Билеты по истории вуз. Очень много работ по отечественной истории посвящено русским офицерам

Билеты и ответы для экзамена по Отечественной истории

Хозяйство славян

Образование древнерусского государства

Государство Русь (IX - начало ХП в.)

Принятие христианства

Культура руси до монгольского нашествия

Русские земли и княжества в начале XII - первой половине ХШ в.

Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в ХШ в.

Русские земли и княжества во второй половине ХШ - первой половине XV в.

Начало объединения русских земель

Завершение объединения русских земель вокруг москвы в конце XV - начале XVI в.

Российское государство в XVI в.

Внутренняя политика и реформы ивана IV

Внешняя политика

Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Социально-экономическое развитие в XVII веке. Россия после смуты

Реформы первой четверти ХVШ в.

Дворянская империя во второй четверти -середине XV в. Дворцовые перевороты

Россия во второй половине ХVШ в. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой

Социально-экономическое развитие

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

Внутренняя политика в России в первой половине ХІХ в.

Система государственного управления

Внешняя политика России в первой половине ХІХ в.

Внешняя политика в начале ХІХ в.

Отечественная война 1812 г.

Европейская политика России в 1813-20-х годах ХІХ в.

Политика России в восточном вопросе в 20-х годах ХІХ в.

Восстание в петербурге

Николай І.

Крестьянский вопрос

Правительство и система образования

Крымская война 1853-1856 гг.

Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине ХІХ в.

Консерваторы, либералы и радикалы второй четверти ХІХ в.

Внутренняя политика России во второй половине ХІХ в.

Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине ХІХ в.

Александр ш

Внешняя политика России в конце ХІХ в.

Экономическое развитие России в начале ХХ в.

Социально-политический строй и общественное движение в России в начале ХХ в.

Социально-политический кризис в начале ХХ в.

Русско-японская война 1904-1905 гг.

Революция 1905-1907 гг.

В октябре 1905 г. На основе «союза освобождения» и «союза земцев-конституционалистов» образовалась «партия русских конституционных демократов» (кадеты).

Ш государственная дума.

Россия в первой мировой войне 1914-1918 гг.

Февральская революция

От февраля к октябрю

Время от февраля к октябрю - особый период в истории России.

Октябрьская революция

Гражданская война в 1918-1920 гг.

Советское государство в первой половине 20-х годов ХХ в.

Новая экономическая политика (НЭП) сущность и цели НЭПа.

Образование СССР

СССР во второй половине 20-х - 30-е годы ХХ в.

Экономическая политика

Переход к коллективизации.

Социально-политическое развитие

Внешняя политика советского государства в 20-30-е годы ХХ в.

Внешняя политика в 20-е годы

Внешняя политика в 30-е годы

СССР в годы великой отечественной войны (1941-1945)

Советский тыл в годы войны

Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945-1952)

Социально-экономическое развитие

Начало «холодной войны».

Развитие СССР в 1953-1964 гг.

Преобразования в экономике

Противоречия экономического развития

СССР на международной арене

Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.

Последние годы существования СССР (1985-1991)

«Перестройка» в общественно-политической жизни

Экономическое развитие

Россия в 90-е годы ХХ в.

Внутренняя политика России

Международные связи России

Билет №1

Хозяйство славян . Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур - «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы - квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси 18 четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924г.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е.

орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община - мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника.

В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, 19 промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть обшин попала под их власть. (Феод - наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал - владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и.одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Общественный строй. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья зз племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах.

Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв.

Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались «полюдье». Сбор дани обычно проходил в ноябре апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.

Билет №2

Образование Древнерусского государства . Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существова 21 ние накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява) по всей видимости располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б.А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян.

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную Добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким образом, в результате экономического и социальнополитического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность.

Норманская теория. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.

Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. - Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и 22 Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и какихлибо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т.п.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству.

Оне возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского 23 общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице. Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.

Билет № 3.

ГОСУДАРСТВО РУСЬ (IX - НАЧАЛО ХП в.) Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский.

Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата. Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

Раннефеодальная монархия IX - нг 14. XII вв.

Великий князь Киевский Дружина Стершая дружина. Бояре (знать) Младшая дружина (гриди) Местные (удельные) князья Посадники, волостели Местная дружина Погосты, становища, волости История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как DC - начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина Х в.) время первых киевских князей. Второй (вторая половила Х - первая половина XI в.) - время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период - вторая половина XI - начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ Х ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА Я в.) Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древ29 лянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.

Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.

Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия П с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну.

Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

30 Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем м весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

История России в вопросах и ответах : Учеб. пособие / ...

  • Очень много работ по отечественной истории посвящено русским офицерам

    Закон

    Очень много работ по отечественной истории посвящено русским... снабжался отпускным билетом следующего образца. Билет Рядовой... выпускного офицерского экзамена . Унтер-офицеры... обязательные для рядового, по перечню для молодых солдат. Ответы оценивались по ...

  • География 9 класс Билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену

    Книга

    ... Для логичного построения ответа учащегося в билетах даются планы ответов по истории , что обуславливает... Отечественной войны... номенклатура) Для сдачи экзамена по географии...

  • География 9 класс билеты и ответы для быстрой подготовки к устному экзамену

    Книга

    ... Для логичного построения ответа учащегося в билетах даются планы ответов . В пособии приводятся последние статистические данные по ... строении и геологической истории , что обуславливает... Отечественной войны... номенклатура) Для сдачи экзамена по географии...

  • Тема 1. Древняя Русь (IХ - ХIII века)

    1) На какой территории было создано Древнерусское государство?

    На территории современной Украины.

    2) Кем было создано Древнерусское государство?

    Древнерусское государство в Восточной Европе, возникшее в последней четверти IX в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки».

    3) Какой город стал столицей Древнерусского государства?

    В 882 князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.


    4) Когда Русь приняла христианство?

    При Владимире I Святославовиче, известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, в истории церкви - Владимир Креститель.


    6) Что является религиозным символом христианства?


    7) Какие известные православные храмы были построены в Древней Руси?

    Десятинная церковь, трёхглавый Софийский собор, церкви святой Ирины и великомученика Георгия, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.




    8) От какого государства попала в зависимость Русь в ХIII веке?

    В XIII веке Русь впала в зависимость от золотой орды.

    Александр Невский - князь Новгородский (1236–1240, 1241–1252 и 1257–1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263), знаменитый русский полководец, защитник святой Русской Православный Церкви и земли. Возглавлял новгородское войско в битве со шведами на реке Неве в 1240 и в Ледовом побоище с тевтонскими рыцарями в 1242 году. Святой благоверный князь, не проигравший ни одной битвы.


    Тема 2. Московское государство (ХIV - ХVII вв.)

    1) Когда произошла ?


    2) Кто победил в Куликовской битве?

    В Куликовской битве победила Русь под предводительством Дмитрия Донского.


    3) Какой город стал центром объединения русских земель?

    Центром объединения русских земель стала - Москва.

    4) Когда русские земли объединились вокруг Москвы?

    Середина XV века начало объединения русских земель вокруг Москвы.

    5) В каком году произошло освобождение Руси от ордынского ига (зависимости)?

    В 1480 году.

    6) Какое имя в истории получил царь Иван IV?

    В. М. Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897.


    7) Покоритель Сибири?

    Ермак Т. - «Родом неизвестный, душой знаменитый».


    8) Какой художник ХV века написал знаменитую икону «Троица»?

    Андрей Рублёв.

    Андрей Рублёв - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.


    9) Как называется архитектурный памятник-крепость в Москве, который был построен как символ образования единого Московского государства?

    Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рисунок А. М. Васнецова


    10) В каком веке в России был период Смуты?

    Рубеж XVI-XVII веков.

    11) Когда Москва была освобождена от польского войска народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским?

    Москва была освобождена в октябре 1612 года.

    12) Какая династия начала править в России с 1613 года?

    Династия Романовых.

    Раздел II. Российская империя (ХVIII-начало ХХ веков)

    Тема 3. Россия в ХVIII веке

    1) Кто проводил реформы в России в начале XVIII века?

    Посмертный романтизированный портрет Петра I.
    Художник Поль Деларош (1838).


    2) Как называется город, который стал столицей России в эпоху Петра I?

    Санкт-Петербург.

    3) В каком городе в XVIII веке был создан первый в России университет?

    В Москве.

    4) Какой русский ученый сыграл главную роль в создании первого в России университета?

    Ломоносов Михаил Васильевич.

    5) Когда и при какой российской императрице в состав России вошел Крымский полуостров?

    8 апреля 1783 года Екатериной II был подписан манифест о «Присоединении полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под державу Российскую».

    Екатерина II Алексеевна - Императрица и Самодержица Всероссийская. Вела политику просвещённого абсолютизма.


    6) Кем был А.В. Суворов?

    Александр Васильевич Суворов - великий русский полководец, военный теоретик, стратег, национальный герой России.


