1547 г историческое событие на руси. Первый царь


Русские летописи XV-XVI веков пестрят сведениями о многочисленных нападениях на великопермскую землю. Одно перечисление дат, когда происходили эти набеги, займет не одну строку. И среди них как-то теряется 1547 год. А ведь раньше он по-особенному отмечался церковью. В современной исторической литературе события этого года, за исключением гибели русской заставы у д. Кондратьева Слобода, практически не упоминаются.

Вот с известного события у Кондратьевой Слободы мы с вами и начнем рассказ. Благо и летописей, и преданий здесь достаточно. В Чердынском музее находится чугунная плита, на которой отлиты имена всех погибших у Кондратьевой Слободы. Есть даже икона с изображением павших воинов. Исходя из имеющихся данных, мы знаем, что 6 января 1547 года ногайцы совершили набег на Пермь Великую. Недалеко от устья р. Вишеры вражеская рать встретила заставу «русаков и пермяков» - так она названа в Вычегодско-Вымской летописи. По одному из вариантов предания, битва происходила на льду Вишеры, по другому - на склоне лога, который позже прозвали Побоищным. Вся застава, 85 человек, среди которых был инок монастыря, полегла в неравной схватке, но ценой своей жизни они закрыли врагам дорогу на Чердынь.

На месте сражения благодарные потомки позднее поставили часовню. Тела же убиенных перевезли в столицу Перми Великой. Там их с почестями похоронили и на могиле установили часовню. Но, кроме Чердыни и Кондратьевой Слободы, посвященные событиям этого года часовни стояли также в Верх-Боровой и Соликамске. Ни одно нападение на великопермскую землю так выразительно не отмечалось церковью, разве что в том же Соликамске были поставлены часовни в память по убиенным во время набега 1581 года. В чем же здесь дело? И. Я. Кривощеков называл причиной особого отношения церкви к событиям 1547 года тот факт, что это был не обыкновенный набег, а восстание местных язычников, поддержанное населением приграничных с Пермью Великой территорий и направленное в первую очередь против христианства.

Мы начнем с того, что набег совершили ногайцы. Тогда северная граница владений Ногайской орды проходила по территории нынешней Башкирии. Набегу предшествовали события 1545 года. Русское правительство попыталось восстановить свое влияние в Казани и направило против Казанского ханства три отряда: первый - из Нижнего Новгорода, второй - с Вятки и третий - из Перми Великой. Поход закончился неудачей. Надежда на переворот в Казани не оправдалась, русское войско повернуло обратно. Отряд из Перми Великой опоздал, был окружен казанцами и полностью уничтожен. Пермь Великая потеряла лучшие ратные силы, а времени восстановить их, как показали дальнейшие события, оказалось недостаточно. 1546 год был напряженным и неудачным для Руси из-за внутренних неурядиц и неблагоприятных событий в Казани. Царствование возведенного на престол с поддержкой русского правительства хана Шах-Али было недолговечным. При активной поддержке Ногайской орды на престол взошел хан Сафа-Гирей.

Почти сразу же после этого, в начале января 1547 года, ногайцы напали на великопермские окраины Русского государства. Они поднялись вверх по Каме, прошли мимо Соликамска. Вероятно, отряд был не настолько силен, чтобы штурмовать большое поселение. Примерно 6 января одна часть ногайских сил обрушилась на русскую деревню Верх-Боровую, а другая в этот же день сражалась с русской заставой у д. Кондратьева Слобода. В Верх-Боровой погибло 40 человек. Позже, как и в Чердыни, на их могиле установили часовню. В ее иконостасе разместили доску с именами убиенных. Перечень имен удалось найти в статье «Пермских епархиальных ведомостей»: Иоанн - четверо, Козьма, Гавриил - трое, Герасим, Евсевий, Трофим - двое, Максим, Иова юродивый, Антоний, Фирс, Ге оргий, Иосиф, Потапий, Федот, Федор - двое, Сергий, Флор, Фотия, Ирина - две, Евдокия - две, Матрона девица, Агафия - две, Анна, Мариамия, Марфа, Екатерина - две, Анастасия - две, Стефанида.

Серьезного успеха зимой ногайцы достичь не смогли. Но уже в конце мая со значительно большими силами они вновь подступили к южным границам Перми Великой. Сообщение летописи кратко: «Того же года в Соли Камской быстъ от тех ногайских татар в день мясопуста, месяца мая 25 числа, от кровопролития немалый урон. Здешних посадских крестьян по переписи побитых 886 человек, оставшиеся в живых того же мая 30 дня с божьей помощью татар прогнали в пяток 9-й неделе по Пасце».

