Анализ о дряни маяковский кратко. Краткий анализ стихотворения маяковского "о дряни"

Обращение к будущему – способ забыть о настоящем. Именно по этому принципу пишется фантастика. А когда будущее становится частью твоей жизни, как это произошло с писателями и поэтами начала ХХ века, то остается только верить в это самое будущее. Владимир Маяковский свято верил в то, что придет «в коммунистическое далеко», что его «стих громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо». Поэтому и воспринимал он поэзию как участницу строительства жизни. При этом, стремясь подстегнуть время, обогнать его, поэт чувствовал, что отстает от него, как бы переходит в разряд отжившего:

С хвостом годов я становлюсь подобием
Чудовищ ископаемо-хвостатых.

Возможно, поэтому и усиливаются в его творчестве сатирические мотивы . И если в предреволюционные годы сатира была направлена против толпы, бесчувственной к словам поэта, то когда революция свершилась, сатирической мишенью Владимира Маяковского стали ее враги, прежде всего, внутренние. Например, мещане, которые не были пережитком прошлого. Мещанство, увиденное Маяковским, – порождение настоящего, а значит, вполне живучее, даже процветающее, особенно в условиях строительства новой советской жизни.

Одним из первых ударов по этому явлению Маяковский наносит в стихотворении «О дряни» , анализ которого и будет далее представлен. Первые строки стиха «Слава, Слава, Слава героям!!!» сменяются едкой издевкой над «мразью» , сумевшей выжить под натиском революционных бурь, приспособиться, свить себе «уютные кабинеты и спаленки» .

У Маяковского мещане не просто отвратительны, потому что намозолили «от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники» , они опасны уже потому, что ловко оказываются, «наскоро оперенья переменив» , в государственном аппарате, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений (ярко воспроизведенную год спустя в стихотворении «Прозаседавшиеся»).

Наверное, намного больше поэта страшит атмосфера, которую создают вокруг себя мещане, озабоченные тем, чтобы «утихомирились бури революционных лон» и «подернулась тиной советская мешанина» . Такая атмосфера тщательно прорисована с помощью бытовых деталей, обозначенных точно и выразительно. Например, непременный атрибут советского времени – портрет Маркса (видимо, вместо иконы). Или газета «Известия», ставшая подстилкой котенку. Разве это не кощунственно? А лоснящаяся самодовольством («от самовара разморясь» ) физиономия советского чиновника, не забывающего даже дома называть жену по-партийному: «Товарищ Надя!» А «партийный товарищ» под стать своему мужу: она не только «за пианином обучающаяся» , она еще хочет «с эмблемами платья» , так как «без серпа и молота не покажешься в свете!»

Быт в стихотворении «О дряни» - это не предмет сатирического обличения, это способ выражения политической сущности явления, называющегося мещанством . Принадлежащие к этому классу люди порождены, как ни странно, революционной эпохой, но способны лишь опошлить связанные с революцией представления. Каждая деталь той обстановки, которую они создают вокруг себя, заставляет иначе оценить принадлежащие революции понятия. Даже слово «Реввоенсовет» , то есть Революционный военный совет республики, оказывается связанным со словом «бал» , на котором Надя и собирается «фигурять» в платье с эмблемами. Что может быть нелепее связи подобных понятий?

Маяковский часто говорил о том, как рождаются сатирические произведения. Работа начинается с выбора темы , «напрашивающейся на издевательство». Именно такая тема и лежит в основе стихотворения «О дряни». Но издевка прозвучит лишь в том случае, если в стихе будет «заострено слово». Некоторые приемы подобного заострения Маяковский перечисляет: это «выделка хлыстов-рифм», эксцентричность выводов, абсурдный гиперболизм.

В стихотворении «О дряни» - полный набор. Во-первых, это убийственно резкие рифмы : «мурло мещанина» , «зады» , «мразь» , резкость которых достигается и грубыми, бранными словами. Во-вторых, эксцентричность выводов действительно потрясает:

Страшнее Врангеля обывательский быт.

И конечно, гротесковый финал , в котором смотрящий со стенки Маркс «разинул рот да как заорет» . Настоящий театр абсурда, в действие которого оказываются вовлеченными все читатели этого стихотворения.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский - один из известнейших поэтов Серебряного века. Его произведения давно стали классикой и были включены в школьную программу. Маяковского «О дряни», которое также входит в будет проведен в этой статье.

