Черемуха анализ. II. Введение в тему урока. Тропы и образы

Одним прекрасным утром на столе своего отца заметил сборник стихов Есенина Сергея Александровича, и сам не знаю, что меня привлекло в этой книге. Я ее открыл произвольно, наткнулся на стихотворение Черемуха. В этом стихотворении описывается черемуха, да так красиво и живописно, что не вольно перед глазами представился образ белоснежно цветущего дерева. На мгновение мне даже показалось, что я почувствовал запах цветов черемухи.

Есенин очень живописно описывает черемуху, закройте глаза и произнесите эти первые строки стихотворения, представили? В своем стихотворении Есенин ассоциирует черемуху с живым человеком, используя сравнения листвы деревьев с кудрями, ветви золотистые. Невольно такое описание черемухи напоминает женский образ. Где белый цвет цветов это символ юности не испорченности девственной непорочности. Такие эпитеты поэтами не редко применялись к русским красавицам.

Читая это стихотворение, мое подсознание невольно выдало весенний пейзаж, когда все просыпается после зимних вьюг и холодов, как бы начала маленькой жизни, так называют обычно летний период времени в году. Строки о росе воображаемой картине придают время, когда происходит действо, и почему то я уверен, что это время раннее весеннее утро, когда снега уже миновали, распустилась небольшая листва, и по утрам на листочках образуется роса, пахнущая утренней свежестью и туманом.

Применяемые эпитеты к описанию черемухи золотые кудри, серебряная роса, безусловно, говорит о ценности и красоте этого мгновения, которое нельзя ни с чем сравнить. Особенно удачно картину дополняет шумящий ручеек, дочитав до этого момента, в конце стихотворения сложилась полная природная картинка , которую невольно хочется нарисовать на холсте, взяв в руки кисточку и краски. Посмотрите, как интересно описывает окружающее состояние черемухи, а рядом у проталинки журчит серебристый ручеек, и ручеек песенки ей поет. Ручеек красиво описан благодаря поэту мы понимаем, что ручеек как живой.

В заключение своего сочинения хочу добавить, что Есенину очень хорошо удается природным явлением передавать свойства и настроения человеческой души. Это свойство типично русское, только русские люди могут говорить о бездушных предметах и явления как об одушевленных. Закрыв книгу, я даже не заметил, как пролетело время до обеда.

Анализ стихотворения Черемуха Есенин для 3, 5, 6 классов

План

1.История создания

2.Жанр

3.Тропы и образы

4.Размер и рифмовка

5.Сюжет

6.Основная мысль

(1895г.- 1925г.) - великий русский поэт, выходец из крестьянской семьи. Есенин любил Россию и писал о великолепии ее пейзажей, описывая родные места. В своих стихах он наделял неодушевленные предметы человеческими качествами. Картины природы он передавал с невероятной легкостью и выразительностью мастерски используя гибкость русского языка.

История создания

Так как Есенин вырос в сельской местности, то в его творчестве множество стихов об окружающем нас удивительном, живом, очаровывающим миром, красоту которого мы часто не замечаем. Любимым временем года поэта была весна- период пробуждения и цветения жизни. Именно этому посвящено стихотворение "Черемуха". Автор написал его в 20 лет, в 1915 году. Тогда же в марте работа была напечатана в журнале "Мирок". В лирике поэта большое число стихов об окружающем нас восхитительном мире, очарование которого мы часто упускаем из виду.

Жанр

Поэзия в литературе относится к лирике. Лирика- это род литературы, основанный на эмоциональном переживании чувств и эмоций поэта. В лирике существует многообразие жанров, каждый из которого имеет свои особенности. Описание природы вокруг относится к пейзажной лирике. Это словесное искусство, Есенин изображает мир вокруг себя, делает его основной темой своих стихотворений.

Тропы и образы

Есенин профессионально пользуется множество художественных средств в своих работах. Например в данном стихотворении присутствуют такие литературные обороты как: Эпитеты, сравнения, олицетворение. В строках стихотворения "Черемуха" описывается весна, представленный описанием нескольких конкретных элементов черемухи, росы, травы, ручья. Есенин обладал удивительной способностью делиться своим настроением, впечатление, чтоб читатель смог почувствовать себя среди описанной картины.

