Чаянов биография кратко. Чаянов Александр Васильевич: биография и библиография

Александр Васильевич Чаянов (17 января 1888, Москва - 3 октября 1937) - российский и советский экономист, социолог, социальный антрополог, основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель-фантаст и утопист. Автор термина «моральная экономика».

Чаянов был сыном купца Василия Ивановича Чаянова и Елены Константиновны Клепиковой (из мещан). Он прошёл хорошую первоначальную домашнюю подготовку, рано обнаружив интерес к естественным наукам. В 1906 году, после окончания реального училища, Чаянов стал студентом Московского сельскохозяйственного института. В 1908 году он совершил поездку в Италию, по итогам которой опубликовал свою первую научную работу о кооперации сельского хозяйства в Италии.

В 1911 году А.В. Чаянов получил диплом учёного-агронома 1-й степени. В 1912 году отправился в длительную заграничную командировку (Англия, Франция, Германия, Швейцария, Италия) «для подготовки к занятию кафедры сельскохозяйственной экономии », одновременно работал над «Очерками по теории трудового хозяйства» (М., 1912-13). В 1912 году вышла его первая художественная книга – сборник стихов «Лялина книжка».

В 1915 вышел в свет «Краткий курс кооперации» (М.), в котором А.В. Чаянов знакомил читателей с историей кооперативного движения в России и за рубежом, раскрывал сущность организации кредитных товариществ, потребительских обществ и производственных кооперативов.

Под воздействием первой российской революции Чаянов стал убеждённым социалистом, но не принадлежал ни к каким партиям. Он принял Февральскую и, после колебаний, Октябрьскую революцию, став в 1918 году доктором наук, профессором Петровской сельскохозяйственной академии. Главным направлением деятельности Чаянова стала разработка аграрной реформы. Обоснование программы Чаянова содержит его брошюра «Что такое аграрный вопрос?» (М., 1917).

В 1919 году А.В. Чаянов возглавил НИИ сельскохозяйственной экономики, вошёл в число членов коллегии Наркомзема. Одновременно он продолжал преподавательскую работу в МСХИ, университете им. А.Л. Шанявского, начатую ещё в 1912 году.

Весной 1921 года, в переломный момент перехода к нэпу, А.В. Чаянов работал в комиссии по продналогу при Наркомземе. Комиссия разработала и приняла 31 марта «Основные принципы построения продналога».

1922 год внёс много перемен в жизнь А.В. Чаянова. На базе семинария по сельскохозяйственной экономии и политике был создан Научно-исследовательский институт под тем же названием. Его директором стал Чаянов. Произошли изменения в личной жизни: он женился на Ольге Эммануиловне Гуревич. В 1922 году Чаянов с женой отправились за границу и провели там полтора года. За рубежом, в мае 1923 года, родился их первенец - сын Никита.

Помимо научной деятельности в области сельского хозяйства и художественного творчества, А.В. Чаянов занимался топографией древней Москвы, был членом общества «Старая Москва», куда входили учёные, художники, театральные работники, писатели. Он коллекционировал иконы и гравюры, сам занимался гравировкой по дереву и написал ряд работ по истории искусства («Старая западная гравюра», 1926).

В 1920-х годах Чаяновым были созданы труды по теории семейно-трудового крестьянского хозяйства и кооперации, проводились обследования крестьянских хозяйств в различных регионах страны.

Роковую роль для А.В. Чаянова и его соратников сыграла дискуссия 1927 года о дифференциации крестьянства. С развёртыванием сталинской «революции сверху» в 1928-29 гг. нарастала волна идеологической и политической критики в адрес Чаянова. Если раньше его критиковали за «неонародничество», то теперь обвиняли в «защите интересов кулачества», «протаскивании буржуазных аграрных теорий». А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева и других обвиняли в стремлении увековечить индивидуальное хозяйство. В 1928 году последовали «оргвыводы»: А.В. Чаянов покинул пост директора основанного им института сельскохозяйственной экономии, а сам институт был преобразован в НИИ крупного социалистического хозяйства, членом коллегий которого Чаянов был всё же оставлен.

В конце декабря 1929 года состоялась знаменитая конференция аграрников-марксистов. С речью выступил И.В. Сталин , который отметил отставание работы на идеологическом фронте от задач классовой борьбы, подверг резкой критике так называемые мелкобуржуазные теории в аграрном вопросе.

21 июня 1930 года Чаянов был арестован, ему было предъявлено обвинение в принадлежности к мифической «Трудовой крестьянской партии», о которой он не имел ни малейшего представления. Затевался новый громкий судебный процесс, который, однако, не состоялся. А.В. Чаянов отсидел четыре года в тюрьме и был сослан в Алма-Ату.

