Что исповедуют тувинцы. Тувинцы (общие сведения). Тувинцы Республики Тува

Численность

Общая численность тувинцев - от 260 до 300 тыс. чел.

Этнические группы и родственные народы

Тувинцы делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы), говорящих на центральном и западном диалектах тувинского языка, и восточных, известных как тувинцы-тоджинцы (горно-таёжная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы), говорящих на северо-восточном и юго-восточном диалектах (тоджинском языке). Тоджинцы составляют около 5 % тувинцев.

История

Древнейшие предки Т. - тюркоязычные племена Центр. Азии, проникшие на территорию современной Тувы не позднее середины 1-го тысячелетия и смешавшиеся здесь с кетоязычными, самодийскоязычными и, возможно, индоевропейскими племенами. Многие особенности традиционной культуры Т. восходят к эпохе ранних кочевников, когда на территории современной Тувы и сопредельных районов Саяно-Алтая обитали сакские племена (8-3 вв. до н. э.). Их влияние прослеживается в материальной культуре (в формах утвари, одежды и особенно в декоративно-прикладном искусстве). В условиях экспансии хунну в кон. 1-го тыс, до н. э. в степные р-ны Тувы вторглись новые скотоводческие кочевые племена, в основной массе отличавшиеся от местного населения скифского времени, но достаточно близкие культурно и, вероятно, этнически хунну Центр. Азии, К этому времени восходит много элемен тов традиц. материальной культуры Т. (напр., формы деревянной утвари). Существенное влияние на этногенез Т. оказали тюркские племена, расселившиеся в тувинских степях. В сер. 8 в. тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центр. Азии мощный племенной союз - Уйгурский каганат, сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву. Часть уйгурских племён, постепенно смешавшись с местными племенами оказала решающее влияние на формирование их языка. Потомки уйгуров завоевателей жили в западной Туве вплоть до 20 в. (возможно, к ним относятся некоторые родовые группы, населяющие юго-восточную и сев.-западную Туву). Енисейские кыргызы, населявшие Минусинскую котловину, в 9 в. подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов полностью ассимилировались в среде местного населения (возможно, родо-племенная группа Т.-кыргызов, которая населяет юго-восточные и южные регионы республики, является потомком енисейских кыргызов, переселившихся в Туву в 9 в.). В 13-14 вв. в Туву переселились несколько монгольских племён, постепенно ассимилированных местным населением. Под воздействием монгольского элемента складывается характерный и для современных тувинцев центрально-азиатский монголоидный расовый тип. В кон. 1-го тыс. н. э. в горно-таежную восточную часть Тувы - в Саяны (нынешний Тоджинский р-н), заселенные ранее самодийскими, кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба (дубо в китайских источниках), родственные уйгурам. К 19 веку все нетюркские обитатели Восточной Тувы были полностью тюркизированы, а этноним туба (Тыва) стал общим самоназванием всех тувинцев. С конца 16 века Тува находилась в составе монгольского государства алтынханов, просуществовавшего до 2-й половины 17 века. В сер. 18 в. Тува была подчинена маньчжурской династией Китая, управлявшей Тувой до 1911. В этот период завершилось сложение тувинского этноса. В 1914 Тува (рус. название - Урянхайский край) была принята под протекторат России. 14 авг. 1921 была провозглашена Народная Республика Танну - Тува. С 1926 она стала называться Тувинской Народной Республикой. 13 октября 1944 республика была включена в Российскую Федерацию как автономная область, в 1961 была преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 - Республика Тува, с 1993 - Республика Тыва.

Материальная культура

Традиционные занятия

Традиционные занятия западных и восточных Т. существенно различались. Основу хозяйства западных Т. вплоть до середины 20 в. составляло кочевое скотоводство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков (в высокогорных р-нах на З. и Ю.-В. республики), а также лошадей и верблюдов. В течение года совершалось 3-4 перекочёвки (их протяжённость составляла от 5 до 17 км). Летние пастбища располагались преимущественно в долинах рек, зимние - на склонах гор. Подсобное значение имело пашенное земледелие. Оно было почти исключительно ирригационным с самотёчным способом орошения. Пахали деревянной сохой типа однозубого рала, позднее (главным образом с нач. 20 в.) и железным плугом. Бороновали связанными кустами караганника. Основной тягловой силой служил вол, реже - лошадь. Высевали просо и ячмень.

Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом. Наряду с ружьями (до 20 в. - кремневые с сошками) использовали также самострелы, которые устанавливали на звериных тропах. Рыболовством занимались преимущественно в бедных семьях. Рыбу ловили сетью, крючками, лучили острогой; знали подлёдный лов. Существенную роль, особенно для малообеспеченных хозяйств, играло собирательство луковиц и корней дикорастущих растений, среди которых большое значение имели сарана и кандык.

Ремёсла и декоративно-прикладное искусство

У тувинцев были развиты ремёсла: кузнечное, столярное, шорное и другие, обеспечивавшие производство утвари, одежды, украшений, деталей жилища и другое. К началу 20 века в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров, работавших гл. обр. на заказ. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие юрты, коврики и матрацы.На формирование декоративно-прикладного искусства зап. Т. оказали значительное влияние художественные традиции древних тюрков, средневековых монголов, а также китайское народное искусство. В орнаментальных композициях использовалось более ста основных мотивов. В декорировке деревянной утвари сохранялись очень древние геометрические мотивы, в изделиях из кожи - декоративные композиции, восходящие к скифскому времени. В отличие от декоративного искусства зап. Т., для орнаментики восточных Т. было характерно преобладание мелких геометрических узоров - зигзага, пунктира, косых линий и др.

Хозяйственные промыслы

Традиционные занятия вост. Т.-тоджинцев, кочевавших в горной тайге Восточных Саян, существенно отличались от западных Т. и базировались на охоте и оленеводстве.Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами семью в течение всего года, а промысел пушных носил преимущественно товарный характер и вёлся поздней осенью и зимой (основныё объекты охоты: марал, косуля, лось, дикий олень, соболь, белка). Наряду с кремневыми ружьями с сошкой, которыми пользовались ещё в нач. 20 в., широко применялись самострелы. Вплоть до кон. 19 в. охотники ещё использовали луки со стрелами с тупыми деревянными или костяными наконечниками и свистункой, которая, издавая при полёте резкий звук, пугала белку, заставляя её опуститься вниз по дереву ближе к охотнику. Широко практиковались облавные охоты, с применением засек. Рыболовство имело гораздо меньшее значение, чем охота.Древнейшим и важным видом хозяйственных занятий охотников-оленеводов Тоджи было собирательство, в особенности луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг. Их высушивали и хранили во вьючных кожаных сумках. Сарану собирали обычно женщины. Собирали и кедровые орехи. В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты, служивших материалом для изготовления одежды, утвари и покрышек чума, изготовления ремней. Было известно кузнечное дело, к-poe сочетали со столярным.После проведения коллективизации и перехода на оседлость сельское население живёт в новых поселках, работает преимущественно в комплексных хозяйствах с преобладанием отгонного скотоводства и ирригационного земледелия. Зерновые культуры, характерные для старой Тувы, - просо и ячмень - уступили место высокосортной пшенице. В личных хозяйствах всё большее значение приобретает огородничество.