Размер и рифмовка

Размер стиха (количество строп в одной строке, стропа - это сочетание одного ударного слога с одном или несколькими безударными). В стихотворении "Черемуха" используется двустопный ямб. Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Произведена линейная композиция.

Сюжет

Сам по себе сюжет отсутствует. Автор описывает свое личное видение окружающего мира. Лирический герой тоже не определен, стих посвящен пейзажу в целом. Есенин акцентируется на одном конкретном объекте, а позволяет читателю представить происходящее в целом.

Основная мысль

В стихотворении "Черемуха" происходит удивительное оживление природы. Читателю передается настроение весны, чувство легкости и вдохновения. Эта жизнерадостная картина будто предстает вокруг и играет всеми красками весны, на самом деле начинаешь чувствовать аромат цветущей черемухи и молодой травы, слышать звон ручья, чувствовать тепло солнечных лучей. Есенин в полной мере раскрыл здесь всю удивительную красоту природы, полноту ее жизни.

Филологический анализ стихотворений Сергея Есенина

«Сыплет черемуха снегом…»

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

Радугой тайные вести

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

1.

Стихотворение "Сыплет черёмуха снегом" написано великим певцом русской природы Сергеем Есениным в 1910 году и входит в цикл его стихотворений под названием «Девичник», вошедших в сборник стихов «Радуница» в 1916 году.

Весёлый и радостный мотив чувствуется в этом стихотворении. Не раз вдохновением великих поэтов являлась весна. Момент оживления природы, её расцвета. Яркий и красочный образ создаёт красавица-весна и в стихотворении Есенина.

Лирический герой думает о невесте. Именно весна поэту напоминает о любимой девушке. Автор неслучайно вводит этот образ, сравнивая его с образом весны. Лирический герой одухотворён, оживлён и одурманен красотой природы ("Радугой тайные вести/Светятся в душу мою"). Он наслаждается пением птиц, оживлением весны, об этом он говорит в четвёртой строфе. Лирический герой ликует и радуется.

Стихотворение "Сыплет черёмуха снегом" вызывает у каждого читателя положительные эмоции. Хочется также порадоваться приходу весны.

У Есенина весна - это что-то прекрасное, заставляющее радоваться жизни, любить каждое живое существо.

2. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Данное стихотворение является художественным текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:

1) информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета.

Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты.

2) цельностью, т.к. у текста есть план.

1. Любование лирического героя приходом весны.

2. Думы о невесте.

3. Обращение к природе.

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так

как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое.

3) связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.

4) завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);

5) диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и

научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.

6) Единством внешней и внутренней формы:

1.Внешняя форма - лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств.

7) абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком С.Есениным и для человека;

8) развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы.

9) последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;

10) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

11) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу, т.е. показывает красоту природы весной, особое состояние героя в это время года;

12) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину весны, вызывающую у читателя бурю чувств и эмоций.

2.Внутрнення форма.

13) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь.

Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

14) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

15) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая

о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

3.Основные единицы текста

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно

разделить на три ССЦ:

1-ая часть – 1, 2 строфы;

2-ая часть – 3 строфа;

3-я часть – 4 строфа

Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Концовка - Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение

Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки

текстуальности.

4 . Особенности языкового оформления.

а) Лексика.

Стихотворение насыщено цветом: «зелень в цвету», «пеной я цвет разнесу, яркими эпитетами «шёлковые травы», «зыбистым бегом». Олицетворения «сыплет черёмуха», «никнут травы» способствуют жизни, действию. Есть сравнение в твор. падеже «радугой тайные вести/светятся в душу мою», метафора «сыплет черёмуха снегом». Здесь цветки черёмухи сравниваются с падающими снежинками, что способствует представлению более яркой картины облетающей черёмухи.

б) Морфология.

В тексте преобладают существительные для обозначения образов весенней природы: Зелень в цвету, роса, поле, побеги, грачи, в полосе, травы, сосна, луга, дубравы, радуга, вести, душа, невеста, черёмуха, снег, птахи, лес, бег, пена, весна.

Глаголы в форме настоящего времени «сыплет черёмуха», «ходят грачи», «никнут травы», «пахнет смолистой сосной» погружают читателя в атмосферу происходящего. Создаётся картина одурманивающей весны с её цветами и запахами.

