Анализ стихотворения бунина мать

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация выполнена учителем начальных классов ГБОУ Лицей 1560 города Москвы Кашеренковой Екатериной Викторовной Москва 2017 г.

И.А. Бунин «Матери»

Отгадайте загадку В мире нет её родней, Справедливей и добрей. Я скажу, друзья вам прямо - Лучше всех на свете…

Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать... Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное – МАТЬ! Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний, Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней. Для чего человеку МАМА?

Иван Алексеевич Бунин Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.

Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”

И.А. Бунин «Матери» откройте учебник на стр. 116, прочитайте стихотворение

Лампадка – небольшой сосуд с фитилём, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.

Кроткий голос – покорный, смирный. Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку. Полушепот – тихая речь. Глаза туманя – засыпая Очаруешь – произвести неотразимое впечатление. Сумрак – полумрак, неполная темнота.

Подарок маме Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года, Чтоб от раскаянья не плакать, Вовек: нигде и никогда Не заставляйте маму плакать.

Домашнее задание Учебник стр. 116 выразительное чтение стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Иван III" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Рабочая программа и КТП по русскому языку 2 класс автор С.В. Иванов

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану...

Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"

Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...

Сочинение-повествование по картине В.М. Васнецова "Иван-Царевич на Сером волке"

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видн...

  • Подготовка к чтению.
  • Лампадка - небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
  • Кроткий голос - покорный, смирный.
  • Ангел - хранитель - в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.
  • Полушепот - тихая речь.
  • Глаза туманя - засыпая
  • Очаруешь - произвести неотразимое впечатление.
  • Сумрак - полумрак, неполная темнота.

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел - хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

  • Анализ произведения

8.Физкультминутка

Дружно помогаем маме

Потянулись,

Остановились.

10.

  1. Нет друга нежнее матери.

11.Рефлексия деятельности

  • После урока мне захотелось…..
  • Сегодня я сумел……

12.Подведение итогов

Мама - это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты - стихи, а композиторы - песни.

Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина - это, прежде всего мама, начало жизни.

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

13.Домашнее задание.

Использованная литература.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения: "Матери" Иван Бунин »

Урок литературного чтения 2 «а» класс

Тема: И. Бунин «Матери»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Козьменкова В.Н.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Наримановского района «СОШ №2»

Учитель Козьменкова Валентина Николаевна.

2014 год

Урок чтения во 2 «а» классе

Тема: Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.

Цель: познакомить учащихся с произведением И. Бунина «Матери»; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснить отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Оборудование : портрет И.Бунина, выставка книг, текст для речевой разминки, презентация к уроку, учебник Родная речь 2 класс, часть 2, карточки с пословицами.

Образовательная: Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.

Развивающая: Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.

Воспитательная: Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.

Ход урока

1 Самоопределение к деятельности

2.Проверка д/задания

Выразительное чтение стихотворений.

3. Актуализация знаний

Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет?

Да, мы видим образ женщины-матери.

Что вы скажите о взаимопонимании мамы и дочки?

Они любят друг друга, относятся друг другу с нежностью.

4.Постановка целей урока.

Давайте ответим на вопрос.

Для чего человеку мама?

5. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

-Мама, все поймет и простит.

- Она принимает тебя таким, какой ты есть.

- Она любит тебя за то, что это ты.

- Потому, что она дала мне жизнь.

- Это самый родной человек.

Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать...

Есть в мире слово самое простое

и самое возвышенное – МАТЬ!

Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,

Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней.

6. Постановка целей урока

Какие цели урока поставим перед собой?

(Познакомиться с творчеством И.Бунина, развивать навыки беглого чтения, работать над пословицами)

7. Работа по теме урока

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.

    Подготовка к чтению.

    Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.

    Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.

    Полушепот – тихая речь.

    Глаза туманя – засыпая

    Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.

    Сумрак – полумрак, неполная темнота.

    Чтение стихотворения учителем.

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел – хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

Понравилось вам это стихотворение? Чем?