В 1937 году Чаянову было предъявлено новое нелепое обвинение. 3 октября 1937 года Особым совещанием при НКВД СССР он был приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в этот же день. Взгляды Чаянова и его школы были объявлены антимарксистскими; в вину учёному вменялись желание сохранения индивидуального крестьянского хозяйства, недооценка роли пролетариата и защита интересов кулачества.

Жена, просидевшая в лагерях с небольшими перерывами 18 лет, умерла в 1983 году, так и не добившись реабилитации мужа. А.В. Чаянов был реабилитирован Верховным судом СССР 16 июля 1987 года.

Вышедшая из под пера Чаянова фантастика укладывается в недолгий промежуток 1920-х годов и представлена разножанровыми произведениями, - от утопии до литературных стилизаций из богатой в русской литературе традиции «страшных» и мистических повестей. В 1920 году А.В. Чаянов написал первое прозаическое художественной произведение – утопическую повесть «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». А в период с 1921 по 1928 год – ещё четыре фантастические повести, которым критика дала название «русской гофманиады». Первой из них стала повесть «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей», изданная в Москве в 1921 году под псевдонимом «Ботаник Х.», которым подписаны и все последующие повести. В заграничной командировке А.В. Чаянов написал новую фантастическую повесть «Венецианское зеркало, или Диковинные похождения стеклянного человека» и издал её в Берлине в 1923 году. В 1924 году вышла в свет его четвёртая повесть - «Необычайные, но истинные приключения графа Фёдора Михайловича Бутурлина».

В повести «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» дана привлекательная картина мечты советских «дезурбанистов», отстаивавших курс на преимущественное развитие в СССР системы малых населённых мест. Герой, современник автора, внезапно оказывается в утопическом будущем 1984 года, где реализована эта мечта. Согласно взглядам дезурбанистов, старые - исторически сложившиеся - города должны были стать музеями ушедшего бытового уклада. Такой и предстаёт в «аграрной утопии» Чаянова Москва. Впрочем, эта утопия способна эффективно защищаться, - в её распоряжении, ни много ни мало, - климатическое оружие.

В повести «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей» опередил М. Булгакова в описании московской дьяволиады, где, по странному совпадению, один из героев именуется Булгаковым, а главный «злодей» свободно распоряжается людскими душами, выигранными в карты у демонов. Повесть «Венецианское зеркало» рассказывает о таинственном зеркальном двойнике, злобном отражении, попытавшемся заменить в реальной жизни своего хозяина. «Необычайные, но истинные приключения графа Фёдора Михайловича Бутурлина» - удивительная фантасмагория, в которой переплетаются реалистические и фантастические элементы: девушка постепенно превращается в рыбу под воздействием проклятия, но её спасает эликсир, хранившийся в могиле некоего святого; герой с трудом ускользает от таинственных иллюминатов, которые вовсе даже не люди, и отправляется на поиски давно потерянной фамильной драгоценности. Повесть «Юлия, или Встречи под Новодевичьим» рассказывает о таинственно появляющейся и пропадающей на глазах у людей незнакомке, которую герой решает во что бы то ни стало отыскать.

(17 января 1888, Москва, – 3 октября 1937). Родился в купеческо-мещанской семье выходцев из крестьян. Окончив реальное училище, поступил в 1906 в Московский сельскохозяйственный институт (МСХИ; позже – Петровская, ныне Тимирязевская сельскохозяйственная академия), где преподавали Д.Н. Прянишников, А.Ф. Фортунатов, Н.Н. Худяков. Испытав влияние революционных идей 1905 – 07, стал убежденным социалистом, но беспартийным. В каникулы 1908 и 1909 студент Чаянов знакомился с организацией агрономии и сельскохозяйственной кооперации Италии и Бельгии. Свои наблюдения и выводы опубликовал в 1909 и 1910 в журнале "Вестник Сельского Хозяйства" и в отдельной брошюре; в них Чаянов впервые сформулировал представление о том, что внутренняя структура крестьянского хозяйства «раскрывает перед нами связку, ряд отдельных сельскохозяйственных технических процессов, которые волевою деятельностью "хозяйственного человека" соединяются экономически в хозяйство... Каждый из этих процессов настолько самостоятелен, что может быть выделен, не нарушая общего организационного плана хозяйства» ("Вестник Сельского Хозяйства ", 1909, № 36, с. 8 – 9). Этот вывод явился для студента Чаянова отправным в оценке сущности и значения крестьянской кооперации: ".,возможность? без крупной ломки организационного плана мелкого сельского хозяйства организовать некоторые его отдельные технические, хозяйственные процессы, в которых крупное производство имеет несомненное преимущество, .,путем выделения их и слияния с подобными процессами у соседей в кооперативе" (там же). Поиск путей включения в современную экономику не только для "сильных", но для всей массы трудовых (как правило, не принимающих наемного труда) крестьянских хозяйств объясняет отрицательное отношение Чаянова к аграрной реформе П.А. Столыпина.