в) Синтаксис.

Инверсии («Никнут шелковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста(«Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной. По рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению.

5. Вывод.

Эта совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализует замысел автора – представить картину весны и аллегоричный образ невесты, сравниваемой с черёмухой.

Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

1915›

Анализ

    Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир.

Стихотворение с первых же строк делает читателя свидетелем весеннего расцвета природы на примере небольшой сюжетной сценки, так характерной для этого времени года в России. Обычно неяркая в момент весеннего пробуждения природа, окружающая поэта, наполнена звучанием и светом .

Это лирическое стихотворение отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение. Стихотворению характерны напевность, музыкальность.

Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.

Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах.

Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении. Особенно это ясно видно в образе ручья: сначала - «струится маленький», да еще и рифмуется с «проталинкой», а потом: его «гремучая волна» обдает «все ветки» черемухи. Да и отношения с черемухой изменились: сначала ручей просто был рядом с ней, а потом - «вкрадчиво под кручею ей песенки поет». Наличие двух картин подтверждается еще и тем, что сам автор снова говорит: «черемуха душистая», как бы заново всматриваясь в нее. А она уже другая: «развесившись, стоит», уже не «в серебре», а в золоте «на солнышке горит». Эти изменения можно объяснить тем, что прошло время - черемуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы - его напитали вешние воды.

Особенности языкового оформления .

1.В этом стихотворении Есенина редко встречающийся стихотворный размер, который называется пеон второй. Это четырехсложный размер - ударение на втором слоге, а первый, третий и четвертый слоги безударные. В данном стихотворении двухстопный пеон второй.

Строфа - четверостишие с перекрёстной системой рифмовки.

    а) Лексика.

Слова, требующие толкования

Медвяный – имеющий вкус или запах меда.

Зелень пряная – зелень душистая, ароматная.

Проталина – место, где стаял снег и открылась земля.

Круча – крутой спуск, обрыв.

Олицетворения: черёмуха ветки завила, роса сползает, зелень сияет, горит, бежит ручей, ручей ветки обдаёт, песенки поёт.

Эпитеты: черемуха душистая; ветки золотистые; роса медвяная; зелень пряная; маленький, серебряный ручей; зелень золотистая; волной гремучею.

Сравнение: ветки, что кудри.

Метафоры: кругом роса медвяная, под жемчугом росы, ручей волной гремучею.

б) Главным поэтическим приемом Есенина, использованным в стихотворении «Черемуха душистая…», стала аллитерация. Даже неискушенный читатель заметит насыщенность речевых оборотов стихотворения сочетаниями согласных, передающих весеннее журчание ручья или трепетание на ветру листьев черемухи, сопровождающееся их шорохом.

При помощи сочетаний сонорных и звонких согласных поэт передает звуки бурления звенящей весны: з о л отисты е , з ави л а, спо лз а е т, з е л е н ь, з о л отиста я , р а з весившись, вес н о ю , п р я н а я , м едвя н а я , се р еб р я н ы й , песе н ки, со лн ышко, ст р у и тся, р оса, р асцве л а, г р емуче ю , р уче й ; шорохи же, со з даваемые травой и листьями под воздействием ветра, читателю слышатся в обилии глухих и шипящих: ч ерёму х а, ду ш и ст ая, бе ж и т , вк ра дч иво, кру ч ею, развеси вш ись, чт о, с олны шк о и др..

Все возможные органы чувств автора задействованы в восприятии весеннего оживления природы, поэтому и читатель не остается равнодушным к этой картине жизни.

в) Морфемика.

Автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы выразить особую любовь к весенней природе: проталин к а, мал еньк ий, песен к и, солн ышк о.

г) Морфология.

Использование существительных, характерных для обозначения образов весенней природы: черёмуха, кудри, ветки, роса, кора, зелень, серебро, проталинка, трава, корни, ручей, круча, песенка.

В начале стихотворения автор использует глаголы в форме прошедшего времени (расцвела, завила), как бы показывая, что черёмуха находится в самом расцвете сил, благоухания и красоты. Затем подряд идут глаголы в форме настоящего времени, приближая читателя к происходящим действиям и событиям (сползает, сияет, бежит, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт).

