Что говорят психологи о привычке грызть карандаши. Привычка кусать губы и щеки. Патологические причины: невроз или тревожность


Обгрызенные карандаши, покусанные ногти, запои, частое повторение определенных слов типа «вот», «понимаешь» - все это привычки, более и менее безобидные и вредные. Редкому человеку удается жить без них. Психологи считают, что предшествующим этапом избавления от них, должен быть аналитический процесс выявления причин их возникновения.

Порой привычки становятся камнем преткновения в общении с окружающими, это, конечно, в первую очередь касается вредного пристрастия в виде, например, курения или увлечение алкоголем. Как правило, от любых привычек избавиться очень сложно. В этом случае к испорченным отношениям с окружающими присоединяется внутренний дискомфорт, отравляющий жизнь.

По мнению психологов, большая часть привычек является сигналом от нашего подсознания. Привычки могут окружающим и их «владельцу» рассказать некоторые факты он нем.

Обкусанные ногти

В детстве погрызенные ногти еще со скрипом воспринимаются – это же дети! Но обкусанные ногти у взрослого человека имеют отталкивающий вид, особенно, если это женские ноготки. Девушка с таким самодельным «маникюром» вряд ли станет привлекательной особой в мужских глазах.

Эксперты считают, под привычкой грызть ногти скрывается неосознанная тревожность и внутреннее напряжение. Люди, грызущие свои ногти, недолюбливают себя и живут с заниженной самооценкой. Считая себя недостойными любви, мы в наказание делаем себя более некрасивыми, обгрызая свои ногти.

Почему грызут колпачок ручки?

Если вы обладатель такой привычки, подумайте в первую очередь о гигиеническом состоянии колпачка, который вы все время отправляете в рот, поскольку благодаря массе микробов к психологическим проблемам могут присоединиться физиологические проблемы.

Далее такая привычка никак не поспособствует карьерному росту и составлению позитивного имиджа у коллег. Окружающие в таком человеке видят неуравновешенного типа. Психологи объясняют такую страсть к колпачкам внутренним напряжением человека. Кстати, о страсти. Не обошлось здесь без интима. Есть мнение, что бессознательно в любом предмете вытянутой формы мы видим фаллический символ. Поэтому постоянное сосание (грызение) подобного предмета это неосознанный метод получения орального удовольствия (подсознательно человек «зациклен» на эротических наслаждениях).

Переедание

Есть люди, которые заедают стресс даже, если они не голодны, а есть те, которые просто переедают и ничего не могут с собой поделать. Причем, могут налегать на еду до тех пор, пока не начнутся болевые ощущения в переполненном желудке. Это все оборачивается в итоге лишними килограммами и дурным расположением духа, что опять же заедается.

Многие вредные привычки объясняются желанием получения дополнительного удовольствия. Увы, пища как раз относится к сильному удовольствию. Тем более наше подсознание по ощущениям секс и еду ставит в одну линию. Дефицит любви мы перекрываем сексом, а при недостатке этих двух факторов начинаем есть.

Алкоголь и сигареты

Психологи считают, что люди с такими пагубными привычками физиологическую зависимость выдвигают как оправдательный аргумент действительному своему нежеланию избавиться от своего вредного пристрастия. Выкуренная сигарета и очередной бокал алкоголя являются для нас дополнительными источниками удовольствия. Это такие своеобразные психологические «обезболивающие» и «генераторы энергии». Люди, работающие в интеллектуальной сфере часто курят с целью торможения активно работающего сознания.

Чистота залог…

Чистюли, наводящие везде порядок и даже там, где никто не просил. Бывает, что такие люди у своего окружения вызывают сильное раздражение. Ведь их тяга к чистоте явно не здоровая, это настоящая мания.

Эксперты такую привычку объясняют тягой человека к идеалу. При нарушении вашего идеального порядка вы ощущаете дискомфорт. Но чем больше прилагать усилий для создания совершенной чистоты, тем чаще она будет нарушаться, поскольку ничего совершенного в мире не бывает.

С увеличением желания совершенного порядка будет усиливаться боль от нарушения идеала. Вступая в бой с коллегами, наводящими свой «порядок» на вашем столе со временем вы станете для них невыносимыми.

Постоянное ковыряние

О проблемах с внутренней гармонией говорит тяга к ковырянию появившихся прыщиков, заживающей ранки или лака на ногтях. Это тоже из серии обкусанных ногтей. Человек неудовлетворен, его что-то беспокоит. Также имеет место подсознательный идеализм. Есть желание, чтобы было идеально, и, главное не так, как в эту секунду. Поэтому рука тянется проверять, не засох ли лак – рукой двигает подсознательное желание скорого его высыхания, чтобы как можно скорее стать идеально красивой. Такая же схема с прыщиками и ранками, нами руководит постоянная внутренняя спешка.

Хруст пальцами

Обычно такая «музыка» наблюдается у мужчин, женщины реже хрустят суставами пальцев. Причиной выступает внутренняя неуверенность в себе.

Закусывание щек и губ

С физиологической стороны такая привычка приводит к развитию язвочек во рту. Посредством рта человек получает большое количество чувственных наслаждений, в частности от вкусной пищи и эротического характера. Бессознательное закусывание с внутренней стороны губ и щек является наказанием себя за чрезмерную внутреннюю тягу к этим наслаждениям.

Привычка отрывать этикетки

Ранее считалось, что любителям отрывать этикетки с разных бутылок, флаконов и т.д. не хватало секса. Однако у некоторых специалистов есть новая версия – такие люди стремятся к идеализму, поскольку на подсознательном уровне чистую и гладкую поверхность считают более совершенной.