    7) Какой памятник является символом города Санкт-Петербург?


    8) В каком городе находится самый крупный музей России - Эрмитаж?

    Санкт-Петербург.


    Тема 4. Россия в ХIХ веке

    1) Когда была Отечественная война?

    Отечественная война была в 1812 году.

    2) Как называется самое крупное сражение Отечественной войны?

    Бородинское сражение.

    3) Кто победил в Отечественной войне?

    Россия победила. Армия Наполеона была почти полностью уничтожена.

    4) Кто был главнокомандующим русской армией в годы войны?

    Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов - русский полководец и дипломат, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

    Портрет М.И. Кутузова кисти Р.М. Волкова


    5) Кто такие декабристы?

    Русские революционеры, поднявшие в декабре 1825 года восстание против самодержавия и крепостничества.

    6) Когда в России отменили крепостное право?

    Отмена крепостного права произошла в 1861 году.

    7) При каком российском императоре отменили крепостное право?

    При Александре II.

    Александр II Николаевич - Император Всероссийский. Проводил широкомасштабные реформы. Отменил крепостное право (манифест от 19 февраля 1861года). При нём одержана победа в Русско-турецкой войне (1877–1878). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной организацией «Народная воля».


    8) Когда произошло присоединение Средней Азии к России?

    В 1880 году.

    9) Кем был А.С. Пушкин?

    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, драматург и прозаик, литературный критик, переводчик, публицист, историк.


    10) Какой русский ученый открыл во второй половине ХIХ века периодический закон химических элементов?

    Дмитрий Иванович Менделеев- русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета. Среди наиболее известных открытий - периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.


    11) Кем был Л.Н. Толстой?

    Лев Николаевич Толстой - граф, великий русский писатель, мыслитель, известен на весь мир, просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Участник обороны Севастополя.


    12) Кем был П.И. Чайковский?

    Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.


    13) Кем был Ф.М. Достоевский?

    Фёдор Михайлович Достоевский - великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.


    Тема 5. Российская империя в начале ХХ века

    1) Какие основные религии были представлены в России в начале ХХ века?

    Основными религиями, представленными в России, являются христианство (преобладает православие), а также ислам и буддизм.

    2) Представители какой религии составляли большинство населения Российской империи?

    Большую часть населения составляют православные.

    3) Когда произошла Первая российская революция?

    В 1905 году.

    4) Что было главным результатом Первой российской революции?

    Сложились новые государственные органы - начало развития парламентаризма; некоторое ограничение самодержавия; введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии; буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны; улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9–10 часов; отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения; ограничена власть земских начальников.

    5) Кто был лидером партии большевиков?

    Владимир Ильич Ленин - российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.


    6) Когда была Первая мировая война?

    7) Кем был А.П. Чехов?

    Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, драматург, классик мировой литературы.


    8) Как звали русского ученого- изобретателя радио?

    Александр Степанович Попов.

    9) Как называется театр в Москве, известный во всем мире своими постановками оперы и балета?


    Раздел III. История СССР

    Тема 6. История СССР до Великой Отечественной войны

    1) Какая революция произошла в России в 1917 году?

    Великая октябрьская социалистическая революция.

    2) Как звали последнего российского императора?

    Николай II - Император Всероссийский, полковник. Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905–1907 годов и Февральскую революцию 1917 года; войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне.

    Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьёй под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными. Канонизирован (вместе с женой и детьми) Русской православной церковью.


    3) Какая партия пришла к власти в России осенью 1917 года?

    Партия большевиков во главе с В.И. Лениным.

    4) Как называлось государство, которое было создано в 1922 году на территории бывшей Российской империи?

    СССР (Союз Советских Социалистических Республик).

    5) При каком руководителе России церковь была отделена от государства, а школа - от церкви?

    При Владимире Ильиче Ленине.

    6) Как называлась политика по созданию в СССР крупной промышленности?

    Индустриализация.

    7) Как называлась политика по созданию в СССР коллективных хозяйств в деревне?

    Коллективизация.

    8) Каким было важнейшее достижение СССР в области образования в первой половине ХХ века?

    Ликвидация безграмотности.

    Тема 7. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы)

    1) Когда была Великая Отечественная война?

    2) Какие страны являлись союзниками СССР в борьбе против гитлеровской Германии?

    Союзниками СССР были США, Великобритания, Монгольская Народная Республика, Тувинская Народная Республика (страны антигитлеровской коалиции).

    3) Как называлась самая важная (переломная) битва Великой Отечественной войны?