Одиночное деепричастие «развесившись» и наречие «вкрадчиво» несут большую смысловую нагрузку и дают возможность читателю яснее представить образ черёмухи.

д) Синтаксис.

В первой части стихотворения предложения с прямым порядком слов, а во втором автор использует инверсию (бежит, струится ручей), в третьей части возвращается к прямому порядку слов, передавая этим динамику событий. Однородные сказуемые (бежит, струится ручей, обдаёт, поёт ручей), (расцвела, завила черёмуха), неоднородные определения (пряная золотистая зелень), (маленький серебряный ручей) создают полную картину весенней природы.

    Вывод. Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.

Черемуха является центральным образом двух этих стихотворений. Но в каждом из них она предстаёт перед нами по-новому. Это говорит о большом таланте автора и, конечно, о неисчерпаемом богатстве и выразительных возможностях русского языка. Не раз Есенин ещё будет обращаться к образу девушки-черёмухи в своих произведениях. В поэме «Анна Снегина» он тоже обращается к этому образу. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало в поэме встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...

Список используемой литературы.

    Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. Учебное пособие для студентов филологических факультетов

Высших учебных заведений, М., «Академия», 2004, 192 стр.

    Интернет-ресурсы.

Шаблон анализа лирического стихотворения.

(Лирика – субъективный взгляд на субъективный мир)

Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где

вершина – текст стихотворения,

ось конуса – анализ формы,

основание – истолкование содержания.

1. С чего начать?

Ассоциации, которые вызывает стихотворение;

Настроение, которое создает стихотворение

Мысли, которые оно вызывает

Факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению

Рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта

Суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;

Цитата из стихотворения;

Отзыв о стихотворении критика.

2. Тема и идея. Заглавие.

Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна . Чтобы определить идею можно применить один из вопросов:

Зачем поэт написал это стихотворение , что он хотел сказать своему читателю ?

Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение ?

Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.

Привлечение каналов восприятия:

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

3. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить их смыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.

1) Жанр .

Эпиграмма (сатирический портрет)

Эпитафия (посмертное)

Элегия (стихотворение медитативного характера)

Ода (хвалебное)

Послание - стихотворное произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания

Сонет - стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия и два трехстишия.

2) Принадлежность к определенному литературному направлению :

сентиментализм романтизм

реализм символизм

акмеизм футуризм

3) Композиция .

Деление на смысловые части

Строфическое и синтаксическое членение. (Строфа - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)

4) Ритм, рифма, рифмовка.

Основа всякой поэтической вещи - ритм - «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

Ритм - (от. греч. rhythmos - соразмерность) - периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

Стихотворные размеры: хорей (), ямб (), дактиль (), амфибрахий(), анапест ().

Нарушения метрического ударения: пиррихий, спондей.

Рифма – инструмент в поисках смысла.

О.Мандельштам

Рифма - одинаковое или сходное звучание концов стихотворных строк.

Рифма может быть

богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному, (ограда - винограда; труды - руды)

бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер - метил).

Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные

Рифмовка

смежная (парная) ААББ (смысловая автономность рифмуюихся строк)

перекрестная АБАБ (смысловые переклички, цельность)

опоясывающая (кольцевая) АББА (монолитность)

5) Особенности языкового оформления.

Синтаксис (разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т.п.)

Морфология (преобладание определенных частей речи, форм)

Морфемика (роль некоторых морфем)

Звуковая организация - способы акцентирования в сознании определенных строк:
ассонанс (повторение гласных звуков)

аллитерация(повторяются согласные звуки)

Лексика : синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.

Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):

Аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы
- гипербола - художественное преувеличение,

Ирония - скрытая насмешка
- литота - художественное преуменьшение
- метафора - скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА
- метонимия - сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов

Перифраз - описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания

Сравнение – А как(словно, будто) В, А похоже на В, АВ(Тв.п.)
- эпитет - художественное определение
- олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами

Стилистические фигуры - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов называют различные синтаксические конструкции, речи.

анафора антитеза инверсия

эпифора градация парцелляция

бессоюзие многосоюзие синтаксический параллелизм

риторические вопрос, восклицание, обращение

4. Чем закончить?

Подвести итоги.

Какие чувства отражены в стихотворении?

О чем все-таки оно?

Ч.Т.Д.