Шевцов Кирилл

Причины воникновения привычки грызть карандаш. Последствия данной привычки. Рекомендации и советы по преодолению привычки грызть ручку или карандаш. Цель работы: выяснить, почему ребенок грызет ручку или карандаш, и какие могут быть последствия.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Приложение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА п. ЛЫХМА»

Проект в номинации «Первые шаги»

Тема проекта:

«Болезнь школьника»

Шевцов Кирилл

Класс 1

Научный руководитель проекта:

Постнова Светлана Юрьевна

Место работы: МОСШ п.Лыхма

Должность: учитель начальных классов

п.Лыхма

2013 год

Введение …………………………………………………………………………….…..............3 - 4

Глава I. История создания карандаша и ручки……………………………………………...5 - 6

Глава II. Болезнь или привычка?...........................................................................................7

Глава III.Факторы, влияющие на формирование и течение привычки и ее последствия....8 - 9

3.1. Причины возникновения привычки грызть карандаш…………………………....8

3.2. Последствия данной привычки……………………………………………………...8 - 9

4.1. Советы одноклассникам…………………………………………………………….10

4.2. Советы родителям…………………………………………………………………...10-11

4.3. Безопасные карандаши………………………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………………………………12

Литература ………………………………………………………………………………………13

Приложение………………………………………………………………………………….....14-16

ВВЕДЕНИЕ

Привычке этой - грызть в задумчивости кончик авторучки - отдали дань очень многие поколения детей. Можно не сомневаться в том, что и лицеист Пушкин покусывал кончик гусиного пера, сочиняя свои первые вирши. Также и дедушка, и папа современного нам ребенка, делающие этому ребенку замечания - «не грызть авторучку, не грызть карандаш», - грызли каждый в свое время и ручку, и карандаш. Интересно, почему? Я решил это узнать.

Цель моей работы: выяснить, почему ребенок грызет ручку или карандаш, и какие могут быть у этих действий последствия.

Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:

  1. изучить историю создания карандаша и ручки
  2. выяснить, желание грызть карандаш - это болезнь или привычка;
  3. установить факторы, влияющие на формирование, течениеи последствия этой привычки (болезни);
  4. разработать рекомендации и советы по преодолению желания грызть карандаш.

Чтобы выяснить, насколько эта проблема актуальна, в 1 классе мы провели анкетирование (Приложение 1) , в результате которого узнали, что 5 учащихся из 16 грызут карандаш (ручку) (Приложение 2) .

Объект исследования – учащиеся 1 и 5 классов, а предмет исследования – вредная привычка школьников.

Гипотеза: некоторые вредные привычки, присущие учащимся начальной школы, исчезают с возрастом.

В процессе исследования использовались следующие методы : анализ литературы и других информационных источников, анкетирование.

Работа над проектом включает следующие этапы :

1) Подготовительный (ноябрь) :

Поиск информации в Интернете и других источниках;

2) Основной (январь):

- анализ полученной информации;

Проведение анкетирования;

Подготовка презентации проекта;

3) Заключительный (февраль):

Презентация проекта на школьной научно-практической конференции.

Предполагаемый результат работы над проектом:

  1. Установление факторов, влияющих на формирование и течение привычки грызть карандаш или ручку.
  2. Разработка рекомендаций и советов по преодолению данной привычки.
  3. Создание презентации на тему «Болезнь школьника».

По своей структуре работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения, презентации.

ГЛАВА I. История создания карандаша и ручки.

Надо полагать, самым далеким предком карандаша и ручки была головешка от костра – этим рисовали еще наскальные рисунки. А первой уже достаточно оформленной канцелярской принадлежностью были стержни - клинышки для письма по сырой глине, ими пользовались в древней Ассирии. Греки и римляне пользовались стилосами - заостренными палочками.

Знаменитое гусиное перо. Обычно при подготовке к письму перо очищали в раскаленном песке, обрезали и затачивали. Конечно, гусиные перья имели недостатки: во-первых, они ужасно скрипели, а во-вторых, из гусиного крыла для письма годится только 2-3 пера. Конечно, был еще мел, но мелом нельзя писать на белой бумаге.

В конце XVIII века было создано металлическое перо. Слуга аахенского бургомистра Янсена настолько заботился о своем хозяине, что изготовил перо из стали. Правда, оно не имело прорези посредине, поэтому брызгало и писало без нажима. Потом такие перья стали делать из золота и серебра.

Первое описание карандаша из графита встречается в трактате о минералах, написанного в 1565 г. Графит (если он был в сплошных кусках) добывали как руду, распиливали на пластинки, шлифовали и только потом распиливали на палочки и вставляли в трубки из дерева или тростника.

Первый настоящий карандаш. Пастухи, пасшие стада вокруг озера Борроудейлв Британии, давно замечали, что шерсть их овец становится черной, если они трутся о местные скалы. Когда об этом сообщили местным ученым, они решили, что в Борроудейлена поверхность выходят залежи свинца или "черного камня". Местные жители моментально забросили овец и стали делать принадлежности для письма, которые так и назвали «черными камнями». По-тюркски: черный – это «кара», а камень - "даш".

Помещать стержни из черного камня (графита) в деревянную оболочку предложил французский химик Николя Конте в XVIII веке – это позволяло экономить, собственно, графит. Кроме того, оказалось, что изготовленный по такой методе карандаш пишет даже лучше.

Аристократы обычно использовали серебряный штифт. Очень забавная штука, темно-серая черта от такого штифта становилось коричневой при окислении, и стереть эту линию было невозможно. Серебряным штифтом пользовался да Винчи.