Во время набега был разгромлен не только посад Соликамска, но и разорены все окрестности города. При археологических раскопках на Эсперовом городище удалось обнаружить большое количество русских вещей XV - начала XVI века. Кажется, ничего в этом странного нет. Но так ли это? Перепись 1579 года никакого поселения здесь не называет, т. е. к этому времени оно уже исчезло. Когда же могло случиться это исчезновение? Только в 1547 году. Позже, вплоть до 1579 года, крупных набегов не было, а раньше подобное случилось в 1506 году. Но ее ли бы поселение уничтожили в 1506 году, то вряд ли бы на городище удалось найти вещи XVI века.

В с. Городище было записано предание о князе Городовом, который со своей дружиной защищал Соликамск от набегов. Но однажды враги смогли одолеть Городового. Он и вся его дружина погибли в сражении, а городок, где они жили, нападавшие сожгли. Рядом с Городищем сохранился холм с остатками древнего укрепленного поселения. Холм этот местные жители называют Городок, а соседний - Русский мыс. Профессор А. М. Белавин, изучавший памятник, весь полученный с городища материал передал в фонды Соликамского музея. Самые интересные находки для нас - это русская керамика XVI века и пищальные кремни. Пусть косвенно, но предание и археологические находки подтверждают существование здесь заставы, уничтоженной в XVI веке.

Как можно предполагать, после разгрома двух застав и Соликамского посада ногайцы не смогли взять Соликамскую крепость. Иначе где бы оставшиеся в живых выдержали пятидневную осаду с 25 по 30 мая? Это можно расценить как чудо для защитников крепости. На находившихся в Троицком соборе двух иконах-образах - Спасителя и Николая Чудотворца - были изображены вдвое или втрое увеличенные лики. Предание об этих иконах гласит, что «во время набега ногайских татар на Соликамск иконы с молитвенным пением были вынесены и поставлены на башне против врагов и чудесно спасли город от разорения. Враги, увидев лики Спасителя и Чудотворца, сочли их за живых и сильных ратоборцев и, устрашенные чудным видением, ослепли и бежали со страхом». Бытовало в Соликамске и другое предание, которое можно связать с событиями этого же года. В нем рассказывалось, что однажды с юга к г. Соликамску подошли полчища неприятеля. Дошли они до горы, где сейчас стоит Управление внутренних дел города, и весь город перед ними лежал как на ладони. «Но здесь случилось чудо. Несметное число вшей со всех сторон поползло на горку. Сплошной серый ковер двигался на врага. В страхе вражеское войско обратилось в бегство». А горку после этого так и прозвали: «вшивая».

В Троицком соборе хранился аналойный складной образ святителя Николая Чудотворца. Он, как нам кажется, тоже имеет отношение к событиям 1547 года. В легенде говорится, что образ был пожалован городу царем Иваном Грозным в ответ на просьбу соликамцев о военной помощи. Царь, находящийся в то время под Казанью, послал им образ святителя Николая с грамотой. Иван Грозный писал в ней, что не может выделить войска, но посылает образ святителя, который защитит город от вражеского нашествия. Царь Иван Грозный был под Казанью трижды: в 1549, 1550 и 1552 годах. И, вероятнее всего, соликамцы могли обратиться с подобной просьбой в 1549 году. Только что они пережили страшное разорение, причиной которого в немалой степени стал неудачный поход 1545 года, и гибель всего отряда из Перми Великой. В случае неудачи и на этот раз, при новом набеге, сил для обороны у них уже не оставалось, и город ожидало новое разорение.

В 1547 году, разорив окрестности Соликамска и осадив в крепости оставшихся в живых защитников, ногайцы двинулись в глубь территории Перми Великой. Застава у Кондратьевой Слободы была разгромлена еще зимой. Что случилось с городищем в д. Могильниковой и с. Редикор, точно сказать невозможно, никаких источников по этим поселениям мы не имеем. Хотя есть один маленький косвенный факт. Во время раскопок на Редикорском городище в 1970 году был найден срезень - наконечник кочевнической стрелы, возможно, и ногайской. Но время бытования его достаточно широкое - XII-XVI века.