Творчество Маяковского

Общей чертой всего поэтического наследия Маяковского является неизменная сатирическая направленность. Не случайно уже на ранних этапах творчества поэт публиковался в журнале «Сатирикон».

Темы и пороки постепенно изменялись и трансформировались, но сохраняли свою актуальность и полностью отражали дух эпохи. Беспощадный, издевательский смех поэта неизменно попадал в цель. Маяковский обладал невероятной способностью подмечать все язвы и недостатки окружающей действительности и выставлять их напоказ в неприглядной и ироничной форме. Сам поэт близко к сердцу принимал изъяны своей страны и считал своим долгом громогласно заявлять о них.

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» является отличной иллюстрацией сатирического таланта поэта.

Общий план анализа

Любое стихотворение анализируется по традиционному общему плану, который и будет приведен ниже:

  • Тема и идея - определяется главная мысль произведения.
  • Композиционное своеобразие - строение произведение, сюжет, структура.
  • Образы главных героев.
  • Кроме вышеозначенных пунктов могут быть рассмотрены выразительные средства.

Таким образом, можно провести анализ стихотворения Маяковского «О дряни» по плану.

Анализ стихотворения

Рассматриваемое стихотворение, несомненно, относится к сатире. Оно было написано в 1921 году и является гневным протестом Маяковского против мещан. Эта категория людей смогла не только пережить революцию, но и хорошо устроиться при новом режиме, не изменив ни своих ценностей, ни представлений о мире. Как гражданский поэт и верный сторонник революции Маяковский не может спокойно смотреть на подобную язву, образовавшуюся в недавно созданном лучшем и светлом мире. Именно это возмущение поэта легло в основу стихотворения.

Итак, как провести анализ стихотворения Маяковского «О дряни» по плану? Ниже представим разбор произведения, выполненный согласно указанной выше структуре.

Тема и идея стихотворения

Как уже было отмечено выше, в центре повествования находятся мещане. Один из главных их изъянов - вещизм, то есть желание обладать красивыми и дорогими предметами. Маяковский с присущим ему идеализмом не может допустить мысли, что в советской стране люди будут ценить лишь уют, комфорт, благополучие и сытость, пренебрегая общественным долгом и служением новой власти. Обличение мещанства происходит в грубой, резкой и даже жестокой форме.

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» можно начать с первых же строк произведения, где поэт дает понять, что мещане как сословие не вызывают у него неприязни: «Меня не поймаете на слове, я вовсе не против мещанского сословия. Мещанам без различия классов и сословий мое славословие». Другое дело - мещанское мышление и образ жизни, заключающиеся в заботе только о своем достатке и благополучии. Именно такой назван поэтом «дрянью». Они быстро приспособились к новым условиям, «оперенье переменив», хорошо устроились, заняв высокие посты «в различных учреждениях». При этом от них нет никакой пользы, так как они не работают, а лишь протирают зады.

Поэт не может смириться с таким положением дел, он гневно и метко обличает стремление мещан к богатству, их приспособленчество. Такие люди могут лишить все перемены смысла, похоронив идеи о братстве и равенстве под кучами вещей и чувством собственной значимости. Именно поэтому в стихотворении слышны нотки обиды и раздражения поэта.

Герои стихотворения

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» кратко можно начать как раз с описания действующих лиц. Как такового лирического героя в произведении нет, его место занимают ничтожные и мелочные мещане. Внешне эти люди создают впечатление, что живут по законам нового строя. Их быт наполнен советской символикой и атрибутикой: картина Маркса, серп и молот на одежде. Даже обращение друг другу - товарищ. Однако это только внешняя сторона их жизни. Главным для них являются не политические идеи и стремление создать нечто новое и совершенное, а собрать как можно больше вещей. Именно материальный достаток и благополучие имеют для мещан ценность. Они думают лишь о себе. Но главная их опасность даже не в их недостойных устремлениях, а в том, как такие люди легко приспосабливаются к новым условиям и продолжают, подобно болезни, разъедать

Эти обыватели опошляют идеи революции и мешают развитию коммунизма. Подобное не приемлет поэт. Именно поэтому в конце стихотворения возникает фантастическая картина: не в силах больше терпеть разговоры мещан, Маркс на портрете оживает и призывает свернуть им шеи.

