Чем были недовольны аристократы в древней греции. Аристократия. Что такое аристократический стиль

АВТАРКИЯ - (греч. аutarkeia - самостоятельный) - экономическая и политическая независимость полисов, их самостоятельный, самодовлеющий характер.

АВТОКРАТОР - (греч. auto - само, kratos - властный) - звание единоличного предводителя, какого - либо греческого союза. Например, стратегами - автократорами Коринфского союза, созданного для борьбы с персами, являлись Филипп и Александр Македонский .

АВТОХТОНЫ - (греч. autos - сам, chthon - земля: родившиеся из самой земли), коренные обитатели данной страны, туземцы.

АГЕЛА - (греч а - стадо) - воспитательные группы полноправных юношей до 17 лет в Спарте Целью агел была подготовка настоящих воинов путем жестких физических упражнении.

АГОН - (греч. аgon - борьба) - античный принцип соревновательности, состязательности, охватывающий все виды человеческой деятельности, начиная от спорта, заканчивая агонами в ремесле, пении, поэзии, философии

АКАДЕМИЯ - (греч. akademia) - роща, посвященная мифическому герою Академу на окраине Афин, где находился гимнасий и про ходили встречи молодежи с интересными людьми Академию в начале 4 века до н. э. о для своих занятий философ Платон . Слово стало обозначает место где занимаются наукой.

АКРОПОЛЬ - (греч. akros - верхний, polis - город) - укрепленная часть города, цитадель, занимающая в полисе господствующую высоту. В Афинах, стараниями стратега Перикла, в последней трети 5 века до н. э. Акрополь стал роскошным архитектурным центром города.

АМФИКТИОНИЯ - (греч. amphiktionos - соседи) - религиозно - политический союз племен и полисов, созданный для решения общих проблем и не допущения конфликтов, часто на основе какого - либо уважаемого храма. Например, известна Дельфийская амфиктиония при храме бога Аполлона в Дельфах.

АПЕЛЛА - (греч. apella - народное собрание) — собрание полноправных граждан свыше 30 лет в Спарте для решения политических, военных и иных вопросов. Апелла собиралась на берегу реки Эврот. Считалась высшим законодательным органом власти, реально просто утверждала предложенные царями или герусией решения.

АРЕОПАГ - (греч. Areos - Арей, pagos - холм) - первоначально совет родовых старейшин в Афинах. Заседал на холме, посвящен ном богу войны Аресу на Акрополе. По мере развития демократии постепенно терял политической и военное значение. После реформы Эфиальта 462 года до н.э. превратился в верховный уголовный суд по делам об умышленных убийствах и святотатстве.

АРИСТОКРАТ - (греч. aristoi - лучший) - представитель родовой аристократии в полисах.

АРИСТОКРАТИЯ - (греч. aristois - лучшие, kratos - власть) - система правления в полисах, когда высшие государственные должности сконцентрированы в руках представителей родовой знати. Наиболее яркий пример - Спарта.


АРХОНТ - (греч. arhontos - правитель, начальствующий) - член афинского Ареопага, первоначально назначался пожизненно, за тем выбирался из числа наиболее уважаемых граждан полиса.

АРХЭ - (греч. arche - господство, власть) - Второй этап существования Афинского морского союза, возникшего как объединение греч. полисов под предводительством Афин после греко-персидских войн 80- 70 гг. 5 века до н.э. В Архэ входило около 200 полисов, казна союза находилась в Афинах. Архэ распалось после поражения Афин в Пелопоннесской войне в 404 году до н.э.

БАСИЛЕЙ - (греч. basileos - вождь) - в Микенский период Греции правитель небольшого государства, в эпоху Гомера глава племени или общины, обладавший всеми видами власти. В Спарте - титул царя.

БУЛЕ - (греч. bule - совет) - По реформе Солона Совет 400, затем по реформе Клисфена Совет 500 в Афинах. Избирался сроком на один год по 50 человек от 10 территориальных фил. Готовил повестку для Народных Собраний, обладал распорядительной властью.

ВАРВАР - (греч. barbaros - чужеземец) - презрительное название не эллинов, людей говорящих на не понятном языке.

ВСАДНИКИ - (греч.hippeus - класс всадников) - особое сословие богатых граждан полиса, способных содержать боевого коня. Вторая категория афинских граждан по реформам Солона - люди, имевшие годовой доход в 300 медимнов. Обладали всей пол нотой гражданских прав.

ГЕКАТОМБА - (греч. 1iе1а - сто быков) - крупное торжественное жертвоприношение от лица всей общины, посвященное какому - либо празднику или событию.

ГЕЛИЭЯ - (греч. heliaia - суд) - общегражданский суд созданный Солоном в 594 году до н.э. Состоял из 6000 гелиастов из всех сословий, избираемых жребием на Народном Собрании. Занимался разбором уголовных и гражданских дел, принимал отчеты полисных магистратов.

ГЕОМОРЫ - (греч. geomoroi - земледельцы) - в период архаики сельскохозяйственное население Эллады. Обычно простые крестьяне.

ГЕРУСИЯ - (греч. gerusia - собрание стариков) - Совет старейшин-геронтов в Спарте, состоящий из 28 геронтов и двух царей. Обладал исполнительной и законодательной властью. Геронты должны быть не моложе 60-ти лет, избирались на заседании апеллы пожизненно.

ГЕТЕРА - (греч. hetaira - подруга) - образованная не замужняя женщина, находящаяся на содержании состоятельных граждан полисов.

ГЕТЕРИЯ - (греч. hetairia - союз друзей) - первоначально группы молодых аристократов, позже в полисах тайные антидемократические союзы аристократов.

ГЛИПТИКА - (греч. gliphio - вырезаю) - искусство резьбы по камню.

ГОМЕИ - (греч. gomoios - равные) - свободные полноправные спартиаты, граждане Спарты, высшая категория спартанской общины. По преданию их насчитывалось около 10000 человек.

ГОПЛИТ - (греч. hoplon - оружие) - тяжеловооруженные воины, имеющие щит, шлем, панцирь, меч и копье. Сражались обычно в фаланге.

ДЕМ - (греч. Dem - округ) - одна из ста территориальных единиц в Аттике, установленная реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.

ДЕМАГОГ - (греч. demegorio - говорящий перед народом) - в эпоху расцвета полисов политический деятель, пользующийся поддержкой демоса. В период кризиса полиса демагог - ловкий беспринципный политик, манипулирующий общественный сознанием.

ДЕМИУРГИ - (греч. demiurgos - ремесленник) - в полисах ремесленники. Позже в переносном смысле слова - творцы, созидатели.

ДЕМОКРАТИЯ - (греч. demos - народ, kratos - власть) - система организации полисной власти, при которой реальными полномочиями обладали Народное собрание и народный суд. Все граждане имели право избираться на должности любых полисных магистратов.

ДЕМОС - (греч. demos - народ) - свободное полноправное население полисов, обладающее всей полнотой прав.

ДИАКРИИ - (греч. Deakria - горная часть Аттики) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Лидером являлся Писистрат. Партия выступала за радикальное продолжение реформ.

ДИАЛОГ - (греч. dialogos - разговор двоих) - излюбленная форма раз мышления и рассуждения в Элладе. Она представляла собой как бы возможный спор - обсуждение двумя собеседниками некоего вопроса.

ДОКИМАСИЯ - (греч. docimasia - испытание) - проверка членов гражданской общины на соответствие их общественного статуса или имущественного положения.

ЗЕВГИТЫ - (греч. zevgites - упряжка быков) - граждане - середняки, третья цензовая группа афинских граждан по реформе Солона, имеющие ежегодный доход в размере 200 медимнов. Составляли основу полисного коллектива.

ИЛОТ - (греч. hilot - изгнанные) - покоренное спартанцами население Мессении в Пелопоннессе, низведенное до положёния государственных рабов, обслуживающих свободных спартиатов.

