Арктика гп история открытия и исследования. Известные исследователи арктики


За полярными кругами северного и южного полушарий расположены самые холодные места нашей планеты. Тут царствуют жестокие морозы и студеные ветры, снежные метели и мрак полярной ночи. Люди стремились в северные ледовитые моря, чтобы найти новые места для промысла рыбы и морского зверя, освоить эти моря для судоходства.

Путешественники прилагали величайшие усилия, чтобы познать крайний север и юг земного шара. Их героическая борьба с суровой природой, мужество и отвага заслужили общее признание и уважение, а географические открытия навсегда вошли в историю науки.

Исследования Арктики

Первым, кто сообщил европейцам о морях, покрытых льдами, был греческий астроном Пифей. В средние века дальние плавания в северных морях в поисках рыбы и морского зверя совершали норманны (варяги). Норманнский промышленник Отер прошел из Северного моря в Белое вокруг мыса Нордкап. Эйрик Рыжий открыл в 982 г. остров Гренландия. Его сын Лейф возглавил поход из Гренландии на поиски новых земель. Около 1000 г. норманны открыли берега Северной Америки под 40° с. ш.

Русские мореходы на лодьях и кочах - крепких трехмачтовых судах собственной постройки - смело ходили в далекие моря Арктики за пушниной, на промысел рыбы и морского зверя. Уже в XII-XV вв. новгородцы разведали берега Кольского полуострова и Белого моря и поселились там. Русские поморы, как свидетельствуют летописи, положили начало плаванию во льдах и были постоянными исследователями Северного Ледовитого океана. Они открыли острова Новая Земля, Колгуев, Медвежий, Землю Грумант (Шпицберген). Русским принадлежит честь открытия всего Европейского и Азиатского приполярного Севера, за исключением северной окраины Скандинавского полуострова.

Замечательные географические открытия были сделаны экспедициями англичан и голландцев, которые отыскивали кратчайший путь к богатствам Востока вдоль северных берегов Америки и Евразии. Эти морские трассы, проходящие севернее Полярного круга, известны в географии под названием Северо-Западного и Северо-Восточного проходов.

В конце XV в. Джон Кабот, итальянец на английской службе, и его сын Себастьян Кабот достигли северостровосточного побережья Америки. Английские суда прошли вдоль восточных берегов континента. Однако сплошные льды вынудили путешественников вернуться.

Спустя несколько десятилетий неудачей окончилась и другая английская экспедиция - под руководством Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслора (1553-1554). Она пыталась найти путь в восточные страны вдоль европейского и азиатского побережий Северного Ледовитого океана. Но экспедиции удалось достичь лишь острова Колгуев. Многие ее участники вскоре погибли.

Еще две английские экспедиции - в 1556 и 1580 гг.,- устрашившись громадных ледяных полей в Карском море, отказались от попытки продолжать плавание на северо-восток. В судовых журналах этих экспедиций остались записи о том, что на всем пути англичане встречали следы пребывания русских рыбаков и охотников.

Голландцы из экспедиции известного мореплавателя Виллема Баренца (1594) назвали сплошную ледяную преграду под 77° с. ш. у западных берегов Новой Земли «стадом гигантских лебедей». Не сумев пройти Северо-Восточным проходом, два судна вернулись назад, а двум другим удалось пробиться только в Карское море.

Однако неудача не остановила голландцев. В следующем году они снарядили еще одну экспедицию из шести кораблей, груженных товарами для торговли с Китаем и Индией. Но и она отказалась у Новой Земли продолжать плавание. К этому ее вынудили тяжелые торосистые льды, цинга и сильные морозы. Это была самая крупная голландская экспедиция в Арктику.

Печально окончилась и третья, последняя экспедиция голландцев, направившаяся в 1596 г. на поиски Северо-Восточного прохода. Она достигла острова Шпицберген, сделала несколько географических открытий, но из-за непроходимых льдов не могла продвинуться дальше. Судно Баренца остановилось на севере Новой Земли. Началась очень тяжелая арктическая зимовка. В 1597 г. Баренц скончался. Тело его опустили в море, которое впоследствии назвали Баренцевым. Спутников Баренца спасли от голода русские, промышлявшие зверя и рыбу.

Попытки мореплавателей XVI в. найти Северо-Восточный проход из Европы в Восточную Азию не увенчались успехом.

Стремясь получить большие выгоды от торговли с далекими восточными странами, Англия в конце XVI и в начале XVII в. вновь попыталась достичь их кратчайшим путем - северными морями Америки. С этой целью английские моряки совершили несколько выдающихся плаваний. Среди них особое место занимают плавания М. Фробишера, Г. Гудзона и В. Баффина. Экспедиции этого периода положили начало исследованию Канадского архипелага, впервые изучили природу айсбергов, закончили открытие всего северного побережья Лабрадора и доставили много научных сведений.

Русские мореходы во главе с Семеном Дежневым в 1648 г. обогнули северостровосточную оконечность Азии и открыли пролив, отделяющий Азию от Америки, названный впоследствии Беринговым. Дежнев первым совершил плавание из Ледовитого океана в Тихий. Его именем назван самый крайний восточный мыс Азии.

Во время Великой Северной экспедиции в 1733-1743 гг., в которой приняли участие тысячи людей, на карту было нанесено почти все северное побережье России. Многочисленные отряды экспедиции исследовали моря и северное побережье Сибири на протяжении 10 тыс. км. В результате путешествия В. Беринга и А. Чирикова было открыто на значительном протяжении и северо-западное побережье Америки.

Участник экспедиции Семен Челюскин в 1742 г. достиг самой северной точки Азии. Этот мыс носит его имя. Из Тихого океана в Атлантический вдоль побережья Северной Америки прошла на нартах с запада на восток в 1853 г. английская экспедиция Р. Мак-Клура. Лишь спустя полвека (1903-1906) Р. Амундсен на судне «Йоа» совершил плавание с востока на запад от Гренландии до Аляски и исследовал этот проход.

В 1878-1879 гг. Северо-Восточным проходом с запада на восток впервые прошла за две навигации экспедиция А. Норденшельда на паровом судне «Вега». Она была организована шведами совместно с русскими.

Примечательными событиями в истории покорения Арктики ознаменовались конец XIX и начало XX в. Знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен совершил в 1893-1896 гг. на корабле «Фрам» плавание, стремясь достичь Северного полюса. Дрейфующими льдами судно отнесло к 83°59" с. ш., откуда Нансен со спутником Иогансеном пошли к полюсу, но с 86°14" с. ш. возвратились обратно, удачно выйдя к Земле Франца-Иосифа. Во время дрейфа «Фрама» в Ледовитом океане Нансен провел важные исследования океанских глубин и течений, наблюдал за движением льдов.