Композиция стихотворения и изобразительно-выразительные средства

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» с точки зрения композиции включает оценку способов изложения и построения. Огромное значение в стихотворении имеют диалоги мещан, отражающие их ценности и взгляд на мир.

Немаловажными являются и изобразительно-выразительные средства. Например, частое использование уменьшительно-ласкательных суффиксов («потолочек», «спаленка»), что свидетельствует об иронии. В стихотворении много резких, грубых слов: «мразь», «дрянь», «зады». Часто поэт прибегает к гиперболизации, создавая абсурдные картины.

Вывод

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» вкратце можно свести к изложению основной идеи произведения. Она заключается в стремлении поэта искоренить мещанские ценности, которые могут пошатнуть основные принципы коммунизма.

Cлайд 1

Cлайд 2

Слава. Слава, Слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни. Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина. (Меня не поймаете на слове, я вовсе не против мещанского сословия. Мещанам без различия классов и сословий мое славословие.) Со всех необъятных российских нив, с первого дня советского рождения стеклись они, наскоро оперенья переменив, и засели во все учреждения.

Cлайд 3

Намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники, живут и поныне тише воды. Свили уютные кабинеты и спаленки. И вечером та или иная мразь, на жену. за пианином обучающуюся, глядя, говорит, от самовара разморясь: "Товарищ Надя! К празднику прибавка – 24 тыщи. Тариф. Эх, заведу я себе тихоокеанские галифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф!"

Cлайд 4

А Надя: "И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?!" На стенке Маркс. Рамочка ала. На "Известиях" лежа, котенок греется. А из-под потолочка верещала оголтелая канареица. Маркс со стенки смотрел, смотрел... И вдруг разинул рот, да как заорет: "Опутали революцию обывательщины нити. Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните – чтоб коммунизм канарейками не был побит!" 1920-1921

Cлайд 5

Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда оказалось, что не всё так гладко после революции как ожидалось. Маяковский увидел тогда всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его в этом стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Но стоит заметить, что быт в стихотворении – не предмет сатирического обличения, а форма выражения политической сущности мещанства.

Cлайд 6

Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими интересами, интересами мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь») мечтает о «тихоокеанских галифищах», а его жена лишь о том, в чём будет «фигурять», то есть в платье, но с советскими символами: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики. Но на деле он лишь скрылся за опереньем советской символики, в душе остался мещанином.

Cлайд 7

Обыватель, порождённый революционной эпохой, может только испортить и опошлить революционные представления, а значит и коммунистические. В конце В. Маяковский стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и призывает свернуть шеи «канареицам», то есть мещанам. Мещанину автор подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы», которая серьёзно может «побить» коммунизм.

Cлайд 8

Поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («спаленки», «потолочек»), что является одним из признаков иронии. Он заменяет нейтральные слова на эмоциональные. Например, фраза «на балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете не может быть бала; слово «бал» – слово старой эпохи.

Владимир Маяковский О ДРЯНИ

Слава. Слава, Слава героям!!!

Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.

(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)

Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленкиИ вечером
та или иная мразь,
на жену.
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
"Товарищ Надя!
К празднику прибавка -
24 тыщи.
Тариф.
Эх, заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать
как коралловый риф!"
А Надя:
"И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!"
На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На "Известиях" лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
"Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните -
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!"