От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)

Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (чувство любви к матери)

Так кем же была мама для поэта? (ангелом хранителем)

    Анализ произведения

Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.

2. Составление картинного плана.

Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.

Какие картины вы себе представили?

3. Составление партитуры чувств.

Какие чувства они у вас вызывают?

8.Физкультминутка

Дружно помогаем маме

Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)

Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)

Потянулись,

Остановились.

Хорошо мы потрудились! (погладили себя по голове)

9.Продолжение работы по теме урока

Прочитайте стихотворение на с.116

Что вам вспомнилось при чтении этого стихотворении?

Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте вопрос к классу.

Прочитайте стихотворение выразительно.

10. Включение новых знаний в систему

    Работа с пословицами в группах.

На партах лежат карточки с частями пословиц о матери. Составьте.

Какая на ваш взгляд пословица больше соответствует стихотворению И.Бунина?

    Нет друга нежнее матери.

    При солнце тепло, а при матери добро.

    Птица рада весне, а дитя матери.

    Материнская молитва со дна моря вынимает.

11.Рефлексия деятельности

Выберите и продолжите любое предложение:

    На сегодняшним уроке я узнал…..

    На этом уроке я похвалил бы себя……

    После урока мне захотелось…..

    Сегодня я сумел……

12.Подведение итогов

Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.

Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама, начало жизни.

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Как вы поняли эти строки из стихотворения?

Как ваша мама заботится о вас?

13.Домашнее задание.

Выучить стихотворение о маме или бабушке наизусть.

Использованная литература.

    Л.Ф. Климанова, учебник «Родная речь» Москва «Просвещение» 2006

    С.В. Кутявина, Е.С. Гостимская, поурочные разработки по литературному чтению, МОСКВА «ВАКО» 2006

    Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова, «Литературное чтение. Справочник» Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА 2010

    Журнал «Начальная школа» №1, 2012 г.

    Журнал «Учитель Приморья» №3, 2011г.

    «Деятельностный подход в обучении», И.Н.Корбакова, Л.В.Терешина

    http://www.zooeco.com/0-jeti/0-jeti304-3.html

    http://dino.disneyjazz.net/dr0.html

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/

    http://www.mystic-chel.ru/primeval/provenance/

Людмила Александровна Бунина

Семья Буниных очень ярка, самодовлеюща, с резко выраженными чертами характеров, страстей и дарований. Несмотря на вечные споры между некоторыми членами этой семьи, частенько переходящие в ссоры, а еще быстрее снова проходящие, все они были сильно привязаны друг к другу, легко прощая недостатки каждого, и считали себя какой-то особенной семьей, как это часто бывает в семьях, где мать самоотверженна, любит детей до самозабвения и, вероятно, незаметно для себя внушает им, что лучше их нет никого на свете .

Маргарита Валентиновна Голицына (урожд. Рышкова), троюродная племянница Бунина:

Насколько я помню Людмилу Александровну ‹…›, она была небольшого роста, всегда бледная, с голубыми глазами, неизменно грустная, сосредоточенная в себе, и я не помню, чтобы она когда-нибудь улыбнулась .

Вера Николаевна Муромцева-Бунина:

Людмила Александровна, рожденная Чубарова, происходила ‹…› из хорошего рода. Она была дальней родственницей Алексею Николаевичу (отцу Бунина. - Сост.), и в ней текла бунинская кровь. Мать ее была в девичестве Бунина, дочь Ивана Петровича.