КЛЕР - (греч. kler - надел, жребий) - земельный надел гражданина полиса

КЛЕРУХИЯ - (греч. kleruchia - надел) - военно-земледельческая колония, члены которой не теряли прав граждан материнского полиса.

КОМЕДИЯ - (греч. komos - веселое шествие, ode - песня) - первоначально веселые шуточные, часто скабрезные песни крестьян во время праздника бога вина Диониса. Затем театральный жанр. Наиболее известным античным комедиографом был афинянин Аристофан.

КРИПТИЯ - (греч. kriptos - скрытый, тайный) - особые тайные экспедиции спартанских юношей с целью убийства илотов, носившие характер инициаций.

КСЕН - (греч. ksenos - гость, чужой). - гражданин полиса, связанный узами гостеприимства, побратимства с человеком из другой общины.

ЛИТУРГИЯ - (греч. leiturgia - общественная служба) - специальный налог на богатых граждан в полисах. Как правило, существовал в виде хорегии и триерархии.

ЛОГОГРАФ - (греч. logos- слово, graphe - описание) - название первых греческих историков, описывавших историю своих родных полисов.

МЕТЕК - (греч. metek - чужак) - переселенцы из других полисов, живущий на территории чужой общины без получения гражданских прав.

МЕТРОПОЛИЯ - (греч. meter - мать, polis- город) - материнский полис, выводящий колонию.

МИСТЕРИИ - (греч. mysterion - тайна) - тайные закрытые религиозные священнодействия. Известны вакхические и элевсинские.

МУЗЕЙ, МУСЕЙОН - (греч. Mythoi - Музы) - храм, посвященный Музам, богиням - покровителям различных видов творчества. Известен Александрийский Музей, центр эллинистической науки и культуры.

НЕОДАМОДЫ - (греч. neodamodes - новый гражданин) - новые, недавно введенные в гражданский статус люди в Спарте. Ими могли стать периэки и илоты, доказавшие свою исключительную верность Спарте. Обычно пополнение рядов граждан совершалось после крупных войн, где спартиаты несли большие потери.

НОМОФЕТ - (греч. nomotetes - законодатель) - законодатель в полисах.

ОБЫ - (греч. оbе - часть народа) поселения граждан в Лакедемоне. Столица этого государства, Спарта состояла из пяти об, называемых так же комами.

ОЙКОС - (греч. oikos - дом, жилище) - хозяйство гражданина, его дом, семья.

ОЙКИСТ - (греч. oikistes - основатель колонии) - глава коллектива, создающего колонию, часто инициатор самого выведения колонии.

ОЙКУМЕНА - (греч. oikumena - обитаемая земля) - заселенная, обжитая людьми территория Земли.

ОЛИГАРХИЯ - (греч. oligos - немногий, archer - власть) - система власти в полисах, где реальными управленческими полномочиями обладали наиболее богатые граждане, то есть представители высших цензовых разрядов.

ОРАКУЛ - (греч. oracl - предсказание) - предсказание, выдержанное в стихотворной форме, полученное от пифий по какому - либо поводу или в ответ на запрос. Часто знамение.

ОРХЕСТРА - (греч. orchestra - площадка) - место для хора в античном театре.

ОСТРАКИЗМ - (греч. ostrakon - глиняный черепок) - изгнание потенциальных тиранов из полиса путем тайного голосования надписями на черепках. Остракизм проводился раз в несколько лет на Народном Собрании. Введен в 509 году до н.э. Клисфеном . Подвергнувшиеся остракизму изгонялись из полиса на 10 лет без конфискации имущества.

ОХЛОКРАТИЯ - (греч. ochlos - толпа, kratos - власть) - система власти, когда власть в полисах оказывалась у граждан низших цензовых разрядов. Синоним не управляемой вольницы.

ПАНАФИНЕИ - (греч. Panaphenaina) - ежегодный праздник в Аттике в честь богини Афины.

ПАРАЛЫ - (греч. paralos - прибрежный) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы средних слоев населения, связанным с ремеслом, торговлей, мореплаванием. Выступала за укрепление реформ Солона. Лидерами являлся Мегакл Алкмеонид.

ПЕДИЭИ - (греч. pedias - равнина) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы аристократов - землевладельцев, выступавших против реформ Солона. Лидерами являлись Гиггпоклид и Ликург.

ПЕЛЬТАСТ - (греч. pelte - щит) - тип средне вооруженного воина, появившийся в начале 4 века до н.э. после реформы афинского полководца Ификрата.

ПЕНТАКОСИОМЕДИМНЫ - (греч. Pentacos - пятьсот, medimnos - мера зерна) - высший цензовый разряд по реформе Солона, имеющий в год 500 медимнов зерна. Граждане, имеющие право занимать высшие государственные должности.

ПЕПЛОС - (греч. peplos - покрывало) - женская одежда из прямоугольного куска ткани.

ПЕРИЭКИ - (греч. peri - вокруг, oikos - живущий) - не полноправная часть населения Спарты, по своему статусу занимавшие промежуточное положение между спартиатами и илотами. Не имея политических прав, они, тем не менее, имели право на занятие ремеслом и торговлей.

ПЕДОНОМ - (Греч. paideutes - воспитатель) - учитель в древнегреческих школах.

ПИФИЯ - (греч. pyphia - предсказательница) - жрица при храме бога Аполлона в Дельфах, которая, находясь в состоянии наркотического возбуждения, предсказывала будущее в ответ на запросы, то есть давала так называемые оракулы.

ПОЛИС - (греч. polis - город, государство, община) - гражданское сообщество, особая форма общины в эпоху античности, самоуправляющийся раннегосударственный коллектив.

ПРИТАНЕЯ - (греч. pritaneia - председательство) - группа в 50 человек, представляющая в Совете 500 одну из городских фил, получавшая по очереди на месяц властные полномочия.

ПРОСТАТ - (греч. prostates - защитник, покровитель) - политик - защитник демоса в период социальных преобразований в по лисах.

РИТОРИКА - (греч. rhetor - оратор) - наука о законах красноречия, умение выстраивать свое выступление перед публикой.

СЕЙСАХФИЯ - (греч. seisachteia - стряхивание от бремени) - мероприятие, проведенное в Афинах реформатором Солоном. Ее суть заключалась в списании всех долгов земледельцев. Внешне это производилось в виде выбрасывания с земель крестьян закладных камней, на которых писались суммы долгов.

СИММАХИЯ - (греч. syn - вместе, machomai - сражаюсь) - военный союз греческих полисов направленный против общего врага. Существовала Делосская симмахия, основанная в 479 году до н.э. под эгидой Афин, для продолжения борьбы против персов. Считалась союзом равных, но из-за чрезмерной гегемонии Афин позже переродилась в Архэ - Первый Афинский морской союз.

СИССИТИЯ - (греч. syssytos - сотрапезник) - обязательные общественные обеды в Спарте, введенные по реформам Ликурга Одновременно сиссития была общественной и военной единицей, «союзом палатки», в которую входило до 20 человек, связанных между собой отношениями дружбы и родства.

СОФИСТ - (греч. sophistes - мудрец) - профессиональный платный учитель философии и риторики в полисах Эллады, для которого не существовало моральных или религиозных ценностей. На рубеже 5 - 4 веков до н.э. в Афинах наиболее прославились Протагор и Горгий.

СТРАТЕГ - (греч. strategos - ведущий войска) - член коллегии 10 стратегов в Афинах по реформе Клисфена. Обладали всей полно той власти, избирались на один год, командовали по очереди. Позже в более широком смысле слова - командующий армией.

ТЕАТР - (греч. teates - зритель) - место, где осуществлялись постановки трагедий, драм и комедий. Возникновение театра связано с праздником Великих дионисий , утвержденным тираном Афин Писистратом в середине б века до н.э.

ТИРАН - (греч. tyrannos - властитель) - не легитимный правитель, узурпатор власти в полисах.