Получив в 1911 диплом ученого-агронома 1-й степени, Чаянов преподавал в МСХИ, Народном университете А.Л. Шанявского и других. В 1912 был в командировке (Англия, Франция, Германия, Швейцария, Италия) "для подготовки к занятию кафедры сельскохозяйственной экономии", одновременно работал над "Очерками по теории трудового хозяйства" (М., ч. 1 – 2, 1912 – 13). В 1915 вышел в свет "Краткий курс кооперации" (М.), в котором он знакомил читателей с историей кооперативного движения в России и за рубежом, раскрывал сущность организации кредитных товариществ, потребительских обществ и производственных кооперативов. В научном отношении Чаянов с первых публикаций примыкал к "организационно-производственной школе", заложенной в 1904 А.Н. Челинцевым, став затем ее ведущим представителем и фактически главой (в 20-х гг. это научное направление получило название "школы Чаянова"). Преподавательскую и исследовательскую деятельность Чаянов сочетал с участием в кооперативных и общественных организациях. В годы первой мировой войны работал в различных комиссиях Особого совещания по продовольствию, в продовольственных организациях Всероссийского земского союза и экономического отдела Всероссийского Союза городов, участвуя, в частности, в составлении Общего плана обеспечения продовольствием населения (1916). В 1915 адъюнкт-профессор Чаянов стал одним из организаторов и руководителей Центрального товарищества льноводов (Центрального союза льноводческих кооперативов – Льноцентра). В научном плане одним из главных направлений деятельности Чаянова была дальнейшая разработка теории крестьянского хозяйства.

Активный участник событий Февральской революции 1917, Чаянов прежде всего стремился способствовать радикальным преобразованиям в сельском хозяйстве. На Всероссийском кооперативном съезде (25 – 27 марта) был избран членом Совета Всероссийских кооперативных съездов – высшего органа управления кооперативным движением. Оказывая решительную поддержку Временному правительству, Чаянов считал необходимой консолидацию общественных сил, чтобы справиться с усугублявшимся разорением страны. Преодолению продовольственного кризиса были посвящены его лекции и статьи в прессе ("Русские Ведомости", 1917, № 34; "Власть Народа", 1917. 29 апреля, 21 мая, 21 июня и другие). Активно поддерживал создание системы продовольственных комитетов: губернских, уездных и волостных, избираемых демократическим путем и подотчетных народу (см: Чаянов А.В., Продовольственный вопрос. Лекции, читанные на курсах по подготовке работников по культурно-просветительской деятельности при Советах студенческих депутатов в апреле 1917 г., М., 1917, с. 33).

Главным направлением деятельности Чаянова стала разработка аграрной реформы. Один из инициаторов создания Лиги аграрных реформ, имеющей целью пересмотр устаревших с 1905 – 07 аграрных программ и перенесение их "из узких партийных переулков и партийной полемики на более широкую площадь совместной работы всех экономических сил страны". Во время Всероссийского кооперативного съезда состоялось первое собрание учредителей лиги (57 представителей различных партий и течений), на котором был избран Организационный комитет 16 – 17 апреля проходил Учредительный съезд лиги (136 делегатов от 20 губерний); как член Организационного комитета Чаянов выступил с докладом о принципах организации, задачах, проекте Положения о лиге аграрных реформ; вошел вСовет лиги и в ее Центральный распорядительный комитет. На 2-м съезде лиги (июнь) также говорил о задачах аграрной реформы, на 3-м съезде (ноябрь)– о природе крестьянского хозяйства и его земельном режиме. Чаянову принадлежит обращение комитета к членам лиги: "Мы считаем, что: 1) трудовое кооперативное крестьянское хозяйство должно лечь в основу аграрного строительства России и ему должны быть переданы земли нашей родины; 2) передача эта должна совершиться на основе государственного плана земельного устройства, ...планомерно и организованно осуществимого без нарушения производственного напряжения нашего народного хозяйства; 3) земельное устройство есть только часть решения аграрной проблемы, которая включает в себя все вопросы, связанные с общими условиями сельскохозяйственного производства, организацией трудовых хозяйств и организацией связи этих хозяйств с общим мировым хозяйством" ("Предисловие"– во всех изданиях Лиги аграрных реформ).