Первая шариковая ручка. Вообще-то ее изобрели для нужд военной авиации (на высоте из такой ручки не вытекали чернила), но скоро производители поняли, что это настоящая революция. Когда в 1945 году первая партия шариковых ручек поступила в продажу, властям пришлось выставлять кордон из нескольких сот полицейских – такие было очереди. За день удалось продать 10 тыс. ручек, хотя стоила новинка недешево – столько получал американский промышленный рабочий за 8 часов.

Средний карандаш можно заточить семнадцать раз и написать им 45 тыс. слов или провести прямую линию длиной 56 км.

Каждый год россияне используют около 600 млн. авторучек.

Впервые шариковая ручка поступила в продажу в 1945 году. За первый день в одной торговой точке было продано около 10 тыс. ручек!

Нил Армстронг, космонавт, который первым высадился на Луну, как-то случайно отломал рычаг рубильника лунного аппарата. Он был бы обречен на смерть, если бы не шариковая ручка, которая заняла место сломанного рубильника.

ГЛАВА II. Болезнь или привычка?

В каждом возрасте у ребенка свои вредные привычки. Одни дети грызут ногти, другие сосут пальцы. Очень часто можно наблюдать, как дети младшего школьного возраста грызут карандаш, авторучку или другие школьные принадлежности. Многие специалисты называют данную вредную привычку « болезнью школьника» .

Другие специалисты называют это просто вредной привычкой, которую не всегда удается побороть в детстве и которая может укорениться во взрослой жизни.

Еще в детском саду и школе преподаватели объясняют, что грызть ручку или карандаш вредно для здоровья,однако такие наставления далеко не всегда бывают полезными, в результате чего приходится видеть, как и взрослые люди набивают свой рот всякими канцелярскими принадлежностями. На вопрос, почему грызете, они, как правило, отвечают так – чтобы успокоить нервы, подавить стрессовое состояние, сосредоточиться на важной проблеме или просто расслабиться.

Чтобы доказать, что данная привычка с возрастом исчезает, мы провели анкетирование учащихся 5 класса (Приложение 1) и выяснили, что лишь у 1 человека из 20 эта привычка сохранилась, у 13 человек она исчезла, а у 6 человек её никогда не было (Приложение 2) .

ГЛАВА III. Факторы, влияющие на формирование и течение привычки и ее последствия

3.1. Причины возникновения привычки грызть карандаш

Давайте разберемся, в чем же причины этой привычки?

Для начала, следует понаблюдать за ребенком и установить, где и когда он грызет карандаш или ручку. Только в школе или и в школе и дома. Для многих детей школа – источник стресса. Особенно это касается малышей, не ходивших в детский сад, замкнутых, не знающих, как вести себя в коллективе. Им надо публично отвечать на вопросы учителя, выходить к доске. Дети боятся сказать или сделать что-нибудь не так, особенно, если это вызывает насмешки у одноклассников или замечания учителя. Поэтому они всегда нервничают, когда им надо отвечать или писать контрольную работу, и, незаметно для себя, начинают грызть карандаши. Оказывается, де ти снимают нервное напряжение таким незамысловатым образом.

Если школьник грызет карандаши и дома, скорее всего, нужно пересмотреть его нагрузку. Возможно, он не успевает выполнить домашнее задание или некомфортно чувствует себя за своим рабочим столом. Родителям в таком случае необходимо помочь ребенку с домашней работой. Можно попытаться доступно и интересно рассказать пройденный материал, подать его в игровой форме. Помогите малышу с уроками, и он почувствует себя увереннее и забудет про карандаш.

3.2. Последствия данной привычки

Оказывается, привычка грызть карандаш – не такая уж безобидная.

Говоря о вреде этой распространенной привычки, мы должны указать на два момента:

♦ Ребенок, грызущий кончик авторучки или карандаша, вносит к себе в полость рта дополнительную инфекцию. Это грозит ему такими заболеваниями, как острый фарингит, ангина, хронический тонзиллит. У этого ребенка также могут развиться воспалительные заболевания пищевода, желудка, кишечника.

♦ У ребенка, имеющего привычку грызть кончик авторучки или карандаша, могут однажды испортиться зубы (особенно если кончик авторучки выполнен из металла). Эмаль зубов - пусть она и самая твердая ткань в человеческом организме, испытывая нагрузку, на какую она не рассчитана, довольно быстро разрушается, и тогда развивается кариес. Приходят многочисленные проблемы, связанные с ним, - зубная боль, бессонные ночи, некрасивая улыбка, не самые приятные походы в стоматологический кабинет, затруднения с пережевыванием пищи, обсеменение нёбных миндалин и желудочно-кишечного тракта патогенной флорой, болезни желудка и т.д.

Более того, предмет, который вы предпочитаете грызть, неважно будь то ручка или карандаш, не являются стерильными, на них содержатся масса микробов, поэтому каждый раз, когда захотите потащить тот или иной предмет в рот, задумайтесь, сколько вреда он может доставить вашим зубам.

4.1. Советы одноклассникам

Как было уже отмечено, чаще всего люди грызут ручку или карандаш (и это происходит непроизвольно), когда они напряжены, делают уроки, чем-то встревожены, а иногда и просто от скуки. Можно посоветовать следующее - постарайся «поймать» такой момент и тогда подумай вот о чем:

1. Когда ты грызешь ручку (карандаш) ты заносишь в полость рта инфекцию. От этого могут развиться неприятные болезни: острый фарингит, ангина, хронический тонзиллит. Также могут развиться воспалительные заболевания пищевода, желудка, кишечника. Да и материалы, из которых сделаны ручки и карандаши могут оказаться ядовитыми!

