Анализ стихотворения заболоцкого одинокий дуб. Николай заболоцкий - одинокий дуб

1. Вообразите одинокий дуб среди безжизненных равнин. Какое чувство может вызвать узловатый дуб с торчащими отрепьями?

Чувство одиночества, жалости, сопереживание.

2. Почему поэт сумел увидеть его спокойным, прекрасным и способным источать янтарь и петь колоколом славы?

Этот неказистый дуб, ветки которого напоминают скрученные суставы, поэт наделяет не только огромной физической, но и духовной силой, потому что дуб сам по себе – символ мудрости, терпения, силы, благородства, мощи. Заболоцкий отмечает, что достаточно его ударить, и дерево запоет «колоколом славы, и из ствола закапает янтарь».

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, НАБЛЮДАЕМ

1. Какой смысл вкладывает Заболоцкий в стихотворение «Одинокий дуб»? Что помогает нам понять авторский замысел?

Автор трансформирует понятие серых масс, утверждая, что не только они создают мощь советской страны, но и государство делает их сильнее, выносливее и мудрее. Характеризуя дуб (этот образ поэтом также используется отнюдь не случайно, так как это дерево является одним из самых крепких и долговечных), Заболоцкий указывает на то, что он «важен и спокоен». А чувство одиночества, присущее любому индивидууму, который не готов становиться безымянным винтиком в прожорливой государственной машине, лишь закаляет духовные качества человека, которого поэт отождествляет с вековым исполином.

2. Определите, какой художественный приём использовал поэт в стихотворении. Вспомните, при изучении каких произведений вы с ним встречались ранее.

Дубу характерны, как и человеку - внутренняя стойкость, душевная сила, мужество. Похожий прием используют в совеем творчестве Крылов, его басни, Лермонтов, его стихи.

3. Попытайтесь раскрыть аллегорический смысл центрального образа в этом стихотворении. Какие слова и отдельные выражения намекают на аллегорию? Как вы думаете, что может быть общего в облике и судьбе одинокого дуба и человека, прошедшего через трагедии ХХ века?

Аллегорический смысл - это стихотворение не о дубе, а о человеческой жизни. «Скрученные суставы, развил, запоет, важен, спокоен - как о человеке

Дубу характерны, как и человеку - внутренняя стойкость, душевная сила, мужество. «Он воин в поле, даже и один», - подчеркивает Заболоцкий, считая, что даже в эпоху провозглашенного равенства и братства, обратной стороной медали которых являются репрессии и беззаконие, даже один-единственный человек способен изменить ход истории. И такими личностями русская земля славится с незапамятных времен, несмотря на то, что у власти зачастую стоят самодуры, не осознающие, в чем именно силах россиян.

РАБОТАЕМ С КАРТИНОЙ

Рассмотрите на форзаце репродукцию картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя…». Что её сближает со стихотворением Н. А. Заболоцкого «Одинокий дуб»? Почему художник назвал свою картину строчкой из русской песни, ставшей народной (автор стихов А. Ф. Мерзляков)? Познакомьтесь с её текстом и мелодией.

Шишкин всегда старался изобразить природу могучей и величественной. Картина «Среди долины ровныя» показывает нам русскую живописную равнину. Эта долина настолько широка и бесконечна, что конца ей нет, и лишь где-то белеет маленький ручеек, виднеется крыша церкви, а на заднем плане видно легкий туман и тонкой ленточкой вьется проселочная дорожка. Мы можем почувствовать глубину картины из-за грамотного чередования творцом насыщенности цветов, которые придают полотну динамичность.

Шишкин великолепно передал нам аромат и всю красоты полевых цветочков, которые растут на просторах. Мы можем любоваться васильками, ромашками, боярышником и колокольчиками. Над долиной возвышается могучий дуб и цветочки, такие хрупкие, как бы подчеркивают всю его величественность. Он возвышается над долиной одинокий и благородный. Все невзгоды, которые выпали на его долю, искривили его ветви. Но он стал еще сильнее. Несмотря на то что облака на небе спокойны, чувствуется скорое приближение грозы и тишина перед ней окутала всю долину. Дуб шевелит своими ветвями и ожидает, когда начнется гроза, тучки чуть отбросили свою тень на долину. Дуб в полной уверенности, что выстоит эту грозу, и она не сломает его ветви и его ствол.

Произведение Шишкина «Среди долины ровныя» является одним из самых монументальных и самых торжественных произведений живописца. Картина в полной мере отражает всю величественность нашей русской природы, в ней просматривается наша русская душа. Дуб символизирует нашу русскую душу, он не пал под натиском невзгод и стал только сильнее. Он могучий, одинокий стоит один во всей долине и его не сломить.