Обоснование программы Чаянова содержит его брошюра "Что такое аграрный вопрос?" (М., 1917), в которой выражены революционные требования 1917, и прежде всего требование, ставшее лозунгом всех демократических сил: "Земля – трудовому народу! ". Чаянов писал: "...все земли, находящиеся сейчас в пользовании крупного помещичьего хозяйства, должны быть переданы в руки трудового крестьянского хозяйства"; эта передача частновладельческих земель крестьянству могла быть произведена и в форме социализации, и национализации, и муниципализации, и с помощью "единого налога на землю", изымающего в пользу народа всю земельную ренту, и, наконец, через создание "системы государственного регулирования землевладения" при запрещении продажи и покупки земли. Чаянов стремился найти решение задачи "с меньшими затруднениями и с наименьшими затратами провести обобществление земель и передачу их трудовому хозяйству", склонялся в пользу совмещения последних двух вариантов – государственного регулирования и прогрессивного налогообложения с добавлением права "экспроприации любых земель" (в случаях нарушений земельного режима, установленного законом), что дало бы возможность "автоматически в одно-два десятилетия прийти к национализации или муниципализации" (с. 20, 32 – 33, 41 – 45, 55, 58 – 59). В основу аграрных реформ должны были лечь два принципа: "1) наибольшая производительность народного труда, прилагаемого к земле; 2) демократизация распределения народного дохода". Чаянов отвергал и капитализм, и "государственный социализм", и "анархический коммунизм". Обеспечить осуществление обоих принципов, по его убеждению, могла только кооперация, и поэтому будущий аграрный строй должен быть кооперативным (там же, с. 16, 18 – 19, 24 – 25). Автор радикальной аграрной программы быстро завоевывает политический авторитет – становится членом Главного земельного комитета, созданного для подготовки и осуществления земельного преобразования, членом Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), товарищем министра земледелия во Временном правительстве (около двух недель), как "беспартийный социалист" избирается членом Учредительного Собрания.

Чаянов, несмотря на первоначально негативное восприятие Октябрьской революции, согласился работать в советских учреждениях и в сотрудничавших с ними кооперативных организациях. С 1918 профессор Петровской сельскохозяйственной академии. На 1-м Всероссийском кооперативном съезде (18 – 24 февраля 1918) Чаянов выступал с докладами, участвовал в дискуссиях, обнаруживших бесперспективность противостояния власти Советов, отсутствие политического единства в кооперативной среде; по предложению Чаянова на съезде был создан Комитет по охране культурных и художественных сокровищ России, в президиум которого вошел Чаянов. Комитет, лично Чаянов проделали большую работу по спасению культурных и художественных сокровищ страны. В кооперативном движении Чаянов был сторонником компромисса между Советской властью и кооперацией, их сотрудничества при сохранении кооперацией самостоятельности в своей хозяйственной деятельности; член кооперативной делегации 18 ноября 1918 на переговорах с В.И. Лениным о судьбе Московского народного банка, принадлежавшего кооперации. На 2-м Всероссийском съезде Совнархозов (декабрь 1918) выступал с докладом о сельскохозяйственной кооперации. В 1919 возглавил Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики, преобразованный в том же году в НИИ сельскохозяйственной экономии.

В 1919 вышел в свет один из главных научных трудов Чаянова – книга "Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации" (М.), где он писал: "...не разрушая тех сторон хозяйства, где мелкое семейное производство было технически удобнее крупного, ...выделить и организовать в крупнейшие кооперативные предприятия, те отрасли, в которых это укрупнение давало заметный положительный эффект", чтобы в итоге организовать все отрасли и работы крестьянского хозяйства "в той степени крупности и на тех социальных основах, которые наиболее к нему подходили". Этот процесс Чаянов назвал "кооперативной коллективизацией" (с. 15 – 16, 21, 301 и др.). Он отрицал "коммунизацию производства" в сельском хозяйстве, указывая на такие труднейшие проблемы, как "стимуляция работы", "организация труда" и "хозяйствующая воля", то есть управление.

В 1921 – 23 член коллегии Наркомзема РСФСР и его представитель в Госплане РСФСР. В марте 1921 работал в комиссии Наркомзема, разработавшей "Основные принципы построения продналога" – важнейшей меры перехода к нэпу. 23 ноября 1921 сделал в Госплане доклад "Генеральный план Наркомзема", положивший начало работ по планированию сельского хозяйства.

В 20-х гг. Чаяновым были созданы труды по теории семейно-трудового крестьянского хозяйства и кооперации, по практическому применению теоретических знаний и рекомендаций, проводились обследования крестьянских хозяйств в различных районах страны; работы издавались в Германии, Японии, Индии, Китае. Чаянов был не только экономистом, организатором науки и кооперации. В 1918 – 28 он написал 6 повестей, оцениваемых литературоведами как "русская гофманиада" (включая социально-утопическую повесть "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии").