2. От этой привычки могут пострадать твои зубы. Ведь эмаль зубов не рассчитана на такую нагрузку, и в дальнейшем ты рискуешь очень часто посещать стоматологов!

Если самостоятельно не получится «уговорить» себя, попроси родителей или одноклассников напоминать тебе о том, что ты грызешь, ведь самому можно этого и не замечать. Если ты чувствуешь, что начинаешь грызть ручку (карандаш) от напряжения или от скуки – самое время сделать перерыв и отдохнуть.

Есть еще отличный способ: попроси маму купить тебе ручки, на кончиках которых есть забавные фигурки, возможно, это поможет тебе отвыкнуть от этой привычки!

4.2. Советы родителям

Мама, заметившая у ребенка привычку покусывать в задумчивости или грызть кончик авторучки, карандаша, должна поскорее ребенка от этой привычки отучить. Чем быстрее ребенок отвыкнет от вредной привычки, тем меньше вероятность того, что он будет страдать от одного из заболеваний, какие мы называли выше.

Методика отучения от привычки предлагается самая простая: неустанно делать замечания ребенку, рассказывать о вреде привычки, ставить в пример других детей, которые данной привычки не имеют. Не нужно кричать и наказывать ребенка, грызущего карандаши или ручки. Это только усугубит ситуацию. Ребенок станет делать это скрытно, что только ухудшит его психологическое состояние. Необходимо, чтобы в доме была создана атмосфера доверия, уюта и безопасности. Устраните источники стресса, и ребенок станет меньше грызть карандаши.

Родители придумывают различные ухищрения, чтобы ребенок перестал грызть школьные принадлежности. Доходит до того, что смазывают кончики карандашей неприятными на вкус маслами, кремами и т.д. Какие же советы можно дать маме?

♦ Немного подстраховаться и не покупать ребенку авторучек, содержащих детали, выполненные из металла.

  • Если ребенок выполняет домашнее задание, следите, чтобы карандаш или ручка не находились у ребенка постоянно в руках: пока он обдумывает решение задачи или учит стихотворение, незаметно возьмите карандаш и положите рядышком.
  • Прочтите ребенку сказку «Вредная привычка» (Приложение 3).

4.3. Безопасные карандаши

Многие родители придумывают разные способы, чтобы отучить ребенка грызть школьные принадлежности.

Дизайнеру из Италии Сесилии Фелли пришла в голову гениальная мысль создать карандаш, который будет не только безопасным, но еще и полезным.

Недолго думая, на свет появился 15-ти сантиметровый карандаш из корня солодки. Как говорит сама автор, если вы устали, хотите есть, а до обеда еще далеко, не выспались ночью, а теперь засыпаете на рабочем месте, то непременно возьмите эту удивительную канцелярскую принадлежность и смело жуйте. Поскольку грифель начинается только с середины, можно смело кусать это изделие, совершенно ни о чем не беспокоясь.

Более того, карандаши теперь можно грызть со вкусом - они из шоколада. Комплект карандашей включает в себя различные сорта, варьирующиеся по цвету и содержанию какао-бобов, а также удобную точилку, с помощью которых вы сможете по достоинству насладиться новшеством, украсив свой десерт необычной шоколадной стружкой. Очистки от карандашей никогда еще не были столь желанны, как в этом случае!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над проектом мыизучили историю возникновения карандаша и шариковой ручки, доказали, что желание грызть ручку и карандаш является привычкой, которая проходит с возрастом. Также мы установили факторы, влияющие на формирование и течение этой привычки, выяснили, какие болезни могут быть следствием того, что ребенок грызет карандаш. Нами были даны рекомендации и советы по преодолению данной вредной привычки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://images.yandex.ru
  2. http://images.google.ru
  3. http://go.mail.ru
  4. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Диаграммы

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Сказка

    Вредная привычка

    Жил на улице Садовая в десятом доме на третьем этаже в восьмой квартире Петя Книжкин. Когда он пошел в четвертый класс, у него появилась вредная привычка – стал грызть ручку. Хотя он грыз не только ручку, но и линейку, карандаш, и даже точилку. Но больше всего он любил грызть ручку (по крайней мере, это было первое, что попадало ему под руку и под зубы). Когда Петя делал уроки и грыз ручку, родители этого не замечали (они просто его никогда не проверяли). А вот в школе, наоборот, учительница всегда делала Пете замечания, но все было бесполезно – Петя никак не мог отвыкнуть от своей привычки! Когда учительница рассказывала родителям Пети об этой вредной привычке их сына, они не верили, но все же ругали сына (так, на всякий случай). Петя им обещал не грызть ручку, но продолжал портить ручку и зубы. И вот через два месяца у Пети вылезли болячки на языке, вокруг рта. Они очень болели, когда Петя разговаривал с друзьями. Но когда друзья заметили эти болячки, они перестали общаться с Петей – побоялись заразиться ими от него. Пете стало скучно - ему не с кем было разговаривать. А самое главное – у него во рту поселилась Страшная Боль. И он решил избавиться от своей вредной привычки. Но не так-то легко это было сделать! Петя долго мучился, его рука просто автоматически брала ручку и подносила ко рту. Еще месяц промучившись, Петя все-таки избавился от своей вредной привычки. Петя понял, что самое главное - это здоровье - и стал заботиться о нем.

Не только дети любят ковырять в носу и грызть ногти, порой взрослые это делают гораздо чаще, и все получают от процесса удовольствие. В категорию «любителей» также попадают «мастера» расковыривать засохшие болячки, сдирать заусенцы или выдергивать волосы на голове. Являются ли эти действия необъяснимым стремлением к совершенству или истина кроется глубже?