Спустя 40 лет советский ледокольный пароход «Георгий Седов» дрейфовал 812 дней из моря Лаптевых в Гренландское море параллельно линии дрейфа нансеновского «Фрама» и несколько раз пересекал ее. Полярники достигли 86°39 с. ш., где не бывало еще ни одно судно.

Как показало сравнение научных материалов обоих дрейфов, в Арктике происходят серьезные климатические изменения.

Арктика из космоса. Фото: NASA

Выдающийся русский флотоводец и ученый, вице-адмирал Степан Осипович Макаров впервые в мире в 1899г. на ледоколе «Ермак» плавал в районе острова Шпицберген. Спустя два года Макаров возглавил на «Ермаке» экспедицию к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа, Ледоколы, способные преодолевать крепкие льды и проводить караваны транспортных судов, открыли новую страницу в истории освоения Арктики.

Большой вклад в изучение Арктики внесла и другая русская экспедиция - на шхуне «Заря» под командованием Э. Толля (1900-1902). Ее путь лежал к Новосибирским островам. Во время зимовок экспедиция обследовала архипелаг Норденшельда и побережье полуострова Таймыр. Толль с тремя спутниками пропал без вести, после того как они покинули шхуну, чтобы найти Землю Санникова. Поиски ее вели многие экспедиции, но только советские исследователи в 1938 г. окончательно установили, что такая «земля» не существует.

Выдающимися географическими достижениями прославили свои имена В. А. Русанов, Г. Я. Седов, Г. Л. Брусилов, Б. А. Вилькицкий и другие русские полярные исследователи. Преодолевая трудности, они открыли новые пути, накопили богатейший материал о природных явлениях в почти неизученных областях.

Экспедиция В. Русанова, одна из трех русских экспедиций, предпринятых в 1912 г., чтобы пройти по Северному морскому пути с запада на восток, окончилась трагически. Русанов направился на судне «Геркулес» к острову Шпицберген и открыл там залежи каменного угля. Отсюда он намеревался достичь Берингова моря, но в Карском море пропал без вести. Лишь в 1934-1936 гг. советские мореплаватели обнаружили на островах у западного побережья полуострова Таймыр вещи, документы и остатки лагеря Русанова и столб с надписью «Геркулес», 1913 г.».

Другой русский полярный исследователь, лейтенант Г. Брусилов, решил проплыть в Тихий океан вдоль побережья Сибири через Югорский Шар. Паровую шхуну экспедиции «Св. Анна» сковали льды в Карском море у полуострова Ямал. Судно долго дрейфовало, и его вынесло в полярный бассейн. В 1914 г. под 83°17" с. ш. в районе, расположенном к северу от Земли Франца-Иосифа, штурман экспедиции Альбанов с 13 матросами оставили шхуну. Путешественники пошли пешком по дрейфующему на запад льду. Альбанов и матрос Конрад добрались до Земли Франца-Иосифа, где их подобрало судно Г. Седова «Св. Фока». Все остальные участники экспедиции на шхуне «Св. Анна» погибли.

Русский флаг развевался над ледокольными пароходами «Таймыр» и «Вайгач», которые под командованием Б. А. Вилькицкого прошли Северным морским путем в 1913-1915 гг. с востока на запад с одной зимовкой. Эти суда водоизмещением по 1200 т были построены на Невском судостроительном заводе в Петербурге специально для изучения Северного морского пути.

Хорошо оснащенная экспедиция Б. А. Вилькицкого описала берега и прилегающие к ним острова от Берингова пролива до устья Енисея, составила мореходные карты и лоции. Она открыла архипелаг Северная Земля, острова Малый Таймыр, Старокадомского, Вилькицкого и Ляхова. В 1915 г. оба судна прибыли в Архангельск. Обширные материалы экспедиции облегчили освоение морской трассы вдоль побережья Европы и Азии.

Нашей стране принадлежит первенство в полетах авиации над арктическими льдами. В 1914 г. на Новую Землю был доставлен самолет - гидроплан типа «Фарман» - для поисков пропавших экспедиций Русанова, Брусилова и Седова.

Русский военный летчик И. Нагурский на самолете совершил первые полеты в Арктике. Машина развивала скорость около 100 км в час. Несмотря на туманы и штормы, Нагурский несколько раз обследовал берега Новой Земли.

Применение авиации стало поворотным пунктом в истории Арктики. Сотни советских самолетов установили воздушное сообщение вдоль побережья Северного Ледовитого океана, они снабжают всем необходимым быстро растущие поселки, новые полярные станции. Авиацию стали широко использовать для научных исследований. Пионером в этом стал морской летчик Б. Чухновский.

Знаменитый полярный летчик М. Бабушкин впервые в истории Арктики совершил посадку на лед. Это произошло в 1927 г. в Белом море. Авиацию начали использовать для проводки транспортных судов во льдах.

Развитие советской полярной авиации сделало возможным в 1935 г. совершить несколько выдающихся перелетов. В. Галышев зимой пролетел от Москвы до бухты Тикси более 10 тыс. км. Длина пути перелета В. Молокова из Красноярска до мыса Дежнева и острова Врангеля превысила 13 тыс. км. М. Водопьянов совершил перелет Москва - мыс Отто Шмидта, а оттуда на остров Врангеля.

Весной 1941 г. полярный летчик И. Черевичный достиг на четырехмоторном самолете «СССР Н-169» района Полюса относительной недоступности (81° с. ш.). Экспедиция совершила три посадки на лед. Базой экспедиции был выбран остров Врангеля. Летающая лаборатория позволила ученым собрать ценные материалы о совершенно неизученной области. Были измерены глубины океана в этом месте, получены важные метеорологические данные. Экспедиция открыла новый этап в истории систематических исследований Полярного бассейна.

Исследования Северного полюса

Особое место в истории полярных исследований занимает покорение географических полюсов нашей планеты, к которым стремились экспедиции ученых разных стран. Их походы были сопряжены с неимоверными трудностями и стоили немалых жертв. 23 года жизни посвятил достижению Северного полюса американец Роберт Пир и. В 1909 г. он дошел до полюса.

В 1912 г. выдающийся полярный исследователь старший лейтенант Георгий Яковлевич Седов снарядил первую русскую экспедицию к Северному полюсу. До этого он плавал в арктических морях, исследовал часть Новой Земли и нанес на карту Крестовую Губу,

Проект экспедиции к полюсу, представленный Седовым царским властям, был отклонен, но это не остановило исследователя. Преодолевая огромные трудности, пользуясь поддержкой передовых ученых, Седов благодаря частным пожертвованиям собрал средства на экспедицию.

Он нанял для своего смелого похода парусно-паровое судно «Св. Фока».

Плавание было очень трудным, но корабль, несмотря на сильные штормы и плотно сплоченные льды, пробивался на север вдоль берегов Новой Земли. Необычайно тяжелая ледовая обстановка в Баренцевом море помешала Седову достичь Земли Франца-Иосифа, и он был вынужден зазимовать на Новой Земле. Зимовку Седов использовал для научных наблюдений а составления карты северной части острова.