    Сталинградская битва.

    4) Кем были Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский?

    Георгий Константинович Жуков - четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР.


    Константин Константинович Рокоссовский - советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949). Единственный в истории СССР маршал двух стран. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.


    5) Кто победил в Великой Отечественной войне?

    6) В каком городе советские солдаты М. Егоров и М. Кантария подняли знамя Победы в мае 1945 года?

    В Берлине, Германия.

    7) Сколько советских людей погибло в годы Великой Отечественной войны?

    27 миллионов человек.

    День Победы.

    Тема 8. СССР в послевоенный период (1945 - 1991 годы)

    1) В каком году и по инициативе какого советского руководителя Крым был передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР?

    2) Кто был Главным конструктором первых советских космических кораблей СССР?

    Королев Сергей Павлович - советский учёный, конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.


    3) Как звали первого в мире космонавта?

    Гагарин Юрий Алексеевич - советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.


    4) В каком году Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос?

    5) Как зовут первую в мире женщину-космонавта?

    Валентина Владимировна Терешкова - советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт, генерал-майор (1995). Кандидат технических наук, профессор. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина в звании генерал-майор.


    6) Какое важное международное спортивное событие состоялось в Москве в 1980 году?

    Олимпиада.

    7) Как называлась политика реформ М.С. Горбачева?

    Перестройка.

    8) Кто был президентом СССР?

    Горбачёв Михаил Сергеевич - советский и российский государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Единственный Президент СССР. Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых - Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.

    9) Сколько советских республик входило в состав СССР в 1960-1980-е годы?

    15 республик.

    10) Когда произошел распад СССР?

    11) Какая организация была создана после распада СССР некоторыми бывшими советскими республиками?

    СНГ (Содружество Независимых Государств).

    12) Кем был А.И. Солженицын?

    Солженицын Александр Исаевич - русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960–1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.


    Раздел IV. Современная Россия

    Тема 9. Реформы в Российской Федерации в 1991-1999 годах.

    1) Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России?

    2) Кто был первым президентом России?


    3) Какие реформы начал проводить в России Б.Н. Ельцин?

    Либерализация внешней торговли, реорганизация налоговой системы и другие преобразования, радикально изменившие экономическую ситуацию в стране. Результат реформ знаменовал собой переход России к рыночной экономике.

    4) Когда была принята Конституция РФ?

    5) Каким государством по своему национальному составу является Российская Федерация?

    Многонациональной.

    6) Какой язык является государственным языком в России?

    Русский язык.

    7) Какой город является столицей России?

    8) Как называется главная площадь столицы России?



    Тема 10. Россия в ХХI веке

    1) В какие годы президентами РФ были В.В. Путин и Д.А. Медведев?

    В.В. Путин - со 2 мая 2000 по 7 мая 2008,
    7 мая 2012 по настоящее время;


    Д.А. Медведев - с 7 мая 2008 по 7 мая 2012 года.


    2) Кто в настоящее время является президентом России?

    3) Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?

    4) Кто является Главой Русской Православной Церкви?

    Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев).

    5) Как называется одна из главных организаций мусульман России?

    Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ России).

    6) В каком российском городе проходили ХХII Зимние Олимпийские игры 2014 года?

    Сочи, Россия.

    Блок культурологических вопросов (Современные праздники России)

    1) Когда в России отмечают Новый год?

    Рождество Христово.

    День защитника Отечества.

    Международный женский день.

    День России.

    День народного единства.

    День Конституции РФ.

    Курс

    1.Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. Исторические источники, их виды, основные методы работы с ними. Вспомогательные исторические дисциплины.

    2. Древнейшие государства. Особенности цивилизаций Древнего мира - древневосточной и античной. Примеры цивилизаций.

    1.Историческое событие и исторический факт. Концепции исторического развития (формационная, цивилизационная, их сочетание). Периодизация всемирной истории. История России - часть всемирной истории.

    2. Великие державы Древнего Востока. Предпосылки складывания великих держав, их особенности. Последствия появления великих держав.

    1.Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Археологические памятники палеолита на территории России.

    2. Древняя Греция. Эллинистические государства - синтез античной и древневосточной цивилизации. Древний Рим.

    1.Неолитическая революция и ее последствия. Неолитическая революция на территории современной России. Индоевропейцы и проблема их прародины.

    2.Культура и религия Древнего мира. Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока. Античная культура как фундамент современной мировой культуры. Возникновение христианства.

    1. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.