ТИРАНИЯ - (греч. tyrannis - неограниченная власть) - форма единоличного господства в полисах, установленная обычно насильственным путем. Различают раннюю, или Старшую тиранию, способствовавшую ослаблению власти родовой аристократии и позднюю, или Младшую, откровенно эгоистическую и лишенную прогрессивного значения.

ТРАГЕДИЯ - (греч. tragos - козел, ode - песнь) - изначально гимны на религиозные и мифологические темы, исполнявшиеся на полисных праздниках людьми, наряжавшимися сатирами, мифическими козлоногими существами. Затем после появления особых актеров, отвечающих хору, трагедии привели к появлению греческого театра, где они играли ведущую роль как особый род выступления.

ТРАПЕЗИТЫ - (греч. trapedza - стол менялы) - менялы, банкиры и ростовщики в полисах. Так же члены торгово-банковских сообществ.

ТРИЕРА - (греч. trieres - три ряда гребцов) - основной тип гребного боевого корабля эллинов, принимавший на борт до 400 человек, часто использовавший в качестве средства боя укреп ленный на носу судна таран.

ТРИЕРАРХИЯ - (греч. trierarchia - командование кораблем) - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период войны на свои средства строить для полиса боевые корабли и оплачивать службу экипажа. Одна из разновидностей литургии.

ТРИТТИЯ - (греч. trittys - треть) - третья часть территориальной филы, введенная афинским реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.

ФАЛАНГА - (греч. phalanx- ствол) - боевое построение и сам принцип ведения боя, когда воины действуют плотными колоннами гоплитов, состоящих из 8 - 30 шеренг, ощетинившихся копьями.

ФЕТЫ - (греч. pheticos - поденщики) - название низшей четвертой цензовой категории афинских граждан по реформе Солона в 394 году до н.э. до реформ Перикла феты не имели право занимать высшие государственные посты.

ФИЛА - (греч. phyle - племя) - родоплеменное объединение в Элладе на первых этапах греческой истории. Например, в Аттике насчитывалось четыре родовые филы. Затем, после реформ Клисфена филы стали территориальными единицами. В Аттике их стало 10.

ФОРОС - (греч. phoros - сбор) - специальный денежный или натуральный налог на членов делосской симмахии - афинской Архэ.

ФРАТРИЯ - (греч. phratria - братство) - в раннее время объединение братских родов (старших и младших). Позднее, родовое религиозное объединение.

ХОРА - (греч. chora - район) - сельская округа полиса, место проживания земле владельцев.

ХОРЕГИЯ - (греч. сhоrе - опека об артистах) - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период подготовки к театральным представлениям оплачивать постановку той или иной драмs, трагедии или комедии, и работу актеров. Одна из разновидностей литургии.

ЭВПАТРИДЫ - (греч. еuраtridеs - родовитый) - афинская родовая знать, крупнейшие землевладельцы Аттики.

ЭККЛЕСИЯ - (греч. ессlеsia - сходка) - народное собрание в полисах, высший законодательный орган власти, контролирующий при этом деятельность всей властной системы и полисных магистратов.

ЭЛЛИН - (греч.) - самоназвание греков, представлявших себя в виде потомков мифического прародителя Эллина. У него, в свою очередь, были сыновья Ион, Эол и Дор, от которых произошли основные эллинские племена.

ЭПИГОНЫ - (греч. ерigones - родившиеся после) - дети диадохов, то есть сподвижников Александра Македонского, так же участвовавшие в борьбе за власть после его смерти.

ЭПИСТАТ - (греч. ерistasia - глава) - глава Совета 500 в Афинах, заново избираемый каждый день.

ЭПОНИМ - (греч. ерiоnоmа - дающий имя) - тот, чье имя давалось году, городу, местности и т. д. Особый эпитет первого из 9 афинских архонтов, по имени которого именовался год.

ЭПОС - (греч. ероs - слово, рассказ) - литературный поэтический жанр, которым писали авторы (аэды и рапсоды) на героические и нравственные темы.

ЭСИМНЕТ - (греч. аisymnetes - судья) - общественный посредник, при миритель враждующих групп населения в период реформ. Например, Солон. Так же должностные лица и судьи в полисах.

ЭФЕБИЯ - (греч. ерfiеbо - юноша) - государственное воспитательное объединение в полисах, где проходили двухлетнюю военную службу юноши, достигшие 18 лет.

ЭФОР - (греч. ерhoros - наблюдатели) - члены коллегии пяти в Спарте. Высший контрольный орган власти, имевший право собирать апеллу, герусию и лишать власти царей.

ЭФОРАТ - (греч. еphoros - наблюдатели) - коллегия Пяти в Спарте. Орган власти присматривающий за царями и контролирующий выполнение законов Ликурга и других постановлений гражданами Спарты.

Одинаковые условия, среди каких развивалась большая часть греческих государств, имели своим следствием то, что почти везде происходили более или менее одинаковые внутренние перемены. Сущность их состояла в следующем. Прежде всего землевладельческая знать повсеместно захватывала правление в свои руки, при чем царская власть ограничивалась и доже совсем отменялась. Тогда наступал период аристократического правления, которое, однако, вызывало своею несправедливостью большое неудовольствие в народе. Этим пользовались в своих личных видах некоторые знатные честолюбцы и, опираясь на народ, захватывали власть в свои руки, т.е. сами делались владыками государства или, как их называли, тиранами. Но и период тирании бывал, однако, непродолжителен, потому что народ снова возвращал себе свободу, но чтобы уже устраивать демократическое правление. Главными врагами старой знати, а потом и тирании были именно те средние классы, которые были обязаны своим происхождением развитию промышленности и торговли. Демократия главным образом и утверждалась там, где были развиты мореплавание, ремесла, торговые предприятия; области, в которых господствовали земледелие и скотоводство, напротив, и в большей степени, и гораздо дольше сохраняли старый государственный и общественный строй (напр., в Спарте, в Македонии и т. п.).

93. Отмена царской власти

Отмена царской власти, совершившаяся в VIII и VII вв. в большей части греческих городов, отнюдь не была следствием каких-либо внезапных переворотов. Дело происходило обыкновенно таким образом, что царскую власть все более и более ограничивали, из пожизненной делали срочною, а из наследственной в известном роде – вообще доступною всем знатным родам. Начиналось большею частью с того, что в помощь царям давали выборных сановников, которым поручалось, например, предводительство на войне и т. п. Дольше всего сохранялось значение и даже самое название царя в религиозной области, так как греки не хотели лишать себя привычных посредников с богами, цари же были именно верховными жрецами государства. Сначала новые выборные должности могли быть лишь пожизненными, но потом стали выбирать на срок. Наконец, случалось, что эти должности первоначально замещались только членами царского рода, но потом стали выбираться для их исполнения лица и из других знатных фамилий. Даже наследственный царь-жрец, – там, где он сохранялся, – превратился в выборного сановника.

94. Древнее правление знати

Когда совершалась такая перемена, землевладельческая власть, расчлененная на отдельные роды, делалась правящим сословием государства. Остальную массу населения составляли или крепостные крестьяне вроде фессалийских пенестов, или безземельные рабочие (феты), возделывавшие помещичью землю, или мелкие землевладельцы, где только таковые сохранились; у знатных были, кроме того, и рабы в качестве пастухов, домашней прислуги и т. п. Главным органом аристократического правления сделался бывший царский совет, которому точно так же принадлежало и право суда. Он постановлял свои приговоры на основании старых обычаев, а так как последние не были записаны, то решения судей отличались очень часто произволом и несправедливостью. Вот почему одним из первых требований низшего слоя свободных граждан были писанные законы. Демосу, т.е. народу, нередко удавалось добиваться назначения какого-либо гражданина с неограниченною властью, и ему поручалось составление законов. В VII и начале VI в. в разных местах греческого мира появились такие законодатели, установления которых заимствовались даже другими городами. (Таковы были Фидон в Коринфе [Аргосе], Диокл в Сиракузах, Питтак в Митилене на острове Лесбосе, Драконт и Солон в Афинах). Эти законы между прочим охватывали вопросы о наследовании имуществ, о наказаниях за преступления, о промышленных и торговых предприятиях и о добропорядочном поведении граждан.