Жилище

Жилище западных тувинцев

Основным жилищем зап. Т. служила юрта. Она была круглой в плане, имела разборный, легко складываемый решетчатый остов из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками.В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над к-рым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и окном (светодымовое отверстие). Юрту покрывали войлочными полстями и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался очаг. В юрте находились парные деревянные сундуки, передние стенки к-рых были обычно декорированы расписным орнаментом.Правая часть юрты, по отношению к входу, считалась женской, левая часть - мужской. Пол покрывают узорные стеганые войлочные коврики. Помимо юрты зап. Т. использовали в качестве жилища также чум, который крыли войлочными полстями. По переписи 1931, у зап. Т. отмечено 12884 юрты и лишь 936 чумов, к-рые были характерны лишь для бедняков. Кочевые стойбища - аалы западных Т. состояли в зимнее время не более чем из трёх-пяти юрт (чумов). В летнее время кочевые стойбища могли включать и несколько аалов. Хозяйственные постройки зап. Т. были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота. В нач. 20 в. под влиянием русских крестьян-переселенцев в западной и центр. Туве начали сооружать срубные амбары для хранения зерна вблизи зимников.

Жилище восточных тувинцев

Традиционным жилищем вост. Т.-оленеводов (тоджинцев) служил чум, к-рый имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне-осеннее время берестяными полстями, а зимой - полстями, сшитыми из лосиных шкур. При перекочёвках перевозили лишь полсти. В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие тоджинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли кусками лиственничной коры. Кроме того, в период перехода к оседлости, во вновь создаваемых колхозных поселках большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие четырёх-, пяти- и шестиугольные каркасные постройки. Основу их конструкции составляли четыре вкопанные в землю опорные стойки, кровля имела дарбазную конструкцию либо была плоской. Стены из вертикальных жердей и кровлю крыли корой лиственницы. Кроме того, у тоджинских скотоводов с кон. 19 в. начинают использовать в качестве жилища также пяти- и шестиугольные юртообразные срубы, но число их было невелико.

Одежда

Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож, преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Распространены были такие ткани, как бязь, далемба, чесуча, а также плис - хлопчатобумажный бархат. Одежда подразделялась на весенне-летнюю м осенне-зимнюю. Она различалась и по назначению: повседневную, промысловую, культовую, праздничную, спортивную. Наплечная одежда была туникообразной распашной. Характерной чертой верхней одежды - халата - был ступенчатый вырез в верхней части левой полы и длинные рукава с обшлагами, опускавшимися ниже кистей рук. Излюбленные цвета ткани - фиолетовый, синий, желтый, красный, зелёный. Зимой носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником, к-рую иногда покрывали цветной тканью. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Летней одеждой служил длиннополый матерчатый халат. Как зимнюю праздничную одежду использовали малоношеную шубу из шкур подросших ягнят, покрытую цветной тканью, нередко шёлковой.Летом это был халат, сшитый из цветной ткани (предпочтительно синей или вишнёвой). Полы, ворот, обшлага обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов, а воротник прошивали таким образом, чтобы швы образовывали ромбичные клетки, меандр, зигзаг или волнистые линии.Промысловая одежда была того же кроя, но более лёгкой и короткой. В непогоду надевали дождевики либо из тонкого войлока, либо из сукна.

Одежда тувинцев-оленеводов

Одежда вост. Т.-олевеводов имела ряд существенных особенностей. Летом излюбленной наплечной одеждой служил хаш тон, который выкраивали из изношенных оленьих шкур или осенней косульей ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые рукава с глубокими прямоугольными проймами. Существовал и другой покрой - стан выкраивали из одной цельной шкуры, перекинутой через голову и как бы обернутой вокруг туловища. Головные уборы капорообразного покроя шили из шкур с голов диких животных. Иногда пользовались головными уборами, сшитыми из утиной кожи и перьев. Поздней осенью и зимой пользовались камусовыми унтами мехом наружу (бышкак идик). Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду узким ремнём из кожи косули с копытцами на его концах. Нижняя одежда как западных, так и вост. Т. состояла из рубашки и коротких штанов - натазников. Летние штаны шили из ткани или ровдуги, а зимние - из шкур домашних и диких животных, реже из ткани.

Головные уборы

Одним из наиболее распространенных головных уборов мужчин и женщин была овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, к-рые завязывались на затылке, и назатыльником, прикрывавшим шею. Носили также просторные войлочные капюшоны с удлиненным выступом, опускавшимся на затылок. Шили также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, к-рые имели высокую тулью, обшитую цветной тканью. Тулью охватывали стоячие, разрезанные сзади поля, также покрытые мехом, обычно чёрного цвета. К верхней части шапки пришивали шишечку в виде плетёного узла. От неё вниз опускалось несколько красных лент. Носили также меховые капоры. Своеобразными были женские свадебные головные уборы. Один из них состоял из округлой шапочки, прикрывавшей голову, и широкого платка, опускавшегося на спину и плечи. Существовала также специальная свадебная накидка на голову и плечи.

Украшения

Женскими украшениями служили перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Очень ценились накосные серебряные украшения в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями. К ним подвешивали 3-5 ниток бус и чёрные пучки нитей. Как женщины, так и мужчины носили косы. Мужчины переднюю, часть головы брили, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу (отдельные старики носили косы еще в 1950-е гг.).

Обувь

Обувь носили в основном двух типов. Кожаные сапоги кадыг идик с характерным загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно-кожаной подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги нередко декорировали цветными аппликациями. В отличие от кадыг идиков, покрой мягких сапог чымчак идик имел мягкую подошву из кожи коровы без загиба мыса и голенища из обработанной кожи домашней козы. Зимой носили в сапогах войлочные чулки (ук) с вшитыми подошвами. Верхнюю часть чулок украшали орнаментальными вышивками.