Только в сентябре 1913 г., после того как льды освободили судно, можно было продолжать плавание. Дойдя в том же месяце до Земли Франца-Иосифа, экспедиция расположилась на вторую зимовку - в бухте, которую Седов назвал Тихой. Топлива не было, котлы потухли, судно поставили на мель, чтобы оно не затонуло. Свирепствовали морозы. У многих началась цинга, заболел ею и Седов. Но этот мужественный человек не оставлял мысли о достижении Северного полюса.

15 февраля 1914 г. Седов с двумя спутниками - матросами А. М. Пустошным и Г. В. Линником - вышел в поход к полюсу. Им предстояло пройти 2 тыс. км.

«Я выступаю в путь не таким крепким, как нужно и каким хотелось бы быть в этот важнейший момент, - сказал он, прощаясь с товарищами. - Пришло время, и мы начнем первую попытку русских достичь Северного полюса. Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы, Россия может гордиться ими. Теперь на нас лежит ответственность оказаться достойными преемниками наших исследователей Севера. Но я прошу: не беспокойтесь о нашей участи. Если я слаб - спутники мои крепки. Даром полярной природе мы не дадимся».

Через несколько дней Седов почувствовал себя плохо, он сильно простудился и стал тяжело дышать, по вечерам его знобило. Здоровье его все ухудшалось, он часто терял сознание. Переходы из-за плохой погоды становились труднее. 5 марта Седов скончался. Похоронив на острове Рудольфа своего любимого начальника, Пустошный и Линник возвратились на судно.

Ценные научные материалы экспедиции Седова широко использовали советские исследователи. Вблизи мыса, названного именем Седова, откуда этот отважный полярник начал свой героический поход к Северному полюсу, в 1929 г. была сооружена полярная обсерватория.

Попытки проникнуть к Северному полюсу воздушным путем предпринимались до этого не раз. Гибелью шведского инженера Соломона Андре и двух его спутников закончился полет к полюсу на воздушном шаре «Орел» в 1897 г.

В 1925 г. норвежец Руал Амундсен и американец Элсуэрт вылетели к полюсу на двух гидропланах. На 87°43" с. ш. они совершили вынужденную посадку. Один самолет погиб при сжатии льдов, а на уцелевшем экспедиция возвратилась на остров Шпицберген, а оттуда пароходом в Норвегию. В следующем году достигли полюса и сделали круг над ним американец Ричард Бэрд на самолете и Руал Амундсен на дирижабле «Норвегия». Однако никто из этих путешественников даже не пытался высадиться в районе Северного полюса.

ОТВАЖНАЯ ЧЕТВЕРКА

Возможность плавания на всем протяжении от Баренцева моря до Берингова пролива в одну навигацию впервые в истории доказала в 1932 г. экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков». После исторического похода «Сибирякова» в том же году было образовано Главное управление Северного морского пути. Его задачей стало освоение Северного морского пути, гигантской полярной магистрали из Атлантического в Тихий океан. Эта трасса соеди-

Судно Седова «Св. Фока» на зимовке.

няет советские порты в Европейской части страны с портами Дальнего Востока. Она вдвое короче морского пути через Суэцкий канал и Индийский океан. В связи с этим значение научно-исследовательских работ в Арктике еще более возросло. Началось планомерное, систематическое и широкое изучение арктических морей, исследование их ледового режима.

Стало очевидным, что изучить по-настоящему прибрежные моря невозможно, пока океан, частями которого они являются, будет оставаться неисследованным. Так возникла идея организовать в центральной части Ледовитого океана дрейфующую станцию.

Советская воздушная экспедиция была направлена к Северному полюсу, чтобы высадить там научный персонал для изучения центральных областей Северного Ледовитого океана.

21 мая 1937 г. флагманский самолет под командованием М. В. Водопьянова, на борту которого находились начальник экспедиции О. Ю. Шмидт, четыре сотрудника будущей дрейфующей станции - И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров, Э. Т. Кренкель и кинооператор М. А. Трояновский, приземлился на лед в районе Северного полюса.

Через несколько дней на льдину, где была создана научная дрейфующая станция «Северный полюс», три других самолета экспедиции, пилотируемые В. С. Молоковым, А. Д. Алексеевым и И. П. Мазуруком, доставили снаряжение.

Папанинцы сразу же приступили к научным наблюдениям и передавали их результаты по радио на материк. В программу входили исследования течений и глубин океана, температуры и химического состава воды в различных слоях, элементов магнитного поля Земли, метеорологические и другие наблюдения. Это был очень напряженный физический труд. Чтобы получить, например, данные о глубине океана, приходилось руками крутить лебедку непрерывно несколько часов. Движок, который мог бы облегчить эту работу, экспедиция не могла взять с собой из-за его большого веса.

Зимовщики жили в тесной палатке. Источником тепла и света служила керосиновая лампа, а пищу готовили на примусе. Много неудобств доставляла смена промокшей насквозь одежды при температуре -10° внутри палатки. Брились участники дрейфа один раз в месяц - 21 числа.

Уже первые наблюдения на станции дали науке ценные сведения о центральной части Полярного бассейна.

Оказалось, что направление магнитной стрелки у полюса отличалось от ранее рассчитанного на 10-20°. В Северном Ледовитом океане на глубине от 250 до 750 м был обнаружен слой относительно теплой воды атлантического происхождения. Впервые была точно определена глубина океана у Северного полюса - 4290 м. Предположение о бедности животного мира океана оказалось ошибочным. С глубин в 100 м планктонная сеть доставляла моллюсков, личинок, медуз, рачков. Далеко на Севере, под 88° с. ш.,. зимовщики встретили белых медведей, морских зайцев, нерп, чаек, пуночек.

Опираясь на данные станции «Северный полюс», летом 1937 г. совершили свои замечательные трансарктические перелеты из СССР в Америку летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков на АНТ-25 и М. М. Громов, А. Б. Юмашев и С. А. Данилин на АНТ-25-1. Эти полеты показали замечательную технику советской авиации и высокое мастерство наших пилотов.

В январе скорость дрейфа станции резко увеличилась. Все чаще происходило сжатие льдов, все ощутимее стали колебания льдины. 20 января ее рассекла большая трещина, которая отделила палатку с научными приборами от лагеря. Во время многодневного шторма в ночь на 1 февраля 1937 г. льдина раскололась на несколько частей. Одна трещина прошла под хозяйственным складом, другая - отрезала две базы с горючим и продовольствием. Отважная четверка оказалась перед лицом смертельной опасности, и только мужество помогло им выдержать борьбу с разбушевавшейся стихией.