Жители Чердыни укрылись за крепостными стенами. Штурмовать их неприятель не решился. Покчинская крепость сгорела еще раньше. Поэтому первое сопротивление ногайцы встретили только под Вильгортом. В этом селе до недавнего времени бытовало предание о сражении жителей с врагами в логу, получившем позднее название Побоищного. На подходах к Искору произошло еще одно сражение. Погибшие в нем, как гласит народное предание, были похоронены в двух соседних лесных островках, которые так до сих пор и называются - Татарский и Русский. Долгое время на Русском островке стояла часовенка, в которой была доска с именами убиенных. Сражение закончилось неудачно для русских, и они укрылись за стенами Искора. В часовне, до сего дня стоящей на Искорском городище, сохранились фрагменты фрески с изображением защиты Искора от ногайцев: русские воины во главе с князем или воеводой бросают на головы врагов камни и бревна. Изображение воеводы на фреске неслучайно. Вероятно, именно под Искором воевода Перми Великой смог организовать оборону против ногайцев. После отражения штурма русские войска не сразу перешли в наступление. По крайней мере два дня Искор находился в осаде. Отбив один или несколько штурмов и нанеся противнику значительный урон, русское войско 29 мая погнало ногайцев обратно. 30 мая они уже были под Соликамском. Все, кажется, завершилось благополучно, но уж слишком велики понесенные потери. Насколько позволяют судить летописные данные, ни раньше, ни позже великопермская земля не несла столь тяжелых потерь: у Кондратьевой Слободы погибло 85 человек, в Верх-Боровой - 40, в Соликамске и его окрестностях - 886 человек. То есть всего получается - 1011 человек. Это то, что нам известно. Все южные земли Перми Великой были опустошены. Но люди помнили и отмечали эти события так, как было принято в те времена: дали обет ежегодно в память обо всех погибших проводить крестный ход, а на местах захоронений установили часовни-памятники.

МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 , 21-29 июня. Началось после огромного пожара. Восставшие горожане разгромили ряд дворов знати, убили князя Ю. В. Глинского, требовали у Ивана IV выдачи остальных Глинских, которых считали виновниками пожара. Жестоко подавлено правительством Ивана IV.

Источник: Энциклопедия "Отечество"

  • - Восста́ние 1547 го́да Непосредственным поводом к восстанию послужил огромный пожар 21 июня 1547 , повлёкший за собой голод и эпидемии...

    Москва (энциклопедия)

  • - крупное антифеод. и нац.-освободит. выступление горожан и крестьян...
  • - см. в ст. Городские восстания в России в середине 17...

    Советская историческая энциклопедия

  • - крупное антифеод. восстание, вспыхнувшее 25 июля 1662. К восстанию привели расстройство хоз. жизни страны в годы войн России с Польшей и Швецией, резкое увеличение налогов и общее усиление феод.-крепостнич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - крупное антифеод. восстание, гл. обр. стрельцов и солдат столицы, поддержанных частью жителей Москвы и ее окрестностей; продолжалось с кон. апреля - нач. мая до осени 1682...

    Советская историческая энциклопедия

  • - первое крупное восстание в Чехии против власти Габсбургов. Вспыхнуло в обстановке усилившегося налогового гнета, религ. притеснений, укрепления позиций нем. элементов в стране...

    Советская историческая энциклопедия

  • - архимандрит Солотчинск. рязан...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 9-18.12.1905. Подготовлено Московскими комитетами РСДРП и партии эсеров, переросло из всеобщей стачки. Баррикадные бои дружинников с войсками шли во всех районах Москвы, особенно на Пресне...

    Русская энциклопедия

  • - 21-29 июня. Началось после огромного пожара. Восставшие горожане разгромили ряд дворов знати, убили князя Ю. В. Глинского, требовали у Ивана IV выдачи остальных Глинских, которых считали виновниками пожара...

    Русская энциклопедия

  • - ГОСТ {-84} Масла и смазки. Методы определения наличия воды. ОКС: 75.100 КГС: Б09 Методы испытаний. Упаковка. Маркировка Взамен: ГОСТ -74, ГОСТ 1548-42 Действие: С 01.01.86 Примечание: переиздание 2002 в сб. "Нефтепродукты. Масла...

    Справочник ГОСТов

  • - крупное антифеодальное и национально-освободительное выступление горожан и крестьян...
  • - антифеодальное городское восстание в Русском государстве...

    Большая Советская энциклопедия

  • - «Соляной бунт», движение низших и средних слоёв посадского населения, городских ремесленников, стрельцов и дворовых людей в июне в Москве, одно из наиболее крупных городских восстаний середины 17 в. Было...