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни»

Раннее творчество Владимира Маяковского ознаменовалось резкой критикой старого мира, который должна была убить, разрушить революция, а на его месте построить новый. Однако обилие тем, проблем, персонажей в сатирических произведениях Маяковского убеждает в том, что «ушедшее» виновато далеко не всегда: сатирического осмеяния достойны многие явления строящейся в Советской стране жизни. Взять хотя бы мещанство, которое не было пережитком прошлого. Оно порождение настоящего, и потому было не только живучим, но и процветающим в условиях новой советской жизни. Одним из первых нанёс удар по этому явлению революционной действительности Маяковский своим стихотворением «О дряни». Этим стихотворением начинается одна из важнейших тем в послеоктябрьском творчестве поэта – тема борьбы с мещанством, с обывательщиной.Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда оказалось, что не всё так гладко после революции как ожидалось. Маяковский увидел тогда всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его в этом стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Но стоит заметить, что быт в стихотворении – не предмет сатирического обличения, а форма выражения политической сущности мещанства.Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими интересами, интересами мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь») мечтает о «тихоокеанских галифищах», а его жена лишь о том, в чём будет «фигурять», то есть в платье, но с советскими символами: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики. Это и портрет Маркса в красной рамке, и газета «Известия». Даже отношения между ними стали советскими («Товарищ Надя!» – обращается муж к жене). На основе только этих фактов, на первый взгляд, можно сделать вывод о том, что «герой» стихотворения глубоко советский человек. Но это не так. На нём лишь оперенье советского человека, а на самом деле он мещанин, и многие мещанские признаки налицо: пианино, самовар. Маяковский своим чутким сердцем почувствовал опасность таких людей, так как они скрылись за опереньем советской символики, а на самом деле это всё те же обыватели с мещанскими интересами. Они опасны ещё и потому, что ловко втираются в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Поэта ужасала и мещанская атмосфера, которую несёт с собой обыватель, озабоченный тем, чтобы «утихомирить бури революционных лон», чтобы «подёрнулась тиной советская мешанина». Обыватель, порождённый революционной эпохой, может только испортить и опошлить революционные представления, а значит и коммунистические. Для усиления этой мысли В. Маяковский в конце стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и призывает свернуть шеи «канареицам», то есть мещанам. Мещанину автор подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы», которая серьёзно может «побить» коммунизм. Отчасти этим образом Маяковский определяет сатирическое звучание стихотворения. Усиливает это звучание автор многочисленными изобразительно-художественными средствами.Во-первых, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («спаленки», «потолочек»), что является одним из признаков иронии. Во-вторых, он заменяет нейтральные слова на эмоциональные. Например, фраза «на балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете не может быть бала; слово «бал» – слово старой эпохи. Маяковский также употребляет слова убийственно резкие (мурло, зады, мразь) и сталкивает эти просторечные слова с политическими, то есть использует слова различных лексических групп. И, наконец, употребляя выразительную гиперболу («Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…»), выводит изображение на грань абсурда. Строя фразы по принципу стилевого контраста, Маяковский разоблачает стремление мещан спрятать свою сущность. Всё это усиливает ироническое звучание стихотворения, выражая публицистический характер сатиры В. Маяковского.Сатира Маяковского – это острый и язвительный смех, но не надо забывать, что это и тревожный смех. В сатирических стихах поэта чувствуется тревога, беспокойство за общество. Именно поэтому сатира Маяковского актуальна и в наши дни. Она пропитана особым чувством – чувством искренности. За это мы считаем Владимира Маяковского одним из самых талантливых людей двадцатого века и любим его!

Маяковский был поэтом, который всегда откликался на происходящие вокруг него события. Во всемирной поэзии ему принадлежала одна из самых исключительных ролей - свой талант Маяковский посвятил революционному обновлению во имя счастья миллионов людей. Для него не существовало тем, о которых поэзия могла бы молчать. В центре произведения «О дряни» читатель видит образ мещанина, который сумел втереться в структуру советского учреждения, но продолжает заботиться исключительно о собственном благополучии. В стихотворении Маяковского «мрази» противопоставлены настоящим героям революции.

Кого обличает поэт

Анализ «О дряни» Маяковского показывает, что произведение является одним из образцов, в которых отражается сатирическое мастерство Маяковского. В каждой из его строчек читатель слышит беспощадный и обличительный смех. Поэт высмеивает тех, для кого новая эпоха в жизни страны была всего лишь периодом, к которому можно и нужно было приспособиться. Также он обличает обывателей, для которых символика советского времени была всего лишь данью моде. С большой ненавистью Маяковский относится к подобным «типам». И чтобы еще больше привлечь внимание своих читателей, поэт «оживляет» портрет К. Маркса: «Маркс со стены смотрел, смотрел… и вдруг да как заорет…».

