1968 год високосный или нет. Почему бывают високосные годы? Високосный год приметы и суеверия

Смена времен года - одна из любимых тем русских художников-пейзажистов, и это неудивительно. Уловить незаметные обычному человеку переходные состояния природы, передать оттенки настроения, тонкости той или иной цветовой гаммы - все это требует особого мастерства и особой душевной чуткости живописца. Наиболее благодатными в плане подбора материала, пластичности и выразительности признаются многими художниками осенний и весенний периоды.

Общая характеристика

Саврасов и Левитан, Юон и Виноградов, Венецианов и Остроухов, Куинджи, Шишкин - вот самый скромный перечень лучших отечественных мастеров. Рассматривая их работы, давайте попробуем понять: какой же он - русский весенний пейзаж? Картины «Грачи прилетели», «Март», «Первая зелень» и другие погружают нас в радостное и просветленное состояние пробуждения природы, таяния снегов, сверкания солнца на первой сочной зелени. Праздник жизни, света, радости, предвкушение обновления не только внешнего мира, но внутреннего человеческого «я» художника - таков, например, левитановский весенний пейзаж. Картины «Весна. Большая вода», «Март» буквально излучают солнечный блеск и тепло. Мы чувствуем пряную свежесть и сладость воздуха, слышим дробь капели и звонкий гомон птиц. Каждая встреча с таким живописным полотном помогает еще и еще раз пережить счастье бытия, войти в гармонию с природными ритмами и законами. Ведь жажду обновления, надежды на лучшее, собственную душевную молодость мы яснее и острее чувствуем именно весной. Потому весенний пейзаж или встречи с природой «вживую») олицетворяет для большинства людей возможность начать все заново, войти в иное русло, стать лучше, чище, просветленнее. Постараемся и мы понять и почувствовать это, анализируя в данной статье некоторые из перечисленных полотен.

Саврасовские «Грачи»

Мотивами прощания с зимними морозами и снегами, с унылой тоской и внутренним холодом пронизан весенний пейзаж картины Саврасова, ставшей, по сути, визитной карточкой художника. Написанная и выставленная в 1971 году, она сразу же стала предметом обсуждения, одобрения и признания истинного таланта ее создателя. «Чудесным», «истинно весенним» назвал это полотно собрат Саврасова по «цеху художников». Что видим мы на нем? Вроде бы все еще скучные зимние снега, обнаженные деревья, нахохленные жалкие деревенские домики, силуэт церкви и серое небо с редкими голубыми просветами. Холодно, сыро, неуютно. А вы вглядитесь внимательнее! И вот уже становятся заметны иные детали. По лицу словно пронеслось мягкое дуновение теплого весеннего ветерка. Пруд растаял, в ноздреватом снеге тоже - там и тут - видны проталины. И, самое главное, ветви пока еще голых деревьев весело и оживленно обживают грачи - неугомонные вестники наступающей весны. Как отмечает Бенуа, в последние годы перед появлением саврасовской картины маслом весенние пейзажи буквально заполонили художественные выставки. Но именно «Грачи» оказались отмечены той печатью вдохновения, которая отличает истинные шедевры от подделок.

Мартовские мотивы в работе Левитана

Подхватывает весеннюю эстафету другой корифей пейзажного жанра - Исаак Левитан. Его «Март» - удивительно яркая, светлая, праздничная картина. Она пропитана солнечным теплом, излучает его и каждой деталью подчеркивает неотвратимую гибель зимы. Небо глубокое, синее, подтаявшая разъезженная дорога, распахнутые двери дома, сияние березовых стволов в редкой пожухлой прошлогодней листве, савраска, мирно дремлющая под согревшими ее лучами солнышка - все это наводит нас на мысли о совсем скором наступлении по-настоящему жарких дней. Левитановский весенний пейзаж, рисунки которого знакомы нам еще со школьной скамьи, глубоко русский, национальный. Но понятен и близок он любому, кто тянется к прекрасному и любит природу.