Подобные привычки психологи называют самоповреждающими. Британские ученые предполагают, что предрасположенность к их появлению передается по наследству вместе с так называемыми генами . Таким образом, нас можно всех подровнять под одну гребенку. Ведь давить прыщи на лице, или отрывать заусенцы любят все, многие при этом не являются хроническими истероидами. История возникновения тех или иных вредных привычек до конца не изучена. Но порой наша так называемая вторая натура является показателем той или иной психологической проблемы.

Палец в рот не клади: привычка грызть ногти, ручки, карандаши

Ваш маникюр всегда не идеален, а на ручках и карандашах не видно живого места из-за отпечатков ваших зубов, - мы можем вас поздравить, психологи не считают подобную оральную привычку вредной.

История ее возникновения родом из детства, причем очень далекого. Во время сосания новорожденные не только утоляют голод, но и успокаиваются, получают дозу материнской любви. Если в младенчестве ребенка «недокормили» и потребность в сосании не удовлетворена, человек как бы застревает на оральной стадии психосексуального развития. И выносит во взрослую жизнь привычку при малейшем стрессе, чувстве опасности брать что-то в рот, облизывать или грызть это, ведь только так он может успокоиться.

Подобная тяга к «оральным удовольствиям» может понести за собой целый шлейф заболеваний, от стоматита до . А с эстетической точки зрения человек с обглоданным маникюром выглядит не очень солидно.

Как бороться: Осознайте недостатки вашей привычки. Представьте, как некрасиво выглядите со стороны с карандашом во рту. Первое время, как только возникает потребность погрызть ручку или ногти, возьмите в рот жвачку или леденец. Через какое-то время сработает фактор замещения, и вы избавитесь от вредной оральной привычки.

Наказание без преступления: привычка ковырять болячки, заусенцы, расцарапывать лицо, кусать губы, внутреннюю сторону щек

В одном американском фильме героиня буквально пыталась сорвать с себя кожу, если в ее жизни что-то не получалось и планы не реализовывались. Нормальный человек вряд ли будет проводить над собой такие экзекуции, в порыве нервного напряжения он скорее скромненько оторвет заусенец (и ведь не успокоится, пока не оторвет), пустив небольшой фонтанчик крови.

Психологи утверждают, если у взрослого человека закрепилась страсть к подобным изуверствам, значит, в детстве его постоянно наказывали за каждую мелочь, причем физически (били ремнем, рукой, мокрым полотенцем). В сознание закрепилось: если ты совершил ошибку – заслуживаешь наказания. Взрослому человеку самому себя наказать сложно. Поэтому часто наказание выражается в легкой форме самобичевания. Одно из самых распространенных - покусывание губ или внутренней стороны щек до крови. В стрессовых ситуациях, при сильной задумчивости над проблемами, когда не ясен исход событий или все может разрешиться не в лучшую сторону, обладатели таких привычек в буквальном смысле начинают себя грызть. Наказание приносит им облегчение и умиротворение.

Иногда сдирание отмерших частичек кожи свидетельствует о тяге к самосовершенствованию, которая идет от недовольства своей внешностью. Таким образом, человек, удаляя «все ненужное», пытается .

Как бороться: Избавиться от этого без помощи специалиста почти невозможно. Леденцы и жевательные резинки лишь на время могут «купировать приступ». Самое главное в данной ситуации меньше нервничать и попытаться принять себя вместе со своими недостатками. Вылечите кожу, если это необходимо, тогда расцарапывать себя и обкусывать заусенцы станет сложней.

Волосок к волоску: привычка выдергивать волосы

Еще одной самоповреждающей привычкой (которая, правда, имеет несколько другие корни) является накручиваниние локонов на палец и выдергивание волос. Привычка на самом деле отнюдь не безобидная. И иногда такое действие может быть одним из начальных проявлений психического заболевания.

Трихотилломания (другое название этой привычки) обычно появляется из-за комплекса лишней красоты (не путайте с ). И закладывается как всегда в детстве. Если девочка или мальчик объективно красивее других, или чем-то выделяется, другие дети начинают над ним/ней издеваться. Постоянные издевательства превращают этих детей в изгоев. Поэтому осознанное или неосознанное накручивание локонов на палец и выдергивание волос - это попытка сделать себя чуть хуже, ближе к людям обычной непримечательной внешности. Самое главное, что этот комплекс вместе с привычкой переносятся во взрослую жизнь, в итоге это грозит появлением .

Как бороться: Иногда достаточно просто разобраться в себе и в отношениях с другими людьми. Более радикальный метод – постричься короче. Главное, суметь разграничить привычку и клинический случай.

НеНОСытность: привычка ковырять в носу

Привычка ковыряться в носу – пожалуй, самая древняя. «Что ты там делаешь, клад ищешь?», - спрашивала вас бабушка. Однако на поиски сокровищ периодически отправляемся мы и во взрослой жизни.

С точки зрения физиологии, ковыряние в носу – оправданная процедура. Засохшая слизь и пылевые частицы раздражают слизистую. Поэтому так логично желание «почистить нос», избавив его от «грязи». Однако не стоит забывать о том, что частое «очищение» провоцирует выделение слизи. То есть, чем больше вы ковыряете, тем чаще придется это делать. К тому же таким образом можно заработать фурункулез или хронический ринит.

Привычка ковырять в носу как в детском, так и осознанном возрасте - является признаком рассеянности и гиперактивности. Ковыряние помогает сосредоточиться и успокоить нервы. Но, как некрасиво вы смотритесь, если делаете это в толпе или среди коллег.