    Большая Советская энциклопедия

  • - «Медный бунт», крупное антифеодальное восстание, вспыхнувшее 25 июля. К М. в. привели расстройство хозяйственной жизни государства в годы войн России с Польшей и Швецией, резкое увеличение налогов и...

    Большая Советская энциклопедия

  • - «Хованщина» , руководителя стрелецкого движения, начальника Стрелецкого приказа), крупное антифеодальное восстание, главным образом стрельцов и солдат Москвы, поддержанных частью жителей столицы и её...

    Большая Советская энциклопедия

  • - первое крупное восстание в Чехии против власти Габсбургов. Вызвано налоговым гнётом, религиозными преследованиями, укреплением позиций немецкого элемента в стране...

    Большая Советская энциклопедия

"МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547" в книгах

Из книги автора

Московское Царство (1547-1689)

Россия (Московское царство) Царство с 1547 г., империя с 1721 г.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Россия (Московское царство) Царство с 1547 г., империя с 1721 г. 1263-1303 Даниил Московский1303–1325 Юрий III1325–1341 Иван I Калита1341–1353 Симеон Гордый1353–1359 Иван II Красный1359-1389 Дмитрий Донской1389–1425 Василий I1425–1433 Василий II Темный1434–1434 Юрий Галицкий1434–1446 Василий II Темный

Московское восстание

Из книги Алексей Михайлович автора Андреев Игорь Львович

Московское восстание Растущее недовольство не ускользнуло от внимания Морозова. Но высокомерие, с каким верхи привыкли взирать на низы, мало помогало утверждению трезвого взгляда на вещи. Терпение народа казалось безграничным. Безнаказанность и вседозволенность

Московское восстание

Из книги Минин и Пожарский автора Шишов Алексей Васильевич

Московское царство 1547–1689

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

Московское царство 1547–1689 1542–1563 Служение митрополита Макария В 1542 г. Московским митрополитом стал Макарий, образованный и умный священнослужитель, книжник и писатель, имя которого прославлено в русской письменности и культуре. Макарий разработал кодекс церковных

Московское восстание 1648 года

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

Московское восстание 1648 года В какой-то момент дело вышло за рамки борьбы придворных партий. Власть оказалась слабой. Посадские и служилые люди, обычно враждовавшие между собой, смогли объединиться и заставить царя отправить Морозова в ссылку.10 июня 1648 года царю была

Московское восстание

автора

Московское восстание В Москве с начала марта была очень неспокойная обстановка. Приближался день Светлого праздника – Пасхи, на который в город всегда приезжало много верующих из окрестных мест. Под их видом могли проникнуть и ополченцы.Поляк Н. Мархоцкий, находившийся

Московское восстание

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Московское восстание В Москве с начала марта была очень неспокойная обстановка. Приближался день Светлого праздника - Пасхи, на который в город всегда приезжало много верующих из окрестных мест. Под их видом могли проникнуть и ополченцы.Поляк Н. Мархоцкий, находившийся

Московское восстание 1382

БСЭ

Московское восстание 1547

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Московское восстание 1648

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Московское восстание 1662

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Московское восстание 1682

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Чешское восстание 1547

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ) автора БСЭ

Московское восстание. Трапеза у патриарха

Из книги Русские патриархи 1589–1700 гг. автора Богданов Андрей Петрович

Московское восстание. Трапеза у патриарха 23 апреля 1682 г. в Крестовой палате пировали. Неподалеку, в Теремном дворце, тихо умирал от цинги царь Федор Алексеевич. За столом, не забивая себе голову призором над ближними и дальними епархиями великого Российского государства,

21 июня 1547 г. в Москве на Арбате вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя, Выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала

в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", от чего и был пожар.

Другой слух, подогревший страсти, - о походе на Русь крымского хана.

Царь с двором вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево, Глинские - Михаил и Анна - бежать в подмосковные монастыри. Открытое восстание началось 26 июня. После вечевого сбора горожане двинулись в Кремль и потребовали выдачи Глинских, Были разгромлены их дворы, убит один из Глинских - Юрий.

С большим трудом правительству удалось подавить восстание.

27-28 июня Москва по сути находилась в руках посадских людей, которые, возможно, "пытались даже создать какое-то свое управление городом" (Н.Е.Носов). 29 июня после убийства одного из Глинских, родственника царя, бунтовщики явились в село Воробьево, где укрылся великий князь, и потребовали выдачи остальных Глинских. "Вниде страх в душу мою и трепет в кости мои и смирился дух мой", - вспоминал позже царь. Большого труда ему стоило убедить народ разойтись. Ряд выступлений в это же время произошел в некоторых других городах - причиной был неурожай, повышение налогов и злоупотребления администрации.