95. Начало упадка значения знати

Постановления таких законодателей состояли из записи старых обычаев и из совершенно новых законов, принимавших в расчет изменившиеся условия жизни. На свои прежние законы греки смотрели, как на установления, данные людям по откровению богов, и знатные роды, в руках которых было заведование государственным культом, сильно держались за сохранение старины. Новые законы, напротив, уже были делом самих людей, а потому и не могли претендовать на неизменность: сделанное людьми, людьми же могло быть и переделано. Изменений в действующем праве более всего желали новые общественные классы, обогащавшиеся промышленностью и торговлею. Правда, сначала они были слишком слабы, чтобы иметь успех, но зато почти все законодательства VII в. расчищали перед ними дорогу, ограничивая права знати. Везде, где были введены новые законы, привилегии по рождению были заменены привилегиями по имущественному положению: не происхождение из знатного рода, а обладание известным имущественным (первоначально лишь поземельным) цензом сообщало право на участие во власти. За знатью, как особое преимущество, осталось большею частью лишь отправление известных жреческих обязанностей.

96. Выступление демократии

Отдельные роды знати, представлявшие из себя замкнутые корпорации, очень часто находились между собою в соперничестве и даже вступали в открытую борьбу. Более слабые из таких политических соперников искали себе союзников в демосе, когда в нем уже образовался зажиточный промышленный и торговый класс. Теперь демократия прямо начинала требовать равноправности со знатью и улучшения своего материального положения. В разных греческих городах уже в середине VII в. начались революции. Где побеждал народ, там знатных предавали казни и изгоняли, конфисковали и разделяли их имения, отменяли долги и т. п., но обыкновенно демос оказывался не в силах создать себе свое собственное правление, и власть доставалась какому-либо честолюбцу, который как бы восстановлял в новой форме и под новым названием тирании старую царскую власть.

97. Тирания

Новые государи, обязанные своим возвышением демократическим переворотам, не были похожи на царей героической эпохи. Они выступали не в качестве представителей богов, а в качестве представителей народа·, поэтому они и те носили религиозного титула царя. Государство при тиране сохраняло свой прежний республиканский строй, и законною формою власти тиранов было лишь то, что им народ поручал на всю жизнь или на возобновляемые сроки высшую военную власть. (Тираны обыкновенно окружали себя отрядами наемных воинов). Обязанные своим возвышением демосу, они старались править так, чтобы воспользоваться и впредь его благорасположением и поддержкою. Они устраивали пышные праздники в честь богов, которых особенно чтило простонародье, и предпринимали разные сооружения вроде храмов и водопроводов, доставляя тем самым заработок тысячам рук. Промышленность, торговля и основание колонии тоже пользовались их покровительством, и потому они содействовали проведению дорог и каналов, устройству гаваней и т. п. При дворах тиранов находили приют и поощрение поэты и художники. Тирания устанавливала, кроме того, действительное равенств переда законом и знатных, и незнатных. Вообще она наносила сильный удар аристократическому строю общества, освященному религией старых родов, которая в сущности была и религией прежнего государства. Вот почему знать ненавидела тиранов и наиболее содействовала их свержение.

98. Главные представители тирании

Тирания была явлением сильно распространенным, но далеко не повсеместным. Там, где сохранялся старый быт с царской властью во главе, тирании не было и не могло быть. Преимущественно тирания была развита там, где сильнее всего давали себя чувствовать следствия промышленного и торгового развития. Именно тиранию мы находим в колониях западного берега Малой Азии и соседних островов, на острове Эвбее, в городах при Истме, в Сицилии и, Наконец, в Аттике. Особенно прославился Поликрат, тиран острова Самоса, который в середине VI в. сверг здесь господство землевладельческой знати, завел большой флот и стал заниматься морским разбоем на Эгейском море. Милет, остров Лесбос, Коринф и др. предпринимали против него войны, но безуспешно. Поликрату удалось даже подчинить своей власти некоторые соседние острова. На свои несметные богатства он строил в Самосе великолепные здания, и при дворе его жили некоторые поэты. Поликрат помогал Камбизу в завоевании Египта, но сам кончил жизнь в Персии, куда его заманил сардский сатрап, велев его затем умертвить из боязни измены с его стороны. Еще раньше в Корин фе правил Кипсел, низвергший знатный род Бакхиадов, которому принадлежали все важные должности в республике. Ему наследовал сын его Периандр (627 – 586), создавший коринфский флот, а вместе с тем и морское могущество этого города, которое он укреплял и основанием колонии. Периандр думал даже прорыть канал через Истм для соединения обоих морей. Ему же Коринф был обязан чеканкой первой монеты. Кроме того, были еще тирании в Сикионе и Мегаре. В Сицилии с Южной Италией большое развитие получила тирания во второй половине VI и в V в.: здесь она существовала в нескольких городах, но самые замечательные тираны были в Сиракузах. В этом городе в начале V в., после демократической революции утвердился во власти Гелон, который поставил себе прямую политическую задачу подчинить своему влиянию всю Сицилию. С этою целью он создал большую для того времени армию и военный флот и вступил в успешную борьбу с Карфагеном .

99. Судьбы тирании

Первые тираны были большею частью люди весьма одаренные и пользовались своею властью умеренно, но их преемники весьма нередко делались своенравными и жестокими деспотами, смотревшими на свою власть не как на исполнение данных народом поручений, а как на чисто личную собственность. Зная, что у них есть враги, тираны часто отличались подозрительностью, отдалялись от народа, окружали себя наемною стражею и доносчиками и преследовали всех сколько-нибудь выдающихся граждан. Всем этим, равно как установлением и усилением налогов, тираны вооружали против себя не только знать, но и демос. Греческая история знает целый ряд тираноктонов (тираноубийц), которые умерщвляли тиранов, думая этим спасти свободу отечества (явление, впрочем, более позднее). Во многих местах власть тиранов свергалась или аристократическим заговором, или народной революцией. Иногда после этого восстановлялось аристократическое правление в форме более или менее умеренной олигархии , т.е. правления немногих (как это случилось, например, в Коринфе вскоре после смерти Периандра), в других же случаях тирания была только прямым переходом к демократическому строю. В азиатской Греции, которая в VI в. подпала под власть персов, тирания даже удержалась, как господствующая правительственная форма, потому что персы находили для себя выгодным поддерживать тиранов, не без основания полагая, что эти подручные правители будут хлопотать не только о сохранении власти за собою, но и о верности подвластных городов персам. В Сиракузах тирания была низвергнута демократией в середине V в. после двух братьев Гелона, что было сигналом к целому ряду демократических переворотов и в других городах острова. Впрочем, в конце V в. в Сиракузах снова восстановлена была тирания (Дионисии Старший и Младший, потом Агафокл, впоследствии Гиерон, сделавшийся царем).

100. Спарта и Афины

В то время, как в Греции начиналось демократическое развитие, национальной независимости эллинов грозила опасность персидского завоевания. В эту эпоху наиболее важными государствами были Лакония (Спарта) и Аттика (Афины): В союзе между собою эти два государства отстояли свободу европейской Греции, но между ними самими впоследствии возникло соперничество из-за преобладания, или так называемой гегемонии. Это соперничество еще осложнялось тем, что Спарта сделалась главным оплотом всех аристократических и консервативных общественных сил Греции, тогда как демократическое и прогрессивное движение получило наибольшее развитие в Афинах и в союзных с ними городах. В виду этого история Спарты и Афин заслуживает особого рассмотрения.

ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Рубрика (тематическая категория) История

АВТАРКИЯ - (греч. аutarkeia - самостоятельный) - экономическая и политическая независимость полисов, их самостоятельный, самодовлеющий характер.

АВТОКРАТОР - (греч. auto - само, kratos - властный) - звание единоличного предводителя, какого - либо греческого союза. К примеру, стратегами - автократорами Коринфского союза, созданного для борьбы с персами, являлись Филипп и Александр Македонский.