    2. Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Синтез позднеримского и варварского начал в европейском обществе раннего Средневековья.

    1. Начало правления князя Владимира Святославича. Крещение Руси: причины, основные события, значение. Распространение культуры и письменности.

    2.Возникновение ислама. Образование Арабского халифата и арабские завоевания. Культура исламского мира.

    1. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.

    2.Византийская империя. Византия и славяне. Влияние Византии на государственность и культуру России.

    1.Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Зарождение стремления к объединению русских земель.

    2. Восток в Средние века. Средневековая Индия. Особенности развития Китая. Становление и эволюция государственности в Японии.

    1. Особенности древнерусской культуры. Возникновение письменности. Развитие местных художественных школ.

    2. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе. Норманны и их походы.

    1.Монгольское нашествие. Борьба Руси против экспансии с Запада. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия.

    2.Средневековое общество. Феодализм: понятие, основные черты. Структура и сословия средневекового общества.

    1. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Куликовская битва, ее значение.

    2. Города Средневековья, причины их возникновения. Городские республики. Значение средневековых городов.

    1. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение.

    2. Разделение церквей, католицизм и православие. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы.

    1. Россия в правление Ивана Грозного. Реформы 1550-х годов и опричнина. Расширение территории государства, внешняя политика.

    2.Англия и Франция в Средние века. Образование Испании и Португалии. Гуситские войны в Чехии и их последствия.

    1. Царствование Б.Годунова. Смутное время начала XVII века. Начало царствования династии Романовых.

    2.Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса. Культурное наследие европейского Средневековья.

    1. Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Окончательное закрепощение крестьян. Народные движения.

    2. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе в раннее новое время. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство.

    1. Становление абсолютизма в России. Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Внешняя политика России в ХVII веке.

    2. Великие географические открытия, их технические, экономические и интеллектуальные предпосылки. Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий.

    1. Культура XIII-XVII веков. Литература, зодчество, иконопись. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры в XVII веке.

    2.Понятие «протестантизм». Мартин Лютер и Жан Кальвин. Контрреформация и попытки преобразований в католическом мире.

    1. Россия в эпоху петровских преобразований. Правление царевны Софьи. Крымские походы В.В.Голицына.

    2.Эпоха Возрождения. Гуманизм и новая концепция человеческой личности.

    Влияние гуманистических идей в литературе, искусстве и архитектуре.

    1.Начало самостоятельного правления Петра I. Азовские походы. Великое посольство.

    2. Становление абсолютизма в европейских странах. Абсолютизм во Франции, Испании, Англии. Превращение Англии в великую морскую державу при Елизавете I.

    1. Северная война: причины, основные события, итоги. Значение Полтавской битвы. Прутский и Каспийский походы.

    2.Англия в XVII-ХVIII веках. Причины, итоги, характер и значение Английской революции. Социально-экономическое развитие Англии в ХVIII веке.

    1. Первые преобразования. Государственные реформы Петра I. Реорганизация армии.

    2.Страны Востока в XVI-XVIII веках. Османские завоевания в Европе. Маньчжурское завоевание Китая. Сёгунат Токугавы в Японии.

    1. Реформы государственного управления Петра I (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах.

    2. Колониальные захваты Англии, Голландии и Франции. Английские колонии в Северной Америке: социально-экономическое развитие и политическое устройство. Захват Индии Англией и его последствия.

    1. Провозглашение России империей. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа.

    2.Международные отношения в XVII-XVIII веках. Причины, ход, особенности, последствия Тридцатилетней войны. Семилетняя война прообраз мировой войны.

    1. Россия при Петре I. Развитие экономики. Политика протекционизма и меркантилизма. Социальные движения.

    2.Развитие европейской культуры и науки в XVII-XVIII веках. Эпоха просвещения. Учение о естественном праве и общественном договоре.

    1. Развитие промышленности и торговли во второй четверти - конце ХVIII века. Рост помещичьего землевладения. Основные сословия российского общества, их положение.

    2.Война за независимость и образование США. Французская революция конца XVIII века. Итоги и международное значение революции.

    1. Основные сословия российского общества, их положение. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е.И.Пугачева и его значение.

    2. Промышленный переворот и его последствия. Важнейшие изобретения. Социальные последствия промышленной революции.

    1.Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Участие России в Семилетней войне.

    2. Экономическое развитие Англии и Франции в ХIХ веке. Конец эпохи «свободного капитализма». Монополии и их формы.

    1.Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Жалованные грамоты дворянству и городам.