Традиционная кухня

Западно-тувинские традиции питания основывались на продуктах кочевого скотоводческого х-ва, сочетавшегося с земледелием, В состоятельных семьях значительную часть года питались молочными продуктами и в меньшей мере мясными. Использовали также растительную пищу, главным образом просо и ячмень, дикорастущие. Рыбу потребляли лишь бедняки. Ели варёное мясо домашних и диких животных, наиболее излюбленными блюдами были баранина и конина. В пищу шло не только мясо, но и субпродукты, а также кровь домашних животных. Молоко потребляли лишь кипячёным, притом почти только в виде кисломолочных продуктов. Они преобладали в питании в весенне-летний период. В зимнее время их роль резко снижалась. Пользовались молоком крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, верблюдов. Из кобыльего молока готовили кумыс. В пищевом рационе важную роль в зимнее время играли заготовленные впрок масло и сухой сыр (курут). Путём перегонки снятого сквашенного молока получали молочную «водку» - араку. Важную роль в питании играл чай, который пили подсоленным и с молоком. Охотники-оленеводы вост. Тувы питались преимущественно мясом добытых диких копытных. Домашних оленей, как правило, не забивали. Оленье молоко пили главным образом с чаем. Растительные продукты также расходовали очень экономно, готовя из зерна или муки пищу лишь один раз в день. Сушённые на огне луковицы сараны ели с чаем, из толчёных варили густой кашеобразный суп. Из мяса делали шашлык, мясную и кровяную колбасу. Из молока готовили пресный быштак и острокислый сыр аржи, масло, жирные пенки, сметану, кисломолочные напитки - хойтпак и тарак, кумыс, молочную водку. Хлебом не пользовались, вместо него употребляли далган - муку, изготовленную из поджаренных зёрен ячменя или пшеницы, поджаренное толчёное просо. Из муки приготовляли различные лепёшки, лапшу и пельмени.

Нематериальная (духовная) культура

Семейный уклад

Экзогамные роды (сёёк) сохранялись до начала 20 в. только у вост. Т., хотя следы родоплеменного деления существовали и у зап. Т.В социальной жизни существенное значение имели так называвемые аальные общины - семейно-родственнме группы, включавшие обычно от трех до пяти-шести семей (семья отца и семьи его выделившихся женатых сыновей с детьми), к-рые кочевали совместно, образуя устойчивые группы аалов, причём в летнее время они объединялись в более крупные соседские общины. Преобладала малая моногамная семья, хотя до 1920-х гг. среди богатых скотовладельцев встречались и случаи многожёнства. Сохранялся институт калыма.

Свадебный цикл состоял из нескольких этапов: сговор (обычно ещё в детском возрасте), сватание, особый обряд закрепления сватовства, бракосочетание и свадебное пиршество. Существовали специальные свадебные накидки головы невесты, ряд запретов, связанных с обычаями избегания. Т. имели богатые традиции - обычаи, обряды, нормы поведения, являющиеся составной частью духовной культуры.

Религия

Среди населения Тувы распространены три религии: православие , шаманизм и буддизм (тибетский буддизм). В Туве - 17 буддийских храмов и один хурэ (буддийский монастырь). Шаманизм распространён в основном среди кочевников-скотоводов и охотников. Оно является неотъемлемой частью духовной и культурной жизни тувинского народа.

В последние годы в Туве быстро возрождается официальная религия - буддизм , который в период существования Тувинской народной республики ( -) и в советское время преследовался. Были уничтожены все 26 хурэ, часть служителей культа репрессирована. Теперь вновь создаются буддийские монастыри с монахами, получающими образование в тибетских буддийских центрах в Индии .

Всё чаще проводятся религиозные праздники. Сохранился и шаманизм, а также промысловый культ, в частности до недавнего времени у восточных тувинцев проводился так называемый медвежий праздник. Сохранял своё значение и культ гор.

В наиболее почитаемых местах, главным образом в горах, на перевалах, у целебных источников, устанавливали посвящённые духам-хозяевам местности алтари (она) из сложенных в кучи камней. В верованиях Т. сохраняются остатки древнего семейно-родового культа, к-рый проявляется гл. обр. в почитании домашнего очага. До недавнего времени сохранялся и шаманизм. Ещё по переписи 1931 года , на 65 тыс. тувинцев приходилось 725 шаманов (мужчин и женщин). В тувинском шаманизме сохранялись многие весьма древние черты, в особенности в мифологии , культовой практике и атрибутике, в частности в представлении о трёхчастном членении мира.

Шаманизм

Основная статья : Тувинский шаманизм

Буддизм

Праздники

Существовало несколько видов традиционных праздников. Это новогодний праздник - шагаа, общинные праздники обработки шерсти и изготовления войлока, семейно-бытовые - свадебный цикл, рождение ребенка, стрижка волос, религиозно-ламаистские - освящение жертвенного места, оросительного канала и другое. Ни одно значительное событие в жизни общины или крупной административной единицы не проходило без спортивных состязаний - национальной борьбы (хуреш), конских скачек, стрельбы из лука, различных игр.

Фольклор

Развито устное поэтическое творчество различных жанров: героический эпос, легенды, мифы, предания, песни, пословицы и поговорки. Поныне сохранились сказители, исполняющие в устной форме огромные по объему произведения эпоса Т. Музыкальное народное творчество представлено многочисленными песнями, частушками. Народ Тувы владеет мастерством хоректээр (горловое пение). Одним из приемов его исполнения является пение одного лица сразу двумя и тремя голосами. Способы исполнения горлового пения являются основой музыкальной культуры и интонационного слуха. Они связаны с подражанием животным. Горловое пение разделяется на пять стилей, сопровождается игрой на смычковых и щипковых музыкальных инструментах различного вида. В 1988 в Кызыле был создан ансамбль горлового пения «Тыва», который гастролировал во многих странах мира.Народная музыка Т. основана на пентатонике. Из музыкальных инструментов наиболее распространёнными были губной варган (хомус) - железный и деревянный. На железном варгане играли в основном женщины и девушки, на деревянном - мужчины. Были распространены смычковые инструменты (древние прообразы скрипки) - игил и бызанчы.

Литература

Вместе с созданием тувинской письменности начала развиваться профессиональная литература. Среди тув. поэтов и писателей многие известны далеко за пределами республики (Салчак Тока, М. Б. Кенин-Лопсан, Ю. Кюнзюгеш, С. Сарыг-оол и другие).

Наскальное искусство и художественное творчество

В Туве находится более десяти памятников наскального искусства с сотнями рисунков. Это расположенные близ Кызыла Малый Баян-Кол, Сыын-Чурек, Ортаа-Саргол, Бижиктиг-Хая, петроглифы Чиргаки в долине реки Хемчик, Сарыг-Даш и правого берега реки Енисей.

- . Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Здравствуйте, любознательные читатели!

Сегодня вы узнаете про тувинские обычаи и традиции. Тувинцы – это самобытный народ, который стал жить в составе российского государства в начале прошлого века. Сами себя они называют «тыва».

Географическое положение и занятость населения

Существуют два равноценных названия в наше время: Республика Тува и Республика Тыва. В её столице – Кызыле – находится географический центр Азии, что символизирует памятник на берегу Енисея.

Памятник — центр Азии

Тыва расположена у истоков этой реки. Её территория в большей части гористая, покрытая лесами, и только пятая часть Тывы – это равнины и степи. Это повлияло на занятия местных жителей, проживающих в её разных частях.

Этнически они делятся на западных и восточных тувинцев, последних ещё называют «тоджинцы». Тоджинцы занимаются охотой и оленеводством. Западные тувинцы занимаются кочевым животноводством. Приоритет отдаётся овцам, лошадям, козам, верблюдам.

Религия

Тува является единственным буддийским уголком, где разговаривают на языке, принадлежащем к тюркской языковой группе – тувинском.

Сложилась тут в XVIII-XIX веках. Но первое появление буддийского учения датируется ещё VIII-IX столетием, временем существования Уйгурского каганата.

До этого местной религией был шаманизм. Он существует и в настоящее время, параллельно с буддизмом. Обе религии существенно повлияли друг на друга.

Примером такого синтеза может служить религиозная служба, проводимая каждый год во дворе хурээ (так называются местные храмы) под названием Цам.

Это событие можно назвать мистерией, навеянной древними шаманскими камланиями. , в красочных масках и одеждах, в ритуальных танцах изображают присутствие Будды на земле и отгоняют злых духов от богомольцев.


Они могут импровизировать, разговаривать со зрителями, или, наоборот, изображать требуемый сюжет при помощи пантомимы. Зрелище бывает посвящено почитаемому буддийскому персонажу или религиозному событию.

И буддизм, и шаманизм сильно повлияли на местные обряды и обычаи и на жизнь в целом. Люди также обращаются к шаманам и ламам как к искусным врачевателям.

Тувинцы и природа

Особенностью тувинского менталитета является то, что они считают себя неотъемлемой частью природы и верят, что всё вокруг происходит в результате взаимодействия различных духов. Благополучие человека, по их представлениям, зависит от благоволения Неба и высших божеств.

Особое отношение у них к деревьям, особенно необычным, например, сросшимся. На такие деревья вешаются ленты, называющиеся чалама, и другие подношения. Возле них нельзя шуметь, трогать и забирать то, что висит на ветвях.


Несмотря на то, что тувинцы первоклассные охотники, они никогда не трогают животных с детёнышами, так как верят, что если такое произойдёт, то непременно случится что-то плохое с их собственными детьми.

Также трепетное отношение у местных жителей к воде и огню. Источники воды не загрязняются, а огню приносятся жертвоприношения.

Отношение к детям

А дети для них – главная ценность. Интересно, что высшим проявлением нежности к малышу считаются не поцелуи, а...обнюхивание! На третий или седьмой день после рождения для ребёнка устраивается праздник Первой колыбели.

До этого момента малыш не разлучается с матерью и спит вместе с ней. Он омывается святой водой с можжевельником и занимает своё новое спальное место.

Его пуповина в специальном мешочке подвешивается у изголовья и служит оберегом до тех пор, пока маленький не вырастет из колыбели.

Во время перекладывания младенца все женщины поют обрядовую песню, чтобы он не тревожился. Такой обряд помогает освободиться матери и ребёнку от всего нечистого, что есть, по местным представлениям, в родах.

Так как детей в семье, как правило, больше одного, то колыбель после этого переходит к следующему ребёнку. Если необходима новая люлька, то её изготавливают родственники по женской линии. Делается она из бересты.

А в три года, считая и то время, которое малыш провёл в утробе матери, ему первый раз стригут волосы. Взрослые преподносят ему щедрые дары в виде скота, одежды, а дети развлекают плачущего малыша песнями, танцами, играми. Так происходит переход от младенчества к детству.

Быть бездетным считается самым большим несчастьем по местным поверьям. В воспитании детей многодетным семьям помогают бездетные пары.

Свадьба

Свадьба у тувинцев являлась ярким народным обрядом. Начиналась она со сговора или сватовства. Родственники жениха приезжали к родителям невесты с дарами.

Если семья невесты их принимала, то жених был среди присутствующих в следующий визит. С этого приезда начинался особый этап во взаимоотношениях будущих супругов, который назывался тухтеп, то есть закрепление достигнутых договорённостей.


Родители занимались подготовкой для невесты новой одежды, обуви, украшений, которые ей предстояло надеть на свадьбе, а также юрты. В будущем это являлось личной собственностью невесты, а не приданым. Кроме того, ей выделялось несколько голов скота.

Невесте было разрешено у себя встречаться с суженым, что в народе называлось «оценивать мощь жениха». В результате этих встреч она могла и забеременеть, и родить до бракосочетания.

Когда подходила назначенная дата свадьбы, невеста переезжала в аал жениха, и устраивалось гуляние. Затем молодые поселялись в юрту, которую невеста привозила с собой, и жили там всю жизнь.

Шагаа

Самый главный праздник у тувинцев – это Шагаа, тувинский Новый год. Он отмечается в феврале или марте. Накануне его наступления проходят спортивные соревнования по стрельбе из лука, национальной борьбе хуреш, хождению на лыжах.

Во всех храмах с вечера и почти до утра проводятся праздничные богослужения, в столице в них участвует и Камбы-лама, духовный лидер тувинцев.

Камбы-лама, духовный лидер Тувы

А как только рассветёт, проводится обряд Сан-сарылы. Его проводят как шаманы, так и ламы. Разжигается традиционный костёр, так как Огонь приходится младшим братом Солнцу, и ему приносятся жертвы: кладут в огонь мясо и сладости.

Также читают священные писания и просят удачи и благоденствия своему народу. Присутствовать при этом разрешено лишь мужчинам и мальчикам старше девяти лет.

Наадым

Наадым – праздник животноводов, празднуемый в середине августа. У него тысячелетняя история. В древности во время этого праздника делали подношения духам местности и предков, которые охраняли данную территорию.

Теперь, кроме традиционных состязаний в борьбе хуреш и стрельбе из лука, во время праздника проводятся конкурсы на лучшую юрту, национальный костюм, конскую сбрую и поднятие тяжёлых камней.