С развертыванием сталинской "революции сверху" в 1928 – 29 нарастала волна идеологической и политической критики в адрес Чаянова. Если раньше его критиковали за "неонародничество", то теперь обвиняли в "защите интересов кулачества", "протаскивании буржуазных аграрных теорий". На Конференции аграрников-марксистов (20 – 29 декабря 1929) так называемая чаяновщина была объявлена "агентурой" империализма, находящейся в связи с "правым уклоном" в ВКП(б); выступивший на ней И.В. Сталин обрушился на «антинаучные теории "советских" экономистов типа Чаянова» (см.: "Труды 1-й Всероссийской конференции аграрников-марксистов", т. 1, М., 1930). Вынужденный оправдываться Чаянов писал: "Вообще я совершенно разделяю мысль, некогда высказанную Жоресом, о том, что революцию можно или целиком отвергнуть или принять также целиком, такой, как она есть. Этой мыслью я руководствовался все годы нашего революционного бытия. Поэтому вопрос о моем отношении к Октябрю решался мною... в тот январский день, когда революция отбросила идею Учредительного Собрания и пошла под знаком пролетарской диктатуры. С февраля 1918 года я связал свою жизнь с революционной реконструкцией нашей страны и, тщательно припоминая день за днем все прошедшие годы, полагаю, что ни у кого нет и не может быть оснований для того, чтобы отнять у меня звание советского работника безо всяких кавычек" ("О судьбах неонародничества", "Сельскохозяйственная Газета", 1930, 29 января). 21 июня 1930 Чаянов был арестован, 26 января 1932 Коллегией ОГПУ осужден по сфабрикованному делу "Трудовой крестьянской партии" к 5 годам заключения в лагерь; 3 октября 1937 Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к расстрелу. Реабилитирован в 1987.

Сочинения: Избранные произведения, М., 1989; Избранные повести. М., 1989; Крестьянское хозяйство, М., 1989; Избранные труды. Статистическое наследие, М., 1991.

Литература: Балязин В.Н., Профессор Александр Чаянов, М., 1990; Кабанов В.В., А.В. Чаянов, "Вопросы истории, 1988, № 6; Н.Л. Кондратьев, Н.П. Макаров, А.В. Чаянов, А.Н. Челинцев. Указатель литературы, М., 1988.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЧАЯНОВ, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1888–1937) – советский экономист, основоположник крестьяноведения.

Родился 17 января 1888 в Москве . Отец Чаянова по происхождению крестьянин, стал московским купцом. В 1906 Чаянов поступил в Московский сельскохозяйственный институт и после его окончания в 1911 начал работать там преподавателем. Его специализацией стала аграрная экономика. В 1908 появилась первая печатная работа, посвященная кооперации в Италии . К окончанию института он опубликовал уже около 20 работ. Параллельно с научными трудами он занимался и практической работой – главным образом, в области льноводческой кооперации. Созданное при его активном участии в 1915 Центральное товарищество льноводов начало активно и быстро завоевывать рынок.

Чаянов никогда не был членом каких-либо партий, но участвовал в политической деятельности как представитель кооперативного движения. В 1917, накануне Октябрьской революции , Чаянов в течение двух недель входил в состав последнего Временного правительства как заместитель министра земледелия. После прихода к власти большевиков он, как и другие российские кооператоры, начинает с ними активно сотрудничать. В 1919 он возглавил Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономики. В феврале 1921 он утверждается членом коллегии Наркомата земледелия, всерьез обсуждалось даже предложение В.И.Ленина включить его в число руководителей только что образованного Госплана. Весной 1921 он был членом комиссии, которая разработала и приняла «Основные принципы построения продналога».

На 1920-е приходится расцвет научной деятельности Александра Чаянова. В 1923, находясь в научной командировке за рубежом, он издал в Берлине свой главный научный труд – Учение о крестьянском хозяйстве . В 1925 эта книга была опубликована и в России под названием . В эти же годы Чаянов издал ряд художественных произведений в жанре историко-мистической фантастики.

В конце 1920-х, когда началось усиление административно-командных принципов управления, Чаянова подвергли резкой критике как «неонародника». В 1928 его уволили с поста директора Института сельскохозяйственной экономики. В 1930 Чаянов, как и его коллега и близкий друг Н.Д.Кондратьев , был арестован по делу «Трудовой крестьянской партии»: Кондратьева объявили главой этой несуществующей подпольной партии, а Чаянова – ее активным участником. Парадоксально, что само название «Трудовая крестьянская партия» было взято из опубликованной в 1920 научно-фантастической повести Чаянова Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии , в которой он описывал будущий строй «цивилизованных кооператоров». На закрытом процессе в 1932 профессора Тимирязевской академии А.В.Чаянова приговорили к 5 годам заключения. После 4 лет тюрьмы Чаянова сослали в Казахстан, где он начал работать консультантом в республиканском комиссариате земледелия. Однако пережить «великий террор» конца 1930-х он не сумел – его расстреляли в 1937. В 1987 после пересмотра дела «Трудовой крестьянской партии» все проходившие по нему, включая Чаянова, были реабилитированы.

Главная тема трудов Чаянова – изучение крестьянских хозяйств как особого социально-экономического уклада, отличающегося и от капиталистического и от социалистического типов хозяйствования.