Как бороться: Избавиться от желания «почистить нос» невозможно. Если привычка есть, от нее никуда не деться. Но зато можно делать это более гуманными способами – прочищайте нос каждое утро и вечер специальными спреями.

Катерина ПОПОВА

Детский психолог

  • Нейропсихолог
  • Логопед – дефектолог
  • Логопед

    Логопед - это специалист, главным профилем которого является корректировка произношения слогов и звуков, а также устранение дефектов речи.

    С какими нарушениями речи работает логопед в нашем центре?

    • Алалия - это полное отсутствие речи или грубое ее недоразвитие.
    • Дизартрия - данное нарушение речи у детей возникает в результате разлада в работе центральной нервной системы.
    • Дислалия - этим термином называется нарушение произношения звуков.
    • Заикание - один из самых известных видов нарушений речи у детей.
    • Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
    • Афазия - полная или частичная утрата ранее сформированной речи.
    • Дислексия - нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.
    • Дисграфия - частичное специфическое расстройство процесса письма.
    • Задержка речевого развития - отклонение от временных нормативов речевого развития.
    • Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.
  • Психодиагностика
    • Психологическое тестирование

      Определяет индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают успешность обучения и развития ребенка в условиях современной школы.

    • Психодиагностика
    • Нейродиагностика

      Мы пользуемся своим мозгом каждое мгновение, и при этом лишь немногие из нас представляют себе, как он работает. Большинство из того, что, как нам кажется, мы знаем, почерпнуто из "общеизвестных фактов", которые не всегда верны...
      Почему мы никогда не забудем, как водить машину, но можем потерять от нее ключи? Правда, что можно вызубрить весь материал прямо перед экзаменом? Станет ли ребенок умнее, если будет слушать классическую музыку в утробе матери? Убиваем ли мы клетки своего мозга, употребляя спиртное? Думают ли мужчины и женщины по-разному? На эти и многие другие вопросы может дать ответы наш мозг.

  • Групповая работа

    Лечение творчеством. Является очень мягким и экологическим подходом к проблемам современного человека. С английского языка термин «арт-терапия» можно перевести как «лечение с помощью использования художественных средств».

    • Уникум

      Предлагаемая программа разработана совместно со специалистами центра управления стрессом. Она способствует улучшению состояния детей с трудностями в развитии, а всем другим детям поможет повысить тонус нервной системы, улучшит работу мозга, разовьет способность, речь, память, внимание, мышление, решит проблемы с тревожностью и страхами.

    • Психолого-логопедические занятия в группе «ГОВОРЮШИ»

      Группы 3-5 лет, 5-7 лет для детей с ЗРР, заиканием, фонетико-фонематическим недоразвитием речи,
      общим недоразвитием речи 2-3 уровня.
      Группы 7-9 лет - дети с заиканием, дислексией, дисграфией, дизартрией.

    • Осенний лагерь "Отдыхаем и Творим"

      В осенние каникулы. С 29 октября по 2 ноября, с 09.00 – 17.00, для ребят 7- 10 лет лагерь "Отдыхаем и Творим". Каникулы, это важная часть обучающего процесса. Период, когда необходимо отдохнуть, переключиться на другую деятельность, познакомиться с новыми интересными людьми, завести друзей.

    • Крохи

      Дорогие мамы!!! Я обращаюсь к вашей памяти. Помните ли вы один из тех дней своего детства, когда вы еще маленьким мальчиком или девочкой, вместе с мамой отправились куда-то? И это неважно, куда - в гости, на прогулку, за покупкой продуктов или игрушки для вас, на дачу или в поликлинику, а может, мама просто взяла вас с собой по своим «взрослым» делам. Это неважно куда, важно, что с мамой. Помните ли вы это ощущение, когда она рядом с вами, ощущение свободы, безопасности, наполненности? Один и тот же мир становится другим, когда рядом мама.

    • Группа «Речь» (для детей с проблемами заикания)

      По четвергам, с 17.00 – 19.00,

      Для детей 9 -10 лет.

    • «Пять родительских встреч»
  • Психологические тренинги (обучение)

    Помощь в обучении, развитие памяти и скорочтения, а так же в преодолении трудностей, связанных с освоением русского языка.

    • Эйдетика
    • Профориентация
    • Грамотейка

      Мы ждем вашу семью, чтобы помочь в преодолении трудностей, связанных с освоением такого сложного, но, в то же время, такого родного русского языка.

  • Психологические программы для подростков
    • Индивидуальная работа
      • Семейные консультации

        психологу

      • Детский психолог – это врач, который оказывает психологическую помощь детям и изучает функционирование их психики с учетом особенностей возраста.

        В статье рассказываем о том, кто такой детский психолог, зачем и когда он нужен. Отвечаем на вопросы:

        • Какие проблемы он может помочь решить ребенку;
        • Как проходят занятия с детским психологом;
        • Как подготовить к ним ребенка.

        Так же поможем решить куда вам обращаться за помощью к детскому психологу в Нижнем Новгороде и оговариваем цену занятий с ним.

      • Логопед – дефектолог

        Логопед - дефектолог – уникальный специалист широкого профиля, сочетающий в себе знания психологии, медицины, неврологии, педиатрии, педагогики.

    • Психодиагностика

      Диагностика - это первый, важный этап решения проблемы. Трудно себе представить, что, исследовав анализы, и обнаружив причины болезни или недомогания, доктор с легкостью отправляет пациента восвояси, так и не назначив лечения.

      • Психодиагностика

        Какими бы близкими не были отношения между родителем и ребенком, взрослый время от времени отмечает, что дети живут своей жизнью, погружены в свой мир. Незнание особенностей детского возраста, непонимание внутреннего мира ребенка часто приводят к разногласиям, конфликтам, крайне негативно отражающимся на душевном здоровье детей.