Во время празднования Наадыма уже около десяти лет в республике проводится Международный фестиваль войлока. На него собираются не только местные умельцы, но и:

  • хакасы,
  • буряты,
  • башкиры,
  • казахи,
  • кыргызы,
  • монголы,
  • жители Алтая и близлежащих сибирских областей России.

В условиях лютой зимы, когда -40◦ — это обычное дело, а иногда морозы доходят и до -60◦, теплоизоляционные свойства войлока имеют решающее значение. Из него изготовляют юрты, матрасы, внутренние чулки и стельки обуви и даже бижутерию.


Всё это, а также и другие предметы декоративно-прикладного искусства, продаётся на фестивале. Мастера обмениваются опытом, узнают о новых техниках изготовления изделий, проводят мастер-классы по украшению войлочных изделий, чтобы обогатить и развивать традиционное ремесло их предков.

Известный этнолог из Венгрии, Иштван Видак, мастерски овладевший войлокованием, так оценил кропотливое изготовление войлочного полотна:

Чтобы делать войлок, не нужно ничего, кроме рук человека и шерсти. Правда, нужно еще очень много труда .

Фестиваль Устуу-Хурээ

Устуу-Хурээ – это духовный центр Тывы. Построен этот монастырь был ещё в начале XX столетия.


В советское время буддизм в Тыве подвергался гонениям и находился в упадке. Были предприняты попытки разрушить и главный её храм. Всё же глинобитные стены Цогчена – основного здания – устояли.

В 1999 году было решено восстановить храм. Для этого Игорь Дулуш, заслуженный деятель искусств республики Тыва, подал идею провести международный фестиваль живой музыки и веры, чтобы собранные средства пошли на восстановление духовной святыни тувинского народа.


В 2008 году рядом с полуразрушенными стенами храма начали возводить новое здание при поддержке российского государственного деятеля С. Шойгу, который тоже родом из Тывы. Строительство было завершено в 2012 году.

Посвящённый святыне фестиваль проводится ежегодно. В нём может принять участие всякий артист или музыкальная группа любого жанра и стиля на конкурсной основе.

Празднество состоит из двух частей. Часть, посвящённая вере, открывает фестиваль яркой карнавальной процессией Цам, которая шествует по улицам города и далее заходит в два буддийских монастыря. В шествии участвуют и артисты, и зрители.


Музыкальная часть состоит из четырёх ежедневных концертов. В конце проводится грандиозный гала-концерт победителей и в ночное время – джем-сешн, когда музыканты могут поимпровизировать индивидуально или вместе по поводу предмета их встречи.

Заключение

Тувинцы – это удивительный народ с трудолюбивым характером. Местная земля богата достопримечательностями и природными чудесами, которые неизменно привлекают сюда туристов со всего мира.

Одна из следующих статей на блоге будет посвящена отдельно национальной кухне тувинцев.

А сегодня мы на этом остановимся. Будем благодарны вам за рекомендацию статьи в социальных сетях.

Немцы во время Великой Отечественной войны называли тувинцев «Der Schwarze Tod» — «Чёрная Смерть». Тувинцы стояли насмерть даже при явном превосходстве противника, пленных не брали.

"Это наша война!"

Тувинская народная республика стала частью Советского Союза уже во время войны, 17 августа 1944 года. Летом 1941 года Тува де-юре была самостоятельным государством. В августе 1921 года оттуда были изгнаны белогвардейские отряды Колчака и Унгерна. Столицей республики стал бывший Белоцарск, переименованный в Кызыл (Красный город). Советские войска были выведены из Тувы к 1923 году, но СССР продолжал оказывать Туве посильную помощь, не претендуя при этом на её независимость. Принято говорить, что первой поддержку СССР в войне оказала Великобритания, однако это не так. Тува объявила войну Германии и её союзникам 22 июня 1941 года, за 11 часов до исторического заявления Черчилля по радио. В Туве сразу же началась мобилизация, республика заявила о готовности отправить свою армию на фронт. 38 тысяч тувинских аратов в письме Иосифу Сталину заявили: «Мы вместе. Это и наша война». По поводу объявления Тувой войны Германии есть историческая легенда, что когда об этом узнал Гитлер, то его это позабавило, он даже не удосужился найти эту республику на карте. А зря.

Все для фронта!

Сразу после начала войны Тува передала Москве золотой запас (около 30 миллионов рублей) и всю добычу тувинского золота (10-11 миллионов рублей ежегодно). Тувинцы действительно приняли войну как свою. Об этом свидетельствует тот объем помощи, который небогатая республика предоставила фронту. С июня 1941 по октябрь 1944 Тува поставила для нужд Красной Армии 50000 боевых коней, 750000 голов скота. Каждая тувинская семья отдала фронту от 10 до 100 голов скота. Тувинцы же в прямом смысле поставили Красную армию на лыжи, поставив на фронт 52000 пар лыж. Премьер-министр Тувы Сарык-Донгак Чимба в своем дневнике написал: «извели весь березняк рядом с Кызылом». Кроме этого, тувинцы отправили 12000 полушубков, 19000 пар рукавиц, 16000 пар валенок, 70000 тонн овечьей шерсти, 400 тонн мяса, топлёного масла и муки, телеги, сани, упряжь и другие товары на общую сумму около 66,5 миллионов рублей. В помощь СССР араты собрали 5 эшелонов подарков на сумму более 10 миллионов тувинских акша (курс 1 акша - 3 рубля 50 коп), продуктов для госпиталей на 200000 акша. По советским экспертным оценкам, представленным, например, в книге «СССР и иностранные государства в 1941-1945 годах», совокупные поставки Монголии и Тувы СССР в 1941-1942 годах по объему были только на 35% меньше, чем общий объем западных союзнических поставок в те годы в СССР - то есть из США, Канады, Великобритании, Австралии, Южнофриканского союза, Австралии и Новой Зеландии вместе взятых.