Почему художник назвал свою картину строчкой из русской песни, ставшей народной (автор стихов А. Ф. Мерзляков)? Познакомьтесь с её текстом и мелодией.

Картина «Среди долины ровныя…» написана Иваном Ивановичем Шишкиным в 1882 году через год после внезапной смерти любимой жены художника. Он сильно переживал потерю. Но родная природа, которая всегда манила художника к себе, не дала ему раствориться в своем горе.

Однажды, идя по долине, Шишкин случайно набрел на этот величественный дуб, который одиноко возвышался над окружающими просторами. Этот дуб напомнил художнику его самого, такого же одинокого, но не сломленного бурями и невзгодами. Так родилась картина, которую художник назвал строчками из русской народной песни.

Стоя у могучего дерева, Шишкин вспомнил слова старинной русской песни «Среди долины ровныя…», в которой поется об одиноком дубе, о горе человека, потерявшего «нежного друга». Художник как бы ожил после этой встречи. Он снова стал творить, идя по жизни одиноко, но крепко стоя на родной земле, как тот дуб на его картине.

Николай Заболоцкий написал стихотворение под названием «Одинокий дуб» в 1957 году. Это стихотворение было написано не просто так, а под влиянием внешних, и особенно внутренних обстоятельств. Поэт являлся очень чувствительным человеком, который все буквально мог прочувствовать, любое горе и радость.

Это произведение является жанром, схожим с социальным. Ведь этот человек часто писал именно на такую тему свои произведения, так как эта тема была ему, как родная, потому что знакома. Также, в это же время, Заболоцкий попал в тюрьму, где провел около пяти лет заключения, а вернее – в тюремных лагерях, где приходилось весьма нелегко. Так как он написал это произведение «Одинокий дуб», где выразил весьма откровенно свою неприязнь и неподчиненность советским властям. Именно за этот бунт его и посадили в тюрьму.

Стихотворение состоит из трех строф, и сразу же первые строчки описывают некрасивое дерево, которое посадили на плохой земле, а потому оно впитало только плохой дух. Это дерево на самом деле означает советского человека, который отождествляется с этим образом. То есть он становиться все-таки крепче, так как лишения укрепляют, несмотря ни на что. Советский гражданин продолжал терпеть лишения и недостачу всего, что только должен был иметь, но, тем не менее, укреплялся все больше.

Также, в произведении «Одинокий дуб», Заболоцкий отмечал то, что дерево сможет отвести удар, после того как его затронут, затронут струны его души, которые и так в напряжении уже долгое время. Ведь этот образ характеризирует сильного, свободолюбивого и смелого человека, советского гражданина. Кроме того, автор пишет о том, что все люди России – это не обязательно только серые массы, ведь нельзя никого ставить под одну линейку, все – разные, и просто так хочет государство, чтобы было меньше проблем. Но поэт опровергает это провозглашение.

Анализ стихотворения Одинокий дуб по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ

    Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина

  • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчеву (Мой обожаемый поэт…) Фета

    Отношения между Ф.И.Тютчевым и А.А.Фетом можно назвать не простым знакомством. Фет преклонялся перед творчеством Федора Ивановича, считая его своим учителем. Много общего в тематике произведений обоих поэтов

  • Анализ стихотворения Дано мне тело - что мне делать с ним Мандельштама

    Произведение относится к раннему творчеству поэта, по жанровой направленности является любовной лирикой с включением в нее философских элементов и представляет собой одну из составных частей поэтического сборника «Камень»

  • Анализ стихотворения Пророк Некрасова

    Некрасов в своём произведении Пророк воспевает настоящие ценности жизни такие как: свобода и праведность, достоверность и согласованность. Стихотворение наполнено мотивами подлинного христианина

  • Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер

    Стихотворение создано, когда Сергей Есенин только перебрался в Москву - покорять столицу. Поэту это удалось хотя бы одним этим лиричным стихотворением.

«Одинокий дуб» Николай Заболоцкий

Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.

Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь -
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.

Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Одинокий дуб»

Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому, который считал, что любой человек – это, в первую очередь, личность, наделенная индивидуальностью и свободная по своей природе. Однако период творческого становления этого поэта совпал со сменой общественно-политического строя в России, которая превратилась в страну трудовых масс – серых, обезличенных и объединенных общей идеей. Попытки воспротивиться этому вылились в то, что Николая Заболоцкий был осужден за антисоветскую пропаганду и провел в лагерях почти 5 лет. Тюремное заключение не сломило поэта, однако свои мысли он стал выражать в аллегорической форме, и примером тому является стихотворение «Одинокий дуб», созданное в 1957 году.

В первых его строчках автор описывает дерево, корявое и неказистое, которое выросло на «дурной почве», недополучив всего того, что имеют его более счастливые собратья. Этот дуб с отрепьями вместо листьев, которые «глухо шелестят» на ветру, автор отождествляет с обычным советским человеком, который всю свою жизнь вынужден терпеть лишения, однако это лишь укрепляет силу его духа .