АВТОХТОНЫ- (греч. autos - сам, chthon - земля: родившиеся из самой земли), коренные обитатели данной страны, туземцы.

АГЕЛА - (греч а - стадо) - воспитательные группы полноправных юношей до 17 лет в Спарте Целью агел была подготовка настоящих воинов путем жестких физических упражнении.

АГОН - (греч. аgon - борьба) - античный принцип соревновательности, состязательности, охватывающий всœе виды человеческой деятельности, начиная от спорта͵ заканчивая агонами в ремесле, пении, поэзии, философии

АКАДЕМИЯ - (греч. akademia) - роща, посвященная мифическому герою Академу на окраинœе Афин, где находился гимнасий и про ходили встречи молодежи с интересными людьми Академию в начале 4 века до н. э. о для своих занятий философ Платон. Слово стало обозначает место где занимаются наукой.

АКРОПОЛЬ - (греч. akros - верхний, polis - город) - укрепленная часть города, цитадель, занимающая в полисе господствующую высоту. В Афинах, стараниями стратега Перикла, в последней трети 5 века до н. э. Акрополь стал роскошным архитектурным центром города.

АМФИКТИОНИЯ - (греч. amphiktionos - сосœеди) - религиозно - политический союз племен и полисов, созданный для решения общих проблем и не допущения конфликтов, часто на базе какого - либо уважаемого храма. К примеру, известна Дельфийская амфиктиония при храме бога Аполлона в Дельфах.

АПЕЛЛА - (греч. apella - народное собрание) - собрание полноправных граждан свыше 30 лет в Спарте для решения политических, военных и иных вопросов. Апелла собиралась на берегу реки Эврот. Считалась высшим законодательным органом власти, реально просто утверждала предложенные царями или герусией решения.

АРЕОПАГ - (греч. Areos - Арей, pagos - холм) - первоначально совет родовых старейшин в Афинах. Заседал на холме, посвящен ном богу войны Аресу на Акрополе. По мере развития демократии постепенно терял политической и военное значение. После реформы Эфиальта 462 года до н.э. превратился в верховный уголовный суд по делам об умышленных убийствах и святотатстве.

АРИСТОКРАТ - (греч. aristoi - лучший) - представитель родовой аристократии в полисах.

АРИСТОКРАТИЯ - (греч. aristois - лучшие, kratos - власть) - система правления в полисах, когда высшие государственные должности сконцентрированы в руках представителœей родовой знати. Наиболее яркий пример - Спарта.

АРХОНТ - (греч. arhontos - правитель, начальствующий) - член афинского Ареопага, первоначально назначался пожизненно, за тем выбирался из числа наиболее уважаемых граждан полиса.

АРХЭ - (греч. arche - господство, власть) - Второй этап существования Афинского морского союза, возникшего как объединœение греч. полисов под предводительством Афин после греко-персидских войн 80- 70 гᴦ. 5 века до н.э. В Архэ входило около 200 полисов, казна союза находилась в Афинах. Архэ распалось после поражения Афин в Пелопоннесской войне в 404 году до н.э.

БАСИЛЕЙ - (греч. basileos - вождь) - в Микенский период Греции правитель небольшого государства, в эпоху Гомера глава племени или общины, обладавший всœеми видами власти. В Спарте - титул царя.

БУЛЕ - (греч. bule - совет) - По реформе Солона Совет 400, затем по реформе Клисфена Совет 500 в Афинах. Избирался сроком на один год по 50 человек от 10 территориальных фил. Готовил повестку для Народных Собраний, обладал распорядительной властью.

ВАРВАР - (греч. barbaros - чужеземец) - презрительное название не эллинов, людей говорящих на не понятном языке.

ВСАДНИКИ - (греч.hippeus - класс всадников) - особое сословие богатых граждан полиса, способных содержать боевого коня. Вторая категория афинских граждан по реформам Солона - люди, имевшие годовой доход в 300 медимнов. Обладали всœей пол нотой гражданских прав.

ГЕКАТОМБА - (греч. 1iе1а - сто быков) - крупное торжественное жертвоприношение от лица всœей общины, посвященное какому - либо празднику или событию.

ГЕЛИЭЯ - (греч. heliaia - суд) - общегражданский суд созданный Солоном в 594 году до н.э. Состоял из 6000 гелиастов из всœех сословий, избираемых жребием на Народном Собрании. Занимался разбором уголовных и гражданских дел, принимал отчеты полисных магистратов.

ГЕОМОРЫ - (греч. geomoroi - земледельцы) - в период архаики сельскохозяйственное населœение Эллады. Обычно простые крестьяне.

ГЕРУСИЯ - (греч. gerusia - собрание стариков) - Совет старейшин-геронтов в Спарте, состоящий из 28 геронтов и двух царей. Обладал исполнительной и законодательной властью. Геронты должны быть не моложе 60-ти лет, избирались на заседании апеллы пожизненно.

ГЕТЕРА - (греч. hetaira - подруга) - образованная не замужняя женщина, находящаяся на содержании состоятельных граждан полисов.

ГЕТЕРИЯ - (греч. hetairia - союз друзей) - первоначально группы молодых аристократов, позже в полисах тайные антидемократические союзы аристократов.

ГЛИПТИКА - (греч. gliphio - вырезаю) - искусство резьбы по камню.

ГОМЕИ - (греч. gomoios - равные) - свободные полноправные спартиаты, граждане Спарты, высшая категория спартанской общины. По преданию их насчитывалось около 10000 человек.

ГОПЛИТ - (греч. hoplon - оружие) - тяжеловооруженные воины, имеющие щит, шлем, панцирь, меч и копье. Сражались обычно в фаланге.

ДЕМ - (греч. Dem – округ) - одна из ста территориальных единиц в Аттике, установленная реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.

ДЕМАГОГ - (греч. demegorio - говорящий перед народом) - в эпоху расцвета полисов политический деятель, пользующийся поддержкой демоса. В период кризиса полиса демагог - ловкий беспринципный политик, манипулирующий общественный сознанием.

ДЕМИУРГИ - (греч. demiurgos - ремесленник) - в полисах ремесленники. Позже в переносном смысле слова - творцы, созидатели.

ДЕМОКРАТИЯ - (греч. demos - народ, kratos - власть) - система организации полисной власти, при которой реальными полномочиями обладали Народное собрание и народный суд. Все граждане имели право избираться на должности любых полисных магистратов.

ДЕМОС - (греч. demos - народ) - свободное полноправное населœение полисов, обладающее всœей полнотой прав.

ДИАКРИИ - (греч. Deakria - горная часть Аттики) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Лидером являлся Писистрат. Партия выступала за радикальное продолжение реформ.

ДИАЛОГ - (греч. dialogos - разговор двоих) - излюбленная форма раз мышления и рассуждения в Элладе. Она представляла собой как бы возможный спор - обсуждение двумя собеседниками некоего вопроса.

ДОКИМАСИЯ - (греч. docimasia - испытание) - проверка членов гражданской общины на соответствие их общественного статуса или имущественного положения.

ЗЕВГИТЫ - (греч. zevgites - упряжка быков) - граждане - середняки, третья цензовая группа афинских граждан по реформе Солона, имеющие ежегодный доход в размере 200 медимнов. Составляли основу полисного коллектива.

ИЛОТ - (греч. hilot - изгнанные) - покоренное спартанцами населœение Мессении в Пелопоннессе, низведенное до положёния государственных рабов, обслуживающих свободных спартиатов.

КЛЕР - (греч. kler - надел, жребий) - земельный надел гражданина полиса

КЛЕРУХИЯ - (греч. kleruchia - надел) - военно-земледельческая колония, члены которой не теряли прав граждан материнского полиса.

КОМЕДИЯ - (греч. komos - веселое шествие, ode - песня) - первоначально веселые шуточные, часто скабрезные песни крестьян во время праздника бога вина Диониса. Далее театральный жанр.
Размещено на реф.рф
Наиболее известным античным комедиографом был афинянин Аристофан.

