева все три года продолжали поступать угрозы, в том числе и отрезать поэту голову: «Звонят, звучат угрозы, идут обращения к органам власти и правосудия, остается им только осуществить основное желание – принести меня в жертву своим кумирам, то есть своим интересам. Ради бога, этому «богоугодному делу» ваххабитов учить не надо», – рассказывал сам Джигкаев.

Спустя три года мерзавцы расправились с поэтом.Тело 71-летнего Шамиля Джигкаева со следами многочисленных ножевых ранений было обнаружено на проселочной дороге в садоводческом товариществе «Учитель» у поселка Редант в Пригородном районе Владикавказа 26 мая около 15:00. Голова Джигкаева была наполовину отрезана.

В Духовном управлении мусульман Северной Осетии заявили, что у них были «претензии к покойному», но они "сожалеют о происшедшем" и надеются, что «у общественности хватит сознательности, чтобы не искать виновных в преступлении среди мусульман».

А среди кого искать? Среди христиан? Может, среди иудеев?

Собственно, общественности и искать никого не пришлось. За поиски взялась "несознательная" прокуратура. И - о ужас! - сразу же под подозрение попал мусульманин! В причастности к убийству подозревается уроженец республики Северная Осетия-Алания Давид Мурашев, 1977 года рождения. Осетин по национальности и мусульманского вероисповедания. Недавно Давид Мурашев совершил Хадж. Ранее он уже был судим за торговлю оружием. В настоящее время Мурашев объявлен в федеральный розыск.

В Интернете распространён подстрочный перевод стихотворения народного осетинского поэта. Я же даю здесь свой, литературный. Пусть я осетин всего лишь на четверть, по материнской линии, но не смог удержаться.

***********************

ВОЛЧАТА ОТПРАВЛЯЮТСЯ НА ХАДЖ

Волчата отправляются на хадж
И скалят окровавленные хари.
Сыны – точнее, выблядки греха,
Рычат на солнце бешеные твари.

Для них святая книга – их клыки,
Они и молятся, как будто кроют матом.
На нашем кладбище зелёные щенки,
Как свиньи, гадят перед Богом Святым.

Шейх! Помочись на свой родной погост -
И пусть земля разверзнется под вами!
Да будь вы прокляты - чтоб шелудивый пёс
Нассал на ваш священный чёрный камень!

Сохранено

, ЮОАО , СССР

Дата смерти:

С учетом того, что операция проходила в жилом массиве и пострадали сотрудники МВД, было принято решение об уничтожении. Заброшенное здание, в котором засел преступник, забросали гранатами.

Пресс-служба МВД по РСО-Алания

Убийство поэта вызвало широкий общественный резонанс . Отец преступника сообщил о том, что отказывается от сына .

Литературная и общественная деятельность

Шамиль Джикаев начал писать стихи, будучи учеником 9 класса. Первые стихотворения Джикаева вышли в 1962 году в сборнике молодых поэтов. В 1964 году была издана его первая книга «Совесть». Шамиль Джикаев много и успешно работал в области художественного перевода. Перевел на осетинский язык драмы «Король Лир » Шекспира , «Царь Эдип » Софокла , «Сирано де Бержерак » Эдмона Ростана , стихи Роберта Бёрнса , Фридриха Шиллера , Михаила Лермонтова .

Память

В июне 2012 года на Аллее славы во Владикавказе состоялось открытие памятника Шамилю Джикаеву .

Улица в честь поэта

После гибели поэта администрация города предложила увековечить память Шамиля Джикаева. Его именем названа улица в строящемся микрорайоне.

Напишите отзыв о статье "Джикаев, Шамиль Фёдорович"