Этот неказистый дуб, ветки которого напоминают скрученные суставы, поэт наделяет не только огромной физической, но и духовной силой. Заболоцкий отмечает, что достаточно его ударить, и дерево запоет «колоколом славы, и из ствола закапает янтарь». Таким образом, автор трансформирует понятие серых масс, утверждая, что не только они создают мощь советской страны, но и государство делает их сильнее, выносливее и мудрее. Характеризуя дуб (этот образ поэтом также используется отнюдь не случайно, так как это дерево является одним из самых крепких и долговечных), Заболоцкий указывает на то, что он «важен и спокоен». А чувство одиночества, присущее любому индивидууму, который не готов становиться безымянным винтиком в прожорливой государственной машине, лишь закаляет духовные качества человека, которого поэт отождествляет с вековым исполином. «Он воин в поле, даже и один», — подчеркивает Заболоцкий, считая, что даже в эпоху провозглашенного равенства и братства, обратной стороной медали которых являются репрессии и беззаконие, даже один-единственный человек способен изменить ход истории. И такими личностями русская земля славится с незапамятных времен, несмотря на то, что у власти зачастую стоят самодуры, не осознающие, в чем именно силах россиян.

Стало штампом говорить, что Николай Заболоцкий похож на бухгалтера-счетовода. А мне кажется, он похож на философа: очки, застёгнутость на все пуговицы, упорядоченность, аккуратность, отстранённость и погруженность в себя. Не случайно его называют поэтом-философом.

Поэзия Николая Заболоцкого похожа на философское исследование, выраженное поэтическим языком, особенно характерным для его метафизических поэм тридцатых годов («Безумный волк», «Деревья», «Торжество земледелия»). Уникальность поэта заключается в том, что до него мало кто делал достоянием поэзии такие сложные проблемы. Разве что его любимый Баратынский и Тютчев.

Принято говорить о двух Заболоцких, раннем и позднем. Некоторые идут дальше и выделяют в его творчестве четыре разных периода по десятилетиям: двадцатые, тридцатые, сороковые, пятидесятые. Действительно, поэт начинает с мрачно-карнавального мира «Столбцов», проходит через метафизическое осмысление мира в поэмах тридцатых и заканчивает классически-строгой лирикой пятидесятых.

Но есть то, что связывает всё его творчество в единое целое – это интерес Николая Заболоцкого к натурфилософии, к теме природы, Вселенной, к месту в ней человека. Поэт принадлежал к числу «космистов», развивавших идеи всеединства и присутствия всех во всём.

Русский космизм – особенный, он в наибольшей степени выражал русскую идею соборности, которая основывается не только на христианской идее всеединства, но и на реальной взаимосвязи земных и космических процессов, на необходимости соизмерять то и другое, человеческую деятельность с целостностью мира.

Яркими представителями русского космизма были ученые Циолковский, Вернадский, Чижевский, религиозные философы Николай Федоров, Сергий Булгаков, Николай Бердяев, поэты и писатели Хлебников, Бальмонт, Вяч. Иванов, Андрей Платонов, композиторы Скрябин, Рахманинов, Римский-Корсаков, художники Чюрлёнис, Кандинский, Малевич, Филонов, Николай Рерих и другие.

Мироощущение и мировоззрение Николая Заболоцкого формировалось под влиянием многих из них. Известна преемственность обэриутов, к которым принадлежал поэт, с Велимиром Хлебниковым. У него они учились очищать слово, видеть мир глазами ребёнка и соотносить время с вечностью.

У Павла Филонова Николай Заболоцкий учился анализировать мир и собирать его в единое целое, используя словесные формулы спаянности и соборности. У Циолковского, Вернадского, Сковороды и Федорова он воспринял идею космичности и глубину философской мысли.

Услышать многое еще способен ум.
Бывало, ухом прислонюсь к березе -
И различаю тихий разговор.
Береза сообщает мне свои переживанья,
Учит управлению веток,
Как шевелить корнями после бури
И как расти из самого себя.
….

Готов я лечь в великую могилу,
Закрыть глаза и сделаться землей.
Тому, кто видел, как сияют звезды,
Тому, кто мог с растеньем говорить,
Кто понял страшное соединенье мысли -
Смерть не страшна и не страшна земля.
(Безумный волк, Монолог в лесу, отрывки. 1931)

Ранние стихи и метафизические поэмы Николая Заболоцкого наполнены размышлениями о вечных вопросах: о жизни и смерти, о природе и бессмертии, о безумстве храбрых и идеалистах. И пусть смыслы, которые поэт вкладывал в эти понятия, на протяжении жизни менялись, но они всегда оставались в центре его мироощущения.