«Черная смерть»

Первые тувинские добровольцы (около 200 человек) вступили в ряды Красной армии в мае 1943 года. После недолгого обучения, они были зачислены в 25-й отдельный танковый полк (с февраля 1944 года он был в составе 52-й армии 2-го Украинского фронта). Этот полк воевал на территории Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии и Чехословакии. В сентябре 1943 года вторую группу добровольцев-кавалеристов (206 человек) зачислили, после обучения во Владимирской области, в состав 8-й кавалерийской дивизии. Кавдивизия принимала участие в рейдах по тылам противника на западе Украины. После боя под Дуражно в январе 1944 года немцы стали называть тувинцев «Der Schwarze Tod» - «Чёрная Смерть». Пленный немецкий офицер Г. Ремке во время допроса сказал, что вверенные ему солдаты «подсознательно восприняли этих варваров (тувинцев) как полчища Аттилы» и потеряли всякую боеспособность... Здесь нужно сказать о том, что первые тувинские добровольцы представляли из себя типичную национальную часть, они были одеты в национальные костюмы, носили амулеты. Только в начале 1944 года советское командование попросило тувинских воинов отправить свои «предметы буддистского и шаманского культа» на Родину. Тувинцы сражались храбро. Командование 8-й Гвардейской кавалерийской дивизии писало тувинскому правительству: «... при явном превосходстве противника, тувинцы стояли насмерть. Так в боях под деревней Сурмиче 10 пулемётчиков во главе с командиром отделения Донгур-Кызыл и расчёт противотанковых ружей во главе с Дажы-Серен в этом бою погибли, но ни на шаг не отошли, сражаясь до последнего патрона. Свыше 100 вражеских трупов было насчитано перед горсткой храбрецов, павших смертью героев. Они погибли, но там, где стояли сыны вашей Родины, враг не прошёл...». Эскадрон тувинских добровольцев освободил 80 западноукраинских населённых пунктов.

Тувинские герои

Из 80000-тысячного населения Тувинской республики в Великой Отечественной войне приняли участие около 8000 воинов-тувинцев. 67 бойцов и командиров были награждены орденами и медалями СССР. Около 20 из них стали кавалерами ордена Славы, до 5500 тувинских воинов были награждены другими орденами и медалями Советского Союза и Тувинской республики. Двум тувинцам было присвоено звание Героя Советского Союза - Хомушку Чургуй-оол и Тюлюш Кечил-оол.

Тувинцы - самоназвание тыва , устаревшее название сойоты , сойоны, урянхайцы ; таину–тувинцы (устаревшее название населявших Туву тувинцев, в отличие от тувинцев, живших за её пределами) - народ в России, основное население Тувы. Проживают также в Российской Федерации, Монголии, Китае. Верующие тувинцы - в основном буддисты–ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, .

Этнографические группы

Тувинцы делятся на западных и восточных, или тувинцев–тоджинцев, которые составляют около 5% всех тувинцев.

Язык

Говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: центральный, западный, юго–восточный, северо–восточный (тоджинский). Распространены также русский, в южных районах – монгольский языки. Письменность на основе русской графики.

Исторические сведения

Древнейшие предки тувинцев – тюркоязычные племена Центральной Азии, проникшие на территорию современной Тувы не позднее середины I тысячелетия и смешавшиеся здесь с кетоязычными, самодийскоязычными и, возможно, индоевропейскими племенами. С VI в. племена Тувы входили в Тюркский каганат. В середине VIII в. тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз – Уйгурский каганат, сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву. Часть уйгурских племён, постепенно смешавшись с местными племенами, оказала решающее влияние на формирование их языка. Потомки уйгуров–завоевателей живут в Западной Туве.

Енисейские кыргызы, населявшие Минусинскую котловину, в XIX в. подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов полностью ассимилировались в среде местного населения. В XIII–XIV вв. в Туву переселились несколько монгольских племён, постепенно ассимилированных местным населением. В конце I тысячелетия нашей эры в горно–таёжную восточную часть Тувы – в Саяны (нынешний Тоджинский район), заселённые ранее самодийскими, кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба (дубо в китайских источниках), родственные уйгурам. К XIX в. все нетюркские обитатели Восточной Тувы были полностью тюркизированы, а этноним туба (тыва) стал общим самоназванием всех Тувинцев.

В конце XVII I– начале XIX в., когда Тува находилась под властью маньчжурской династии Цин, завершилось сложение тувинского этноса. В 1914 г. Тува (русское название – Урянхайский край) была принята под протекторат России. В 1921 г. была провозглашена Народная Республика Танну–Тува, с 1926 г. она стала называться Тувинская Народная Республика. В 1944 г. республика была включена в Российскую Федерацию как автономная область, в 1961 г. преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 г. – Республика Тува, с 1993 г. – Республика Тыва.

Хозяйство

Традиционные занятия западных и восточных тувинцев существенно различались. Основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины XX в. составляло кочевое скотоводство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков (в высокогорных районах на западе и юго–востоке республики), а также лошадей и верблюдов. Подсобное значение имело пашенное земледелие (просо, ячмень). Оно было почти исключительно ирригационным. Земледельческие участки обрабатывались обычно в течение трех–четырех лет, затем их оставляли и переходили на другой, некогда заброшенный. Земледелие требовало искусственного орошения и поэтому араты при подготовке участка проводили небольшие каналы. Землю вспахивали деревянной сохой–«андазыном», которую прикрепляли к седлу лошади. Бороновали волокушей, колосья срезали ножом или выдергивали руками. В начало ХХ в. стали использовать русский серп. Зерно не мололи, а толкли в деревянной ступе.

Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом. До конца XIX в. лук и стрелы были основным охотничьим оружием тувинцев. В дальнейшем они стали охотиться с ружьем. Пуле они дали название «ок», т.е. стрела, а охотничьему поясу с пороховницей и патронташем – «саадак» (колчан). Охота в основном имела промысловый характер: били белку, соболя, горностая. На охоте или при большом снеге для передвижения применяли лыжи, обычно сделанные из ели и подбитые камусом.

Рыболовство являлось важным подспорьем, главным образом, в хозяйства лесных районов. Рыбу ловили при помощи сетей, удочек с деревянными крючками, били острогой. Для ловли щук использовали волосяную петлю, на мелких реках ставила запоры, практиковали зимний подледный лов.

Большое значение жителями тайги придавалось сбору корней и клубней дикорастущих растений, особенно кандыка и сараны. Для их выкапывания существовало особое орудие – копалка о железным наконечником – «озук».

Древнейшим и важным видом хозяйственных занятий охотников–оленеводов тоджи было собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых орехов и др.). В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и др.). Тувинские кузнецы обслуживали потребности кочевого хозяйства в мелких изделиях из железа. Они практически не выделялись из скотоводческих общин и вели такой же кочевой образ жизни, как и другие скотоводы. Весь их инструментарий (наковальня, набор молотков и щипцов, меха из козьих шкур) был приспособлен к постоянным передвижениям и быстрому развертыванию в любых условиях. К началу XX в. в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов–ювелиров, работавших главным образом на заказ. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие юрты, коврики и матрацы.