19 февраля 1938 г. к остаткам льдины, размеры которой сократились до 1500 м 2 , одновременно подошли ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман», и уже через несколько часов все имущество дрейфующей станции и ее героические зимовщики были в безопасности.

274 дня продолжался этот беспримерный 2500-километровый дрейф на льдине четырех отважных советских полярников, обогативших науку ценнейшими материалами.

Люди жили на побережье Северного Ледовитого океана примерно еще 30 тысяч лет назад. Свидетельства этому нашли ученые (стоянки древних в долине реки Усы в Коми и устье реки Яна в Якутии). Много веков подряд и по сей день коренные народности Арктики сохраняют традиционный уклад жизни предков, хотя и проживает их здесь не так уж много.

Среди европейцев эта территория на протяжении многих лет считалась «мертвой землей», не приспособленной для жизни. Однако по мере развития судоходства и торговли в Арктику стало отправляться множество экспедиций. В 10 веке норманны открыли Гренладию, а, начиная с 12 века, русские моряки последовательно стали осваивать северные пространства — ими были открыты Новая Земля, острова Вайгач и Колгуев.

Природные географические зоны в районах Северного и Южного полюсов носят названия Арктика и Антарктика соответственно. Это тысячелетние царства снега и льда, которые всегда манили к себе ученых, исследователей и путешественников. Именно с ними связаны беспримерные случаи проявления отваги, смелости и мужества.

Западноевропейские исследователи в 16-17 веках предпринимали попытки пройти вдоль Америки и Евразии северо-западными и северо-восточными маршрутами. Однако продвинуться дальше Новой Земли на восток и восточной части архипелага Канады на западе не смогли.

Русские поморы обогнули Таймырский полуостров во время плавания вдоль сибирского побережья в 17 веке. Пролив между Азией и Америкой в 1648 году был открыт благодаря Семену Дежневу. В результате масштабных работ, проведенных в Арктике Великой Северной экспедицией (С.И. Челюскин, Х.П.Лаптев, Д.Я.Лаптев, С.Г.Малыгин и др.), на карту были нанесены практически все подробности северного побережья Азии.

Экспедиция В.Чичагова отправилась в Центральную Арктику по инициативе М.Ломоносова. Важные открытия 19 и 20 веков в этом регионе связаны с именами русских мореплавателей: Ф.П.Врангеля, М. Геденштрома, Э.В.Толля, Ф.П.Литке, П.Ф.Анжу, П.К.Пахтусова, В.А.Русанова, Г.Я.Седова и др.; австрийских: Ю.Пайера и К.Вайпрехта; американских: Дж.Де-Лонга; норвежских: Ф.Нансена; английских: Джона Росса, Джеймса Росса, У.Парри, а также экспедиций, посланных на поиски пропавшей в 1845 без вести экспедиции Дж.Франклина.

Кто все-таки первым открыл те или иные северные земли или области в Северном Ледовитом океане – часто вопрос довольно непростой ввиду того, что каждый из путешественников внес свою лепту, иногда одна и та же область открывалась дважды. Например, до сих пор идут споры о том, кто же первым побывал на Северном полюсе. Американец Фредерик Кук заявил о том, что достиг его в 1908 г., а его соотечественник Роберт Пири — в 1909 г., но ни тот, ни другой, не предоставили неопровержимых доказательств, и у ряда ученых их отчеты вызывают сомнения.

Норденшельд в 1878-1879 гг. прошел северо-восточным проходом с запада на восток. На запад этим же путем прошла в 1914-1915 гг. экспедиция Б. Вилькицкого. Благодаря русским морякам, в результате этого сквозного плавания была доказана возможность путешествий по Северному морскому пути. Кстати, в 1913 году Вилькицкий открыл Северную Землю.

Что касается исследований Антарктического континента, то днем его открытия в истории считается 28 января 1820 года. Именно тогда русские моряки под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева впервые ступили на землю шестого континента Земли. До этого отыскать Южный материк безуспешно пытались многие географы и путешественники.

Затем в эти места отправились экспедиции английских и американских мореплавателей, которыми были открыты острова Аделейд, Земли Жуанвиля, Луи Филиппа, Виктории, Адели и Клари, а также Уилкса, прибрежные острова, и т.д. После плаваний американца Уилкса и англичанина Росса в период 1838-1842 гг. наступил период затишья в исследованиях, который растянулся почти на полвека.

Вновь Антарктика стала вызывать интерес в 19 веке, когда из-за хищнического истребления уменьшилось количество китов в Арктике, и китобои обратили свой взор на Южную часть Земли.

В последующий период деятельность людей здесь была довольно интенсивной: многочисленные экспедиции, создание наземных станций, международные исследовательские проекты.

Арктику и Антарктику иногда путают, потому что эти слова звучат похоже. «Арктика» с греческого переводится как «медведица», или «находящаяся под созвездием Большой Медведицы». А слово «Антарктика» означает «противоположная Арктике». Другими словами, это два полюса, находящиеся друг против друга — Крайний Север и Крайний Юг.

В Арктике теплее, но Антарктика больше по площади. В районе Северного полярного круга есть коренное население, на южном континенте – никто постоянно не живет. Климат на обоих полюсах весьма суровый, природные условия, растительный и животный мир уникальны.

Здесь ведутся всевозможные научные исследования. В присутствии на Южном континенте и в Арктике заинтересованы самые разные страны. Ведущая роль в Арктике принадлежит России.

29 января 1893 года родился Николай Николаевич Урванцев — выдающийся геолог и географ-землепроходец. Урванцев стал одним из основателей Норильска и первооткрывателем Норильского рудного района и архипелага Северная Земля, автором многих научных трудов, главные из которых посвящены исследованию геологии Таймыра, Северной Земли и севера Сибирской платформы. Мы решили рассказать о пяти отечественных исследователях Арктики.

НИКОЛАЙ УРВАНЦЕВ

Урванцев происходил из небогатой купеческой семьи из города Лукоянова Нижегородской губернии. В 1915 году под влиянием лекций и книг профессора Обручева «Плутония» и «Земля Санникова» Урванцев поступил на горное отделение Томского технологического института и уже на третьем курсе занялся исследованием горных образцов, привезенных из экспедиции. К 1918 году в Томске, по инициативе профессоров института, был создан Сибирский геологический комитет, в котором стал работать Урванцев. На лето 1919 года комитет наметил план проведения поисков и исследований на уголь, медь, железо, полиметаллы в ряде мест Сибири. Финансировал экспедицию адмирал Колчак: экспедиция отправлялась в район Норильска на разведку каменного угля для кораблей Антанты, доставляющих адмиралу оружие и боеприпасы. Считается, что именно Урванцев добился от Колчака финансирования экспедиции, за что позднее был репрессирован. В 1920 году экспедиция Урванцева на западе полуострова Таймыр в районе реки Норильской обнаружила очень богатое месторождение каменного угля. В 1921 году было открыто богатейшее месторождение медно-никелевых руд с высоким содержанием платины. Зимой того же года Урванцев исследовал все окрестности Норильска и составил подробную карту. Экспедицией на том месте, где в будущем появится Норильск, был построен бревенчатый дом, который сохранился и поныне. Его и сейчас называют «домом Урванцева». С этого дома началось строительство современного Норильска.