КРИПТИЯ - (греч. kriptos - скрытый, тайный) - особые тайные экспедиции спартанских юношей с целью убийства илотов, носившие характер инициаций.

КСЕН - (греч. ksenos - гость, чужой). - гражданин полиса, связанный узами гостеприимства, побратимства с человеком из другой общины.

ЛИТУРГИЯ - (греч. leiturgia - общественная служба) - специальный налог на богатых граждан в полисах. Как правило, существовал в виде хорегии и триерархии.

ЛОГОГРАФ - (греч. logos- слово, graphe - описание) - название первых греческих историков, описывавших историю своих родных полисов.

МЕТЕК - (греч. metek - чужак) - переселœенцы из других полисов, живущий на территории чужой общины без получения гражданских прав.

МЕТРОПОЛИЯ - (греч. meter - мать, polis- город) - материнский полис, выводящий колонию.

МИСТЕРИИ - (греч. mysterion - тайна) - тайные закрытые религиозные священнодействия. Известны вакхические и элевсинские.

МУЗЕЙ, МУСЕЙОН - (греч. Mythoi - Музы) - храм, посвященный Музам, богиням - покровителям различных видов творчества. Известен Александрийский Музей, центр эллинистической науки и культуры.

НЕОДАМОДЫ - (греч. neodamodes - новый гражданин) - новые, недавно введенные в гражданский статус люди в Спарте. Ими могли стать периэки и илоты, доказавшие свою исключительную верность Спарте. Обычно пополнение рядов граждан совершалось после крупных войн, где спартиаты несли большие потери.

НОМОФЕТ - (греч. nomotetes - законодатель) - законодатель в полисах.

ОБЫ - (греч. оbе - часть народа) посœелœения граждан в Лакедемоне. Столица этого государства, Спарта состояла из пяти об, называемых так же комами.

ОЙКОС - (греч. oikos - дом, жилище) - хозяйство гражданина, его дом, семья.

ОЙКИСТ - (греч. oikistes - основатель колонии) - глава коллектива, создающего колонию, часто инициатор самого выведения колонии.

ОЙКУМЕНА - (греч. oikumena - обитаемая земля) - заселœенная, обжитая людьми территория Земли.

ОЛИГАРХИЯ - (греч. oligos- немногий, archer - власть) - система власти в полисах, где реальными управленческими полномочиями обладали наиболее богатые граждане, то есть представители высших цензовых разрядов.

ОРАКУЛ - (греч. oracl - предсказание) - предсказание, выдержанное в стихотворной форме, полученное от пифий по какому - либо поводу или в ответ на запрос. Часто знамение.

ОРХЕСТРА - (греч. orchestra - площадка) - место для хора в античном театре.

ОСТРАКИЗМ - (греч. ostrakon - глиняный черепок) - изгнание потенциальных тиранов из полиса путем тайного голосования надписями на черепках. Остракизм проводился раз в несколько лет на Народном Собрании. Введен в 509 году до н.э. Клисфеном. Подвергнувшиеся остракизму изгонялись из полиса на 10 лет без конфискации имущества.

ОХЛОКРАТИЯ - (греч. ochlos - толпа, kratos - власть) - система власти, когда власть в полисах оказывалась у граждан низших цензовых разрядов. Синоним не управляемой вольницы.

ПАНАФИНЕИ - (греч. Panaphenaina) - ежегодный праздник в Аттике в честь богини Афины.

ПАРАЛЫ - (греч. paralos - прибрежный) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы средних слоев населœения, связанным с ремеслом, торговлей, мореплаванием. Выступала за укрепление реформ Солона. Лидерами являлся Мегакл Алкмеонид.

ПЕДИЭИ - (греч. pedias - равнина) - одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы аристократов - землевладельцев, выступавших против реформ Солона. Лидерами являлись Гиггпоклид и Ликурᴦ.

ПЕЛЬТАСТ - (греч. pelte - щит) - тип средне вооруженного воина, появившийся в начале 4 века до н.э. после реформы афинского полководца Ификрата.

ПЕНТАКОСИОМЕДИМНЫ - (греч. Pentacos - пятьсот, medimnos - мера зерна) - высший цензовый разряд по реформе Солона, имеющий в год 500 медимнов зерна. Граждане, имеющие право занимать высшие государственные должности.

ПЕПЛОС - (греч. peplos - покрывало) - женская одежда из прямоугольного куска ткани.

ПЕРИЭКИ - (греч. peri - вокруг, oikos - живущий) - не полноправная часть населœения Спарты, по своему статусу занимавшие промежуточное положение между спартиатами и илотами. Не имея политических прав, они, тем не менее, имели право на занятие ремеслом и торговлей.

ПЕДОНОМ - (Греч. paideutes - воспитатель) -учитель в древнегреческих школах.

ПИФИЯ - (греч. pyphia - предсказательница) - жрица при храме бога Аполлона в Дельфах, которая, находясь в состоянии наркотического возбуждения, предсказывала будущее в ответ на запросы, то есть давала так называемые оракулы.

ПОЛИС - (греч. polis - город, государство, община) - гражданское сообщество, особая форма общины в эпоху античности, самоуправляющийся раннегосударственный коллектив.

ПРИТАНЕЯ - (греч. pritaneia - председательство) - группа в 50 человек, представляющая в Совете 500 одну из городских фил, получавшая по очереди на месяц властные полномочия.

ПРОСТАТ - (греч. prostates - защитник, покровитель) - политик - за щитник демоса в период социальных преобразований в по лисах.

РИТОРИКА - (греч. rhetor - оратор) - наука о законах красноречия, умение выстраивать свое выступление перед публикой.

СЕЙСАХФИЯ - (греч. seisachteia - стряхивание от бремени) - мероприятие, проведенное в Афинах реформатором Солоном. Ее суть заключалась в списании всœех долгов земледельцев. Внешне это производилось в виде выбрасывания с земель крестьян закладных камней, на которых писались суммы долгов.

СИММАХИЯ - (греч. syn - вместе, machomai - сражаюсь) - военный союз греческих полисов направленный против общего врага. Существовала Делосская симмахия, основанная в 479 году до н.э. под эгидой Афин, для продолжения борьбы против персов. Считалась союзом равных, но из-за чрезмерной гегемонии Афин позже переродилась в Архэ - Первый Афинский морской союз.

СИССИТИЯ - (греч. syssytos - сотрапезник) - обязательные общественные обеды в Спарте, введенные по реформам Ликурга Одновременно сиссития была общественной и военной единицей, ʼʼсоюзом палаткиʼʼ, в которую входило до 20 человек, связанных между собой отношениями дружбы и родства.

СОФИСТ - (греч. sophistes - мудрец) - профессиональный платный учитель философии и риторики в полисах Эллады, для которого не существовало моральных или религиозных ценностей. На рубеже 5 - 4 веков до н.э. в Афинах наиболее прославились Протагор и Горгий.

СТРАТЕГ - (греч. strategos - ведущий войска) - член коллегии 10 стратегов в Афинах по реформе Клисфена. Обладали всœей полно той власти, избирались на один год, командовали по очереди. Позже в более широком смысле слова - командующий армией.

ТЕАТР - (греч. teates - зритель) - место, где осуществлялись постановки трагедий, драм и комедий. Возникновение театра связано с праздником Великих дионисий, утвержденным тираном Афин Писистратом в серединœе б века до н.э.

ТИРАН - (греч. tyrannos - властитель) - не легитимный правитель, узурпатор власти в полисах.

ТИРАНИЯ - (греч. tyrannis - неограниченная власть) - форма единоличного господства в полисах, установленная обычно насильственным путем. Различают раннюю, или Старшую тиранию, способствовавшую ослаблению власти родовой аристократии и позднюю, или Младшую, откровенно эгоистическую и лишенную прогрессивного значения.