    2. Войны Французской революции и Наполеоновские войны. Восточный вопрос и обострение противоречий между европейскими державами. Складывание системы союзов.

    1.Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны и их итоги. Участие России в разделах Речи Посполитой.

    2. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX веке. Распространение социалистических идей. Учение К.Маркса.

    1.Внутренняя политика Павла I, его свержение. Внешняя политика Павла I. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова, Средиземноморская экспедиция Ф.Ф.Ушакова.

    2. Развитие западноевропейской культуры XIX века. Важнейшие научные открытия. Влияние культурных изменений на повседневную жизнь и быт людей.

    1.Русская культура XVIII века. Нововведения в культуре петровских времен. Просвещение и научные знания. Становление отечественной науки.

    2. Колониальный раздел Азии и Африки. Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран. Восстание сипаев и реформы в управлении Индии.

    1. Русская культура XVIII века. Литература и искусство. Культура и быт России во второй половине XVIII века.

    2. Превращение Китая в зависимую страну. Насильственное «открытие» Японии. Революция Мэйдзи и ее последствия.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-11-23

    Билет № 1

    1. Древняя Русь в IX - начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.

    2. К какому периоду истории России относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясните, чем отличались эти группы.

    3. Работа с источником.

    Билет № 2

    1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке.

    2. Сравните развитие культуры в СССР в 1945-1953 гг. и в период «оттепели», назовите общие черты и различия.

    3. Работа с источником.

    Билет № 3

    1. Культура Руси в XIV-XVI вв.

    2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значение.

    3. Работа с источником.

    Билет № 4

    1. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого Российского государства в XIV-XV вв.

    2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «приватизация», «либерализация цен», «шоковая терапия»? Объясните их значение.

    3. Работа с источником.

    Билет № 5

    1. Преобразования Петра I: содержание, итоги.

    2. Сравните внешнюю политику СССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг. и в 1970-е гг. Объясните, что было общим и в чем заключались различия.

    3.Работа с источником.

    Билет № 6

    1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

    2. К какому периоду (периодам) истории России относится понятие «многопартийность»? Объясните, с какими событиями, процессами оно связано.

    3. Работа с источником.

    Билет № 7

    1. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.: задачи, основные направления, итоги.

    2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражали.

    3. Работа с источником.

    Билет № 8

    1. Культура и общественная мысль России во второй половине XVIII в.

    2. Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия.

    3. Работа с источником.

    Билет № 9

    1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.

    2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «гласность», «политический плюрализм», «парад суверенитетов»? Объясните, какие черты, процессы этого периода отражали названные понятия.

    3. Работа с источником.

    Билет № 10

    1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение.

    2. Что означает понятие «коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»? Объясните, с какими событиями на фронтах и в тылу оно было связано.

    3. Работа с источником.

    Билет № 11

    1. Общественные движения в России в 70-90-е гг. XIX в.: организации, участники, деятельность.

    2. С каким событием отечественной истории 1920-1930-х гг. связаны понятия «автономизация», «федеральное устройство»? Объясните, какие позиции партийных руководителей они отражали.

    3. Работа с источником.

    Билет № 12

    1. Модернизация в России в начале ХХ в.: основные направления, особенности.

    2. С каким периодом отечественной истории связаны понятия «Избранная рада», «опричнина»? Объясните, какой политический курс отражало каждое из этих понятий.

    3. Работа с источником.

    Билет № 13

    1. Революция 1905-1907 гг. в России: причины, основные события, итоги.

    2. К какому периоду отечественной истории относится появление понятий «всероссийский рынок», «мануфактуры», «Новоторговый устав»? Объясните, с какими процессами они были связаны.

    3. Работа с источником.

    Билет № 14

    1. Революционные события 1917 г. в России от Февраля к Октябрю: основные события, их участники, итоги.

    2. С событиями какой из войн XVIII в. связаны названия Нарва, Лесная, Полтава, Гангут? Раскройте место и значение каждого из этих событий в истории войны.

    3. Работа с источником.

    Билет № 15

    1. Гражданская война 1918-1920 гг. в России: причины, участники, итоги.

    2. Объясните, как менялся характер внутренней политики Александра I в первой и второй половине его царствования. В чем это выразилось?

    3. Работа с источником.

    Билет № 16

    1. Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике: причины введения, основные мероприятия и результаты нэпа.

    2. Когда в истории России происходили дворцовые перевороты? Объясните, к каким последствиям они привели.

    3. Работа с источником.

    Билет № 17

    1. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920-1930-е гг.