В своей концепции семейно-трудового крестьянского хозяйства А.В.Чаянов рассматривал взаимоотношения крестьянского хозяйства с окружающей средой и приходил к выводу, что для него свойственны особые закономерности, отличающиеся от деятельности капиталистической фирмы. Главная задача крестьянина – не максимизация прибыли, а удовлетворение потребностей членов семьи. Соответственно, цель производства в крестьянском хозяйстве – это потребление, но не накопление. В Организация крестьянского хозяйства он доказал, что крестьянство стремится к увеличению валового дохода, а не к получению максимальной прибыли. Для объяснения хозяйственного поведения крестьян Чаянов использовал модель равновесия предельных выгод и предельных издержек, предложенную экономистами-неоклассиками. «…Мы можем установить, – писал он, – что степень самоэксплуатации [крестьянского] труда устанавливается некоторым соотношением между мерой удовлетворения потребностей и мерой тягости труда».

Большой вклад Чаянов внес в анализ дифференциации крестьянства. По его мнению, из-за демографических факторов уровень жизни крестьянской семьи меняется волнообразно. Так, в недавно образовавшейся молодой семье (муж, жена, малолетние дети) соотношение едоков и работников крайне неблагоприятно. Через некоторое время дети становятся полноценными работниками, в результате чего число едоков совпадает с числом работников. Это – самый благоприятный период в жизни крестьянской семьи: без применения наемного труда растут площади посевов, объем собираемой продукции, возрастают доходы, а расходы на бытовые нужды (жилье, отопление и др.) остаются прежними. Когда у второго поколения рождаются дети, то происходит распад большой семьи на молодые семьи. Соотношение едоков и работников снова изменяется, сокращается подушный посев, снижается и уровень потребления.

Отсюда Чаянов сделал вывод, что имущественная дифференциация крестьянских хозяйств в основном не носит социального характера. Он считал, что распространенная в советской экономической литературе схема трех классов (кулак, середняк, бедняк) слишком груба, так как сводит в одну кулацкую группу не только капиталистические, но и крепкие крестьянские хозяйства, использующие труд преимущественно членов своей семьи. В противовес этой ложной схеме Чаянов приводил свою, более дробную классификацию, включающую шесть типов хозяйств – 1). капиталистическое, 2). полутрудовое, 3). зажиточное или семейно-трудовое, 4). бедняцкое, 5). полупролетарское и 6). пролетарское. Основная масса крестьянских хозяйств в России, по его мнению, была представлена хозяйствами 2–4-го типов. Что касается характерных для «чистого» капитализма хозяйств 1-го, 5-го и 6-го типов, то они составляют явное меньшинство и не определяют «лица» деревни. Схожую – некапиталистическую – форму имеет дифференциация крестьянских хозяйств и в современных странах «третьего мира».

Для Чаянова характерно большое внимание к сельскохозяйственной кооперации. Хотя трудовое крестьянское хозяйство устойчиво, оно тормозит прогрессивное развитие. По его мнению, для подъема советской агроэкономики надо было объединять в кооперативы всех крестьян, кроме первой и шестой групп, с последующим ограничением и вытеснением эксплуататорских отношений и привлечением сельских пролетариев к семейно-трудовому хозяйствованию через предоставление кредита. По Чаянову, ценность кооперации двояка: она имеет, с одной стороны, антикапиталистическое содержание, освобождая крестьян от перекупщиков, а с другой – антибюрократическое, развивая трудовое самоуправление. Он выступал против огосударствления кооперативов и отстаивал их самостоятельность при решении хозяйственных вопросов.

Главным путем подъема эффективности аграрного сектора Чаянов считал развитие кооперации не по горизонтали (объединением многих одинаковых единоличных хозяйств в одно коллективное), а по вертикали – путем объединения производства, хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, покупки и обслуживания техники, племенной и селекционной работы и т.д. Выступая за вертикальную кооперацию, он очень критически относился к сталинским колхозам, предлагая вместо национализации земли передать ее в трудовую собственность без права купли – продажи.

Кооперативные концепции совпадали со многими идеями Ленина начала 1920-х, который при написании известной статьи О кооперации , вероятно, пользовался работами Чаянова. Однако в 1930-е идеи Чаянова разошлись со сталинским курсом, что стало причиной репрессий против самого Чаянова и его сторонников.

«Крестьяноведение» Чаянова на долгое время оказалось забытым. Лишь в 1960-е, когда началось изучение специфики «третьего мира», западные ученые неожиданно обнаружили, что еще почти полвека назад русский ученый раскрыл основные особенности, отличающие крестьянское хозяйство от капиталистического. Идеи Чаянова о вертикальной кооперации как оптимальном пути модернизации крестьянских хозяйств находят свое применение в современных странах «третьего мира».

Труды: Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство . Избранные труды. Москва: Экономика, 1989.

Русский экономист-аграрник, литератор.

Закончил Московский сельскохозяйственный институт (Петровская академия), где учился вместе с Н.И. Вавиловым .

В 1912 году Александр Чаянов в рамках научной командировки посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию и Италию.