Людмила Александровна была культурнее мужа, очень любила поэзию, по-старинному нараспев читала Пушкина, Жуковского и других поэтов. Ее грустная поэтическая душа была глубоко религиозной, а все интересы ее сосредоточивались на семье, главное, на детях. ‹…›

В деревне она почувствовала одиночество: в Воронеже Алексей Николаевич почти никогда не отлучался надолго, были и знакомые, и родные. А здесь он неделями пропадал на охоте, гостил у соседей, а она только по большим праздникам ездила в село Рождество, да к матери в Озерки. Старшие сыновья были заняты своим: Юлий по целым дням читал Добролюбова, Чернышевского, так что нянька говорила ему: «Если будете так все время в книжку глядеть, то у вас нос очень вытянется…» Да и жил он в деревне только на каникулах, и у матери сжималось сердце при мысли, что ее первенец вот-вот уедет за четыреста верст от дому! Евгений немного занимался хозяйством, это было ему по душе; ходил на «улицу», - на сборище деревенской молодежи, где под гармонию плясали и «страдали». ‹…› Он купил себе дорогую гармонию-ливенку и все досуги упражнялся на ней. И мать все время проводила с Ваней, все больше привязываясь к нему, избаловала его донельзя .

Лидия Валентиновна Рышкова-Колбасникова:

Людмила Александровна была женщина суровая, неприветливая, ей много пришлось пережить из-за беспечности мужа .

Вера Николаевна Муромцева-Бунина:

Мать имела характер меланхолический. Она подолгу молилась перед своими темными большими иконами, ночью простаивала часами на коленях, часто плакала, грустила. ‹…›

А тревожиться и горевать у нее уже были основательные причины: долги все росли, дохода с хутора было мало, а семья увеличивалась - было уже пять человек детей .

Евгений Алексеевич Бунин (1858–1935), старший брат писателя:

У нас еще был маленький братишка Анатолий, и за ним ходила кормилица Наталья. Она была в то время солдатка. Как-то, в отсутствие моих родителей, заявился из солдат ее муж пьяный, начал к ней придираться и хотел ее ударить. Она, думая, что он не дерзнет ее с ребенком бить, подставила ребенка, а он размахнулся, удар пришелся по ребенку, тот закатился неистово. Все это скрыли. Мать моя приехала и не могла понять, отчего мальчик так кричит, а кормилица не сказала. Его нельзя было ничем унять. Послали за фельдшером, тот осмотрел и сказал, что у него перелом ключицы. Повезли его в Елец, но было уже поздно. Мать его день и ночь носила на руках, так что, помню, все плечо у нее было черное. Он, бедный, страшно страдал… и как грустно было слушать, когда несчастный плакал. Мать так, бедная, плакала, что, я думаю, не ручьи, а реки слез пролила. Конечно, он скоро скончался в муках .

Вера Николаевна Муромцева-Бунина:

Вообще она была сильной и здоровой женщиной до своего заболевания астмой, - ей ничего не стоило, например, таскать детей из ванны на руках чуть ли не до четырнадцатилетнего возраста, чтобы они не простудились .

Евгений Алексеевич Бунин:

Нас с братом Юлием отвезли в Елец, в частный пансион для подготовки в гимназию ‹…› Дома же оставались в Бутырках наши родители и трое детей. Старший Костя, лет пяти, болезненный, очень бледный блондин с черными очаровательными глазами, за которые его прозвали вальдшнепом, сестренка Шура, лет трех, и мальчик Сережа, кажется, девяти месяцев. И вот как-то приезжает к ним сестра моего отца - старая девица, святоша, вроде бабушки Ольги Дмитриевны. Из усердия она помазала святым маслицем всех троих детишек. Мать моя, конечно, не подозревала, что эта сумасшедшая тетенька предварительно ходила по дворам деревни Каменки и мазала этим маслицем больных детей крестьянских. На второй или третий день все дети заболевают и на той же неделе умирают от крупа. Можно представить, каково это было пережить моей матери .