Жилище

Основным жилищем западных тувинцев служила юрта: круглая в плане, имела разборный, легко складываемый решётчатый остов из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и окном (свето–дымовое отверстие). Юрту покрывали войлочными полстями и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался очаг. В юрте находились парные деревянные сундуки, передние стенки которых были обычно декорированы расписным орнаментом. Правая часть юрты (по отношению к входу) считалась женской, левая – мужской. Пол покрывали узорные стёганые войлочные коврики. Стены юрты используются для подвешивания вещей, главным образом войлочных и матерчатых мешочков с солью, чаем и посудой, засушенных желудков и кишок, наполненных маслом. Тувинская юрта не может считаться полной в отношении обстановки, если в ней нет войлочных ковров ширтек. На земляной пол растилаются белые простеганные трапециевидные по форме ширтеки. Их бывает от 2 до 3 штук: в передней части юрты, с левой стороны, у кровати. В настоящее время некоторые используют деревянный пол. Различные шаманские культовые предметы в юрте имели определенное место, например, хранитель юрты Кара Моос всегда находился над дверью и головой был обращен в сторону полок на мужской стороне, другие хранители–духи находились между аптара и постелью. Буддийско–ламаисткие культовые предметы помещались над шкафчиками или на аптара.

Помимо юрты западные тувинцы использовали в качестве жилища также чум, который крыли войлочными полстями.

Традиционным жилищем восточных тувинцев–оленеводов (тоджинцев) служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне–осеннее время берестяными полстями, а зимой – полстями, сшитыми из лосиных шкур. В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие тоджинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли кусками лиственничной коры, а также большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие четырёх–, пяти – и шестиугольные каркасные постройки. Хозяйственные постройки западных тувинцев были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота. В начале XX в. под влиянием русских крестьян–переселенцев в Западной и Центральной Туве начали сооружать срубные амбары для хранения зерна вблизи зимников.

Одежда

Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Наплечная одежда была туникообразной распашной. Характерными чертами верхней одежды – халата – были ступенчатый вырез в верхней части левой полы и длинные рукава с обшлагами, опускавшимися ниже кистей рук. Излюбленные цвета ткани – фиолетовый, синий, жёлтый, красный, зелёный. Зимой носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Праздничной зимней одеждой была шуба из шкур подросших ягнят, покрытая цветной тканью, нередко шёлковой, летней – халат, сшитый из цветной ткани (чаще синей или вишнёвой). Полы, ворот, обшлага обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов, а воротник прошивали, чтобы швы образовывали ромбические клетки, меандр, зигзаг или волнистые линии.

Один из наиболее распространённых головных уборов мужчин и женщин – овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке, и назатыльником, прикрывавшим шею. Носили просторные войлочные капюшоны с удлинённым выступом, опускавшимся на затылок, также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, которые имели высокую тулью, обшитую цветной тканью. К верхней части шапки пришивали шишечку в виде плетёного узла, от неё вниз опускалось несколько красных лент. Носили также меховые капоры.

Обувь – в основном двух типов. Кожаные сапоги кадыг идик с характерным загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно–кожаной подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги декорировали цветными аппликациями. Мягкие сапоги чымчак идик имели мягкую подошву из кожи коровы без загиба мыса и голенища из обработанной кожи домашней козы. Зимой носили в сапогах войлочные чулки (ук) с вшитыми подошвами. Верхнюю часть чулок украшали орнаментальными вышивками.

Одежда восточных тувинцев–оленеводов имела ряд существенных особенностей. Летом излюбленной наплечной одеждой служил хаш тон, который выкраивали из изношенных оленьих шкур или осенней косульей ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые рукава с глубокими прямоугольными проймами. Существовал и другой покрой – стан выкраивали из одной цельной шкуры, перекинутой через голову и как бы обёрнутой вокруг туловища. Головные уборы капорообразного покроя шили из шкур с голов диких животных. Иногда пользовались головными уборами, сшитыми из утиной кожи и перьев. Поздней осенью и зимой пользовались камусовыми унтами мехом наружу (бышкак идик). Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду узким ремнём из кожи косули с копытцами на его концах.

Нижняя одежда как западных, так и восточных тувинцев состояла из рубашки и коротких штанов–натазников. Летние штаны шили из ткани или ровдуги, а зимние – из шкур домашних и диких животных, реже из ткани.

Украшения

Женскими украшениями служили перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Очень ценились накосные серебряные украшения в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями. К ним подвешивали 3–5 низок бус и чёрные пучки нитей. Как женщины, так и мужчины носили косы. Мужчины переднюю часть головы брили, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу.

Пища

В традиционной пище преобладали молочные продукты (особенно летом), в том числе кисломолочный напиток хойтпак и кумыс (у восточных тувинцев – оленье молоко), различные типы сыра: кислый, копчёный (курут), пресный (пыштак); ели варёное мясо домашних и диких животных (особенно баранину и конину). В пищу шло не только мясо, но и субпродукты, а также кровь домашних животных. Употребляли растительную пищу: каши из круп, толокна, стебли и корни дикорастущих. Важную роль играл чай (подсоленный и с молоком).

Семейные отношения

Экзогамные роды (сёёк) сохранялись до начала XX в. только у восточных тувинцев, хотя следы родо–племенного деления существовали и у западных тувинцев. В социальной жизни существенное значение имели так называемые аальные общины – семейно–родственные группы, включавшие обычно от трёх до пяти–шести семей (семья отца и семьи его выделившихся женатых сыновей с детьми), которые кочевали совместно, образуя устойчивые группы аалов, причём в летнее время они объединялись в более крупные соседские общины. Преобладала малая моногамная семья, хотя до 1920–х гг. среди богатых скотовладельцев встречались и случаи многожёнства.

Традиции

Сохранялся институт калыма. Свадебный цикл состоял из нескольких этапов: сговор (обычно ещё в детском возрасте), сватание, особый обряд закрепления сватовства, бракосочетание и свадебное пиршество. Существовали специальные свадебные накидки на голову невесты, ряд запретов, связанных с обычаями избегания. Тувинцы имели богатые традиции – обычаи, обряды, нормы поведения, являющиеся составной частью духовной культуры.

Традиционные праздники: Новый год – шагаа, общинные праздники, связанные с годовым хозяйственным циклом, семейно–бытовые – свадебный цикл, рождение ребёнка, стрижка волос, религиозно–ламаистские и др. Ни одно значительное событие в жизни общины или крупной административной единицы не проходило без спортивных состязаний – национальной борьбы (хуреш), конских скачек, стрельбы из лука, различных игр.