      • Профориентация

        Профориентация в психологии - очень объемное понятие и предполагает широкий, выходящий за рамки психологии и педагогики, комплекс мер по оказанию помощи при выборе профессии.

    • Групповая работа
      • Для детей, чьи родители в разводе

        Развод не бывает счастливым. Не бывает легким. Это всегда кардинальное изменение картины мира. Это сложно. Но, порой, это – лучшее, что мы, родители, можем сделать для себя и для своего ребенка.

      • Группа по детской психосоматике

        Кажется, что дети живут в очень комфортных условиях. Их права защищены, огромное количество помощников мамам (стиральные и посудомоечные машины, памперсы, присыпки, соски, кроватки ….). Наши мамы, а уж тем более бабушки не знали всего этого. Интернет, где можно прочитать ответ на любой вопрос. Но, что же происходит? Все большее количество детей страдают от дистресса, зависимостей. В семь лет ребенок употребил сейчас больше лекарств, чем моя мама за всю жизнь.

      • «Удивительные истории». Мастерские для детей.

        Для детей 7-10 летнего возраста предлагаем удивительные и глубокие терапевтические истории про самих себя.

      • «Пять родительских встреч»

        Быть родителями - нелегко. А быть родителями ребенка с особыми потребностям - нелегко вдвойне. Приходится жить для маленького или уже подрастающего ребенка, нуждающегося в нас, как в воздухе, просто целиком!

      • "Девчата" терапевтическая группа для девочек 13 - 15, 16 - 18 лет.

        Подростковый возраст – один из самых интересных и сложных. В это время ребенок постепенно становится взрослым. Появляются серьезные задачи и трудные вопросы. Даже если в семье хорошие отношения между мамой и дочкой, не все вопросы можно обсудить дома. Детям кажется, что родители их не поймут, осудят или поругают…

    • Обучающие программы
      • Эйдетика

        Предлагаем вам программу развития СКОРОЧТЕНИЯ и ПАМЯТИ у учащихся начальных классов.

      • Ораторское искусство

        Группа для тех, кто давно хотел говорить уверенно и красиво!

      • Лагерь в каникулы

        Это школа не для прикола - это «Школа для жизни»

  • Психологические программы для взрослых
    • Индивидуальная работа
      • Семейные консультации

        Изменить отношение к происходящему в жизни, улучшить физическое самочувствие вполне возможно. Для этого следует обратиться к психологу , который окажет помощь и поддержку, поможет разобраться в себе, в отношениях с окружающими, улучшить собственную жизнь.

        В статье развеиваем 10 основных мифов о походе к психологу.

      • Психотерапия

        Я должен нести ответственность за то, что происходит в терапевтическом кабинете. Я отвечаю за то, что происходит, включая самочувствие клиента.

      • Парные консультации (родитель + ребенок)

        Детский психолог – это врач, который оказывает психологическую помощь детям и изучает функционирование их психики с учетом особенностей возраста.

        В статье рассказываем о том, кто такой детский психолог, зачем и когда он нужен. Отвечаем на вопросы:

        • Какие проблемы он может помочь решить ребенку;
        • Как проходят занятия с детским психологом;
        • Как подготовить к ним ребенка.

        Так же поможем решить куда вам обращаться за помощью к детскому психологу в Нижнем Новгороде и оговариваем цену занятий с ним.

      • Нейропсихолог

        Нейропсихология - наука, возникшая на стыке медицины (неврологии, нейрофизиологии, нейрохирургии) и психологии. «Нейро» - означает нерв, «психо» - душа.

        Наиболее эффективна помощь нейропсихолога детям, имеющим такие нарушения, как синдром гиперактивности и/или дефицита внимания, задержка психического развития и отставание в речевом развитии, а также при работе с неуспевающими учениками.

      • Консультирование

        Цель психотерапии – осознание. Путем осознания и решаются проблемы клиента. Методы психотерапии отличаются от методов традиционной медицины тем, что в терапии клиент активный участник процесса. Меняется позиция с «меня лечат», на «я лечусь». Терапевт побуждает клиента к личностному росту. Терапевт поддерживает индивидуальность клиента, участвует в процессе интеграции его жизненного опыта. Терапевт помогает клиенту принять на себя ответственность за свою единственную, неповторимую и конечную жизнь.

  • Психодиагностика

    Диагностика - это первый, важный этап решения проблемы. Трудно себе представить, что, исследовав анализы, и обнаружив причины болезни или недомогания, доктор с легкостью отправляет пациента восвояси, так и не назначив лечения.

  • Групповая работа
    • Развитие эмоционального интеллекта

      Вы с детства грызете ногти? Или машинально выстраиваете по линеечке флакончики на туалетном столике свекрови? Не даете зажить ранке, все время ее расцарапывать? А ведь все эти привычки — сигналы нашего подсознания.

      Научившись распознавать их скрытые причины и значения, можно понять, как человек относится к себе и окружающим, что он не хочет показать миру, и даже то, чего он сам не знает о себе.

      Именно потому мы решили выяснить то, о чем на самом деле говорят наши вредные привычки.

      Привычка грызть ногти или школьные неврозы

      Существует целая плеяда так называемых «школьных» неврозов или неврозов навязчивых движений, приобретаемых обычно в детстве - грызть ногти, колпачки, карандаши, ручки.

      По мнению психологов, привычка грызть ногти свидетельствует о внутренней тревоге, о неосознанном напряжении. Пытаясь разрешить внутренний конфликт, “грызун” переводит его во внешнюю, физическую плоскость - он буквально гложет самого себя.