По мнению А. В. Чаянова , самой большой проблемой, с которой столкнулись российские агрономы, были русские крестьяне: тогда как западноевропейский агроном просто помогал крестьянам построить зернохранилище, российскому агроному приходилось преодолевать крестьянское невежество и сопротивление «прогрессу»: он должен был объяснить саму идею, убедить крестьян, что надо собрать средства и обеспечить строительство. Поэтому агрономия была «немыслима» без кооперативов: агрономы могли использовать ресурсы для того, чтобы привлечь большое число крестьян на единый форум, чтобы «воздействовать» на них, убедить их потратить средства на рекомендованные мероприятия и помочь им производить и сбывать продукцию рационально…

Чаянов А.В., Участковая агрономия и организационный план крестьянского хозяйства / Крестьянское хозяйство: Избранные произведения. М., 1989 г., с. 55-62.

А.В. Чаянов - основатель и директор первого в СССР Института сельскохозяйственной экономии, откуда его уволили в 1928 году.

Главный труд А.В. Чаянова: «Организация крестьянского хозяйства» был опубликован в 1925 году.

«Крестьянское хозяйство ищет не прибыль. Оно ориентировано на валовой доход.
Доходное хозяйство не всегда прибыльно, а прибыльное - не всегда доходно.
Крестьянин скорее выберет большой валовый доход и меньшую прибыль, чем большую прибыль и малый доход.
Но если подмеченная Чаяновым особенность крестьянского трудового хозяйства верна, то в лице этого хозяйства капитализм встречает серьёзное препятствие для своего распространения.
Самое удивительное состоит в том, что трудовое хозяйство сохраняет в системе товарно-денежных отношений какую-то внутреннюю независимость от этих отношений.
Подчиняясь правилам игры на рынке, трудовое крестьянство выпадает из этой игры в непосредственном процессе производства, демонстрируя элементы семейного труда. Капитализация сельского хозяйства ведёт к раскрестьяниванию деревни.
Окрестьянивание села - к декапитализации. «Сельская жизнь, - скажет Чаянов в 1928 году, - естественное состояние человека, из которого он был выведен демоном капитализма...». А также «Путь фермерский нами всегда нацело отрицался».
Понимая природу трудового крестьянского хозяйства, Чаянов видел опасность и бездумной коллективизации. Наивно полагать, говорил он, что управлять народнохозяйственной жизнью можно из одного центра, «только распоряжаясь, подчиняя, национализируя, запрещая, приказывая и давая наряды, словом, выполняя через безвольных исполнителей план народохозяйственной жизни».

Гиренок Ф.И., Пато-логия русского ума (Картография дословности), М., «Аграф», 1998 г., с. 200-201.

Главным путём экономического подъёма сельского хозяйства А.В. Чаянов считал развитие кооперации не по горизонтали – как это сделали большевики – то есть, объединение единоличных хозяйств в одно коллективное, а по вертикали – путём объединения производства, хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, покупки и обслуживания техники, племенной и селекционной работы и т.п. (сейчас это называется кластером).

«Е. Ярославский, выступая в прениях, подчеркнул, что «Чаянов... уже в 1920 г. открыто ориентировался на свержение пролетарской диктатуры» и подтвердил, что неонародники, не останови их вовремя, непременно пришли бы к фашизму, точно так же, как неостановленные легальные марксисты давно уже превратились в черносотенцев.
«Такие люди, как Чаянов, Кондратьев, Громан, Суханов, - это, по существу дела, обречённые люди обреченных классов...». (Кондратьевщина, чаяновщина и сухановщина. М., 1930, с.19).
Но умирают не классы, умирают люди.
Хорошо, что Чаянов арестован, но ведь осталась ещё и «чаяновщина», которая не может умереть естественной смертью. Её надо «убить, выкорчевать, выскоблить».
Но кого же нужно убивать и выкорчёвывать? Конечно, кулаков. Ведь это они, как утверждалось на конференции, составляли армию Чаянова.
Резерв армии - единоличное крестьянство, которое, отставив все дела в сторону, только тем и занималось, что ежемесячно рожало капитализм.
В 1930 году чаяновской «пошлятине», как выразился Е. Ярославский, был положен конец. Чаянова арестовали в здании Президиума ВАСХНИЛ в бывшем Юсуповском дворце, что находится в Большом Харитоньевском переулке.
Осенью 1930 года было объявлено, что Чаянов является одним из руководителей контрреволюционной Трудовой крестьянской партии, цель которой - свержение советской власти.
Некоторое время Чаянов сидел в тюрьме, затем его приговорили к заключению в концлагерь, а в 1937 году ему предъявили новые обвинения. В октябре этого года его приговаривают к расстрелу.
Приглашение на казнь состоялось 20 марта 1938 года.
Жену Чаянова заставили развестись с «врагом народа». В 1937 году она тоже была арестована и сослана в Молдавию.
Их дети - Никита и Василий - остались на попечении бабушки и дедушки. Старший сын Чаянова погиб на войне».