Пожар и народное волнение произвели тяжкое впечатление на молодого царя. Сильные характеры требуют и сильных потрясений для своего исправления. Он сделался набожен, серьезен, неутомим в занятиях государственными делами.

Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. Однако выступления 1547 года не нарушили объективного хода событий последних десятилетий. Они лишь подчеркнули необходимость дальнейших преобразований. После ряда новых начинаний рубежа XV-XVI веков и продолжения их в 30-40-х годах XVI века страна была подготовлена к проведению более масштабных реформ.

Избранная рада.

Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был митрополит Макарий, образованнейший человек того времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40-50-х годов. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. В окружении Ивана IV находился и незнатный по происхождению дворянин Алексей Федорович Адашев.Около 1549 г. вокруг молодого Ивана VI сложился совет близких к нему людей, получивший название Избранная рада. Ее возглавлял А.Ф. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. Значение избранной рады бесспорно для 50-х годов, но не безгранично, так как осложнялось и ослаблялось влияниями Захарьиных и митрополита Макария. В сохранившихся известиях совершенно скрыта та большая подготовительная работа, которая началась с этого времени, с 1550 года позволила осуществить ряд крупных государственных мероприятий и захватила не только самого Ивана и его сотрудников, но и в неправительственные круги общества, вызвав в нем обсуждение основных вопросов внутренней и внешней политики обновляющегося Московского царства. Затрагивались и разноречиво решались вопросы о значении светской аристократии, крупного землевладения, духовенства, монастырей, поместного класса, самодержавия, земского собора и др. Личное участие Ивана сообщило первому правительственному выступлению на пути реформ некоторый внешний драматизм и обратило его в осуждение эпохи боярского правления и малолетства царя, которая оценивалась как время государственного нестроения и народных страданий. С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI века Кроме них, в разработке и проведении реформ также участвовали "думцы" Захарьины, Д.И.Курлятев, И.В.Шереметев, А.И.Курбский.

Реформы центральных и местных органов власти при Иване Грозном. Избранная рада просуществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVIв.

В Феврале 1549 года возник новый орган власти – Земский собор. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В их состав входили Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства. На совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. Первым собором обычно считается совещание, созванное царем 27 февраля.

Вначале он выступил перед боярами, окольничими, дворецкими и казначеями в присутствии церковного "освященного собора", и в тот же день он говорил перед воеводами, княжатами и дворянами.

Первый земский собор принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.). Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. Сложилась система приказов – органов управления по отраслям. Отменено кормление (плата населения наместнику), упорядочены налоги, единой для всех единицей взимания налогов стала большая соха (400 – 600 га земли), введена тягловая подать (денежные и натуральные повинности в пользу государства).

План
Введение
1 Предпосылки
2 Ход восстания
3 Последствия
Список литературы

Введение

Московское восстание 1547 года - события, произошедшие в Москве летом 1547 года. В советской историографии рассматривалось как «антифеодальное восстание», вызванное резким обострением классовых противоречий в результате усиления феодального гнёта, усугубившегося насилиями в годы боярского правления, особенно в правление Глинских.

1. Предпосылки

После венчания Ивана IV на царство в январе 1547 года, царская родня (Глинские) обрела большое влияние.

1547 был насыщен пожарами (См. Московский пожар (1547)). Ещё в апреле пожарищем была выжжена часть Китай-города, а через неделю сгорели кварталы за Яузой-рекой. А в конце июня, через полгода после коронации, Москву охватил новый, куда более сильный пожар. Огнём в течение двух дней полыхали Арбат и Кремль, невыгоревшие части Китай-города, Тверская, Дмитровка, Мясницкая. Свыше 3700 обгорелых трупов было найдено в городе (жителей было около 100 тыс.), и по Москве поползли слухи, будто город спалили колдовством, а виной всему - Глинские. Молва гласила, что княгиня Анна якобы разрывала могилы и вырезала сердца покойников, а высушив их, толкла в порошок и сыпала в воду, которой окропляла улицы и дома. Это была работа заговорщиков: царского духовника Ф. Бармина, князя Скопина-Шуйского, боярина И. П. Федорова-Челяднина, князя Ю. Темкина-Ростовского, Ф. М. Нагого и Г. Ю. Захарьина.