Искусство

Развито устное поэтическое творчество различных жанров: героический эпос, легенды, мифы, предания, песни, пословицы и поговорки. Поныне сохранились сказители, исполняющие в устной форме огромные по объёму произведения эпоса тувинцев. Музыкальное народное творчество представлено многочисленными песнями, частушками. Особое место в тувинской музыкальной культуре занимает так называемое горловое пение, в котором обычно выделяют четыре разновидности и соответствующие им четыре мелодических стиля.

Из музыкальных инструментов наиболее распространёнными были губной варган (хомус) – железный и деревянный. Были распространены смычковые инструменты (древние прообразы скрипки) – игил и бызанчы.

Религия

В верованиях тувинцев сохраняются остатки древнего семейно–родового культа, который проявляется главным образом в почитании домашнего очага. У тувинцев сохранился шаманизм. Для шаманистких представлений характерно трехчастное деление мира. До недавнего времени сохранялись отдельные черты промыслового культа, в частности проведение у восточных тувинцев «медвежьего праздника». Официальная религия тувинцев – ламаизм – в последние годы переживает возрождение. Вновь создаются ламаистские монастыри с монахами, получающими образование в религиозных центрах буддизма. Все чаще проводятся религиозные праздники. Сохранили своё значение и культ гор.

Немцы во время Великой Отечественной войны называли тувинцев «Der Schwarze Tod» — «Чёрная Смерть». Тувинцы стояли насмерть даже при явном превосходстве противника, пленных не брали.

"Это наша война!"

Тувинская народная республика стала частью Советского Союза уже во время войны, 17 августа 1944 года. Летом 1941 года Тува де-юре была самостоятельным государством. В августе 1921 года оттуда были изгнаны белогвардейские отряды Колчака и Унгерна. Столицей республики стал бывший Белоцарск, переименованный в Кызыл (Красный город). Советские войска были выведены из Тувы к 1923 году, но СССР продолжал оказывать Туве посильную помощь, не претендуя при этом на её независимость. Принято говорить, что первой поддержку СССР в войне оказала Великобритания, однако это не так. Тува объявила войну Германии и её союзникам 22 июня 1941 года, за 11 часов до исторического заявления Черчилля по радио. В Туве сразу же началась мобилизация, республика заявила о готовности отправить свою армию на фронт. 38 тысяч тувинских аратов в письме Иосифу Сталину заявили: «Мы вместе. Это и наша война». По поводу объявления Тувой войны Германии есть историческая легенда, что когда об этом узнал Гитлер, то его это позабавило, он даже не удосужился найти эту республику на карте. А зря.

Все для фронта!

Сразу после начала войны Тува передала Москве золотой запас (около 30 миллионов рублей) и всю добычу тувинского золота (10-11 миллионов рублей ежегодно). Тувинцы действительно приняли войну как свою. Об этом свидетельствует тот объем помощи, который небогатая республика предоставила фронту. С июня 1941 по октябрь 1944 Тува поставила для нужд Красной Армии 50000 боевых коней, 750000 голов скота. Каждая тувинская семья отдала фронту от 10 до 100 голов скота. Тувинцы же в прямом смысле поставили Красную армию на лыжи, поставив на фронт 52000 пар лыж. Премьер-министр Тувы Сарык-Донгак Чимба в своем дневнике написал: «извели весь березняк рядом с Кызылом». Кроме этого, тувинцы отправили 12000 полушубков, 19000 пар рукавиц, 16000 пар валенок, 70000 тонн овечьей шерсти, 400 тонн мяса, топлёного масла и муки, телеги, сани, упряжь и другие товары на общую сумму около 66,5 миллионов рублей. В помощь СССР араты собрали 5 эшелонов подарков на сумму более 10 миллионов тувинских акша (курс 1 акша - 3 рубля 50 коп), продуктов для госпиталей на 200000 акша. По советским экспертным оценкам, представленным, например, в книге «СССР и иностранные государства в 1941-1945 годах», совокупные поставки Монголии и Тувы СССР в 1941-1942 годах по объему были только на 35% меньше, чем общий объем западных союзнических поставок в те годы в СССР - то есть из США, Канады, Великобритании, Австралии, Южнофриканского союза, Австралии и Новой Зеландии вместе взятых.

«Черная смерть»

Первые тувинские добровольцы (около 200 человек) вступили в ряды Красной армии в мае 1943 года. После недолгого обучения, они были зачислены в 25-й отдельный танковый полк (с февраля 1944 года он был в составе 52-й армии 2-го Украинского фронта). Этот полк воевал на территории Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии и Чехословакии. В сентябре 1943 года вторую группу добровольцев-кавалеристов (206 человек) зачислили, после обучения во Владимирской области, в состав 8-й кавалерийской дивизии. Кавдивизия принимала участие в рейдах по тылам противника на западе Украины. После боя под Дуражно в январе 1944 года немцы стали называть тувинцев «Der Schwarze Tod» - «Чёрная Смерть». Пленный немецкий офицер Г. Ремке во время допроса сказал, что вверенные ему солдаты «подсознательно восприняли этих варваров (тувинцев) как полчища Аттилы» и потеряли всякую боеспособность... Здесь нужно сказать о том, что первые тувинские добровольцы представляли из себя типичную национальную часть, они были одеты в национальные костюмы, носили амулеты. Только в начале 1944 года советское командование попросило тувинских воинов отправить свои «предметы буддистского и шаманского культа» на Родину. Тувинцы сражались храбро. Командование 8-й Гвардейской кавалерийской дивизии писало тувинскому правительству: «... при явном превосходстве противника, тувинцы стояли насмерть. Так в боях под деревней Сурмиче 10 пулемётчиков во главе с командиром отделения Донгур-Кызыл и расчёт противотанковых ружей во главе с Дажы-Серен в этом бою погибли, но ни на шаг не отошли, сражаясь до последнего патрона. Свыше 100 вражеских трупов было насчитано перед горсткой храбрецов, павших смертью героев. Они погибли, но там, где стояли сыны вашей Родины, враг не прошёл...». Эскадрон тувинских добровольцев освободил 80 западноукраинских населённых пунктов.

Тувинские герои

Из 80000-тысячного населения Тувинской республики в Великой Отечественной войне приняли участие около 8000 воинов-тувинцев. 67 бойцов и командиров были награждены орденами и медалями СССР. Около 20 из них стали кавалерами ордена Славы, до 5500 тувинских воинов были награждены другими орденами и медалями Советского Союза и Тувинской республики. Двум тувинцам было присвоено звание Героя Советского Союза - Хомушку Чургуй-оол и Тюлюш Кечил-оол.