ТРАГЕДИЯ - (греч. tragos - козел, ode- песнь) - изначально гимны на религиозные и мифологические темы, исполнявшиеся на полисных праздниках людьми, наряжавшимися сатирами, мифическими козлоногими существами. Далее после появления особых актеров, отвечающих хору, трагедии привели к появлению греческого театра, где они играли ведущую роль как особый род выступления.

ТРАПЕЗИТЫ - (греч. trapedza - стол менялы) - менялы, банкиры и ростовщики в полисах. Так же члены торгово-банковских сообществ.

ТРИЕРА - (греч. trieres - три ряда гребцов) - основной тип гребного боевого корабля эллинов, принимавший на борт до 400 человек, часто использовавший в качестве средства боя укреп ленный на носу судна таран.

ТРИЕРАРХИЯ - (греч. trierarchia - командование кораблем) - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период войны на свои средства строить для полиса боевые корабли и оплачивать службу экипажа. Одна из разновидностей литургии.

ТРИТТИЯ - (греч. trittys - треть) - третья часть территориальной филы, введенная афинским реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.

ФАЛАНГА - (греч. phalanx- ствол) - боевое построение и сам принцип ведения боя, когда воины действуют плотными колоннами гоплитов, состоящих из 8 - 30 шеренг, ощетинившихся копьями.

ФЕТЫ - (греч. pheticos - поденщики) - название низшей четвертой цензовой категории афинских граждан по реформе Солона в 394 году до н.э. до реформ Перикла феты не имели право занимать высшие государственные посты.

ФИЛА - (греч. phyle - племя) - родоплеменное объединœение в Элладе на первых этапах греческой истории. К примеру, в Аттике насчитывалось четыре родовые филы. Затем, после реформ Клисфена филы стали территориальными единицами. В Аттике их стало 10.

ФОРОС - (греч. phoros - сбор) - специальный денежный или натуральный налог на членов делосской симмахии - афинской Архэ.

ФРАТРИЯ - (греч. phratria - братство) - в раннее время объединœение братских родов (старших и младших). Позднее, родовое религиозное объединœение.

ХОРА - (греч. chora - район) - сельская округа полиса, место проживания земле владельцев.

ХОРЕГИЯ - (греч. сhоrе - опека об артистах) - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период подготовки к театральным представлениям оплачивать постановку какой-либо драмs, трагедии или комедии, и работу актеров. Одна из разновидностей литургии.

ЭВПАТРИДЫ - (греч. еuраtridеs - родовитый) - афинская родовая знать, крупнейшие землевладельцы Аттики.

ЭККЛЕСИЯ - (греч. ессlеsia - сходка) - народное собрание в полисах, высший законодательный орган власти, контролирующий при этом деятельность всœей властной системы и полисных магистратов.

ЭЛЛИН - (греч.) - самоназвание греков, представлявших себя в виде потомков мифического прародителя Эллина. У него, в свою очередь, были сыновья Ион, Эол и Дор, от которых произошли основные эллинские племена.

ЭПИГОНЫ - (греч. ерigones - родившиеся после) - дети диадохов, то есть сподвижников Александра Македонского, так же участвовавшие в борьбе за власть после его смерти.

ЭПИСТАТ - (греч. ерistasia - глава) - глава Совета 500 в Афинах, заново избираемый каждый день.

ЭПОНИМ - (греч. ерiоnоmа - дающий имя) - тот, чье имя давалось году, городу, местности и т. д. Особый эпитет первого из 9 афинских архонтов, по имени которого именовался год.

ЭПОС - (греч. ероs - слово, рассказ) - литературный поэтический жанр, которым писали авторы (аэды и рапсоды) на героические и нравственные темы.

ЭСИМНЕТ - (греч. аisymnetes - судья) - общественный посредник, при миритель враждующих групп населœения в период реформ. К примеру, Солон. Так же должностные лица и судьи в полисах.

ЭФЕБИЯ - (греч. ерfiеbо - юноша) - государственное воспитательное объединœение в полисах, где проходили двухлетнюю военную службу юноши, достигшие 18 лет.

ЭФОР - (греч. ерhoros - наблюдатели) - члены коллегии пяти в Спарте. Высший контрольный орган власти, имевший право собирать апеллу, герусию и лишать власти царей.

ЭФОРАТ - (греч. еphoros - наблюдатели) - коллегия Пяти в Спарте. Орган власти присматривающий за царями и контролирующий выполнение законов Ликурга и других постановлений гражданами Спарты.

ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ" 2017, 2018.

Аристократия

АРИСТОКРАТИЯ

(aristocracy) Правление лучших. Критерии, по которым выявляются или избираются лучшие, могут быть самыми разными. Например, способность к управлению можно определить либо по техническим или оценочным показателям, либо по историческим или династическим признакам. Поскольку, по определению, лучшие – это те, кто избран, различие между аристократией и олигархией (oligarchy) со временем стирается, и олигархию часто представляют как извращенную форму аристократии.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Аристократия

(от греч. aristos – лучший и kratos -власть) – форма правления в государстве и социальный слой, осуществляющий в нем власть. В античности правление аристократии считалось наилучшим как власть достойных, компетентных людей (ученых, философов и т.п.), в отличие от тирании, охлократии (власти толпы), тимократии (власти корыстных людей).В новое время сторонником аристократии являлся, например, Г.Гроций. В других концепциях (Болингброк, Э.Бэрк, И.Бентам) аристократия выступает в качестве элемента «смешанной формы правления», конституционно-монархического строя, служа необходимым противовесом иным – монархическим, демократическим – структурам, и гарантом от узурпации власти. В Англии носителем аристократического принципа считалась палата лордов – верхняя палата парламента. В истории аристократическая республика существовала в античной Спарте, средневековых Генуе, Венеции, Пскове, Новгороде.

Доманов В.Г.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Аристократия

(от греч. aristos лучший)

форма государственного правления, основанная на власти знатного привилегированного меньшинства, избранных (лучших), а также сам социальный слой, состоящий, как правило, из крупных землевладельцев (в феодальной России и в других странах эпохи средневековья и Нового времени).


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аристократия" в других словарях:

    - (греч. aristokratia, от aristos благородный, лучший, и kratos сила). 1) высшее сословие в государстве. 2) правление, в котором вся верховная власть находится в руках высшего сословия. 3) совокупность лиц, приобретших в известной профессии важное… … Словарь иностранных слов русского языка

    аристократия - и, ж. aristocratie f. <, лат. aristocratia <гр. 1. Аристократическая форма правления. Сл. 18. Одни желали учредить республику, другие аристократию, иные анархию, отметая одно Монархическое правление. Херасков Кадм 69. Аристократия или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Знать, высшее общество, свет (большой), бомонд (beau monde), high life (чит. : хайлайф). Родовая аристократия, денежная аристократия; аристократия ума, таланта. . Прот. знать. См. знать денежная аристократия... Словарь русских синонимов и сходных … Словарь синонимов

    - (аристократия устар.), аристократии, мн. нет, жен. (греч. aristokratia господство лучших). 1. Государственное устройство, при котором власть принадлежит богатым и знатным (ист. полит.). 2. собир. Высший слой дворянства, родовитая знать. ||… … Толковый словарь Ушакова

    Аристократия - (гр. aristokratia: aristos – жақсы, kratos – билік) – құлдық және феодалдық қоғамдағы ең дәрежелі сословие (жік, топ) немесе ең жоғарғы рулық ақсүйектер, сол сияқты елде барлық билік аристократияға жататын мемлекеттік басқару формасы (түрі).… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (греч.) такая республиканская форма государственногоуправления, в которой верховная власть находится исключительно в рукахвысших привилегированных классов, которые правят или одни, или присодействии представителей остальных классов. Ей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от греческого aristos лучший и...кратия), 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. 2) В докапиталистическом обществе наследственная знать, обладающая властью и привилегиями; в ряде стран… … Современная энциклопедия