    2. С какими событиями в истории России связаны понятия «самозванец», «семибоярщина», «тушинский вор»? Объясните, чем эти события были вызваны.

    3. Работа с источником.

    Билет № 18

    1. Основные направления и события внешней политики СССР в 1920- 1930-е гг.

    2. Объясните, почему XVII в. отечественной истории был назван «бунташным». Какие события дали основание для этого названия?

    3. Работа с источником.

    Билет № 19

    1. Индустриализация в СССР: причины, особенности проведения, итоги.

    2. Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. Объясните, в чем заключались основные различия.

    3. Работа с источником.

    Билет № 20

    1. Великая Отечественная война: основные этапы, события, причины победы советского народа.

    2. С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платежи», «отрезки», «уставные грамоты», «временнообязанные крестьяне»? Объясните, как они характеризуют эти события.

    3. Работа с источником.

    Билет № 21

    1. СССР в 1945-1953 гг.: основные направления и события внутренней и внешней политики.

    2. К какому периоду отечественной истории относится понятие «золотой век русской культуры»? Творчество каких деятелей культуры дало основание для этого названия?

    3. Работа с источником.

    Билет № 22

    1. «Оттепель» в СССР: изменения в политической, социально-экономической жизни, культуре. Итоги «оттепели».

    2. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII-XIV вв. Объясните, в чем заключались основные различия.

    3. Работа с источником.

    Тексты к третьему заданию

    1. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как он назывался. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

    2. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
    Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью.

    И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

    3. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.
    И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских… И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде… Видя это и прочие… от мала до велика бросились в бегство…»

    4. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»

    5. Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили
    «Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на своём государстве себе опричнину…»

    6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком событии в нем говорится. Объясните, на основании чего вы это определили.
    "Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира» - так кричали на вече бояре и их сторонники».

    7. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «…Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил.
    …Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый…»

    8. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и ещё жив. Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».

    9. Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому веку относятся описываемые в нем события. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «…Борис Годунов… начал делать многие неправды: и Бог ему мстил за убиение… а вор Гришка Отрепьев-разстрига принял от Бога месть по делам своим и злою смертию умер; а царя Василия избрали на государство не многие люди, и тогда, по вражью действу, многие города не захотели ему служить, а отложились от Московского государства…»

    10. Прочтите отрывок из документа, изданного в царствование Екатерины II, и укажите, как называется этот документ. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «Подтверждаем благородным дозволение вступать в службы прочих европейских государств нам союзных и выезжать в чужие края.
    Благородным подтверждается право покупать деревни.
    Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится, или рукоделием производится. Иметь фабрики и заводы по деревням. В вотчинах их заводить местечки и в оных торги и ярмарки. Право иметь или покупать домы в городах, и в оных иметь рукоделие».

    11. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедал с юности, в чём видел своё высокое предназначение.
    Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны… возмущение надёжного из надёжнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие - всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему всё более недоставало, - решительностью и твёрдостью в своих действиях - Аракчееву».

    12. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны. Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия. В городе ещё не знали, отречётся ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела останутся в том же положении».

    13. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком императоре идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «Правление императора началось с подавления восстания на Сенатской площади. Как утверждал сам император, он получил престол «ценою крови своих подданных». Лично участвуя в допросах и следствии, он пытался понять причины этого движения. Как и декабристы, император осознал всю пагубность для страны крепостного права, произвола, недостатка просвещённости. Однако считал, что от правительства должны исходить необходимые реформы. Сделав вывод о неблагоприятном настроении дворянства, он стремился опираться на бюрократию».

    14. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в ходе какой из войн XIX в. произошли описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «…Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покориться необходимости…»

    15. Прочтите отрывок из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий… и без контрибуций».

    16. Прочтите отрывок из декрета Совнаркома и укажите название политики, о которой идет речь в отрывке. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности…»

    17. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о какой партийно-государственной политике идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придёт и заберёт всё, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»… В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребёнка…»

    18. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком периоде советской истории идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «…Разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодёжь была охвачена энтузиазмом…»

    19. Прочтите отрывок из письма, направленного на съезд партии, и укажите, в какие годы происходили описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «…К середняку применили политику, направленную против кулака… Пленум призвал к строжайшей каре за антисередняцкий уклон. Постановляем одно, а на деле проводим другое. …В силу массового применения репрессивных мер к середняку и бедняку середняк варварски уничтожил не только товарный скот, но и племенной и другие виды продукции первой необходимости. Последние являлись пока ещё основными источниками снабжения индустриальных центров».