Анализ «О дряни» Маяковского: необычная лексика

Для того чтобы создать сатирический образ высмеиваемого «мещанина», поэт использует очень специфическую лексику. В первую очередь это большое количество разного рода сниженной лексики: «мурло», «мразь», «дрянь», «головы.. сверните». Также можно прочувствовать иронический настрой поэта через слова его субъективной оценки: «спаленки», «галифища». Подробный анализ «О дряни» Маяковского показывает, что абсолютно неповторимый стиль поэту удалось выработать при помощи неологизмов. Для него они никогда не были самоцелью. Эти необычные слова и фразы поэт использовал для того, чтобы повысить выразительность своих произведений. Например, такие слова, как «фигурять» и «оголтелая канареица».

В произведении поэт также использует и уменьшительно-ласкательные суффиксы (например, слова «спаленки», «потолочек»). Это усиливает сатирическое впечатление от произведения. Также поэт использует вместо обычных, нейтральных фраз слова с эмоциональной окраской. К примеру, это фраза «на балу в Реввоенсовете». Ведь каждый читатель знает, что в советскую эпоху не могло быть никаких балов. Это слово старой эпохи. Фразы поэт строит по принципу резкости, контрастности, таким образом раскрывая сущность мещанина.

Разбор произведения по плану

Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского по плану может включать в себя такие пункты:

  1. Название произведения.
  2. Когда было написано стихотворение, что послужило его написанию. В данном случае - недовольство поэта мещанами.
  3. Художественные средства, используемые поэтом (неологизмы, контраст, уменьшительно-ласкательные суффиксы).
  4. Образ героя. В данном случае это мещанин с его низкими интересами.
  5. Мнение школьника о произведении.

Композиция

Подготавливая анализ «О дряни» Маяковского, школьник может также подчеркнуть: произведение имеет необычное композиционное строение. Конечно, выделение таких блоков в тексте весьма условно. Начинается произведение с хвалебного возгласа поэта: «Слава, Слава, Слава героям!!!». И этот возглас очень резко контрастирует с тем, что будет сказано в дальнейшем. В самом начале читатель уже может заметить горькие сатирические нотки - они являются своеобразным зачином произведения.

Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского демонстрирует, что дальше следует экспозиция, с помощью которой Маяковский разъясняет причины феномена обывательщины в советском государстве. И вся абсурдность и неприглядность образа мещанина и его супруги развивается по ходу произведения. Кульминационной точкой этого стихотворения является «оживление» портрета Маркса, который не выдержал разговора этих людей и ожил. Его экспрессивная речь представляет собой развязку стихотворения.

История создания

Произведение было написано в 1920-1921 годах. В это время уже было понятно, что в стране советов не все так гладко. Маяковский сумел увидеть всю отвратительность жизни мещан и обрисовал этот феномен с присущей ему иронией. Однако необходимо заметить, что мещанский быт, описанный в произведении, не является у Маяковского предметом сатирического обличения. Он лишь выражает истинную сущность мещанской жизни.

Главные персонажи произведения

Проводя краткий анализ «О дряни» Маяковского, необходимо упомянуть о главном действующем персонаже произведения. Это мещанин с его низкими интересами. Его поэт называет «иной мразью». Мещанин мечтает о приобретении разного добра: например, предметом его желаний являются «тихоокеанский галифища». Что касается его супруги, то она тоже не прочь разнообразить свой гардероб. Но платье она хочет непременно с советской символикой. Ведь «без серпа и молота не покажешься в свете». Поначалу может показаться, что мещанин является человеком советской эпохи. Но затем читатель видит, что в действительности его быт наделен признаками другой эпохи - об этом говорит самовар, пианино.

Произведение является не только материалом для подробного анализа сатиры Маяковского. «О дряни» выражает также личные опасения поэта по поводу влияния лицемерных мещан на советский режим. Ведь они скрываются за общепринятыми символами, но в действительности никогда не переставали быть мещанами. Опасными они кажутся Маяковскому еще и потому, что оказываются способными втереться в правительственный аппарат, а именно это порождает вездесущую болезнь бюрократии. Помимо этого, поэт всей душой ужасался от мещанской атмосферы, которая стремилась «утихомирить волны революционных лон».