Цели:

  1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать лирическому герою.
  2. Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся.
  3. Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус и любовь к родной природе.

Оборудование:

  • портрет С.Есенина;
  • картина с изображением черемухи;
  • толковый словарь С.И.Ожегова;
  • шапка магистра, грамзапись.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Учитель: Одно из самых замечательных свойств на свете – это умение удивляться и радоваться. Увидеть солнце, показавшее свой краешек над горизонтом, и удивляться ожившей красоте родной природы: её цветению и благоуханию.

По оформлению доски вы уже догадались, о чем и о ком пойдет речь.

Мы уже знакомы с некоторыми стихотворениями С.Есенина, и сегодня, послушав и прочитав его стихотворение «Черемуха», постараемся увидеть красоту этого произведения.

Эпиграф:
«Какая радость пришла в русскую поэзию!»

С.Городецкий.

Писал друг Есенина Сергей Городецкий.

Как жил С.Есенин.

Когда начал писать стихи?

Об этом расскажет (Ф.И. ученика).

Учитель:

Мы говорим Есенин и сразу вспоминаем его стихотворение. Какое? (Береза.)

О чем идет речь? (О березе.)

Что хотел сказать поэт образом березы? (Что она красивая.)

Да, береза – одно из любимых деревьев Есенина. Он ее постоянно сравнивает с девушкой:

Зеленая прическа
Девическая грудь!
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Много стихов у поэта о клене, о дубе. Более 20 названий деревьев можно встретить в его стихах!

Есенин, как и весь русский народ, считал, что дерево – это символ жизни.

И сегодня мы поговорим о другом дереве – черемухе.

III. Работа по теме урока.

1. Первичное чтение стихотворения учителем (звучит музыка).

2. Обмен впечатлениями.

Понравилось стихотворение?

Какие слова говорят о том, что перед нами не столько дерево, сколько цветок? (Душистая, расцвела.)

Вот вы услышали два слова: душистая, расцвела.

Какое настроение у вас сразу появляется? (Веселое.)

А почему? (Все просыпается.)

Да, такое настроение появляется, что хочется заниматься творчеством.

Кто знает, что такое диафильм? (Это тот же мультфильм, но без звука. Кадры и надписи.)

Давайте составим свой диафильм по «Черемухе».

IV. Чтение стихотворения учениками.

Давайте, ребята, сядем прямо и будем соблюдать гигиену чтения.

Аня, читай первую строфу.

Маша, чтобы ты нарисовала? (Черемуху.)

Ваня, как бы ты одним словом подписал? (Черемуха.)

2 строфа – роса и зелень. (Серебристая зелень.)
3 строфа – ручей. (Ручей маленький.)
4 строфа – черемуха и зелень. (Золотистая зелень.)
5 строфа – ручей. (Ручей большой.)

Что же получилось? (Получились кадры диафильма с надписями.)

1. Сравнение зелени.

Сравним образы и найдем отличия.

Зелень в начале стихотворения какая? (Серебристая.)

В конце стихотворения? (Золотая.)

2. Сравнение ручья.

В первой картине. (Ручей маленький.)

В другой картине. (Ручей большой.)

Подумайте, что помогло преобразиться ручью и зелени? (Солнце.)

Солнечные лучи греют землю, снег растаял, зелень золотистая на солнышке горит. Полюбуйтесь на наш диафильм. Какие мы молодцы!

Как назовем наш диафильм. Мы можем назвать по-другому. (Расцвела черемуха. Черемуха душистая. Весенняя природа.)

Нам поэт показал картину неподвижную или она в движении? (В движении.)

3. Основная мысль.

Природа живая. Итак обобщим. Тема этого стихотворения – природа.

Физкультурная минутка.

А сейчас вам наверное кажется, что мы всё истолковали в этом стихотворении? Но это не так.

Ах, знали бы вы, сколько еще тайн сокрыто здесь!

Хотите, мы совершим кое-какие открытия?

И так, да здравствует волшебный мир Есенинского слова.

Прочитаем еще раз стихотворение и скажем:

Какие слова нам были непонятны.

(Пока все готовятся к ответу, выходит архивариус.)

К нам в гости пришел архивариус. Сотрудник архива, хранитель слов.

Внимание – все вопросы к архивариусу.