Гиренок Ф.И., Пато-логия русского ума (Картография доловности), М., «Аграф», 1998 г., с. 215.

А.В. Чаянов был расстрелян в 1938 (в 1987 году реабилитирован).

Александр Васильевич Чаянов (17 января 1888, Москва - 3 октября 1937, Алма-Ата) - российский и советский экономист, социолог, социальный антрополог, основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель-фантаст и утопист. Автор термина «моральная экономика».

Биография

Родился в обеспеченной и культурной купеческой семье. Отец - из крестьян Владимирской губернии, мальчиком работал на ткацкой фабрике Иваново-Вознесенска, постепенно стал компаньоном хозяина, затем открыл собственное дело. Мать происходила из мещан г. Вятки.

Окончив частное реальное училище К. П. Воскресенского, в 1906 году поступил в Московский сельскохозяйственный институт (скорее всего под влиянием родственников: его мать была одной из первых женщин, окончивших Петровскую академию, её выпускником был и двоюродный брат Александра - известный опытник Сократ Константинович Чаянов).

Дипломную работу выполнил под руководством А. Ф. Фортунатова.

Его однокурсником и другом был Николай Вавилов, который позже вспоминал о годах учёбы:

Это была пора, когда в академии было 300 студентов, знавших друг друга, когда вся академия от профессоров до студентов была большой дружной семьей. То была пора кружков любителей естествознания, общественной агрономии, дополнявших и без того прекрасную школу. Студент ловил идеи у профессуры и сам быстро превращался в исследователя.

В 1911 году, получив диплом учёного-агронома 1-й степени, Чаянов был оставлен в институте для подготовки к занятию кафедры сельскохозяйственной экономии. В 1912 году был направлен в научную командировку: посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию, Италию.

Вернувшись, преподавал в родном институте и Народном университете Шанявского. Преподавательскую и исследовательскую деятельность сочетал с участием в кооперативных и общественных организациях. Являлся одним из организаторов и руководителей Центрального товарищества льноводов (Центрального союза льноводческих кооперативов - Льноцентра) России.

В 1915 году ему было присвоено звание адъюнкт-профессора. В научном плане одним из главных направлений деятельности Чаянова была разработка теории крестьянского хозяйства.

Активный участник Февральской революции. На Всероссийском кооперативном съезде (1917) был избран членом Совета Всероссийского кооперативного съезда - высшего органа управления кооперативным движением. Видный деятель кооперативного движения России после Февральской революции. Автор радикальной аграрной программы. Член Главного земского комитета, созданного для подготовки и осуществления земельных преобразований, член Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), товарищ министра земледелия во Временном правительстве (пробыл на этом посту около двух недель). В 1917 году кандидат в члены Учредительного собрания по Владимирскому избирательному округу (список № 7 от кооперативов Владимирской губернии), но избран не был.

С 1918 года был профессором Петровской сельскохозяйственной академии.

В 1919 году возглавил Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики, преобразованный в том же году в НИИ сельскохозяйственной экономии.

В 1921-1923 годы - член коллегии Наркомзема РСФСР и его представитель в Госплане РСФСР.

В 1926 году Чаянов был обвинён в мелкобуржуазности и антимарксистском толковании сущности крестьянского хозяйства. С началом коллективизации в 1928-1929 нарастала волна идеологической и политической критики в адрес Чаянова. Если раньше его критиковали за «неонародничество», то теперь обвинили в защите интересов кулачества и протаскивании буржуазных аграрных теорий. На Конференции аграрников-марксистов (20-29 дек. 1929) т. н. чаяновщина была объявлена «агентурой империализма», находящейся в связи с правым уклоном в ВКП(б); выступивший на ней И. В. Сталин обрушился на «антинаучные теории "советских" экономистов типа Чаянова».

В июле 1930 года Чаянов вместе с другими крупнейшими экономистами был арестован по делу вымышленной «кулацко-эсэровской группы Кондратьева - Чаянова», входившую в опять-таки сфабрикованную «Трудовую крестьянскую партию», которую обвинили в намерении организовать кулацкие восстания. Допросы Чаянова вели начальник секретного отдела ОГПУ Я. С. Агранов и начальник 3-го отделения СО ОГПУ А. С. Славатинский. 26 января 1932 г. Чаянов был осужден коллегией ОГПУ при Совнаркоме СССР на 5 лет тюремного заключения, четыре из которых провел в тюрьмах (следственном изоляторе ОГПУ, Бутырской и Ярославской). Последний год заключения был заменен ссылкой в Алма-Ату, где Чаянов работал в Сельскохозяйственном институте, НИИ сельскохозяйственной экономики и Наркомате земледелия Казахстана. В 1935 г. ссылка была продлена на 3 года. В марте 1937 г. А. В. Чаянов был вновь арестован НКВД, а 3 октября 1937 г. расстрелян в Алма-Ате.