Летом 1922 года исследователь проплыл на лодке по реке Пясине и побережью Ледовитого океана до Гольчихи в устье Енисея. Между островом Диксон и устьем Пясины Николай Николаевич обнаружил почту Амундсена, посланную им в Норвегию со шхуной «Люд», которая в 1919 году зимовала у мыса Челюскина. Почту Амундсен отправил со своими спутниками Кнутсеном и Тессемом, которые прошли полярной ночью 900 километров по снежной пустыне. Сначала умер Кнутсен. Тессем в одиночку продолжал путь, но тоже погиб, не дойдя 2 километров до Диксона. За это путешествие Русское географическое общество присудило Урванцеву Большую золотую медаль имени Пржевальского. А за находку почты Р. Амундсена он был награжден норвежским правительством именными золотыми часами.

До 1938 года Урванцев руководил научной экспедицией Всесоюзного арктического института на Северной Земле, экспедицией по поиску нефти в Северной Сибири, стал доктором геолого-минералогических наук, был назначен заместителем директора Арктического института и награжден орденом Ленина. Однако первая экспедиция, профинансированная Колчаком, не была забыта: в 1938 году Урванцев был репрессирован и осужден на 15 лет исправительных лагерей за вредительство и соучастие в контрреволюционной организации. Ученый был этапирован в Соликамские лагеря. После отмены приговора и прекращения дела в феврале 1940 года он вернулся в Ленинград и принял приглашение на работу в ЛГИ, но в августе 1940 года вновь был арестован и осужден на 8 лет. Отбывать срок Урванцеву пришлось в Карлаге и Норильлаге, где он стал главным геологом «Норильскстроя». Им были найдены месторождения медно-никелевых руд горы Зуб-Маркшейдерской, Черногорское, Имангдинское, рудопроявление реки Серебряной. Вскоре Урванцев был расконвоирован и совершил научную поездку на север Таймыра. «За отличную работу» освобожден досрочно 3 марта 1945 года, но оставлен в ссылке при комбинате. В 1945-1956 годах Николай Николаевич возглавлял геологическую службу Норильского ГМК. После реабилитации, в августе 1954 года, вернулся в Ленинград, где весь остаток жизни работал в НИИ геологии Арктики.

Знаменитый полярник, получивший прозвище Колумб Севера, был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, золотой медалью им. Пржевальского, большой золотой медалью Географического общества СССР, получил звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР и первого почетного гражданина Норильска и Лукоянова. Его именем названы набережная Урванцева в Норильске, улица в Красноярске и Лукоянове, мыс и бухта на острове Олений в Карском море и минерал урванцевит из руд Талнаха. О нем написана книга П. Сигунова «Сквозь пургу». История жизни Николая Николаевича легла в основу сюжета фильма «Сибирью очарованные». Умер Николай Николаевич Урванцев в 1985 году в возрасте 92 лет. Урна с прахом ученого, в соответствии с его завещанием, захоронена в Норильске.

ГЕОРГИЙ УШАКОВ

Знаменитый советский исследователь Арктики, доктор географических наук и автор 50 научных открытий родился в деревне Лазаревское, ныне Еврейская автономная область, в 1901 году в семье хабаровских казаков и в первую свою экспедицию отправился в возрасте 15 лет, в 1916 году, с выдающимся исследователем Дальнего Востока, писателем и географом, Владимиром Арсеньевым. С Арсеньевым Ушаков познакомился в Хабаровске, где учился в Коммерческом училище. В 1921 году Ушаков поступил во Владивостокский университет, но окончить его помешала начавшаяся Гражданская война и служба в армии.

В 1926 году Ушакова назначили руководителем экспедиции на остров Врангеля. С той поры Георгий Ушаков навсегда связал свою жизнь с Арктикой. Он стал первым ученым, составившим детальную карту острова Врангеля, первым губернатором островов Врангеля и Геральда, он изучил быт и обычаи эскимосов. К 1929 году на острове был налажен промысел, исправлена и дополнена карта берегов острова Врангеля, собран большой научный материал о природе и экономических возможностях островов, об этнографических особенностях эскимосов и чукчей, об условии навигации в этом районе. На острове также была организована метеорологическая служба, впервые проведена топографическая съемка и описание острова, собраны ценные коллекции минералов и горных пород, птиц и млекопитающих, а также гербарии. Одним из первых в отечественной этнографии было проведено исследование быта и фольклора азиатских эскимосов. В июле 1930 года Ушаков отправился совместно с Николаем Урванцевым покорять Северную Землю. За два года они описали и составили первую карту громадного арктического архипелага Северная Земля. В 1935 году Ушаков возглавил Первую Высокоширотную экспедицию Главсевморпути, на ледокольном пароходе «Садко», когда был установлен мировой рекорд свободного плавания за Полярным кругом, определены границы континентального шельфа, установлено проникновение теплых вод Гольфстрима к берегам Северной Земли, открыт остров, названный именем Ушакова. Ушаков стал одним из основателей Института океанологии АН СССР, инициатором переоборудования теплохода «Экватор» («Марс») во всемирно известное научное судно «Витязь».

За выдающиеся достижения Ушаков был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина и орденом Красной Звезды. Его именем названы несколько морских судов, горы в Антарктиде, остров в Карском море, поселок и мыс на острове Врангеля. Ушаков скончался в 1963 году в Москве и завещал похоронить себя на Северной Земле. Его последняя воля была выполнена: урну с прахом выдающегося землепроходца и первооткрывателя доставили на остров Домашний и замуровали в бетонную пирамиду.

ОТТО ШМИДТ

Один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии, профессор, академик АН СССР, член-корреспондент АН УССР, Герой Советского Союза, исследователь Памира и Севера родился в 1891 году в Могилеве. Окончил физико-математическое отделение Киевского университета, где учился в 1909-1913 годах. Там же под руководством профессора Д. А. Граве начал свои исследования в теории групп.