Примечания

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Джикаев, Шамиль Фёдорович

В антракте в ложе Элен пахнуло холодом, отворилась дверь и, нагибаясь и стараясь не зацепить кого нибудь, вошел Анатоль.
– Позвольте мне вам представить брата, – беспокойно перебегая глазами с Наташи на Анатоля, сказала Элен. Наташа через голое плечо оборотила к красавцу свою хорошенькую головку и улыбнулась. Анатоль, который вблизи был так же хорош, как и издали, подсел к ней и сказал, что давно желал иметь это удовольствие, еще с Нарышкинского бала, на котором он имел удовольствие, которое не забыл, видеть ее. Курагин с женщинами был гораздо умнее и проще, чем в мужском обществе. Он говорил смело и просто, и Наташу странно и приятно поразило то, что не только не было ничего такого страшного в этом человеке, про которого так много рассказывали, но что напротив у него была самая наивная, веселая и добродушная улыбка.
Курагин спросил про впечатление спектакля и рассказал ей про то, как в прошлый спектакль Семенова играя, упала.
– А знаете, графиня, – сказал он, вдруг обращаясь к ней, как к старой давнишней знакомой, – у нас устраивается карусель в костюмах; вам бы надо участвовать в нем: будет очень весело. Все сбираются у Карагиных. Пожалуйста приезжайте, право, а? – проговорил он.
Говоря это, он не спускал улыбающихся глаз с лица, с шеи, с оголенных рук Наташи. Наташа несомненно знала, что он восхищается ею. Ей было это приятно, но почему то ей тесно и тяжело становилось от его присутствия. Когда она не смотрела на него, она чувствовала, что он смотрел на ее плечи, и она невольно перехватывала его взгляд, чтоб он уж лучше смотрел на ее глаза. Но, глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ей совсем нет той преграды стыдливости, которую она всегда чувствовала между собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять минут чувствовала себя страшно близкой к этому человеку. Когда она отворачивалась, она боялась, как бы он сзади не взял ее за голую руку, не поцеловал бы ее в шею. Они говорили о самых простых вещах и она чувствовала, что они близки, как она никогда не была с мужчиной. Наташа оглядывалась на Элен и на отца, как будто спрашивая их, что такое это значило; но Элен была занята разговором с каким то генералом и не ответила на ее взгляд, а взгляд отца ничего не сказал ей, как только то, что он всегда говорил: «весело, ну я и рад».
В одну из минут неловкого молчания, во время которых Анатоль своими выпуклыми глазами спокойно и упорно смотрел на нее, Наташа, чтобы прервать это молчание, спросила его, как ему нравится Москва. Наташа спросила и покраснела. Ей постоянно казалось, что что то неприличное она делает, говоря с ним. Анатоль улыбнулся, как бы ободряя ее.
– Сначала мне мало нравилась, потому что, что делает город приятным, ce sont les jolies femmes, [хорошенькие женщины,] не правда ли? Ну а теперь очень нравится, – сказал он, значительно глядя на нее. – Поедете на карусель, графиня? Поезжайте, – сказал он, и, протянув руку к ее букету и понижая голос, сказал: – Vous serez la plus jolie. Venez, chere comtesse, et comme gage donnez moi cette fleur. [Вы будете самая хорошенькая. Поезжайте, милая графиня, и в залог дайте мне этот цветок.]
Наташа не поняла того, что он сказал, так же как он сам, но она чувствовала, что в непонятных словах его был неприличный умысел. Она не знала, что сказать и отвернулась, как будто не слыхала того, что он сказал. Но только что она отвернулась, она подумала, что он тут сзади так близко от нее.
«Что он теперь? Он сконфужен? Рассержен? Надо поправить это?» спрашивала она сама себя. Она не могла удержаться, чтобы не оглянуться. Она прямо в глаза взглянула ему, и его близость и уверенность, и добродушная ласковость улыбки победили ее. Она улыбнулась точно так же, как и он, глядя прямо в глаза ему. И опять она с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды.
Опять поднялась занавесь. Анатоль вышел из ложи, спокойный и веселый. Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась. Всё, что происходило перед ней, уже казалось ей вполне естественным; но за то все прежние мысли ее о женихе, о княжне Марье, о деревенской жизни ни разу не пришли ей в голову, как будто всё то было давно, давно прошедшее.
В четвертом акте был какой то чорт, который пел, махая рукою до тех пор, пока не выдвинули под ним доски, и он не опустился туда. Наташа только это и видела из четвертого акта: что то волновало и мучило ее, и причиной этого волнения был Курагин, за которым она невольно следила глазами. Когда они выходили из театра, Анатоль подошел к ним, вызвал их карету и подсаживал их. Подсаживая Наташу, он пожал ей руку выше локтя. Наташа, взволнованная и красная, оглянулась на него. Он, блестя своими глазами и нежно улыбаясь, смотрел на нее.

Только приехав домой, Наташа могла ясно обдумать всё то, что с ней было, и вдруг вспомнив князя Андрея, она ужаснулась, и при всех за чаем, за который все сели после театра, громко ахнула и раскрасневшись выбежала из комнаты. – «Боже мой! Я погибла! сказала она себе. Как я могла допустить до этого?» думала она. Долго она сидела закрыв раскрасневшееся лицо руками, стараясь дать себе ясный отчет в том, что было с нею, и не могла ни понять того, что с ней было, ни того, что она чувствовала. Всё казалось ей темно, неясно и страшно. Там, в этой огромной, освещенной зале, где по мокрым доскам прыгал под музыку с голыми ногами Duport в курточке с блестками, и девицы, и старики, и голая с спокойной и гордой улыбкой Элен в восторге кричали браво, – там под тенью этой Элен, там это было всё ясно и просто; но теперь одной, самой с собой, это было непонятно. – «Что это такое? Что такое этот страх, который я испытывала к нему? Что такое эти угрызения совести, которые я испытываю теперь»? думала она.
Одной старой графине Наташа в состоянии была бы ночью в постели рассказать всё, что она думала. Соня, она знала, с своим строгим и цельным взглядом, или ничего бы не поняла, или ужаснулась бы ее признанию. Наташа одна сама с собой старалась разрешить то, что ее мучило.