Особенности детского восприятия

Не секрет, что приобщение к произведениям искусства требует большой и напряженной внутренней работы. Душа наша обязана трудиться - учиться сопереживать, сочувствовать, сострадать. Это сложный процесс, учить которому нужно человека с малых лет. А помочь могут весенние пейзажи-картинки для детей. Нежный и хрупкий подснежник, покачивающий прекрасной головкой на тонком темно-зеленом стебельке; изображение огородно-полевых работ, первый дождь и первая радуга, синичка на веточке с маленькими клейкими листочками - такие зарисовки создают близкий и узнаваемый помогают осмыслить особенности смены времен года и вводят ребенка в новый мир, имя которому - Природа и Жизнь.

Весна в картинах русских художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего мартовского снега, в сочных красках тянущихся к солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей.

Картина художника-передвижника Алексея Саврасова стала одной из ключевых в русской живописи. Эта картина - тихий гимн русской природе, весне, которая еще только начинается, весеннему настроению, которое только пробуждается в нас.

Богатство мира живописи в этой работе открывает нам Пётр Кончаловский. Картина «Сирень в корзине» вызывает немой восторг, поражая буйством и яркостью красок. Множество своих полотен Пётр Петрович посвятил именно сирени. К слову сказать, он был отличным садоводом и любил выращивать цветы.

Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода". Она изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них - почти обязательные для русского пейзажа деревья - березы. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.

Перед нами картина известнейшего русского пейзажиста Исаака Левитана - «Март».
Глядя на это полотно, несомненно, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания и томления. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалёку дома, которая ждёт своего хозяина.

Известнейшая картина Константина Фёдоровича Юона - «Мартовское солнце». Этот пейзаж раскрывает нам радостное ощущение скорого прихода весны, хотя вся земля укутана белоснежным снежным покрывалом. Белолицые берёзки, собравшись в кружок, с нетерпеньем ожидают прихода весны, которая подарит им ярко-зелёные, новые одежды. А старые грабы, извиваясь, неторопливо тянутся своими тяжелыми ветвями к солнечному свету. Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов и голые верхушки деревьев. Резные деревенские дома, немного наклонившись, подставляют свои бока мартовскому тёплому солнцу, зная наверняка, что, хотя тепло это обманчиво, весна скоро вступит в свои права.

На этой картине художник С.А Вмноградов отобразил только самое начало весны. Ранняя весна. Снег ещё лежит плотно, и чтобы пройти к дому, приходится протоптать тропинку. Небо таит в себе тревогу, и хотя серые, зимние тучи нависают над миром, их уже рвут кое-где синие лоскутки весеннего сияния.
Обратите внимание на краски. Деревья как будто нарочито пестрят весенними красками, как бы обгоняя пробуждение природы, несмотря на еще влажные голые ветви, они наделены сочными яркими красками, предвещая приближение долгожданного тепла.

Картина Константина Юона "Весенний солнечный день" поднимает настроение с первого взгляда. Столько там ярких разноцветных красок, столько света и солнца, столько радостных эмоций. Это сложная композиция - городской пейзаж и жанровая картина с большими группами людей. Автор с какого-то небольшого возвышения, может быть, с крутого пригорка, смотрит на провинциальный городок, залитый солнечными лучами.

А.Г Венецианов изобразил не обычную крестьянку, а сказочный образ весны, воплощенный в красивой женщине. Именно такой прекрасной, легкой, нарядной, молодой представилась ему весна, легко ступающая по земле, обновляющая мир, успокаивающая детей, ведущая за собой природу. Вдали есть еще две такие же работающие группы, что утраивает образ, говорит о том, что весна наступает повсеместно.

Илья Семенович Остроухов (1858-1929) родился и вырос в Москве и все свое творчество посвятил пейзажам средней полосы России. Одной из самых известных его картин, находящейся в Государственной Третьяковской Галерее является картина «Первая зелень», написанная в 1887-1888 г.г.
Для тех, кто знает и любит Подмосковье, картина «Первая зелень» будет легко узнаваемой - так много в этих местах подобных уютных и милых сердцу и глазу уголков природы. И смешанный лес, в котором соседствуют ели, березы, клены и липы, и маленькие живописные речушки, на берегу которых сидят сказочные Аленушки - все это сразу узнают те, кто вырос среди этой красоты.