В 1930-1934 годах Шмидт руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Челюскин» и «Сибиряков», который совершил первое в истории плавание по Северному морскому пути, от Архангельска до Владивостока, за одну навигацию. В 1929-1930 годах Отто Юльевич возглавлял две экспедиции на ледоколе «Георгий Седов». Целью этих плаваний было освоение Северного морского пути. В результате походов «Георгия Седова» была организована научно-исследовательская станция на Земле Франца-Иосифа. «Георгий Седов» также обследовал северо-восточную часть Карского моря и западные берега Северной Земли. В 1937 году Шмидт руководил операцией по созданию дрейфующей станции «Северный полюс-1», за что Шмидту было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда». В честь Шмидта названы «мыс Шмидта» на побережье Чукотского моря и «остров Шмидта» в Карском море, улицы в России и Белоруссии. Институту физики Земли Академии наук СССР присвоено имя О. Ю. Шмидта, а в 1995 году Российской академией наук учреждена премия имени О. Ю. Шмидта за выдающиеся научные работы в области исследования и освоения Арктики.

ИВАН ПАПАНИН

Дважды Герой Советского Союза, исследователь Арктики Иван Папанин прославился в 1937 году, когда возглавил экспедицию на Северный полюс. В течение 247 дней четверо бесстрашных сотрудников станции «Северный полюс — 1» дрейфовали на льдине и вели наблюдения за магнитным полем Земли и процессами в атмосфере и гидросфере Северного Ледовитого океана. Станция была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2 тыс. километров. За самоотверженный труд в тяжелых условиях Арктики все члены экспедиции получили звезды Героев Советского Союза и научные звания. Папанин стал доктором географических наук.

В годы Великой Отечественной войны полярник занимал должности начальника Главсевморпути и уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере. Папанин организовал прием и переправку на фронт грузов из Англии и Америки, за что получил звание контр-адмирала.

Прославленный полярник получил девять орденов Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Октябрьской Революции и орден Красной Звезды. Его именем назван мыс на Таймырском полуострове, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане. В честь 90-летия Папанина российский полярник, друг Ивана Дмитриевича, С. А. Соловьев выпустил конверты с его изображением, в настоящее время их осталось немного, они хранятся в частных коллекциях филателистов.

СЕРГЕЙ ОБРУЧЕВ

Выдающийся российский, советский геолог и путешественник, член-корреспондент АН СССР, второй сын В. А. Обручева, автора известных романов «Земля Санникова» и «Плутония», с 14 лет принимал участие в его экспедициях, а в 21 год провел и самостоятельную экспедицию — она была посвящена геологической съемке окрестностей Боржоми. Окончив в 1915 году физико-математический факультет Московского университета, был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию, но уже спустя два года отправился в экспедицию в район среднего течения реки Ангары.

Работая в Геологическом комитете ВСНХ СССР, Обручев проводил геологические исследования на Среднесибирском плоскогорье в бассейне реки Енисей, выделил Тунгусский каменноугольный бассейн и дал его описание. В 1926 году им был открыт полюс холода Северного полушария — Оймякон. Также ученый установил золотоносность рек бассейнов Колымы, Индигирки, в районе Чаунской губы и обнаружил месторождение олова. Экспедиция Обручева и Салищева 1932 года вошла в историю освоения Севера и полярной авиации: впервые в СССР был использован метод воздушной визуально-маршрутной съемки для исследования обширной территории. В ходе его Салищев составил карту Чукотского округа, которая также изменила ранее существующие карты.

Экспедиции и работы Обручева были уникальны для того времени. В 1946 году выдающемуся ученому была присвоена Сталинская премия, его наградили орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знаком почета». Обручев — автор ряда научно-популярных книг: «В неизведанные края», «По горам и тундрам Чукотки», «В сердце Азии», а также «Справочника путешественника и краеведа». Имя ученого носят горы в Чаунском районе Магаданской области, полуостров на Южном острове и мыс Северного острова Новой Земли, речка (Сергей-Юрюс) в бассейне верховий Индигирки и улица в Ленинграде.

Началось после Октябрьской революции. Уже в 1920 г. было организовано несколько арктических экспедиций по изучению Арктики и Северного морского пути. Для развития хозяйства Север нуждался прежде всего в средствах сообщения. Однако до революции была построена единственная железная дорога, связывающая европейскую и азиатскую части России. Между тем на севере Сибирь граничит с , в который впадают почти все ее многоводные реки. Организовать морские перевозки вдоль северных побережий Сибири значило создать новый жизненно необходимый для хозяйственного развития Севера путь в широтном направлении. Для решения этой задачи в первой половине XX в. на побережьях и строились радио- и , геофизические обсерватории, устанавливались навигационно-опознавательные знаки и маяки, обновлялись заново морские карты и лоции. По неосвоенности, суровости и недоступности Арктику тех лет можно сравнить с космосом, но три советских изобретения – радио, ледокол и самолет – сделали возможным освоение Северного морского пути. Летом 1932 г. Северный морской путь был впервые преодолен за одну навигацию экспедицией на ледоколе «Сибиряков». После Великой Отечественной войны на заполярную дорогу вышли ледоколы нового поколения. В 1962 г. в район Северного полюса прошла подо льдом советская атомная лодка. А в 1977 г. Северного полюса достиг советский ледокол – атомоход «Арктика».

Э.В. Толль

Эдуард Васильевич Толль в 1900-1902 гг. был начальником академической экспедиции, организованной по его инициативе для открытия Земли Санникова, на китобойном барке «Заря». Летом 1900 г. перешел из Петербурга через Югорский Шар в восточную часть к о. , у которого зимовал. Во время зимовки участники экспедиции обследовали архипелаг Норшеншельда и значительный участок Карского берега полуострова Таймыр. Осенью 1901 г. Толль прошел к о. Беннета, где искал землю Санникова к северу от Новосибирских островов. На вторую зимовку остался у о. Котельный, с берега которого в двух предыдущих экспедициях он два раза видел несуществующую землю. В июне 1902 г. Толль с тремя спутниками вышел на нартах с собачьими упражками, тащившими две байдары, к мысу Высокому Новой Сибири. Оттуда сначала по льдине, а потом на байдарах перешел к о. Беннета для его исследования. Снять его отряд осенью должна была «Заря», которая не смогла подойти к острову из-за тяжелых льдов. В ноябре 1902 г. Толль начал обратный переход по льду к и пропал без вести со своими спутниками.

Г.Я. Седов

Геннадий Яковлевич Седов – героический исследователь Арктики, сын рыбака – в 1912-1914 гг. был начальником организованной на частные средства экспедиции, целью которой было исследовать Центральную Арктику и водрузить русский флаг на Северном полюсе. В августе 1912 г. на паровом судне «Святой Фока» сделал попытку перейти из Архангельска к земле , но был затерт льдами у о. Панкратова. Простоял там в заливе, названном потом его именем, до сентября следующего года. Осенью 1912 г. произвел подробную съемку соседних Крестовых островов, а весной 1913 года — северо-западный берег , причем на собачьей упряжке обогнул ее северную оконечность, где нашел старинные русские кресты. В сентябре 1913 г. на «Св. Фоке» двинулся на север, но близ м. Муррей Земли Георга был остановлен льдами. Вторая зимовка экспедиции Седова проходила в весьма неблагоприятных условиях. Из-за недоброкачественной пищи сам Седов и почти все его спутники заболели цингой. Больной, вместе с двумя матросами, 15 февраля 1914 г. на трех нартах он предпринял ледовый поход к полюсу. Умер от цинги 5 марта 1914 г. недалеко от северной оконечности о. Рудольфа, где и был похоронен.