В деле о зверском убийстве известного осетинского поэта и ученого Шамиля Джигкаева появились новые подробности. Как пишет газета "КоммерсантЪ", ему отомстили за стихотворение, которое он опубликовал еще три года назад.

Трагедия произошла накануне. Тело 71-летнего Джигкаева нашли недалеко от Владикавказа около 15:00 с практически полностью отрезанной головой. По данному факту управление СК РФ по Северной Осетии возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 105 ("Убийство"), сообщает РИА "Новости".

По предварительным данным, Джигкаева убили в пределах города, а потом вывезли оттуда и выбросили тело из машины. Дочь покойного Зарина в интервью "Российской газете" пояснила, что, скорее всего, ее отец сел в машину к незнакомым людям, которые вызвались его подвезти. Но они, как оказалось, целенаправленно охотились за Джигкаевым. Зарина пояснила, что ранее ее отца неоднократно угрожали обезглавить.

Шамиль Федорович Джигкаев работал деканом филфака Северо-Осетинского госуниверситета им. Косты Хетагурова и занимался исследованиями в области литературы и фольклора. Кроме того, он был известным поэтом и общественным деятелем.

Стихотворение, ставшее причиной его гибели, он написал в ответ на события 6 декабря 2007 года. Тогда группа паломников из Чечни остановилась в Беслане, у мемориала жертвам теракта в городской школе №1. По мнению местных жителей, приезжие собирались справить там естественную нужду. В свою очередь, представители паломников утверждали, что они хотели только помолиться. Так или иначе, между ними и горожанами вспыхнул конфликт, местные подростки забросали автобусы камнями и разбили стекла.

Стихотворение Джигкаева "Отправляются волчата совершать хадж" было опубликовано на осетинском языке в седьмом номере журнала "Мах дуг" за 2008 год. Его затем перевели на русский и опубликовали на ряде исламских сайтов, а духовное управление мусульман Северной Осетии обратилось в прокуратуру, потребовав наказать автора за разжигание ненависти к религиозным святыням.

Сам поэт утверждал, что ничего предосудительного в его стихотворении нет, и оно посвящено осуждению человеческих пороков. Главред журнала "Мах дуг" Ахсар Кодзати поддержал Джигкаева, заявив, что "у злодеев, систематически совершающих теракты, в результате которых гибнут сотни невинных людей, нет ни Аллаха, ни религии".

С ними согласились также эксперты-криминалисты из ФСБ, которые проанализировали текст и не нашли в нем признаков разжигания межконфессиональной розни. В итоге 30 марта 2009 г. республиканское управление Следственного комитета при прокуратуре отказалось возбуждать уголовное дело по этому поводу.

В духовном управлении мусульман Северной Осетии пока официально не комментировали убийство Джигкаева. Неофициально там заявили, что сожалеют о произошедшем и надеются, что "у общественности хватит сознательности, чтобы не искать виновных в преступлении среди мусульман".

Фæцæуынц бирæгъы цот хадзы, / Едут волчата на Хадж
Кæрон сæ тæригъæдтæн нæй. / Нет конца их преступлениям
Йæ кæнон тугдзых сырд нæ уадзы, / Не угомонятся кровожадные хищники
Лæбуры хурмæ дæр зыдæй. / Даже кидаются на солнце.

Сæ хъуыран бирæгътæн - ыссыртæ, / Святая книга этих волков - клыки
Вæййы сæ ламаз дæр фыдвæнд; / Даже молитва - с преступным умыслом
Хуытау нæ уæлмæрдты цъæх сырдтæ / Как свиньи на нашем кладбище зелёные звери
Кæнынц Хуыцауы раз фыдгæнд. / Совершают перед Богом злодеяние.

Гъей, сихтæ! Зæхх уæ быны ризæд, / Эй, шейхи! Пусть земля дрожит под вами,
Кæнут уæ ингæнтæ хуылыдз! / Увлажняйте свои могилы!
Æлгъыст фæут, æлгъыст! - фæмизæд / Проклятые, будьте прокляты! - пусть помочится
Уæ кувæн сау дурыл мæ куыдз. / На вашем молитвенном чёрном камне моя собака.



А вот и доблестный воин джихада:

Религия сильных?.........