    20. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Г.К. Жукова и укажите, как называлась политика руководства СССР, приведшая к описываемым результатам. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «…Мощная база обороны страны была создана. Как же выглядела наша армия после технической реконструкции, проведённой в предвоенные пятилетки? В целом она превратилась из технически отсталой в передовую современную армию… Были построены десятки и сотни оборонных предприятий».

    21. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К. Рокоссовского и назовите город, в котором происходила описанная битва. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «В кольце… оказалось двадцать две дивизии… Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики были обречены на полное уничтожение… Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные».

    22. Прочтите отрывок из воспоминаний руководителя СССР, активного участника описываемых событий, и назовите их автора. Объясните, на основании чего вы это определили.
    «Вопрос стоял так: или партия открыто по-ленински осудит допущенные в период культа личности… ошибки и извращения, отвергнет те методы партийного и государственного руководства, которые стали тормозом для движения вперёд, или в партии возьмут верх силы, цеплявшиеся за старое, сопротивлявшиеся всему новому, творческому. Именно так остро был поставлен вопрос».

    23. Прочтите отрывок из книги и назовите фамилию ее автора. Объясните, на основании чего вы ее определили.
    «Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. Наступила невесомость - то самое состояние, о котором ещё в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но вскоре я привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную в полёт. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моём полёте», - подумалось мне… В 10 часов 35 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле…»

    24. Прочтите отрывок из выступления Президента СССР и назовите его фамилию. Объясните, на основании чего вы ее определили.
    «Дорогие соотечественники! Сограждане!
    В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны».

    За годы Великой Отечественной войны было разрушено народное хозяйство, вся промышленность переориентирована на военные нужды. Поэтому основной задачей послевоенного развития страны стало восстановление народного хозяйства и перевод его на мирные рельсы. Трудностями сопровождался процесс восстановления промышленности. Сохранение части военно-промышленного комплекса (ВПК) и развитие отраслей легкой промышленности позволили обеспечить занятость населения, повысить объемы гражданского машиностроения. В 1946-1950 гг. была восстановлена большая часть промышленных предприятий. По сравнению с предвоенным периодом на 25% поднялась производительность труда в промышленности. Довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г. Разворачивалось новое крупное промышленное строительство, особенно на востоке страны, в Поволжье, Закавказье. Одновременно происходило техническое переоборудование реконструируемых после войны предприятий, в основном за счет трофейного оборудования. Восстанавливается металлургическая и топливно-энергетическая база страны. К 1950 г. в основном был восстановлен железнодорожный транспорт. В сельском хозяйстве при помощи введения высоких сельхозналогов и занижения себестоимости продукции при госзакупках к 1950 г. были восстановлены важнейшие отрасли земледелия. Во многом таких успехов удалось достичь благодаря труду крестьян, которые не получали оплаты и трудились за так: называемые «трудодни», учитывавшиеся при распределении потенциальных излишков колхозной продукции. Была отменена карточная система, а в 1947 г. проведена денежная реформа, заменившая старые деньги на новые. В первой половине 50-х гг. несколько повысилось материальное благосостояние населения городов и деревень, что способствовало стабилизации демографической ситуации.

    Окончание Второй мировой войны, отсутствие общего врага, передел сфер влияния оказали важнейшее влияние на начало нового этапа конфронтации СССР с западными державами. Обстановка противостояния, наращивания вооружения и увеличения военно-промышленного комплекса (ВПК) без ведения военных действий получила название «холодная война». Поддержка коммунистических движений Востока и Азии, советское присутствие в освобожденных восточноевропейских государствах не могли не вызвать протеста ведущих европейских держав. В 1946 г. У. Черчилль выступил с речью, в которой говорилось об опасности коммунистической угрозы, а в феврале 1947 г. в американском конгрессе проходило слушание доклада президента Г. Трумэна о спасении мира и Европы от советской экспансии. Для этого планировалось создание военно-политического союза, размещение военных баз в Восточной Европе, а в апреле 1948 г. началось создание Североатлантического союза (НАТО), в который вошли США, Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Италия, Канада, Норвегия, Дания, Исландия, Португалии, Турция, Греция и ФРГ. В ответ на это СССР создал в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в его состав вошли Албания, ГДР, Венгрия, Польша, др. В 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора, в которую входили социалистические страны Восточной Европы. Европа раскололась на два противоборствующих лагеря Появление атомного оружия и гонка ядерного вооружения коренным образом изменили стратегическую ситуацию, поставив; мир на грань ядерной войны, на в 1953 г.