Б.А. Вилькицкий

Впервые северным морским путем удалось пройти шведскому полярнику Н. в 1878-1879 гг. (с зимовкой в пути) на корабле «Вега» из в . В обратном направлении – из в Архангельск – в 1913-1915 гг. прошла русская экспедиция Б.А. Вилькицкого на судах «Таймыр» и « », которая открыла целый ряд островов, в том числе Северную Землю. Это было последним крупным открытием в Арктике. Острова обследовали и нанесли на карту географ Г.А. Ушаков совместно с Н.Н. Урванцевым, открывшим на материке близ современного Норильска крупнейшие месторождения никеля, меди и кобальта, на базе которых вырос крупнейший горнометаллургический комбинат и город.

Отто Юльевич Шмидт в 1929-1934 гг. был начальником четырех научно-исследовательских арктических экспедиций на судах, которыми командовал В.И. Воронин.

В 1919 г. руководил на ледокольном пароходе «Г. Седов» экспедицией, которая водрузила советский флаг на Земле Франца Иосифа и исследовала его северную часть. В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» впервые в истории перешел Северным морским путем из Архангельска в в одну навигацию, обогнув Северную землю с севера. В 1933 г. перешел на пароходе «Челюскин» из Ленинграда через Северный Ледовитый океан к м. Сердце-Камень на северо-востоке . Здесь у сопровождавшего ледокола сломался винт. Капитан «Челюскина» В.И. Воронин и руководитель экспедиции О.Ю. Шмидт приняли решение попробовать пройти море в одиночку, но на пути оказались огромные ледяные поля. Пароход был стиснут ими, и начался ледовый дрейф «Челюскина», продолжавшийся 4 месяца. Все люди (за исключением одного) спаслись на льдине, где возник дрейфующий «лагерь челюскинцев». Через два месяца люди были успешно вывезены на самолетах. О.Ю. Шмидт руководил также воздушной экспедицией «Северный полюс», которая организовала дрейфующую станцию «Северный полюс» (под начальством И.Д. Папанина).

И.Д. Папанин

Первую дрейфующую станцию «Северный полюс-1» составила группа из четырех человек под руководством И.Д. Папанина. В мае 1937 г. самолет М.В. Водопьянинова доставил их в район Северного полюса, где группа высадилась на льдину. Сначала предполагалось, что льдина останется в районе полюса около года и затем будет снята самолетами. Но ледяное поле начало двигаться, сначала медленно, а затем все быстрее – к проливу между и Шпицбергеном и далее в . 274 дня полярники работали в тяжелых условиях: мороз и ветер, глубокий снег, ломающийся лед. К концу дрейфа размеры их ледяного острова сократились до 150 кв. м, началась океаническая качка. На помощь папанинцам пришли ледоколы. Люди были спасены. С тех легендарных времен количество «СП» достигло тридцати. Результаты экспедиции были очень велики. Она изучила рельеф дна Северного Ледовитого океана на всем протяжении дрейфа, установила, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают до самого полюса, изучила движение 200-метровой толщи воды под действием ветра, разрушила прежнее представление о строении и в приполюсных районах. С тех пор количество «СП» достигло тридцати.

В. Чкалов и М. Громов

Экипажи В. Чкалова и М. Громова совершили перелеты через полюс в Америку летом 1937 г., положив начало межконтинентальной трассе XX в.

Веками Арктика привлекала внимание путешественников и полярных исследователей. Многие из них посвятили ей лучшие годы своей жизни. К их числу с полным правом можно отнести и Георгия Алексеевича Ушакова (1901-1963) - доктора географических наук, автора интереснейших мемуаров "Остров метелей. По нехоженой земле", переизданных в минувшем году к 100-летию со дня рождения этого крупного ученого (СПб.: Гидрометеоиздат. - 2001, 600 с. с илл.).

Впервой части воспоминаний автор в форме дневника рассказывает о научно-исследовательской работе на острове Врангеля. Уже в самом начале книги читатель знакомится с теми, кто открывал этот затерявшийся во льдах и снегах сравнительно крохотный кусочек суши.

9 марта 1823 г. русский путешественник лейтенант флота Ф. П. Врангель, сидя в дымной палатке на мысе Шелагском, угощал одного из старшин-камакаев, а заодно расспрашивал его о том, не существует ли какой-нибудь земли к северу от берегов Чукотки. Камакай, как хороший знаток своего края, ответил: "Между мысами Езрри (Шелагским. - Г. У.) и Ир-Кайпио (Шмидта. - Г. У.), близ устья одной речки, с невысоких прибрежных скал в ясные летние дни бывают видны на севере, за морем, высокие, снегом покрытые горы; зимой, за морем, однако ж, их не видно. В прежние годы приходили с моря, - вероятно оттуда, - большие стада оленей, но, преследуемые чукчами и истребляемые волками, теперь они не показываются".

Таковы были первые сведения, полученные будущим почетным членом Петербургской АН и одним из учредителей Русского географического общества Ф.П. Врангелем, об острове, которому впоследствии присвоили его имя. Самому русскому путешественнику, кстати, не удалось ни посетить, ни даже увидеть таинственную землю: его героические попытки пробраться к ней по льду на санях с мыса Якан не увенчались успехом. Тем не менее, не сомневаясь в действительном существовании тут земли, Врангель нанес на карту ее контуры с горами к северу от мыса Якан, что позволило последующим мореплавателям легче ориентироваться.

17 августа 1849 г. разыскивавший следы погибшей в 1847 г. экспедиции Франклина английский капитан Келлет первым из европейцев заметил с корабля "Геральд" на северо-западе сушу, некогда намеченную Врангелем, посетить которую ему также не удалось, однако на карте, вышедшей в Лондоне в 1853 г., ее обозначили как Землю Келлета. А в 1867 г. американский капитан Т. Лонг с китобойного судна "Нил" увидел тот же остров с юга. Опознав его очертания, ранее нанесенные на карту русским путешественником, он восстановил справедливость, присвоив этой территории название Земля Врангеля.

Позднее, 28 октября 1879 г., американский лейтенант Дж. Де- Лонг, командир "Жаннетты" также увидел Землю Врангеля. Дрейфуя во льдах, корабль прошел севернее ее, и, таким образом, стало известно, что речь идет об острове.