Ранний Заболоцкий достаточно мрачен, хотя многие видят в «Столбцах» только саркастический юмор и пародийность. Но эти стихи далеки от веселья, они наполнены смертью в разных ее вариантах, больше – как разрушительной силы, в которой гибнет всё живое.

Фактически - это признание капитуляции человека перед враждебным ему миром, перед пошлостью и мещанством, перед анти-преображением. «Столбцы» - это ад, сумасшедший бред и безумие, в котором оказался человек, отказавшийся от Бога. И даже в такой бытовой сценке как приготовление пищи, поэт видит не предчувствие вкусной еды, а страдание, убийство и смерть.

Мы разогнем усталые тела.
Прекрасный вечер тает за окошком.
Приготовленье пищи так приятно -
кровавое искусство жить!
….

И это - смерть. Когда б видали мы
не эти площади, не эти стены,
а недра тепловатые земель,
согретые весеннею истомой;
когда б мы видели в сиянии лучей
блаженное младенчество растений,-
мы, верно б, опустились на колени
перед кипящею кастрюлькой овощей.
(Обед, 1929)

Там примус выстроен, как дыба,
На нем, от ужаса треща,
Чахоточная воет рыба
В зеленых масляных прыщах.
Там трупы вымытых животных
Лежат на противнях холодных
И чугуны, купели слез,
Венчают зла апофеоз.
(На лестницах, 1928)

Позднее смерть осмысливается поэтом как естественный переход в другое состояние, как отдалённый край, а не как страдание и убийство, но она не уходит из его поэзии. Также менялось и представление Николая Заболоцкого о жизни: от череды бесконечных превращений и метаморфоз до жизни как истории души человека.

Фактически поэт проделывает сложный путь движения из ада через чистилище в рай, где царят гармония и разум, путь обретения утраченных христианских ценностей. Большинство современных поэтов и исследователей склонны считать, что Заболоцкий двадцатых годов и есть настоящий поэт, что его сломала тюрьма и ссылка, после которых он превратился из поэта-философа в довольно заурядного поэта-резонёра, знающего, как надо жить и как себя вести.

Но феномен Николая Заболоцкого гораздо глубже. Он заключается в том, что его признают за своего разные люди и разные читатели, находя в нём и высокую поэзию, и городской фольклор, и глубокую философскую мысль. Заболоцкий – уникальный феномен в русской поэзии, принадлежащий разным традициям.

Например, его считали и до сих пор считают советским поэтом, связанным с официальной идеологией наравне с Твардовским и Исаковским. Его стихи читались в дни ленинских торжеств («Ходоки»), в школах «Слово о полку Игореве» изучалось, в том числе, и по переводу Заболоцкого, позволившему ему вернуться в поэзию.

Слова из его стихотворения «Не позволяй душе лениться!» и вовсе превратились в советский лозунг и размещались на стендах в школьных кабинетах, как и стихи «Некрасивая девочка», «Смерть врача», ставшие в один ряд с сентиментальными стихами Эдуарда Асадова. Я уж не говорю о таких шлягерах, как «Признание» и «Городок».

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
(Признание, 1957)

Есть читатели, которые больше всего ценят в Николае Заболоцком его напряженную философскую лирику тридцатых-пятидесятых, которая ставит его в один ряд с великими поэтами золотого века. Наконец, есть те, кто ставит его рядом с именами русского авангарда: Хлебниковым, Хармсом, Филоновым и Малевичем. Это профессиональные поэты, ценящие его дерзкие искания в области слова и стихосложения и, конечно же, это ценители «Столбцов».

Набоков восхищался тем, что Заболоцкий смог в тоталитарном государстве найти своё неповторимое лицо и встать рядом с Зощенко, Олешей, Ильфом и Петровым. И еще более определенно высказался о Николае Заболоцком Иосиф Бродский:

«Заболоцкий – абсолютно замечательный поэт, что ранний, что поздний, а на вопрос, кого он больше предпочитает – раннего или зрелого Заболоцкого, ответил: «Я не знаю. Оба они для меня абсолютно равноценны». Заболоцкий сделал для русской литературы двадцатого века то же, что сделал Гоголь для литературы девятнадцатого. Все из нас в большей или меньшей степени находятся под влиянием его обаяния».

Но, несмотря на это, поэт продолжает оставаться в тени Мандельштама, Ахматовой и Пастернака, как и в тени более известных обэриутов – Хармса и Введенского. Во многом это происходит потому, что писал он стихи, которые, по словам философа Александра Моисеевича Пятигорского, никто не понимает… Николай Заболоцкий – был и остается одиноким дубом, который воин, даже и один.

Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.

Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь -
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.

Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.
(Одинокий дуб, 1957)