2. Ход восстания

Главную силу восставших составляли московские «тяглые» люди, нёсшие основное налоговое бремя.

Волнения начались сразу после огромного пожара 21 июня 1547. Люд собрался на вече на Соборной площади, где разбушевавшаяся толпа растерзала Ю. В. Глинского, родственника царя. Оставшиеся после пожара дворы Глинских были сожжены и разграблены. После убийства князя 29 июня бунтовщики явились в село Воробьёво, где укрылся Иван IV, и потребовали выдачи остальных Глинских. С большим трудом удалось уговорить толпу разойтись, убеждая её, что их в Воробьёве нет. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их.

3. Последствия

Московские события показали юному правителю разительное несоответствие между его представлениями о власти и реальным положением дел. Первые же шаги самостоятельного правления поставили его лицом к лицу с бунтующим народом, поднявшим руку на царскую семью.

Московское восстание привело к падению рода Глинских.

Именно в то время появился священник Сильвестр, который «опустил царя с небес на землю», сказав, что пожары - гнев Божий, обрушившийся на царя за его неправедные поступки…

Историк Зимин не исключает возможности того, что с Московским восстанием был связан организованный побег из Москвы Феодосия Косого и его приспешников. Эту догадку поддержал Клибанов.

Список литературы:

1. Карамзин Н. М. Указ, соч., с. 559

2. История Москвы. Иоан IV Грозный.

3. Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники… С.183.

4. Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв. С. 270.

На семнадцатом году жизни, 13 декабря 1546 года, Иван объявил митрополиту, что хочет жениться. На другой день митрополит отслужил молебен в Успенском соборе, пригласил к себе всех бояр, даже опальных, и со всеми отправился к великому князю. Иван сказал Макарию: «Сперва думал я жениться в иностранных государствах у какого-нибудь короля или царя; Но потом я эту мысль оставил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого Бог благословит по твоему благословлению». Митрополит и бояре, говорит летописец; заплакали от радости, видя, что государь так молод, а между тем ни с кем не советуется.

Но молодой Иван тут же удивил их еще другою речью. «По благословлению отца митрополита и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители цари и великие князья, и сродник наш Владимир Всеволодович Мономах на царствие и на великое княжение садились; и я так же этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть». Бояре обрадовались, хотя - как видно из «писем Курбского - некоторые и не очень обрадовались тому, что шестнадцатилетний великий князь пожелал принять титул, который не решались принять ни отец, ни дед его, - титул царя. 16 января 1547 года совершено было царское венчание, подобное венчанию Дмитрия-внука при Иване III. В невесты царю выбрали Анастасию, дочь умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Современники, изображая свойства Анастасии, приписывают ей все женские добродетели, для которых только находили они имена в русском языке: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, не говоря уже о красоте, соединенные с основательным умом.

НАЧАЛО БЫЛО БЛАГИМ

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ЦАРЬ

Святейший император Максималиан, вследствие многих побуждений, особенно по настоянию послов Московскаго государя, дал ему следующий титул: «Светлейшему и могущественному государю, царю Иоанну Васильевичу, повелителю всей Руси, великому князю Владимирскому, Московскому, Новгородскому, государю Псковскому, Смоленскому и Тверскому, царю Казанскому и Астраханскому, единственному другу и брату нашему».

А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. Девизом великаго князя Иоанна Васильевича было: «Я никому не подвластен, как только Христу, Сыну Божию».

ЛЕСТНИЦА С ЗОЛОТЫМИ СТУПЕНЯМИ

В отличие от Византии, на Руси было установлено правило, согласно которому помазанником Божиим становится именно представитель исключительного рода, само происхождение которого связано с тайными судьбами всего мира (Рюриковичи воспринимались как последняя и единственно законная монархическая династия, родоначальник которой, Август, жил во времена боговоплощения и правил в ту эпоху, когда «Господь в римскую власть написася», то есть был внесен в перепись населения как римский подданный). С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями («златыми степенми»), ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них».

Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А.М.Курбскому. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства».

ГРОЗНЫЙ О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? <...>

Разве же это «супротив разума» - сообразоваться с обстоятельствами и временем? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым. <...> Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же - милосердие и кротость, злым же - жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел. И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой-предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости? Что же может быть подлее твоего коварного умысла? Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей. <...>

Неужели же ты видишь благочестивую красоту там, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев-изменников, а царь им повинуется? А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось - того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову! <...>

Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет? <...>