    Жен., греч. правление, где верховная власть в руках вельмож, особого высшего сословия; вельможедержавие, боярщина; | само сословие это, вельможи, знать, высшие бояре, окольничьи, высшее сословие по праву рождения, родовая знать; | дворянство… … Толковый словарь Даля

    - (от греч. , букв. власть лучших, знатнейших), 1) форма правления, при которой гос. власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. Как форма правления А. противостоит монархии и демократии. «Монархия как власть одного,… … Философская энциклопедия

    аристократия - и устарелое аристократия … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Аристократия Берои в эпоху эллинизма , Ю. Н. Кузьмин. Монография посвящена изучению родственных связей между рядом жителей македонского города Бероя эпохи эллинизма, которые рассматриваются главным образом на примерах знатных семей…

И вот здесь важно для гражданского коллектива и для полиса ещё одно понятие, о котором мы с вами не говорили. Граждане выступают не только как равные собственники, и никого нет выше их в отношении их собственности. Никто не имеет права вне закона посягнуть на их собственность. Если они не преступники, государство у них не имеет право отобрать их собственность. Они выступают как равные участники боевого ополчения, которые все вместе защищают родину, никто не может ткнуть и сказать: а ты там не был и ты не сражался при Марафоне. Они все участвуют в политической жизни.

А вот здесь, на рынке, они встречаются как равные товаропроизводители. Вот их здесь объединяют не какие-то установления, не какие-то законы, а рыночные законы. Никто не может заставить их продать или купить что-то такое. Никто не может подойти и отнять у них продукцию и сказать: я буду твоей “крышей”. Понимаете ли, это в нормальном государстве в принципе невозможно. В государстве, которое мы называем гражданское общество. И именно это общество у нас и возникает в этот период.

Единственное, я хотел бы, чтобы вы чётко представляли, что греки не такие уж мудрые, хорошие, проникнутые экономическими идеями. Да, они создали рыночную систему, повторяю, которая, с моей точки зрения, была гораздо лучше и эффективней ныне существующей вообще, не только у нас, а вообще на Западе. Она была попроще, поэтому она более функциональна была.

Почему это отличается от восточной модели? Почему там, на Востоке, рыночные отношения были более слабо развиты? Там что, не нужен был обмен? Нужен, только, понимаете ли, на Востоке решалось иначе: когда мне что-то надо, я возьму и отниму. Поэтому война на Востоке – это не форма того, что они такие дикие или кровожадные. Война – есть форма во многом решения не только политических, но и экономических потребностей. Если мне что-то надо, я совершил поход на соседа и отнял у него уже готовую продукцию, готовых людей и т.д.

А потом, на другом этапе, стали создаваться мировые державы: Новоегипетская держава, Ассирийская держава, Нововавилонская держава, Мидийская держава, Персидская держава. Что это такое, вот эти огромные конгломераты? Во многом и наше государство так же создавалось: нам нужны источники сырья, нам нужны источники поступления налогов – мы эту территорию просто “взяли” и присоединили. Греки не делали этого не потому, что они были добрыми и миролюбивыми, а потому что политическая раздробленность не позволяла им совершать экспансию. От необходимости они стали рыночниками и создавали такой тип экономики. Как только они объединились под руководством Александра Македонского, они сделали то же самое, что до них совершали великие восточные державы: пошли и всё взяли на Востоке.

Древнегреческая аристократия

Второй аспект архаического периода – это формирование гражданского общества в течение VIII - VI веков. И это формирование происходило за счёт устранения пережитков родоплеменных отношений.

В начале эпохи архаики в VIII веке, когда начинает формироваться греческий полис, фактически все население каждого греческого полиса делилось как бы на две части. Первая часть населения называлась аристократия, а вот вторая часть называлась демос. Демос – значит народ, то есть демос – это все, что не аристократия. И в начале, и позже архаики политическая власть в греческих полисах принадлежала аристократам. Аристократы были наиболее экономически мощным социальным слоем, и аристократы контролировали также сферу религиозную. Именно на базе крупной земельной собственности, на базе того, что аристократы имели в руках политическую власть, контролировали сакральную сферу, и базировалось их особое положение. Они, естественно, в каждом полисе были меньшинством, очень незначительным процентом населения, но, повторяю, их значение в каждом полисе было огромное.

Итак, что есть аристократия? Вот в принципе мы дважды в истории будем встречаться на европейской почве с понятием аристократии. Вот есть аристократия античная, греческая аристократия, римская аристократия, и в следующем году мы будем говорить об аристократии западноевропейских феодальных обществ.

Итак, здесь важно следующее для понятия аристократ. Во-первых, аристократ – есть понятие наследственное, с точки зрения исторического развития – это потомки родоплеменной знати. Когда же у греков сформировалось представление об аристократии, то представитель аристократического рода – это есть представитель рода, который ведет свое происхождение от какого-либо греческого героя, то есть каждый аристократической род имеет своего мифологического первопредка. Это может быть Геракл, Ясон, Тесей, Беллерофонт и масса других всяких героев. Причем важно отметить, что все греческие герои, которых вы знаете по греческой мифологии, в свою очередь являются сыновьями божества. Это либо чаще всего Зевс, либо Аполлон, либо там еще кто-то, в редких случаях, например, Афродита, как род Юлиев в Риме.

То есть, понимаете ли, для греков мифологическое время - это было реальное время, но которое безвозвратно ушло. И еще раз хочу подчеркнуть, что статус аристократа передается только по наследству, аристократом стать нельзя, аристократом можно только родиться, будучи потомком аристократического рода. Поэтому всякие вот эти бредни и игры в наши дни во всякие дворянские собрания и так далее… Они могут кого угодно назначить (Пугачеву, например) представителем русской аристократии – все это глупости. Аристократом либо ты родился, либо не родился, это уж так пришлось. Ну, а поскольку мифологические времена ушли, и боги у нас не спускаются теперь на землю, то пополнение аристократических родов в принципе невозможно.

Причем хочу подчеркнуть, что греки, несмотря на весь их рационализм мышления, свято верили в этот самый статус. Во времена перикловых Афин вы вполне могли увидеть потомка Геракла, который идёт по улице. Понимаете ли, ни у кого не вызывало сомнения, что это действительно потомок того легендарного героя. Это мало что уже в V веке давало, но это действительно потомок этого самого героя, о котором знают буквально все. Итак, первое – это происхождение.

Качества аристократа - этос и арете

Для аристократов характерно особое такое явление, по-гречески это называется этос. Этос – это представление о качествах аристократа, об образе жизни аристократа. Во-первых, именно в среде аристократов складывается очень важное понятие вообще для греческой культуры, для греческой цивилизации, это понятие калокагатия. Это от двух греческих слов: kalos kai hagatos - красивый и хороший. Kalos – это значит “прекрасный”, внешне прекрасный, прекрасный телесно, и для аристократа, именно в среде аристократов, возникает представление о совершенстве человеческого тела. Вот кто такие греческие боги у нас будут? Это совершенные люди, физически совершенные. Почему эти статуи богов столь прекрасны? Да потому что они воплощают принцип телесной красоты. Это то, что будет совершенно расходиться с более поздним христианством. Там это, так сказать, оболочка и не совсем лучшая оболочка, главное - это то, что внутри содержится. Для греков же характерно было именно это.

Правда, должен сразу же отметить (я, вероятно, разочарую большую часть аудитории), когда речь идет о физической красоте, имеется в виду красота мужская. Понимаете ли, вообще всё искусство греческое, те нормы, которые будут существовать, они основаны на принципе мужской красоты. Для женщины внешние данные не играли такой большой роли. В нормальном греческом обществе женщина должна быть прежде всего добропорядочной, хорошей матерью, хорошей супругой, она управляет домашним хозяйством, а красивым должен быть мужчина.

Вот только в период кризиса, о котором будем говорить уже на следующей лекции, появятся первые обнажённые женские статуи, появятся всякие там любовь, эротика, вся эта ерунда, которая в гражданском обществе в принципе не должна иметь значение.