Медвяная – с запахом меда.
Пряная – пахучая.
Проталинка – оттаявшая от снега земля.
Гремучий – сильно гремит, шумит.
Вкрадчиво – тайком.

Спасибо дорогой ученый.

А что за волшебная книга помогла тебе ответить? (Эта книга называется Толковый словарь, под редакцией Ожегова. Подружитесь и вы с ним.)

У Есенина целый ларец слов обозначающих звуки, запахи и цвета.

Вот этот ларец со словами. Открываю ларец.

Ой! Тут лежат несколько вопросов, а слов нет. Видимо злой волшебник украл. Давайте сами найдем эти слова.

V. Групповая работа.

Сейчас разделимся на группы.

I ряд – будут искать звуковые слова.
II ряд – цветовые слова.
III ряд – слова обозначающие запахи.
- Какие звуки услышала I группа.

(Выходит капитан и зачитывает. Дети показывают звуки ручья голосом.)

В настоящей радуге сколько цветов? (7.)

А у Есенина три основных цвета. (Желтый, красный, зеленый.)

У него особенная радуга, сказочная.

Весна имеет свои неповторимые запахи.

Ребята, вы чувствуете каким запахом повеяло.

Какие запахи нам передает Есенин? (Медвяная, пряная, душистая.)

Спасибо всем кто искал эти слова. Я их обратно положу в ларец.

Физкультурная минутка.

Учитель. И последняя тайна стихотворения – Яркие, необычные слова .

Много слов нас сегодня удивило. А вот слово «кудри» обижается. Мы на него не обратили внимания.

А для чего Есенин написал это слово? (Чтобы сравнить с ветками.)

Золотые ветки и еще какие? (Кудрявые, волнистые.)

Такой литературный прием называется сравнение .

Маша, можно я тебе задам несколько вопросов.

Когда взрослые девушки собираются на дискотеку, что они делают с волосами? (Завивают, укладывают.)

Для чего? (Чтобы понравится.)

Так для чего же черемуха весною прихорашивается? (Для ручья.)

Так и хочется сказать для кого ?

Почему ей ручей песенки поет, а не траве, не росе, ветки обдает волной. (Он ее любит, соприкасается с ней.)

Вывод:

Мы говорим, что природа живая, дышит. А теперь мы еще узнали, что она делает – любит друг-друга.

А раз природа живая, значит поэт очеловечил природу. Прием очеловечивания неодушевленных предметов называется – олицетворение .

Для чего Есенин пользуется этими приемами сравнения и олицетворения?

Чтобы сказать, что люди и деревья – дети одной единой матери – Природы .

А как вы должны относится к природе? (Бережно, не ломать ветки.)

Я прочитаю строки из одной песни.

Не ломай черемуху у реки
Красоту невинную береги.

VI. Итог.

Учитель. Мы проанализировали тему, идею стихотворения. Подведем итог урока.

Понравилось вам стихотворение?

Какую основную мысль передает нам Есенин?

Идея заключается в следующей мысли.

Природа живая, красивая и все в природе дышит, живет, любит друг-друга.

VII. Домашнее задание.

Выучить стихотворение С.Есенина «Черёмуха».

«Черемуха» Сергей Есенин

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Анализ стихотворения Есенина «Черемуха»

В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где автор научился не только понимать и ценить окружающий мир, но и подмечать любые мелочи, характеризующие его преображение.
Есенин часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа. В творчестве поэта этот период символизирует новые надежды и мечты, а также нередко отображает тот душевный подъем, который испытывает автор. Именно таким по своей эмоциональной окраске является стихотворение «Черемуха», созданное поэтом в 1915 году.

Используя образность и гибкость русского языка, Есенин наделяет обычное дерево человеческими качествами, представляя черемуху в образе юной девушки, которая «ветки золотистые, что кудри, завила» . Удивительная гармония окружающего мира не может оставить поэта равнодушным, и он отмечает, как по стволу черемухи сползает «медвяная роса», а возле ее корней струится «маленький серебряный ручей».

Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах . Трепетная черемуха прекрасна в своей робкой красоте, и ее «зелень золотистая на солнышке горит». Что до ручья, то он нежно орошает ее ветки талой водой и «вкрадчиво под кручею ей песенку поет».

Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина. Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.