И лишь через пятьдесят восемь лет после попытки наших соотечественников достичь со стороны мыса Якан таинственную землю к ее берегам подошли первые американские корабли. Команда одного из них пробыла тут 19 дней, в течение которых три партии занимались изучением этого клочка земли, результатом чего стали первая приближенная карта, коллекции флоры и фауны, образцы горных пород.

Русский ледокол "Вайгач" под руководством Б.А. Вилькицкого подошел сюда лишь в 1911 г. В юго-западной части острова высадился десант, участники которого произвели магнитные измерения, определили астрономический пункт, существенно уточнили имевшуюся на то время топографическую карту. Работа экспедиции длилась пять лет, после чего царское правительство направило иностранным державам ноту. В ней Россия объявляла свои права на ряд новооткрытых земель, лежащих против северных ее берегов. Среди них упоминался и остров Врангеля. Возражений на ноту не последовало...

Однако в дальнейшем иностранные государства неоднократно пытались прибрать к рукам столь лакомый кусочек земли. Избежать этого можно было, только освоив и заселив его нашими гражданами. С этой миссией и прибыл ГА. Ушаков на остров в 1926 г. С ним высадились пятьдесят эскимосов из Чукотки (стационарный поселок здесь Георгий Алексеевич основал в 1936 г.).

Три года ученый возглавлял небольшой коллектив поселенцев, делил вместе с ними радости и горе. Судя по воспоминаниям, было очень трудно. Приходилось преодолевать морозы и метели, голод, болезни. На каждом шагу людей подстерегали неожиданности и труднейшие испытания. От материка и больших городов островитяне были практически отрезаны. О каких-либо регулярных рейсах пароходов и самолетов не могло быть и речи. Даже постоянная радиосвязь казалась им несбыточной мечтой.

Надо сказать, что слово "полярник" в те годы лишь входило в обиход. Опыта жизни и работы в Арктике не было. Тем не менее, подчеркивает автор книги, колония оправдала возлагавшиеся на нее надежды - здесь прочно обосновалось российское поселение, а заготовленные на острове шкуры песцов и медведей, моржовые и мамонтовые бивни с лихвой покрыли все расходы, связанные с его организацией.

При чтении коротких отрывистых записей, сделанных Георгием Алексеевичем, легко убедиться, как много сил и времени отнимала у него административная работа. Но несмотря на это, он постоянно проводил научные исследования. В 1927 г. в письме, адресованном Главному гидрографическому управлению и Полярной комиссии АН СССР, Ушаков писал, что ему удалось обнаружить три низменных галечных острова, расположенных у северного побережья и вытянутых по широте. Впервые в этих местах начали проводить регулярные метеорологические наблюдения. И все же основным его научным достижением стало составление полной карты острова, на которой показаны все особенности орографии, включая положение горных цепей и их высоты, речных долин и их водоразделов. Кроме того, первый "губернатор острова" собрал разнообразные коллекции (геологическую, флоры и фауны), интереснейшие этнографические материалы о быте и жизни эскимосов.

Орография - описание различных элементов земной поверхности (хребтов, возвышенностей, котловин и т.п.) и их классификация по внешним признакам (размерам, направленности) вне зависимости от происхождения.

В книге Г.А. Ушаков дает подробное описание этого уникального уголка природы, приютившегося на крайнем северо-востоке арктического побережья России, на стыке Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Сто восьмидесятый меридиан делит остров на две почти равных части, одна из которых лежит в Западном полушарии, вторая - в Восточном. Летом, когда солнце круглые сутки висит над головой, его окутывают туманы, долгой полярной ночью на нем беснуются метели.

Геологическая история острова весьма необычна. Некогда он был частью Берингии - обширной суши, в далеком прошлом соединявшей Азию с Америкой (ее принято считать центром формирования арктической фауны и флоры). Ледники никогда не покрывали сразу всю поверхность острова, поэтому здесь сохранилось многое от самобытной первозданной природы. Около 50 тыс. лет тому назад море отделило часть суши от материка и встало преградой на пути позднейших "вселенцев".

Остров Врангеля необычайно богат пернатыми. А в конце лета в его прибрежных водах появляются большие стада моржей. В отдельные годы они устраивают на суше громадные залежки - до 10 тыс. особей. Без всяких сомнений, это лежбище может считаться одним из самых больших в мире. Здесь же находится крупнейший в пределах Северного Ледовитого океана "родильный дом" белых медведей.

Главный же итог трехлетней зимовки Г.А. Ушаков сформулировал так: "Я навсегда полюбил Арктику". Поэтому после короткой передышки на материке его опять позвал к себе студеный край - в 1930 г. он возглавил новую экспедицию, на этот раз на архипелаг Северная Земля, что расположен на границе Карского моря и моря Лаптевых.

В рассматриваемой книге подробно изложена история ее открытия. В начале сентября 1913 г. корабли Гидрографической экспедиции "Таймыр" и "Вайгач" под командованием уже упомянутого Б.А. Вилькицкого при попытке обойти лед севернее мыса Челюскин вошли в полосу чистой воды, которая привела их к неизвестной суше. Первым ее заметил вахтенный начальник "Вайгача" - лейтенант Н.И. Евгенов.

Обнаружение Северной Земли стало последним крупным географическим открытием в XX в. Важно подчеркнуть: к ее исследованию Г.А. Ушаков начал готовиться еще на острове Врангеля. Прежде всего он подробно изучил все материалы, касающиеся недавно открытого архипелага, в деталях разработал собственный, до дерзости смелый и в то же время предельно простой план предстоящих работ. Он предусматривал выполнение обширной программы: определение конфигурации Северной Земли, составление ее топографической карты, анализ геологического строения, сбор материалов о растительном и животном мире, а также ледовом режиме омывающих острова морей. Экспедиция должна была провести цикл метеорологических наблюдений, выполнить измерения земного магнетизма, описать полярные сияния и многое другое.

Автор книги увлекательно рассказывает о ходе работ легендарной четверки российских полярников: Г.А. Ушакова, Н.Н. Урванцева, В.В. Ходова и С. П. Журавлева, которые в 1930-1932 гг. фактически заново открыли и до мельчайших подробностей описали Северную Землю - четыре больших и малых острова общей площадью 37 тыс. км 2 . В результате была создана точная карта архипелага, что позволило в дальнейшем совершать сквозное плавание по Северному морскому пути.

Североземельская экспедиция отмечена еще одним важным событием - 1 октября 1930 г. она ввела в строй первую в Арктике гидрометеорологическую станцию. На ней знаменитая четверка стала вести регулярные наблюдения за погодой, осуществлять запуски шаров-пилотов, измерения атмосферного электричества и земного магнетизма. Она положила начало изучению полярных сияний и вечной мерзлоты. Достижения легендарной группы исследователей во главе с Г.А. Ушаковым, а также работы под его руководством на острове Врангеля нашли заслуженное место в истории освоения Русского Севера.

Кандидат исторических наук Я.В. РЕНЬКАС