Из книги Иванькиада автора Войнович Владимир Николаевич

Вера Ивановна Бунина Мне советовали обратиться к Вере Ивановне Буниной. Она у нас в кооперативе Председатель (тоже небось надо с большой буквы) ревизионной комиссии. То есть той самой комиссии, которая обязана наблюдать, чтобы правление вершило свои дела в соответствии с

Из книги Жизнь Бунина и Беседы с памятью автора Бунина Вера Николаевна

ПОЭЗИЯ И ПРАВДА БУНИНА Поэт Дон Аминадо сказал о И. А. Бунине (1870-1953), вспоминая день, когда его не стало:– Великая гора был Царь Иван!Возвратившись из Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем – места вечного успокоения того, кто так страстно любил жизнь и столь вдохновенно писал

Из книги Литературные портреты: По памяти, по записям автора Бахрах Александр Васильевич

Жизнь Бунина 1870-1906

Из книги Бунин. Жизнеописание автора Ба­бо­ре­ко Александр Кузь­мич

Последний день Бунина Одной из больших удач моей жизни я считаю встречи, а иной раз - говорю это без преувеличения или желания прихвастнуть - и очень дружеские отношения с рядом людей, которых принято называть «людьми выдающимися». Одним из них был Иван Алексеевич

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. БУНИНА 1870, 10 октября - родился в Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство прошло «в одном из небольших родовых поместий», на хуторе

Из книги Иван Шмелев. Жизнь и творчество. Жизнеописание автора Солнцева Наталья Михайловна

Дм. Черниговский «СОВЕТСКАЯ ХРОНИКА» ИВАНА БУНИНА Здесь впервые публикуются уникальные секретные материалы бывших КГБ СССР и МИД СССР, ныне - архива Службы внешней разведки РФ и Архива внешней политики РФ. Как удалось их обнаружить и рассекретить - сюжет для отдельной

Из книги Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие автора Быкова Ольга Петровна

XIV Пасха 1933 года Юбилей Чествование Бунина Новая квартира «Няня из Москвы» Знамение Французские Альпы Знаменательной в 1933 году оказалась Пасха. В Великую субботу у Шмелева усилились боли, его одолевала слабость. Вдруг навалилась печаль оттого, что три года не был у

Из книги Цветаева без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

XIX «Темные аллеи» Бунина Об отношении к Советам «О тьме и просветлении» И. А. Ильина Летом 1945 года Бунин публично читал свои произведения. Шмелеву он приглашения не прислал. Читал то, о чем Шмелев не писал. Читал то, что Шмелев считал недостойным бунинского таланта и миссии

Из книги Близкие люди. Мемуары великих на фоне семьи. Горький, Вертинский, Миронов и другие автора Оболенский Игорь Викторович

Творческий путь И. Бунина В течение довольно длительного времени, вплоть до «Деревни» (1910) и «Суходола» (1911), творчество Бунина не было в центре внимания читающей публики и критики. Его поэзия, вопреки декадентской моде продолжавшая традиции А. Фета, А. Майкова, Я.

Из книги Бунин без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Традиции Л. Толстого у Бунина Обличительная устремленность «Господина из Сан-Франциско» в целом невольно заставляет вспомнить страницы Толстого. В еще большей степени это относится к главному герою рассказа, к бесцельно прожитой им жизни, респектабельной внешне,

Из книги Господь управит автора Авдюгин Александр

Мать Мария Александровна Мейн Анастасия Ивановна Цветаева:Высокая, темноволосая (в раннем детстве нашем мама носила прическу, затем сняла косу, и над высоким лбом ее я помню волнистые волосы). Черты ее удлиненного лица не были так женственны и гармоничны, как у первой жены

Из книги автора

Мария Миронова (жена Александра Менакера и мать Андрея Миронова) Мать. «Я прожила жизнь хорошо» ИЗ ДОСЬЕ: «Мария Владимировна Миронова - актриса, народная артистка Советского Союза. Выступала на эстраде в дуэте со своим мужем, актером Александром Менакером. Дебютировала

Из книги автора

Сестра Мария Алексеевна Бунина Вера Николаевна Муромцева-Бунина:Вошла молодая брюнетка с живыми горячими глазами, в белой блузке, черной юбке, и сразу очень оживленно стала занимать меня.Я не поняла, что это Марья Алексеевна, - как не похожа была она на братьев! }