      Как правило, эта привычка связана с недостатком любви к себе, с заниженной самооценкой. Обкусывая ногти и делая свои руки отвратительными, человек неосознанно наказывает себя за то, что не достоин любви.

      С точки зрения психоанализа, любой вытянутый продолговатый предмет (будь то ручка или палец) для нашего бессознательного является фаллическим символом.

      Привычка посасывать, покусывать что-то подобное является неосознанным способом получать оральное удовольствие. Возможно, это свидетельствует о значительной концентрации на эротических удовольствиях.

      Привычка справляться со стрессом через курение

      Психологи единодушны во мнении: разговоры о физиологии — не более чем попытка оправдать нежелание отказаться от вредного пристрастия. Курение прочно ассоциативно связано с отдыхом, оно дает иллюзию расслабленности, исполняет роль неких психологических «обезболивающих».

      Компенсируя сосательный рефлекс, курильщик испытывает покой и умиротворение младенца, сосущего материнскую грудь, удовлетворяя тем самым потребность в любви и пище.

      Многие уверяют, что курят для того, чтобы сконцентрироваться, считая, что курение помогает сосредоточиться. Кому-то курение облегчает установление социальных связей - в курилке проще завязать разговор ни о чем, чем в офисном коридоре.

      Какая бы причина ни лежала в основе эмоциональной зависимости от сигареты, для того, чтобы бросить курить, необходимо избавиться от нее, отыскав иные способы концентрации, расслабления или общения с окружающими.

      Привычка бесконтрольного приема пищи - переедание

      Пищевые зависимости по степени распространенности прочно выходят на первое место, опережая наркоманию и алкоголизм. Мы едим, не ощущая вкуса и запаха пищи до тех пор, пока не становится дурно и ремень не врезается в бока.

      Как следствие — тяжелый сон, проблемы с пищеварением и набранные килограммы, ненависть к себе и - как в заколдованном круге - возвращение неконтролируемого желания эту ненависть заесть.

      Причина большинства вредных привычек — это желание получения наслаждения. Еда — это сильнейший и самый доступный его источник. Переедая, мы восполняем недостаток положительных эмоций, притупляем реакции на стрессовые ситуации.

      Многие эмоциональные едоки защищают себя от более сильных в психическом отношении людей. К тому же, в нашем подсознании существует сильная связь еды и секса: и то, и другое вязано с нарушением границ нашего тела и несет наслаждение.

      Недостаток любви мы зачастую пытаемся компенсировать сексом. А когда ощущаем нехватку любви и секса, компенсируем это едой.

      Привычка кусать губы и щеки

      Людям, которые имеют привычку обкусывать губы и щеки с внутренние стороны, хорошо знакома проблема стоматита - появления язвочек во рту. Однако эта проблема - не единственная.

      Рот — это место, через которое мы принимаем огромное количество чувственных удовольствий, связанных со вкусом и эротикой. Бессознательно нанося себе повреждения этой зоны, человек наказывает себя за излишнюю внутреннюю ориентацию на эти наслаждения.

      Часто подобное навязчивое действие означает также стремление к независимости и автономии от окружающих. Например, уже взрослый человек психологически больше не может жить с родителями, но у него нет возможности отделиться от них.


      Привычка хрустеть пальцами

      По наблюдениям врачей, мужчины чаще хрустят суставами пальцев, нежели женщины. Любители похрустеть утверждают, что такая привычка помогает им снять напряжение, разработать затекшие суставы и расслабить кисти рук.

      Но чаще всего эта привычка говорит о внутренней неуверенности в себе.

      Фанатичная любовь к порядку

      Они наводят порядок везде, где бывают, независимо от того, насколько это уместно. Эта привычка говорит о компульсивной тяге человека к совершенному, которая мешает чувствовать себя комфортно, если вдруг кто-то поставил бокал не в ровень с остальными.

      Если Вы постоянно обрываете отовсюду этикетки (от упаковок с шампуней, баночек, бутылок) - это также свидетельствует о Вашем перфекционизме. Чистая и гладкая поверхность выглядит более совершенной.

      Зацикленность на теме порядка в психологии называется “акцентуацией” и даже имеет фрейдистское объяснение. Люди, которых в детстве приучали к горшку, прибегая к жестким командным методам, всю жизнь не выносят малейшего нарушения порядка, трут, чистят и расставляют все по линеечке.

      Это особенность характера, а не заболевание. Однако стоит учесть это и не повторять ошибкок своих родителей при воспитании собственных детей. А также осознать, что мир не идеален, и это нормально.

      Привычка расцарапывать ранки и прыщи

      Если Вам не дает покоя появившийся прыщик или заживающая ранка, появляется острое желание их расковырять, то скорее всего, Вам необходимо предпринять действия в отношении восстановления внутренней гармонии.

      Эта привычка сродни обкусыванию ногтей, и говорит о беспокойстве, тревожности и неудовлетворенности. По исследованиям финских психологов, человек, имеющий такую привычку, пытается подобным способом наказать себя за глупые или непристойные мысли.

      Это можно воспринимать как символическую расправу с собственной агрессивностью. Подобные действия можно рассматривать как аутоагрессию (агрессию, направленную против себя) в целях привлечения внимания к собственной персоне.

      Привычка рвать бумагу

      В привычке рвать бумагу выражается стремление человека реализовать собственную агрессию, направленную вовне.

      В случае, когда невозможно высказать собственные злость, раздражение, неудовольствие напрямую “виновнику”, человек выбирает социально приемлемые варианты замещающих действий.

      Источник сайт